Анализ затрат на производство

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,43 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ затрат на производство















Курсовая работа

Экономика и организация производства

Анализ затрат на производство


Селезнева Елена Ивановна

 

Содержание


Введение

Глава 1. Понятие, состав и классификация затрат на производство

.1 Расходы, затраты и себестоимость

.2 Состав затрат на производство

.3 Классификация производственных затрат

Глава 2. Анализ резервов улучшения финансовых показателей

.1 Понятие и виды финансовых показателей

.2 Основные проблемы и причины финансовых затруднений в деятельности предприятия

.3 Определение резервов улучшения финансовых показателей

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

 

Введение


Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития, но и понимать проявления общих, специфичных и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Он должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности. Поэтому исследование темы курсовой работы является актуальным.

Процесс производства занимает главное место в деятельности организации и представляет собой совокупность технологических операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Производство обусловлено взаимодействием трех основных факторов - рабочей силы, средств труда и предметов труда. Участие этих факторов в производстве требует соответствующих расходов: для обеспечения непрерывного производственного процесса необходима закупка материальных ресурсов, в результате чего формируются входящие расходы; хозяйственные средства расходуются непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для изготовления продукции и ее продажи - на заработную плату работников, стоимость израсходованных на изготовление продукции предметов труда, а также на амортизацию средств труда, занятых в производстве, обслуживание производства и управление (заработная плата обслуживающего и управленческого персонала, стоимость предметов труда, израсходованных на общепроизводственные и общехозяйственные нужды (отопление, освещение, уборку помещений и т.п.). Также учитывается амортизация зданий и хозяйственного инвентаря цехов и общехозяйственных сооружений и др.). Анализ производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия потому, что является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов. В моей работе рассматриваются основные способы и методы анализа затрат на производство на промышленном предприятии, а также вопросы и проблемы, возникающие в связи с этим анализом.

Основная часть

 

. Понятие, состав и классификация затрат на производство

затрата производство анализ

1.1 Расходы, затраты и себестоимость


Специалисту, проводящему анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следует различать понятия расходов, затрат и себестоимости. Тактической целью любого предприятия является получение стабильного дохода и приемлемого уровня прибыли. Эта цель достигается предприятием в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, которая невозможна без расходов. С хозяйственной точки зрения расходы представляют собой потребление или использование товаров и услуг в процессе получения дохода. Из этого общего определения следует, что расходы - это любые выплаты, которые производит предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности. С финансовой точки зрения расходы являются "неблагоприятным" движением денежных средств, уменьшающим прибыль предприятия. Однако это тоже слишком общий взгляд на то, что такое расходы. Все ли расходы уменьшают прибыль предприятия? Ответ на этот вопрос зависит от того, на каких принципах формируется показатель прибыли. Показатели финансовой результативности деятельности предприятия формируются по данным бухгалтерского учета в соответствии с принятыми в каждой стране стандартами ведения учета и отчетности. Стандарты эти могут носить законодательный характер или быть чисто профессиональными. В России вопросы ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности регулируются законодательством.

Затраты - это выраженные в денежной форме расходы организаций на производство, обращение, сбыт товаров. Важной информацией для анализа затрат являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и сбыт продукции и отдельных изделий (работ, услуг). Основными первичными документами, на основе которых производится отражение в учёте затрат на производство и обращение продукции, являются договор на приобретение продукции, материалов, услуг; счета-фактуры, авансовые отчеты и другие документы, оформленные с соблюдением предусмотренных Законом о бухгалтерском учёте требований, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции.

Формирование финансового результата деятельности предприятия отражается в отчете о прибылях и убытках, являющемся одной из основных форм бухгалтерской отчетности, обязательной для составления и представления российскими предприятиями. В основе его лежит представление о том, что финансовый результат (прибыль принадлежащая владельцам предприятия) формируется в несколько этапов. База прибыли - доходы от основной деятельности предприятия (выручка от реализации продукции), уменьшенные на суммы переменных расходов, понесенных для получения этого результата. Полученный показатель называют результатом реализации или результатом операционной деятельности. Его следует скорректировать на величину прочих доходов и расходов (финансовых и внереализационных), получив результат финансово-операционной деятельности (прибыль до вычета налогов). И после вычитания доли государства (налоги) остается прибыль, подлежащая распределению среди акционеров (чистая прибыль).

Схема эта представляет общие принципы формирования прибыли предприятия, но не иллюстрирует особенностей российского законодательства, которое предусматривает, что для определения финансового результата деятельности предприятия разные виды его расходов учитываются по-разному, не все они являются затратами и включаются в себестоимость. Основными законодательными актами, касающимся формирования финансовых результатов деятельности российского предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету №10/99, а также (в целях налогового учета). Глава 25 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации Согласно этому документу себестоимость продукции - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Из этого определения следует, что согласно российскому бухгалтерскому законодательству часть расходов, понесенных предприятием, являются затратами и включаются в себестоимость производимой продукции, а часть таковыми не является. Кроме того, в себестоимость включаются некоторые затраты, не являющиеся расходами. Наглядным примером таких затрат являются амортизационные отчисления, которые не связаны непосредственно с выплатами денежных средств и зависят от выбранного в рамках учетной политики способа перенесения стоимости основных средств на стоимость готовой продукции. Таким образом, различая понятия расходов, затрат и себестоимости, можно сказать, что расходы относятся к операционной деятельности предприятия и к его денежному потоку, поскольку возникают в процессе его текущей операционной деятельности и требуют для своей оплаты денежных средств. Затраты же являются бухгалтерской категорией, с денежным потоком не связаны и служат элементами, формирующими показатель себестоимости. Часть затрат - это операционные расходы, а часть бывает связана с финансовой или инвестиционной деятельностью предприятия и включается в себестоимость продукции по частям в соответствии с утвержденными правилами и нормативами.

 

1.2 Состав затрат на производство


Общие правила формирования, классификации, оценки и признания расходов по обычным видам деятельности установлены «Положением по бухгалтерскому учету Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (в ред. Приказа Минфина России от 30 декабря 1999 г.№ 107н). Отраслевые особенности учета затрат на производство, а также вопросы калькулирования коммерческой (полной) себестоимости товарной продукции рассматриваются в отраслевых нормативных документах и применяются в той части, в которой они не противоречат нормативным и правовым актам (см.например, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественною питания, утвержденные Комитетом по торговле Российской Федерации по согласованию с Минфином России (Письмо от 25 апреля 1995 г. № 1-551/32-2); Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (Письмо Минфина России от 30 декабря 1993г. № 161) и др.

Затраты на производство продукции являются текущими и включаются в затраты на производство продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Затраты, связанные с капитальными вложениями, учитываются отдельно от текущих затрат - например, затраты на приобретение основных средств возмещаются постепенно путем включения в затраты на производство проданной продукции части их стоимости в виде амортизационных отчислений.

В затраты на производство продукции включаются: предпроизводственные, единовременные затраты, осуществляемые до начала производства основной продукции и связанные с его подготовкой и освоением (затраты на наладку оборудования новых цехов, затраты на пробный выпуск предусмотренной проектом продукции); производственные затраты: непосредственно связанные с выполнением технологических операций (оплата труда основных производственных рабочих с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды, затраты материальных ресурсов на производство продуктов труда и др.); на обслуживание и эксплуатацию производственного оборудования и машин (оплата труда рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования, с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды и стоимость материальных ресурсов, израсходованных на работу оборудования и др.); связанные с управлением производством (например, оплата труда начальников цехов с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды); управленческие и коммерческие расходы (затраты периода): общие и административные затраты (оплата труда руководителей, специалистов и служащих заводоуправления с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды, затраты материальных ресурсов, израсходованных на общехозяйственные нужды, и др.);расходы на продажу, связанные со сбытом продукции (затраты на упаковку продукции, оплату погрузочно-разгрузочных работ, транспортировку продукции, рекламу).

Управленческие и коммерческие расходы (затраты периода) являются накладными, т.е. не относятся к затратам, напрямую связанным с производством продукции. В зависимости от разработанной в организации учетной политики эти затраты могут либо включаться, либо не включаться в себестоимость продукции, что соответствует международной учетной практике.

Необходимо отметить, что термин «расходы» в ПБУ 10/99 и МСФО привязан к отчету о прибылях и убытках (по сути, на формирование учетной (бухгалтерской) прибыли или учетной (бухгалтерской) суммы убытков). В обычной учетной практике расходы можно представить как совокупность затрат, включенных в коммерческую (полную) себестоимость проданной продукции, товаров (работ, услуг). Затраты на производство продукции (работ, услуг) и их продажу, а также на приобретение и продажу товаров относятся к расходам на обычные виды деятельности. Операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы считаются прочими расходами, состав которых также регламентируется ПБУ 10/99.

Следует отметить, что затраты подразделений организаций, оказывающих так называемые услуги непроизводственного характера (подразделения организации, осуществляющие деятельность в области общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и т.н.), формируют фактическую стоимость этих услуг. Учтенные фактические затраты, связанные с оказанием указанных услуг, списываются в общеустановленном порядке в уменьшение выручки от оказания услуг (доходов от обычных видов деятельности).

Учитывая, что доходы от сдачи имущества в аренду (предоставлении за плату во временное пользование, временное владение и пользование), признаваемую в соответствии с законодательством Российской Федерации возмездным оказанием услуг, рассматриваются как доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг), расходы, связанные с этими операциями, должны формировать стоимость данных услуг.

Бухгалтерский учет расходов предполагает порядок их признания. Они признаются при соблюдении определенных условии: расход хозяйственных средств (уменьшение экономической выгоды) согласно конкретному хозяйственному договору или в соответствии с действующим законодательством, а также по установленным и не противоречащим законодательству страны обычаям делового оборота; документальное обоснование суммы расхода (т.е. она должна поддаваться определению); определение амортизации ни основе величины амортизационных отчислений, производимых в установленном порядке; отсутствие сомнений (неопределенности) в том, что следствием того или иного хозяйственного факта станет уменьшение экономических выгод (актив передан или передача произойдет в установленное время) . Дебиторская задолженность не признается в качестве расхода у кредитора. Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от прогноза поступления доходов (выручки от продажи продукции и прочих доходов), а также формы, в которой произведен расход (денежной, имущественной или иной). Следовательно, хотя затраты, связанные с производством продукции и ее продажей, организация несет с единственной целью - получить на них адекватный доход, в бухгалтерском учете признание указанных затрат расходом независимо от получения доходов обусловлено требованием полноты, а также принципом начисления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, следствием которых образуется расход).

В Отчете о прибылях и убытках обеспечивается объективная сопоставимость расходов с полученными на них доходами. Кроме того, в указанной отчетности расходы признаются: безотносительно к расчетам налогооблагаемой базы; по соответствию расходов доходам, признанным в установленном порядке; в случаях, когда в хозяйственных ситуациях расходы признаны, однако получение на них доходов (экономических выгод) или активов становится в силу объективных причин явно бесперспективным (дебиторская задолженность с просроченной исковой давностью, затраты, обусловленные простоями но вине организации, затраты на продукцию, производство которой приостановлено в связи с отказом покупателя от обязательств но договору поставки, и т.п.); но обязательствам, не обусловленным признанием соответствующих активов (например, группа затрат, не связанных с созданием имущества). Расходы признаются также, если их соотношение доходам трудно установить в рамках отчетного периода, поскольку поступление доходов возможно лишь в нескольких следующих за отчетным периодах, а потому не может учитываться по прямому признаку и, следовательно, требуется обоснованное распределение расходов между отчетными периодами с помощью принятых учетной политикой косвенных показателей.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:

СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1), (1)

где СР - себестоимость реализованной продукции

СТ - себестоимость товарной продукции

ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники

СП1,СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

1.3 Классификация производственных затрат


По способу включения в себестоимость продукта труда затраты на его производство подразделяются на прямые и косвенные. Такая классификация затрат используется в сложных производствах (машиностроении, легкой промышленности, сельском хозяйстве), отличающихся многономенклатурным производством.

. Прямые затраты непосредственно относятся к конкретному объекту калькуляции (видам изделий или группам однородных изделий, работам, услугам) - это затраты сырья и материалов, заработной платы производственных рабочих, занятых изготовлением продукции, вместе с отчислениями на социальные нужды и другие затраты, которые можно отнести на себестоимость продукции на основании первичных документов.

. Косвенные затраты не имеют непосредственного отношения к производству данного наименования продукции, в связи с чем не могут быть отнесены в их себестоимость прямым счетом, а распределяются косвенно (т.е. условно).

Косвенные затраты, как правило, предварительно учитываются на собирательно-распределительных счетах: «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Расходы на продажу» (в учете поставщика), «Потери от брака». Они распределяются между различными изделиями пропорционально предусмотренной учетной политикой показателям с помощью заранее рассчитанных коэффициентов. В качестве базы распределения могут быть выбраны: сумма начисленной заработной платы основных производственных рабочих, количество отработанных машино-часов, объем выпущенной продукции и т.д. Коэффициент распределения косвенных расходов рассчитывается путем деления величины косвенных расходов на общую сумму прямых расходов.

Пример. В цехах основного производства в организации выпускаются два изделия - А и Б, В качестве базы распределения выбрана заработная плата основных производственных рабочих. Сумма начисленной заработной платы за месяц основных производственных рабочих, выпускающих изделие А. составила 200 д.е., рабочих, выпускающих изделие Б, - 300 д.е. Величина косвенных расходов составила 400 д.е. Требуется распределить косвенные расходы пропорционально выбранной базе распределения.

Решение.

рассчитаем коэффициент распределения косвенных расходов (К)

К = 400/(200 + 300) = 0.8.

Величина косвенных расходов, отнесенных на изделие А, составит:

Ка = 200 х 0,8 = 160 д.е.

Величина косвенных расходов, отнесенных на изделие Б, составит;

Кб = 300 х 0,8 = 240 д.е.

Классификация расходов на прямые и косвенные характерна для многопрофильных производств. В организациях электроэнергетики, добывающих отраслей и других производствах, выпускающих одно наименование продукции (т.е. в организациях, в которых существует только один объект калькуляции), все расходы считаются прямыми.

По экономическому составу затраты классифицируют на основные и накладные.

. Основные затраты непосредственно связаны с циклом производства продукта труда и его обслуживанием - это затраты, связанные с подготовкой, освоением производства, самим производственным циклом (в том числе потери от брака, затраты на повышение качества выпускаемой продукции), а также расходы на обслуживание процесса производства. Иными словами, основные затраты включают в себя прямые расходы и расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования (затраты сырья, основных, вспомогательных и упаковочных материалов, заработной платы основных производственных рабочих, а также наладчиков и рабочих, занятых ремонтом оборудования, вместе с отчислениями на социальные нужды и др.).

. Накладные затраты связаны с организацией производства и управлением и включают в себя общехозяйственные затраты, а также затраты на управление производством, например заработную плату руководителей, специалистов и служащих, вместе с отчислениями на социальные нужды, расходы на перемещение, содержание вычислительного центра (ВЦ), пожарно-сторожевую охрану, отопление помещений и др.

По отношению к объему производства затраты делятся на переменные, условно-переменные и условно-постоянные.

. Переменными являются затраты, размер которых изменяется прямо пропорционально изменению физического объема производства.

Прямые затраты, как материальные, так и трудовые, всегда являются переменными, так как непосредственно зависят от объемов производства и продаж продукции. Затраты электроэнергии, топлива, вспомогательных материалов, которые относятся к общепроизводственным расходам, также могут быть переменными. Например, от физических объемов производства и продаж продукции зависят затраты на продажи - на упаковку, складирование, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, транспортировку, охрану грузов. Таким образом, часть косвенных расходов может быть классифицирована как переменные. Переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной.

. Условно-переменные затраты зависят от объема производства, но эта зависимость не является прямо пропорциональной.

К условно-переменным относятся затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, а также заработная плата управленческого персонала в составе общепроизводственных расходов.

. Условно-постоянные затраты практически не зависят от изменения объема производства продукции - это общехозяйственные расходы, часть общепроизводственных расходов (сумма начисленной амортизации по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию и т п.), часть расходов на продажу (расходы на рекламу продукции).

Условно-постоянные расходы, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства, т.е. с увеличением объема производства их величина на единицу продукции уменьшается.

По участию в процессе производства затраты разделяют на производственные и связанные с процессом продаж продукции (коммерческие).

Производственные затраты связаны с изготовлением продукции и образуют се производственную себестоимость.

Напомним, что затраты на продажу - это затраты поставщика, связанные с отгрузкой и продажей продукции.

В зависимости от эффективности затраты делятся на производительные и непроизводительные,

Производительные затраты относятся непосредственно к производству продукции установленного качества при наличии рациональной технологии и организации производства и соотносятся с доходами, полученными от производственной деятельности.

Непроизводительные затраты вызваны недостатками в технологии и организации производства, системе сохранности имущества, а также внешними обстоятельствами (неокупаемые затраты).

К непроизводительным расходам можно отнести оплату простоев производства по вине администрации цехов и организаций, а также по внешним причинам, виновники которых не установлены, доплата за сверхурочную работу, сверхнормативные (невозмещенные) потери от брака, убытки от стихийных бедствий, штрафы, уплаченные другим организациям, потери от списания безнадежных долгов и др.

По составу затраты делятся на одноэлементные и комплексные.

К комплексным затратам относят, например, общезаводские и общецеховые расходы, в состав которых входят заработная плата, амортизация и другие одноэлементные расходы.

По отнесению к периоду затраты делятся на расходы будущих периодов (отложенные затраты) и зарезервированные расходы.

Расходы будущих периодов (отложенные затраты) -- это затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но не признанные в качестве расходов данного периода, а рассматриваемые как активы, - например, суммы арендной платы или страховых платежей, уплаченные на несколько месяцев или лет вперед. Эти расходы обычно подлежат включению в затраты на производство продукции (работ, услуг) в последующие месяцы или годы равномерно.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

. Зарезервированные затраты еще не наступили фактически, но уже включены и затраты на производство продукции (работ, услуг), т.е. зарезервированы на плановую (прогнозируемую) сумму предстоящих затрат.

Также они образуют специальные резервы, средства которых по мере необходимости используются на оплату отпусков, ремонт основных средств, выплату ежегодных пособий за выслугу лет и пр.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Общая классификация затрат приведена в таблице 1.


2. Анализ резервов улучшения финансовых показателей

 

.1 Понятие и виды финансовых показателей


Финансовые показатели - это показатели финансовой деятельности фирмы: данные, характеризующие различные стороны хозяйственной деятельности, связанной с образованием и использованием денежных фондов и накоплений.

Основным источником анализа финансовых показателей является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Современная ситуация требует от компаний молниеносно реагировать на постоянно возникающие новые тенденции и проблемы. Для этого финансовой службе нужно обеспечить топ-менеджмент оперативной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Добиться этого позволит система сигнальных показателей, наподобие той, что была создана в компании «Адидас».

Система сигнальных показателей - создание набора индикаторов (коэффициентов, статей финансовой отчетности, показателей) для топ-менеджмента компании, которые не требуют серьезных усилий на подготовку, позволяют оперативно отслеживать текущую ситуацию в бизнесе, не вдаваясь во все тонкости и нюансы. Создать для своей компании подобную систему под силу любому финансовому директору, не прибегая к покупке и внедрению дорогостоящих информационных систем.

 

.2 Основные проблемы и причины финансовых затруднений в деятельности предприятия


Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют три основных проявления. Их можно сформулировать как

. Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность.

Экономическая суть проблемы состоит в том, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств. Индикаторами низкой платежеспособности являются неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.

. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (недостаточное удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность).

На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации - негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании.

О недостаточной отдаче на вложенный в предприятие капитал свидетельствуют низкие показатели рентабельности. При этом наибольший интерес проявляется к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов собственников организации.

. Низкая финансовая устойчивость.

На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами - зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности. О недостаточной финансовой устойчивости, то есть риске срывов платежей в будущем и зависимости финансового положения компании от внешних источников финансирования, свидетельствуют снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная величина собственного капитала компании. Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности компании за счет собственных средств является снижение чистого оборотного капитала ниже оптимальной его величины и, тем более, отрицательная величина чистого оборотного капитала.

Можно выделить две глобальных причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия. Эти причины можно сформулировать как: отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (или низкие объемы получаемой прибыли) и нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами).

Проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо компания имеет недостаточные результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения либо компания не рационально распоряжается результатами деятельности.

Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения организации.

Помогут это определить коэффициенты финансового состояния и финансовой устойчивости предприятий, указанные в таблице 2.

 

.3 Определение резервов улучшения финансовых показателей


Признаками хорошего финансового состояния с точки зрения повышения (роста) эффективности можно назвать следующие показатели:

коэффициент текущей ликвидности 2,0

обеспеченность предприятия собственным оборотным капиталом 0,1;

рост собственного капитала;

отсутствие резких изменений в отдельных статьях баланса;

дебиторская задолженность находится в соответствии (равновесии) с размерами кредиторской задолженности;

в балансе отсутствуют «больные» статьи (убытки, просроченная задолженность банкам и бюджету);

у предприятия запасы не превышают минимальную величину источников их формирования (собственных оборотных средств, долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов).

Для ускорения оборачиваемости можно практиковать способ сбыта:

а) принимать заявки со стороны покупателя на большие объемы поставок продукции;

б) заказывать сырье и материалы у поставщиков без посредников (оптовые склады).

В практике управления можно предложить несколько методов увеличения поступлений денежных средств, которые также позволять наладить платежную дисциплину и улучшить финансовое состояние коммерческого предприятия.

МЕТОД 1 Рекомендации по изысканию дополнительных денежных поступлений от реализации ненужных основных средств:) Анализ степени использования оборудования/имущества предприятия с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности; обсуждение с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня оказываемых услуг, возможности оптимизации использования помещений или возможности нахождения подрядчика для выполнения некоторых производственных процессов на стороне; ) Определение круга потенциальных покупателей/пользователей излишнего оборудования/имущества посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества; ) Выбор наиболее подходящих каналов коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложения о продаже/сдаче в аренду имущества; d) Сдача в аренду/продажа мало используемого оборудования / имущества; ) Выполнение процедуры консервации имущества и подписание акта консервации, который необходимо представить в свою местную налоговую инспекцию. Это позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество; ) Изучение возможности перезаключить арендный договор с нынешним арендодателем; ) Изучение возможности перевода деятельности в менее дорогое место. При этом учитываются все расходы, которые могут возникнуть в связи с переездом; ) Рассмотрение вариантов централизации деятельности за счет перевода подразделений в одно или меньшее количество месторасположений с целью избежания дублирования хозяйственных функций в различных подразделениях и, таким образом, высвобождения дополнительного имущества для возможной продажи/сдачи в аренду.

МЕТОД 2 Советы по взысканию задолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств:) Создать стимулы своим клиентам быстрее платить по счетам путем предоставления специальных скидок; ) Создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с таким деловым партнером. Общая зависимость предприятия от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;) Сделать менеджеров по реализации услуг ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают; ) Рассмотреть возможность продажи дебиторской задолженности банку, в котором обслуживается предприятие.

МЕТОД 3. Рекомендации по разграничению выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств: ) Разделить поставщиков на категории по степени их важности для деятельности и прибыльности предприятия. Интенсифицировать контакты с критически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству; ) Предложить различные схемы платежей: убедить кредиторов, что новый подход был бы наилучшим способом для обеих сторон сохранить взаимовыгодные отношения, и постараться достичь соответствующего соглашения об этом; ) Отложить осуществление платежей менее важным поставщикам; ) Найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, и использовать эту информацию для дальнейших переговоров с нынешними поставщиками.

МЕТОД 4. Советы по реорганизации инвентарных запасов: ) Разнести по категориям запасы предприятия по степени их важности для стабильности деятельности. Проанализировать оборот запасов по видам: уменьшить объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;  ) Уменьшить размеры неприкосновенных запасов (или запасов, хранящихся в качестве буфера) за счет достижения договоренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку такого товара, если возможно;  ) Улучшить деятельность в области заказов на снабжение путем внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения и отпуска материалов, перераспределение площадей хранения или улучшение/минимизация документооборота. Работать более плотно с поставщиками над вопросами ускоренной поставки и предоставлять им стимулы в виде более привлекательных для них условий оплаты;  ) Рассмотреть возможность распродажи залежавшихся запасов со скидками с тем, чтобы получить дополнительные денежные средства, однако избегать перенасыщения рынка выполняемых работ по бросовым ценам, так как это негативным образом скажется на последующей реализации, а также сделает невозможным реализацию стратегии повышения цен.

МЕТОД 5 Рекомендации по увеличению притока денежных средств за счет пересмотра планов капитальных вложений: ) Оценить, какие срочные потребности в капитальных инвестициях предприятие не может отложить на более поздний срок;  ) Остановить инвестиционные проекты, которые стали менее эффективными в результате изменения финансовой ситуации в России. Изучить возможности возврата полностью или частично вложенных средств; )

Изменить график инвестиций так, чтобы уменьшить пиковую нагрузку на денежные потоки предприятия, путем пересмотра этапов вложений так, чтобы сопутствующий отток денежных средств не ухудшал бы способность предприятия осуществлять другие срочные платежи;  ) Отказ от тех капитальных расходов, которые не могут дать немедленную отдачу для предприятия; ) Подсчитать ожидаемые расходы на закрытие определенных направлений деятельности/производственных линий, такие как расходы на демонтаж оборудования, его транспортировку, уборку и очистку, увольнение персонала, и т.д., и сравнить их с предполагаемыми убытками в течение периода снижения деловой активности.

МЕТОД 6. Рекомендации по увеличению поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников) Исследовать финансовые условия краткосрочного финансирования, предлагаемого банками, и варианты их улучшения;  ) Пересмотр условия долга предприятия (отсрочка выплаты основной суммы, снижение процентной ставки), и изучение возможности рефинансирования кредитов предприятия в других банках;  ) Если нет других возможностей или источников для финансирования ваших операций, провести переговоры с собственниками предприятия о изыскании дополнительных финансовых ресурсов;  ) Уменьшить или отложить всякие намеченные выплаты доходов собственникам предприятия.

МЕТОД 7. Советы по оптимизации или уменьшению затрат: ) Оптимизировать или уменьшить затраты на оплату труда: внедрение бонусных схем оплаты; разделить бремя сокращения зарплат, если таковое будет осуществляться;  ) Упростить организационную структуру с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда;  ) Общехозяйственные расходы должны быть существенно уменьшены (затраты на содержание автотранспорта, представительские расходы и т.д.); ) Перезаключить договора, определяющие задолженность в твердой валюте, в рублевую задолженность, например, объяснить кредитору что, если только задолженность не будет переведена в новую форму, ее последующий возврат может зависеть от формальной процедуры банкротства, что может означать для них возврат долга в сокращенном объеме или не возврат вообще. Убедить кредиторов работать с тем, чтобы создать более стабильный базис для постепенной выплаты долга в соответствии с согласованным твердым графиком его выплаты.

МЕТОД 8. Методы увеличения реализации работ. услуг:) Провести ограниченные маркетинговые исследования на ежедневной/еженедельной основе. Например, провести наблюдения за ценами в соседних регионах, провести пробные ограниченные работы со скидками, провести анализ официальной/отраслевой статистической информации, и т.д.;

Тщательно оценить прогнозируемые наценки по группам реализуемых услуг для того, чтобы определить группы услуг, приносящие наибольшую прибыль. ) Переоценить факторы потребительского спроса, такие как потребительские свойства/приоритет при приобретении, цена, качество, сезонные факторы и т.д.) Определить работы и услуги, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, и сконцентрироваться на них;  ) Определить области профессионального знания, проанализировать конкурентные преимущества и разработать пути извлечения выгоды из них.) Проанализировать цены и объемы реализуемых услуг, выполненных работ, найти наиболее разумный компромисс, который поможет увеличить поступление дополнительных денежных средств, несмотря на снижение объемов продаж (путем увеличения цены).

Заключение


Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

На основе изучения отчетности прогнозируются возможные финансовые результаты, экономическая рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Знание методики комплексного экономического анализа по данным отчетной информации необходимо для того, чтобы предвидеть дальнейшее развитие предприятия, перспективы его роста и благополучия.

Снижение эффективности производственных затрат, выявленное с помощью соответствующей методики, в свою очередь, может являться основной причиной снижения эффективности хозяйственной деятельности фирмы в целом, и возможно, её использование позволит предложить пути увеличения эффективности производства. Увеличение эффективности затрат возможно путем увеличения (или уменьшения) внутренних (эндогенных) факторов.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

 1

Эффективность производства

Отношение между затратами ограниченных ресурсов и произведенным в результате их использования объемом товаров или услуг, производство продукта определенной стоимости с наименьшими издержками.

 2

Производство

Процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. В процессе производства используются средства производства. Формы производства: от натурального крестьянского хозяйства до современного предприятия, выпускающего крупносерийную продукцию.

3

Затраты

В бухгалтерском балансе - любые расходы, произведенные за отчетный период.

4

Затраты предприятия

Экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг.

5

Бухгалтерский учет

- система сбора и обработки финансовой информации о предприятии, дающая ее пользователям возможность выносить обоснованные суждения о финансовом положении организации и принимать экономические решения. В зависимости от круга пользователей различают финансовый учет и управленческий учет.

Себестоимость продукции

- совокупность прямых издержек, связанных с производством изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции. Себестоимость включает в себя: - затраты на материалы; - прямые затраты на рабочую силу; - переменные издержки: материальные затраты, амортизация основных средств, заработная плата основного и вспомогательного персонала, накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией.

7

Финансовые показатели

- набор показателей, использующихся: - для исследования эффективности деятельности компании; и - измерения степени риска ее операций. Обычно выделяют четыре группы показателей: коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и структуры капитала.

8

Прямые затраты

- затраты, которые можно напрямую отнести на себестоимость определенного вида продукции.

9

Косвенные затраты

- затраты, которые нельзя напрямую отнести на себестоимость каждого конкретного продукта, выпускаемого предприятием: накладные расходы на материал, производственные накладные расходы, административные и торговые накладные расходы.

10

Косвенные накладные затраты

- затраты, которые по данным первичного учета не могут быть отнесены к конкретному объекту затрат.

 

Список использованных источников


1        Быкадоров В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. [Текст] В.Л. Быкадоров, П.Д.Алексеев -М.: Издательство "ПРИОР", 1999.-96 с. - ISBN 5-7990-0261Х.

         Бакаев А.С. Учетная политика предприятия. [Текст] / А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдеман - М.: Бухгалтерский учет, 1995. -158с. - ISBN 5-279-00653-Х.

          Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной

деятельности предприятия. [Текст]/ Т.Б. Бердникова -М.: ИНФРА-М, 2007. -224с. ISBN 978-5-16-000487-7.

         Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности

предприятия. [Текст] / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова -М.: ООО «ТК Велби», 2002. -424с. - ISBN 5-902171-42-3

         Львовский С.М. Лекции по комплексному экономическому анализу. [Текст]/ С.М. Львовский -М.: МЦНМО, 2004. -136с. - ISBN 5-94057-137-9

         Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. [Текст] /В.И.Макарьева, Л.В. Андреева - М.: Финансы и статистика, 2007. -264с. - ISBN 5-279-02820-7

         Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. [Текст] / Л.В. Осипова, И.М. Синяева - М.: Юнити Банки и биржи, 1997. -215с. - ISBN 5-85173-094-3

         Шадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Текст] / Шадрина Г.В. - М.:Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003.

9       Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.А. Канке, И.П. Кошевая - М.: ИД «ФОРУМ» 2007. - 288c.

         Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Текст] / Д.В. Лысенко - М.: ИНФРА-М, 2008. - 320с. -ISBN: 978-5-16-003127-9

11      Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. [Текст] / Г. В. Савицкая - М.: Новое знание, 2002. -688с. -ISBN: 985-6516-04-8

12      Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1, 2[Текст] : офиц. текст. - М. : Рид Групп <#"557600.files/image001.gif">

Б


Похожие работы на - Анализ затрат на производство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!