Пушкин
<#"558609.files/image007.gif">
Рис.7 Структура Местной Администрации МО г. Красное Село Санкт-Петербурга
Согласно Уставу МО г. Красное Село и Решению Муниципального Совета МО г.
Красное Село № 10-IV-5 от 11.11.2009г. муниципальная информационная служба
подчиняется непосредственно Главе Местной администрации.
Деятельность муниципальной информационной службы регламентируется
Положением о муниципальной информационной службе Местной Администрации МО г.
Красное Село.
Информационно-аналитическая служба (далее по тексту Служба) образована
для проектирования, эксплуатации и развития муниципальной информационной
системы. На нее возлагается координация, разработка и реализация деятельности
структурных подразделений, муниципальных учреждений и предприятий по вопросам
информационного обеспечения.
Основными целями и задачами Службы являются:
• Внедрение, сопровождение и развитие надежной автоматизированной
программно-технической и коммуникационной среды.
• Использование компьютерных технологий для оперативного
обеспечения информацией руководство и структурные подразделения Администрации
МО г. Красное Село.
• Обеспечение информационно-телекоммуникационного доступа
пользователей к информационным серверам сети Интернет.
• Разработка единой концепции обеспечения по защите информации в
компьютерных и телекоммуникационных системах Администрации МО г. Красное Село.
• Координация взаимодействия информационно-вычислительных систем и
сетей, создаваемых на территории МО г. Красное Село, обеспечение их
совместимости и взаимодействия для органов государственной власти.
• Обеспечение функционирования программно-технического комплекса в
структурных подразделениях Администрации МО г. Красное Село.
• Поддержание и регулярное обновление информационного портала МО
г. Красное Село (#"558609.files/image008.gif"> Главная страница
Муниципальный Совет
Местная Администрация
Территориальное общественное самоуправление
Историческая справка
Социально-экономическое положение
Герб
Новости
Нормативно-правовые акты
Устав
Бюджет
Положения
Постановления, решения
Муниципальные программы
Муниципальный заказ
Конкурсы
Котировки
Полезная информация
Обратная связь
Анонс мероприятий
Исторические очерки
Красносельские маневры
Фотоальбом
Почетные граждане г. Красное Село
Карта сайта
В то же время, Законом «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
установлена структура информации о деятельности органа местного самоуправления,
размещаемой в сети Интернет, а также требования к данной информации. Описание
структуры информации содержит 9 обязательных пунктов
Закон вступил в силу с 1 января 2010 года, но в Положение «Об
интернет-сайте муниципального образования г. Красное Село» до сих пор не
снесены соответствующие изменения, касающиеся структуры информации о
деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. В
настоящее время из девяти обязательных пунктов на интернет-сайте муниципального
образования г. Красное Село отсутствует следующая информация:
• статистическая информация о деятельности органа местного
самоуправления;
• информация о состоянии защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых
и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от
них, а также иная информация, подлежащая доведению государственным органом,
органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в
соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Информация о работе с обращениями граждан (физических лиц), организаций
(юридических лиц), общественных объединений на интернет-сайте муниципального
образования г. Красное Село находится в разделе Обратная связь, где
можно задать интересующий вопрос и внести свои предложения. (см. рис.8).
Рис. 8 Раздел сайта муниципального образования г. Красное Село «Обратная
связь»
На интернет-сайте муниципального образования г. Красное Село не
размещены: информация об оказываемых муниципальных услугах (нет самого раздела
«Муниципальные услуги»), принятые административные регламенты муниципальных
услуг и проекты административных регламентов для обсуждения заинтересованными
гражданами. Нет реализации элементов некоторых услуг в электронном виде.
2.3 Анализ основных
причин неэффективного информационного обеспечения управления администрации МО
г. Красное Село
Для более детального изучения и основных причин неэффективного информационного
обеспечения управления администрации МО г. Красное Село было проведено
исследование в форме анкетирования населения г. Красное Село и сотрудников
Местной Администрации МО г. Красное Село.
Основная цель исследований - на основе обработанных данных проведенного
опроса определить, насколько предоставление электронных информационных услуг в
МО г. Красное Село удовлетворяет потребности населения, определить мнение самих
сотрудников Местной Администрации МО г. Красное Село о причинах неэффективного
информационного обеспечения управления.
Опрос населения проводился на улицах г. Красное Село в период 12-13
декабря 2009г. В опросе приняли участие 56 человек. Анкета, на основании,
которой проводился опрос, представлена в Приложении 1.
Результаты опроса обработаны и сгруппированы в таблице 5
Таблица 5
Результаты опроса населения г. Красное Село
Вопрос
|
Варианты ответов
|
Чел./балл
|
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Знаете ли вы о
существовании интернет-сайта муниципального образования г. Красное Село?
|
Да
|
44
|
78,6
|
|
Нет
|
12
|
21,4
|
Как часто Вы посещаете
интернет-сайт муниципального образования г. Красное Село?
|
Никогда
|
17
|
30,4
|
|
Редко
|
28
|
50
|
|
Периодически
|
8
|
14,3
|
|
Постоянно
|
3
|
5,3
|
Степень информированности населения о существовании интернет-сайта
муниципального образования г. Красное Село представлена на рис. 9
Рис.9 Информированность населения о существовании интернет-сайта
муниципального образования г. Красное Село, %
Как видно из рис. 9, большинство респондентов - 70,9% знают о
существовании интернет-сайта муниципального образования г. Красное Село
Частота посещений интернет-сайта муниципального образования г. Красное
Село населением представлена на рис. 10.
Рис.10 Частота посещений интернет-сайта муниципального образования г.
Красное Село населением, %
На долю постоянных посетителей интернет-сайта муниципального образования
г. Красное Село приходится всего 5,3% опрошенных. Редко и периодически посещают
интернет-сайт 50% и 14,3% соответственно. Никогда не посещают интернет-сайт -
30,4% респондентов. К последней группе относятся в основном люди пожилого
возраста, не обладающие навыками пользователей сети Интернет и подростки.
Рис. 11. Наиболее посещаемые населением
разделы интернет-сайта муниципального образования г. Красное Село, %
По данным опроса, наиболее популярным является раздел - «Обратная связь»
- 25,6%. На разделы «Местная администрация» и «Нормативно-правовые акты»
приходится 23,2% и 20,5% соответственно. Основные причины популярности -
возможность написать сотрудникам администрации, узнать часы приема и
ознакомиться с правовыми актами. Раздел «Муниципальный заказ» интересен, прежде
всего, специалистам - 7,7%, а разделы «Анонс мероприятий» и «Фотоальбом»
позволяют получить новую информацию о жизни города - по 5,1%.
Результативность поиска населением необходимой информации на
интернет-сайте муниципального образования г. Красное Село представлена на
рис.12.
Рис. 12 Результативность поиска населением
необходимой информации на интернет-сайте муниципального образования г. Красное
Село, %
Никому из респондентов не удавалось всегда найти нужную информацию. Редко
ее находят 82,1% опрошенных, и периодически - 17,9%. Таким образом,
интернет-сайт не справляется не только с предоставлением муниципальных услуг,
но даже не доносит до населения необходимую ему информацию.
Информация, которую, по мнению населения, необходимо добавить на
интернет-сайт муниципального образования г. Красное Село представлена на
рис.13.
Рис. 13 Информация, которую, по мнению населения, необходимо добавить на
интернет-сайт муниципального образования г. Красное Село, %
Согласно данным, представленным на рис.13, население хочет видеть на
интернет-сайте муниципального образования г. Красное Село полноценный вариант
«муниципального электронного правительства».
Соответственно и оценки населением уровня предоставления электронных информационных
услуг в МО г. Красное Село находятся на низком уровне (см. рис.14).
Рис. 14 Оценка населением уровня предоставления электронных
информационных услуг в МО г. Красное Село, %
Большинство респондентов считает уровень предоставления электронных
информационных услуг в МО г. Красное Село удовлетворительным - 53,8% и
неудовлетворительным - 33,4%. Только 12,8% опрошенных считают уровень
предоставления электронных информационных услуг «хорошим».
Опрос сотрудников Местной Администрации проводился анонимно в период
14-15 декабря 2009г. В опросе приняли участие 8 человек. Анкета, на основании,
которой проводился опрос, представлена в Приложении 2. Варианты ответов на
вопрос «Основные причин неэффективного информационного обеспечения управления
администрации МО г. Красное Село» предложены на основе проведенного в п.2.1 и
п.2.3 исследования.
Результаты опроса обработаны и сгруппированы в таблице 6.
Таблица 6
Результаты опроса сотрудников Местной Администрации МО г. Красное Село
Основные причин
неэффективного информационного обеспечения управления администрации МО г.
Красное Село
|
Балл
|
%
|
Отсутствие программы
информатизации муниципального образования (движения к информационному обществу,
электронного правительства)
|
45
|
26,8
|
Отсутствие в местном
бюджете муниципального образования отдельной строки "Информатизация
органа местного самоуправления"
|
43
|
25,6
|
Отсутствие в муниципальном
образовании системы мероприятий и мер по развитию информационно-коммуникационной
инфраструктуры муниципального образования
|
29
|
17,3
|
Низкий уровень технической
подготовки сотрудников местной администрации
|
15
|
8,9
|
Низкий уровень технического
обеспечения и технического обслуживания компьютерной техники (ремонт, системное
администрирование, обеспечение информационной безопасности) муниципального
образования
|
14
|
8,3
|
Низкий уровень
профессиональной компетентности специалистов в области
информационно-коммуникационных технологий или отсутствие нужного количества
специалистов
|
22
|
13,1
|
Результаты оценки сотрудниками Местной Администрации причин
неэффективного информационного обеспечения управления администрации МО г.
Красное Село представлены на рис.15.
Рис. 15 Оценка сотрудниками Местной Администрации причин неэффективного
информационного обеспечения управления администрации МО г. Красное Село
Большинство сотрудников в качестве основной причины неэффективного
информационного обеспечения управления администрации МО г. Красное Село
называют отсутствие программ информатизации, создания «электронного
правительства» в МО г. Красное Село - 26,8%.
Целевая программа по опубликованию муниципальных правовых актов, иной
информации в средствах массовой информации и расширению представительства
муниципального образования г. Красное Село в сети Интернет на 2008 - 2010г.г.
прекратила свое действие на основании Решения Муниципального совета МО г.
Красное Село № 78-III-3 от 05.03.2009г. ввиду неэффективного ее исполнения.
Больше никаких других подобных программ в МО г. Красное Село до настоящего
времени не принималось.
В местном бюджете в течение последних трех лет и в бюджете на 2010г.
отсутствует отдельная строка "Информатизация органа местного
самоуправления" и 25,6% респондентов считают недостаточное финансирование
главной причиной неэффективного информационного обеспечения управления
администрации МО г. Красное Село.
Отсутствие в муниципальном образовании системы мероприятий и мер по
развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального
образования считают причиной неэффективного информационного обеспечения
управления администрации МО г. Красное Село 17,3% опрошенных.
Следующую позицию занимает «Низкий уровень профессиональной
компетентности специалистов в области информационно-коммуникационных технологий
или отсутствие нужного количества специалистов» - 13,1%. Исследование так же
показало, что Местная Администрация МО г. Красное Село недостаточно
укомплектована профессиональными кадрами в области информационных технологий.
На низкий уровень технической подготовки сотрудников местной
администрации и низкий уровень технического обеспечения и технического
обслуживания компьютерной техники (ремонт, системное администрирование,
обеспечение информационной безопасности) муниципального образования приходится
соответственно 8,9% и 8,3%, что можно определить как достаточно низкий
показатель.
Таким образом, основные причины неэффективного информационного
обеспечения управления администрации МО г. Красное Село находятся в правовой,
организационной, финансовой и кадровой плоскостях.
По результатам исследования, проведенного во Второй главе, можно сделать
следующие выводы:
Правовую основу системы информационного обеспечения управления
администрации МО г. Красное Село составляют Федеральные Законы РФ, Указы
президента РФ, Распоряжения Правительства РФ, Постановления различных
министерств и ведомств, Региональные нормативно-правовые акты и
нормативно-правовые акты МО г. Красное Село. К числу последних относятся, в
частности, Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга
города Красное Село, Решение Муниципального Совета МО г. Красное Село «Об
утверждении структуры Местной Администрации муниципального образования города
Красное Село», Положение «О муниципальных информационных ресурсах
муниципального образования г. Красное Село», Положение «Об интернет-сайте
муниципального образования г. Красное Село».
Организационная основа системы информационного обеспечения управления
администрации МО г. Красное Село заложена Положением «О муниципальной
информационной службе Местной Администрации МО г. Красное Село».
В местной администрации МО г. Красное Село используется система
электронного делопроизводства «Кодекс: Документооборот», которая позволяет
совершить постепенный переход от бумажного к электронному документообороту,
внедрению технологии применения штрих-кодов при регистрации входящей
документации с последующим потоковым сканированием документов и автоматической
привязкой к соответствующим регистрационным карточкам, использованию
электронной цифровой подписи при работе с электронными документами.
Цель внедрения в местной администрации МО г. Красное Село «Кодекс:
Управление» - дать возможность руководству и структурным подразделениям органов
муниципальной власти получать необходимую информацию, накапливать ее в процессе
выполнения своих повседневных функций, быстро находить и анализировать всю
совокупность накопленной информации об объектах (субъектах) на территории
подконтрольной муниципальному органу власти и позволяющую принимать
обоснованные решения.
На сегодняшний день к 100 %-ой отметке приближен уровень обеспеченности
муниципальных служащих администрации МО г. Красное Село персональными
компьютерами, во всех структурных подразделениях созданы локальные
вычислительные сети, к которым подключено около 96 % персональных компьютеров,
65 % персональных компьютеров подключены к сети Интернет.
На данный момент у муниципальной информационной службы Местной
Администрации МО г. Красное Село отсутствует руководитель службы, и в составе
службы всего один специалист. При этом конкурс на право замещения вакантной
должности руководителя муниципальной информационной службы не проводится.
Пользователи муниципальных информационных ресурсов муниципального
образования г. Красное Село - граждане, федеральные органы государственной
власти, их территориальные органы, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и
общественные объединения - обладают равными правами на доступ к муниципальным
информационным ресурсам муниципального образования г. Красное Село и не обязаны
обосновывать необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение
составляет информация с ограниченным доступом.
Интернет-сайт муниципального образования г. Красное Село (электронный
адрес www.krasnoe-selo.ru) создан для обеспечения доступа жителей
муниципального образования, предприятий, организаций, учреждений расположенных
на территории МО г. Красное Село, к информации о деятельности органов местного
самоуправления МО г. Красное Село, а также для решения иных задач в области
информационной политики ОМСУ.
Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления» вступил в силу с 1 января 2010 года,
но в Положение «Об интернет-сайте муниципального образования г. Красное Село»
до сих пор не внесены соответствующие изменения, касающиеся структуры
информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети
Интернет. В настоящее время из девяти обязательных пунктов на интернет-сайте
муниципального образования г. Красное Село отсутствует следующая информация:
• статистическая информация о деятельности органа местного
самоуправления;
• информация о состоянии защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности,
На интернет-сайте муниципального образования г. Красное Село не
размещены: информация об оказываемых муниципальных услугах (нет самого раздела
«Муниципальные услуги»), принятые административные регламенты муниципальных
услуг и проекты административных регламентов для обсуждения заинтересованными
гражданами. Нет реализации элементов некоторых услуг в электронном виде.
Оценки населением уровня предоставления электронных информационных услуг
в МО г. Красное Село находятся на низком уровне. Большинство респондентов
считает уровень предоставления электронных информационных услуг в МО г. Красное
Село удовлетворительным - 53,8% и неудовлетворительным - 33,4%. Только 12,8% опрошенных
считают уровень предоставления электронных информационных услуг «хорошим».
По результатам проведенного исследования и результатам оценки
сотрудниками Местной Администрации причин неэффективного информационного
обеспечения управления администрации МО г. Красное Село к основным причинам
относятся:
• Отсутствие программы информатизации муниципального образования
(движения к информационному обществу, электронного правительства);
• Отсутствие в местном бюджете муниципального образования
отдельной строки "Информатизация органа местного самоуправления";
• Отсутствие в муниципальном образовании системы мероприятий и мер
по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального
образования;
• Низкий уровень профессиональной компетентности специалистов в
области информационно-коммуникационных технологий или отсутствие нужного
количества специалистов.
Глава 3.
Совершенствование системы информационного обеспечения управления МО г. Красное
Село
3.1 Разработка
рекомендаций по совершенствованию системы информационного обеспечения
управления МО г. Красное Село
Рекомендации по совершенствованию системы информационного обеспечения
управления МО г. Красное Село основываются на анализе основных причин
неэффективного информационного обеспечения управления администрации МО г.
Красное Село.
Необходимо внести поправки в Положение «Об интернет-сайте муниципального
образования г. Красное Село» в соответствие с Законом РФ «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления», касающиеся структуры информации о деятельности органа местного
самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
Разработать и принять целевую Программу «Развитие муниципальной
информационной системы МО г. Красное Село на 2011 -2013 годы». Целевая
программа в отличие от плана действий обладает свойствами самоорганизации и
саморазвития, позволяющими получить результат по критерию "стоимость -
эффективность" более высокий, чем при обычном "затратном"
планировании. При программном управлении за счет получения новых знаний
создается дополнительный "программный продукт" для совершенствования
и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.
Основной целью Программы может быть - Создание условий для повышения
качества муниципального управления за счет внедрения современных информационных
технологий в повседневную деятельность органов местного самоуправления
муниципального образования г. Красное Село.
Задачи Программы должны включать:
. Создание комплекса информационных систем, обеспечивающих поддержку
деятельности органов местного самоуправления.
. Обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности
органов местного самоуправления.
. Создание общей информационно-технологической инфраструктуры города.
. Интеграция информационно-технологической инфраструктуры города с
соответствующей инфраструктурой федерального и регионально уровней.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы могут быть:
. Количество действующих функциональных информационных систем.
. Количество посещений официального интернет-сайта в сутки.
. Количество органов управления, подключенных к муниципальной
информационной системе.
. Количество совместных информационных систем с соответствующими
системами федерального и регионального уровней.
Условиями досрочного прекращения реализации Программы должны выступать:
. Несоответствие достигнутых показателей утвержденным целевым индикаторам
и показателям Программы.
. Неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию
Программы.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета
должны быть планируемыми и должны подлежать уточнению при принятии бюджета МО
г. Красное Село на очередной финансовый год.
Мониторинг хода выполнения программных мероприятий, значений целевых
индикаторов, эффективности использования средств бюджета необходимо
осуществлять по ежеквартальным отчетам, представляемым в управление экономики и
имущественных отношений.
Муниципальная целевая Программа «Развитие муниципальной информационной
системы МО г. Красное Село на 2011 -2013 годы» будет относиться к числу
комплексных программ технической, экономической и социальной направленности.
Ожидаемы эффекты реализации Программы, можно обобщить следующим образом:
Главный интегральный эффект, который предполагается достичь в результате
выполнения Программы, состоит в повышении качества услуг, оказываемых органами
местного самоуправления МО г. Красное Село за счет более широкого внедрения
современных ИКТ в их повседневную деятельность.
Рассматривая качество услуг как интегральный показатель для оценки
эффективности выполнения Программы, целесообразно все выполняемые мероприятия
по достигаемому эффекту разбить на следующие основные группы: организационный,
экономический, технический и социальный.
Основной организационный эффект будет состоять в повышении
производительности труда работников органов местного самоуправления, сокращении
сроков предоставления услуг, повышении объективности и обоснованности
принимаемых управленческих решений и в конечном счете в повышении качества
услуг, оказываемых населению города Красное Село.
Основной экономический эффект будет состоять в содействии общему росту
экономики города за счет использования детальной и актуальной картографической
информации о земельных участках, объектах недвижимости.
Основной технический эффект будет состоять в повышении объема и скорости
сбора и использования информации об объектах управления, обеспечении органов
местного самоуправления современными информационными сервисами, создании новых
и развитии существующих муниципальных информационных ресурсов.
Основной социальный эффект будет состоять в повышении уровня
информированности граждан о направлениях и результатах деятельности органов
местного самоуправления, вовлечении различных слоев населения в практику
местного самоуправления, а также сглаживании информационного неравенства.
• Финансовые аспекты:
Ввести в местный бюджет муниципального образования отдельную строку
"Информатизация органа местного самоуправления", поправками в бюджет
2010г.
Предусмотреть в бюджете на соответствующие годы финансирование
Муниципальной целевой Программы «Развитие муниципальной информационной системы
МО г. Красное Село на 2011 -2013 годы».
• Организационные аспекты:
Разработать систему мероприятий и мер по развитию
информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального образования.
• Технические аспекты:
Провести основательную модернизацию локальной вычислительной сети
администрации муниципального района с переходом на волоконно-оптические
технологии;
Провести инвентаризацию парка вычислительной техники, по результатам
которой пополнить парк современной вычислительной техникой.
Создать в районе общественные пункты подключения к открытым
информационным системам, которые смогут предоставить гражданам, не имеющим
личного доступа к сети Интернет, возможность получения информации из
общественных информационных систем.
• Кадровые аспекты:
Укомплектовать аппарат Местной Администрации квалифицированными
специалистами в сфере информационных технологий;
Организовать обучение сотрудников Местной Администрации в целях повышение
квалификации в сфере информационных технологий. Повышение квалификации местного
менеджмента можно организовать посредством дистанционного образования. В
настоящее время сотрудники местной Администрации имеют беспрецедентные
возможности получения образования благодаря основанным на использовании
Интернет курсам.
3.2 Разработка
предложений по внедрению "электронного правительства" в деятельность
муниципалитетов на примере МО г. Красное село
Внедрение технологий электронного правительства в Местной Администрации
г. Красное Село целесообразно осуществлять в рамках целевых программ
Санкт-Петербурга, Муниципальной целевой Программы «Развитие муниципальной
информационной системы МО г. Красное Село на 2011 -2013 годы и в целом
встраивать в общую систему мероприятий в стране в области информатизации.
В качестве предложений по внедрению "электронного
правительства" в деятельность муниципалитетов МО г. Красное село можно
предложить следующее:
• Разработать регламенты муниципальных услуг, разместить эти
регламенты и формы предоставляемых документов на официальном сайте МО г.
Красное Село, что позволит начать реализацию элементов некоторых услуг в
электронном виде.
• Разработать раздел сайта «Муниципальные услуги», где будет
аккумулироваться информация для горожан о порядке оформления необходимых к
предоставлению документов для получения разрешений в различных сферах, входящих
в компетенцию органов городского самоуправления.
• Необходимо создать "Регистр населения" как основу для
оказания услуг органами власти в электронном виде. Регистр должен включать
информационные сети по жилищным субсидиям в отделах социальной защиты и
жилищно-коммунального хозяйства, пунктах приема населения. Системы персонифицированных
социальных счетов граждан, социальные выплаты, пособия ветеранам - вот лишь
первоначальный перечень того, в чем может проявиться эффективность внедрения
«Регистра населения». Также регистр может использоваться при предоставлении
льготных цен на лекарственные препараты либо при предоставлении медицинских
услуг, лекарств и дорогостоящих видов лечения, при оплате которых за
собственный счет граждане смогут пользоваться специальными льготами по налогу
на доходы - социальными вычетами.
• Создать сервис «Интернет-приемная», посредством которого
обращения граждан в автоматизированном режиме будут регистрироваться в системе
электронного документооборота.
• Создать адаптированную версию сайта для доступа к нему
посредством мобильной связи.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Именно сейчас, на современном этапе исторического развития российского
общества, использование средств и систем информатизации в управлении
муниципальными образованиями является хотя и не единственным, но главным
рычагом достижения целей, которые стоят перед органами местного самоуправления.
Современные методы и средства информатизации вполне доступны практически любому
уровню структур местного самоуправления и имеются все возможности для
эффективного использования этого инструментария для решения сложных
управленческих задач и глубокого совершенствования управления.
Информационное обеспечение управления МО и предоставление электронных
информационных услуг позволяют повысить эффективность управления в следующих
сферах муниципальной деятельности: в сфере учета и социальной защиты граждан; в
сфере жилищно-коммунального хозяйства; в сфере управления использованием
территории города; в сфере управления муниципальными финансами и др. Переход к
электронному муниципалитету позволяет существенно сократить время
предоставления государственных и муниципальных услуг, сделать муниципалитеты
более доступными для граждан, а саму деятельность местных органов власти -
более прозрачной.
В связи с вступлением с 1 января 2010 года в силу федерального закона от
9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления» информационная
открытость в деятельности органов местного самоуправления становится
обязательным условием. Как одно из средств организации доступа к информации о
деятельности данных органов законом предусмотрено создание официальных сайтов.
Полноценное предоставление муниципальных услуг (осуществление всех операций,
связанных с их получением) с использованием технологий электронного
правительства в Санкт-Петербурге пока практически не осуществляется.
В настоящее время западноевропейский опыт по организации МСУ значительно
эффективнее российского. Детальное сопоставление деятельности российских
органов МСУ в информационном поле в России и зарубежной практики позволяет
сделать вывод, что если зарубежные программы в основном направлены на
удовлетворение потребностей граждан через совершенствование работы властных структур
на основе информационно-коммуникационных технологий, то российская программа, в
большей степени направлена на модернизацию самих государственных структур
посредством использования информационно-коммуникационных технологий. То есть
то, что в зарубежных программах является средством, в российской программе -
ожидаемый результат.
Правовую основу системы информационного обеспечения управления
администрации МО г. Красное Село составляют Федеральные Законы РФ, Указы
президента РФ, Распоряжения Правительства РФ, Постановления различных
министерств и ведомств, Региональные нормативно-правовые акты и
нормативно-правовые акты МО г. Красное Село. Организационная основа системы
информационного обеспечения управления администрации МО г. Красное Село
заложена Положением «О муниципальной информационной службе Местной
Администрации МО г. Красное Село».
В местной администрации МО г. Красное Село используется система
электронного делопроизводства «Кодекс: Документооборот», которая позволяет
совершить постепенный переход от бумажного к электронному документообороту,
внедрению технологии применения штрих-кодов при регистрации входящей
документации с последующим потоковым сканированием документов и автоматической
привязкой к соответствующим регистрационным карточкам, использованию
электронной цифровой подписи при работе с электронными документами.
На сегодняшний день к 100 %-ой отметке приближен уровень обеспеченности
муниципальных служащих администрации МО г. Красное Село персональными
компьютерами, во всех структурных подразделениях созданы локальные
вычислительные сети, к которым подключено около 96 % персональных компьютеров,
65 % персональных компьютеров подключены к сети Интернет.
Интернет-сайт муниципального образования г. Красное Село (электронный
адрес www.krasnoe-selo.ru) создан для обеспечения доступа жителей
муниципального образования, предприятий, организаций, учреждений расположенных
на территории МО г. Красное Село, к информации о деятельности органов местного
самоуправления МО г. Красное Село, а также для решения иных задач в области
информационной политики ОМСУ.
Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления» вступил в силу с 1 января 2010 года,
но в Положение «Об интернет-сайте муниципального образования г. Красное Село»
до сих пор не внесены соответствующие изменения, касающиеся структуры
информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети
Интернет. В настоящее время из девяти обязательных пунктов на интернет-сайте муниципального
образования г. Красное Село отсутствует следующая информация:
• статистическая информация о деятельности органа местного
самоуправления;
• информация о состоянии защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности,
На интернет-сайте муниципального образования г. Красное Село не
размещены: информация об оказываемых муниципальных услугах (нет самого раздела
«Муниципальные услуги»), принятые административные регламенты муниципальных
услуг и проекты административных регламентов для обсуждения заинтересованными
гражданами. Нет реализации элементов некоторых услуг в электронном виде.
Оценки населением уровня предоставления электронных информационных услуг
в МО г. Красное Село находятся на низком уровне. Большинство респондентов
считает уровень предоставления электронных информационных услуг в МО г. Красное
Село удовлетворительным - 53,8% и неудовлетворительным - 33,4%. Только 12,8%
опрошенных считают уровень предоставления электронных информационных услуг
«хорошим».
По результатам проведенного исследования и результатам оценки
сотрудниками Местной Администрации причин неэффективного информационного
обеспечения управления администрации МО г. Красное Село к основным причинам
относятся:
• Отсутствие программы информатизации муниципального образования
(движения к информационному обществу, электронного правительства);
• Отсутствие в местном бюджете муниципального образования
отдельной строки "Информатизация органа местного самоуправления";
• Отсутствие в муниципальном образовании системы мероприятий и мер
по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального
образования;
• Низкий уровень профессиональной компетентности специалистов в
области информационно-коммуникационных технологий или отсутствие нужного
количества специалистов.
По результатам проведенного исследования разработаны следующие
рекомендации и предложения:
Рекомендации по совершенствованию системы информационного обеспечения
управления МО г. Красное Село
• Внести поправки в Положение «Об интернет-сайте муниципального
образования г. Красное Село» в соответствие с Законом РФ «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления», касающиеся структуры информации о деятельности органа местного
самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
• Разработать и принять целевую Программу «Развитие муниципальной
информационной системы МО г. Красное Село на 2011 -2013 годы».
• Ввести в местный бюджет муниципального образования отдельную
строку "Информатизация органа местного самоуправления", поправками в
бюджет 2010г.
• Разработать систему мероприятий и мер по развитию
информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального образования.
• Провести основательную модернизацию локальной вычислительной
сети администрации муниципального района с переходом на волоконно-оптические
технологии;
• Провести инвентаризацию парка вычислительной техники, по
результатам которой пополнить парк современной вычислительной техникой.
• Создать в районе общественные пункты подключения к открытым
информационным системам, которые смогут предоставить гражданам, не имеющим
личного доступа к сети Интернет, возможность получения информации из
общественных информационных систем.
• Укомплектовать аппарат Местной Администрации квалифицированными
специалистами в сфере информационных технологий;
• Организовать обучение сотрудников Местной Администрации в целях
повышение квалификации в сфере информационных технологий. Повышение
квалификации местного менеджмента можно организовать посредством дистанционного
образования.
В качестве предложений по внедрению "электронного
правительства" в деятельность муниципалитетов МО г. Красное село можно
предложить следующее:
• Разработать регламенты муниципальных услуг, разместить эти
регламенты и формы предоставляемых документов на официальном сайте МО г. Красное
Село, что позволит начать реализацию элементов некоторых услуг в электронном
виде.
• Разработать раздел сайта «Муниципальные услуги», где будет
аккумулироваться информация для горожан о порядке оформления необходимых к
предоставлению документов для получения разрешений в различных сферах, входящих
в компетенцию органов городского самоуправления.
Необходимо создать "Регистр населения" как основу для оказания
услуг органами власти в электронном виде.
• Создать сервис «Интернет-приемная», посредством которого
обращения граждан в автоматизированном режиме будут регистрироваться в системе
электронного документооборота.
• Создать адаптированную версию сайта для доступа к нему
посредством мобильной связи.
Список
литературы:
Федеральный
закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления» //
"Парламентской газете" от 13 февраля 2009 г. N 8,
«Стратегия
развития информационного общества в Российской Федерации» (утверждена
Президентом РФ 07.02.2008 г. № Пр-212). // "Российской газете" от 16
февраля 2008 г. N 34
Концепция
формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года
одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года №
632-р. (ред. 10.03.2009) // Собрании законодательства Российской Федерации от
23 марта 2009 г. N 12 ст. 1429
Постановление
Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе
«Электронная Россия (2002-2010 годы)». (с изменениями от 26 июля 2004 г., 15
августа 2006 г., 10 марта, 10 сентября 2009 г.) // Собрании законодательства
Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 38 ст. 4476
Распоряжение
Правительства РФ от 17.07.2006 г. № 1024-р «О Концепции региональной
информатизации до 2010 года». // Российская газета 18.07.2006
Пояснительная
записка к проекту федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» //
"Парламентской газете" от 13 февраля 2009 г. N 8,
Приказ
Главного управления информационных технологий и телекоммуникаций Омской области
от 2 февраля 2009 г. № 1 «О регламенте взаимодействия объектов единой системы
электронного документооборота». //
http://sibinfo.su/omsk/authorities/pravit/index.html
Устав
внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Красное
Село // Принят Постановлением Муниципального Совета муниципального образования
города Красное Село от 14 апреля 2005 года № 6-III-2 в редакции Решения
Муниципального Совета муниципального образования города Красное Село от
14.10.2008г. № 69-III-3
Положение о
муниципальной информационной службе Местной Администрации МО г. Красное Село
Утверждено Постановлением МС МО г. Красное Село от 15.06.2001г. № 22-II-4, в
редакции Решения от 14.09.2007 г. № 33-III-10 // http://www.krasnoe-selo.ru
Положение «Об
интернет-сайте муниципального образования г. Красное Село» Утверждено
Постановлением МС МО г. Красное Село от 10.10.2002г. № 47-II-5, в редакции
Решения от 21.06.2007 г. № 49-III-11 // http://www.krasnoe-selo.ru
Положение «О
муниципальных информационных ресурсах муниципального образования г. Красное
Село» Утверждено Решением Муниципального Совета муниципального образования
города Красное Село от 22.07.2006 г. № 32-III-9 // http://www.krasnoe-selo.ru
Решение Муниципального
Совета МО г. Красное Село № 10-IV-5 от 11.11.2009г «Об утверждении структуры
Местной Администрации муниципального образования города Красное Село» //
http://www.krasnoe-selo.ru/
Анкетирование
Института дистанционного обучения Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации. Источник: ИДО РАГС, 2009. //
www.ido-rags.ru
Бачило И.Л.
«Информационное право. Основы практической информатики». Учебное пособие.
М.Юрист, 2008. - 562с.
Генина Н.
Путин помиловал «Электронную Россию»
http://cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/09/17/362322
Жукова Т.И.
«Электронное правительство - диалог с властью?» Электронный ресурс. - Режим
доступа: http://www.rranet.net/gyk_e-prav_dial_s_vlastu.htm
Иванов П.,
Малышев С. Актуальные проблемы и перспективы информационно-аналитического
обеспечения деятельности региональных органов власти // Управленческое
консультирование. 2006. - №2. - С.18-22
Из
выступления на заседании Правительственной комиссии по вопросу «О развитии
информационных технологий в субъектах Российской Федерации» 8 февраля 2010 года
http://minkomsvjaz.ru/3495/3500/
Институт
Развития Свободы Информации (www.svobodainfo.org). //
http://www.svobodainfo.org
Информационно-аналитическое
обеспечение деятельности законодательного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации (на примере Северо-Западного федерального
округа)». Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ //
М.: Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. - 2007. - № 24 (341). -
72с.
Информационные
технологии в решении общественных проблем Аналитический вестник Совета
Федерации Федерального Собрания РФ // М.: Аналитическое управление Аппарата
Совета Федерации. - 2008. - № 9 (354). - 59с.
«Информационные
технологии управления: Учебное пособие для вузов» / под ред. проф. Г.А.
Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 312с.
Костров А.В.
«Основы информационного менеджмента: Учебное пособие». - М.: Финансы и
статистика, 2007. - 345с.
Кудинов А.Т.,
Элькин В.Д. Правовая информатизация в информационном обществе // Черные дыры в
российском законодательстве. № 4. - 2009. - С.24-29
Пак Х.С.
Муниципальные ресурсы: новые подходы к формированию и управлению. // Экономика
и управление. 2009.- № 7. - С.38-42
Романов В.П.
«Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учебное пособие». - М.:
Экзамен, 2008. - 480с.
«Система
муниципального управления: Учебник для вузов». / Под редакцией В. Б. Зотова. /
- СПб.: Лидер, 2008. - 496с.
Соломенчук В.
«Интернет: Краткий курс». - СПб.: Питер, 2008. - 112с.
Ткачев А.В.
«Законодательное регулирование правового статуса ЭЦП. Основные положения»
(http: // www.confident.ru / magazine / new / 18.html).
Туронок С.Г.
Информационные системы в государственном управлении // Проблемный анализ и
государственно-управленческое проектирование. 2009. Выпуск 3. Том 2. - С.112
Хорошавин
С.А. Проблемы внедрения контрольно-исполнительской дисциплины в рамках системы
электронного документооборота и делопроизводства. // Экономика и управление
2009. - № 11. - С.15-21
Интернет-сайт
МО г. Красное Село // http://www.krasnoe-selo.ru/://regnum.ru/news/1219728.html
United
Nations e-Government Survey 2008: From e-Government to Connected Governance. ST/ESA/PAD/SER.E/112,
United Nations, New York, 2008
Похожие работы на - Совершенствование информационного управления муниципальным образованием
|