Основные положения приоритетного национального проекта развития АПК

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,72 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные положения приоритетного национального проекта развития АПК












Основные положения

приоритетного национального проекта развития АПК


Содержание

Введение

. Основные цели и задачи реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

. Развитие приоритетных подотраслей приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

.1 Приоритетное развитие животноводства

.2 Развитие приоритетных отраслей растениеводства

.3 Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации

. Ресурсное обеспечение и механизм реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

. Реализация проекта «Развитие АПК» в Белгородской области

Заключение

Список литературы

Введение

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности. Сельскохозяйственное производство - центральное звено агропромышленного комплекса страны.

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

Агропромышленный комплекс, или сокращенно АПК, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитие сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом.

Термин "агропромышленный комплекс" вошел в оборот в середине семидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое. Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью.

АПК является составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Развитие АПК в решающей мере определяет состояние всего народного потенциала, уровень продовольственной безопасности региона и страны в целом и социально-экономическую обстановку в обществе, но проблемы, возникающие в нем противоречивы и в достаточной мере не изучены, а перспективные направления совершенствования развития регионального АПК нуждаются в систематизации и представляют особый интерес - все это и предопределило актуальность темы исследования.

Объектом исследования является совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и перерабатывающей промышленностью.

Предметом исследования являются проблемы, возникающие в АПК, определение возможных путей их преодоления и перспективы развития АПК региона.

1. Основные цели и задачи реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Основными задачами реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» являются частичная стабилизация экономического положения сельхозтоваропроизводителей, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, улучшение социально-экономического положения сельского населения путем выделения средств государственной поддержки на реализацию направлений проекта.

К 2010 году в целом по стране реализация национального проекта должна способствовать увеличению производства молока на 4,5%, мяса на 7% к уровню 2008 года. Для достижения этих показателей планируется профинансировать из федерального бюджета 30,9 млрд. рублей на осуществление следующих мероприятий:

1)расширение доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей путем субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 8 лет для строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм), а также по кредитам и займам на развитие производства сельскохозяйственной продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

2)развитие лизинга техники, оборудования и племенного скота;

)совершенствование таможенно-тарифного регулирования (повышение конкурентоспособности животноводческой продукции отечественного производства, снижение удельного веса импорта мясомолочной продукции);

)развитие сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработки продукции личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств;

)создание системы земельно-ипотечного кредитования;

)обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

)устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

)повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

)сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

.создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);

.повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

.улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

.обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);

.повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;

.совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2010-2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их стабилизация.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2010-2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

Впервые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 40 процентов, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 50 процентов (к уровню 2006 года).

Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю российского производства в формировании ресурсов мяса до 70 процентов, молока - более 81 процента. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 килограммов в 2005 году до 73 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 235 до 261 килограмма.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:

1)развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;

2)развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;

)ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление агропромышленным комплексом, зональных технологий сельскохозяйственного производства;

)улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;

)повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

)повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

)создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

К основным рискам относятся следующие:

1.макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;

2.природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;

3.социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;

.международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;

5.законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на 2010-2012 годы выделено:

1.за счет средств федерального бюджета:

2010 год - 120 млрд. рублей,

год - 125 млрд. рублей,

год - 130 млрд. рублей;

2010 год - 108,3 млрд. рублей,

год - 121,2 млрд. рублей,

год - 132,4 млрд. рублей;

3.за счет средств внебюджетных источников:

предусматривается привлечь в 2008 - 2010 годах 311 млрд. рублей

В рамках данного соглашения за два года планируется увеличение производства молока к уровню 2008 года на 2,3%, мяса - на 6,2%, объема реализации продукции, производимой в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах - на 8,2%, создание 34 потребительских кооперативов, улучшение жилищных условий 225 молодым специалистам (приобретение 11,8 тыс. м2 жилья), проживающим в сельской местности.

Кроме того, планируется профинансировать 49,0 млн. рублей бюджетных субсидий (21,0 млн. рублей федеральных и 28,0 млн. рублей краевых) на улучшение жилищных условий молодым специалистам (или их семьям) проживающим в сельской местности.

Что касается лизинга техники, оборудования и племенного скота за 2 года планируется профинансировать порядка 70,0 млн. рублей из средств федерального и краевого бюджета.

2. Развитие приоритетных подотраслей приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре. Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, а также поголовья в традиционных отраслях животноводства - оленеводстве, табунном коневодстве, овцеводстве и козоводстве. Их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными и сокращения поставок их по импорту необходимо укреплять существующую племенную базу. К 2012 году племенная база России должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 13 процентов.

Рост объемов производства продукции животноводства будет способствовать увеличению потребности в продукции растениеводства, используемой на корма животным. Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью сельскохозяйственных товаропроизводителей приобретения качественных семян. Для воспроизводства семенного материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами, должна составить не менее 10 - 15 процентов общей площади посевов, что обеспечит внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям регионов.

Развитие подотраслей растениеводства имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей страны на внутреннем и мировом рынках. Урожайность зерновых культур в среднем по Российской Федерации в 2008 - 2012 годах должна вырасти на 14 процентов по сравнению с аналогичным показателем за предшествующий период (2002 - 2006 годы) и достигнуть 21,3 центнера с гектара.

2.1 Приоритетное развитие животноводства

Увеличение производства животноводческой продукции к 2012 году планируется обеспечить на уровне 32,9 процента по отношению к 2006 году, при этом ежегодный рост индекса производства продукции животноводства начиная с 2009 года должен составить не менее 5 процентов. Вместе с тем объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2006 годом предположительно достигнет 11,4 млн. тонн, что составит 42,9 процента. К 2012 году производство молока достигнет 37 млн. тонн, что превысит уровень 2006 года на 17,8 процента.

Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.увеличение производства высококачественной племенной продукции (материала) и ее реализация на внутреннем рынке;

2.стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных;

.стимулирование приобретения высококачественной продукции (материала), отвечающей требованиям мирового рынка.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации:

1.для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:

2.на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

.на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки этого качества;

.на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;

.для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат:

.на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;

.на приобретение племенного молодняка.

Указанные субсидии предполагается предоставлять при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставкам, установленным, исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на племенное животноводство:

.на одну условную голову из расчета учтенного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и быков-производителей на начало года;

2.на приобретение семени быков-производителей из расчета за одну дозу семени;

.на приобретение быков-производителей из расчета за один килограмм живой массы;

.на приобретение племенного молодняка из расчета за один килограмм живой массы.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Реализация мер по поддержке племенного животноводства осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.

Целями осуществления мероприятий по развитию северного оленеводства и табунного коневодства являются сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, эффективное использование обширных кормовых ресурсов пастбищ, непригодных для других видов сельскохозяйственных животных, а также увеличение производства продукции коневодства и оленеводства.

Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по стабилизации поголовья северных оленей на уровне 1 миллиона голов, а также роста поголовья мясных табунных лошадей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну голову животных, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Целями осуществления мероприятий по развитию овцеводства и козоводства являются сохранение традиционного уклада жизни и поддержание занятости и доходности сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на овцеводстве и козоводстве.

Для достижения поставленных целей необходимо увеличение маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание маточного поголовья овец и коз сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну голову овцематки и козоматки, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Целями осуществления мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий являются предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1.реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, включая рыб, на основе осуществления региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;

2.обеспечение лекарственными средствами против ящура, гриппа птиц, бешенства, карантинных и других особо опасных болезней животных на территории субъектов Российской Федерации;

.проведение диагностических исследований, направленных на выявление животных, больных хроническими инфекционными болезнями;

.совершенствование технологий профилактики и лечения гиподерматоза на основе новых данных о биологии возбудителя с использованием перспективных средств борьбы и внедрение их в практику в субъектах Российской Федерации.

Финансирование разработок методов диагностики и новых средств борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, а также методов защиты от заноса возбудителей с территорий других государств будет осуществляться на основе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Программы по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза.

животноводство растениеводство ресурсный информационный

2.2 Развитие приоритетных отраслей растениеводства

В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала, льна, рапса и кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закладку многолетних насаждений.

Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

.увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно-обоснованной нормы исходя из расчета 15 процентов общей площади посевов;

2.обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, в частности зерновых, зернобобовых, риса, кукурузы, сои, сахарной свеклы, картофеля, клевера и люцерны, сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну тонну семян, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Целью осуществления мероприятий по производству рапса является увеличение производства рапса в целях обеспечения потребности населения в растительном масле и отрасли животноводства в кормовом белке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

.увеличение посевных площадей рапса;

2.увеличение валовых сборов семян рапса.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство):

.на приобретение элитных семян. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну тонну семян, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели;

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Финансирование создания новых специальных технических средств, современных методов селекции новых высокопродуктивных сортов рапса и сурепицы, а также зональных экологически безопасных технологий возделывания рапса будет осуществляться на основе разработки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство заводов по переработке масличного сырья.

Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Программы по производству рапса.

Целями осуществления мероприятий по закладке многолетних насаждений являются стимулирование закладки многолетних насаждений с целью обеспечения населения свежей продукцией и перерабатывающей промышленности - сырьем, а также создание условий для развития виноградарства и садоводства.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

.увеличение закладки площадей плодовых насаждений, в том числе садов интенсивного типа, ягодных кустарниковых насаждений, питомников, хмельников и чайных плантаций;

2.увеличение площадей промышленных виноградников.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющими площади плодовых насаждений и виноградников на начало текущего года не менее 50 гектаров, садов интенсивного типа, хмельников - не менее 2 гектаров, питомников - не менее 3 гектаров, ягодных кустарниковых насаждений - не менее 10 гектаров при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на один гектар на закладку и работ по уходу за многолетними насаждениями до начала периода их товарного плодоношения, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на строительство и реконструкцию прививочных комплексов.

Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Программы по развитию производства винограда.

2.3 Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации

Целью осуществления мероприятий по поддержке экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации является социально-экономическое развитие сельских территорий в субъектах Российской Федерации за счет реализации региональных программ развития сельского хозяйства, имеющих экономическое значение с учетом особенностей региона (далее - региональные программы).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

.определение мотивации субъектов Российской Федерации к разработке и финансированию региональных программ;

2.поддержание модернизации и развития подотраслей сельского хозяйства, традиционных в отдельных субъектах Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, предусматриваемые на поддержку экономически значимых региональных программ, предполагается предоставлять на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, представивших целевую комплексную программу развития отдельной подотрасли сельского хозяйства, подготовленную с учетом Программы, на реализацию следующих мероприятий:

.поддержание производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего, снабженческо-сбытового и др.), имеющего существенное значение для социально-экономического устойчивого развития сельских территорий субъектов Российской Федерации;

2.поддержание традиционной для субъектов Российской Федерации подотрасли сельского хозяйства и существенной для социально-экономического развития сельских территорий субъектов Российской Федерации;

.формирование условий для развития новой подотрасли сельской экономики в регионе, которая окажет существенное влияние на рост социально-экономического развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации.

Экономически значимые региональные программы не должны дублировать мероприятия Программы.

Региональные программы, на реализацию и поддержку мероприятий которых предусматривается выделение средств федерального бюджета, предполагается отбирать исходя из следующих критериев:

.выполнение условий по финансированию расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

2.их соответствие целям и задачам Программы;

.значимость мероприятий, предусмотренных региональными программами для всей сельской местности субъектов Российской Федерации, а не отдельных его территорий или поселений;

.комплексность мероприятий региональной программы, предполагающая анализ проблемы, обоснование значимости поддержки той или иной подотрасли сельского хозяйства или производства в регионе и механизма воздействия развития этой отрасли или производств на устойчивое развитие сельских территорий региона;

.обоснованность потребности в финансировании и эффективность предлагаемых мероприятий в решении указанной проблемы.

3. Ресурсное обеспечение и основные индикаторы ее реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Общий объем финансирования проекта в 2010-2012 годах за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд. рублей, в том числе:

в 2008 году - 76,3 млрд. рублей;

в 2009 году - 100 млрд. рублей;

в 2010 году - 120 млрд. рублей;

в 2011 году - 125 млрд. рублей;

в 2012 году - 130 млрд. рублей.

Распределение средств федерального бюджета по мероприятиям Программы и годам ее реализации приведены в приложении 2.

Важнейшие индикаторы реализации программы приведены в приложении 3.

Реализация Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами, уполномоченными на такую деятельность исполнительными высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить региональные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе заключения государственным заказчиком соглашений о реализации мероприятий Программы с органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, которые должны предусматривать обязательства субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлеченных внебюджетных средств, а также по выполнению субъектами Российской Федерации показателей мероприятий Программы.

Органы, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, в свою очередь будут заключать с участниками мероприятий Программы в субъектах Российской Федерации соглашения о комплексном участии в Программе, которые должны будут предусматривать предоставление государственной поддержки на приобретение удобрений, семян и современной сельскохозяйственной техники в интересах концентрации и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на ресурсное обеспечение Программы, с целью достижения конечных результатов, предусмотренных в региональных программах.

Начиная с 2009 года участие средств федерального бюджета в финансировании мероприятий, предусмотренных в Программе, будет осуществляться исходя из уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации и других критериев.

Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.

Мониторинг осуществления и оценка ее эффективности приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ее выполнении.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно до 15 мая готовит и публикует национальный доклад о ходе и результатах реализации Программы. В национальном докладе дается оценка хода реализации Программы за прошедший год ее реализации в целом и по ее подпрограммам (направлениям).

По каждой подпрограмме (направлению) анализируется выполнение намеченных задач, достижение запланированных показателей (индикаторов) и эффективность использования бюджетных средств.

Национальный доклад представляется в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, а после утверждения направляется в Федеральное Собрание Российской Федерации и публикуется в средствах массовой информации.

В соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" создается экспертная комиссия, которая ежегодно составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности по каждой подпрограмме (направлению) Программы, степень достижения целей государственной аграрной политики и рекомендации об изменении таких подпрограмм (направлений).

Заключение экспертной комиссии направляется в органы государственной власти Российской Федерации и публикуется в средствах массовой информации.

Информационное сопровождение реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

По информационному обеспечению нацпроекта в части «Ускоренного развития животноводства» на официальном сайте Главного управления сельского хозяйства размещены все материалы федерального и краевого уровней, регламентирующие разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов животноводства, а также информационные материалы по подготовке бизнес-планов для заключения кредитных договоров, проведены совещания с руководителями районных органов управления АПК и сельхозтоваропроизводителями, заявившими свое участие в нацпроекте.

По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» до районов края доведены документы, регламентирующие получение кредитных ресурсов крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, а также для развития сельской кредитной кооперации, состоялись районные совещания, касающиеся данных вопросов.

По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» на официальном сайте Главного управления сельского хозяйства размещены «Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности».

Кроме этого, специалистами Главного управления сельского хозяйства ежедневно ведется консультационная работа по вопросам, касающимся реализации направлений национального проекта.

3.1 Реализация проекта «Развитие АПК» в Белгородской области

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в Белгородской области объём субсидируемых кредитов составил 141,8 млрд. рублей, в том числе инвестиционных 57,4 млрд. рублей, краткосрочных - 84,4 млрд. рублей. В текущем году в развитие сельского хозяйства области было привлечено 34,2 млрд. рублей, в том числе 10 млрд. рублей инвестиций.

Была начата реализация 9 новых инвестиционных проектов стоимостью свыше 150 млн. рублей. Наиболее крупные из них:

в молочном животноводстве реализует ОАО «Белгородские молочные фермы» по увеличению производственных мощностей на 10 тыс. тонн молока в год;

в свиноводстве компания ООО «Мираторг» осуществляет строительство двух свинокомплексов мощностью по 38 тыс. тонн свинины в живой массе в год каждый. Компании ООО «Белгранкорм» и ООО «Оскольский бекон-2» реализуют инвестиционные проекты по строительству свинокомплексов на 13 и 12 тыс. тонн свинины в год.

По кредитам, привлечённым на развитие агропромышленного комплекса в 2010 году из федерального бюджета выплачено 6,5 млрд. рублей субсидий, из областного - 426 млрд. рублей.

Всего на реализацию Госпрограммы за 10 месяцев текущего года из средств федерального бюджета получено 8,6 млрд. рублей субсидий, 789,6 млн. рублей было выделено из областного бюджета.

Индекс производства продукции сельского хозяйства за 10 месяцев текущего года составил 97 %. В стоимостном выражении общая валовая продукция отрасли получена в сумме 79,4 млрд. рублей.

Снижение объёмов валовой продукции произошло в связи с длительной засухой, в результате которой погибло 228,1 тыс. га зерновых культур, а всего посевы сельхозкультур погибли на площади 251,3 тыс. гектаров, плодовые культуры - на 78 гектарах. В связи с аномальными погодными условиями урожай зерновых в области составил 1058 тыс. тонн (2009 год - 2384,7 тыс. тонн). Ниже уровня прошлого года валовой сбор и остальных основных культур: подсолнечника - на 8,5%, сахарной свёклы - на 38%, картофеля - на 47%, овощей - на 21%.

Непростая ситуация в области с заготовкой кормов. По состоянию на 2 ноября 2010 года на одну условную голову скота заготовлено 5,8 центнера кормовых единиц, при потребности 20,1 центнера кормовых единиц, в том числе для крупного рогатого скота (без свиней и птицы) 17,9 центнера кормовых единиц, что меньше соответствующего периода прошлого года на 2,2 центнера кормовых единиц.

Сеном сельхозпредприятия области обеспечены на 83,1%, сенажом - на 107,5%. Обеспеченность силосом составляет 62,3% от потребности.

Недостаток сена планируется восполнить за счёт использования соломы с добавлением патоки. Пополнение сочных кормов планируется за счёт свекловичного жома, которого в текущем году будет получено около 800 тыс. тонн.

Вместе с тем большую тревогу вызывает ситуация с обеспечением потребности животноводства в фуражном зерне. По уточнённым данным мы сможем обеспечить потребность животноводства только на 25%. Недостаток составляет 2 млн. тонн. Принимаются меры по закупке зерна в соседних регионах. По состоянию на 13 ноября крупными компаниями, специализирующимися на производстве мяса птицы и свинины закуплено 407,5 тыс. тонн фуражного зерна.

Учитывая серьезность ситуации, направлено обращение в Правительство РФ, рассмотреть, в порядке исключения, вопрос о выделении области из государственного интервенционного фонда 1,2 млн. тонн зерна.

Для поддержки сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи, выделено 275,8 млн. рублей бюджетного кредита. Эти средства постановлением правительства области направлены на поддержку растениеводства для приобретения семян, минеральных удобрений, ГСМ, средств защиты растений и на поддержку животноводства для приобретения кормов. Средства на поддержку растениеводства выделялись в первую очередь сельсхозтоваропроизводителям, застраховавшим посевы под урожай 2010 года, на приобретение кормов - были выделены всем категориям хозяйств (включая ЛПХ), содержащим коров.

Также из федерального бюджета выделена дотация в сумме 127,4 млн. рублей на возмещение суммы ущерба сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

В животноводстве за январь-октябрь текущего года произведено 860,5 тыс. тонн скота и птицы в живой массе, что на 16% выше уровня соответствующего периода прошлого года, в том числе производство мяса птицы составило 508,5 тыс. тонн, или увеличилось на 13,2%, свинины - 312,4 тыс. тонн, больше - в 1,3 раза. Производство яиц возросло на 10% и составило 1250,5 млн. штук. Объем производства молока составил 472,4 тыс. тонн или 95,7 % к аналогичному периоду 2009 года.

Основной причиной снижения производства молока стали низкие закупочные цены на молоко, вызвавшие сокращение поголовья коров. Хотя областью принимались меры по поддержке молочного животноводства (функционировали 10 кооперативов по сбору молока у населения, оснащенные молочными блоками по его первичной обработке, из областного бюджета было выплачено 38,6 млн. рублей субсидий на содержание нетелей, искусственное осеменение коров) - серьезно изменить ситуацию не удалось. За 10 месяцев 2010 года количество коров в хозяйствах области сократилось на 10,7 тыс. голов.

Вместе с тем в результате реализации областной программы «Развитие молочного скотоводства Белгородской области на 2009 - 2012 годы», получившей поддержку в 2009 году из федерального бюджета, надой молока в расчёте на 1 корову выше уровня соответствующего периода 2009 года на 104 кг и составил 4138 кг.

В текущем году завершена реализация I этапа пилотного проекта по созданию семейных молочных экоферм. Построено 14 молочных ферм на 100 коров со шлейфом каждая, в октябре запущен в эксплуатацию молочный завод. Все фермы работают в технологическом режиме.

В рамках Госпрограммы в 2010 году сельхозтоваропризводителями области по инвестиционным кредитам приобретено: 316 тракторов, 55 зерноуборочных и 17 кормоуборочных комбайнов на сумму 1,2 млрд. рублей. По федеральному лизингу поставлено 33 единицы сельскохозяйственной техники на сумму 95 млн. рублей.

С начала текущего года внесено 93,6 тыс. тонн действующего вещества минеральных удобрений или 81,4% от годового задания (115 тыс. тонн) и 3,9 млн. тонн органических удобрений, что составляет 194% от задания. Дополнительно через органические удобрения внесено 58,9 тыс. тонн действующего вещества.

В агропромышленном комплексе области функционируют 1711 крестьянских (фермерских) и 217,8 тыс. личных подсобных хозяйств. С начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Программы развития сельского хозяйства Белгородской области до 2012 года (которая стала продолжением национального проекта) малым формам хозяйствования на селе выдано около 3,6 млрд. рублей кредитных средств на развитие сельскохозяйственного производства, в том числе личным подсобным хозяйствам - 1,8 млрд. рублей, крестьянским (фермерским) хозяйствам -0,9 млрд. рублей, сельскохозяйственным потребительским кооперативам -0,9 млрд. рублей.

За 4 года 10 месяцев им выплачено 482 млн. рублей субсидий, в том числе личным подсобным хозяйствам -265 млн. рублей, крестьянским (фермерским) хозяйствам - 67 млн. рублей, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - 150 млн. рублей.

В текущем году 2117 личным подсобным хозяйствам выдано кредитов на сумму более 280 млн. рублей; 78 крестьянским (фермерским) хозяйствам - на сумму 180 млн. рублей; 8 снабженческо-сбытовым потребительским кооперативам - на сумму 39 млн. рублей. По привлеченным кредитам им выплачено из федерального и областного бюджетов в текущем году 86,7 млн. рублей.

В результате государственной поддержки производство продукции сельского хозяйства в КФХ возросло на 56% по сравнению с 2005 годом, производство зерна и яиц увеличилось в 1,4 раза, подсолнечника и мяса в 2 раза, сахарной свеклы, овощей и молока - в 1,2 раза.

В личных подсобных хозяйствах увеличилось производство подсолнечника, овощей, молока.

На долю крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств приходится 11% произведенного в области зерна, 6% - сахарной свеклы, 19% - подсолнечника, 97% - картофеля, 89% - овощей.

По состоянию на 01.11.2010 года в хозяйствах населения и КФХ содержалось 33,9% поголовья крупного рогатого скота, 36,2% - коров, 4% -свиней, 92,6% - овец и коз от общего количества поголовья. На долю хозяйств населения и фермерских хозяйств, приходится - 4,4% произведенного мяса, 37,8% - молока, 10 % - яиц.

Пользуясь государственной поддержкой, стала развиваться сельская кооперация. Если в 2000 году на селе кооперативов было всего 20, и это в основном были кооперативы торговые, входящие в структуру сети потребительской кооперации, которые работают и сегодня, то в текущем году численность кооперативов составляет 161, в том числе 12 кредитных, 10 -перерабатывающих и 139 снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Перспективной программой для малых форм агробизнеса является областная программа «Семейные фермы Белогорья», которая направлена на обеспечение социальной стабильности, развитие предпринимательства и частной собственности на селе.

На реализацию областной целевой программы «Семейные фермы Белогорья» в 2010 году привлечено 547,4 млн. рублей. «ПК «Домашняя птица» привлечено ресурсов в объеме 23 млн. рублей, в том числе кредитов на сумму 6,4 млн. рублей, займов - 16,7 млн. рублей.

«ПК «Домашнее молоко» привлечено займов в общем объеме 4,3 млн. рублей, из них: 2,3 млн. рублей - краткосрочные, 2 млн. рублей - долгосрочные.

За время существования программы в качестве обеспечения кредитных обязательств привлечены гарантии области на сумму 380,3 млн. рублей, из них в проект «Домашнее молоко» - 89,8 млн. рублей, «Домашняя птица» - 290,5 млн. рублей.

ПК «Домашнее молоко» и ПК «Домашняя птица» перечислено субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в сумме 11,5 млн. рублей.

В ходе реализации проекта «Домашнее молоко» за девять месяцев 2010 года реализовано на переработку 30346 тонн молока, собранного в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах и семейных фермах на сумму 347 млн. рублей. Молокосдатчикам за молочное сырье начислено 286 млн. рублей.

В рамках проекта «Домашняя птица» за девять месяцев 2010 года на 10 фермах по откорму утки на мясо, произведено 966,3 тонны мяса утки в живом весе на сумму 51,1 млн. рублей.

Особое внимание уделяется организации сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной участниками программы. С этой целью созданы снабженческо-сбытовые предприятия «Районные семейные фермы», введены в эксплуатацию магазины розничной торговли «Фермер».

Объем реализованной продукции через снабженческо-сбытовые предприятия «Районные семейные фермы» за 3 квартала текущего года составил 178,8 млн. рублей (поставки в социальные учреждения - 40,3 млн. рублей, поставки в розничную сеть - 64,7 млн. рублей, на ярмарках реализовано продукции на сумму 73,9 млн. рублей).

Финансовая поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе позволила занять в сельской местности более 30 тысяч высвободившихся работников из сфер материального производства, обеспечить им стабильный доход.

По направлению устойчивое развитие сельских территорий Госпрограммы и федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» за 2003-2010 годы освоено средств в объеме 810 млн. рублей, в том числе на жилищное строительство - 655 млн. рублей, субсидию получили 3164 семьи численностью 10,1 тыс. человек. Построено и приобретено жилья в объеме 240 тыс. кв.м. Молодыми семьями и молодыми специалистами освоено средств федерального бюджета в сумме 468 млн. рублей, улучшили свои жилищные условия 2260 семей. Построено и приобретено жилья в объеме 165 тыс. кв.м.

Одновременно с вводом жилья осуществляется строительство сетей водоснабжения, газоснабжения. За годы реализации Программы по газоснабжению освоено федеральных средств - 17,2 млн. рублей, по развитию водоснабжения - 117 млн. рублей, что позволило почти полностью газифицировать сельские населенные пункты, довести уровень обеспеченностью водой в сельской местности до 46,6%.

Построено школ и дошкольных учреждений на 2950 ученических мест, районных и участковых больниц на 370 коек.

В 2010 году на реализацию Программы «Социальное развитие села до 2012 года» выделено средств из федерального бюджета в сумме 149,3 млн. рублей, в том числе:

на развитие жилищного строительства - 100 млн. рублей;

на мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности -

,3 млн. рублей.

По состоянию на 16 ноября все средства поступили, из них освоено 127,4 млн. рублей. За период с января по октябрь 2010 года в рамках Программы построено и приобретено жилья - 36,7 тыс. кв. м при плане 38 тыс. кв.м), в том числе приобретено - 3,6 тыс. кв. м. Государственную поддержку из федерального и областного бюджетов получили 305 семей в сумме 94 млн. рублей, в том числе 184 молодых семьи и молодых специалиста. Из средств, выделенных на водоснабжение, освоено 33,4 млн. рублей.

За 10 месяцев всего в сельской местности введено 483,2 тыс. кв. метров жилья, в том числе по Программе -36,7 тыс. кв.м., при плане 38,0 тыс. кв.м., что составляет 96,6%.

В 2010 году планируется ввод локального водопровода в сельской местности протяженностью 97,8 км. На сегодняшний день готовы объекты к сдаче в эксплуатацию в Яковлевском, Ивнянском и Чернянском районах.

Кроме того, вне программы за счет областного и местных бюджетов в Белгородской области за 10 месяцев текущего года освоено средств:

на строительство и реконструкцию клубных учреждений в сумме 276 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета 138 млн. рублей;

на строительство общеобразовательных учреждений в сумме 481млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета 245,5 млн. рублей.

За счёт местных бюджетов освоено средств:

на строительство автомобильных дорог общего пользования, связывающие сельские населенные пункты в объеме 3,8 млн. рублей.

За счёт внебюджетных источников освоено средств:

на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов электрификации в сумме 367,1 млн. рублей;

на развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности в сумме 1,8 млн. рублей.

По итогам 2010 года, несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся в результате засухи, область предполагает обеспечить индекс производства сельскохозяйственной продукции на уровне 100%. Снижение производства объёмов продукции растениеводства будет компенсировано за счёт роста объёмов производства скота и птицы. В 2010 году область выйдет на миллионный рубеж по производству мяса. Будет выполнено также большинство целевых индикаторов Госпрограммы. Однако для обеспечения нормального функционирования агропромышленного комплекса на федеральном уровне необходимо решить вопрос о финансировании всех видов государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Заключение

В ходе проделанной работы получены следующие результаты:

1.Анализ деловой активности показал, что эффективность использования имеющихся ресурсов организации снизилась, т.е. в организации медленнее совершался полный цикл производства и обращения.

Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства необходимо не только наращивать производство продукции, но и рационально использовать ее в хозяйстве и распределять по каналам реализации. В процессе реализации продукции хозяйствам перечисляется выручка, которая должна возмещать произведенные затраты и обеспечивать получение прибыли, необходимой для дальнейшего расширенного воспроизводства. Важнейшие результаты деятельности каждого предприятия - прибыль и рентабельность, которые зависят, в основном, от реализации продукции. На каждом предприятии реализация продукции должна происходить в соответствии с планом по ее объему, ассортименту и срокам.

2.Привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 - 2012 годы в размере 946,8 млрд. рублей;

3.Придание самостоятельности сельскохозяйственным предприятиям, широкое развитие арендных отношений создают возможности в будущем закупать на договорных началах те виды сельскохозяйственной продукции и в тех объемах, которые необходимы для формирования государственного продовольственного фонда. Дисциплину закупок тесно увязывают с выполнением взаимных договорных обязательств на основе экономической ответственности как производителей продукции, так и ее заготовителей. После выполнения обязательств по договору оставшуюся часть продукции производитель может реализовать по своему выбору.

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. На основе этого Положения соответствующие министерства и ведомства разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг для подведомственных организаций.

4.Аналитический учет затрат на производство организуется таким образом, чтобы объекты учета производственных затрат максимально совпадали с объектами калькуляции. Объекты калькуляции представляют собой отдельные виды готовой продукции, изделий, полуфабрикатов, работ и услуг, себестоимость которых определяется. Чем больше объекты учета и объекты калькуляции будут совпадать, тем больше затрат на производство будет включаться в себестоимость конкретного вида продукции по прямым признакам, а поэтому точнее будет исчислена себестоимость продукции.

5.Улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2011 году);

.Повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов и уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов;

.Увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1 процента по отношению к 2011 году;

.Доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов

Список литературы

1.Войтех В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.// АПК: экономика управления -1995-№2-с.60

2.Грей К. Роль государства в аграрном секторе США. // Экономика сельского хозяйства России -1997-№4-с.31-32

.Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой экономической экономикой. //АПК: экономика управления -1997-№7-с.55

.Лебедева О. Государственное регулирование сельским хозяйством в США //АПК: экономика управления -1996-№7-с.73-76

.Масленников В. Аграрный сектор в развитых зарубежных странах.//-Диалог- 1996- №3- с.37

.Назаренко В. Мировой продовольственный рынок. .//АПК: экономика управления -1996-№2-с.28-33

.Папцов А.Г.. Анализ основных параметров развития АПК России в условиях осуществления экономических преобразований.// Обзорная информация. - Москва, 1995 г.

.Приходько Т. Управление сельским хозяйством в Финляндии.//АПК: экономика управления -1996-№7-с.25

.Руцкой А. Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт.//АПК: экономика управления -1997-№2-с.7

.Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства. //АПК: экономика управления - 1998-№7-с.73-76

.Новичков В.И. Развитие аграрных отношений в условиях радикальной экономической реформы. - Саратов, 2003 г.

.Государственный информационный сайт www.rost.ru

Похожие работы на - Основные положения приоритетного национального проекта развития АПК

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!