Правовое положение филиалов и представительств

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,1 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое положение филиалов и представительств

Оглавление

Введение

Основная часть

. Основы гражданско-правового статуса филиала и представительств

. Порядок создания и функционирования филиала и представительства

. Правовой статус руководителя

Заключение

Библиография

Введение

Статус филиалов и представительств долгое время игнорировался в юридической литературе, поэтому полных теоретических разработок на данную тему очень мало. Происходит это из-за того, что филиалы, представительства не являются юридическими лицами и выступают в гражданском обороте от имени юридического лица, создавшего их, а значит, интереса, как субъекты гражданского права, они вызывать не должны. Между тем, вопрос изучения статуса филиалов и представительств имеет не только теоретическое значение, но и огромную практическую значимость. Изучение таких вопросов, как: порядок создания, пределы полномочий, порядок ликвидации, пределы полномочий, наделение имуществом филиалов и представительств - необходимо с практической точки зрения. Понятие же сущности филиалов и представительств является неоднозначным вопросом теории цивилистики, выведение данного понятие требует углубления в законодательство и труды ученых-цивилистов.

Таким образом, целью данной работы является: изучить основу статуса филиалов и представительств, используя текущее законодательство, практику арбитражных судов.

Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:

·анализ основных юридических признаков филиала и представительства по действующему законодательству;

·рассмотрение статуса руководителя филиала и представительства, как главного органа;

·исследование практических проблем, связанных с деятельностью филиалов.

Актуальность данной темы обуславливается развитием в современной экономике крупных холдинговых групп, транснациональных корпораций, с огромным количеством обособленных подразделений.

Объектом исследования является система нормативно-правовых актов РФ, закрепляющая статус филиалов и представительств, филиалы и представительства как обособленные подразделения юридических лиц.

Предмет исследования: статус филиалов и представительств, его правовое регулирование, практика разрешения арбитражными судами дел с их участием обособленных подразделений.

При изучении данной темы были проанализированы научные статьи следующих авторов: Тютрина И.В., Петровой Е.А., Папихина В.С., Владыкиной Т.А., Невзгодиной Е.Л., Касьяновой Г.Ю.; монографии Горбунова А.Р., Пустозеровой В.М., Верещагина С.А.; диссертация Переваловой И.В.

Данная работа направлена на практическое применение законодательства РФ, теории цивилистики, связанных с гражданско-правовым статусом филиалов и представительств юридических лиц.

Основная часть

. Основы гражданско-правового статуса филиала и представительства

Правовое положение филиалов связано с двумя крупными институтами в гражданском праве: институтом представительства и институтом юридического лица. Нерсесов пишет, что «…понятие добровольного представительства в гражданском праве имеет огромное значение для промышленного оборота, давая возможность правоспособному лицу расширить свою юридическую деятельность». Уже в XIX веке представление юридических лиц осуществлялось путем создания отделений, контор, агентств, которые по правовому значению представляли собой подобие филиалов и представительств. Однако догматическое изучение положения филиалов и представительств стало возможным с развитием теории «социальной реальности» юридического лица. По мнению Лаптева В.В. «возможность вскрыть правовую природу внутренних звеньев предприятия дает отказ от отождествления субъекта права с юридическим лицом». Это значит, что изучение филиалов и представительств возможно в условиях признания юридического лица не «фикцией» или неделимой единицы, но «социальным явлением», которое может состоять из звеньев, которые в пределах своих полномочий, являются «представителями» субъектами гражданского права. В соответствии со статьей 55 ГК РФ юридические лица имеют право образовывать обособленные подразделения: филиалы и представительства.

Под представительством согласно статье 55 пункту 1 ГК РФ понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Исходя из толкования данного пункта, можно сделать вывод, что представительство не имеет права осуществлять финансово-хозяйственную деятельность: приобретать или реализовывать имущество, выполнять работы и т.д. Функции представительства охватывают только функцию представительства, и защиты интересов.

Филиал в соответствии с пунктом 2 статьи 55 ГК РФ является обособленным подразделением, расположенным вне места нахождения организации и осуществляющим все ее функции или их часть, в том числе и функцию представительства.

Таким образом, понятие филиала шире, чем понятие представительства. Значит, что любой филиал является представительством. Иными словами, понятие «филиал» является родовым, а понятие «представительство» видовым.

Следует также отметить, что термин «представительство» в данной статье используется в ином значении, чем в главе 10 ГК РФ, регулирующей отношения по выступлению одного самостоятельного субъекта гражданского права от имени другого. Представительства и филиалы рассматриваются как внутренняя часть структуры юридического лица. Это промежуточное звено между положением органа юридического лица и положением самого юридического лица.

Согласно пункту 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридическим лицом-создателем и действуют на основании утвержденного юридическим лицом положения.

Из того, что филиал не является юридическим лицом, вытекает тот факт, что согласно АПК РФ статье 36 пункт 5 говорит о том, что иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства, предъявляется юридическому лицу. Арбитражная практика подтверждает данный тезис. Так, постановлением ФАС Московского округа от 17.03.2003 по делу №КА-А40/1253-03 суд установил, что филиалы и представительства не являются субъектами права, не могут выступать налогоплательщиками. Следовательно, иск к филиалу ОАО «Газпром» не был удовлетворен. При этом суд исходил из того, что решение о привлечении к налоговой ответственности вынесено в отношении ненадлежащего лица.

На основании анализа статьи 55 ГК РФ, авторы выделяют разные признаки, по которым можно распознать филиал или представительство, основные: территориальная обособленность, то есть нахождение вне месторасположения головной организации; наличие, закрепленного за ним имущества, которое, однако, не является обособленным (имущественная полуобособленность); сведения о филиале должны быть указаны в учредительных документах юридического лица; действие на основании положения юридического лица.

Однако это не единственная концепция признаков обособленного подразделения. Следует отметить, что впервые признаки обособленного подразделения описал профессор Венедиктов А.В.

Он определил, что подразделению присущи следующие черты:

·Известная степень самостоятельности задач подразделения в пределах общей задачи лица, в состав которого такое звено входит;

·Наличие определенного обязанностей и прав, предоставленных подразделению, для осуществления возложенных на него задач;

·Определенная закрепленность за данным звеном конкретного имущества.

Иными словами, он определял обособленное подразделение как квазиюридическое лицо, промежуточное звено между предприятием и подразделением.

На данный момент большинство ученых сошлись во мнении, что признаками обособленного подразделения являются:

·Территориальная обособленность;

·Имущественная обособленность;

·Организационная обособленность.

Причем, определяющей является совокупность данных признаков, так как сам по себе, например, признак территориальной обособленности не отделяет филиалы и представительства от других обособленных структур.

Является, впрочем, необходимым рассмотреть последние два признака подробнее.

Организационная обособленность подразумевает под собой наличие системы правовых предписаний, регламентирующих деятельность обособленных подразделений данного вида. По общему правилу это положения, устанавливаемые юридическим лицом. Есть случаи, в которых, федеральные органы в своих актах прямо регламентируют деятельность филиалов и представительств. Ярким примером этого является Приказ Минобрнауки от 01.12.2005 №297 « Об утверждении типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведениях)». Примером этого может служить и Устав ОАО «Российские железные дороги», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 585 от 18.09.2003, в котором прописана возможность сознания филиалов - Железных дорог; функциональных филиалов - перевозочных компаний; филиалов - проектных бюро; представительств в иностранных государствах и т.д.

Организационная обособленность также выражается в наличии подсистемы, иными словами, обособленное структурное подразделение состоит из подразделений более низкого управленческого уровня. Например, если мы говорим о филиалах высших учебных заведений, то они имеют факультеты, кафедры, подготовительные отделения и курсы в своем составе. Кроме того, если говорить о филиалах, то структурная обособленность в них выражается в системе внутрихозяйственных отношений, которые осуществляются посредством руководителя, который выражает, однако, волю не филиала, а юридического лица. В гражданском праве спорным является вопрос о том, включает ли признак структурной обособленности наличие трудовых ресурсов. Данный вопрос решен однозначно в Налоговом праве, поскольку в статье 11 НК РФ обособленное подразделение определяется как любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, создание обособленного подразделения связывается с созданием условий для осуществления цели деятельности, наличием стационарных мест, с постановкой на налоговый учет. Однако в практике Арбитражных судов по налоговым спорам неясным остается вопрос о правосубъектности обособленного структурного подразделения.

Возвращаясь к гражданско-правовому статусу филиалов и представительств, следует отметить, что признак организационной обособленности включает в себя также возможность присвоения им наименования (не прописано в ГК, но требуют иные законы), наличие цели функционирования.

В отличие от дочернего предприятия, филиалы (представительства выполняют представительскую функцию только) не могут выходить в своей деятельности за рамки функционирования юридического лица.

Еще одним важным аспектом является имущественная обособленность.

Следует сказать, что некоторые ученые считают, что говорить об имущественной обособленности в отношении к филиалу (представительству) является некорректным, так как в условиях нехватки собственного имущества юридического лица, кредиторы имеют право обратить требования к имуществу филиала; при ликвидации юридического лица, требования кредиторов удовлетворяются также за счет имущества филиала, также остается неясным вопрос об обязательном выделении обособленного подразделения на отдельный баланс и открытии расчетного счета филиала. Таким образом, имеет смысл говорить об относительной обособленности имущества филиала (представительства). Обособленное подразделение не имеет права от своего имени распоряжаться имуществом, иными словами, у него отсутствует право собственности на имущество.

Имущественное положение филиала (представительство не осуществляет хозяйственную деятельность, поэтому не возникает проблемы смешивания понятий имущественное положение представительства и нижестоящих юридических категорий) отличается от права хозяйственного ведения, доверительного управления и права оперативного управления. Так, например, право доверительного управления подразумевает пользование имуществом на основе договора в течение определенного срока. Кроме того, целью доверительного управления является получение вознаграждение за управление имущество, оно осуществляется от имени управляющего. Имущественное положение филиала, в отличие от доверительного управления, обладает следующими признаками: цель - осуществление предпринимательской деятельности от имени юридического лица; наделение имуществом на основании закона и положения. При недостаточности имущества филиала взыскания кредиторов обращаются на имущество юридического лица, в случае доверительного управление - на имущество доверительного управляющего. Отличия от права хозяйственного ведения и оперативного управления состоят в том, что в данный случаях предприятие от своего имени выступает в хозяйственном обороте; однако в случае ХВ нужно согласие собственника на лишь распоряжение недвижимым имуществом, а в случае ОУ согласие собственника требуется на все операции с движимым и недвижимым имуществом. В случае с филиалом, согласия на осуществление операций с движимым и недвижимым имуществом не требуется (в положении может быть предусмотрено, что сделки, превышающие определенную сумму, не могут совершаться филиалом самостоятельно). Таким образом, имущественное положение филиала заметно отличается от всех остальных прав на собственность, составляет отдельную правовую категорию.

Вследствие всего этого, можно сделать вывод, что положение филиалов и представительств является ни с чем не сходным феноменом, самобытной конструкцией не только гражданского права, но и смежных с ним отраслей.

. Порядок создания и функционирования филиала и представительства

Большее практическое значение имеют такие аспекты правового положения филиалов (представительств), как порядок его создания, при котором уточняются пределы их полномочий, а также порядок ликвидации филиала, поэтому следует обратить непосредственное внимание именно на них.

Для этого следует обратиться к основным федеральным законам, регулирующим данную сферу: №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», №208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» и №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях». Согласно этим законам, устав должен содержать сведения о филиалах и представительствах. При создании нового обособленного подразделения юридическое лицо вносит изменения в свой устав и сообщает об этом в регистрирующий орган (территориальный орган федеральной налоговой службы). Данная процедура имеет уведомительный характер. Согласно статье 19 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организация предоставляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, решение о внесении изменений в учредительные документы, обоснование этих изменений, решение о создании филиала (представительства). Согласно пункту 5 статьи 12 ФЗ № 208-ФЗ в акционерном обществе такое решение принимает совет директоров (наблюдательный совет); в пункте 1 статьи 5 ФЗ №14-ФЗ в обществе с ограниченной ответственностью это входит в компетенцию общего собрания участников (не менее 2/3 участников). В унитарном предприятии руководитель по согласованию с собственником принимает решение о создании обособленного подразделения (п. 1 ст. 5 Закона №161-ФЗ). В положении о филиале (представительстве) АО закрепляется на основании чего, он создается, дата создания, место нахождения, цели и предмет деятельности и полное наименование на русском языке, в нем же закрепляются основные полномочия филиала и акционерного общества. Например, общество определяет основные направления деятельности, вносит изменения в Положения, осуществляет проверки деятельности, назначает и увольняет директора, определяет структуру филиала. Филиал же, в свою очередь, осуществляет распоряжение имуществом и средствами, получаемыми им в результате собственной хозяйственной деятельности, реализует продукции, выполняет работу и услуги по тарифам, установленным обществом. Филиал вправе заключать хозяйственные договоры, ответственность по которым несет самостоятельно, закрепленным за ним имуществом, при недостатке его кредиторы обращаются к АО. Хозяйственный год филиала совпадает с хозяйственным годом общества.

Регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней с момента получения уведомления должен внести соответствующую запись в государственный реестр и сообщить об этом в письменной форме юридических лиц (с 1июля 2012 года вводится возможность электронного извещения с электронной подписью).

Далее происходит постановка на учет в налоговый орган филиалов, выделенных на отдельный баланс. Со 02.10.2010 для постановления на учет в налоговый орган от филиала или представительства не требуется совершать каких-либо специальных действий, достаточно подать уведомление о внесении соответствующих изменений в учредительные документы. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, передаются в налоговый орган по месту нахождения организации.

В связи с этим возникает вопрос, обязательно ли выделение филиала на отдельный баланс? Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №208-ФЗ, акционерные общества, создавшие филиалы и представительства, наделяют их имуществом, которое учитывается как на отдельном балансе, так и на балансе общества. Следовательно, общество обязано выделить филиал (представительство на отдельный баланс). Тоже положение содержится и в законе от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В законах № 14-ФЗ и № 161-ФЗ указывается, что юридическое лицо наделяет созданные филиалы (представительства) имуществом (оформляется приказом генерального директора в ООО), но не указано: нужно ли выделять его на отдельный баланс. Таким образом, для ООО, ГУП и МУП данное действие не является обязательным.

В связи с длительностью процедуры создания филиала (представительства) возникает вопрос: с какого момента обособленное подразделение является созданным: с момента государственной регистрации, принятия решения юридического лица о внесении изменений в устав? В законодательстве регулируется, что изменения, произошедшие в уставе общества, вступают в силу для третьих лиц с момента подачи уведомления в регистрирующий орган. Что касается всего остального, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 09.09.2004 № КА-А 40/7836-04 сказано, что суд, руководствуясь статьей 11 НК РФ, считает, что моментом создания обособленного подразделения является момент оборудования стационарных рабочих мест.

Кроме общего порядка создания обособленного подразделения, законодательством РФ предусмотрены дополнительные процедуры. Так, например, для создания представительства иностранного юридического лица на территории РФ предусматривается обязательная процедура аккредитации. Аккредитующие функции имеют Банк России (для банков и кредитных организаций), Министерство юстиции (для некоммерческих организаций), Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Так, аккредитация представительства иностранного юридического лица в ТПП РФ представляет следующую процедуру. Письменное заявление, подписанное руководителем иностранного юридического лица, предоставляется представителем в регистрирующий орган. В данном заявлении, помимо названия фирмы, времени создания, предмета деятельности, местонахождения, списка органов управления, должна содержаться информация о деловых связях с российскими партнерами, информация о перспективах данного сотрудничества, о целях открытия представительства и адрес и номера телефонов (предполагаемые) представительства в РФ. К заявлению также прилагается обширный пакет документов:

.Устав или положения об инкорпорации юридического лица;

.Свидетельство о его регистрации или выписка из торгового реестра государства его инкорпорации, или иное доказательство того, что фирма зарегистрирована в соответствующем порядке;

.Решение органа управления иностранного юридического лица об открытии представительства в РФ;

.Положение о представительстве, определяющего внутренние правила, права и обязанности представительства по отношению к иностранной фирме. Проект данного положения нуждается в предварительном согласовании с Департаментом по аккредитации иностранных фирм ТПП РФ;

.Рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранную фирму, содержащего информацию о ее финансовой репутации;

.Два рекомендательных писем от российских деловых партнеров иностранного юридического лица. Одно из таких писем может быть получено от территориальной ТТП, на территории деятельности, которой предполагается открытие представительства;

.Доверенность на главу представительства, оформленную надлежащим образом.

Аккредитация осуществляется сроком на три года, который может быть продлен. За продление аккредитации или ее оформление предусматривается сбор. Сведения об аккредитованных представительствах заносятся в сводный реестр. Последним этапом процедуры является постановление на налоговый учет в особом (усложненном порядке). Представительство считается созданным с момента аккредитации. Подводя итог, следует отметить, что усложненный порядок создания филиалов и представительств юридических лиц приводит к тому, что мелкие и средние иностранные фирмы не создают филиалов и представительств на территории РФ, предпочитая регистрировать новые юридические лица или ИП согласно общему порядку создания юридических лиц и ИП в РФ.

Что касается непосредственной деятельности обособленного подразделения то, так как представительства и филиалы не являются субъектами гражданского права, то между ними и юридическим лицом не может возникать гражданско-правовых отношений представительства, предполагающего двух самостоятельных субъектов права, которые при добровольном представительстве выступают в качестве сторон договора. Это значит что, к данным отношениям нельзя применить статью 183 ГК РФ, регулирующую институт представительства. Так, в Информационном письме от 23.10.2000 № 57 « О некоторых вопросах практики применения статьи 183 ГК РФ» ВАС РФ постановил, что если орган юридического лица совершил сделку с превышением своих полномочий, то данная сделка будет считаться ничтожной согласно статье 168. Статья о представительстве не применяется, поскольку отсутствует институт представительства как таковой: орган не может быть представителем, поскольку не обладает гражданской правоспособностью (подробнее будет освещено ниже). Хотя филиалы (представительства) не являются органами юридического лица и в силу особенностей гражданско-правового статуса не могут быть к органам приравнены, нормы данного информационного письма применяются в отношении филиалов и представительств, а также их руководителей по аналогии.

Говоря о ликвидации обособленного подразделения, следует отметить то, что, так как филиал (представительство) не является юридическим лицом, то нормы статьи №61 ГК РФ, регулирующие порядок ликвидации юридических лиц, не могут быть применены в данном случае. Это подтверждает практика арбитражных судов, так в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2003 № Ф04/1889-366/А03-203 суд решил, что поскольку филиал ООО «ЦТО-СТАРК», расположенный в г. Рубцовске, не является юридическим лицом, требования налогового органа о его ликвидации в соответствии со статьей 61 ГК РФ не подлежит удовлетворению. Обособленное подразделение может быть реорганизовано или ликвидировано внесением соответствующих изменений в устав юридического лица, в том же порядке, что и внесение изменений в устав по поводу создания филиала (представительства). Соответствующая запись заносится в ЕГРЮЛ, и обособленное подразделение снимается с налогового учета.

Из всего вышеизложенного вытекает следующий вывод: нормотивно-правовыми актами детально регулируется порядок создания филиала (представительства), причем для обособленных подразделений иностранных юридических лиц порядок регистрации значительно осложнен процедурой аккредитации. Что касается непосредственной деятельности филиала (представительства), она регламентируется непосредственно положениями о создании филиала, в них же прописаны основные полномочия юридического лица по отношению к филиалу; следует отметить, что отношения между филиалами (представительствами) одного юридического лица, а также отношения между филиалом (представительством) и юридическим лицом не являются гражданско-правовыми, так как обособленные подразделения не являются субъектами гражданского права. Данные отношения регламентируются нормами корпоративного, трудового и налогового права. Кроме того, в определении термина обособленного подразделения в налоговом и гражданском праве возникает коллизия. Суды, при решении налоговых споров, руководствуются нормой НК РФ. В отношении гражданско-правовых споров суд руководствуется нормами, согласно которым изменения в устав по поводу создания либо прекращения деятельности обособленного подразделения вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

. Правовой статус руководителя

Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Руководитель действует не от имени обособленного подразделения. А от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдение общих правил, закрепленных в статье 187 ГК РФ (нотариальное удостоверение, срок доверенности, переданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия изначальной доверенности; руководитель должен известить юридическое лицо о своих действиях).

Определение круга полномочий руководителя филиала в специальном документе позволяет более мобильно менять виды и объем этих полномочий без внесения изменений в учредительные документы юридического лица. Доверенность можно отменить или изменить в любое время волеизъявлением руководителя юридического лица.

Следует отметить, что после вступления в силу ГК РФ судебная практика идет по пути признания легитимности и обязательности для юридического лица сделок, заключенных его обособленным подразделением без доверенности, но в пределах компетенции, определенной положением о нем. Невзгодина Е.Л. приводит пример, когда Арбитражный суд Омской области по делу ОАО «Транссибнефть». ОАО как истцу было отказано в удовлетворении иска о применении последствий недействительности сделки - договора аренды. Поскольку данный договор был заключен хотя и без доверенности от имени ОАО, однако Положением о филиале подразумевалось, что филиал компетентен, заключать данный договор.

Как отмечает Невзгодина Е.Л., к организуемым отношениям между контрагентами совершаемых руководителями филиалов (представительств) сделок вполне применимы по аналогии нормы о представительстве, т.к. в теории цивилистики нет модели, которая бы также подчеркивала относительную имущественную обособленность филиала (представительства) и в тоже время устанавливала контроль юридического лица за юридическими действиями обособленного подразделения.

Таким образом, представительства в его классическом понимании здесь нет, т.к. нет двух самостоятельных субъектов, но с другой стороны, иной модели наделения руководителя филиала или представительства правом, совершать юридические действия от лица организации, нет, поэтому в данном случае используется квазипредставительство, которое в отношении руководителя оформляется доверенностью.

Соответственно, как и применительно ко всякой доверенности, в отношениях с третьими лицами именно ее содержание, фиксирующее полномочия руководителя, а не положение о филиале или представительстве, определяющее их внутренние отношения, будет иметь решающее значение в отношениях с третьими лицами. Однако, как уже было обозначено выше, судебная практика признает в некоторых случаях обязательность сделки, заключенной от имени юридического лица руководителем обособленного подразделения без доверенности. Пример, который приводит Розенберг в комментариях: «В Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации был предъявлен иск российской организацией к австрийской фирме в связи с неоплатой части товаров, поставленных по двум контрактам. Ссылаясь на отсутствие полномочия у лица, подписавшего контракт от его имени, ответчик заявил о непризнании им компетенции МКАС при ТПП РФ. При вынесении решения по делу было указано, что контракты подписаны от имени ответчика лицом, которое во взаимоотношениях с истцом утверждало, что оно является руководителем постоянного представительства фирмы-ответчика в Москве. Это его утверждение подтверждалось совокупностью факторов, о которых арбитражу стало известно из показаний свидетелей истца, а именно: наличием офиса представительства с табличкой, в которой содержалось наименование фирмы-ответчика, печатью представительства, презентацией представительства, на которой присутствовал главный управляющий фирмы-ответчика, использованием фирменного бланка и факсимильной печати фирмы-ответчика на расписке этого лица, подтверждающей получение от истца документов, связанных с отгрузкой товара. Свидетелем со стороны истца также было показано, что на подписании одного из названных контрактов присутствовал главный управляющий фирмы-ответчика. На основании изложенных фактов арбитраж сделал вывод, что руководитель фирмы-ответчика, во-первых, знал о существовании представительства своей фирмы и санкционировал его открытие и, во-вторых, не мог не знать (в силу своего физического присутствия».

на подписании) о том, что указанное лицо подписывает контракт на поставку товара для его фирмы. Соответственно, истец имел основания полагать, что на момент подписания контрактов это лицо располагало необходимыми полномочиями.

В данном случае применяются нормы института представительства в частном случае, но не сам институт представительства. Урегулирование данного сложного вопроса потребовало разъяснений высших судебных инстанций. Согласно п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.96 «…соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала. При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в Положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица».

Руководитель прекращает свою деятельность в связи с окончанием срока доверенности или отмены доверенности юридическим лицом, выдавшим ее.

Таким образом, на уровне нормативно-правовых актов статус руководителя филиала (представительства) регулируется лишь в общих чертах, особенности его положения обозначены в решениях арбитражных судов. Высшие суды решают вопрос о необходимости нотариально заверенной доверенности при осуществлении сделок руководителем от имени юридического лица, однако, на практике суды выносят решения в частном порядке о признании сделок действительными, совершенными без доверенности.

Заключение

Таким образом, в данной работе был изучен гражданско-правовой статус филиалов и представительств юридических лиц.

На основании исследования можно прийти к следующим выводам. Во-первых, в теории гражданского права не существует единого мнения по поводу обязательных признаков обособленного подразделения, большинство юристов относят к ним: территориальную обособленность, имущественную относительную обособленность, организационную обособленность. Во-вторых, законодательно регламентируются наиболее значимые моменты деятельности обособленных подразделений, такие как: порядок создания и прекращения деятельности, момент начала действия изменений в уставе относительно к третьим лицам. Поскольку это наиболее общие моменты деятельности филиалов и представительств, очень важное место в регламентации ее играет судебная практика. В-третьих, порядок создания обособленных подразделений иностранных юридических на территории РФ усложнен, что приводит к тому, что малый и средний иностранный бизнес предпочитает регистрировать новые юридические лица и ИП на территории РФ созданию филиалов и представительств. В-четвертых, статус обособленного подразделения отличается от статуса органа юридического лица, обладая большей относительной независимостью. В-пятых, в решениях высших судов при возникновении спора по поводу деятельности руководителя филиала главенствующее место занимают положения доверенности, так как положения о создании обособленного подразделения по общему правилу регулируют более взаимоотношения между филиалом и юридическим лицом, нежели - между филиалом и третьими лицами. Однако на практике суды могут признать действительными сделки, совершенные без доверенности или на основании положения о создании обособленного подразделения. В-шестых, так как обособленные подразделения не являются субъектами гражданского права, то положения о ликвидации юридического лица, а также предъявления исков к филиалу недопустимы. В-седьмых, в отношении обособленных подразделений не используется институт «представительства» в классическом его виде, поскольку они не правоспособны, однако, положение филиалов и представительств можно назвать «квазипредставительством», к нему применяются отдельные положения института представительства (не все).

Данная тема, безусловно, нуждается в дальнейшей доктринальной проработке. Следует отметить, что малая законодательная освещенность проблемы является оправданной, поскольку гражданское прав, являясь правом частным, подразумевает диспозитивность в регулировании своих институтов. Однако в теории гражданского права нуждаются в проработки вопросы по поводу имущественного комплекса филиалов, приведение в соответствие налогового статуса обособленных подразделений гражданскому их статусу, подробный разбор статуса руководителя обособленного подразделения.

Библиография

Нормативно-правовые акты

.Федеральный закон «Гражданский кодекс РФ (часть первая)» №51-ФЗ от 30.11.1994//Российская газета - № 238-239, 08.12.1994.

.Федеральный закон «Арбитражный процессуальный кодекс РФ» № 95-ФЗ от 24.07.2002 // Российская газета - № 137, 27.07.2002.

.Федеральный закон «Гражданский кодекс РФ (вторая часть)» от 26.01.1996 №14-ФЗ// Собрание законодательства РФ - 29.01.1996. - №5. - Ст. 410.

.Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»// Собрание законодательства РФ - №7. - 16.02.1998. - Ст. 785.

.Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета - №248. - 29.12.1995.

.Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996//Собрание законодательства РФ - № 3. - 15.01.1996. - Ст. 145.

.Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях»// Собрание законодательства РФ - №48. - 02.12.2002. - Ст. 4746.

.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// Российская газета - № 153 -154. - 10.08.2001.

.Постановление Правительства РФ «Об утверждении устава ОАО «Российские железные дороги»»№ 585 от 18.09.2003 //Собрание законодательства РФ - № 39, 29.09.2003 - Ст. 3766.

.Приказ Минобрнауки РФ от 01.12.2005 №297 «Об утверждении Типового положения о филиалах государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведениях)»//Российская газета - №294, 29.12.2005.

Судебно-арбитражная практика

.Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.96 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»//Бюллетень Верховного Суда РФ. -1996. - №9; Вестник ВАС РФ. - 1996. - №9.

.Информационное письмо ВАС РФ от 23.10.2000 № 57 « О некоторых вопросах практики применения статьи 183 ГК РФ»//Вестник ВАС. - №12. - 2000.

.Постановление ФАС Московского округа от 17.03.2003 по делу №КА-А40/1253-03// Обзор арбитражной практики по налоговым спорам. 2003.

.Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 09.10.2004 по делу №КА-А40/7836-04.

.Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2003 по делу № Ф04/1889-366/А03-2003.

Литература

Книги одного или более авторов

.Верещагин С.А. Филиалы, представительства, обособленные и взаимозависимые лица с учетом изменений законодательства// Информцентр XXI века - М.; 2005. - С.304.

.Касьянова Г.Ю. Филиалы, представительства, обособленные подразделения с учетом последних изменений законодательства// АБАК - М.; 2012. - С.160.

.Розенберг М.Г. Практика Международного коммерческого арбитражного суда. Научно-практический комментарий // Международный центр финансово-экономического развития - М.: 1997. - С. 99-106.

Статьи из журналов

1.Невзгодина Е.Л.Гражданско-правовое представительство и правовой статус органов и работников юридического лица, руководителей представительств и филиалов [Электронный ресурс]// Вестник Омского университета - 2007. - № 1 <#"justify">4.Тютрин И.В. Деятельность торгово-промышленной палаты РФ по аккредитации представительств иностранных организаций [Электронный ресурс]//Сибирский юридический вестник - 2007. - № 1(36). - С. 31-34; Иркутск; e-Library, 2007. - Режим доступа: #"justify">.Эрделевский А. М. Правовой статус филиалов и представительств// Бизнес-адвокат. - 2001. - №18. - С. 17.

Диссертация

.Перевалова И.В. Правовое положение филиалов и представительств по законодательству РФ: Дис. Канд.юрид.наук. - Екатеринбург, 2005. -С. 200.

Похожие работы на - Правовое положение филиалов и представительств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!