Информационное сопровождение государственных программ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    266,76 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационное сопровождение государственных программ

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования информационной политики в поддержку государственных программ

1.1 Государственные программы и их роль в системе государственного управления

1.2 Информационное сопровождение государственных решений: проблемы и необходимость

1.3 Технологии информационного сопровождения государственных программ

Глава 2. Информационное сопровождение ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг. "

2.1 Специфика ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." развития образования и необходимость ее информационной поддержки

2.2 Технологии информационного сопровождения ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." развития образования и оценка их эффективности

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью решения комплекса проблем в системе информационного сопровождения государственных программ в Российской Федерации. Осуществляемые в течение последних 30 лет реформы образования не всегда продвигают должным образом страну вперед. Остаются нерешенными проблемы информационного обеспечения эффективности реализации государственных программ, что сказывается на состоянии экономики и других сферах общественной жизни. В этой связи возникает потребность оценить состояние подготовки и реализации механизма информационного сопровождения государственных программ, сравнить их с результатами зарубежных стран и на основе этого сформулировать способы оптимизации информационного обеспечения процессов реформирования на современном этапе государственно-правового строительства.

Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на взаимодействие власти и гражданского общества. А рациональная организация информационно-коммуникативных потоков позволяет повысить степень социальной интеграции и взаимодействия при решении проблем общества. Для того, чтобы общество адекватно реагировало на реализацию государственных программ, быстрее адоптировалось к новым условиям и правилам, определяемым этими воздействиями, для формирования соответствующего морально-психологического, нравственного и эмоционального состояния общества органы власти должны постоянно проводить работу по обеспечению максимальной открытости реализации государственных программ, поиску новых путей доведения информации до граждан и использования современных технологий при реализации государственных программ.

государственная программа информационное сопровождение

В условиях становления глобального информационного общества информация становится важным фактором воздействия на политические процессы, влияя на вектор реализуемых государственных программ. Системообразующим механизмом совокупной деятельности государства в информационной сфере выступает государственная информационная политика. С технической точки зрения информационная политика есть система целенаправленных коммуникативно-инфомационных действий государства. Однако, необходимо отметить, что информационное сопровождение реализации государственных программ должны учитывать последствия изменений для состояния всех граждан и опираться на базовые принципы государственной информационной политики: информационной открытости, равенства интересов, социальной ориентации, системности в реализации и правовой обоснованности.

Цель дипломной работы - исследование информационного сопровождения государственных программ на примере "Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.".

Объект дипломной работы - Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

Предмет дипломной работы - технологии информационного сопровождения государственных программ, как инструмент государственной информационной политики и фактор эффективности системы государственного управления.

Для достижения поставленной ели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть теоретико-методологические основания формирования информационной политики в поддержку государственных программ;

. Рассмотреть технологии информационного сопровождения государственных программ;

. Охарактеризовать основные параметры ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг. ";

. Исследовать информационную поддержку ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." и выявить ее недостатки;

. Исследовать технологии информационного сопровождения ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." и оценка их эффективности.

Степень научной разработанности проблемы. До сих пор вопросам информационного сопровождения государственных программ как сложному, комплексному, системному явлению не уделялось должного внимания.

Вместе с тем, отдельные весьма важные аспекты проблематики нашли свое отражение в трудах К.С. Бельского, Л.М. Колодкина, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова, Н.А. Шевелевой и др.

Следует также отметить, что имеющиеся диссертационные исследования В.В. Веретенникова, О.В. Куликова, М.Н. Лобанова, Д.Е. Нелюбина, Е.В. Феоктистова, Е.В. Хадыхиной и др.

Вопросы информационного обеспечения отражены в трудах: А.П. Алёхина, Д.Н. Бахраха,, А.В. Кудашкина, М.А. Лапиной, С.С. Маиляна, А.А. Мамедова, В.М. Манохина, Н.Г. Салищевой, А.П. Шергина, М.А. Штатиной, А.Ю. Якимова и ряда других ученых.

Методы исследования. Обобщение нормативных, эмпирических и теоретических источников потребовало применения многоуровневого комплекса методов и способов познания, присущих современной науке, в том числе:

диалектико-материалистического метода познания объективной действительности и основанных на нем общенаучных,

частно-научных методов,

общелогических приемов, таких как: абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, обобщение и других.

Научная новизна исследования заключается в постановке и обосновании применения технологий информационного сопровождения государственных целевых программ в системе государственного управления.

Практическая значимость дипломной работы заключается в разработка рекомендаций по совершенствованию технологии информационного сопровождения ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.".

Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.

Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования информационной политики в поддержку государственных программ

 

1.1 Государственные программы и их роль в системе государственного управления


В данном параграфе будут рассмотрены вопросы целесообразности и актуальности применения программных методов как инструмента государственного управления для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Описана сущность программного подхода, его основные компоненты, функции и предпосылки применения. Обоснована необходимость применения программных методов управления в современных российских условиях. Проанализированы существующая практика и законодательная база в области разработки и реализации Федеральных целевых программ развития и Приоритетных Национальных Проектов, определены основные барьеры на пути эффективного внедрения программного подхода в практику государственного управления. Предложены направления повышения эффективности использования программного подхода.

Современные социально-экономические системы характеризуются большим числом внутренних и внешних взаимосвязей. Вследствие развития информационных и коммуникационных технологий, появления новых отраслей и межотраслевых связей, снижения уровня вертикальной интеграции производителей в производственной цепочке, глобализации экономики, обострения экологических проблем (как фактора обратной связи, сдерживающего рост экономики) тенденция увеличения сложности социально-экономических систем будет только усиливаться. Одновременно с увеличением сложности происходит снижение устойчивости, поскольку ключевые параметры систем зависят от нерегулируемых и труднопрогнозируемых внешних и внутренних параметров. Наличие большого числа факторов неопределенности и рисков разрывов в цепочках общественного разделения труда, а также возможность мультипликации негативных последствий данных разрывов приводят к снижению устойчивости рыночных систем, в которых отсутствует или ослаблен элемент направленного государственного управления. Этим обстоятельством определяется целесообразность разработки и применения методов повышения устойчивости социально-экономического развития.

В последние годы появляется все больше публикаций, связанных с обсуждением возможностей применения программных методов для прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития страны в целом и отдельных территориальных комплексов. Возрождающийся интерес к программно-целевым методам связан со вниманием экономической общественности к возможности совершенствования методов государственного целеполагания и регулирования экономики для достижения ее сбалансированности в целом.

Применение программных методов является оправданным и обоснованным при наличии в социально-экономической системе страны или региона неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и других. Необходимость использования данного метода государственного регулирования экономики возрастает при решении комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.

Недостаточный уровень проработки существующих организационно-правовых, экономических, финансовых и технических условий реализации комплексных программ является одним из основных препятствий на пути их эффективного применения.

В общем случае программные методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Данные методы представляют собой применение системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются:

в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей;

в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы;

в создании механизмов распределения ресурсов;

в создании организационных систем управления реализацией программы;

в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы.

Таким образом, основными особенностями программного подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ.

Последовательность действий процесса создания и реализации целевой программы изображена на диаграмме (рис.1.1).

Рис.1.1 Последовательность реализации Целевой Программы

Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы таких стыковок.

Таким образом, ключевой особенностью программного управления является то, что решаемые при помощи ПЦМ задачи не могут быть решены при использовании стандартных "рутинных" управленческих процедур органов власти, муниципального управления и коммерческих структур, а также в рамках действий исключительно одной из сторон процесса. Следовательно, одним из основных признаков программно-целевого подхода является его комплексность и наличие соответствующих организационных форм реализации программ.

Применение программного подхода к решению оперативных задач управления не является целесообразным, поскольку программный подход является более сложным и затратным с организационной точки зрения, и его использование будет оправданным только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта.

Примерами комплексных задач социально-экономического развития, для которых наиболее часто и успешно применяется программно-целевой подход, являются:

выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;

повышение равномерности распределения производительных сил;

создание новых капиталоемких отраслей промышленности, имеющих стратегическую значимость для государства;

создание кластеров, ОЭЗ, территориально-производственных комплексов;

эффективная организация бюджетной системы;

повышение уровня научно-технического развития;

создание и капитальная реконструкция инженерной и транспортной инфраструктуры;

воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом.

Основными предпосылками применения программных методов планирования и управления на государственном уровне выступают:

Большая площадь территории, ее географическая неоднородность и административная раздробленность.

Добиться решения сверхзадач, стоящих перед Российской Федерацией, исключительно за счет механизмов свободного рынка не представляется возможным. Хотя этот вопрос продолжает быть предметом оживленных дискуссий в научном экономическом сообществе и окончательно не разрешен, мы приведем доводы в защиту данного тезиса:

Цели экономических субъектов и всего общества соотносятся как частное и целое.

Другими словами, цели общества в целом не сводятся к сумме интересов экономических субъектов (бизнеса). Существует целый класс задач, решение которых необходимо для существования и нормального функционирования общества и государства в целом, не решаемых в рамках рынка по той причине, что цели этого класса задач выходят за рамки целей экономических субъектов. Примерами таких задач являются внешняя обороноспособность государства, фундаментальные научные исследования, сбалансированность экономики, экономическая безопасность страны и другие.

Данный эффект имеет место вследствие увеличения рисков и неопределенностей, связанных с долгосрочными инвестициями. При этом долгосрочный экономический эффект может быть выше именно в случае реализации инвестиционного проекта с длительным циклом.

Экономические субъекты принимают решения без учета мультипликативного социально-экономического эффекта.

Наиболее подходящим инструментом для реализации государственной политики являются программные методы прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития.

За последние годы руководство Российской Федерации предприняло ряд шагов по созданию системы целевых программ.

В настоящее время реализуются четыре приоритетных национальных проекта: "Жилье", "Образование", "Здравоохранение", "Развитие АПК". Указом Президента №1226 от 21 октября 2005 года был создан Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.

Кроме приоритетных национальных проектов, реализуется более 50 Федеральных целевых программ, которые подразделяются на 7 основных разделов:

Развитие социальной инфраструктуры.

Развитие транспортной инфраструктуры.

Новое поколение.

Безопасность и экология.

Развитие науки и технологий.

Развитие регионов.

Развитие государственных институтов.

На основании планов ФЦП и других приоритетных проектов (сформированных, в том числе, по заявкам регионов), формируется Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), в рамках которой выделяются и контролируются средства.

Например, в рамках проведения административной реформы, с помощью программного метода были реализованы мероприятия по информационному сопровождению реформы. Основными целями информационного сопровождения проведения административной реформы были:

поддержка административной реформы в РФ со стороны граждан, организаций, делового сообщества;

обеспечение информационной открытости исполнительных органов государственной власти и права граждан на получение полной и объективной информации о ходе административной реформы;

совершенствование механизма взаимодействия исполнительных органов государственной власти РФ со средствами массовой информации;

содействие увеличению числа публикаций в средствах массовой информации, направленных на решение задач административной реформы.

В рамках использования программного метода эффект реализации административной реформы был достигнут о следующим показателям:

доля граждан, выражающих поддержку основным мероприятиям административной реформы;

доля мероприятий Плана, получивших освещение в средствах массовой информации;

доля исполнительных органов государственной власти РФ, регулярно осуществляющих информирование общественности о ходе и результатах выполнения проектов (мероприятий) Программы;

доля средств массовой информации в РФ, информирующих о ходе реализации Программы.

Для обеспечения объективного и полного освещения реализации административной реформы, повышения действенности информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации была создана система оперативного информирования населения о деятельности исполнительных органов государственной власти РФ.

В ходе выполнения мероприятий по информационному сопровождению административной реформы в РФ был обеспечен информационный охват не менее 70-80 процентов населения РФ с учетом аудитории электронных средств массовой информации, периодических печатных изданий, пользователей сети Интернет.

Несмотря на преимущества программных методов планирования и программирования как инструмента решения комплексных социально-экономических задач, их эффективному внедрению в практику государственного регулирования препятствует ряд существенных факторов:

во-первых, это недостаточная теоретическая и методологическая проработка. В частности, основной накопленный опыт в части реализации целевых программ относится либо к планово-директивной экономике, либо к развитой рыночной экономике зарубежных стран. Таким образом, отсутствует достаточный опыт реализации программ в рамках трансформирующейся экономики;

во-вторых, недостатки существующей законодательной и нормативной базы. Федеральное законодательство, определяющее основные нормы о порядке разработки и реализации целевых программ, не содержит подробной информации о регламентации действий органов управления программами, о методологии разработки целевых программ и о методиках оценки эффективности их реализации;

в-третьих, отсутствуют эффективные организационно-правовые и финансовые механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), которые являются необходимыми элементами успешной реализации значительной части целевых программ;

в-четвертых, существует негативный опыт реализации целевых программ, связанный с отсутствием методологических наработок, опыта реализации подобных программ органами власти и зачастую низким качеством проработки существенных технико-экономических моментов. В качестве примера можно привести результаты проверки Счетной Палатой РФ эффективности реализации программы "Юг России". Счетная Палата посчитала, что достаточного и поэтапного контроля за использованием выделенных средств не было, не оценивалась эффективность проводимых на эти средства мероприятий, а сами мероприятия были разрозненными, не объединенными в стройную стратегию и не сосредоточенными на наиболее важных направлениях развития социально-экономической сферы Юга России;

в-пятых, при использовании целевых программ возникают противоречия между повседневными и программными компонентами управления. Конфликт возникает вследствие необходимости перераспределения ресурсов в пользу программной составляющей, что может быть причиной конфликта интересов, а также вызывать временное ухудшение показателей текущей деятельности;

в-шестых, отсутствие организационных форм, приспособленных для разработки и реализации комплексных целевых программ развития. В частности, межотраслевые комиссии обладают невысокой эффективностью, т.к. основные задачи каждого участника процесса продолжают лежать в узкой функциональной области, и отсутствует привязка оценки деятельности участников процесса к результатам деятельности межотраслевых групп и реализации возложенных на них программ;

в-седьмых, зачастую существует рассогласованность федеральных, региональных и муниципальных программ развития, возникающая вследствие разработки различных программ разными командами, в разное время и в различных аспектах рассмотрения ключевых вопросов.

Для преодоления этих ограничений представляется целесообразным доработать существующую законодательную базу, прежде всего, с точки зрения формулировки и утверждения организационных и методологических норм разработки и реализации целевых программ.

 

1.2 Информационное сопровождение государственных решений: проблемы и необходимость


Тема информационного сопровождения государственных решений в области государственных программ тесно связана с информационной политикой в области государственного управления.

Информационное сопровождение являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на взаимодействие власти и гражданского общества. А рациональная организация информационных потоков позволяет повысить степень социальной интеграции и взаимодействия при решении проблем общества.

Применение информационного сопровождения имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Важным результатом распространения информационного сопровождения и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

СМИ являются основным источником получения населением информации о государственных решениях (74% людей получает информацию о деятельности органов власти из СМИ), поэтому они играют ключевую роль в процессе информационного сопровождения. При этом 39,9 % населения очень интересует, а 32,7% - скорее интересует, чем нет, деятельность органов государственной власти федерального и регионального уровней. На основании данных различных исследований автор дипломной работы приходит к выводу о высокой степени востребованности населением информации о ходе реализации государственно значимых программ.

Несмотря на высокие темпы развития информационного сопровождения государственных решений в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие информационного сопровождения государственных решений в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования информационного сопровождения государственных решений в экономике. К числу таких негативных факторов относятся: несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных информационных технологий; недостаточное развитие информационного сопровождения в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки государственных решений; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования информационных технологий.

Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационного сопровождения государственных решений, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ.

Информационное сопровождение государственных решений влияет на развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационного сопровождения государственных решений.

Использование информационного сопровождения в работе органов государственной власти позволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем, в том числе по таким важным вопросам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закупки продукции для федеральных государственных нужд, управление государственной собственностью, конкурсное замещение вакантных должностей.

Основной задачей развития системы информационного сопровождения государственных решений является повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отраслевых программ информатизации, создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных. Использование информационного сопровождения государственных решений позволит обеспечить реализацию прав граждан России на свободное получение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами.

На базе развития современных методов информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями появятся принципиально новые возможности для обеспечения открытости и гласности принятия решений, повышения уровня доверия и взаимодействия, сокращения затрат времени на реализацию гражданами России своих конституционных прав и обязанностей.

Вместе с тем вопросам информационного сопровождения уделяется несопоставимо меньше внимания, чем регулированию других составляющих обеспечения реализации государственных программ. Автор дипломной работы подчеркивает, что информирование сопровождение призвано способствовать гласности и открытости реализации государственных программ. Регулирование информационного сопровождения государственных программ должно включать определение целей и задач информирования, принципы проведения информирования, выявление субъектов информирования, форм и методов осуществления информирования. Целями информирования является доведение до сведения субъектов государственных программ всей полноты информации о реализации данных программ, а задачи информационного сопровождения заключаются в обеспечении получения населением объективной и максимальной по объему информации о ходе реализации государственных программ.

Таким образом, в целом, реализация система информационного сопровождения государственных решений позволяет существенно повышать конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, эффективности государственного управления и местного самоуправления, обеспечивает рост качества жизни граждан, сокращает отставание от развитых стран мира, позволяет избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового сообщества, обеспечивает развитие процессов международной интеграции.

Сложный, комплексный характер задач, постоянно решаемых государством, требует построения моделей грамотного информационного сопровождения государственных решений.

Отражая специфику государственного решения и современные условия социально-политической жизни общества, автор приходит к выводу, что эффективность государственного решения будет определяться степенью мобилизации социальных ресурсов общества, которая будет включать в себя моральное одобрение и активное соучастие граждан в процессе принятия и реализации решений.

1.3 Технологии информационного сопровождения государственных программ


Общественная поддержка является одним из главных условий результативности преобразований. Поэтому чрезвычайно важно постоянно поддерживать связь с населением, которое ценит в первую очередь не четкое выполнение всех поставленных задач, а то обстоятельство, что к его мнению прислушиваются и он активно вовлечен в процесс изменения и улучшения социального климата в своей стране.

Эффективными с точки зрения генерирования желаемых информационных потоков являются мероприятия для СМИ, апробированные в ходе реализации информационного сопровождения государственных программ: пресс-конференции, выставки, конкурсы для СМИ, презентации, пресс-туры.

Мощным инструментом информационного сопровождения выступают средства массовой информации.

Использование технологий информационного сопровождения в современных быстроменяющихся условиях является одним из ключевых факторов реализации государственных программ. Механизм управления информационным сопровождением государственных программ основан на действующих информационных технологиях, функционирующих в рамках информационной системы государственного управления. Оптимальность управления информацией оказывает значительное влияние на успешность реализации государственных программ в целом. Понятие эффективности информационного сопровождения государственных программ можно раскрыть через информационные технологии, такие как:

Брифинг - встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу или согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, заседаниях, конференциях, информация об их ходе, взглядах сторон и т.д.

Горячая телефонная линия - форма организации связи органов власти с общественностью, посредством сообщения органами власти номера телефона, по которому специалист ответит на вопросы, касающиеся государственных реформ, либо, записав вопрос, требующий более подробного изучения, даст ответ в течение оговоренного периода времени.

Информационное и PR-сопровождение государственных программ - комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия власти и общества путем повышения информированности общественности об основных мероприятиях государственных реформ с широким привлечением средств массовой информации, проведением брифингов, круглых столов, семинаров, пресс-конференций и пр.

Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов.

Мониторинг - проведение исследований системы информационного сопровождения с целью контроля, прогнозирования развития системы и выработки обоснованных рекомендаций по ключевым проблемам проведения государственных реформ.

"Обратная связь" - обмен информацией в процессе взаимодействия власти и общества с целью изучения мнения населения по проводимым преобразованиям в сфере государственного управления для обеспечения оперативного реагирования и внесения, в случае необходимости, корректировки в государственную политику.

Пресс-конференция - собрание представителей средств массовой информации, проводимое официальными лицами, с целью информирования представителей прессы по актуальным вопросам реализации государственных программ; встреча государственных, общественных деятелей, ученых и др. с журналистами для беседы и ответов на их вопросы.

Семинар - вид обучающих групповых занятий по какой-либо проблеме (по реализации государственных программ), обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.relatiоns (PR) - целенаправленная деятельность по формированию общественного мнения по отношению к экономическому субъекту, физическому лицу, мероприятию с широким привлечением средств массовой информации.

Исследование сущностных черт одной из составных частей технологий информационного обеспечения государственных программ - информирования субъектов - населения РФ.

Управление реализацией государственных программ осуществляется на базе функционирования информационной системы.

Проведенный анализ выявил следующие основные проблемы, связанные с

неэффективностью функционирования информационного сопровождения:

информационное обеспечение не имеют научно-методического обеспечения, вследствие чего отсутствует концепция построения и развития, приводящая к отсутствию целостности.

Технологии информационного сопровождения представляют собой набор связанных между собой информационных ресурсов и процедур управления ими, что приводит снижению эффективности реализации государственных программ:

использование многообразных информационных технологий и передачи информации, отличие их от общемировых приводит к сдерживанию процессов интеграции информационных потоков между различными уровнями государственного управления;

отсутствие профессионально подготовленных к использованию новейших информационных технологий специалистов, связанных с основной деятельностью предприятия, низкая мотивация персонала при совершенствовании бизнес-процессов отражается на неэффективном использовании аналитической информации.

Не решение данных проблем приводит к срыву сроков выполнения утвержденных планов по реализации государственных программ, снижению качества показателей программ, дополнительным согласованиям изменений на разных уровнях государственной власти и, вследствие этого, к уточнениям технологического процесса.

разработка эффективных стратегий коммуникации с государственными органами и общественными организациями;

информационное сопровождение государственных программ и проектов;

организация взаимодействия между государственными органами, общественными организациями, общественностью, представителями делового сообщества;

формирование позитивного имиджа государственных органов и общественных объединений.

Глава 2. Информационное сопровождение ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг. "


2.1 Специфика ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." развития образования и необходимость ее информационной поддержки


Необходимость реализации ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.", по мнению автора дипломной работы, обоснована условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Так как, главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне - и долгосрочной перспективе.

Далее охарактеризуем основную цель и параметры программы.

Итак, целью Федеральной Целевой Программы "Развитие образования 2011-2015 гг." является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачами "Развитие образования 2011-2015 гг." являются:

.        модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

2.       приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

.        развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Реализация поставленных в ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Решение проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.

По мнению автора дипломной работы, ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.", как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития страны.

ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа:

На первом этапе (2011 - 2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.

На втором этапе (2014 - 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуника­ционных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.

Кроме того, реализация мероприятий ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую федеральную образовательную политику, обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии региональных систем образования и формирование единого образовательного и информационного пространства. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений высшего профессионального образования и частично среднего и начального профессионального образования.

Итак, целевыми индикаторами ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." являются: уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья; уровень соответствия образования современным стандартам. Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации: доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников; доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей; доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях; доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска (включая программы высшего профессионального образования), в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года; рост обеспеченности учебно-лабораторными помещениями по нормативу на одного студен­та по отношению к 2005 году; доля преподавателей, которые работают в вузах, участвующих в межвузовской кооперации, и имеют возможность проводить исследования на базе других учреждений, в общей численности преподавателей вузов;

доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений; количество уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования; доля обучающихся в общей численности обучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникаци­онных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности; доля органов управления образованием субъектов Российской Федерации, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой, в общем числе органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.

Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки всесторонней информационной поддержки ФЦП. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция становиться одной из главных составляющих при реализации ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.", тем самым повышая функциональную значимость и привлекательность самой программы для населения РФ.

Информационное сопровождение ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." необходимо для того, чтобы информировать граждан, образовательные учреждения об основных аспектах программы, получить отзыва заинтересованных лиц на разработанные результаты, а также вовлечение их в реализацию мероприятий по ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.".

Развитие гражданского общества требует участия населения при принятии важных политических решений, а, следовательно, информационное сопровождение ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.". выступает не только определенной гарантией легитимной реализации программы, но и влияет на эффективность деятельности.

Для того, чтобы общество адекватно реагировало на реализацию ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.", быстрее адоптировалось к новым условиям и правилам, определяемым этими воздействиями, для формирования соответствующего морально-психологического, нравственного и эмоционального состояния общества органы власти должны постоянно проводить работу по обеспечению максимальной открытости реализации программы, поиску новых путей доведения информации до граждан и использования современных технологий при реализации ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.".

Информационное сопровождение ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." - комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия власти и общества путем повышения информированности общественности об основных мероприятиях ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." с широким привлечением средств массовой информации, проведением брифингов, круглых столов, семинаров, пресс-конференций и пр.

По мнению автора дипломной работы, система информационного сопровождения Программы должна в полной мере обеспечивать прозрачность и открытость для общества мероприятий реформы.

Мероприятия системы информационного сопровождения являются составной частью Плана мероприятий по проведению Программы. Это будет способствовать более эффективному достижению целей каждого мероприятия.

Информационное сопровождение ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." является важным условием обеспечения эффективности ее функционирования. Оно нацелено:

на информирование общественности о целях и задачах ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг. ";

на обеспечение обратной связи (информирование общественности и выяснение мнения общественности о проведении мероприятий с целью обеспечения использования "коллективного разума" в процессе реализации запланированных мероприятий);

вовлечение общественности в процесс реализации мероприятий, запланированных органами власти.

В рамках информационного сопровождения ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." на Интернет-странице информационной системы (#"557173.files/image002.gif">

Рис.2.1 Доля граждан, имеющих представление об основных направлениях реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "

Как мы видим из рис.2.1., доля граждан, имеющих представление об основных направлениях (35,6%) недостаточная, следовательно, необходимо совершенствовать систему информационного сопровождения программы (рекомендации даны ниже).

Доля мероприятий по ФЦП, получивших освещение в СМИ, доля органов власти, регулярно осуществляющих информирование общественности о ходе и результатах выполнения мероприятий ФЦП.

Рис.2.2 Доля мероприятий по ФЦП, получивших освещение в СМИ

Как видно из рис.2.2, доля мероприятий по ФЦП, получивших освещение в СМИ составляет 64,6 %, следовательно, необходимо совершенствовать систему информационного сопровождения программы (рекомендации даны ниже).

Доля СМИ, информирующих о реализации ФЦП.

Рис.2.3 Доля СМИ, информирующих о реализации ФЦП

Одним из приоритетных направлений процесса реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.", является его информационное сопровождение.

В настоящее время в СМИ субъектов РФ созданы и действуют отдельные механизмы информационного сопровождения данного процесса. В этой же сфере работают как государственные структуры, так и органы местного самоуправления в муниципальных образованиях. Между тем, медиа - сопровождение не отличается системностью, упорядоченностью.

Принципиальным постулатом при формировании и реализации информационной кампании является признание следующего объективного фактора. Субъекты РФ не в состоянии кардинально влиять на информационное пространство, под влиянием которого происходит становление ценностных установок граждан. Главные информационные потоки формируются в настоящее время на федеральном уровне и далее они беспрепятственно охватывают практически все население республики. Следует учитывать, что концептуально большинство из них не ставит в качестве приоритетов пропаганду ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.". Эти потоки подкрепляются развитием кабельных сетей, в чьи пакеты услуг входят телеканалы, принципиально строящие свое вещание на популяризации у молодежи ФЦП. Все более значимым для основных целевых групп источником получения информации становится Интернет, где в принципе отсутствует возможность контроля за передаваемой информацией. Кроме того, значительное число теле-, радиовещателей в РФ являются сетевыми партнерами федеральных медийных компаний и не могут в полном объеме управлять концепцией вещания на выделенной им частоте.

Между тем, следует выделить и круг проблем, с которыми в разной степени сталкиваются и медийные ресурсы, включенные в настоящее время в реализацию информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.". Среди проблем деятельности СМИ можно назвать следующие:

не вполне эффективное воздействие СМИ на процесс донесения до населения основных задач ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. ";

низкая эффективность существующих телепрограмм, посвященных реализации государственных программ;

отсутствие системы оценки эффективности информационного обеспечения ФЦП;

низкий профессионализм отдельных представителей СМИ;

бессистемное финансирование информационных, просветительских телепрограмм, рассчитанных на различные слои населения;

недостаточный уровень качества информации, почти полное отсутствие аналитических программ (по результатам социологических исследований по степени воздействия на целевую аудиторию лидируют аналитические программы);

недостаточное взаимодействие негосударственных и государственных структур при проведении различных мероприятий;

отсутствие мониторинга эффективности воздействия информации на различные целевые аудитории.

Следует отметить, что на сегодня не определены приоритетные целевые аудитории, их тематические предпочтения, остаются не достаточно исследованными и, соответственно, задействованы наиболее эффективные каналы распространения информации. Не разработаны инструменты и механизмы, с помощью которых можно добиться наиболее эффективного воздействия на ценности, мотивы различных целевых аудиторий.

Таким образом, сегодняшняя ситуация характеризуется недостаточностью целевой, точечной информационной поддержки процесса реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.". Последнее сегодня нуждается в единой федеральной системе информационной поддержки, к которой население могло бы получить неограниченный доступ. В условиях развития информационных технологий в РФ и складывающихся тенденций быстрого роста возможностей доступа к источникам информации, перспективным представляется создание единой информационной системы, включающей в себя электронные средства связи и, в частности, интернет. Достоинством информационных ресурсов сети является не только ее доступность для неограниченного числа пользователей, но и исключение ограничений в выборе времени, места и возможностей обратной связи.

Процесс информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." можно разделить на две составляющие: процесс движения информации "сверху-вниз" и "снизу-вверх". В случае информационного сопровождения процесса реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." информационные потоки предстают как: информационный поток от органов управления к населению и информационный поток от населения к органам государственного управления. Следовательно, индикаторы оценки эффективности двух информационных потоков будут различны. Это первая проблема.

Существует и вторая проблема, связанная с выявлением эффективности информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.". Что является индикатором эффективности информационного сопровождения: уровень информированности или эффективность процесса реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "? Вероятно, в данном ракурсе индикаторами являются как первые, так и вторые.

Третья проблема заключается в выборе целевых аудиторий. Несомненно, информирование пенсионеров будет отличаться от информирования молодых людей.

Концепция информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." основана на понимании личности как субъекта и объекта государственных отношений. Это означает, что человек предстает не только как пассивный потребитель мер государственной политики, но и активный их участник, следовательно, с изменением системы изменяется и человек.

Для обеспечения согласованности действий органов власти по реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." следует начать с разработки комплексного плана системы информационного сопровождения ФЦП.

В плане предусмотрено решение следующих задач:

1.       организация полноценного информирования общественности о целях, задачах и ходе программы;

2.       организация общественного обсуждения мероприятий программы, достигнутых и ожидаемых результатов;

.        формирование заинтересованности в реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "и ее поддержки у различных слоев и структур гражданского общества;

.        содействие прямому участию представителей гражданского общества и делового сообщества в мероприятиях программы в соответствии с предусмотренными процедурами;

.        создание системы "обратной связи", позволяющей учитывать интересы граждан и организаций.

В тоже время, по мнению автора дипломной работы, для формирования комплексного плана информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." необходимо исходить из сущности этих понятий.

В качестве заключения в этом параграфе, автор делает вывод о том, что сложный, комплексный характер задач, постоянно решаемых государством, требует построения моделей грамотного информационного и PR-сопровождения государственных решений.

Отражая специфику ФЦП и современные условия социально-политической жизни общества, автор дипломной работы приходит к выводу, что эффективность ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." будет определяться степенью мобилизации социальных ресурсов общества, которая будет включать в себя моральное одобрение и активное соучастие граждан в процессе принятия и реализации программы.

С целью обеспечения прозрачности и открытости для общества реализации мероприятий ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг." целесообразно использование комплексного подхода к обеспечению ее информационного сопровождения. Комплексная реализация мероприятий по информационному сопровождению программы позволит: привлечь общественность к участию в реализации ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.", что приведет к положительной оценке проводимых мероприятий и повлечет рост доверия к власти; получить механизм информационного сопровождения, который в дальнейшем можно будет использовать при реализации других властных инициатив.

Следует отметить, что многие мероприятия по информационному сопровождению не влекут за собой существенное увеличение финансовых затрат, поскольку носят организационный характер, меняющий систему взаимосвязи и координации основных участников процесса информационного сопровождения программы.

При формировании комплексного плана информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." следует соблюдать последовательность мероприятий:

. постановка целей информационного сопровождения (обеспечение прозрачности и открытости для общества реализации мероприятий программы, раскрытие ее сущности и преимуществ и т.п.);

. постановка задач (отражение сильных сторон проведения программы, позиционирование программы, изменение индифферентного (безразличного) отношения общественности к ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. ");

. проведение опросов общественного мнения (оценка ситуации в обществе, характеризующая отношение к ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. ");

. выявление проблемных ситуаций (недостаточная осведомленность об ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.", индифферентное отношение и недоверие к результатам программы, возможное негативное отношение к программе в СМИ и т.п.);

. разработка медиа-плана информационного сопровождения компании, который включает в себя фазы активности проведения программы;

. разработка информационных обращений (создание информационных поводов, социальная реклама - создание аудио-, видеороликов, изготовление комплекса полиграфической продукции, конкурсы журнальных статей, и т.д.);

. выбор каналов (средств) коммуникации (выбор конкретных СМИ, должен проводиться на основе материалов исследований СМИ, а также мнения экспертов исходя из следующих параметров - степени охвата аудитории по выбранной теме, средней частоты информационных контактов, эффективности аудитории (целевой, массовой), объема тиража, престижности, стоимости размещения материалов);

. проведение внутреннего и внешнего мониторинга эффективности проводимых мероприятий;

. корректировка плана мероприятий информационного сопровождения, изменение интенсивности информационных - усилий, смена каналов (средств) коммуникации (по необходимости);

. подведение итогов информационной кампании.

Таким образом, автор дипломной работы считает, что для увеличения уровня "прозрачности" хода реализации ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.", для широких слоев населения РФ необходимо обеспечивать доступность объективной информации о ходе программы, решениях социальных задач, действующих правовых актах и нормах, регулирующих ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.". Однако, информационное сопровождение необходимо проводить, учитывая специфику всех этапов реализации ФЦП "Развитие образования 2011-2015 гг.".

Заключение


Ключевым элементом системы информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.", по мнению автора дипломной работы, может стать формирование единого "Центра ответственности за координацию информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.". "Центр ответственности за координацию информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." - не предполагает "физическое" создание Центра, поскольку Центр - это условное название группы сотрудников, отвечающих за координацию информационного обмена между основными участниками реализации программы, СМИ и обществом.

В сферу деятельности Центра может входить: анализ и изучение уровня освещения мероприятий программы; мониторинг медиа-работ по данной проблематике; организация взаимодействия с государственными и общественными структурами, задействованными в информационном обеспечении ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "; координацию взаимодействия с представителями вузов и ссузов; размещение информации по вопросам ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." на официальном сайте; проведение круглогодичного цикла пресс - конференций по ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "; подготовка и рассылка в средства массовой информации пресс-релизов; создание системы "тиражирования" положительного опыта реализации программы других странах и пр.

С целью повышения активности работников органов власти необходимо проведение оперативного информирования, совещаний, семинаров, курсов повышения квалификации для специалистов органов местного самоуправления по актуальным вопросам проведения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." и ее информационного сопровождения. Это позволит обеспечить заинтересованность сотрудников органов власти в реализации мероприятий ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.".

При формировании комплексного плана информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." следует соблюдать последовательность мероприятий:

.        постановка целей информационного сопровождения (обеспечение прозрачности и открытости для общества реализации мероприятий программы, раскрытие ее сущности и преимуществ и т.п.);

2.       постановка задач (отражение сильных сторон проведения программы, позиционирование программы, изменение индифферентного (безразличного) отношения общественности к ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. ");

.        проведение опросов общественного мнения (оценка ситуации в обществе, характеризующая отношение к ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. ");

.        выявление проблемных ситуаций (недостаточная осведомленность об ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.", индифферентное отношение и недоверие к результатам программы, возможное негативное отношение к программе в СМИ и т.п.);

.        разработка медиа-плана информационного сопровождения компании, который включает в себя фазы активности проведения программы;

.        разработка информационных обращений (создание информационных поводов, социальная реклама - создание аудио-, видеороликов, изготовление комплекса полиграфической продукции, конкурсы журнальных статей, и т.д.);

.        выбор каналов (средств) коммуникации (выбор конкретных СМИ, должен проводиться на основе материалов исследований СМИ, а также мнения экспертов исходя из следующих параметров - степени охвата аудитории по выбранной теме, средней частоты информационных контактов, эффективности аудитории (целевой, массовой), объема тиража, престижности, стоимости размещения материалов);

.        проведение внутреннего и внешнего мониторинга эффективности проводимых мероприятий;

.        корректировка плана мероприятий информационного сопровождения, изменение интенсивности информационных - усилий, смена каналов (средств) коммуникации (по необходимости);

.        подведение итогов информационной кампании.

Действенным элементом является поддержка Интернет-страницы по вопросам проведения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." на муниципальном уровне на официальных сайтах муниципальных образований.

Одной из центральных задач является обеспечение понимания целей и задач ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." со стороны СМИ. Для этого необходимо предусмотреть проведение обучающих тематических семинаров с представителями СМИ в целях формирования эффективной системы информационного сопровождения, а также содействие при подготовке информационных и рекламных материалов, публицистических произведений, теле и радиопрограмм. Оправдано проведение круглогодичного цикла пресс - конференций по ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "; подготовка и рассылка средствам массовой информации пресс-релизов. Для стимулирования СМИ целесообразно проведение конкурса на лучшее освещение хода ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.".

Важным элементом информационного сопровождения являются мероприятия по информированию населения о ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.", подготовке и распространению информационных материалов о программе.

С целью обеспечения обратной связи общества и власти по вопросам реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." целесообразно проведение мониторинга, включающего в себя оценку гражданами и субъектами РФ качества и доступности образовательных услуг; деятельности органов власти.

Необходимо систематически проводить мониторинг общественного мнения по вопросам ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." и оценке населением деятельности органов власти, социологического опроса по изучению общественного мнения по качеству и доступности оказания образовательных услуг среди различных потребителей услуг с целью обеспечения "обратной связи" власти и общества. Важным рычагом обеспечения информационного взаимодействия может служить создание и функционирование совета независимых экспертов с целью экспертизы стандартов предоставления образовательных услуг; общественное обсуждение проектов стандартов образовательных услуг.

Особое внимание следует уделять обобщению кодексов лучшей практики проведения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации. На основе выработки алгоритмов, технологии проведения ФЦП целесообразно создание системы "тиражирования" положительного опыта ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.".

Для вовлечения в процесс ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." наиболее активной и перспективной части общества - молодежи - необходимо организовать проведение лекций, семинаров, круглых столов в школьных и студенческих политико-дискуссионных клубах. С целью активизации научного поиска в области фундаментальных и прикладных исследований вопросов ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." возможно проведение конкурсов целевых проектов, грантовых исследований.

На основе проведенных исследований автор дипломной работы предлагает модель эффективного информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." По мнению автора дипломной работы, модель должна включать, с одной стороны, долгосрочные, содержащие весь временной период принятия и реализации решений, поддерживающие информационные - кампании ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.", а, с другой стороны - разработанные антикризисные коммуникационные мероприятия для наиболее рискованных этапов внедрения изменений самой программы. К основным направлениям информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.", автор дипломного исследования отнес: использование информационных технологий, способствующих осознанию проблем в области образования, требующей реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "; формирование представлений о результатах реализации данной программы; активное вовлечение граждан в осуществление изменений; демонстрация текущих и предъявление окончательных результатов реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." с оценкой ее эффективности.

Список используемой литературы


1.       Гражданский кодекс Российской Федерации

2.       Бюджетный кодекс Российской Федерации

.        Уголовный кодекс Российской Федерации

.        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

.        Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"

.        Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"

.        Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"

.        Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

.        Федеральная Целевая Программа "Развития образования на 2011-2015 гг. "

.        GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Под ред. Л. Сморгунова и Л. Тимофеевой. М., 2012.

.        Батиевская В.Б., Тургель И.Д. Стратегическое территориальное планирование как программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием региона // Чиновникь, Уральская академия государственной службы.

.        Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями. М. 2012.

.        Галяутдинова Р.М. Система информационного сопровождения ФЦП // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук, ТИСБИ, 2011.

.        Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М., 2009.

.        Государственная политика и управление. Учебник в 2 ч. /Под ред. Л.В. Сморгунова. М., 2007.

.        Государственная служба России: диалог с обществом /под ред.В.С. Комаровского. М., 1998.

.        Государственный Интернет-канал "Россия". http://www.vesti.ru/program.html. Дата обращения: 20.12.2010 г.

.        Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М., 2004.

.        Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. М., 2012.

.        Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. М., 1999.

.        Интернет-проект "Федеральные целевые программы России" http://fcp. economy.gov.ru

.        Климова Л.А., Хуснуллина Г.З. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях // ИСЭИ УНЦ РАН, г. Уфа.

.        Комаровский В.С. Государственная Служба и СМИ. Воронеж. Издательство ВГУ, 2003

.        Кривошеева М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления (на примере Воронежской области) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Воронеж, 2009.

.        Лапыгин Д.Ю. Развитие региона методом программно-целевого планирования // Экономика региона, 2007. № 18.

.        Лебедева Т. "Паблик рилейшнз". Корпоративная и политическая режиссура. М., 2009.

.        Леденева О.Ю. Технологии информационного сопровождения государственных реформ // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук, КГУ2009.

.        Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. М., 2010

.        Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории. М., 2008

.        Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: Открытые спирали молчания. - М., 1996.

.        Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003.

.        Пайль М.П. "Информационное сопровождение административной реформы" // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук, СурГУ, 2010.

.        Панин И.Н. Информационные технологии в государственном управлении. - М, 2011.

.        Плешакова Е.А. "Информационное и PR-сопровождение политических решений в системе государственного управления. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук, Саратов, 2006

.        Политология /под ред. Василика М.А.М., 2009.

.        Попова О.В. Методика и техника прикладных политических исследований. СПб., 2012.

.        Понежин И.М. Информационные технологии. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук, СГУ, 2011.

.        Пропалов В.С. Информационные технологии управления. - М, 2010

.        Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. СПб., 2006.

.        Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях / Пер. с англ.М., 2004.

.        Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В.С. Комаровского. М., 2011

.        Серебрякова Л.А. Проблемы программно-целевого планирования регионов // Вестник СевКавГТУ, Серия "Экономика", 2010. №2 (13).

.        Соловьев А.И. Принятие государственных решений. М., 2009.

.        Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии М., 2010.

.        Соловьев А.И. Принятие государственных решений: учебное пособие - 2 изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.

.        Столяров О.И. Повышение инвестиционной привлекательности регионов при использовании программно-целевого метода управления развитием региона // МЦРР.

.        Черкасов Ю. Информационные технологии управления. - М, 2011

.        Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. М., 2012.

.        Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: М., 2010.

Приложения


Приложение 1

 

Примерный план информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "

Отчет о проведении мониторинга.

Наименование мероприятий проекта

Срок реализации

Ожидаемый результат

I этап - Организационно координационный

1.1

Создание единого "Центра ответственности за координацию информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." с включением в сферу его деятельности: анализа и изучения ситуации освещения мероприятий ФЦП; мониторинг медиа-работ по данной проблематике; организацию взаимодействия с государственными и общественными структурами, задействованными в информационном обеспечении ФЦП; координацию взаимодействия с представителями вузов и ссузов; размещение информации по вопросам ФЦП на официальном сайте; проведение круглогодичного цикла пресс - конференций по ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "; подготовку и рассылку в средства массовой информации пресс-релизов; создание системы "тиражирования" положительного опыта реализации ФЦП В других странах и т.п.


Повышение эффективности информационного сопровождения ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "

1.2

Проведение "круглого стола" на тему "Развития образования на 2011-2015 гг. "


Получение предложений от субъектов РФ, рекомендации "круглого стола"

1.3

Проведение "круглого стола" на тему "Развития образования на 2011-2015 гг. на муниципальном уровне"


Рекомендации круглого стола

1.4

Создание специализированной Интернет-страницы по в ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." муниципальных образованиях


Интернет - страница

1.5

Подготовка к участию в конкурсе на лучшее освещение хода ФЦП среди печатных и электронных СМИ муниципальных образований


Положение о конкурсе

II этап - Активное сопровождение

2.1

Создание совета независимых экспертов по ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "


Утвержденные положение и состав совета независимых экспертов

2.2

Опубликование в СМИ и размещение на интернет-странице проекта реестра


Общественная оценка проекта реестра

2.3

Проведение социологического опроса по изучению общественного мнения по качеству и доступности оказания муниципальных услуг среди различных потребителей образовательных услуг


Получение информации об осведомленности и отношении общественности к качеству и доступности оказания образовательных услуг. Отчет, размещение информации в СМИ

2.4

Проведение социологического опроса с целью выяснения общественного мнения по вопросам ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг. "


Получение информации об осведомленности и отношении общественности к ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.". Отчет о проведении социологического опроса

2.9

Проведение пресс-конференции по итогам реализации ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." за год


Отчет о проведении пресс-конференции, информация в СМИ

2.10

Участие в конкурсе на лучшее освещение хода ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг." среди печатных и электронных СМИ


Рост заинтересованности СМИ к вопросам ФЦП "Развития образования на 2011-2015 гг.", увеличение количества информационных сообщений

Постоянные мероприятия

2.12

Проведение интернет-мониторинга "Оценка населением деятельности Департамента образования и науки РФ"



Похожие работы на - Информационное сопровождение государственных программ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!