Соотношение международного и внутригосударственного права.
I Понятие и сущность международного права.
В основе периодизации международного права лежит широко принятое в общеисторической советской литературе деление, основанное на понимании общественно-экономических формаций.
Безусловно, хронологические рамки в разных географических и национально-государственных регионах были различны, а, кроме того, надстроечные и культурные явления обладают относительной самостоятельностью и их история не совпадает и не может совпадать с экономическим развитием. Это обстоятельство и обусловливает некоторые неизбежные отступления от общегражданской периодизации. Например, рассмотрение истории международного права феодального общества в Западной Европе начинается с IX - X вв., и не столько в силу недостатка источников, сколько потому, что формирование международного права началось в то время, когда экономические отношения феодализма достигли определенной степени зрелости. Аналогичная ситуация складывалась и с наукой международного права. Её возникновение как теоретической системы знаний относится к середине XVII в. и обычно связывается с именем Гуго Гроция, хотя многие проблемы международного права стали рассматриваться значительно раньше.
Важное значение имеют особенности исторического развития стран и регионов, особенности национального развития. Эти отличия не ограничиваются только внешними моментами (скажем, особенностями посольского этикета), а несомненно носят более глубокий характер.
В вопросе периодизации международного права большую роль играет и другой, более сложный аспект. Речь идет о начальном и конечном этапах исследования. Так, с фактом возникновения международного права в литературе XIX - XX вв., неоднократно высказывалась мысль, что международное право - явление нового времени. Сторонники этой точки зрения обычно связывали его возникновение с Вестфальским миром 1648 г. На сегодняшний день в отечественной науке сложилась, в принципе, единая точка зрения - начальным признается период, когда уже сложились устойчивые политические и государственные образования (классовые, но не племенные). Исключения, в этой позиции, чрезвычайно редки - в частности, можно привести позицию И. И. Лукашука, которая сводится к тому, что «реальное общее международное право» сложилось лишь после 1917 г., а до этого речь может идти лишь о его предыстории (с конца средних веков) или о «фиктивном» международном праве в XIX веке.
После октябрьской революции проходит определенное время, пока заложенные в первых декретах Советского государства международно-правовые принципы стали действительно реальной основой современного общего международного права.
Данный период продолжается вплоть до конца второй мировой войны. Для того чтобы основные демократические принципы, в частности принцип мирного сосуществования, легли в основу современного международного правопорядка, потребовалось окончательно уничтожить фашизм и колониализм, изменить направления взаимоотношений между государствами в сторону «гуманитарной» революции, существенное влияние на процесс оказал и научно-технический прогресс.
«Устав ООН положил начало существованию современной системы международного права как системы, отражающей общие интересы всего международного сообщества в целом и те закономерности развития международных отношений, которые присущи новой исторической эпохе - эпохе мирного сосуществования государств с различным общественным строем».
Таким образом, современный период международного права начинается с 1917 года, а достигает, в общих чертах, современного положения вещей к 40-м годам двадцатого столетия.
Последующее краткое изложение истории международного права содержит следующее - «Раскол общества на классы привел к образованию не только государства, но и системы государств, а также к возникновению межгосударственных отношений и международного права. Исторический тип международного права определяется типом господствующих в данном обществе производственных отношений и соответствующий им типом международных отношений». «В ходе исторического развития существовало право рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ». Остановимся кратко на основных периодах развития международного права»:
I. «Неясным, остается вопрос о том, что представляет собой неюридическое право, то уже сегодня можно сказать, что оно до законодательного воплощения существует в общественном сознании, в моральных правилах и социальных притязаниях, в фактически сложившихся нормах, но может существовать, существовало и существует также в качестве вполне реальных правоотношений (прежде всего отношений собственности), которые при известных условиях возникают до того, как получают санкции со стороны государственной власти».
Это мнение, высказанное относительно внутригосударственного права, применимо и к международному праву. Обычаи догосударственного общения оказали значительное влияние на содержание первых собственно юридических межгосударственных актов.
Возникновение международного права, как и права вообще, связывается прежде всего с такими регионами как Двуречье и Египет. Древнейшим договором, насколько известно в настоящее время, является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н. э. Он подтверждал существовавшую между ними государственную границу, устанавливая неприкосновенность её знаков. Стороны обязались разрешать возникающие споры на основе арбитража, а исполнение договора гарантировалось клятвами и обращениями к богам.
С середины II тыс. до н.э. число дошедших до нас договоров становится гораздо большим - в основном, это союзные договоры, договоры о границах и о заключении браков. С возвышением Египта, активизацией его внешней политики в отношении сопредельных государств и племенных образований на юге долины Нила и Азии, заключенные им договоры приобретают первостепенное значение. Один из древнейших, а также наиболее типичных договоров был заключен около 1300 г. до н. э. между царем Хаттушилем (Хаттусилисом ) и фараоном Рамсесом II и содержал следующие «разделы»: заголовок текста договора, называл (очень лестно) договаривающиеся стороны, определил цели договора и взаимные обязательства не воевать, выполнять прежние договоры, оказывать друг другу помощь, не принимать и выдавать беглецов и т. д. За основным текстом следовал длинный перечень богов, объявленных свидетелями договора, а также «угрозы нарушителю договора и обещание божьей милости соблюдающим его».
В качестве субъектов международного права тогда выступали самостоятельные или зависимые правители отдельных городов, а отсюда масса договоров о браках, ибо династические браки были весьма важным политическим актом (некоторые из них действительно влекли за собой существенные результаты - брак между царевной Шуммуримат (Семирамидой) с ассирийским царем Шамаши - Адиди II привел к установлению дружеских отношений и необычайному росту в Ассирии влияния религии и культуры Вавилона).
Древний Восток не знал принципа равенства субъектов международного права. К середине I тыс. до н. э. «великими» считались Египет, Вавилон, Метания и Хеттская держава, позднее и Ассирия, но «первым среди равных» был Египет. Остальные государства были зависимы как фактически, так и юридически.
К концу II тыс. до н. э. вопросы, разрешаемые международными договорами, уже охватывают нейтралитет, обмен спорными территориями и т.д. Главными средствами обеспечения договоров считались совершения магических обрядов, клятвы и выдача заложников. Начинает складываться основной принцип международного права «pacta sunt servanda» - «договоры должны соблюдаться».
Одним из самых ранних институтов, возникших уже в эпоху рабовладения можно считать институт посольств. Преимущественно это были временные посольства, но встречались и постоянные - не ограниченные сроком и специальными полномочиями. Постепенно складываются и дипломатические ранги.
Стоит отметить, что институт личной неприкосновенности посла не получил тогда всеобщего признания и в случае дипломатических и военных отношений, посол мог оказаться заложником и даже быть убитым.
В международном праве периода войны практически безраздельно господствует «право победителя» - Аменхотеп I после войны с Сирией привел 101218 рабов. Единственным регионом, где существовали «гуманитарные» нормы, являлась Древняя Индия - война, по законам Ману, считалась крайним средством, а к военным действиям применялись многочисленные ограничения в отношении применения оружия и порядка их ведения - недопустимо было убивать стариков, женщин, детей, парламентариев и сдавшихся в плен; неприкосновенны храмы и культовые учреждения. Хотя имущество врага по-прежнему принадлежало победителю.
Право войны вообще было регламентировано особо подробно. Различались репрессалии и собственно война, подробно разработаны нормы ведения войны на море: захватывались и уничтожались не только военные, но и торговые корабли врага. Существовало и понятие морской блокады, осуществляемой в отношении вражеских портов и побережья в целом. Наконец, выделялись состояния нейтралитета -
- нерешительное (колеблющееся) государство;
- государство, не участвующее в военных действиях, но оказывающее давление на вражеские стороны;
- государство, оказывающее помощь слабому;
- поддерживающее одну из сторон помощью в переговорах.
Индия также не знала принципа равенства субъектов международного права: существовали равные, подчиненные и высшие (или королевские). Однако среди субъектов практиковалась процедура признания - получившие его государства считались независимыми, хотя реальных гарантий для них это не означало.
Посольское право в Индии разделяло послов на три категории: полномочных (объявляли войну и заключали мир); «имеющих ограниченные полномочия» и «передающих послания».
Договорное право получило в связи с интенсивными межгосударственными отношениями широкое развитие и подробную регламентацию. Различались договоры дипломатические (под условием и без и т. д.) и порожденные войной (выплата дани, право сбора налогов и проч.).
В Китае к середине I тыс. до н. э. существовало семь крупных государственных образований и множество мелких и мельчайших, порожденных частыми междоусобицами и политикой «цаньши» (в буквальном смысле это означало - «постепенное поедание земель соседей подобно тому, как шелковичный червь поедает листья»). Широкое распространение имел вассалитет и институт признания из уст императора, в котором не нуждались только первые семь государств.
Международно-правовые нормы в Китае носили ритуальный и в значительной мере религиозный характер.
В праве войны распространен захват рабов и принесение жертв, а интервенция являлась повседневным занятием, причем существовал даже «кодекс» допустимых случаев.
Договорная практика богата и разнообразна - мирные договоры, о союзе, территориальные (непричинение вреда территории другого государства). Существовали и многосторонние договоры. С целью обеспечения договоров применялась выдача заложников (как правило, сыновей правящих князей). Подобная элитарность распространялась и на другие нормы - право убежища, например, признавалось только за знатными людьми.
В качестве средств разрешения споров практиковались посредничество и арбитраж, а в качестве арбитров выступали сам император или ваны.
Различия в развитии рабовладельческих отношений на Древнем Востоке и в Греции сказались и на международном праве. Уже в понимании и практическом признании его субъектов греки исходили из совершенно иных представлений. Их основу составляло учение о полисе как самодовлеющей политической единице, членами которой являются только свободные граждане. Лишь они пользуются всей полнотой прав, но зато несут и ответственность за судьбу своей Родины.
Признание полиса (народа) в качестве субъекта международного права порождало и то обстоятельство, что все внешние сношения велись от имени своих граждан и Народного собрания - высшего органа в области внешних сношений.
В международных отношениях второй половины I тысячелетия до н. э. ведущими стали две области международного права - посольское право и право войны.
Посольства носили единовременный характер и преследовали конкретные цели. Во время исполнения своей миссии они пользовались неприкосновенностью, что являлось общепризнанной нормой, нарушение которой было недопустимым (рассматривалось как крайне враждебный акт), а также рядом почетных знаков внимания (обеды, почетные места во время различных церемоний). Срок пребывания послов мог быть ограничен. От послов отличали глашатаев, или вестников - их функции были более ограниченными и заключались, как правило, лишь в передаче письменных или устных посланий.
Войной греки признавали лишь вооруженные столкновения между самими полисами (государствами).
Различались войны законные (перечень, однако, был не ограничен) и не имеющие законного основания. К законным, например, относились защита государства от нападения, защита религиозных святынь, исполнение союзных обязательств.
Война понималась как борьба всех граждан одного полиса с гражданами другого. Что касается действий победителей, то право «сильного» беспредельно и безоговорочно господствовало и здесь.
Греки различали нейтралитет и невмешательство; первый мог иметь место во время войны, второе - и в мирное время (а так как политическая жизнь греков того времени была заполнена междоусобной борьбой, то вопрос о невмешательстве возникал повседневно).
Некоторые примеры договоров - о взаимной помощи и ненападении, о границах и арбитраже, торговые, о праве вступать в брак с иностранцами, участвовать в общественных играх, приобретать недвижимость и т. д. Значительное место к V в. до н. э. занимают договоры о положении и жизни иностранцев (это характерно, ибо долгое время греки считали их врагами). От правового положения иностранцев отличались ситуации, когда в силу внутренних распрей часть граждан покидала свой полис, но сохраняла в нем определенные права.
Значительно меньше внимания уделялось вопросам территории - основной принцип - любой полис может захватывать земли, принадлежащие «варварам» (на этом и была основана широко распространенная колонизация новых земель).
Нейтрализованными считались земли храмов и земли, носившие сакральный характер (sacer (sacri) - лат., священный, обрядовый).
Важен был вопрос о режиме морских пространств, который, как ни странно, четкого юридического оформления не получил - открытое море считалось свободным - этот принцип вследствие постоянных нарушений нуждался в договорных постановлениях. Периодически предпринимались попытки решить проблему в общеэллинском масштабе. Перикл, вынашивая идею всегреческого конгресса, говорил и о том, «чтобы все могли плавать, не опасаясь нападения». Свобода плавания была установлена в договоре с Филиппом Македонским (338г.) и подтверждена в договоре с Александром Великим (336 г.).
Этническая и религиозная рознь, наличие взаимных политических интересов и многое другое привело к тому, что древние греки систематически образовывали различные союзы (амфиктионии), которые как единое целое в международных отношениях не выступали.
Военно-политические союзы в этом плане более ценны для развития собственно международных отношений - они продолжали оставаться самостоятельными субъектами, но в ряде случаев ограничивали свою деятельность и выступали на международной арене сообща.
Наука международного права только зарождалась, занимались ей философы, ораторы и политики. Обращение к проблемам международного права можно найти у софистов и Сократа, у Платона, дальнейшее развитие идеи получают у Аристотеля. Особенно с III в. до н. э. актуальным становится вопрос о всеобщем мире, а так же против гегемонии отдельных полисов (речи Исократа «О мире» и «Филипп» призывают Афины не претендовать на гегемонию).
В Древнем Риме всегда полагали, что ведение внешних сношений составляет прерогативу лиц и государственных органов, обладающих высшей властью - царей, сената и Народного собрания, а позже (начиная с Суллы) - диктатуры; в конечном итоге - императора, и ряд функций выполняла коллегия фециалов.
Процедура приема послов и ведения переговоров были весьма скрупулезно разработаны уже к III в. до н. э. (позднее - только усложняли и придавали большую торжественность). За исключением легатов и ораторов (глашатаев), послы направлялись Римом в коллегии - 2-3-5 человек, для ведения переговоров о мире -10.
Послами в период расцвета республики и первые десятилетия империи назначались сенаторы и члены комиссии фециалов; содержание послов было невелико, и они часто стремились уклониться от миссий.
Римляне, безусловно, признавали и неуклонно осуществляли принцип дипломатической неприкосновенности (образец - Сципион Африканский, который не нарушил иммунитет карфагенских послов в ответ на их враждебные действия к римлянам), ибо послы, по глубокому убеждению римлян, находились под охраной богов (известно и другое - консул Маний в ответ на объявление войны «велел принести оковы и надеть каждому (из этолийских послов) железный ошейник». Хотя распоряжение было практически тут же отменено, он подвергся возмущению самих же римлян).
Основные договоры касались мира и союза - равные с независимыми государствами и неравные, «устанавливающие покровительство и защиту римского народа».
Право войны в Древнем Риме было в определенной мере религиозно и философско-политически обоснованно: с точки зрения римского правосознания, римский народ (государство) не мог вести несправедливой войны. Поэтому все войны, которые вел Рим считались справедливыми - «все полезное для Рима угодно богам».
Первоначально война рассматривалась как исполнение воли только римских богов, поэтому боги врагов не признавались, и храмы и святыни разрушались. Впоследствии чужих богов «привлекали на свою сторону» - их включили в римский пантеон и брали храмы под охрану. Последствия войн обычны - в 146 г. были проданы в рабство все жители Карфагена.
Во времена империи развивалось право иностранцев. Для их защиты была установлена должность претора перегринов; права иностранцев расширялись за счет брачного и торгового права. Эдикт императора Каракаллы в 212 г. уравнял их в правах с римлянами.
Наука к I в. до н. э. стала самостоятельной и получила свое название - юриспруденция. В ней рассматривались и вопросы международного права. Цицерон большое внимание уделяет принципу обязательности соблюдения договоров, неприкосновенности послов, свободы мореплавания. Далее развитие идет у римских юристов III -V веков. Ульпиан в «Праве народов» определяет его как право, которым «пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех живых существ, а первое - применимо только для людей в их отношениях между собой». Ульпиан исходит из того, что право народов есть именно часть естественного права. Субъектами являются не только государства, но и отдельные люди (это и понятно, поскольку право народов развивалось в Риме не только из договорной практики самого государства, но и деятельности государственных органов по регулированию правового положения иностранцев).
Таким образом, международное право в древности характеризуется договорным порядком регулирования международного общения. В качестве основных договоров выступали: торговые, брачные договоры, договоры о совместной обороне.
Поскольку государства воевали друг с другом, для этого периода характерно «Право войны». Было также развито посольское право, которое сохранилось до наших дней.
II Переход от международного права древности к международному праву средних веков занял ряд столетий и предположительно охватывает в Западной Европе весь период раннего средневековья.
Можно отметить следующие основные исторические события, произошедшие за это время:
·Римская империя окончательно распалась.
·В 843 г. по Верденскому договору государство Карла Великого было разделено между его наследниками.
·В 962 г. Оттон коронован римским императором Великой Римской империи германской нации.
·В 1054 г. христианские церкви разделились на западную и восточную.
·В 1059 г. папа перестал быть избираемым кардиналами и превратился в самостоятельного государя.
Отношения между Западной и Восточной Европой вплоть до ХIII в. носили регулярный характер, а потому, говоря о становлении феодального международного права, мы должны иметь в виду весь континент, не преувеличивая последующего разделения, вызванного татаро-монгольским нашествием на Русь.
Основной особенностью международных отношений в феодальную эпоху является распространение на них принципов иерархии и патримониала. Это обстоятельство обусловило формальный отказ от равенства субъектов международного права. Бесспорным этот принцип стал после провозглашения Оттона императором, то есть верховным светским главой всех христианских народов и государств. В качестве субъектов международного права, наряду со светскими, признавались и религиозные, в первую очередь - папа, единственный равный со светским владыкой; остальные считались вассалами.
Патримониальный принцип породил частно-правовой характер международных отношений и постоянное смешение публично-правовой и частно-правовой деятельности: в это время даже само государство считалось собственностью государя, а владение землей, следовательно, предполагало множество публичных прав. Феодальная раздробленность приводила к тому, что отдельные феодалы не только самостоятельно вели дипломатические отношения, но и объявляли войну и заключали мир. К ХIII в. уже сложилось понимание основных прав самостоятельных субъектов международного права: ведение внешних сношений, заключение договоров, территориальное верховенство, объявление войны и заключение мира.
Дипломатическое право. Д. Хилл, специально исследуя этот вопрос, отмечает: «Формы и обычаи старой римской канцелярии были восприняты и усвоены всеми этими королевствами».
В дальнейшем большой вес приобрела деятельность римской курии (в состав посольств нередко входило духовенство), а также обычаи самих «варварских» народов. Д. Б. Левин приходит к выводу о том, что «церемония приема и проводов посла, обмен дарами, верительные грамоты и прочее стали общими для многих государств раннего средневековья». Нарушение посольской неприкосновенности, как и прежде, влекло за собой суровые кары, которые, в соответствии с духом времени, иногда заменялись выкупом, но очень большим. Постепенно правовое положение послов начинает регулироваться договорами. В XII- XIII вв. оскорбление, а тем более убийство посла рассматривались как нарушение права народов и как посягательство на людей, состоящих под особым покровительством церкви, а потому каралось отлучением. Угроза эта действовала далеко не всегда, а потому послов сопровождала собственная вооруженная свита. Позднее, с укреплением унитарных единых государств, охрана дипломатических миссий становится государственным делом.
По мнению большинства исследователей, Западная Европа не знала постоянных посольств до середины XV в. Исключение составляют северо-итальянские города, где раньше начали формироваться буржуазные отношения и дипломатические отношения играли очень большую роль; в качестве послов часто назначались видные писатели - Данте, Петрарка, Боккаччо.
Консульства возникли из самодеятельных организаций купцов и мореплавателей. Считается, что им предшествовали возникшие в Средиземноморье в Х в. торговые суды, а также избираемые должностные лица, носившие звание консулов. В XI-XII вв. во время крестовых походов итальянские республики стали образовывать свои поселения в Восточном Средиземноморье. Они получали от Византии, латинского императора и других государств ряд привилегий, в том числе автономного управления и суда среди своих сограждан. Так появились первые консулы. В XIII-XIV вв. консульский институт получил широкое распространение и со временем превратился в государственное учреждение.
Договорное право. «Само феодальное государство в первые периоды своего существования по форме было как бы системой договорных связей между феодалами разных рангов, владения которых (феоды) являлись государствами в государстве». Число договоров весьма велико, они регламентируют широкий круг вопросов: брак, дарение, завещание, усыновление (как форму передачи трона, особенно в эпоху раннего феодализма), покровительство, о территориальных изменениях и режимах территорий, о плавании по рекам и мореплавании, с XI в. - «о союзах в торговых целях».
В первые века феодального общества договоры заключаются в устной форме, сопровождаются рукопожатием и клятвой; в дальнейшем преобладает письменная форма. Договоры заключаются на языках сторон или переводятся впоследствии; далее в употребление вошли параллельные тексты и латынь, названная «языком великих держав». Подписывались договоры главами государств, и только с возникновением постоянных представительств их стали подписывать послы. Разбивки на статьи не было вплоть до VIII-IX вв. Срок договоров колеблется от одного года и более, на 30-50 лет или бессрочно (то есть на весь срок правления государя). Могла включаться оговорка о пролонгации, но в средние века давности погашения договоров еще не знали, существовала, однако, презумпция, что заключенные на срок договоры находятся в «замороженном» состоянии и могут возобновляться при наличии соответствующих обстоятельств. Наконец, кроме принципа «pacta sunt servanda», к эпохе Возрождения в договорном праве начинает складываться оговорка «rebus sic stantibus» - «при неизменных обстоятельствах».
Территория. Наряду с дебелляцией (покорением) и получением в результате мирных договоров (дарение, мена, купля-продажа, наследование и проч.) с началом колониальной эпохи началась оккупация так называемых «бесхозных» земель; кроме того, широкое распространение получает сервитут, откуда произошло право разрешения иностранным подданным беспрепятственно передвигаться по территории иностранного государства.
Правовой режим открытого моря. Само понятие формируется в XII-XIII вв. в двух позициях: с одной стороны, государства могли осуществлять свой суверенитет не только над прибрежными водами, но и над частями Мирового океана; с другой стороны, открытое море должно быть свободно для всех государств как общая собственность.
Первая позиция отстаивается государствами, развитыми в морском отношении - Венецией, Генуей, Испанией, Португалией и Англией. Притязания, кстати сказать, были совершенно различны и крайне безапелляционны. Например, когда на основании буллы папы Александра VI (1493 г.) Испания и Португалия по договорам 1494 г. и 1529 г. разделили захваченные ими земли, была «разделена» и большая часть трех океанов - Атлантического, Тихого и Индийского, Англия заняла в этом вопросе совершенно иную позицию: в 1580 г. Елизавета I отклонила жалобу испанского посла Мендозы на капитана Дрейка, совершавшего плавания по Тихому океану по следующему основанию - «пользование морем должно быть свободно для всех, и ни одно государство не может заявить какие-либо притязания на океан, так как ни природные условия, ни соображения общественной пользы не допускают владения океаном».
К средним векам относится формирование понятий исторических морей и заливов, территориального моря - «трехмильной зоны» (право пушечного выстрела, ибо «власть государства кончается там, где кончается реальная сила оружия»).
Правовое положение иностранцев. Долгое время не имели юридических прав. По истечении года с момента проживания становились сервами, если не было специальной декларации. Наследство иностранца отходило не к наследникам, а к феодалу. Впоследствии нормы смягчились, заключались договоры о положении иностранцев.
Разрешение споров. В качестве мирных средств существовали третейские суды и арбитраж, реже посредничество, добрые услуги и дипломатические переговоры. Третейские разбирательства носили смешанный частно - и публично-правовой характер, так как в качестве судей часто выступали сами феодалы. Были и сугубо международные суды, например, в 1244 г. в споре между императором Фридрихом II и папой Иннокентием IV выступил судьей парижский парламент; в 1317 г. папа Иоанн XXII выступил судьей в споре между королем Франции и герцогом Фламандским. Субъектами спора до конца XV в. оставались монархи, позднее - само государство. Состав суда чаще носил коллегиальный характер, с равным числом арбитров от сторон. Предпринимались попытки создания постоянных арбитражей.
Право войны. С VI-VII вв. преобладала точка зрения, идущая от древних германцев, что война есть проявление Божьего суда: война есть спор о праве, в котором применение силы признавалось судебным доказательством. Впоследствии возникла идея разрешения споров посредством поединка, так как государство есть собственность монарха, которую он должен защищать. Этот метод просуществовал вплоть до VIII-IX вв.
В вопросе об обосновании справедливой войны в средние века необходимо выделить следующие обстоятельства:
после периода феодальной раздробленности и широкого распространения войн, с XI-XII вв. наступает период активной борьбы за их ограничение, а затем и полное их запрещение. Складывается правило, согласно которому войну объявляет и ведет лишь глава государства;
постепенно вырабатываются справедливые основания войны. Раймунд Пеннафорд (1180-1275) одним из первых исследователей того времени приходит к выводу, что основанием войн может быть либо возврат законной собственности, либо защита отечества. Он формулирует четыре правила, ставшие впоследствии предметом постоянного обсуждения: во-первых, войну может вести только светская власть; во-вторых, целью войны должен быть мир; в-третьих, война не должна быть местью, а только решением спора о праве; в-четвертых, война объявляется государем.
Объявление войны считалось обязательным и общепризнанным. Участниками войны могли быть все подданные - мужчины, в целом практика не допускала к войне лиц духовного звания, кроме редких исключений.
С появлением огнестрельного оружия были сделаны попытки (вскоре потерявшие силу) его запретить. На II Латеранском Соборе в 1139 году было запрещено использование баллистерий и сагнетарий, то есть дальнобойных орудий для метания и арбалетов.
Предпринимались попытки ограничить время военных действий (Божьи дни - с вечера среды до утра понедельника; Великий пост; Пасха и проч.).
Режим плена зависел от социального положения пленного, общепризнанных норм плена не существовало; содержались пленные за счет победителей, был возможен выкуп.
Изменения произошли в определении понятия нейтралитет - первоначально его смысл заключался в одностороннем отказе от помощи воюющим сторонам и лишь постепенно включал в себя обязательства воюющих не нападать и не нарушать провозглашенного нейтралитета.
В военных действиях на море до XIII в. господствует полный произвол. Прокламации запрещали торговлю с противником и вообще оказание каких-либо услуг. Морские войны в значительной мере сводились к разрушению торговых и транспортных связей противника - это породило понятие каперства и «призового» права (последнему придавался чрезвычайно широкий смысл, так как в это право включались и корабли противника, и нейтральные суда).
Развитие международного права в Восточной Европе происходило в целом теми же путями, с некоторыми особенностями. Вплоть до конца XII-XIII вв. Киевская Русь занимала одно из ведущих мест среди европейских держав. Татаро-монгольское иго разрушило эти связи. В эти годы международно-правовая жизнь ограничивалась между русскими землями и татарскими ханами, и только на западных границах сохранялись торговые связи Смоленска, Новгорода и Пскова со Скандинавией и немецкими городами. Куликовская битва и последующие события привели к коренным изменениям в конце XIV в. В целом можно говорить о трех периодах:
- IX-XII вв. Вообще первые сведения о дипломатических отношениях славян относятся к V-VI вв. К середине XI в. относится направление первых посольств в Константинополь и франкское государство. Это подготовило заключение широких и многочисленных договоров с Византией. Наиболее типичным было отражение следующих положений в договоре: цель - установление мирных отношений и сохранение мира и безупречной дружбы; обширная группа статей посвящена положению руссов в Византии и греков на Руси (уголовная ответственность; наследование - отходило наследникам умершего; положение въезда и пребывания купцов и др.); вопросы выкупа из плена и возврата беглой челяди.
Территория. Произошел отказ от пресловутого «берегового» права; судно, потерпевшее крушение на берегу союзника, невредимое доставлялось на родину. В устье Днепра существовал особый правовой режим - с наступлением осени русские должны были отправляться домой.
- XIII-XIV вв. В договорах (в частности, речь идет о договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом) особое внимание уделялось правовому положению купцов и организации торговли. Группа статей определяла право свободного прохода (в том числе и транзитного) по суше и водным путям, отказ от берегового права. Кроме того, в Восточной Европе не было такого засилья транспортных пошлин, а в договорах стороны вообще от них отказывались.
- XIV-XVIII вв. Ко второй половине XV в. процесс объединения русских князей резко усилился. Иван III фактически стал независимым государем - царем Московским, а русское государство, встав рядом с могущественными монархиями Европы и Азии, вернулось к активной европейской политике.
В этих условиях исключительное внимание уделялось вопросам дипломатии и признания суверенности государя. Основу суверенности Московского государства составляла прогрессивная, в тех условиях, идея самодержавности, требовавшая в области международных отношений соответствующей титулатуры. Она была утверждена (не без серьезной борьбы) - австрийский император Максимилиан в 1505 и 1514 гг. называет Ивана III и Василия III «императорами и братьями». Соответственно строились и дипломатические отношения, среди которых малейшие вольные или невольные попытки ущемить титул встречали самый жесткий отпор - в 1668 г. посол царя Алексея Михайловича был принят Людовиком XIV; в грамоту, которую он должен был отвести в Москву, вкралась ошибка - титул императора был заменен на царя. Посол объявил, что его могут уморить голодом, разрезать на куски, но он письмо короля не возьмет. Людовик уступил и текст был переделан.
Формирование и развитие международного права в арабских, а затем и других государствах, принявших мусульманство, отличалось значительным своеобразием, зависящим, прежде всего, от того, что Коран являлся (и является) для них не только религиозной книгой.
Наиболее существенной чертой является не просто признание мусульманства как единственно истинной религии, но и обязанность борьбы за ее установление во всем мире, ибо каждый человек должен быть приобщен к вере Аллаха - «потому все истинные сторонники ислама и есть его воины». Это, однако, не означает призыва к непрерывным войнам. Первоначально «священная война» - джихад, осуществлялась мирными средствами, и только постепенно это стремление приобрело открыто выраженный военно-политический характер. Первые десятилетия джихад был скорее оборонительной войной в защиту веры и только впоследствии приобрел явно наступательный смысл.
Смысл джихада в том, что война с неверными всегда оправдана и справедлива. Она определяется конечной целью - установлением мирового господства ислама как религии (не единого государства). С точки зрения Корана невозможен постоянный мир с неверными. Доктрина мусульманского права различала пять видов справедливых войн: с неверными (политеистами); отколовшимися от ислама; несогласными с толкованием Корана; с разбойниками; с христианами.
Война прекращала все договоры; неверные становились врагами, а торговля с ними объявлялась незаконной. Окончанием войны могло быть завоевание, уплата контрибуции или мирный договор, не превышающий десяти лет.
Мусульманская доктрина и практика признавали и мирные средства для разрешения споров. В качестве арбитра и третейского судьи между арабскими племенами неоднократно выступали сам Мухаммед и первые имамы.
Договорное право занято торговлей и правовым положением иностранцев. Кстати, арабские халифаты отличались значительной веротерпимостью по отношению к иностранцам - последние имели церкви, но не могли принимать участие в церемониях и богослужениях мусульман и оскорблять их чувства (например, есть свинину и пить вино на публике и проч.).
Впоследствии стали заключаться договоры политические и даже о союзах. Юридически мусульманское право категорически твердо стояло за соблюдение принятых сторонами обязательств. Другое дело - насколько соблюдалась эта норма, ибо «если ты боишься от людей измены, то отбрось договор с ними согласно со справедливостью: поистине Аллах не любит изменников» (Коран 8.60).
Таким образом, международное право в Средние века выделяло 2 блока: западный и восточный. Отличительной особенностью Западного блока является засилье пошлины, господство берегового права. Восточный блок характеризуется отсутствием пошлин и берегового права впринципе. Этот период характеризуется первыми попытками по сокращению военных действий.
Также продолжает развиваться посольское право. Оформляются привилегии и иммунитеты.
III. Vв до Вестфальского мира 1648г.
Вестфальский мир - это Вестфальский трактат, который подписали государства для завершения 30-летней войны. Вестфальский мир 1648г. называют «великим чудом». Вестфальский трактат представляет из себя два связанных между собой мирных договора: Оснабрюкский и Мюнстерский. 1-ый договор между императором Священной римской империи и его союзниками - с одной стороны, и Швецией и ее союзниками с другой стороны. Мюнстерский договор - это договор между императором и Францией с их союзниками.
Постановления трактата включали в себя следующие формальные вопросы:
·Вопросы территориального изменения в Европе;
·Вопросы вероисповедныхотношений в Священной Римской империи;
·Вопросы политического устройства.
Однако в реальности круг вопросов был шире. Кроме этих вопросов трактат закреплял принцип политического равновесия - речь идет о стабильности границ, институт международного - правового признания - то есть, признание независимости, например, Швейцария, Нидерланды.
По трактату также признавались суверенные права государств, но существовало одно ограничение - это право германских государств заключать договоры с негерманскими государствами. То есть трактат искусственно смешал государственные и международно-правовые элементы.
Значение Вестфаля:
1.Подчеркивается международно-правовой эффект Вестфальского мира.
2.Определил для политико-правового развития международно-правовое и религиозное будущее в виде Европейского основного закона.
.Трактат отразил ранний период развития международного права.
.Определил равноправие держав.
.Нормы трактата предусматривают мирное разрешение споров и применение коллективных санкций против нападающей стороны.
.Особое внимание в трактате уделено вопросам гарантии его соблюдения, речь идет о проблеме действенности и действительности международных договоров. Отражение данной проблемы имело большое значение для развития права международных договоров. В гарантиях говорилось, что заключенный мир должен оставаться в силе и что обе стороны обязаны отстаивать и защищать каждую сторону мирного договора против каждого, независимо от религии.
.Большое значение Вестфальского договора имело и для международно-правового статуса России. Впервые в международной практике Западной Европы фигурирует Московская Русь в качестве общепризнанного участника международного общения.
Таким образом, значение трактата в том, что он оказал большое влияние на процесс формирования международного права посредством создания системы европейских государств.
Значительно медленнее развивался режим территорий. На период 17в. и половины 18 века продолжали господствовать феодальные принципы перехода территории от одного государя к другому, например, обмен территориями по Утрехтскому (1713г.) и Раштадскому (1714г.) мирными договорами.1 Наибольший прогресс наметился в области морского и зарождающегося речного права.
Перечисленные периоды принято именовать старым или классическим международным правом, для которого характерно:
1.Наличие единого субъекта - государство.
2.Малое число отраслей: право войны, посольское право.
.Международное право выступает средством разрешения спора о праве на войну.
С 1648г. до Венского конгресса 1815г. формирует последний период международного права, завершается эпоха наполеоновскими войнами.
В 1917 году начинается современное международное право.
Великая Октябрьская социалистическая революция - переломное событие не только в мировой истории. В отношении к международному праву речь идет прежде всего о рубеже между «старым» и «новым» международным правом.
В доктрине международного права нет единства относительно границ международного права и вообще о том, насколько правомерно такое деление. Юристы-международники классической английской и американской школы в большинстве случаев говорят лишь о более или менее значительных, но не коренных изменениях в общем международном праве, которые не дают повода говорить о новом, отличном от классического, праве. Отечественные юристы также не едины в решении этого вопроса, но основных точек зрения три:
- революция - начало нового международного права (Г. И. Тункин, Р.Л. Бобров);
- начало нового международного права - это Парижский Пакт об отказе от войны как орудия национальной политики 1928 г. (Г. В. Шармазанашвили);
- начало процесса -1917 г., а завершение - принятие Устава ООН (А. П. Мовчан).
Начало современного периода связывают с датой 1917 года в связи со значительными изменениями, прежде всего, во внутренней и внешней политике Советской республики:
Декрет о мире 1917 г. содержал идеи о преступности агрессивной войны; справедливом демократическом мире, т.е. мире без аннексий (захват чужих земель, насильственное присоединение чужих народностей) и контрибуций. Оказал влияние на целый ряд международно-правовых актов, в том числе Статут Лиги Наций, поскольку обязывал государства «строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств»; формулировал принцип самоопределения наций. Первоначально идеи Декрета закреплялись в качестве принципов внутригосударственного права и как основа внешней политики Советского государства - впоследствии закрепились во многих двусторонних договорах и приобрели статус общепризнанных норм международного права.
Отношение к международным договорам. Правопреемство отныне признавалось только за равноправными и заключенными на добровольной основе договорами.
Следующим эпохальным событием в истории международного права явилось, во-первых, заключение в 1919 г. Версальского мира, завершившего Первую мировую войну и, во-вторых, создание новой международной организации, вошедшей в систему международных отношений в период между двумя войнами - Лиги Наций. Деятельность ее начиналась с учетом нового соотношения сил на политической арене, поэтому в преамбуле Статута содержались положения о том, что «для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права...» и проч.
Деятельность Лиги Наций была во многом противоречивой - например, ст.21 Статута вольно или невольно придавала международно-правовой статус «доктрине Монро» (провозглашена 02.12.1823 г. в форме послания конгрессу президента США Д. Монро). Доктрина Монро содержала три основных положения - во-первых, невмешательство американских государств во внутренние дела Европы; невмешательство европейских государств во внутренние дела Америки; препятствование всяким попыткам европейских государств покушаться в какой-либо форме на независимость американских государств путем их колонизации. Она была направлена не против колониализма вообще, а против экспансии европейских государств на американский континент и послужила прикрытием для присоединения к США более половины территории Мексики - штаты Техас, Калифорния, Аризона, Невада, Юта, Новая Мексика, Колорадо, часть Вайоминга.
При помощи Лиги Наций сообщество надеялось предотвратить возникновение мировой войны.
Механизма по кодификации и прогрессивному развитию международного права в рамках этой организации создано не было, однако был создан постоянный суд, призванный урегулировать споры между правительствами - Постоянная палата международного правосудия.
Одним из необычных моментов в деятельности Лиги Наций было создание организации интеллектуального сотрудничества - Лиги Умов, целью которой было оказание политического влияния «через печать на решение вопросов разоружения, обеспечения международной безопасности». В ее состав входили А. Эйнштейн, М. Кюри-Склодовская, А. Бергсон, Рабиндранат Тагор, Дж. Голсуорси, З. Фрейд, Т. Манн и т. д.
К сожалению, Лига Наций игнорировала как старые, так и новые международно-правовые институты, призванные обеспечить мирный порядок разрешения споров. Особенно опасной стала подобная позиция после Локарнской конференции, которая ускорила развязывание новой мировой войны.
В октябре 1925 г. была созвана Локарнская конференция, принявшая 8 пактов, среди которых основным был Рейнский пакт, гарантирующий неприкосновенность границ между Германией, Бельгией и Францией - государства обязывались не предпринимать никакого вторжения или нападения и не прибегать к войне друг против друга; Германия принималась как равноправная сторона - это создавало иллюзию, что Европа становится на путь умиротворения. Речь, однако, шла лишь о западных границах Германии, по сути, это означало международно-правовое оформление известной политики «дранг нах остен» («поход на восток»).
Среди нормативно-правовых актов между двумя войнами выделяется Парижский договор от 27.08.1928 г., оцениваемый как самое крупное событие в международно-правовой жизни. Этот договор, обычно называемый «Пактом Бриана - Келлога», об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, предусматривал в ст. 1, что участники Пакта «отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики».
Мировая обстановка меж тем резко ухудшилась - экономический кризис 1029г.; захват Японией Маньчжурии; в Германии к власти приходит фашизм, а затем Германия, Япония и Италия вышли из Лиги Наций. Советский Союз еще до вступления в Лигу Наций вел активную политику по борьбе с агрессией и был приглашен на конференцию по разоружению. Советская делегация предложила подписать проект декларации об определении нападающей стороны, однако проект был сорван. Лишь в 1933 г. по инициативе СССР удалось подписание десятью государствами Конвенции об определении агрессии. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.
Мюнхенское соглашение, подписанное в 1938 г. Великобританией, Францией, Германией и Италией было дипломатической прелюдией новой мировой войны. Это соглашение нарушало практически все действовавшие в тот момент принципы международного права - суверенитета и равенства государств; территориальной целостности; свободы волеизъявления; мирного разрешения международных споров. В соответствии с соглашением предусматривалось отторжение от Чехословакии Судетской области в пользу Германии, а также удовлетворение необоснованных территориальных притязаний к Чехословакии со стороны Венгрии и Польши. Оценивая международно-правовой аспект политики «умиротворения агрессора», можно сказать следующее: международное право, само по себе, независимо от уровня развития его принципов и норм, не может предотвратить не только мировой, но и вообще любой войны. Осуществляя деятельность в международном сообществе, государства, применяющие и соблюдающие международное право, не могут с ним не считаться. В этой связи накануне второй мировой войны для сообщества было небезразлично, какие международные нормы действуют и каков порядок их применения при разрешении конфликтов. Если государства фашизма шли по пути откровенного и грубого нарушения международного права, то западноевропейские государства пытались хотя бы внешне облечь эти отношения в международно-правовую форму, что и развязало впоследствии руки тем, кто 01.09.1939 г. начал вторую мировую войну.
декабря 1939 г. в связи с советско-финским конфликтом, СССР был исключен из Лиги Наций, жизнедеятельность последней также долго не продлилась - это было последнее заседание ее Совета.
Послевоенное развитие международного права самым значительным событием, безусловно, считает создание Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава, вступившего в силу 24.10.1945 г. Устав закрепил в качестве общепризнанных принципов международного права: суверенное равенство государств; недопустимость агрессии в международных отношениях; принцип невмешательства; право наций на самоопределение и другие.
Деятельность Организации Объединенных Наций можно оценивать по-разному, тем не менее ее огромный вклад в развитие международного права и межгосударственного сотрудничества вряд ли можно не заметить. В рамках ООН было принято большинство международно-правовых документов, на которых строятся отношения государств в современный период.
Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости на сегодняшний день сменились всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности. Период 1990-1999 гг. провозглашен ООН Десятилетием Международного права, в течение которого должно было произойти дальнейшее повышение роли международно-правового регулирования в международных отношениях.
Закономерности развития международного права в принципе соответствуют закономерностям международных отношений. Формируясь под влиянием международных отношений, международное право само оказывает на них активное влияние.
Большинство отечественных юристов-международников сходятся во мнении, что по сравнению с классическим международным правом современное есть все основания считать новым.
Современное международное право основано на принципах равноправия и самоопределения народов; запрещении агрессивной войны; всеобщего признания принципа уважения прав человека (последний был фактически недосягаем для старого международного права). Существенные изменения произошли во всех отраслях международного права - субъекты международного права; право международных договоров; международно-правовая ответственность и проч. Появился ряд новых отраслей - право прав человека, право международной безопасности, охрана окружающей среды и др. Заметен прогресс и в области реализации международного права: классическое право, считая, что государства суверенны, в принципе не допускало каких-либо механизмов принуждения государств к осуществлению норм международного права. В современном международном праве в реализации этого механизма принимают участие все международные организации (в разной степени), специальные международные органы (Совет Безопасности ООН, Международный Суд ООН, региональные суды и арбитражи и т. д.).
Печально то, что международное право, как, впрочем, и большинство национально-правовых систем, недостаточно развито в областях, касающихся новых жизненных проблем: всеобщей безопасности и разоружения; рациональном использовании природных ресурсов и охраны окружающей среды; создании нового международного экономического порядка.
Современное международное право - это прежде всего юридическая основа отношений между государствами. В международных отношениях международное право выполняет координирующую функцию, поскольку с помощью его норм государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений; регулирующую функцию, проявляющуюся в установлении твердых правил для государств; охранительную функцию, выраженную в существовании механизмов, защищающих законные права и интересы государств и, наконец, обеспечительную, так как международное право содержит нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам во внешней политике.
История международного права свидетельствует о росте не только юридического авторитета, но и морально-политического.
Связь между нравственностью и проблемой выживания все чаще становится предметом научных исследований. Польский политолог А. Боднар отмечал, что «этизация, широкое внедрение моральных мотивов в анализ явлений международного сожительства все более четко проявляется в последнее десятилетие», а видный бразильский специалист в области международных отношений А. Фонсека Пиментэль считает, что необходимость выживания человечества в наш век требует выработки «международного кодекса морали» государств.
Моральный авторитет государства непосредственно не связан с его могуществом. Однако неправильно было бы полностью отрицать связь моральных факторов внешней политики с факторами материальными.
Единство морального авторитета и материальной силы государства становится дополнительным источником эффективности его внешней политики. Нравственное влияние могущественного государства на мировую политику более заметно, а нарушение норм морали крупнейшей державой (например, пакет советско-германских соглашений 1939 г.) наносит более ощутимый ущерб международной морали и самой международной системе, чем в случае нарушения небольшим государством.
«Кому много дано, с того много и спрашивается» - эта простейшая моральная норма применима и в межгосударственных отношениях. Моральный авторитет государства имеет серьезное значение и для международного права. С одной стороны, составной частью такого авторитета является репутация приверженца добросовестного соблюдения международного права, с другой - договор с государством, пользующимся высоким моральным авторитетом, обладает особой ценностью. Ходом истории взаимодействие международного права и морали поставлено в иную плоскость, повышено его значение в повседневной практике. Эффективность права зависит от степени его соответствия морали. Кроме того, международное право является одним из основных средств упрочения позиций международной морали.
Международная нормативная система не столь четко организована, как национальные нормативные системы. В международной системе переплетается и взаимодействует множество самых разнообразных норм: политические, правовые, моральные, традиции, международная вежливость и др. Ни в теории, ни в практике нет единодушного мнения в оценке характера обязательной силы различного рода международных актов, нет и системы органов, призванных определять характер тех или иных обязательств. Для международной юридической системы должны быть найдены иные критерии определения действительности ее норм. С целью их выявления необходимо, в частности, изучить критерии для определения моральных норм, морально-политических обязательств, а также исследовать их взаимодействие с международно-правовыми нормами. Стоит согласиться с мнением В. Дженкса о том, что место международного права в будущем международном сообществе зависит от нашей продолжающейся верности идеалам общего мира, свободы, общего благосостояния и другим.
Таким образом, особенностью этого периода является принятие на втором Всероссийском съезде Советов России 8 ноября 1917 года международного соглашения «Декрет о мире», в котором были закреплены принципы, в последствии, практически полностью вошедшие в Устав ООН 1945 года, а именно:
1.Запрещение агрессивной войны - это преступление против мира, которое влечет за собой ответственность по международному праву.
2.jus gentium - право народов, наций на самоопределение (система правовых норм определяющих отношения граждан с негражданами), в средние века перенесена на правила международных отношений. «Правила - обычаи» в международном праве - это правила поведения сложившиеся в международной практике, за которыми субъекты международного права признают юридически обязательный характер.
.Разрешение споров только мирными средствами, в качестве мирных средств выступают: переговоры, обследования, посредничество, примирения, арбитражы, судебные разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям и иными мирными средствами по своему выбору.
Версальский мирный договор 1919г. завершивший I мировую войну повлиял на создание международных организаций. В частности в 1919г. была создана Лига Наций. Статут Лиги Наций, которым руководствовалась организация, допускал для урегулирования споров обращаться к силе, в том числе и вооруженной.
Вклад Лиги Наций в международное право заключается в том, что ее создание послужило причиной для прекращения II мировой войны, хотя и не предотвратила ее.
На смену Лиги Наций создается Организация Объединенных Наций (далее ООН). В 1945году, а именно 24 октября был принят Устав ООН.2 Устав подписали 50 государств. Кроме того, в ООН вошли специализированные учреждения.
Роль России в формировании современного международного права была не последней. В частности в выводах конференции Совета Европы было отмечено, что Конституция 1943 года в её части 4 статьи 15 предоставила возможность для влияния на российский правопорядок норм международного права.1 Анализ статьи 15 части 4 Конституции Российской Федерации показывает универсальный характер международного права не в качестве теоретического требования, а в качестве юридического факта применения норм международного права при коллизии с нормами внутригосударственного права, если коллизионная ситуация не касается основ государственного устройства РФ.
Таким образом, «международное право» - это система юридических норм, создаваемых государствами и частично другими субъектами международного права для регулирования их взаимного общения, возможно и принуждение, которое в необходимых случаях осуществляется самими государствами и некоторыми международными организациями.
Из определения можно выделить особенности понятия «международного права»:
1.Носит универсальный характер - это юридический факт;
2.Международное право - это особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств;
.На каждом историческом этапе отражает объективные факторы общественного развития, а не субъективную волю;
.Регулирует исключительно межвластные отношения, то есть отношения между государствами и тем самым отличается от национальных правовых систем.
Национальное право регулирует отношения между различными властными структурами государства; между этими структурами и физическими и юридическими лицами, действующими под юрисдикцией данного государства. Международное право действует только в отношениях между государствами, как таковыми.
5.Отсутствие какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний.
Предмет международного права.
В состав международных отношений входят 2 группы отношений:
1.Межгосударственные, собственно отношения между государствами, отношения государств с иными субъектами международного права, отношения между межправительственными организациями между собой.
2.Отношения государств с юридическими и физическими лицами различных государств, международных неправительственных организаций, объединений и так далее.
Проблемным вопросом является влияние международного права на каждого человека в отдельности и вопрос правильного восприятия международного права. Этой проблеме сопутствуют следующие причины:
·факт равнозначного соблюдения международными судами норм национального права и норм международного права, за исключением основ конституционного строя;
·некоторые государства активно выполняют нормы международного права и вводят положения договоров с зарубежными странами в свою национальную практику.
Метод международного права.
В качестве метода выступают: соглашения, заключаемые между субъектами международного права на равноправных и добровольных началах; нормы, создателями которых являются государства, некоторые международные организации, государственно-подобные образования.
Субъекты международного права.
·суверенные государства;
·международные межправительственные организации, а также нации, борющиеся за свою независимость;
·государственно-подобные образования.
Основываясь на вышеизложенном, мы можем выделить черты современного международного права:
1.расширенный субъектный состав.
2.расширенный отраслевой состав.
.прогресс в области действия механизма принуждения.
Современное международное право характеризуется двумя точками зрения.
Первая точка зрения принадлежит Г.И. Тункину. Международное право рассматривается, как часть глобальной межгосударственной системы1:
·Множество компонентов (субъект международного права + международные межправительственные организации; международные органы и конференции; само международное право и иные социальные нормы, действующие в международных отношениях).
·«Интегративность» - свойство компонентов определяются не суммой компонентов (субъекты международного права; международные межправительственные организации; международные органы и конференции; само международное право и иные социальные нормы, действующие в международных отношениях), а их взаимодействием.
·Регулирующая способность: силовой, правовой и политический методы.
Следовательно, международное право в международной системе является основой правопорядка, выполняя все функции, присущие праву.
Таким образом, международное право, как часть глобальной межгосударственной системы, - это взаимодействие множества компонентов с помощью силового, правового и политического методов.
Вторая точка зрения рассматривает международное право, как часть всемирного правового комплекса, в который входят все иные национально - правовые системы. Международное право выполняет в этом комплексе роль правового идеала, в соответствии с которым должно приводиться все национальное законодательство. Такое значение международное право получило по причине того, что применение права более удобно, если оно единообразно.
Третья точка зрения принадлежит А.Н. Талалаеву. По мнению А.Н. Талалаева отличительная особенность современного международного права состоит в том, что оно является продуктом взаимодействия неоднотипных в классовом отношении государств и носит характер общедемократического права и мирного сосуществования государств с различным социальным строем.2
Сейчас на международной арене принято считать, что субъектами международного права выступают развивающиеся государства с различными политическими ориентациями. Каждое государство, по свойственным ему объективным закономерностям, во многом определяет существенность международных отношений, которые отражаются и в современном международном праве.
В современных международных отношениях диалектически сочетается, с одной стороны, сотрудничество, а с другой стороны, соревнование и борьба государств с различным общественным строем, и признаками (политическими, идеологическими и экономическими).
Огромную роль в прогрессивном развитии современного международного права играют народы разных стран. Нормы современного международного права носят демократический характер, которые воплощены в Уставе ООН 1945 года.
Современное международное право можно охарактеризовать как особую правовую надстройку над международными экономическими отношениями переходного периода, в результате действия норм международного права. Возникают специфические международно-правовые отношения. В отличие от экономических, они являются идеологическими, надстроечными, отражающие материал.
Прежде чем сформироваться, они проходят через волю, сознание господствующих классов, государств, и эта воля находит свое выражение в содержании международно-правовых норм.
Таким образом, международно-правовые нормы - формы экономических, международных отношений и всегда отражает их особенности на конкретном этапе исторического развития.
Функции международного права.
Координирующая функция - в норме международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношения.
Регулирующая функция обозначает установление четких правил поведения, без которых невозможно существование и общение государств (например, дипломатические отношения).
Обеспечительная функция направлена на принятие норм побуждающих государства соблюдать международные обязательства (например, положение о международной ответственности за нарушение международного права).
Охранительная функция призвана защищать интересы и права государств.
Задачи международного права:
·Обеспечение информацией, дабы все государства при внешнем взаимодействии могли беспрепятственно осуществлять сотрудничество, и при необходимости оказывать помощь и поддержку.
·Создание нового набора международных правил, как результат межгосударственного взаимодействия.
Таким образом, можно заключить, что задачи международного права направлены на равное и честное общение государств между собой.
Международное право и современность.
Надо начать с того, что в каждом государстве есть своя система права, то есть совокупность защищаемых принудительной силой государства обязательных правил поведения (нормы права), которыми должны руководствоваться люди.
Национальных систем права много, как и государств. Их разнообразие определяется особенностями исторического, экономического, культурного развития и географического положения. Но общее для всех систем то, что регулируемые ими общественные отношения не выходят за пределы одного государства. Это так называемое внутреннее право государств или внутригосударственное право. В зависимости от того, какие общественные отношения регулируются нормами, они делятся на различные отрасли права (конституционные, гражданские, уголовные правовые нормы, содержащиеся в кодексах, конституциях государств и других законодательных актах.
Однако, «мир - это не одна страна», как указывал В.И Ленин. Мы живем не только в государстве, но и в системе государств. Времена изоляционизма канули в лету. Ныне государства мира, независимо, где они расположены, связаны между собой множеством соглашений, договоров и других международных отношений, а отдельные группы государств еще общностью экономикой, политикой, идеологией.
В мире происходит много изменений. Например:
·Социализм противостоял капитализму;
·Сфера империалистического господства сузилась;
·Завершилась ликвидация колониальных империй.
В результате крах колониальных систем, и вступление в международную жизнь новых народов и государств, где международные отношения превратились в подлинно всемирные отношения.
«Международные отношения» - особый вид общественных отношений. Это особая система экономических, политических, правовых, военных связей между государствами и группами государств, между основными социальными, экономическими и политическими силами, общественными движениями и организациями, действующими на мировой арене.
Ядром международных отношений служат отношения между государствами (межгосударственные отношения). Эти отношения не хаотичны, не беспорядочны, они, как и внутригосударственные отношения регулируются нормами права. Только эти нормы особые, они создаются не одним государством, а многими и признаны действовать, как правило, не внутри государств, а внешне, то есть в отношениях между ними.
Нормы права, которые регулируют отношения между государствами (прежде всего) и составляют международное право.
«Международное право» - это не отрасль национального права какого-либо одного государства, оно представляет собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих отношения между государствами с различными общественным и социальным строем, формой правления, государственным устройством. Все государства являются равноправными участниками международных отношений, членами международного сообщества.
«Международное право» - сложное социальное явление, включает в себя огромное число правовых норм, которые регулируют различные стороны международных отношений и группируются в различные отдельные отрасли международного права: дипломатическое право, консульское право, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право.
В отличие от системы национального права отдельных государств, в международном праве нет Кодексов, которые действуют во многих отраслях внутригосударственного права. Тем не менее, кодификация международного права проводится. Ею занимается комиссия международного права ООН и ряд других международных организаций. За 37 лет с небольшим комиссия международного права осуществила кодификацию дипломатического, консульского, договорного, морского права, также в области правопреемства и ответственности государств. С этой целью были разработаны Комиссией, а государством приняты международные конвенции по дипломатическому и консульскому праву.
Непрерывно расширяется и углубляется сфера применения международного права.
Все большую роль играют в международных отношениях международные организации, как межправительственные, так и неправительственные. Межправительственные создают соглашения между государствами, а неправительственные объединяют национально-общественные организации и движения. Особое место занимает ООН, её членами являются 202 государства мира.
Фундаментом Организации Объединенных Наций является Устав 1945 года. Это своеобразный кодекс, поскольку в нем закреплены основополагающие принципы международного права:
·Суверенное равенство;
·Невмешательство во внутренние дела;
·Запрет агрессии и применения силы в международных отношениях;
·Право народов на самоопределение…
Большое место в международном праве занимают те нормы, которые регулируют совместные действия государств в борьбе с агрессией, апартеидом и другими областями разоружения, запрет производства ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
II Международное публичное право и международное частное право: соотношение.
«Международное право» является международным публичным правом, так как регулирует властные публичные отношения.
«Международное частное право» - отрасль, регулирующая гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер.
«Международное частное право» - комплексная правовая система, объединяющая нормы внутригосударственного законодательства, а также международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения гражданско-правового характера, осложненные иностранным элементом (то есть отношения международного характера с помощью коллизионного - правового и материального - правового методов).
«Международное частное право» по мнению Богуславского - это внутренняя правовая система каждого отдельного государства, нормы которой государство создает самостоятельно (точка зрения Богуславского). Отсюда вытекает задача каждого государства по регулированию коллизий между частноправовыми нормами права. Эти нормы называются коллизионными. Следовательно, отвечает на вопрос, право какого государства подлежит применению.
Связь между международного публичного и международного частного права прослеживается «тесная». Роль международных договоров велика, с их помощью происходит унификация норм частного права государств. Но международные договоры не являются источником международного частного права (для того, чтобы стать источником необходимо войти в состав правовой системы страны).
Предметом международного права являются властные межгосударственные отношения, то есть сфера регулирования отношений шире чем по международному частному праву.
Предметом международного частного права являются международные отношения негосударственного характера, включает частно-правовые отношения. Характер отношений в международном частном праве двойственный. То есть с одной стороны, имеют правовое регулирование национального права, с другой стороны, имеют правовое регулирование международное право. В предмет международного частного права наряду с гражданско-правовыми отношениями включают трудовые, брачно-семейные и все гражданско-процессуальные отношения.
Международное право составляет структуру межгосударственной юридической системы - это (институтом отрасли международного права являются императивные нормы межгосударственной юридической системы ------основные принципы и принципы отраслей права ------------- отрасли межгосударственной юридической системы ------ институт отрасли).
Международное право имеет согласительную природу. Если в национальной системе права органы наделены функцией создания нормативных предписаний поведения субъектов права, то в системе международного права нормативные предписания не могут возникнуть иначе, как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений.
Метод международного частного права не имеет собственного механизма по созданию правовых норм. Первостепенным является национальное право, международный договор и обычай.
Источник международного частного права, с одной стороны, обязывает государства в целом, с другой стороны, регулируют гражданско-правовые отношения негосударственного характера.
Субъект международного частного права: индивид, юридические лица разных государств, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации. Редко субъектом международного частного права выступает межправительственная организация или государство.
Соотношение международного права от международного частного права по норме права.
1.Норма международного права - высокая мера нормативной обобщенности, чаще всего характеризуется одним элементом - диспозицией, реже - гипотезой и диспозицией вместе.
2.Для соотношения норм, на наш взгляд, важным является, часть 4 статьи 15 Конституции РФ, то есть при коллизии норм международного права и норм национального права, будут применяться нормы международного права, если это не касается основ государственного устройства. То есть приоритет международного договора, правила которого будут применяться, если во внутринациональном законе не содержится другое правило.
.Нормы и принципы международного права и международный договор являются составной частью его правовой системы.
.Признак одобрения международных документов Российским государством, как общепризнанных. Речь идет о тех международных документов, по которым государство согласно и добровольно берет на себя обязательства.
Таким образом, анализируя соотношения, можно заключить, что государства не могут общаться друг с другом, руководствуясь силой и сиюминутным интересом, без всяких правил.
Международное право обеспечивает стабильность, как совокупность принципов и норм, регулирующие международные отношения.
III. Соотношение международного и внутригосударственного права.
Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права, занимает центральное место и имеет особое значение в условиях глобализации. Докажем это:
Во-первых, осуществление международным правом своих функций в не связи с внутренним правом государства невозможно.
Для того чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву, без такого обращения международное право становится бессильным.1
Во-вторых, нормальное функционирование национальных правовых систем возможно при условии взаимодействия с международным правом.
В-третьих, идея единства международной и внутренней законности отражает более общую закономерность углубленного взаимодействия национального общества с мировым сообществом.
В-четвертых, важнейшей характеристикой правового государства является правомерная внешняя политика, следовательно, государство должно быть «международно-правовым».
В-пятых, взаимодействие международного и внутригосударственного права имеет значение не только для государств, но и для физических и юридических лиц.
Зарубежная наука в вопросе соотношения международного и внутригосударственного права выработала следующие теории и доктрины о соотношении международного и внутригосударственного права:
.Дуалистическая доктрина придерживается того положения, что поскольку предмет регулирования в международном и внутригосударственном праве отличается, следовательно влиять друг на друга они не могут.
Эти две системы права соприкасаются и никогда не пересекаются. 2
Признак того, что в государстве применяются нормы международного права показывает главенствующую роль внутригосударственного права над международным, особенно когда такая ситуация касается основ государственного устройства.
.Монистическая концепция, ее суть состоит в признании единства международной и внутригосударственной правовых систем.
Монистическая доктрина неоднозначна:
·Международное право является единственно возможным правовым регулятором. Примат и преимущественное значение норм международного права в процессе взаимодействия с внутригосударственным правом выступает одной из правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного и нормального сотрудничества между государствами.
·Международное и национальное право являются частями одной системы, суть которой сводится к одной норме -«государства должны вести себя так, как они обычно себя ведут». Более того, сторонники этой доктрины придерживаются той точки зрения, что в случае противоречия норм международного права внутригосударственным нормам, будут применяться нормы права основываясь на соображениях, которые не являются строго юридическими.
·Естественно-монистическая доктрина основывается на том, что международное и внутригосударственное право, подчинены третьему правопорядку.
·Теория координации направлена на выделение главенствующей роли каждого права в своей сфере. В случае коллизии при неспособности государства на внутренней арене поступать в соответствии с международным правом, последствия будут выражены не в недействительности внутреннего права, а в ответственности государства на международной арене.
II. Принято считать, что влияние государственного права на международное является первичным и осуществляется в двух направлениях:
·На содержание (принципы внешней политики и законодательные акты, которые закрепляют эти функции и принципы, определяют порядок осуществления внешних сношений, заключение международных договоров и т.д.).
·Обозначенное влияние выступает средством обеспечения международных договоров: внутригосударственное право имеет четкие организационные структуры и механизмы, которые обеспечивают выполнение договоров; международные средства обеспечения самостоятельно не могут выполнять свои функции; договоры, которые выполняются при содействии национального права, действуют наиболее эффективно, так как исходят из принципа не нарушения внутреннего права; подавляющее большинство договоров не имеет прямого действия на территории.
Международное право часто определяют в качестве усовершенствования национального законодательства, которое реализуется по трем основным направлениям:
·Издание принципиально нового нормативного акта для государства по аналогии с существующими международными договорами.
·Принятие новых законов взамен существующих, которые вносят значительные изменения в национальное право.
·Внесение частичных изменений в действующие национальные акты.
Устоявшегося перечня, который бы определял общепризнанные принципы международного права, не существует, поэтому к таким нормам можно отнести основные принципы juse cogens, которые содержатся в кодифицированных международных конвенциях, но такое отнесение возможно только с точки зрения теории международного права.
Договоры Российской Федерации, являющиеся частью правовой системы Российской Федерации, это договоры, которые Российская Федерация ратифицировала и которые вступили в международную юридическую силу.
Так как международное право и его нормы выступают неким ориентиром по осуществлению государствами внешней и внутренней политики, становится необходимым рассмотреть вопросы влияния международного права на внутригосударственное право.
Влияние международного права на внутригосударственное право осуществляется по трем направлениям: трансформация, отсылка и рецепция.1 При этом следует отметить, что единства мнения в обозначенном вопросе не существует.
Трансформация - использование нормы международного права в конкретном отношении, но не значит, что норма внедряется во внутреннее право государства. Трансформация может быть общей и индивидуальной. При общей, государство устанавливает, что все или какие-то определенные виды принятых им международно-правовых норм являются частью права страны. При индивидуальной необходимо в каждом случае вводить международные нормы в право страны специальным актом. Например, в Великобритании в отношении обычного международного права применяется общая трансформация, а в отношении договоров - индивидуальная.
Трансформация может быть прямой и опосредованной. При прямой трансформации правила договора порождают тождественные правила в национальном праве в силу самого акта ратификации. Нередко эту процедуру именуют инкорпорацией, но об этом позже. При опосредованной трансформации на основе договора издается национальный правовой акт, отражающий содержание договора либо в полной мере, либо нет.
В некоторых государствах ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства.
Следовательно, праву должна корреспондировать обязанность уважать аналогичное право.
Если с точки зрения нормообразования, то это самостоятельная система. Если с точки зрения правоприменения, то взаимосвязаны между собой.
«Имплементация» - означает, что нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права не руководствуются. С другой стороны, государство, принимая на себя международное обязательство, обязано обеспечить выполнение нормы всеми органами на всей территории и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Способы имплементации различны, например, государство по Основному закону страны - Конституции, может признать прямое действие нормы международного права на своей территории (например, по Конституции РФ п. 4 ст. 15). При этом международное право является частью национально-правовой системы. В случае расхождения положения международного права с нормами национального права, преимущество имеет норма международного права, если Конституция государства этого не предусматривает, то государство, взятые на себя международные обязательства, должно включить нормы международного права в уже существующие законы своей страны или принять новые законы, в соответствии с нормами международного права.
Вышеобозначенная процедура называется «внутригосударственная правовая имплементация» - это процесс осуществления норм международного права внутри страны. Процесс осуществления норм международного права внутри страны определяется по - разному, все зависит от правовой системы страны, например, в США нормы международного права являются частью права страны в целях применения судами законодательной функции или при вынесении судебного решения.
В правовых системах Европы вопрос решается иначе. В Германии нормы общего международного права не только включены в право страны, но и обрели преимущественную силу перед законами. В Голландии все нормы общего международного права подлежат применению.
В отношении международных договоров вопрос решается следующим образом:
·Положения договора обретают силу национального права лишь в результате издания специального закона (Индия, Нигерия).
·Положения договора, которые должным образом ратифицированы и опубликованы, обретают силу внутреннего права автоматически после такой ратификации и опубликования. При этом нередко нормы национального права устанавливают примат международных норм внутри страны (Франция, Греция, Испания).
Таким образом, будучи инкорпорированными в международных договорах специально оговаривается, что они будут осуществляться в соответствии с законами государства.
Существует два способа внутригосударственной правовой имплементации: отсылка (самоисполнение договора, прямое действие на территории государства) и рецепция (то есть договор, который требует конкретизации внутреннего акта).
В целом можно заключить, что, будучи инкорпорированными, нормы международного права во внутреннем праве страны занимают особое положение и применяются в соответствии с целями, принципами и в особом установленном процессуальном порядке.
Вопросы для самоконтроля:
1)Понятие, предмет, метод международного права?
2)Дайте периодизацию истории международного права.
)Каковы особенности международного права Древнего мира?
)Охарактеризуйте институты и специфику международного права Средних веков.
)В чем заключается значение Вестфальского мира 1648 года для развития международного права?
)В чем состоят особенности международного права современного периода?
)Основные черты классического международного права и его отличие от современного международного права?
)Межгосударственная система, ее признаки? Концепция всемирного правового комплекса?
)Понятие имплементации?
)Договор цессии - это?
)Принцип вассалитета? Принцип неприкосновенности посла?
Тема 2. Источники международного права.
I Особенности нормообразования в международном праве. Виды.
II Источники международного права.
I Особенности нормообразования в международном праве. Виды.
Стадии процесса нормообразования:
1.Согласование позиций государств относительно содержания правил поведения.
2.Согласование позиций государств относительно признания этого правила в качестве юридически обязательного.
Позиция государства включает в себя любые заявления и действия государства по всем международно-правовым вопросам.
Процесс нормообразования характеризуется двумя особенностями:
·Согласованность - направленность сторон на признание правила поведения обязательным.
·Взаимообусловленность - согласие государства на обязательность правовой нормы дается под условие аналогичного согласия со стороны другого государства.
Между созданием обычая и соглашения имеются различия во времени создания, так как соглашение создается в переговорах, а обычай начинает действовать, как обыкновение.
«Нормы международного права» - это создаваемые государствами и международными организациями правила поведения, регулирующие международное общение субъектов международного права.
Классификация норм международного права:
1.По форме:
·Договорные (документально закрепленные).
·Обычные (устоявшаяся практика, которая подтверждается либо в международных договорах, либо в решениях суда).
2.По действию в отношении круга участников:
·Универсальные (являются обязательными для большинства государств, либо для всех государств).
·Партикулярные (действуют среди ограниченного круга субъектов).
3.По способу правового регулирования:
·Диспозитивные (государства самостоятельно могут определять права и обязанности, но такая самостоятельность не должна нарушать чьих - либо иных правомерных интересов).
·Императивные (четко и конкретно определяют права и обязанности субъектов).
·Императивные нормы общего международного права (jus cogens). Отклонения от таких норм недопустимы; признаются и принимаются международными сообществами, как обязательные; изменить или отменить может только аналогичная норма (основные принципы международного права).
II Источники международного права.
В качестве перечня источников международного права используется статья 38 Статута Международного Суда ООН, которая относит к международным источникам следующие:
1.Международные конвенции (договоры):
·Общие (содержат универсальные международные нормы).
·Специальные (с ограниченным числом участников, для которых обязательны эти договоры).
2.Международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
Реквизиты международного обычая:
а) продолжительность существования практики;
б) единообразие и постоянность практики;
г) убежденность в правомерности и необходимости.
. «Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями» - это юридические правила поведения, которые используются при применении конкретных правовых норм.
. Вспомогательные средства для определения правовых норм - это судебные решения Международного Суда ООН и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву.
Судебное решение Международного Суда ООН не может признаваться судебным прецедентом по причине того, что оно обязательно только для сторон, участвующих в деле по данному конкретному вопросу.
Доктрины являются субъективным мнением специалистов.
Кроме этого нормы международного права делятся на:
Hard law (твердое право) - нормы международного права, которые юридически обязательны для всех государств (Конвенции, Декларации).
Soft law (мягкое право) - совокупность различного рода правил в виде рекомендаций, призывов, юридически необязательных (Хартии, Кодексы, Программы).
Вопросы для самоконтроля.
1.Раскройте понятие и виды источников международного права.
2.Дайте оценку актам международных конференций и организаций.
.Что понимается под обычаем и договором?
.Назовите виды международно-правовых норм.
.Что такое вспомогательные средства для определения правовых норм и когда они используются?
Тема 3. Принципы современного международного права.
I Понятие основных принципов международного права.
II Принципы поддержания международного мира и безопасности.
III Общие принципы международного сотрудничества.
I Понятие основных принципов международного права.
Основные принципы - это общеобязательные нормы, которые имеют жизненно важное значение для функционирования межгосударственной системы.1
Принципы имеют два толкования:
.Общее толкование принципов позволяет использовать обозначенное выше понятие как для международного права, так и для национальных правовых систем.
.Основные принципы являются общими для всех сфер науки международного права.
Основные черты принципов:
·Характерным свойством основных принципов является универсальность, которая означает, что нарушение любого из основных принципов, затрагивающих чьи - либо интересы, невозможно.
·Необходимость признания всем мировым сообществом.
·Наличие принципов - идеалов, к которым должны стремиться государства при осуществлении своей внешней политики.
·Взаимосвязанность, означает исполнение принципами своих функций только в том случае. Когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов.