Жук-олень

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    83,70 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Жук-олень

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы организации и функционирования машиностроительного комплекса Сибири

.1 Состав и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири. Связь с другими межотраслевыми комплексами. Машиностроение как доминанта инновационных процессов

1.2 Общие особенности машиностроительного производства. Формы организации производства в машиностроении (специализация и кооперирование) и их влияние на размещение производства машиностроения

.3 Классификация отраслей машиностроения

ГЛАВА II. Современное состояние машиностроения Сибири

.1 Место машиностроения в экономике региона и России

.2 Состояние промышленно-производственных основных фондов (ППОФ) в машиностроении Сибири

.3 Отраслевая и функциональная структура машиностроения Сибири. Динамика производства продукции машиностроительного комплекса. Развитие наукоемкого сектора машиностроения Сибири

.4 Особенности территориального размещения и развития машиностроительного комплекса в сибирском регионе

.4.1 Территориальные пропорции размещения машиностроения в субъектах РФ в составе Сибири и факторы их определяющие. Лидеры и аутсайдеры отрасли

.5 Продукция машиностроения Сибири на внутрирегиональном и мировом рынках. Конкуренция и институциональная среда ( крупнейшие компании - хозяйствующие субъекты на рынке)

ГЛАВА III. Типология субъектов РФ в составе Сибири по развитию машиностроения. Ключевые проблемы. Перспективные стратегии развития

.1 Типология субъектов РФ в составе Сибири по развитию машиностроения

.2 Ключевые проблемы развития машиностроения в Сибири

.3 Перспективные стратегии развития машиностроения Сибири: технологическая модернизация машиностроения

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Применительно к отечественному машиностроительному комплексу, в котором традиционно наибольший вес имеют предприятия, относящиеся или ранее относившиеся к оборонно-промышленному комплексу (ОПК), это означает, прежде всего, качественное возрастание объемов производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках.

В проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (октябрь 2007 г.) отмечены характерные дисбалансы регионального развития и необходимость их коррекции, в т.ч. путем формирования региональных зон опережающего развития. К числу перспективных региональных зон опережающего развития в рамках инновационного сценария авторами проекта отнесена «группа городов Сибири с высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики».

Практически все важнейшие стратегические задачи российской экономики и приоритеты ее структурной перестройки и модернизации связаны с Сибирью. На ее территории решаются главные проблемы развития ТЭК страны, значительная часть проблем обрабатывающих производств, продовольственного и транспортно-коммуникационного комплексов, обновления научно-технического потенциала, трансформации экономики Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

Особую актуальность это приобретает для целого ряда регионов Сибири, по структуре экономики не относящихся к экономически благополучным «сырьевым» субъектам Федерации, но обладающих значительным промышленным и научно-техническим потенциалом советского исторического периода, сумевших по большей части сохранить его при деструктивных процессах периода 1990-х годов, а для ряда предприятий и отраслей - даже обеспечить его дальнейшее развитие.

Модернизация российской экономики и в частности машиностроения приобретает в современных экономических условиях особую актуальность для Сибирского региона. Сибирские машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали во время кризиса как 1990-х гг., так и продолжающегося кризиса 2008-2010 гг. Удаленность от рынков сбыта, высокие транспортные расходы, географическая разрозненность предприятий, наличие больших социально-экономических проблем в регионах и близость мощных конкурентов (Япония, Республика Корея, Китай) - эти факторы только усугубляют сегодня тяжелую ситуацию в сибирском машиностроении.

Машиностроительный комплекс занимает особое положение в экономике Сибири: обеспечивая ее средствами производства, он относится к стратегическим отраслям региона. Потеря машиностроительного производства в Сибири была бы невосполнимой утратой для территории.

Объектом исследования в работе является машиностроительный комплекс сибирского региона

Предмет исследования: особенности структуры, современного состояния и перспективы развития машиностроительного комплекса Сибири в условиях развития кризиса и модернизации российской экономики

Цель работы: оценить современной состояние машиностроительного комплекса в Сибири, выявить факторы, проблемы и перспективы развития в условиях модернизации экономики России.

Задачи исследования:

.Проанализировать теоретические основы организации и функционирования машиностроительного комплекса Сибири.

.Показать роль и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири.

. Охарактеризовать особенности отраслевого состава и функционального состояния машиностроения Сибири.

. Раскрыть закономерности территориального размещения машиностроительных предприятий в регионах Сибири, разработать классификацию сибирских территорий по уровню развитию машиностроения.

. Оценить проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Сибири в условиях кризиса и идущей модернизации российской экономики.

При написании данной работы использовались следующие методы и подходы - анализа, синтеза, классификация объектов, их ранжирование. Для работы с цифровыми данными применялся статистический метод, картографический метод использовался при выявлении территориальных различий машиностроительного комплекса в Сибирском регионе. Исторический подход в работе проявился в создании временных причинно-следственных связей развития машиностроения в советский период , 1990-е гг., 2000-е гг., а также при определении будущего. Также в работе применялся системный подход для объяснения современного кризиса в машиностроении Сибири.

Методологические основы исследования.

Машиностроительный комплекс России, уже достаточно давно является объектом научного исследования географов и экономистов России. Однако машиностроение именно Сибирского региона исследовано гораздо хуже. Наиболее значимые труды по этой проблематике принадлежат группе ученых Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Амосенок Э.П., Бажанов В.А., Соколов А.В. и д.р.), большинство их научных работ относится к 1980-2000-м гг. Сегодня можно говорить о достаточно сильном научном направлении, научной школе, изучающей развитие сибирского машиностроения на базе данного Института СО РАН. Также достаточно часто машиностроение Сибири характеризовалось в работах, описывающих экономику Сибири, России в целом. Достаточно скромное обращение в научных изданиях к теме сибирского машиностроения можно увидеть при анализе центральных, московских изданий.

Методологической особенностью данной темы в последние годы стала попытка рассмотрения, анализ машиностроения как фактора, необходимого звена развития Сибирской территории и модернизации экономики. Сибирские ученые в своих работах проводят прямую аналогию между развитием машиностроения и переходом от ресурсной экономики к инновационной.

При написании данной работы использовались несколько        групп источников и литература:

..Вторую группу источников составили разнообразные статистические материалы (справочники, статистические данные администраций регионов Сибири и т.д.). На основании этих данных была проведена оценка современного состояния и динамики развития машиностроительного комплекса Сибири.

. Третья группа источников - выступления, интервью руководителей отраслевых министерств и регионов РФ в Составе Сибири. Данные мнения позволяют оценить политику власти по развитию машиностроительного комплекса, определению важнейших проблем развития и т.д.

При написании данной работы использовалась и разнообразная литература. Так монография «Машиностроение как доминанта в инновационных процессах» позволила раскрыть значение машиностроительного комплекса для модернизации и инновационного обновления экономики Сибири. Работа «Инновационная экономика России» помогла определить место машиностроения в российской модернизации, а монография «Конкурентоспособность России в глобальной экономике» показала кризисные явления 1990-х гг., что было ценно при объяснении спада машиностроительного производства в Сибири в 1990-х гг.

Также в работе использовались публикации, освещающие отдельные проблемы развития машиностроения в Сибири, материалы СМИ: журналов «Эксперт-Сибирь» «ЭКО», «Регион», Российской газеты, профильного издания «Энергия промышленного роста», и т.д.

Практическая и теоретическая новизна данной работы определяется тем, что в работе отобран, проанализирован, обобщен и систематизирован материал по теме исследования. Создан аналитический обзор современного состояния и развития машиностроительного комплекса в регионах РФ в составе Сибири по двум основным направлениям - особенностям отраслевого состава и территориального размещения. Произведена попытка оценить влияние современного кризиса (2008-2010 гг.) на развитие и состояние машиностроительного комплекса, а также проанализированы перспективы и стратегии развития с учетом современной кризисной экономической ситуации.

В работе представлены оригинальные, составленные автором, графические и картографические материалы в виде схем, картосхем, диаграмм, графиков.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в курсах «Современное состояние и особенности развития и размещения экономики России», «Экономическая и социальная география Сибири и задачи региональной политики», «Актуальные проблемы экономической и социальной географии России», в рамках тем, посвященных инновационному развитию экономики России и территорий Сибирского региона.

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа содержит 95страниц, 15 таблиц, 21 рисунок, список источников содержит 47 наименований.

ГЛАВА I. Теоретические основы организации и функционирования машиностроительного комплекса

.1       Состав и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири. Связь с другими межотраслевыми комплексами. Машиностроение как доминанта инновационных процессов

Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства страны в целом. Выпуская орудия труда, машиностроение реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. На машиностроение приходится более ¼ стоимости промыщленно-производственных основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой промышленной продукции.

К числу особенностей машиностроительного комплекса в целом надо отнести широкое распространение интеграционных структур. Среди них выделяют производственные и научно-производственные объединения, межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), акционерные общества. Значение машиностроения в развитых странах определяется его ролью как инновационной основы развития промышленности, создает современное конкурентоспособное оборудование и реализует достижения научно-технического прогресса для осуществления расширенного воспроизводства.

Под влиянием инновационных процессов постоянно возрастают и усложняются требования к машиностроительному производству. Это повышается, прежде всего, в повышении спроса на качественные, надежные и долговечные изделия с высокими точностными характеристиками. Потребности в технике и оборудовании развиваются в направлении все более узкоспециализированного оборудования, что существенно увеличивает сложность и номенклатуру машиностроительной продукции.

В развитых странах машиностроение, в особенности наукоемкое, является основной отраслью, благодаря которой процесс внедрения и распространения инноваций стал определяющим в их научно-техническом и технологическом развитии. Именно за счет создания и тиражирования современных высоких технологий развитые страны сформировали мощную научно-производственную базу для развития новой инновационной экономики, закрепив этим свое лидерство в международном разделении труда.

Машиностроение и металлообработка Сибири (включая гражданскую и оборонную сферу) всегда относились к одной из важнейших составных частей хозяйства региона. Здесь расположены предприятия практически всех крупных машиностроительных отраслей (электротехнической, станкостроительной, горношахтной и горнорудной, энергетической, промышленности для аграрно-промышленного комплекса, для химической и нефтехимической, приборов, для авиационной промышленности), металлообработки и ремонта, на которых до 1992 г. выпускалась почти четверть общего рынка промышленной продукции Сибири.

Состав и структура машиностроения Сибири во многом повторяет общероссийские показатели. Структура российского машиностроения, сложившиеся еще в советское время, характеризуется «утяжеленностью» (явным преобладанием производства средств производства для тяжелой индустрии) и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.

Машиностроение практически во всех сферах экономической деятельности выполняет набор разнообразных функций, которого не имеет ни одна другая отрасль ( рис. 1).

.Одной из главных является функция обеспечения воспроизводственного процесса в национальной экономике. Машиностроение вместе со строительством, осуществляя возможность непрерывного функционирования каждой отрасли. Оно обеспечивает замену изношенных основных фондов и поставляет машиностроительную продукцию для расширения производственных мощностей предприятия. Реализация данной функции является залогом возможного изменения структуры экономики в перспективе в соответствии с требованиями тенденций внутрихозяйственного развития, а также участия страны в международном разделении труда.










Рис. 1.- Макроэкономические функции машиностроения.


.Функция инновационно-технологического обновления производства связана с качественными изменениями в воспроизводственном процессе. Именно реализация данной функции позволяет обеспечить внедрение новых научно-технических разработок и, в конечном итоге, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики. Достижения науки и техники, материализуясь в машинах и оборудовании через формирование производственно-технологических систем, приводят к замене существующих макротехнологий.

.Третья функция машиностроения связана с участием его в удовлетворении конечного спроса населения на товары и услуги, прежде всего на технически сложные товары потребительского назначения. До начала 1990-х гг. в России самостоятельное значение этой функции было принижено. Начиная с 1992 г. на внутренний рынок страны стали проникать все крупные мировые производители бытовой техники, автомобилей, поэтому российским предприятиям приходится выдерживать жесткую конкуренцию.

.Четвертая функция машиностроения - создание материально-технической базы для обеспечения обороноспособности страны через поставку значительной части вооружения и военной техники. Реализацию этой функции осуществляет машиностроение, входящее в оборонно-промышленный комплекс.

. В практике развитых стран можно выделить и еще одну функцию машиностроения, значение которой для России, и в частности Сибири, в 2000-х гг. было незначительным, но при определенных условиях в перспективе ее значимость может повыситься - это участие машиностроения в международном географическом разделении труда.

Рис.-2. Схема производственных связей машиностроения с другими МОК

Выполнен автором.

Роль и значение машиностроения в развитии страны и региона велико. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны или отдельного региона (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения в России определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении - около 4 млн. человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности. Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.

По состоянию конца 2000-х гг. экономику Сибири и России нельзя рассматривать как инновационную - в ней присутствуют лишь отдельные элементы данной экономики. В России, и в Сибири в частности, с советских времен существует задел научно-исследовательского (фундаментального и прикладного) и опытно-конструкторского потенциала, еще способного создавать конкурентную на мировом рынке продукцию.

В технико-технологических инновациях как составляющая часть научно-исследовательской системы, главенствующую роль должно играть машиностроение, как отрасль, осуществляющая аппаратное оформление или обустройство таких инноваций. Любое производство наукоемкой или высокотехнологической продукции пока невозможно без применения специально создаваемых или имеющихся в арсенале аппаратов- машин и оборудования. Так материально-технический фундамент, на котором строится или уже построены научно-исследовательские системы в развитых странах, включает систему скоростного транспорта с соответствующей дорожной сетью и инфраструктурой, разветвленную систему связи, высокое механическое оснащение сельского хозяйства, точное машиностроение и приборостроение. Поэтому машиностроение как доминанта инновационного развития останется в этой роли еще долгое время.

Российское и сибирское машиностроение в частности (как гражданское, так и военное) должно в процессе создания российской научно-исследовательской системы участвовать в решении ключевой проблемы отечественной экономики - радикальном обновлении ее производственного аппарата с целью смены устаревшего технологического уклада на более прогрессивный.

Используемые в экономике России и Сибири технологии соответствуют третьему и четвертому технологическому укладам. Удельный вес пятого уклада резко упал за последние 15 лет и составляет не более 5-10%. При таком устаревшем технологическом потенциале очень сложно надеяться на возможность перехода к инновационной экономике.

1.2     Общие особенности машиностроительного производства

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его функционирование и размещение.

Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.

В четвертых, для машиностроения характерно: многономенклатурностью, многодетальность продукции, длительность цикла подготовки к выпуску новой продукции и длительность цикла изготовления.

Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик - черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего - легкими (алюминий), а также - композитами и пластмассой.

Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе - достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

1.   На первой - делают заготовки будущих деталей из самых разнообразных материалов: чугуна, стали, цветных металлов, пластмасс, стекла, резины и др.

2.       На второй - обрабатывают заготовки; в результате получаются детали для сборки машин и механизмов. Для этого применяют токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, долбёжные, шлифовальные станки.

.        На третьей, завершающей стадии производства готовые детали поступают на сборку. Существует два вида сборки - конвейерная и стендовая.

Если в машиностроении производят массовую, стандартную и относительно лёгкую продукцию (автомобили, телевизоры, часы), то её собирают на движущемся конвейере. Сложную в изготовлении или тяжёлую (атомный реактор, морское судно) - собирают на стенде (станке), куда по мере необходимости подвозят детали и узлы.

Готовую продукцию испытывают, и только после этого её, продают заказчику. Многие виды уникальны и настолько сложны в изготовлении, что завод берёт на себя обязательство обслуживать эту машину до момента полного износа и поставлять для ремонта все необходимые запчасти.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!