Теория ассоциации Сен-Семона

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,36 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория ассоциации Сен-Семона

Содержание

Введение

Глава 1. Основы теории ассоциации в работах К. А. де Сен-Симона

Глава 2. Развитие идеи ассоциированного хозяйства в деятельности, О. Родрига (1794-1851), Б.П. Анфантена (1796-1864) и С.А. Базара (1791-1832)

Глава 3. Практика реализации идей ассоциации сенсимонистов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Великая французская революция - это крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце 18 века, в результате которой был уничтожен старый порядок, и Франция из монархии превратилась в республику свободных и равных граждан. Ее девиз стал следующим: свобода, равенство, братство.

Однако эпоха после Великой французской революции не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения. В связи с этим получили распространение идеи утопического социализма, вскрывающие пороки капиталистического общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу.

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760 - 1825) является французским философом, известным социальным реформатором, а так же основателем школы утопического социализма. Его главные произведения: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802 г.), «Катехизис промышленников» (1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.). Клод Анри де Сен-Симон - французский философ-утопист, чьи идеи способствовали формированию коммунистической идеологии. А его фраза: «От каждого по его способностям, каждому - по его труду», стала так называемым «принципом социализма», которая так же была провозглашена в Конституцию СССР 1936 г.

В первые годы революции он выступал с пропагандой принципов свободы и политического равноправия граждан, призывал Национальное собрание отменить привилегии дворянства и духовенства, отказался от дворянского звания и графского титула; испытал разочарование, так как революция не разрешила основных противоречий общественного строя и не облегчила положение народа.

В малоизвестном «Письме европейцам» (1803) Сен-Симон писал: «Французская революция - результат действий класса неимущих; ее движителями были ученые, литераторы, артисты. До тех пор, пока ученые, литераторы, артисты не будут удовлетворены своим положением в обществе они будут склонны к тому, чтобы возглавить мятежную партию…».

Опираясь на идеи физики Ньютона и Декарта, на идеи механистического материализма, Сен-Симон стремился систематизировать принципы естественных наук, отыскать универсальные законы, управляющие всеми явлениями природы и общества, перенести приемы естественно-научного метода на область обществоведения и создать философскую систему, призванную служить орудием построения рационального общества.

Целью работы является исследование теории ассоциации Сен-Семона.

В соответствии с целью задачами работы являются:

рассмотрение экономических и социальных взглядов К.А. Сен-Симона

анализ теории ассоциации реформатора и идей его последователей;

изучение особенностей теории ассоциации и практики реализации данной теории.

Глава 1. Основы теории ассоциации в работах К.А. де Сен-Симона

Для создания нового общества он, прежде всего, предлагает исчезновение классов. В нем не должно быть ни дворян, ни буржуа, ни духовных лиц. Существуют лишь две категории лиц: работники и бездельники, или еще: партия национальная и антинациональная. В новом обществе вторые должны исчезнуть, останутся только первые, к которым относятся не только рабочие, но и земледельцы, ремесленники, фабриканты, банкиры, ученые, артисты. Между всеми этими лицами будет лишь то различие, которое вытекает из различия их способностей.

«Индустриальное равенство, - пишет он, - будет состоять в том, что каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему общественному положению, т.е. своей положительной способности - употреблению, которое он будет делать из своих средств, в которые следует включить, разумеется, и его капиталы». Как видно, Сен-Симон не думает об уничтожении дохода капиталистов. Он хранит вражду к землевладельцам.

Он считал, что исчезнут не только всякие социальные различия, кроме основанных на труде и способности, но и правительство в обычном смысле этого слова станет в высокой степени бесполезным. По мнению Сен-Симона, роль правительства, в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производительной деятельности».

Сен-Симон обращал внимание на то, что правительство должно быть командой единомышленников. Таковые же, по его мнению, формируются в оппозиции, и не назначаются сверху. Таким образом, Сен-Симон подходил к идее формирования правительства из парламентского большинства, и образцом для него здесь была английская политическая система.

Именно по примеру Англии, полагал Сен-Симон, следует формировать министерство единомышленников и во Франции, чтобы неформальный лидер партии, получающей большинство голосов, становился формальным лидером - премьер-министром.

Критикуя рационалистические воздействия 18 века, Сен-Симон придавал рационализму характер исторической категории.

Его концепция сохраняла определяющую роль в обществе за состоянием человеческого разума, за господствующими в обществе научными и философскими принципами, но Сен-Симон брал эти принципы в конкретном историческом развитии.

В качестве основных ступеней прогресса Сен-Симон рассматривал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя.

Сен-Симон утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм, в котором все стороны жизни связаны воедино и который объединяет своих членов не только определенными религиозными, философскими и моральными принципами, но и общеполезной трудовой деятельностью, являющейся естественной необходимостью и обязанностью человека и создающей важнейшую связь между людьми.

Развивая в этой форме идеи «экономизма», формировавшегося у него не без влияния классической политической экономии Смита и Сея, Сен-Симон подчеркивал исключительное значение в жизни и развитии общества «индустрии», под которой он подразумевал все виды деятельности и промышленности в сельском хозяйстве, в области распределения и кредита.

Сен-Симон доказывал, что в индустрии, в конечном счете, сосредоточены все реальные силы общества, хотя и объяснял по-прежнему состояние и степень развития этих сил философскими и научными идеями данного общества.

Таким образом, оставаясь в своей основе идеалистической, философско-историческая система Сен-Симона отводила огромную роль в истории экономической деятельности людей, производству и формам собственности, а также классам, олицетворяющим определенные формы собственности.

Плодотворной новой идеей Сен-Симона было также признание им поступательного хода развития человечества от низших форм общества к высшим.

Критериями прогресса Сен-Симон считал способность данного общественного строя удовлетворять важнейшие потребности массы людей, объединять, возможно, большее их число для отпора чужеземным завоевателям, развивать их природные способности, выдвигать из них достойнейших носителей знания и культуры и обеспечивать наибольший прогресс цивилизации наук.

В соответствии с таким пониманием исторического прогресса Сен-Симон набрасывал схему исторического развития человечества, в которой выделял три главные стадии умственного развития, являющегося вместе с тем стадиями роста производительной способности человека: религиозные системы мышления, метафизические системы и, наконец, научные системы положительного знания - позитивная индустриальная стадия.

Сен-Симон показывал исторический прогресс в виде постоянной смены созидательных эпох эпохами разрушительными.

Эти философские исторические построения служили у Сен-Симона обоснованием важнейшей цели его изысканий - плана создания лучшего, разумного общественного строя и ускорения его наступления в ближайшем будущем.

В отличие от предшествующих утопистов, Сен-Симон стремился раскрыть основные черты разумного общественного строя и ускорения его наступления в ближайшем будущем, обращаясь к историческому процессу: «…будущее слагается из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое».

Французская революция 1789 года явилась, по Сен-Симону, закономерным осуществлением исторической необходимости уничтожения господства и власти феодалов и духовенства и перехода ее к промышленникам и ученым.

Но он считал, что революция совершила ошибку, передав власть в руки метафизиков и законников, которые были далеки от понимания главной созидательной задачи революции - построения общей научной общественной системы.

Основные черты своего общественного идеала Сен-Симон обрисовал с наибольшей полнотой в сборниках «Организатор», в сочинениях «О промышленной системе», «Катехизис», «Литературные, философские и промышленные рассуждения» и в последнем произведении, вышедшем в свет вскоре после смерти автора, «Новое христианство».

К концу жизни Сен-Симона вокруг него сплотился небольшой круг друзей, учеников, последователей.

Многие работы Сен-Симон завершить не успел; они остались в набросках, планах. Но главное он все-таки сказал: «Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас».

Глава 2. Развитие идеи ассоциированного хозяйства в деятельности Родрига, Анфантена и Базара

В последние годы жизни у Сен-Симона наиболее ревностными его учениками были Оленд Родриг, Сент-Аманд Базар и Бартелеми Проспер Анфантен (1796-1864), который лично знал Сен.-Симона очень мало. Тотчас по смерти учителя все его ученики, собранные Родригом, решили не разлучаться и продолжать его дело.

В том же 1825 г. они предприняли издание журнала «Producteur», задуманное ещё Сен.-Симоном; в нем приняли участие, кроме названных уже лиц, Бюшез, Руан, Лоран, Галеви, Бланки, Каррель, Конт и др., из которых некоторые (напр., трое последних) довольно скоро порвали всякие отношения с сен.-симонистами вследствие того мистическо-сектантского характера, который приняла школа в первые же годы своего существования. Разработке идей в журнале было отведено немного места: печатались преимущественно статьи о технологии, финансах, промышленности и т.д. В политическую борьбу между роялистами и либералами журнал совершенно не вмешивался; либерализм, в глазах сен.-симонистов, был религиозным и политическим протестантизмом, то есть принципом отрицательным, не способным лечь в основу общественной организации.

Будучи, в сущности, демократичным по своим стремлениям, «Producteur» в то же время высказывался против народовластия и абсолютного равенства, а его антииндивидуалистическое направление сказывалось, между прочим, в отрицании принципа свободы совести. Равнодушие публики и недостаток средств заставили прекратить издание «Производителя» уже в 1826 г. Но школа не распалась: она продолжала вести деятельную устную и письменную пропаганду своих идей, главным образом среди интеллигентной молодёжи. Особенным успехом пользовался открытый в 1828 г. курс лекций.

Лекции посещались главным образом учащеюся молодёжью, мало знакомой с жизнью, философией и общественными науками. Сен.-симонизм казался ей новым религиозным откровением, имевшим целью улучшение быта «самого многочисленного и самого бедного класса народа».

Лекции читались Базаром, который отличался способностью облекать мысль в наиболее привлекательную и убедительную форму, но план, главные положения, отчасти само развитие их были трудом коллективным, преимущественно же делом Анфантена, отличавшегося наибольшей последовательностью и смелостью. Чтения продолжались два года и печатались в «Organisateur», а затем вышли отдельной книгой, названной «Doctrine de S.-Simon», хотя Сен.-Симону здесь принадлежали разве лишь самые общие положения, развитие же их принадлежало его ученикам. Книга делилась на две части: начиналась критикой всех главных сторон человеческих отношений - науки, искусства, промышленности, общественной жизни, религии, воспитания, законодательства, собственности, - она переходила к коренной политической и экономической реформе общества и заканчивалась новой религиозной системой с её догматами, культом и иерархией.

Требуя полной перестройки общественных отношений на совершенно новых началах, сенсимонизм рассчитывал достигнуть возрождения человечества исключительно путём убеждения, силою слова. Средства к этому он видел в воспитании: оно, прежде всего, должно развивать чувства долга и привязанности к истинным вождям общества, в которых совмещаются власти и законодательная, и судебная. Все должны подчиняться им, все должны склоняться перед их авторитетом. Личную самодеятельность в промышленности, науке и искусстве сенсимонисты уничтожали: всякий частный человек может и должен заниматься только тем, что ему будет указано свыше; определению подлежит даже направление, цель и качество его труда. В писаных законах нет надобности: в будущем законами должны служить объявления начальства.

Сенсимонисты представили всемирно-исторический процесс как закономерный процесс убывания антогонизма в обществе и роста сотрудничества - ассоциации. Они сделали большой шаг вперед в понимании сущности самого социального антогонизма, видя в истории смену различных исторических форм классовой эксплуатации.

«Человек эксплуатировал до сих пор человека. Господа, рабы; патриции, плебеи; сеньоры, крепостные; земельные собственники, арендаторы; бездельники, труженики, - такова прогрессивная история человечества до нашего времени».

Сенсимонисты считали, что всем должен управлять священник: «он - источник и освящение порядка… Всякая общественная должность священна, ибо она отправляется во имя Бога человеком, который его представляет». Такое преклонение пред авторитетом вместе с мистицизмом, отрицательным отношением к принципам философии 18 века и пренебрежением к научному методу, делают из сенсимонизма одну из форм общей культурно-политической реакции того времени: реакции веры и чувства против знания, идеи авторитета - против принципа индивидуальной свободы. К 1830 году кружок сенсимонистов из философской школы превратился в религиозное братство с церковной организацией.

Во главе её стоял сначала Родриг, как ближайший ученик Сен-Симона. Но в 1829 г. он передал управление делами школы Анфантену и Базару, наиболее принимавшим участие в выработке учения. Это произвело первый раскол: от школы отделился Бюшез, не хотевший признать новую иерархию и не соглашавшийся с учением о Божестве. Пропаганда велась и в провинции; провинциальные общины сенсимонистов прямо назывались церквами.

Довольно скоро в общине обнаружились разногласия и между отдельными членами, и между самими верховными отцами. Главным пунктом раздора оказался вопрос о браке: Анфантен в этом отношении делил людей на постоянных по своей природе и непостоянных; последние, по его мнению, могли менять жен или мужей, когда кому захочется. Многие члены вместе с Базаром нашли это учение безнравственным. Спор обострялся ещё тем, что между Анфантеном и Базаром существовало соперничество чисто личного характера. Было сделано несколько попыток к примирению, о котором особенно хлопотал Родриг; но они ни к чему не привели, и в конце 1831 г. Базар со многими из наиболее способных и деятельных членов общины вышли из её состава.

Анфантен, провозглашенный «верховным начальником религии Сен.-Симона», объявил оставшимся, что теперь они должны будут вступить на путь полного практического осуществления своих идей. По учению Анфантена, люди должны «освящаться в труде и удовольствии».

В то же время продолжалась деятельная пропаганда среди рабочих, выражавшаяся в устройстве потребительных и производительных ассоциаций. Все это требовало больших расходов, покрывавшихся пожертвованиями отдельных лиц.

Однако дела в производительных ассоциациях шли дурно; между их руководителями и рабочими происходили пререкания, многие недовольные уходили. В самом «семействе» вновь возникли раздоры, на этот раз между Анфантеном и Родригом. Вызваны они были все тем же разногласием по вопросу об отношениях между полами. Родриг находил учение Анфантена безнравственным; Анфантен обвинял Родрига в том, что он не сумел освободиться от ига старой семьи. В конце концов Родриг должен был удалиться в феврале 1832 года.

Окончательный удар по общине сенсимонистов был нанесен уголовным процессом по обвинению в составлении противозаконного общества и проповеди безнравственного учения. Процесс возбудил большое внимание в тогдашнем обществе. На суде сенсимонисты вели себя как настоящие сектанты и во всем продолжали слушаться Анфантена, называя его «отцом».

По решению суда сам же Анфантен, а так же Шевалье и Дювейрье были присуждены к годовому тюремному заключению и 100 франков штрафа, Родриг и Барро - к 50 франков штрафа. Община сенсимонистов продолжала ещё существовать, но очень недолго. Её члены страшно бедствовали и не отказывались от самой тяжёлой и неблагодарной работы за одно лишь дневное пропитание, а потом разошлись в разные стороны.


Глава 3. Практика реализации идей ассоциации сенсимонистов

Можно сказать, что сенсимонизм прошел в своем развитии четыре стадии. Первая представлена трудами Сен-Симона до 1814-1815 гг. В этот период главные его черты - культ науки и ученых, довольно абстрактный гуманизм. Социально-экономические идеи сенсимонизма существуют лишь в зародыше.

Вторая стадия воплощается в зрелых трудах Сен-Симона последних 10 лет его жизни. В них Сен-Симон решительно отказывается признавать капитализм естественным и вечным строем и выдвигает тезис о закономерной смене его новым общественным строем, где сотрудничество людей сменит антагонизм и конкуренцию. Эта смена произойдет путем мирного развития общества индустриалов, в котором будет ликвидирована экономическая и политическая власть феодалов и паразитических буржуа-собственников, хотя сохранится частная собственность.

Труды, пропаганда и практическая деятельность учеников в период от смерти Сен-Симона до 1831 г. представляют собой третью стадию сенсимонизма и, в сущности, его расцвет. Сенсимонизм становится подлинно социалистическим учением, поскольку он фактически требует ликвидации частной собственности на средства производства, распределения благ по труду и способностям, общественной организации и планирования производства.

В это время сенсимонисты придали взглядам Сен-Симона на классы и собственность более очевидное социалистическое направление. Они уже не рассматривают индустриалов как единый и однородный социальный класс, а говорят, что эксплуатация, которой он подвергается со стороны собственников, всей своей тяжестью ложится на рабочего.

Сенсимонисты связывают эксплуатацию с самим институтом частной собственности. В пороках общественной системы, основанной на частной собственности, они видят также главную причину кризисов и анархии производства, присущих капитализму. Правда, эта глубокая мысль не подтверждается каким-либо анализом механизма кризисов, но она является еще одним обоснованием их важнейшего требования - резкого ограничения частной собственности путем отмены права наследования. Единственным наследником должно быть государство, которое будет далее передавать производственные фонды предпринимателям как бы в аренду, по доверенности. Руководители предприятий превратятся тем самым в доверенных лиц общества. Так частная собственность постепенно преобразуется в общественную.

Новое слово сенсимонистов состояло также в том, что они стремились найти материальные основы будущего строя в недрах старого общества. Социализм, по их представлениям, должен был возникнуть как закономерный результат развития производительных сил. Такой зародыш будущей планомерной организации производства в интересах общества они видели в капиталистической кредитно-банковой системе. Правда, позже эти глубокие идеи сенсимонистов превратились в кредитные фантазии мелкобуржуазного и откровенно буржуазного характера. Но саму идею о том, что социалистическое общество может использовать созданный капитализмом механизм крупных банков для общественного учета, контроля и руководства хозяйством, классики марксизма-ленинизма считали гениальной догадкой.

Сенсимонисты много внимания уделяли роли науки в развитии и преобразовании общества. Ученые и наиболее талантливые предприниматели должны были в будущем взять на себя политическое и экономическое руководство обществом. Политическое руководство постепенно сойдет на нет, поскольку при будущем строе надобность в управлении людьми отпадет, а останется только управление вещами, т.е. производством.

В трудах Сен-Симона и сенсимонистов мы не находим специальной трактовки основных категорий политической экономии. Они не анализировали создание и распределение стоимости, закономерности заработной платы, прибыли, земельной ренты. Отчасти они довольствовались принятыми представлениями буржуазной политэкономии той эпохи. Но главное заключалось в том, что их мысль развивалась в принципиально ином направлении и ставила иные задачи. Перед политической экономией была поставлена новая задача: показать, как исторически возник и развивался капиталистический способ производства, каковы его противоречия, почему и как он должен уступить место социализму. Сенсимонисты не могли решить эту задачу, но и постановка ее была большим достижением.

Период, начавшийся в 1831 г., представляет собой четвертую стадию и распад сенсимонизма. Не имея сколько-нибудь прочных позиций в среде рабочего класса, сенсимонисты оказались совершенно растерянными перед лицом первых революционных выступлений французского пролетариата. Еще более отдалила их от рабочего класса и даже от демократической учащейся молодежи религиозная сектантская окраска, которую принял сенсимонизм в эти годы.

Когда движение сенсимонистов распалось, некоторые его члены продолжали разрозненно и безуспешно проповедовать сенсимонизм, некоторые примкнули к другим социалистическим течениям, а иные превратились в добропорядочных буржуа.

Тем не менее, влияние сенсимонизма на дальнейшее развитие социалистических идей во Франции, а отчасти и в других странах, было весьма велико. Сила сенсимонистов заключалась в том, что, при всех нелепостях их религии, они имели смелую и последовательную программу борьбы против буржуазного общества.

В соответствии с представлениями трудов Сен-Симона и ряда других социалистов-утопистов, а так же сенсимонистов, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду.

Они видели необходимость введения в общество развитого аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том или ином смысле проявляет желание подняться над общим уровнем или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок, и потому коммунистическое государство по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том числе автократии.

Однако коммунистические воззрения опирались на требование социального равенства на основе общности имущества, еще до трудов сенсимонистов, перечисленных выше, в момент своего зарождения.

В данный момент, по мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип, который рассматривал утопист Сен-Симон, - «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Заключение

ассоциация сенсимонист базар анфантен

Сен-Симон никогда не противопоставлял интересы пролетариата и буржуазии, а объединял их в единый класс "индустриалов". В "промышленной системе" Сен-Симона буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, была призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Сен-Симон создал религиозную концепцию "нового христианства", которая призвана была дополнить материальные стимулы "промышленной системы" моральными требованиями новой религии. Сен-Симон оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. Ученики Сен-Симона - Анфантен. Базар, Родриг и др.- позже образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Сен-Симона, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. 19 века распалась. Учение Сен-Симона явилось одним из идейных источников научного социализма.

Идеи Сен-Симона продолжают находить свое отражение в социологических работах, главная идея которых состоит в том, что любой вид деятельности, который осуществляется трудом, должен цениться и приносить пользу, как людям, так и обществу.

Эти слова напоминают девиз Великой французской революции и лозунг коммунистических государств: «Свобода, равенство, братство».

Список использованной литературы

1.Сен-Симон А. Собрание сочинений М.-Л., 1923.

2.Гладышев А.В. «Артисты», «легисты» и «буржуа» (К.А. Сен-Симон о творцах Французской революции) // Французский ежегодник 2001: Annuaire.

.Гладышев А.В. Сен-Симон и партийное строительство в эпоху Реставрации // Французский ежегодник 2009. М., 2009. С. 139-173.

.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание, т.19, с. 196.

.«Изложение учения Сен-Симона», с. 110.

.Избранные сочинения. М.-Л., 1948. Т. 1-2.

Похожие работы на - Теория ассоциации Сен-Семона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!