Характеристика понятия и роли экологически значимой информации. Правовой режим лесопользования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,11 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика понятия и роли экологически значимой информации. Правовой режим лесопользования

Оглавление

Введение

. Дайте характеристику понятию и роли экологически значимой информации

. Правовой режим лесопользования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Экологическая безопасность - защищенность населения, животного и растительного мира, окружающей природной среды в целом от последствий антропогенного воздействия, а также стихийных бедствий и катастроф - важная часть общенациональной безопасности. Обеспечить экологическую безопасность можно лишь совокупностью мер правового (законодательного), научно-технического, экономического, воспитательного характера, международным сотрудничеством. Роль права при этом исключительно велика.

Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды осуществляется с помощью соответствующих законодательных актов.

Экологическое право как составная часть общественных отношений и реализующее это право экологическое законодательство основываются на Конституции Российской Федерации, в которой вопросам экологии отводится одно из ведущих мест. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и может служить основой действий граждан и общественных организаций в части природопользовательского контроля. Это тем более важно, что, какие бы законы ни принимались, как бы ни действовало государство, экологические проблемы невозможно решить без участия населения, без активной гражданской позиции каждого гражданина страны. Согласно ст. 58 Конституции РФ обязанностью каждого гражданина является охрана природы, окружающей среды и бережное отношение к природным ресурсам; одновременно гарантирует право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В данной работе рассмотрены вопросы о роли и значении экологической информации, а также эколого-правового режима лесопользования.

1. Дайте характеристику понятию и роли экологически значимой информации

Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе.

Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач. Наличие своевременной информации позволяет уменьшить возможный вред.

Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Так, Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила вопрос об экологической информации и доступе к ней граждан. Как реакция на эту общественную потребность, Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

В России и в мире сформирован достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высокоразвитых, мирового сообщества в целом. Так, в мире существует около 100000 коммерческих химических веществ, хотя на долю 1500 из них приходится 95% мирового производства. При этом, однако, отсутствуют крайне важные данные, необходимые для оценки опасности большого числа этих производимых в значительных объемах химических веществ для здоровья человека и окружающей среды. По данным ЮНЕП на 1992 г., из 3350 видов пестицидов, используемых в мире, данные о токсичности имелись лишь в отношении 10%. Из 8627 пищевых добавок данные о токсичности отсутствовали относительно 80%, а из 1815 лекарств данные о токсичности отсутствуют примерно для 42%.

Приведенные данные свидетельствуют, в частности, о существенном дефиците экологически значимой информации в такой важнейшей сфере, как быт, а ведь с ним связаны все граждане, в том числе должностные лица органов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды. Такое положение с информацией заставляет сконцентрировать усилия на выявлении опасностей, связанных с использованием разного рода материалов и веществ.

Что представляет собой экологически значимая (или экологическая) информация? В законодательстве отсутствует определение экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение этого вопроса было бы полезным. В целом это огромный массив разнообразной информации.

Общее понятие информации дает ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведенным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета.

С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:

о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты;

о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;

о деятельности государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.

Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.

Конституция РФ закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст.42).

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Какую же информацию о состоянии окружающей среды можно считать достоверной, полной и своевременной?

Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в пределах их компетенции.

Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею, в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен.

Предоставляется информация через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

Таким образом, действующее законодательство России достаточно широко регламентирует право граждан на экологически значимую информацию.

2. Правовой режим лесопользования

экологический антропогенный информация лес

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст.5 Лесного кодекса РФ).

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как «совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии (мхов, лишайников и т.п.).

С юридической точки зрения объектом государственного управления и охраны, а также различных прав: собственности, пользования является лесной фонд РФ и его отдельные части. Речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В зависимости от целевого назначения Лесной кодекс РФ определяет особенности их использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов. По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

К защитным лесам, в частности, относятся:

леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

леса, расположенные в водоохранных зонах;

леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

При этом Лесной кодекс РФ выделяет особо защитные участки лесов, к которым относятся:

берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

постоянные лесосеменные участки;

заповедные лесные участки;

участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ст.25 Лесного Кодекса видов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. На лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры, осуществляются меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом не должны наносить вреда окружающей среде, животному миру и здоровью человека. Кодексом определяется правовой режим отдельных категорий лесов. Так, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных самим Кодексом. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 105 Лесного Кодекса РФ).

В зеленых зонах, лесопарках запрещаются:

- использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

ведение охотничьего хозяйства;

ведение сельского хозяйства;

разработка месторождений полезных ископаемых;

размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

Конкретные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24 Лесного Кодекса РФ). Кодексом определяются следующие виды использования лесов. Согласно ст. 25 использование лесов может быть следующих видов:

заготовка древесины;

заготовка живицы;

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

ведение сельского хозяйства;

осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

осуществление рекреационной деятельности;

выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и специализированных портов;

строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

переработка древесины и иных лесных ресурсов;

осуществление религиозной деятельности.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Лесной кодекс РФ требует ежегодного представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации, т.е. заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26) лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Такое право граждане реализуют на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Граждане и юридические лица - лесопользователи в соответствии со ст. 49 Лесного Кодекса РФ должны представлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация).

Основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, является лесное планирование. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации (ст. 85 Лесного Кодекса РФ). В лесном плане определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Лесной план утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который составляется на срок до десяти лет (ст. 87 Лесного Кодекса РФ). Лесохозяйственные регламенты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Лесохозяйственный регламент разрабатывается на срок до десяти лет и устанавливает:

виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст.25 Кодекса;

возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

ограничение использования лесов в соответствии со ст.27 Кодекса;

требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

В свою очередь, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов (ст. 88 Лесного Кодекса РФ), подлежащий государственной или муниципальной экспертизе (ст. 89 Лесного Кодекса РФ).

Для проверки состояния лесов, определения их количественных и качественных характеристик уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проводится государственная инвентаризация лесов (ст. 90 Лесного Кодекса РФ). Инвентаризация лесов проводится в целях:

своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;

оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Для учета лесов ведется государственный лесной реестр, представляющий собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91 Лесного Кодекса РФ). Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Лесным кодексом РФ регулируется также государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах, а также муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Заключение

Экологическое право - комплексная отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

В данной работе были рассмотрены следующие вопросы: понятие и роль экологически значимой информации; правовой режим лесопользования.

Экологическая информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации в населенном пункте. Право на доступ к экологической информации закреплено в Конституции РФ. Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе.

Правовое регулирование использования лесов закреплено в лесном Кодексе РФ. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом не должны наносить вреда окружающей среде, животному миру и здоровью человека.

Основой освоения лесов является лесное планирование. Документом лесного планирования является лесной план субъекта РФ. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент, который составляется на срок до десяти лет. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009. №4. - Ст.445 (с учетом поправок).

2.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006. - №50. - Ст. 5278 (ред. от 06.12.2011).

.Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3448 (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011).

.Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2008. - 670 с.

.Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / О.И. Крассов. - М.: Норма, 2007. - 416 с.

.Маковик Р.С. Экологическое право России: Основные понятия, комментарии, схемы: Учебное пособие / Р.С. Маховик. - М.: Экзамен, 2008. - 206 с.

.Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов / В.В. Петров. - М.: Изд-во БЕК, 2005. - 229 с.

Похожие работы на - Характеристика понятия и роли экологически значимой информации. Правовой режим лесопользования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!