Военный конфликт в Ираке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,85 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Военный конфликт в Ираке

Содержание

Введение

1. Военный конфликт в Ираке

.1 Предконфликтная ситуация

.2 Соотношение сил накануне войны. Начало вторжения

. Военно-политическая обстановка Ирака и итоги конфликта

.1 Военно-политическая обстановка в Ираке и попытки её урегулирования

.2 Общие итоги и значение конфликта для современного миро-

порядка

Заключение

Список литературы и источников

Введение

Актуальность темы исследования. На примере Ирака мы воочию смогли наблюдать, как грубейшим образом нарушились нормы международного права. В очередной раз продемонстрировав «право сильного», США своей агрессией против независимого государства в обход всех международных институтов лишь показали всему миру, насколько опасным может быть американское доминирование в мировой политике.

Под предлогом разоружения Ирака и недопущения распространения оружия массового поражения Лондон и Вашингтон неправомерно оккупировали это государство, преследуя свои геополитические цели. Несмотря на попытки ООН не допустить военное вмешательства и в дальнейшем продолжить инспекцию по выявлению каких-то серьёзный нарушений со стороны Хусейна, достигнуть соглашения в расколовшемся международном сообществе не удалось.

Последующая война, в которой, безусловно, победили англосаксы, привела к катастрофическим последствиям для Ирака, фактически переставшего существовать как национальное суверенное государство. Американцы вместо «освободителей» в глазах иракского народа стали оккупантами, и в результате резко возросло количество терактов, грабежей, насилия. В городах поднялась волна мародёрства, пострадали великие памятники культурного наследия всего человечества. Резко упал уровень жизни населения. Люди оказались без доступа к чистой питьевой воде и электричества, появилась угроза голода и отсутствия квалифицированной медицинской помощи, а также потеря возможности свободно передвигаться по Ираку и свободно покидать страну.

Богатейшие же нефтяные залежи Ирака фактически оказались под контролем американцев, вытеснивших из региона все остальные страны.

Несмотря на то, что цели, поставленные администрацией Буша, были достигнуты, доказательств связи Хусейна с «Аль-Каидой», а также неопровержимых фактов производства химического и биологического оружия найдено не было. Исходя из этого, можно сказать, что нравственные идеалы современной военной акции против Ирака доказали свою несостоятельность, а США сделали первый шаг на пути к полному контролю всего Ближневосточного региона.

Степень изученности проблемы. По теме войны в Ираке опубликовано множество научных трудов, книг, статей, монографий.

Теоретическую основу исследования составили труды как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов по рассматриваемой проблематике. Информационной основой исследования послужили материалы российской и зарубежной прессы по вопросам анализа военного конфликта в Ираке. Изучением данной проблемы занимались А. А. Михайлов, А. И Уткин, С. Л. Лойко, Л. Млечин, Д. В. Кузнецов, Дж. Тенет, Г. Т. Аллисон и многие другие.

Доктор Назим Межид ад-Дейрави в своей работе «Война в Ираке - международное преступление», отметил, что в свое время американцы лицемерно объявили главной целью вторжения в Ирак борьбу с диктатурой Саддама Хусейна. «Однако эта война в конечном итоге привела к ужасной гуманитарной катастрофе в Ираке».

Один из наиболее крупных современных политологов профессор Г.Т. Аллисон - основатель и длительное время декан факультета государственного управления им. Дж.Ф.Кеннеди в Гарвардском университете - в своей книге «Ядерный терроризм. Самая страшная, но предотвратимая катастрофа» поднимает вопросы, связанные с угрозой получения террористами ядерного оружия и его применения. Аллисон рассматривает также комплекс мер, который должен быть принят как на национальном, так и на международном уровне для предотвращения ядерного терроризма.

В своей книге Леонид Млечин рассказывает о войне, развернувшейся на наших глазах. Его работа построена на неизвестных широкому читателю материалах, свидетельствах участников событий, дипломатов и разведчиков.

Автор, репортер московского бюро газеты «Лос-Анджелес Таймс» (США), в течение трех месяцев наблюдал в Ираке за подготовкой и ходом армейской операции США против Саддама Хусейна, вел дневник. Эти записи легли в основу книги, воссоздающей картину «странной войны» и ее последствий для Ирака и всего Ближневосточного региона и показывают истинный ход событий.

Также в работе активно использовались электронные ресурсы сети «Интернет», такие как: <#"justify">Научная новизна данной работы состоит в комплексном анализе иракской войны и ее последствий для международной обстановки. На основе этого анализа могут быть сформулированы выводы, которые позволят разработать стратегию предотвращения подобных конфликтов в будущем.

Цель исследования - проанализировать причины, ход, итоги, варианты урегулирования войны и её состояние на современном этапе.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

. Изучить причины конфликта, и ситуацию, сложившуюся перед его началом

. Рассмотреть расстановку сил и начало боевых действий;

. Проанализировать военно-политическую обстановку Ирака и попытки её урегулирования;

4. Подвести общий итог конфликта и охарактеризовать его значение для современных международных отношений.

Поставленные цели и задачи исследования определили тематику глав работы.

Объектом и предметом исследования является война в Ираке и её влияние на международную обстановку.

Методика исследования. Для исследования темы курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализа и синтеза, дедукции и индукции, хронологический, аналитический, исторический, системный, сравнительный, метод изучения документов в области международного права, международных отношений, мировой политики

Теоретико-методологическую основу составляют положения и выводы, содержащиеся в научных трудах российских и зарубежных ученых, периодической литературе по исследуемой проблеме, международных нормативно-правовых актах в области военного конфликта в Ираке.

Практическая значимость. С практической точки зрения знания, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы в учебном процессе Сибирского института международных отношений и регионоведения, а так же могут рассматриваться в качестве материала для последующих исследований военного конфликта в Ираке.

Содержание работы включает в себя введение, две главы, 4 параграфа, заключение, список используемых источников и литературы.

1. Военный конфликт в Ираке

.1 Предконфликтная ситуация

Военно-политическая обстановка в районе Персидского залива на протяжении последних десяти лет все время обострялась. Межгосударственные, межэтнические и межконфессиональные противоречия, внутриполитическая напряженность в ряде государств, милитаризация региона, активная деятельность исламских фундаменталистов, различного рода экстремистских организаций и группировок создавали обстановку повышенной конфликтности.

В течение длительного времени США проводили разнообразные мероприятия политико-дипломатического, экономического, военного, информационного и иного характера с целью установления своего контроля над Ираком и соседними странами.

Особый интерес США к Ираку был обусловлен его энергетическими ресурсами. Согласно данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) на середину марта 2003 года Ирак обладал вторыми по величине запасами сырой нефти в мире, уступая лишь Саудовской Аравии. Кроме того, в Ираке имеются значительные месторождения газа, серы и фосфатов.

Ирак привлекателен своим геополитическим положением. Через его территорию проходят международные сухопутные и воздушные пути, связывающие Европу со странами Среднего Востока и Южной Азии.

Ирак в течение длительного времени претендовал на лидерство в арабском мире и до последнего времени оказывал значительное влияние на формирование и развитие военно-политической обстановки в регионе Персидского залива.

Существование авторитарного режима, репрессии против внутренней оппозиции наряду с попытками осуществить планы военной экспансии в отношении соседних государств, наличие химического оружия, а также попытки создать другие виды оружия массового поражения оказались для США удобным предлогом для свержения Саддама Хусейна.

Вместе с тем контроль над Ираком открывал для США дополнительные возможности для ликвидации неугодных режимов в соседних странах. Устранение Хусейна позволило бы установить в перспективе удобные для США режимы в Сирии и Иране.

Подарком судьбы для Вашингтона стала агрессия Ирака против Кувейта. В ночь с 1 на 2 августа 1990 г. иракские войска вторглись на территорию Кувейта и в течение нескольких суток оккупировали его. 8 августа Багдад объявил об «объединении полностью и навсегда» Кувейта с Ираком. Это была крупнейшая внешнеполитическая ошибка Хусейна.

Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, осуждающих иракскую оккупацию Кувейта, требующих незамедлительного вывода иракских войск, восстановления законного правительства и т.д. Аннексия Кувейта была признана юридически несостоятельной и рассматривалась как недействительная. У США оказались развязаны руки и ни одна страна при всем желании не могла каким либо образом противодействовать США.

января 1991 г. истекла «пауза доброй воли», предоставленная Ираку Советом Безопасности ООН для эвакуации войск из Кувейта. В ночь с 16 на 17 января 1991 г. войска многонациональных сил, основу которых составляли контингент США, на основании вынесенного Советом Безопасности ООН решения об использовании «всех необходимых мер для восстановления мира и безопасности в этом районе» начали военные действия против Ирака.

В феврале 1991 г. Ирак потерпел поражение в войне с международной коалицией, которую возглавляли США, и был вынужден уйти из эмирата. В отношении Ирака решениями Советом Безопасности ООН были введены жесткие международные санкции, фактически установившие режим экономической блокады страны и игравшие в интересах, в основном, только США.

С декабря 1996 г. до американского вторжения в марте 2003 года на основании решения СБ ООН для Ирака действовала программа «Нефть в обмен на продовольствие», разрешавшая Багдаду экспортировать каждые полгода нефть на сумму 1,6 млрд. долларов для финансирования закупок продовольственных товаров. Вопрос об отмене санкций являлся одним из самых важных и острых для выживания Ирака.

Основным противникам снятия санкций были США. Выгоды от сохранения санкций имели Кувейт и Саудовская Аравия, между которыми ОПЕК разделила иракскую квоту на продажу нефти на мировом рынке.

С 1991 г. авиация США и Великобритании осуществляла патрулирование так называемых бесполётных зон, где были запрещены полеты иракской авиации. Они были расположены на севере и юге страны - севернее 36-й параллели и южнее 32-й параллели. В пределах этой зоны авиация США и Великобритании наносила удары по различным объектам. Формальным поводом для установления этих зон являлась защита курдских территорий на севере и мусульман-шиитов на юге от возможного нападения иракской армии. Разрешения ООН на бомбардировки иракской территории США и Англия не имели. Фактически, с этого времени США и Великобритания являются государствами-агрессорами. Официальным Багдадом эти зоны признаны не были.момента окончания в 1991 г. войны в зоне Персидского залива объединенная англо-американская авиационная группировка практически еженедельно наносила ракетно-бомбовые удары по объектам на иракской территории. Особенно усилились налеты на Ирак в период агрессии НАТО против Югославии.

Согласно официальным данным только в 1999 г. совершено более 16 тыс. самолетовылетов, в ходе которых применено свыше 1 тыс. ракет и управляемых авиабомб по 180 наземным объектам. Удары были нанесены по пунктам управления и узлам связи вооруженных сил Ирака, средствам ПВО, хранилищам горюче-смазочных материалов, промышленным объектам, нефте- и газопроводам, жилым кварталам городов Мосул, Киркук, Эрбиль, Эн-Насирия, Басра.

Среди мирного населения были многочисленные жертвы. С августа по ноябрь 1999 г. в иракских провинциях Ниневия, Дахук, Мусанна, Зи-Кар, Басра от авиабомб и управляемых ракет пострадали 18 больниц, 12 школ, 74 дома, многие из которых полностью разрушены.

В результате удара по школе 29 ноября 1998 г. в г. Мосул убиты и ранены 10 детей. 12 мая 1999 г. в том же районе были уничтожены два завода стройматериалов.

В целом за период с декабря 1998 г. по апрель 2002 г. США и Великобритания совершили 299 ракетно-бомбовых ударов по объектам на территории Ирака, из них севернее 36 градуса северной широты - 165, южнее 33 градуса северной широты - 134.

По неполным данным, за 1998 - 2002 гг. в результате бомбардировок были убиты около 300 иракцев, из них более 200 - мирные жители.

США объясняли свои действия тем, что «удары наносятся с целью самообороны в ответ на наведение иракских радаров на самолеты ВВС США, осуществляющих патрулирование запретных зон».

В результате затянувшегося военного противостояния с США и экономической блокады Ирак оказался в крайне тяжелом социально-экономическом положении. Экономика страны в силу нехватки финансовых средств, сырья, запчастей и оборудования находилась в состоянии, близком к критическому. В конце минувшего столетия резко выросла внешняя задолженность Ирака. Однако его возможности по погашению долга были весьма ограниченны.

Резко упал жизненный уровень населения Ирака, численность которого составила 22,3 млн. человек (2001г.). Остро ощущалась нехватка многих видов продовольствия и медикаментов. В результате международных экономических санкций, введенных Советом Безопасности ООН против Ирака в 1991 г., смертность населения увеличилась почти в 20 раз.

В 1999 г., согласно только официальной статистике, каждый месяц от болезней в Ираке умирали 9-10 тыс. человек, из них 6 - 6,5 тыс. детей в возрасте до пяти лет. Для сравнения - до операции «Буря в пустыне» детская смертность составляла в среднем 372 человека в месяц.

Одним из важных направлений борьбы США против режима С. Хусейна была политическая поддержка, финансовая и военно-техническая помощь оппозиции.

В октябре 1998 г. конгресс США принял закон «Об освобождении Ирака», в соответствии с которым ежегодно выделялись значительные средства на укрепление оппозиционных С. Хусейну организаций.

Однако, несмотря на серьезные трудности, вызванные поражением в войне 1991 г., экономической блокадой, потерей большей части национального богатства, активной деятельностью оппозиции на севере и юге страны, режиму С. Хусейна тем не менее удалось обеспечить устойчивость своего правления, приспособить национальную экономику к выживанию в условиях жесткой международной изоляции и сохранить контроль над большей частью собственной территории.

Очевидно, это явилось одной из важнейших причин усиления давления США и их союзников на иракское руководство.

Проблема разоружения Ирака как оправдание активизации антииракской кампании? В качестве предлога для активизации антииракской кампании США избрали проблему разоружения Ирака. В результате мер, предпринятых ООН после окончания войны 1991 г., иракская армия сократилась с 950 тыс. человек до 389 тыс. Для контроля за соблюдением санкций и разоружением Ирака была создана Спецкомиссия ООН, инспекторы которой провели большую работу по выявлению химического, бактериологического и ракетного оружия, а совместно с МАГАТЭ - объектов, связанных с созданием ядерного оружия.

Ирак являлся участником договоров о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (1963 г.) и о нераспространении ядерного оружия (1968г.). Однако в начале 1970-х гг., согласно некоторым источникам, Багдад начал осуществлять программу создания собственного ядерного оружия, закончить которую оказался не в силах. По мнению официальных лиц США, большая часть иракского химического и биологического оружия была уничтожена во время войны 1991 г. Однако они считают, что режиму С. Хусейна удалось сохранить некоторое количество опасных материалов.

Вместе с тем Ирак не подписал Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия (1972 г.) и Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993 г.).

Неоднократно между Багдадом и Спецкомиссией ООН возникали острые конфликты. 16-20 декабря 1998 г. под предлогом невыполнения Багдадом режима работы инспекторов ООН США и Великобритания нанесли по Ираку массированные ракетно-бомбовые удары. После этого сотрудничество с ООН в разоруженческой сфере было прервано.

В декабре 1999 г. Ирак отверг резолюцию СБ ООН, которая требовала возвращения инспекторов в обмен на постепенное ослабление режима санкций. По мнению иракской стороны, «под прикрытием этих комиссий работают шпионы».

Вместе с тем даже такая гипотетическая возможность не может служить основанием для развязывания войны против Ирака.

Чтобы снять остроту напряженности, в мае 2002 г. иракское руководство согласилось выполнить резолюцию СБ ООН № 1409 по изменению режима санкций и проведению в шестимесячный срок всех процедур, связанных с ее осуществлением. Она предполагала ужесточение контроля над экспортом в Ирак предметов военного назначения с одновременным снятием ограничений на поставки продуктов гражданского назначения. В сентябре 2002 г. под давлением мирового сообщества, в том числе большинства арабских государств, иракское руководство согласилось на возвращение в страну инспекторов ООН. 8 ноября 2002 г. по предложению США и Великобритании, СБ ООН была принята резолюция № 1441, которая требовала от Ирака полного уничтожения оружия массового поражения и прекращения его разработок. Для контроля над вооружениями Багдад обеспечивал «немедленный, беспрепятственный, безоговорочный и неограниченный» доступ международных инспекторов ко всем без исключения иракским объектам, которые инспекторы сочтут необходимым проверить.

Согласно срокам, определенным в резолюции, Багдад должен был сообщить ООН не позднее 15 ноября 2002 г. о своем согласии подчиниться требованиям резолюции и сделал это досрочно.

Не позднее 8 декабря Ирак обязан был представить Совету Безопасности и комиссии ООН по мониторингу вооружений полное описание своих программ по разработке и производству химического, биологического и ядерного оружия. Это требование также было выполнено.

В соответствии с требованиями резолюции планировалось, что международные инспекторы возобновят работу в Ираке не позднее 23 декабря 2002 г. и не позднее, чем через 60 дней представят в СБ ООН отчет о проделанной работе. Что и было сделано.

По итогам этого этапа своей деятельности, новая миссия инспекторов подготовила доклад, в котором не содержалось сколько-нибудь значительных упреков в отношении Ирака по поводу наличия у него оружия массового поражения.

С другой стороны, некоторые вопросы по иракским программам разработки ядерных, химических, биологических вооружений остались без ответов. Это дало повод США и Великобритании заявить, что они не верят Хусейну и требуют принятия в кратчайшие сроки жесткой, ультимативной резолюции СБ ООН, которая фактически санкционировала бы применение военной силы против Багдада.

По мнению Вашингтона, у Ирака осталось 29 тысяч литров раствора с бациллами сибирской язвы, а также химическое оружие.

Очередная попытка оказать давление на мировое сообщество была предпринята Госсекретарем США К. Пауэллом 5 февраля 2003 г. На заседании СБ ООН он представил американские разведданные, которые были призваны подтвердить наличие у Ирака ОМП и связей руководства этой страны с террористической организацией «Аль-Каида». Однако выступление К. Пауэлла большинство мирового сообщества не убедило.

Иракское руководство, осознавая опасность ситуации, связанной с возможностью американской агрессии, согласилось даже на то, чтобы США направили в Багдад сотрудников ЦРУ, чтобы Вашингтон смог убедиться в том, что в Ираке не скрывается оружие массового поражения, разрешило полеты над своей территорией разведывательных самолетов.

Использование американских самолетов «U-2» для инспекций долгое время оставалось спорным моментом между Багдадом и комиссией ООН. На требования инспекторов разрешить полеты «U-2», Багдад отвечал встречным требованием прекратить на это время полеты самолетов ВВС США и Великобритании на юге и севере Ирака. Компромисс был найден во время последнего визита руководителей инспекторов ООН Ханса Бликса и Мухаммеда аль-Барадеи в Багдад, который состоялся 8-9 февраля 2003 г. Стороны договорились о проведении комплексной воздушной разведки. На сверхбольших высотах она должна была осуществляться самолетами «U-2» и «Мираж», на средних - Ан-30, на низких - с вертолетов, а на сверхнизких - самолетами «Дронгз» немецкого производства.

Оценивая деятельность наблюдателей ООН, следует заметить, что они испытывали сильное давление со стороны США. Очевидно, что именно с этих позиций следует рассматривать требование главы Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (UNMOVIC) Ханса Бликса уничтожить баллистические ракеты «Аль-Самуд-2», поскольку их дальность действия превышает 150-километровый предел, установленный ООН.

С этим выводом не была согласна Россия. «Системы, о которых идет речь, не являются запрещенными, а были разрешены в соответствии с предыдущими решениями СБ ООН», - заявил заместитель министра иностранных дел РФ Юрий Федотов. К тому же, как напомнил дипломат, иракцы декларировали это превышение в представленном 7 декабря в СБ ООН отчете об оружии массового уничтожения. Ю. Федотов подчеркнул, что ситуацию с «Аль-Самуд-2» необходимо рассматривать не как нарушение Ираком своих разоруженческих обязательств, а как пример сотрудничества с инспекторами.

Вместе с тем Багдад согласился на уничтожение ракет «Аль-Самуд-2». Всего у Ирака было около 120 таких ракет. По данным на 10 марта, 40 из них Ирак уничтожил.

марта состоялось заседание Совета Безопасности ООН, на котором были заслушаны доклады главы миссии ООН в Ираке Ханса Бликса и руководителя МАГАТЭ о проверках в Ираке. Доктор Ханс Бликс, глава инспекционной комиссии ООН по разоружению Ирака, привел в своем отчете ряд аргументов, которые в равной мере могли быть использованы как сторонниками продолжения работы инспекторов, так и приверженцами применения силы. С одной стороны, Бликс отметил, что Ирак сотрудничает с инспекторами и дает им возможность беспрепятственного доступа к любым объектам.

Это подтверждает выводы Германии, Франции и России о том, что инспекторы работают успешно и должны продолжать свою миссию. Ханс Бликс также заявил, что его команда не нашла в Ираке подтверждений того, что Саддам Хусейн скрывает запрещенные военные разработки в передвижных лабораториях, о чем не раз заявляли представители США. В Ираке пока не было найдено подземных складов химического и биологического оружия. Но вместе с тем в докладе Бликса отмечалось, что Ирак не пояснил, куда делись от 20 до 25 тысяч литров раствора с бациллами сибирской язвы. Неизвестно, где находятся запасы химического оружия, в том числе 1000 тонн нервно-паралитического газа VX, другие отравляющие вещества - газ зарин, иприт, 6 500 химических бомб, 18 мобильных лабораторий для изготовления биологического оружия. Багдад утверждал, что все виды оружия массового уничтожения были давно ликвидированы, но доказательств никаких не привел. Также, согласно мнению Бликса, Ирак, возможно, разрабатывал новые виды запрещенных ракет. В докладе содержался призыв к С. Хусейну сдать инспекторам оставшиеся у него запасы биологического и химического оружия, а также ракеты «СКАД» советского образца. Бликс потребовал от Ирака предоставить сведения о подземных мастерских и складах, где, по некоторым сведениям, изготовляют и хранят оружие массового уничтожения. Он заявил, что инспекторы - не сыщики, они не обязаны доказывать, что Саддам Хусейн вводит в заблуждение международное сообщество, пряча запрещенное оружие. Багдад сам обязан предоставить в их распоряжение все материальные и документальные доказательства того, что Ирак разоружился, подчиняясь требованиям резолюции Совета Безопасности номер № 1441. X. Бликс также подчеркнул, что инспекторы должны продолжать свою работу.

К такому же выводу пришел Мухаммед аль-Барадеи, глава Международного агентства по атомной энергии, который заявил, что не имеет смысла прекращать инспекции ООН по разоружению в то время, когда Ирак пошел на активное сотрудничество.

На заседаниях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, посвященных дальнейшим действиям в Ираке, большинство государств склонилось к тому, что военные инспекторы должны продолжить свою работу. Позиция же США и Великобритании заключалась в том, что необходимо силовым путём решить иракскую проблему. Они даже планировали провести голосование в Совете Безопасности по разработанной ими соответствующей резолюции, но отказались от этого, так как Россия <#"justify">.1 Военно-политическая обстановка в Ираке и попытки её урегулирования

1 мая <#"justify">1.Были рассмотрены причины конфликта, и ситуация, сложившаяся перед его началом.

«Под прицел» США Ирак попал ещё задолго до современного конфликта. Его огромные запасы нефти и уникальное географическое положение заинтересовало Америку ещё в 80-е. Предлог для возможных экономических, политических и даже военных действий американцев по отношению к Ираку было несложно найти - это и авторитарный режим с насильственным подавлением оппозиции, и попытки военной экспансии Ирака, и создание оружия массового поражения. Но настоящим поводом серьёзно взяться за Ирак послужила война в Кувейте. Хусейн пожелал аннексировать это небольшое государство, но столкнулся с международным противодействием. Разумеется, противостоять целой группе стран он не мог, и потому был вынужден вывести войска из Кувейта.

С этого момента у США были полностью развязаны руки. Американская и британская авиация чуть ли не еженедельно наносили удары по территории Ирака, что вкупе с экономической блокадой после вторжения в Кувейт поставило страну на грань катастрофы. Однако режим Хусейна всё ещё держался, и потому США решили действовать по-другому, а именно попытаться обратить внимание международного сообщества на наличие у Ирака оружия массового поражения.

Этим и занялась администрация президента. Когда же, прикрываясь инициативой разоружения, США разработали план военного вмешательства, большинство стран не одобрило такой подход к решению иракской проблемы, вследствие чего американцам не удалось получить официальное разрешение ООН на вторжение в Ирак. С этого момента США и их союзники действовали самостоятельно и без оглядки на Устав ООН.

2.Была изучена расстановка сил и начало боевых действий.

Обозначив поставленные цели, а именно свержение режима Саддама Хусейна, поиск и уничтожение оружия массового поражения, а также устранение угрозы терроризма, Буш объявил о начале операции «Иракская свобода».

На момент вторжения Ирак имел численное превосходство в живой силе, однако США и их союзники с лихвой компенсировали это наличием современного вооружения и военной техники. Армия же Саддама была вооружена устаревшими образцами и ничего не могла противопоставить агрессорам. К тому же она была рассредоточена по всей территории Ирака. Часть её блокировала курдов, остальная была размещена в Багдаде, и лишь самая малая находилась на предполагаемой линии фронта.

Разумеется, в этих условиях иракцы даже не смогли хоть сколько-нибудь задержать наступление противника. Несмотря на их героическое сопротивление, войска США и Великобритании неуклонно продвигались вглубь Ирака, и уже через 3 недели после начала боевых действий овладели всеми крупными городами страны, в том числе и столицей - Багдадом. На этом активная боевая фаза войны в Ираке завершилась.

3.Была проанализирована военно-политическую обстановка Ирака и попытки её урегулирования.

Заявленная США и Англией цель войны - свержение режима Саддама Хусейна - была ими достигнута, а вся власть передана временной администрации Ирака во главе с отставным американским генералом Джеем Гарнером, которого позже сменил Пол Бремер. Её задачей было создание необходимых условий для передачи власти новому иракскому правительству. Однако в стране сложилась очень сложная военная обстановка: среди граждан поднялась волна насилия и мародёрства, увеличилось число терактов, обострилась борьба между различными политическими, межконфессиональными и этническими группами, постепенно превращавшаяся в гражданскую войну.

Уже в первые дни после официального завершения боевых действий в Ираке началась партизанская война. А между тем страна лежала в разрухе, а среди населения росли антиамериканские настроения.

В этих условиях администрация Буша поначалу была вынуждена увеличивать контингент войск в Ираке. Однако стабилизировать обстановку по-прежнему не удавалось, и тогда президент объявил о новой стратегии под названием «Большая волна». Она также предполагала ввод дополнительных войск для обеспечения безопасности, но теперь войска должны были следить за всей территорией Ирака и охранять границу.

Успехи новой политики в отношении Ирака были неоднозначны. С одной стороны уровень насилия снизился, но с другой это было достигнута за счёт возросших американских потерь и жертв терактов.

Постепенно ситуация в сфере безопасности стала улучшаться, и США начали вывод войск из Ирака, который закончился к августу 2010 года. В стране остался минимальный контингент военнослужащих для обучения и поддержки местных сил обеспечения безопасности, а все полномочия по сохранению правопорядка были переданы местным властям.

4.Автор попытался подвести общий итог конфликта и охарактеризовать его значение для современных международных отношений.

Какие же выводы международному сообществу следует сделать из войны в Ираке, чтобы не допустить подобных конфликтов в будущем? Они могут быть следующими:

Любое государство по-прежнему должно иметь сильную и хорошо обученную армию. Тогда возможный агрессор трижды подумает, прежде чем осуществить интервенцию. При этом на первое место нужно ставить человеческий фактор, а не современные технологические новинки. Боевой дух и воля к победе по-прежнему имеют решающее значение в войне, что и показали иракские солдаты, героически сражавшиеся в первые дни вторжения. Именно поэтому ставка американского командования на «высокотехнологичную» и «бесконтактную» войну себя не оправдала;

Важнейшую роль в иракской войне сыграли информационные методы воздействия. США и Великобритания уделяли им не меньше внимание, чем войскам. Дезинформация, пропаганда бесполезности сопротивления, необъективное освещение военных действия - всё это использовалось, чтобы компенсировать нехватку живой силы антииракской коалиции. Поэтому любое государство должно разрабатывать методы защиты от ведения против них информационных войн, призванных сломить любое сопротивление и склонить народ на сторону возможного агрессора;

Самым же главным итогом является показавшая себя неэффективность современной системы международного права. ООН, главный международный институт по обеспечению мира и безопасности, так и не сумел предотвратить иракскую войну. Тем самым стало ясно, что он уже не может выполнять свою основную функцию, и нуждается либо в замене, либо в полном реформировании.

Таким образом, поставленные задачи исследования решены, цель работы - проанализировать причины, ход, итоги, варианты урегулирования войны и её состояние на современном этапе - достигнута.

военный конфликт ирак

Список использованной литературы и источников:

Нормативные и иные правовые акты

.Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

.Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.

.Договор о нераспространении ядерного оружия.

.Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия.

Книги и монографии

.Робин Апдайк. Саддам Хусейн / Робин Апдайк. М.: «Феникс», 1997.

.С. Л. Лойко. Шок и трепет. Война в Ираке / С. Л. Лойко. М.: «Вагриус», 2004. - 254 с.

.Льюис Лэфем. Памфлет против политики Джорджа Буша / Льюис Лэфэм. М.: «Harpers Magazine», 2004.

8.Bob Woodward. Plan of attack, USA / Bob Woodward. М.: 2004.

.Colby Buzzell. My War: Killing Time in Iraq / Colby Buzzell. М.: «Putnam Adult; 1 edition», October 2005. - 368 с.

10.Аллисон Г. Т. Ядерный терроризм. Самая страшная, но предотвратимая катастрофа. / Г. Т. Аллисон. М.: «ЛКИ», 2007. - 296 с.

.Леонид Млечин. Путин, Буш и война в Ираке / Леонид Млечин. М.: «Эксмо», «Яуза», 2005. - 640 с.

.Д. В. Кузнецов. Иракский кризис. Очерк событий. Документы и материалы: Учебное пособие. / Д.В. Кузнецов. М.: Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. - 259 с.

.Д. В. Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение. В 2-х частях. Часть II. Иракский кризис. / Д. В. Кузнецов. М.: Благовещенск, Изд-во БГПУ, 2009. - 444 с.

.Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока в зеркале мирового общественного мнения. Книга 2. Иракский кризис и общественное мнение. / Д. В. Кузнецов. М.: «LAP LAMBERT Academic Publishing», 2010. - 476 с.

.Криворучка А.П., Рощупкин В.Т. Багдадский вождь: взлёт и падение. Политический портрет Саддама Хусейна и его режима на региональном и глобальном фоне. / Криворучка А.П., Рощупкин В.Т. М.: «Проспект», 2008. - 560 с.

.А. Михайлов. Иракский капкан / А. Михайлов. М.: «Яуза», «Эксмо», 2004. - 544 с.

.Уткин А.И. Правда об Ираке, или Битва в Месопотамии / Уткин А.И. М.: «ОЛМА-пресс», 2007. - 210 с.

.Богданович В. Ю. Конфликты и войны после распада СССР / В. Ю. Богданович. М.: «Кий», 2008. - 420 с.

19.Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны / Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. М.: «Горячая линия», 2003. - 541 с.

20.Фролов Д.Б., Воронцова Л.В. Информационное противоборство: история и современное состояние / Фролов Д.Б., Воронцова Л.В. М.: Горячая линия, 2004.

.Маначинский А. Ирак: тайные пружины войны / А. Маначинский. Румб, 2008. - 416 с.

.Е. М. Примаков. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина ХХ - ХХI века) / Е. М. Примаков. М.: ИИК «Российская газета», 2006. - 414 с.

23.Bob Woodward. State of Denial, New York: Simon and Schuster. / Bob Woodward. М.: 2006.

24.I.Wallerstein. The Decline of American Power. The U.S. in a Chaotic World. / I. Wallerstein. М.: New York: The New Press, 2003.

.R. Lifton. Superpower Syndrome. Americas Apocaliptic Confrontation With the Wjrld. / R. Lifton. М.: New York: Thunders Mouth Press/ Nation Books, 2003.

.R. Falk. The Declining World Order. Americas Imperial Order. Americas Imperial Geopolitics. / R. Falk. М.: New York: Routledge, 2004.

27.У. Кларк. Как победить в современной войне. / У. Кларк. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. - 240 с.

Журналы и статьи

.В. Титоренко. Ирак после полугода оккупации // Международная жизнь. - № 9-10. - 2003.

.Г. И. Мирский. Новый поворот в судьбе Ирака // Мировая экономика и международные отношения. - №9. - 2003.

.А. Г. Арбатов. Иракский кризис в мировой политике: предыстория и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. - №10. -2004.

32.Владимиров В. Наземная операция ВС США и их союзников против Ирака // Зарубежное военное обозрение. - № 1. - 2004.

33.Измайлов И. Война в Ираке: хроника военных действий // Зарубежное военное обозрение. - № 4. - 2003.

.Марчев Ю. Перспективные зарубежные информационные технологии // Зарубежное военное обозрение. - № 4. - 2004.

.Терентьев А.А. «Новый мировой порядок»: США или европейское мироустройство? // Мировая экономика и международные отношения. - № 7. - 2003.

.Шумилин А.И. США против «стран-изгоев» на Ближнем Востоке: кто под прицелом? // Международная жизнь. - № 7. - 2003.

.Юрин А. В Америке, после иракской войны // Международная жизнь. - № 7. - 2003.

.О. В. Теребов. США - Ирак: триумф, провал или тупик? // Международная жизнь. -№12. - 2004.

Неопубликованные источники

.Сайт Многонациональных сил в Ираке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnf-iraq.com/

40.Сайт Многонационального переходного командования в Ираке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnstci.iraq.centcom.mil/

.Железный кулак: чем вооружена антииракская коалиция <http://lenta.ru/articles/2003/03/25/attributes/> // РИА Лента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/

.И. Валлерстайн - Аналогия с Вьетнамом <http://scepsis.ru/library/id_1681.html> // Скепсис [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scepsis.ru/

.И. Валлерстайн <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD,_%D0%98%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B8%D0%BB> - Просто уйти - меньшее из зол // Скепсис [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scepsis.ru/

.Андрей Цаплиенко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Авторский текст документального фильма об участии Украины в конфликте из сериала «На линии огня» «Миссия выполнена» <http://www.podrobnosti.ua/projects/onthefront/2005/08/03/231826.html> // Подробности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://podrobnosti.ua

.Иракская война // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

.О войне в Ираке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.irak-2003.ru/publ/stati_vojny_v_irake/o_vojne_v_irake/3>

47.США - Ирак: на фронтах информационной войны не бывает затишья // rusedina.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusedina.org/

48.Соединенные Штаты против Ирака: Психологическая война // DEREтория [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dere.com.ua/

49.Литвиненко А. Информационная война между США и Ираком // Аналитик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.analitik.org.ua/theme/3e943dcca11c6/>

.Веремеев Ю. Цели США в Ираке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://army.armor.kiev.ua/hist/usa-irak.shtml>/

51.Литвиненко А. Информационная война между США и Ираком // Аналитик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.analitik.org.ua/

52.Леонов A. Информационная война между США и Ираком // Аналитик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.analitik.org.ua/

.США начинают вывод войск из Ирака с провинции Дияла // Фокус [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://focus.ua/

54.Further Thoughts On Iraq // Ipsos [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipsos-mori.com/

.Буш рассказал о новой стратегии США в Ираке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uatoday.net/

.Три войны Саддама // История войн и военных конфликтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://historiwars.narod.ru/

.США так и не нашли в Ираке оружия массового поражении // Пятый канал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.5-tv.ru/

.Вторжение Ирака в Кувейт (1990 г.). Справка // РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ria.ru/

.Пауэлл представил СБ ООН доказательства нарушения Ираком резолюции 1441 // NEWSru.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.com/

.Война в Ираке. Силы сторон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.irak-2003.ru/

.В. П. Юрченко. Военно-политическая обстановка в Ираке (октябрь 2008 года) <http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/05-11-08.htm> // Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/

.США начинают в Ираке операцию «Новый рассвет» // Радио Свобода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svobodanews.ru/

.США - Ирак: война за нефтедоллар? // MERLN [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://merln.ndu.edu/

.А. В. Толстобров. Информационная война США и Великобритании в ходе военной операции против Ирака // Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.iimes.ru/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!