Особенности и взаимосвязь малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,72 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности и взаимосвязь малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда

Введение

Актуальность исследования. В условиях постепенного выхода из мирового экономического кризиса целевой функцией макроэкономической политики России становится обеспечение устойчивого экономического роста и перехода экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Малое предпринимательство является одной из наиболее массовых форм бизнеса, во многом определяющей социально-экономическое и инновационное развитие страны. Малое предпринимательство является базовым элементом рыночной системы хозяйствования. Субъекты малого предпринимательства - наиболее многочисленный слой частных собственников. По своему экономическому положению и условиям жизни малый бизнес является основой для формирования среднего класса. Малый бизнес создает новые рабочие места, вовлекает в процесс общественного производства дополнительные трудовые ресурсы (пенсионеров, несовершеннолетних, многодетных матерей), формирует в обществе «идеологию предпринимательства».

В силу своих особенностей малое предпринимательство оказывается наиболее чувствительным к изменениям внешней среды и является достаточно рисковым видом деятельности. Интенсивный количественный и качественный рост субъектов малого предпринимательства без государственной поддержки невозможен. Развитие малого предпринимательства - важная государственная задача. В настоящее время наступил качественно новый этап государственной политики в сфере развития малого предпринимательства в России. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность государства на создание концепции развития данного сектора экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию сущности малого предпринимательства и его роли в экономике посвящены работы таких ученых, как: Альхимович И.Н., Борисов С.Р., Землянский Д.Ю., Оганян А.Р., Селиверстова Ю.А., Степанова Н.А. Анализ некоторых особенностей малого предпринимательства Волгоградской области дан в работах Андрейчикова Ю.Ю., Витальева А.А, Дьяковой Е.Е., Иванюка В.А., Косиновой Н.Н., Раткевич С.М. Вопросы государственной поддержки малого предпринимательства (как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях) рассматриваются в работах Гокинаевой И.А., Иванова А.К., Классен В.В., Ковач С.О., Козбаненко В.А., Коха И.А., Марченко М.Н., Петрунина Н.Ю. Определенное отражение на страницах специальных изданий получил и вопрос государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Волгоградской области (работы Коробова С.А., Мазницы Е.Е., Муруновой И.А., Таева А.Г., Фоминой С.И.). В названных работах нашли отражение многие аспекты взаимоотношений малого предпринимательства и органов власти и управления. Однако вопросы взаимодействия малого предпринимательства и администрации конкретного городского района практически не исследовались.

Цель исследования - анализ особенностей и взаимосвязи малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия субъектов малого бизнеса и районной администрации.

Предметом исследования явились субъекты малого предпринимательства Краснооктябрьского района г. Волгограда.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

·определить понятие, значение и место в экономике малого бизнеса;

·изучить теоретические и практические основы взаимосвязи администрации и малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда;

·охарактеризовать механизм взаимодействия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда и малого бизнеса на основе взаимной социальной ответственности

·выявить проблемы малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда;

·разработать рекомендации по совершенствованию взаимодействия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда и малого бизнеса.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области исследования проблем развития и управления малым предпринимательством.

Информационную базу исследования составила российская (в том числе волгоградская) специальная литература по вопросам малого предпринимательства, публикации в периодической печати, аналитические материалы органов государственной статистики РФ, нормативные акты и законодательные материалы, экономические и социологические исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности органов муниципальной власти, связанной с поддержкой малого предпринимательства.

Методологическую основу составили общенаучные (наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция) и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные. Использование названных методов познания позволило рассмотреть исследуемую проблему в комплексе и сделать соответствующие выводы.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы, а также приложения.

Глава 1. Теоретическая характеристика взаимоотношений власти и малого бизнеса

.1 Малый бизнес: понятие, значение, место в экономике

Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Он тяготеет к интеграции, поглощая и контролируя более мелких партнеров; интегрируясь в международные структуры, частично теряет свою независимость, подпадая под более сильные транснациональные структуры. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден конкурировать внутри своей группы, а также с крупными отечественными и иностранными компаниями. Это определяет заинтересованность предпринимателя, ведущего средний бизнес, в защите себя на внутреннем рынке путем проведения со стороны государства протекционистской политики и формирования определенных правил рыночных отношений. Следовательно, средний бизнес, в отличие от крупного, более тесно связан с национальными интересами.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Приведем законодательное определение малого предпринимательства. Оно дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209-ФЗ). В ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ указано, что субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Статья 4 ФЗ № 209-ФЗ устанавливает категории субъектов малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным, подробно изложенным в ФЗ № 209-ФЗ условиям. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, для малых предприятий это до ста человек включительно; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек. Определены также требования к предельным значениям выручки.

Специалисты отмечают, что лишь малые фирмы готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные фирмы в этом очень разборчивы. Так, средние фирмы берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Ряд авторов отмечает отличие российского малого и среднего бизнеса от зарубежного аналога. Это: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности; стремление к максимальной самостоятельности (обособленности); общий низкий технический уровень и низкая техническая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; высокая степень приспосабливаемости к внешним условиям хозяйствования; неразвитость самоорганизации и системы поддержки малого бизнеса; работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка; неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Число предприятий в России (в 2009-2010 гг.), тыс.: малые предприятия - 1602,5, в том числе микропредприятия - 1374,7. Малый бизнес присутствует практически во всех отраслях экономики России (рис. 1, приложение 1).

На рис. 2 (приложение 2) представлены отличительные особенности методов оценки эффективности развития и мониторинга малого предпринимательства. Специалисты отмечают, что наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджеты. Известны две стороны малого бизнеса в обеспечении занятости. Первая сторона - это создание рабочих мест для наемных работников. Вторая сторона - личное участие предпринимателя в процессе труда на малом предприятии (самозанятость).

По данным экспертов, к работе в секторе малого бизнеса дополнительно привлекается на условиях неполного рабочего дня значительное количество работников, которые составляют около 80% от официальной штатной численности. Вместе с тем в малом бизнесе нередко используется труд уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Кроме того, малые фирмы являются своеобразным полигоном для обкатки молодых кадров, подготовки кадров для среднего и крупного бизнеса.

Малое предпринимательство, функционирующее на конкретных территориях, тесно связано с потребностями населения, стремится удовлетворить спрос на товары и услуги региональных рынков. Гибкость малого предпринимательства позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и формировать новый спрос на товары и услуги. Предоставление большого ассортимента услуг не только населению, но и различным предприятиям и организациям повышает комфортность проживания граждан. Получение доходов от предпринимательской деятельности благоприятно сказывается на жизненном уровне населения и способствует формированию среднего класса.

Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду, способствуя более эффективному развитию экономики региона. Рассмотрим это на примере Волгоградской области и г. Волгограда.

О развитии малого предпринимательства Волгоградской области свидетельствует увеличение количества работающих на предприятиях этого сектора экономики за прошедший период 2011 г. Волгоградская область занимает первое место в Южном федеральном округе по числу малых и средних предприятий на душу населения. В настоящее время в регионе насчитывается около 15 тысяч предприятий, в которых работают более 106 тысяч человек. Численность занятых в них по сравнению с тем же периодом 2010 г. увеличилась на 5,5%. В основном малые предприятия Волгоградской области осуществляют свою деятельность в сферах торговли, строительства, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. В строительстве, сельском хозяйстве, торговле предприятия малого и среднего бизнеса составляют большинство.

В 2010 г. малый бизнес произвел 20% валового регионального продукта Волгоградской области. В 2010 г. только малыми и средними предприятиями произведено товаров и выполнено услуг на сумму более 100 млрд. рублей. Сектор малого и среднего бизнеса дает в консолидированный бюджет Волгоградской области порядка 16% налоговых поступлений.

Среднемесячная заработная плата одного работающего в малом бизнесе за 1-й квартал текущего года увеличилась на 35,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 8567 рублей. Оборот малых предприятий в фактических ценах вырос на 8,4% и составил 27,8 млрд. рублей.

В настоящее время в нашем регионе малое предпринимательство на селе представлено 419 малыми сельскохозяйственными предприятиями, 11600 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и 204 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. В совокупности ими, включая личные подсобные хозяйства граждан, производится 60% от общего объема получаемой сельскохозяйственной продукции. Из региональной казны осуществляются такие формы государственной поддержки, как субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, компенсация части затрат на приобретение электроэнергии, используемой для орошения сельхозкультур, за реализованную продукцию животноводства. Кроме того, малым субъектам агробизнеса оказывается финансовая помощь на развитие племенного животноводства, отечественного овцеводства, элитного семеноводства и многолетних насаждений, субсидирование части затрат на приобретение средств химизации, на уплату процентов по кредитам, по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. Только в 2010 г. объемы государственной поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам региона составили 180,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 132,1 млн. рублей, из областного бюджета - 48,3 млн. рублей. Наряду с этим, представителям малого и среднего предпринимательства агропромышленного комплекса области оказывается и информационно-консультационная поддержка. Она осуществляется специалистами регионального комитета по сельскому хозяйству и продовольствию и государственным учреждением «Областной Центр научной информации и консалтинга АПК Волгоградской области «Агроинформконсалтинг». Сельские предприниматели получают информацию о принципах ведения сельского хозяйства, бизнес-планирования, рыночных ценах на основные виды сельскохозяйственной продукции, о передовых технологиях и т.д. Все эти меры позволили в 2010 г. малым формам хозяйствования на селе обеспечить выполнение значительных показателей, а именно: производство скота и птицы на убой в живом весе достигло 135 тыс. тонн, производство молока - 417 тыс. тонн, яиц - 296 млн. штук.

Наиболее активно малый бизнес развивается в Городищенском районе, Волгограде, Волжском, Камышине, Михайловке.

На 1 января 2011 г. количество малых предприятий, действующих на территории Волгограда, составило около 9,2 тыс. субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и более 31,2 тыс. индивидуальных предпринимателей. Численность занятых на малых и средних предприятиях - 63,2 тыс. человек, что составляет около 13 % от общей численности занятого в экономике населения Волгограда. В Прогнозе социально-экономического развития Волгограда сказано, что прибыль организаций, расположенных на территории Волгограда, с учетом малого бизнеса, в 2011 г. прогнозируется в объеме 42 005,0 млн. рублей, или 104,8 % к 2010 г., в 2012 г. - 45 005,5 млн. рублей, или 107,1 % к 2011 г.

В Краснооктябрьском районе Волгограда (численность населения 153 тысяч человек) на конец 2010 г. зарегистрировано свыше 5000 предприятий, среди которых лишь 11 крупных. 30 % от численности населения, занятого в экономике Краснооктябрьского района, задействованы в малом бизнесе или являются индивидуальным предпринимателями. Наибольшее количество из них занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Что касается организационно-правовых форм малых предприятий, то их подавляющее число в Краснооктябрьском районе создано в форме обществ с ограниченной ответственностью (68%). 28,9% - индивидуальные предприниматели.

Некоторые статистические данные о малых предприятиях Краснооктябрьского района представлены в наглядном виде на схемах в приложении 3.

Итак, в современном обществе малое предпринимательство рассматривается важным фактором устойчивого экономического и политического развития общества. Безусловно, в условиях современной экономики уровень развития малого бизнеса является наиболее значимым индикатором зрелости и стабильности общества. Как часть экономической системы, малое предпринимательство вносит свой вклад в развитие регионов: увеличивает занятость, следовательно, снижает уровень безработицы; производит товары для населения, то есть наполняет потребительский рынок (в первую очередь региональный); снижает нагрузку на органы местного самоуправления по соблюдению социальных гарантий.

1.2 Основы взаимосвязи администрации и малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда

Одним из важнейших направлений деятельности органов муниципального управления является экономическое и социокультурное развитие местного сообщества. На территории любого муниципального образования, в том числе в Краснооктябрьском районе Волгограда, расположены промышленные предприятия, организации и учреждения, которые не только обеспечивают занятость населения, но и являются основным источником пополнения муниципального бюджета. Предприятия, организации и учреждения различаются по характеру и профилю деятельности, по значимости для местного хозяйства, по размерам - крупные, средние и малые. Среди них особого внимания местных органов власти заслуживают предприятия малого бизнеса в силу их особой значимости для жизнедеятельности местного сообщества. Они придают гибкость муниципальной экономической политике, производят товары и услуги непосредственно для местного населения, обеспечивают занятость и немалые поступления в муниципальный бюджет.

Для российского политического процесса характерна тесная связь бизнеса и власти. Администрация Краснооктябрьского района ведет работу по поддержке малого бизнеса, основываясь на соответствующей нормативно-правовой базе. Прежде всего, это Конституция РФ, ФЗ № 209-ФЗ. Ст. 11 ФЗ № 209-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Важное значение имеет Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этим Законом введено ограничение по частоте проведения плановых проверок. С 1 мая 2009 г. запрещено проверять организации и предпринимателей чаще, чем раз в три года. Контролирующие органы обязаны составлять план проверок и размещать его на сайте, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться. Компанию или предпринимателя должны предупредить о предстоящей проверке не позднее, чем за три рабочих дня до начала контрольного мероприятия. Следует отметить, что в нашем городе эти правила часто нарушаются.

Кроме того, в основе нормативной модели исследуемых взаимоотношений лежат: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», акты налогового, бюджетного, гражданского, земельного законодательства.

Действует специальный Закон Волгоградской области от 04.07.2008 № 1720-ОД (с последующими изм. и доп.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области».

Учитывая влияние регионального и муниципального аспектов на развитие нормативной модели указанных взаимоотношений, большую роль в ее создании играют также акты субъектов Федерации и акты муниципального уровня, прежде всего конституции и уставы, акты, принятые в области управления собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью, планы и программы социально-экономического развития и др.

Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 5 главы 1 Устава Города-Героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа Волгоград относится, в частности, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. В главе 4 Устава предусмотрено, что для решения вопросов местного значения в собственности Волгограда может находиться имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Волгоград, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства регламентируется Постановлением Администрации Волгоградской области от 13.07.2010 № 246-п «О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

Разработана и эффективно реализуется областная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 гг., которая строится по ряду направлений.

Решение о создании (ликвидации) территории предпринимательской активности принимается Волгоградской городской Думой по представлению главы Волгограда на основании заключения Комиссии по рассмотрению вопросов создания, функционирования и ликвидации территорий предпринимательской активности в Волгограде, состав и положение о которой утверждены Постановлением главы Волгограда от 08.09.2010 № 2288 (ред. от 20.06.2011). Решение о создании территории предпринимательской активности включает специальное Положение о территории предпринимательской активности. Месторасположение, границы, размер, срок функционирования территории предпринимательской активности и конкретные условия режима экономического благоприятствования определяются названным Положением. На территориях предпринимательской активности участникам и базовым предприятиям предоставляются устанавливаемые Положением в соответствии с законодательством РФ, Волгоградской области и муниципальными правовыми актами Волгограда следующие виды муниципальной поддержки (одинаковые для всех участников соответствующей территории предпринимательской активности и базового предприятия):

понижение до 50% налоговых ставок по местным налогам, применение понижающих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход;

предоставление инвестиционных налоговых кредитов уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства Российской Федерации;

снижение до 50% размера арендных платежей за использование муниципального имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, используемых в целях осуществления деятельности на территориях предпринимательской активности.

В ноябре 2010 г. администрация города утвердила муниципальную целевую программу «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2011-2013 годы. Программа долгосрочная и качественно новая. В ней отражены традиционные направления, как финансовая и имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства, так и проработаны новые идеи. К примеру, это дополнительное развитие системы информационной поддержки и создание положительного имиджа субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда.

Принято Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 08.08.2011 № 872 «О проведении ежегодного открытого чемпионата Волгоградской области по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру».

В структуре администрации созданы специальные органы для осуществления взаимодействия с субъектами предпринимательства. Так, в Комитете по предпринимательству Администрации г. Волгограда имеется отдел развития и защиты предпринимательства. Структура администрации Краснооктябрьского района представлена в приложении 4. Очевидно, что наибольшую роль в обеспечении взаимодействия администрации с субъектами предпринимательства играет Отдел по развитию предпринимательства, защите прав потребителей и землепользованию (далее - Отдел).

Правовую основу деятельности Отдела составляет Конституция РФ, законы РФ и Волгоградской области, нормативно-правовые акты РФ и Волгоградской области, иные местные нормативно-правовые акты. Численность Отдела определяется штатным расписанием.

Основными задачами Отдела является: 1. Разработка основных направлений и принципов развития предпринимательства в Краснооктябрьском районе г. Волгограда. 2. Координация деятельности функциональных, территориальных и отраслевых органов администрации Краснооктябрьского района, направленной на оказание содействия в развитии субъектов предпринимательства (в т.ч. малого) в Краснооктябрьском районе. 3. Осуществление взаимодействия Отдела с органами государственной власти РФ, Волгоградской области, г. Волгограда, отраслевыми, функциональными и территориальными органами администрации муниципального образования г. Волгоград по вопросам, связанным с развитием предпринимательства в Краснооктябрьском районе. 4. Реализация единой федеральной, региональной и городской стратегии развития предпринимательства всех форм собственности для решения социально-экономических задач. 5. Содействие в реализации проектов предприятий, направленных на социально-экономическое развитие района и обеспечение его жизнедеятельности. 6. Разработка и осуществление мероприятий по привлечению внешних и внутренних инвестиций в малое и среднее предпринимательство. 7. Реализация политики администрации Краснооктябрьского района на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды по вопросам развития предпринимательства. 8. Проведение мониторинга предпринимательства в Краснооктябрьском районе.

Функции Отдела: 1. Осуществляет подготовку и внесение предложений по совершенствованию экономической и социальной политики Отдела в отношении деятельности субъектов предпринимательства на территории Краснооктябрьского района. 2. Разрабатывает проекты распоряжений и постановлений главы Краснооктябрьского района по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, и осуществляет оперативный контроль исполнения данных распоряжений. 3. Осуществляет взаимодействие с Комитетами городской Думы Волгограда по вопросам, связанным с развитием предпринимательства. 4. Проводит анализ проблем, стоящих перед субъектами предпринимательства, вносит предложения по их решению. 5. Организует проведение встреч представителей администрации г. Волгограда с субъектами предпринимательства. 6. Осуществляет реализацию мероприятий, предусмотренных Муниципальной целевой программой «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2011-2013 годы, а так же вносит предложения по ее совершенствованию. 7. Разрабатывает меры муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же принимает участие в их реализации. 8. Осуществляет взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами администрации г. Волгограда и Волгоградской области, налоговыми, правоохранительными и иными муниципальными и государственными органами по вопросам, оказания содействия в развитии предпринимательства. 9. Проводит работу по привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в федеральных, региональных и муниципальных программах, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. 10. Ведет реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки от администрации Краснооктябрьского района. 11. Оказывает, в пределах установленной компетенции, консультационную помощь субъектам предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности. 12. Проводит комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня образованности руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же населения города по вопросам ведения предпринимательской деятельности.

Структура Отдела такова. Руководит Отделом начальник Отдела Пустовалов П.Ю. Начальник имеет одного заместителя. Отдел подразделяется на сектора: 1) сектор по развитию предпринимательства; 2) сектор по защите прав потребителей; 3) сектор по землепользованию; 4) сектор учета и отчетности. В каждом из секторов имеется руководитель сектора и несколько сотрудников.

Положительным в работе Отдела следует признать следующее: используются прямые и косвенные механизмы поддержки малого бизнеса (возмещение затрат по договорам финансовой аренды (лизинга); на землеустроительные работы; по договорам аренды помещений и объектов капстроительства и т.д.). В приоритетном порядке муниципальную поддержку могут получить субъекты малого бизнеса, осуществляющие деятельность в следующих сферах:

·промышленное производство и строительство;

·инновационная деятельность во всех отраслях предпринимательства;

·производство импортозамещающей и экспортной продукции;

·защита окружающей среды;

·въездной, внутренний туризм и гостиничный комплекс;

·бытовое обслуживание населения.

Также преференции оказываются молодежи и начинающим предпринимателям.

Однако имеются и недостатки. Так, не выделен отдельно сектор по развитию именно малого и среднего предпринимательства. Между тем, малый и средний бизнес, как было отмечено выше, имеют весьма существенные отличия от бизнеса крупного. Поэтому только выделение сектора по развитию малого и среднего предпринимательства дало бы возможность полноценно обеспечить реализацию эффективных механизмов развития организаций малого и среднего бизнеса в Краснооктябрьском районе Волгограда, а также организовать более эффективное взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, работники Отдела не всегда достаточно оперативно осуществляют мониторинг проблем малого бизнеса: текущей ситуации и перспектив. Также Отдел практически не влияет на такие негативные для предпринимателей факторы, как рост цен на энергоносители, сырье, тарифы; трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов. Недостаточной нужно признать и деятельность Отдела по привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Практически не ведется никакой работы по обеспечению малого предпринимательства квалифицированными кадрами.

Итак, в Российской Федерации в последние годы предпринимаются большие усилия по развитию малого бизнеса. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в конкретных мерах государственной поддержки малого предпринимательства, совершенствуется законодательство, развивается инфраструктура и институциональные структуры поддержки малого бизнеса. Успешно развивается малое предпринимательство и в Волгограде, в том числе в Краснооктябрьском районе, чему способствует и деятельность Отдела по развитию предпринимательства, защите прав потребителей и землепользованию администрации Краснооктябрьского района. Однако не всегда положительные наработки и инициативы областных властей и общественных объединений предпринимателей получают развитие в районе. Чтобы изменить это положение, одним из важнейших критериев оценки работы как названного Отдела, так и в целом администрации Краснооктябрьского района должна стать действенность поддержки развития малого бизнеса в районе.

Глава 2. Малый бизнес в Краснооктябрьском районе г. Волгограде: тенденции взаимоотношений с администрацией

.1 Механизм взаимодействия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда и малого бизнеса на основе взаимной социальной ответственности

Рассмотрим формы взаимодействия власти и субъектов малого предпринимательства Краснооктябрьского района. Наиболее существенными выступают такие формы:

нормативно-правовое регулирование - принятие актов в пределах компетенции администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, контроль за исполнением актов вышестоящего уровня, обязательных для предприятий (определение порядка, утверждение правил, разработка инструкций, установление нормативов, принятие планов, программ развития и др.);

административное регулирование (ликвидация, реорганизация, преобразование, передача, утверждение цен, тарифов и пр.);

контроль (учет, отчеты, плановые и внеплановые проверки, ревизии, инвентаризации, аттестации, комплексные или отраслевые экспертизы и пр.);

координация (при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, планов, проектов);

информационно-методическая и аналитическая форма (например, анализ эффективности заключаемых договоров, контрактов, реализуемых за счет средств бюджета; оказание информационно-консультативных услуг, разработка и рассылка методических материалов и рекомендаций и др.);

государственная и муниципальная поддержка (льготное налогообложение, предоставление наиболее благоприятных условий, разработка системы мер стимулирования и др.).

Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке, защите, что осуществляется в различных формах:. Инвестиционная и финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.

Администрация Краснооктябрьского района в рамках данного направления: 1) осуществляет финансирование проектов субъектов малого предпринимательства по приоритетным направлениям; 2) формирует целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства; 3) осуществляет имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства посредством финансового лизинга; 4) реализует программы типа "Микрокредитование", "Гарантия" и пр.

В текущем году на уровне 2010 г. сохранены величина базовой ставки арендной платы за муниципальные нежилые помещения и значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) для расчёта единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.

За счет средств федерального и областного бюджетов реализуются мероприятия по субсидированию малых предприятий. Так, в первом полугодии 2011 г. заключено 40 договоров. Предприниматели получили субсидий на сумму более 3,68 млн. руб., в том числе из федеральной казны - 1,63 млн. руб., областной - 2,04 млн. руб..

Приведем также данные по региону в целом. На государственную поддержку малого и среднего бизнеса Волгоградской области в 2011 г. дополнительно привлечено 174 млн. рублей. В Минэкономразвития России одобрили заявки, направленные администрацией Волгоградской области на конкурс по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. По результатам конкурсного отбора нашему региону будет предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 174 млн. рублей. Благодаря победе в конкурсе объем бюджетных средств, предусмотренных в 2011 г. на адресную финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в нашей области, увеличился по сравнению с прошлым годом на 55% и составил 185,45 млн. рублей (37,45 млн. рублей - из областного бюджета, 148 млн. рублей - из федерального).

Для упрощения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области к финансовой поддержке Управлением развития предпринимательства уменьшен пакет документов, представляемый для получения субсидии. Из пакета документов исключены два документа, которые ранее предприниматели самостоятельно запрашивали в налоговом органе: выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и справка об отсутствии задолженности по налогам.. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Администрация Краснооктябрьского района в рамках данного направления: 1) создает фонд поддержки малого предпринимательства в Краснооктябрьском районе; 2) содействует развитию лизинговой деятельности в сфере малого предпринимательства; 3) содействует развитию инфраструктурных организаций поддержки малого предпринимательства, в том числе консалтинговых структур и общественных объединений предпринимателей. Осуществляется грантовая поддержка из Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере.

Элементами инфраструктуры, обеспечивающей поддержку малого и среднего бизнеса и внедрение инноваций, являются, в частности, бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор - это место, где 20-40 субъектов малого бизнеса смогут арендовать по льготным ценам помещения, оргтехнику, каналы связи, получать помощь квалифицированных юристов, бухгалтеров и экономистов. Однако в Краснооктябрьском районе таких бизнес-инкубаторов пока нет. . Подготовка квалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства. Развитие информационно-консультационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Администрация Краснооктябрьского района в рамках данного направления осуществляет: 1) подготовку квалифицированных кадров для малого предпринимательства путем проведения обучающих семинаров; 2) повышение квалификации руководителей субъектов малого предпринимательства; 3) проведение семинаров-тренингов.

Так, с 27 октября по 9 ноября 2011 г. в Волгограде прошел новый цикл семинаров для предпринимателей по вопросам градостроительства, землепользования и потребительского рынка. Организатор семинаров - комитет по предпринимательству администрации Волгограда. О нововведениях в законодательстве рассказали представители департаментов муниципального имущества, потребительского рынка, комитетов по градостроительству и архитектуре, земельных ресурсов. Кроме того, информацию о возможности получения предпринимателями субсидий за счет средств областного бюджета предоставили специалисты Управления развития предпринимательства Администрации Волгоградской области. В Краснооктябрьском районе семинар для предпринимателей состоялся 28 октября в зале заседаний районной администрации;

) информационно-консультационную поддержку субъектов малого предпринимательства. малый бизнес администрация власть

Рассказать о ресурсах поддержки и возможностях развития бизнеса: субсидиях, программах, банковских продуктах и других финансовых инструментах, доступных сегодня предпринимателям Волгограда и области - такова была задача конференции «Поддержка малого и среднего бизнеса», организатором которой выступило ВОО «ОПОРА РОССИИ» (сентябрь 2011 г.). О муниципальной программе поддержки предпринимательства рассказала Наталья Волкова, председатель комитета по предпринимательству администрации города Волгограда. По ее словам, важным шагом в работе с предпринимателями стало проведение собраний в районах с участием представителей профильных комитетов администрации Волгограда. На таких встречах каждый предприниматель может получить ответы на самые злободневные вопросы. Также важным шагом в сотрудничестве с предпринимателями стало открытие многофункционального центра, где в режиме одного окна можно оформить любые документы, при этом все дополнительные согласования центр берет на себя, а срок оформления документов составит не более месяца. Комитет также ведет бесплатный юридический прием для предпринимателей за счет средств муниципальной программы поддержки. По ее словам, в 2012 г. будет запущена муниципальная программа субсидирования организаций малого и среднего бизнеса, где будут заложены значительные средства на поддержку волгоградских предприятий.. Формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве, развитие выставочной и рекламной деятельности, междугородных и межрайонных связей.

Администрация Краснооктябрьского района в рамках данного направления занимается:

) проведением выставок, ярмарок на территории Краснооктябрьского района и за его пределами с непосредственным участием в них субъектов малого бизнеса;

) проведением "круглых столов", семинаров, конференций с участием представителей субъектов малого предпринимательства, органов власти;

) организацией целевых радио- и телепередач (программ), конкурсов, семинаров и других мероприятий по пропаганде малого бизнеса.

октября 2011 г. в зале Волгоградского областного совета профсоюзов прошло мероприятие, посвященное дню предпринимателя в Волгоградской области. Бизнесмены малого и среднего звена из Волгограда и районов области принимали поздравления от властей, наслаждались праздничной программой и получали награды за участие в ежегодном областном конкурсе. В 2007 г. аналогичный конкурс проходил по трем номинациям - «Лучшее малое предприятие года», «Лучший предприниматель года» и «Самая чистая и благоустроенная территория, прилегающая к торговому центру». Одним из победителей областного конкурса в номинации «Лучший предприниматель года» стал предприниматель из Краснооктябрьского района А. Маттиев (ремонт и пошив головных уборов).

мая 2010 г. в администрации Волгограда состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню российского предпринимательства. В зале мэрии собрались лучшие представители предпринимательства Волгограда, победители городских конкурсов «Царицынский бизнес-2010» и «Автотехсервис-2010». Специальными дипломами, памятными подарками отмечены победители ежегодного городского конкурса «Царицынский бизнес». Ими стали:

в номинации «Предприниматель года в сфере розничной торговли» - Пучкова Юлия Сергеевна, индивидуальный предприниматель (Краснооктябрьский район); - в номинации «Предприниматель года в сфере общественного питания» - Царюков Сергей Александрович, руководитель ООО «Касабланка» (Краснооктябрьский район).

сентября 2011 г. в Волгограде подвели итоги конкурса среди предприятий общественного питания. В конкурсе участвовали 15 предприятий общественного питания из всех районов города. Их работа оценивалась жюри по нескольким критериям. В том числе, баллы начислялись за отсутствие обоснованных нареканий со стороны клиентов, соответствие среднемесячной заработной платы работников минимальному размеру оплаты труда по региону, наличие информации для потребителей и сведений о составе и пищевой ценности приготовляемых блюд, создание условий для беспрепятственного доступа в кафе людей с ограниченными возможностями. Учитывалось также время обслуживания и наличие дополнительных услуг для посетителей. Жюри отметило работу кафе «Капучино Токио» (ООО «Вкус жизни», Краснооктябрьский район);

) изданием статей и рекламных материалов, направленных на формирование положительного имиджа предпринимательской деятельности; 5) подготовкой и изданием газет, журналов, информационных бюллетеней и пр.; 6) созданием информационного портала на базе различных сайтов, типа "Малый бизнес" и др.. В начале февраля 2011 г. открылся новый общественный портал малого и среднего бизнеса.. Совершенствование правовой базы для эффективного развития малого предпринимательства, обеспечение его правовой защиты.

Администрация Краснооктябрьского района в рамках данного направления обеспечивает: 1) обновление и систематизацию муниципальных правовых актов в области малого предпринимательства; 2) проведение анализа, мониторинг предпринимательской среды, формирование программ и концепций поддержки малого предпринимательства.

Для предпринимателей создается служба правовой защиты и экономической безопасности. Уже в январе 2011 г. запущен проект «Преодоление административных барьеров и коррупции в малом бизнесе». Состоялось анкетирование предпринимателей, организована «горячая линия» и создан Общественный совет. В мае 2011 г. в Общественной палате Волгоградской области проведен круглый стол по этой тематике. В феврале 2011 г. стартовал проект «Экология и малый бизнес». В программе мероприятий - организация субботников, проведение эко-туров, конкурса на лучшее благоустройство зданий, павильонов, киосков и прилегающей территории к предприятиям малого бизнеса. Также прошли три семинара «Экологический ликбез», круглые столы «Чистая вода - что мы пьем?», «Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой» (загрязнение воздуха, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы бытовых отходов), «Экологические бизнес-пути внедрения экологических элементов, технологий в малое предпринимательство». Во всех этих проектах активное участие принимали и субъекты малого предпринимательства Краснооктябрьского района.

Администрация Краснооктябрьского района ведет работу по поддержке малого бизнеса в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009 - 2011 годы. В результате субъекты малого предпринимательства на равных условиях привлекаются к участию в конкурсах для выполнения муниципальных заказов, определен перечень объектов муниципального нежилого фонда, предназначенного для имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства Краснооктябрьского района.

Все изложенное свидетельствует о достаточно развитой структуре взаимоотношений администрации Краснооктябрьского района с субъектами малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства Краснооктябрьского района является важной составляющей в процессе экономических и социальных преобразований, обеспечивающей стабильный экономический рост. Однако у предпринимателей района есть много и нерешенных проблем.

2.2 Проблемы малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда и пути их решения

Существуют определенные особенности российской экономики и политики, которые препятствуют успешному развитию малого бизнеса, в том числе и в рассматриваемом нами районе. Одна из проблем состоит в том, что администрация района, а также население далеко не всегда адекватно оценивают потенциальные возможности сектора малого бизнеса для экономики и общества, для муниципального сообщества. Наряду с этим, другой сложной задачей является то, что успешная разработка и внедрение политики по отношению к малому бизнесу Краснооктябрьского района требует понимания интересов и нужд малых предприятий всеми органами власти на всех уровнях, а не только администрацией района.

Кроме того, малый бизнес ориентируется преимущественно на обслуживание населения, поэтому его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом населения, что особенно ярко проявилось в период недавнего экономического кризиса. Имеет место крайний перекос развития малого предпринимательства в сторону торговли и явный недостаток других видов деятельности (это характерно не только для Краснооктябрьского района, но, пожалуй, и для всей России в целом).

Сдерживающими факторами развития малого бизнеса Краснооктябрьского района сегодня являются несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Важным условием развития малого бизнеса является возможность арендовать и выкупать производственные и офисные площади и землю. В настоящее время собственное помещение есть только у 15% малых предприятий, работающих менее трех лет, и у 32% - более трех лет. Основными препятствиями в доступе к производственным площадям представителей малого бизнеса отмечаются: высокие цены на объекты недвижимости - 55,4%; отсутствие долгосрочных кредитов - 13,1%; возможность приобретения только через чиновников - 15,6%. Более половины предпринимателей расходуют на аренду 30% всех издержек предприятия.

Основными проблемами использования недвижимости для малого бизнеса являются: острый дефицит внешнего финансирования, в частности, банковских кредитов; недостаточное предложение, следствием чего являются высокие цены; незаконная деятельность на рынке недвижимости представителей органов региональных и местных властей.

Достаточно серьезную проблему для малого бизнеса также представляют большие затраты на аренду земли под производственные помещения. Ее суть кроется в неадекватной разработке критериев, выбранных за основу проведения кадастровой оценки земли в различных районах Волгоградской области, что также является компетенцией органов региональной власти.

Формирование финансовых ресурсов малого бизнеса является одним из наиболее значимых факторов, необходимых для его развития. Специфика предприятий малого бизнеса в том, что в силу своего размера и финансового состояния им сложно воспользоваться услугами крупных банков, страховых компаний, инвестиционных фондов на общих условиях. Издержки обслуживания крупного и малого бизнеса по кредиту или по страхованию мало различаются, но для малых предприятий это зачастую недоступные затраты. Получить банковский кредит сложно, т.к. банки предъявляют более жесткие требования к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду повышенных рисков и отсутствия достаточно длительной кредитной истории.

С другой стороны, присущая малому бизнесу специфическая структура активов еще сильнее усложняет процесс поиска денежных средств. Кроме того, банковский сектор больше ориентирован на крупный бизнес, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам. В настоящее время в источниках финансирования предприятий малого бизнеса в целом по России кредиты банков занимают всего 6%, что недостаточно для его развития. В частности, источниками финансирования предприятий малого бизнеса Краснооктябрьского района являются: реинвестирование прибыли предприятия (60,4%), личные средства собственника предприятия (30,5%), кредиты банков (16,2%). Высокая процентная ставка за пользование кредитом, предоставление залога, оформление финансовых документов и слишком короткие сроки кредитования, - основные причины невостребованности банковских кредитов. Следовательно, создание в регионе специализированных учреждений, выступающих гарантом для небольших частных банков, кредитных и других учреждений, по обслуживанию малого бизнеса, является перспективным направлением его региональной поддержки.

Особо следует отметить, что развитие малого предпринимательства тормозится многочисленными административными барьерами, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, выделении и аренде производственных и торговых помещений, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций, многочисленными и не всегда оправданными проверками. Среди проблем - не только эффективное взаимодействие власти и малого бизнеса, но и специальные режимы налогообложения, вопросы финансирования и кредитования малого бизнеса, а также проблемы трудовых отношений и социальной защиты предпринимателей и наемных работников. Причем не все перечисленные проблемы могут быть решены районной администрацией, т.к. большинство из названных действий осуществляется на основе федерального законодательства.

Как показывает практика, желающих открыть свое собственное дело в Краснооктябрьскои районе не так уж мало. Среди них и высококвалифицированные специалисты, потерявшие работу в результате сокращения производства (например, завода «Красный Октябрь»), и высококвалифицированные рабочие, стремящиеся наиболее полно реализовать свои способности в творческом труде, а также предприимчивые организаторы, которые хорошо чувствуют рыночную конъюнктуру. Но при этом многие начинающие предприниматели слабо представляют возможные варианты формирования первоначального капитала и первые шаги в развитии бизнеса. Есть и такие, которые успешно начинают свою предпринимательскую деятельность, но попадают в сложное положение при расширении производства, привлечении большего числа наемных работников, изменении ассортимента продукции. Здесь особенно необходима поддержка малого предпринимательства со стороны органов местного самоуправления.

Для дальнейшего развития малого предпринимательства Краснооктябрьского района г. Волгограда и повышения эффективности его деятельности необходима помощь этому сектору экономики по следующим направлениям: - разработка и реализация предпринимателями Краснооктябрьского района совместно с научными работниками района и в целом г. Волгограда инвестиционных проектов в сфере науки, высоких технологий и инноваций в целях обеспечения на малых предприятиях Краснооктябрьского района более высокого уровня организации производственных процессов, получения ими существенных конкурентных преимуществ на межрегиональном и международном рынках; - проведение анализа кадрового обеспечения, состояния подготовки кадров в малом предпринимательстве; - создание перечня научно-исследовательских разработок, выполненных вузами г. Волгограда по проблемам малого бизнеса; - обобщение опыта и полученных результатов реализации программ поддержки малого предпринимательства в других городах России; - проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам деятельности малого предпринимательства при совместном участии предпринимателей, ученых, представителей администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда и общественных организаций района; - осуществление периодического мониторинга по выявлению проблем, возникающих в деятельности субъектов малого предпринимательства Краснооктябрьского района. Данные мониторинга дают возможность администрации, а также другим участникам рыночных отношений при адаптации к рынку осуществлять меры регулирующего характера. Ключевыми направлениями деятельности по регулированию администрацией Краснооктябрьского района адаптационных процессов в сфере малого бизнеса могут стать следующие: 1. программа поддержки предприятий в первые 2-3 года их функционирования; 2. формирование производственной и рыночной инфраструктуры: материально-техническое обеспечение, бизнес-инкубаторы, венчурные фирмы, консультационные услуги, рыночная информация и другие. 3. оптимизация взаимоотношений с администрацией Краснооктябрьского района и в целом с органами государственного управления, в совокупности образующими внешнюю среду жизнедеятельности малого предприятия; 4. совершенствование деятельности администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда по формированию правовой базы, реализации программ помощи по направлениям деятельности малых предприятий района; 5. развитие системы мониторинга процессов адаптации субъектов малого предпринимательства к условиям реальной рыночной среды, имеющей место в Краснооктябрьском районе Волгограда, придание процессу прозрачности в информационном поле. Наиболее приемлемой формой работы по обеспечению гласности является регулярное освещение динамики развития предпринимательства в волгоградских средствах массовой информации, регулярное размещение в сети Интернет специальных обзоров.

С другой стороны, малое предпринимательство призвано активнее участвовать в общественных делах района, проявлять социальную ответственность перед населением. Приведем пример. 7 октября 2011 г., отчитываясь о работе за текущий год, Краснооктябрьский глава Олег Белоусов отметил: «Мы посчитали вместе с депутатским корпусом, что нам надо отремонтировать около 95 двориков, а денег пока хватило только на 23. То же самое и по детским площадкам, по спортивным. Мы понимаем, что сразу столько средств мы не найдем, но постепенно продвигаемся вперед». Есть сегодня проблемы и с парками, озеленением, с наведением чистоты. Думается, в решении указанных проблем могли бы принять самое активное участие малые предприятия района, как и в решении проблемы несанкционированных свалок в частном секторе. Проблем в районе пока достаточно. Поэтому главное - не терять взаимопонимания и совместно работать дальше.

Во взаимоотношениях администрации Краснооктябрьского района и малого бизнеса необходима, прежде всего, ясность и прозрачность. Для этого важно построить взаимоотношения на основе законодательства, четко прописанных нормативных актов и договоров. Вот почему важным направлением взаимодействия власти и предпринимательства является вовлечение ассоциаций предпринимателей Краснооктябрьского района в нормотворческий процесс, в подготовку изменений законодательства о малых предприятиях, экспертизу проектов законов.

К сожалению, на муниципальном уровне предприниматели пока разобщены и не способны должным образом отстаивать свои интересы. Помочь предпринимателям объединиться - это задача, которую необходимо взять на себя не только крупным объединениям предпринимателей, региональных ассоциаций малого бизнеса, но и администрации района.

Итак, развитие малого предпринимательства в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в среднесрочной перспективе должно быть направлено на повышение его роли в укреплении социально-экономического партнерства, обеспечение взаимодействия органов государственной власти местного самоуправления (администрации района) с субъектами предпринимательской деятельности. Важнейшей задачей является улучшение взаимоотношений власти и малого бизнеса.

Заключение

Малое предпринимательство занимает важное место в экономике Краснооктябрьского района г. Волгограда, оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры и приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, расширения номенклатуры производимых товаров и услуг.

Малое предпринимательство решает ряд важных задач: формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений; расширение ассортимента и повышение качества товаров (работ, услуг); приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; формирование социального слоя собственников - основы среднего класса; активизация научно-технического прогресса.

Деятельность малых предприятий Краснооктябрьского района г. Волгограда является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики района.

Успех развития малого бизнеса зависит, в первую очередь, от муниципальной администрации. Мировой опыт развития малого бизнеса в индустриально развитых странах и в передовых регионах России убедительно подтверждает эффективность поддержки бизнеса со стороны местных органов власти. Направления и способы такой поддержки малого предпринимательства могут быть разнообразными.

Развитие взаимосвязи малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда преследует цель создания условий устойчивого экономического развития района, эффективного использования всех форм собственности на территории Краснооктябрьского района для удовлетворения потребностей его населения. Анализ указанных взаимоотношений, осуществленный в форме исследования нормативной правовой базы, практики деятельности администрации Краснооктябрьского района, показывает, что у муниципальных органов существуют необходимые предпосылки для налаживания эффективного взаимодействия с экономическими субъектами, в том числе с малыми предприятиями, превращения этих взаимоотношений в фактор ускорения социально-экономического развития регионов.

В последние годы усиливается поддержка администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда субъектов малого предпринимательства: совершенствуется нормативно-правовая база; разрабатываются и утверждаются экономические программы, способствующие повышению эффективности работы предприятий; внедряются новые организационные механизмы взаимодействия, способные обеспечить диалог бизнеса и власти; устраняются либо существенно снижаются многие административные барьеры, препятствующие выходу предприятий на рынок, созданию конкурентной экономики; обеспечивается прозрачность, открытость взаимоотношений. Многоканальность взаимоотношений позволяет полнее учитывать интересы их субъектов.

Вместе с тем, малое предпринимательство Краснооктябрьского района по-прежнему испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа администрации, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности муниципальных программ развития малого предпринимательства, по устранению административных барьеров, и т.д.

С другой стороны, малое предпринимательство призвано активно участвовать в общественных делах района, реально проявлять социальную ответственность перед населением.

Решение задач социальной и экономической направленности ставит вопрос развития субъектов малого предпринимательства в ряд важнейших государственных задач, делает их частью экономической политики государства.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.01.2009.

2.Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - 19.10.1999; 28.07.2011.

.Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. - 30.12.2008; 25.07.2011.

5.Закон Волгоградской области от 04.07.2008 № 1720-ОД (с последующими изм. и доп.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» // <#"justify">Научная и учебная литература

1.Агеев С.В. Развитие малого предпринимательства как фактор модернизации и инновационного развития страны // Экономика строительства. - 2011. - № 2. - С. 9-13.

2.Альхимович И.Н. Малое предпринимательство в социально-экономической системе переходного периода: определение, значение, перспективы развития // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2011. - № 1-14. - С. 6-77.

.Борисов С.Р. Принципы и направления конкурентной политики в сфере малого и среднего предпринимательства // Современная конкуренция. - 2011. - № 1. - С. 5-20.

.Гокинаева И.А. Формирование поддержки и развития малого предпринимательства // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 1-17. - С. 46-49.

.Григорьев Л.М. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации; под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. - М.: ТЕИС, 2011. - 354 с.

.Дьякова Е. Бюджетная поддержка предпринимательства Волгоградской области в условиях кризиса // Предпринимательство. - 2009. - № 8. - С. 126-130.

.Зеленская М. Кому закон не писан... // Деловой Волгоград. - 2010. - № 9(37). - С. 5-7.

.Иванов А.К. Современные механизмы поддержки малого предпринимательства // Экономика и управление. - 2011. - № 3. - С. 92-95.

.Классен В.В., Ковач С.О. Информационная поддержка развития бизнеса и предпринимательства // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - № 3. - С. 10-11.

.Козбаненко В.А. Социальная ответственность государства и бизнеса // Право и управление. XXI век. - 2008. - № 1. - С. 6-11.

.Коробов С.А., Фомина С.И. Формирование векторов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Волгоградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2011. - Т. 3. - № 1. - С. 31-38.

.Косинова Н.Н., Раткевич С.М. Малый бизнес в экономике Волгоградской области: тенденции и факторы развития // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика. - 2010. - № 1. - С. 34-41.

.Кох И.А. Взаимоотношения органов местного самоуправления и малого предпринимательства // Дискуссия. - 2010. - № 8. - С. 59-65.

.Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения // Проблемы прогнозирования. - 2009. - № 1. - С. 125-131.

.Крылова М.В. Малое и среднее предпринимательство в России и проблемы его развития // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2. - С. 215-218.

.Мамонов М.Е., Пестова А.А., Солнцев О.Г. Банковская система России на выходе из кризиса // Банковское дело. - 2011. - № 5. - С. 21-24.

.Мамонтов О. Бизнес и власть учатся взаимодействовать в Интернете // Новые деловые вести. - 2011. - 22.01.2011. - С. 5.

.Оганян А.Р. Особенности развития малого предпринимательства в России // Вестник экономической интеграции. - 2011. - № 5. - С. 73-81.

.Петрунин Н.Ю. Предпринимательство и власть: современные формы взаимодействия // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2010. - № 2. - С. 135-141.

.Почанина М.Н. Малое предпринимательство как фактор эффективного социально-экономического развития // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - Т. 1. - С. 317-318.

.Селиверстова Ю.А. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Казанская наука. - 2010. - № 9. - С. 332-336.

.Сизов Ю.И. Анализ инвестиционной активности региона (на примере Волгоградской области) // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 12. - С. 19-24.

.Степанова Н.А. Малое предпринимательство как объект стратегического управления инновационным развитием региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 23. - С. 23-27.

.Фомина С.И. Организация эффективного механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современных российских условиях // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2011. - № 1-14. - С. 78-88.

.Цей С.А. Корпоративная социальная ответственность - путь к устойчивому развитию // Новые технологии. - 2010. - № 2. - С. 127-132.

.Чернобродова Л.А. Малое инновационное предпринимательство как фактор социально-экономического развития региона // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2010. - Т. 4. - № 44. - С. 53-58.

.Юдаев И.Г., Медведева Л.Н. Малое и среднее предпринимательство: региональный аспект // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2010. - № 24. - С. 30-33.

Ресурсы Интернет

1.Новостной портал Волгограда // volga34.ru.

2.Общественный портал малого и среднего бизнеса // www.centredelo.ru <http://www.centredelo.ru>.

.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/.

.Официальный сайт Администрации Волгоградской области // http://www.volganet.ru/.

.Официальный сайт Администрации г. Волгограда // http://www.volgadmin.ru/ru/.

.Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат) // <http://www.volgastat.ru/default.aspx>.

.Официальный сайт Краснооктябрьского района г. Волгограда // <http://www.volgadmin.ru/ru/SitesDepartments/GovernsAdmKrok/>.

.Официальный сайт Волгоградской торгово-промышленной палаты // <http://www.volgogradcci.ru/>.

.Прогноз социально-экономического развития Волгограда // <http://www.volgadmin.ru/ru/>.

.Ракутина Н.М. Малый бизнес в Волгоградской области и ЮФО // http://nhoz.ru/?p=72.

Похожие работы на - Особенности и взаимосвязь малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!