История борьбы с чумой

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,93 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История борьбы с чумой

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Витебский государственный ордена Дружбы народов

медицинский университет

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Зав. Кафедрой:

Профессор В. С. Глушанко

Преподаватель:

А.А. Герберг

РЕФЕРАТ

по «Истории медицины и фармации»

на тему:

«История борьбы с чумой»


Исполнитель:

студентка 12 группы 2 курса

лечебного факультета

Гомбалевская Юлия Игоревна




Витебск, 2011

Содержание

средневековый чума возбудитель лечение

Введение

Эпидемиология

Начало эпидемии

В описаниях XIV века

Лечение и профилактика чумы в XIV веке

Административные меры противодействия

Заключение

Введение

«Чёрная смерть» («чёрный мор <#"justify">Врачи рекомендовали воздерживаться от потребления домашней и дикой водоплавающей птицы, питаться супами и бульонами, не спать после рассвета и, наконец, воздерживаться от интимного общения с женщинами. И наконец, памятуя о том, что «подобное привлекает подобное», воздерживаться от мыслей о смерти и страха перед эпидемией и во что бы то ни стало сохранять бодрое настроение духа.

Лечение

Клиническая картина чумы, с точки зрения медицины XIV века, выглядела следующим образом: миазмы, проникнув в организм, рождают в области сердца заполненный ядом бубон или фурункул, который, затем, прорвавшись, отравляет кровь.

Попытки лечения, хотя крайне малоэффективные, всё же предпринимались. Вскрывали чумные бубоны и прижигали их раскалённой кочергой. Чуму, понимаемую как отравление, пытались лечить существующими на тот момент противоядиями, в частности, «французским териаком <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BA>», к бубонам прикладывали высушенные шкурки жаб и ящериц, способных, по распространённому в те времена убеждению, вытягивать из крови яд, с той же целью употребляли драгоценные камни, в частности, размолотый в порошок изумруд <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D1%83%D0%BC%D1%80%D1%83%D0%B4>.

В XIV веке, когда наука ещё тесно переплеталась с магией <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F> и оккультизмом, а многие аптекарские рецепты составлялись по правилам «симпатии» - то есть, воображаемой связи человеческого тела с теми или иными объектами, подействовав на которые, якобы можно было лечить болезнь, многочисленными были случаи шарлатанства или искреннего заблуждения, приводившие к самым нелепым результатам. Так, предшественники, а затем и последователи горячего поклонника «симпатической теории» и одновременно одного из крупнейших умов Средневековья Парацельса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81> пытались сильными магнитами «вытянуть» из тела болезнь. Парацельсом также было рекомендовано изготовлять т. н. «мумию» - куриное яйцо, в которое наливалась человеческая кровь, после чего яйцо надо было подложить под несушку «до момента рождения цыплят из прочих яиц», после чего «мумию» запекали в печи вместе с караваем хлеба, и она становилась «универсальным лекарством» от всех болезней, включая чуму. Результаты подобного лечения неизвестны, но вряд ли они были удовлетворительны.

И наконец, наиболее здравым представлялось поддерживать силы больного хорошим питанием и укрепляющими средствами и ждать, чтобы сам организм поборол болезнь. Но случаи выздоровления во время эпидемии Чёрной смерти были единичными, и почти все пришлись на конец эпидемии.

Чумные доктора

В этих условиях сеньоры или города оплачивали услуги специальных «чумных докторов», в обязанности которых входило оставаться в городе до конца эпидемии и пользовать тех, кто стал её жертвой. Как правило, за эту неблагодарную и крайне опасную работу брались посредственные медики, неспособные найти для себя лучшего, или юные выпускники медицинских факультетов, пытавшиеся составить себе имя и состояние быстрым, но крайне рискованным путём.

Считается, что первых чумных докторов нанял папа Климент VI, после чего практика эта стала применяться по всей Европе.

Для защиты от «миазмов» чумные доктора носили ставшую позднее знаменитой клювастую маску (отсюда их прозвище во время эпидемии «клювастые врачи». Маска, вначале закрывавшая только лицо, но уже во время второй эпидемии <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AD%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D1%83%D0%BC%D1%8B_1360-1363_%D0%B3%D0%B3.&action=edit&redlink=1> в 1360 году начавшая полностью покрывать голову, делалась из плотной кожи, со стёклами для глаз, причём в клюв закладывались цветы и травы - розовые лепестки, розмарин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD>, лавр <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80>, ладан <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD> и т. д., должные защищать от чумных «миазмов». Для того, чтобы не задохнуться, в клюве проделывались два небольших отверстия. Плотный костюм, как правило, чёрного цвета, также делался из кожи или вощёной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA> ткани, состоял из длинной рубахи, спускавшейся до пят, штанов и высоких сапог, а также пары перчаток. В руки чумной доктор брал длинную трость - её использовали для того, чтобы не дотрагиваться до пациента руками и, кроме того, разгонять на улице досужих зевак, если таковые найдутся. К сожалению, этот предшественник современного противочумного костюма спасал не всегда, и многие врачи погибали в попытках оказать помощь своим пациентам.

Административные меры противодействия

«Венецианцы как свиньи, тронь одну, все сгрудятся вместе и бросятся на обидчика», - отмечал хронист. Действительно, Венеция во главе с дожем <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B6> Дандоло <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0> была единственной из европейских стран, сумевшей организовать своих граждан, чтобы избежать хаоса и мародёрства, и вместе с тем, сколь то было возможно, противодействовать разгулу эпидемии.

В первую очередь, 20 марта, приказом венецианского совета, в городе была организована специальная санитарная комиссия из трёх венецианских дворян. Входящие в гавань корабли предписано было подвергать досмотру, и, если найдены были «прячущиеся иностранцы», больные чумой или мертвецы, - корабль немедленно сжигать. Для захоронения умерших был отведён один из островов в венецианской лагуне, причём могилы предписано было рыть на глубину не менее 5 футов. Начиная с 3 апреля и вплоть до конца эпидемии, изо дня в день специальные похоронные команды должны были проплывать по всем венецианским каналам, криком «Мёртвые тела!» требуя от населения выдавать им своих умерших для захоронения, специальные команды для сбора трупов изо дня в день обязаны были посещать все больницы, богадельни и просто собирать умерших на улицах. Любому венецианцу полагались последнее напутствие местного священника и захоронение на чумном острове, получившем название Lazaretto <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE_(%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2)> - как полагает Джон Келли, по имени ближайшей церкви Св. Девы Назаретской <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82>, по предположению Джоанны Нол - от монахов Св. Лазаря <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8C&action=edit&redlink=1>, ходивших за больными. Здесь же проходили сорокадневный карантин прибывшие с Востока или из зачумлённых мест, здесь же в течение сорока дней должны были оставаться их товары - срок был выбран в память о сорокадневном пребывании Христа в пустыне.

Чтобы избежать возможной паники, запрещались траурные одежды и временно отменялся старинный обычай выставлять гроб с умершим у порога дома, оплакивая его всей семьёй на глазах у прохожих. Даже в то время, когда эпидемия достигла своего максимума и смертность составляла 600 человек в сутки.

Заключение

«Чёрная смерть» имела значительные демографические, социальные, экономические, культурные и религиозные последствия. Так, от «чёрной смерти» скончалось, по разным подсчетам, до половины населения Европы, от 15 до 34 миллионов человек (во всём мире скончалось от 75 до 200 миллионов человек).

Эпидемия привела к тому, что из-за резкого уменьшения количества населения зашатались традиции, ранее казавшиеся незыблемыми, и феодальные отношения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC> дали свою первую трещину. Многие цехи, бывшие практически закрытыми, где ремесло передавалось от отца к сыну, стали принимать к себе новых людей. Подобным же способом вынуждено было пополнять свои ряды духовенство, значительно поредевшее за время эпидемии, а также врачебное сословие; за недостатком мужчин в сферу производства стали втягиваться женщины.

Время после чумной эпидемии стало подлинным временем новых идей и пробуждения средневекового сознания. Перед лицом грозной опасности от вековой спячки очнулась медицина, вступившая с того времени в новый этап своего развития. Кроме того, недостаток рабочих рук позволял подёнщикам, батракам, прислуге и т. д. буквально торговаться со своими работодателями, требуя для себя лучших условий труда и более высокой оплаты.

Оставшиеся в живых зачастую оказывались в положении состоятельных наследников, получавших земли и доходы родни, скончавшейся во время Великой эпидемии. Низшие классы немедленно воспользовались этим обстоятельством, чтобы добиться для себя более высокого положения и власти.

Из-за недостатка рабочих рук в сельском хозяйстве постепенно стала меняться структура производства, поля зерновых всё чаще превращались в пастбища для скота, где один-два пастуха могли управляться с огромными стадами коров и овец. В городах дороговизна ручного труда с неизменностью привела к росту числа попыток механизировать производство усложнением средств производства, давшем свои плоды в более поздние времена. Упали цена на землю и арендная плата, снизился ростовщический процент.

И в то же время вторая половина XIV века характеризовалась большой инфляцией и высокими ценами на пищевые продукты (в особенности, на хлеб, так как с уменьшением количества работников в сельском хозяйстве уменьшилось и производство). Высшие классы, чувствуя, что власть ускользает из рук, пытались перейти в наступление, так, Парламент Великобритании <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8> принял Статут о рабочих, запрещавший платить наёмным рабочим больше, чем то было принято до эпидемии, тем же браться за любую работу под угрозой наказания. Росли налоги, кроме того, в попытке удержать и сделать незыблемой границу между сословиями, всё больше размывавшуюся после Великой чумы, принимались «законы о роскоши», современному человеку кажущиеся мелочными, - так, в зависимости от положения на иерархической лестнице ограничивались количество лошадей в запряжке, длина женских шлейфов, количество блюд, подаваемых на стол, и даже количество плакальщиков на похоронах.

В ответ на попытку ограничить столь жестокой ценой завоёванные права низшие классы ответили вооружёнными выступлениями - по всей Европе прокатились бунты против налоговых ведомств и против правительств, с жестокостью подавленные и всё же надолго ограничившие аппетиты и притязания высших классов, и привели к ускорению коммутации барщинных повинностей и массовому переходу от феодальных к арендным отношениям в господском хозяйстве. Рост самосознания третьего сословия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5>, начавшийся во времена Второй Пандемии, уже не останавливался и нашёл полное выражение во времена буржуазных революций <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B6%D1%83%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F>.

В духовной сфере власть церкви над умами, практически безусловная в прежние времена, также оказалась значительно поколебленной, обвинения в алчности и симонии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, видимая беспомощность церковников в борьбе с чумой значительно ослабили её власть и пробудили умы для философии будущего - на смену еретическим сектам времён Второй Пандемии пришли лолларды <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%8B>, гуситы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8B>, Уиклиф <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%84,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD> и наконец - Реформация <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>.

Предполагается, что та же самая болезнь возвращалась в Европу каждое поколение с различными степенями интенсивности и смертности до 1700-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1700-%D0%B5>.

Литература

--«Чёрная смерть» второе пришествие чумы в Европу (13461351) <http://supotnitskiy.ru/book/book3-5.htm>. Глава из книги «Очерки истории чумы» Супотницкий М. В., Супотницкая Н. С. <http://supotnitskiy.ru/book/book3.htm>

Похожие работы на - История борьбы с чумой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!