Анализ эффективности производства картофеля

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,33 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности производства картофеля






Анализ эффективности производства картофеля


1. Теоретические основы экономико-статистического анализа эффективности производства картофеля

.1 Проблемы регионального рынка картофеля

В настоящее время для России характерна неразвитость внутреннего рынка картофеля и плодоовощной продукции, которая не позволяет рассчитывать не гарантированные межрегиональные поставки в размере полной потребности регионов с неблагоприятными условиями и вызывает необходимость обеспечения картофелем, овощами и плодами. В картофелеводстве и плодоовощном производстве накопилось множество острых проблем. Эти отрасли находятся в тяжелом положении, выходом из которого может быть только развитие рыночных отношений.

Среди главных направлений комплексного изучения рынка картофеля выделяются спрос, предложение и установление цены того или иного товара. Именно на рынке спрос сталкивается с предложением и формируется цена.

Рынок в этих отраслях формируется из отечественной и импортной продукции. Ситуация на рынке картофеля в последние годы относительно стабильна. Спрос полностью покрывается за счет собственного производства, причем основное количество этой продукции получают в личных хозяйствах населения.

Для снижения сезонных колебаний цен создаются запасы, то есть продукцию закладывают на хранение. В этом случае производитель может отложить реализацию продукции, ожидая повышения рыночных цен. Однако не все производители имеют необходимые условия и сооружения для хранения, кроме того, затраты на это могут быть слишком высокими и не возместятся ожидаемым повышением цен.

Общие затраты на хранение складываются из затрат на закладку продукта на хранение, на само хранение (аренда, убытки, страхование и др.), на снятие его с хранения, на покрытие риска и прочие.

Типичный пример продукта сезонного предложения и сезонных колебаний цен - картофель. Могут быть различные варианты его предложения на рынке: из текущего производства без хранения; из текущего производства и хранения (в различном соотношении); из запасов хранения (полностью).

Снижение доходов населения приводит, как правило, к росту спроса на картофель, мучные, крупяные изделия.

Рынок картофеля как экономическая категория выражает совокупность обменных отношений, посредством которых осуществляется купля - продажа товаров и уравновешиваются интересы производителей и покупателей. Как показывает практика, эти интересы противоречивы, так как производителями движет получение максимальной прибыли, а потребителями - удовлетворение потребностей. Рынок характеризуется следующими показателями: емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации.

Производство картофеля имеет региональные особенности. Это определяется выросшими транспортными тарифами и другими расходами на перевозку грузов. Из-за высокой стоимости услуг и существующего порядка оплаты практически прекратилась отгрузка по железной дороге, стало крайне невыгодно работать с возвратной тарой. В результате нарушились межрегиональные экономические связи. Все это замыкает производство, реализацию и потребление на определенном регионе.

Небольшие посевные площади картофеля и овощей, многолетних насаждений в хозяйствах сдерживают процесс интенсификации, затрудняют внедрение севооборотов, эффективное применение средств механизации, рациональную организацию труда. Уровень концентрации картофеля, овощей и плодов в большинстве хозяйств страны остается очень низким. Большое количество хозяев засевает картофелем и овощами в среднем 10-20 га.

Как правило, лучших результатов добиваются хозяйства, где посевные площади картофеля и овощей достигают 250-300 га и более. Концентрация и специализация в картофелеводстве, позволяют более эффективно применять передовые технологии, внедрять достижения науки, быстрее наращивать объем производства, уменьшать материалы и трудовые затраты на производство продукции, улучшать ее качество.

Таким образом, решение проблем производства плодоовощной продукции должно осуществляться комплексно, с учетом региональных особенностей, как в производственной сфере, так и во всех звеньях цепочки продвижения товаров от поля до конечного потребления

Очевидно, что удовлетворение спроса на плодоовощную продукцию в условиях перехода к рынку должно обеспечиваться не только за счет увеличения объема производства, но и за счет рационального использования ее. Это в первую очередь, связано с сокращением потерь во время уборки, послеуборочной доработки, транспортировки и хранения.

Рынок картофеля и плодоовощной продукции требует совершенствования и создания новых форм хранения и реализации овощей и плодов с учетом изменения потребительского спроса.

При современной нестабильной рыночной ситуации особую значимость для хранения и реализации овощей и картофеля приобретает восстановление интеграционных связей товаропроизводителей плодоовощной продукции с предприятиями переработки, торговли, агросервиса, финансово-кредитной системы. Такая интеграция плодоовощного производства позволяет сохранить естественное единство технологической цепи от поля до прилавка магазина без больших потерь и без посредников. Поэтому агропромышленные объединения закрепляют за собой рынки сбыта плодоовощной продукции, гарантируют стабилизацию цен и защищают интересы отечественных товаропроизводителей.

Совершенствование организации реализации картофеля и плодоовощной продукции в ближайшее десятилетие должно сопровождаться созданием в крупных с. - х. предприятиях и оптовых плодоовощных рынках маркетинговых служб. Главные задачи их - исследование конъюнктуры рынка, за современным сбытом продукции, изучение рыночных цен по основным каналам ее продажи, прогнозирование объемов реализации картофеля и плодоовощной продукции, информация об их качестве, ассортименте и ценах.

Чтобы решить проблемы картофелеводства, в первую очередь необходимо:

1. Сохранить и поддержать специализированные картофелеводческие хозяйства.

2. Повысить эффективность производства, в сельском хозяйстве предприятий используя современные технологии.

3. Усилить работу по созданию производственных комплексов по круглогодичному выращиванию оздоровленного исходного материала для элитного семеноводства картофеля.

4. В каждом регионе уделить наибольшее внимание обеспечению частного сектора высококачественным посадочным материалом.

 

1.2 Основные показатели эффективности производства картофеля

В 2001 году по сравнению с 2000 годом увеличилось производство картофеля на 0,3%. В 2002 году было произведено 800 тысяч тонн картофеля, что составляет 99,6%. Основным производителем картофеля является Иркутский район, он производит 17% от всей продукции.

% - в Черемховском

% - в Тулунском

% - в Куйтунском

% - в Братском

Себестоимость картофеля в Иркутской области ниже, чем в других областях Сибирского района. Средняя урожайность картофеля в сельскохозяйственных организациях области (без учета хозяйств населения) за 2000-2001 год составила 114,5 ц/га.

Значительно повысить, урожайность и снизить, себестоимость картофеля можно используя, голландскую технологию. Производством картофеля по голландской технологии занимается ЗАО «Железнодорожник» Усольского района. В настоящее время по данной технологии хозяйство возделывает картофель на площади 180 га, средняя за 1949-2001 гг. урожайность картофеля составила 216 ц/га, себестоимость 1 тонны - 1407 рублей.

В 2001 году в СХОАО «Белореченское», имелось 140 га картофеля, урожайность 323,7 ц/га. Себестоимость 1 тонны - 604,7 рубля.

Эффективность сельскохозяйственного производства - склонная экономическая категория, которая отражает одну из важнейших сторон общественного производства - результативность. При этом, характеризует конечный результат, следует различать понятия эффект и экономичность. Экономичность, эффективность в сельском хозяйстве - Это получение максимального количества продукции с единицы площади при наименьших затратах труда.

Оценка экономической эффективности производства картофеля проводится с помощью системы натуральных и стоимостных показателей, отражающих соотношение между достигнутым результатом и использованными производственными ресурсами. В целях анализа и выявления резервов роста производства и повышения эффективности отрасли используются такие показатели как:

урожайность картофеля, ц/га;

производство продукции в натуральном выражении на одного работника или на 1 чел. - час затраченного времени;

затраты труда на единицу продукции (трудоемкость), чел.-час на 1 ц;

сумма производственных затрат;

средняя цена реализации 1 ц картофеля, руб.;

размер прибыли на 1 га площади, на 1 ц продукции;

уровень рентабельности отрасли.

В практической деятельности предприятий для оценки экономической эффективности производства картофеля обычно используют ограниченный круг показателей: производительность труда, себестоимость единицы продукции и уровня рентабельности. В условиях перехода к рыночным отношениям отсутствия возможности для обновления и использования высокоурожайного семенного материала, применение новых технологий и машин привело к тому, что урожайность картофеля растет медленно, а затраты труда на единицу продукции значительно возросли.

1.3 Методы экономико-статистического анализа эффективности производства картофеля

Анализ - это метод научного исследования объекта путем рассмотрения его отдельных сторон и составных частей.

Экономико-статистический анализ - это разработка методики, основанной на широком применении традиционных статистических и математико-статистических методов, с целью адекватного отражения исследуемых процессов и явлений.

Задачами статистического анализа являются: определение и оценка специфики и особенностей изучаемых явлений и процессов, изучение их структуры, взаимосвязей и закономерностей их развития. В качестве этапов статистического анализа выделяются

ü формулировка цели анализа;

ü  критическая оценка данных;

ü  сравнительная оценка и обеспечение сопоставимости данных;

ü  формирование обобщающих показателей;

ü  формулировка заключений, выводов и практических предложений о резервах и перспективах развития изучаемого явления.

Экономико-статистический анализ представляет собой заключительный этап статистического исследования. В его процессе рассчитывают новые показатели, оцениваются уровень, состав, динамика и взаимосвязь явлений, раскрываются тенденции и закономерности развития, изучаются резервы дальнейшего улучшения деятельности. Объектом этого анализа являются массовые данные в виде совокупности предприятий (группа, хозяйственные объединения, районов, область, республика, Российская Федерация) или динамические ряды показателей по отдельным предприятиям и их совокупности.

В процессе анализа используются практически все статистические методы: группировки, табличный, корреляционно-регрессионный, индексный и т.д. Эти методы, как и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и объединений.

Методы анализа должны меняться в зависимости от характера изучаемых процессов, их специфики, особенностей их форм проявления.

Статистическое наблюдение - массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков, отобранных у каждой единицы совокупности.

Проведение статистического наблюдения включает следующие этапы:

ü подготовку наблюдения;

ü  проведение массового сбора данных;

ü  подготовку данных к автоматизированной обработке;

ü  разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.


2. Характеристика уровня производства картофеля

2.1 Оценка уровня производства картофеля в сельскохозяйственных предприятиях

Статистическая таблица - это таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа.

Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в виде таблиц. Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала.

Статистическая таблица бывает:

. простая.

. групповая.

. комбинационная.

Групповыми называются статистические таблицы, подлежащее которых содержит группировку единиц совокупности по количественному или атрибутивному признаку.

Простейшим видом групповых таблиц являются атрибутивные и вариационные ряды распределения.

Групповая таблица может быть более сложной, если в сказуемом приводится не только число единиц в каждой группе, но и ряд других важных показателей, количественно и качественно характеризующих группы подлежащего. Также таблицы используются часто в целях сопоставления обобщающих показателей по группам, что позволяет делать определенные практические выводы.

Для более полной характеристики сложных социально - экономических явлений бывает не достаточно провести группировку по одному признаку. Изучаемые объекты обычно характеризуются многими свойствами, многими признаками, часто взаимосвязанными. Для того, чтобы раскрыть эти связи и полнее охарактеризовать типы явлений, прибегают к сложной группировки по двум и более признакам.

При статистической сводке материалов сложной группировки применяется комбинационная таблица.

Комбинационными называются статистические таблицы, подлежащее которых содержит группировку единиц совокупности одновременно по двум и более признакам: каждая из групп, построенная по одному признаку, разбита в свою очередь на подгруппы по какому-либо другому признаку.

Характеристика уровня производства картофеля в с/х предприятиях.

район

Пр-во картофеля на 1 га. пашни, ц.

Урожайность, ц/га

Уд. вес площади картофеля в площади посевов, %

Себестоимость 1 ц/р

Уд. вес денеж. выручки от реализации картофеля в стоимости тов. продукции, %

1

0,110

156,1

0,09

310,15

0,71

2

0,240

23,8

1,23

650,3

29,41

3

0,124

56,3

0,32

1309,06

46,63

4

0,055

56,1

0,21

193,87

8,05

5

0,081

10

1,6

1150

26,25

6

0,002

40

0,01

150

0,04

7

3,912

148,1

3,4

189,82

2,51

8

0,071

78,5

0,15

440,98

0,5

9

1,05

119

1,38

312,86

10,62

10

1,342

195,5

204,33

26,45

11

0,36

88,8

0,63

157,86

6,36

12

0,104

40,8

0,36

265,85

3,62

13

0,137

79,9

0,32

296,88

24,03

14

1,5

110

0,18

148,05

3,06

Итого

9,088

85,9

10,65

5779,75

188,24








Для характеристики уровня производства и себестоимости картофеля используют данные таблицы 1, на основе которых рассчитываем показатели таблицы 2.

Из таблицы 2 следует, что максимальный удельный вес посевов картофеля принадлежит Иркутскому району, а минимальный - Балаганскому.

В структуре товарной продукции наибольший вес выручки от реализации картофеля наблюдается в Усольском, Качугском, Усть-Кутском, Нижнее-Илимском и Братском районах.

Самая наибольшая урожайность в Усольском районе 195,5 ц/га, самая низкая в Качугском 10 ц/га, Усть-Кутском 23,8 ц/га. По производству картофеля на 1 га пашни, ц превосходит Ангарский район и составляет 3,912 ц/га.

2.2 Построение ранжированных рядов и графиков

картофель производство ранжированный статистический

На основе показателей таблицы 2 составляем ранжированные ряды по производству картофеля на 100 га пашни; по урожайности картофеля; по себестоимости. Зависимость между этими показателями изображаем графически.

Первым этапом статистического изучения вариации являются построение вариационного ряда - упорядоченного распределения единиц совокупности по возрастающим (чаще) или убывающим (реже) значениям признака.

Существуют три формы вариационного ряда: ранжированный ряд, дискретный ряд, интервальный ряд. Вариационный ряд часто называют рядом распределения.

Ранжированный ряд - это перечень отдельных единиц совокупности в порядке возрастания (убывания) изучаемого признака

Ранжирование - это процедура упорядочения объектов изучения, которая выполняется на основе предпочтения. Вариационный размах показывает, насколько велико различие между единицами совокупности.

Ранг - это порядковый номер значений признака, расположенных в порядке возрастания или убывания их величин. Если значение признака имеют одинаковую количественную оценку, то ранг всех этих значений принимается равным средней арифметической от соответствующих номеров мест, которые определяют. Данные ранги называются связными.

Графики в статистике - это способ наглядного изображения статистических показателей в виде геометрических фигур и знаков, рисунков или схематических карт. Наглядное изображение облегчает восприятие информации, позволяет охватить совокупность показателей во взаимосвязи, выявить тенденцию развития и типичные соотношения показателей.

Для изображения показателей динамики целесообразно использовать линейные графики или столбиковые диаграммы. График должен быть наглядным, понятны, легко читаемым и по возможности художественно оформленным, что привлечет к нему внимание.

При построении точечных диаграмм в качестве графических образцов применяется совокупность точек; при построении линейных - линии. Построение графика всегда творческий процесс. Здесь необходим некоторый поиск. Лишь после составления и сравнения нескольких черновых вариантов можно определить правильную композицию графика, установить масштабы и расположение знаков на поле графика.


Из ранжированного ряда по производству картофеля на 100 га пашни, можно сделать следующий вывод, что самое низкое производство наблюдается в Балаганском районе, а наибольшей производительностью картофеля со 100 га пашни отличается Ангарский район.


Наименьшая урожайность была в Качугском районе-10 ц/га, а наибольшая в Усольском - 195,5 ц/га.


В Чунском районе при высоком производстве картофеля на 100 га пашни, соответствовала наименьшая себестоимость 1 ц. Максимальная себестоимость наблюдается в Нижне-Илимском районе. Размах вариации себестоимости центнера картофеля очень велик и равен 1161,01 р.

.3 Построение аналитических группировок с неравными интервалами по урожайности и себестоимости картофеля

Группировкой называется разделение множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам.

Группировка является одним из самых сложных в методологическом плане этапов статистического исследования.

Аналитическая группировка выявляет взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми социально - экономическими явлениями и признаками, их характеризующими.

В статистике признаки делятся на факторные и результативные.

Особенностью аналитической группировки является то, что в основание группировки кладется факторный признак, затем подсчитывается количество единиц совокупности и общее суммарное значение результативного признака по каждой выделенной группе.

Группировочным признаком называют признак, по которому единицы совокупности разбивают на отдельные группы.

 

Группировка с\х предприятий по урожайности картофеля и показатели интенсификации

Группы по урожайности картофеля, ц/га.

Кол-во хозяйств

Посевная площадь картофеля, га.

Валовой сбор, ц.

Площадь пашни

Затраты

Урожайность, ц/га.

Затр. по внесению удобр. на 1 га. пашни

тыс. чел. ч.



10-56,3

6

201

8411

126049

2195

36

234,2

7,4

78,5-156,1

7

1128

117671

257807

31493

276

780,4

6,3

195,5

1

446

87190

64959

17816

150

195,5

15,6

Итого

14

1780

212742

448815

51504

463

1210,1

7,9

 

Как видно из таблицы, вторая группа самая многочисленная, ей принадлежит наибольший удельный вес по определяющему признаку валовому сбору картофеля (117671 ц). Средняя урожайность картофеля в этой группе отличается на 546,2 ц/га от первой группы и на 584,9 от третьей. Следовательно, границы типичной группы назначены правильно. Так же наблюдается следующая закономерность с увеличением денежных затрат на гектар посева урожайность картофеля увеличивается, в Усольском районе при высоких затратах урожайность также высокая и составляет 195,5 ц/га. В первой группе в сравнении с типичной затраты на 1 га. ниже на 39,1% и урожайность ниже в 3,3 раза. В третью группу с интервалом 195,5 ц/га вошел Усольский район, остальные распределились между второй и первой группами.

Группировка по себестоимости производства центнера картофеля в с\х предприятиях

группы по

кол-во

посевная

валовой

затраты на


средние


себестоимости

хозяйств

площадь,

сбор, ц

картофель,

затраты

урожай-

себестои-

картофеля, р/ц


га


тыс. р.

на 1 га

ность, ц/га

мость 1ц






посева, р


карт. р/ц

148,5-193,87

5

460

45325

7930

17239

98,5

0,175

7

1306

166817

43189

33069

127,7

0,259

1150-1309,6

2

14

603

783

55929

43,1

1,299

Итого

14

1780

212742

51902

29160

85,9

0,243


Данные таблицы свидетельствуют о том, что типичной группой будет вторая.

В 3 группе по сравнению с типичной, себестоимость картофеля увеличилась в 5 раз, а в первой уменьшилась в 1,5 раза. Группировка относится к аналитической и результативной. Средняя урожайность картофеля в типичной группе отличается всего на 41,8 ц/га от урожайности по всей совокупности, себестоимость 1ц картофеля в типичной группе больше себестоимость по всей совокупности и отличается на 0,016 р/ц.

Следовательно, границы типичной группы назначены правильно.

В первую группу входят районы (Чунский, Балаганский, Черемховский, Ангарский, Нижне-Удинский) интервал от 148,05 до 193,87

В третью (Качугский и Нижнее-Илимский) интервал от 1150 до 1309,6

Остальные районы вошли в типичную группу.

Эффективность производства картофеля по группам хозяйств

группы по урожайн. картоф., ц/га

кол - во хоз-в

произвед. картофеля на 100 га пашни, ц

урожай-ность, ц/га

доля картофеля в общей площади посева

себестоимость 1 ц картофеля, р.

произведено картофеля на 1 чел.-ч, ц

10-56,3

6

0,067

227

0,3

3719,08

0,25

78,5-156,1

7

0,457

780,4

0,7

1856,6

0,43

195,5

1

1,343

195,5

0,8

204,33

0,58

Итого

14

1,867

1202,9

1,8

5780

1,26


2.5 Комбинационная группировка по урожайности и себестоимости картофеля

Виды группировок:

. По целям и задачам: типологическая, структурная, аналитическая, ряд распределения

. По числу группировочных признаков:

.1 простая

Принцип построения комбинационной группировки заключается в том, что сначала формируются по одному признаку, затем они делятся на подгруппы по другому признаку, а эти, в свою очередь, делятся по третьему и т.д.

Данная группировка позволяет изучить единицу совокупности одновременно по нескольким признакам.

Комбинационные группировки применяются, как правило, при изучении сложных социально - экономических явлений и процессов. Необходимым и обязательным построением данного вида групп является наличие достаточно большого числа наблюдений. Дело в том, что комбинация группировочных признаков приводит к резкому увеличению числа групп. Численность же единицы в каждой из них может оказаться недостаточной.

Комбинационная группировка по урожайности картофеля и себестоимости центнера картофеля

группы по урожайности картофеля, ц/га

подгруппы по себестоимости 1ц картофеля, р

производ. себестоимость, р/ц.

прибыль (+), тыс. р.

убыток (-), тыс. р.

рентабельность пр-ва картофеля, %

окупаемость затрат, р

10-56,3

148,05-193,87

2295

92


20,4

1,21


204,33-650,3

15394

7113


235,4

3,35


1150-1309,06






всего

17689

7205

255,8

4,56

78,5-156,1

148,05-193,87

2030

111


16,9

1,17


204,33-650,3

40130

4122


25,7

1,26


1150-1309,06

76842

9274


48,4

1,49

всего

119002

13507

91

3,92

195,5

148,05-193,87

522


-73


0,82


204,33-650,3







1150-1309,06






всего

522

-73

0,82

итого

137213

20712

-73

346,8

9,3


Из расчетов таблицы видно, что типичной группой по урожайности картофеля является 2 группа. В первую группу третью подгруппу не вошел ни один район. Также в третьей группе первой подгруппы при отсутствии прибыли в хозяйствах отсутствует рентабельность производства картофеля и окупаемость составила 0,82 руб. Это свидетельствует о том, что отрасль картофелеводства убыточна при небольшой площади посева и маленькой урожайности в Балаганском районе. При больших затратах на удобрения в хозяйствах растет себестоимость картофеля, что также приводит к снижению прибыли. Убыток в третьей группе первой подгруппы (Балаганский и Нижне-Удинский районы) составил 73 тыс. руб., а окупаемость затрат 0,82 руб. В первой и второй группах наблюдается прибыль и составляет 20712 тыс. руб. Наибольшая прибыль соответствует второй группе, а по подгруппам из двух групп внушительной прибылью характеризуется Усольский район. Также ему соответствует наибольшая выручка от реализации.

Заключение

Экономическая эффективность картофелеводства в значительной степени определяется возможностью применения современных промышленных технологии, обеспечивающих высокий уровень механизации возделывания и уборки, использование высокопродуктивных сортов, внедрение прогрессивных форм организации труда и т.д. В настоящее время производство картофеля характеризуется высокой трудоемкостью.

Разработанные и испытанные в производственных условиях интенсивные технологии производства картофеля обеспечивают гарантированное получение урожайности культуры на уровне 200 - 250 ц\га с затратами труда 0,8-1 чел. - ч на 1 ц продукции. Основной целью интенсивных технологий производства картофеля является создание благоприятных условий для роста и развития растений, освоение специализированных севооборотов, правильное использование под картофель органических и минеральных удобрений, внедрение рациональной системы обработки почвы, посадка в оптимальные сроки, уход за растениями с применением комплекса технологических приемов по борьбе с болезнями и вредителями. Развивая и улучшая приемы возделывание и уборки культуры, послеуборочной доработки и хранения клубней, можно в значительной степени увеличить производство картофеля.

Похожие работы на - Анализ эффективности производства картофеля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!