Организации трудоустройства населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,13 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организации трудоустройства населения

1. Теоретические и правовые аспекты организации трудоустройства населения

.1 Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы

Одним из четырех основных факторов производства является труд, под которым в экономической теории понимают вклад в процесс производства, делаемый людьми в виде расходования физической и умственной энергии. Термином труд также обозначают трудовые ресурсы - важнейший элемент богатства общества, качество и количество которых в значительной мере определяют уровень развития хозяйства отдельных стран.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально - квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

В рыночной экономике существует специфический рынок труда. Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг. Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Рынку труда свойственны следующие характеристики. Рынок труда - это: во-первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вторых, - место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, с позиций предприятий, - поле взаимоотношений отдельного предприятия и его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, т.е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата - есть плата за труд (называется это оплатой труда).

Сторонники третьей точки полагают, что рынок труда является ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель - покупатель труда и юридически свободный и юридически защищенный собственник - продавец ресурса труда. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого состоит в физической неотделимости его от собственника. Указанная специфика отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени.

На рынке труда цена труда выступает в форме ставки - заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и лицом, нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного качества складывается в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.

Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей (Приложение 1).

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда.

Tекущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мecт (ввод новых и выбытие старых).

Спрос на рынке труда зависит от деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла; технического уровня производства; ситуации в инвестиционной сфере; сложившегося уровня заработной платы; налоговой политики.

Предложение на рынке труда зависит от демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения); внутренней и внешней миграции трудоспособного населения; уровня заработной платы; альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму.

Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения. Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни.

Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов па рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель - наниматель, который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры oтношений собственности. Это могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели.

Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму - главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств - ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, предприимчивости и др.

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:

отношения между наемными работниками и работодателями;

отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

отношения между субъектами рынка труда и государством.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:

- обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами;

обеспечение наемным работникам возможности получать средства существования;

согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

стимулирование работников и работодателей (конкуренция между наемными работниками усиливает экономическую мотивацию труда, побуждает их совершенствовать свою квалификацию, стимулирует повышение дисциплины труда; конкуренция между работодателями за привлечение рабочей силы в нужном им количестве и необходимого качества стимулирует их повышать заработную плату, улучшать условия труда).

Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда.

Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории. Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.

Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем поиска подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями - будущими субъектами трудовых отношений. При этом государство преследует цель не только обеспечения всемерного роста производства, но и взимания соответствующих налогов с работодателей и работников.

Необходимо иметь в виду, что рынок труда может быть представлен и как правовое пространство, где работодатели и граждане (наемные работники) заключают трудовые договоры, вступают в трудовые правоотношения и правоотношения по профессиональной подготовке и переподготовке кадров. В России таким правовым пространством выступает территория РФ и ее субъектов, территория посольств и представительств РФ в других государствах, но чаще всего это территория конкретных организаций, где осуществляется прием граждан на работу и их профессиональная подготовка.

Правовое пространство рынка труда не является статичным. Оно динамично и предполагает возможность изменения его границ в связи с миграцией трудового населения как в пределах территории России, субъектов Федерации, так и за их пределами.

Трудовую миграцию, таким образом, следует рассматривать в качестве составной части, связующего звена правового пространства рынка труда.

Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его цивилизованной формы. Это достигается в настоящее время главным образом деятельностью Федеральной государственной службы занятости, находящейся в ведении Минтруда РФ.

Формирование территориального рынка труда (федерального, регионального) происходит под влиянием различных факторов и условий. Эти факторы и условия определяют особенности российского рынка труда, различаются по своему характеру, степени, направлением воздействия. Характерными особенностями современного состояния рынка труда в России являются следующие:

) Одним из наиболее общих факторов, влияющих на параметры рынка труда, является то, что он формируется в условиях общего кризиса, охватившего все стороны общественной жизни: экономические, социальные, правовые, политические и т.д. Наиболее ощутимое влияние оказывает экономический кризис, проявляющийся в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых неплатежах, резкой поляризации доходов населения. Следствием этого является сокращение спроса на рабочую силу, а также нарушения системы стимулирования и мотивов к эффективной трудовой деятельности.

) Другой особенностью рынка труда в России является то, что скорость формирования рынка труда явно недостаточна для того, чтобы успешно складывались рыночные предпосылки экономического роста. В частности, предприятия содержат излишнюю рабочую силу, несоответствующую реальным потребностям производства, отсутствует достаточная конкуренция работников за более благоприятное рабочее место.

) Особенностью нынешнего этапа формирования рынка труда в России является то, что он формируется в условиях, когда предприятия не заинтересованы в техническом перевооружении, создании благоприятных и безопасных условий труда. Как следствие низкое качество выпускаемой продукции (не конкурентоспособной), большое число аварий и травматизма.

) Весьма существенно то, что процесс формирования рынка труда лишен необходимой государственной стратегии. Если бы она существовала, то процессы формирования рынка труда складывались бы под большим влиянием структурных сдвигов в экономике, осуществлением целенаправленной инвестиционной и кредитно-финансовой политики. Пока же налицо преимущественно ведомственно- организационная форма создания территориального регионального рынка труда, т.к. Федеральная служба занятости за счет средств Государственного фонда занятости пытается оказывать влияние на формирование рынка труда через регулирование проблемы безработицы. Очевидно, что такой подход, не увязанный с действием общеэкономических министерств (экономики и финансов, отраслевых и т.д.) малоэффективен.

) Специфика формирования рынка труда в России в большой мере определяется широко распространенным внедренным в сознание многих поколений граждан России трудовым менталитетом. Он, в частности, проявляется в весьма жестко закрепленном в массовом сознании стереотипе уверенности людей в обязанности и способности государства решать проблемы занятости каждого конкретного человека, в психологическом неприятии безработицы. Велико влияние в этом аспекте и фактора уравнительной общинной психологии.

) Особенностью формирования рынка труда в России является также то, что в различных регионах имеются разные социально-экономические, в том числе природно-ресурсные и демографические условия. Следовательно в регионах разные возможности адаптироваться к изменяющимся принципам и формам хозяйствования.

В немалой степени этому способствует и сложившаяся отраслевая специализация регионов, одна часть которых на протяжении ряда лет выступала в роли аграрных, другая - сырьевых придатков, третья - узлов концентрации предприятий оборонного комплекса.

Следствием этого является неравномерность, высокая дифференциация регионов России по показателем состояния рынка труда. Наряду с территориями, в которых ситуация с занятостью резко обострилась, в связи с чем ставится задача отселения части населения в том числе и трудоспособного - из районов Крайнего севера, существуют и другие регионы г. Москва, САХА-республика и др., где ситуация на рынке труда более благоприятная.

) И, наконец, важной особенностью, влияющей на формирование рынка труда в России является то, что существует пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов и размещение населения. Например: в районах Крайнего севера РФ и приравненных к ним (они занимают 64 % территории РФ) находится большая часть запасов нефти, газа, золота, алмазов, а на данной территории проживает лишь 6,6 % населения страны.

Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что условия формирования рынка труда в России по-разному влияют на его функционирование и развитие. Учет этих особенностей необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке эффективной, общегосударственной политики регулирования занятости населения в России.

1.2 Государственная политика занятости

Занятость населения - это деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не запрещенная законом, приносящая (как правило) трудовой доход.

К занятым в экономике, согласно принятой методике, относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с одним или несколькими компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В число занятых включаются также лица, которые выполняли работу без оплаты на семейном предприятии, а также лица, которые временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска, выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения содержания или с частичным содержанием заработной платы по инициативе администрации, забастовки.

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения - сложная проблема для любой страны. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала;

во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

программы содействия найму рабочей силы;

правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

Цели государственного регулирования рынка труда заключаются в следующем:

обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

активной - создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

пассивной - поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. Основные меры этой политики представлены в Приложении 2.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

бесплатное медицинское обслуживание.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой;

согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой;

выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Способы решения проблем трудоустройства на региональном уровне представлены в Приложении 3.

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Решение проблем трудоустройства населения в разных субъектах РФ имеет свою специфику, которая обусловлена климатом и географическим положением территории, особенностями основных видов промышленности данного региона, численностью и плотностью населения и другими факторами. Так, в крупных городах (при наличии множества предприятий и учреждений и, соответственно, вакантных мест) проблемы трудоустройства решаются легче, чем в провинциальном городе с одним градообразующим предприятием, которое находится в состоянии банкротства.

В районах Крайнего Севера в силу климата достаточно сложные условия труда, которые неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья населения. В связи с этим в данном регионе приобретает актуальность привлечения рабочей силы из других территорий (например, для работы вахтовым методом). Принимаемые на работу сотрудники в связи с указанными причинами не всегда обладают необходимым уровнем образования и профессионализма. Напротив, специфика рынка труда южных территорий такова, что недостатка в рабочей силе нет. И это создает возможность для работодателей выбирать сотрудников на вакантные места.

Политика РФ в области занятости осуществляется по нескольким направлениям (Приложение 4). Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу. Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:

) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:

совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;

создание новых рабочих мест;

поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;

поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;

) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:

оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;

поддержка традиционных видов занятости коренного населения;
расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;
образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;

) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:

углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;

содействие развитию самозанятости населения;

активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;

создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.

Меры государственного воздействия на рынок рабочей силы включают набор социальных гарантий, формы и способы социальной помощи, систему социального страхования, обеспечивающую ту или иную степень защищенности человека. Совершенство реализации этой системы зависит от уровня экономического развития общества. Чем богаче общество, тем выше может быть система социальной защищенности человека.

Как показывает опыт развитых стран, наличие продуманной сети социальной защиты расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста и способность идти на проведение реформ, а также содействует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе.

1.3 Нормативно-правовая база трудоустройства населения

В Российской Федерации в основном создана правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» - не ратифицирована (1988г.) и др. Примечательно, что на своей первой сессии в 1919 г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона «О занятости населения» (Приложение 5). Названные направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.

Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

В рамках государственной политики занятости проводится работа с безработными гражданами. Ее порядок закреплен законодательно.

Согласно ст. 24 ФЗ «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного определения, можно выделить следующие условия признания граждан безработными: достижение 16 летнего возраста; отсутствие работы и заработка; регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; отсутствие подходящей работы; поиск работы самим безработным и готовность приступить к ней.

В целях трудоустройства осуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации от граждан не требуется никаких документов. Она осуществляется в целях учета общей численности безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации имеет консультативное значение.

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело. Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. В случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации выплата пособия по безработице может быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т.е. более месяца, неявке на перерегистрацию безработный снимается с регистрационного учета.

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права на труд; правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

право на получение подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);

право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);

право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);

право на участие в общественных оплачиваемых работах (ст.24 Закона о занятости).

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости, где предусмотрен широкий перечень мер социальной защиты. Закон РФ «О занятости» (ст.28) предусматривает следующие социальные гарантии безработным гражданам.

Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице - гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Размер пособия зависит от категории безработного, основания его увольнения, заработка и других показателей. Закон выделяет три категории граждан, выплата пособия по безработице которым осуществляется в различных размерах и различным порядком.

Законом предусмотрена возможность участия безработного в оплачиваемых общественных работах. Оплата труда за выполнение общественных работ в данном случае не лишает безработного права на получение пособия по безработице. Положение об организации общественных работ утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность, которая имеет своей целью дополнительную социальную поддержку безработных граждан. Оплата труда граждан производится в соответствие с законодательством, т.е. не ниже минимального размера оплаты труда. На практике общественные работы, как правило, организуются с целью благоустройства территории соответствующего муниципального образования: уборка улиц, расчистка снега, озеленение и т.п. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами заключается срочный (до шести месяцев) трудовой договор с правом продления по заявлению сторон или досрочного прекращения.

Кроме того, ст. 36 Закона РФ «О занятости населения в РФ» предусмотрена возможность оказания безработному материальной помощи. Власов В.И. в своем комментарии к Закону о занятости определяет материальную помощь как одну из форм социальной поддержки безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного Законом о занятости периода его выплаты. Однако фактически закон не обязывает органы занятости, закрепляя лишь возможность. Материальная помощь может оказываться безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Таковы основные гарантии социальной поддержки безработных, обеспечиваемые государством в нашей стране. Важно отметить, что это отражает в первую очередь правовое положение (статус) безработного, наличие у него не только основных, неотъемлемых прав, но и предусмотренных законом материальных и социальных гарантий. Что особо необходимо гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

.4 Роль Федеральной службы по труду и занятости в регулировании рынка труда

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) была образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Указанным актом установлено, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, а также определены функции, передаваемые от упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации, включая правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» установлено, что Федеральная служба по труду и занятости осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В целях реализации постановления № 156 и в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» 19 апреля 2004 года Федеральная служба по труду и занятости была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц (регистрационный номер 1047796269564).

Роструд осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324.

Наряду с функциями по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролю за прохождением альтернативной гражданской службы, содействию в разрешении коллективных трудовых споров Федеральная служба по труду и занятости осуществляет ряд дополнительных функций (приложение 6).

В соответствии со статьями 216.1 и 356 Трудового кодекса Российской Федерации уточнены и дополнены полномочия Роструда, в том числе, в части организации и проведения государственной экспертизы условий труда.

В соответствии со статьей 407 ТК РФ уточнены и дополнены полномочия Роструда в части проведения уведомительной регистрации коллективных трудовых споров.

Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 324, Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальными органами Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Схема размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утверждена приказом Минздравсоцразвития России от
23 июня 2010 года № 473н и включает 82 государственные инспекции труда с предельной численностью работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий) 3 593 единицы.
До 23 июня 2010 года схема размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России 11 марта 2009 года № 103н, включала также 82 государственные инспекции труда с той же общей предельной численностью работников, но в распределении по 7 федеральным округам.

В связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа (Указ Президента Российской Федерации от 19 января 2010 года № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти») была утверждена новая схема размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, в которой из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ. Помимо этого, в новую схему размещения внесены изменения в части перераспределения численности работников отдельных территориальных органов Роструда в пределах установленной предельной численности работников государственных инспекций труда в целом по Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 438 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324, внесено дополнение в части наделения Роструда функцией по осуществлению организации и ведения гражданской обороны.

В этой связи приказом Минздравсоцразвития России от 25 августа
2010 года № 719н в Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости внесено изменение в соответствии с дополнением, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 438.
На этом основании приказами Роструда от 29 сентября 2010 года
№№ 271-352 внесены соответствующие изменения в положения 82 территориальных органов Роструда (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации).
По состоянию на 31 декабря 2011 года фактическая численность работников государственных инспекций труда составила 3366 человек (при установленной штатной численности 3593 человека), из которых 2852 человека являются должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (1251 человек - государственные инспектора труда (по правовым вопросам), 1601 человек - государственные инспектора труда (по охране труда)).

В целях реализации методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, Роструд, являясь главным распорядителем средств федерального бюджета в рамках установленных полномочий, начиная с 2004 года, ежегодно осуществляет подготовку Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы по труду и занятости на среднесрочный период (далее - Доклад), руководствуясь Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 и Методическими рекомендациями по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на 2006 - 2008 годы (письмо Минфина России от 27 июня 2005 года № 02-АЛ/2008), а также на основании докладов о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы по труду и занятости на 2006-2008, 2007-2009, 2008-2010, 2009-2011, 2010-2012 годов.

Кроме того, подготовка докладов осуществляется в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и на основе стратегических целей, определённых в Сводном Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, и стратегические цели и тактические задачи Роструда направлены на повышение уровня и качества жизни населения, сокращение бедности, обеспечение достойных условий для жизни людей и развитие социального государства.

В рамках основной деятельности Роструд реализует следующие стратегические цели:

обеспечение права граждан на труд;

обеспечение права граждан на защиту от безработицы.

Взаимосвязь стратегических целей Роструда, тактических задач и показателей результата, представлены в Приложении 7.

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Роструда государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации с ноября 2008 года организован и проводится ежедневный прием граждан, а также обеспечивается устное консультирование работодателей и работников по специально выделенным телефонам «горячих линий» по вопросам соблюдения трудового законодательства.

В целях информирования населения, повышения его правовой грамотности в области трудового законодательства, более полного обеспечения прав граждан на получение информации в 2011 году государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации использовались различные формы взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации:

по результатам проверок государственными инспекторами труда было организовано и проведено более 77,9 тыс. совещаний и семинаров с руководителями, специалистами и профсоюзным активом организаций;

информирование населения с помощью теле- и радиоканалов, что позволяет обеспечивать большой охват телезрителей и радиослушателей.

Кроме того, ведется систематическая разъяснительная работа по информированию населения о выявленных нарушениях трудового законодательства и трудовых правах работников путем размещения информации на электронных интернет-сайтах государственных инспекций труда, где созданы общественные приемные, куда поступают вопросы от работников и работодателей, на которые даются квалифицированные развернутые ответы по вопросам применения трудового законодательства.

В целях реализации поставленных Президентом РФ и Правительством РФ задач по ликвидации задолженности по заработной плате в 2011 году была продолжена активная совместная деятельность в данном направлении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов надзора и контроля, включая государственные инспекции труда, объединения работодателей и профсоюзов. В частности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 275 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» в целях обеспечения защиты трудовых прав работников организаций, имеющих задолженность по заработной плате, практически во всех субъектах Российской Федерации при органах исполнительной власти созданы и действуют межведомственные комиссии, в работе которых принимают участие представители государственных инспекций труда, а также органов прокуратуры, территориальных органов ФНС, Росфиннадзора, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального казначейства, управлений ГУВД регионов по борьбе с экономическими преступлениями, представители объединений работодателей и профсоюзов. При этом в функции указанных комиссий входит не только выработка и обеспечение консолидированных мер и действий по погашению долгов организаций по заработной плате, но и меры по легализации «теневой» заработной платы.

На регулярных заседаниях указанных Межведомственных комиссий рассматриваются вопросы состояния соблюдения законодательства об оплате труда в хозяйствующих субъектах и результаты проверок, проведенных в них территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, заслушиваются отчеты работодателей, допустивших задолженность по заработной плате, проводится анализ причин образования задолженности по заработной плате, в том числе в организациях-банкротах, в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, из бюджетов субъектов Российской Федерации, из местных бюджетов. По результатам рассмотрения комиссиями вырабатываются меры по финансовому оздоровлению организаций, в том числе связанных с поиском поставщиков (потребителей), получателей товаров, услуг, источников кредитования, диверсификации производства и другие мероприятия, по результатам реализации которых в большинстве случаев хозяйствующими субъектами устанавливается размер заработной платы работникам на уровне прожиточного минимума в соответствующем регионе.

В соответствии с частью 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение 2011 года только за выявленные нарушения законодательства об оплате труда в суды было направлено 457 протоколов об административных правонарушениях в отношении лиц, совершивших аналогичные административные правонарушения в целях привлечения их к административной ответственности в виде дисквалификации - лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность либо осуществлять управление юридическим лицом (в 2010 году - 647 протоколов). По результатам рассмотрения указанных протоколов судами было дисквалифицировано 245 виновных должностных лиц (в 2010 году - 301 должностное лицо). Для обеспечения привлечения работодателей к уголовной ответственности по результатам проверок по оплате труда в органы прокуратуры направлено 1 408 материалов (в 2010 году - 1908 материалов), по итогам рассмотрения которых возбуждено 44 уголовных дела (в 2010 году - 67 уголовных дел). При этом 11 виновных лиц (в 2010 году - 15 виновных лиц) осуждены судом по ст.145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с полномочиями, установленными ч. 11 ст. 356 ТК РФ и п. 5.5.6. Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением № 324, Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами по надзору и контролю в трудовой сфере осуществляется формирование сведений о несчастных случаях на производстве и проведение укрупненного анализа состояния и причин производственного травматизма.

В порядке реализации указанных полномочий государственными инспекциями труда в 2011 году в установленном порядке формировались и обобщались сведения о происходящих в организациях субъектов РФ несчастных случаях на производстве, полученные в ходе надзорно-контрольной деятельности государственными инспекторами труда, которые анализировались по следующим группам и укрупненным показателям, характеризующим состояние производственного травматизма.

В государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации работа по рассмотрению обращений граждан производится в соответствии с нормами Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Работа с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности территориальных органов Роструда, поскольку обращения граждан являются информационной основой для проведения надзорно-контрольных мероприятий в организациях.

В целях обеспечения в организациях РФ здоровых и безопасных условий труда, в том числе для работающих инвалидов, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственно обусловленной заболеваемости, Роструд и его территориальные органы в субъектах РФ организуют и проводят мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов в отношении инвалидов и принимают необходимые меры реагирования в пределах своей компетенции.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждой организации в пределах устанавливаемой квоты. Такие рабочие места создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ. Согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).

В сфере социального партнерства в 2010 году Роструд, в соответствии со статьей 50 ТК РФ, пунктом 5.3.2 Положения, утвержденного Постановлением № 324 и Административным регламентом, исполнял государственную функцию по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства.

Таким образом, подведем итоги исследования теоретических и правовых аспектов трудоустройства населения.

Рынок труда представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: работающие и безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами. В законе «О занятости» установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида: активную и пассивную. Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейший поиск работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу. Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

Реализация государственной политики в сфере занятости имеет свою специфику в регионах, которая объясняется такими факторами, как особенности климата и географического положения, плотностью и численностью населения, уровнем образования и профессионализма жителей, уровнем развития промышленности. Указанные факторы оказывают непосредственное влияние на реализацию государственной политики, что выражается в принятии дополнительных мер по трудоустройству граждан, поддержке малого бизнеса. В субъектах РФ утверждаются и реализуются целевые программы в сфере занятости, отражающие специфику данного региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Конституция РФ. // Российская Газета от 25 декабря 1993 г., № 237.

.Трудовой кодекс РФ от 21 декабря 2001г. // СЗ РФ 2002г., № 1, ч.1. ст. 3.

.Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.01.1991 № 1032-1. По состоянию на 29.12.2006 // CЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 2008.

.Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.01.1991 № 1032-1. По состоянию на 29.12.2006 // CЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 2008.

.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3431.

.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрании законодательства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 11 ст. 945.

.Указ Президента Российской Федерации от 19 января 2010 года № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Консультант-плюс.

.Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 №458 Об утверждении порядка регистрации безработных граждан // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст.2009; 2007. №5. Ст. 1222.

.Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года № 156 // Консультант-плюс.

.Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 мая 2004 г. N 22 ст. 2180.

.Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 2004 г. N 28 ст. 2901.

.Постановление Правительства РФ от 15.06.2010 N 438 (ред. от 21.03.2012) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.2010, N 26, ст. 3350.

13.Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 438 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Консультант-плюс.

14.Адамчук В.В. Экономика и социология труда. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2009. 365 с.

.Адамчук В.В. Экономика труда. Учебник. М.: Финстатинформ, 2009. 298 с.

.Баженов В.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие. Томск: ТПУ, 2010. 287 с.

.Блинова Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработицы в российских регионах. М.: РП-ЭП, 2011. 263 с.

.Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 311 с.

.Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М.: Книжный дом Университет, 2011. 263 с.

.Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования. Новосибирск: Наука, 2010. 247 с.

.Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие. М.: Издательский дом Рожков и К, 2011. 296 с.

.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ, 2009. 256 с.

.Геньш Б.М. Экономика и социология труда. Учебник. М.: Норма, 2008. 317 с.

.Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 352 с.

.Костин Л.А. Российский рынок труда: Вопросы теории, истории, практики. М.: Профсоюзы и экономика, 2010. 277 с.

.Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. 321 с.

.Ниворожкина Л.И. Моделирование поведения населения на рынке труда крупного города. Продолжительность регистрируемой безработицы. М.: РП-ЭИ, 2009. 402 с.

.Остапенко Ю.М.: Экономика труда: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 299 с.

.Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости: Учебное пособие. М.: Дело, 2010. 288 с.

.Павленков В.А. Рынок труда. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 306 с.

.Рынок труда: Учебник / Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2008. 266 с.

.Рынок труда: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник, 2008. 303 с.

.Топилин А.В.: Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. М.: Экономика, 2010. 316 с.

.Разумова Т.О., Рощин С.Ю. Экономика труда (экономическая теория труда): Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010. 308 с.

.Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие. М.: Филинъ, 2008. 309 с.

.Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М., 2009. 293 с.

.Руденко Г.Г. Внутренний и внешний рынки труда: механизм сбалансированного развития. М. Изд-во Рос. Экон. Академии, 2009. 311 с.

.Рынок труда и социальное партнерство/Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Н.Г. Митрофанов. М.: Хронограф, 2008. 314 с.

.Формирование рынков труда: Учеб.пособие. М.: Экзамен, 2011. 254 с.

.Экономика труда: социально-трудовые отношения/ Под ред. Н.А. Волгина и Ю.Г. Одегова. М.: Экзамен, 2008. 187 с.

.Экономика и социология труда: Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и В.А. Кулакова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 307 с.

.Экономика и социология труда: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Абакумовой. Новосибирск: Издательство ИГПЭ и У, 2008. 267 с.

Приложение 1

Особенности функционирования рынка труда

значительная продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;

действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста);

наличие большого числа институциональных структур особого рода. К ним относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости: государственные программы в области труда и занятости и т.д.;

высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков.

Приложение 2

Основные меры активной государственной политики на рынке труда

К основным мерам этой политики относятся:

стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

организация переобучения и переквалификации структурно - безработных;

развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам;

содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

создание рабочих мест в государственном секторе - в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

организация общественных работ.

Приложение 3

Способы решения проблем трудоустройства на региональном уровне

развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

организация общественных и временных работ.

Приложение 4

Направления реализации государственной политика в области занятости

обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;

обеспечение социальной защиты в области занятости;

поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов - экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Приложение 5

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (по ст. 5 Закона «О занятости населения»)

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Приложение 6

Дополнительные функции Федеральная служба по труду и занятости

государственный надзор и контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в полном объеме с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц;

надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

контроль за расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенции из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий;

реализацию мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства и обучения;

информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

участие в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.

Приложение 7

Основные показатели деятельности Федеральной службы по труду и занятости в 2011 году

Стратегические цели, тактические задачи, показателиЕд. изм.Отчетный периодЦелевое значение2009 год2010 год2011 годЦель 1. Обеспечение права граждан на трудПоказатель 1.1. Индекс эффективности деятельности по обеспечению права граждан на труд (доля выполненных показателей, характеризующих решение задач и реализацию программ, направленных на обеспечение права граждан на труд)%-55,677,8100,0Задача 1.1. Снижение количества нарушений трудового законодательстваПоказатель 1.1.1. Число выявленных нарушений трудового законодательства в расчете на миллион занятых в экономикеед.28 809,421647,815947,215000,0Показатель 1.1.2. Уровень удовлетворенности граждан соблюдением их трудовых прав%-75,077,090,0Задача 1.2. Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемостиПоказатель 1.2.1. Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающихед.2,52,12,12,0Показатель 1.2.2. Численность пострадавших на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающихед.0,1090,090,090,050Показатель 1.2.3. Уровень удовлетворенности работников условиями и охраной труда%-70,075,090,0Задача 1.3. Повышение уровня информированности о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового праваПоказатель 1.3.1. Уровень информированности работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и выявленных нарушениях%-55,060,070,0-90,0Цель 2. Обеспечение права граждан на защиту от безработицыПоказатель 2.1. Индекс эффективности деятельности по обеспечению права граждан на защиту от безработицы (доля выполненных показателей, характеризующих решение задач и реализацию программ, направленных на обеспечение права граждан на защиту от безработицы)%-77,883,3100,0Задача 2.1. Повышение уровня доступности, полноты и качества предоставления государственных услуг в области содействия занятости населенияПоказатель 2.1.1. Уровень удовлетворенности получателей государственных услуг в области содействия занятости доступностью, полнотой и качеством их предоставления%86,080,579,485,0-90,0Показатель 2.1.2. Уровень удовлетворенности работодателей доступностью, полнотой и качеством государственных услуг по подбору необходимых работников%85,583,778,385,0-90,0Показатель 2.1.3.Уровень напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в расчете на одну заявленную вакансию)%2,73,21,82,0Задача 2.2. Повышение эффективности расходования средств на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населенияПоказатель 2.2.1.Удельный объем затрат в расчете на одного гражданина, обратившегося в целях поиска подходящей работытыс. руб. чел.6,38,913,1-

Похожие работы на - Организации трудоустройства населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!