Национальный вопрос и основные способы его решения. Межнациональные конфликты и сепаратизм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,13 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Национальный вопрос и основные способы его решения. Межнациональные конфликты и сепаратизм

Оглавление

Введение

. Нация и национальная политика

. Национальный вопрос и основные способы его решения. Межнациональные конфликты и сепаратизм

. Нации и национальный суверенитет в эпоху глобализации

. Особенности этнической структуры населения, национально-государственного устройства и национальной политики в России: исторический опыт (Россия до 1917 г., Россия в составе СССР)

. Достижения и проблемы современной национальной политики РФ

Заключение

Список использованной литературы4

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире количество народов многократно превышает количество государств, что неизбежно приводит к необходимости сосуществования в рамках одного государства нескольких различных народов. Конфликты, происходящие в мире и в России на почве межнациональных противоречий, отличаются высокой степенью сложности. Во многом возникновение и ход межнациональных конфликтов определяются взаимоотношениями нации с государством, на территории которого она проживает.

В настоящее время в российской и зарубежной государственно-правовой науке и политической практике довольно остро стоит вопрос о поиске оптимальных форм организации государства, в особенности его политико-территориального устройства <#"justify">Предмет исследования курсовой работы - нации и национальные отношения и их роль в политической жизни.

Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Объектом исследования выступают государственного правовые аспекты национальной политики государства.

Цель курсовой работы - рассмотрение понятия нации и национальных отношений, а также достижений и проблем современной национальной политики Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определение понятий «нация» и «национальная политика»,обозначить основные способы решения национального вопроса, рассмотреть национальный суверенитет в эпоху глобализации, проанализировать особенности этнической структуры населения, национально - государственного устройства и национальной политики России, а также обозначить достижения и проблемы современной национальной политики России.

1. Нация и национальная политика

Распространены три основных подхода к пониманию нации - политико-правовой, социокультурный и биологический.

При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, то есть сообщество граждан того или иного государства. В Конвенции о гражданстве, разработанной в рамках Совета Европы, членом которой является и Россия, понятие гражданство определяется как правовые отношения лица с государством без указания этнического происхождения этого лица. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно гражданские, или политические, нации.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. В таком случае говорят о культурной нации, или этнонации.

Без национального сознания и самосознания нет и не может быть нации. Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: 1. Два человека принадлежат к одной нации, если и только если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения. 2. Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создает человек; нации - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации. Он характерен для таких стран, как Япония и Германия. Согласно конституциям обоих государств, нацию составляют лишь те люди, в жилах которых течет соответственно японская или германская кровь. В силу этого подхода ФРГ давало гражданство тем лицам, которые могли доказать германское происхождение своей крови.

Согласно наиболее широко распространенным представлениям, под нацией понимается исторически сложившаяся общность людей - граждан определенного государства, которой присущи такие черты, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определенной национальной общности и отличать себя от других.

Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, что национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе с соответствующей позицией и деятельностью органов власти в центре и на местах затрагивает глубинные основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений государственного строительства и государственной безопасности многонациональной России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей.

Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства народов и культур в российском государстве первым руководителем страны. И в нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в современной России. Важно ввести в традицию уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны, к равноправию и равным возможностям народов и граждан Российской Федерации во всех сферах государственной и общественной жизни. И большая надежда тут на главу государства.

В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации государственной национальной политики. На смену политике колонизации, ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и партнерства как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с властью. Российский гражданин любой национальности должен быть уверен в том, что Президент России - это гарант самобытного и равноправного развития всех народов страны, гарант единства и общности их духа как представителей одного народа, одного государства.

Мозаика российского общества очень богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях. Чтобы человек стал патриотом страны, важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной частью, равноправной во всех измерениях, в том числе и в национальном, языковом, культурном, религиозном. Гражданин не может быть патриотом своей страны, государства в полном смысле этого слова, если он в осуществлении своих повседневных гражданских прав сталкивается с дискриминацией по национальному, культурному, языковому, религиозному и прочим признакам. Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности, по сути и по делу - россиянин.

Национальный вопрос в России - это вопрос не о существовании, а о достойном существовании. Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей и задач. Достойное существование каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и конечный результат осуществления национальной политики.

Стране нужен просвещенный патриотизм, патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждого гражданина, патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами, достойным существованием и сосуществованием народов, культур и граждан страны.

Для обеспечения господства в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма необходимы: демократизация государственной и общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов, потребностей и достоинства всех национальностей страны, выявление и объединение их самобытного потенциала, налаживание межнационального сотрудничества и сотворчества, укрепление единства и жизнеспособности всего российского государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на местах по выработке и реализации национальной политики современной России.

2. Национальный вопрос и основные способы его решения. Межнациональные конфликты и сепаратизм

нация суверенитет глобализация

Сама по себе многонациональность страны является важнейшим фактором государственной политики. Уникальность каждой нации, с ее ценностями, традициями и менталитетом определяет и уникальность, неповторимость общества со своими особенностями социальной организации и деятельности. Поэтому решение национального вопроса есть процесс не столько унифицирующий социальную действительность, сколько воспроизводящий ее исторические и культурные особенности.

Глобализация предполагает не столько решение национального вопроса, сколько его обострение, уже не в локальном, а в мировом глобальном масштабе.

Решение национального вопроса включает реализацию прав и свобод человека, равно как и формирование демократических институтов государственной власти, поскольку без этого не представляется возможным осуществление самобытности наций в условиях современности. Тем не менее, во-первых, институционализация прав и свобод человека должна исходить не из универсального их значения, а опираясь на содержание и формы национальной идентичности наций, раскрытие значений прав и свобод, иначе объективно обернется не их реализацией, а их нарушением; во-вторых, демократизация сама по себе должна иметь цель не рецепцию «универсального» западного опыта, а институционализацию этнонаций в качестве субъектов политического процесса; в-третьих, сама по себе институционализация прав и свобод человека даже при выполнении указанных условий не должна рассматриваться в качестве единственно эффективного способа решения национального вопроса.

Право в его значении как идея свободы, равенства и справедливости является тем критериальным контекстом, в котором оценивается состояние национальных отношений, оно придает им политический смысл, в силу чего и становится возможной как постановка, так и решение национального вопроса. Тем не менее, право, закрепляя основные права и свободы человека, создает необходимые институциональные условия для деятельности по реализации национальной самобытности, решения национального вопроса в государстве. Так, отмечая важность правовых средств решения национального вопроса в правовом государстве, не следует абсолютизировать их значение.

Политические средства решения национального вопроса являются более гибкими, поскольку предполагают большую вариативность и своевременность реагирования в зависимости от складывающейся ситуации. Большую роль в качестве политических средств решения национального вопроса играет не только правовая возможность реализации национальных интересов через публичные институты власти, но и политическое национальное движение, выражающееся в форме национальных союзов, неправительственных организаций, совещательных органов, включающих представителей различных национальностей, комиссий. Это позволяет государственной власти влиять на национальные процессы, эффективно их регулируя, в интересах решения национального вопроса.

государственной политики не проявляется как проблема, а существует в качестве межэтнической толерантности.

Как отмечал В.Ю. Зорин, «Фетишизация политического способа решения национальных проблем, огосударствление этноса как решающего и даже единственного средства его прогресса в настоящее время принимают все более архаическую окраску, если не дополняются и не заменяются более широким и продуктивным подходом. Как показывает мировой и отечественный опыт, культурологическая направленность мер в сфере этнополитики должна занимать основное место. В конечном счете, именно этнокультурная составляющая в современных условиях справедливо признается приоритетной». В этом смысле большую роль в решении национального вопроса в России играют различные ассоциации, коллективы и объединения, основанные в соответствии с интересами на территориальных, хозяйственных и профессиональных принципах. Они способствуют формированию толерантного сознания. Политические же способы решения национального вопроса должны состоять в предотвращении возникновения явных диспропорций в социальных условиях между контактирующими этническими группами в обеспечении равенства возможности их социализации.

Большую роль играет и формирование стереотипа национального сознания о том, что субъектом права в нашей стране является гражданин, что дает возможность этнонациональной самоидентификации участвовать в какой-либо организации в целях решения национальных проблем. Особо следует отметить, что крайне опасным в условиях России является административное навязывание понимания нации как гражданства, а не как этничности.

Политика в решении национального вопроса, таким образом, должна быть направлена на формирование полноценного гражданского общества, исключая монополию какого-либо одного органа государственной власти или общественной силы при решении национального вопроса.

Правовые средства решения национального вопроса должны включать учет этнического фактора, например, в форме институционализации норм обычного права в вопросах приватизации земли, условий несения альтернативной военной службы, в регулировании семейно-бытовых и иных отношений. Однако это не должно противоречить базовым конституционным нормам о правах и свободах.

Политические и правовые методы решения национального вопроса должны включать механизмы гражданского общества и быть направлены на такую координацию деятельности органов исполнительной власти, которая придает эффективность управления процессом этноконфессионального согласия в стране. Это предполагает обеспечение прав граждан на удовлетворение этнокультурных, языковых и иных потребностей независимо от вероисповедания, национального происхождения и социального положения, поддержку культуры и языков народов страны, поддержку соотечественников за рубежом, гибкую миграционную политику.

Федеративное устройство нашей страны, сложившееся на основе ее национально-территориального деления, обусловливает императивную необходимость перенесения инициативы деятельности по решению национальных проблем в субъекты Российской Федерации. Технологии решения национальных проблем должны разрабатываться не в федеральном центре, а в регионах, обладающих наиболее полной информацией о содержании национальных конфликтов и противоречий, менталитете населения. Очевидно, что при этом политико-правовая деятельность должна оставаться в поле федерального законодательства, не противоречить конституционным нормам Федерации. К сожалению, выполнение данного требования не всегда осуществляется в полном объеме. В первую очередь нарушается конституционный принцип разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. законодательства являются ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

В заключение следует отметить, что политические и правовые способы решения национального вопроса есть комплекс мероприятий, определяемый политикой государства в национальной сфере, выражающий самобытный характер национальной жизни народов, населяющих страну и создающий институциональные условия для свободного исторического творчества наций, этносов и народностей. Эффективность действия данных средств обусловлена их направленностью на реализацию внутреннего потенциала гражданского общества по самоорганизации этнонациональной жизни в рамках конституционных норм государства.

Время, в которое мы живем, до предела насыщено самыми разными конфликтами. Но даже на таком фоне межнациональные конфликты занимают особое место и по остроте, и по масштабам, и по их последствиям для судьбы страны. К тому же они очень часто переплетены с конфликтами другого рода - политическими, экономическими. Порой они служат лишь каналом, усилителем, а то и прикрытием для противоборства политических и иных сил. В некоторых регионах местные мафиозные кланы и старые партийные элиты разыгрывают национальную карту в политиканских целях, в ходе борьбы за власть, хотя непосредственно вовлеченные в конфликт массы людей не осознают этой подоплеки. Думается, в подобных случаях правомерно говорить о национальной форме, которую приобрел тот или иной политический или даже криминальный конфликт.

Причины межнациональных конфликтов многообразны:

Политические причины. В первую очередь это кризис, а затем распад СССР - крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств.

Другой, производной политической причиной конфликта является борьба как новых, так и старых политических элит за передел «имперского наследства» В этой борьбе национальный фактор используется без всякого стеснения. Ведется она в условиях фактического отсутствия правил политической «игры» (прежние правила отменены, а правила новые, новая политическая культура еще только начинают формироваться). Поэтому в ряде случаев можно наблюдать беззастенчивую спекуляцию на национальных чувствах, несмотря на очевидный ущерб, горе и даже кровь, которые подобные «игры» приносят населению всех национальностей Более того, национальную «карту» порой не без успеха разыгрывают даже откровенно криминальные, мафиозные структуры.

Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой - регионы традиционно бедные, обделенные природными ресурсами или не располагающие развитой экономикой, но получавшие определенную централизованную поддержку, теперь, лишившись ее, пытаются как-то выйти из положения путем апелляции к категориям национального выживания, сохранения национального очага, прибегая при этом к любым доступным им средствам экономического давления или даже шантажа. Кроме того, экономически более мощные регионы стремятся блокировать тенденции национального сепаратизма, тоже используя для этого экономические и финансовые рычаги.

Стержневой проблемой обеспечения национальной безопасности, в том числе в вопросах противодействия сепаратизму, является укрепление государственности. Независимость и самостоятельность отдельных важнейших ее систем - законодательной власти, региональных властных структур в настоящее время носит в значительной мере символический характер. В этом уязвимость современной системы государственного управления. Более того, такая система в меньшей степени способна противостоять эволюционирующим угрозам со стороны сепаратистских тенденций. Другим важнейшим направлением противодействия сепаратизму в Российской Федерации в современных условиях является совершенствование государственного устройства России, ее федеративных основ.

Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Примеров здесь можно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России. Естественно, такие чувства рационализируются через тенденциозный подбор бытовых и иных примеров, воздействующих на обыденное сознание. И разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы. Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, необходимо Ослабления ложного конфликта можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям. В этой связи следует сказать несколько слов о роли национальной интеллигенции. Одной из благородных традиций российской интеллигенции всегда была поддержка народов, угнетаемых имперской властью на территории собственного государства, защита их от притеснений центральной власти. И такая позиция, как правило, отнюдь не рассматривалась в интеллигентских кругах как национальное предательство, а, напротив, имела отчетливую патриотическую мотивацию. И в недавние времена, в период отнюдь не бескровной агонии СССР, российская интеллигенция в большинстве своем оказывала поддержку республиканским движениям за самоопределение - в вопросе о Прибалтике, в тбилисских событиях. Свой нравственный долг интеллигенции большой нации она видела в том, чтобы помочь нациям малым обрести свободу. И здесь она была едина с интеллигенцией этих малых наций.

3. Нации и национальный суверенитет в эпоху глобализации

Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в статье 5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (статьи 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Глобализация - это очень разноплановый процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для государств проблем, так и расширение числа интегрирующихся обществ; сильнее осознается, что проблемы отдельных стран соединяются в единый клубок. Однако признание каких-то процессов как прогрессивных ни в коем случае не предполагает однозначной положительности каждого их аспекта. Напротив, прогресс всегда означает, что определенная часть изменений ухудшает ситуацию по сравнению с тем, что было раньше. Соответственно и процесс глобализации не во всем имеет положительный эффект. Как и любой другой крутой перелом, он несет в себе массу негатива, например, ослабление таких качеств, как патриотизм. Да и открытость границ в чем-то благо, а в чем-то зло, например, в плане распространения терроризма.

Не останавливаясь на сущности глобальных проблем человечества, не могу не отметить, что в них, как ни в каких других, видны коллизии между национальными интересами и мировыми тенденциями. Особенно это касается некоторых аспектов экологической проблемы, которые либо вызваны производственной деятельностью, либо могут быть усугублены ею. Кроме того, в любом случае даже естественные колебания климата представляют собой общую очень сложную проблему для человечества. Решить самостоятельно эти и другие проблемы, развивающиеся страны в большинстве случаев не смогут, значит, необходима помощь им. Но дело не просто в деньгах. С учетом их всеобъемлющей отсталости нужны международные контролирующие и направляющие развитие органы, а в целом ограничение их суверенитета во многих отношениях. Ведь найти путь к постепенной региональной и общемировой выработке правил природопользования немыслимо без того, чтобы международное право не возобладало над национальным.

Все глобальные проблемы связаны между собой, а такие, как демографическая и экологическая, во многом - две стороны одной медали. И, следовательно, регулирование численности населения также все более становится не только национальным, но и общим делом. Чтобы решить многие глобальные проблемы, необходимо осознать, что развитие не может идти все время вширь, что требуется сознательное ограничение в потреблении, а также механизмы, способные заставить большинство стран принять такие ограничения.

Глубина изменений суверенитета, а также и степень пересмотра самого этого понятия недопонимаются и недооцениваются. Да, государство (развитое и централизованное) было и в главном еще остается высшей единицей исторической и политической жизни. Однако сегодня появились новые и мощные факторы, которые, в конечном счете, ведут к тому, что оно перестает быть пределом выражаемой воли, уступая это предельное место более крупным образованиям. Ведь в последние несколько десятков лет все более важным становится процесс интеграции государств в надгосударственные объединения. При этом все яснее обнаруживается тенденция к ограничению и постепенному отказу от части национального суверенитета в пользу наднациональных и мировых сообществ, международных организаций и третейских судов. И поскольку эта тенденция в огромной степени обусловливается развитием современной экономики, постольку она будет нарастать.

В целом процесс постепенного перехода мира к нового типа устойчивым наднациональным политическим (политико-экономическим) объединениям должен поставить заслон национальному сепаратизму. Однако это верно только в общем плане. В начальной же стадии процесса, как это нередко бывает, интеграция в чем-то даже усиливает и поощряет национализм. Дело в том, что любое созидание ведет к большим или меньшим разрушениям. Следовательно, формирование надгосударственных систем может быть связано с разрушением прежних крупных многонациональных государственных. И такой распад в известной мере выполняет объективно прогрессивную роль, облегчая региональную и мировую интеграцию. Но это очень болезненный и разрушительный прогресс.

Утверждение политического принципа национализма, что политическая и национальная единицы должны совпадать (Э. Геллнер), постепенно привели к тому, что наиболее типичным кажется именно национальное (даже мононациональное) государство. Это явилось также одной из мощных причин усиления национальных движений. Но то, что последние возникли и в странах, которые, казалось бы, давно и прочно сформировались, где нет и речи о национальном неравноправии, показывает, что государство как главная единица и субъект исторического процесса начинает постепенно уступать место более крупным единицам.

А если наднациональные сообщества становятся более привлекательными для некоторых, чем национальные, то в ряде случаев может временно усилиться и тенденция к расколу, казалось бы, спаянных наций. Многие народы входят в эти надгосударственные образования через соучастие в своем государстве. Но в некоторых случаях по разным причинам (среди, которых не последнее место занимает честолюбие политиков и вождей) нетитульные народы или часть нации стремятся войти в такое (или мировое) сообщество прямо, непосредственно.

Таким образом, объяснение причин сепаратизма в развитых государствах на первый взгляд может показаться парадоксальным: национализм усиливается потому, что ослабевают как системы государства. Однако парадоксальности здесь нет. К тому же нации - это не вечные сущности, а более или менее сплоченные определенным сходством, условиями (и внешними рамками) общности. Причем при определенных условиях их сплоченность и однородность усиливаются, а при других, напротив, ослабевают.

Но обе мировые тенденции - интеграция и сепаратизм - не будут вечно идти параллельно. По мере нарастания интеграции сепаратизм начнет ослабевать, так как он несет в себе слишком много проблем для региональных и мирового сообществ. По мере все более ясного движения к интеграции накал национализма и сепаратизма станет остывать. Это можно сравнить с тем, как исторически прогрессивная роль революций со временем уменьшалась по мере того, как их результат мог быть воспроизведен эволюционно, без крутой общественной ломки.

Какие условия сегодня способствуют росту национализма? В отсталых или малых нациях действуют во многом еще прежние причины: развиваясь, они экономически и культурно дорастают до уровня, когда уже могут иметь собственные идеологию и государственность. А раз многие народы еще только будут дозревать до уровня активного национализма, значит, и проблемы еще долго будут оставаться. Но это уже затухание тенденции, начавшейся несколько веков назад. Напротив, интеграция и ограничение суверенитета и национализма - новая тенденция, расцвет которой придется на будущее. Но, помимо традиционных причин, рост национализма имеет и специфические.

В прошлые эпохи малые государства и народы не чувствовали себя в безопасности. В любой момент они могли стать жертвой агрессии или местом, где разворачивались кровавые события. Не то сейчас. Практически все чувствуют себя в безопасности, причем перекладывают заботу о ней на ведущие страны и мировое сообщество. А вместе со страхом у значительной части национальностей уходит и тяга к единению, тем более в странах, где нации не сложились в нечто этнически монолитное. Среди других причин, способствующих национализму, одна из главных заключается в том, что ослабевает репрессивное воздействие на сепаратистов и поддерживающее их население.

Бесспорно, нас ждут еще десятилетия, когда национальные и сепаратистские проблемы будут стоять весьма остро в разных районах и странах. Но поскольку они становятся слишком уж беспокойным и опасным для всех фактором, думаю, симпатии к сепаратистам ослабнут, и в сравнительно недалеком будущем агрессивный национализм, раскалывающий государства, создающий угрозу мировому порядку, развязывающий войны, пойдет на убыль. Разумеется, нации и национальные различия не исчезнут, просто национальные вопросы, проблемы и отношения перейдут из сферы самой высокой политики и жарких схваток в более спокойную плоскость, примерно так, как это случилось с религией. Естественно, что, речь идет о длительном периоде, о неравномерном движении, временами идущем вбок или вспять.

Идеи о новом мировом порядке у большинства наций пока недостаточно увязываются с признанием необходимости уменьшения суверенитета, поиска наиболее эффективных, привлекательных и удачных форм наднациональных организации и взаимодействия. В этом плане лидеры европейцы. Соединенные Штаты Америки, Япония, Канада, Австралия здесь существенно отстают. Если Россия преодолеет нынешний кризис и начнет быстро экономически развиваться, то она вполне может найти свое место в этом процессе интеграции и внести важную лепту в новое мировое сознание. Ведь благодаря своему удачному географическому положению она является естественным мостом между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом и имеет культурно-исторические возможности быть такого рода связкой.

4. Особенности этнической структуры населения, национально-государственного устройства и национальной политики в России: исторический опыт (Россия до 1917 г., Россия в составе СССР)

Вообще, политика всех царских правительств была лояльной по отношению к коренному населению присоединившихся территорий, хотя без насилия не обходилось, однако «этническое» насилие в истории Российской империи никогда не было направлено против этноса в целом. Конфликты между центральной властью и колонизированными этносами имели два источника: конкуренция из-за земель и других природных источников и конкуренция из-за политической власти.

В процессе колонизации из оборота местного населения изымалась часть земель, передававшихся русским крестьянам, это вызывало сопротивление местных жителей. Местные же властители далеко не всегда выступали защитниками интересов собственных народов, предпочитая идти на компромисс с царскими властями.

Кризис Российской империи, вылившийся в серию революций и переворотов начала XX века, усилил центробежные тенденции на ее национальных окраинах. Восстановление единства территории (с 20-х по 40-е годы) опиралось и на естественное желание населения принадлежать к Российской цивилизации и на коварство и насилие. При этом использовалось насилие как к верхушке, так и к рядовому населению.

Основой политики в это время было стремление перевести социальное напряжение из русла межнациональных в русло межклассовых. Также использовался принцип «разделяй и властвуй». Его реализация требовала в первую очередь выделение на каждой территории большой социальной группы, получавшей определенные преимущества в культурном, политическом и экономическом отношении по сравнению с остальным населением данной территории. Такая группа называлась «коренной» нацией, или «титульной» нацией.

Во-первых, в ряде случаев коренным признавался народ, не составлявший большинство, пример: Башкирия, где 1/3 башкир. Во-вторых, в рамках единых национально-государственных образований нередко под названием коренные объединялись народы, принадлежавшие к разным языковым семьям и в истории нередко враждовавшие друг с другом. В-третьих, в этнополитических целях проводилась политика консолидации новых наций на основе иногда родственных по языку и культуре, а иногда и достаточно разнородных элементов. В-четвертых, в ряде случае единый этнический массив разделяли границами, и на его базе формировалось несколько самостоятельных народов.

В 1918-1922 гг. произошло формирование ряда независимых национальных государств на территории бывшей Российской империи (украинская, белорусская, грузинская республик). Одновременно возникли автономные республики и автономные области. В 1923-1924гг. национально-государственное размежевание в Средней Азии. В результате влияние национального фактора на территориальную структуру усилилось, стали появляться на территориях союзных и автономных республик национальные сельсоветы. Новый этап национальной политики в СССР начался с принятия конституции СССР в 1936 года, а также ряда сопутствующих ей постановления и законов. С этого момента курс на учет национальной специфики сменился на унификацию национальной жизни, но это не насильственная русификация.

Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов.

Разрушение сложившейся политической системы в СССР происходило параллельно с возникновением и развитием этнополитической напряженности и конфликтности. В России этот процесс имел определенную специфику, которая определяется историческим и этнокультурным своеобразием ее регионов. Территориальное расширение России происходило на протяжении многих веков и поэтому разные народы различными способами входили в ее состав. Такая специфика определялась и социально-экономическим уровнем развития присоединяемых народов, и этнокультурной близостью их, и внешнеполитическими условиями.

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года, провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России.

Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей. Принятая в июле 1918 года Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.

В первой половине 1918 года основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 года создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 года начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 года основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).

Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917 - 1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время. Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 года начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.

Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 года новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 года во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик .

В годы Великой Отечественной войны сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками.

Конституция РСФСР 1978 года вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в статьей 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

5. Достижения и проблемы современной национальной политики РФ

Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так это принято понимать во всем мире.

Основное достижение российской национальной политики 90-х годов XX века состоит в разработке Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, которая была одобрена Постановлением Правительства России в мае 1996 года и утверждена Указом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепции выделяются такие узловые проблемы, которые требуют решения: развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание субъектов РФ и целостности российского государства; развитие национальных культур и языков народов России, укрепление духовной общности россиян; обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

достижение и поддержка стабильного, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

Этнополитическая проблематика поднялась по значимости до уровня оборонной и внешней политики. Во второй половине 90-х годов ХХ в. федеральной власти в какой-то мере удалось предотвратить разрастание этнического сепаратизма, локализовать его и создать условия для спада этнического экстремизма. Но концепция государственной национальной политики 1996 года не стала действенным ориентиром для органов государственной власти в решении этнополитических проблем. В 90-х годах в целом государственная национальная политика носила, с одной стороны, реактивный характер, опаздывая реагировать на уже проявившиеся проблемы и конфликты; с другой стороны, была фрагментарной, направленной на решение лишь отдельных задач, вырванных из общеполитического контекста.

Учитывая эти обстоятельства, государственная национальная политика России XXI века должна быть превентивной, предвидящей наиболее опасные этнополитические проблемы, и целостной, предусматривающей решение данных проблем в рамках единой программы.

Однако при всех недостатках этой концепции национальной политики, ее можно определить как более демократичную, чем та, что осуществлялась в предыдущие десятилетия. Это просматривается через идеологемы, выражающие суть национальной политики и национальных отношений. Например, в ней отсутствует прежде широко применявшаяся формула нации и народности и предлагаются для употребления понятия российская нация или многонациональный народ России. Тем самым ей придается политический смысл (то есть, речь идет о гражданах России), а не этнический.

В целом концепция государственной национальной политики имеет прогрессивный характер, но и отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности в плане урегулирования и решения многообразных этнических проблем, а в некоторых ситуациях даже усугубляет их. Cуществует тенденция подмены национальной политики решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальная политика в принципе не может быть направленной на решение проблем сегодняшнего дня, быть мерами временного характера, пусть и актуальными для страны.

Реализующаяся в настоящее время в России концепция государственной национальной политики составляет теоретическую основу государственного регулирования межнациональных отношений.

В целях создания законодательной базы, всесторонне обеспечивающей реализацию государственной национальной политики РФ в отношении всех народов, были разработаны и приняты федеральные законы О национально-культурной автономии, О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Национальная политика должна учитывать не только анализ диалектики национальных интересов в их конкретности, но также и учитывать меняющиеся национальные настроения. В проекте федерального закона Об основах государственной национальной политики Российской Федерации выделяются следующие основные принципы государственной национальной политики:

-сохранение государственной целостности и федерального устройства Российской Федерации;

-равенство прав граждан и народов РФ на национальное развитие;

-признание единства российского общества;

-свободное определение каждым гражданином своей национальной принадлежности;

-соответствие законов и иных нормативных актов в сфере национальной политики, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ;

-неотвратимость наказания за разжигание межнациональной вражды, оскорбление чести и достоинства по этническому признаку;

-признание объединяющей роли русского народа, его языка и культуры;

-взаимодействие органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с общественными объединениями, национально-культурными автономиями всех уровней, национальными этнокультурными общественными организациями, общинами.

Основной принцип современной государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям.

Национальная политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать всё многообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать обществом и государством следующие задачи:

-формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование российского патриотизма;

-распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

-сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

-обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;

-учёт взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

Русский вопрос - самый важный в рамках российского национального вопроса. Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Это положение определяет историческую роль русского народа, который, в силу соответствующей национальной политики СССР, официально не считался объектом национальной политики.

Этнические проблемы тесно связаны с проблемами федерализма, что придает им особую актуальность. Жизнь, в том числе и опыт национальной политики в СССР, показали, что искусственное нациестроительство ведёт к противоречиям между этносами и государством. Этнократические процессы наносят явный ущерб территориальной целостности России, затрагивая геополитические процессы. Проблемы федерализма относятся к числу наиболее сложных и многогранных. Но они являются ключевыми для дальнейшей судьбы России. Без оптимально построенной государственной национальной и региональной политики невозможно проводить любые социально-экономические и политические преобразования. Пока неустойчива ситуация в сфере федеративных и межэтнических отношений, невозможно преодолеть системный социально-экономический кризис, а межэтническое согласие всё-таки обеспечивает какой-то минимум стабильности и позволяет вести деятельность в направлении реформирования.

Государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности, конфликтов между народами, а также конфронтаций со структурами власти. Политика дружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть не разными политиками, а единой государственной национальной политикой России.

Гармоничное соотношение двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях.

Заключение

Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основные тенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства России. Политика в решении национального вопроса, таким образом, должна быть направлена на формирование полноценного гражданского общества, исключая монополию какого-либо одного органа государственной власти или общественной силы при решении национального вопроса.

Политические и правовые методы решения национального вопроса должны включать механизмы гражданского общества и быть направлены на такую координацию деятельности органов исполнительной власти, которая придает эффективность управления процессом этноконфессионального согласия в стране. Это предполагает обеспечение прав граждан на удовлетворение этнокультурных, языковых и иных потребностей независимо от вероисповедания, национального происхождения и социального положения, поддержку культуры и языков народов страны, поддержку соотечественников за рубежом, гибкую миграционную политику.

Федеративное устройство нашей страны, сложившееся на основе ее национально-территориального деления, обусловливает императивную необходимость перенесения инициативы деятельности по решению национальных проблем в субъекты Российской Федерации. Технологии решения национальных проблем должны разрабатываться не в федеральном центре, а в регионах, обладающих наиболее полной информацией о содержании национальных конфликтов и противоречий, менталитете населения.

Основной принцип современной государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям.

Национальная политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать всё многообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать обществом и государством следующие задачи: формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

Государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Гармоничное соотношение двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях.

Список использованной литературы

1.Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие, М., 1996.

2.Бжеников Р.Р. Национальный вопрос в России: институционально-правовой анализ : институционально-правовой анализ : дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02 Ростов н/Д, 2006.

3.Бочарников И. Основные направления противодействия сепаратизму в РФ // Власть,2008, № 11.

4.Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7.

.Гринин Л.Е. Глобализация и проблемы национального суверенитета//Полис, 2008, № 1.

6.Зорин В.Ю. Этничность и власть: некоторые аспекты становления новой этнополитики в современной России // Свободная мысль.,2003, № 6.

.Ирхин Ю. В. Политология: Учебное пособие, М., 2002.

.Кокшаров Н.В. Современная национальная политика России//CREDO NEW,2009,№ 7.

.Кретов Б. И. Политология: Учебное пособие, М., 2002.

10.Липкин А. И. К вопросу о понятии «национальной общности» и его применимости к России // Полис, 2008, № 6.

.Ступишин В. В. Русская нация и русская республика // Независимая газета. 1997,№ 2.

12.Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Федерализм, 1997, № 3.

Похожие работы на - Национальный вопрос и основные способы его решения. Межнациональные конфликты и сепаратизм

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!