Научные школы экономического анализа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,19 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Научные школы экономического анализа

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1 Зачатки нормативного подхода. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

.2 Первые школы экономической теории. Меркантилизм. Физиократы

1.3 Экономический анализ эпохи классической политической экономии. Классические школы политической экономии

1.4 Современные школы экономической мысли: маржинализм, неоклассическая школа, кейнсианство, экономическая школа иституционализма, школа монетаризма

ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

.1 Развитие экономической науки в XVII -ХIХ веках

2.2 Развитие экономической науки с середины XIX века до наших дней

2.3 Современные российские научные школы экономического анализа и перспективы его развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в следующем. Теория, методология, методика, способы и приемы экономического анализа складывались постепенно, проходя, как и в других науках, сложные, порой противоречивые этапы истории. Путь экономического анализа как науки сложен и извилист. Иное дело практический анализ, анализ отдельных фактов личной жизни, межличностных отношений, бытовых явлений. Здесь аналитико-синтетическая деятельность человеческого мозга сформировалась тогда, когда возник Homo Sapiens.

Наиболее древним приемом анализа является метод сравнения.

Аналитико-синтетический процесс, касающийся общественных явлений, явлений производства и обмена, социально-экономического устройства общества, касающийся множества фактов, наблюдений, привел человеческую мысль к тому, что само производство, благосостояние людей подчинены каким-то могущественным, но скрытым от их непосредственного взора общественным факторам, глубинным законам экономического развития.

Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения, описания явлений. Нужна наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы.

Такой наукой явилась политическая экономия. А вместе с ней, или точнее в ее недрах, возник и экономический анализ. История экономической науки уходит в древние века (учение мыслителей Древнего Востока - Конфуций и др.; Древней Греции - Ксенофонт, Платон, Аристотель; Древнего Рима - Варрон, Сенека и др.).

В средние века появилось само понятие «политэкономия».

Эта дефиниция была введена в научный оборот французом Антуаном Монкретьеном де Ваттевилем в его книге «Трактат по политической экономии» (1615 г.). Далее-развитие политэкономического учения получило в трудах У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, С. Сисмонди, К. Маркса и др.

Некоторые ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтерского учета, с балансоведением. В блестящих очерках по истории бухгалтерского учета Я.В. Соколов пишет, что «бухгалтеру необходимо всегда помнить, что описания (интерпретации) фактов хозяйственной жизни могут быть разнообразными. Для этого используются средства анализа и синтеза. Анализ раскрывает структуру теории, представляет знание, синтез показывает функции, которые выполняет теория, позволяет понять ее. Применительно к фактам хозяйственной жизни анализ рассматривает их изнутри, синтез - извне». Хотя с последним утверждением можно и поспорить - анализ и синтез выступают в диалектическом единстве, но мысль ясна. И здесь анализ как бы предваряет необходимость, общественную полезность, организационные свойства и черты такой важной науки, как бухгалтерский учет.

Цель курсовой работы - исследование основных этапов и особенностей систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявление значимости для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.

Задачи курсовой работы:

исследование основ формирования экономического анализа;

исследование появления первых школ экономической теории;

рассмотрение возникновения научных школ экономического анализа;

исследование закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.

определить перспективы развития экономического анализа.

Предметом является рассмотрение возникновения экономического анализа.

Объектом - научные школы экономического анализа и перспективы его развития.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

.1 Зачатки нормативного подхода. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

Считается, что история экономической мысли ведёт своё начало с письменных источников теократических государств древнего мира. Что же касается экономического анализа, то его история начинается значительно позже.

Наиболее известными являются кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, правившим в 1792-1750 гг. до н. э., древне-индийский трактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. - III в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источником информации о социально-экономическом развитии Вавилона. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию частной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» буквально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является результатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становление экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551-479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения.

В Древнем Египте существовала своего рода плановая, а точнее организованная экономика, построенная вокруг ирригационной системы.

В ассирийской и вавилонской теократиях были огромные военные и бюрократические организации и развитые правовые системы. Среди них, например, кодекс Хаммурапи (примерно 2000 г. до н.э.). Они проводили активную внешнюю политику, развили денежные институты, знали кредит и банковское дело. Священные книги Израиля, в особенности их законодательные разделы, обнаруживают глубокое понимание практических экономических проблем еврейского государства. Однако попытки анализа здесь ещё отсутствуют.

История экономической мысли начинается с письменных источников теократических государств древнего мира, в экономике которых происходили явления, в какой-то мере сходные с теми, что происходят у нас, и возникавшие проблемы решались в основном так же. Но история экономического анализа начинается только с греков.

Экономическая наука древних греков не смогла достичь независимого статуса и не получила собственного названия. Она была лишь отражением практических навыков управления домашним хозяйством. «Хрематистика» Аристотеля была некоторым приближением к экономической науке, обращалась она в основном к финансовым аспектам хозяйственной деятельности. Экономические рассуждения древних греков сливались с их общей философией государства и общества, т.е. они редко рассматривали экономический вопрос ради него самого. Поэтому их достижения в данной области незначительны, особенно по сравнению с их достижениями в таких областях, как математика, геометрия, астрономия, механика, оптика.

Тем не менее, известно, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт (430 - 355 гг. до н.э.). Он изложил свои экономические взгляды и воззрения в трактате «Домострой», подготовленный как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт писал, что экономия (от греческого ойкос - дом, номос - закон) - это наука, при помощи которой можно обогащать своё хозяйство. Источник богатства он видел в производстве полезных вещей.

Следует подчеркнуть, что именно Ксенофонт положил начало нормативному экономическому анализу, который использовал, в частности, при описании хозяйственного быта греческих полисов и мировой Персидской державы через образы идеализированных правителей и общественных порядков.

Эту традицию продолжил развивать земляк Ксенофонта Платон (427 - 347 гг. до н.э.) в своём труде «Государство». Его размышления представляют несомненный интерес даже в наше время. Идеальное государство Платона являлось городом-государством, в котором предполагалось небольшое и по возможности постоянное число жителей. Таким же стационарным, как население, должно быть его богатство. Вся экономическая и неэкономическая деятельность жёстко регулировалась.

Основой идеального государства Платон считал идею справедливости. Справедливым он понимал такое общество, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени.

По мнению Платона, правители не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться. Благодаря такому устройству, полагал Платон, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро.

Ученик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до н.э.) сделал первый шаг к позитивному экономическому анализу - описанию хозяйственной жизни в системе взаимосвязанных категорий.

Существенная разница в их трудах заключается в том, что анализ, как самостоятельная цель, является главной движущей силой мышления Аристотеля. Он также искал наилучшее государство, в котором реализовывалась бы наилучшая жизнь и справедливость; высказывал множество ценностных суждений, претендуя на их абсолютную истинность; придавал нормативную форму своим результатам.

Аристотель не был согласен с идеей Платона, что государство развилось из патриархальной семьи. Аристотель основывал свой экономический анализ непосредственно на потребностях и их удовлетворении. Начав с натурального домашнего хозяйства, он затем вводил разделение труда, бартер и как средство преодоления трудностей прямого бартера - деньги. Аристотель не только различал потребительную ценность и меновую ценность, но и понимал также, что последняя каким-то образом получается из первой.

Аристотель осознавал, если и не высказывал это открыто, что деньги используются в качестве запаса ценности. По его мнению, основными функциями денег являлись функция меры стоимости и функция средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Важно подчеркнуть, в связи с разразившимся мировым финансовым кризисом, Аристотель осуждал использование денег для получения прибыли, относя это к сфере хрематистики, доказывая, что деньги по своей природе не могут приносить деньги. Второе положение той теории денег, которой придерживался Аристотель, состоит в том, что деньги должны быть одним из товаров. То есть они должны быть полезной вещью и обладать меновой стоимостью, не зависящей от их денежной функции. Каковы бы ни были недостатки этой теории, она прочно преобладала до конца IXX в. и позднее, хотя всегда вызывала споры. Она является основой большей части аналитических исследований в области денег.

Римские философы Катон Цензор (234 - 149 гг. до н.э.), Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) и другие изложили принципы рациональной организации частного рабовладельческого хозяйства.

Используя ныне принятую терминологию методов анализа они опирались на нормативный подход.

Катон Цензор считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. исследовал Варрон в трактате «О сельском хозяйстве». Писатель ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Варрон исходил из преимущественно рыночной ориентации специализированной виллы, не только продающей излишки, но и покупающей необходимые продукты. В этом случае также был нормативный экономический анализ с точки зрения рабовладельцев.

В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов.

Ибн Хальдун (1332-1406) автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах - «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов - золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.

Религиозная окраска общественной мысли Средневековья объяснялась господством христианства. Христианство не создало специальной экономической теории, но осуждало воровство, богатство, эксплуатацию людей. Наиболее значимые авторы экономической мысли этой эпохи в Западной Европе - Фома Аквинский и Августин Блаженный. Августин Блаженный (354-430) отстаивал необходимость трудиться для всех, отмечал равноценность умственного и физического труда, выступал против презрительного отношения к последнему. Он отмечал, что вид труда человека (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе. Августин ростовщический процент и торговую прибыль считал грехом. Фома Аквинский (1225-1274) также категорически осуждал ростовщические операции. Он считал, что все вещи принадлежат богу и по своей природе являются общими. Однако для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность необходима. Фома Аквинский настаивал на необходимости сословного деления общества. Богатство он рассматривал как совокупность материальных благ, т. е. в натуральной форме, и делил его на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро).

1.2 Первые школы экономической теории. Меркантилизм. Физиократы

Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории (меркантилизм) сложилась в эпоху Возрождения.

Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения «mercari» (торговать). Богатство нации меркантилисты отождествляли с золотом и серебром, а его источник видели в сфере обращения. Большая часть представителей этой школы были купцами-мореплавателями, а не теоретиками. Следует различать ранний и поздний меркантилизм. Основным критерием такого деления является «обоснование» путей (средств) достижения активного торгового баланса, т.е. положительного сальдо во внешней торговле.

Ранний меркантилизм (система денежного баланса) сформировался еще до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в. Ранний меркантилизм предполагал увеличение денежного богатства исключительно законодательным путем. В рамках этого учения ограничивался импорт товаров, запрещался вывоз золота и серебра из страны. Вырученные от продажи товаров средства иностранные купцы были обязаны тратить на покупку местных изделий. На экспортируемые товары устанавливались максимально высокие цены. Наиболее известными представителями раннего меркантилизма были в Англии Вильям Стаффорд (1554-1612), в Италии - Гаспар Скаруффи (1519-1584). В.Стаффорд в своих работах проповедовал активное регулирование денежного обращения, гак как полагал, что фальсификация денег и их вывоз за границу ведут к росту цен и ухудшению благосостояния народа. Поздний меркантилизм (система активного торгового баланса) достиг расцвета в XVI в. и существовал до середины XVII в. Основой позднего меркантилизма являлось требование экспортировать товаров больше, чем импортировать, т. е. сохранение активного торгового баланса. Представители позднего меркантилизма полагали, что чем больше разница между стоимостью ввезенных и вывезенных товаров, тем богаче становится страна. Для укрепления активного торгового баланса разрешалось вывозить из страны золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, ввозимые импортные товары облагались пошлинами и всемерно поощрялся вывоз отечественной продукции на мировой рынок. Наиболее известными представителями позднего меркантилизма были в Англии Томас Ман (1571 - 1641), во Франции - Антуан де Монкретьен (1575-1622).

Историческое значение меркантилизма заключается в том, что он обогатил историю экономических учений не только концепцией всеобщей коммерциализации хозяйственной жизни и масштабного участия в ней государственных структур, но и тем, что он действительно обозначил, говоря словами Й. Шумпетера, «зачатки науки». Речь идет, конечно, об экономической науке, которая после издания в 1615 г. французским меркантилистом Антуаном Монкретьеном «Трактата политической экономии» почти четыре столетия достойно называлась не иначе как политическая экономия.

Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было учение физиократов. Физиократы (от греч. «physis»- природа и «kratos» - сила, власть) - школа французских экономистов второй половины XVIII в. Источник богатства нации физиократы видели в сфере материального производства, а не в сфере обращения, как обмен ничего не производит. Однако сферу материального производства физиократы сужают только до земледелия и производительным считают только земледельческий труд. В связи с этим все общество физиократы делят на три класса: класс земледельцев; класс земельных собственников и класс граждан, занятых во всех других отраслях («бесплодный класс»). Земледельцы кормят себя и создают чистый продукт. Землевладельцы (помещики, двор, церковь) сами не создают богатства, но их собственность участвует в этом процессе. Бесплодный класс (ремесленники, торговцы) создают своим трудом столько же продукта, сколько потребляют. Физиократы ввели понятие «чистый продукт», под которым понимали разницу между суммой всех благ и затратами на их производство.

Чистый продукт создается, по их мнению, только в сельском хозяйстве. Ведущими представителями физиократов были Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Ровер Жак Тюрго (1727-1781).

.3 Экономический анализ эпохи классической политической экономии. Классические школы политической экономии

Во второй половине XVII в. стало очевидным, что дальнейшее формирование рыночных отношений затрудняется вмешательством государства в хозяйственную жизнь. Поэтому главный тезис меркантилистов о необходимости активной роли государства оказался в новых условиях несостоятельным. Система частного предпринимательства требовала полного невмешательства государства в экономику, «полного laissez faire» (лесэ фэр). Именно с этого момента зародилась новая теоретическая школа, которую позднее Маркс назвал классической политической экономией.

Новая школа во многом стояла на противоположных меркантилизму позициях. Классики заново сформулировали предмет и метод изучения экономической науки. Предметом стала сфера производства, а не обращения. В качестве метода экономического анализа стали использоваться исторический и логический подходы, базирующиеся на философском методе научной абстракции, к которому относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и конструирование моделей, система законов и категорий. Классическая политическая экономия стала изучать проблемы экономики свободной конкуренции.

Общие признаки и отличительные черты классической школы и меркантилизма представлены в таблице 1.

К числу научных заслуг классической школы по сравнению с меркантилизмом следует отнести ряд следующих бесспорных достижений:

в ее рамках началась разработка трудовой теории стоимости. Было провозглашено, что богатство нации создается в производстве, а его источником является затраченный на производство товаров труд. Это явилось выдающимся научным приобретением, сыгравшим громадную роль в дальнейшем развитии политэкономии;

анализ общественного воспроизводства, представленный в «Экономической таблице» Франсуа Кенэ - главы школы физиократов (специфическое течение в рамках классической политической экономии);

создание учения о «естественных» законах экономики. Эти законы «классики» отождествляли с законами природы;

«классики» впервые применили абстрактный метод исследования, что имело большое значение для решения методологических проблем политэкономии.

Классическая политическая экономия прошла четыре этапа.

Первый этап условно можно разбить на две стадии. К первой стадии (конец XVII - начало XVIII в.) следует отнести труды английского экономиста У. Петти и французского - П. Буагильбера, в которых резко осуждалась сдерживающая свободу предпринимательства протекционистская система. Ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального богатства и утверждалось, что источником последнего являются не деньги, получаемые в обращение, а товары, создаваемые в материальном производстве. Эти труды содержали первые в истории попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда.

Вторая стадия этого этапа (середина XVIII в.) связана с именами физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго, которые привнесли в экономическую науку новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Однако свои исследования они ограничивали сельскохозяйственным производством в ущерб другим сферам экономики.

Второй этап (последняя треть XVIII в.) целиком и полностью связан с великим английским ученым Адамом Смитом. В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем - цена товара.

Под влиянием его идей был введен курс политической экономии, который впервые прочел в Эдинбургском университете ученик и друг А.Смита Джон Стюарт.

Считается, что три постулата Смита до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму А. Смита.

Во-первых, это «экономический человек». Заслуга А. Смита в том, что он проанализировал модель «экономического человека» применительно к индустриально-рыночной экономике.

Во-вторых, это «невидимая рука» рынка, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции. «Невидимая рука» - это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто и против воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, А. Смит поставил политическую экономию на научную основу.

В-третьих, это богатство как целевая функция и объект экономических отношений.

На третьем этапе (вся первая половина XIX в.) наибольший вклад в экономическую науку внесли Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа и др. Особенно велико было значение работ Д. Рикардо, который одним из первых выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал теорию земельной ренты и т. п.

Четвертый этап (вторая половина XIX в.) связан с трудами Дж. С. Милля и К. Маркса. Джон Стюард Милль был последним английским ученым, прочитавшим в Кембриджском университете курс классической политической экономии. Этот курс был заменен новой ветвью в экономической науке - курсом «Экономикс», впервые прочитанном Маршаллом в 1902 г. Завершилась же школа классической политической экономии экономическим учением Карла Маркса.

.4 Современные школы экономической мысли: маржинализм, неоклассическая школа, кейнсианство, экономическая школа институционализма, школа монетаризма

К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические школы, сформировавшиеся в конце XIX - начале XX в. Экономическая наука этого периода получает все более прикладной характер.

Новое течение экономической мысли - маржинализм - сформировалось в 30-х гг. XIX в. В научной литературе переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей классической политэкономии нередко характеризуют как «маржинальную революцию». Маржинализм (от французского «marginal» - предельный) исследовал как микроэкономические, так и макроэкономические явления исходя из использования предельных (максимальных или минимальных) величин.

В сравнении с классической маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.

Основная идея - использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности <#"justify">2.1 Развитие экономической науки в XVII -ХIХ веках

Российская экономическая мысль является существенной частью мировой экономической науки. Российские ученые внесли свой значительный вклад в становление и развитие экономической теории. В России были свои меркантилисты, физиократы, классики, социалисты-утописты, монетаристы, марксисты. Однако влияние западных идей в их работах сочеталось с национальными традициями.

Российская экономическая мысль берёт свои истоки с периода возникновения мануфактур в XVII веке.

Россия значительно отставала от западно-европейских стран в своём экономическом развитии. Главной общественной проблемой было крепостное право. Буржуазные производственные отношения существовали лишь в зачаточных формах. Петровские преобразования на рубеже XVII-XVIII вв. охватили все стороны деятельности Российского государства, в том числе и экономику. Для внутренней и внешней торговли при Петре I характерен меркантилизм на основе политики протекционизма.

Развитие производства и торговли требовало упорядочения денежного обращения и финансов. В 1700 -1704 гг. проводится реформа монетного дела, запрещается вывоз за границу драгоценных металлов.

Отсюда и большое своеобразие российской экономической мысли.

Наиболее известный след в российских экономических воззрениях XVII в. оставили А.Л. Ордин-Нащокин и И.Т. Посошков, придерживавшиеся идей меркантилизма.

Наиболее известный след в российских экономических воззрениях XVII в. оставили А.Л. Ордин-Нащокин и И.Т. Посошков, придерживавшиеся идей меркантилизма.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680). В своих трудах он много внимания уделял вопросам торговли, полагая ее орудием развития экономики, важнейшим источником дохода государства и способом улучшения народного благосостояния. В этой связи предлагал покровительственные пошлины и поддерживал протест российского купечества против правительственных привилегий, предоставляемых иностранными купцам. Отмечал, что только централизованное государство может обеспечить стабильный рост, и ратовал за его укрепление.

Иван Тихонович Посошков (1652-1726). Сторонник преобразований Петра I. Отмечал приоритет частной инициативы и свободного предпринимательства; настаивал на ограничении или отмене крепостного права; источник богатства нации видел в труде, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Полагал, что никто не имеет права не работать. Все богатство нации делил на вещественное (богатство казны и народа) и невещественное (эффективное управление страной и наличие справедливых законов).

Экономическая мысль России XVIII в. наиболее ярко представлена в работах В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова.

Василий Никитич Татищев (1686- 1750) выступал за развитие торговли и политику протекционизма. Советовал не допускать вывоз за границу золота и серебра в слитках, монетах и посуде. Импорт же драгоценных металлов следовало освободить от пошлин, как и импорт сырья, необходимого для развития отечественной промышленности. Предлагал меры, способные улучшить положение крестьян в рамках существующего социально-экономического строя.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) утверждал, что самостоятельность и независимость России связана с развитием отечественного производства, для чего следует разрабатывать природные богатства страны, развивать промышленность, обучать население ремеслу. Настаивал на том, что без развитой торговли богатство государства расти не может; выступал за политику протекционизма. Полагал государство руководящей силой экономического развития.

Русская экономическая мысль XIX в. представлена в работах Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского, которых можно назвать русскими представителями классической политэкономии.

Николай Семенович Мордвинов (1754-1845) выступал за создание промышленности в стране, за превращение России в развитую аграрно-индустриальную державу. Настаивал на промышленном протекционизме (ограничении ввоза иностранных промышленных товаров). Полагал, что ведущей силой общественного, экономического развития должно стать дворянство. Сторонник освобождения крестьян за выкуп без земли.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) в своих трудах разрабатывал экономические программы капиталистического развития России. Предложил ряд реформ в области денежного обращения и налогов.

Особо следует остановиться на разработанном Сперанским «Плане финансов», содержавшем основы финансового устройства и принципы финансовой политики. Реформирование финансов было призвано разорвать порочный круг, в котором цены растут от новых долгов, а новые долги появляются от повышения цен.

Заслуга Сперанского как автора «Плана финансов» заключается в разработке основ финансовой реформы, позволившей стабилизировать финансы и денежное обращение. Фактически впервые была создана взаимосвязанная, законодательно оформленная государственная бюджетная система.

.2 Развитие экономической науки с середины XIX века до наших дней

Развитие экономических воззрений проходило под влиянием хозяйственной практики, формирования буржуазных отношений в России, в тесной связи с общим движением науки в других странах.

Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. Это отличает и «Теорию политической экономии трудящихся» Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) и труды либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821 - 1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908) и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865- 1919).

Определенную роль в формировании российской экономической мысли играли представители исторической школы, в т.ч. авторы исследований и работ по истории экономических учений В.В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский

В России в меньшей степени, чем где-либо, политическая экономия была университетской и академической наукой. Проблемы экономического развития активно обсуждались в широких кругах, в государственном аппарате и в печати.

Экономическое наследие Чернышевского многогранно и впечатляюще. Он является автором многочисленных работ, полемических и критических публикаций. Чернышевский свободно владел иностранными языками, читал в первоисточниках, переводил и обстоятельно «анатомировал» труды западных экономистов, выдвинул и отстаивал собственную концепцию.

Теория политической экономии трудящихся, которую Чернышевский противопоставляет системе капиталистического производства, оказала немалое воздействие на формирование общественного сознания.

Профессор Московского университета Александр Иванович Чупров (1842-1908), автор популярного курса политической экономии и лекций по истории политической экономии; считается выдающимся исследователем экономики железнодорожного транспорта, положил начало новому направлению - экономике транспорта.

Ведущим течением экономической мысли конца XIX в. было народничество, отрицавшее капиталистический путь развития России. Идеологами этого течения считаются М. А. Бакунин, А. И. Герцен, Н. П. Огарев.

Они отказывались признавать объективную закономерность экономического развития и утверждали, что Россия может, минуя капиталистическую стадию, перейти к социализму.

Распространение идей марксизма в России началось с 70-х гг. XIX в. Они были глубоко восприняты Г.В. Плехановым, В.И. Лениным (Ульяновым).

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) - теоретик-экономист, филолсоф, социолог. В своих работах отмечает, что крепостничество и самодержавие тормозят экономическое развитие России; резко критиковал капитализм, классовую дифференциацию общества.

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) - профессиональный революционер, руководитель Октябрьской революции в России, глава советского правительства (1917-1924), основатель СССР. Сторонник экономической теории К. Маркса, которую дополнил концепцией империализма как «высшей и последней стадии» капитализма. Разработал теорию социализма и наметил основные вехи становления социалистической экономики (индустриализация, кооперация крестьянства). Ленин был искренне убежден, что при социализме все производство может превратиться в одну большую фабрику.

Глубокий след в российской экономической науке начала XX в. оставили М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) - экономист, общественный деятель и публицист, один из представителей «легального марксизма».

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) - экономист, общественный деятель и публицист, один из представителей «легального марксизма». По его мнению, для роста общественного благосостояния необходимы централизм и план. Всесторонне изучил проблему кооперации и разработал ее основные принципы. Уделял внимание проблеме цикличности промышленного производства, сформулировал закон инвестиционной теории циклов, в соответствии с которой фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) - крупнейший ученый, экономист аграрник, литератор. Занимался изучением крестьянских семейных хозяйств. Решение аграрного вопроса видел в социализации земли. Он был против того, чтобы индустриализация страны проводилась за счет крестьян.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) - экономист, обладавший энциклопедическими знаниями. Полагал возможной кооперацию сельского хозяйства без уничтожения самостоятельных домашних хозяйств. Однако главным в его экономическом учении является концепция длинных волн экономического развития, или теория больших циклов конъюнктуры. Кондратьев объяснял длинные циклы (около 50 лет) продолжительностью функционирования основного капитала. Начало каждого нового большого подъема он связывал с массовым внедрением в производство новых технологий. Его концепция сформировала целое направление в мировой науке.

В России очень сильным было математическое направление. В своих экономических исследованиях математические методы использовали В.К. Дмитриев, Г.А. Фельдман, А.Д. Билимович, Е.Е. Слуцкий и др.

Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880-1948) основоположник современной математической теории потребления. Анализировал связь функции полезности с движением цен и денежным доходом потребителя. Ввел в научный оборот понятие устойчивости бюджета потребителя, любое отклонение от которого ведет к уменьшению полезности.

Одним из основоположников экономико-математического направления отечественной экономической науки был Василий Сергеевич Немчинов (1894 - 1964). Под его руководством была организована первая в СССР Лаборатория экономико-математического исследования, на базе которой в 1963 г. был создан центральный Экономико-математический институт АН СССР (ИЭМИ РАН).

Немчинов один из первых в нашей науке поставил и решил многие теоретические вопросы экономической кибернетики, эконометрики, применения методов математического моделирования и вычислительной техники в экономических исследованиях, разработал модели расширенного воспроизводства, статическую модель общественного разделения труда.

Вершиной математического направления в советское время стали труды Л.В. Канторовича. Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) - единственный нобелевский лауреат (1975 г., совместно с Т. Купмансом) по экономике, являвшийся гражданином СССР.

Являлся одним из создателей теории оптимального планирования и управления народным хозяйством, теории оптимального использования сырьевых ресурсов.

Значительный вклад в сокровищницу мировой экономической мысли внесли ученые-экономисты российского происхождения В.В. Леонтьев и С.С. Кузнец.

Василий Васильевич Леонтьев (1906-1999) - лауреат Нобелевской премии по экономике (1973). Мировое признание заслужил его метод экономико-математического анализа «затраты-выпуск» для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и составления межотраслевого баланса.

.3 Современные российские научные школы экономического анализа и перспективы его развития

Наиболее существенный вклад в разработку проблем теории и практики экономического анализа внесли научные школы, созданные в прошлом веке и действующие в настоящее время при МГУ им. М.В. Ломоносова (школа С.К. Татура и А.Д. Шеремета), при Финансовой академии при Правительстве РФ (в прошлом школа С.Б. Барнгольц и Б.И. Майданчика; сейчас школа М.В. Мельник и В.Г. Гетьмана), Институте экономики промышленного производства АН УССР (школа Н.Г. Чумаченко), Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (школа А.И. Муравьева), Российском государственном торгово-экономическом университете (школа М.И. Баканова) и др.

Учебно-методические вопросы, касающиеся учетно-экономических дисциплин (учебные планы, программы, учебники и др.) в прошлом решались Министерством высшего образования СССР, при котором создавались соответствующие комиссии. Такой централизованный порядок управления действовал до последней четверти прошлого столетия. И только позднее была произведена необходимая децентрализация, заключающаяся в создании при ведущих вузах учебно-методических объединений, обеспечивающих привлечение к этой важной работе более широкого круга научных работников. Так, при Московском финансовом институте было создано учебно-методическое объединение по специальностям: финансы и кредит; бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности (в настоящей редакции - Учебно методическое объединение вузов Финансовой академии при Правительстве РФ по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). Много лет этим объединением успешно руководит ректор Финансовой академии профессор А.Г. Грязнова.

Особого внимания заслуживает Международная ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», созданная в 1989 г. Данная Ассоциация признана в России и за рубежом как объединение ученых и практиков бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита (со дня основания президентом ассоциации является заведующий кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова профессор А.Д. Шеремет).

Целями и задачами, как прописано в положении о «Содружестве», являются:

) содействие развитию бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита; участие в подготовке и создании нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерскую и аудиторскую деятельность; организация взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, касающимся профессиональной деятельности членов Ассоциации;

) содействие интеграции Российской Федерации в мировое экономическое сообщество, внедрение в практику экономической деятельности всемирно признанных правил, нормативов и стандартов финансового учета отчетности;

) содействие научным исследованиям в области образования в сфере экономики, управления, права, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита; внедрению научных исследований в практику;

) осуществление связей с ассоциациями бухгалтеров и аудиторов стран - членов СНГ, зарубежных стран и неправительственными организациями по вопросам реформирования бухгалтерского учета, анализа и аудита;

) повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов; оказание им помощи при продлении и обмене квалификационных аттестатов;

) осуществление программы проверки качества аудиторской деятельности аттестованных аудиторов - членов Ассоциации, по результатам которой участникам выдаются специальные сертификаты качества аудиторской деятельности;

) участие в работе международных объединений, организация множественных международных и всероссийских конференций и семинаров по проблемам учета экономического анализа и аудита;

) участие в разработке законов, стандартов и других нормативных документов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.

Важно отметить, что многие из перечисленных задач решаются в органической увязке с проводимыми «Татуровскими чтениями», посвященными одному из родоначальников науки - анализ хозяйственной деятельности (в июне 1904 г.; состоялись 32-е «Татуровские чтения»). Это редкий случай, когда благодарные ученики довольно длительное время чтут память своего учителя и стараются помнить о нем не только возложением цветов, но и конкретными делами на пользу Отечества.

Переход к рыночным отношениям потребовал от ученых-экономистов пересмотра традиционного понимания важных экономических категорий, расширения состава экономического анализа и развития целого ряда нетрадиционных для нашей экономики финансово-кредитных институтов (инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.).

Обобщив некоторый опыт аналитических разработок, имевших место в царской России, а также довольно развитую теорию и практику анализа в послереволюционный период большой вклад в мировую теорию и практику экономического анализа внесли отечественные ученые. Сформировалась наука и учебный курс высших учебных заведений, практические и методические пособия.

Немалый вклад в области исследований экономического анализа в новых условиях хозяйствования внесли такие ученые-экономисты, как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет.

С переходом нашей страны к рыночным отношениям у экономического анализа появляются новые задачи. Ведь, как и любая другая наука, он вынужден расширять свою методологическую базу при расширении базы информационной и при появлении новых способов работы с информацией. Прежде всего, возникновение перед экономическим анализом совершенно новых задач было обусловлено появлением конкурентной борьбы. Известно, что одним из способов ведения конкурентной борьбы является маркетинг. Синонимом в русском языке к этому слову могла бы стать «разведка». Основанный на сборе информации в состоянии внешней среды и на сопоставлении её с данными об имеющихся ресурсах, маркетинг имеет на вооружении ряд методологических инструментов обработки информации, которые и были «любезно» им предоставлены в пользование экономическому анализу (примером может послужить ситуационный анализ).

Увеличение проблемного поля обусловлено не только введением «новых правил», но и введением на рынок (в частности, рынок услуг) новых «игроков» - субъектов анализа (например, инжиниринговые, консалтинговые, лизинговые компании и др.).

Развитие методологической базы (за счёт пополнения её инструментарием смежных наук), больший акцент на использование внеучётных источников информации (в связи с реанимацией коммерческой тайны), разработка новых исследовательских направлений (изучение коммерческого риска) - вот некоторые из перспективных направлений развития экономического анализа.

Одной из основных задач экономического анализа называют исследование коммерческого риска. В данном случае весь арсенал средств экономического анализа должен быть направлен на минимизацию возможных потерь, на снижение уровня риска. Поведение экономических агентов, состояние и качество потребительского спроса, внешние факторы - слишком много непредсказуемых элементов для одного предприятия. Поэтому, осуществляя свою деятельность, предприятие порой походит на идущего по минному полю. Свести риск к минимуму. Это позволяют методы и специальные приёмы экономического анализа.

Например, математическая теория игр позволяет минимизировать потери и обрести стабильный источник дохода, моделируя возможные ситуации на рынке. Измеряя риск в каждой определенной ситуации, она (теория игр) создаёт возможность оптимизировать поведение предприятия на рынке таким образом, что при возникновении любой (исследованной) ситуации предприятие будет иметь одинаковый уровень риска.

Всё большее значение в условиях компьютерной обработки данных и в условиях острой конкурентной борьбы приобретает оперативный анализ. Это объясняется тем, что успешность конкурентной борьбы во многом зависит от быстрой и адекватной реакции на конъюнктурные колебания.

Современное развитие техники обработки информации, совершенствование экономико-математических методов, а также унифицированность форм сбора данных позволяет делать анализ не по истечении отчётного периода, а по мере его необходимости. Это, в свою очередь, представляет экономический анализ надёжным и эффективным средством выработки оптимальных управленческий решений, главной особенностью которых в современных условиях становится их своевременность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая наука представляет собой систему знаний хозяйственной жизни отдельного человека, домашнего хозяйства, фирмы, отрасли, всего народного и мирового хозяйства. Она является отражением тех процессов, которые происходили и происходят в хозяйственной жизни. Эту науку принято называть экономической. Существует и другой, тождественный ей термин - политическая экономия. Понятно, что экономическая наука возникла не сразу, а развивалась вместе с развитием хозяйственной системы. Иначе говоря, экономическая наука, как и хозяйственная система, имеет свою историю, и весьма, длительную при этом. Формирование науки имеет свои закономерности и цели.

Целью науки является исследование экономических законов, процессов, их противоречий, а также раскрытие тенденций хозяйственного развития, формирование прогнозов и рекомендаций. При этом используются определённые приёмы исследования, которые включают в себя методологию исследования и сами методы, и приёмы анализа. Понятно, что эти методы исследования как сама экономическая наука постоянно развиваются. На смену одним методам приходят другие, более сложные и совершенные. Иначе говоря, арсенал методов исследования и их форм постоянно расширяется. Это обусловливает необходимость их изучения. Правильное использование всего их многообразия является залогом создания реальной картины производства, его противоречий и тенденций развития. А это является главной предпосылкой принятия верных решений. Поэтому исследование истории развития и становления методов экономического анализа так важно для теории и практики.

Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа рассматривались в рамках существовавших в то время таких научных дисциплин, как балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования.

Современное состояние анализа можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными работниками, используются в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, персональных компьютеров, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.

Перспективы развития анализа хозяйственной деятельности в теоретическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др. Кроме того, развитие анализа зависит и от запросов практики. Что касается перспектив прикладного характера, то комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности постепенно занимает ведущее место в системе управления.

Этому содействуют преобразования, которые происходят в нашем обществе.

Совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция организаций и различных форм собственности будут содействовать повышению заинтересованности в развитии этой науки и применении ее достижений в практике управления.

экономический анализ школа

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анущенкова К.А., Анущенкова В.Ю. Финансово-экономический анализ. - М.: ДашковКо, 2009. - 404 с.

. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М.И. Баканова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 536 с.

. Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учеб. пособ. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2003. - 120 с.

. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 672 с.

. Бартенев С. А., История экономических учений. - М.: Юристъ, 2001. - 456 с.

. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. Микроэкономика. 8-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 164 с.

. Горяинова Л.В. История экономических учений: учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. - 248 с.

. Гукасьян Г. М., Нинциева Г.В. История экономических учений. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.

. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика. Учебник. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 784 с.

. История экономического анализа: Учеб. пособ. / Н.И. Саталкина, Б.И. Герасимов, Г.И. Терехова, Е.К. Румянцев, А.В. Тен; под ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. - Тамбов: Изд-во Тамбовского ГТУ, 2009. - 100 с.

. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособ./ А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В., Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 529 с.

. Кравченко А.И. Экономика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2005. - 512 с.

. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфра - М, 2008. - 320с.

. Новиков А.А. История экономических учений. - М.: МИЭМП, 2010. - 133с.

. Савицкая Г.В. Теория хозяйственной деятельности. Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.

. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 295 с.

. Седов В.В. Экономическая теория: в 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособ. / Челябинск: Челяб. гос. ун-т. - 2002. - 115 с.

. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учеб. пособ. / Сидорович А.В. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 670 с.

. Фролова Т.А. История экономических учений: конспект лекций.- Таганрог: ТРТУ, 2004. - 46 с.

. Шадрина Г.В., Озорнина Е.Г. Теория экономического анализа / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права - М., 2003. - 105 с.

. Шадрина Г.В. Теория экономического анализа: учебно-методический комплекс / Г.В. Шадрина. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 219 с.

. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. -- М.: Юристь, 2002. - 422 с.

. Экономическая теория. В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевич. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 714 с.

. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 480 с.

Электронные учебники

1. И.А. Шумпетер. История экономического анализа. Часть II. От истоков до первого классического (приблизительно до 1790 г.) - Глава 1. Греко-римская экономическая наука// http://ek-lit.narod.ru/shum221.htm#ch2 <http://ek-lit.narod.ru/shum221.htm>

Похожие работы на - Научные школы экономического анализа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!