Современное состояние малого бизнеса в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    89,42 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние малого бизнеса в России

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Иркутский Государственный Университет Путей и Сообщения

Кафедра - Мировая экономика






Курсовая работа

На тему

Современное состояние малого бизнеса в России

Выполнил

Студент

Группы УА-07-1

Чупрова К.А

Научный руководитель

Доцент

Нейман П.Н

Иркутск 2008 год

Введение

Как известно, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов, участвуют в реализации социальных программ.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Малое предпринимательство, как субъект экономики, существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.

На сегодняшний день, тема малого предпринимательства очень актуальна для России. Переход к рыночным отношениям в российской экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в России.

Глава 1. Общие понятия малого бизнеса

.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса в России

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов:

Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1989 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1991 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1993 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1995 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.

На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых работало более 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек.

Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

.2 Понятие малого бизнеса

Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:

крупное - предприятие с численностью работающих до 500 человек;

среднее - от 100 до 500 человек;

малое - до 100 человек.

В Российской Федерации эти критерий не одинаковы для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице 1(см. приложение).

Малое предпринимательство почти всегда связано узами кооперации с производством крупным. Не составляет в этом смысле исключения и нынешний этап развития экономики, когда эффективность функционирования крупного производства зависит от уровня и эффективности производств малых, и наоборот. Таким образом, оба вышеназванных сектора представляют собой единое целое. Малый бизнес, поэтому следует рассматривать не как противостоящий бизнесу крупному, а как дополняющий, работающий в контакте с ним, в том числе и на контрактной основе.

Вместе с тем малое предпринимательство обладает рядом качественных особенностей, которые и предопределяют его место в экономике. Сегодня в мире насчитывается более 50 статических критериев отнесения предприятия к группе малых.

В самом общем виде их можно подразделить на:

Качественные критерии (простота системы управления, совмещение в одном лице функций собственника и менеджера, обладание небольшой долей рынка и небольшая пространственная сфера деятельности, достаточно четко определенная цель деятельности и т.д.).

Количественные критерии (численность занятых на предприятии, стоимость основного капитала, объем продаж и т.п.).

Критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству существенно разнятся при переходе от страны к стране, а также от одной сферы приложения капитала к другой. Тем не менее, в практике любой страны чаще применяются именно количественные критерии.

Количественный критерий положен в основу классификации предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % определенных законом предельных уровней.

Из критериев вытекают особенности малых предприятий и закономерности их развития.

Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие:

~  стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;

~       быстрое моральное устаревание технологий;

~       резкое усиление технологической конкуренции и др.

К социальным факторам, вызвавшим в последние 20 лет бурное развитие малого предпринимательства, следует отнести:

~  изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (молодежи);

~       неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;

~       формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др.

Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой:

~  усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения;

~       радикальные организационно-технологические изменения, повлекшие за собой изменение соотношения крупного и мелкого производств;

~       усиление конкуренции между предприятиями и, как следствие, рост потребности в диверсифицированном производстве, в обновлении форм организации производства, сбыта и финансирования, в быстрой реакции и приспособлении к изменению конъюнктуры рынка и спроса;

~       появление глобальной конкуренции и значительные изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая предприятия искать новые возможности использования ресурсов;

~       возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала;

~       государственная экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др.

В современной России, малый бизнес служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрепления производства, которое было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще немало лет, пока найдут, если это вообще произойдет. Между тем, при хорошей государственной организации дела, эти «заблудившиеся» огромные предприятия могут, войдя в плотный контакт с малым бизнесом, солидно ему помочь технологиями, оборудованием, материалами и кадрами.

В свою очередь и они получат выгоду:

1.   Открытие многих новых дорог на рынок;

2.      Создание благоприятной конъюнктуры.

Малый бизнес не требует особо больших вложений капитала и, как правило, обеспечивает высокую скорость его оборота и дает очень верные шансы на неплохую прибыль. Все это привлекает частных вкладчиков, включая и мелких, ищущих для своих очень скромных сбережений укрытия от инфляции. Становится ясно, что курс на развитие малого бизнеса - это не нечто «форс-мажорное» в экономической политике государства, а ее органическая составная часть, не мешающая, а, напротив, помогающая в реализации других ее частей и общей стабилизации экономики, а затем и ее постепенному подъему.

Малые предприятия - это занятость района, это устойчивые налоговые поступления в местный бюджет, это покупательная способность населения.

Люди, которые работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут купить услуги, более дорогие товары, что, естественно, лучше стимулирует производство.

Малые предприниматели все менее зависят от государства и могут, расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы. В результате, малое предпринимательство может способствовать обеспечению, в определенной степени, экономической и политической стабильности в обществе.


.3 Роль малого бизнеса в экономике России

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Не редко, большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14% от общего объема промышленного производства.

Но, если вести сравнение с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы:

~    на Западе, на тысячу человек населения приходится 40-60 человек - малых предпринимателей, а у нас - всего 7;

~       доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.

Конкретно роль малого бизнеса в экономике России проявляется в том, что его развитие способствует:

~    созданию новых рабочих мест;

~       внедрению новых товаров и услуг;

~       удовлетворению нужд крупных предприятий;

~       обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе.

Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого.

Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов.

Количество малых предприятий в России и распределение их по отраслям экономики можно проследить в таблице 2(см. приложение).

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает.

Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать, как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная, в то же время, с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками, для малого коллектива, характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости, дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки.

Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.

У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания. Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством. Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

.5 Условия и факторы развития малого бизнеса в России

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика, в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, оборудования, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе.

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Важнейшими факторами, влияющими на развитие малого бизнеса, являются:

~    политическая обстановка в обществе;

~       состояние экономики страны;

~       политика государства в области экономики;

~       меры поддержки малого бизнеса;

~       правовое обеспечение малого бизнеса;

~       налоговая политика;

~       финансово-кредитная политика;

~       уровень жизни населения;

~       цивилизованность предпринимательства.

В настоящее время, в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные.

До тех пор, пока государство (всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами) не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере, или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.

Для малых предпринимателей должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

Также необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

1.6 Проблемы становления малого бизнеса в России

В малом бизнесе не все так гладко, как хотелось бы. Ведь у каждого течения есть свои подводные камни, вот и развитие малого бизнеса сдерживают ряд факторов:

1.   Чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами;

2.      Слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса;

.        Несовершенная законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Проблема в том, что:

~    нет сводной, единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий

~       имеющиеся разрозненные установления, претворяются в жизнь далеко не полностью;

4.   Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению;

5.      Проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала;

.        Нехватка квалифицированных кадров;

.        Финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.

Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды.

В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, не позволяющего во всем объеме реализовать свой доход. Из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства предстоит сыграть регионам, ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды. Финансовая поддержка частного, особенно малого предпринимательства, должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса - новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая проблема, сопряженная с малым бизнесом, нуждается в государственной поддержке. Но слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из, сковывающего ее, затяжного экономического кризиса.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:

~    44% опрошенных, главной причиной называют некомпетентность;

~       17% - отсутствие управленческого опыта;

~       16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

~       15% - отсутствие опыта работы в отрасли;

~       1% - небрежность в ведении дел;

~       1% - мошенничество или бедствие;

~       6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют образование, соответствующее данной сфере деятельности.


.7 Государственная политика в области малого предпринимательства

Как показывает практика, в России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми и, ее признание во многом зависит от господствующих взглядов на экономическую роль государства и от выбора стратегических приоритетов.

С точки зрения Государства:

«Малое предпринимательство - всего лишь один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами, т.е. это инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным».

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в России:

получила, наконец, законодательное оформление практика разработки и финансирования программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Подобные программы теперь разрабатываются ежегодно. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства рассматривается Государственной Думой до решения вопроса о ее бюджетном финансировании.

В целом, в результате реализации Федеральных программ поддержки малого предпринимательства, был заложен фундамент государственной поддержки малого предпринимательства:

~    развивается нормативно-правовая база;

~       сформированы структуры управления и регулирования - Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;

~       создаются элементы инфраструктуры поддержки.

Приоритетным направлением программы является стимулирование инновационных процессов. В этой области предполагается перенесение центра тяжести с бюджетного финансирования на стимулирование организационно-финансового процесса через предоставление гарантий по инвестиционным рискам, например:

~    расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств под государственную гарантию для реализации инновационных проектов;

~       использование имущества неэффективных и неплатежеспособных государственных и муниципальных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий и создания объектов инфраструктуры поддержки последних;

~       формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малых предприятий с крупным производством;

~       использование потенциала малого предпринимательства при осуществлении социальных мероприятий в отношении предприятий-банкротов с созданием на их основе «мини-полигонов»;

~       оказание коммерческой, кредитной, информационной и иной поддержки экспортно-ориентированным малым предприятиям.

Основные мероприятия данной программы содержат следующие направления:

~    нормативное обеспечение малого предпринимательства;

~       развитие прогрессивных финансовых технологий;

~       реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства, повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

~       повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем, научно-методическое и кадровое обеспечение;

~       международное сотрудничество в данной сфере;

~       усиление взаимодействия со средствами массовой информации.

Таким образом, хорошая сбалансированная политика может помочь достигнуть положительного эффекта при решении множества проблем возникающих в сфере малого предпринимательства.

.8 Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства

Малый бизнес в России, как самостоятельное социально-экономическое явление, существует уже свыше 15 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования и предоставления льгот по налогообложению.

Так, постановлением Правительства РФ от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий», были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

В апреле 1994 г. правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа Государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг. В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

В июне 1995 г. был принят ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.

Таким образом, можно считать, что нормативно-правовая база существует. Ее же дальнейшее развитие зависит от дальнейшей экономической политики.

Глава 2. Анализ развития малого предпринимательства в г. Иркутске

.1 Характеристика проблемы

Развитие малого предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Настоящая программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства к государственной политике развития малого предпринимательства, в связи с введением в действие с 1 января 2008 года нового Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В практической деятельности органов местного самоуправления по развитию малого предпринимательства можно выделить два основных направления:

~  защита интересов малого предпринимательства;

~       создание общих благоприятных условий для его развития.

Опыт реализации предыдущих Программ «Поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске» показывает, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки.

Система комплексной поддержки малого предпринимательства на уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:

~  необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого предпринимательства;

~       развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;

~       обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;

~       содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;

~       надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей; взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;

~       благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.

Создание комплексной системы развития малого предпринимательства задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому бизнесу в частности.

Приоритетные направления поддержки малого бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории г. Иркутска, финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, определенных в Комплексной программе социально-экономического развития города Иркутска на период до 2020 года.

Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в г. Иркутске за 2002-2006 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 3(по данным Иркутскстата)(см. проиложение). При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.

Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в г. Иркутске, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:

~  недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;

~       нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;

~       административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);

~       нехватка квалифицированных кадров;

~       низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);

~       недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;

~       недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;

~ недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;

~       сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;

~    дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

Наиболее острыми проблемами, связанными с налоговой политикой, предпринимателями отмечаются:

~    частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;

~       сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;

~       сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.

В настоящее время в городе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:

~    подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

~       информационное обеспечение;

~       консалтинговые услуги;

~       помощь в регистрации предприятий;

~       юридические услуги;

~       аудиторские услуги;

~       сдача в аренду (на льготных условиях) помещений;

~       содействие в получении инвестиций и кредитов;

~       предоставление оборудования в лизинг и др.

Однако, существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в информационном обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях.

Проводимая администрацией города Иркутска работа по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства была направлена в первую очередь на решение выше обозначенных проблем. В связи с чем основными направлениями в рамках реализации третьей программы «Поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске» (2004 год - 1 полугодие 2007 года) было решение вопросов:

~  дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и оказания консультационной помощи предпринимателям;

~       обучения и подготовки кадров;

~       проведения мониторинга деятельности малых предприятий в различных сферах;

~       информационного обеспечения (издание информационно-справочной литературы, проведение обучающих семинаров, конференций, круглых столов);

~       инвестиционно-финансовой поддержки СМП через механизм компенсации процентных ставок по банковским кредитам в рамках реализации программ кредитования малого бизнеса коммерческими банками, микрокредитования через Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области.

В реализованных программных мероприятиях приняло участие более 3000 предпринимателей, руководителей, специалистов малых предприятий и городской инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сформировано, эффективно работает и постоянно совершенствуется «единое образовательное поле», в рамках которого ведется подготовка кадров для малого бизнеса, в состав которого вошли 10 ведущих ВУЗов и учебных центров города. Использование механизма открытых конкурсов на проведение обучения предпринимателей обеспечило тщательный отбор на конкурсной основе лучших учебных программ.

На решение этой задачи должны быть направлены усилия Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска совместно с образовательными структурами города, инфраструктурой поддержки малого бизнеса общественностью в рамках реализации мероприятий настоящей программы.

В «Координационной образовательной программе по подготовке кадров для предпринимательских структур г. Иркутска на 2008-2012 годы», являющейся составной частью программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы», разработан комплекс конкретных мероприятий, реализация которых позволит структурировать процесс подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства. В состав мероприятий органично включены цикл круглых столов и семинаров, тематики которых определены, исходя из направлений развития малого бизнеса в России, регионе и городе, а также потребностей самих предпринимателей, которые были выявлены в процессе проведенных опросов.

Администрацией города Иркутска оказывается поддержка предпринимателям через предоставление образовательных, консалтинговых и других услуг, необходимых для развития малого бизнеса. Выбор организаций по предоставлению консалтинговых услуг проводится на конкурсной основе. Данный вид поддержки остается достаточно востребованным предпринимателями (за 2004 год - 1 полугодие 2007 года было проконсультировано на бесплатной основе более 7000 человек).

Содействие развитию предпринимательства осуществляется через расширение возможностей доступа малых предприятий к участию в конкурсах, проводимых администрацией города по размещению муниципального заказа. Необходимо отметить, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем.

Прежде всего, это дает возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов, предоставить среде малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого бизнеса, его инвестиции и прочее. Кроме того, муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, то есть его переходу из торгово-посреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности.

Необходимость разработки программы на предстоящий период 2008-2012 гг. и решения задач по развитию предпринимательства именно программно-целевым методом обусловлено рядом объективных факторов:

~    масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого предпринимательства и необходимостью его интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

~       потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей для решения проблем предпринимателей;

~       имеющимся положительным опытом реализации предыдущих муниципальных целевых программ «Поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске».

Экономика страны и города находится на подъеме, улучшаются показатели социально-экономического развития, активно развивается предпринимательский сектор. В сложившихся условиях риски, связанные с использованием программных методов для решения проблемы, минимальны. Тем не менее, определенные трудности существуют, они представлены в таблице 4(см. приложение).

.2 Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы

Цель:

Улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске, способствующих:

~    устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан;

~       формированию экономически активного среднего класса;

~       ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для г. Иркутска сферах деятельности;

~       занятости и самозанятости населения.

Задачи:

~    совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого предпринимательства;

~       организация эффективного взаимодействия с субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и создание условий для его дальнейшего развития;

~       развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для СМиСП. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава СМиСП;

~       совершенствование системы получения СМиСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;

~       обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития г. Иркутска;

~       содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства, обеспечению безопасности предпринимателей;

~       развитие системы финансовой и имущественной поддержки СМиСП.

~       содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;

~       стимулирование межрегиональной и международной экономической активности малых предприятий г. Иркутска.

Период реализации программы - 2008-2012 годы.

Важнейшие целевые показатели, отражающие характер развития малого предпринимательства на территории г. Иркутска:

~    количество МП на 1000 жителей;

~       доля занятых на МП в общей численности занятых на малых предприятиях;

~       доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в собственных доходах бюджета города;

~       уровень среднемесячной заработной платы на МП;

~       удельный вес инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций по г. Иркутску;

~       удельный вес предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП;

~       доля отгруженной МП продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и МП по г. Иркутску.

Перечень программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных выше задач через механизмы реализации программы представлены в таблице 5(см. приложение).

На реализацию мероприятий программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников, таблица 6(см. приложение).

Бюджетные источники: бюджет города Иркутска.

Иные источники:

~    средства организаций - соисполнителей программы;

~       собственные средства предпринимателей.

Реализация программных мероприятий будет достигнута путем заключения муниципальных контрактов, договоров и договоренности с исполнителями, соисполнителями мероприятий.

.3 Оценка социально-экономической эффективности программы

В результате реализации мероприятий программы в последующей среднесрочной перспективе до 2012 года будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого предпринимательства в г. Иркутске:

). Показатели социально-экономической эффективности:

~    увеличение количества МП на 1000 жителей до 15;

~       увеличение доли занятых на МП в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях до 21%;

~       увеличение среднемесячной заработной платы на МП до 15000 руб.;

~       увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций до 6%;

~       увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП до 32%;

~       доля отгруженной МП продукции, выполненной работы, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и МП до 48%.

2) Показатели бюджетной эффективности:

~    Увеличение доли налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города до 23-25%.

~       развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;

~       гармонизацию общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками;

~       насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных предприятии;

~       укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.

Заключение

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны, малый бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие малого предпринимательства в нашей стране.

Несомненная перспективность сектора малого предпринимательства в современной экономике и большой интерес к нему, не следует рассматривать как очередную компанию в системе антикризисных мер или, как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ведь именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста. Вот почему возникла актуальность государственного регулирования данного сектора и написания этой курсовой.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Список используемой литературы

1)  Аносов К.Л.. Информация - основа бизнеса. //Экономика и жизнь.-1995 г.- №33 (стр.25)

2)      Бовин С.А.. Риски, присущие бизнесу. //Бухгалтерский учет. - 1995 г. - №4 (стр.29-32)

)        Васильева К.В.. Необходимость роста на базе развития. //ЭКОНОМИСТ. 2008 г. - №2 (стр.20)

)        Виленский А.А.. Этапы развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики. - 2000 г. - №7 (стр.14)

)        Геронин Н.М.. Малый и средний бизнес учится. //Деловой мир. - 2003 г. - № 246 (стр.4)

)        Губанов С.И.. Оценка социально-экономической эффективности программы. //Экономика. - 2008 г. - №6 (стр.11)

)        Ерефеев Е.К.. Малый бизнес - большая государственная забота. //Санкт-Петербургские ведомости. - 20 декабря 2001 г. - №233 (стр.1)

)        Зубкова Т.В.. Кризис на малом предприятии. //Экономика и жизнь. - 2007 г. - №10 (стр.18)

)        Клеменко К.К.. Налоги и платежи. //Журнал для тех, кто ценит свое время. - 2005 г. - №11 (стр.91)

) Котов В.И.. О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (По материалам парламентских слушаний). Управление собственностью. - 2000 г. - №4 (стр.5)

) Крутик А.Б., Геренбургов О.Д.. //Малое предпринимательство и бизнес- коммуникации. - 2000 г. - №2 (стр.17)

12) Носков Д.Л.. Малое предпринимательство. //ЭКОНОМИСТ. - 2006 г. - №12 (стр.85)

) Петров С.Г.. Бизнес в России невозможен без знакомств и связей. Предпринимательство. - 1994 г. - №3-4 (стр.123)

) Сергеев И.В.. Экономика предприятия. //Экономист. - 2007 г. - №4 (стр.8)

) Смирнов С.А.. Поддержка российского предпринимательства. //Вопросы экономики. - 2001 г. - №2 (стр.19)

) Цуренин А.П.. Государственная поддержка малого предпринимательства. Вопросы экономики. - 2005 г. - №5 (стр.10)

) Черненко Г.В.. Российские проблемы и зарубежный опыт. //Мировая экономика и международные отношения. - 2003 г. - № 9 (стр.125-139)

) Яковлев А.А.. Взаимодействие групп интересов в их влиянии на экономическое состояние малого бизнеса в России. //Экономическая социология. - 2004 г. - Т. 5 №1(стр.142)

) Постановление Совмина Российской федерации от 18 июня 2002 года № 406 «О мерах по подготовке и развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»

20) <#"559328.files/image001.gif">

предпринимательство бизнес экономика

Диаграмма 2 Распределение малых предприятий России по отраслям экономики (на 01.01.2006 г.) отраслям экономики в 2002 г.


Диаграмма 3 Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях по отраслям экономики в 2007 году

Похожие работы на - Современное состояние малого бизнеса в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!