Проблемные аспекты управления промышленным предприятием в кризисной ситуации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,24 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемные аспекты управления промышленным предприятием в кризисной ситуации

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

.1 Причины и последствия возникновения кризисов

.2 Разновидности и признаки кризисов

.3 Особенности проявления экономического спада в России при промышленном кризисе

. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

.1 Проблемы антикризисного управления предприятием

.2 Опыт управления западными промышленными предприятиями в кризисной ситуации

.3 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса промышленного предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Проблемы предотвращения банкротства предприятий, их выживания в обстановке кризиса очень беспокоят все российское общество, с учетом финансово-экономического кризиса 2008-2009 года актуальность данной проблемы возросла в разы, таким образом, тема данного исследования является очень актуальной. Мировой опыт развития менеджмента свидетельствует о том, что в целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в практическом отношении и требует серьезнейшей проработки в методическом плане. Как показала практика, система мер, именуемая антикризисным менеджментом, в случае ее успешного практического применения способна реально помочь терпящим бедствие компаниям. Но еще более эффективна она при осуществлении мероприятий, направленных на своевременное предотвращение кризисных явлений, на оздоровление экономики предприятия, на упрочение его финансов.

Некоторые считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого, они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на «лечение» кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге «Справочник кризисного управляющего» профессор Уткин Э.А. писал: «Подобный подход - это все равно что «ставить телегу впереди лошади». [31, с. 49] Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер.

Методологической базой исследования являются труды следующих авторов: Александров Г.А, Балабанов И.Т., Родионова Н.В., Гриценко Г.А., Короткова Э.М., Уткин Э.А. и др.

Методы работы: теоретическое рассмотрение материала, анализ, синтез, дедукция и индукция, математический анализ данных.

Цель исследования: обосновать необходимость развития системы антикризисного управления промышленной организации.

Задачи:

-охарактеризовать причины и последствия, разновидности кризисов,

-выделить причины, влияющие на кризис на предприятии.

Предмет исследования: система антикризисного управления промышленной организацией.

Объект исследования: методы и способы антикризисного управления предприятием.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

1.1 Причины и последствия возникновения кризисов

Кризис (в переводе с греч. - «решение, поворотный пункт») - крутой резкий перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса.

На современном этапе не представляется возможным дать общепринятое определение кризиса в развитии социально-экономической системы. При рассмотрении кризисов с точки зрения путей развития системы долгое время считалось, что они характерны только для капиталистического пути развития и не возникают при социалистическом. Предполагалось, что при определенных обстоятельствах социалистическая система может испытывать только «трудности роста».

С точки зрения масштабов проблемы до сих пор сохранилось мнение, что кризис характерен только для макроэкономических систем и не характерен для микроэкономических, таких как отдельное предприятие или компания.

Понятия кризиса и антикризисного менеджмента тесно связаны с управлением рисками и понятием «риск». Кризис-менеджмент всегда предполагает оценку и учет возможных рисков при принятии любого решения, особенно если эти решения принимаются в условиях явного проявления признаков кризисной ситуации в компании.

Кризисы социально-экономических систем могут быть рассмотрены как один из этапов их жизненного цикла. С этой точки зрения необходимо рассмотреть функционирование и развитие системы.

Функционирование - это действие системы во времени, поддерживающее ее жизнедеятельность, единство, обеспечивающее возможность качественного выполнения функций, сохраняющее целостность и основные характеристики.

Развитие - это необратимый процесс, имеющий определенное направление закономерного изменения системы, обязательно приводящее к возникновению нового качества.

Тесная взаимосвязь функционирования и развития отражает диалектическое единство и противоположность этих основных составляющих социально-экономической системы.

Кризисное состояние системы приводит к ослаблению жизненных сил системы, дисбалансу, невозможности достижения ранее поставленных целей. Кроме того, разрушаются отдельные элементы и подсистемы. Тем не менее кризисы нельзя однозначно оценить как негативное или даже губительное явление. Естественно, они не могут происходить без определенной напряженности, вызванной, например, противоречиями между технологией и окружающей средой, между уровнем технологий и квалификацией персонала и т. п. Но в конечном итоге при правильном выборе антикризисной программы и последовательной и полной ее реализации они приводят к стабилизации на новом витке развития.

Причины кризисов признаны многообразными и взаимосвязаны, поэтому ученые рассматривают их в различной классификации.

Теория катастроф (природные и социальные катастрофы, Т. Постон, И. Стюарт, В. И. Арнольд). Основная причина возникновения кризиса - неожиданные и непредвиденные события во внешней среде системы (глобальные изменения в окружающей среде, политический кризис в государстве, скачкообразные изменения валютного курса, радикальные изменения в законодательстве и т. п.).

Теория циклов (К. Маркс, Т. Мальтус, Н. Д. Кондратьев, П. А. Сорокин, А. Л. Чижевский). С этой точки зрения кризис - это определенный, закономерный этап в циклическом развитии системы. По К. Марксу основная причина периодических кризисов капиталистического способа производства заключается в самой природе капитализма, а именно в противоречии между наемными работниками и собственниками средств производства.

Инновационная теория Й. Шумпетера считает причинами кризисов недостаточное количество нововведений или несвоевременность их внедрения. К кризису может привести также и избыточное количество нововведений при запаздывающем росте квалификации персонала.

Монетарная теория экономических циклов рассматривает их как следствие экспансии неподтвержденных банковских кредитов.

Интересна хронологическая концепция изменения взглядов на цикличность в развитии социально-экономических систем, которая определяет 3 основных этапа эволюции этих взглядов (табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Этапы возникновения кризисных ситуаций

ЭтапПериод возникновенияХарактеристика (особенности)1- й этапначало XVIII в. - середина 1930-х ггВ соответствии с воззрениями Дж. С. Милля, Ж. Б. Сэя, Д. Рикардо кризисы вообще не свойственны рыночной экономике либо обусловлены случайными факторами и преодолеваются благодаря изначальной устойчивости и самодостаточности рыночной системы (Ж. Ш. Сисмонди, Р. Робертус, К. Каусткий).2- й этапсередина 1930-х - середина 1960-х гг.Основная характеристика этого этапа - появление исследований Дж. М. Кейнси и его школы, приводящих к выводу о существовании различных видов монополий на капиталистическом рынке и различной степени влияния государства на рыночные процессы.3- й этаппродолжается до настоящего времениНа этом этапе основное внимание уделяется степени предсказуемости кризисных явлений от внешних, не зависящих от субъекта факторов (например, сложная и слабопредсказуемая государственная политика при формировании экономической инфраструктуры), и внутренних, поддающихся контролю (наличие или отсутствие необходимых финансовых ресурсов, повышение квалификации персонала, качество и количество используемой информации).

1.2 Разновидности и признаки кризисов

кризис экономический спад инновационный

Если есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - одну или несколько подсистем.

По проблематике кризиса следует указать макрокризисы и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно. [10]

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнес-процессов под воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые - скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно.

Совокупность возможных кризисов также делится на: кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем продолжительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

Классификационные критерии кризиса могут оцениваться и как его черты, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, поэтому важно видеть предпосылки возникновения кризисов и определять вредоносные последствия кризисов.

Социально-экономическая система является саморегулируемой системой, т.е. в ее существовании действуют механизмы восстановления равновесия. А система управления существует, для того чтобы обеспечивать менее болезненное и более последовательное развитие социально-экономической системы. Преодоление кризисов - это управляемый процесс.

Успех управления зависит от своевременного распознавания симптомов наступления кризиса. Признаки кризиса дифференцируются по типологической принадлежности: масштабы, острота, проблематика, причины, область развития, фаза проявления, возможные последствия. [16]

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Также в управлении социально - экономической системой должен функционировать так называемый мониторинг антикризисного развития. Но для такого предсказания необходимы четкий набор признаков и показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе. Предсказание кризисов возможно путем анализа факторов и процесса развития кризиса. Для распознавания кризисов необходимо использовать всю систему показателей оценки состояния социально-экономической системы. Поэтому необходима разработка новых, синтетических показателей для того, чтобы более точно и своевременно определять вероятность и момент наступления кризисных ситуаций.

Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их практического использования. С методологией распознавания кризиса теснейшим образом связана организация этой работы, которая предполагает наличие специалистов, функции их деятельности, взаимодействие в системе управления, статус рекомендаций или решений. Диагностирование и прогнозирование кризисов должно быть поставлено на профессиональную основу. Выход из кризиса зависит от способов анализа существенных противоречий и наличия специалистов в области антикризисного управления. В существование социально-экономической системы заложена деятельность людей. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, без них не возможно развитие. Часто человеческий фактор - это предпосылка и источник кризиса. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения влияют на неотвратимость кризисов и их положительное значение. В процессе развития системы повышается роль человека в стабильном ее развитии, которое означает не устранение кризиса, а предвидение и уверенное и своевременное, и по возможности, безболезненное его разрешение. Таким образом, антикризисное развитие - это не бескризисный процесс, а преодоление кризисов как источника результативного для интересов человека развития.

1.3 Особенности проявления экономического спада в России при промышленном кризисе

Реальная экономика представляет собой органическое переплетение различного рода хозяйственных единиц. Общая динамика и результативность экономических преобразований во многом зависят от характера и скорости трансформационных преобразований на микроуровне экономики.

В централизованно управляемой экономике вся деятельность предприятий находилась под жестким контролем государства. С устранением централизованного управления экономикой ситуация резко изменилась.

Отсутствие подготовительных мероприятий в виде коммерциализации и реструктуризации предприятий и шоковый характер проведения рыночных реформ поставили предприятия в чрезвычайно сложное положение. Устранение централизованного планирования с одномоментной ликвидацией системы регулирования ресурсных, товарных и финансовых потоков, обвальная либерализация цен, сокращение бюджетного финансирования создали совершенно особые экономические условия хозяйствования. Процесс индивидуального воспроизводства оказался в тисках таких факторов, как галопирующая инфляция, стремительный рост цен на производственные ресурсы, резкое сжатие спроса, чрезвычайное удорожание кредитных ресурсов. Это привело к нарушению процесса индивидуального воспроизводства на всех его стадиях, начиная с подготовки производства и кончая реализацией продукции. Все это и определило особенности осуществления индивидуального воспроизводства в переходной экономике.

Преодоление складывающейся ситуации возможно только путем применения соответствующей макроэкономической политики, в рамках которой инвестиционной должна отводиться ведущая роль.

Основные задачи инвестиционной политики государства в отношении микроуровня экономики свидится к обеспечению таких условий воспроизводства, которые, во-первых, способствуют сохранению поизводственно-экономического потенциала предприятий, а во-вторых, создают импульсы для его развития. Решение этой задачи возможно только при условии самой обширной реформаторской деятельности, важнейшими мероприятиями которой будут преобразование собственности и изменение хозяйственного законодательства, ценовая, налоговая и кредитная политика. И все же, при характерном для переходной экономики остром дефиците инвестиционных ресурсов, главной функцией государства в инвестиционной сфере было определение приоритетных направлений использования имеющихся ресурсов и концентрация их на этих направлениях, что соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов как конституирующего принципа рыночного хозяйствования.

Резкое сокращение платежеспособного спроса привело к сокращению финансовой базы предприятий, как из-за падения объемов денежных поступлений, так и их инфляционного обесценения в результате удлинения сроков реализации. Активизировать эластичность спроса не имея развитой сбытовой сети предприятия не могли. А их попытки увеличить эластичность своего предложения не могли быть реализованы из-за отсталости оборудования и отсутствия финансовых средств для его обновления. Поскольку динамика цен на производственные ресурсы опережала рост цен на готовую продукцию, трудности сбыта привели к быстрому росту кредиторской задолженности и снижение финансовой устойчивости предприятий.

Главное, однако, заключалось в том, что в результате применения шоковых методов реформирования экoномики предприятия лишились значительной части собственных средств. Высокие темпы инфляции 1992 - 1993 гг. практически полностью обесценили оборoтные фонды предприятий и лишили их собственных оборотных средств. Это проявилось в высоком уровне дебиторской задолженности, хроническoм недостатке производственных запасов и нарастающем дефиците высокo ликвидных средств (денежные остатки на счетах). Острейший дефицит оборoтных средств вынудил предприятия прибегнуть к использованию амортизационных средств, подрывая тем самым воспроизводственную базу предприятия. В то же время, замедление оборота средств предприятия в результате усложнения процесса реализации сопровождалось потерей части капитальной стоимости недоамортизации. Предприятия оказались лишенными возмoжности возмещения авансированной стоимости. С другой стороны, вялый спрoс лишил их возможности компенсировать постоянно растущие издержки за счет повышения цен. Это могло быть сделано только за счет доходной части. В результате - резкое снижение рентабельности производства, а следовательнo, сокращение доходов и сужение возможностей накопления. В итоге воспроизводственные источники предприятия оказались подорванными.

Финансовое положение предприятий - не тoлько результат их работы, но очень часто и следствие принимаемых государством решений. В значительной степени ухудшение финансового положения предприятий связано с чрезвычайно тяжелым налоговым бременем. Стремление к сoкрытию доходов становится характернейшей чертой хозяйственной деятельности подавляющего большинства предприятий. Это ведет к массовым злоупотреблениям и, конечно, не способствует становлению рыночных методов и рационализации хозяйствования. Ухудшение финансового положения предприятий также привелo к массовому распространению такого явления, как неплатежи, охватывающие всю хозяйственную систему.

Разрушительные последствия неплатежей для экономики очевидны. Это - несобранные налоги, недофинансирование бюджетной сферы, рoст государственного долга. Последствия их для предприятий и предпринимательства еще более пагубны. Взаимные неплатежи делают неизбежным взаимозачеты, и дебиторская задолженность становится как бы финансoвым инструментом расчетов между предприятиями. Возникает самостоятельный финансовый поток, роль денег в котором играют товары и услуги. Это означает, что, во-первых, в экономике возникают предприятия, способные диктoвать условия другим предприятиям исключительно в силу своей продуктовой специализации. Устанавливая монопольно высокие цены, они не только извлекают сверхприбыль, но и генерируют инфляцию издержек. Во-вторых, возникновение устойчивой «экономической ренты» от продуктовой специализации oриентирует предприятия на перестройку в соответствующем направлении. Вместо перехода к производству специализированной наукоемкой и высокотехнологичной продукции, они вынуждены ориентироваться на производство прoстейшей, но зато широкопрофильной продукции общего назначения, что ведет к росту удельного веса низкотехнологичных, материало- и трудоемких производств, а в конечном счете примитивизации экономики. В-третьих, стремление к увеличению ликвидности производимой продукции оборачивается сокращением ее номенклатуры, а следовательно, сужением потенциальногo объема спроса, препятствуя оживлению экономической активности.

Отсутствие собственных и недоступность кредитных средств поставили российские предприятия в чрезвычайно тяжелые условия. Сталкиваясь с одной стороны с настоятельной необходимoстью в структурной перестройке, развитии производственного аппарата и обновления продукции, предприятия, с другой - полностью лишены средств для осуществления этих преобразований. Более того, многие из них оказались перед реальной угрозой технико-экономической деградации производства, т.к. не обеспечивают из-за непрерывности кругооборота фондов даже простого воспроизвoдства.

Следовательно, проблема заключается не в том. Кризисные явления охватили все стадии и фазы индивидуального воспроизводства. Поэтому с полной уверенностью можно говорить о воспроизводственном кризисе на микроуровне экономики. Учитывая зависимый характер индивидуального процесса воспроизводства по отношению к общественному, можно сделать вывод, что решение его проблем требовалo радикальных корректировок в хозяйственной и инвестиционной политике государства.

Мы сегодня являемся свидетелями процесса восстановления выпуска промышленной продукции в Рoссии, масштабы и устойчивость которого были по началу в значительной степени недооценены. Тем не менее, сохраняется серьезная озабоченность по поводу долгосрочных перспектив роста. На протяжении 90-х гг. размер чистых инвестиций равнялся нулю или даже имел отрицательное значение. В то же время для рoссийских промышленных предприятий были характерны получившие широкое распространение мягкие бюджетные ограничения в виде скрытого субсидирования налоговых платежей и платы за энергоносители, реализуемого посредством системы неплатежей.

При осторожной оценке нынешнего процесса восстановления промышленного производства его можно рассматривать как следствие повышения изначально весьма низкого уровня использования производственных мощностей. В то же время рост инвестиций, скорее всего, объясняется проведением модернизации производственных мощнoстей, которые не использовались в течение нескольких лет.

Таким образом, по нашему мнению можно предположить, что из опыта прошлых лет первоочередным приоритетом является ужесточение бюджетных ограничений путем полной ликвидации неплатежей за энергоносители и задолженности пo налогам, а впоследствии и установления обратных тарифов за энергоносители исходя из уровня долгосрочных предельных издержек. При этом, естественно, перед руководителями регионов встанет задача смягчения возможных социальных пoследствий таких шагов.

2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

2.1 Проблемы антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление - это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.

Все проблемы антикризисного управления можно распределить по четырем группам. Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Вторая группа проблем антикризисного управления связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. [12]

Система антикризисного управления должна соответствовать следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции.

Управление системами в состоянии неравновесия и дисбаланса, требует от руководителей освоения практических навыков предвидения и распознавания кризисов, устранения отрицательных последствий возникающих негативных факторов. Антикризисное управление включает комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента.

Технологическую схему антикризисного управления промышленных предприятий можно представить в виде восьми блоков (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Технологическая схема промышленных предприятий

Блок 1Создание специализированной рабочей группы. Она может состоять из персонала организации и из работников, приглашенных со стороны лишь на время возможной или реальной кризисной ситуации. Специалисты должны знать: прогнозирование, конфликтологию, теорию кризисов, исследование систем управления, макроэкономику, микроэкономику, разработку управленческих решений. Руководители должны обладать: практическими навыками эффективного управления в условиях риска и неопределенности, специальными знаниями по антикризисному менеджменту, понимать специфику кризисного предприятия, специфику управления финансами, технологиями, персоналом, информационными потоками и пр. Группа может быть выделена в отдельное подразделение в организационной структуре предприятия.Блок 2Предполагается проверка целесообразности и своевременности проведения мероприятий по антикризисному управлению. При нецелесообразности происходит возвращение к исходной ситуации - поиску новых целей, планированию по ним специальных мероприятий. Если есть обоснование целесообразности и своевременности «включения» антикризисного управления, совершается переход к блоку 3.Блок 3На этом этапе создаются антикризисные управленческие решения. Важнейшим этапом является получение необходимой информации о ситуации в организации, структурно-морфологический анализ ситуации, определение необходимых ресурсов, определение путей вывода организации из кризисной ситуации, проверка возможности достижения поставленных целей.Блок 4На четвертом этапе создается система реализации мероприятий по разрешению острых противоречий в организации. При этом группой специалистов, подготовившей эти решения, определяются их конкретные исполнители. Исполнитель должен располагать необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения антикризисного управленческого решения, а также обладать знаниями и навыками по управлению кризисными ситуациями.Блок 5На этом этапе антикризисного управления осуществляется организация выполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых в четко определенной последовательности позволит достигнуть целей, поставленных в антикризисном управлении.Блок 6На следующем этапе необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческих решений по показателям деятельности организации. Если качество выполнения управленческого решения удовлетворяет критериям эффективности, т.е. в деятельности организации установлена положительная динамика развития, начинается следующий этап антикризисного управленияБлок 7Теперь проверяется целесообразность проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, определению стадии антикризисной программыБлок 8На заключительном для данной технологической схемы этапе антикризисного управления разрабатываются мероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций. Прогнозирование позволяет, если не избежать кризисной ситуации, то подготовиться к ней и минимизировать ее последствия.

Важной является система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации.

По мнению западных юристов, для того, чтобы федеральный закон о банкротстве соответствовал требованиям рыночно ориентированного законодательства, он должен, как и другие современные нормативно-правовые акты, содержать возможности реорганизации и ликвидации предприятий-должников в рамках процедуры банкротства. Процедура ликвидации должна быть ясно структурирована и соответствовать современным представлениям. Возложение ответственности за процедуру банкротства на суды и обучение (лицензирование) внешних управляющих Государственным органом по банкротству должно позволить в сравнительно короткое время ознакомить специализирующихся на этих вопросах людей, управляющих и юристов с новым законодательством о банкротстве. Единообразные процедуры банкротства служат тому, чтобы избежать возможных нарушений интересов участников процесса при применении различных процедур, как например, мирового соглашения или ликвидации. Кроме того, это единообразие позволяет продать бизнес предприятия.

2.2 Опыт управления западными промышленными предприятиями в кризисной ситуации

Как показывает практика большинства зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых элементов современной системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными обязанностями по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации правительству относительно действий последнего в данной области (другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе). [4]

В Австралии Государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия:

-анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности;

-обеспечивать, адекватность информации о должнике;

-делать заключения о мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства;

-дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно, либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд» [4].

В Великобритании роль Государственного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников [4].

В Канаде существует специализированный государственный орган по делам о банкротстве, подчиненный Правительству страны и именуемый «Институтом суперинтендантов по несостоятельности». Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. роль Государственного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США.

Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.

Таким образом, дела о банкротстве, как правило, концентрируются в специальных судах или рассматриваются специальными коллегиями арбитражных судов, поскольку в зарубежных странах это в кратчайшие сроки обеспечивает достаточно высокий профессиональный уровень судей и юристов.

Зарубежный опыт говорит в пользу создания профессиональных фирм арбитражных или конкурсных управляющих, или специализированных отделов в юридических или бухгалтерских фирмах, которые бы занимались данным направлением. Материальное вознаграждение управляющих следует рассматривать не как заработную плату руководителя предприятия, а как гонорар за оказание профессиональных услуг, причем управляющий должен, помимо получения своего дохода, оплачивать расходы, связанные с ведением профессиональной практики [2].

Также в западных странах принято привлекать независимых управляющих для оценки несостоятельности. Основные принципы деятельности независимых внешних управляющих в зарубежных странах состоят в следующем:

-специалистов по несостоятельности никогда не заставляют принимать назначение против их воли;

-специалистам по несостоятельности не запрещают работать более чем над одним делом одновременно;

-специалисты по несостоятельности имеют право привлекать дополнительные ресурсы за счет предприятия-должника (например, консультирование по правовым вопросам и пр.);

-специалисты по несостоятельности несут определенную ответственность за выполнение своей работы ненадлежащим образом, однако, ни при каких случаях они не отвечают по долгам, возникшим у предприятия до их назначения.

Согласно общепринятому сейчас на Западе мнению, любое положение в законодательстве, отдающее предпочтение спасению бизнеса по сравнению с обеспечением возмещения кредиторам, может означать, что несостоятельные и нежизнеспособные предприятия будут продолжать свою деятельность в ущерб кредиторам, что приводит к недостаточной поддержке предприятия, испытывающего трудности, со стороны кредиторов, и затрудняет получение новых кредитов. Сохранение рабочих мест как приоритетное направление по сравнению с отдачей долгов осложняет получение кредита предприятиями, прежде всего, трудоемких отраслей. Проблемы подобного рода возникли во Франции, при этом, уровень спасения бизнеса там остался чрезвычайно низким. Требования приоритетного сохранения рабочих мест по сравнению с объявлением предприятия банкротом не только контрпродуктивны, но и не нужны, поскольку в огромном большинстве случаев рабочие места сохраняются не при реорганизации несостоятельных предприятий, а при продаже их действующего бизнеса. К тому же, при этой форме банкротства кредиторы получают наибольшее возмещение [2].

В соответствии со сложившейся на Западе практикой, банкротство - это эффективное средство для перераспределения ресурсов независимо от того, представлены ли эти ресурсы основными фондами или квалифицированной рабочей силой. Никакая экономика не может выиграть от того, что на неработающем предприятии будут заняты квалифицированные кадры, которые могли бы быть привлечены к работе на предприятии преуспевающем. Если прибыль - награда предпринимателя за успех, то банкротство - это цена неудачи. [4] Общепризнан тот факт, что тот, кто не выдерживает конкуренции, в конце концов, ликвидируется - в противном случае не будет достаточных стимулов для конкуренции. Попытка избежать банкротств любой ценой хорошей альтернативой не является.

Рассмотрим несколько успешных программ по выводу национальной экономики из кризиса.

. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта - программа вывода американской экономики из кризиса

Для того, чтобы раскрыть основные положения «Нового курса», необходимо дать общую оценку американской экономики в то время.

В 1920-х гг. наблюдался повышенный рост объемов промышленности и торговли в Америке. Однако стояла существенная задача - не хватало средств для обращения. В 1929 г. наличная сумма составила 1910 млн долларов - при том, что объемы ВНП равнялись 104 млрд. долларов. Для того, чтобы хоть как-то ускорить процесс оборачиваемости денежных средств, стали использоваться различные методы, наибольшее распространение среди которых получил потребительский кредит. Однако это лишь усугубило ситуацию, так как банки выдавали кредиты, не оставляя резервов. В результате 29 октября 1929 г. разразился кризис, получивший название «Великая депрессия». Обанкротилось свыше 2 000 банков с общим объемом вкладов около 2,8 млрд. долларов. ВНП США упал с 104 млрд. долларов до 56 млрд. долларов всего лишь за 4 года - с 1929 по 1933 гг.

В 1932 г. на президентских выборах одержала победу Демократическая партия, во главе которой стоял Ф.Д. Рузвельт; он предложил стране серию реформ, названную «Новым курсом». Экономическая обстановка в стране была таковой, что очевидна была необходимость реформы кредитно-финансовой сферы. С подачи Рузвельта Конгрессу был предложен «Чрезвычайный закон о банках». Его основные положения состояли в следующем:

) банкам предоставлялись займы от Федеральной резервной системы;

) открытие банков разрешалось только в случае оценки их состояния как «здорового»;

) министр финансов наделялся правом предотвращать массовое изъятие вкладов;

) вводился запрет на экспорт золота;

) вводился специальный указ, согласно которому гражданам США необходимо было сдавать золотые запасы на сумму свыше 100 долларов;

) одновременно позволялся выпуск новых банкнот, необеспеченных золотом;

) вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, обращающееся между США и другими странами.

июня 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности, основа которого состояла в разделении депозитных и инвестиционных функций банка; в сфере этого закона была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. примерно 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большей части вкладчиков иметь подобную защиту. Законом было установлено следующее: депозиты размером до 10 тыс. долларов подлежат страхованию на 100%, от 10 до 50 тыс. долларов - на 75%, а свыше 50 тыс. долларов - на 50%.

Январь 1934 г. отметился девальвацией доллара, которая сократила золотое содержание на 41%. Особое положение в системе реформ «Нового курса» принадлежало учреждению Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы.

В начале лета 1933 г. были построены лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое - до 500 тыс. человек.

Общее количество побывавших в них - свыше 3 млн. американцев. В результате были созданы лесонасаждения - высажено 200 млн. деревьев, построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов и многое другое.

Внимания также заслуживает Закон о восстановлении промышленности.

Согласно ему предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:

) устанавливали бы размер производства;

) определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня;

) распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами.

Закон о восстановлении промышленности затронул также и трудовые отношения:

) рабочим были предоставлены права участия в коллективных договорах и профсоюзах;

) определены три основные условия труда:

а) минимальная заработная плата в размере 12-15 долларов в неделю;

б) максимальная продолжительность рабочего дня - 8 ч;

в) запрещен детский труд.

В «Новом курсе» рассматривались также и аграрные вопросы. Правительство предложило фермерам сократить посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд долларов.

В аграрной политике «Новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»:

) осуществление поддержания уровня цен путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в счет еще непроданных сельхозпродуктов;

) политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и других товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.

Предмет особой гордости Ф.Д. Рузвельта - тот факт, что ему удалось убедить Конгресс США в необходимости создания специального Управления долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. Государственной корпорации TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), справиться с эрозией почвы, провести массированные лесопосадки. Результаты деятельности TVA:

) создание еще 20 плотин в добавление к 5, ранее существовавших на Теннеси;

) создание судоходства на реке;

) рост доходов населения региона;

) улучшение земледелия, почв и лесов.

Вслед за оживлением в американской экономике в 1933 г. произошло резкое изменение структуры федеральных расходов: впервые на уровне федерального правительства появился социальный бюджет.

Осуществляя реформы «Нового курса», команда Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных кризисов. Но говорить о полном достижении этих целей нельзя.

Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда». Состояние экономики Западной Германии в послевоенное время было в очень негативном состоянии - была разрушена практически вся промышленность, финансовое состояние было вообще в ужасном положении. Количество денег в обращении во много раз превышало наличные товарные резервы. Инфляция достигла 600% в сравнении с довоенным уровнем. К тому же обострился жилищный кризис.

В таких условиях Л. Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса. Теоретической основой антикризисных реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства».

Л. Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество. Государство активно участвовало в экономических процессах, но направление и характер вмешательства были ориентированы строго на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства, защищенной законодательной системой власти. Государство оказывало поддержку отраслям, испытывавшим трудности, особенно угольной и электротехнической промышленности, а также металлургии. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы.

В июле 1948 г. была проведена денежная реформа. Целью являлось избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. Декретом были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину имеющихся сбережений и наличности разрешалось поменять в соотношении 1: 10, а вторая половина была заморожена и обменивалась по курсу 1: 20. В конечном счете размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были сокращены более чем в 14 раз.

Затем была проведена реформа цен. В соответствии с Законом о принципах хозяйственной структуры и политике цен отпускались на свободу цены, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.

Через некоторое время были также приняты законодательные акты о кредитной и налоговой политике, антимонопольные и антикартельные указы и др.

Л. Эрхардом принимались решительные меры по укреплению позиций ФРГ на мировом рынке. И ему это удалось - экспорт увеличился почти втрое. Относительно внутреннего рынка принимались меры по защите его от внешних конкурентов. Большое внимание уделялось развитию малого и среднего бизнеса. Нужно отметить, что положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло также индикативное (договорное) планирование.

По мнению исследователей, основа успеха была заложена в следующих факторах:

) высоком уровне подготовки составителей планов, использовавших весь накопленный запас экономической науки;

) многоальтернативности в выборе методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствии догматики и узости подходов;

) твердости и последовательности профессионального государственного аппарата, который целеустремленно реализовывал принятые программы;

) выработке широкого национального согласия в отношении главных целей социальноэкономического развития на ближайшую и долгосрочную перспективы. [16]

Антикризисные реформы, проведенные Л. Эрхардом, не имели бы такого успеха без активной поддержки общественности, участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социальноэкономическим вопросам. В соответствии с законом, в ФРГ был создан экспертный совет по перспективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.

Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер

Выдающийся американский менеджер Ли Якокка, председатель Совета директоров компании Крайслер, прославился тем, что в начале 1980-х гг. спас от краха одну из корпораций «большой тройки», действующих в автомобильной индустрии США.

Для начала необходимо дать общую оценку состоянию компании к моменту начала деятельности Ли Якокки. В верхних управленческих структурах отсутствовали организационная системность и элементарная дисциплина.

Не существовало целостной системы управления, принимающей решения, проводящей собрания и т.д. Отсутствовала также система финансового контроля. Вследствие всего этого среди сотрудников царил дух неуверенности и конфликтности. Кроме того, отсутствовал контроль за сохранением промышленных секретов, что привело к развитию промышленного шпионажа в довольно крупных размерах.

Корпорация столкнулась еще с одним крупным вопросом - отсутствием заказов со стороны дилеров; на заводских площадках не хватало места для размещения новых автомобилей, в то же время наличность корпорации стремительно сокращалась.

Якокка начал свою деятельность с поиска специалиста в области финансов. Им стал Джеральд Гринуолд. Однако Гринуолд претендовал на более высокую должность и предложил вместо себя Стива Миллера, который был его главным финансовым менеджером. Далее был приглашен Хэл Сперлих, который помог решить кадровые вопросы. Следующим этапом стал поиск высококлассного специалиста в области качества автомобилей. Якокка привлек для этой работы Ханса Маттиаса, главного конструктора компании Ford, который специализировался на контроле за качеством. За полтора года он заметно укрепил дисциплину в организации производства на предприятиях Chrysler. Большую роль в повышении качества автомобилей сыграл другой специалист в этой области - Джордж Батс, который уже служил в корпорации до прихода Л. Якокки. Для Батса был создан специальный отдел контроля за качеством.

Помимо вопросов качества продукции, необходимо было срочно налаживать службы материальнотехнического снабжения. Для этой работы был приглашен Пол Бергмозер, благодаря которому в корпорации была создана довольно эффективная система материальнотехнического снабжения. Далее Ли Якокка занялся вопросами маркетинга. Таким образом, работа Ли Якокки заключалась в создании сплоченной команды специалистов высокопрофессиональных уровней и способных решать задачи повышенной сложности в критических ситуациях. Якокка руководствовался принципами единства, личного участия в подборе команды, создания в ней прочных взаимоотношений, наделения самостоятельностью и относительной свободой.

2.3 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса промышленного предприятия

Одной из основных задач экономической политики развитых и развивающихся стран является создание инновационных структур. С помощью этих структур можно стабилизировать экономическую ситуацию. Обычно они создаются в период экономического спада, который сопровождается: сокращением рабочих мест; снижение объемов бюджетных отчислений на научное развитие. Сейчас очень популярны такие инновационные структуры: научно технические парки, технополисты, центры высоких технологий, бизнес-инкубаторы. Технопарки - дают новые рабочие места, способствует переходу производств на новые технологии. Технопарки принято делить на:

) исследовательские - удовлетворяют потребность в эффективном проведении научных разработок;

) промышленные - занимаются созданием рабочих мест и производственных помещений;

) технологические - помогают организации малых производств и коммерциализации результатов научнотехнических разработок.

Бизнес-инкубаторы созданы для развития малых наукоемких предприятий. Причины их создания представлены в таблице 1, все перечисленные причины актуальны для нашей страны.

Таблица 2.2 - Причины создания бизнес-инкубаторов

Наименование паркаПричины его созданияИсследовательский парк Эванстон, штат Иллинойс, СШАСнижение производимой конкурентоспособности продукции Тревога общественности по поводу «утечки мозгов» Снижение объема инновационной деятельности и производства, приведшее к сокращению рабочих мест Снижение налоговых отчислений штатуИсследовательский инкубатор университета г. Ости, штат Техас, СШАНеобходимость преодоления трудностей, связанных с проведением перестройки, сокращение федеральных средств, выделяемых на проведение исследованийТехнологический парк г. Дортмунд, Инновационный технологический центр г. Саарбрюккен, Технологические центры: г. Шверхе, Аахен, Ганновер, Мюнхен - ГерманияСтремление выйти из зависимости от сталелитейного производства к экономическому разнообразию, снизить зависимость от одной ли двух отраслей тяжелой промышленности, вывод из экономической депрессии.Технополисты - ЯпонияРеакция на необходимость проводить структурную перестройку с ориентацией на развитие наукоемких отраслей, софтизацию экономики, развитие наукоемких фирм, систему технологического трасферта. Выход и борьба за лидерство на мировом рынке научно-технической продукции, стабилизация экономического роста.

Бизнес-инкубаторы созданы для развития малых наукоемких предприятий. Причины их создания представлены в таблице 1, все перечисленные причины актуальны для нашей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антикризисное управление отличается от управления в обычном режиме. В обычном режиме весь арсенал подходов и методов направлен на развитие и выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение кризиса). Методы антикризисного управления нацелены исключительно на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте

В работе были выделены две большие группы причин, вызвавшие кризис на предприятии: внешние и внутренние. На практике большинство кризисов на предприятиях возникают из-за внутреннего фактора - кризиса управления. Деятельность антикризисного управляющего направлена в основном на исправление ошибок, допущенных менеджерами предприятия.

В антикризисном управлении критерии принятия решений должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках «нормального» управления все сводится к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и получению максимальной прибыли в краткосрочном периоде. При создании на предприятии кризисного состояния на долгосрочный период целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится экономия денежных средств. Исходя из этого, и строит свою работу антикризисный управляющий.

В программе антикризисного управления выделены три этапа:

устранение неплатежеспособности;

восстановление финансовой устойчивости;

обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

На первом этапе должно происходить устранение нехватки денежных средств необходимых для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации «лишних» активов предприятия. Иногда такая ликвидация должна осуществляться ненормальным с точки зрения обычного управления способом, т.е. не обращая внимания на возможные потери как уже полученные и материализованные в активах предприятия средств, так и предполагаемые, если предприятие переживет кризис.

Следующий этап предполагает максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов. Получив временное восстановление финансовой устойчивости предприятия путем продажи «лишних» активов предприятия и уменьшения издержек, антикризисный управляющий для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Минфина РФ «О методических рекомендациях порядка формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» от 28.06.2000 №60н.
  2. Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., - М.: «ИНФРА-М», 2006, - 432 с.
  3. Александров Г.А. «Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура». - М.: «Бек», 2004. - 544 с.
  4. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. Пособие. - М.: «Финансы и статистика», 2008. - 80 с.
  5. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М.: «Издательство ПРИОР», 2009. - 96 с.
  6. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./ Научн. ред. перевода чл. - корр. РАН И.И. Елисеев. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 624 с.
  7. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 800 с.
  8. Гриценко Г.А. Кризис на мировом финансовом рынке и его влияние на денежный рынок России // Банковское дело. - 2009. - №3. - с. 22-24.
  9. Гутова А.В. Управление финансовыми потоками предприятия Диссертация М.:2007
  10. Дэниэл Гарнер, и др. ПОСОБИЯ ЭРНСТ ЭНД ЯНГ. Привлечение капитала/ Пер. с англ. - М.: «Джон Уайли энд Санз», 2005. - 464 с.
  11. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2004. - 317 с.
  12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бух. учет, 2007. - 208 с.
  13. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «ВЛАДОС», 2008. - 384 с.
  14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 432 с.
  15. Ковалевский Г.В. Системный анализ использования резервов строительных организаций. - М: «Стройиздат», 2009. - 167 с.
  16. Крейнина М.Н. Цели и задачи финансового менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №5.
  17. Мастенбрук У. «Управление конфликтными ситуациями и развитие организации». - М.: «ИНФРА-М», 2006.
  18. Моляков Д.С., Докучаев М.В., Большаков С.В. Актуальные проблемы финансов предприятий // Финансы. - 2006. - №4. - с. 3-7.
  19. Новодворский В.Д., Метелкин Е.А. Об «Отчете о движении денежных средств» // Бухгалтерский учет - 2007. - №8. - с. 39-46.
  20. Овсийчук М.Ф. Управление денежными средствами предприятия // Аудитор. - 2007. - №5. - с. 37-42.
  21. Овсийчук М.Ф. Управление активами и методика финансирования // Аудитор. - 2008. - №4. - с. 34-38.
  22. Портфель конкуренции и управление финансами: (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего)/ Отв. ред. Рубин Ю. - М.: СОМИНТЕК, 2007. - 736 с.
  23. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. - М.: «ЮНИТИ», 2004. - с. 223.
  24. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. - Минск: Высш. шк., 2005.
  25. Русак Н.А., Стражев В.И. Мигун О.Ф. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник /Под общ. ред. Стражева В.И. - Минск:» Высшая школа», 2009. - 398 с.
  26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., переработ. И доп. - Минск: ООО» Новое издание», 2008.-688 с.

Похожие работы на - Проблемные аспекты управления промышленным предприятием в кризисной ситуации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!