обеспечение доступной медицинской помощи для большинства населения региона.
Исходя из поставленных целей, цена может формироваться:
) как средние издержки + прибыль,
- как безубыточность + нулевая прибыль,
- исходя из ощущаемой ценности услуги,
- на уровне цен других учреждений,
- на договорной основе.
Таким образом, цена на платную медицинскую услугу состоит из двух элементов: себестоимость и прибыль.
Себестоимость - это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда в лечебно-профилактических учреждениях в расчете на единицу услуг (пролеченного больного, прикрепленного жителя и т.д.). [3]
Таким образом, себестоимость - это один из важнейших экономических показателей, обобщающих деятельность медицинских учреждений. При определении себестоимости любого вида медицинских услуг может быть использована следующая формула[1]:
С= 3 + О + И + М + Б + П + Пр
где 3 - расходы на оплату труда. Это затраты на оплату труда медицинских работников, которые выполняют услуги, пропорциональные затраченному времени на их производство. Причем здесь же отражаются и все начисления на заработную плату;
О - стоимость оборудования (основного и дополнительного) с учетом срока службы, то есть результат расчета амортизационных отчислений;
И - стоимость инструментария с учетом срока службы;
Б - расходы на белье, постельные принадлежности, одежду с учетом условий их использования (например с учетом срока службы и др.);
П - расходы на питание, если таковые есть (услуги стационара), в соответствии с нормативами либо сложившемуся в предыдущем периоде уровню;
Пр - прочие расходы, включающие различные хозяйственные расходы, ремонт оборудования, аренда и пр.
Таким образом, для здравоохранения наиболее приемлема теория издержек производства, или затратный метод ценообразования.
На себестоимость медицинских услуг оказывают влияние различные факторы. С одной стороны, более рациональное использование средств, сокращение сроков лечения, улучшение организации лечебно-диагностического процесса приводит к снижению себестоимости лечения. С другой стороны, внедрение новой медицинской техники, привлечение высококвалифицированных специалистов, использование дорогостоящих медикаментов, увеличение затрат на питание, улучшение комфортности пребывания больных способствуют увеличению себестоимости лечения.
Экономическая природа цены медицинской услуги описывается с помощью принятых в экономической теории терминов: средних расходов, переменных и постоянных затрат, предельных затрат и т.д.
К прямым материальным затратам относят стоимость материальных ресурсов, потребляемых в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, питание и т.д.) или частично (амортизация медицинского оборудования, износ малоценных и быстро изнашиваемых предметов).
К накладным расходам по учреждению относят все виды расходов, непосредственно не относящихся к оказанию медицинских услуг (канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация немедицинского оборудования, оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на командировки и др.)/ В практике здравоохранения сегодня существует целый ряд цен на услуги, отличающихся между собой полнотой включения затрат. При этом учитываются:
а)бюджетные оценки, ориентированные на выделенные средства по бюджету, которые не включают в стоимость услуг ряд расходов;
б)тарифы ОМС, включающие в стоимость медицинской услуги пять видов расходов: оплата труда, начисления (ЕСН), питание, медикаменты, мягкий инвентарь;
в)цены на уровне фактической себестоимости оказания услуги;
г)договорные цены для программ ДМС и цены платных услуг, в основе которых лежат фактические расчеты и коэффициенты повышения себестоимости;
д)рыночные цены, предполагающие наличие официальной среднерыночной цены на медицинские услуги, а также знание налогового законодательства.
Помимо затрат на оказание услуги, важными факторами, влияющими на рыночную цену, становятся спрос и предложение, затраты на распространение (маркетинговые) и конкуренция. Рыночные розничные цены при этом могут быть, как предложены производителем товара, так и основаны на ценах конкурентов. Здесь возможен ряд вариантов.
1.Цены устанавливаются ниже, чем у конкурентов.
В этом случае можно противостоять крупным предприяти-
ям, которые, оказывая большой набор услуг, имеют затраты
на единицу услуги меньше, чем у малых предприятий. Что -
бы в этих условиях не разориться, необходимо:
- ускорить сбыт (оборачиваемость средств), что на малом предприятии легче сделать, чем на большом;
- оказывать такие услуги, малый объем которых не требует крупных затрат на подготовку;
- создавать малые предприятия в местах, недоступных для больших предприятий, используя при этом транспортные удобства, близость к жилью, к месту работы и т.п.;
-рекламировать услуги с упором на его доступную цену. То есть применять весь комплекс маркетинга.
2.Цены устанавливаются выше, чем у конкурентов. Это
применимо к услугам, цена которых не главное для потенциального потребителя. В этом случае необходимо:
-делать упор на качественное обслуживание пациентов (быстрота обслуживания, реакция на его рекламации (претензии), дополнительные услуги, доброжелательное (домашнее) обращение с пациентами);
-оказывать уникальные услуги;
- чутко реагировать на мельчайшие нюансы в потребностях пациентов;
подбирать услуги, по разным причинам недоступные для больших учреждений (такие, для которых исключается массовость).
3.Устанавливать удобные цены, их еще называют «психологические цены», например в круглых цифрах, заканчивающихся на 9.
4. Устанавливать цены на комплекс необходимых услуг пациенту в данном сочетании (например, комплексная диагностика).
В целом, ценообразование - это процесс образования цен, определения их уровня и поиска их оптимального сочетания. С помощью ценообразования решаются, прежде всего, такие задачи, как расширение рынка сбыта медицинских услуг, увеличение прибыли медицинских учреждений, обеспечение баланса между спросом и предложением услуг, объемом денежных средств и объемом оказываемых услуг, создание необходимых условий оптимальной пропорциональности потребления и накопления.
Литература
2.Колосницина М.Г., Шейман И.М., Шишкин С.В. Экономика здравоохранения. М.: ГУ ВШЭ, 2009 г.
.Шамшурина Н.Г. Тарифная политика в здравоохранении. М.: МЦФЭР 2005 г.