Механизмы формирования цен на платные медицинские услуги

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,11 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизмы формирования цен на платные медицинские услуги

Механизмы формирования цен на платные медицинские услуги

ценообразование медицинский страхование лечебный

Политика ценообразования на сегодняшний день - сложная проблема для системы здравоохранения в целом. Это обусловливается целым рядом причин. Прежде всего, относительной новизной вопроса. Для основной массы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) вопросы ценообразования возникли совсем недавно, а именно при переходе на новый хозяйственный механизм и при развитии и внедрении медицинского страхования.

Механизмы формирования цен на платные медицинские услуги основаны на анализе экономической ситуации в регионе в целом и в определенном ЛПУ. Этот анализ состоит из следующих элементов:

  1. Определение цели. Прежде всего, следует уточнить, для решения каких задач предназначены цены: или прибыль будет использована для достижения какой-либо определенной цели (приобретение оборудования, ремонт и т.д.), или она будет иметь длительный период применения и носить стимулирующий характер.
  2. Оценка рыночной ситуации. Оцениваются: конъюнктура на рынке (соотношение спроса и предложения), платежеспособность населения.
  3. Оценка возможностей ЛПУ в производстве услуг. Оцениваются: все виды возможных издержек и затрат с учетом возможных вариантов поведения конкурентов, возможная динамика изменения цен на услуги.
  4. Определение базы расчетов. Определяют, по каким ценам ориентироваться - по фактическим затратам конкретных ЛПУ либо по затратам в целом по району, городу или региону.
  5. Определение итоговой цены. Для принятия окончательного решения о цене необходимо произвести: полную оценку всех издержек, индексацию затрат из-за инфляции (текущей и возможной перспективной).

Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организацией здравоохранения целей, к которым относятся:

1.максимизация текущей прибыли,

2.завоевание доли рынка,

3.изыскание дополнительных средств на развитие,

4.стимулирование труда,

5.переход на самофинансирование,

6.обеспечение доступной медицинской помощи для большинства населения региона.

Исходя из поставленных целей, цена может формироваться:

) как средние издержки + прибыль,

  1. как безубыточность + нулевая прибыль,
  2. исходя из ощущаемой ценности услуги,
  3. на уровне цен других учреждений,
  4. на договорной основе.

Таким образом, цена на платную медицинскую услугу состоит из двух элементов: себестоимость и прибыль.

Себестоимость - это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда в лечебно-профилактических учреждениях в расчете на единицу услуг (пролеченного больного, прикрепленного жителя и т.д.). [3]

Таким образом, себестоимость - это один из важнейших экономических показателей, обобщающих деятельность медицинских учреждений. При определении себестоимости любого вида медицинских услуг может быть использована следующая формула[1]:

С= 3 + О + И + М + Б + П + Пр

где 3 - расходы на оплату труда. Это затраты на оплату труда медицинских работников, которые выполняют услуги, пропорциональные затраченному времени на их производство. Причем здесь же отражаются и все начисления на заработную плату;

О - стоимость оборудования (основного и дополнительного) с учетом срока службы, то есть результат расчета амортизационных отчислений;

И - стоимость инструментария с учетом срока службы;

Б - расходы на белье, постельные принадлежности, одежду с учетом условий их использования (например с учетом срока службы и др.);

П - расходы на питание, если таковые есть (услуги стационара), в соответствии с нормативами либо сложившемуся в предыдущем периоде уровню;

Пр - прочие расходы, включающие различные хозяйственные расходы, ремонт оборудования, аренда и пр.

Таким образом, для здравоохранения наиболее приемлема теория издержек производства, или затратный метод ценообразования.

На себестоимость медицинских услуг оказывают влияние различные факторы. С одной стороны, более рациональное использование средств, сокращение сроков лечения, улучшение организации лечебно-диагностического процесса приводит к снижению себестоимости лечения. С другой стороны, внедрение новой медицинской техники, привлечение высококвалифицированных специалистов, использование дорогостоящих медикаментов, увеличение затрат на питание, улучшение комфортности пребывания больных способствуют увеличению себестоимости лечения.

Экономическая природа цены медицинской услуги описывается с помощью принятых в экономической теории терминов: средних расходов, переменных и постоянных затрат, предельных затрат и т.д.

К прямым материальным затратам относят стоимость материальных ресурсов, потребляемых в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, питание и т.д.) или частично (амортизация медицинского оборудования, износ малоценных и быстро изнашиваемых предметов).

К накладным расходам по учреждению относят все виды расходов, непосредственно не относящихся к оказанию медицинских услуг (канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация немедицинского оборудования, оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на командировки и др.)/ В практике здравоохранения сегодня существует целый ряд цен на услуги, отличающихся между собой полнотой включения затрат. При этом учитываются:

а)бюджетные оценки, ориентированные на выделенные средства по бюджету, которые не включают в стоимость услуг ряд расходов;

б)тарифы ОМС, включающие в стоимость медицинской услуги пять видов расходов: оплата труда, начисления (ЕСН), питание, медикаменты, мягкий инвентарь;

в)цены на уровне фактической себестоимости оказания услуги;

г)договорные цены для программ ДМС и цены платных услуг, в основе которых лежат фактические расчеты и коэффициенты повышения себестоимости;

д)рыночные цены, предполагающие наличие официальной среднерыночной цены на медицинские услуги, а также знание налогового законодательства.

Помимо затрат на оказание услуги, важными факторами, влияющими на рыночную цену, становятся спрос и предложение, затраты на распространение (маркетинговые) и конкуренция. Рыночные розничные цены при этом могут быть, как предложены производителем товара, так и основаны на ценах конкурентов. Здесь возможен ряд вариантов.

1.Цены устанавливаются ниже, чем у конкурентов.
В этом случае можно противостоять крупным предприяти-
ям, которые, оказывая большой набор услуг, имеют затраты
на единицу услуги меньше, чем у малых предприятий. Что -
бы в этих условиях не разориться, необходимо:

  • ускорить сбыт (оборачиваемость средств), что на малом предприятии легче сделать, чем на большом;
  • оказывать такие услуги, малый объем которых не требует крупных затрат на подготовку;
  • создавать малые предприятия в местах, недоступных для больших предприятий, используя при этом транспортные удобства, близость к жилью, к месту работы и т.п.;
-рекламировать услуги с упором на его доступную цену. То есть применять весь комплекс маркетинга.
2.Цены устанавливаются выше, чем у конкурентов. Это
применимо к услугам, цена которых не главное для потенциального потребителя. В этом случае необходимо:
-делать упор на качественное обслуживание пациентов (быстрота обслуживания, реакция на его рекламации (претензии), дополнительные услуги, доброжелательное (домашнее) обращение с пациентами);
-оказывать уникальные услуги;
- чутко реагировать на мельчайшие нюансы в потребностях пациентов;

подбирать услуги, по разным причинам недоступные для больших учреждений (такие, для которых исключается массовость).

3.Устанавливать удобные цены, их еще называют «психологические цены», например в круглых цифрах, заканчивающихся на 9.

4. Устанавливать цены на комплекс необходимых услуг пациенту в данном сочетании (например, комплексная диагностика).

В целом, ценообразование - это процесс образования цен, определения их уровня и поиска их оптимального сочетания. С помощью ценообразования решаются, прежде всего, такие задачи, как расширение рынка сбыта медицинских услуг, увеличение прибыли медицинских учреждений, обеспечение баланса между спросом и предложением услуг, объемом денежных средств и объемом оказываемых услуг, создание необходимых условий оптимальной пропорциональности потребления и накопления.

Литература

2.Колосницина М.Г., Шейман И.М., Шишкин С.В. Экономика здравоохранения. М.: ГУ ВШЭ, 2009 г.

.Шамшурина Н.Г. Тарифная политика в здравоохранении. М.: МЦФЭР 2005 г.

Похожие работы на - Механизмы формирования цен на платные медицинские услуги

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!