Система видов комментария к классическому тексту

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,77 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система видов комментария к классическому тексту

Министерство образования и науки РФ

Московский Государственный Университет Печати

Факультет Книжного дела и Журналистики

Кафедра издательского дела и редактирования





Контрольная работа

по дисциплине Текстология

Система видов комментария к классическому тексту

1. Определение понятия «комментарий»

Комментарии - это система дополнений к тексту, в своей совокупности более подробно раскрывающих смысл авторского высказывания.

Согласно ГОСТ 7.0.3-2006 комментарий - это «составная часть аппарата издания, представляющая собой свод сведений, которые разъясняют и толкуют факты, слова, фрагменты текста или всего произведения». Также дано примечание, что комментарий обычно содержит мнение специалиста, его подготовившего.

Выбор типа комментария зависит в первую очередь от характера произведения, нуждающегося в том или ином типе пояснений, и во вторую очередь - от типа издания, от целей, для которых оно предназначено. С.А. Рейсер писал, что «независимо от того, для какой читательской категории комментарий предназначен, он не представляет собой чего-то автономного от текста, а подчинен ему - он должен помочь читателю понять текст. Комментарий - сателлит текста. »

2. Значение комментария в издательской практике

Недооценка значения комментария в издании является большой ошибкой. Без комментария многие художественные произведения прошлого не дойдут полностью до современного читателя. Комментарий - это не придаток к изданию, не нечто терпимое, а норма хорошего издания, рассчитанного на самые разнообразные круги читателей.

Комментарии необходимы современному читателю, чтобы понять прошлое. Ведь часто устаревшая речь автора мешает нам воспринять наиболее полно художественное произведение во всем объеме. То, что понятно в контексте, со временем перестает пониматься. Сегодняшнее поколение не понимает и требует разъяснения классических произведений. Реальный комментарий, к примеру, представляет собой восстановление в памяти современников того, что забыто за истекшие десятилетия или века.

К тому же, как писал Д.С. Лихачев, «комментарий помогает читателю узнать историческое имя, географическое название и пр., понять то, что неясно, и получить сведения о том, что еще в данном тексте не установлено и не объяснено наукой, что нуждается в дальнейших исследованиях.»

Комментарии обладают такими функциями, как:

1.Просветительские, дидактические - в основном в изданиях для учащихся разных уровней.

2.Научно-исследовательские - в основном в изданиях научного текста.

.Эстетические - от крупных, известных специалистов, например, комментарии Набокова.

3. Классификация комментариев


Комментарии различаются по задачам, стоящим перед ними, и объектам комментирования.

Согласно ГОСТ 7.0.3-2006 различаются следующие виды комментариев:

-реальный комментарий, объясняющий реалии (различные объекты материальной и духовной жизни общества, которые встречаются в произведении, - факты, исторические имена, события и пр.)

-историко-литературный комментарий, раскрывающий смысл и художественные особенности произведения, его значение и место в историко-литературном процессе

-словарный комментарий, объясняющий слова и обороты речи, непонятные читателю, и построенный в форме алфавитного словаря

-текстологический комментарий, содержащий сведения текстологического характера

-историко-текстологический комментарий, содержащий сведения по истории создания и изучения текста произведения

-редакционно-издательский комментарий, содержащий объяснение принципов и приемов подготовки текста произведения к печати.

В отечественной текстологической практике есть множество вариантов классификации комментариев. Так например Б.В. Томашевский разделял комментарии на такие виды:

  1. Историко-текстовый и биографический
  2. Редакционно-издательский
  3. Историко-литературный
  4. Критический
  5. Лингвистический
  6. Литературный (поэтика произведения)
  7. Реальный или исторический

Известнейший исследователь древней литературы, текстолог Д.С. Лихачев в своей «Текстологии» делил их на:

  1. Текстологический
  2. Языковой
  3. Историко-литературный
  4. Реальный

В.Е. Барыкин в «Справочном аппарате изданий художественной литературы» дает такую классификацию комментариев:

  1. Текстологический
  2. Библиографический
  3. Реальный
  4. Стилистический
  5. Литературно-критический
  6. Биографический

В сборнике «Основы текстологии» под редакцией В.С. Нечаевой:

  1. Текстологический
  2. Историко-литературный
  3. Реальный
  4. Словарный

С.А. Рейсер в своем пособии «Основы текстологии»делил комментарии на:

  1. Текстологический (библиографический, источниковедческий)
  2. Историко-литературный
  3. Реальный

На практике существует упрощенная классификация. Начиная с работ Сикорского, выделяют 4 вида комментариев:

  1. Текстологический
  2. Историко-литературный
  3. Реальный
  4. Словарный

Хороший комментарий подразумевает демонстрацию разных точек зрения.

Комментарий может разрастаться и даже поглощать текст. Существуют вторичные комментарии или по ГОСТУ - субкомментарии. Субкомментарии - это комментарий к комментарию и другим элементам научно-вспомогательного аппарата.

В комментариях, как сказал Томашевский, «больше думают о комментируемом произведении, нежели об объекте истолкования». Энциклопедические сведения не следует механически переносить в комментарии. Информация должна увязываться с текстом. Отсюда следует объем комментариев.

Комментарий должен носить исследовательский характер. Иногда редактору кажется, что можно легко написать комментарий самому, достаточно обладать справочными изданиями. Это не так. Комментирование того или иного автора предполагает основательные знания самого предмета. Не всегда понятно, где можно получить нужную информационную справку, т.е. необходимы более глубокие разыскания. Кроме того, многие намеки в тексте не только не понятны читателю, но и остаются им просто незамеченными. Умышленное сокрытие или маскировка по цензурным соображениям, личным мотивам достаточно частое явление в литературе, как, впрочем, и иносказательность текста иного рода.

3.2 Виды комментариев

  1. Текстологический

Задача: развернутое объяснение принципов текстологической работы, обоснование выбора основного текста, принятой датировки и атрибуций произведений, мотивировка внесения в основной текст исправлений.

  • Перечень всех источников текста. Исчерпывающий перечень всех источников текста, расположенных в хронологическом порядке. Рукописные и печатные источники группируются отдельно. Если источник печатный - его полное библиографическое описание. Если существуют другие редакции произведений, печатающиеся в данном томе, необходимо указать, в каком отделе и по какому источнику она печатается.
  • Обоснование атрибуций. Встречается только тогда, когда произведение не подписано именем автора. В таком случае - исследование, доказательство.
  • Обоснование датировки. Определение даты необходимо во всех случаях. Иногда это краткая справка, иногда развернутые аргументы.
  • Краткий обзор истории текста. В хронологической последовательности раскрываются все этапы работы автора над произведением. Дается развернутая характеристика источников, представленных в первом разделе.
  • Перечень исправлений, внесенных в основной текст. Исправления указываются постранично, в систематизированном виде: исправления цензурных искажений, исправления редакторских правок, исправления ошибок наборщика и переписчиков, исправления описок автора, конъектурные исправления.

Характер комментирования меняется от профиля издания. Обстоятельный нужен нам для научных изданий классиков, т.к. есть задача установить канонический текст, который потом будет тиражироваться в массовых изданиях.

Основной текст - источник, текст которого наиболее точно и полно отражает идейно-художественный замысел писателя.

  1. Историко-литературный

Задача: в лаконичной форме представить полную картину судьбы произведения в связи с эпохой, объяснить читателю его идейное содержание и художественное мастерство писателя. Рассказать о том, как произведение было встречено читателями и критикой того времени, раскрыть его значение для современного читателя, раскрыть значение произведения в жизни и творчестве писателя и т.д.

Перекликается содержанием со вступительной статьей.

Все эти сведения обычно составляют содержание сопроводительной статьи. Она в начале, комментарии в конце.

Постраничные комментарии могу быть также историко-литературного характера, но более конкретно соотноситься с текстом. Небольшая заметка, содержащая наиболее важные узловые моменты общественно-политической жизни эпохи, породившей произведение и увязать их с дальнейшем анализом этого произведения, с раскрытием авторского замысла. Поставить произведение в связь со своим временем - облегчить читателю понимание его, а в некоторых случаях и найти единственно верный путь разъяснения содержания, замаскированного автором.

  1. Реальный

Задача: дать пояснения упоминаемых в произведении предметов, лиц, событий, т.е. для подачи сведений о реалиях. Толкование и уже потом информирование.

Это система фактических справок к авторскому тексту.

Чтобы произведение наиболее полно и правильно воспринималось не только в общем его идейно-художественном значении, но и во всех деталях его содержания.

Реальный комментарий привязан к тексту. Он должен быть не просто формальным справочником, а реальным комментарием содержания, то есть он должен прежде всего толковать текст, а уже потом информировать читателя. комментарий издательский текстологический лингвистический

Типы реалий: географические, этнографические (наименования и прозвища), мифологические и фольклорные, бытовые, общественно-исторические (учреждения, организации, звания, титулы, исторические реминисценции).

Реальный комментарий может принадлежать изданиям любого назначения. Различаются только полнотой охвата материала и степенью подробности излагаемых сведений.

Формы формы реальных комментариев разнообразны: от короткой информации, справки до алфавитного и систематизированного указателей, глоссариев, или иллюстрированного материала документального типа.

  1. Словарный (или лингвистический)

Цель: объяснить читателю те слова и обороты речи, которые отличаются от обычного словоупотребления в современном литературном языке и потому могут быть не поняты читателем или поняты неверно.

Архаизмы, неологизмы, диалектизмы, иностранные заимствования, профессионализмы, слова с изменившимся значением, народная этимология и т. д. - все это материал для комментариев. Даются пояснения грамматики и языка писателя, включая синтаксис и фразеологию.

В отличие от реального комментария толкуемое слово является объектом языкового анализа.

Существуют также и такие комментарии:

Биографический комментарий. Дает представление о жизненном пути писателя, о влиянии тех или иных событий на его творчество. Часто даются не комментарии, а хронологическая канва.

Иконографический комментарий. Это иллюстрации. Представляет собой список илл-ий и все необходимые пояснения к ним.

Можно различать комментарии по размещению в тексте:

Для затекстовых иногда указывают номера страниц.

Маргинальные комментарии. Вне целого. Располагаются на боковом поле по отношению к основному тексту. В издательской практике 2 вида его расположения:

  • Симметричный
  • Асимметричный

Они удобны читателю, так как позволяют сопоставлять текст и комментарий. Например в «Горе от ума» 1980 года или некоторые издания «Литературных памятников».

Библиографический список

1.Зимина Л.В. «Комментирование художественных текстов» 1992, диссер

2.Рейсер С.А. Основы текстологии: Учеб. пособие. - Л.: Просвещение, 1978.

3.Томашевский Б.В. Писатель и книга: Очерк текстологии. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1959.

4.Сикорский н.м. Теория и практика редактирования: Хрестоматия / Под ред. Н.М. Сикорского. 2-е изд., перераб. - М.: Изд-во МПИ, 1990, 384 с

5.Лихачев Д.С. Текстология. - М., 1982.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!