Особенности развития субъектов-организаторов торговых рынков

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,25 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности развития субъектов-организаторов торговых рынков

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал НОУ ВПО «Санкт - Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми

Юридический факультет

Кафедра юридических дисциплин








Контрольная работа

по дисциплине: Коммерческое право

Тема: Особенности развития субъектов-организаторов торговых рынков









г. Пермь

год

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика субъектов-организаторов торговых рынков

1.1 Понятие субъектов-организаторов торговых рынков

1.2 Сущность и роль субъектов-организаторов торговых рынков

Глава 2. Общее развитие торговых рынков

2.1 Пути развития структуры рынка

2.2 Особенности развития субъектов-организаторов торговых рынков

Заключение

Список литературы

Введение

Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.

Процесс перехода к рыночным отношениям повлек за собой изменения в целях деятельности, во внутреннем построении каждого из субъектов рынка для эффективного осуществления торгового оборота. Происходит возникновение принципиально новых формирований, способных успешно выполнять торговые операции. Такие звенья осуществляют разные функции, но их совместными усилиями обеспечивается продвижение товарных потоков.

Формирование структуры товарного рынка осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с различными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономических отношений.

Среди организаций, участвующих в торговой деятельности, необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) торгового рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты содействуют развитию коммерции, торгово-хозяйственных связей и др. Таким образом, необходимыми субъектами торговых рынков являются организаторы торговли, обеспечивающие взаимодействие изготовителей, посредников, и потребителей по купле - продажи товаров. Их назначение заключается не в совершении сделок, а в предоставлении места и условий для торговли.

Организаторами торговли являются товарные биржи, ярмарки, выставки, оптовые продовольственные рынки, торгово-посреднические организации. Кроме того, в качестве организаторов торгов могут выступать специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товаров, либо непосредственно собственники продаваемых товаров. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона. Торги все шире применяются не только в общеторговой практике, но и для реализации имущества в процессе приватизации, при процедуре банкротства и в других сферах.

Развитие субъектов - организаторов торгового рынка обязательное условие формирования структуры такого рынка. Между тем в их деятельности наблюдаются значительные сложности, которые будут рассмотрены в настоящей контрольной работе.

Глава 1. Характеристика субъектов-организаторов торговых рынков

.1 Понятие субъектов-организаторов торговых рынков

В зависимости от сферы деятельности выделяют организатора торгов на товарной бирже, валютной и фондовой биржах. На них распространяются нормативно-правовые акты разных регуляторов соответствующей области. Например, деятельность организатора торговли на фондовой бирже регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и нормативно-правовыми актами ФКЦБ.

На организатора торговли в области товарных бирж распространяются Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле» и акты Комиссии по товарным биржам при Министерстве по антимонопольной политике.

Деятельность организатора торговли на валютной бирже регулируется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и нормативно-правовыми актами ЦБ РФ.

В соответствии со ст.9 Закона «О рынке ценных бумаг» деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли. Организатор торговли осуществляет вспомогательную функцию для конечного заключения договора. В соответствии со ст.11 Закона «О рынке ценных бумаг» фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

Таким образом, закон ставит знак равенства между понятиями «организатор торговли» и «фондовая биржа». Закон также определяет организационно-правовую форму фондовой биржи. Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (ст.11).

Выясним роль организатора торговли при заключении биржевых сделок. Является ли организатор торговли стороной биржевого договора?

Организатор торговли осуществляет вспомогательную функцию при заключении деривативных договоров.

Он только создает благоприятные условия для участников торговли, для заключения биржевых сделок. В соответствии с п.1 ст.2 Закона о товарных биржах организатор торговли формирует оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемый в форме гласных и публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время.

Может ли, вместе с организацией самой торговли, биржа выступать стороной фьючерсного или опционного контракта? Нет. К такому выводу подводит анализ ряда статьей законодательства. Во-первых, п.2 ст.3 Закона о товарных биржах гласит, что биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно связанную с организацией биржевой торговли. Такое ограничение устанавливает и п.4 ст.11 Закона о рынке ценных бумаг, который допускает лишь совмещение деятельности по организации торговли с деятельностью валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельностью, деятельностью по распространению информации, издательской деятельностью, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. Таким образом, у биржи (организатора торговли) ограниченная, специальная правоспособность. Вся деятельность биржи заключается только в организации самой биржевой торговли, но не в их участии. Пункт 3 ст.7 Закона о биржах прямо предусматривает, что биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Если биржу считать стороной договора, то такой договор должен быть признан недействительным, т.к., во-первых, такой договор противоречит вышеназванным нормам, во-вторых, такой договор противоречит ст.173 ГК РФ как сделка, совершенная юридическим лицом, выходящая за пределы его правоспособности. С.Э. Жилинский справедливо отмечает: «Биржевые сделки нельзя совершать от имени и за счет биржи».

Фьючерсный или опционный контракт заключается между двумя лицами - продавцом и покупателем. Биржа лишь помогает заключению данного договора. Кроме того, продать биржевой актив может только его собственник. Если мы говорим о товарных фьючерсах, то продавец продает имеющийся в собственности биржевой товар или приобретаемый в будущем биржевой актив. Сама биржа (организатор торговли) не является собственником биржевого актива и не предполагает его приобретение в будущем, т.к. это противоречит целям ее деятельности и законодательству. Но определенные правоотношения между биржей и сторонами договора имеются. Эти правоотношения выходят за рамки самого деривативного контракта. Безусловно, у продавца и покупателя есть обязательства перед биржей, как и у биржи перед ними. Но эти обязательства вытекают не из фьючерсного контракта, а из участия сторон в биржевых торгах в целом и обязательства биржи по организации этих торгов.

Эти обязательства можно разделить на:

обязательство биржи по организации биржевых торгов;

обязательства покупателя и продавца перед биржей по исполнению всех взятых на себя обязательств по участию в биржевых торгах.

Хотя в определенной степени в круг этих обязательств входит и обязательство по добросовестному исполнению обязательств, взятых на себя непосредственно перед своим контрагентом, т.е. обязательство не нарушать интересы других участников биржевой торговли. Но такие правоотношения нельзя считать правоотношениями, вытекающими из самого деривативного контракта. При нарушении обязательств по фьючерсному контракту за защитой нарушенного права в суд обращается не биржа, а сторона договора, чьи права были нарушены, а биржа может участвовать как третье лицо.

Кроме всего этого, в законодательстве существуют прямые запреты для организатора торговли на выступление в фьючерсном контракте в качестве контрагента. Так, по Приказу ФСФР РФ от 09.10.2007 N 07-102 «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» организатор торговли не вправе выступать стороной фьючерсных контрактов (управомоченным и обязанным лицом по опционам). В пункте 3 ст.7 Закона о биржах сказано, что биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.

Таким образом, вышеназванные обстоятельства приводят к выводу, что субъектом биржевого контракта выступают только продавцы и покупатели, организатор торговли (биржа) стороной договора быть не может.

Биржевой контракт - это двухсторонняя сделка, договор, т.к. для его заключения требуется только согласие продавца и покупателя. Биржа согласия на договор не дает, она лишь констатирует факт совпадения условий двух встречных заявок, поданных сторонами, и регистрирует в реестре совершенных сделок. Таким образом, субъектами правоотношения, вытекающего из биржевого контракта, выступают только продавец и покупатель.

Не следует рассматривать целый (единый фьючерсный или опционный контракты) деривативный контракт как совокупность двух договоров, двух составляющих. Фьючерсный и опционный контракты - это двухсторонние сделки, договоры между продавцом и покупателем (управомоченным и обязанным лицом по опционам), но не договор между биржей и продавцом и биржей и покупателем.

1.2 Сущность и роль субъектов-организаторов торговых рынков

Важным вопросом для определения правового статуса организаторов торгового рынка является определение их правоспособности. Некоммерческие организации обладают так называемой специальной правосубъектностью. Общая правосубъектность определяется законодательством как возможность совершать любые действия, кроме тех, которые запрещены законом. Специальная правосубъектность, напротив, принципиальное значение придает определению круга тех действий, которые организации разрешены. Это связано с тем, что организация, обладающая такой правосубъектностью, не вправе производить иные, кроме разрешенных, действия. Перечень возможных для такой организации действий приводится в ее учредительных документах или в законе. Именно поэтому специальная правосубъектность имеет еще название «уставная».

Разделяя правоспособность на общую и специальную, необходимо иметь в виду тот факт, что в содержание правоспособности входят не конкретные права и обязанности, а лишь потенциальная возможность их приобретения. В этом отношении весьма убедительной представляется точка зрения Н.В. Козловой, которая критикует позицию В. Кудашкина, утверждая, что «при регулировании тех или иных правоотношений субъектов гражданского права, имеющих специальную правоспособность, необходимо правильно понимать юридическую природу их правоспособности и правовое основание - регулируется ли она разрешительным порядком в сфере действия общего запрета или же общедозволительным порядком в сфере действия общего дозволения». В. Кудашкин имеет в виду, что, с одной стороны, если юридическое лицо, например, получает лицензию на осуществление деятельности, не запрещенной законом, то этой лицензией оно как бы легитимирует (реализует) уже имеющуюся право способность. Государство подтверждает факт участия данного субъекта в коммерческом обороте. В этом случае лицензия устанавливает специальную правоспособность, а поэтому сделки, не соответствующие ее содержанию, могут быть признаны недействительными судом в силу ст. 173 ГК РФ. С другой стороны, если закон запрещает все юридические действия, кроме прямо разрешенных, в этом случае юридическое лицо не легитимирует свою правоспособность, так как наделяется специальной правоспособностью в сфере осуществления только тех действий, которые прямо разрешены. Поэтому сделки, противоречащие содержанию специальной правоспособности в сфере действия общего запрета, являются ничтожными в силу несоответствия закону или иному нормативному акту (ст. 168 ГК РФ). Следовательно, «в сферах действия локальных и общих запретов правоспособность может быть только специальной», а «в сферах действия общих дозволений правоспособность может быть только общей (универсальной)».

Представляется, что данный вывод не вполне обоснован, так как автор смешивает разные правовые явления и понятия. Попытаемся обосновать данное положение.

Во-первых, смешиваются понятия специальной правоспособности юридического лица и ограничения правоспособности юридического лица.

Во-вторых, категория правоспособности понимается автором не как юридически закрепленная возможность обладать гражданскими правами и обязанностями, а как совокупность уже существующих субъективных прав: «Правовым основанием специальной правоспособности в сфере общего запрета является… наделение правоспособностью вследствие отсутствия каких-либо прав на юридически значимые действия в данной сфере».

В-третьих, понятие специальной правоспособности субъекта подменяется понятием законности сделки, предполагающим соблюдение конкретных предписаний закона в отношении субъекта, объекта, порядка совершения сделки и т.д. При этом не учитывается, что правила, установленные гражданским законодательством в отношении конкретных сделок с объектами, ограниченными в обороте, одинаковы для всех участников правоотношений, имеющих как общую, так и специальную правоспособность (п. 2 ст. 129 ГК РФ). В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иного правового акта, ничтожна, если закон не устанавливает иное. Наличие специальной правоспособности не следует рассматривать как способ ограничения правоспособности юридического лица в буквальном смысле этого слова. Безусловно, предписанная в законе специальная правоспособность юридического лица в какой-то то мере ограничивает правоспособность юридического лица, но это скорее не форма ограничения, а специальный механизм регламентации, сообразования статуса различных юридических лиц в зависимости от целей деятельности (коммерческие и некоммерческие) и организационно-правовых форм.

Правоспособность организаторов торгового оборота предполагается целевой (специальной, ограниченной), допускающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге коммерческих правоотношений.

Современный Гражданский кодекс РФ смягчил правила о специальной правоспособности для многих видов юридических лиц.

В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ некоммерческие организации могут использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах, а извлечение прибыли не может являться основной целью деятельности некоммерческой организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ), т.е. некоммерческие организации участвуют в хозяйственном обороте «ограничено».

Отсюда следует вывод, что некоммерческие организации участвуют в торговом обороте в качестве специальных субъектов, целью которых является не совершение сделок, а создание условий для совершения сделок другими участниками торгового оборота. Эту деятельность необходимо отличать от собственно коммерческой деятельности, связанной именно с куплей-продажей товаров ради получения прибыли. Иными словами, по формальному признаку некоммерческие организации не преследуют цель получения прибыли, а по функциональному признаку они являются организаторами хозяйственного оборота.

Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими по своей природе и организационно-правовой форме.

К таким непредпринимательским по целям деятельности организациям относятся, в частности, товарные биржи, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, торгово-промышленные палаты и другие.

Таким образом, основной функцией таких специальных субъектов в торговом обороте является осуществление непредпринимательской по своим целям деятельности, направленной на содействие профессиональным участникам торгового оборота (предпринимателям, коммерсантам) в продвижении товаров от производителей к потребителям.

Организаторы торгового оборота, обладая специальной правоспособностью, играют вспомогательную, но весьма значимую роль, способствующую становлению торгового оборота в России и формированию цивилизованной структуры товарного рынка.

Глава 2. Общее развитие торговых рынков

.1 Пути развития структуры рынка

Для производственных организаций основной целью деятельности в рыночных условиях является не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров - это новая задача для многих российских предприятий. В советский период почти вся производимая продукция распределялась плановыми органами, и проблемы сбыта фактически не существовало. Теперь же каждая производственная организация обязана совмещать функции изготовителя и продавца, причем функция реализации является превалирующей. Многие производители пока не могут успешно справиться с этой задачей.

Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло, прежде всего, в расширении и укреплении изготовителями своих сбытовых служб, в создании коммерческих (торговых), маркетинговых и рекламных подразделений, постоянно действующих демонстрационных залов, выставочных павильонов и др. Потребовалось обучение сотрудников правилам договорной работы, точному выполнению заказов потребителей, оперативному реагированию на изменения спроса.

Производственные организации предусматривают различные решения для осуществления сбыта товара через зависимых посредников - подобная практика называется созданием горизонтальных сбытовых (маркетинговых) сетей.

Так, несколько изготовителей могут объединять свои усилия в совместном освоении определенных участков рынка, используя для этого имеющиеся складские и торговые подразделения. Развивая сбытовую сеть, производственные организации нередко создают собственную систему баз и магазинов. Такие магазины создаются, прежде всего, в том же городе, где находится само предприятие. В России их традиционно называют заводские или фирменные магазины.

В западных странах производители постоянно ведут работу по совершенствованию сбыта. Причем этот участок считается важнейшим, определяющим на перспективу деятельность фирмы. Там администрация любого предприятия исходит из общепризнанного положения, что без искусства продавать продукцию трудовой деятельности становится бессмысленной сама эта деятельность. Понимание этой истины должно быть у каждого российского бизнесмена.

Из вышесказанного можно вывести важное положение коммерческого права, действующее для всякого предпринимательства: прежде чем начинать производство товара, необходимо наладить его надежный, устойчивый сбыт.

Сегодня в России проблема восстановления прежних объемов и расширения производства упирается в необходимость создания работоспособных сетей сбыта товаров. Это относится как к деятельности начинающих бизнесменов, так и к огромному числу предприятий с неработающими цехами или неиспользуемым оборудованием.

Теперь об оптовых торговых и иных посреднических организациях. Здесь происходят наиболее значительные структурные изменения. Оптовая торговля традиционно является одним из ключевых звеньев в хозяйственном комплексе, выполняя важные функции взаимосвязей между производством и потреблением.

В мире распространена тенденция к переложению функции сбыта товаров на посредников. На Западе оптовые фирмы представляют собой высокоэффективные хозяйственные структуры, способные успешно продвигать огромные массы разнообразных товаров. Для этого они располагают мощным складским хозяйством, транспортными терминалами, базами на всей территории страны. Они используют новые технологии и методы, которые позволяют оптимизировать торговые и финансовые операции, способствуют снижению цен и улучшению обслуживания покупателей. Большое значение имеет использование единых правил кодирования, электронных систем учета товаров, оформления заказов и проведения расчетов.

Положительный зарубежный опыт свидетельствует о необходимости создания оптовыми организациями в краях и областях множества вспомогательных звеньев, обеспечивающих продвижение товаров по стране. Согласно статистике, в странах Европейского союза 95% товаров поступает в магазины через товаропроводящие сети.

Опыт показывает, что требуется организационная и финансовая зависимость периферийных звеньев от головной фирмы. Многочисленные попытки наших предпринимателей создать сбытовые сети на основе торговых договоров с фирмами в других регионах страны заканчивались провалом. Эти фирмы обычно исчезали с полученным товаром и деньгами. На этом деле пострадало немало начинающих бизнесменов.

Поэтому целесообразно создавать сбытовые звенья в качестве филиалов головной организации либо - что несколько сложнее - в виде дочерних фирм. Права руководителя филиала ограничены доверенностью. С руководителем филиала, как и с другими работниками, заключается договор о полной материальной ответственности. Следует учитывать и достигаемое при этом сокращение транзакционных издержек, поскольку операции между центром и структурными подразделениями фирмы не требуют оформления договоров (и не облагаются налогами).

Для усиления финансовой зависимости можно ограничить права руководителей филиалов по распоряжению денежными средствами на банковском счете, указав в доверенности руководителя филиала, что договор с банком филиал заключает по согласованию с руководством головной фирмы. В договоре можно предусмотреть, что поступающие средства свыше определенной суммы незамедлительно перечисляются транзитом на указываемый в договоре счет фирмы. Возможны ограничения в размерах денежных сумм, расходуемых филиалом со своего счета.

На Западе широко практикуется создание производителями и оптовыми организациями сетей торговых агентств. Торговые агентства и агенты - это особый вид посредников. Они подыскивают покупателей товара, проводят с ним переговоры и сообщают информацию фирме-продавцу. Агент получает вознаграждение в виде процентов от сделок, заключенных при его содействии.

Создание сбытовых сетей требует немалых средств и усилий. Приходится на местах подбирать деловых партнеров, подыскивать помещения, оборудовать их. Однако этот метод оправдывает себя, так что идти лучше этим путем.

Изменения произошли и в такой важной группе субъектов, как приобретатели товара. Любая организация вынуждена постоянно закупать различные материальные и товарные ресурсы, ибо это служит условием жизнедеятельности. Ликвидация существовавшей системы централизованного обеспечения ресурсами потребовала перестройки буквально в каждой организации. Здесь необходимые изменения состоят в укреплении собственных служб снабжения, налаживании устойчивых связей с изготовителями необходимых ресурсов и надежными снабженческими организациями.

Для крупных и средних предпринимателей выгодно создание дочерних снабженческих организаций, так как они в отличие от собственных отделов снабжения способны осуществлять комплексное снабжение. Целесообразно создавать снабженческие фирмы, обслуживающие сразу несколько производителей. В этом случае расширяются возможности маневра ресурсами путем взаимного обмена или займа из имеющихся излишков у других организаций. Кроме того, в перечень товаров, которые приходится предлагать для встречных продаж или мены, включается ассортимент товаров, изготавливаемых не одной, а всеми фирмами-учредителями.

В стране образовано немало объединений в виде союзов и ассоциаций. Важно полнее подчинять их деятельность целям формирования рынка. Закон объявляет такие объединения некоммерческими организациями, поэтому их задачи должны носить особый характер: изучение возможностей сбыта товаров участниками объединения, сбор информации о контрагентах, помощь в проведении рекламных кампаний, организация ярмарок и выставок и другие действия в интересах участников объединения.

Совершенствованию организации товародвижения, оптимизации процесса доведения товаров до потребителей содействует вступление субъектов рынка в различные неформальные сообщества. Речь идет об образовании договорных или, как их чаще называют, контрактных, объединений. Такие формирования в зарубежной литературе именуются по-разному: связанные предприятия, система компаний, товарищества второй группы, интегрированные структуры и др. Задачей их деятельности является рационализация процесса торговли путем создания эффективной цепи бесперебойного доведения товара от изготовителя до потребителя. За рубежом они получили огромное распространение и оказывают мощное влияние на торговый оборот.

Одним из известных видов контрактных объединений являются простые товарищества, создаваемые путем заключения договоров о совместной деятельности. Необходимые признаки простого товарищества:

заключение участниками договора о создании такого товарищества либо просто договора о совместной деятельности;

объединение имущества, средств, профессиональных знаний, деловых связей и обособление этого имущества в качестве общей долевой собственности;

учет общего имущества на отдельном балансе одним из участников;

выдача участниками доверенности лицу, на которое возложено ведение общих дел.

Объединение в простое товарищество способно дать значительный экономический эффект. Оно позволяет участникам использовать объединенные денежные средства, что предпочтительнее получения кредита от банков. Появляется возможность использовать в общих целях складское хозяйство, транспортные средства и иное имущество отдельных партнеров. Каналы сбыта и возможности снабжения, имеющиеся у одного из участников, могут использоваться в интересах других участников.

Видом контрактных объединений являются консорциумы. Они образуются предпринимательскими организациями для решения общих хозяйственных задач: реконструкции зданий, строительства складов, транспортных узлов, систем связи, прокладки дорог и т.д. Гражданский кодекс не упоминает о таких формированиях, и их приходится создавать в качестве простых товариществ.

Статьи 105 и 106 Гражданского кодекса о дочерних и зависимых обществах предусматривают возможность создания неформальных сообществ, построенных на участии капиталов различных организаций в уставных фондах друг друга. Такое участие дает высокий консолидирующий эффект. Подобные интегрированные образования, называемые холдингами, также являются видом контрактных объединений. Предусматривается также заключение договоров между основными и дочерними обществами, в силу которых основные общества вправе давать дочерним обязательные указания относительно их деятельности. Аналогичный порядок применяется также в обществах с ограниченной ответственностью.

В торговле достаточно широко распространены контрактные оптово-розничные объединения. Во главе их обычно стоит крупная оптовая фирма, которая закупает товары у производителя по льготной цене, а затем распределяет их по магазинам, входящим в объединение. Для укрепления связей оптовик оказывает розничным организациям услуги в виде предоставления товарных кредитов, скидок с цены, централизованного обеспечения рекламными материалами. Розничная организация, получая долю выгоды за счет крупных сделок оптовика, заинтересована в приобретении и продаже в первую очередь его товаров.

За рубежом распространены и другие виды контрактных объединений. Договоры заключают производственные, транспортные, торговые и иные фирмы. Обычно они оформляются на несколько лет. Эти договоры создают на рынке «неформальные субъекты». Хотя подобные сообщества и не обладают организационной целостностью, поскольку не являются юридическими лицами, обязательность договоров и риск ответственности сплачивают его участников ничуть не слабее, чем слияние в единое юридическое лицо.

Контрактные объединения - чрезвычайно значимое явление. Во всем мире они служат важными звеньями структуры рынка. Они должны активно внедряться и в российскую хозяйственную практику.

торговый рынок биржа ярмарка

2.2 Особенности развития субъектов-организаторов торговых рынков

Особого внимания требуют специальные субъекты, действующие в сфере торгового оборота в качестве организаторов товарного рынка. Развитие таких субъектов - обязательное условие формирования структуры товарного рынка. Между тем в их организации и деятельности есть значительные просчеты.

Так, серьезнейшие проблемы имеются в правовом регулировании товарных бирж. Их организация и деятельность в настоящее время регламентируется Законом РФ от 20.02.1992г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» и рядом других актов. Закон детально определяет порядок биржевых торгов, копируя зарубежные правила. Однако, из-за существенных недостатков в построении и организации деятельности российские товарные биржи являются таковыми лишь по названию, фактически выступая антиподами бирж.

Достаточно сравнить их основные характеристики.

Российская биржа:

. Повсеместно создается как предпринимательская организация, т.е. имеет целью систематическое извлечение прибыли.

. Торгует любым товаром. Так, на РТСБ за один из кварталов проданы товары 47 тыс. наименований, включая обувь, электроутюги и прочее.

. Количество продаваемого товара определяется его наличием у продавца.

. Продажа с целью реальной поставки составляет 100% случаев.

Западная биржа:

. Обычно является некоммерческой, хотя и самоокупаемой организацией.

. Торгует одноименным взаимозаменяемым товаром. Это всегда массовый сырьевой товар. Всего в мире насчитывается около 70 биржевых товаров: нефть, металл, хлопок и др.

. Товар продается биржевыми партиями строго установленного размера или в количествах, кратных биржевой партии.

. Условные продажи составляют 97%, реальные - 2-3% (по отдельным товарам - до 10%). На биржах торгуются, покупают, но реально не поставляют и не получают.

Указанные различия демонстрируют принципиальную противоположность зарубежных и отечественных бирж. По своей сущности российские «биржи» являются организациями мелкопартионной торговли различными товарами.

Российские биржи в принципе не способны осуществлять биржевые торги по стандартным контрактам, поскольку каждый продаваемый товар по виду, количеству и стоимости несопоставим с другим, и требует индивидуальной выработки условий контракта. По причине разнородности и невзаимозаменяемости поступающих на торги товаров, биржи не могут перейти на фьючерсную и опционную торговлю. Полностью исключено страхование (хеджирование) контрактов и ликвидация их через расчетную палату фирмы.

Главная функция биржи - формирование общественно обоснованных цен на товары в рыночных условиях. Биржа служит механизмом выявления соотношения спроса и предложения, определения общественно необходимых цен на основные сырьевые ресурсы и отсюда - на огромное количество производных и зависимых товаров. Надлежаще организованные биржевые торги содействуют стабилизации цен на товарных рынках, сдерживают инфляционные процессы. Отсутствие нормально работающих бирж - одна из причин неспособности властных структур справиться с инфляцией.

В стране существуют серьезные проблемы с ценообразованием на зерно, нефтепродукты, ряд других ресурсов. Диктат и сговоры монополистов позволяют, с одной стороны, обрушивать закупочные цены на зерно, понуждая производителей продавать его почти по себестоимости, а с другой - постоянно наращивать цены на горючее и химикаты для тех же сельхозпроизводителей.

Отсюда возникает стратегическая задача создания нескольких подлинных бирж, организующих торговлю массовыми сырьевыми товарами: лесом, металлом, зерном, углем и др.

В процессе лицензирования бирж должна быть обеспечена их строгая специализация на торговле определенным видом сырьевых ресурсов. Следует проверять соответствие принимаемых биржами правил проведения торгов требованиям закона, чтобы исключить превращение бирж в магазины оптовой торговли. Для каждой биржи требуется создание разветвленной сети брокерских организаций, позволяющих вовлечь в биржевые торги максимально широкий круг производителей, потребителей и торговцев соответствующими ресурсами. Без правовой поддержки и стимулирующих мер со стороны государства в России едва ли удастся создать биржи как инструменты рыночного формирования цен на соответствующие сырьевые товары, а, следовательно, и построить нормальные рыночные отношения.

Серьезные правовые и организационные меры требуются для налаживания такого механизма организации товарного рынка, как оптовые ярмарки. Во всех развитых странах они используются как эффективное средство формирования договорно-хозяйственных связей между изготовителями, потребителями и посредниками.

В стране до настоящего времени не выработано общегосударственной концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности. Не налажено составление координированных планов проведения ярмарок, позволяющих обеспечить согласованность этих мероприятий. Следовало бы предусмотреть регулярное проведение в России нескольких международных ярмарок для содействия продвижению отечественных товаров на зарубежные рынки. Как свидетельствует современный зарубежный опыт, оптовые ярмарки служат важными механизмами установления торговых связей, развития рыночных процессов.

Один из основных просчетов состоит в том, что до настоящего времени отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность оптовых ярмарок и выставок.

Оптовые продовольственные рынки призваны выполнять важные задачи организации оптовой продажи продукции, производимой сельскохозяйственными организациями и фермерами, для магазинов, точек питания и других крупных потребителей. Кроме отличия по предмету, а это только сельскохозяйственная продукция, рынки отличаются от оптовых ярмарок тем, что работают постоянно, круглогодично.

Опыт стран Европейского союза, США, Японии свидетельствует о том, что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров, более полному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен на продукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков - это необходимый этап структурной перестройки каналов продвижения значительной части сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее их развитие за рубежом идет по пути специализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров. Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствия в супермаркеты и другим крупным потребителям. Сами оптовые рынки обрастают хранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся в существенной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей.

Важным сектором товарного рынка является осуществление поставок для государственных нужд. Порядок поставок регулируется статьями 525-534 Гражданского кодекса и рядом других законов. Этими актами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ. Программы различаются по уровням: федеральные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в государственный резерв, обеспечение здравоохранения, просвещения и иные цели.

На товарных рынках действуют и иные субъекты, способствующие организации оптовой торговли товарами.

В качестве таковых следует рассматривать, например, организаторов коммерческих торгов. Организаторы коммерческих торгов, обычно проводимых в форме конкурсов и реже - аукционов, осуществляют деятельность по содействию реализации имущества, принадлежащего определенному лицу, либо по отбору более предпочтительного поставщика (покупателя) соответствующих товаров. Организаторами торгов обычно выступают специализированные организации, располагающие необходимыми помещениями и подготовленным персоналом.

Можно утверждать, что примитивное состояние структуры нашего товарного рынка во многом предопределяется недостатками правового регулирования. Не созданы условия для надлежащей деятельности товарных бирж, вообще не определены статус и задачи оптовых ярмарок, выставок товаров, оптовых продовольственных рынков и других организаторов торгового оборота.

Отсутствие последовательных, целенаправленных усилий государственных органов в центре и на местах по формированию структуры товарного рынка, невнятный характер и неисполнение принимаемых решений в этом направлении служат основной причиной слабости и организационной неупорядоченности рыночных отношений в стране.

Заключение

Федеральным законом N 325-ФЗ, а также принятым вместе с ним Федеральным законом от 21.11.2011г. N 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах» вносятся значительные изменения в разрозненное законодательство об организованных торгах на организованном товарном и финансовом рынках. Рассматриваемые Законы объединяют законодательство об организованной торговле. Ряд норм, ранее имевших подзаконных характер, получат статус законодательных установлений. Также нельзя не отметить, что Закон N 325-ФЗ и Закон N 327-ФЗ определенным образом реформируют действующее российское законодательство в этой сфере.

Организатором торговли согласно п. 6 п. 1 ст. 2 Закона N 325-ФЗ является лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках. Такая деятельность может осуществляться лишь на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.

В ст.ст. 5, 9, 11 Закона N 325-ФЗ закреплено, что организаторами торговли могут быть лишь российские хозяйственные общества, организатор торговли не вправе заниматься перечисленными в указанной норме видами хозяйственной и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; организаторы торговли обязаны составлять годовую консолидированную финансовую отчетность, а его годовая бухгалтерская и консолидированная отчетности подлежат обязательному аудиту.

На организатора торговли возложена обязанность осуществлять контроль: за соблюдением требований, установленных правилами организованных торгов; за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам; за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Страхование риска ответственности организатора торговли перед участниками торгов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств указано в п. 15 ст. 5 Закона в качества его права, а не обязанности.

В ст. 9 Закона предусматривается такой вид организаторов торговли, как биржа. Организаторы торговли, не являющиеся биржами, согласно ст. 12 Закона относятся к торговым системам.

Информация о ценах, индексах и иных показателях, рассчитываемых организаторами торговли, а также методики этих расчетов должны безвозмездно предоставляться органам государственной власти и Банку России для осуществления их функций (п. 4 ст. 13 Закона).

В рассматриваемом Законе специально урегулированы вопросы внутреннего контроля, который должен осуществляться контролером или службой внутреннего контроля организатора торговли (ст. 14), назначаемых на должность советом директоров организатора торговли.

Система управления рисками должна быть создана организаторами торговли в соответствии с требованиями ФСФР России и содержать совокупность мер для мониторинга и снижения рисков, соответствующих характеру совершаемых организатором торговли операций.

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011г.)// Российская газета. N 238-239. 08.12.1994 г.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. N 5. ст. 410., в редакции от 19.10.2011г. Российская Газета выпуск № 5613 от 21.10.2011 г.

.О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ // Российская газета. N 79. 25.04.1996., в редакции от 03.06.2011г. (вступает в законную силу с 01.01.2012г.)// Российская Газета выпуск № 5496 от 06.06.2011 г.

.О товарных биржах и биржевой торговле: Закон РФ от 20.02.1992 N 2383-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 07.05.1992. N 18. ст. 961., в редакции от 19.07.2011г. Российская Газета выпуск № 5535 от 22.07.2011 г.

.О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ // Российская газета. N 253. 17.12.2003., в редакции от 21.11.2011г. Российская Газета выпуск № 5642 от 26.11.2011 г.

.Абросимова Е.А. Коммерческое право. Актуальные проблемы и перспективы развития. - М.: Статут. 2011 г.

.Булатецкий Ю.Е. Коммерческое (торговое) право. - М.: Норма. 2011 г.

.Голованов Н.М. Коммерческое право. - СПб.: Питер. 2011 г.

.Егорова М.А. Актуальные проблемы коммерческого права России. - М.: Статус. 2011 г.

.Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М: Норма. 2010 г.

.Коммерческое (предпринимательское) право. В 2 томах. Том 1 // Отв. ред. В.Ф. Попондопуло. - М.: Проспект. 2010 г.

.Круглова Н.Ю. Коммерческое право. - М.: Юрайт. 2010 г.

.Кудашкин В. Юридическая природа правоспособности субъектов гражданского права в сферах общих дозволений и запретов // Хозяйство и право. 2009 г. № 9.

.Предпринимательское право Российской Федерации // Отв. ред. Е.П. Губин. - М.: Норма. 2010 г.

.Рассолов М.М. Коммерческое право. - М.: Юнити Дана. 2010 г.

.Роджерс Д. Товарные биржи. Самые горячие рынки в мире. - М.: Олимп-Бизнес, 2011 г.

.Свит Ю.П. Коммерческое право. - М.: Юрайт, 2011.

.Чалдаева Л.А. Экономика и организация фондовой биржи. - М.: Экономисть, 2011.

.Галкин В.В. Современный этап развития товарного биржевого рынка в России. Сентябрь 29, 2011 г. // Интернет: http://vadim-galkin.ru/business-basics/stock-exchange/stock-market-in-russia-part-2/ (Проверено 22.01.2012 г.)

Похожие работы на - Особенности развития субъектов-организаторов торговых рынков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!