Структура национальной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    199,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура национальной экономики

Оглавление

 

Введение

1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды

1.1 Сущность национальной экономики

1.2 Структура национальной экономики

1.3 Теории структурных реформ национальной экономики

1.4 Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

1.5 Отраслевая структура национальной экономики

1.6 Теория "Межотраслевого баланса"

1.7 Структура собственности в национальной экономике

2. Основные показатели национальной экономики

2.1 Показатели системы национальных счетов

2.2 Способы расчета ВНП

2.3 Основные макроэкономические тождества

2.4 Общее экономическое равновесие

3. Основные макроэкономические показатели России за 2011 год

Заключение

Список литературы

Введение

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей - добывающей и обрабатывающей.

Актуальность темы исследования отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества. От успешного развитие национальной экономики России напрямую зависит рост благосостояния населения. На основе изучения тенденций развития национальной экономики формируются цели и приоритеты государственной социально-экономической, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной политик.

Цель исследования - определить тенденции развития национальной экономики России. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи: раскрыть сущность понятия "национальной экономики"; исследовать цели национальной экономики; рассмотреть макроэкономические показатели, характеризующие результаты национальной экономики; проанализировать результаты национальной экономики России (динамику объема национального производства, стабильность цен, уровень занятости, внешнеторговый баланс).

Объектом исследования является национальная экономика России, а предметом - макроэкономические показатели, отражающие состояние национальной экономики.

Понятию "национальная экономика" принадлежит центральное место в изучении макроэкономики, что обуславливает повышенное внимание многих ученых-экономистов. В книге "Национальная экономика" К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов рассматривают национальную экономику в качестве системы с единым экономическим, финансовым, таможенным пространством, Анализируют узловые проблемы современной социально-экономической стратегии России в начале XXI века. О.В. Корниенко в учебном пособии "Национальная экономика" в формате "вопрос-ответ" дает характеристику структуры экономики России, хозяйственную характеристику отдельных регионов страны, рассматривает основные сферы национальной экономики, показывает роль России в мировой экономике. Книга А.В. Сидоровича "Основы национальной экономики" содержит систематизированное изложение теоретических основ национальной экономики России, исследование ее экономической структуры и путей развития в современных условиях. Отличительной чертой работы является соединение функционального, социально-экономического и институционального подходов к экономике. В ней рассматриваются особенности ее национальной модели и пути формирования новой экономической системы России. В учебнике "Экономическая теория" под редакцией Н.И. Базылева и С.П. Гурко рассмотрены общие проблемы экономической теории в отдельной главе рассматриваются понятие и цели структура национальной экономики, рассмотрена система макроэкономических пропорций, проблема планирования национальной экономики и ряд других вопросов. В Курсе экономической теории под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Помимо рассмотрения основ макро - и микроэкономики особое внимание уделено результатам национальной экономике и методам их измерения. Методология расчета макроэкономических показателей так же рассматривается в учебных пособиях И.И. Колесниковой ("Социально-экономическая статистика") и В.Н. Салина В.Н., В.Г. Медведева, С.И. Кудряшовой, Е.П. Шпаковской ("Макроэкономическая статистика"). В данных пособиях дано систематизированное изложение основных методологических проблем построения системы национальных счетов и экономических балансов, применяемых в современном макроэкономическом анализе. Также вопросы национальной экономики рассматриваются в учебных пособиях следующих авторов: Агуреева О.В., Замедлина Е.А., Шерстнева О.О., Ермишин П.Г., Тальнишних Т.Г. и др.

Структурно курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлены цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы национальной экономики. Во второй главе проведено исследование основных показателей национальной экономики. В третьей главе представлены основные макроэкономические показатели России за 2011 г. В заключении сформулированы основные выводы по проведенному исследованию. Список источников представлен 18-ю наименованиями.

структура национальная экономика россия

1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды


1.1 Сущность национальной экономики


Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.

Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия. Существуют два вида структуры национальной экономики:

) экономические структуры, определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;

) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц - культуру, образование и т.д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция - это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения - это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Р. Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики: он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы; он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

 

1.2 Структура национальной экономики


Структура национальной экономики - это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;

) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;

) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики - это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики - разделение национальной экономики на различные экономические районы;

) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;

) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов - географических, культурных, социальных, психологических и т.д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

1.3 Теории структурных реформ национальной экономики


Необходимость структурных реформ обычно связана с упадком национальной экономики, затяжным экономическим кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного уровня жизни, под давлением населения правительство страны вынуждено пойти на ряд крайних мер по изменению состояния национальной экономики - на структурные реформы.

Проведение структурных реформ национальной экономики всегда входит в поле деятельности государственного аппарата.

Для того чтобы структурные реформы были более эффективными, обычно они оформляются в виде программ - рассчитанных на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных между собой мероприятий. Программы могут быть различными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают конкретные особенности национальной экономики.

Реформа пенсионной системы является одним из наиболее действенных механизмов структурного реформирования национальной экономики. Здесь задача заключается в том, чтобы перейти к системе негосударственных пенсионных фондов, которые могут реализовать более эффективное управление доверенными им финансовыми средствами. Но полный уход государства не способствует установлению экономической стабильности - оно должно сохранить за собой право регулирования деятельности негосударственных фондов. Реформирование пенсионной системы наиболее сложная, но тем не менее необходимая часть структурных реформ, так как позволяет мобилизовать необходимые объемы финансовых ресурсов для развития национальной экономики.

Реформирование банковской сферы вызвано тем, что она реализует значительные экономические функции - обеспечивает денежный поток для целей экономического развития. Ее главная роль состоит в создании денег. Это задача центрального банка. Специфика конкретной банковской системы зависит от реальных условий и потребностей национальной экономики.

Главной проблемой банковской сферы стал всеобщий и системный невозврат кредитов, связанный с общим экономическим спадом, снижением активности хозяйствующих субъектов, уменьшением доходов населения и общего уровня жизни.

Другой особенностью является снижение доверия населения к банковской системе, так как население переключилось на использование вне банковских форм сбережений и стало негативно подходить к возможностям инвестирования денежных средств в национальную экономику.

Результаты реализации программ структурного реформирования показывают их эффективность и результативность. Наметившаяся экономическая стабилизация позволяет сделать вывод о том, что страны с переходным типом экономики смогут в долгосрочной перспективе выйти на устойчивые показатели экономического роста.

 

1.4 Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики


Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития: разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда; разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики - торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике.

. Производственная инфраструктура - это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т.д. Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

. Социальная инфраструктура - это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов - основного ресурса экономики.

. Рыночная инфраструктура - это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов: торговых организаций; биржевой торговли; банковской системы; небанковских учреждений; транспортной системы.

1.5 Отраслевая структура национальной экономики


Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, - отрасли национальной экономики.

Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития: первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых; второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей - производства, строительства; третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей - сферы услуг.

Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.

Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты: повышение значения и объема отрасли услуг - интеллектуальной, информационной сферы; снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими; рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.

Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики - нефтехимической, ракетно-космической и т.д.

Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям: принципиальное изменение технологий производства; доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей; развитие наукоемких отраслей национальной экономики; смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.

Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

 

1.6 Теория "Межотраслевого баланса"


Теория "Межотраслевого баланса" была разработана в США В.В. Леонтьевым как действенный инструмент при анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. Она исходит из возможности достижения общего макроэкономического равновесия, для чего разработана модель этого состояния, включающая структурную взаимосвязь всех стадий производственного процесса - производства, распределения или обмена и конечного потребления. Суть этого метода заключается в двояком определении отрасли экономики - как потребителя и как производителя. Для определения степени и характера взаимосвязи спроса и предложения на благо применяется система технологических коэффициентов - показатель, отражающий объем средних затрат продукции определенной отрасли, необходимый для производства единицы блага.

В этой модели для анализа применятся схема межотраслевого баланса, состоящая из четырех основных квадрантов, отражающих определенные стадии производственного процесса: объемы потребления на нужды производства - первый квандрант; группирование продукта в зависимости от того, как он используется - второй квандрант; включение добавленной стоимости товара, например оплаты труда сотрудников, налогов и иного - третий квандрант; структура распределения национального дохода - четвертый квандрант.

Теория "Межотраслевого баланса" позволяет: произвести анализ и прогнозирование развития основных отраслей национальной экономики на различных уровнях - региональном, внутриотраслевом, межпродуктовом; произвести объективное и актуальное прогнозирование темпов и характера развития национальной экономики; определить характеристику основных макроэкономических показателей, при которых наступит состояние равновесия национальной экономики. В результате воздействия на них приблизиться к равновесному состоянию; рассчитать полные и прямые затраты на производство определенной единицы блага; определить ресурсоемкость всей национальной экономики и отдельных ее отраслей; определить направления повышения эффективности и рационализации международного и регионального разделения труда.

Основания для отнесения единиц национальной экономики к определенной отрасли могут быть различными - схожесть технологического и производственного процесса, однородность необходимого сырья, характер производимой продукции.

 

1.7 Структура собственности в национальной экономике


Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов - производства, потребления, распределения.

) экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом - собственником и объектом - собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс - экономические ресурсы, факторы производства;

) юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников): органы государственного и муниципального управления; юридическое лицо; гражданин - физическое лицо.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность): интеллектуальную собственность; движимое имущество; недвижимое имущество.

Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов.

Для современной структуры собственности России характерно:

) преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений);

) процесс разгосударствления, т.е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации - передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту;

) неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

2. Основные показатели национальной экономики


2.1 Показатели системы национальных счетов


Чтобы определить состояние экономики в целом, необходимо суммировать (агрегировать) состояние экономик каждой фирмы. Агрегирование позволяет получить статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества. Такие показатели называются макроэкономическими. Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов.

. Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода времени (года).

Валовой национальный продукт служит основным показателем, с помощью которого измеряют объем национального производства.

При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор ТТИ читает лекции в Гарварде, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП России. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод, то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.

. Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления.

В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.

Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается. Эта проблема особенно актуальная для стран с большой долей теневой экономики, поскольку в этом случае показатель ВНП может быть значительно занижен. Для решения этой проблемы используется дооценка ВНП с учетом доли теневого сектора.

Различают номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП (ВВП) измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.

Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объем выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВНП, однако это совсем не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем. Для того чтобы отделить изменения ВНП за счет изменения выпуска, от изменения ВНП за счет изменения цен вводят показатель реального ВНП.

Реальный ВНП (ВВП) соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных). Для расчета реального объема ВНП выбирается базисный год.

Дефлятор ВВП (D) или индекс Пааше показывает изменение цены единого продукта в отчетном году по отношению к базисному:

D (Ip) = Номинальный ВВП/ Реальный ВВП.

Реальный ВВП = Номинальный ВНП/ D.

. Совокупный общественный продукт (СОП). Представляет собой сумму цен всех произведенных за год товаров и услуг. СОП превышает ВВП на величину импорта и промежуточного продукта (ПП), под которым подразумевается стоимость товаров и услуг, потребленных в процессе производства ВВП.

. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).

ВНРД = ВНП + Чистые трансферты из-за рубежа.

Чистые трансферты из-за рубежа - это трансферты, полученные от остального мира (дарения, гуманитарная помощь) за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. ВНРД используется для конечного потребления и национального сбережения.

. Чистый национальный продукт (ЧНП).

Как измеритель валового годового объема производства ВНП имеет один важный недостаток: он завышает объем производства на стоимость годовых амортизационных отчислений и на сумму косвенных налогов. Экономистов интересует, прежде всего, величина, которую производство реально прибавило к благосостоянию общества, а суммы амортизационных отчислений, накапливаемых в специальных фондах, благосостояние общества не повышают. Уменьшив величину ВНП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить чистый национальный продукт (ЧНП).

ЧНП = ВНП - стоимость износа основного капитала (амортизационные отчисления).

С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. ЧНП показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные им землю, рабочую силу, капитал, предпринимательскую способность, с помощью которых создан этот ЧНП.

. Национальный доход (НД).

Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в ЧНП, являются косвенные налоги. Значит, чтобы определить показатель общего объёма заработной платы, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из ЧНП сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название "национальный доход".

НД = ЧНП - Косвенные налоги + Субвенции.

К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.

Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

Это - чистый "заработный доход" общества, этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.

В практике различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД - это весь объем вновь созданных товаров и услуг.

Использованный НД на потребление и накопление - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, военных действий, ущерба при хранении, транспортировки, на величину незавершённого строительства) и внешнеторгового сальдо.

В национальный доход включают продукцию сферы материального производства, а также стоимость продукции сферы услуг. По методологии международной статистики количественная разница между валовым внутренним продуктом и национальным доходом равна стоимости амортизационных отчислений.

НД разделяется на 5 компонентов в зависимости от способа получения дохода (как и ВНП).

. Личный доход (ЛД).

ЛД = НД - прибыль корпораций - взносы на социальное страхование - чистый % + дивиденды + трансфертные платежи от государства населению + личный доход, полученный в виде %.

. Располагаемый личный доход (РЛД).

РЛД = ЛД - Личные налоговые и неналоговые платежи.

К личным налоговым и неналоговым платежам относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, плата за проезд в транспорте, коммунальные услуги.

РЛД - это средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после выполнения налоговых обязательств перед государством. РЛД используется на потребление и сбережения. Потребление (С) - важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления.

Все доходы можно разделить на две группы - доходы от труда и доходы от имущества (нетрудовые).

Помимо вышеперечисленных потоковых величин в макроэкономике используются показатели запасов:

. Имущество (активы) - любой источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы (например, капитал, земля), так и финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги), кроме того существуют имущественные права и интеллектуальная собственность.

. Портфель активов - совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту.

. Национальное богатство - суммарные активы, принадлежащие домашним хозяйствам, фирмам и государству.

. Реальные (денежные) кассовые остатки - запас платежных средств, которые экономический субъект желает держать в форме наличности.

 

2.2 Способы расчета ВНП


Существуют 3 способа измерения ВНП (ВВП): по расходам (метод конечного использования); по добавленной стоимости (производственный метод); по доходам (распределительный метод).

При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП (домохозяйств, фирм, государства и иностранцев). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.

Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВНП = Y = C + I + G + NX,

где C - личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).

I - валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (ТМЦ).

Инвестиции понимаются как добавление к физическому запасу капитала. Приобретение финансовых бумаг (акций, облигаций) не является инвестициями. Термин "внутренние инвестиции" означает, что это инвестиции, производимые жителями данной страны (в т. ч. расходы на импортные товары). Термин " частные" инвестиции означает, что они не включают государственные инвестиции. Термин "валовые" означает, что из инвестиций не вычитается амортизация:

Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Амортизация.

Рост запасов учитывается со знаком "+", а уменьшение со знаком минус.

G - государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.). Сюда не входят трансфертные платежи. Государственные трансферты - это выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию.

NX - чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает "нетто-экспортером", а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является "нетто-импортером", величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.

Данное уравнение ВНП называют основным макроэкономическим тождеством или тождеством национальных счетов.

При подсчете ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.

Добавленная стоимость (ДС) - это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.

Добавленная стоимость - это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведённого данным предприятием продукта не включается.

Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех производящих фирм. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП.

ВНП = Σ Добавленная стоимость + Косвенные налоги - Государственные субсидии.

Для экономики в целом сумма всей ДС должна быть равна стоимости конечных товаров и услуг. При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии). Существует связь между показателями ВНП и ВВП:

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа - это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

По способу получения дохода в составе ВНП выделяют следующие виды факторных доходов: компенсации за труд работающим по найму (зарплата, премии); доходы собственников; рентные доходы; прибыль корпораций (остающаяся после оплаты труда и % за кредит; в ней выделяют дивиденды акционеров, нераспределенную прибыль и налог на прибыль); чистый % (разница между процентными платежами фирм другим секторам экономики и процентными платежами, полученными фирмами от др. секторов - домохозяйств и государства).

Из трех методов чаще используются производственный и метод конечного использования.

 

2.3 Основные макроэкономические тождества


Рассмотрим три макроэкономических тождества.

. Основное макроэкономическое тождество (тождество дохода) отражает равенство доходов и расходов:

Y = C + I + G + NX.

. Тождество сбережений и инвестиций. Рассмотрим закрытую экономику, в которой отсутствует государственный сектор, следовательно, и налоги. Тогда:

Расходы на ВНП = Потребление + Инвестиции.

Доход, или ВНП, измеренный по доходам = Сбережения + Потребление.

Т.к. расходы на ВНП и доходы, полученные в результате производства ВНП, равны, то приравнивая уравнения, имеем:

C + I = S + C или I = S.

Совокупные сбережения делятся на частные (Sp), государственные (Sg) и сбережения остального мира (Sr):

S = Sp + Sg + Sr.

Частные сбережения = сумме доходов (Y), трансфертов (TR), % по государственному долгу (N) за вычетом налогов (T) и потребления (C):

Sp = (Y + TR + N - T) - С.

Государственные сбережения определяются как:

Sg = (T - TR - N) - G.

Если сбережения государства являются положительной величиной, то они составляют бюджетный излишек. Если же они отрицательны, то это бюджетный дефицит (BD):

BD = - Sg.

Сбережения внешнего мира = доходу, который внешний мир получает за счет нашего импорта (IM), минус затраты на наш экспорт (Х):

Sr = IM - X или Sr = - NX = - Xn.

Сбережения внешнего мира могут быть использованы для покупки финансовых активов в нашей стране, для сокращения иностранной задолженности, и тогда мы имеем приток капитала в страну.

Sp + Sg + Sr = (Y+TR+N-T) - C + (T-TR-N) - G + ( - NX) = Y - C - G - NX; S = I.

3. Тождество госбюджета. Сбережения могут быть использованы для инвестиций в реальные активы или для увеличения финансовых активов. Допустим, имеется 2 вида финансовых активов: государственные облигации и наличные деньги. Государственные сбережения могут быть использованы либо на покрытие госдолга, либо для сокращения денежной массы.

Sg = - (ΔM + ΔB),

где ΔM - изменение денежной массы;

ΔB - изменение суммы выпущенных облигаций.

Это тождество госбюджета. Если имеется дефицит бюджета, то он может быть профинансирован выпуском денег или облигаций:

BD = - Sg или BD = ΔM + ΔB.

Частные сбережения могут быть использованы на увеличение реальных активов или оставаться в форме государственных облигаций или наличности:

Sp = I + ΔM + ΔBp.

Сбережения остального мира могут быть использованы на покупку облигаций нашей страны: Sr = ΔBr.

Сумма трех видов сбережений с точки зрения их использования дает нам известное тождество: S = I.

Предполагается, что все облигации, выпущенные государством (ΔB), покупаются либо частным сектором (ΔBр), либо иностранцами (ΔBr), т.е. ΔB = ΔBр + ΔBr. ВНП зависит от 2-х параметров: факторов производства и производственной функции.

Основными факторами производства являются труд (L) и капитал (K). Для простоты анализа предположим, что экономика располагает фиксированным капиталом и фиксированным трудом, факторы производства используются полностью.

Существующая производственная технология определяет, какой объем продукции производится при данных количествах капитала и труда. Математически экономисты выражают существующую технологию, используя производственную функцию, показывающую, каким образом факторы производства определяют объем выпускаемой продукции.

Y = F (K, L),

где Y - объем выпускаемой продукции.

Объем выпускаемой продукции является функцией количества капитала и количества труда. Изменения в технологии приведут к изменению производственной функции.

Многие производственные функции имеют свойство, которое называется постоянная отдача от масштаба.

Производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба, если относительный прирост всех факторов производства на одну и ту же величину приводит к относительному приросту объема выпускаемой продукции на ту же величину.

Таким образом, производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба:

zY = F (zK, zL),

где z - любое положительное число.

Рассмотрим неоклассическую теорию распределения НД между факторами производства. Распределение НД определяется ценами на факторы производства. Цена каждого фактора производства определяется спросом и предложением на рынке. Теория исходит из предположения, что количество факторов производства в экономике неизменно. Типичная фирма, действующая на рынке и предъявляющая спрос на факторы производства, является конкурентной.

Конкурентная фирма - это фирма, которая мала по сравнению с рынками, и поэтому практически не оказывает влияния на цены.

Для производства продукции фирме требуются два фактора - труд (L) и капитал (K). Фирма продает свою продукцию по цене P, платит работникам зарплату W и арендует капитал по цене R.

Целью фирмы является максимизация прибыли.

Прибыль = Выручка - Затраты на труд - Затраты на капитал

или

Прибыль = PY - WL - RK.

Подставим в уравнение производственную функцию:

Прибыль = PF (K, L) - WL - RK.

Это уравнение показывает, что прибыль зависит от цены на продукцию (P) и цен на факторы производства (W, R), а также от количества факторов (K, L). Конкурентная фирма принимает цены на продукцию и на факторы производства как данные и выбирает такие количества капитала и труда, которые максимизируют прибыль.

Чем больше труда фирма использует в процессе производства, тем больше продукции она производит.

Предельный продукт труда (MPL) - это дополнительное количество произведенной продукции в результате использования дополнительной единицы труда.

MPL = F (K, L+1) - F (K, L).

Большинство производственных функций обладают свойством убывающего предельного продукта. При постоянной величине используемого капитала предельный продукт каждой дополнительной единицы труда убывает.

Когда фирма решает, нанимать или не нанимать дополнительную единицу труда, она думает, как это повлияет на ее прибыль. Она сопоставляет дополнительную выручку от выпуска дополнительной продукции с величиной увеличения затрат на зарплату. Пока дополнительные поступления превышают ставку зарплаты, дополнительная единица труда увеличивает прибыль.

Спрос фирмы на труд определяется равенством:


W/P - это реальная зарплата за труд, выраженная в единицах произведенной продукции.

Для того, чтобы максимизировать прибыль, фирма нанимает работников до тех пор, пока предельный продукт труда не станет равен реальной зарплате.

Решение о том, сколько использовать капитала, фирма принимает таким же образом, как и решение о количестве используемого труда.

Предельный продукт капитала (MPK) - это дополнительное количество произведенной продукции в результате использования дополнительной единицы капитала.


Спрос фирмы на капитал определяется равенством:


R/P - это реальная рента, выраженная в единицах произведенной продукции.

Для того, чтобы максимизировать прибыль, фирма будет приобретать дополнительное оборудование до тех пор, пока предельный продукт капитала не снизится до реальной цены капитала.

Общее правило: фирма предъявляет спрос на каждый из факторов производства до тех пор, пока предельный продукт этого фактора не сравняется с реальной ценой на него.

Если все фирмы в экономике являются конкурентными и максимизирующими прибыль, тогда на каждый из факторов производства приходится ровно столько, сколько предельного продукта он добавляет к общему объему выпускаемой продукции. Другими словами, реальная зарплата каждого работника равна MPL, а компенсация издержек на оборудование равна MPK.

Доход, остающийся в распоряжении фирм после того, как они оплатили расходы на все факторы производства, называется экономической прибылью собственников фирм.

Экономическая прибыль = Y - MPL*L - MPK*K.

Y = MPL*L + MPK*K + экономическая прибыль.

Из равенства следует, что НД (Y) распределяется на доход работников, доход собственников капитала и экономическую прибыль.

В 1927г. Пол Дуглас (сенатор штата Иллинойс) заметил, что распределение НД между капиталом и трудом почти не изменяется с течением времени. Другими словами, по мере роста производства, как рабочие, так и собственники капитала равным образом пользуются благами возросшего процветания экономики. Это наблюдение заставило Дугласа задуматься о причинах постоянства долей факторов производства.

Дуглас обратился к математику Чарльзу Коббу, в результате появилась производственная функция Кобба-Дугласа:

Y = AKα L 1 - α,

где А - положительный параметр, измеряющий производительность существующей технологии; α - постоянная от 0 до 1, измеряющая долю капитала в доходе; (1 - α) - доля труда в доходе.

Отношение дохода труда к доходу капитала [ (1 - α) / α] постоянно, что и обнаружил Дуглас. Доли факторов производства зависят только от параметра α и не зависят ни от количества факторов, ни от уровня применяемой технологии.

 


2.4 Общее экономическое равновесие


Общее экономическое равновесие характеризует состояние, при котором объем производства и пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением, при этом никто из участников рыночных сделок не заинтересован изменять свои объемы покупок или продаж.

Экономическое равновесие - это категория "ex-ante" анализа (будущее состояние). В прошедшем периоде спрос и предложение всегда равны друг другу.

Определить состояние общего экономического равновесия значит выяснить, при каких условиях все участники рыночного хозяйства смогут реализовать свои намеченные цели. Поэтому экономическому равновесию соответствуют не только определенный объем и структура предложения благ, но и удовлетворенность каждого участника рыночных сделок реализацией намеченных им планов.

Общее экономическое равновесие означает, что за счет изменения объема и структуры покупок или продаж никто не сможет улучшить свое благосостояние в сложившихся условиях. Общее экономическое равновесие, как и равновесие на отдельном рынке, не обязательно является Парето-оптимальным состоянием, при котором нельзя повысить благосостояние хотя бы одного субъекта без снижения благосостояния других.

Общее экономическое равновесие не является типичным состоянием рыночной экономики, так как разрабатываемые независимо друг от друга планы суверенных субъектов лишь случайно могут оказаться взаимно согласованными. Из-за постоянно меняющихся потребностей и технологии производства экономика чаще всего оказывается в состоянии перехода от одного равновесного состояния к другому. В действительности и отдельные рынки, и национальное хозяйство в целом чаще оказываются в неравновесном, чем в равновесном состоянии. Однако поведение экономических субъектов в рыночном хозяйстве устремляет его к равновесию: до тех пор, пока планы субъектов не окажутся согласованными, они будут посредством изменения спроса и предложения корректировать экономическую конъюнктуру.

3. Основные макроэкономические показатели России за 2011 год


Объем ВВП России за 2011г. составил в текущих ценах 54585,6 млрд. рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2010г. составил 104,3%, индекс-дефлятор по отношению к среднегодовым ценам 2010г. - 115,8%.

Рисунок 1 - Динамика производства ВВП в % к значению условного среднего квартала 2008 г.

Рисунок 2 - Индекс физического объёма ВВП и валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности

Рисунок 3 - Структура распределения ВВП по кварталам

Рисунок 4 - Структура валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности

Рисунок 5 - Динамика элементов использования ВВП

Рисунок 6 - Структура использования ВВП

Рисунок 7 - Структура ВВП по источникам доходов

Заключение


Национальная экономика России представляет собой сложную многоуровневую систему, призванную обеспечить высокий уровень качества жизни граждан страны на основе усиления ее экономического и военно-политического мо1ущества. Главным критерием экономического могущества страны является степень использования национального богатства для решения стратегических целей экономического, политического и социального развития и обеспечения национальной, в том числе экономической, безопасности.

Важнейшим средством достижения этих стратегических целей является осуществление государственной инвестиционной политики, в основе которой лежит приоритетное развитие науки, образования, всех отраслей социальной сферы, постоянное поддержание высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей и предприятий на внутренних и внешних рынках товаров, услуг, факторов производства. Интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему является важнейшим стимулом для усиления экономического могущества страны, ее международных конкурентных позиций на рынках наукоемкой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.

Разработка и реализация целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности страны на основе постоянного мониторинга ситуации вне и внутри страны, комплексного анализа возможности возникновения потенциальных угроз и их последствий является непременным условием системного подхода к эффективному решению проблем предотвращения и локализации этих угроз. Основополагающим принципом противостояния угрозам экономической безопасности является координация деятельности всех структур, занимающихся решением этой проблемы.

Подобная координация является источником получения дополнительного синергического эффекта от экономии ограниченных интеллектуальных ресурсов.

Государственное воздействие на национальную экономику, осуществляемое через формирование стимулирующей институциональной системы, должно направлять естественное стремление экономических агентов к получению прибыли на общественное благо.

Согласование стратегических целей федерального, регионального уровней и уровня отдельных экономических агентов является наиболее эффективным средством участия государства в экономической деятельности.

Список литературы


1.      Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru)

2.      Градов А.П. "Национальная экономика" 2-е издание / изд. - Питер - 2005

.        Кошанов А., Хусаинов Б. Национальные экономики и мирохозяйственные связи / А. Кошанов, Б. Хусаинов // Общество и экономика. - 2006. № 9.

.        Нестеров Л., Аширова Г. Воспроизводство и национальное богатство (некоторые методологические аспекты) / Л. Нестеров, Г. Аширова // Вопросы экономики. - 2002. № 12.

.        Сухарев О, Национальное богатство и структурная политика / О. Сухарев // Экономист. - 2006. № 2.

.        Агуреева О.В., Замедлина Е.А., Шерстнева О.О. Краткий курс по экономической теории. - М.: "Окей-книга", 2009. - 176 с.

.        Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. - СПб.: "Питер", 2009. - 560 с.

8.      Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций) (http://www.aup.ru/books/m63/14. htm <http://www.aup.ru/books/m63/14.htm>)

.        Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика. - Мн.: Новое знание, 2002. - 250 с.

.        Корниенко О.В. Национальная экономика: учебное пособие. - СПб.: "Питер", 2008. - 255 с.

.        Корниенко О.В. Основы экономической теории. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2008. - 349 с.

.        Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: "Аса". - 846 с.

.        Салин В.Н., Медведев В.Г., Кудряшова С.И., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2001. - 336 с.

.        Сидорович А.В. Основы национальной экономики. - М.: "Дело и сервис", 2009. - 530 с.

.        Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. - М.: "Академия", 2008. - 282 с.

.        Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - М.: "Высшее образование", 2009. - 654 с.

.        Экономическая теория: учебник / Под ред.Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 2002. - 432 с.

.        Юсупов К.Н., Янгиров А.В., Таймасов А.Р. Национальная экономика. - М.: "КноРус", 2009. - 285 с.

Похожие работы на - Структура национальной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!