Правовое регулирование и государственный контроль загрязнения окружающей среды

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,83 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование и государственный контроль загрязнения окружающей среды













З № 462.3

Контрольная работа МГЮА

Дисц.: Экологическое право

Задача 1

В соответствии со своим Уставом ГУП «Мосводосток» занимается строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом очистных сооружений для очистки сточных вод московских предприятий, отводящих их в коллектор, который ГУП «Мосводосток» содержит на своем балансе. Сброс очищенных сточных вод из коллектора осуществляется в пруд, находящийся на территории г. Москвы.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы по факту проверки деятельности ГУП «Мосводосток» вынес постановление от 07 октября 2007г. № 1106000526/5 о привлечении ГУП «Мосводосток» к административной ответственности по ст. 19 Закона г. Москвы от 12 мая 2004г. №32 (загрязнение вод в границах природного комплекса г. Москвы). Факт загрязнение вод подтверждается данными анализа проб воды, отобранных как из пруда, так и из коллектора, и оформленных протоколами №888, 889 и 942,943, которыми установлено, что в отобранных пробах воды содержится превышение предельно допустимых норм нефтепродуктов, марганца, фенолов, сульфидов и железа.

ГУП «Мосводосток» обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании вынесенного постановления. Заявление мотивировано тем, что приток воды в пруд, из которого осуществлялся отбор проб, происходит через грунтовые воды и подземные ключи, приток воды из коллектора минимален, пруд является бесхозным, за 6 лет не производилась его очистка, и этим объясняется повышенная концентрация в нем ряда веществ, указанных в протоколах исследования сточных вод. Кроме того, но мнению истца, ответчик превысил свои полномочия, поскольку согласно Водному кодексу Российской Федерации государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

1.Дайте характеристику правового регулирования деятельности по сбросу сточных вод в водные объекты

.Опишите порядок установления нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей

. Перечислите основания юридической ответственности при сбросе сточных вод

. В какой собственности могут находиться водные объекты на территории Российской Федерации и, в частности пруд на территории г. Москвы?

. назовите критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов

. Подлежат ли удовлетворению требования истца?

Решение

Дайте характеристику правового регулирования деятельности по сбросу сточных вод в водные объекты.

В последние годы в процессе обновления природоресурсного законодательства большое внимание правовой науки было уделено проблеме утверждения и развития договорных отношений в области использования и охраны различных природных объектов, в том числе водных.

Согласно ст. 1 ВК РФ охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, в совокупности своей составляющих водный фонд России. Охрана водных объектов (а значит, и водного фонда) предусмотрена как на уровне международного, так и на уровне национального права. Положения международных правовых актов, а также водного, природоохранного и санитарного законодательства России призваны предупреждать, пресекать и устранять последствия вредного воздействия на водный фонд. При этом водное законодательство основывается на приоритете охраны водных объектов перед их использованием (ст. 3 ВК РФ).

Пункт 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определил, что законодательство об охране окружающей среды состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» установила, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относит, в том числе: разработку и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов РФ, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному экологическому контролю; привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности.

Сброс сточных или дренажных вод в водные объекты - это вредное воздействие на них. Поэтому оно допускается только при соблюдении требований, установленных ВК, федеральными законами и иными актами в соответствии с ними.

Сброс сточных вод в водные объекты является одним из видов их целевого использования в соответствии со ст. 37 ВК РФ. Вместе с тем сброс сточных вод ненормативного качества в водные объекты или превышение нормативов предельно допустимых сбросов могут нанести существенный ущерб данным объектам.

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды (ст.44 ВК РФ).

Согласно ст. 44 ВК РФ запрещается сброс сточных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, отнесенные к особо охраняемым водным объектам, а также в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

2.Опишите порядок установления нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Статья 35 ВК РФ регламентирует порядок разработки и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах, согласно которой:

. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» определяет, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Приказ МПР РФ от 12.12.2007 №328 «Об утверждении методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» определяет, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) предназначены для установления безопасных уровней содержания загрязняющих веществ, а также других показателей, характеризующих воздействие на водные объекты, с учетом природно-климатических особенностей водных объектов данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты для регламентации видов воздействия на водные объекты определяются исходя из целевого назначения водного объекта. Целевое назначение водного объекта или его участка (или приоритетное использование водного объекта) определяется действующим законодательством. Основной расчетной территориальной единицей при разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты принимается водохозяйственный участок.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты, касающиеся качественных показателей, устанавливаются на основе нормативов качества воды, устанавливаемых в соответствии со ст. 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для водного объекта или его участка. Качество воды характеризуется показателями состава и свойств воды, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта. Нормативы качества воды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями. При их соблюдении удовлетворяются нормативные требования использования по приоритетным видам водопользования, обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем водного объекта и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы допустимого воздействия разрабатываются для водохозяйственных участков, которые подвергаются или могут быть подвергнуты в течение ближайших 5 лет существенным нагрузкам в результате хозяйственной и иной деятельности на соответствующей водосборной площади, включая акваторию водного объекта.

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» определяет, что нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты

Приказ МПР РФ от 17.12.2007 №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» определяет, что:

Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта

Нормативы качества воды водного объекта включают:

общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;

перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;

перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.

При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках, начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах - на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования.

В водохранилищах и в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, учитывается возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения при резкой смене режима работы электростанции или прекращении ее работы.

. Перечислите основания юридической ответственности при сбросе сточных вод

Ст.68 ВК РФ определяет, что лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В действующем ВК РФ нет перечня правонарушений и ответственности за них, как это было в ВК РСФСР 1972 г. и других прежних природоресурсных законах: концепция формирования российского законодательства предполагает сосредоточение перечня административных правонарушений в КоАП РФ, преступлений - в УК РФ. Это должно способствовать укреплению законности, облегчению пользования кодифицированными актами, недопущению размытости правонарушений и разбросанности их по различным законам и отраслям права.

Административная ответственность наступает за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Правонарушения, связанные с водными отношениями и соответствующими правоотношениями, - часть административных правонарушений.

Статья 8.14 КоАП РФ устанавливает нарушение правил водопользования, которая определяет:

. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации - загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Таким образом, нарушение правового режима водопользования является основанием юридической ответственности. Возможность применить это основание возникает при наличии в законе указаний о применении соответствующих форм и видов ответственности, т.е. применении санкций, предусмотренных нормами об ответственности в этой области отношений.

В какой собственности могут находиться водные объекты на территории Российской Федерации и, в частности пруд на территории г.Москвы?

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно комментируемой статье водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением ряда случаев.

Согласно ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, пруд на территории г.Москвы находится в собственности субъекта Российской Федерации- г. Москвы.

Назовите критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации, в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 25.12.2006 №801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов»,которое определяет, что задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

а) требований к использованию и охране водных объектов;

б) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

в) иных требований водного законодательства.

. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор).

Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. №640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» определяет, что:

. Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование:

б) водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

в) внутренних морских вод;

г) территориального моря Российской Федерации;

д) особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;

е) водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;

ж) водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

з) трансграничных (пограничных) водных объектов;

и) водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.

. Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

.Подлежат ли удовлетворению требования истца?

Наличие в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения подтверждается установленный проверкой и не оспоренный предприятием факт сброса им сточных вод в поверхностный водный объект с нормативным качеством, превышающим нормативы предельно допустимых концентраций по 5 показателям.

Так же в соответствии с постановлением правительства Москвы от 19.11.02 №939-ПП Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, специально уполномоченным органом правительства Москвы в области экологического мониторинга.

Пруд, расположенный на территории г.Москвы, подлежит региональному государственному контролю, следовательно превышение полномочий в действиях Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы отсутствует.

Таким образом, Департамент природопользования и охраны окружающей среды является полномочным органом, имеющим право привлекать виновных лиц к административной ответственности

Согласно ст. 28 Закона г. Москвы от 12.05.04 №32 «О государственном экологическом контроле» рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, вправе соответствующие государственные инспекторы г. Москвы по охране природы, т.е. инспекторы Департамента.

Таким образом, требования истца не могут быть удовлетворены.

Задача 2

Природоохранной межрайонной прокуратурой республики Башкортостан в ходе проверки было установлено, что в августе 2009 г. ЗАО «Центр экологических технологий», не имея лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами, заключило договор с одним из предприятий на выполнение работ по утилизации нефтяных шламов. 22 августа 2009 г. работники предприятия, получив 250 кубометров нефтешлама, вывезли их в карстовый провал в двух километрах от сельского населенного пункта, загрязнив земли сельскохозяйственного назначения. Ущерб, нанесенный ОПС, составил 3,2 млн.руб.

.Проанализируйте основные нормативные правовые акты, подлежащие применению в данной ситуации.

. Раскройте понятие экологического вреда, существенного экологического вреда.

.Какие меры ответственности и к кому могут применены за данные правонарушения.

Решение:

Проанализируйте основные нормативные правовые акты, подлежащие применению в данной ситуации.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» урегулированы отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит специальные нормы, регулирующие отношения в области обращения с отходами, ст. 9 которого определяет, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности" <javascript:navigate('nd=901794538&prevdoc=901711591',%20'mark=00000000000000000000000000000000000000000000000001F669HC')>».

В соответствии с п. 74 ст.17 данного закона лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.28 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Раскройте понятие экологического вреда, существенного экологического вреда.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет, что вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст.1 ФЗ «Об Охране окружающей среды»).

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

К видам экологического вреда, подлежащего возмещению согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», относятся вред, причиненный окружающей среде, и вред, причиненный здоровью и имуществу граждан, в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме нарушения законодательства причиной экологического вреда могут быть стихийные бедствия, аварии и катастрофы природного и техногенного характера.

Экологический ущерб прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие названных форм деградации природы «ожег быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий землетрясений, наводнений и т.п.

Экологический ущерб имеет и другие общественно значимые проявления. Они касаются, в частности, демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение прироста населения.

Экологический ущерб (вред) часто связан с упущением выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях.

ГК РФ в ст. 1065 устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. При этом суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Какие меры ответственности и к кому могут применены за данные правонарушения.

Возмещение вреда природной среде в основном регулируется ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается реального возмещения вреда в натуре, при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Постановление Пленума ВС РФ от 5.11.1998 г. №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» в п.5 раскрывает понятие существенный экологический вред.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно - кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Так же на наш взгляд по ст. 247 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, повлекшее загрязнение окружающей среды, предусмотрена уголовная ответственность

Данная норма призвана обеспечить охрану установленного нормативно- правового порядка обращения веществ и отходов, которые могут причинить вред окружающей природной среде.

Задача 3

экологический вред водный лесонарушение

В архангельской области гражданин А. самовольно, без каких-либо разрешительных документов осуществил незаконную рубку сосны рядом с городом в объеме 0,6 кубометров на территории земель лесного фонда.

.Какие меры ответственности могут быть применены за данное лесонарушение по отношению к гражданину А.?

. Охарактеризуйте особенности таксовой имущественной ответственности за лесонарушения?

.Произведите точный расчет ущерба, причиненного данным правонарушением

Решение:

Какие меры ответственности могут быть применены за данное лесонарушение по отношению к гражданину А.?

В статье 99 ЛК РФ устанавливаются две разновидности ответственности: карательная (часть 1 статьи 99) - это привлечение к ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации (за преступления и правонарушения в сфере лесных отношений - и правовосстановительная (часть 2 статьи 99) - это возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В статье 100 ЛК РФ закрепляется порядок, а также таксы и методики возмещения вреда за нарушение лесного законодательства.

В части 1 предусматривается добровольный и судебный порядок возмещения причиненного вреда. Если человек или организация, причинившие ущерб лесным насаждениям, не желают добровольно возместить причиненный вред, то возмещение такого вреда осуществляется в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства. Уполномоченные органы обращаются в суд с исковым заявлением и взыскивают денежные средства. В судебном порядке помимо суммы ущерба с виновника будут также взысканы судебные расходы и государственная пошлина.

Таким образом, к гражданину А., совершившему незаконную рубку сосны, могут быть применены меры административной и гражданско-правовой ответственности.

Статья 8.28 КоАП определяет, что:

. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Объектом данных правонарушений являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Таким образом, административная ответственность за незаконную рубку для г-на А. может наступить в виде административного штрафа в размере от 3 000 до 3 500 рублей, а гражданско-правовая ответственность будет состоять в необходимости возместить потерпевшей стороне вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены:

·таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается;

·таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается;

·методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства;

·таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставка платы за единицу сосны в Архангельско-Вологодском лесотаксовом районе составляет 90,54 рублей за 1 плотный куб.м. (согласно п.6 постановления Правительства №273 при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится). В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Таким образом, ущерб, причиненный незаконной рубкой сосны гражданином А., составит: 90,54 рублей/куб.м. х 0,6 куб.м. х 50 = 2716 рублей.

Пункт 8 постановления Правительства № 273 определяет, что размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосование 12 декабря 1993г.)//Российская газета. -№237 от 25.12.1993

2.Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006.- № 50.- Ст. 5278.

.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ// Собрание законодательства РФ. -2006. - №23. - Ст. 2381.

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ//Собрание законодательства РФ. -2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. -1996. -№25. - Ст. 2954.

6.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - №5. - Ст. 410.

7.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ// Собрание законодательства РФ.-1994.- №32.- ст. 3301.

8.Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//Собрание законодательства Российской Федерации. -2002.- №2. - Ст. 133.

9.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№33 (Часть I). - Ст. 3430.

10.Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»//Собрание законодательства РФ. -1998. - №26. - Ст. 3009.

11.Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»// Собрание законодательства РФ. -2007. - №31. - Ст. 4088.

.Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»// Собрание законодательства РФ. -2007.- №23.- Ст. 2787.

.Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»// Собрание законодательства Российской Федерации. -2007.- №20. - Ст. 2437.

.Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»// Собрание законодательства РФ. -2007. - №4. - Ст. 514.

.Постановление Правительства РФ от 25.12.2006 №801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов»// Собрание законодательства РФ. -2007. - №1 (2 ч.). - Ст. 259.

.Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. №640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов»// Собрание законодательства РФ. - 2006. - №45. - Ст. 4713.

.Приказ МПР РФ от 12.12.2007 №328 «Об утверждении методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты»//Российская газета. -2008. - №62.

.Приказ МПР РФ от 17.12.2007 №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2008. -№22.

Материалы юридической практики:

19.Постановление Пленума ВС РФ от 5.11.1998 г. №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»//СПС «Консультант плюс»

20.Решение арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2006, 02.02.2006 по делу №А40-81517/05-130-675

Учебная литература:

21.Бринчук М.М. Экологическое право: учебник //СПС КонсультантПлюс,2010.

22.Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (постатейный)/под ред. Боголюбова С.А.,Кичигина Н.В., Пономарева М.В. -М.:Юстицинформ.- 2010. - 344 с.

.Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. -М.: «ГроссМедиа», «РОСБУХ»,2010. - 420 с.

.Сиваков Д.О. Правовая охрана вод в свете Водной стратегии России // Журнал российского права. - 2010. - №2. - 190 с.

Похожие работы на - Правовое регулирование и государственный контроль загрязнения окружающей среды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!