Анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,89 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям














Анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям

Оглавление

государственная программа агропромышленный комплекс

Введение

.Основы агропромышленного комплекса РФ

.1 Современный АПК - понятие, структура

.2 Состояние АПК накануне преобразований

. Развитие АПК в рамках приоритетной национальной программы

.1 Цели и задачи государственной программы «Развитие АПК»

.2 Основные направления реализации приоритетной программы, инструменты поддержки

.2.1 Устойчивое развитие сельских территорий

.2.2 Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

.2.3 Развитие приоритетных отраслей

.2.4 Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства

.2.5 Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия

. Реализация Госпрограммы в Кировской области

Заключение

Библиографический список

Приложение A

Приложение В

Приложение С

Введение

Российское агропромышленное производство в целом и сельское хозяйство, как основа АПК, являясь крупнейшим сектором, занимает особое положение в экономике государства. На протяжении последнего десятилетия в этой отрасли наблюдается экономический рост, однако, не преодолено отставание от темпов развития экономики в целом. Сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям. По мере интеграции российского сельского хозяйства в глобальную экономику все более осязаемой становится возросшая степень отставания отечественного АПК от ведущих мировых производителей продовольствия по 2всем компонентам научно-технического развития. Финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности; неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции - именно в силу этих обстоятельств, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности стало приоритетным направлением аграрной экономической политики государства. Ускорителем позитивных процессов в этой сфере стал приоритетный национальный проект "Развитие АПК". Его реализация продемонстрировала огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства, помогла стимулировать развитие предпринимательства в деревне. Впервые были установлены четкие правовые основы реализации аграрной политики, как составной части социально-экономической политики государства, охватывающей сферу развития сельского хозяйства и сельских территорий, определены главные направления этой политики, ее цели, принципы, механизмы и формы господдержки. Дальнейшее развитие ситуации будет целиком зависеть от эффективности аграрной политики, ее адаптации к быстроменяющимся условиям, способности превратить аграрный сектор в национальный приоритет, сделать продовольствие неотъемлемой составной частью российского экспорта, конкурентным преимуществом на мировых рынках.

Цель данной работы - анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах: - провести анализ текущего положения дел в агропромышленном комплексе России; определить основные проблемы развития; - определить цели и задачи государственной программы развития сельского хозяйства; - раскрыть содержание основных направлений реализации приоритетной государственной программы

проанализировать условия и мероприятия Госпрограммы в Кировской области;

Актуальность исследования многочисленных аспектов развития агропромышленного комплекса и агропродовольственного рынка определяется также возможностью проанализировать проведенные за последнее время мероприятия, непосредственно связанные с функционированием АПК, формированием и совершенствованием рыночных отношений в аграрной сфере экономики, на пути к достижению целей государственной программы к 2012году.

1. Основы агропромышленного комплекса РФ

.1 Современный АПК - понятие, структура

Агропромышленный комплекс, или сокращенно АПК, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс, являясь составной частью экономики страны, подчиняется общим законам экономического развития и в то же время отличается специфическими чертами, обусловленными высокой социальной значимостью производимой продукции. Термин «агропромышленный комплекс» вошел в оборот в середине семидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое. Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью. Агропромышленный комплекс включает три основные сферы.

Первая сфера состоит из отраслей, обеспечивающих агропромышленный комплекс средствами производства, а также занятых производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства. В данную сферу включаются: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, продовольственное машиностроение, производство специализированного автотранспорта, мелиоративной техники, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, микробиологическая промышленность, капитальное строительство в агропромышленном комплексе, ремонт сельскохозяйственной техники. Отрасли, входящие в первую сферу агропромышленного комплекса, призваны обеспечивать ресурсами процесс производства, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и массовость производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом. На долю первой сферы агропромышленного комплекса приходится почти 15% общего объема произведенной продукции, 13% производственных фондов и 22% численности работников.

Во вторую сферу АПК входят предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Здесь выделяют две основные отрасли - растениеводство и животноводство, которые также подразделяются. В растениеводстве выделяют: овощеводство, садоводство, зерновое производство, хлопководство, льноводство и др. В составе животноводства выделяют отрасли по видам животных: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство. Наряду с этим выделяются животноводческие отрасли по характеру производимой продукции: молочное скотоводство, мясошерстное овцеводство и т. д. Продукция сельского хозяйства не может быть воспроизведена в других сферах или заменена другими видами продукции.

Вторая сфера агропромышленного комплекса производит почти 48% конечной продукции. В ней задействовано свыше 68% производственных фондов и 60% численности работников.

В третью сферу АПК включаются отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя. Здесь сосредоточены пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности. В данную сферу частично включена легкая промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Отрасли третьей сферы агропромышленного комплекса обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, ее заготовку и хранение, а также вторичную переработку сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно третьей сферы - пищевой и перерабатывающей промышленности. На долю отраслей и предприятий третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 38% от общего объема производства продукции, 19% всех производственных фондов и 18% численности работников.

Таким образом, помимо сельского хозяйства в АПК входят отрасли, которые либо поставляют ему средства производства и оказывают услуги, либо заготавливают, перерабатывают его продукцию, производят готовые к потреблению продукты питания и непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья и доводят их до потребителя.

По характеру произведенного конечного продукта агропромышленный комплекс можно подразделить на продовольственный комплекс и комплекс непродовольственных продуктов. В продовольственный комплекс входят отрасли сельского хозяйства и переработки, которые поставляют населению продукты питания, а также предприятия, снабжающие средствами производства первые, занимающиеся заготовкой и транспортировкой продовольственных товаров.

Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:

достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;

решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;

удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;

перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;

улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;

изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции.

Совершенствование структуры АПК должно быть направлено на достижение конечной цели: обеспечение сбалансированного развития его сфер и отраслей, при минимальных затратах труда и средств производства, с целью роста производства конечной продукции, полного удовлетворения потребностей населения, для решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.

.2 Современное состояние АПК РФ накануне преобразований

Анализируя общее состояние сельского хозяйства, необходимо отметить, что отрасль играет важную роль не только в экономике и социальной жизни страны. В целом в АПК, по оценке экспертов, производится около 8,5% валового внутреннего продукта, из них в сельском хозяйстве - 4,4%. Здесь занято более 7 млн. человек (почти 11% от численности занятых во всей экономике), сосредоточено 3,4% основных производственных фондов. Как известно, Россия обладает одним из крупнейших в мире сельскохозяйственным потенциалом. Доля России в мировом сельскохозяйственном производстве несколько ниже: молока производится около 5%; зерновых и зернобобовых 3%; мяса 2%.

Если говорить об экономическом росте в сельском хозяйстве, то, как и в экономике в целом, он продолжается. Хотя еще десять лет назад АПК России находилось в глубоком кризисном состоянии, обусловленном накопленными проблемами его функционирования: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно - хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных сельскохозяйственных земель. Сохраняются неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства. А именно, неудовлетворителен уровень развития рыночной инфраструктуры, изношены производственные фонды, растут опережающими темпами цены на основные потребляемые отраслью ресурсы, и прежде всего, - энергоресурсы. Не менее важная проблема - это финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью доходов, недостаточным притоком частных инвестиций. Затруднен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых и информационных ресурсов. Высок удельный вес убыточных предприятий. Рентабельность в сельском хозяйстве ниже, чем в других отраслях экономики, а риски, по понятным причинам, - выше. Особенно остры социальные проблемы деревни. Зарплата в сельском хозяйстве составляет лишь 40% от средней в экономике страны. Это значительно ниже, чем в других государствах Плохо, что мы отстаем в этом отношении не только от развитых стран, но даже от стран ближнего зарубежья - от Казахстана, Украины и Белоруссии.

До преобразований на селе социально-демографическая ситуация была очень сложной и характеризовалась:

снижением численности сельского населения, обусловленным высокой естественной убылью, миграционными потерями. Особенно это касается молодежи. Поэтому остается низкой обеспеченность села квалифицированными кадрами, как управленческого звена, так и работниками массовых профессий.

доминированием процесса обезлюдения сельских территорий, приводящего к структурным изменениям в системе сельского расселения в сторону увеличения числа мельчайших (до 10 человек) и крупных (свыше 2 тыс. человек) населенных пунктов при сокращении числа сельских поселений во всех остальных группах людности. В период между двумя последними переписями населения (1989 и 2002 гг.) сельская поселенческая сеть сократилась на 10,7 тыс. населенных пунктов (7,5%). Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40% и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 г., а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4%;

сохранением низкого уровня доходов сельских домохозяйств и увеличением разрыва в уровне жизни между городом и селом, низким уровнем оплаты труда в сельском хозяйстве по сравнению со средним показателем по экономике;

увеличением разрыва в масштабах распространения бедности в городе и на селе, характеризуемой долей населения с располагаемыми ресурсами (денежными доходами) в 2 и более раза ниже величины прожиточного минимума.

С целью решения этих и других актуальных проблем и был разработан проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков ресурсов. В целом, можно говорить о безусловной обоснованности аграрной политики, ориентированной на сокращение расходов на импорт продуктов питания и направления высвобождающихся финансовых ресурсов на модернизацию и обновление отечественного АПК, укрепление производственной и социальной инфраструктуры российского села. Такой стратегический маневр, опираясь на собственные силы, должен позволить нашей стране встать на путь избавления от многолетней продовольственной зависимости, полнее использовать один из самых мощных в мире ресурсных потенциалов для эффективного развития своего аграрного производства.

2. Развитие АПК в рамках приоритетной национальной программы

.1 Цели и задачи приоритетной программы

Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" стал основой и ускорителем принятия Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы, и вся аграрная политика стала приоритетом в социально-экономической политике страны. В программе рассматриваются не только вопросы сельскохозяйственного производства, но и социального развития села.

Приоритетными на пятилетний период в рамках Госпрограммы определены три главные цели:

обеспечить устойчивое развитие сельских территорий повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;.

сохранить и обеспечить воспроизводство земель сельскохозяйственного назначения и, прежде всего, продуктивной пашни;

Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные задачи (приоритетные направления):

  • создать предпосылки для устойчивого развития сельских территорий за счет диверсификации занятости сельского населения, восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;
  • улучшить общие условия функционирования сельского хозяйства путем совершенствования земельного и налогового законодательства, активизации антимонопольной политики, формирования ассоциаций и союзов сельхозпроизводителей, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли, комплекса мер по поддержанию почвенного плодородия;
  • обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей, и прежде всего животноводства, на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала, совершенствования механизмов регулирования агропродовольственных рынков;
  • повысить финансовую устойчивость сельского хозяйства за счет мер по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам, развития страхования сельскохозяйственной деятельности;
  • усовершенствовать механизмы внешнеэкономического регулирования, включая оперативное регулирование внешнеторговых операций с сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, создание стимулов для роста иностранных инвестиций в АПК, формирование гармонизированной с международными требованиями системы контроля качества и фитосанитарного контроля.

В результате реализации Государственной программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их фактическая динамика и прогноз приведены (см. Приложение А. Табл.1).

Госпрограмма, по-прежнему придерживаясь программно-целевого подхода в реализации, составной частью оставила федеральные и ведомственные целевые программы, показывая, что аграрная политика скоординирована на уровне регионов и федерального центра. Согласно параметрам Госпрограммы, объем финансирования АПК из федерального бюджета на пять лет составит чуть более 551 млрд руб. Приблизительно в таком же объеме предусмотрено софинансирование со стороны регионов. Таким образом, консолидированная поддержка сельского хозяйства за пять лет составит около 1,1 трлн руб. Свыше 50% этой суммы будет израсходовано на достижение финансовой устойчивости отрасли, около 20% - на устойчивое развитие сельских территорий, 1% - на регулирование рынка сельхозпродукции и продовольствия(см. Приложение А.Табл 2.)

Планировалось, что за пять лет производство сельхозпродукции увеличится на 24%, частные инвестиции вырастут в 1,6 раза, а доходы населения сельских территорий повысятся более чем в 2 раза. На страхование урожая в рамках Госпрограммы запланировано 3,5 млрд руб., что снизит имеющиеся в сельхозпроизводстве риски. Кроме того, в программе предусмотрено 5,5 млрд руб. для обеспечения рисков, связанных с опережающим ростом цен на газ и электроэнергию. Кроме того, в Госпрограмму заложен комплекс мер по обновлению и модернизации основных фондов, снижению рисков в сельском хозяйстве: субсидирование страхования, финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей, поддержание ценового паритета.

Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве должны возрасти до 4% в год, а в животноводстве - до 5%. Это особенно важно, т.к. соответствует увеличению спроса на мясном и молочном рынках и направлено на реализацию задачи улучшения качества питания наших граждан. Оживление инвестиционного процесса позволит, в частности, увеличить темпы обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Намерение увеличить вдвое располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности положительно скажется на росте занятости и доходов сельского населения, решении социальных проблем. Важным направлением в Госпрограмме является привлечение бизнеса и частных инвестиций в сельское хозяйство. Это позволит модернизировать сельское хозяйство не только технологически, но и организационно, и сделать его конкурентоспособным.

В программе заложен комплексный подход к развитию сельского хозяйства, то есть поддержка всех направлений, в том числе внедрение новых технологий и страхование урожая. В итоге, программа направлена на повышение темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создание ряд базовых предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.

2.2 Основные направления реализации приоритетной программы, инструменты поддержки

В Программе закреплены на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики. Таким образом, была выработана целая новая стратегия развития сельского хозяйства в 2008-2012гг. Всего в программу входит пять разделов: устойчивое развитие сельских территорий, создание общих условий функционирования сельского хозяйства, развитие приоритетных подотраслей, достижение финансовой устойчивости АПК и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Хотелось бы поподробнее остановиться на первом направлении.

.2.1 Устойчивое развитие сельских территорий

комплекс мер по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

комплекс мер по улучшению условий жизни сельского населения на основе предоставления грантов;

комплекс мер по повышению занятости и доходов сельского населения на основе развития традиционных сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности.

В целом, эти меры направлены на улучшение качества социальной среды и условий жизни сельского населения за счет повышения доступности и качества предоставляемых услуг в области образования, здравоохранения, культуры, повышения уровня инженерного обустройства и обеспеченности жилищным фондом, развития транспортной и энергетической инфраструктуры в сельской местности.

За пять лет реализации Госпрограммы предполагается увеличить ввод и приобретение жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году, довести обеспеченность качественной питьевой водой до 66% и повысить уровень газификации в сельской местности до 60%. (22)

Мероприятия по улучшению жилищных условий основной категории сельского населения осуществляются на основе развития системы ипотечного жилищного кредитования, с привлечением средств федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам. Молодым специалистам предоставляется возможность использования механизма ипотечного кредитования, предусмотренного в действующих Правилах. Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:

приобретение готового жилого помещения в сельской местности;

создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;

приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

Мероприятия по обеспечению жильем молодых специалистов осуществляются до 2012 г. Объемы финансирования мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села за счет средств федерального бюджета (См. приложение В табл.3)

Преодолению сложной социальной на селе ситуации должна способствовать система мер государственной поддержки, формирующая второе направление комплексного подхода к развитию сельских территорий - это улучшение социальной среды обитания и повышение качества жизни сельского населения. Преобладавший на протяжении нескольких предыдущих десятилетий остаточный принцип финансирования сельской социальной сферы, проводимый куре на ликвидацию «неперспективных» деревень привели к масштабному сокращению объектов социально-бытовой сферы, снижению территориальной доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных, торгово-бытовых услуг. За 17 лет число школ уменьшилось на 12 тыс. (25%), детских садов - на 21,5 тыс. (53%), участковых больниц - на 4,3 тыс., клубов - на 44 тыс. (30%). Для улучшения уровня и качества жизни сельского населения принята система предоставления грантов, направленная на сохранение и развитие местной социальной инфраструктуры, развитие физической культуры и спорта, молодёжного досуга, развитие народного творчества, художественной самодеятельности, обеспечение несельскохозяйственных видов занятости сельского населения. Получателями грантов могут выступить общественные организации сельских поселений, некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на сельской территории; государственные и муниципальные учреждения, культурные центры и научно-исследовательские организации, органы территориального самоуправления; администрации муниципальных образований.

От каждого сельского населенного пункта в течение года в рамках Программы может быть поддержан только один проект. Размер средств федерального бюджета на реализацию поддержанного в рамках конкурса проекта определяется в зависимости от категории сельского населенного пункта по численности проживающего в нем населения (См. Прил.B. Табл. 4).

Субъекты Федерации по-разному вовлечены в процесс реализации данного направления программы в силу различий в уровнях социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности, системах приоритетов расходования средств региональных бюджетов и места среди них вопросов социального развития села. Наиболее активными участниками программных мероприятий выступают субъекты Приволжского федерального округа (Республики Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Чувашия, Оренбургская, Саратовская, Ульяновская области). Программные мероприятия успешно реализуются также в регионах Южного (Республика Дагестан, Ставропольский край, Ростовская область) и Сибирского (Алтайский край, Омская, Новосибирская, Томская области) федеральных округов. Теперь главная задача состоит в эффективной реализации принятых решений на основе мониторинга происходящих изменений, оперативного реагирования на возникающие трудности и принятия адекватных мер по их устранению.

Существенным условием комплексного устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня знаний и информации, доступных для сельского сообщества. В этих целях необходимо всемерно поддерживать и развивать региональные сельские консультационные службы и центры, способные, как показывает зарубежный и отечественный опыт, обеспечить оптимальную организацию деятельности муниципальных образований с целью устойчивого развития всей охватываемой их деятельностью территории. Стратегические цели работы таких центров могут выражаться в содействии развитию малого и среднего сельского бизнеса, разработке и реализации стратегического плана развития муниципального образования, поддержке инициатив и оказанию информационно-консультационной помощи субъектам предпринимательства и гражданам. Реализация мероприятий по укреплению экономики аграрного сектора и устойчивому развитию сельских территорий способствовала улучшению материального положения сельских домохозяйств, повышению их обеспеченности жильем и уровня инженерного оборудования жилищного фонда, частичной компенсации сокращения сети социальных объектов, сохранению и созданию новых рабочих мест в сельской местности, привлечению и закреплению в сельском хозяйстве и социальной сфере села молодых специалистов. Однако, сложившиеся темпы социального развития села не достаточны для кардинальных изменений в условиях жизнедеятельности и перелома в демографической ситуации в сельской местности и обеспечении аграрного сектора квалифицированными кадрами. Показатели численности объектов социальной инфраструктуры села продолжают сокращаться, сельский жилищный фонд остается преимущественно неблагоустроенным, растет доля жилья с высоким процентом износа, ветхих и аварийных жилых зданий.

2.2.2 Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности - уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство накануне преобразований оставался крайне низким. Для изменения ситуации по снижению темпов роста сельскохозяйственного производства требовалось активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности в программе были продуманы меры по созданию необходимых условий эффективного функционирования сельского хозяйства:

1)меры по поддержанию почвенного плодородия

Главная цель - создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Комплекс мер реализуется в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года». Средства федерального бюджета, направляемые в рамках Государственной программы на реконструкцию межрегиональных и межхозяйственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, используются на техническое перевооружение объектов федеральной собственности. Вместе с тем, внутрихозяйственные системы, находящиеся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с недостатком собственных финансовых средств реконструируются медленными темпами, поливная техника обновляется крайне медленно, технический износ сооружений и оборудования превышает 80%.

)меры по разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и к готовой продукции призваны создать условия для нормативного обеспечения выпуска качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Разработка технических заданий на технические регламенты необходима для функционирования системы технического регулирования отрасли. Реформирование системы стандартизации в сельском хозяйстве, путем организации механизмов разработки и внедрения национальных стандартов, унифицированных с международными стандартами должно обеспечить применение передовых технологий, методов рационального использования ресурсов, техническую и информационную совместимость.

) создание единой системы информационного обеспечения АПК - основными задачами которой являются формирование государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе развития информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Минсельхоза России, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

С субъектами Российской Федерации заключены соглашения по реализации мероприятий Государственной программы в части исполнения целевой программы ведомства «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)». В рамках научно-исследовательских и методических работ предполагалось: сформировать нормативно-техническую и организационно-методическую базу применения информационных технологий в сфере сельского хозяйства. Все эти меры позволили систематизировать данные, повысить оперативность их обработки, устранить дублирование информации и несовместимость данных и предоставить удобный пользовательский доступ к различным видам информации, а также создать условия для широкого распространения и использования средств системы информационного обеспечения при подготовке и принятии решений на всех уровнях управления в сфере сельского хозяйства. В 2008 году 66 региональных органов управления АПК (79,5%) использовали функциональные возможности, предоставляемые системой информационного обеспечения, при целевом показателе 30%. Обеспечили предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде 46 субъектов Российской Федерации при задании - 42 региона. Наиболее распространены услуги по предоставлению нормативно-правовых документов для оформления субсидий на компенсацию части процентных ставок по кредитам и займам, информации о ценах и аналитические обзоры, справочной информации по перерабатывающим предприятиям. Ценовой мониторинг агропродовольственного рынка проводят 75% регионов, 62% - проводят дистанционный мониторинг сельскохозяйственных угодий, получая сведения о текущем (подекадно) состоянии развития сельскохозяйственных культур и прогнозы их урожайности.

)развитие земельной ипотеки - важнейшее условие обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам под залог земельных участков. Решение данной задачи предполагалось путем создания законодательной и нормативной базы, которая позволила расширить возможности по привлечению ипотечных кредитов собственников и пользователей сельскохозяйственной земли ипотечного кредитования;

  • снижения транзакционных издержек оборота участков сельскохозяйственных земель;
  • создания инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования, снижающего транзакционные издержки процедуры залога;
  • организации научно-методологического обеспечения развития земельной ипотеки;

- повышения информированности сельхозпроизводителей об ипотечном кредитовании

) кадровое обеспечение и развитие информационно-консультационной службы АПК. Целью осуществления мероприятий по данному направлению определено расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.

Данное направление реализуется путем обновления учебно-научного оборудования образовательных учреждений Минсельхоза России путем предоставления целевого финансирования, формирования региональных информационно-консультационных систем (ИКС) путем предоставления целевого финансирования образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования Минсельхоза России на конкурсной основе, создания на федеральном уровне учебно-методических центров. Центры сельскохозяйственного консультирования в 2008 году осуществляли деятельность в 58 субъектах Российской Федерации. Региональный уровень представлен 56 консультационными центрами (целевой индикатор 56 центров), районный - 443 центрами различных организационно-правовых форм. В рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» создано 262 районных центра в 29 субъектах Российской Федерации, в том числе в 2008 году создано 98 районных центров в 21 субъекте Российской Федерации. Для проведения подготовки, переподготовки и повышения квалификации консультантов в образовательных учреждениях Минсельхоза России создано 27 региональных учебно-методических центров.

.2.3Развитие приоритетных отраслей

Главной целью развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре. Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, а также поголовья в традиционных отраслях животноводства - оленеводстве, табунном коневодстве, овцеводстве и козоводстве. Их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными и сокращения поставок их по импорту необходимо укреплять существующую племенную базу. К 2012 году племенная база России должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 13 процентов.

Основные мероприятия в животноводстве были направлены на увеличение производства мяса и молока. По этим видам продукции сложилось наибольшее отставание от рекомендуемых норм потребления и высокий удельный вес импорта. В 2008 году не удалось остановить сокращение поголовья крупного рогатого скота. Для поддержания развития отрасли прията отраслевая целевая программа на 2009 - 2012 годы. В некоторых регионах страны начата работа по разведению мясных пород крупного рогатого скота. В ряде регионов результаты деятельности не столь значимые, так как в них медленно осуществляются процессы технической и технологической модернизации, инновации носят локальный характер по той причине, что на комплексную модернизацию выделяется недостаточно средств, как самими производителями, так и из бюджета. В большинстве регионов еще не в полной мере задействован потенциал по увеличению производства мяса. Основной прирост производства мяса в стране получен за счет работы созданных мощностей промышленного птицеводства и свиноводства, которые обеспечивают наибольшую рентабельность капиталовложений и всей производственной деятельности. Развитие указанных подотраслей предусматривает формирование агрохолдингов, включающих в себя все звенья цепи от снабжения сельхозпроизводителей всеми необходимыми ресурсами до реализации готовой продукции, создание селекционно-племенных центров и развитие необходимой инфраструктуры. В свиноводстве, развивающейся отрасли в Кировской области, продолжена, начатая в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», техническая и технологическая модернизация. Ведется создание селекционно-племенных центров, увеличивается доля свиней мясных пород. Наращивание объемов производства мяса птицы идет равномерно по всем федеральным округам, обеспечивая тем самым его импортозамещение на всей территории страны. Основными производителями молока остаются по-прежнему хозяйства населения, в которых находится 52% поголовья всех коров в стране. В растениеводстве основные программные мероприятия были направлены на реализацию потенциальных возможностей страны на внутреннем и мировом рынках по зерну, продукции льноводства, на создание кормовой базы для развития животноводства, снижение импортной зависимости по сахару, овощам и фруктам.

Оценивая итоги развития растениеводства, следует отметить, что отрасль оказалась весьма отзывчивой на положительные экономические изменения в условиях ее функционирования, достигнуто увеличение всех видов продукции, особенно зерна. Вместе с тем не выполнены в полном объеме задания Государственной программы по росту производства в льноводстве, расширению посевов в районах Крайнего Севера, увеличению валового сбора семян рапса, по закладке виноградников. Продолжается сокращение посевов кормовых культур, остается нерациональной структура посевных площадей, не восстанавливается потенциал наиболее ценных орошаемых и осушаемых земель, объемы внесения минеральных и органических удобрений по-прежнему крайне низки.

.2.4 Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства

Государственной программе поставлена задача стабилизации финансового положения в сельском хозяйстве. Средняя рентабельность должна находиться на уровне 10%, а доля убыточных хозяйств - не превышать 30%. Для ее решения предусмотрены меры по бюджетной и внебюджетной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, их финансовому оздоровлению.

Главными показателями финансовой устойчивости являются рост прибыли и рентабельности, снижение просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций. Целью мер по увеличению привлечения сельскохозяйственными товаропроизводителями кредитов и займов является повышение финансовой устойчивости отрасли путем своевременного пополнения оборотных средств, обновления и модернизации основных фондов, развития в сельском хозяйстве первичной переработки мяса и молока.

В соответствии с Государственной программой повышение доступности сельскохозяйственным производителям кредитов обеспечивалось предоставлением субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Всего за год объем привлеченных кредитов на условиях субсидирования процентной ставки значительно перевыполнены. Одним из основных агентов государства по кредитной поддержке агропромышленного сектора экономики стал ОАО «Россельхозбанк». За девять лет своей работы банк предоставил кредитов предприятиям АПК и сельскому населению на сумму 859 млрд. руб., сформировал вторую по величине в России сеть территориальных подразделений, включающую 78 региональных филиалов, 1414 дополнительных офисов. Во второй половине 2008 года в связи с кризисными проявлениями в банковской сфере ситуация с доступностью кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики и сельского хозяйства в том числе обострилась, что выразилось в ухудшении условий предоставления кредитных средств банками, а именно: увеличение ставок по кредитным договорам до 18-20%, увеличена плата за открытие кредитной линии до 1% , введено обязательное страхование залога по краткосрочным кредитам (ранее данное требование распространялось только на долгосрочные кредиты). Подобная кредитная политика привела к увеличению расходов предприятий по привлечению и обслуживанию кредитов и отрицательно сказалась на их экономическом и финансовом состоянии.

Целью осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе определялись рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.

2.2.5 Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия

Главной целью является повышение конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции, увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

Данное направление крайне актуально на сегодняшний день в условиях вступления России в ВТО, т.к. именно интересы АПК здесь наиболее уязвимы, и необходимо обеспечить меры по защите отечественных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания, обеспечить стабильную динамику цен на сельскохозяйственную продукцию для производителей и потребителей. Поэтому необходима была такая таможенно-тарифная политика, которая бы действительно формировала режим справедливой конкуренции и устойчивого развития отечественного производства. За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагалось довести к 2012 году до 70 процентов. Мероприятия по регулированию рынка зерна направлены на стабилизацию рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке. Основываясь на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций, необходимо добиться сглаживания сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна, увеличения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, стимулирования движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.

Для повышения конкурентоспособности российской мясной продукции необходимо решение задач по повышению качества отечественной мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции. Разработка прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления и обеспечение продления действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года - основной механизм реализации программы. Регулирование рынка сахара осуществляется путем обеспечения роста производства сахара белого из сахарной свеклы до уровня максимального самообеспечения сахаром потребностей внутреннего рынка за счет сокращения зависимости от импортного сахара-сырца, а также создание условий для повышения эффективности функционирования свеклосахарного комплекса и поддержания доходности производителей сахара и свекловичного сырья. В целом, за прошедший период повысился удельный вес отечественной продукции в ресурсах продовольствия на рынке, по отдельным ее видам улучшилось качество. К сожалению, так и не решена была проблема взаимоотношений производителей, переработчиков и представителей оптово-розничного звена, малый аграрный бизнес так и не имеет выхода к потребителям, чему свидетельство то, что происходило с молочной продукцией в этом году. В 2010 году особую озабоченность вызывала ситуация, сложившаяся в сельскохозяйственном производстве вследствие неблагоприятных природно-климатических условий, и в последующем требуется предпринять дополнительные шаги, направленные на поддержку сельскохозяйственного производства.

3.Реализация программы в Кировской области

Для синхронизации действий в аграрной сфере, как на федеральном, так и региональном уровнях субъектами РФ были приняты свои пятилетние программы развития сельского хозяйства, учитывающие региональные особенности. В Кировской области реализации программы уделено огромное внимание, т.к. агропромышленный комплекс - неотъемлемая часть экономики региона. Значительная часть муниципальных образований области имеет сельскохозяйственную специализацию, соответственно развитие территорий напрямую зависит от уровня развития сельского хозяйства. Сельское хозяйство производит 13 процентов валового регионального продукта, обеспечивает занятость 12 процентов работающего населения. Доля налоговых поступлений предприятий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 15,6 процента в поступающих налоговых платежах. В отрасли насчитывается более 2-х тысяч предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, содержится 400 тысяч голов крупного рогатого скота, в том числе 147 тысяч коров, 185 тысяч свиней, 75 тысяч овец и коз, 3 миллиона голов птицы.

Государственная поддержка организаций отрасли строится на основе реализации областных целевых программ и мероприятий. Начиная с 2008 года, реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Кировской области осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы на основании Соглашения от 12.02.2008 № 70/17, заключённого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Кировской области.

Остановлюсь на главных направлениях программы, получивших развитие в Кировской области. Во-первых, это ускоренное развитие животноводства. Животноводству принадлежит одно из ведущих мест в развитии аграрного сектора экономики Кировской области. Наш регион является областью племенного животноводства. На сегодня имеется 70 племенных организаций, в том числе по молочному скотоводству - 43 племенных хозяйства, в которых содержится 37% коров от общего поголовья дойного стада (Прил.C табл.5) Основные мероприятия в животноводстве направлены на увеличение производства мяса и молока. Развитие происходит путем строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов на основе 8-летних инвестиционных кредитов с субсидированием 2/3 ставки рефинансирования ЦБ из федерального бюджета и 1/3 ставки из бюджета субъекта РФ, а также поставку племенного скота и оборудования для животноводства. Увеличение продуктивности происходит за счет пуска ряда молочных комплексов, внедрения новых технологий, целенаправленной племенной работы, а также использования экономических рычагов стимулирования отрасли животноводства.

С начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» 45 предприятиями АПК из 21 района области заключены 53 кредитных договоров на 8-летний цикл кредитования на общую сумму 4 млрд. рублей. В рамках реализации национального проекта за счет привлеченных кредитных ресурсов и собственных средств сельхозпредприятий на 39 объектах ведется строительство и реконструкция животноводческих комплексов. Значительные объемы освоены на строительстве двух крупнейших в области свинокомплексах: в ЗАО «Агрофирма «Дороничи» (на 64 тыс. голов) и в ООО «Абсолют-Агро» Кирово-Чепецкого района (на 48 тыс. голов). Наращивает производство мяса птицы ОАО «Птицефабрика «Костинская», которая произвела реконструкцию корпусов с полной заменой оборудования. Это позволит к концу этого года увеличить производство мяса птицы на птицефабрике на 40%. В 2009 году в рамках государственной программы завершено строительство, реконструкция и модернизация 6 животноводческих объектов. В то же время в сельскохозяйственных организациях области отмечается увеличение объемов производства продукции животноводства: скота и птицы - на 6,7%, молока - на 2,8%, яиц - на 3,4%. Положительную динамику показывает отрасль свиноводства. Так, производство свиней на убой в сельскохозяйственных организациях области увеличилось на 34% к уровню предшествующего года. Наблюдалось повышение продуктивности дойного стада в сельскохозяйственных организациях. Не удается остановить сокращение поголовья крупного рогатого скота, которое по сравнению с 2009 годом в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 17 тыс. голов (на 6%) и составило 292,2 тыс. голов. Более быстрыми темпами происходит спад поголовья в личных хозяйствах населения - 8% и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 37%. Дополняет первое направление приоритетного национального проекта «Развитие АПК» приобретение сельхозпредприятиями области племенных животных и оборудования для животноводства. Кроме того, с привлечением инвестиционных кредитов идет процесс технического обновления машинно-тракторного парка и технологического переоснащения объектов животноводства. Однако, проблема сокращения парка сельскохозяйственной техники остается. (См. Прил.C табл.6)

В растениеводстве в качестве приоритетных отраслей для государственной поддержки определены элитное семеноводство, производство льна, рапса и закладка многолетних насаждений. В течение последних лет наблюдается тенденция сокращения посевных площадей во всех категориях хозяйств области. Так за 2009 год посевные площади уменьшились на 71,6 тыс. га или на 7,3% к уровню 2008 года. Однако благодаря техническому перевооружению отрасли и биологизации земледелия с каждого гектара получено по 19,3 центнера зерна, рост к уровню 2008 года составил 3,8 центнера. Увеличение урожайности произошло за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий, которые применяются на 50% площадей. Второе направление - стимулирование развития малых форм хозяйствования - также получило развитие в области. Реализация ведется путем увеличения и удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых личными подсобными хозяйствами, крестьянскими фермерскими хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволяет повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.

В целом, можно сказать, что наибольший удельный вес в структуре продукции сельского хозяйства занимают сельскохозяйственные организации. При этом в последние годы их удельный вес увеличился с 47,6% в 2006 году до 61,3% в 2009 году при одновременном снижении доли личных подсобных хозяйств на 13,4%. Крестьянские (фермерские) хозяйства населения не занимают значительной доли в объеме валовой продукции сельского хозяйств. Такая ситуация сложилась по причине экономической невыгодности производства продукции из-за низких закупочных цен, особенно на молоко и мясо.

В целях реализации направления по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений действует ведомственная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по развитию водоснабжения и газификации в сельской местности. В 2009 году 172 семьи, проживающие на селе и изъявившие желание улучшать жилищные условия с использованием средств государственной поддержки, построили или приобрели 11,4 тыс. квадратных метров общей площади жилых помещений. Однако, в целом прироста сельского населения не наблюдается.

В рамках реализации направления по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства приоритетным является повышение доступности кредитов и развитие малых форм хозяйствования. Ситуация в данной области характеризуется незначительным сокращением рентабельности производства и удельного веса прибыльных хозяйств, рост просроченной суммарная задолженности по обязательствам в сельском хозяйстве - так сказался экономический кризис 2008 года. Тем не менее, по объему субсидированных кредитов (займов) на условиях возмещения процентной ставки показатели значительно перевыполнены.(См. Прил. C, табл.6)

Краткосрочные кредиты с государственной поддержкой также получили распространение в области с целью приобретения горюче-смазочных материалов, а также минеральных удобрений и средств защиты растений для проведения весенне-полевых и уборочных работ. Одной из основных причин низкой кредитоспособности малых форм хозяйствования (включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы) является недостаточность или полное отсутствие залоговой базы.

В рамках направления оказывается содействие развитию потребительской кооперации, которая позволяет обеспечить реальное участие мелких сельхозтоваропроизводителей в укреплении сельской экономики. По состоянию на 01.01.2010 в области были зарегистрированы 68 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, 31 снабженческо-сбытовой, 14 перерабатывающих, 13 обслуживающих и 23 иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В 2009 году зарегистрировалось 34 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 22 кредитных. Наиболее организованно эта работа проводилась в Унинском районе. Большое внимание в реализации программы уделяется такому направлению как регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, нацеленное на повышение конкурентоспособности товаров и поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей - Производимое в Кировской области сельскохозяйственное сырье и продовольствие имеет преимущественно региональное значение. (Прил.С, табл.7)

Проведенный анализ прогнозируемых параметров по реализации Государственной программы на 2010 год показал следующее:

С учетом отрицательной динамики производства молока и мяса в хозяйствах всех категорий за последние годы прогнозируется невыполнение основных целевых показателей по производству продукции сельского хозяйства (Прил.3 табл.8). В 2010 году прогнозируется невыполнение целевых показателей по техническому обновлению основных видов сельскохозяйственной техники. В складывающихся условиях следует ожидать снижение инвестиционной активности и, как следствие, прогнозируется невыполнение плана по объему инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.

Заключение

Необходимость разработки Государственной программы определялась исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения качественным продовольствием, промышленности - аграрным сырьем и в содействии устойчивому развитию сельских территорий. За прошедшие годы наметился новый подход государства к сельскому хозяйству, как к перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли экономики, и к селу в целом - как к важному укладу жизни нашего народа. Впервые, Госпрограмма предложила системный подход к решению производственных, финансовых и социальных проблем в сельском хозяйстве, что должно создать предпосылки для сокращения бедности сельского населения и повышения продовольственной безопасности страны. На сегодняшний день пройдена только половина пути. Еще Нацпроект в сфере АПК в 2006-2007гг называли одним из самых сложных. Но два года работы привели президента РФ Дмитрия Медведева к простой мысли: "Неперспективных отраслей и секторов не бывает, а бывают лишь бесперспективные методы работы, нежелание заниматься тем, что было серьезно запущено в прежний период". Считаю, что государством сделано немало, но достигнуть исключительно положительных сдвигов по всем направлениям Госпрограммы еще не удалось. На основе проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

- приоритетными остаются задачи повышения эффективности вложенных государством средств в развитие агропромышленного производства, максимального сохранения набранных темпов и объемов реализации госпрограммы, достижения качественных изменений по основным отраслевым направлениям;

- за прошедший период повысился удельный вес отечественной продукции в ресурсах продовольствия на рынке, по отдельным ее видам улучшилось качество. Приоритетным направлением деятельности является строительство и модернизация животноводческих комплексов, что подтверждается и в нашем регионе.

- доступность инвестиционных кредитных ресурсов на льготных условиях сроком на 8-10 лет позволила обеспечить как техническое перевооружение сельскохозяйственных предприятий, так и создание новых объектов для производства продукции. Появилась перспектива господдержки, она определена на несколько лет вперед. Таким образом, товаропроизводители получают доступ к государственным субсидиям, что в частности позволяет просчитывать программы собственного развития. Приоритет здесь имеет племенное и мясное животноводство.

Безусловно, программа развития АПК действует, но пока принятых мер явно недостаточно. В условиях финансово-экономического кризиса проблемы, связанные с развитием экономической и социальной инфраструктуры села, обеспечением занятости и трудоустройства сельской молодежи заметно обострились. По-прежнему, сельские поселения объединяют типичные проблемы: недостаточность экономической основы муниципальных образований для их устойчивого и комплексного социально-экономического развития; низкий уровень собственных доходов местныхбюджетов; демографические проблемы: сокращение рождаемости, естественная убыль населения, выбытие из сельской местности, низкая привлекательность и перспективность жизни и работы на селе. Таким образом, вопросы социально-экономического развития сельских территорий остаются чрезвычайно актуальными. В некоторых областях производство падает. При этом сельхозпроизводители испытывают потребности в получении кредитов, резко подорожавших из-за финансового кризиса. В 2010 году особую озабоченность вызвала ситуация, сложившаяся в сельскохозяйственном производстве вследствие неблагоприятных природно-климатических условий. Падение объемов сельскохозяйственного производства из-за засухи прогнозируется по итогам 2010 года на уровне 9-10 процентов, в силу этого в последующем планируется усилить меры по обновлению и модернизации основных фондов, снижению рисков в сельском хозяйстве, в частности субсидирование страхования.

Можно подвести итог, что развитие нашей страны не только в области сельского хозяйства, но и агропромышленного комплекса в целом, при грамотном, долгосрочном планировании требует еще много усилий и финансовых затрат, однако, это вполне достижимая перспектива.

Библиографический список

Официальные законодательные документы

1.Постановление от 14 июля 2007 г. № 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" <#"justify">Журналы и газеты

4.Попова Л. Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России // Вопросы экономики. - 2010. - N 7. - С.79-86.

.Рау В.В. Перспективные направления развития АПК (сквозь тернии к инновациям) // Проблемы прогнозирования. - 2010.- № 1. - С. 63-77.

6.Скульская Л.В., Широкова Т.К. О проблемах сельскохозяйственного производства и его кадрового обеспечения // Проблемы прогнозирования (Электронный ресурс) - 2009. №4 Режим доступа <#"justify">Монографии, учебники

12.Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров. 2005

13.Минаков И.А. -Экономика отраслей АПК/ Учебник <#"justify">Электронные ресурсы

15.<#"justify">Приложение A.

Таблица 1. Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008-2012гг.

Основные показателиЕд. изм.2006 отчет2007 оценка20082009201020112012Индекс продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в сопоставимых ценах) в % к пред.году102,8102,0103,8103,9104,1103,6104,0Индекс физического объема продукции животноводства (в сопоставимых ценах) в % к пред.году103,7104,0104,8105,3105,0104,8104,9Доля отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами%63,064,064,065,065,666,266,8 Инвестиции в основной капитал АПКмлрд. руб.265,9299,2328,6352,4376,2400,6426,7Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местностируб. на члена хоз-ва в мес.4325562370858928103881112111821Рост ввода жилья в сельской местности%100,0107,0104,0104,0104,3104,6104,9Заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий тыс.руб на чел. в год37,243,349,455,561,667,673,7Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельхозугодий млн. га0,20,30,30,40,40,40,4

Основные разделы База 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Всего за 2008- 2012 гг. 2012 г. к 2007 г. Устойчивое развитие сельских территорий 5,48 7,34 19,03 25,12 29,60 31,28 112,37 в 5,7 раза Создание общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по поддержанию почвенного плодородия 4,70 4,20 9,86 8,17 12,92 10,67 13,78 11,40 14,66 12,20 15,33 12,98 66,55 55,42 в 3,3 раза в 3,1 раза Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства 8,50 13,73 15,41 14,11 14,37 15,04 72,66 в 1,8 раза Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, в том числе комплекс мер по повышению доступности кредитных ресурсов для сельхозорганизаций 45,43 19,79 44,00 25,28 51,28 36,46 65,62 46,90 64,94 50,54 66,85 52,08 292,69 211,26 в 1,5 раза в 2,6 раза Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия 1,30 1,36 1,36 1,36 1,43 1,50 7,01 115,4% ИТОГО: 65,41 76,30 100,00 120,00 125,00 130,00 551,30 в 2,0 раза

Приложение B

Таблица 3. Объемы финансирования мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села за счет средств федерального бюджета, млн. рублей

НаправленияВсего на 2008-2012 гг.в т. ч. по годам20082009201020112012 Всего105770,187368,1216566,9025683,9025814,7330336,53в том числе предусмотрено ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» 32648,805885,426142,006541,306868,337211,75 из них:мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 76919,204000,0012077,9019687,0018665,0022489,30в том числе предусмотрено ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» 18444,423434,203530,103641,603823,674014,85мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности15500,001500,002500,003000,004000,004500,00в том числе предусмотрено ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» 3618,53634,80673,90732,70769,33807,80другие мероприятия, входящие в ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» 13350,981868,121989,002996,93149,733347,23в том числе предусмотрено ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» 10585,851816,421938,002167,002275,332389,10

Таблица 4. Размер средств федерального бюджета на предоставление грантов

Категории СНП по численности населенияСредства федерального бюджета на предоставление грантаДо 100 человекот 100 тыс. руб. до 3 млн. руб.От 100 до 1000 человекот 1 до 10 млн. руб.Свыше 1000 человекот 1 до 20 млн. руб.

Приложение C

Таблица 5. Производство основных видов продукции животноводства в Кировской области (в хозяйствах всех категорий; тысяч тонн)

Январь-октябрь 2010В % к январю - октябрю 2009Скот и птица на убой в живом весе70,3102,1 Валовой надой молока422,6100,4 Производство яиц, млн. штук402,3106,6

Таблица 6. Парк основных видов техники сельскохозяйственных организаций (на 1 января; штук)

2009 в % к 200820092010Тракторы всех марок9886907191,7Плуги2422211987,5Культиваторы2235201089,9Машины для посева2410215789,5Жатки валковые38032786,1Комбайны:зерноуборочные1713151688,5кормоуборочные63459193,2льноуборочные271866,7картофелеуборочные856981,2Доильные установки и агрегаты87581192,7

Таблица 7. Выполнение целевых индикаторов по объемам субсидируемых кредитов (займов) на условиях возмещения процентной ставки в 2009 году

Целевые индикаторыПланФактВыполнение, %Объем субсидируемых кредитов (займов) - всего, млн. рублей в том числе:4007,010778,6в 2,7 разакраткосрочные кредиты (займы)1417,03544,4в 2,4 разаинвестиционные кредиты (займы)1990,07234,2в 3,3 раза

Таблица 8. Реализация в 2009 году продукции собственного производства в хозяйствах всех категорий

Наименование показателейЕд. изм.2008 год2009 год2009 г. в % к 2008г.Зерновые и зернобобовые культуры - всеготыс. тонн164,4194,0118Картофельтыс. тонн99,589,990Овощитыс. тонн17,718,4104Скот и птица (в живом весе)тыс. тонн78,981,5103Молокотыс. тонн387,2399,5103Яйцомлн. шт.393,9408,3104

Таблица 9. Выполнение в первом полугодии 2010 года основных целевых показателей реализации Государственной программы в Кировской области

№ п\пНаименование индикаторов и показателей Государственной программыЦелевые и контрольные показатели предусмотрено на 2010 годфактически выполнено на 01.07.2010 1Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году102,3102,12Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году102,8102,13Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в % к предыдущему году101,7-4Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, в % к предыдущему году110,257,45Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности, рублей на члена хозяйства в месяц89848034,66Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях, %: тракторы комбайны зерноуборочные комбайны кормоуборочные2,5 4,0 4,00,5 1,0 2,67Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин), л.с.1521728Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий, в % к предыдущему году104,4103,6

Похожие работы на - Анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!