Государственная политика в сфере высшего образования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,33 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная политика в сфере высшего образования

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере высшего образования

1.1 Понятие высшего образования, его роль в современных условиях

1.2 Политика в сфере высшего образования. Ее принципы, нормы, цели, ресурсы

.3 Правовые основы в сфере высшего образования

ГЛАВА 2. Система реализации и субъекты государственной политики в сфере высшего образования. Их полномочия и направления деятельности. Современные реформы в сфере высшего профессионального образования

ГЛАВА 3. Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

.1 Мероприятия по реализации политики в сфере образовательных учреждений высшего профессионального образования

.2 Проблемы в сфере реализации государственной образовательной политики и предложения по их решению

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Сфера высшего профессионального образования (далее - ВПО) с 90-ых годов прошлого века находится в процессе постоянной реорганизации. Это происходит с той поры, когда явной стала проблема необходимости в муниципальном управлении высшим профессиональным образованием. В свою очередь, эта потребность возникла в связи с тем, что назрели следующие проблемы: проблема создании общей образовательной базы, проблема необходимости воспитания нового поколения в целях сохранения ценностей, проблема создания развитой системы образования на новом уровне и проблема повышения роли образования в жизни россиян. Разберем некоторые термины в области образования и элементы истории ВПО России. Первым высшим профессиональным учебным заведением в России стала Славяно-Греко-Латинская Академия. Учреждение открыто в 1687 году под влиянием известного поэта С.Полоцкого. Первым официальным документов Академии стала "Академическая привилегия". Академия получила право не только заниматься просветительской и учебной деятельностью, но и судебной практикой и цензурой. В области исповедания Академия имела право юрисдикции трибунала. Данное учебное заведение было всесословным - право обучаться в Академии имели члены всех сословий Руси.

Цель создания заведения высшего профессионального образования - подготовка кадров для церковной и государственной власти. В чем, на то время, очень нуждались аппараты власти. Петром Первым в 1701 году Славяно-Греко-Латинская Академия была переведена в статус государственного образовательного учреждения.

Российская Федерация на современном этапе значительно отстаёт от стран европейского союза в степени эффективности системы высшего образования. Россия имеет поистине богатый генетический фонд, ресурсный материал, научно-технический потенциал работников. Все это дает большую возможность России выйти на должный уровень в мировом сообществе. А сыграть эту роль возможно лишь при достижении высокого качества вузовского и послевузовского образования. Для этого необходимо координировать весь потенциал России в области образования государственными органами, использовать всю мощь страны целенаправленно и эффективно.

Особое значение на мировом уровне имеют научные, технические и инновационные работы. Этому нужно уделить особое внимание, так как научная база образования России оставляет желать лучшего.

На данное время вопросам высшего образования уделено много внимания. Его вопросами занимаются многие известные деятели: Г.Е.Зборовский, В.И. Жуков, A.Н. Тихонов, А.С. Запесоцкий. Проводится анализ ВПО по всем направлениям, популярна литература касающиеся социологии в сфере образования. Социологией ВПО занимается известный социолог Г.Е.Зборовский. Системные подходы в области управления ВПО изучены такими авторами как С.Н. Братановским, B.C. Лазаревым, В.П. Сергеевым.

Практически не изучается вопрос бюджетного образования. Повсеместно практикуется платное ВПО, которое доверия на должном уровне не внушает. Бюджетное образование в наше время стало "подарком судьбы". А называть ее "бесплатным образованием" становится очень трудно. Каждый второй институт перешел на смешанное образование - имеет бюджетные и платные кафедры. По статистическим данным, в РФ бесплатно обучается около 45 % студентов ВПО. Это очень и очень низкие показатели, когда, например, во Франции это показатель около 82 %. Ответ один - в России поступить на платное обучение проще и проще учиться.

В современном мире информационного прогресса, автоматизированных технологий и инноваций в Российской Федерации происходит процесс модернизации образовательной сферы под лозунгами национального приоритетного проекта "Образование", стартовавшего в 2005 году под руководством Президента РФ. Проект является муниципальной реформой образования. Его основными направлениями являются: внедрение в школах Интернета, внедрение школьных автомобилей, поддержка талантливых учеников, масштабное стимулирование инноваций в сфере ВПО и т.п.

Поэтому возникла необходимость исследования проблем муниципального управления образованием, исследования педагогических условий работы и системы высшего профессионального образования на всех уровнях, что объясняет актуальность данной темы. Динамическая модель управления ВПО включает:

Экономическое направление - экономический переход учреждений на условия автономного существования в качестве юридического лица.

Управленческое направление - модернизация управления, централизация и муниципализация управления.

Педагогическое направление - реконструирование средств и методов управления образованием.

Исходя из этих данных, можно определить цели и задачи дипломной работы. Целью данного исследования является - комплексный анализ системы государственного регулирования в области управления высшим профессиональным образованием на базе бюджетных образовательных учреждений. Поставленные для этого задачи следующие: Изучение теоретических основ высшего профессионального образования в бюджетных образовательных учреждениях. Изучение государственной политики в области ВПО. Комплексный анализ деятельности органов управления по реализации государственной политики в сфере образования; Выявление проблем и предложение методов их решения. Объект исследования - государственная система управления высшим профессиональным образованием в бюджетных образовательных учреждениях. Субъект исследования - деятельность государственных органов в вопросах реализации государственной программы в сфере образования.

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере высшего образования

1.1 Понятие высшего образования, его роль в современных условиях

В современном мире Высшее профессиональное образование - это не только норма жизни, но и необходимое условие успешного существования.

Высшее образование (далее - ВПО) - это верхний уровень (этап) получения образования, следует за средним образованием. ВПО не является бесплатным общим этапом образования. Высшее образование человек получает исходя из своих личных интересов и финансовых возможностей, своего интеллектуального опыта.

Получают ВПО в университетах, институтах, колледжах и академиях, а также в их филиалах. Данные названия в современном мире могут трактоваться по-разному в странах мира.

В Российской Федерации, согласно Федеральному Закону "Об образовании" (далее ФЗ "Об образовании"), сфера образования объявлена приоритетной, то есть, преимущественной. Право каждого гражданина РФ закреплено Конституцией.

Как же определить роль ВПО в современном мире? Роль ВПО на данном этапе очень высока. Это обусловлено стремлением РФ к уровню стран мирового сообщества, к уровню развития стран Европейского Союза ( далее - ЕС). К примеру, в Соединенных Штатах Америки(далее - США) в бюджетных учреждениях обучаются 77% американцев. В РФ это значение значительно ниже. В мире сфера образования признана приоритетной, а ВПО - неразделимый фактор успешной карьеры и формирования стабильной развитой экономической системы государства. Исходя из этого, можно понять, что способность конкурировать со странами ЕС возможна лишь после формирования национальной государственной политики в этой области на должном уровне.

Сфера высшего и послевузовского образования стала выдвигаться в конце ХХ века на первый план общественной жизни России. Это качественно нашло отражение в ее стремительном и неконтролируемом развитии за последние годы. Это можно доказать простым примером - согласно статистическим данным, за последние 10 лет высшее образование в России получили такое число граждан, которое не получали за всю историю развития системы в нашем государстве.

Например, исследуя данные прошлых лет, статистические данные организации ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, далее - ЮНЕСКО) фиксируют, что количество студентов выросло с 437,1 млн. человек в 1960 году до 840,3 млн. человек в 1990 году. Сократилось число неграмотных людей.

Система управления профессиональным образованием - целостная организационная структура.

Чтобы пояснить несравнимую важность высшего образования, приведем некоторые исторические факторы исходя из опыта зарубежных стран мира. В годы великой депрессии США Рузвельт принял решение о беспримерной поддержке университетов. И это решение помогло достичь позиции мирового лидера в области научных технологий и производства. "Америка богата не потому, что у нее много денег, а потому, что у нее много университетов".

К великому сожалению, политики нашего государства не учли бесценный опыт зарубежных стран в вопросах образования, не смогли понять, что успешное функционирование любого общества невозможно без сформированной и успешной системы ВПО.

Какова же роль высшего профессионального образования для населения нашей страны? Все дальше распространяется мнение о том, что высшее образование вовсе не является причиной благополучия и успешной карьеры человека. Высшее образование можно в прямом смысле купить. Все это лишний раз подтверждает низкое качество управления системой управления образованием и высокий уровень развития коррупции в сфере образования. Но факт остается фактом - довольно сложно достичь существенных успехов в жизни, не имея высшего образования, карьерный рост на определенном этапе остановится и потребует получения ВПО в требуемой области.

Тем не менее, высшее профессиональное образование в России - ведущий принцип социального и финансового прогресса. В сфере ВПС на данный момент задействовано огромное число человек - примерно 51 миллион преподавателей ВУЗов и более одного миллиарда учащихся. Это лишний раз подтверждает высокую роль ВПО в жизни россиян. Чтобы понять роль системы высшего образования в России и за рубежом, рассмотреть следующие данные, опубликованные в средствах массовой информации (далее - СМИ).

Таблица 1 Рейтинг мировых стран в системе мировой конкурентоспособности

Индекс глобальной конкурентоспособности стран 2010-2011Индекс глобальной конкурентоспособности стран 2009-2010СтранаРейтингОценкаРейтингШвейцария15,643США25,542Иордания45,545Швеция45,544Дания55,443Финляндия55,426Германия65,437Япония75,439Канада85,3311Нидерланды115,339Китай444,3248Азербайджан524,2268Австралия584,2258Мексика614,1961Турция614,1564Черногория624,1366Российская Федерация634,1353

Опубликованные данные свидетельствуют о том, что наиболее высокий рейтинг у США и Швейцарии. Россия занимает 63 место в рейтинге, что далеко не хороший результат. Одной из важных составляющих международного рейтинга является характеристика системы образования исследуемой страны, т. к. обнаружена весомая зависимость между уровнем развития системы образования и мировой конкурентоспособностью, что, в свою очередь, позволяет занимать стойкую конкурентную позицию в международном мировом рейтинге стран. Российская Федерация в рейтинге развития системы высшего образования занимает 46 место. Это говорит о достаточно высоком качеств образовательных услуг России, позиция довольно конкурентоспособна, но все это важно лишь при сохранении конкурентоспособных позиций в будущем. По данным международного экономического форума в 2012 году Россия упадет в рейтинге на 66 место.

Стандарты традиционного общего образования в России практически остаются высокими, что проявляется, в первую очередь, в более высоком охвате населения образованием, общей грамотности взрослого населения страны, сохранении высокой доли людей с высшим образованием, значительными бюджетными расходами на него (табл. 2 и 3).

Таблица 2 Охват образованием населения в возрасте 15-18 лет в 2011 г. (в %)

Доля учеников 15 летДоля учеников 16 летДоля учеников 17 летДоля учеников 18 летСтрана Российская Федерация95,4387,1255,9833,76

Из данной таблицы четко видно, что размер охвата обучаемых людей высокий.

Таблица 3 Структура расходов регионального консолидированного бюджета по уровням образования за 2011 год (в % к расходам на образование)

Дошкольное образованиеОбщее образованиеНачальное профессиональное образованиеСреднее профессиональное образованиеВысшее профессиональное образование.Данные РФ21,3367,332,784,121,88образование реформа политика профессиональный

Из данных таблицы видно, что финансирование системы образования достаточное. Но, в настоящее время, обеспеченность доступом к мировым инновационным достижениям в области образования, стремительное прогрессирование рынка образовательных услуг повышает конкуренцию между университетами на внутреннем и внешнем рынке.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что конкурентоспособность системы образования - это мощный действенный фактор прогрессирование системы образования, который позволяет путем различных методов решить проблемы системы образования и выйти на новый уровень в мировом просветительском пространстве стран.

Модернизация системы высшего образования России, способный предусматривать рост открытости системы, регламентирует внесение существенных изменений. На современном этапе это касаемо легкого доступа к рынку национальных услуг образования среди зарубежных учебных учреждений мира, имеющих развитую научно-техническую и материальную базу, финансовые активы для разработок новейших способов организации учебы. Следовательно это приведёт к повышению конкурентного давления на со всех сторон, и тогда среди факторов внутренней среды конкуренции нужно будет выделить проблематику ухудшения демографии стран и увеличение числа учебных заведений, предлагающих образовательные услуги в России разного уровня(табл. 4).

Таблица 4 Количество учебных заведений (на конец года, тыс.)

Численность дневных образовательных учреждений

. Численность СПО в России

. Численность ВУЗов в России

19971998199920002001200220032004200520062007200820091. .978278,867,3367,5567,968,868,567,967,566,92.244325532775266625532934264926532631264926843.45749349553251577281788091493996510081039

Пребывание России на 46 месте в рейтинге развития системы высшего образования и повышения квалификации показывает возможность обеспечения достаточно высокого качества образовательных услуг (при условии сохранения завоеванных ранее позиций в будущем), позволяющих достигать высокого уровня конкурентоспособности отечественной рабочей силы

Таблица 5 Выпуск специалистов государственными и муниципальными высшими учебными заведениями по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки (тыс. чел.)

2008200920102011авсегов том числебакалавры и магистрыспециалистыВыпущено специалистов разного уровня98841888,91108,91125,373,71051,5специальностей и направлений подготовки:физико-математические науки17,216,917,117,46,111,3естественные науки16,217,017,517,53,314,2гуманитарные науки153,8169,3180,0193,410,6172,8социальные науки12,014,717,616,91,315,7образование и педагогика165,1131,2135,9131,76,1125,6здравоохранение29,231,031,332,1-32,1культура и искусство16,817,717,517,40,616,8экономика и управление305,9338,8363,8376,116,4359,7информационная безопасность1,31,92,32,8-2,8сфера обслуживания6,38,310,011,60,011,6сельское и рыбное хозяйство35,937,837,337,11,135,9геодезия и землеустройство3,74,14,24,60,44,3геология, разведка и разработка полезных ископаемых12,113,814,014,30,913,3энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника26,528,730,529,54,924,6металлургия, машиностроение и материалообработка30,230,931,029,63,925,7авиационная и ракетно-космическая техника5,45,75,85,70,55,2оружие и системы вооружения0,80,60,60,6-0,6морская техника3,64,04,44,30,14,1транспортные средства30,231,232,334,20,833,4приборостроение и оптотехника8,29,29,59,01,57,5электронная техника, радиотехника и связь17,719,018,919,13,116,1автоматика и управление13,314,714,715,82,213,6информатика и вычислительная техника20,623,923,824,73,521,1химическая и биотехнологии12,013,914,312,91,611,3воспроизводство и переработка лесных ресурсов6,06,56,77,00,36,7технология продовольственных продуктов и потребительских товаров18,520,020,920,30,919,5архитектура и строительство31,734,436,237,33,134,2безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды9,310,811,712,40,611,7

Положительные качества системы высшего образования России:

.Подготовка кадров ведется по всем направлениям.

.По качеству подготовки специалистов занимает высокие позиции в мировом сообществе.

.Внушительный фундамент подготовки специалистов по естественно-гуманитарным дисциплинам.

.Глубокая тесная связь теории с практикой.

Итак, необходимо сократить существующую разницу между Россией и странами Европейского Союза.

1.2 Политика в сфере высшего образования. Ее принципы, нормы, цели, ресурсы

Государственная политика Российской Федерации в области высшего профессионального образования - это сформированный и утвержденный государством свод нормативных и законодательных актов, практических действий в сфере общего российского образования и воспитания, в сфере образования взрослого поколения страны.

В Российской Федерации фундаментом общего образования являются следующие приоритеты:

Область развития образования признана считаться приоритетной.

Фундаментальной основой для образовательной системы является Федеральная государственная программа.

Проведенные этапы по реализации программы докладываются государству раз в год на Совете Федерального Собрания РФ.

В учебных учреждениях России законодательно запрещено существование религиозных, общественных и политических партий.

Все доклады по реализации Федеральной программы официально публикуются.

Нормативной базой в области Российского образования являются следующие документы:

Национальная доктрина образования Российской Федерации (до 2025г).

Федеральная программа развития образования на период 2011-2015г.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция раскрывает общие принципы государственной политики образования в России, определенные Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и развитые в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, включая Федеральную программу развития в области образования.

Образовательная инициатива "Наша новая школа". Основная суть и данного научного проекта - создание школы, которая способна открыть внутриличностный потенциал каждого ребенка, воспитать в них культурных людей, воспитать важность ценностей, традиций и здорового образа жизни, подготовить учеников к производственной деятельности в условиях модернизации страны.

Национальный проект "Образование". Проект заслуживает отдельного внимания и рассмотрения. Он вступил в силу 5 октября 2005 года указом Президентов РФ В.В.Путиным с целью ускорения модернизации в развитии образования Российской Федерации.

Аппараты стимулирования модернизации проекта "Образование":

Выявление качественных лидеров и их поддержка (поддержка учителей, выявление "Учителя года", поддержка молодых инноваторов в данной области, элементы различного вознаграждения, поощрения).

Внедрение инновационных проектов и идей модернизации (развитие среди молодежи новаторств).

По итогам первого года работы проекта за классное руководство дополнительные выплаты получили более чем 850 тысяч учителей России.

Национальный проект поддерживает инновационные ВУЗы РФ. Определяются лучшие инновационные программы и выделяются деньги на их финансирование. За первые два года было выделено 10 и 20 млрд.рублей.

Основами любой политики и деятельности являются нормативные акты, законы и стандарты.

Образовательная государственная политика - это целостная национальная система государственных стандартов и процессов в сфере регулирования образованием страны. Цели политики таковы:

- Повышение качества образовательных услуг до должного уровня.

- Рост смысла гуманизации общества в целом.

- Рост этических ценностей и культуры государства.

- Научно-технический прогресс.

- Социальное развитие.

- Повышение эффективности экономики страны методом повышения квалификации кадров.

Итак, давайте детально рассмотрим особенности национального приоритетного проекта "Образование".

Инновационные программы высших учебных заведений России находятся под поддержкой государства - это один из принципов работы проекта. Государственная поддержка осуществляется и в сфере учреждений среднего профессионального и начального образования. Также, согласно проекту "Образование", часть средств государства направлена на глобальную модернизацию материальной и технической базы, на внедрение в университеты автоматизированных инновационных системы, на внедрение системы Интернет-ресурсов. Проект направлен реализовать связь между учреждениями высшего порядка. Все действия в области модернизации сферы образования направлены на установление связей с экономикой государства, например, планируется масштабное открытие школ бизнеса по России. Ряд задач направлены на решение проблем низкой квалификации кадров и персонала.

Существенный раздел посвящен Интернетизации. Развитие и внедрение интернет-технологий позволит сравнять условия работы и учебы педагогов и школьников, студентов. Страны Европейского Союза, лидер стран - США, давно уже вышли на определенный уровень развития в области электронного документообеспечения и делопроизводства. Распространение данных элементов позволит РФ выйти на новый уровень в мировом сообществе.

Поставки оборудования и материалов сделают учебу эффективнее и современнее. Что напрямую повысит квалификацию выпускаемых кадров. Одним из направлений национального приоритетного проекта "Образование" является модернизация системы образования России. Она предполагает новую систему оплаты труда педагогов высшего, начального и среднего образования, внушительное повышение доходов преподавателей, улучшение качества соответствующих условий для возможности получения высшего образования вне зависимости от места проживания и финансового статуса.

В современной России должное внимание уделяется национальной инициативе под названием "Наша новая школа". "Наша новая школа" - это проект, направленный на развитие российского образования для всех и для каждого. В качестве задач национальной инициативы выступают следующие направления:

. Качественное обновление базы стандартов в области образования. Российские школьники должны получать возможность раскрывать свои способности, ориентироваться в современном электронном мире. Этому должны находить соответствие модернизированные стандарты, которые будут включать соответствующие требования: к структуре программ образования России, к реализации программ образования и условия результатов освоения новых программ образования.

. Направление поддержки российских талантливых детей. Поддержка государства в этой области должна быть более масштабной, соответствовать требованиям современного мира и осуществляться весь период становления личности ребенка в будущем. А не быть разовой выплатой или вниманием.

. Направление развития потенциала учителей. России необходим мощный стимул в области повышение значимости профессии "Учитель". Сейчас для студентов и школьников - это малооплачиваемая, нервная и не престижная работа. Поднятие потенциала связано с изменением оплаты труда работников и внушительным психологическим фактором.

. Изменение структур российских школ. Обучение должно быть ярким, увлекательным, разбавленным развитием талантов, поощрением увлечений школьников. Это база для формирования кружков, для работы психологов.

. Направление в области здоровья детей. Формирование здорового образа жизни очень зависит от поведения и занятий ребенка в школе. Это важный тонкий фактор. На уровне семье закладываются основные понятия о здоровье, но более чем значительное время дети проводят в школе. За охраной труда детей, за правильным питанием и занятием спортом должен быть особый контроль.

В сфере образования Российской Федерации роль правительства заключена в реализации трех основных правил:

Выполнение государством функции руководящего органа власти для единой системы образования России;

Выполнение государством функции владельца уровней образовательной системы;

Выполнение функций единой территориальной системы.

К официальным информационным ресурсам государственных органов в области образования относят:

Сайт Министерства образования и науки РФ (далее Минобрнауки) - законодательные акты Министерства. Правила работы, правовые основы и т.д.

Сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее Роспатент) - информация об исполнительных государственных органах, о состоянии имущества государства.

Сайт Федерального Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию - информация о структуре и деятельности организации в области развития и внедрения инноваций и технологий.

Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ( далее Рособрнадзор) - информация о работе службы, о проведении и качестве официального надзора за реализацией национальный программ.

Модернизация системы образования нацелена на создание мощного аппарата в области развития системы образования в целом. Перед этим стоит решение таких задач: повышение качества образовательных услуг, формирование и применение нормативных, экономических, правовых и организационных методов привлечения средств, повышение квалификации педагогов страны, изменение социального статуса работников образования, обеспечение гарантий государства. На данном этапе в России определены следующие приоритеты образования:

Обеспечение гарантий государства РФ в сфере доступности начального, среднего и высшего образования;

Создание основы для увеличения качества общего российского образования;

Создание почвы для повышения качества профессионального российского образования;

Создание социально эффективных экономических взаимоотношений в сфере образования;

Контроль над получением работниками данной сферы высокой квалификации;

Контроль над развитием образования.

Управление системой высшего профессионального образования - это нормативное урегулирование качества деятельности образовательных учреждений разного уровня. Управление системой образования в России выполняет ряд функций:

Функцию регулятора власти для общей системы образования.

Функцию начальника разных уровней и составов образовательной системы;

Функцию совокупности образовательных учреждений на огромной территории государства.

Статья 28 Закона "Об образовании", согласно которой, в области образования РФ в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием принадлежит:

Создание и выполнение функций федеральной политики в области системы образования;

Нормативное урегулирование взаимоотношений в области системы образования;

Разработка и внедрение разноплановых программ развития системы образования с учетом специфических особенностей.

Создание муниципальных государственных органов управления системой образования, а также ведомственных органов управления ВПО, руководство образованием.

1.3 Правовые основы в сфере высшего образования

Современная российская государственная система источников правовых норм, которыми регламентируются отношения в области системы образования России, на данный момент различает в себе два уровня правового урегулирования: нормативные правовые акты российского законодательства и международно-правовые акты стран Европейского Союза. Иначе данные документы называют "внешними" и "внутренними".

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) - это определённая нормативная совокупность правил и требований, обязательных к выполнению при реализации основных программ образования соответствующими образовательными организациями, прошедшими государственную аккредитацию. Под ФГОС третьего поколения в России понимают стандарты ВПО, разрабатываемые с целью получения студентами высокой степени компетенции в своей области, то есть получения способности применяться свои умения и навыки на практике. Эта практика тоже пришла к нам из за рубежа. Согласно этим стандартам студент должен не просто изучить преподаваемый ему материл, но и быть способным применить эти сведения в жизни, уметь мыслить логически. Главное отличие ФГОС 3-его поколения - в перечень учебных программ и дисциплин включены не только их цели, содержание, часы, но и результаты работы, перечень используемых технологий. В системе ВПО ФГОС утверждают соответствия направлений специальностей и подготовки высшего образования. Переход га ФГОС 3 поколения начался с 1 сентября 2011 года. Их разработка производилась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетного плана развития системы высшего образования РФ на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонского процесса в системе ВПО РФ на 2005 - 2010 годы.

Число Международно-правовых актов в области образования достигло внушительных цифр. Правовые основы международного сообщества различают следующие:

- Документы ООН по вопросам образования - это Устав Организации ООН, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщая декларация прав человека и Декларация прав ребенка, Декларация "О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне", Декларация о праве на развитие и т.д.

Документы ЮНЕСКО - Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о развитии образования взрослых, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов, Региональная Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна и т.д.

Документы Совета Европы - Устав Совета Европы (ETS № 1) - Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Протокол (№1) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS № 9), Европейская Конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (ETS № 15) Европейская Конвенция об академическом признании университетских квалификаций, Европейское Соглашение о продолжении выплаты стипендий учащимся, обучающимся за рубежом и т.д.

Документы СНГ - Соглашение о сотрудничестве в области образования, Соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации в рамках СНГ, Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых, Решение о реализации соглашения о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых и т.д.

Документы МОТ - Конвенция № 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах, Рекомендация № 136 о специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития, Конвенция № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 года). Извлечения. Рекомендация № 146 о минимальном возрасте для приема на работу, Рекомендация № 148 об оплачиваемых учебных отпусках, Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Рекомендация № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Резолюция о занятости молодежи.

Документы по развитию Европейской интеграции в области образования.

Правовые основы Российской федерации представлены такими законами как Конституция РФ, Федеральный действующий закон, нормативно-правовые акты, применяемы в соответствии с Федеральным законом, принимаемые различными субъектами образования.

Все законы федерального уровня в России выполняют следующие задачи:

Вводят различия в мерах компетенции и ответственности в сфере образования федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов на уровне местного самоуправления;

Регламентируют правовые нормы для деятельности субъектов Российской Федерации.

Федеральный Закон РФ "Об образовании" регулирует отношения в области образования, вводит основные понятия и правила, дает трактовку некоторым вопросам в сфере системы образования, регламентирует правовые основы. В Российском законодательстве наряду с Федеральным Законом РФ "Об образовании" присутствуют и нормативные основы, регламентирующие отношения в области образования. Это ряды Федеральных Законов разных уровней, например, "..о внесении изменений .." и т.д.

В системе образования России особое место занимают так называемые "непрофильные" акты или законы. Законы данного уровня занимают в системе образования России особое место в качестве правового регулятора отношений. Несчетное число таких законов, их разносторонность и объемность, столкновения их норм таких друг с другом и "профильными" актами - все это делает весьма актуальной проблему точной систематизации законов в области системы российского образования.

"Непрофильные" законы делятся на следующие группы:

а) "Непрофильные" федеральные законы, которые устанавливают рамки для вопросов общей организации системы образования в Российской Федерации;

б) "Непрофильные" федеральные законы, регламентирующие нормы специальных видов в области направлений образования;

в) "Непрофильные" федеральные законы, регламентирующие материальные и поступательные льготы абитуриентам.

г) "Непрофильные" федеральные законы, регламентирующие трудовые отношения.

д) "Непрофильные" федеральные законы, устанавливающие рамки для экономических отношений и сферы финансов системы образования.

Отношения в сфере образования регулируют так называемые Подзаконные правовые акт. Согласно своей юридической силе они различаются:

. На Указы Президента Российской Федерации:

а) Это указы, регламентирующие исключительно отношения в области образования;

б) Это указы, которые содержат отдельные дополнения, касающиеся проблем системы образования.

. На Постановления Правительства РФ, посвященные регуляции сферы образования, содержащие отдельные дополнения, которые регулируют различные отношения в сфере российского образования.

.На Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

ГЛАВА 2. Система реализации и субъекты государственной политики в сфере высшего образования. Их полномочия и направления деятельности. Современные реформы в сфере высшего профессионального образования

Система образования российской Федерации управляется организациями трех главных уровней:

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Первые два уровня - федеральный и региональный являются уровнями аппарата государственного управления. Муниципальный уровень относится к уровню исполнительной власти.

К Федеральным организациям власти относят органы, которые разрабатываю правовые акты в области образования, рамки нормативного регулирования и методы и принципы государственной политики в сфере управления системой образования. Они управляют государственным имуществом, осуществляют контроль и надзор за образованием России, Все полномочия учреждений федерального уровня строго определены Правительством Российской Федерации соответствующими нормативными актами и законами.

До 15 мая в России официально действовало Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, от 15 июня 2004 г. №280. И было отменено Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 номер 337 " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Также, в этом году Указом Президента РФ от 4 марта 2010 года №271 исключены такие организации как Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию, полномочия полностью осуществляет Министерство образования и науки РФ. Следовательно, указом №337 также отменено следующее:

Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям, утвержденное Постановлением Правительства РФ (16 июня 2004 г. №281).

Положение о Федеральном агентстве по образованию, утвержденное Постановлением Правительства РФ ( 17 июня 2004 г. №288).

Министерство образования и науки РФ занимается социальной поддержкой и защитой учащихся, инновационными разработками, научными работами, социальной опекой студентов и учеников, техническими разработками и проектами в области образования РФ, разработками правового регулирования системы образования, разработкой правил государственной политики РФ в сфере образования, полную координацию находящихся в его ведомстве заведений, контроль и надзор.

Федеральная служба по надзору - это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор в области образования.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам - это федеральный орган государственной исполнительной власти, который осуществляет функции контроля и надзора в области интеллектуальной собственности граждан и субъектов РФ.

Во всех субъектах страны расположены определенные органы исполнительной власти государства в сфере образования, которые осуществляют управление в области российского образования (это может быть министерство или департамент, главное управление или агентство).

Координация работы органов государственной политики в области образования осуществлять могут как органы федеральной власти, так и специализированные назначенные организации или ведомства. На муниципальном уровне управлением образованием занимаются специальные органы. Каждый из трех уровней власти наделен своими полномочиями в вопросах управления системой высшего образования.

Полномочия в области управления высшим образованием РФ - это государственное право на исполнение своих обязанностей, зафиксированное законодательно. Чаще всего это делегированные полномочия, то есть переданные с высшего уровня низшему уровню власти в иерархии образования.

К полномочиям аппарата Федерального уровня относят:

Активная реализация государственной политики.

Установление законодательства в области образования Российской Федерации;

Государственные гарантии граждан в области образования РФ.

Разработка проектов Федеральных приоритетных программ в области образования РФ;

Установление Федеральных органов власти в области образования РФ;

Установление руководства органов власти в области образования РФ и снабжение их необходимыми типовыми документами;

Координация создания и работы органов власти и их организаций. Порядок ликвидации;

Регламентирование перечней специальностей профессиональной подготовки и квалификаций;

Установление и документальное подтверждение типовых положений об образовательных заведениях;

Проведение аттестации и лицензирования на документальном уровне.

Выбор качества и порядка проведения итоговой аттестации обучающихся разного порядка, установление правил и форм ЕГЭ России, вариаций проверки экзаменационных билетов и уровни системы оценок результатов. Порядок подачи аппеляций.

Установление порядка проведения Единого Государственного Экзамена на всей территории Российской Федерации. Устанавливаются варианты билетов, порядок проведения экзамена в целом, порядок проверки результатов экзаменовки, система оценок и т.д. Масштабы работы глобальные.

Учреждение школьных олимпиад на разном уровне. Их варианты и порядок проведения.

Разработка и утверждение общеобразовательных дисциплин в России.

Финансовое обеспечение образовательных учреждений.

Присуждение государственных наград разного уровня и т.д.

Органам федеральной исполнительной власти отведена значительная роль в аппарате управления системой высшего образования.

Федеральные органы власти передают часть своих полномочий органам субъектов РФ. К этим полномочиям относят:

Надзор и контроль над соблюдением законодательства в области образования. Согласно действующим правовым основам.

Контроль качества получаемого образования.

Государственную аккредитацию и лицензирование образовательных учреждений.

Подтверждение подлинности документов об образовании государственного образца.

Бюджет данных организаций полностью финансируется средствами Бюджета РФ. К полномочиям региональных органов власти относят:

Установление правовых основ в области образования Российской Федерации.

Установление полного цикла работы образовательных учреждений: от создания до ликвидации согласно законам РФ.

Работа над проектами приоритетных программ в области образования и их реализация.

Проектирование государственных стандартов в области образования. Из модернизация и участие в принятие этих законов.

Утверждение органов исполнительной государственной власти РФ.

Защита гарантий граждан в области образования.

Контроль над получением бесплатного образования и его возможностей.

Контроль над получением дополнительного образования.

Системная организация работы над получением общего образования.

Надзор за созданием образовательных организаций. Исключая ВУЗы.

Участие в формировании Бюджета РФ в области образования.

Утверждение и регламентирование нормативных актов в области образования;

Регламентирование дополнительных требований к учебных учреждениям;

Снабжение учебных заведений необходимым оборудованием и материалами, техникой, информационными ресурсами и т.п.

К полномочиям органов местной власти в области образования относят:

Координация действий по предоставлению дополнительного образования детей.

Полный контроль работы учебных учреждений - от создания до ликвидации.

Благоустройство зданий учебных заведений.

Статистический учет числа детей, подлежащих получению образования.

На 2012 год в России проходит развитие многоуровнего высшего образования в соответствии с Болонским процессом. Данную реформу высшего российского образования называют - "болонская" реформа. Реформа вызвала массовое обсуждение, разносторонни мнения о ней. Многие авторы утверждают, что реформа призвана не улучшить качество российского образования, а устранить советские принципы, старую систему образования в России. Дискуссии о высшем образовании проходят на активном жестком уровне.

октября 2003 года Правительство Российской Федерации ободрило проект реформы согласно Болонскому процессу. Теперь высшее образование в России разделилось на разные уровни - магистратура, бакалаврат и т.д. Болонская реформа меняет сроки обучения. Обучение в бакалаврате составит 3-4 года, магистратуре - 1 или 2 года. В специалитете так и придется обучаться 5 лет, это остаётся неизменным. Каждый из уровней высшего образования теперь имеет отдельный специальный государственный стандарт, утверждающий работу данного уровня и специальные правила итоговой аттестации. Лицензирование и государственная аттестация проводится отдельно. Болонский процесс организован с целью создания единой системы образования Европы. Это еще один шаг к мировому сообществу. Глобальной для России проблемой многие считаю течение двух независимых и абсолютно противоположных проблем: внедрение и формирование Болонской реформы и медленное осмысление социальной реальности. Болонская реформа шагает стремительными шагами, а действующая реальность в российской образовании остается неизменной.

Поэтому стремление России к уровню европейского Союза формирует еще ряд проблем. Рассмотрим реформу с разных ракурсов. Проводя анализ многочисленных публикаций на тему Болонской реформы, можно сказать, что основное внимание реформирования направлено на 2 стороны: формирование в системе российского образования системы двух уровней и формирование порядка проведения ЕГЭ.

мая 2010 года Президент России Д.А.Медведев утвердил Федеральный Закон № 83, который олицетворяет реформу Бостонского процесса. Согласно данному законодательству значительная масса бюджетных заведений России в сфере высшего профессионального образования переводится на инновационную систему финансирования - то есть с этого времени не получает обязательное государственное финансирование. Утвержденная президентов РФ документальная инициатива вызвала массовые всплески негативных эмоций среди родителей студентов и педагогов ВУЗов.

Общество современной страны борется с Бостонской реформой, с отменой бюджетного финансирования . В первую очередь, п ротив выступают сами студенты, преподаватели ВУЗов и родители студентов во всех городах России.

Сегодня можно сказать, что реформа Бостонского процесса в России неэффективна. К примеру, Европейский законодательный проект по глобальному продвижению под аббревиатурой ОПВО (Global Promotion Project), Управленческий комитет Совета Европы по Высшему образованию и исследованию (the Council of Europe Steering Committee for Higher Education and Research), Международное образование (Education International), а также более элементарные и привычные инструменты,UNESCO-CEPES, OECD (IMHE, AHELO…) и различные семинары практически не используются. Не использует Россия и целую сеть маркетинга согласно бостонскому процессу, информационные ресурсы. Реформы образования в России малообеспеченны всегда были предварительными исследованиями. Никогда не проводились опросы общественности, решения всегда были административно-государственными. Это еще один минус системы образования России. Что же являет собой в реальности реформа образования согласно Бостонскому процессу? Во-первых, четкая концепция реформы отсутствует. Мало того - отсутствует организация, руководящая Бостонским процессом, осуществляющая контроль над течением реформы. Следовательно, нет и места, куда бы могли стекаться критические отзывы, предложения о работе, результаты деятельности и т.д. Еще в 2003 году, после принятия проекта реформы, массовый всплеск интереса к данной теме вызвал массу однозначных публикаций и материалов. Все они сводились к одному - реформа нужна, она эффективна, проблем в России много, но проводить реформу надо. Из этого и вышло - проблематику российского образования никто не изучил, а лишь оговорили особенности и методы внедрения реформы в учреждения страны. В России платное образование активно заменяет бюджетное (бесплатное образование). Независимый институт социальной политики в 2004 году провел ряд социальных исследований, результатом анализа которых стали два научных труда: "Высшее образование в России: правила и реальность" и "Доступность высшего образования в России". Публикации 2004 года выпуска. В документах оговорены следующие проблемы:

Несправедливость правил поступления в высшие учебные заведения.

Некорректность правила оплаты за высшее образование.

Неформальные практики в области образования.

Нарушение правил ЕГЭ.

В России за годы проведения реформы сформировалось два течения "ЗА" и "ПРОТИВ" Бостонской реформы. Команда "ЗА" утверждает, что реформа успешна и крайне эффективна. Обозначают острую необходимость реформы российского образования. Лидер активации - А.Фурсенко, Министр науки и образования Российской Федерации. Глава утверждает, что основным является переход к системе образования двух уровней, вследствие которой студенты имеют право продолжать обучение в странах ЕС. Сторонниками "ЗА" стали популярнейшие ВУЗы России. Это МГИМО, РУДН и т.п. Течение "ПРОТИВ" Бостонской реформы олицетворяют члены Комитете по образования и науке, ряд ВУЗов России, студенты. Команда "ПРОТИВ" утверждает, что внедрение реформы утратит все традиции образования нашего государства. Лидер течения - Алесей Чернышев, заместитель председателя Комитета по образованию и науке. Несмотря на все перечисленное, ВУЗы страны находятся в позиции: "Казнить нельзя помиловать", или "Деваться некуда". Иными словами, учреждения высшего образования находятся во власти административных решений государства и вынуждены подчиняться установленными регламентам и законам.

ГЛАВА 3. Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

3.1 Мероприятия по реализации политики в сфере образовательных учреждений высшего профессионального образования

8 мая 2010 года вошел в силу Федеральный Закон № 83 "о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Этот закон вызвал всплеск отзывов, массу статьей в СМИ, возмущение русского народа. Дело в том, что ФЗ №83 - это закон о коммерциализации бюджетных учреждений. Иными словами, с лета 2012 года бюджетным учреждениям высшего профессионального образования грозит исчезновение. Учреждения должны буду работать на коммерческой основе. Принятие ФЗ было обусловлено необходимостью упорядочить нормативно-правовую базу в области образования. Были внесены различные изменения в такие законодательные основы, как: Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы, в некоторые ФЗ РФ. До 1 июля этого года период обозначен - переходным. В пояснительной записке к ФЗ №83 было внесено предложение о создании в России казенных учреждений. Это государственные муниципальные учреждения, которые по статусу не отличаются от бюджетных (муниципальных) учреждений. Но данные учреждения будут иметь ограничения в своих правах - доход от деятельности будет зачисляться в соответствующий бюджетный орган.

Бюджетные учреждения теперь перестают быть получателями бюджетных средств. Финансирование теперь представляет собой субсидии на выполнение задания государственного уровня. Доходом деятельности и финансирования станут платные услуги учреждения и плата за пользование имуществом.

В данном законе есть и плюсы и минусы. Явным плюсом считают снижение или даже исчезновение коррупции в заведениях . Государство таки м образом хочет повысить эффективность государственного сектора образования, сектора бюджетных учреждений, в то же время сократив его. С экономической стороны это правомерно, так как привлекутся источники финансирования со стороны и сократятся издержки.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в третьей статье отражает этот принцип государственной политики - предоставление студентам ВУЗов свободы в академическом смысле. Имеется ввиду, что студенты сами могут выбирать тему своей работы или исследования, проводить анализ своими методами и т.д.

О реализации Федерального Закона №83 существует множество дискуссий. Закон затрагивает бюджетную сферу образования, но вызывает массовые всплески эмоций во всей отрасли. Государством этим законом дает возможность развития бюджетных учреждений, а пользу или убыток принесут эти изменения целиком зависит от нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность муниципальных и региональных учреждений.

При реализации закона необходимо провести принятие ряда документов. На федеральном уровне РФ определены их перечни. Органы исполнительной власти для государственных образовательных учреждений уточняют или утверждают:

Перечень государственных образовательных услуг.

Порядок определения расходов и затрат.

Требования к качеству государственных услуг.

Финансирование государственных заданий.

Государственные задания.

Контроль над исполнением государственных заданий.

Перечень государственных услуг - это основа для финансирования учреждения. Если, например, образовательной услуги нет в перечне, или она имеет формулировку общего вида - "образование" - то совершенно невозможно будет ее профинансировать законным образом.

К мероприятиям реализации ФЗ № 82 в области создания высших бюджетных учреждений нового типа относятся:

Разработка Устава учреждения и его утверждение распорядителем.

Зачисление изменений сводного реестра.

Переоформление лицевых государственных счетов учреждения.

Основные мероприятия в области бюджетных учреждений утверждены в Письмах N 02-03-07/4336, N 42-7.4-05/5.3-701 - в виде перечней. Данные подходы должны быть осуществлены в виде двух важных этапов:

- Этап первый - с 1 января 2011 года по 1 июля 2012года.

- Этап второй - после июля 2012 года.

Первый этап называю переходным. Новые бюджетные учреждения создаются на существующей базе старых ВУЗов и по сути реорганизацией не являются. Постановление Правительства от 20.01.2010 года регламентирует порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений в области бюджетных высших образовательных заведений. Решение об изменении типа учреждения оформляется согласно статье 17 и содержит:

Наименование учреждения, на базе которого создается учреждение нового типа.

Наименование бюджетного учреждения, которое создается.

Наименование федерального органа исполнительной власти, которые осуществляет функцию учредителя.

Данные о сохранении основных целей деятельности бюджетного учреждения;

Перечень мероприятий, проводимых по созданию учреждения нового тип, с указанием точных сроков и видов деятельности.

Устав учреждения нового типа должен содержать общие положения об учреждения, цели деятельности, разделы об имуществе и т.д.

К мероприятиям по реализации государственной политики в области образования , осуществляемым после 01.07.2012 года относят:

Утверждение финансового Плана хозяйственной деятельности;

Предоставление документации для исключения реквизитом счетов учреждения из реестра.

Предоставление документации для открытия нового счета.

Представление отчетов о проведенных операциях с государственными субсидиями.

Утвержденная Федеральная целевая программа развития российского образования на 2011 -2015 годы направлена на достижение общедоступности образования, увеличение бюджетных мест. Программа ориентирована на инновационное развитие высшего профессионального образования.

Мероприятия программы:

Разработка инновационных проектов развития с целью получения устойчивой эффективной модели образования.

Завершение проекции модели образования и формирование ее.

Объемы финансирования действий по реализации Федеральной целевой Программы примерно составит:

В Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" четкого определения академических свобод не содержится. Само понятие "академическая свобода" встречается в законе перечислением важных составляющих личностных свобод и разнообразных объектов государственной политики.

Согласно Федеральному Закону, право академической свободы может быть предоставлено не всем субъектам образования, а лишь:

а) Персоналу высшего учебного заведения, который включает себя научно-педагогическую часть и преподавательский

б) Студентам высших учебных заведений.

Кроме того, важным пунктов является то, что сами студенты вузов наделены правом принимать участие в формировании содержания получаемого ими образования .(ст. 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Ограничить данное право может только официальный договор между ВУЗом и студентом (физическим или юридическим лицом).

Это участие студента осуществлено правом каждого студента выбирать факультатив, кружки воспитания, электронные курсы, дополнительные учебные дисциплины и т.п. Закон таким методом дает студентам ВУЗов право реализовывать свои права в изучении дисциплин разного уровня по направлениям, выбранным согласно своим предпочтениям. Все меры отражены в Уставе ВУЗа.

Как и прочие политические права, академическая свобода влечет за собою соответствующую ответственность. Она предполагает выполнение определенных обязанностей. Те субъекты государственной политики в области высшего образования, на которых возложено право предоставлять академическую свободу, обязаны выполнять некоторые определенные для них обязанности. В федеральном законе утверждено, что студенты высших учебных заведений обязаны получать предполагаемое образование.

Таким образом. В сфере бюджетных учреждений проводится масштабная глобальная реформа. ФЗ № 83 призван увеличить эффективность работы государственных образовательных учреждения, с уменьшением их числа фактически. О результатах реформы судить пока рано глобально, но оценить работу по реализации и выделить возникшие проблемы можно.

.2 Проблемы в сфере реализации государственной образовательной политики и предложения по их решению

Основой и правилом обеспечения государственных гарантий граждан Росси является финансирование государством системы образования. Это реализация права граждан на бесплатное образование, провозглашенное статье 43 конституции Российской Федерации. Таким образом государственная власть гарантирует получение высшего образования. Но в последние годы получение высшего образования на бюджетной основе стало проблемным. Число бюджетных учреждений стремительно сокращается, часть ВУЗов переходят на платное обучение, другая же часть - на смешанное.

Начав мероприятия по реализации ФЗ № 83, районы РФ столкнулись с огромной массой проблем. Основными из них называют 4 проблемы:

Выбор типа учреждения.

Надзор за работой учреждений нового типа.

Оформление перечня имущества.

Утверждение перечня услуг.

Наибольшее число регионов Росси приняли решение остаться в статусе бюджетных. Малая часть учреждения переведены в статусе казённых. Автономных учреждений меньше всего, что обусловлено определенными требованиями. Качественную реализацию должен обеспечивать хороший контроль над исполнением требования и посылок государства РФ.

Такой подход поддерживается Минфином РФ, публично обсуждается вопрос о том, насколько целесообразно содержание детей в ДОУ оплачивать за счет бюджета, то есть включение его в услугу.

Важным шагом в реализации закона является разработка перечня государственных заданий и услуг. На деле отношение к стоимости образовательных услуг довольно слабо реализовано. Это производится тогда, когда дело касается расчета стоимости целевых федеральных программ или стоимости и оценки качества "простых услуг". Однако, в бюджетных учреждениях данный вид расходов составляет около 10-15%.

Законодательно закреплено, что на каждые 10 000 граждан России бесплатно должно обучаться 170 студентов, эта норма полностью выполняется, по данным за 2011 год на каждые 10 тысяч норма студентов-бюджетников равно 200. Но правительство РФ признало данную политику крайне нерациональной. Это связано с тем, что ожидается сокращение численности выпускников школ. В Федеральном законе утверждено, что бесплатным может стать только первое высшее профессиональное образование, но высокая повсеместная практика нескольких высших образований создает существенную проблему для модернизации системы образования.

Следующая проблема - слабое финансирование бюджетных мест. Согласно законам, финансирование бюджетных мест университетов должно составлять не менее 3 % от части государственного бюджета под названием "Расход". В дальнейшей перспективе это маловероятно, максимум для России 2,4%.

Далее, бюджетные ВУЗы существенно проигрывают платным по престижности. Все это крайне препятствуют развитию государственных мероприятий в сфере образования.

Явные проблемы реализации политики государства в ВУЗах:

Реформа образования согласно Бостонскому процессу и осмысление реальностей российского образования - необходимо определить уровни развития реформы, установить контролирующие органы за проведением реформы, составить аналитическую работу о предполагаемых мероприятиях по проведению реформы и в будущем анализировать ее результаты. Иными словами, на предварительном этапе не был проведен анализ проблем системы образования в Росси, предлагаем провести ее на данном этапе с целью улучшения качества работы.

Проблема общедоступности образования - несоответствие теории и практики - стремление к автономности закрыто из-за указанных выше проблем бюджетного обеспечения. А именно, из-за слабого финансирования, высокой практики нескольких образования, малой престижности бюджетного обучения и т.д. Для решения этой проблемы необходимо, во-первых, увеличить финансирование бюджетных учреждений. В законодательство внести нормы для перехода на платное обучение, определить строгие цифры в получении данной возможности. Существенной может стать поправка возможности получить высшее образование бесплатно на любом уровне, а не только первое образование.

Обеспечение специалистами высокой квалификации - главная проблема состоит в том, что установлены очень высокие требования в законодательстве РФ, соответствовать им постоянно практически невозможно, т.к. наше государство опирается на опыт зарубежных стран, и , в первую очередь, стран Европейского Союза. Рамки этих стран давно и намного выше норм России, поэтому выполнение данной функции в реализации государственной политики невероятно сложная проблема. Для решения проблемы России нужно определить другие рамки для квалификационных единиц. Нужно учесть опыт стран ЕС, стран мирового сообщества и провести анализ ситуации в целом, изменить, следовательно, установленные нормы.

Повышение статуса педагога в России - тут целый ряд проблем Во-первых, финансирование оплаты труда работников высшего профессионального образования не достигло должного уровня, хотя работы в этом плане постоянно рассматриваются и вносятся поправки. Во-вторых, просто изменение оплаты труда и предоставление государственных гарантий преподавателям в целом отношение к профессии не изменит. Необходима тонкая психологическая работа, начиная с начального образования, по гуманизации детей, прививания им веры в профессию, традиций и т.д.

Научно-технический прогресс - ВУЗы (особенно бюджетные) отличаются слабой оснащенностью материалами, новейшим оборудованием и т.п. Все это связано с тем же пресловутым финансированием образования. Необходимо обеспечить как можно большее число учреждений новейшим оборудованием, сетью интернет, системами автоматизации. Это позволит РФ выйти на "электронный" уровень среди стран мира.

Низкая квалификация педагогов - решить данную проблему можно дополняя педагогическую подготовку знаниями других специальностей и отраслей.

Управление системой высшего образования - в современном ВУЗе остро требуется введение разграничений между полномочиями, ибо бытует поговорка: "Нынче директор не главный учитель, а менеджер среднего звена".

Проблема коррупции в сфере высшего образования - современная Россия - коррупционная Россия. Это касается и высшего образования. По непроверенным данным около 70 % студентов - участники коррупционной сделки. Решить проблему необходимо жёсткой регламентацией к требованиям по принятию в Вузы, к итоговой или промежуточной аттестации, к правилам приема экзаменов. Для достижения изменений в положительную сторону необходимо повысить надзор и контроль за работой данных учреждений на федеральном уровне.

Чтобы решить проблемы реализации ФЗ № 83 необходимо:

- Внести поправки в закон - например, об автономных учреждениях с целью получения полномочий ИОГВ субъекта.

- Внести изменения в Закон об автономных организациях, предоставляющих права финансовым органам то же самое осуществлять и со средствами автономных учреждений, находящихся на счете финансового органа.

- Расширить права муниципальных финансовых органов, предоставленных данным законом.

Заключение

Высшее профессиональное образование формирует отношение к профессиональной деятельности человека. Многие люди после школы не поступают вообще никуда и начинают свой карьерный рост "с нуля". Это неприемлемый фактор для перспективного развития Российского образования в целом. Европейские страны практически не практикуют это. Поэтому на современном этапе остро обозначается необходимость модернизации реформы высшего образования, выход его на новую ступень с целью создать крепкую инновационную российскую систему с планами внедрения России в европейское мировое пространство. Переход системы высшего образования на европейские стандарты, обязательно станет крайне эффективным. То позволит студентам получать качественное высшее образование и выезжать с практикой в страны Европы, где есть возможности продолжить обучение. Рассмотренные в дипломной работе проблемы системы высшего профессионального образования России, в том числе и проблематика бюджетной сферы образования, находят сове отражение в каждом этапе модернизации. Серьезной для России является повышение статуса престижности педагога и преподавателя России.

Основными проблемами реализации Федерального Закона Российской Федерации № 83-ФЗ повсеместно считают 4 проблемы:

.Выбор типа учреждения.

.Надзор за работой учреждений нового типа.

.Оформление перечня имущества.

.Утверждение перечня услуг.

Наибольшее число регионов Росси приняли решение остаться в статусе бюджетных. Малая часть учреждения переведены в статусе казённых. Автономных учреждений меньше всего, что обусловлено повышенными требованиями. Институты считают. Что статус автономных нужно заслужить. Качественную реализацию должен обеспечивать столь же качественный контроль над исполнением требования и посылок государства РФ.

Многие считают основной проблемой реализации ФЗ - отсутствие полномочий автономных учреждений, что выражается в невозможности осуществлять местное управление и работу с физическими лицами в области денежного обращения. Многочисленные учреждения страны столкнулись с проблемой финансирования услуг. Не входящие в государственный перечень услуги не подлежат государственному обеспечению. Решить данную ситуацию можно расчетом денежной стоимости каждой из услуг раздельно.

Такой подход поддерживается Минфином РФ, публично обсуждается вопрос о том, насколько целесообразно содержание детей в ДОУ оплачивать за счет бюджета, то есть включение его в услугу.

Важным шагом в реализации закона является разработка перечня государственных заданий и услуг. На деле отношение к стоимости образовательных услуг довольно слабо реализовано. Это производится тогда, когда дело касается расчета стоимости целевых федеральных программ или стоимости и оценки качества "простых услуг". Однако, в бюджетных учреждениях данный вид расходов составляет около 10-15%.

Касаемо реализации государственной национальной политики в области повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов ВУЗов страны необходимо выделить: необходимость совершенствования и модернизации нормативно-правовой и законодательной базы государственной политики в области оказания содействия молодежи России; обеспеченность высокой профессиональной квалификацию выпускаемых специалистов; разработка и внедрение инноваций, целенаправленных на повышение уровня их квалификационной подготовительной базы. В решениях вопросов модернизации необходимо провести четкий анализ деятельности системы управления образования России, без анализа этих данных проводимые реформы малодейственны, так как даже не учитывают мнение общественности. Отсутствие повсеместно необходимых надзорных организаций - еще одна явная проблематика контроля на высшим профессиональным образованием, решить ее предложено формированием этих организаций. Формирование четкой нормативной базы, плана работ по проведению реформы, четкой координации деятельности по реформации - все это позволит РФ выйти на новый уровень в мировом просветительском пространстве.

Развитие научно-технической базы, учреждений данного типа, инновационных разработок, в согласии с достаточным финансированием позволит внедрить в учреждения высшего порядка новейшие системы и аппараты, инновационные разработки и материалы. Внедрение автоматизированных систем управления процессами позволит России выйти не только на высокий уровень конкурентоспособности в области образования, но и на уровень документооборота и делопроизводства.

Список использованных источников и литературы

1.Нормативно-правовые акты.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93, Москва, Проспект 2009, с.48.

"Об образовании". Федеральный Закон от 10 июля 1992 г.(с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. 150 с.

Федеральная программа развития образования на период 2011-2015г, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2005 г. № 1340 - р // Российская газета. - 2011. № 867.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании"/Собрание законодательства РФ №10,с. 100.

Федеральный закон №83 83 "о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"/Статься 41//Собрание законодательства РФ,№ 2010, N 10, ст. 1166

Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. : принят Государственной Думой 17 июля 1998г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998 . - № 31. 3823 с.

Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. От 17.03.1997) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 35. 3506 с.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999, - № 42. 5005 с.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 973 "О порядке и условиях предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" // Российская газета. - 2008. - № 36.

2. Литература.

Авторский коллектив: А.Заборовская, С.Шишкин, Т.Клячко, И.Королев. "Высшее образование: правила и реальность." /С.Шишкин. Москва, 2004 год,с.68.

Д.Бейлина. Образование в России/Д.Бейлина. Москва, 2010 год,с.55.

Бертон Р.Кларк. поддержание системы в университетах/ А.Смирнов, Москва, 2011 год,с.77.

Бертон Р.Кларк. Создание предпринимательских университетов/ А.Смирнов. Москва, 2011,с.108.

Бертон Р. Кларк. Система высшего образования/ А.Смирнов. Москва, 2011 год,с.100.

Образование в цифрах/ Высшая школа экономики//.Москва, 2010 год,с.160.

Ф.Петров. Университет для России/Ф.Петров. Москва, 2012 год,с.68.

Н.Ю.Сухова. Система научно-богословской аттестации/ Н.Ю.Сухова, Москва,2012 год,с.109.

А.Н.Логовская.Болонский процесс в России/Публикация в газете//Первый московский государственный университет//М,2011,с.3.3. Интернет-источники.

Развитие высшего образования. Журнал "Все об образовании". Электронный ресурс , URL:http://obrazovanie.kop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=31&Itemid=44.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена согласно распоряжению Правительства РФ № 1756 от 29.12.2001. Приказ от 11.02.2002. № 393. Электронный интернет ресурс, URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm//..

Развитие высшего образования. Журнал "Все об образовании". Электронный ресурс,URL:http://obrazovanie.kop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=31&Itemid=44

Центр развития образования России. Электронный ресурс, URL:- http://www.lexed.ru/mpravo/razdel2/index.html.

Доклад Президента Российской академии образования Н.Д.Никандрова на открытии ХХ Международных Рождественских образовательных чтений от 15 декабря 2011 года. Электронный ресурс, - URL: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2494:2012-01-24-03-40-19&catid=65:2009-12-17-20-36-16&Itemid=100.

Устав Организации ООН от 26 июня 1945 года. Электронный ресурс, URL:*http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%9E%D0%9E%D0%.

ПИСЬМО Минфина РФ N 02-03-07/4336, Казначейства РФ N 42-7.4-05/5.3-701 от 03.11.2010/Электронный ресурс, URL:http://zakonprost.ru/content/base/166651/.

Реализация Федерального закона № 83-ФЗ: перспективы, проблемы, риски в деятельности руководителя детской школы искусств. URL: http://www.mcfr.ru/journals/91/244/57148/57150/.

Госзаказ. http://www.mcfr.ru/journals/91/244/57148/57150/.

Новый статус бюджетных учреждений/Национальная библиотека Республики Алтай// URL: http://www.nbra.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=84:2011-02-25-07-59-07&catid=26:2010-11-29-04-40-29&Itemid=18.

Похожие работы на - Государственная политика в сфере высшего образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!