Взаимоотношения Индии и Пакистана в ХХ в.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    90,08 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимоотношения Индии и Пакистана в ХХ в.

Содержание

Введение

Глава 1. Начало противостояния Индии и Пакистана

.1 Разделение Индии на два независимых государства

.2 Кашмирский конфликт и водопользование как проблемы индийско-

пакистанских отношений в ХХ веке

Глава 2. Развитие отношений Индии и Пакистана

.1 Факторы исламорадикализма и экстремизма в сепаратистском движении Кашмира

.2 Индия и Пакистан: террористическая опасность

.3 Борьба с терроризмом в Индии и Пакистане

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. В начале третьего тысячелетия человечество переживает один из наиболее сложных, противоречивых и болезненных этапов политического развития, связанных со значительным ростом угроз терроризма, ставшего одним из активных методов борьбы политических авторов за власть и влияние. Современный политический терроризм предстает как доминантный фактор дестабилизации политической ситуации в ряде стран и регионов. Он во многом отличается от терроризма предшествующих периодов истории по степени массовости жертв, разрушительному воздействию на общество. Реальной стала опасность катастрофических последствий в результате возможности применения террористами оружия массового поражения и использования ими других достижений техногенной цивилизации.

Терроризм представляет собой сложное явление политического и социального характера. Он взят на вооружение множеством разнородных политических группировок. Современная политика становится сферой взаимодействия не одних только государств, но и террористических организации, имеющих политически значимые интересы. Как преступная тактика и стратегия политической активности терроризм достиг глобальных масштабов, стал препятствовать международному сотрудничеству, породил сомнения в способности государств решать возникающие проблемы на основе принципов ненасилия и демократии.

Большой остротой отличается проблема терроризма в Индии и Пакистане. Весьма показателен в указанном контексте длящийся уже более 60 лет кашмирский конфликт, в котором причудливым образом переплетаются этноконфессиональные и межгосударственные противоречия, и в последние десятилетия «весомо и зримо» проявляются самые болезненные и злободневные для нынешнего отрезка человеческой истории вопросы усиления экстремистской и террористической деятельности. В этой связи важным представляется исследовать историю взаимоотношений двух указанных государств.

Степень разработанности проблемы. Проблеме взаимоотношений Индии и Пакистана уделили внимание такие авторы как: Авдеев Ю.И., Алиев А.А.Г., Баринова Е.В., Боташева А.К., Вавилов А.И., Ванина Е.Ю., Грецова Е.Е., Гушер А.И., Дугин А.Г., Елустахова Н.Е., Золин П.М., Золотарев П.С., Ирмияева Т.Ю., Лунёв С.И., Мелехина Н.В., Паничкин Ю.Н., Юрлов Ф.Н. Однако указанные и другие авторы рассматривают проблемы взаимоотношений Индии и Пакистана исключительно в контексте политического терроризма в целом, либо проблемы исламского терроризма. Исследований, посвященных вопросам именно взаимоотношений Индии и Пакистана, мало.

Объект исследования - государства Индия и Пакистан.

Предмет исследования - история взаимоотношений Индии и Пакистана.

Целью исследования стало выявление особенностей взаимоотношений Индии и Пакистана в ХХ в.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

·          рассмотреть историю появления на политической карте мира двух государств - Индии и Пакистана;

·          выявить факторы, способствовавшие началу истории противостояния Индии и Пакистана;

·          выделить геополитические, историко-политические, этноконфессиональные особенности, предпосылки и причины возникновения конфликта в Кашмире;

·          определить особенности развития ситуации в Индии и Пакистане в ХХ в.;

·          осветить вопросы борьбы с терроризмом в Индии и Пакистане в ХХ в.

Хронологические рамки исследования: с конца 1940-х гг. до конца ХХ в.

В исследовании использованы сравнительно-сопоставительный, проблемно-хронологический и статистический методы научного познания.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Начало противостояния Индии и Пакистана

1.1 Разделение Индии на два независимых государства

На развитие индийской цивилизации большое влияние оказал период почти двухвековой британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация - тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции.

Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана еще в 1690 г., что влияет и на ее современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».

В отличие от португальцев, которые интегрировались в жизнь Гоа, британцы держались изолированно от своих подданных. Это исподволь разрушало местную культуру и язык. Британцы придерживались элитарного стиля жизни, считая собственную культуру и религию столь превосходными, что якобы одно это давало им право на господство.

Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Самали.

Правление британской Ост-Индской компании завершилось в 1857 г. в связи с широкомасштабным восстанием сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии). Через год после подавления бунта британское правительство решило управлять Индией, самой большой своей колонией, напрямую. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии - страны, ставшей «алмазом в британской короне».

Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии.

Реальная оппозиция британцам установилась после того, как адвокату Мохандасу Карамчанду («Махатме») Ганди удалось объединить в партии Национальный конгресс собственников и бизнесменов. Уникальность подхода Ганди состояла в отказе от применения насильственных средств. Он писал: «Я предлагаю моральное и, следовательно, духовное противодействие безнравственности. Я всячески стремлюсь притупить острый клинок сабли тирана, при этом не поднимаю против него еще более острое оружие, а разрушаю его ожидания физического сопротивления с моей стороны».

Результатом кампании ненасильственного сопротивления в отношении британских законов, возглавлявшейся Ганди, стало обретение Британской Индией независимости в 1947 г. Но вопреки его надеждам Индия не осталась единой, а была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. Пакистан стал мусульманским государством, где влиятельную партию Мусульманская лига возглавлял Мохаммед Али-Джинна. Разделение сопровождалось массовым переселением индусов и мусульман и небывалым кровопролитием.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии» (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: «Цивилизация современного Запада... кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсутствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие базовые принципы, чтобы придать смысл существованию».

В итоге бурных событий довольно крупное по территории княжество Джамму и Кашмир к ноябрю 1947 г. фактически распалось. Занимающая в нем центральное место и населенная мусульманами живописная долина Кашмира вместе с прилегающими районами в результате боевых действий досталась Индии. У нее же оказался контроль над индусской на две пятых областью Джамму и восточным тибетско-буддийским Ладакхом.

Большая часть населенной мусульманами области Пунч к западу от Джамму была занята войсками Пакистана. На этой территории была провозглашена символическая власть «правительства Свободного Кашмира» (Азад Кашмир). В состав Пакистана фактически была включена и территория Гилгит, мусульманское население которой подняло мятеж против махараджи-индуса, сформировало собственные полурегулярные Военные действия на территории бывшего княжества велись до декабря 1948 года. Индийское правительство во главе с Дж. Неру согласилось провести референдум в княжестве для решения вопроса о его принадлежности и пошло на интернационализацию конфликта, передав жалобу на действия Пакистана в ООН. Первая индийско-пакистанская война относится к разряду конфликтов низкой интенсивности. В ходе длившихся почти полтора года боев погибло более тысячи военнослужащих. 1 января 1949 г. стороны согласились с резолюцией Совета Безопасности ООН и объявили о прекращении огня, а в июле того года подписали соглашение о перемирии.

Усилия ООН организовать через назначаемых ей посредников референдум успехом не увенчались. Слишком велики были различия в подходах сторон к его организации. Первый раунд борьбы за Кашмир был выигран Индией: она получила районы бывшего княжества, населенные не только индусами, но и мусульманами. Три четверти кашмирского населения попали под юрисдикцию Индии. В составе Индийского Союза, в стратегически важном районе у границ с Пакистаном и Китаем появился индийский штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. В соответствии с введенной в действие в январе 1950 г. конституцией Республики Индия ему был предоставлен особый статус (статья 370 и ряд других положений). Пакистанская сторона считала итоги раздела княжества несправедливыми и сохраняла надежды на реванш, силами и средствами для которого она, однако, не обладала.

Страны-соседи одновременно похожи и различны. Генетически и в языковом отношении Пакистан (тогдашний Западный Пакистан) был продолжением Северной Индии, а Восточный Пакистан (удаленный на 1500 км от западного) представлял собой мусульманскую часть исторического «ядра» Британской Индии - провинции Бенгалии.

Помимо культурно-религиозных факторов, на различия в природе государств влияла разная структура общества. В Индии оно было более городским и относительно слабо иерархичным, а традиционная элита - менее связанной с землевладением (представителям высшей касты брахманов даже предписывалось не владеть землей). Руководящие позиции в Индии заняли представители политического класса, генетически принадлежащие в основном к средним слоям.

Пакистанское общество сложилось как типично «феодальное»: его элиту составили по преимуществу выходцы из традиционной земельной аристократии. Иерархическая социальная структура, у основания которой находились бесправные сельские низы и кочевые племена, способствовала формированию «верхушечного» политического сообщества. Главную роль в нем стала играть гражданская и военная бюрократия.

При всех различиях оба государства были надэтническими (наднациональными). Понимая свою политическую уязвимость и осознавая большую угрозу сепаратизма из-за наличия многообразных этнических и религиозных групп, населяющих обе страны, индийская и пакистанская элиты ориентировались на идеи сильного единого государства, своего рода южноазиатскую державность. Речь шла не только о военной мощи, хотя она и имела всегда большое значение. Руководители обеих стран (особенно Индии) делали акцент на идеях будто бы присущей каждой из них «особой миссии», соображениях престижа, исторической памяти, борьбе за реализацию своего международно-идеологического проекта или лидерство в коллективном проекте.

Итак, история противостояния начинается с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной ее заморской колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой - Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).

1.2 Кашмирский конфликт и водопользование как проблемы индийско-пакистанских отношений в ХХ веке

Расположенный на стыке границ ныне пяти государств - Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана - Кашмир обладает уникальным географическим положением (рис. 1 в приложении). В бывшем индийском княжестве Джамму и Кашмир на протяжении столетий бок о бок проживали представители различных национальностей, этносов и вероисповеданий, вполне мирно сосуществовавших. Однако практически одновременно с появлением двух независимых доминионов на территории Британской Индии возник кашмирский конфликт.

Именно из-за Кашмира вспыхнули индийско-пакистанские войны 1947-48 гг., и 1965 г., мини-война 1999 гг. и сложилась кризисная ситуация в 2001-2002 гг. Боевые действия в этом спорном районе велись также в период войны 1971 г. Многократные попытки договориться по вопросам принадлежности Кашмира, его статуса, взаимоотношений Дели и Исламабада с подконтрольными им частями бывшего княжества и другим вновь возникающим проблемам не увенчались практическим успехом ни на двустороннем, ни на международном уровнях. Оттепель всякий раз сменялась похолоданием и очередным обострением ситуации. По-прежнему ситуация в этом регионе далеко не однозначна. Уже неоднократно разрядка в индийско-пакистанских отношениях неожиданно сменялась конфронтацией, как это было в ходе вооруженного столкновения в мае-июле 1999 г. на Линии контроля в Кашмире. Боевые действия вспыхнули спустя всего три месяца после подписания Лахорской декларации 21 февраля 1999 г., которые закрепили договоренность на высшем уровне о взаимном снижении напряженности.

Особенность кашмирского конфликта заключается и в том, что он географически входит в зону нестабильности, зону столкновения цивилизаций, порождающую перманентные конфликты. Кашмирская проблема напрямую влияет на безопасность и стабильность всего Южноазиатского региона. Постоянное состояние напряженности, взаимного недоверия и подозрительности двух ключевых государств Южной Азии создают почву для возникновения нового вооруженного конфликта на субконтиненте.

Особую опасность вооруженные конфликты, в том числе и из-за Кашмира, представляют в связи с обладанием обеими сторонами ядерного оружия. Индия и Пакистан в 1998 г. провели подземные ядерные испытания и затем официально заявили о своем новом, ракетно-ядерном статусе. Поэтому спор вокруг Кашмира может стать источником очередного вооруженного конфликта, способного перерасти в ядерный.

Спор по Кашмиру не сводится только лишь к борьбе двух государств за территорию, хотя принято считать, что в основе своей он зародился именно как борьба за определение территориальной принадлежности бывшего княжества Британской Индии Джамму и Кашмир. Противостояние в Кашмире давно вышло за рамки лишь территориальных претензий, и вопрос о судьбе этой «жемчужины Южной Азии» стал и для Индии, и для Пакистана важным фактором реализации не только внешне-, но и внутриполитических интересов.

Сегодня можно в полной мере говорить о комплексности характера конфликта в Кашмире. Этот конфликт относится к числу в высокой степени разноплановых и поэтому трудно регулируемых. И Дели, и Исламабад в равной степени умело разыгрывают кашмирскую карту исходя из своих внутриполитических интересов. Возможно, для Пакистана в силу объективных причин кашмирский фактор более значим во внутренней политике, чем для Индии. Кашмирский вопрос является не только одной из основ единства пакистанской нации (особенно перед лицом внешней угрозы - Индии, вовлеченной в этот конфликт), но имеет и морально-этическое значение: Исламская Республика не может отказаться от поддержки единоверцев, особенно единоверцев «угнетаемых», по мнению Исламабада, в индийской части Кашмира.

Для Дели, в свою очередь, который стоит на позициях того, что в целом кашмирский вопрос решен (имея в виду обращение махараджи Хари Сингха о принятии в состав Индии и законодательное оформление этого шага в 1954 г. Учредительным собранием штата), и проблема состоит лишь в незаконной оккупации Пакистаном части индийской территории, отход от своей позиции и принятие какого-либо другого решения этого вопроса опасны созданием прецедента территориальной дезинтеграции и ставят под угрозу целостность государства, в котором есть и другие очаги сепаратизма, кроме Кашмира.

Несколько расширяя хронологические рамки нашего исследования, заметим, что в докладе министерства обороны Индии в январе 2007 г. было отмечено, что в последнее время появились доказательства налаженных связей между исламистскими группировками, базирующимися в Кашмире и прилегающих районах Пакистана, с индийскими региональными сепаратистскими группами из северо-восточных и юго-восточных штатов страны.

В свете потепления отношений и налаживания конструктивного диалога в начале ХХI в. Нью-Дели и Исламабад, вероятно, сочли более приемлемым на некоторое время заморозить кашмирский вопрос, с тем, чтобы он не являлся препятствием на пути двустороннего диалога по другим аспектам отношений. Тем не менее, это не означает, что кашмирская карта не может быть разыграна вновь. В большей степени это относится к Пакистану, в котором поддержка «кашмирских братьев» является одним из основных способов консолидации общества, а для руководства страны - это краеугольный камень внешней политики. Конечно, Исламабаду крайне тяжело вести борьбу «на два фронта»: афганском и индийском (кашмирском) направлениях. Поэтому по мере дестабилизации остановки на пакистано-афганской границе, Пакистан, скорее всего, будет стараться не втягиваться в конфликт в Кашмире. Так это происходит в последнее время, когда Исламабад демонстрирует готовность «уладить» кашмирский вопрос на фоне крайне тяжелой ситуации на афганских рубежах.

Позиции великих держав и сопредельных с Кашмиром стран на протяжении всего периода развития конфликта оказывали глубокое воздействие на ситуацию. Нельзя забывать, что события вокруг Кашмира начали развиваться на фоне углубляющегося размежевания между державами-победительницами во Второй мировой войне. В начальный период возникновения индо-пакистанского конфликта большое значение имел военно-стратегический фактор, определенный географическим положением княжества Джамму и Кашмир на стыке границ Индии, Пакистана, Афганистана, СССР и Китая. Советский Союз как великая держава не мог оставаться в стороне от событий, происходивших в Южной Азии, в том числе в Кашмире. Однако СССР никогда не играл роль посредника в урегулировании кашмирского конфликта. Даже проходившие после индо-пакистанской войны 1965 г. в Ташкенте переговоры при участии Председателя Совета министров СССР нельзя назвать посредничеством в чистом виде. Основная цель третьей стороны, в данном случае СССР, заключалась в организации переговорного процесса между конфликтующими сторонами. СССР фактически создал условия для того, чтобы представители Индии и Пакистана имели возможность провести встречу, завершившуюся подписанием Ташкентской декларации.

Сегодня рассматриваемый конфликт не представляет первостепенного интереса для великих держав, и на международной арене возникает лишь применительно к проблеме терроризма и исламского экстремизма, угроза которых исходит из этого региона. Россия, также как США, Китай, страны Западной Европы сегодня в целом едины в своем видении ситуации в Кашмире.

Ведущие страны исходят из того, что этот спор должен решаться мирными средствами на двусторонней основе, заложенной Симлским соглашением, без вмешательства извне. Россия, в частности, приветствует продолжение содержательного диалога Нью-Дели и Исламабада по всем ключевым двусторонним проблемам, включая кашмирскую. На сегодняшний день такая позиция России представляется наиболее взвешенной и адекватной той ситуации, которая сложилась в южно-азиатском регионе.

Вторая крупная проблема в индийско-пакистанских отношениях связана с водопользованием, в том числе - разделом речных вод для целей ирригации. Благодаря сооружению в конце ХIХ - начале ХХ в. разветвленной системы плотин и каналов значительные участки земли в исторической провинции Пенджаб (единой до индийско-пакистанского размежевания) обрабатывались с помощью вод пяти притоков Инда. Два из них, Джелам и Чинаб, как и сам Инд, пересекают земли бывшего княжества Джамму и Кашмир. После событий 1947-1948 годов головные сооружения ряда плотин, построенных на трех других - Рави, Беасе и Сатледже - оказались на территории индийской части Пенджаба. Весной 1948 г. правительство индийского штата Восточный Пенджаб перекрыло снабжение водой каналов, орошающих поля в пакистанской провинции Западный Пенджаб. Конфликт удалось разрешить мирно, но Пакистану показали, насколько велика его зависимость от соседа.

Временные соглашения по поводу воды действовали до 1960 года, а затем их заменил договор о развитии бассейна реки Инд, который имел целью разделить ресурсы Инда и его притоков так, чтобы вода трех восточных рек использовалась Индией, а трех западных - Пакистаном. В реализации проектов на пакистанской территории, предусмотренных договором, согласилась участвовать и Индия. В том же году, который можно считать первым успешным в развитии двусторонних отношений, тогдашнюю столицу Пакистана Карачи посетил индийский премьер-министр Дж. Неру. Пакистан предлагал Индии заключить «пакт об обороне» Индостана, но это предложение было отвергнуто. На пути сближения стояла проблема несхожести идеологических и внешнеполитических интересов двух государств.

Итак, кашмирский конфликт относится к числу в высокой степени комплексных и разноплановых конфликтов, с характерным циклическим ритмом развития. О комплексности его характера свидетельствует то, что этот конфликт протекает на нескольких уровнях, имея в основе своей значительный конфликтогенный конфессиональный потенциал. По мере усиления цивилизационного фактора в международных отношениях, конфликт приобрел черты глобального противостояния (мусульманской и немусульманской, в данном случае индусской, идентичностей). Особую опасность конфронтация в Кашмире представляет с учетом обладания Индией и Пакистаном ядерного оружия, которое не является надежным средством, удерживающим обе стороны от военных столкновений. Другая крупная проблема в индийско-пакистанских отношениях связана с водопользованием, в том числе - разделом речных вод для целей ирригации.

Глава 2. Развитие отношений Индии и Пакистана

2.1 Факторы исламорадикализма и экстремизма в сепаратистском движении Кашмира

С середины 1960-х годов Пакистан вступил в полосу неудач, в то время как обстановка в Индии, наоборот, постепенно стабилизировалась. После смерти Дж. Неру в 1964 г. на роль признанного лидера нации выдвинулась его дочь И. Ганди. В стране стала происходить консолидация общества при опоре в экономике на сильный государственный сектор. Продолжилось усиление военной мощи государства. Все это помогло Индии использовать в 1971 г. острый внутриполитический кризис в Восточном Пакистане, поддержав (в том числе военным путем) сторонников его отделения и создания государства бенгальцев-мусульман.

Начатая на этот раз фактически по инициативе Индии третья война с Пакистаном была самой масштабной и значительной по результатам. Капитуляция восточнопакистанской армии 16 декабря 1971 г. привела к появлению нового государства в Южной Азии - Бангладеш. Индийско-пакистанская война велась и на западном фронте - в Кашмире, где Индия также добилась серьезных успехов.

Особую роль в обострении ситуации в штате Кашмир сыграл фактор исламорадикализма, который, с одной стороны, уходил корнями во внутрикашмирскую почву, а с другой, зависел от общемировой тенденции к росту исламистского экстремизма в 1990-е гг.

Особую озабоченность в связи с этим вызывает и то, что определенную (и не только моральную) поддержку кашмирским сепаратистам оказывает Пакистан. В пакистанском военно-политическом истеблишменте довольно сильны исламистские настроения. Кашмирский вопрос всегда был для Исламабада не только территориальным, но и идеологическим. Тем самым для Пакистана, созданного под знаменем ислама и ради обретения индийскими мусульманами своей родины, Кашмир имеет огромное символическое значение.

Ситуация в Кашмире затрагивает интересы безопасности и других стран региона. Существенную роль играет военно-стратегическое положение высокогорной области, бывшего княжества, граничащего с Синьцзяном и Тибетом и лишь узкой полосой Афганистана (Ваханским коридором) отделенного от Центральноазиатского региона.

Следует помнить, что Кашмир оказался на стыке двух цивилизационных ареалов, мусульманского и индусского. И по мере усиления цивилизационного фактора в мировой политике конфликт из локального превратился в часть макрорегионального и глобального. Особенностью кашмирского конфликта последних лет является то, что ключевым фактором стало противостояние мусульман и немусульман.

Одной из составляющих конфликта является кашмирский национализм, то есть стремление ведущих политических деятелей из числа кашмирцев-мусульман добиться максимальной автономии при сохранении определенных связей с Индией. Также необходимо отметить, что и многие «азад» кашмирцы не идентифицируют себя с «единой пакистанской нацией» и в отдаленной перспективе видят Кашмир все-таки независимым.

Международное значение конфликта возросло после перехода Индией и Пакистаном ядерного порога в 1998 г. Наличие ядерного оружия у обеих стран оказалось не способно предотвратить длившееся почти три месяца столкновение регулярных частей двух государств (мини-войну) на линии контроля в Кашмире в секторе Каргил в 1999 г. Такой прецедент свидетельствует о потенциальной угрозе конфликта для региональной и глобальной безопасности. Последняя связана с представлениями о возможности прихода к власти в Пакистане исламистов и получении ими доступа к ракетно-ядерным арсеналам.

Крайне неблагоприятным с точки зрения террористической активности Кашмир стал с конца 1980-х гг., когда в оппозиционном движении появились значительные элементы исламского радикализма и экстремизма. Кашмир оказался облучен исламизмом, исходившим из Пакистана, Афганистана и арабского мира. Втягивание Кашмирского региона в международный террористический синдикат осложняет не только процесс урегулирования, но и дестабилизирует обстановку во всем южно-азиатском регионе.

Именно наличие вышеупомянутого дестабилизирующего фактора привлекает исключительно пристальное внимание к кашмирскому конфликту со стороны США и Запад в целом. Хотя кашмирский конфликт не занял такого центрального места, как, например, проблема Палестины, тем не менее, Запад предпринимает попытки подтолкнуть Индию и Пакистан к урегулированию этого спора.

Крайне неблагоприятное социально-экономическое положение в индийском штате Джамму и Кашмир, отсутствие каких-либо социальных перспектив в сочетании с коррумпированностью правительственного аппарата и постоянно усиливающимися репрессиями сил безопасности против недовольных привели к взрыву возмущения. Играя на недовольстве жителей Кашмира, мусульманские сепаратисты и фундаменталистские организации получили поддержку местного населения, которое вербовалось для прохождения подготовки в террористических лагерях на территории Пакистана для осуществления дальнейшей подрывной деятельности в «индийском» Кашмире.

То, что идеи исламорадикализма нашли столь благодатную почву в Кашмире, обусловлено и важными историческими процессами, начавшимися еще в конце 1970-х гг. (военный переворот в Пакистане и последовавший период исламизации пакистанского общества, исламская революция в Иране 1979 г. и ввод советских войск в Афганистан в том же году).

После вывода советских войск из Афганистана, многие жители Кашмира, принимавшие там участие в боях, вернулись домой, принеся с собой идеи исламизма и готовность реализовать их. С конца 1980-х гг. кашмирский сепаратизм приобретает черты радикального исламизма, а Кашмир становится одним из центров международного исламского экстремизма.

Исламский терроризм и экстремизм в Кашмире представляет серьезную угрозу не только отношениям между Индией и Пакистаном, но и для безопасности всего азиатского региона. Нельзя не учитывать, что кашмирский сепаратизм в его крайнем проявлении - исламорадикализме - будет и в дальнейшем определяющим фактором, влияющим на развитие ситуации.

Итак, крайне опасным для развития ситуации не только в самом Кашмире, но и в регионе в целом (включая и соседние страны - Китай и Афганистан) является фактор международного исламистского терроризма, серьезно дестабилизирующий обстановку. Урегулирование кашмирской проблемы невозможно без ликвидации экстремистских сил, которые базируются на территории Пакистана и пользуются поддержкой определенных политических кругов этой страны.

2.2 Индия и Пакистан: террористическая опасность

С 1990 г. Индия является свидетелем террористического насилия в Пенджабе и с 1989 г. в штате Джамму и Кашмир и других регионах страны. С тех пор в результате перестрелок и бомбардировок в Джамму и Кашмире погибло порядка 20 000 человек. Серийные взрывы, организованные в Бомбее в 1992 г. семьёй Мемона, стали одними из крупнейших террористических актов в Индии за последние несколько лет. Взрыв бомбы в Ладжпат Нагаре в Дели в 1996 г. также привёл к огромному числу человеческих жертв среди гражданского населения. Многочисленные террористические акты устраивались и в других регионах Индии.

Подтверждено, что лидеры ряда ультра-экстремистских сикхских группировок находятся в Пакистане, занимаясь привлечением к экстремистской деятельности сикхской молодёжи, проживающей в Великобритании, Канаде и индийском штате Пенджаб. Вадхава Сингх из Баббар Хальсы, Парамджит Сингх Панджвар из десантных войск Халистана (Панджвар), Гаджендер Сингх из Дал Хальсы, Притам Сингх Секхон из отрядов освобождения Халистана, Лакбир Сингх Роде из Международной Сикхской молодёжной Федерации в настоящее время находятся в Пакистане и продолжают террористическую деятельность в Индии при поддержке Пакистана. Вассан Сингх Заффарвал, один из главных преступников в списке Индии на поимку, обвиняемый в терроризме на территории Пенджаба, долгое время находился в Пакистане, а затем, в поисках убежища бежал в Швейцарию.

Лал Сингх Манджит, арестованный за причастность к организации взрыва Боинга “Канишка” компании “Air India”, сообщил правительствам Индии и Канады о существовании крупной сикхской террористической организации на территории Пакистана. Иосиф Бодански, сотрудник Американской исследовательской Комиссии по терроризму и партизанской войне, опубликовал доклад “Новый исламисткий интернационал” (The New Islamist International), содержащий информацию о подготовке сикхских и кашмирских террористов Пакистаном. В ходе расследования, проведенного индийским правительством, а также благодаря телевизионному признанию Якуба Мемона в связи с серией взрывов в Бомбее в 1992 г., была получена подробная информация о том, как Пакистан использовал известного контрабандиста Давуда Ибрагима и его приспешников в Пакистане в организации обучения, финансирования, обеспечении взрывчаткой, а также предоставлении убежища организаторам взрывов. После взрывов в Бомбее вся семья Мемона получила убежище в Пакистане. Якуба Мемона убедили вернуться в Индию, где он предоставил полную информацию, включая фальшивые документы, полученные в Пакистане. Однако его старший брат Ибрагим (“Тигр”) Абдул Разал Мемон до сих пор находится в Пакистане.

Причастность Пакистана к финансированию терроризма в Джамму и Кашмире подтверждается пакистанскими и международными СМИ, аналитиками Jane’s Intelligence Review и Госдепартаментом США. В докладах Госдепартамента США о проявлениях международного терроризма 1997 г. говорится о поддержке кашмирских боевиков официальным Пакистаном. Особое внимание в докладе 1997 г. уделяется “Харкат-ул-Ансар” как террористической организации, действующей на территории Джамму и Кашмира. В предыдущих докладах также рассматривался Исламский фронт Джамму и Кашмира, расположенный в Пакистане и поддерживаемый им. Эта организация стоит за взрывами в Ладжпат Нагаре в Нью-Дели, в Джамму и Кашмире и в других регионах Индии.

Пакистанский журнал “Herald” опубликовал подробный отчет о “Лашкар-э-Тайба” - вооруженном подразделении “Марказ-ал-Даваа-вал-Аршад” - после собрания, организованном последней в Муридке недалеко от Лахора, на котором были обнародованы данные по убитым в Кашмире членам “Лашкар”. Кроме того, прозвучали призывы к джихаду против индусов, США, Индии и демократии. На похожем собрании в том же месте в 18 апреля 1998 г. присутствовал пакистанский министр информации Мушахид Хусейн, который одобрил деятельность “Лашкар-э-Тайба”. Данная группировка несёт ответственность за большинство убийств кашмирских пандитов в Джамму и Кашмире в 1998 году. Складывается впечатление, сегодня “Лашкар-э-Тайба” превратилась в главного наемника Пакистана, однако “Харкат-ул-Ансар” и “Хизб-ул-Муджахиддин” проявляют не меньшую активность. Лидер “Хазб-ул-Муджахиддин” Саид Салауддин по-прежнему находится в Пакистане, время от времени проводя пресс-конференции, делая заявления и посещая различные собрания в Пакистане, посвященные джихаду против Индии и организуемые “Джамаат-е-Ислами”.

Особо следует выделить проблему наркотерроризма.

Незаконная торговля наркотиками как источник финансирования военных операций стала использоваться ещё в период войны афганских моджахедов с советскими войсками в Афганистане. Тогда силы, оказывавшие поддержку афганским моджахедам, закрыли глаза на торговлю наркотиками. После ухода советских войск из Афганистана ситуация нисколько не изменилась. В этой связи еще в подробном отчёте “Героин в Пакистане”, подготовленном американскими спецслужбами в 1992 г. и опубликованном в пакистанской газете “The Friday Times of Pakistan”, говорится об использовании доходов от торговли героином для финансирования операций сикхов и других экстремистских организаций на территории Индии. В своём докладе “Новый исламисткий интернационал” (The New Islamist International) и последующих работах Йосеф Боданский показал, как финансируется поддерживаемая Пакистаном террористическая деятельность в Индии с помощью средств, получаемых от наркоторговли, инфраструктура которой была создана ещё в годы афганской войны.

В своём интервью газете Washington Post в то время уже бывший премьер-министр Пакистана Наваз Шариф сделал сенсационное признание, заявив, что в бытность премьер-министром армейское руководство предложило ему план по использованию средств от наркоторговли для финансирования анти-индийских операций. По словам Шарифа, план не получил его одобрения.

Тем не менее, имеются документальные свидетельства того, что несмотря на набожность и веру в строгие исламские ценности, движение “Талибан” продолжает использовать доходы от торговли наркотиками для финансирования своих военных операций. Учитывая тесные связи “Талибана” с пакистанской разведкой и группами наёмников, действующих в штате Джамму и Кашмир, очевидно, что получаемые таким образом средства по-прежнему идут на финансирование террористических операций на территории Индии.

Тот факт, что члены “Талибана”, “Харкат-ул-Ансар” и других группировок проходили подготовку в одних и тех же лагерях доказывает существование связи между терроризмом в штате Джамму и Кашмир в Индии и терроризмом, направленным против интересов Америки, Египта и других стран. Своей преданностью эти террористы обязаны одним и тем же пакистанским инструкторам, в особенности Маулана Фазлур Рехману из лагеря Джамиат-уль-Улема-и-Ислам. Террористические операции финансируются радикалами из различных стран мира, включая Саудовскую Аравию. В свою очередь Осама бен Ладен известен как главный спонсор Фазлура Рехмана и тем, что при нём были налажены связи между “Талибаном” и “Харкат-ул-Ансар”.

Опять же раздвигая хронологические рамки нашего исследования, приведем пример из истории уже ХХI в. Теракт 13 декабря 2008 г. в здании индийского парламента был направлен на физическое устранение высших политических руководителей страны, министр внутренних дел Индии Лал Кришна Адвани обвинил базирующиеся в Пакистане террористические организации "Лашкар-и-таиба" и "Джаиш-и-Мохаммад" в том, что именно они совершили его при поддержке Межведомственной разведки Пакистана. В результате нападения боевиков на Мумбаи погибли более 170 человек, включая большое число гостей-европейцев, свыше тысячи были ранены.

Позже премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпайи на заседании парламентской фракции Бхаратия джаната парти, ведущего партнера в правящей коалиции, отверг предложение Пакистана о проведении совместного расследования теракта 13 декабря, подчеркнув, что он даже и не пытается предпринимать какие-либо шаги против террористов, там базирующихся. Правительство, сказал премьер-министр, направило в Исламабад все документы о причастности названных организаций к теракту 13 декабря и потребовало незамедлительных действий против них. Ранее, сразу после трагедии 13 декабря, в обращении к нации Ваджпайи указал, что происшедшее - это "не столько теракт в его чистом виде, сколько вызов всей стране, и мы его принимаем". 13 декабря, указал премьер-министр, - самое ужасное звено в цепи антииндийских террористических актов, ведущихся уже много лет, и "наша борьба против экстремистов вступила в финальную стадию, когда необходимо провести решающую битву. Вся нация едина в этом".

События 13 декабря стали настоящим шоком для Индии. Страна и ранее подвергалась атакам террористов, но теракт в здании парламента вызвал возмущение всех индийцев. Даже оппозиция в лице ИНК(И) заявила, что поддержит любые действия правительства против любых террористов.

Пакистан в ХХI в. - также арена кровавых терактов. Вот лишь несколько сообщений: Теракт на северо-западе Пакистана - погибли 9 человек (30 января 2010 г.); В результате теракта в Пакистане погибли 14 человек (8 марта 2010 г.); ООН: Власти Пакистана не обеспечили безопасность Беназир Бхутто и не расследовали должным образом ее гибель (16 апреля 2010 г.); Очередной теракт на северо-западе Пакистана - семеро погибших (18 апреля 2010 г.).

Итак, терроризм в Индии и Пакистане распространен чрезвычайно. Регион уже лет 50 не относится к категории «безопасных», хотя опасности варьируются по ходу времени и политической ситуации. И проблема не только в противостоянии с исламскими экстремистами по почти неразрешимому на сегодняшний день конфликту в Кашмире, но и в многочисленных национально-освободительных группировках, то и дело порывающихся обрести независимость.

2.3 Борьба с терроризмом в Индии и Пакистане

Индия сыграла значительную роль в укреплении международного консенсуса по вопросу борьбы с терроризмом в ООН, Движении Неприсоединения и Ассоциации Южной Азии регионального сотрудничества. Индия подписала важнейшие международные конвенции против терроризма и включили их в своё внутреннее законодательство:

. Конвенция о преступлениях и других преступных акциях, организуемых на борту самолётов, подписана в Токио 14 сентября 1963 года. Данная Конвенция вступила в силу в Индии после принятия Токийского Акта о Конвенции в 1975 году.

. Конвенция по борьбе с незаконными захватами самолётов подписана в Гааге 16 сентября 1973 года. Выполняется на основании Акта о противодействии угонам с похищениями людей, 1982 (Anti-Hijacking Act).

. Конвенция по борьбе с незаконными актами, представляющие угрозу безопасности гражданской авиации, подписанная 23 сентября 1971 г. в Монреале, а также Протокол о противодействии незаконным актам насилия в международных аэропортах гражданской авиации, 1988 г., и Акт о подавлении незаконных актов, представляющих угрозу безопасности гражданской авиации, 1982. Данная Конвенция выполняется в соответствии с последним Актом (1982).

. Конвенция по предотвращению и мерам наказания за преступления против лиц, наделённых международным иммунитетом, в т.ч. дипломатов, принята в Нью-Йорке 14 декабря 1973 г. Данная Конвенция выполняется в соответствии с положениями Уголовного Кодекса Индии, 1960 г.

. Международная Конвенция, запрещающая захват заложников, принята в Нью-Йорке 7 декабря 1979 г. В Индии вступила в силу в 1960 году и выполняется в соответствии с параграфом 364А Уголовного Кодекса Индии.

. Конвенция ООН о незаконной торговле наркотиками и психотропными веществами, 1988 г. В Индии выполняется в соответствии с Актом о наркотических и психотропных веществах 1989 г., исправленном Акте 1985 г.

. Международная Конвенция о противодействии террористическим взрывам принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1997 г. Подписана Индией в сентябре 17 сентября 1999 г. Кабинет министров согласился ратифицировать эту Конвенцию 5 августа 1999 г.

Действуют также региональные конвенции:

. Конвенция Организации Регионального Сотрудничества стран Южной Азии (SAARC) о противодействии терроризму, 1987 г. Выполняется Индией в соответствии с Актом о Конвенции Организации Регионального Сотрудничества стран Южной Азии о противодействии терроризму, 1993 г.

. Конвенция SAARC о наркотических и психотропных веществах 1990 г. Так как её положения главным образом построены на Конвенции ООН 1988 г., положения вышеозначенной Конвенции SAARC выполняются в соответствии с Актом о наркотических и психотропных веществах 1989 г.

Индия также сыграла большую роль в создании консенсуса в отношении терроризма внутри Движения неприсоединения. Движение неприсоединения однозначно заявило, что преступные действия с целью посеять страх среди населения, групп лиц или отдельных граждан независимо от причин, не имеют оправдания. Кроме того, в Индии актуален призыв принять и приступить к выполнению всеобщей конвенции по борьбе с международным терроризмом.

Вашингтон создал специальное подразделение, призванное отбить у исламистов пакистанское атомное оружие в случае его захвата. Задача спецназа состоит в том, чтобы вернуть ядерные материалы на склады и обеспечить их охрану. В сухопутных войсках США проходит подготовку подразделение, которое должно будет поставить непроницаемый заслон вокруг пакистанского ядерного объекта, подвергшегося атаке террористов. Спецназовцы затем должны будут отбить ядерные материалы у боевиков и обеспечить их охрану. Подразделение было создано после того, как исламисты за последние два года совершили несколько нападений на крупные пакистанские военные учреждения и гарнизоны. На территории некоторых из них хранились ядерные средства.

«В Пакистане атомное оружие сочетается с самой большой насыщенностью экстремистов в мире. Естественно, мы должны быть этим обеспокоены», - сказал лондонской газете Sunday Times Ролф Моуэт-Ларсен, бывший сотрудник ЦРУ, который возглавлял разведывательный отдел в Министерстве энергетики США. По его словам, имели место не только нападения на базы армии, но и случаи проникновения террористов на важнейшие охраняемые объекты. За всем этим стоит руководство «Аль-Каиды». Оно вполне профессионально подходит к вопросу овладения ядерными материалами, утверждает Моуэт-Ларсен.

Аналогичного мнения придерживается профессор Шон Грегори, директор отдела исследований безопасности Пакистана в университете города Брэдфорд (Британия). «Террористы стоят у ворот», - говорит он. Грегори в статье, опубликованной в американском военном журнале, упоминает ряд инцидентов, правда, уже из истории ХХI в. В ноябре 2007 года было совершено нападение на базу в провинции Пенджаб, где размещаются бомбардировщики F-16, способные нести ядерное оружие. Месяц спустя подрывник-самоубийца нанес удар по ядерной базе ВВС Камра.

В августе 2008 года группа камикадзе взорвала ворота в гарнизоне Вах в Пенджабе. Там, как полагают, размещается один из заводов по сборке ядерных боеголовок. Тогда погибли 63 человека. А в октябре прошлого года боевики предприняли беспрецедентную атаку на генштаб армии в Равалпинди. Нападавшие, облачившись в военную форму, проникли внутрь объекта и отбивались от сил безопасности в течение 22 часов.

По данным Грегори, на ядерных объектах или в их охране работает от 8 до 12 тыс. человек. Вполне возможно, что кто-то из них симпатизирует джихаду и может содействовать террористам.

Вашингтон обеспокоен судьбой пакистанского ядерного арсенала. Но пакистанская армия разработала серьезные меры по его защите. Как видно из заявления генерала Халида Кидваи, ответственного за безопасность ядерных сил, эти меры состоят из трех компонентов. Во-первых, коды к замкам на зарядах известны двум-трем лицам, которые не общаются друг с другом. Во-вторых, все ядерные объекты охраняет пакистанский спецназ. В-третьих, по периметру этих объектов созданы электронные пункты слежения и оповещения.

По оценкам западных СМИ, Пакистан располагает 60-80 ядерными боеголовками. Но у террористов пока нет возможности использовать их по прямому назначению, даже если они вдруг ворвутся на объект. Ведь боеголовки и средства доставки - ракеты и бомбардировщики находятся в разных местах. Для активации нужно знать соответствующие коды.

Самое большое, на что могут рассчитывать экстремисты, - это завладеть каким-то количеством расщепляющихся материалов, чтобы изготовить «грязную бомбу». Тем не менее серьезность положения не следует недооценивать. Командование пакистанской армии признает, что ее ядерные силы могут быть уязвимы в тот момент, когда боезаряды перевозятся с заводов в места их хранения, заключил эксперт.

Сегодня Индия и Пакистан пытаются приглушить разногласия, обострившиеся после нападения террористов на Мумбаи в 2008 году. В Дели феврале 2010 г. после длительной паузы состоялись переговоры между двумя странами. Примирение соперников, как надеются США, могло бы помочь их военной кампании в Афганистане. Но Индия требует, чтобы Пакистан в первую очередь пресек действия боевиков, скрывающихся на его земле.

В столице Индии состоялась встреча первого заместителя министра иностранных дел Нирупамы Рао и ее пакистанского коллеги Салмана Башира. Башир также должен пообщаться с министром иностранных дел и советником премьер-министра Индии по национальной безопасности.

Пакистан продолжительное время подвергается массированной критике со стороны других членов мирового сообщества в связи с его позицией по вопросам борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.

Индия постоянно находится среди критиков нынешней исламабадской администрации и обвиняет Пакистан в трансграничном терроризме. Пакистану инкриминируется подготовка и засылка в индийский штат Джамму и Кашмир боевиков-исламистов. Серьезные нарекания в адрес Исламабада до сего дня сохраняются и у некоторых исламских государств (Саудовской Аравии, Египта, Алжира и др.), которые обращаются с требованиями выдать укрывающихся на пакистанской территории исламских боевиков - ветеранов афганской войны из числа граждан этих стран.

В конце 1990-х гг. усилилось давление на пакистанское руководство и из Пекина, поднимающего вопрос о подготовке в террористических лагерях на сопредельных пакистанско-афганских территориях уйгурских исламских экстремистов, которые замечены в антиправительственной деятельности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.

Россия, а также большинство других стран СНГ, в первую очередь центральноазиатских, довольно объективно оценивают обстановку в этой стране, осознавая, что дальнейшее расширение отношений с Пакистаном во многом зависит от его позиции по вопросам исламского экстремизма, международного терроризма и нелегального оборота наркотиков. Исламабад призывали отказаться от какой бы то ни было помощи Движению талибов, пресечь деятельность пакистанских клерикалов по материально-финансовой поддержке чеченских бандформирований и радикальной исламской оппозиции в Центральной Азии.

Пакистан не раз рассматривался США в качестве «кандидата» на включение в список террористических государств за перманентные угрозы американским интересам в этой стране со стороны исламских радикалов и неадекватное восприятие Исламабадом озабоченности США по поводу базирования на территории соседнего Афганистана функционеров террористической организации «Аль-Каида».

Именно в связи с постоянным прессингом со стороны мирового сообщества пакистанская администрация вынуждена осуществлять некоторые меры, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, или хотя бы создавать видимость активизации антитеррористической деятельности. Для нынешнего руководства страны эта задача становится достаточно сложной ввиду необходимости лавирования перед лицом набирающих в Пакистане вес и влияние клерикальных групп, настроенных крайне экстремистски.

В 1999-2001 гг. Пакистан стал участником еще нескольких международных универсальных антитеррористических конвенций: в частности, присоединился к Конвенции о физической защите ядерного материала 1979 г., Конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г., Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., Римскому протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе 1988 г., а также Конвенциям о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. и борьбе с международной организованной преступностью 2000 г. Вместе с тем Исламабад пока не идет на присоединение к одному из ключевых документов международного антитеррористического правового инструментария - к Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., подписание которой может иметь в целом отрицательные последствия для пакистанской исламизированной «теневой» экономики. Крайне туго идет процесс разработки и принятия национального закона о противодействии отмыванию денег.

После известных событий в США 11 сентября 2001 г. пакистанские власти сочли невозможным напрямую участвовать во внутриафганском конфликте на стороне талибов и были вынуждены поддержать резолюцию СБ ООН № 1373, равно как и солидаризироваться с антитеррористической операцией в Афганистане. Были предприняты некоторые действия (в том числе и силового характера) по ограничению активности базирующихся на пакистанской территории отдельных структур террористических и экстремистских организаций.

С 2003 г. в отношениях между Дели и Исламабадом началась разрядка, которая отодвинула на задний план опасения предшествующих лет. В результате сегодня стали в основном спокойно и «буднично» воспринимать мысли о потенциальной нестабильности в регионе и о нерешенных спорах, по-прежнему разделяющих две его ведущие страны.

Заключение

История противостояния начинается с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной ее заморской колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой - Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).

Наиболее острые проблемы возникли между Индией и Пакистаном по вопросу определения судьбы самого крупного (свыше 200 тыс. кв. км.) индийского княжества под историческим названием «Джамму и Кашмир». Число полусамостоятельных, формально независимых или полунезависимых, разрозненных княжеств среди британских владений на территории Индостана, находившихся в прямых договорно-вассальных отношениях с британской короной, приближалось в те годы к шестистам.

Конфликт вокруг княжества омрачил и без того натянутые отношения между Индией и Пакистаном. Эта напряженность была вызвана взаимными претензиями, появившимися в связи с кровавыми событиями, которыми сопровождалось размежевание между Индией и Пакистаном. Во многих пограничных районах прежде единого административно-политического пространства Британской Индии мусульмане и индусы проживали совместно. После образования двух раздельных государств возникли потоки вынужденных переселенцев. Спасаясь от грабежей и насилия, мусульмане из Индии двинулись на территорию Пакистана, а навстречу им устремились бежавшие из Пакистана в Индию индусы и сикхи.

Рассматривая последовательно чередовавшиеся конфликты и разрядки в отношениях между Индией и Пакистаном (которые укладываются в основном в десятилетние циклы), можно обнаружить закономерность: в основе каждой новой конфронтации лежит военное преобладание той страны, которая в предшествовавший период уделяла больше внимания военному строительству и вышла на позицию силового превосходства. В 1998 г. оба государства превысили уровень, за которым их регулярные «пробы сил» способны перерасти в региональный ядерный конфликт. Обе вспышки конфронтации после 1998 г. носили кратковременный характер и не сопрягались для обеих сторон с большими потерями. В целом, по сравнению с серединой прошлого века конфликт обнаруживает тенденцию скорее к затуханию, чем разрастанию, несмотря на то, что потенциальная цена риска подобного разрастания резко увеличивается ввиду ядерного статуса обеих стран.

Особенностью нынешнего этапа (уже начала ХХI в.) кашмирского «урегулирования» является то, что вопрос о собственно принадлежности Кашмира отходит на второй план в двусторонних отношениях Дели и Исламабада. На сегодняшний день главной для Дели задачей становится не столько урегулирование кашмирского противостояния, сколько осуществление шагов в сторону укрепления мер доверия между двумя странами и пресечение трансграничного терроризма с территории Пакистана. Исламабад же традиционно во главу угла ставит окончательное решение спора как основу дальнейшей нормализации взаимоотношений с Нью-Дели, обвиняет Индию в массовых нарушениях прав человека в Джамму и Кашмире и заявляет о поддержке «борьбы кашмирского народа за самоопределение».

У Индии, в отличие от Пакистана, нет проблем с идеалами внутриполитического устройства, там сложился консенсус относительно плюралистического, светского и демократического характера страны. Однако она еще не решила, какую роль призвана играть в мире. Если Индия хочет лидировать в глобальном масштабе, ей необходимо переступить через региональные рамки, проявив «благородство» к соседям, и к Пакистану в первую очередь. Она должна стремиться к союзу с ним, а также с Бангладеш и Афганистаном. При этом в Дели сознают, что создание «большой Индии» возможно лишь на базе технологического рывка и процветающей экономики.

Следует учитывать появление у старых соперников ряда общих целей и интересов в сфере безопасности, торгово-экономического и межнационального сотрудничества. Особое значение в плане замораживания конфликта приобретает сотрудничество между двумя государствами в энергетической области, в реализации проектов сооружения газопровода из Ирана в Индию через Пакистан, а также трансафганского газопровода из Туркменистана в Пакистан и Индию. Кроме того, это борьба с наркотрафиком и контрабандой и с нарушениями сухопутной и морской границы.

Несмотря на опасности дестабилизации и возможного в более отдаленной перспективе нового кризиса в отношениях между Индией и Пакистаном, тенденции развития ситуации в краткосрочной перспективе благоприятны. Конфликт, как представляется, перешел из острой фазы в хроническую. Даже кашмирская проблема может быть в принципе разрешена в условиях роста взаимного доверия между государствами и отказа от навязывания друг другу окончательных решений.

Список литературы

. Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. Принята Генеральной Ассамблеей ООН, г. Нью-Йорк, 15 декабря 1997. Ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 N 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 8. - Ст. 702.

3.      Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.) // Библиотечка "Российской газеты". - 2003. - Выпуск 13 "Борьба с терроризмом касается каждого".

.        Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 10.01.2000) // Бюллетень международных договоров. - 2003. - № 5.

.        Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. Ратифицирована Федеральным законом от 10.01.2003 N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 155.

.        Абдухалимов А. Терроризм и экстремизм в политическом конфликте: [явления терроризма и экстремизма тесно связаны с природой конфликта] / А. Абдухалимов // Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 1. - С. 78 - 79.

7.      Авдеев Ю.И. Особенности современного международного терроризма и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // <#"559911.files/image001.gif">

Рис. 1. Политическая карта Кашмира

Похожие работы на - Взаимоотношения Индии и Пакистана в ХХ в.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!