Ответственность за налоговые правонарушения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    816,49 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ответственность за налоговые правонарушения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.       ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

1.1 История возникновения ответственности за налоговые преступления

1.2 Причины возникновения налоговых правонарушений

1.3 Понятие признаки и виды налоговых правонарушений

.4 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности

.5 Налоговые преступления с признаками уголовной ответственности

.6 Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации

2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ0

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «КОМЭН»

.2 Особенность налогообложения на предприятии ООО «КОМЭН»

2.3 Применение налоговых санкций на примере предприятия ООО «КОМЭН»

2.4 Сравнительный анализ моделей налогообложения и оценки характера воздействия на экономических агентов

.5 Рекомендации по выявлению налоговых правонарушений и способы борьбы с ними

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме.

Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.

Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Но еще ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения.

Дипломная работа посвящена одной из наиболее часто встречающейся на сегодняшний день тем - это налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Актуальность темы настоящей работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с совершенствованием налогового законодательства. Современный уровень развития российского общества, существование рыночных отношений, интеграция нашей страны в международное сообщество потребовали коренного изменения отечественного законодательства, в том числе налогового. Это нашло отражение в вступившем в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения которые ознаменовали очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной под отрасли права.

Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.

Указанная цель достигается решением следующих задач:

изучить понятия и сущность налоговых правонарушений.

произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений, уголовных преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

рассмотреть принципы привлечения к налоговой ответственности, санкции и штрафы.

дать историко-экономическую характеристику предприятию ООО «КОМЭН».

определить значение налогового контроля как способ борьбы с налоговыми правонарушениями.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения ответственности за налоговые правонарушения.

Предмет исследования налоговые правонарушения.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в ней, могут быть использованы для более совершенного нормативно - правового моделирования налоговой ответственности компетентными субъектами правотворчества, а так же в процессе толкования и реализации правовых актов. Основные положения дипломного исследования являются важной базой для повышения правосознания и правовой культуры общества должностных лиц, усиление активности граждан и их коллективов.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

1.1 История возникновения ответственности за налоговые преступления

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам. Процесс становления налоговой системы, начался в России с конца XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 1881-1885 годов была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги составляли примерно 7 процентов всего бюджета.

В 1898 году император Николай II утвердил Положение о государственном промысловом налоге, который просуществовал вплоть до революции 1917 года и занимал одно из ведущих мест в налоговой системе России. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были приобретаться как физическими, так и юридическими лицами на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Были введены три торговых и восемь промышленных разрядов, по которым взимался основной промысловый налог. С принятием Положения о промысловом налоге в уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 год) были внесены изменения, устанавливающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты данного налога. Спад во всей финансовой системе России наступил после октября 1917 года. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет различного рода конфискаций. И в это время продолжала сохраняться ответственность за уклонение от уплаты налогов. Так, декрет совета народных комиссаров "О взимании прямых налогов" предусматривал, что лица, не внесшие подоходный налог и единовременный налог, подлежали денежным взысканиям - вплоть до конфискации имущества, лица, умышленно задерживающие уплату налога тюремному заключению на срок до 5 лет. Некоторая стабилизация финансовой системы страны наступила после провозглашения нэпа, опыт которого показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность хозяйствующих субъектов от государственного аппарата управления.

Стремление государства искоренить массовое уклонение от налогообложения привело к усилению уголовных репрессий, направленных против налоговых нарушений. Уклонение от уплаты налоговых платежей рассматривалось как скрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года в разделе "Преступления против порядка управления" существовал ряд статей, посвященных ответственности за преступления против порядка налогообложения. Так, например, была предусмотрена ответственность за: массовый отказ от внесения налогов денежных и натуральных (статья 78); невыплату отдельными гражданами в срок или отказ от платежа налогов (статья 79) и иные деяния.

После введения уголовной ответственности за налоговые преступления их доля стала значительной. "В 1922 году в РСФСР из общего числа 107704 осужденных за преступления против порядка управления, 20572 человека были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов. В 1924 году за уклонение от государственных повинностей и налогов было осуждено уже 26152 человека".

Ответственность за налоговые преступления, подверглась некоторой переработке. Ответственность предусматривалась за:

отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей (статья 59-6);

сокрытие или уменьшение стоимости имущества, переходящего по наследству или по актам дарения в целях обхода законов о налоге (статья 63);

избежание принудительного взыскания налогов путем мошенничества (статья 169).

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года относил к категории государственных преступлений, отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов. За это преступление, наступало наказание в виде лишения свободы с полной изоляцией на срок не ниже 6 месяцев, с повышением при особо отягчающих обстоятельствах вплоть до высшей меры - расстрела, с конфискацией имущества. В дальнейшем российская финансовая система в области налогообложения развивалась в соответствие с изменившимся экономическим и политическим курсом страны. Отказ от нэпа, начало репрессий свели на нет роль и значение налоговых отношений в финансово-хозяйственной системе государства. В довольно короткие сроки осуществился переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. В 1923-1925 годах в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) существовали прямые налоги и косвенные.

Налоговая реформа начала 30-х годов привела к сокращению количества налогов с восьмидесяти до двух: налога с оборота и налога с прибыли. К 1931 году частный капитал в стране практически перестал существовать, а основными плательщиками налогов стали государственные предприятия.

В 1950-1980 годах в условиях жесткого государственного планирования отчисления в бюджет от прибыли предприятий порой составляли до 93 процентов, а налоговые выплаты большинства граждан составляли 13 процентов подоходного налога, который автоматически вычитался бухгалтерией из заработной платы.

Начало 90-х годов явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы России. В новой налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара, а также налоги с физических лиц.

В России, первые годы рыночных преобразований характеризовались значительным спадом производства, сокращением инвестиций, снижением уровня жизни подавляющей части населения. Учитывая сложившуюся ситуацию, в качестве одной из стабилизирующих экономику мер Правительство России отметило эффективное преобразование налоговой системы. Имелось в виду, что она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции.

Весьма разветвленная система налогового законодательства России включает в себя Налоговый Кодекс (НК) РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Разъяснения по поводу исчисления и уплаты налогов содержатся в указах Президента РФ, а также многочисленных подзаконных актах различных ведомств. Также, статья 57 Конституции устанавливает: важнейшую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (также статья 3 Налогового кодекса России); правило, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

Обязанность платить налоги и сборы возникает у налогоплательщика только тогда, когда она возложена на него законом. Установленные налоги и сборы являются законными, если они устанавливаются органом, компетентным их вводить и определять порядок их уплаты. Конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы, выражен в статье 57 Конституции применительно к налогам. То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для налогоплательщика ощутимой материальной потери.

В официальный проект части II Налогового кодекса РФ было включено всего восемь составов налоговых преступлений: уклонение от постановки на учет в налоговых органах; уклонение от подачи налоговой декларации; уклонение от ведения учета; действия, направленные на уменьшение налогов; действия, направленные на неправомерный зачет (возврат) налогов; уклонение от налогообложения; разглашение налоговой тайны; утрата документов, содержащих налоговую тайну.

1.2 Причины возникновения налоговых правонарушений

Причины возникновения налоговых правонарушений в России, на мой взгляд, всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:

· правовые;

· экономические;

· моральные;

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эта нестабильность и сложность налогового законодательства и является теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что, законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

Моральными причинами являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента. Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов. Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию. Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия. Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке.

Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет.

Однако никакие причины не смогут оправдать совершение налоговых правонарушений, за которые действующим законодательством предусмотрена ответственность.

1.3 Понятие, признаки и виды налоговых правонарушений

Основным документом, регулирующим налоговую систему Российской Федерации и устанавливающим общие принципы её построения, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации - это систематизированный законодательный акт, в котором содержаться нормы налогового права. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) устанавливает понятие налогового правонарушения, определяя, что для его квалификации необходимо наличие доказываемой вины, и, оговаривая условия, при которых виновное лицо может быть освобождено от ответственности, (или она может быть смягчена), а также постулирует презумпцию невиновности налогоплательщика. Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста. К налоговым правонарушениям могут быть отнесены только такие, которые непосредственно посягают на искажение установленных налоговых правоотношений, при этом они заключаются в действиях (или бездействии), направленных на уклонение от уплаты налогов и сборов. Правонарушения же, имеющие лишь косвенное отношение к уклонению от уплаты налогов и сборов, а по своей сущности, охватываемые смежными и более широкими составами правонарушений, налоговыми не являются. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел Налогового Кодекса РФ. НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения.

Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

Признаки налогового правонарушения:

противоправность действий (бездействия) лица;

наличие установленной НК РФ ответственности за совершение противоправных действий (бездействия).

Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны. Субъектом налогового правонарушения являются лица, совершившие правонарушение: налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент (кредитная организация выступает в качестве особого субъекта правонарушения). Для того чтобы деяние (действие или бездействие субъекта налоговых правоотношений) было отнесено к категории налоговых правонарушений, необходимо наличие трех оснований:

. Нормативное - деяние должно быть соответствующим образом закреплено нормой, определяющей ответственность за совершение данного деяния.

. Процессуальное - акт уполномоченного органа в наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение.

. Фактическое - есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания, охраняемые санкциями.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

привлечение виновного лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающуюся сумму налога;

привлечение организации за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;

никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;

лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (принцип презумпции невиновности налогоплательщика закреплен в п. 6 ст. 108 НК РФ);

если вина налогоплательщика не доказана, то и санкции не могут применяться к налогоплательщику.

Виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в статьях Налогового кодекса с 116 по 135 и статья 75.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов в соответствии со ст. 91 НК РФ при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. В настоящее время НК РФ предусмотрено 12 видов налоговых правонарушений этих субъектов:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

непредставление налоговой декларации;

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

неуплата или неполная уплата сумм налога;

невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или перечислению налогов;

несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний;

отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;

неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Не предоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Не предоставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность - общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, т. е. применяются различные виды юридической ответственности. Для наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:

противоправного поведения;

вреда (ущерба);

причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);

вины нарушителя установленных правил поведения.

Налоговый кодекс РФ установил ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства (ст.116-127 НК РФ).

Общие налоговые правонарушения именуют также налоговыми правонарушениями налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов. Такие налоговые правонарушения направлены на нарушение указанными субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, и уклонение от выполнения возложенных на них законодательством функций (например, для налогоплательщиков это неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, а для экспертов, переводчиков уклонение от выполнения экспертиз, перевода и т. д.).

Пример 1. В ходе налоговой проверки выяснилось, что ЗАО «Партнер» в 2011 г. недоплатило в бюджет 744 000 руб. Всего за этот год общество должно было заплатить 6 200 000 руб. Следователь возбудил уголовное дело (ч. 1 ст. 199 УК), потому что сумма недоимки превысила 500 000 руб. и составила 12% от причитающихся с фирмы налогов (744 000 руб. / 6 200 000 руб. х 100% = 12%).

Если размер недоимки больше 1500 тыс. руб., процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов не имеет значения. Особо крупной недоимкой считается сумма более 2500 тыс. руб. (при 20%-ной неуплате) или более 7500 тыс. руб. (независимо от процентного соотношения недоимки и общей суммы причитающихся налогов). Особое внимание следует уделить тому, что недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.

Пример 2. В 2009 г. ООО «Атлант» не заплатило налогов на сумму 140 тыс. руб., в 2010 г. - 150 тыс. руб., в 2011 г. - 180 тыс. руб. и в 2012 г. - 135 тыс. руб. Общая сумма недоимки за четыре года составила 605 тыс. руб. Возбудить уголовное дело сотрудники милиции не смогли, потому что сумма недоимки за три года подряд (с 2009 по 2011 г. или с 2010 по 2012 г.) меньше 500 тыс. руб.

В НК и УК установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов. В частности, к таковым относятся непредставление в налоговую инспекцию налоговой декларации или других обязательных документов и (или) указание в этих документах заведомо ложных сведений. Следует заметить, что обязанность представления в инспекцию «других документов» должна быть прописана в федеральных налоговых законах. Если же бухгалтер не выполнил требование, предусмотренное, например, в указе Президента РФ или постановлении Правительства РФ, уголовная ответственность в этом случае не возникает.

Если же организация представила в налоговую инспекцию достоверную отчетность, но налоги при этом не уплатила (независимо от причин), привлечь ее руководство к ответственности по ст. 199 УК следователь не вправе. В ст. 199 УК перечислены все виды наказания за уклонение от уплаты налогов: штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет; арест на срок от четырех до шести месяцев; лишение свободы на срок до двух лет; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При наличии отягчающих обстоятельств, к которым относятся случаи совершения преступления группой лиц (например, руководителем и главным бухгалтером) по предварительному сговору, а также уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, то наказание устанавливается более строгое: лишение свободы на срок до шести лет; лишение права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

Точно такие же виды наказаний и объем ответственности предусмотрены для руководства организации - налогового агента за неисполнение обязанностей «налогового посредника» (ст. 199.1 УК). Как правило, за уклонение организации от уплаты налогов суд привлекает к уголовной ответственности ее руководителя, потому что именно он отвечает за законность всех хозяйственных операций. Как показывает практика, одновременно и руководителя, и главного бухгалтера наказывают лишь в 10-15% случаев, и лишь в 3-5% случаев ответственность несет один главный бухгалтер. Если главный бухгалтер не был заинтересован в уклонении от уплаты налогов, но при этом осведомлен о незаконных действиях своего руководителя, тогда суд может привлечь его как соисполнителя.

Судебная практика показывает, что независимо от суммы недоимки суды наказывают обвиняемых, как правило, условно, ссылаясь на различные смягчающие обстоятельства (положительные характеристики осужденного с места учебы, от друзей, коллег по работе и т.д., наличие маленьких детей, различные заболевания). Оплата недоимки по налогам также может быть расценена судом как смягчающее обстоятельство. Если же обвиняемый недоимку не возместил, прокурор может предъявить к нему также гражданский иск. Однако по НК РФ платить налоги обязано предприятие из своих средств, а не его руководитель или главный бухгалтер из личных средств.

Таблица 1.1 - Составы административных правонарушений и санкции за них

Наименование статьи

Состав правонарушения

Санкции

Статья 15.3 "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе"

Часть 1 - нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб.


Часть 2 - нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Штраф от 2000 до 3000 руб.

Статья 15.4 "Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации"

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Предупреждение или штраф от 1000 до 2000 руб.

Статья 15.5 "Нарушение сроков представления налоговой декларации"

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.

Статья 15.6 "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля"

Часть 1 - непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи

Штраф на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.

Статья 15.11 "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются: - искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; - искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов

Штраф от 2000 до 3000 руб.


1.4 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности

Среди нарушений законодательства о налогах и сборах как вид выделяются административные правонарушения. Административная ответственность в сфере налогообложения - это ответственность организаций, их должностных лиц и ИП за налоговые правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (далее КоАП). Субъектами административной ответственности являются должностные лица организации в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом организации понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). Административная ответственность, установленная ст. ст. 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ, не применяется к индивидуальным предпринимателям (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Что касается организаций, то сами организации, как указано выше, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по НК РФ, а их должностные лица - по КоАП РФ.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа за следующие обстоятельства:

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 Налогового кодекса);

несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ);

неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ);

отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ);

нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ).

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При выявлении административного нарушения составляется протокол. Должностные лица, уполномоченные составлять такой протокол, перечислены в ст. 28.3 КоАП. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение 15 дней с момента получения протокола. По окончании рассмотрения дела выносится постановление о наложении штрафа или о прекращении дела. Постановление о наложении штрафа вступает в силу по истечении 10 дней с момента его вынесения. В течение этого времени можно обжаловать его вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд. Подача жалобы приостанавливает течение 10-дневного срока. Если постановление не обжаловано и вступило в силу, то дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа, или штраф будет взыскан через судебных приставов.

Рисунок 1.1.-Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

1.5 Налоговые преступления с признаками уголовной ответственности

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговое преступление - это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого уголовным кодексом РФ (УК) предусмотрено наказание. Четыре статьи уголовного кодекса, устанавливают уголовную ответственность за налоговые преступления (статьи 198, 199, 199.1, 199.2).Субъектом, т. е. лицом, привлекаемым к уголовной ответственности, может быть только физическое лицо, даже в случаях, когда некое уголовное деяние касается организации. Таким образом, когда речь идет об уголовном преступлении, выражающемся в уклонении от уплаты налогов, к ответственности будут привлекаться конкретные люди, в частности это могут быть директор или главный бухгалтер, а в определенных случаях - учредители.

К уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов могут быть привлечены лишь вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Различают три вида деяний, которые образуют состав уголовного преступления в сфере налогов и сборов:

уклонение от уплаты налогов и сборов;

неисполнение обязанностей налогового агента;

сокрытие денег и имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов.

Признаками налогового преступления являются:

общественная опасность деяния является признаком налогового преступления, раскрывающим его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу его причинения как напрямую налоговой системе и государству (ибо направлена против государственной казны), так и опосредованно создают угрозу причинения вреда личности и обществу;

противоправность означает запрещенность деяния уголовным законодательством. Противоправность, являясь юридическим выражением общественной опасности, связана с общественной опасностью так же, как форма с содержанием;

виновность как признак означает необходимость наличия вины в действиях лиц. Общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24-27 УК);

наказуемость как признак заключается в угрозе применения наказания при нарушении норм уголовного законодательства, запрещающих совершать те или иные деяния. Таким образом, только запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания деяние признается преступлением.

Мерами наказания в рамках уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений являются в основном пени и штрафы. В УК предусмотрена ответственность: за уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 198-199 УК); за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК); за сокрытие имущества от взыскания (ст. 199.2 УК). По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения уголовного дела важен размер налогового долга. Уголовному преследованию подвергаются два вида неуплат: в крупном и особо крупном размерах. Размер крупной недоимки составляет более 500 тыс. руб. при условии, что недоплата превышает 10% от суммы причитающихся налогов. Таким образом, чем крупнее организация, тем больше должен быть долг перед государством, необходимый для возбуждения уголовного дела. Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2010 г., лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

В соответствии со ст. 111 НК обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

совершение деяния налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в болезненном состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях;

выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти, в пределах его компетенции;

иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, как исключающие вину лица.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно исправлять ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налогов и сборов. Если исправление ошибки произведено до ее выявления налоговым органом, это может служить обстоятельством, исключающим ответственность за налоговое правонарушение, совершенное умышленно. Если исправление произведено в короткий срок после выявления ошибки налоговым органом, это может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

К смягчающим ответственность обстоятельствам относятся:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только в отношении к физическим лицам);

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности;

иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Например, обстоятельством, смягчающим ответственность, может быть признано самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подача в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении.

При наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%. В НК РФ определено, что наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, влечет снижение размера налоговой санкции не менее чем в два раза. Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение. Срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция, исчисляется с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной). В следственном комитете Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное практике расследования уголовных дел о налоговых преступлениях, а также организации взаимодействия с налоговыми органами и подразделениями МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при проведении проверок сообщений о преступлениях, возбуждении и расследовании уголовных дел данной категории. На коллегии отмечено, что следственными органами Следственного комитета России в 2011 году возбуждено 1 776 уголовных дел о налоговых преступлениях, окончено производство по 856 уголовным делам, из них направлено в суд - 545. По направленным в суд уголовным делам указанной категории установлено причинение ущерба в сумме 8,009 млрд. руб., в ходе досудебного производства возмещен ущерб на сумму 5,282 млрд. руб., наложен арест на имущество на сумму 191,3 млн. руб.

В I квартале 2012 года следственными органами возбуждено 370 уголовных дел, при этом число уголовных дел, возбужденных по материалам налоговых органов, увеличилось в 5 раз (с 42 до 213) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество оконченных производством уголовных дел увеличилось с 35 до 263, в том числе направленных в суд - с 26 до 164. Сумма установленного ущерба увеличилась с 231,1 млн. руб. в I квартале 2011 года до 2,028 млрд. руб. в I квартале 2012 года. Сумма возмещенного ущерба также существенно возросла (с 43, 3 млн. руб. до 287,9 млн. руб.), арест наложен на имущество в сумме 52,8 млн. руб. (в I квартале 2011 года - на 9,7 млн. руб.).

По итогам коллегии решено принять конструктивные меры по совершенствованию взаимодействия следственного комитета России с налоговыми органами и органами внутренних дел с целью своевременного решения возникающих проблем при выявлении налоговых преступлений и расследовании уголовных дел данной категории.

1.6 Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам - всего за 2011 год 704 529 564; за 2012 год 675 308 327

Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям - всего за 2011 год 395 513 304; за 2012 год 329 417 967

Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2011 год 118 753 529; за 2012 год 108 840 788

Задолженность по акцизам за 2011 год 29 107 003; за 2012 год 33 452 439

Таблица 1.2. - Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам

2011 год

01.01. 2012 год

01.05. 2012 год

704 529 564

675 308 327

766 133 091

Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям

2011 год

01.01. 2012 год

01.05. 2012 год

395 513 304

329 417 967

326 640 935

Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование

2011 год

01.01. 2012 год

01.05. 2012 год

118 753 529

108 840 788

106 066 737

Задолженность по акцизам

2011 год

01.01. 2012 год

01.05. 2012 год

33 452 439

630 051

налоговый правонарушение преступление ответственность

Диаграмма 1.1. - Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. Диаграмма представлена на основании таблицы приведенной выше.

2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «КОМЭН»

ООО «КОМЭН» (в дальнейшем «Общество») представляет собой общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом и действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. ООО «КОМЭН» внесен в единый государственный реестр юридических лиц 2 декабря 1991 года. Состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №6.Размер уставного капитала составляет 10 000 рублей. В уставном капитале данного предприятия иностранного капитала нет. Высшим органом управления Общества является собрание участников. Количество голосов на собрании участников распределяется пропорционально вкладам участников в Уставной капитал. Участниками общества являются физические лица, которые имеют долю в уставном капитале.

Общество является собственником:

имущества, предназначенного ему участниками в качестве оплаты уставного капитала;

полученных доходов, а так же иного имущества приобретенного им по другим основаниям допускаемым законодательством РФ.

Источниками формирования имущества общества являются:

вклады участников;

доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а так же других видов хозяйственной деятельности;

доходы от ценных бумаг.

Прибыль Общества определяется к концу каждого финансового года. Финансовым годом Общества является период с 1 января по 31 декабря прибыль формируется из выручки от хозяйственной деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат, а так же расходов на оплату труда. Из балансовой прибыли Общества уплачивается процент по кредитам банков, предусмотренные законодательством налоги и другие платежи в бюджет. Оставшаяся после этих расчетов чистая прибыль поступает в полное распоряжение Общества, часть ее направляется на формирования фондов предприятия, другая часть распределяется между участниками по итогам работы за год пропорционально их долям в уставном капитале. На расчетный счет ООО «КОМЭН» поступают следующие денежные средства: средства от продажи оборудования и предоставления монтажных услуг, денежные переводы от других предприятий.

В свою очередь с него снимаются денежные средства на оплату счетов, за расчетно-кассовое обслуживание банком, отчисления в бюджет, в фонды социального обеспечения.

Основными целями общества являются:

получение прибыли в интересах Общества и участников;

обеспечение стабильности Общества;

создание новых рабочих мест.

Основными видами деятельности Общества являются:

.Производство работ по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

.Оптовая и розничная торговля различными группами товаров;

.Проведение выставок ярмарок, аукционов;

.Ведение внешнеэкономической деятельности;

. Предоставление услуг в сфере информационных технологий и компьютерной связи.

Технический Центр «КОМЭН» проектирует, устанавливает и обслуживает комплексные системы безопасности для объектов различных форм собственности. Компания работает по нескольким основным направлениям:

Охранные системы для крупных объектов, офисов и квартир

охранная сигнализация

охрана периметра или система периметральной сигнализации

пультовая охрана

система охранного видео наблюдения, скрытого видео- и аудио- контроля

Охранно-пожарные системы

охранно-пожарная сигнализация

система оповещения людей о пожаре и речевой трансляции

системы пожаротушения

Системы ограничения доступа

домофоны

шлагбаумы, турникеты

автоматические парковочные системы

биометрический контроль

Сдача отдельных систем обеспечения безопасности согласуется с соответствующими государственными органами надзора и контроля: МВД, МЧС и др. У организации ООО «КОМЭН» имеются лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности:

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов:

монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконакладочных работ;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

выполнение работ по огнезащите материалов , изделий, конструкций;

Среди их клиентов:

. Городской и краевой Центр занятости населения

. Управление внутренних дел по Приморскому краю

. Федеральное агентство железнодорожного транспорта

. Краевой театр драмы

. ХПТО Росмясомолторг

. ТСЖ «Калинка» (элитное жилье)

. Дворец культуры г. Амурск

. Гостиница «Корона» г. Владивосток

. Дальэнергооборудование

. Автоматическая автопарковка на привокзальной площади г. Хабаровска

. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Приморского края

. Управление судебного департамента в Хабаровском крае

. Дальневосточная энергетическая компания

. Дальневосточный юридический институт МВД России

. Дальневосточный государственный медицинский университет

. УВД по Хабаровскому краю

. Отдел внутренних дел по Амурскому муниципальному району

. ОВД по Советско-Гаванскому муниципальному району

. Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю

. Главное управление МВД России по ДФО и многие другие...

При проектировании систем безопасности или систем жизнеобеспечения здания, офиса или просто жилого дома они используют последние технические решения в этой области, современные системы и технические средства. Создавая системы безопасности, компания использует многорубежные способы блокирования объектов, отдельных помещений или отдельных предметов, отказоустойчивые способы передачи тревожных сообщений на пульты наблюдения или регистрирующие устройства.

Для оптимальной работы с клиентами, были созданы представительства, и филиалы. География компании «КОМЭН» включает в себя крупнейшие города Дальнего Востока:

Хабаровск

Владивосток

Комсомольск-на-Амуре

Благовещенск

Уссурийск

Находка

Общество с Ограниченной Ответственностью «КОМЭН» зарегистрировано с 18 ноября 2002 года. Место нахождения общества: 680028 город Хабаровск, улица Истомина, 106-23.ИНН 2722002699. Так же у компании есть собственный сайт www.koman.ru <#"557844.files/image003.gif">

Рисунок 2.2. − Основные группы причин уклонения от уплаты налогов и сборов

Анализируя причины уклонения от уплаты налогов и сборов, следует учитывать то, что в рыночной экономике, удовлетворяющей требованиям эффективности и социальной справедливости, реальная налоговая система не может состоять из конечного числа платежей, она также не может быть построена на предположениях о предпочтениях граждан в части выбора социально значимых продуктов. Кроме того, деятельность государства в общественных интересах охватывает не только те услуги, которые могут быть предоставлены на условиях эквивалентного обмена. Таким образом, рассматриваемая модель обеспечивает высокий уровень налоговой дисциплины среди субъектов рынка, но является трудно воспроизводимой в реальной социально-экономической системе.

Самые крупные нелегальные доходы в последние годы установлены на операциях с автомобилями, нефтью и продуктами её переработки, цветными металлами, древесиной, товарами народного потребления, электроэнергией, спиртом и ликероводочными изделиями, сельхозпродукцией, денежными средствами и ценными бумагами, а также во внешнеэкономической деятельности.

Налоговый потенциал нелегального сегмента территориального воспроизводственного комплекса формируют размеры задолженности организаций по налогам и сборам Rz, параметры соответствующих доначислений Dph с учетом пени и штрафов, а также суммы уменьшенных платежей Uvp по результатам выездных проверок. Первые два показателя максимизируют вероятность перемещения экономической деятельности в неформальную или иную противоправную сферу в случае усиления налогового бремени и снижения качества соответствующего контроля. Размеры третьего параметра минимизируют итоговый результат в условиях организации клиентооориентированного характера работы налоговых органов. В качестве базы отсчета целесообразно принять суммарные поступления Sp по налогам и сборам на конец года. Тогда искомый налоговый потенциал Pnfk неофициальной, фиктивной и криминальной составляющих экономики региона можно выразить следующей зависимостью:


Методика диагностики налогового потенциала нелегального сегмента территориального воспроизводственного комплекса может быть реализована в три этапа, предполагающих:

во-первых, подготовку базы исходных данных; во-вторых, определение суммы налоговой задолженности, размеров доначислений по результатам контрольной работы, уменьшенных платежей по итогам выездных проверок и общих поступлений по налогам и сборам за отчетный период; в-третьих, проведение расчетов вероятности перемещения хозяйственной или иной деятельности в неформальную сферу.

Апробация предложенного методического подхода проведена с использованием данных Управления федеральной налоговой службы РФ по Хабаровскому краю (таблица 2.3.).

Таблица 2.3. − Динамика характеристик налогового потенциала нелегального сегмента экономики Хабаровского края, млн. руб.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии после 2007 г. позитивных изменений в динамике налогового потенциала нелегального сегмента экономики Хабаровского края: произошло снижение соответствующего показателя до 16,5 %. Это стало следствием совокупного влияния двух важнейших факторов, первый из которых обусловлен совершенствованием организации контрольной деятельности, а второй - либерализацией налогового законодательства.

Таким образом, модернизация фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой политики позволила существенно снизить вероятность нарушений налоговой дисциплины хозяйствующими субъектами, что соответственно, повысило степень устойчивости социально-экономической системы в целом. Дальнейшее повышение ее уровня в стратегической перспективе возможно лишь при осуществлении активного согласования экономических интересов субъектов налоговой системы государства.

Понимание гражданами высокой степени важности для государства и общества уплаты налогов, знание соответствующих прав и обязанностей должно являться частью политической и правовой культуры населения. В этой связи востребованными могут стать социальная реклама, агитиционно-разъяснительная работа с помощью средств массовой информации, преподавание специальных учебных курсов в образовательных учреждениях. Кроме того, контрольные органы должны внедрить в практику своей деятельности клиентоориентированый характер построения взаимоотношений с налогоплательщиками. Достижение поставленных целей возможно за счет более тесной интеграции во взаимодействии налогоплательщиков с органами государственной власти, с одной стороны, и оптимизации взаимоотношений между различными контролирующими службами, с другой.

Весьма эффективным может стать использование современных инфотелекоммуникационных технологий и определенная модернизация нормативно-правовой базы. Это позволит эффективно объединить усилия структурных подразделений Федеральной налоговой службы России (ФНС России), Федеральной таможенной службы России (ФТС России) и Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ (ФСЭНП МВД РФ) для решения задач, прежде всего, по предупреждению устранения нарушений налоговой дисциплины. Это имеет особую степень важности, так как применение специальных санкций и наложение штрафов неизбежно ведут к снижению финансово-экономического потенциала и размеров прибыли хозяйствующих субъектов. Последнее выражается в сокращении налогооблагаемой базы и уменьшении бюджетных поступлений.

Портальное решение межведомственной информационно-технологической системы должно объединить специальные тематические базы данных налогоплательщиков, сформированные органами налогового и таможенного контроля, а также подразделениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ (рисунок 2.3.)

Рисунок 2.3. − Информационно-технологическая инфраструктура в организации предупреждения и устранения налоговых правонарушений

Их использование не может быть общедоступным по причине конфиденциальности определенной категории сведений: о размерах имущества, динамике активов, составе контрагентов предприятия и т.п. Кроме того, организация электронного документооборота способна обеспечить высокую оперативность принятия решений и взаимодействия контролирующих организаций.

Особую роль в разрешении возникающих налоговых споров должна сыграть медиация. Её внедрение в практику будет способствовать снижению количества обжалуемых решений, повышению доверия налогоплательщиков к органам государственного контроля, формированию толерантных форм взаимодействия конфликтующих сторон.

Построенные на принципах добровольности, конфиденциальности, беспристрастности, сотрудничества и равноправия механизмы медиации помогут сформировать необходимую налоговую культуру населения. Осуществляя посреднические функции и обладая достаточными знаниями действующего законодательства, подобного рода специалисты будут формировать среду законопослушных граждан. Последние в их лице увидят квалифицированных аудиторов, заинтересованных, с одной стороны, в исполнении всеми субъектами своих налоговых обязательств, а с другой − в обеспечении экономически безопасного функционирования предпринимательских структур и комфортных условий жизни населения.

2.5 Рекомендации по выявлению налоговых правонарушений и способы борьбы с ними

Одним из методов борьбы с налоговыми правонарушениями может служить налоговый контроль. 20 июля 1998 г. принят Федеральный закон № 116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». В нем определено, что государственному контролю подлежит соответствие крупных расходов доходам физических лиц, приобретающих в собственность имущество, а также лиц, оказывающих финансовое содействие другим лица в приобретении указанного имущества. В случае нарушения установленного порядка подачи декларации на физическое лицо в соответствии с федеральным законом мог быть наложен штраф административный штраф в размере до 100-кратной величины минимального размера оплаты труда.

В настоящее время указанный контроль осуществляется на основании статей 86 - 86 НК РФ. В соответствии с указанными нормами налоговому контролю подлежат совершаемые сделки физических лиц - резидентов Российской Федерации по приобретению определенного имущества:

недвижимости, за исключением многолетних насаждений;

механических транспортных средств, не относящихся к недвижимому имуществу;

акций открытых акционерных обществ, государственных и муниципальных ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов;

культурных ценностей;

золота в слитках.

Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущества. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе и налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Налоговый кодекс РФ в первой части регламентирует процедуру проведения налоговой проверки и привлечения к налоговой ответственности налогоплательщиков и налоговых агентов по ее результатам. Практическое осуществление контроля обеспечивается нормой, содержащейся в п. 7 ст. 86.2 НК РФ, согласно которой непредставление организацией или уполномоченным лицом соответствующей информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Налогового Кодекса Российской Федерации.Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Формы налогового контроля.

налоговые проверки (камеральные и выездные).

Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов.

проверка данных учета и отчетности.

осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

другие формы налогового контроля, предусмотренные НК РФ.

Камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа. Основание - налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиком (ст. 89 НК РФ). Согласно ч. 2 ст. 88 НК РФ проводить проверку можно без специального решения, в соответствии со своими служебными обязанностями.

Цель камеральной проверки - выявить и устранить ошибки , допущенные в декларации. В функции камеральной проверки не входит обязательная фиксация тех налоговых правонарушений, которые не связаны с ошибками в декларации.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. НК РФ прямо не определяет форму сообщения налогоплательщику о допущенных им нарушениях, что по разному оценивается судами в случае подачи искового заявления.

Привлечение налогоплательщиков и налоговых агентов к ответственности за налоговые правонарушения при камеральной проверке несколько противоречит сущности этой проверки. Ведь именно налоговый орган осуществляет контроль за правильностью заполнения налоговых деклараций в целях выявления ошибок и информирование налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций. Ст. 88 НК РФ не содержит упоминания о том, что по результатам камеральной налоговой проверки может быть составлен акт, на основании которого может быть начата процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Это дает основание полагать, что выявленные при камеральной проверке ошибки и расхождения могут квалифицироваться как технические ошибки. Иными словами, налогоплательщик добросовестно представил все данные, но при заполнении налоговой декларации допустил арифметические или другие непреднамеренные ошибки, возможно, повлиявшие на результат. Учитывая, что позиция законодателя по этому вопросу выражена не достаточно внятно, любая кассационная инстанция вправе применить норму ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.

Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя налогового органа. Она может проводиться по одному или нескольким налогам и не может продолжаться более 2-х месяцев в исключительных случаях срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен вышестоящим налоговым органом до 3-х месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. Справка о проведении выездной налоговой проверки имеет следующее процессуальное значение:

во-первых, с момента ее составления исчисляется срок для оформления результатов выездной налоговой проверки в форме акта налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ);

во вторых, она является свидетельством проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика или налогового агента по конкретным налогам за определенный налоговый период, что по общему правилу исключает повторную налоговую проверку по одним и тем же налогам за один и тот же период (кроме случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (часть 3 ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации).

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение либо о привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности. А при отсутствии оснований для отказа от привлечения к ответственности, руководитель налогового органа принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

С развитием налогового законодательства параллельно развиваются и способы его нарушения. Наблюдаются тенденции развития налоговых правонарушений:

заключение фиктивных контрактов, которые используются при обналичивании денежных средств. В таких сделках фактически не бывает выручки, поэтому налоги не платятся.

получение дополнительного налогооблагаемого дохода, не отраженного в налоговой декларации.

не учет сделок, расчеты по которым проводились наличными.

массовые нарушения правил наличного денежного обращения, кассовой дисциплины и порядка инкассирования.

субъектами теневого оборота являются юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства. Производимые ими товары и услуги не запрещены законом, но они выведены из-под контроля государства. Получаемый от их реализации доход не отражается в официальных отчетах, налоги с него не уплачиваются, что наносит ущерб государственному бюджету.

капитал, обращающийся в теневом обороте, оказался вытолкнутым из легального в результате неправильных законодательных и управленческих решений. Фактически любая организация в России стоит перед выбором между легальным и теневым оборотами.

ориентация крупных и рентабельных российских производителей на обеспечение западной промышленности сырьем (скупка акций предприятия, введение иностранных представителей в совет директоров под предлогом усиления контроля за инвестициями). Как следствие, все высокодоходные и экологически чистые звенья технологической «цепочки» достаются Западу, а «грязные» и не приносящие доход - России, что неизменно приводит к налоговым правонарушениям.

от прямого нарушения закона - уклонения от налогообложения - хозяйствующие субъекты все больше переходят к тому, чтобы избегать налогообложения вообще. Совершаемые противоправные действия все больше отличаются осмысленностью, их все сложнее квалифицировать как противоправные.

С целью уклонения от налогообложения хозяйствующие субъекты злоупотребляют не только недоработками законодательства, а все чаще используют технологические особенности производства. Бартерные отношения также создают условия для противоправных манипуляций, поскольку снижают степень контроля за хозяйственными операциями. Невысокий уровень монетаризации - традиционная проблема российской экономики - приводит к созданию специфических инструментов самофинансирования и появлению множества схем по нарушению действующего законодательства: невыплата заработной платы, уклонение от налогообложения, задержки с расчетами. Вывоз капиталов за рубеж (средства, которые остаются в распоряжении производителя, когда в процессе экспортно-импортных операций продукция реализуется полностью подконтрольной оффшорной фирме путем занижения цены или невозвращения части выручки в установленные сроки).

Данные социологического опроса, проведенного институтом РАН среди предпринимателей. По мнению респондентов о факторах, затрудняющих развитие предпринимательства (в % к числу опрошенных) основными являются следующие данные которые представлены в виде таблицы:

Таблица 2.4. - Оценка респондентами действий предпринимателей, скрывающих свои доходы (в % к числу опрошенных)

%

Оценка действия

%

- чрезмерные налоги

82,7

- он вынужден это делать, иначе разорится

90

- неразвитость предпринимательского законодательства

56,3

- он противопоставляет свои интересы государству

3,7

- недостаточная государственная поддержка

39,3

- он поступает «так же, как все»

20,7

- коррумпированность государственных служащих

55

-разгул преступности

44


Вот таково следствие - высокий уровень правового нигилизма, возникшее в результате недостатков норм налогового права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ налоговых правонарушений, характера ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, общих положений отдельных видов правонарушений предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, возможности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах показал:

1. Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта. Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но взаимообусловленные стадии.

2. Отметим, что до сих пор Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.

Согласно ст.109 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения. Данное противоречие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109 НК РФ, в противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно уплатит сумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, в последствии у него появляется формальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вин его не была установлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.

. Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при их применении. Прежде всего, это вязано с их неудачным содержанием, которое в свою очередь порождает нарушение основных принципов права - ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации. Данная статья указывает, что штраф должен взыскиваться как за полные, так и не за полные месяцы и в санкции п.2 ст.119 Кодекса в отличие от п.1 той же статьи, в которой говорится о минимальном размере штрафа, в результате чего нарушаются три вида принципов - дифференциации, индивидуализации, справедливости.

В связи с этим мы предлагаем изменить диспозицию и санкцию ст.119НК РФ «Непредставление налоговой декларации» и установить ответственность за неподачу за каждый день просрочки, то есть вести учет по дням, а не по часам.

. Включить в НК РФ определение понятию налоговая ответственность: налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершение налогового правонарушения, претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями данного Кодекса, состоящие в изложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

Таким образом, на современном этапе налоговое законодательство Российской Федерации находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии законом.

В связи с этим одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческой деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности за правонарушения, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм Налогового законодательства Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)- М.,1999

2.       Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 (с изменениями 2012года) №146-ФЗ

.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 (с изменениями 2012года) №117-ФЗ

.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ

.        Уголовный кодекс Российской Федерации от 31.07.19989 (с изменениями с 1 марта 2012 года) №146-ФЗ статья 194;198;191.1;192.2;199.

.        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001(с изменениями на 3 мая 2012года) №195-ФЗ

.        Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации»

.        Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 г. №64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»

.        Алехин Л.А., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации - М.,2001

.        Анохин А.Е. Вина как элемент состава налогового правонарушения. Форма вины.// Юридический мир, 2001

.        Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность.- М., 2001

.        Винницкий Д.В. Проблемы разграничения налоговой и административной ответственности.// «Хозяйство и право»,2003, №5

.        Грачев Е.Ю.,Соколов Э.Д. Налоговое право. - М.,2003

.        Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. - ЗАО Юстицинформ - 2005

.        Калинина Л.А., Кузьмичева Т.А. Административная ответственность: Учебное пособие. Нормативные акты. - М.,2000

.        Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. - М.,2002.

.        Крохина Ю.А. Налоговое право России. - М.,2003

.        Кустова М.В., Ногина А.О., Шевелева И.А. Налоговое право России. Общая часть. - М.,2001

.        Кучеров И.И. Налоговое право России.: Курс лекций.- М.,2001

.        Матузов Н.И., Малько А.В. Теория гоударства и права- М.,2003

.        Пепеляев С.Г. Налоговое право. - М., 2000

.        Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.,2004

.        Постановление Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11.01.2011»// Справочная правовая информация Консультант плюс

.        http://www.garant.ru/

.        http://www.consultant.ru/

Похожие работы на - Ответственность за налоговые правонарушения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!