Особенности и проблемы развития региональной экономической политики на примере Хабаровского края

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    447,62 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности и проблемы развития региональной экономической политики на примере Хабаровского края

Введение


Актуальность темы. Словосочетание экономическая политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной экономической политики, надо разобраться с её понятийным аппаратом.

Под экономической политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды экономической политики - государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого экономического явления. При таком узком толковании экономической политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии экономической политики как таковой. Экономическая политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни.

Т.е., экономическая политика - многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п. Экономическая политика относится к числу наиболее актуальных проблем экономической жизни и представляет важную область современной теории и практики экономического управления. Ведущие ученые отмечают, что анализ состояния экономической политики государства и поиск ее альтернативных вариантов обсуждаются во многих странах мира. В условиях глобализации встают вопросы о способах организации повышения уровня жизни, роли экономических взаимодействий и создании условий для реализации человеческих потребностей в современном индустриальном обществе. Даже в развитых экономически государствах стабилизация экономического роста зачастую сопровождается усиливающейся дифференциацией уровня жизни, что влечет ограниченные жизненные перспективы и возможности для многих групп населения (от женщин до мигрантов), вызывает обострение социальных проблем. Это доказывает необходимость изменения как самих приоритетов экономической политики, так и способов ее выработки, поскольку человек, повышение качества его жизни выдвигаются в качестве ключевых факторов многих современных концепций и моделей развития. Поэтому так актуально совершенствование теоретических представлений о характере и условиях протекания экономических процессов в стране. Оно должно служить основой формирования эффективных механизмов реализации экономической политики, обеспечивающих ее устойчивое функционирование.

Важность поставленных вопросов возвращает нас к необходимости определения экономической политики и ее целей.

Предметом экономической политики как науки являются свойства, закономерности, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их экономического положения. Термин «экономическая политика» имеет довольно позднее происхождение, однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты экономической политики разрабатывались различными типами общества и реализовались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией.

Изначальной интеграционной функцией государства является разработка и осуществление экономической политики, ориентированной на служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. В этом состоит ее социальная функция. По масштабам выполнения экономических функций государства подразделяются на патерналистские (государство берет на себя максимум экономических обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние государство делит с гражданами). Таким образом, в самом общем виде можно представить экономическую политику как взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).

Экономическая политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Поэтому экономическую политику, которая уже на этапе формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимно согласованных принципов решения экономических проблем, авторы называют триединой экономической политикой. В федеративном государстве реализация такой экономической политики осуществляется на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему. Под целостностью трехуровневой системы подразумевается не простая сумма составляющих структуру или же перенос свойств каждой составляющей на единое целое, а интегральная структура, состоящая из частей, находящихся в неразрывном единстве и составляющих единство. Сочетание этих частей осуществляется по принципу системности. Системность относительно сочетания федерального, регионального и местного уровней реализуется при гармонизации интересов всех трех уровней, а также при четком определении их приоритетов и полномочий. Структурная система социальной политики, как известно, включает экономический, правовой, культурный, демографический, национально-этнический и другие аспекты.

Актуальность темы исследования обусловлена следующим:

·   во-первых, возрастанием роли экономической политики в демократическом государстве;

·   во-вторых, усугублением противоречий в современном российском обществе влияющих на человека.

Объектом исследования является экономическая политика государства как система мер и мероприятий, взаимоотношений и взаимодействия между социальными слоями и группами общества.

Предметом исследования выступает особенности государственной экономической политики и экономической политики Хабаровского края.

Основной целью работы является изучение экономической политики государства.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

·   изучить теоретические основы экономической политики государства;

·   выявить особенности и проблемы развитие региональной экономической политики на примере Хабаровского края.


1. Сущность, содержание и цели экономической политики

.1 Экономическая политика: Сущность, и цели

Экономическая политика - это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (рис 1).

Рис. 1. Субъекты исполнения экономической политики

региональный политика экономический регулирование

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

·              Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

·              Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т.д.

·              Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность - «пирамиду целей» (рис 2).

·              Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.

·              Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

Рис. 2 Пирамида целей

Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде рис 3.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом - в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий.

В условиях развитой рыночной экономики складываются следующие предпосылки и характер экономической политики государства. Такая политика прежде всего зависит от степени огосударствления национальной экономики (этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяйства). Важное значение также имеет характер развития рыночных отношений. В условиях более или менее стихийного развития рынка неизбежно возникает нарушение устойчивости, нормального равновесия в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэкономики (в общем равновесии спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.).В силу этого политика государства направлена на достижение экономической стабилизации (лат. stabiles - устойчивость) и установление равновесия основных экономических пропорций.

Рис. 3

Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и добиться следующих улучшений социально-экономического положения страны.

Во-первых, отрицательным последствием развитой рыночной экономики, каким является периодически повторяющийся кризис (спад) всего производства страны. Он вызывает большие нарушения нормальных хозяйственных связей, увеличивает численность безработных и ведет к значительному уменьшению доходов общества. В противовес этому правительство страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает благосостояние всех членов общества.

Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса рыночная система порождает безработицу. Этим она обрекает часть трудоспособного населения на все тяготы, связанные с утратой средств существования и нормальной жизнедеятельности.

В-третьих, большим для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стремительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, вызывает падение реальных доходов всех граждан.

В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения. Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя торговля может привести к ухудшению экономического положения страны. Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители. Поэтому важной целью государства является проведение успешной внешнеторговой политики. Это достигается, если увеличивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство. Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существенный рост национального дохода, наибольшую занятость трудоспособного населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта.

Научный подход к экономической политике означает прежде всего выяснение тех взаимозависимостей, которые существуют между рассмотренными основными параметрами (показателями) национального хозяйства.

Экономическая теория установила следующие виды взаимосвязей:

взаимодополняющие показатели. Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем больше занятость трудоспособного населения;

взаимозаменяемые параметры. Между ними существует обратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвязаны, скажем, безработица и инфляция

нейтральные: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица и чистый экспорт.

Чтобы можно было регулировать все секторы национального хозяйства, знание количественных зависимостей между его отдельными процессами требуется дополнить современными научными представлениями о макроэкономических показателях.

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

устойчивый рост национального производства;

поддержание эффективного размера занятости;

стабилизацию уровня цен;

обеспечение внешнеторгового баланса.

1.2 Формы государственного регулирования экономики

Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:

регулирование капиталовложений;

регулирование сбыта;

регулирование рынка рабочей силы;

стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

установление максимальной продолжительности рабочей недели;

установление минимальной величины заработной платы;

установление порядка взносов на нужды социального страхования;

государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

Помимо вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.

Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику.

К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.


. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

. Защита конкуренции.

. Перераспределение дохода и богатства.

. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

При изменении политической обстановки наблюдаются перемены в экономической политике.

Управление экономикой - это целенаправленное воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных предприятий и фирм для достижения намеченных целей.

В процессе управления экономическими процессами на уровне всего общества осуществляется сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной деятельности, принимается решение, постановление, законы обязательные для исполнения.

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает также меры, как предоставление законного статуса частным предпринимателям соответствующие права и гарантии предпринимательства. Правительство устанавливает также законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. В соответствии с принятыми законами правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи противозаконной экономической практики, применяет власть для наложения соответствующих наказаний.

Государство также представляет услуги обществу в форме содержания государственных структур, обеспечивающих поддержание общественного порядка: суд, прокуратура, полиция и т.п., а также вводит стандарты измерения веса, качество продуктов, поддержание денежного обращения и правил функционирования рынка товаров, капитала и рабочей силы.

Государство стоит на защите конкуренции, то есть создает условия для состязательности между предпринимателями за более выгодные условия реализации результатов своего производства, с одной стороны и состязательности между производителями и покупателями за кошельки потребителей товаров и услуг. В этом случае сама конкуренция рассматривается как форма творческой деятельности и свободы, когда все участники рынка подчиняются диктату покупателя или требованиям потребителя. При конкуренции вопрос о спросе и предложении товаров и услуг решается с помощью рыночной цены. Это значит, что индивидуализация производителя и поставщики ресурсов могут достигнуть желательных результатов лишь в том случае, если они приспосабливаются к желаниям и потребностям потребителей, покупателей.

Силой противопоставления конкуренции является монополия. При возникновении монополии ситуация резко меняется, поскольку на передний план выходят интересы производителей, которые могут устанавливать цены в ущерб всему обществу.

В странах Запада правительства устанавливают контроль над монополиями, и это оно делает двумя способами.

Во-первых, правительство с помощью «естественных монополий» оказывает прямое воздействие на ценообразование многих видов товаров, услуг, сырьевых источников и т.п. В этих сферах правительство формирует комиссии для регулирования цен. Кроме этого, правительство устанавливает стандарты на предоставление услуги.

Во-вторых, важным противодействующим фактором диктату монополий является система антимонополистических и антитрестовых законов с целью защиты свободы предпринимательства в качестве эффективного регулятора поведения малых, средних и крупных представителей бизнеса.

В развитых капиталистических странах существует глубокая дифференциация населения по величине получаемых доходов, что является причиной определенного социального неравенства во взаимоотношениях различных классов в обществе.

С целью снижения этой напряженности правительство берет на себя задачу уменьшения неравенства в доходах. Эта задача находит свое разрешение в ряде политических и экономических мер, предпринимаемых правительствами стран с рыночной экономикой. Среди этих мер следует указать на трансфертные платежи, обеспечивающие выплаты остронуждающимся малообеспеченным, инвалидам, безработным. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем экономическим структурам, которые не могут существовать без поддержки правительства, к примеру, сельское хозяйство.

Важным направлением перераспределения доходов является вмешательство правительства в процессе формирования рыночных цен. Это достигается путем гарантийных цен на продукцию фермеров, а также законодательства о минимальных ставках заработной платы.

Государство активно стимулирует спрос и предложения товаров и услуг, потребление которых приносит обществу пользу. Существуют определенные виды товаров и услуг, которые называются государственными или общественными благами, которые рыночная система несклонна производить в силу особой дороговизны или отсутствия прибыли.

Классическим примером общественного блага предоставляемого обществу со стороны государства служат организации экологического назначения, навигационные системы - строительство морских маяков, предостерегающих корабли от кораблекрушений. Другими видами общественных благ является национальная оборона, регулирование паводков, строительство дорог и т.п. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться указанными благами и услугами, финансировать их должен государственный сектор за счет налогов, пополняющих государственную казну.

Указанные виды услуг порождают некомпенсируемые издержки, то есть затраты больше чем выручка, получаемая от реализации этих услуг. В данном случае речь идет о так называемых издержках перелива. Наиболее известными издержками перелива связаны с загрязнением окружающей среды (затраты на сооружения очищающие воду, воздух, содержание инспекций и т.п. покрывается за счет государственного бюджета).

Государство осуществляет комплекс мер, направленных на стабилизацию развития производства посредством проведения политики полной занятости ресурсов (капиталов, сырья, рабочей силы и поддержания стабилизации уровня цен).

Для того, чтобы вмешательство правительства в политику было эффективным, в обществе получает соответствующее развитие государственный сектор экономики как важнейший экономический фундамент общественного развития.

Воздействие государства на экономику наиболее ощутимо через налогообложение и правительственные расходы. Однако существуют много других путей вмешательства государства в экономическую жизнь страны о чем было сказано ранее.

Среди важнейших причин, порождающих необходимость роста государственного сектора в экономике, следует назвать такие, как рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов и другие).

Само государственное вмешательство в экономику осуществляется в трех направлениях - это вмешательство федерального правительства, правительств в штатах и местных органов власти. Каждая из указанных ветвей государственного сектора имеет в себе доходы, соответствующие денежные источники и расходы своих бюджетов.

Доходы федерального бюджета формируется за счет нескольких статей: личных подоходных налогов - 46%, налогов с фонда заработной платы - 35%, налогов на прибыль корпораций -10%, других налогов - 10%, куда входят акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги на дарение и т.п.

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (на страховые взносы по пенсионному обеспечению, бесплатной медицинской помощи), выплачивают работодатели и лица наемного труда. Акцизные налоги взимаются с ограниченного количества товаров: алкогольные напитки, табак, бензин. Расходы федерального бюджета характеризуются широким разнообразием и на 80% составляют три величины ставки расходов бюджетных средств: 1. Помощь престарелым, безработным, инвалидам, малообеспеченным гражданам страны, что составляет 40%. 2. Национальная оборона -28%. 3. Процент по государственному долгу - 14%.

Финансы штатов характеризуются своими особенностями. Во-первых, доходы формируются в основном за счет налогов с продажи (налоги с оборота, акцизные сборы), которые составляют около 50%. Во-вторых, налоги с физических лиц (подоходный налог) составляет 31%, лицензии, визы - 9%.

Расходная часть бюджета штатов покрывает затраты на образование (24%), социальное страхование (12%), общественную безопасность (7%). Каждый штат в соответствии со своими законами устанавливает нормы расхода на перечисленные нужды, что порождает значительные колебания в размерах налоговых поступлений и расходов.

Доходы местных органов власти (округов, муниципалитетов, районов) в основном поступают от поимущественных налогов (74% в 1987 г.), налогов с продажи и акцизов (11%). В настоящее время статьей доходов местных органов власти стали так называемые «неналоговые поступления» в виде лотерей и субсидий федерального правительства и власти штатов.

Главными статьями расходов местных бюджетов является финансирование образования - 43%, здравоохранения и социальной защиты - 12%, потребности в сохранении и защите окружающей среды и жилищные расходы - 11%.

Финансы госсектора являются наиболее полным отражением экономической деятельности государства, поскольку госсектор все больше и больше становится субъектом хозяйственной деятельности. Через состояние финансов государственных органов можно судить об уровне производственной деятельности в этом секторе экономики. Через распределение финансовых средств правительство раскрывает содержание и характер распределительных отношений в обществе с рыночной экономикой. Дело в том, что система распределения финансовых средств в госсекторе осуществляется в соответствии с действующим законодательством, что само по себе представляет собой пример требований закона. С другой стороны развитие госсектора ведет ко все большему и большему его влиянию на общие тенденции развития экономики страны, что дает основание утверждать положительные результаты воздействия госсектора в качестве определенного стандарта применительно к сфере хозяйственной деятельности.

1.4 Основные сферы осуществления экономической политики

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей. К примеру, увязанность экономических процессов с интересами делает их политико-экономическими процессами. В некоторых отраслях хозяйства и сферах отношений влияние (роль, значение) социально-политических отношений особенно существенно и даже является фактором, задающим их качественную определённость. Таковы комплекс отраслей социального хозяйства и социально-трудовая сфера.

Социальное хозяйство - это комплекс отраслей народного (национального) хозяйства страны, сектор реальной экономики, производящий вещные блага и услуги, предназначенные для жизнеобеспечения населения как народа с собственной культурой трудовой, семейно-бытовой о досуговой жизнедеятельности, с привычным (и притом структурно дифференцированным) уровнем и образом жизни, идеалами, психологией и ценностями.

Отрасли социального хозяйства, как и иные отрасли народного хозяйства, имеют каждая свою отраслевую специфику и являются звеньями особенного (в отличие от общего и единичного) разделения общественного труда. Однако не эти отраслевые особенности объединяют отрасли социального хозяйства в крупный народнохозяйственный комплекс, стоящий в ряду других - таких, как топливно-энергетический, аграрно-промышленный, путей сообщения, военно-промышленный и др. В содержательном плане социальное хозяйство как крупный народнохозяйственный комплекс вычленяется в составе хозяйства страны не по технико-технологическим особенностям и не по месту его отраслей в производственной кооперации труда, а по общему для его отраслей социально-хозяйственному предназначению. Это предназначение - обеспечение необходимых и достаточных для расширенного воспроизведения и прогрессивного развития социальных условий жизнедеятельности народа на конкретном этапе его истории. Народ при этом понимается не как сумма индивидов, не как численность населения (народонаселение), а как историческая общность социальных групп, способная на осознание и выдвижение общественной исторической цели, на самоорганизацию ради её достижения, на историческое действие и творчество, на обеспечение своей социальной устойчивости (социальной и национальной безопасности) посредством своей материальной и духовной культуры, на накопление и возвышение уровня своей цивилизованности.

Социальное предназначение социального хозяйства предопределяет социальную заданность профиля его отраслей. Каждая из отраслей хозяйства страны структурно образуется из низовых звеньев (предприятий, учреждений, организаций и т.п.), ресурсы которых организованы в соответствии с социально заданным профилем отрасли, а в совокупности представляют собою целостную систему ресурсов социального хозяйства.

К социальному хозяйству относятся просвещение, образование, культура, здравоохранение, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, санаторно-курортный комплекс, оздоровительный и туристический комплекс (без экспортной части), физкультура и спорт (без профессионального спорта), социальная работа и др. Чёткое отграничение отраслей социального хозяйства (выделение «чистых отраслей») на практике не требуется (как, кстати сказать, и в других отраслях и комплексах хозяйства страны). Поэтому состав как крупного народнохозяйственного комплекса практически определяется с точностью до организационных границ.

Исторически в СССР сложилось так, что многие отрасли хозяйства страны не признавались частью реальной экономики, а результаты их деятельности не включались в национальный доход, в совокупный общественный продукт и валовый внутренний продукт (ВВП). Под влиянием вульгарной трактовки производительного труда во многих отраслях социального обслуживания считался непроизводительным, а сами эти отрасли - не производящими, а лишь потребляющими национальный доход. Даже оценка результатов их деятельности осуществлялась в СССР по затратам на функционирование, т.е. с большим искажением и занижением.

Отсюда возникло и соответствующее наименование для совокупности многих отраслей, составляющих социальное хозяйств, - непроизводственная сфера, а позже - социальная сфера. Сейчас это становится анахронизмом, хотя категория «социальное хозяйство» пока не заняла должного места в науке и хозяйственной практике. Особенно слабо проработанными и теоретически, и практически остаются общие проблемы, закономерности и принципы организации социального хозяйства как крупного народнохозяйственного комплекса. Эта слабость неизбежно сказывается и на формировании экономической, финансовой, кредитной, кадровой политики применительно к социальному хозяйству как комплексу, а также на подходах к его реформированию в целом и его крупных отраслей.

Структура социального хозяйства, находится в состоянии сбалансированности (пропорциональности), если (и когда) функционирование всего комплекса социального хозяйства и его отраслей соответствует социальному предназначению и достигаются и устойчиво воспроизводятся нормальные (благоприятные, привычные) социальные условия жизнедеятельности народа и составляющих его социальных групп.

Обеспечение социальной заданности отраслевого профиля конкретных отраслей и социального предназначения всего социального хозяйства как народнохозяйственного комплекса происходит по-разному в разных общественных системах.

В демократическом обществе социальная заданность и сбалансированность социального хозяйства складывается как результат социальной политики, под влиянием взаимодействий множества реальных самостоятельных субъектов (социальных групп и их представителей, среди которых ведущую роль играет демократическое государство).

Ещё более наглядно неотделимость и существенность социальной формы процессов и отношений проявляется при формировании и развитии социально-трудовых отношений. Экономисты и управленцы нередко склонны рассматривать труд как один из факторов производственного процесса, как рабочую силу, а трудовые отношения - как куплю-продажу и производственное использование рабочей силы. Социальная политика (т.е. социальные взаимодействия) оказывается в стороне и вне трудовых процессов.

Однако труд имеет большое отличие от других факторов производства:

у него есть гражданские права и свободы,

собственные интересы и представления о справедливости,

право объединяться для самозащиты в отношениях с работодателем и т.п. Наемный работник продает свою способность к труду, берет на себя обязательства трудиться в соответствии с установленными законом или оговоренными в контракте условиями. Но на время труда никуда не исчезает все остальное, что не продавалось и не покупалось на рынке труда.

И на рынке труда, и в производстве, и после работы человек есть целостность. И с этим приходится считаться в практике управления. Управлять приходится не просто соединением фактора труда с другими факторами, а всей совокупностью взаимосвязей живых людей с обществом и друг с другом, возникающих в связи с трудом. Для производства обществу и предпринимателю нужна вроде бы только рабочая сила, а проблема управления разрастается до охвата всего, что связано с трудом.

Круг процессов и отношений, которые не просто как-либо связаны с трудом, а увязаны с ним как с доминирующим, конституирующим (основополагающим), сферообразующим процессом, относятся к социально-трудовыми отношениям, или к социально-трудовой сфере.

Хотелось бы подчеркнуть, что совокупность социально-трудовых отношений как отношений непременно социально-политических представляет собою реальную качественно определённую сферу. Не случайно и в законодательстве эта сфера регулируется по-особенному - посредством трудовых кодексов, социальных кодексов, социальных хартий, деклараций о социальном развитии и т.п.

 


2. Региональные аспекты экономической политики Российской Федерации


Экономическая политика в регионах РФ в настоящее время является предметом пристального внимания исследователей. Это связано с пониманием того, что целостность и независимость государства зависит не только от характера политико-административных отношений между центром и регионами, но и от качества жизни населения в каждом субъекте Федерации, городе или поселке. Не случайно вопросы региональной политики, геополитики, государственного управления, государственного устройства, отражающие экономическую проблематику, объединены термином «экономическая безопасность».

Традиционно считается, что экономическая политика - это прерогатива государства, именно государство является гарантом и проводником единой экономической политики на всей своей территории. С другой стороны, центральная власть не в состоянии учесть все нужды и интересы населения на местах, а также изыскать способы и ресурсы для их удовлетворения, поэтому в каждом регионе экономическая политика приобретает свои характерные черты. На местном уровне реализуется муниципальная экономическая политика, отражающая интересы местного сообщества. Таким образом, согласно традиционному подходу в экономической политике также существует властная вертикаль, а основными субъектами экономической политики являются уровни власти: федеральный центр, региональная власть и местное самоуправление. В то же время, несмотря на укрепление вертикали власти, разрыв в уровне жизни граждан в масштабах страны продолжает увеличиваться.

Одной из причин, препятствующих реализации эффективной экономической политики, являются значительные диспропорции регионального развития, и, прежде всего в экономической сфере. В течение всего переходного периода в нашей стране происходило нарастание региональных различий. В 2005 г. по объему промышленного производства на душу населения различия между самым благополучным и самым неблагополучным регионом составляли 64 раза, а к 2010 г. они выросли до 281 раза. Разница в доходах бюджетов богатейшего и беднейшего регионов на душу населения выросла за пять лет с 50 до 194 раз, в объемах инвестиций - с 30 до 44 раз, в уровне безработицы - с 29 до 33 раз.

Для многих очевидно, что Россия в обозримом будущем останется страной больших региональных диспропорций. Одни исследователи объясняют это закономерностями неравномерного пространственного развития, другие - противоречиями между огромным потенциалом, которым располагает страна (территориальным, природно-ресурсным, сырьевым, топливно-энергетическим, экономическим), и относительно низким человеческим потенциалом, хотя с последним утверждением многие не согласны и в большей степени следует говорить о последствиях демографического кризиса. Существуют также различные оригинальные концепции, например политическая климатология, в контексте которой рассматриваются ошибки территориального развития нашей страны. Однако каковы бы ни были причины диспропорций регионального развития, приходится согласиться с результатами исследования, проведенного Независимым институтом экономической политики (НИЭП), согласно которым качество жизни и возможности самореализации человека в современной России фактически зависят от места жительства. Это подтверждают и другие исследования, и статистика, в частности официальные данные о доле населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2007 г. самую высокую долю бедных имели слаборазвитые республики Южного федерального округа (ЮФО): Ингушетия - 61,3%, Калмыкия - 61,9%, а также автономные округа: Усть-Ордынский Бурятский - 76,1% и Эвенкийский - 57,5%. В Приволжском федеральном округе (ПФО) максимальная доля бедных в Республике Марий Эл - 40,1%, в Центральном федеральном округе (ЦФО) - в Ивановской области (42,7%). В Москве доля бедных составляет 13,2%, Санкт-Петербурге - 10,1%. Минимальные показатели бедности в двух тюменских округах: в Ханты-Мансийском АО - 8,2%, а в меньшем по численности жителей Ямало-Ненецком АО - 8,9%. Средний показатель бедности по России в 2004 г. составлял 17,6%, хотя ряд исследователей считают, что этот показатель выше. По данным ВЦИОМ и Левада-центра, в настоящее время 35% россиян оценивают свое материальное положение и жизненный уровень как бедность и 9% - как нищету.

Столь высокая поляризация населения по уровню жизни также разъединяет российское общество. Как отмечают исследователи социального неравенства, трудно себе представить в одной «гражданской связке» бомжа и миллионера. В своей взаимосвязи различные аспекты проблемы бедности только упрочивают социальное неравенство, способствуют росту недоверия в обществе, сужают перспективы развития человеческого потенциала. В слабо развитых регионах, особенно в малых городах и сельской местности, распространяется явление социальной исключенности. Для очень многих россиян ни работа, ни получение образования не являются средством решения своих проблем и более полной интеграции в обществе.

Разработанная в начале 1990-х годов группой экспертов Программы развития ООН новая концепция - развитие человеческого потенциала - позволила увидеть человека в единстве его экономических и социальных возможностей, а само развитие человека - в расширении возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) разработан для сравнения стран и публикуется в ежегодных докладах ПРООН с 1990 г. В Докладе о развитии человека за 2006 год Россия занимает 65-е место, оставаясь в группе среднеразвитых стран.

Индексы развития человеческого потенциала для субъектов РФ стали рассчитываться с 1997 г. и наглядно отражают контрасты регионального развития. Так, уровню развитых стран в 2004 г. соответствовали показатели только четырех регионов - Москвы, Тюменской области, Санкт-Петербурга и Татарстана. Помимо лидеров еще в восьми регионах индекс был выше среднего по стране. В России доминируют «срединные» регионы со значениями индекса в интервале от среднероссийского до среднемирового, таких регионов 42. К наименее развитым субъектам относятся республики Ингушетия и Тыва. Измерения показывают, что в последнее время поляризация российских регионов усилилась: если в 2001-2002 гг. только 13 из них имели индекс ниже среднемирового (0,725), то к 2004 г. число отстающих регионов увеличилось до 25, поскольку среднемировой индекс заметно вырос (до 0,745).

Что касается населения России в целом, то более четверти живет в регионах с уровнем ИРЧП выше среднероссийского, в том числе 15% - в четырех наиболее благополучных субъектах РФ. В регионах с худшими показателями индекса живет около 6,5% населения России. Это наиболее проблемная часть страны, которая не может развиваться без масштабной и долговременной федеральной помощи. Между лидерами, опережающими средний индекс страны, и явными аутсайдерами находится обширная группа регионов с показателями несколько ниже среднероссийских, где проживает основная масса населения.

Еще одна проблема, которая чаще всего остается вне поля зрения при выработке региональной экономической политики, - несбалансированность развития отдельных компонентов человеческого потенциала (дохода, образования, долголетия). Менее трети субъектов РФ имеют примерно равное отклонение частных индексов в ту или иную сторону, в группе лидеров это Москва, республики Татарстан и Башкирия, Белгородская, Самарская, Томская области, в последние годы более сбалансированным становится развитие Санкт-Петербурга, сократившего отставание по доходу. Почти половина регионов имеют худшие показатели индекса доходов относительно двух других, в основном это центр и юг европейской части России. Ведущие экспортно-сырьевые регионы отличаются противоположным соотношением - индекс доходов опережает остальные. Регионы-аутсайдеры, и в этом специфика экономического развития в России, отличаются наиболее сильным разбросом всех частных индексов при минимальных показателях дохода. Кроме того, все российские регионы крайне неоднородны внутри, в них есть свои беднейшие муниципалитеты и сельские районы, есть более богатые региональные столицы и города экспортных отраслей.

О региональных различиях говорит и такой показатель, как индекс качества жизни (ИКЖ). Разница между наилучшим и наихудшим показателями составляет два раза, а распределение регионов примерно такое же, как в рейтинге ИРЧП. Более полный список показателей, взятый за основу для определения ИКЖ, позволяет детализировать экономические проблемы конкретного региона. Динамика распределения регионов по индексу качества жизни за 2005-2010 гг. показывает, что наиболее заметные положительные сдвиги произошли в первые годы экономического роста, когда более половины регионов группы с низкими значениями индекса продвинулись в среднюю группу.

Позитивный сдвиг обусловлен некоторым снижением уровня бедности за последние три года и ростом доходов населения. Однако эти изменения связаны не только с ростом экономики, но и с возросшим межрегиональным перераспределением финансовых ресурсов, собственные ресурсы бедных регионов как были, так и остаются недостаточными для существенного улучшения качества жизни. Численность населения, живущего в регионах с разным качеством жизни, пока не дает повода для оптимизма. Почти половина россиян живет в регионах с пониженными значениями индекса, 1% населения - в сверхпроблемных по качеству жизни регионах.

В контексте проблемы данного исследования большой интерес представляет индекс демократичности регионов. При этом исследователи учитывали такие позиции, как открытость, демократичность выборов, политический плюрализм, независимые СМИ, экономическая либерализация, гражданское общество, политическое устройство, региональные элиты, коррупция, местное самоуправление. Оказалось, что наиболее благополучные регионы с точки зрения ИРЧП и индекса качества жизни не входят в группу лидеров (Москва - 26-е место, ХМАО - 21-е, ЯНАО - 35-е место), а такие достаточно благополучные регионы, как Татарстан и Башкортостан, занимают 74-е и 85-е места соответственно. Контрасты в уровне демократичности регионов оказались не столь велики. Заметно выделяется группа лидеров, в которую входят Санкт-Петербург, Свердловская, Пермская, Нижегородская области и Карелия.

Таким образом, на первый взгляд связи между уровнем демократического развития и уровнем жизни населения в регионах нет. Однако не вызывает сомнения, что в наибольшей степени демократические права и свободы востребованы активными группами населения, наиболее зрелыми в социальном и экономическом смысле. Прежде всего, это относится к среднему классу. В 2009 г. 40% россиян были уверены, что для утверждения демократии и формирования гражданского общества необходимо, чтобы люди были избавлены от материальной нужды, а самую большую угрозу демократическим завоеваниям видели в большом разрыве между богатством и бедностью.

В большинстве регионов показатели «качества жизни», «человеческого потенциала», «инновационности» и «демократичности» не совпадают. Тот факт, что лидеры рейтинга ИРЧП 2004 г. - Москва, Тюменская область, Санкт-Петербург и Татарстан - не относятся к лидерам рейтинга демократичности и все больше оттесняются другими регионами в рейтинге инновационности, говорит о необходимости учета новых факторов региональной политики. Преобладавшая длительное время политика концентрации экономических ресурсов и власти (хотя в основе этого сочетания в отдельных регионах лежат разные причины) перестает быть эффективной не только для страны в целом, но и для самих регионов.

Демографические и миграционные процессы свидетельствуют об устойчивой тенденции «перетекания» человеческого потенциала в наиболее благополучные регионы страны, что в перспективе может привести к весьма негативным социальным последствиям - «сжатию» освоенного и обжитого пространства не только на востоке и севере страны, но и во многих областях европейской части, расположенных вне зоны притяжения крупнейших агломераций.

Безусловно, между этими показателями и приоритетами региональной экономической политики существует прямая взаимосвязь, однако стандартные статистические показатели дают весьма приблизительное представление о доступности социальных услуг в регионах. Проблема заключается в том, что управление и финансирование в социальной сфере практически слабо влияют на улучшение здоровья населения, повышение качества образования, улучшение жилищных условий и т.д. Более того, согласно закону о бюджете РФ социальная политика является всего лишь частью статьи расходов на социально-культурные мероприятия, куда входят расходы на здравоохранение, образование, культуру, кинематографию и т.д. Таким образом, программно-целевая, согласованная экономическая политика уступает место финансированию разрозненных экономических программ, результаты которых не дают совокупного эффекта.

В целом получается, что, даже имея сходные возможности финансирования социальных расходов, региональные власти очень по-разному распределяют их по отраслям экономической сферы. При этом те отрасли, в которых сконцентрированы денежные трансферты населению, - экономическая политика и ЖКХ - отличаются наибольшим разбросом душевых расходов относительно социальных расходов в целом, особенно ЖКХ. В результате возможности поддержки населения зависят не только от душевой бюджетной обеспеченности, которую можно «подпитывать» федеральными перечислениями, но и от гораздо более субъективных моментов, таких, как позиция губернатора или мэра. Структурные диспропорции социальных расходов в регионах объективно ухудшают доступ населения к социальным программам.

По данным упомянутого исследования НИСП, основная тяжесть социальных расходов ложится на региональные и местные бюджеты, хотя централизация полномочий приводит к постепенному наращиванию социальных расходов федерального бюджета, особенно в образовании и здравоохранении. Внутри регионов финансирование всех социальных отраслей также постепенно перераспределяется вверх - с местного на региональный уровень. Фактически социальные функции и обеспечивающие их расходные полномочия, которые в развитых странах максимально привязаны к уровню местного самоуправления, все больше переходят на региональный уровень, тем самым затрудняя общественный контроль и общественную экспертизу экономически значимых решений.

Уровни бюджетов

Годы

Социальные услуги

Образование

Здравоохранение

Экономическая политика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Федеральный бюджет

2006 2007 2008 2009

25 27 24 26

22 19 21 23

14 12 20 21

39 52 32 56

0 0 0 8

Региональные бюджеты

2006 2007 2008 2009

34 31 40 42

21 24 43 44

46 43 53 56

41 31 49 51

34 38 54 58

Местные бюджеты

2006 2007 2008 2009

41 42 36 43

57 57 53 66

40 45 32 27

20 17 18 19

66 62 54 46


Таким образом, как максимальные, так и минимальные экономические расходы свидетельствуют о существенной разнице между регионами в их возможности обеспечивать достойный уровень жизни населения. Бюджетное перераспределение как основной механизм реализации экономической политики выравнивает региональные различия лишь на самом минимальном социальном уровне, а в целом способствует усилению диспропорций регионального развития. Во-первых, объективные тенденции социально-экономического развития пока не способствуют уменьшению диспропорций регионального развития. Во-вторых, возросшее перераспределение бюджетных ресурсов в 2005-х годах позволило повысить душевые социальные расходы слаборазвитых республик и автономных округов, но острота экономических проблем сохраняется, собственные доходы большинства региональных и местных бюджетов остаются низкими, а расходы не эффективны. В-третьих, масштабная политика перераспределения порождает сильные иждивенческие настроения: слаборазвитые регионы нередко опережают по душевым показателям бюджетных расходов регионы средней группы.

Таким образом, экономический рост, связанный с конъюнктурой сырьевого рынка последних лет, обеспечивает явные преимущества лишь нескольким сырьевым регионам и федеральным городам. Данные официальной статистики и социологических опросов, свидетельствующие о повышении уровня жизни населения в нашей стране, отражают всего лишь средние показатели, за которыми скрываются как благополучие одних регионов, так и нищета других. В октябре 2007 г. Д. Медведев, оценивая реализацию приоритетных национальных проектов, подчеркнул, что экономика является фундаментальной основой развития социальной сферы. Но при этом власти недостаточно обращают внимание на взаимосвязь между перспективами экономического развития и нынешним состоянием общественных институтов. Как показывает сопоставление рейтингов регионов по индексам развития человеческого капитала, качества жизни, инновационности и демократичности, все-таки наиболее перспективными выглядят регионы не самые богатые с точки зрения экономики или финансов, а более сбалансированные в своем экономическом и социальном потенциале. Предположительно, именно в Нижегородской, Калужской, Московской, Томской, Новосибирской областях можно ожидать ускоренное (по сравнению с другими регионами) развитие человеческого потенциала. Именно сбалансированное развитие регионов и является по всем определениям основной задачей как собственно региональной, так и региональной экономической политики.

 


3. Характеристика экономической политики Хабаровского края

.1 Территориальная дифференциация экономического развития

Повышение уровня и качества жизни населения края являлись приоритетными задачами Правительства Хабаровского края. Положительные тенденции в развитии экономики позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда, улучшить инфраструктуру социальной сферы, повысить уровень денежных доходов населения. Рост показателей уровня жизни населения в определенной мере повлиял на улучшение демографических показателей. В крае принят целый ряд законодательных и нормативных актов по развитию социальной сферы, реализовывались более двух десятков краевых социальных программ.

Формирование условий жизнедеятельности на каждой из территорий зависит, прежде всего, от их географического расположения, природно-климатических условий, накопленного экономического потенциала. Отличительными особенностями Хабаровского края являются: большая территория подавляющей части районов; значительная протяжённость края с севера на юг (13 районов относятся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям); очаговый характер расселения и слабая заселённость территории (плотность населения в 11 районах ниже среднекраевого показателя - 1,8 человек на 1 кв. км); неосвоенность обширных территорий края и неразвитость транспортных систем; суровые природно-климатические условия, ограничивающие развитие сельского хозяйства; неблагоприятная демографическая ситуация. Поэтому параметры социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов края всегда были неоднородны. В последние годы территориальная дифференциация ещё больше усилилась. Это было связано с включением механизмов рыночной конкуренции, с ослаблением регулирующей роли государства, с сокращением государственных инвестиций в региональное развитие.

Самый низкий показатель уровня безработицы наблюдался в городском округе «Город Хабаровск» - 1,2 процента, самый высокий - в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе - 14,5 процента. Дифференциация по этому показателю составила 12 раз.

Наиболее высокий объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного жителя наблюдался в Ульчском муниципальном районе (60 тыс. рублей), Аяно-Майском муниципальном районе (36,4 тыс. рублей), Охотском муниципальном районе (27,9 тыс. рублей). В общем объёме инвестиций в основной капитал 94,5 процента пришлось на городские округа «Город Хабаровск» и «Город Комсомольск-на-Амуре», Ульчский, Охотский и Ванинский муниципальные районы.

В 2004 году наиболее высокие показатели оборота розничной торговли в расчёте на одного жителя наблюдались в городских округах «Город Хабаровск» - 50,7 тыс. рублей и «Город Комсомольск-на-Амуре» - 41,5 тыс. рублей, наиболее низкие показатели в Солнечном и в Амурском муниципальных районах - по 4,8 тыс. рублей.

По величине среднедушевых собственных доходов местных бюджетов городские округа и муниципальные районы края различались в 16 раз, по уровню бюджетной обеспеченности расходов собственными доходами - в 4 раза. В среднем по краю собственные доходы бюджета в расчёте на одного жителя составили 6,2 тыс. рублей, в 9 муниципальных районах этот показатель выше краевого уровня. Наиболее высокий показатель в Аяно-Майском муниципальном районе (44 тыс. рублей), самый низкий показатель - в Амурском муниципальном районе (2,7 тыс. рублей). Дифференциация районов по уровню обеспеченности расходов бюджета собственными доходами составила 4 раза, наиболее высокий уровень бюджетной обеспеченности получен в городском округе «Город Хабаровск» (78,4 процента), наиболее низкий - в муниципальном районе имени Полины Осипенко (19,1 процента).

Само существование неоднородности является естественной формой существования пространственной структуры экономики любого государства. Однако такая резкая территориальная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение зон депрессивности и бедности. Чрезмерные различия в условиях жизни населения городских округов и муниципальных районов края воспринимаются населением как нарушение принципа социальной справедливости. Поэтому одной из основных задач краевой власти, принимая во внимание факт наличия территориальной дифференциации, является выработка территориальной политики, направленной на выравнивание условий социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов края, повышение их экономической самодостаточности.

По мере стабилизации и дальнейшего развития экономики будет происходить оживление социальной сферы - отраслей, стратегически важных для сохранения долгосрочных источников развития, создания благоприятного имиджа края.

3.2 Межрегиональные связи

Эффективность использования экономического потенциала региона во многом обусловлена его внешнеэкономическими и межрегиональными связями. Экономические связи Хабаровского края отражают направления и способы его интеграции в российское и мировое экономическое пространство.

По ряду объективных причин предпосылки расширения и углубления межрегиональных связей края с регионами Дальнего Востока, Сибири и западными регионами России по сравнению с перспективами роста экономических контактов в Азиатско-Тихоокеанском регионе менее значительны, но они существуют и их следует всемерно поддерживать. Имея более диверсифицированное производство, выгодное географическое положение, Хабаровский край по совокупной комплексной оценке уровня межрегиональных связей лидирует среди других дальневосточных территорий. Однако этот уровень нельзя считать достаточным.
 На внутренний рынок Российской Федерации и в страны СНГ в 2008 году поставлено около 28 процентов от общего объема вывезенной из края продукции. В 2008 году край поддерживал отношения лишь с семью странами СНГ и 68 регионами России. Доля товарооборота между Хабаровским краем и странами СНГ не превышала 0,9 процента от его общего объема, подавляющая доля взаимоотношений носила незначительный или эпизодический характер.

В 2008 году Хабаровским краем в регионы Российской Федерации поставлено продукции на 20,8 млрд. рублей, из которых 16,3 млрд. рублей было направлено в регионы Дальнего Востока и Сибири, или 78,4 процента от объемов по Российской Федерации. В свою очередь, край ввез основных видов продукции из регионов Российской Федерации на 66,2 млрд. рублей, в том числе - из регионов Дальнего Востока и Сибири - на 55,3 млрд. рублей (83,5 процента). В край завозится 100 процентов нефти и природного газа, около 60 процентов сжиженного газа, более 70 процентов угля, 100 процентов цемента, минеральных удобрений, почти 100 процентов зерна, сахара, растительного масла. Доля топливно-энергетических ресурсов в общем объеме ввоза основных видов продукции из регионов России составляет более 70 процентов. Основными поставщиками энергоресурсов являются производители Сибирского и Дальневосточного регионов (Тюменская, Читинская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия)).

В объеме товарооборота по Российской Федерации доля ввозимой в край из европейских регионов России продукции сократилась с 39,4 процента в 2005 году до 13,7 процента в 2008 году.

Положительные тенденции последних лет в экономике страны, рост инвестиционной активности, наметившееся повышение жизненного уровня населения дают возможность товаропроизводителям края к восстановлению существенной доли утраченных торговых и кооперационных связей с регионами Сибири и европейской части России. В настоящее время заключены торгово-экономические соглашения с 44 субъектами Российской Федерации. Однако транспортный фактор, даже с учетом более сбалансированного соотношения цен на промышленную продукцию и транспортных тарифов, будет являться постоянно действующим ограничителем поставок продукции из края в западные регионы страны.

Заключение


Основным субъектом реализации экономической политики в современном мире является государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Но существуют и центральные проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечивающий равенство интересов настоящего и будущих поколений. Экономика по-прежнему остаётся основой решений социальных проблем, экономического роста. Национальные экономики всё активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм поддержания экономической и политической стабильности, стимулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

В результате коренной трансформации российского общества изменяется характер экономической политики и роль государства как основного субъекта экономической политики. Государство ушло от полной монополии на данный вид деятельности. В регулировании экономических процессов всё более значимо участвуют многие субъекты: негосударственные предприятия и организации, общественные объединения и организации, частные лица. Экономическая политика всё более приобретает государственно-общественный характер.

Основные виды деятельности по реализации экономической политики государства:

а)      правотворческая деятельность законодательных органов;

б)      организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

в)      контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

г)       совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление экономическим развитием, в аспекте которого осуществляется экономическая политика чрезвычайно сложный процесс. В настоящее время это связано в первую очередь с формированием нового типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование экономической политики происходит в условиях сокращения объёма и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

В настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. В российском обществе положено начало процессу выработки новых компонентов, нового опыта в процессах самоопределения людей. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Либеральная политика означает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставлении им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастания роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включённые в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, в настоящее время можно выделить в социально-трудовой сфере следующие направления реформирования:

сфера труда и распределения доходов;

пенсионная система;

социальное страхование;

реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

социальная помощь.

Экономическая политика государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся экономическими вопросами. В разработке и реализации экономической политики государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные инвалиды).

Субъектами экономической политики выступают:

государственные ведомства и учреждения;

органы местного самоуправления;

внебюджетные фонды;

общественные, религиозные, благотворительные или иные;

негосударственные объединения;

коммерческие структуры и бизнес;

профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Действительно, обобщив многочисленные трактовки термина «экономическая политика», можно заключить, что в исследуемый период выделялись следующие общие моменты, соотносимые с рассматриваемым термином:

а) экономическая политика государства направлена на регулирование экономической сферы, социальных отношений, условий жизнедеятельности тех или иных групп населения;

б) экономическая политика формируется государством и другими субъектами социальной политики, непосредственно исходя из представлений о правовом государстве, рыночной экономике и т.п.;

в) экономическая политика имеет своей целью совершенствование условий, образа и качества жизни людей, прежде всего незащищенных групп граждан, и, таким образом, осуществляет непосредственное воздействие на устранение острых форм бедности среди них.

Ключевой задачей государственной политики в сфере борьбы с бедностью в исследуемый период становилось предотвращение дальнейшего обнищания и маргинализации части населения страны путем концентрации средств социальной помощи на удовлетворение нужд наиболее уязвимых социальных слоев российского общества. Аналогичную задачу можно было обнаружить и при анализе основных направлений социальной и экономической политики государства в условиях перехода к новым рыночным отношениям.

А.А. Разумов, исследовавший эти направления, выделил среди них следующие:

политика в области труда, социально-трудовых отношений;

политика в области заработной платы и доходов населении;

политика занятости, регулирование рынка труда;

социальная защита населения;

миграционная политика;

жилищная политика и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

политика в области образования;

политика в области здравоохранения;

политика в области культуры;

политика в области физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела, туризма.

Каждое самостоятельное направление, в свою очередь, включало такие приоритетные пути, которые, как представлялось теоретикам и практикам государственного управления в центре и на местах, приобретали решающее значение в борьбе с бедностью в регионах и в стране в целом. Так, политика в сфере труда и трудовых отношений реализовывалась через политику оплаты труда; социальное партнерство; охрану труда и социальное страхование; защиту трудовых прав граждан; политику занятости при структурной перестройке экономики.

Современное российское государство, находящееся в состоянии глубоких преобразований, в том числе и в экономической сфере, стоит на пороге переоценки роли государства в связи с решением задач повышения благосостояния граждан, улучшения демографической ситуации, реализации приоритетных национальных проектов. Именно поэтому сейчас как никогда важны теоретические, практические и компаративные изыскания в данной области. Несомненно, следует приветствовать исследования представителей смежных наук, тем более, если это ученые, обладающие не только широкими теоретическими познаниями, но и обширным практическим опытом в экономической сфере.

Во многом процесс изучения экономической сущности государства усложняет то обстоятельство, что термин «экономическое» в понятиях «экономические отношения» и «экономическая политика» трактуется традиционно более широко и менее «юридизировано», чем применительно к экономически развитому государству.

 


Список использованных источников и литературы


1.      Конституция Российской Федерации. - М.: Юрист, 2008.

2.      Гонтмахер, Е.Ш. Экономическая политика в России: уроки 90-х. /Е.Ш. Гонтмахер. - М., 2004. - С. 45

.        Григорьева И.А. Экономическая политика: основные понятия. /И.А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. - 2005. - Т. 1. - С. 36.

.        Григорьева И.А. Экономическая политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. / И.А. Григорьева - СПб., 2006. - С. 20

.        Григорьева И.А. Модели экономической политики: одна, две или больше? / И.А. Григорьева // Муниципальная власть, 2004. - №4.

.        Демографическая ситуация и миграция. Экономический атлас российских регионов. Тематические обзоры. Результаты переписи 2002 г.: региональный аспект // http://atlas.socpol.ru/.

.        Кадомцева С.В. Социальная защита населения: Учеб. пособие. / С.В. Кадомцева - М., 2005. - С. 13

.        Калашников С.В. Очерки теории социального государства. / С.В. Калашников - М.: «Экономика», 2006. - 362 с.

.        Матюшин М.Н. Государственная политика и управление: Учеб. пособие. / М.Н. Матюшин - Ярославль, 2004. - С. 23

.        Обзор экономической политики в России. Начало 2000-х / Под ред. Т.М. Малеевой. Независимый ин-т соц. политики. М., 2007. - С. 416 - 417

.        Путеводитель по выборам: политическая Россия-2007. М., 2007. - С. 170

.        Ракитский Б.В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе. Часть первая. Социальная политика. / Б.В. Ракитский - М: Институт перспектив и проблем страны, 2006.

.        Ракитский Б.В. Концепция экономической политики для современной России. / Б.В. Ракитский - М.: Институт перспектив и проблем страны, 2006. - С. 45

.        Ракитский Б.В. Государство в экономической политике (необходимость учета своеобразия исторической полосы развития) / Б.В. Ракитский // Перспективы и проблемы России. Выпуск №10. - М., 2006

.        Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. - С. 165 - 171

.        Социальное неравенство и публичная политика / Ред. кол.: В.А. Медведев (отв. ред.), М.К. Горшков, Ю.А. Красин. М., 2007

.        Экономическая политика. / под ред. Н.А. Волгина - М.: Экзамен, 2004. - с. 342

.        Экономическая политика: Толковый словарь / Под ред. Н.А. Волгина. - М., 2006. - С. 285

.        Экономическая политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2006.

.        Экономическая сфера: государственная политика и возможные альтернативы: Материалы «круглого стола» 8 октября 2003 г. - М., 2006. - С. 39

.        Тихонова Н.Е. Социальная эксклюзия в российском обществе. / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. 2002. - №6. - С. 14 - 15

.        Хлопонин А. Региональная политика: Осмысление пространства // Ведомости. 2006. 24 июля

.        Холостова Е.И. Экономическая политика./ Е.И. Холостова - М., 2007. - С. 16.

.        Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства. / Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева - М.: Дело, 2007.

.        Узяков А.Д. Правовые основы местной экономической политики. / А.Д. Узяков - СПб., 2007. - С. 6 - 7

26 Борисов Е.Ф., Волков Ф.И. Основы экономической теории. «Высшая школа». М., 2003

Борисов Е.Ф., Волков Ф.И. Основы экономической теории. «Высшая школа». М., 2003 г.

Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. «Наука», 2006 г.

. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 2006 г.

З0. Миронов В.А. Экономическая теория. М., 2004 г.

. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М. Дело. 2006 г.

. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 2004 г.

Похожие работы на - Особенности и проблемы развития региональной экономической политики на примере Хабаровского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!