Метод проектов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,02 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Метод проектов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Факультет психологии

Кафедра психофизиологии и психофизики


Дипломная работа

Развитие слухоречевой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста


студентки 6 курса

очно-заочного отделения

Анаприюк Елена Сергеевна

Научный руководитель:

к. пc. н., заведующий кафедрой

психофизиологии и психофизики УрГУ

Киселёв С.Ю.


Екатеринбург, 2011

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психологические подходы к исследованию памяти

1.1 Проблема развития гендерной психологии

1.2 Память и ее функции

1.3 Слухоречевая и зрительная память

Глава 2. Когнитивное развитие детей дошкольного возраста

2.1 Мозговые механизмы когнитивного развития детей

2.2 Нейропсихологический подход к изучению когнитивного развития детей

2.3 Исследование памяти в рамках нейропсихологического подхода

Глава 3. Экспериментальное исследование памяти у детей

3.1 Испытуемые

3.2 Методика исследования

4. Запоминание рассказа

3.3 Результаты и их обсуждение

3.3.1 Средне-групповые значения

3.3.2 Результаты однофакторного дисперсионного анализа

Заключение

Список литературы

Введение

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения [<#"5590.files/image001.gif">

Рисунок № 1. Результаты сравнительного анализа детей трех возрастов (4, 5, 6 лет) по методу доверительных интервалов по пробе "Память на лица".

 

Как видно из рисунка № 1 дети 4, 5, и 6 лет достоверно различаются по успешности выполнения данной пробы. Следовательно, можно предположить, что в период с 4 до 6 лет происходит интенсивное и равномерное развитие способности запоминать лица.

Максимальный балл, который ребенок мог набрать по этой пробе, равен 32 баллам. С учетом того, что дети 6-ти лет в среднем набирают 26-27 баллов, можно предположить, что к 6 годам данная функция достигает высокого уровня зрелости. Полученные результаты соответствует данным ранее проведенных исследований развития зрительной памяти на лица у детей дошкольного возраста в рамках нейропсихологического подхода [Микадзе, 2001].

2. Проба "Зрительная память на вербализируемые изображения"

Проба оценивает способность к запоминанию и воспроизведению вербализуемых зрительных образов.

Рисунок № 2. Средние значения результатов выполнения пробы "Зрительная память на вербализируемые изображения" у детей 4, 5 и 6 лет.

Как видно на рисунке № 2, дети в возрасте 4 и 5 лет достоверно отличаются по успешности выполнения пробы, отсюда можно предположить, что зрительная память на вербализуемые изображения интенсивно развивается у детей с 4 до 5 лет. Дети 5 и 6 лет достоверно не отличаются, что может свидетельствовать о снижении темпа развития данной функции.

Максимально возможное значение по данной пробе равно 18 баллам, среднее значение у детей 6-ти лет - 15-16 баллов, что может свидетельствовать о том, что данный вид памяти достигает у детей данного возраста высокого уровня зрелости.

Полученные результаты соответствуют данным ранее проведенных исследований [Манелис, 1999; Микадзе, 1998; Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., 1994], которые показали, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие зрительной памяти. Однако, в данной работе показано, что это развитие происходит неравномерно, в частности, наблюдается скачок в развитии данного вида памяти у детей в период с 4 до 5 лет.

3. Проба "Память на имена"

Проба оценивает способность запоминать имена детей, а также оценивается отсроченная память на имена.

Рисунок № 3. Средние значения результатов выполнения пробы "Память на имена" (ПИ) у детей 4, 5 и 6 лет, а также результатов на первом этапе воспроизведения (ПИ1), втором этапе (ПИ2), третьем этапе (ПИ3), этапе отсроченного воспроизведения (ПИотср).

Как видно из рисунка № 3 на этапе непосредственного воспроизведения (ПИ 1 этап) у детей 4-х и 5-ти лет достоверных различий не выявлено, они выявлены в период с 5 до 6 лет. Это может свидетельствовать о том, что в период с 4 до 6 лет происходит неравномерное развитие данного механизма слухоречевой памяти. В частности, наиболее интенсивные темпы развития этого механизма наблюдаются в период с 5 до 6 лет.

На этапе отсроченного воспроизведения все возрастные группы достоверно отличаются по успешности выполнения задания, что может говорить о равномерном развитии данного механизма слухоречевой памяти в период с 4 до 6 лет. Другими словами, с возрастом происходит интенсивное созревание данного механизма.

Максимальный балл, который ребенок мог набрать по этой пробе, равен 32 баллам. С учетом того, что дети 6-ти лет в среднем набирают 17 баллов, можно предположить, что в дошкольном возрасте данный вид памяти находится на стадии интенсивного развития.

Рисунок № 4. Результаты двухфакторного дисперсионного анализа по пробе "Память на имена" у детей 4, 5 и 6 лет.

 

Дополнительно был сделан двухфакторный дисперсионный анализ, где в качестве межгруппового фактора выступал возраст, а внутригруппового фактора - этапы запоминания. Как видно из рисунка № 4 у детей 4х лет от этапа непосредственного воспроизведения к отсроченному происходит достоверное уменьшение количества воспроизведенных имен. При этом у детей 5 и 6 лет этого не происходит (количество воспроизведения имен достоверно не отличается). Можно предположить, что у детей 4-х лет еще слабо развит механизм сохранения следов памяти в условиях отсроченного воспроизведения.

4. Проба "Запоминание рассказа"

Проба оценивает способность ребенка повторить рассказ в условиях свободного повторения и организованной помощи (при задавании ключевых вопросов).

Рисунок № 5. Средние значения результатов выполнения пробы "Запоминание рассказа" (Рассказ) у детей 4, 5, 6 лет.

 

Как видно из рис. № 5, по данной пробе существуют достоверные различия между детьми 4-х и 5-ти лет, но отсутствуют между детьми 5 и 6 лет. Следовательно, можно предположить, что происходит неравномерное развитие способности к запоминанию и воспроизведению рассказов у детей в период с 4 до 6 лет. Эта способность наиболее интенсивно развивается в период с 4 до 5 лет, тогда как в период с 5 до 6 лет ее развитие приостанавливается. Максимальное количество баллов, который ребенок мог набрать по это пробе, равен 34 балла. Среднее количество баллов, набранное детьми 6 лет, составило 23-24 балла. Это может являться подтверждением, того, что способность к запоминанию и воспроизведению рассказов в дошкольном возрасте не заканчивает своего развития, а продолжается и в младшем школьном возрасте. Полученные результаты соответствуют данным, полученным Н.Г. Манелис [] и Ю.В. Микадзе [].

Заключение


По данным нейропсихологических исследований детей в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие когнитивных функций, включая различные виды памяти. Несмотря на это существует недостаток сведений о развитии конкретных видов зрительной и слухоречевой памяти, в частности, о темпах их развития в дошкольном возрасте. В связи с этим в данной работе была поставлена цель исследовать возрастные различия в уровне сформированности разных видов слухоречевой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста, в частности, зрительной памяти на лица и вербализуемые изображения, а также слухоречевой памяти на имена и рассказ.

Исследование проводилось на выборке детей младших, старших и подготовительных групп ДОУ № 152 "Аистенок" г. Екатеринбурга Свердловской области. В тестировании принимал участие 181 ребенок в возрасте от 4-х до 6-ти лет (37 детей в возрасте 4-х лет, 45 детей в возрасте 5 лет, 75 детей в возрасте 6 лет).

В соответствии с поставленной целью было проведено исследование - по выявлению возрастных различий в уровне развития слухоречевой и зрительной памяти.

В исследовании была использована компьютерная методика, адаптированная для детей дошкольного возраста, для определения уровня развития слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников.

Далее был проведен сравнительный анализ успешности выполнения проб детьми из трех возрастных и были получены следующие результаты. Дети 4, 5, и 6 лет достоверно различаются по успешности выполнения пробы "Память на лица". По пробе "Зрительная память на вербализируемые изображения" обнаружены достоверные различия только между детьми в возрасте 4 и 5 лет, а дети 5 и 6 лет достоверно не отличаются по успешности выполнения данной пробы.

В пробе "Память на имена" на этапе непосредственного воспроизведения у детей 4-х и 5-ти лет достоверных различий по успешности выполнения пробы "Память на имена" не выявлено, но обнаружены между детьми 5 и 6 лет. На этапе отсроченного воспроизведения дети всех исследованных возрастных групп достоверно отличаются по успешности выполнения задания.

По пробе "Запоминание рассказа" существуют достоверные различия между детьми 4-х и 5-ти лет, но отсутствуют между детьми 5 и 6 лет.

На основании проведенных экспериментов можно сделать следующие выводы:

.        У детей дошкольного возраста в период с 4 до 6 лет наблюдается интенсивное развитие всех исследованных видов зрительной и слухоречевой памяти.

2.      Обнаружено неравномерное развитие исследованных видов памяти у детей в период с 4 до 6 лет, в частности:

1)      в период с 4 до 5 лет наиболее интенсивные темпы развития наблюдаются в зрительной памяти на вербализируемые изображения и в способности запоминать и воспроизводить рассказ;

2)      в период с 5 до 6 лет наиболее интенсивные темпы развития наблюдаются в непосредственной памяти на имена.

3.      В период с 4 до 5 лет происходит интенсивное развитие механизма сохранения следов памяти в условиях отсроченного воспроизведения слухоречевой памяти.

Список литературы


1.      Козловская Г.В. Состояние психического здоровья детского населения // Журн. социальной психиатрии. 2002. № 2. С.22-25; Козловская Г.В. Психологическое здоровье детей - социальная проблема страны // Вестник педагогики. 2003. № 3. С.42-47

2.      Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.

3.      Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000; Еремеева В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в начальной школе // Сборник материалов 29-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб., 2000. С.179-188.

.        Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. - 361 с.

.        Богатырева А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-5 лет: Автореферат на соиск. уч. степ. кан. психол.М., 1970

6.      Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. - М.: Гуманитарный Центр <http://my-shop.ru/shop/producer/1769.html>, 2007. - 384 с.

.        Вачков И. Память и личность // Школьный психолог. - №4. - 2002.

.        Вачков И. Память // Школьный психолог. - №4. - 2002.

9.      Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. - М., 1982 - т.2 - 395 с.

10.    Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

11.    Выготский Л.С. Эйдетика // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.        Галанов А.С. Психодиагностика детей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

.        Дубровицкая Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000

14.    Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

15.    Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.        Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М., 1978. - 28 с.

17.    Когнитивная психология памяти/Под редакцией У. Найссера, А. Хаймен <http://www.ozon.ru/context/detail/id/2168427/?from=yandex_market>. - М.: Прайм-Еврознак <http://www.ozon.ru/context/detail/id/857181/>, 2005. - 640 с.

.        Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Минск: Университэцкае, 1999. - 190 с.

.        Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова В.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Роспедагентство, 1997

.        Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965, С.537

.        Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей, М.: Изд-во МГУ, 1985.

.        Лурия А.Р. Курс общей психологии. Мышление и речь. Лекции 7-12. М.: МГУ, 1970

.        Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.

.        Общая психология: Учеб для студентов пед. ин-ов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.

.        Петровский А.В. Психология развития: словарь. - СПб.: Речь, 2006. - 175 с.

.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 302 с.

27.    Рубинштейн С.Л. Память // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.        Семенович А.В., Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995

29.    Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.        Фарбер Д.А. Физиология школьника, М.: Просвещение, 1997

.        Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека, 1997. № 2

.        Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Епиколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Роспедагентство, 1997, С.236 - 252

33.    Эббингауз Г. Смена душевных образований // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

.        Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю. Методы нейропсихологического исследования детей 6-8 лет. // Вестник МГУ. 1996, №2

.        Ахутина Т.В. и др. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплекс рабочих материалов.М., 2000

.        Дубровицкая Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000

.        Иванова А.Я. Патописхологический подход к изучению проблем массовой школы. - М.: Московская детская психиатрическая больница № 6, 2000.

.        Киселев С.Ю., Бородийчук И.Г. Различия нейропсихологических профилей у детей 5 и 6 лет / Вопросы психологии, №4, 2006.

.        Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова В.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Роспедагентство, 1997

.        Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей, М.: Изд-во МГУ, 1985.

.        Лурия А.Р. Курс общей психологии. Мышление и речь. Лекции 7-12. М.: МГУ, 1970

.        Лурия А.Р. и современная психология (Сбор. статей памяти Лурия А. Р.) под. ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой. - М.: Издательство Московского Университета, 1982

.        Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1972

.        Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития/ Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

.        Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов/ Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 1998, С.138 - 144

.        Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М.: Издательство ИнтелТех, 1994

.        Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей / I Международная конференция памяти А.Р. Лурии. Сб. докладов. М.: РПО, 1998

.        Опыт применения методик нейропсихологической диагностики в клинике пограничных расстройств. - Кафедра нейропсихологии МГУ. Изд-во МГУ, 2000.

.        Семенович А.В., Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995

.        Симерницкая Э.Г. О предмете и специфике детской нейропсихологии. М.: МГУ, 1982

.        Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе/ Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

.        Хомская Е.Д. Проблема индивидуальных различий в нейропсихологии/Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

.        Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий/ Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

.        Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы/ Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

.        Фарбер Д.А. Физиология школьника, М.: Просвещение, 1997

.        Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека, 1997. № 2

.        Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Епиколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Роспедагентство, 1997, С.236 - 252

.        Хрестоматия по нейропсихологии/ отв. ред. Е.Д. Хомская: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, М.: Российское психологическое общество, 1999.

.        Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.33. Цыганок А. А.,

.        Ковязина М.С. О специфике нейропсихологической диагностики детей. // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М.: 1998. - Вып.1. - С.112-116

.        Яблокова Н.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки. Дис. канд. психол. наук. М., 1998

.        Узнадзе Е.Д. Общая психология. М., 2004

Похожие работы на - Метод проектов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!