Что может заставить Вас заниматься физической культурой и спортом или не бросать занятия?
желания сохранять здоровье на протяжении всей жизни;
желание иметь полноценную семью и здоровых детей;
получение интересной высокооплачиваемой работы;
успех у противоположного пола;
расширение контактов;
приобретение дополнительной уверенности в себе;
желание быть похожим на других.
лечебный физический культура здоровый
2.2 Результаты анкетирования
Анкетирование проводилось у студентов первого курса ПГНИУ историко-политологического факультета. Среди них участие приняли 33 девушки и 11 юношей в возрасте 17-19 лет. По медицинской группе из них 3 человека освобождены по состоянию здоровья, у 10 человек специальная группа, 20 имеют основную группу и 10 человек подготовительную.
Из всех опрошенных больше половины считают себя здоровыми. Отклонения в здоровье 20% связывают с наследственностью, 10% с вредными привычками, 5 % с несоблюдением режима дня и питания, 5% с плохим физическим развитием, 15% с неблагоприятной экологической обстановкой и 45% не имеют отклонений.
Большая часть студентов 70% не занимаются спортом, а те, кто занимается спортом, в основном занимаются легкой атлетикой, плаванием, боевыми искусствами фитнесом.
% респондентов болеют простудными заболеваниями более двух раз в год или не более трех недель, остальные болеют два раза в год, но не более недели.
Все предпочитают бороться с заболеваниями с помощью медикаментозных средств. Лишь малая часть опрошенных не имеют вредных привычек. Никто из ребят не употребляет наркотики. 55% курят (5-7 сигарет в день). 60% употребляет спиртные напитки, 30% не употребляет и 10 % иногда употребляет.
Все проводят у телевизора более четырех часов в день. Чуть больше половины студентов проводят за компьютером от двух до четырех часов в день, а остальные все свободное время. При работе за компьютером мало кто делает эпизодическую паузу.
Все справляются на учебных занятиях с общеобразовательной и физической нагрузкой. 80% не имеют нарушений в осанке, 8% имеют не значительные нарушения и лишь 2% значительные.
% студентов не носят очки или контактные линзы для коррекции зрения, остальные носят, так как по медицинским показателям нуждаются в несущественной коррекции зрения.
Больше половины студентов не испытывают депрессий, а те кто испытывают, справляются с ними следующим образом: 5% с помощью прогулок на природе, 2% благодаря домашним животным, 15% при общении с близкими и друзьями, 3% употребляя алкоголь и 15% с помощью курения.
Чуть больше половины только во время учебных занятий соблюдают режим двигательной активности, 25% время от времени и 15% регулярно соблюдают. 90% в качестве самоконтроля во время физических нагрузок знают реальную оценку самочувствия во время и после физических нагрузок, 10% всех студентов ведут подсчет частоты сердечных сокращений во время физических нагрузок. Никто не следит за правильным дыханием во время физических нагрузок. Все считают, что обучение правильному дыханию и контроль преподавателя во время физической нагрузки не уменьшает риск простудных заболеваний.
Больше половины студентов знают неблагоприятные воздействия вредных привычек, поэтому сознательно ведут здоровый образ жизни, остальные знают, но не могут или не хотят от них отказываться. На вопрос «Что может вас заставить отказаться от вредных привычек?» участники опроса ответили так: 10% переключение на спорт, 15% условие партнера и желание иметь семью, 15% желание иметь здоровых детей, 5% условие работодателя, 10% красивая внешность, 20% угроза заболеваний, 5% кодирование, 15% полная изоляция от раздражителя и 5% помощь близких.
Почти все студенты посещают занятия по физической культуре с желанием, только малая часть по необходимости. Большая часть опрошенных тяжело выдерживают физические нагрузки. 80% студентов занимаются физической культурой и спортом, чтобы сохранить здоровье на протяжении всей жизни.
.3 Выводы
В результате проведенного социологического исследования получены следующие результаты:
Оказалось, что большинство опрошенных студентов имеют вредные привычки, в основном это курение. Но при этом среди юношей процент имеющих вредные привычки больше чем среди девушек.
Большинство опрошенных студентов предпочитают проводить свободное время за компьютером или у телевизора. Но самым печальным является то, что женская часть опрошенных не изъявляет желания заниматься спортом. Это говорит о том, что девушки и юноши имеют разные предпочтения в проведении свободного времени.
Студенты не уделяют должного внимания правильному питанию, что приводит к нарушениям желудочно-кишечного тракта.
Большинство опрошенных студентов, как юношей так и девушек, не делают утреннюю зарядку.
Большинство опрошенных студентов занимались различными видами спорта. Так же, нашлись и такие, которые не занимались спортом вообще.
Большинство опрошенных студентов считают, что здоровый образ жизни способствует успеху в других сферах человеческой деятельности.
Студенты гораздо реже студенток задумываются о правильности своего образа жизни.
Большинство студентов считают, что здоровый образ жизни - это здорово.
Юноши и девушки в основном тратят достаточно много денег на приобретение витаминов, полезных продуктов питания и т.п., но есть некоторое количество студентов, которые предпочитают тратить небольшое количество денег или вообще не тратиться.
Большинство считает, что для поднятия жизненного тонуса необходимы: соблюдение режима дня, занятие спортом и постоянные прогулки на природе.
Глава 3. Перспективы формирования здорового образа жизни у студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а именно - нестабильностью шейного отдела позвоночника
.1 Общие сведения о заболевании
Нестабильность шейного отдела позвоночника - это потеря способности шейного отдела позвоночника сохранять определенные пропорции между позвонками; патологическая подвижность в шейном отделе позвоночника (например, увеличение амплитуды нормальных движений). При этом несомненным признаком нестабильности является смещение шейных позвонков. Хотя, если сам по себе факт смещения шейных позвонков не является заболеванием и может протекать без боли, то смещение позвонков при нестабильности сопровождается болевыми ощущениями.
Самой подвижной частью позвоночника является его шейный отдел - человек может совершать сгибания и разгибания вперед и назад, боковые наклоны, ротационные движения, круговые движения. При этом шейный отдел позвоночника сочетает в себе свойства, как мобильности, так и стабильности. Мобильность - это способность совершать все вышеперечисленные движения, а стабильность - это способность позвоночника соблюдать определенные пропорции, что позволяет предохраняться от деформации и боли в условиях физиологической нагрузки (мобильности). Но, в некоторых случаях наблюдается патологическая подвижность в шейном отделе позвоночника - так называемая нестабильность шейных позвонков.
Выделяются следующие основные виды нестабильности позвонков шейного отдела:
Посттравматическая нестабильность. Данный вид нестабильности может развиться после перенесенной травмы. К посттравматической нестабильности можно отнести нестабильность, развивающуюся после родовой травмы.
Дегенеративная нестабильность. Данный вид нестабильности чаще всего развивается при остеохондрозе позвоночника. Дегенеративно-дистрофические изменения заключаются в разрушении фиброзного кольца и ткани диска, что приводит к уменьшению его фиксирующей способности.
Послеоперационная нестабильность. Данный вид нестабильности может развиться после хирургического вмешательства, если вследствие этого вмешательства была нарушена целостности опорных комплексов позвоночника.
Диспластическая нестабильность. Диспластическая нестабильность позвоночника развивается на почве диспластического синдрома. Дисплазия - это общее название последствий неправильного формирования отдельных частей, органов или тканей организма; изменения размера, формы и строения клеток, тканей или целых органов. В данном случае признаки дисплазии обнаруживаются в теле позвонка, межпозвонковом диске, межпозвонковых суставах и связках позвоночника.
Основным симптомом нестабильности шейных позвонков является боль и дискомфорт в шейном отделе позвоночника, носящая периодический характер. Боль может усиливаться после физической нагрузки. Источник боли - смещенные позвонки сужают позвоночный канал, сдавливают корешки спинного мозга.
Болевой синдром служит причиной постоянного напряжения мышц - человек напрягает мышцы, чтобы удерживать голову в максимально удобном «безболезненном» положении. Как следствие происходит переутомление мышц, нарушение в них кровообращения и нарушение способности выдерживать обычную нагрузку.
Метод лечения нестабильности позвоночника как и любого смещения позвонка или нескольких позвонков зависит от их степени смещения и клинических проявлений у пациента (дискомфорт, боль, слабость мышц ниже зоны смещения позвонков, признаков ишемии головного мозга и т.д.).
В основе консервативного лечения лежит регулируемый процесс фиброзирования межпозвонкового диска в нестабильном сегменте позвоночника. Ношение головодержателя способствует развитию фиброза диска и остановке прогрессивного смещения позвонков. У взрослого пациента развитие фиброза может привевести к постепенному избавлению от боли. Как правило, лечение нестабильности позвоночника начинается с применения консервативных методов. Консервативные методы лечения показаны у больных с нестабильностью незначительной степени выраженности, которая не сопровождается резким болевым синдромом и спинальной симптоматикой. К консервативным методам лечения относятся следующие:
) соблюдение щадящего режима;
) ношение мягкого или жесткого головодержателя;
) прием нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП);
) новокаиновые блокады при обострении болевого синдрома;
) массаж и лечебная физкультура мышц спины;
) физиотерапия (электрофорез, ультразвук).
Выбор метода лечения зависит от типа нестабильности.
.2. Лечебная физическая культура для студентов с заболеванием опорно-двигательной системы (нестабильностью шейного отдела позвоночника)
Лечебная физическая культура - это раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем). С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.
Для достижения оздоровительного эффекта ЛФК (лечебная физическая культура) необходимо соблюдать следующие условия:
. Системность применения физических упражнений - при каждом заболевании необходима определенная система воздействия на организм посредством ЛФК.
. Регулярность - обязательное, ежедневное выполнение ЛФК.
. Длительность упражнений определяет лечебный эффект - максимально долго (а не курсами), иногда - всю жизнь.
. Постепенное повышение нагрузки - должно происходить параллельно тренированности.
. Индивидуализация занятий - детальное изучение и учет особенностей каждого больного, его заболеваний и ЦНС.
. Разнообразие средств ЛФК - сочетание гимнастических, игровых, прикладных и др. упражнений.
Упражнения для укрепления мышц шейного отдела позвоночника.
Разминка
В качестве разминки используется обычная ходьба на полной стопе, затем на носках и пятках. Необходимо ходить до появления ощущения теплоты, а затем выполнить упражнения на расслабление шейного отдела
Расслабление шейного отдела
Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль тела. Напрягите руки, удерживайте напряжение в течение 30 секунд, при этом опуская плечи и лопатки и выпрямляя спину. Затем ослабьте давление и дайте рукам свободно покачаться.
Скручивание шейного отдела
Это движение также необходимо выполнять из положения стоя. Начните, как бы опускать затылок вниз, скручивая шейные позвонки.
Представьте себе, как основание позвоночника движется по закругленной траектории вперед. Вы не должны резко наклонять голову, просто постарайтесь опускать позвонок за позвонком вниз.
Основная цель - опустить подбородок на грудь, не поднимая плеч. Выпрямляйтесь, двигаясь в обратном порядке, «раскрутите» позвоночник. Повторите до ощущения тепла в шейном отделе.
Махи руками назад
Встаньте прямо, опустите корпус параллельно полу. Руки протяните в стороны. Не тянитесь плечами к ушам, старайтесь отводить макушку вперед и одновременно опускать лопатки по направлению к позвоночнику.
Представьте, что лопатки - это крылья. Начните движение - «взмах», с силой притяните лопатки к позвоночнику. При этом прямые руки переместятся чуть назад.
Не двигайте руками за счет инерции, постарайтесь работать мышцами спины.
Заключение
Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся очень актуальными.
Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации.
Итак, рассмотрев некоторые критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог нашим рассуждениям. Мы выяснили, что здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека с помощью определенных профилактических мер. При ведении здорового образа жизни улучшается эмоциональное самочувствие, повышается работоспособность и нормализуется жизнедеятельность организма. Здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (т.е. здоровье) в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
1.Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. - М., 1990.
.Жолдак В.И., Социология физической культуры и спорта. Кн. I. -
М.,1992.
.Лисицын Ю.П., Слово о здоровье. - М., 1993.
.Пономарев Н.И., Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М., 1970.
.http://v-ugnivenko.narod.ru/home.htm
.http://ru.wikipedia.org/wiki