Особенности развития и формирования мирового алмазно-бриллиантового рынка и его место в социальном воспроизводстве общества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,67 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности развития и формирования мирового алмазно-бриллиантового рынка и его место в социальном воспроизводстве общества













Тема

Особенности развития и формирования

мирового алмазно-бриллиантового рынка и его место в социальном воспроизводстве общества

Содержание

Введение

. Мировой алмазно-бриллиантовый рынок

.1 Становление мирового алмазно-бриллиантового рынка

.2 Современное состояние мирового алмазно-бриллиантового рынка

.3 Бриллиант, как продукт роскоши в статусном потреблении

. Особенности алмазно-бриллиантового рынка России

.1 Субъекты алмазно-бриллиантового рынка России

.2 Государство, как потребитель и регулятор рынка

.3 Роль и место России на мировом алмазно-бриллиантовом рынке

. Перспектива развития алмазно-бриллиантового рынка России

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК), обладает рядом особенностей, делающих его уникальным. Во-первых, это тезаврационные свойства производимого товара, которые превращают отрасли комплекса в стратегически важные для национальных экономик.

Во-вторых, изначальная его ориентированность на мировой рынок и развитие в условиях международного разделения труда (МРТ), когда между местом производства товара и местом его потребления существует значительный территориальный «разрыв». В-третьих, АБК - это система экономических, политических, экологических, социальных взаимоотношений, возникающих в результате взаимодействия отраслей, что приводит к определенной конфликтности между субъектами, участвующими в его функционировании, и формированию узловых районов противоречий, связанных с воздействием конкурентных сил. В-четвертых, АБК характеризуется узким первичным рынком, который компенсируется мощным вторичным рынком. В условиях мирового экономического кризиса, исследование по теме «Особенности развития и формирования мирового алмазно-бриллиантового рынка и его место в социальном воспроизводстве общества» становится особенно актуальным.

Цель исследования - определить перспективы развития алмазно-бриллиантового рынка России

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

üРассмотреть процесс становление мирового алмазно-бриллиантового рынка

üОпределить современное состояние мирового алмазно-бриллиантового рынка

üРассмотреть бриллиант, как продукт роскоши в статусном потреблении

üОпределить субъекты алмазно-бриллиантового рынка России

üРассмотреть государство, как потребителя и регулятора рынка

üОпределить роль и место России на мировом алмазно-бриллиантовом рынке

üОценить перспективу развития алмазно-бриллиантового рынка России

Объект исследования - мировой алмазно-бриллиантовый рынок.

Предмет исследования - процессы, происходящие на алмазно-бриллиантовом рынке России.

Степень изученности проблемы. Существенный вклад в развитие теории функционирования алмазного рынка, организации торговли драгоценными камнями и алмазами внесли отечественные и зарубежные авторы - Бергенсток Д.Л., Бернштейн Л., Вечерина О.П., Грин Т., Дронова Н.Д., Лензен Д., Спар Д.Л., Тесленко В.В., Фридман А.А., Цветков Ю.Г.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых. Методологической основой является комплексный подход, опирающийся на принцип историзма, системный анализ и диалектический метод при анализе мирового и российского алмазно-бриллиантового рынка.

1. Мировой алмазно-бриллиантовый рынок

.1 Становление мирового алмазно-бриллиантового рынка

Современное состояние рынка алмазов может быть проанализировано только с учетом его исторического развития, так как это в значительной степени предопределило его современную структуру.

Открытие в 70-е гг. XIX в. коренных месторождений алмазов в Южной Африке и начало их промышленной добычи повлекло за собой радикальные изменения в сложившейся структуре рынка. Полученные алмазы реализовывались на рынке многочисленными независимыми торговцами, скупающими товар у производителей - горнодобывающих компаний. Процесс консолидации собственности и централизации контроля и управления в алмазодобыче Южной Африки был завершен к 1891 г., когда в алмазодобывающем секторе Южной Африки - основном поставщике сырых алмазов на мировой рынок, складывается эффективная монополия в добыче алмазов компании De Beers.

Монополия просуществовала около десяти лет - до 1902-1903 гг. Угроза монополии возникла в результате целой серии открытий новых месторождений алмазов в Южной Африке, ЮЗА, Конго. С расширением состава производителей необработанных природных алмазов на международном рынке все острее становилась проблема координации добычи каждого из них в целях достижения соответствия между совокупным предложением игроков и рыночным спросом.

Можно проследить динамику выстраивания сбытовой системы на рынке необработанных природных алмазов через анализ ряда соглашений разных лет (1890, 1914 и 1919 гг.). К концу 30-х гг. XX века на мировом алмазном рынке был организован централизованный контроль за производством и распределением алмазов, принявший формы алмазного картеля (синдиката), созданный и контролируемый De Beers. Жизнеспособность принципов, заложенных в основу организации единого сбытового канала подвергалась проверке целой серией новых открытий.

В дальнейшем, до конца 90-х гг., концепция структуры алмазного рынка практически не менялась. Доля собственной добычи De Beers в мировом предложении на алмазном рынке росла как результат последовательно проводимой политики по скупке новых месторождений, поглощению конкурентов или заключению торговых соглашений в том случае, если иные инструменты этой политики не могли быть использованы.

.2 Современное состояние мирового алмазно-бриллиантового рынка

Мировой алмазно-бриллиантовый рынок претерпевает существенные изменения, начало которым было положено в конце 20 века. Значительное влияние на характер и суть этих изменений оказало общее состояние мировой экономики, развитие процессов глобализации и интеграции капиталов, ужесточение требований антимонопольного законодательства и необходимость обеспечения прозрачности бизнеса. Кроме этого, активизация совместных действий государств в борьбе против терроризма и теневой экономики, а также усиление контроля за движением потоков драгоценностей и финансовых потоков, полученных от их реализации, определили новое содержание алмазного бизнеса.

Наряду с этим, рост и укрепление национального самосознания в сочетании с ростом самосознания национальных интересов в алмазном бизнесе ряда государств юга Африки, развитие мирных процессов между конфликтующими сторонами и стабилизация внутриполитического положения в одном из ведущих производителе алмазов в мире - Республике Ангола положили начало формированию новой алмазной политики стран - производителей алмазов на африканском континенте.

Следует отметить, что в настоящее время на мировом рынке разразился острый банковско-финансовый кризис, который по своему характеру и масштабам кардинально отличается от всех предыдущих. Все прежние кризисы происходили либо на фоне мировых или региональных экономических и финансовых кризисов, или как следствие нарушения баланса спроса и предложения сырья на мировом алмазно-бриллиантовом рынке. Многие из предыдущих кризисов носили также и циклический характер.

Нынешней кризис представляет собой гораздо более серьезную угрозу, поскольку носит системный характер и является отражением не плохой (низкой) конъюнктуры рынка, а глубокого кризиса ликвидности. Прежде всего, это кризис ликвидности, то есть неспособность производителей бриллиантов продать произведенную продукцию по ценам, существенно превышающим цены на алмазное сырье.

Последние, в свою очередь, имеют неуклонную тенденцию постоянного роста, вследствие следующих основных причин: рост издержек производства, связанных с ухудшением горно-геологических условий добычи алмазов, переходом по основным месторождения на более дорогостоящую подземную добычу и резким ростом цен на основные ресурсы, потребляемые при добыче алмазов. Кроме того, важную роль, определяющую рост цен, играет истощение основных мировых запасов алмазов, и падение объемов добычи на протяжении последних десяти лет.

Таким образом, кризис ликвидности, с одной стороны, рост издержек производства (добычи) алмазов, с другой стороны, приводят к резкому падению эффективности алмазного бизнеса, снижению доходов и, как следствие, росту банковской задолженности участников алмазного бизнеса и, прежде всего, производителей бриллиантов. Спрос на алмазы увеличивался во многом благодаря избытку ликвидности, созданному низкими учетными ставками ведущих Центробанков. Огранщики покупали необработанные алмазы на рынке продавца и продавали на рынке покупателя, финансируя при этом обе стороны сделки. Таким образом, огранщики расплачивались за сырье, еще не продав обработанные камни ювелирам, а тем отпускали бриллианты в кредит. Эта ситуации привела к тому, что в преддверии начала мирового финансового кризиса задолженность мирового алмазного бизнеса банкам составляла величину от 11 до 12 млрд. долл. США. Очевидно, что с началом мирового финансового кризиса эта величина может существенно увеличиться, как за счет производителей бриллиантов, так и за счет образования стоков необработанных алмазов.

Возможно, на смену монополии в качестве регулятора рынка придет олигополия вертикально-интегрированных систем. Во всяком случае, многие ведущие компании мирового алмазного рынка, крупные фирмы - изготовители бриллиантов (диамантеры) и даже фирмы, владеющие ювелирными брендами, приступили к началу века к созданию такого рода систем. Например, компания «АЛРОСА» приступила к реализации этого проекта во второй половине 90-х годов путем создания практически одновременно филиала «Бриллианты АЛРОСА» и торгового предприятия «Алмазный двор». Преступили к созданию такого рода систем компании BHP Billiton и Rio Tinto в сотрудничестве с мировыми ювелирными брендами.

Но наиболее серьезно к решению этой задачи подошла компания De Beers, которая не только создала совместное предприятие с LVMH - самым крупным владельцем мировых брендов предметов роскоши, но и выстроила систему реализации необработанных алмазов своим клиентам в рамках программы «предпочитаемый поставщик» (ППП) с целью обеспечения доминирования на мировом рынке ювелирных изделий. ППП получила одобрение со стороны Европейской Комиссии в январе 2003 г. после детального диалога между брендами, продолжавшегося в течение двух с половиной лет. В настоящее время компания начинает развивать ППП на Юге Африки.

Еще одним важным фактором, характеризующим МАБР (Мировой алмазно-бриллиантовый рынок), является конкуренция, которая на современном этапе, наряду с традиционными, приобрела новые сферы и новые формы. Начнем с традиционных - это борьба основных производителей алмазов за мировую минерально-сырьевую базу, которая ведется сегодня с особой остротой, что объясняется ее ограниченностью, а с другой стороны она подогревается вовлечением новых участников, таких как BHP Billiton и Rio Tinto, обладающих огромным производственным и финансовым потенциалом. Особенностью этой борьбы на современном этапе является то, что она зачастую ведется известными алмазодобывающими компаниями с национальными компаниями алмазодобывающих стран. Также следует особо отметить, что никогда прежде в новейшей истории за период существования Синдиката и монополии De Beers алмазодобывающие компании мира не конкурировали между собой.

Основные продуценты алмазов либо входили в синдикат, либо на основе двусторонних договоров с De Beers продавали последнему все добываемые алмазы или, по крайней мере, значительную часть. В тех случаях, когда продуценты самостоятельно выходили на свободный рынок со своей продукцией, De Beers в целях сохранения стабильности рынка практически скупал все предлагаемые объемы.

Кроме того, у основных производителей алмазного сырья появились новые конкуренты в борьбе за минерально-сырьевую базу - это крупнейшие производители бриллиантов, которые, в рамках реализации своей стратегии по созданию верткально-интегрированных систем, смело вторгаются в область, ранее всецело контролируемую алмазодобывающими компаниями. Справедливости ради следует отметить, что и производители сырья, приверженные идеям строительства вертикально интегрированного бизнеса, жестко конкурируют с производителями бриллиантов и ювелирных изделий в областях их традиционной деятельности. Особое место среди факторов, характеризующих современное развитие мирового рынка, занимает значительно усилившееся влияние государств, международных организаций, правительственных объединений и различного рода движений в формирование структур и правил мирового алмазного бизнеса. В качестве примера такого влияния должен быть назван так называемые «Кимберлийский процесс».

Проблема конфликтных алмазов впервые возникла в конце 1998 года. Немалую роль в активизации дискуссий вокруг этой проблемы сыграли британская неправительственная организация «Global Witness» (Глобальные свидетели) и частично финансируемая канадскими властями неправительственная организация «Parternariat Afrique-Canada» (Партнерство Африка-Канада). Они обвинили мировой алмазный бизнес, в т.ч. бельгийских диамантеров и компанию De Beers, в том, что они незаконно скупают необработанные алмазы у представителей ангольского оппозиционного движения УНИТА и тем самым косвенно способствуют разжиганию военного конфликта в Анголе. Еще в июне 1998 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1173, запрещающую покупать алмазы, не имеющие официального сертификата ангольского правительства. По мнению представителей неправительственных организаций, эти санкции часто нарушаются и не дают должного эффекта.

Этим двум организациям в течение короткого времени удалось привлечь к проблеме конфликтных алмазов внимание не только самих «алмазников», но и правительств, международных организаций, широких кругов мировой общественности.

Проблема конфликтных алмазов быстро переросла из ангольской в общеафриканскую и даже в общемировую: сейчас этот термин используется для обозначения любых алмазов, которые, так или иначе, используются для закупки оружия теми или иными силами, движениями, организациями, участвующими в вооруженных конфликтах в любой стране мира. Более того, в процессе обсуждения проблемы конфликтных алмазов зачастую возникают новые вопросы, связанные, например, с использованием детского труда на предприятиях в африканских странах. Таким образом, в обыденном сознании конфликтные алмазы трактуются сейчас достаточно широко, причем на первый план выходят морально-этические аспекты.

Особенно активизировались поиски решения проблемы конфликтных алмазов после того, как к обсуждению подключился Комитет ООН по санкциям в Анголе, возглавляемый представителем Канады. В июле 2000 года в связи с обострением обстановки в Сьерра-Леоне Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1306, которая аналогична резолюции №1173, но действует в отношении алмазов из Сьерра-Леоне.

Сегодня проблема конфликтных алмазов включается в повестку дня практически всех крупных международных мероприятий алмазного бизнеса. На Всемирном алмазном конгрессе в Антверпене (июль 2000 года) для оперативного решения вопросов, связанных с конфликтными алмазами, был создан Всемирный алмазный совет. Подходов к рассмотрению проблемы, а также вариантов ее решения много: каждая страна отражает интересы отечественных предпринимателей и своего региона. Можно говорить о существовании нескольких групп интересов или противоречий: алмазодобывающие страны, с одной стороны, и гранильные центры, с другой, страны африканского континента и страны Запада, и, наконец, интересы самих крупных алмазодобывающих компаний совпадают далеко не во всем.

В настоящее время участниками Кимберлийского процесса являются 68 государств, которые подписали 5 ноября 2002 года или присоединились позднее к соглашению о введении системы сертификации необработанных алмазов Кимберлийского процесса.

На среднесрочную и особенно дальнюю перспективы в мире в целом следует ожидать почти двукратное падение добычи алмазов в физическом выражении, в стоимостном же выражении объем оборота мирового алмазного рынка останется стабильным и будет плавно возрастать (в основном в соответствии с темпами роста инфляции). Следовательно, для определения тенденций развития МСБ алмазов решающим является наличие (или перспективы открытия) месторождений с ювелирными дорогостоящими алмазами.

Средний срок обеспеченности запасами алмазов действующих горнодобывающих предприятий составляет около 18-20 лет.

Аналитики предсказывают увеличение объема алмазного рынка к 2012 г. как минимум до 14 млрд. дол. (по некоторым оценкам до 18 млрд. дол.) и одновременно дефицит сырья на сумму около 7-9 млрд. дол. (2/3 объема текущей мировой добычи) . Это обусловлено, с одной стороны, отсутствием открытия новых крупных коренных месторождений в мире и временным сокращением добычи в Канаде из-за реконструкции действующих предприятий (расширение карьеров для увеличения глубин открытой отработки), с другой - стабильным ростом спроса на бриллианты, прежде всего в Китае, Японии и США.

Таким образом, практически все специалисты сходятся во мнении, что к 2012 г. на мировом рынке возникнет определенный дисбаланс спроса и предложения. Вопрос в том, насколько этот дисбаланс окажется серьезным и к каким приведет результатам - будет ли это "нормальное колебание" рынка, не сопровождающееся серьезными изменениями структуры мирового алмазно-бриллиантового комплекса, либо итогом станет ее существенное изменение. Во многом решение этой проблемы будет зависеть от ситуации, которая сложится к 2012 г. в МСБ алмазов России..

1.3 Бриллиант, как продукт роскоши в статусном потреблении

Бриллианты не являются предметом первой необходимости. Это специфический товар, он ценен своей дефицитностью и предназначен для богатых людей. Ювелирные изделия с бриллиантами являются предметом роскоши.

Отсюда вытекает основной стратегический принцип функционирования алмазно-бриллиантового рынка, который заключается в том, что бриллиант как символ роскоши всегда должен расти в цене. Поэтому продвижение бриллиантов на рынок всегда подкрепляется тезисом о возрастающей во времени стоимости бриллиантов.

Специалисты отмечают, что, как правило, наблюдается три мотива к приобретению бриллиантового ювелирного изделия:

демонстрация социального статуса;

выражение своих чувств - обручальные (помолвочные) кольца;

объект инвестирования.

Каждый их этих мотивов исключает возможность длительного и заметного падения стоимости бриллианта. Перманентное снижение цен на бриллианты приемлемо в течение очень короткого времени. При этом всегда организуются масштабные рекламные компании со стороны продавцов алмазов и бриллиантов, направленные на убеждение потребителя в скором повышении цен. Долгосрочное снижение цен на бриллианты пагубно для всего алмазо-бриллиантового комплекса.

В конце восьмидесятых годов прошлого века алмазы практически полностью проиграли конкурентную борьбу на рынке твердым сплавам и синтетическим композитным материалам. С тех пор около 99% доходов алмазодобывающий бизнес получает от продажи природных алмазов в качестве драгоценных камней, пригодных для использования в ювелирных целях. Природный алмаз однозначно перешел в категорию минерального сырья, используемого преимущественно для производства предметов роскоши.

Рынок ювелирных изделий с бриллиантами делится на два непересекающихся сегмента:

1.Первый сегмент, структурно входящий в рынок предметов роскоши, это рынок элитных и дорогостоящих ювелирных изделий класса премиум, продающихся под известными всему миру брэндами. При этом производством и реализацией этих изделий занимается всего несколько крупных компаний, каждая из которых имеет разветвленную по всему миру мощную сбытовую сеть. Суммарный объем мирового рынка ювелирных изделий, как части рынка предметов роскоши, по нашим оценкам, составляет примерно 9,5 - 10 млрд. долл. США. Иными словами, рынок элитных ювелирных украшений класса премиум составляет примерно шестую часть мирового рынка ювелирных изделий с бриллиантами.

2.Остальная часть этого рынка заполняется продажами дешевых ювелирных изделий без брэндов и торговых марок. Сегодня их можно купить в супермаркетах, по Интернету, по каталогам, на складах и по почте. Такая торговля делает покупку ювелирного изделия с бриллиантом делом обыденным. Лишает это событие связанного с ним раньше ореола торжественности. Эти виды торговли бурно развиваются. В США на них приходится уже свыше 50% всех покупок.

В свое время маркетинговые усилия De Beers кардинально изменили круг потребителей ювелирных изделий с бриллиантами: бриллианты стали желанны и доступны многомиллионным слоям среднего класса, интенсивно формировавшегося после второй мировой войны.

В тоже время эти кампании убедительно доказывали, что ювелирные изделия с бриллиантами не являются товаром в общепринятом смысле этого слова, а служат овеществленным символом любви, верности, семейных ценностей, жизненного успеха.

Алмазная отрасль сталкивается с реалиями нового времени - появлением на рынке синтетических алмазов, а также обвинениями в адрес алмазной отрасли, связанными с отмыванием денег.

Доверие потребителей к ювелирной отрасли, а также к алмазно-бриллиантовому сектору, производству и огранке цветных драгоценных камней представляет собой не просто желаемую цель, а настоящую необходимость. Отрасль имеет дело с мечтами, желаниями, чувствами и представлениями людей о самих себе, которые символизирует продукция, предлагаемая потребителям. Доверие клиентов является основой алмазно-бриллиантового бизнеса.

Укрепление доверия потребителей можно считать одной из первостепенных задач. Необходимо знать активную позицию в целях создания атмосферы уверенности потребителей в чистоте и качестве предлагаемых алмазов, в том числе через цепочку взаимных гарантий с участием всех представителей алмазной индустрии.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Открытие в 70-е гг. XIX в. коренных месторождений алмазов в Южной Африке и начало их промышленной добычи повлекло за собой радикальные изменения в сложившейся структуре рынка. К концу 30-х гг. XX века на мировом алмазном рынке был организован централизованный контроль за производством и распределением алмазов, принявший формы алмазного картеля (синдиката), созданный и контролируемый «Де Бирс»

В конце ХХ века произошли события, сыгравшие исключительно важную роль в алмазно-бриллиантовом бизнесе:

üАлмаз лишился статуса стратегического сырья для высокий (в т.ч. оборонных) технологий и перешел в категорию исключительно драгоценных камней;

üКрупнейшие в алмазном бизнесе структуры (Гохран России и DTC) утратили экономические стимулы для хранения своих запасов природных алмазов и постепенно вывели их на рынок;

üЗавершились научные и технические разработки по выращиванию в лабораторных условиях крупных синтетических кристаллов алмаза; появилась возможность получения из таких кристаллов качественных бриллиантов.

Нынешний образ этого специфического рынка сформировался под влиянием следующих факторов:

üОбнародование De Beers своей стратегии Предпочитаемый поставщик (2000 г.) и отказ от монопольного регулирования рынка природных алмазов;

üФормирование и документальное оформление Кимберлийского процесса (2000-2004 гг.), в становлении которого самое активное участие принимала Россия, сформировавшего согласованное мнение мирового сообщества о необходимости наведения жесткого порядка в обращении на рынке алмазного сырья, исключающего возможность вовлечения в оборот так называемых конфликтных алмазов.

В относительно короткий период сформировался принципиально новый, значительно более конкурентный рынок природных алмазов и бриллиантов, который требует от всех его участников новых стратегий в бизнесе, совершенствования и обновления маркетинговых мероприятий.

Ситуация в мировом алмазном бизнесе, несмотря на целый ряд позитивных факторов, в целом остается крайне сложной и противоречивой. По сути, мы имеем дело с кризисом, который носит системный характер. Наряду с этим, разразившийся в настоящее время финансовый кризис еще больше обострил ситуацию.

Бриллиант останется бриллиантом только в том случае, когда его ценность не будет подвергаться сомнению в условиях любых кризисов и социальных катаклизмов. Этот принцип мы должны обеспечивать и защищать - он основа рынка. Малейшее отступление от этого принципа может быть фатальным, поскольку потерять доверие просто, восстановить - крайне тяжело, а может быть и невозможно. Образ бриллианта как «вечной ценности», создаваемый в течение многих десятилетий, не должен быть девальвирован или искажен в угоду каких - либо кратковременных выгод.

2. Особенности алмазно-бриллиантового рынка России

.1 Субъекты алмазно-бриллиантового рынка России

Законодательство в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется в настоящее время федеральными законами «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О недрах», Налоговым кодексом Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

В связи с подготовкой к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия осуществляет отмену избыточных административных и технических требований в сфере добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней. Драгоценные металлы и драгоценные камни выведены из состава «валютных ценностей». Отменено лицензирование видов деятельности в сфере производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Сняты требования секретности на запасы золота и платины, отменена часть ограничений во внешнеторговой деятельности.

Принятие новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О техническом регулировании» и указанных выше изменений привело к созданию существенно иных условий для производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, что привело к существенному увеличению добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Особенно бурно развивается в России производство ювелирных изделий, которое по сравнению с 1999 г. увеличилось к 2004 г. в 3,7 раза (средний прирост 30% в год) и достигло 26,5 млн. штук массой 66,8 т изделий из золота и 17,1 млн. штук массой 93,8 т изделий из серебра.

Рост ювелирного производства в нашей стране в настоящее время сдерживается ограниченными возможностями Федеральной пробирной палаты, имеющей всего 18 государственных инспекций и 7 обособленных участков на всю Россию, что недостаточно для контроля за изготовлением ювелирных изделий на 1,2 тыс. предприятиях, 3 тыс. индивидуальных предпринимателей и реализации в 22 тыс. пунктах продажи. Увеличение сроков клеймения от плановых 3 дней до трех недель и более приводит к задержке реализации, потерям выручки и доходов бюджета. В других странах с развитой ювелирной промышленностью (Италия, Германия, Франция) клеймением занимаются фирмы-производители, имеющие соответствующие лицензии (патенты) государства и дополнительную ответственность. Участники круглого стола считают, что одним из сдерживающих факторов для развития ювелирной и алмазогранильной промышленности России является взимание НДС с золота, продаваемого в слитках. В мировой практике продажа золота в слитках не облагается НДС. В России такая практика применена только при его продаже в государственные фонды и банки. При продаже золота ювелирным и иным предприятиям взимается НДС со всей стоимости по максимальной ставке.

Рассмотрим особенности рыночного взаимодействия субъектов алмазно-бриллиантового комплекса. Отечественный алмазно-бриллиантовый комплекс представляет собой межотраслевой, производственно-торговый комплекс, который отличается сложными, обширными связями между компаниями производственной и непроизводственной сфер. Он включает в себя практически все структурные элементы мировой экономики - от добывающих отраслей до рекламного бизнеса:

üгеологическую разведку,

üдобычу алмазов,

üпродажу добытого алмазного сырья,

üобработку (огранку) алмазов - производство бриллиантов,

üизготовление ювелирных изделий,

üпроизводство изделий промышленного назначения из технических алмазов,

üоптовую торговлю алмазами и бриллиантами,

üоптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями с бриллиантами и изделиями из технических алмазов,

üрекламу бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами.

Каждая из перечисленных отраслей представляет собой совокупность организаций, формирующих отдельный рынок, со своими состояниями, тенденциями, конкурентной средой, спросом и предложением.

Особенностям рыночного взаимодействия субъектов алмазно-бриллиантового комплекса являются сочетание соперничества и сотрудничества алмазодобывающих компаний и конкуренция заинтересованных субъектов технологической цепочки АБК (алмазного трубопровода). Важной экономической особенностью функционирования алмазно-бриллиантового комплекса является неравномерное распределение добавочной стоимости и, следовательно, маржи между этими тремя отраслями. Как отмечают специалисты, на уровне добычи алмазов маржа в среднем 40%, на другом конце, на уровне брендов, - 60-70%, а в середине всего 1-3%.

Таким образом, у субъектов вертикальной цепочки ценности продукта (алмазного трубопровода) в силу отличающихся взаимных оценок их функциональной, общественной и потребительской ценности сложились неодинаковые условия конкуренции, разная по структуре и интенсивности конкурентная среда, что предопределило разнообразие факторов обеспечения конкурентоспособности субъектов АБК.

В России выявлены и разведаны месторождения алмазов в Архангельской, Уральской, Попигайской, Анабарской, Далдыно-Алакитской, Мунской, Накынской и Мало-Ботуобинской структурно-формационных зонах.

На 01.01.2007 г. ГБЗ учитываются 63 месторождения алмазов (24 коренных и 39 россыпных), расположенных в основном в Дальневосточном (более 75 %) и Северо-Западном (более 24 %) федеральных округах. За период 1987-2006 гг. ГБЗ учтено 9 алмазных трубок и 11 россыпных месторождений алмазов.

В настоящее время добыча алмазов ведется ОАО "АК "АЛРОСА", ОАО "Нижне-Ленское", ОАО "Алмазы Анабара", ОАО "Севералмаз" и ЗАО "Уралалмаз". Динамика Основную роль на алмазном рынке играют ОАО "АК "АЛРОСА" и ее дочерние предприятия, однако самые дорогие (по цене 1 карата) цветные алмазы добываются на уральских алмазных месторождениях. Якутские и уральские алмазы пользуются устойчивым спросом на внутреннем и международном рынках.

Крупнейшей алмазодобывающей страной мира по стоимости проданного сырья (22%) Россия стала в 2004г. Алмазодобыча в нашей стране ведется уже 50 лет и на протяжении всего этого периода Россия является одним из наиболее влиятельных участников мирового алмазно-бриллиантового бизнеса. - Россия является также крупным производителем бриллиантов, занимая 4-5 место в мире. Основной объем огранки бриллиантов осуществляется на гранильных предприятиях в Москве, Смоленске, Барнауле, Санкт-Петербурге, Орле, Якутске и т.д.

АК АЛРОСА - ее минерально-сырьевой и производственный комплексы - являются основой АБК России. АЛРОСА добывает более 98% российских алмазов, ее суммарная доля в российском АБК составляет около 60%. Таким образом, АЛРОСА является ведущим участником российского рынка.

.2 Государство, как потребитель и регулятор рынка

Важнейшими условиями создания реального рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации становится необходимость трансформации самих государственных институтов, выработка согласованной концепции дальнейшего развития данного рынка и программы ее осуществления. Пока же государственные и общественные институты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней не выработали действенных механизмов взаимодействия, с помощью которых государство и бизнес могли бы проводить открытый аудит рынка или его сегментов, принимать выверенные эффективные решения без ущерба для экономического и финансового состояния его агентов.

В результате развала союзного государства в начале 1990-х годов и невозможности государственных органов управления обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов золотодобывающей и алмазодобывающей отрасли обозначилась тенденция трансформации данной институциональной среды.

Движущими силами этого процесса стали сами экономические агенты, поддержанные институтами субъектов Федерации, которые были заинтересованы в сохранении налогооблагаемой базы за счет предприятий, функционирующих на их территории. Государство же в целом не могло обеспечить выполнение своих обязательств по финансированию золотодобычи, поддержке алмазодобывающей отрасли страны. Такое состояние экономисты вирджинской школы называют "фиаско государства".

Ослабление государственных институтов того периода привело к структурным изменениям в рассматриваемых отраслях экономики страны, акционированию крупнейших корпораций цветной металлургии, в результате чего здесь образовались новые группы собственников - органы исполнительной власти субъектов Федерации, частные предприниматели и компании, трудовые коллективы. Итоги провала государства (government failure) в осуществлении властных полномочий в период перехода к стихийному рынку имели далеко идущие последствия.

Кризис институциональной структуры золотоплатиновой и алмазной промышленности был разрешен с использованием механизмов государственного регулирования нормативно-правового пространства и расширением правительственных иерархий управления отраслями. В результате в России сложился организованный ограниченный рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, характеризующийся значительным государственным участием и регулированием. Государство не только выступает опосредованным регулятором рынка, но и осуществляет предпринимательскую деятельность, используя механизмы государственного управления, софинансирования деятельности крупных российских корпораций в данной отрасли, отдельных проектов.

.3 Роль и место России на мировом алмазно-бриллиантовом рынке

В мировой алмазной отрасли наблюдается постепенная смена лидера. Говорить о какой-либо руководящей или хотя бы координирующей роли De Beers в мировом алмазном бизнесе уже не приходится. В ней все в большей мере растет авторитет и влияние компании «АЛРОСА», которая уже сегодня обладает набором необходимых ресурсов и качеств, определяющих ее способность выполнить эту роль.

В пользу этого утверждения говорит, прежде всего, прочная минерально-сырьевая база компании «АЛОЛСА», рассчитанная на добычу алмазов только на территории России в нынешних объемах на ближайшие 35-40 лет.

Совокупный объем добычи алмазов в 2007 году составил 2370,3 млн. долл. США, реализовано алмазного сырья на 2792,6 млн. долл. США, бриллиантов - на 156,2 млн. долл. США.

Согласно стратегии развития «АЛРОСА» до 2015 года ежегодный объем добычи руды в компании будет обеспечен на уровне 32-36 млн. т. В стоимостном выражении добыча руды в 2010 году составит 2723,1 млн. долл. США, в 2115 - 3403,2 млн. долл. США. Реализация алмазов по группе компаний «АЛРОСА» в 2015 году достигнет 3664,2 млн. долл. США, в том числе ОАО «АЛРОСА-Нюрба» - 592,4 млн. долл. США; реализация бриллиантов - 210,6 млн. долл. США, в том числе «АЛРОСА-Нюрба» -21,7 млн. долл. США.

Кроме того, минерально-сырьевая база компании обладает большой устойчивостью, поскольку месторождения, на которых работает компания, находятся не только в Якутии (более 7 месторождений), но и на единственном месторождении в Европе (АО «Севералмаз», дочернего предприятия компании «АЛРОСА» в Архангельской области). Кроме того, компания осуществляет геологоразведку и добычу алмазов на пяти месторождениях в Республике Ангола, развивает и укрепляет свои позиции в части алмазного бизнеса в Ботсване, Намибии, ЮАР, Демократической Республике Конго, Зимбабве, Сьерра-Леоне и других странах Африки.

Компания «АЛРОСА» уже более 50 лет является авторитетным участником мирового алмазного бизнеса. Активно участвует в решении всех актуальных вопросов, как на межгосударственном уровне, так и в рамках международного диалога ведущих представителей мирового алмазного рынка.

В то же время наша страна является признанным центром не только мирового алмазного бизнеса, но и мировой алмазной политики. Подтверждением этого является активное участие нашей страны в Кимберлийском процессе с момента его зарождения, а уже в 2005 году Россия выполняла функции председателя в данной конференции.

По итогам 2007 года Россия продолжает удерживать позиции лидера среди крупнейших производителей, а по суммарному весу добытых алмазов с результатом 38,2 млн. карат, опережает Ботсвану, занимающую второе место почти на 5 млн. карат, а также Демократическую Республику Конго, которая занимает третье место практически на 10 млн. карат. На сегодня доля России на мировом рынке алмазов составляет около 25% по стоимости и 20% в физическом объеме, что наряду с наличием развитой перерабатывающей промышленностью делает нашу страну единственным мировым центром, где сосредоточены все звенья алмазно-бриллиантового комплекса от добычи алмазов до производства и реализации ювелирных изделий с бриллиантами.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК) России сегодня включает предприятия в области геологоразведки, алмазодобычи, гранильного и ювелирного производства, оптовой и розничной торговли, а также научные и проектные организации.

Годовой производственный потенциал АБК России в настоящее время превысил 4 млрд. долл. США, количество занятых в промышленных предприятиях превышает 100 тыс. человек.

Предприятия алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) России в настоящее время в полной мере интегрированы в мировую экономику. Алмазно-бриллиантовый рынок представляет собой сложную систему каналов распределения и сбыта алмазов, бриллиантов и изделий из них и, по сути, является сетью взаимосвязанных региональных и глобальных рынков, для которых характерно значительное влияние государственных структур; высокая степень монополизации; относительная стабильность.

По мере становления вертикально-интегрированных российских корпораций и достижения ими с помощью государства институциональных преобразований, макроэкономического эффекта, который окажет благотворное воздействие на деятельность рынка драгоценных камней в целом, государство должно уступить свое место в акционерном капитале таких обществ частному бизнесу или создать условия для частно-государственного партнерства.

При этом государство сохранит возможность регулировать посредством законодательных установлений сферу недропользования, освободившись от излишнего регулирования вторичного рынка рассматриваемого природного сырья, а также право первоочередного обеспечения стратегических товарных запасов, направляемых для удовлетворения военно-промышленного комплекса страны.

Наша страна является признанным центром не только мирового алмазного бизнеса, но и мировой алмазной политики, но это не означает, что решены все задачи, которые необходимо решить для осуществления эффективного лидерства. Речь идет, прежде всего, о совершенствовании нормативно-правовой базы в направлении ее либерализации. С другой стороны, повышение эффективного государственного контроля и создание «умной бюрократии» позволит не только обеспечить конкурентоспособность российской бизнес среды, но и создаст условия для появления крупных национальных компаний наряду с компанией «АЛРОСА» по все вертикали алмазного бизнеса, включая производство бриллиантов и ювелирных изделий с их использованием. Кроме того, требует дальнейшего совершенствования деятельность национального лидера алмазного бизнеса - компании «АЛРОСА» во всех элементах ее деятельности и, в первую очередь, в области сбытовой стратегии.

На настоящем этапе решение актуальных вопросов мирового алмазного бизнеса, реализация национальных интересов нашей страны находятся в гармоничной взаимосвязи с ролью России как лидера мирового алмазного бизнеса.

3. Перспектива развития алмазно-бриллиантового рынка России

Потенциал алмазоносности России весьма высок. По состоянию на 01.01.2008 г. прогнозные ресурсы категории Р3 сопоставимы с таковыми для всего остального мира. При этом ресурсы категорий Р1 и Р2 сконцентрированы главным образом в регионах с уже известными месторождениями, а ресурсы категории Р3 выявлены и на ряде новых территорий. Ресурсы категорий Р1 и Р2 составляют всего 16 % суммарных; они выявлены в основном в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области.

Обозначенное соотношение прогнозных ресурсов, в первую очередь резкий дефицит прогнозных ресурсов категории Р2, вызывает существенную озабоченность, так как именно с этой категорией в определяющей мере связан конкретный прирост запасов алмазов как на традиционных территориях, так и в новых районах.

Результаты экспертного прогноза добычи, потребления и экспорта алмазов в России на период до 2025 г. приведены в табл. 1

Таблица 1 Прогноз добычи, потребления и экспорта алмазов

ПоказателиИзменение показателей по годам, млн. дол.200020012002200320052010201520202025фактпрогнозДобыча (прогноз по данным ЦНИГРИ)1542,61665,41455,81560,01830,02263,02850,03360,03600,0Добыча в Архангельской области-----13,0130,0140,0150,0Ювелирная промышленность771,0832,0728,0780,0915,01125,01400,01680,01980,0Экспорт771,6833,4727,8780,0915,01138,01450,01680,01900,0

Для того чтобы переломить негативную тенденцию, по мнению специалистов АК "АЛРОСА", необходимо на территории Республики Саха (Якутия) открыть новое (новые) коренное месторождение с достаточно высокой стоимостью алмазов и с прогнозными ресурсами категории Р1 не менее 380 млн. карат (крупное месторождение по существующей геолого-промышленной классификации). К сожалению, сегодня, судя по имеющимся геологическим данным, реальные перспективы быстрого обнаружения такого объекта выглядят весьма проблематично.

Необходимо резкое усиление геолого-поисковых работ. Несмотря на то, что расходы АК "АЛРОСА" на производство ГРР (геолого-разведывательных работ) приближаются к уровню 3,5 % стоимости добытой продукции (соответствие среднемировому стандарту), собственно геолого-поисковые работы до сих пор проводились в недостаточном объеме, объясняющем отсутствие реальных результатов.

Таким образом, на период до 2010-2012 гг. вырисовываются два основных варианта развития МСБ алмазов России.

В оптимистическом варианте в период до 2010-2012 гг. будет открыто новое крупное коренное месторождение с ресурсами категории Р1 около 400 млн. карат и начата подземная добыча на месторождении Трубка Удачная, хотя бы частично компенсирующая спад открытой добычи. В этом случае переход предприятий в режим падающей добычи будет предотвращен, добыча в физическом и финансовом выражении будет плавно возрастать в соответствии с намеченными тенденциями.

Более того, в данном варианте при неизбежном прогнозируемом спаде мировой добычи к 2012 г. и соответствующем росте цен на сырые алмазы и бриллианты Россия получит великолепную возможность стать безоговорочным лидером мирового алмазно-бриллиантового комплекса.

В негативном варианте вышеперечисленные задачи решены не будут. В результате с 2012 г. начнется сокращение добычи, как в физическом, так и в стоимостном выражении, и предсказываемый мировой дисбаланс спроса и предложения приобретет резкие формы, что может привести к непредсказуемым сейчас последствиям в мировом алмазно-бриллиантовом комплексе.

К сожалению, исходя из имеющихся на сегодняшний день данных, второй (негативный) вариант развития МСБ алмазов России более реален.

Развитие МСБ алмазов на долгосрочную перспективу (до 2025 г.) во многом определится тем, будут ли достигнуты результаты, запланированные на конец 2012 г., т.е. будет ли создана надежная основа для устойчивого развития МСБ алмазов. В любых вариантах главная задача остается неизменной - открытие новых крупных месторождений как уже в выявленных алмазоносных регионах, так и на новых алмазоперспективных территориях. Так, в "Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" к 2025 г. предусмотрен прирост прогнозных ресурсов категории Р1 в объеме 1 млрд. карат, что эквивалентно обнаружению четырех крупных месторождений типа трубки Юбилейная .

Несмотря на высокие затраты и техническое перевооружение предприятий, результативность текущих ГРР очень низка для всех стадий процесса.

Низкая эффективность поисковых работ обусловлена использованием, особенно на поздних стадиях (подстадиях) поисков, так называемой "сокращенной" схемы ведения работ, которая предполагает равномерное опоискование комплексом относительно простых, "производительных" методов значительных по размерам территорий на объекты с повышенным уровнем контрастности индикационных характеристик в благоприятных ландшафтно-геологических обстановках. Как показали специальные исследования, фонд подобных объектов и территорий практически исчерпан в пределах как Сибирской платформы, так и других регионов РФ.

В Архангельской области в настоящее время практически все алмазоперспективные площади относятся к распределенному фонду недр, при этом основные объемы работ выполняются филиалом АК "АЛРОСА" - "АЛРОСА-ПОМОРЬЕ" и ЗАО "Архангельские алмазы".

Поиски алмазных месторождений проводятся только в сложных геолого-поисковых обстановках ("закрытые" территории) по принципу выделения территорий под лицензии. Какой-либо серьезной базы в виде современной карты прогноза алмазоносности не существует. Территории под лицензирование выделяются в основном на основе геологических данных, полученных 15-20 лет назад. Подобный подход ведет к распылению средств при проведении работ на площадях, недостаточно обоснованных по степени их перспективности на обнаружение алмазных месторождений. А такие перспективы в Архангельской области, несомненно, имеются, о чем свидетельствует открытие здесь в последние годы четырех новых слабоалмазоносных трубок.

Приведенные материалы позволяют сделать следующие основные выводы.

1.Разработка части запасов ряда месторождений не только для открытых, но и для подземных работ является убыточной. Очевидно, что при реализации только известных запасов алмазодобывающая отрасль существенно ухудшит свои экономические показатели при сохранении (или даже некотором увеличении) достигнутого валового уровня алмазодобычи.

2.С целью предотвращения возможного спада отечественного производства алмазов при высокой концентрации запасов и прогнозных ресурсов в сфере деятельности одного недропользователя (АК "АЛРОСА") первоочередными являются работы по выявлению и оценке ресурсной базы на новых территориях, а также по локализации уже выявленных прогнозных ресурсов для выделения объектов под разведку.

.Практика ГРР на алмазы показывает, что в оптимальном случае от прогноза до начала разработки месторождения проходит 10-15 лет. Исходя из цифр обеспеченности запасами, очевидно, что работы по реализации прогнозных ресурсов должны резко усиливаться уже сейчас. Это в первую очередь подразумевает опережающее научно-методическое обеспечение ГРР и разработку новых высокоэффективных методов и методик их проведения на основе комплексного изучения эталонных полигонов.

.На ближайшую перспективу для эффективного развития МСБ алмазов необходимо решение следующих основных задач:

üопережающие прогнозно-минерагенические исследования новых территорий (Мурманская область, Республика Карелия, центральные районы европейской части РФ, Иркутская область, Красноярский край) с целью выявления алмазоносных районов и полей с перспективой создания альтернативных сырьевых баз;

üлокализация выявленных прогнозных ресурсов для подготовки их перевода в запасы;

ü3) разработка новых эффективных технологий ведения ГРР на закрытых территориях.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

На период до 2025 г. возможны два основных варианта развития МСБ алмазов.

Условиями реализации оптимистического варианта являются благоприятная мировая конъюнктура цен на алмазное сырье и снижение инфляции (цены ощутимо большие, нежели удельные затраты на добычу).

При негативном варианте, когда цены на алмазы хотя и вырастут, но рост удельных затрат на добычу будет их опережать и инфляция не упадет до приемлемого уровня 3-5 %, а останется на уровне 7-11 %, группу забалансовых запасов должны пополнить запасы вышеперечисленных "критических" месторождений.

Для России, занимающей по праву ведущие позиции в мировом алмазном, чрезвычайно важно, чтобы российский алмазный бизнес был полностью легальным, шел исключительно в правовом поле, регулировался одинаково понимаемыми всеми правилами, а также полностью отвечал требованиям и уровню развития мирового алмазно-бриллиантового рынка.

рынок бриллиант алмаз потребитель

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Открытие в 70-е гг. XIX в. коренных месторождений алмазов в Южной Африке и начало их промышленной добычи повлекло за собой радикальные изменения в сложившейся структуре рынка. К концу 30-х гг. XX века на мировом алмазном рынке был организован централизованный контроль за производством и распределением алмазов, принявший формы алмазного картеля (синдиката), созданный и контролируемый «Де Бирс»

В конце ХХ века произошли события, сыгравшие исключительно важную роль в алмазно-бриллиантовом бизнесе: Алмаз лишился статуса стратегического сырья для высокий (в т.ч. оборонных) технологий и перешел в категорию исключительно драгоценных камней; Крупнейшие в алмазном бизнесе структуры (Гохран России и DTC) утратили экономические стимулы для хранения своих запасов природных алмазов и постепенно вывели их на рынок; Завершились научные и технические разработки по выращиванию в лабораторных условиях крупных синтетических кристаллов алмаза; появилась возможность получения из таких кристаллов качественных бриллиантов.

Нынешний образ этого специфического рынка сформировался под влиянием следующих факторов: Обнародование De Beers своей стратегии Предпочитаемый поставщик (2000 г.) и отказ от монопольного регулирования рынка природных алмазов; Формирование и документальное оформление Кимберлийского процесса (2000-2004 гг.), в становлении которого самое активное участие принимала Россия, сформировавшего согласованное мнение мирового сообщества о необходимости наведения жесткого порядка в обращении на рынке алмазного сырья, исключающего возможность вовлечения в оборот так называемых конфликтных алмазов.

В относительно короткий период сформировался принципиально новый, значительно более конкурентный рынок природных алмазов и бриллиантов, который требует от всех его участников новых стратегий в бизнесе, совершенствования и обновления маркетинговых мероприятий.

Ситуация в мировом алмазном бизнесе, несмотря на целый ряд позитивных факторов, в целом остается крайне сложной и противоречивой. По сути, мы имеем дело с кризисом, который носит системный характер. Наряду с этим, разразившийся в настоящее время финансовый кризис еще больше обострил ситуацию.

Бриллиант останется бриллиантом только в том случае, когда его ценность не будет подвергаться сомнению в условиях любых кризисов и социальных катаклизмов. Этот принцип мы должны обеспечивать и защищать - он основа рынка. Малейшее отступление от этого принципа может быть фатальным, поскольку потерять доверие просто, восстановить - крайне тяжело, а может быть и невозможно. Образ бриллианта как «вечной ценности», создаваемый в течение многих десятилетий, не должен быть девальвирован или искажен в угоду каких - либо кратковременных выгод.

Алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК) России сегодня включает предприятия в области геологоразведки, алмазодобычи, гранильного и ювелирного производства, оптовой и розничной торговли, а также научные и проектные организации. Годовой производственный потенциал АБК России в настоящее время превысил 4 млрд. долл. США, количество занятых в промышленных предприятиях превышает 100 тыс. человек.

Предприятия алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) России в настоящее время в полной мере интегрированы в мировую экономику. Алмазно-бриллиантовый рынок представляет собой сложную систему каналов распределения и сбыта алмазов, бриллиантов и изделий из них и, по сути, является сетью взаимосвязанных региональных и глобальных рынков, для которых характерно значительное влияние государственных структур; высокая степень монополизации; относительная стабильность.

По мере становления вертикально-интегрированных российских корпораций и достижения ими с помощью государства институциональных преобразований, макроэкономического эффекта, который окажет благотворное воздействие на деятельность рынка драгоценных камней в целом, государство должно уступить свое место в акционерном капитале таких обществ частному бизнесу или создать условия для частно-государственного партнерства.

При этом государство сохранит возможность регулировать посредством законодательных установлений сферу недропользования, освободившись от излишнего регулирования вторичного рынка рассматриваемого природного сырья, а также право первоочередного обеспечения стратегических товарных запасов, направляемых для удовлетворения военно-промышленного комплекса страны.

Наша страна является признанным центром не только мирового алмазного бизнеса, но и мировой алмазной политики, но это не означает, что решены все задачи, которые необходимо решить для осуществления эффективного лидерства. Речь идет, прежде всего, о совершенствовании нормативно-правовой базы в направлении ее либерализации. С другой стороны, повышение эффективного государственного контроля и создание «умной бюрократии» позволит не только обеспечить конкурентоспособность российской бизнес среды, но и создаст условия для появления крупных национальных компаний наряду с компанией «АЛРОСА» по все вертикали алмазного бизнеса, включая производство бриллиантов и ювелирных изделий с их использованием. Кроме того, требует дальнейшего совершенствования деятельность национального лидера алмазного бизнеса - компании «АЛРОСА» во всех элементах ее деятельности и, в первую очередь, в области сбытовой стратегии.

На настоящем этапе решение актуальных вопросов мирового алмазного бизнеса, реализация национальных интересов нашей страны находятся в гармоничной взаимосвязи с ролью России как лидера мирового алмазного бизнеса.

На период до 2025 г. возможны два основных варианта развития МСБ алмазов.

Условиями реализации оптимистического варианта являются благоприятная мировая конъюнктура цен на алмазное сырье и снижение инфляции (цены ощутимо большие, нежели удельные затраты на добычу).

При негативном варианте, когда цены на алмазы хотя и вырастут, но рост удельных затрат на добычу будет их опережать и инфляция не упадет до приемлемого уровня 3-5 %, а останется на уровне 7-11 %, группу забалансовых запасов должны пополнить запасы вышеперечисленных "критических" месторождений.

Для России, занимающей по праву ведущие позиции в мировом алмазном, чрезвычайно важно, чтобы российский алмазный бизнес был полностью легальным, шел исключительно в правовом поле, регулировался одинаково понимаемыми всеми правилами, а также полностью отвечал требованиям и уровню развития мирового алмазно-бриллиантового рынка.

Список литературы

1.Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.07.2008 № 151 «Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» // #"justify">2.«Алмазы и Золото России». 2008.- №25. - С.16

.«Алмазы и Золото России». -2008. - №29.- С.21-22.

4.Андрей Евпланов Алмазный вариант Журнал "Российская Федерация сегодня".№16 2008 // <#"justify">6.Бочаров А.А Фомченкова Л.В. Механизм управления инновацией опыта предприятий алмазно-бриллиантового комплекса РФ // Креативная экономика. -2009. - №01. - С.12-16

.Годовой отчет АК «АЛРОСА», 2007 г // www.alrosa.ru

.Данилов Ю.Г. Стратегия развития алмазодобывающих компаний России и мира на современном этапе развития алмазного бизнеса. 10-й юбилейный форум GEOMINEX: Сб. докл. - М., 2008. -С.112-118.

.Левинский А. Не счесть алмазов там, где их не надо. // Аналитический деловой еженедельник «Smart money», 2006. -№25 (25). - С.93-95

10.Марактаев А.Н., Николаев М.В. Стратегия повышения конкурентоспособности алмазно-бриллиантового комплекса России - Проблемы современной экономики, 2005.- №3/4.- С.14-16

.Михайлов Б.К. Проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы алмазов России и эффективность геолого-поисковых работ / Б.К.Михайлов, Ю.К.Голубев, В.И. Ваганов, В.А.Цыганов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2005. - № 4. - С.24-31

.Нарышкина А. Благие намерения. // Компания, N26, 09.07.2001

.Потоцкая Татьяна Типологический подход в исследовании мирового алмазно-бриллиантового рынка // Практический маркетинг. - 2007. - №1. - С. 2-9.

.Потоцкая Татьяна Алмазно-бриллиантовый комплекс мира // География в школе. - 2004. - № 7. - С. 22-29.

.«Продажи в Гохран - не уход в кубышку». Интервью с Сергеем Выборновым, президентом компании « АК АЛРОСА» // Ведомости, №17 (2287) от 02.02.2009.

.Чертков А.С. российское золото, бриллианты…- достояние, но чье? институционализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней // Российское предпринимательство. - 2009. - 8. - C. 128-133.

.Ю.К.Голубев, В.И.Ваганов Состояние, проблемы и перспективы развития минерально-сырьевой базы алмазов России. - М.:ЦНИГРИ. 2003.- 72с.

.Supplier of Choice - программа «Предпочитаемый поставщик» (ППП) была обнародована в июле 2000 г. Основной целью программы является увеличение спроса на ювелирные изделия с бриллиантами, при этом, по мнению ее разработчиков, рост спроса на ювелирные изделия с бриллиантами должен соответствовать росту спроса на другие предметы роскоши. // М. Оверченко Еврокомиссия осадила De Beers, Ведомости, 26.07.2001

.«Kimberley Process» - международная организация, созданная для борьбы с потоком так называемых «конфликтных алмазов», торговля которыми использовалась для финансирования вооруженных конфликтов в Африке.// «Алмазы и Золото России», №29 сентябрь 2008, с.22.

Похожие работы на - Особенности развития и формирования мирового алмазно-бриллиантового рынка и его место в социальном воспроизводстве общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!