Деликтологическая характеристика административных правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,06 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деликтологическая характеристика административных правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений















ДЕЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административные правонарушения совершаемые в сфере семейно-бытовых отношениях

В научной литературе уже доказанным является мнение о том, что административные правонарушения сегодня превратились в одно из самых типичных криминогенных явлений. Следовательно, борьба с ними должна носить общегосударственный характер, а ее результаты должны учитываться при разработке стратегических вопросов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Нельзя не согласиться с мнением Е.В.Додина, который считает, что никакие организационно-управленческие решения не смогут приостановить рост числа административных правонарушений, приобретающих в последнее время все более опасный характер. Поэтому необходим поиск новых путей, приемов, средств, используя которые общество могло бы впоследствии создать условия для возникновения устойчивой тенденции к их снижению. Эти пути, приемы и средства должны быть адекватны объекту своего воздействия - не только отдельному, конкретно взятому административному проступку или механической их сумме, а и целостному явлению, образуемому устойчивой совокупностью всех совершенных в стране проступков [1, с. 32].

Одним из наиболее опасных и массовых видов административных правонарушений, имеющих общую тенденцию к росту, являются административные правонарушения, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений. Меры противодействия данным правонарушениям, включая профилактические, должны быть адекватны характеру правонарушения, личности правонарушителя, должны учитывать причины и условия этих правонарушений. Анализ системы правонарушений, выявление ее причин и условий, разработка мер борьбы с ними являются целью такой науки, как деликтология.

С точки зрения рассматриваемой проблемы, предметом настоящего исследования являются административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Изучением этого социального явления призвана заниматься составная часть деликтологии - административная деликтология - наука о состоянии, динамике, причинах деликтности и мерах борьбы с нею. Ее первые шаги были связаны с исследованиями в 70-80-х годах прошлого столетия Е.В.Додина, В.П.Лозбякова, Л.Л.Попова и особенно В.И.Ремнева. Несмотря на то, что, по мнению последнего, между деликтологией и криминологией нет и не может быть непреодолимой стены [2, с. 10], предмет исследования деликтологии, методика решения актуальных проблем носят конкретно специфический характер.

Методологически все исследования в области административной деликтологии можно разделить на четыре основные направления. Они сводятся в основном к изучению: а) характера происходящих правонарушений, их масштабности, динамики развития; б) причин конкретных правонарушений и условий, им способствующих; в) личности правонарушителя; г) разработке мер предупреждения правонарушений [2, с. 10].

Первое направление предполагает познание реального состояния правонарушений, степени их распространенности и структуры на определенной территории, изучение положительных и отрицательных изменений в их развитии.

В этой связи нами был осуществлен анализ информации об административных правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений, содержащейся в базах данных информационно-аналитического управления МВД Республики Беларусь за период с 2004 по 2007 год, а также базах данных информационно-аналитического управления ГУВД Мингорисполкома за период с 2004 по 2007 год, и сведений, полученных при изучении материалов дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения) и статьей 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, хранящихся в архивах управлений внутренних дел Мингорисполкома и управлений и отделов внутренних дел Миноблисполкома.

Первоочередной задачей является определение удельного веса административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Удельный вес административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений

ПоказательГод2004200520062007Общее количество совершенных административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 9.1 и 17.1 КоАП257 5801233 278212 11897 2682Из них совершено в сфере семейно-бытовых отношений101 43493 73786 485-Удельный вес административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений39,4 %40,2 %40,7 %-

1Статистика, приведенная в таблице за 2004-2006 годы, отражает сведения об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 156 (мелкое хулиганство) и статьей 1561 (умышленное легкое телесное повреждение или побои) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.12.1984, действовавшего до 01.03.2007.

2После принятия Инструкции о порядке заполнения регистрационных карточек единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 31.03.2007 № 82, сведения о совершенных в сфере семейно-бытовых отношений административных правонарушениях не указываются в регистрационной карточке об административном правонарушении, совершенном физическим лицом.

Таким образом, удельный вес семейно-бытовых административных правонарушений по Республике Беларусь с 2004 по 2006 год в целом изменялся незначительно, но в сторону увеличения.

Уровень административных правонарушений в семейно-бытовой сфере определяется количеством выявленных правонарушений, приходящихся на каждые 10 или 100 тыс. жителей района, города, области, страны в возрасте 16 лет и старше. Он характеризует интенсивность правонарушений данного вида, регистрируемых на определенной территории [3, с. 8]. Учитывая, что в период с 2004 по 2006 год указанная возрастная категория населения составляла от 8091 до 8131 тысячи человек ежегодно [4], то уровень административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений колеблется в следующих пределах: 112,6 факта правонарушения на каждые 10 тысяч человек в 2004 году, 104,2 - в 2005 году и 96,2 - в 2006 году.

Не менее важными являются сведения о месте и времени совершения административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Мы получили их, обобщив информацию по административным правонарушениям, хранящуюся в архивах управлений внутренних дел Мингорисполкома и управлений и отделов внутренних дел Миноблисполкома.

Обобщенные сведения, содержащиеся в пятистах выборочно изученных материалах об административных правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений, свидетельствуют о том, что 94 % от общего числа изученных административных правонарушений в семейно-бытовой сфере совершаются по месту жительства граждан: в квартирах и домах индивидуального пользования, а также в общежитиях. Такая «дислокация» административных правонарушений указанной сферы должна учитываться при организации работы правоохранительных органов, и прежде всего участковых инспекторов милиции, так как именно на них в основном возлагается вся профилактическая работа с семейными дебоширами. В связи с этим немало проблем у правоприменителей вызывает квалификация хулиганских действий, совершенных в жилищах граждан. Основная проблема здесь состоит в том, что несмотря на то, что жилище не относится к общественным местам (в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения регистрационных карточек единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 31.03.2007 № 82, общественными местами являются участки местности, здания, сооружения, маршрутные транспортные средства, находящиеся в пределах населенного пункта, за исключением жилищ и огороженных участков местности, прилегающих к жилищам граждан индивидуальной застройки, а также находящиеся вне пределов населенного пункта маршрутные транспортные средства, здания и сооружения, предназначенные для свободного (за плату) посещения гражданами), действия участников семейно-бытового конфликта квалифицируются как административное правонарушение, посягающее на общественный порядок. В этой связи, на наш взгляд, актуальным является с учетом специфики характера деяний, круга лиц, их совершающих, мотива совершения правонарушений данного вида и т.д. выделение сферы семейно-бытовых отношений в качестве родового объекта посягательства и законодательное закрепление данного положения.

Значительная часть проявлений исследуемых правонарушений совершается в будние дни (65 %). Обращает на себя внимание определенная равномерность совершения правонарушений этой категории по будним дням недели: понедельник - 13,1 %, вторник - 13,2 %, среда - 13,1 %, четверг - 12,6 %, пятница - 13,2 %. В выходные дни количество правонарушений также равномерно, но значительно выше: суббота - 17,7 %, воскресенье - 17,1 %.

При распределении по времени суток установлено, что наибольшее число (71 %) правонарушений совершается в период с 16 до 24 часов. В период с 0 до 8 часов отмечено 8,6 % проявлений семейно-бытовых правонарушений. В течение же дня, то есть с 8 до 16 часов - 20,4 %. Именно в период с 16 до 24 часов силы милиции общественной безопасности, участвующие в борьбе с семейно-бытовыми правонарушениями, должны быть задействованы с максимальной интенсивностью. Указанные обстоятельства также должны быть учтены в организации работы не только органов внутренних дел, но и других организаций, которых, по нашему мнению, следует привлекать к противодействию семейно-бытовым правонарушениям (например, организация дежурств психологов по телефону «горячей линии» с 16 до 24 часов).

Между тем анализ литературных источников, в которых освещались те или иные аспекты проблемы причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, позволяет констатировать об определенном дефиците теоретических знаний в исследуемой области и недостатке публикаций по данной проблеме. Суть имеющихся сводится к тому, что административные правонарушения имеют свои отличающиеся от иных правонарушений причины и условия [5, с. 162]. Они определяются не только конкретными особенностями сложившейся ситуации [6, с. 82], но и личностными свойствами правонарушителя [7, с. 133].

Изложенные точки зрения на причины и условия административных правонарушений являются операциональными, поскольку расширяют наши познания в этом направлении. Однако, на наш взгляд, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что до настоящего времени не выработано какой-то определенной системы классификации причин и условий административной деликтности. Концептуальные основы детерминации административной деликтности, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений, остаются мало разработанными. Поэтому необходимо определить нашу позицию по данному вопросу.

Нам близка точка зрения П.С.Забелова, С.М.Забелова, которые считают, что правильнее было бы использовать категории «причины» и «условия» применительно к конкретным правонарушениям, при характеристике индивидуальных особенностей личности субъекта и конкретной ситуации, в которой он находится, то есть на индивидуальном уровне. При характеристике же причин и условий административной деликтности, в том числе в определенной сфере общественных отношений или на массовом уровне, целесообразнее использовать более общее по отношению к ним понятие - «фактор» [8, с. 30, 31].

В числе основных причин и условий административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений на индивидуальном уровне традиционно выделяют следующие:

. Пьянство. Пьянство и насилие в семье относятся к категории негативных социальных явлений и имеют общую социокультурную природу и сущность. Они находятся между собой в закономерной и устойчивой причинно-следственной зависимости: чем более высоким в обществе является уровень пьянства, тем выше уровень семейно-бытового насилия.

. Отсутствие духовного и нравственного воспитания личности. Жизнедеятельность общества базируется на утверждении общечеловеческих ценностей, и в первую очередь - ценности семьи, уважении к праву и морали. При отсутствии у граждан положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли.

. Недостаточная правовая культура. Как правило, правонарушители смутно представляют границы правовых запретов, приблизительное представление имеют о системе санкций и т.п. Отдельные лица не считают правонарушением оскорбление члена своей семьи или родственника, причинение ему телесных повреждений и прочее, ссылаясь при этом на издавна существующие традиции, обычаи.

В своем исследовании мы не претендуем на то, чтобы дать исчерпывающий перечень причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, а также разграничение причин и условий друг от друга, так как лежащие в их основе явления и процессы весьма разнообразны, причем указанные причины в определенной ситуации могут выполнять и роль условий или наоборот. Свою задачу мы видим в выявлении главных из них.

Исследование причин и условий административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений на массовом уровне предполагает комплексное рассмотрение этого явления, включая изучение факторов, влияющих на совершение деликтов. На наш взгляд, можно выделить в качестве оснований две группы факторов, обуславливающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

К первой группе факторов следует отнести те из них, которые в малой степени зависят от деятельности органов внутренних дел. Наиболее важными из них являются:

объективное противоречие между экономическими потребностями и возможностями современного белорусского общества - отдельных социальных слоев, групп, личностей (отсюда необеспеченность людей приемлемой жилплощадью, безработица и т.п.);

общее снижение уровня жизни, а в некоторых группах социума ниже границы обеспечения физиологической выживаемости;

разрушение традиционных для Республики Беларусь стереотипов поведения, общепринятых норм морали и нравственности, выражающееся в росте пьянства и наркомании, распаде семьи, правовом нигилизме, распространенности идеологии стяжательства, насилия, жестокости и др.

Другая группа факторов, способствующих совершению административных правонарушений в семейно-бытовой сфере, непосредственно связана с деятельностью органов внутренних дел. Эти факторы, на наш взгляд, могут подразделяться на: а) связанные с недостатками нормативного обеспечения профилактической деятельности органов внутренних дел (правовые факторы); б) факторы организационного характера.

Содержание факторов правового характера определяется состоянием законодательства как регулирующего, так и охраняющего общественные отношения в сфере семейно-бытовых отношений. К числу правовых факторов относится, например, несовершенство законодательства, устанавливающего меры профилактики и механизм их реализации в исследуемой сфере.

К группе факторов, связанных с организацией деятельности органов внутренних дел и оказывающих определенное негативное влияние на состояние и динамику административной деликтности в сфере семейно-бытовых отношений, прежде всего относится недостаточно эффективный уровень общей и индивидуальной профилактики.

Это в первую очередь связано с тем, что профилактические мероприятия в рассматриваемой сфере осуществляются органами внутренних дел периодически или разово, не носят системного характера. Примером тому могут служить проводимая раз в квартал в течение 10 дней операция «Быт», проводимая по инициативе Министерства внутренних дел акция «Семья без насилия» и т.п. В этой связи необходимо отметить, что «самым положительным образом на состоянии правонарушений сказывается комплексный подход к их профилактике, …профилактическая деятельность наиболее эффективна, когда она осуществляется регулярно, целенаправленно и планомерно» [9, с. 78].

К этой же группе факторов следует отнести и значительное понижение эффективности деятельности общественных формирований, и низкий уровень информационно-аналитического обеспечения профилактики административных правонарушений.

Проблемы организационного характера существуют и в деятельности главного субъекта профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений - участковых инспекторов милиции: имеющий место некомплект, увеличение объема работы, которые снижают эффективность административной деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере. В этой связи в решении Министра внутренних дел Республики Беларусь по организации служебной деятельности органов внутренних дел в 2008 году основное внимание сосредоточено на проведении профилактических мероприятий непосредственно по месту жительства граждан, сделан упор на индивидуальную профилактику, в том числе выработку мер по усилению социальной защищенности, материально-техническому обеспечению и совершенствованию деятельности участковых инспекторов милиции.

Таким образом, рассмотренные факторы являются определяющими с точки зрения повышения эффективности административной деятельности органов внутренних дел. Их устранение либо нейтрализация позволит в целом улучшить административно-правовую деятельность органов внутренних дел и профилактику административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Результаты выборочного исследования показывают, что несмотря на некоторые общие признаки для всей массы нарушителей административно-правовых норм в сфере семейно-бытовых отношений, в то же время выделен и ряд отличительных признаков.

Определенный интерес представляют особенности возрастного состава семейно-бытовых правонарушителей, поскольку на каждом возрастном этапе развития личность с ее социальным содержанием не одинакова.

По данным нашего исследования, среди семейно-бытовых правонарушителей возрастные особенности не имеют ярко выраженной дифференциации. Правонарушители этой категории превалировали в следующих возрастных группах: 23-29 лет (20 %), 30-39 лет (29,4 %), 40-49 лет (29,4 %). Доля младших (14-22 года) и старших (50 лет и более) возрастов составила 3,5 и 17,7 % соответственно. Как видно, основная масса правонарушений (58,8 %) приходится на возраст 30-49 лет. Преобладание лиц зрелого возраста среди совершивших административные правонарушения в семейно-бытовой сфере можно объяснить отчасти тем, что на возрастные группы населения 30-49 лет приходится наибольшее количество лиц, состоящих в браке. Разумеется, прав А.Н.Ильяшенко, говоря о том, что в сфере семейных отношений в данный возрастной период наиболее остро проявляются отсутствие чувства любви, несовместимость характеров, нарушение супружеской верности, пьянство, жестокость и т.д., обуславливающие конфликтность отношений [10, с. 27].

Рассматриваемые правонарушения в основном совершают лица, состоящие в брачно-родственных отношениях, и направлены они чаще против супругов (сожителей) и детей (родителей). 82 % от общего числа исследованных семейно-бытовых административных правонарушений совершены в отношении супругов (сожителей), детей или родителей.

Распределение по полу выявило следующие особенности. Безусловно, исследуемые правонарушения в большинстве случаев совершаются мужчинами (87 %). Вместе с тем отмечен рост административных правонарушений в семейно-бытовой сфере, совершенных женщинами, с 10,2 % в 2004 году до 11,6 % в 2006 году. Объяснить это можно тем, что на женщин в большей мере чувствительно влияет обострение противоречий в семейно-бытовой сфере. Одна из главных проблем, как указывают С.В.Максимов и В.П.Ревин, - затраты времени на домашний труд, которые у работающих женщин (при сохранении одинаковой нагрузки с мужчиной на производстве) в 3-5 раз выше, чем у мужчин. Сохранение этого положения - одна из доминирующих предпосылок возникновения конфликтов в семье [11, с. 6].

Подавляющее большинство административных правонарушений в семейно-бытовой сфере (98 %) совершаются в состоянии алкогольного опьянения.

О социальном положении (роде занятий) лиц, совершивших семейно-бытовые административные правонарушения, нами получены следующие данные: рабочие - 33,3 %, служащие, специалисты в сфере строительства, производства и торговли - 4,3 %, служащие, специалисты в области науки, образования, здравоохранения - 0,3 %, предприниматели - 0,6 %, пенсионеры, инвалиды - 6,8 %, учащиеся вузов и ПТУ - 0,7 %, нигде не работали и не учились - 46,9 %. Как видим, среди указанной категории правонарушителей подавляющее большинство имело низкий социальный статус: рабочие, пенсионеры и нигде не работающие и не учащиеся составили 87 %.

Обращает на себя внимание преобладание неучащихся и неработающих к моменту совершения правонарушения в семейно-бытовой сфере нарушителей. Несомненно, что незанятость общественно полезным трудом лишает семью постоянных средств к существованию либо резко сокращает ее бюджет. На этой почве возникают острые конфликты между членами семьи, чаще всего между супругами, перерастающие в правонарушения. Поэтому субъекты профилактики могут прогнозировать высокую степень вероятности совершения административного правонарушения в семье со стороны тех лиц, которые не заняты общественно полезным трудом или уклоняются от учебы.

В плане деликтологического изучения личности правонарушителя большое значение имеет исследование вопроса о стойкости его антиобщественной ориентации и антиобщественного поведения [10, с. 27]. Общеизвестно, что повторное совершение любого правонарушения является показателем определенной устойчивости антиобщественной направленности личности, ее взглядов и привычек. Анализ материалов выборочного исследования свидетельствует о том, что каждому третьему семейно-бытовому правонарушителю ранее выносилось административное взыскание, а каждый шестой подвергался административному взысканию два и более раза. Приведенное дает основание предполагать, что предупредительные меры еще далеко не всегда достигают цели, а профилактическая деятельность - недостаточно результативна.

Кроме того, показателем эффективности данной работы, а также устойчивости антиобщественного поведения указанных выше лиц является период, по истечении которого они вновь совершают правонарушения. По нашим данным, каждый четвертый (25 %) семейно-бытовой правонарушитель, привлеченный к ответственности по ст. 17.1 КоАП, в течение 3 месяцев и почти каждый пятый (19,2 %) - в течение 6 месяцев повторно был подвергнут административному взысканию за совершение аналогичного деликта.

Таким образом, в процессе анализа эмпирических данных отмечены определенные деликтологические различия среди рассматриваемой группы правонарушителей. Это относится к их особенностям по возрасту, социальному положению, обстоятельствам мотивации совершения деликтов. С учетом этого можно выделить три основные группы лиц, совершающих административные правонарушения в семейно-бытовой сфере.

Первую группу условно можно назвать ситуационной. Такие проступки обычно вызываются неожиданно сложившимися обстоятельствами. Как правило, такие деликты совершаются под влиянием алкоголя, когда нарушитель находится в возбужденном состоянии, состоянии сильного душевного волнения и оказывается достаточно самого незначительного повода для его неадекватной реакции на ситуацию.

Вторая группа - колеблющийся правонарушитель, совершивший административное правонарушение впервые, но ранее уже допускавший нарушения норм морали (пьянство, оскорбления, нецензурную брань в семье и быту и т.д.).

Третья группа - злостный правонарушитель, неоднократно совершавший административные правонарушения, несмотря на принимавшиеся к нему меры убеждения и принуждения. Сюда входят лица, в мотивации которых преобладает негативно ориентированная направленность, которые отрицательно воспринимают существующие нормы правового поведения в сфере охраны общественного порядка.

Изложенная типология лиц, совершающих административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, представляется весьма значимой для применения определенных мер административного воздействия и сочетания их друг с другом. Кроме того, она даст возможность дифференцированно подойти к разработке типологии административно-деликтных мер по предупреждению правонарушений в исследуемой сфере, соответствующей современному состоянию административного законодательства и правоприменительной практики, а также на ближайшую перспективу.

Однако для этого необходимо с достаточной конкретностью определить правовой характер данных мер, основания и порядок их применения, полномочия должностных лиц по применению, а также гарантии прав и свобод граждан. Данное положение еще раз свидетельствует о необходимости ускорить процесс принятия закона Республики Беларусь о профилактике правонарушений, который создаст единую систему мер предупреждения правонарушений и позволит более продуктивно разрабатывать комплекс мер по ранней их профилактике.

Литература

административный правонарушение семейный бытовой деликтология

1.Додин, Е.В. Административная деликтология в системе юридической науки / Е.В. Додин // Советское государство и право. - 1991. - № 12. - С. 32-36.

. Ремнев, В.И. Актуальные вопросы административной деликтологии в современный период / В.И. Ремнев // Актуальные проблемы административной деликтологии: сб. науч. трудов. - Киев, 1984. - С. 3-16.

. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006: стат. сб. / Министерство статистики Респ. Беларусь. - Минск, 2006. - 615 с.

. Шкарупа, В.К. Процессуальные средства выявления органами внутренних дел причин и условий совершения административных правонарушений / В.К. Шкарупа // Актуальные проблемы административной деликтологии: сб. науч. трудов. - Киев, 1984. - С. 161-169.

. Петрунина, И.К. К вопросу о причинах административных правонарушений в торговле / И.К. Петрунина // Актуальные проблемы административной деликтологии: сб. науч. трудов. - Киев, 1984. - С. 81-87.

. Мельник, Н.Г. Причины и профилактика административно-наказуемых нарушений паспортной системы / Н.Г. Мельник // Актуальные проблемы административной деликтологии: сб. науч. трудов. - Киев, 1984. - С. 130-137.

. Забелов, П.С. Административная ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности: пособие по административному праву Республики Беларусь / П.С. Забелов, С.М. Забелов. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 171 с.

. Коробейников, Б.В. Изучение факторов, влияющих на изменения уровня и структуры преступности / Б.В. Коробейников, Н.А. Селиванов, К.Ф. Скворцов // Советское государство и право. - 1982. - № 1. - С. 71-78.

. Ильяшенко, А.Н. Общая характеристика преступников, совершивших насилие в семье / А.Н. Ильяшенко // Российский следователь. - 2002. - № 9. - С. 26-31.

. Максимов, С.В. Насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений и проблемы их профилактики: учеб. пособие / С.В. Максимов, В.П. Ревин / МВД Рос. Федерации, Гл. упр. кадров. - М.: Учеб.-метод. центр, 1993. - 57 с.

Похожие работы на - Деликтологическая характеристика административных правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!