Бактерии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Сравнительная
характеристика профессионально-важных качеств девушек и юношей - курсантов
военного университета связи при поступлении и в начальный период
военно-профессиональной адаптации
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат
Введение
Глава
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
.1
Психофизиологические проявления полового диморфизма и его влияние на
профессиональную деятельность
.2
Профессиональный психологический отбор в военные учебные заведения
.3
Проблема адаптации человека
Глава
2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО КОНТИНГЕНТА
Глава
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
.1
Сравнительная характеристика профессионально-важных психофизиологических
качеств девушек и юношей, поступающих в Военный университет связи
.2
Динамика индивидуальных личностных особенностей юношей и девушек-курсантов в
начальном периоде адаптации
ВЫВОДЫ
Список
использованных источников
профессиональный психологический
отбор военный
РЕФЕРАТ
В настоящее время недостаточно изучены вопросы
оценки профессиональной пригодности девушек, поступающих в военные
образовательные учреждения высшего профессионального образования, и особенности
их адаптации к условиям обучения.
Объектом исследования являются девушки и юноши -
кандидаты для поступления в Военный университет связи в период проведения
мероприятий профессионального психологического отбора и в начальном периоде
обучения.
Цель работы - определение особенностей
профессионально-важных психофизиологических качеств и динамики адаптационных
процессов девушек, поступающих в военное образовательное учреждение высшего
профессионального образования.
В процессе работы проводилось
психофизиологическое изучение познавательных психических процессов, характерологических
особенностей личности девушек и юношей - кандидатов для поступления в Военный
университет связи и особенностей начального периода их военно-профессиональной
адаптации.
В результате исследования были установлено, что
для поступающих девушек характерно конкретно-логическое, а для юношей -
образное мышление. Поступающим юношам в большей, чем девушкам, мере свойственны
аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность. Для девушек, так же как и
для юношей, характерны выраженные морально-волевые качества,
целеустремленность, смелость, мужество, выносливость. Поступившие девушки
отличаются большей выраженностью «мужских» качеств.
Начальная фаза адаптации юношей-курсантов к
процессу обучения в целом протекает более благоприятно, чем у девушек, о чем свидетельствуют
стабильность показателей нервно-психической устойчивости, адаптационного
потенциала, более низкая заболеваемость. Личностные характеристики остаются
неизменными как у девушек, так и у юношей.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: В настоящее время, в
связи с изменениями в комплектовании Вооруженных Сил, несколько сотен воинских
должностей разрешено замещать военнослужащими-женщинами. Кроме традиционных для
армии должностей санитарных инструкторов, машинисток, поваров, диспетчеров,
женщины активно осваивают и офицерские специальности (врачи, связисты и т.п.).
В ряд военных образовательных учреждений высшего профессионального образования
(ВВУЗ) ведется прием девушек для обучения. При этом, существующие принципы
оценки профессиональной пригодности для поступающих в ВВУЗ разрабатывались для
абитуриентов-юношей и не учитывают специфики отбора девушек.
Общая профессиональная пригодность кандидатов к
обучению или работе по той или иной специальности оценивается по
образовательному цензу, медицинским показателям, физической подготовке и др.
Встает вопрос об определении пригодности девушек к обучению военным
специальностям, выявлении профессионально важных качеств (ПВК). С нашей точки
зрения представляется целесообразным определить, насколько психофизиологические
критерии, принятые для профессионального психологического отбора юношей могут
быть применимы к девушкам. Имеющиеся у мужчин и женщин различия
функционирования систем, обеспечивающих процессы адаптации организма к внешним
условиям, могут явиться причиной различий в реагировании на одни и те же
условия военно-профессиональной деятельности, а значит, и на ее результат.
Кроме того, психологические особенности женщин
могут влиять на процесс военно-профессиональной адаптации к условиям обучения
конкретной специальности в ВВУЗе. Анализ доступной литературы показал, что
исследований по этому вопросу очень мало. Назрела необходимость комплексного
изучения особенностей динамики психологических характеристик девушек-курсантов
в начальный период адаптации к условиям обучения.
Возрастающие требования к уровню подготовки
молодого пополнения офицерского корпуса Вооружённых Сил Российской Федерации
(ВС РФ) указывают на необходимость продолжения исследований, направленных на
совершенствование системы медицинского и психолого-педагогического
сопровождения учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях. В
этой связи, большое количество работ посвящено созданию в ВВУЗах ВС РФ системы
диагностики и коррекции, значимых для обучения и профессиональной деятельности
качеств личности и состояний человека. К ним следует отнести установки
личности, волевые качества, структуру мотивационной сферы и другие
психофизиологические особенности, имеющие непосредственное отношение к
направленному формированию системы саморегуляции и познавательной активности
курсантов.
Цель исследования: определение особенностей
профессионально-важных психофизиологических качеств и динамики адаптационных
процессов девушек, поступающих в военное образовательное учреждение высшего
профессионального образования.
Задачи исследования:
Определение сравнительных характеристик
профессионально-важных психофизиологических качеств девушек и юношей,
поступающих в ВВУЗ.
Сравнение индивидуальных особенностей девушек,
поступивших в ВВУЗ и не прошедших по конкурсу.
Установление динамики изменений индивидуальных
личностных особенностей юношей и девушек-курсантов в начальном периоде
адаптации.
Объект исследования:
Юноши и девушки - поступающие в Военный
университет связи (ВУС) и курсанты 1 курса.
Научная новизна:
Впервые дана сравнительная характеристика
познавательных способностей и личностных особенностей девушек и юношей,
поступающих в военное образовательное учреждение высшего профессионального
образования. Исследованием установлено, что профессионально-важным для девушек,
поступающих в военный университет связи (ВУС) является большая выраженность
«мужских» качеств: смелости, мужественности, целеустремленности. Но в начальном
периоде адаптации именно эти качества оказывают отрицательное влияние на успеваемость,
установление отношений в коллективе, нервно-психическую устойчивость и
адаптационные способности в целом. Впервые прослежена динамика изменений
личностных особенностей девушек-курсантов в начальном периоде адаптации.
Практическая значимость:
Выявление профессионально важных качеств у
девушек, принимаемых для обучения в ВВУЗы, оценка их влияния на процесс
обучения и социальной адаптации позволят переработать существующие нормы оценки
профессиональной пригодности применительно к женщинам.
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР
И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
.1 Психофизиологические проявления полового
диморфизма и его влияние на профессиональную деятельность
В контексте исследования половых особенностей
личности наиболее важной для целей профессионального психологического отбора в
ВВУЗы является проблема социальной дифференциации ролей, связанная с эволюцией
общества (социально-культурной эволюцией института семьи).
Половые различия имеют генетическую природу.
Наличие в генотипе мужской Y-хромосомы (хромосомный пол) детерминирует развитие
у индивида мужских гонад (гонадный пол). Гонады вырабатывают гормоны
(гормональный пол), которые вызывают появление вторичных половых признаков
(внешний морфологический пол).
Детерминирующее влияние андрогенов на психику
человека показано в исследованиях случаев кастрации [цит. по 19]. При кастрации
изменение гормонального фона приводит (или сопровождается) к существенному
изменению поведения индивида. Показано наличие корреляционных связей между
уровнем андрогенов и выраженностью мужского типа поведения.
Однако, ни генетический, ни гонадный, ни
гормональный, ни морфологический пол не предопределяют однозначно
психологического пола. Пол индивида - это лишь предпосылка развития
психологического пола личности. Развитие психологического пола зависит от
социальной половой роли (набора предписаний и ожиданий, выражающиеся в манерах
общения, эталонах «женственности» и «мужественности», выборе профессии и т.п.).
С учетом приведенных замечаний следует
рассматривать данные об особенностях мужской и женской «психологии».
Традиционные представления о мужском и женском психологических типах обобщил
В.И. Куликов (Таблица 1) [цит. по 19]. Многочисленные исследования показывают,
что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в
пространстве, пониманию механических отношений, математическим рассуждениям, а
женщины превосходят мужчин по ловкости рук, скорости восприятия, счету, памяти,
беглости речи и другим задачам, включающим речевые навыки [1, 6, 8]. Среди
основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность,
мотив достижения, эмоциональная устойчивость, а у женщин - социальная
ориентация. В основе этих различий лежат не только биологические (гормональный фон,
конституция и др.), но и социальные факторы (воспитание и образование в
соответствии с общепринятой социальной ролью мужчины или женщины).
Таблица 1.
Характеристики мужского и женского
психологических типов
Мужской
тип
|
Женский
тип
|
Препятствия
преодолевает преимущественно с помощью интеллекта и силы
|
Препятствия
преодолевает преимущественно с помощью хитрости и ловкости
|
Развито
прогнозирование (склонен к решению отсроченных долговременных задач)
|
Прогнозирование
ослаблено (решает преимущественно текущие повседневные задачи)
|
Потребность
в эмоциональном возбуждении понижена
|
Потребность
в эмоциональном возбуждении повышена
|
Рассудительность
|
Чувственность
|
Характер
более замкнутый
|
Характер
более открытый
|
Объективность
|
Впечатлительность
|
Реалистичность
и критичность
|
Идеалистичность
и интуитивность
|
Эмоциональная
зрелость и стабильность
|
Эмоциональная
незрелость и нейротичность
|
Сдержанность
|
Раздражительность
|
Взаимосвязь
мышления с движением мышц (идеомоторика) ослаблена (преобладает
словесно-логическое мышление
|
Повышена
взаимосвязь мышления с моторикой (преобладает наглядно-действенное мышление и
аффективность)
|
Обращает
внимание больше на форму, чем на содержание, наблюдательность и точность
повышены
|
Развита
агрессивная реакция самозащиты
|
Агрессивность
при самозащите снижена
|
Преобладают
честолюбивые замыслы, общественные интересы, на переднем плане -
эффективность в делах и материальная обеспеченность
|
Преобладают
чувства любви и материнства, личное преобладает над общественным
|
Тормозный
тип реагирования на стресс
|
Возбудимый
тип реагирования на стресс
|
Прямолинейность
отношений
|
Чувствительность
к различным нюансам общения
|
Словесное
поощрение расслабляет, замедляет деятельность
|
Словесное
поощрение возбуждает и ускоряет деятельность (отсюда - любовь к комплиментам)
|
Психологические проявления половых различий
являются одной из существенных предпосылок выбора профессии. Решительность,
уверенность, выносливость мужчин определяют предпочтение ими традиционно
мужских профессий (мастера, производители работ, водители, военные и т.п.).
Аккуратность в работе, внимательность, тщательность свойственные женщинам,
определяют выбор ими преимущественно женских профессий (лаборанты,
нормировщики, диспетчеры, техники, контролеры и т.п.). В сфере управления
мужчины легче справляются с работой линейных руководителей (директора,
начальники цехов, участков, смен). Женщины хорошо себя зарекомендовали на
должностях функциональных руководителей (начальники отделов и служб,
руководители бюро, секторов, групп) и специалистов.
Таким образом, влияние половых различий не
только на выбор профессии, но и успешность деятельности по конкретной
специальности давно очевидно. И хотя в ходе реформирования Вооруженных Сил
женщина в армии стала не таким уж редким явлением, исследований по проблемам
профессионального психологического отбора и военно-профессиональной адаптации
военнослужащих-женщин очень мало.
.2 Профессиональный психологический отбор в военные
учебные заведения
Сущность профессионального психологического
отбора состоит в определении степени пригодности кандидатов к обучению и
последующей деятельности на основании научно-обоснованных норм и критериев
оценки индивидуально-психологических качеств и социально-психологических
свойств личности [9,13,18,19].
Условия жизни, воспитание, трудовая деятельность
существенно влияют на формирование и развитие многих качеств личности, однако
некоторые из них имеют природную обусловленность. В процессе профессионального
психологического отбора дается оценка как достаточно биологически устойчивых
функций, так и изменяющихся в процессе жизнедеятельности индивида. Устойчивость
психофизиологических характеристик человека по отношению к многообразным
воздействиям окружающей среды является необходимой предпосылкой для требуемой
надежности прогноза профессиональной пригодности. При опоре на изменчивые
психофизиологические качества человека диагноз и прогноз профессиональной
пригодности сохраняли бы своё значение только в течение времени, необходимого
для изменения оцениваемых характеристик. Но индивидуальные различия,
характеризующие содержательную сторону психики (мировоззрение, психологическая
направленность, нравственные и этические нормы, цели, стремления, воля и т.д.),
имеют социальное происхождение и не связаны с генотипом. Их выявление и учет
способствуют конкретизации воспитательной работы.
Психологические свойства человека могут являться
профессионально важными качествами, обусловливающими успешность его профессиональной
деятельности. Проблема психофизиологического отбора сводится к двум основным
аспектам: к определению требований, предъявляемых к человеку той или иной
деятельностью, и к оценке уровня его способностей, лимитирующих эту
деятельность [9,13,18,19].
Целью профессионального психологического отбора
является, с одной стороны, диагностика способностей и предоставление каждой
личности возможностей для их оптимального проявления, развития и экономически
целесообразного использования с учетом сформировавшейся мотивации (склонности)
к той или иной деятельности, а с другой - отбор на обучение специальности лиц с
такими индивидуальными свойствами, которые позволяют выполнять функциональные
обязанности в избранной профессии успешно и без опасного для здоровья перенапряжения
основных систем организма (9).
Исследования, проведенные в Военно-медицинской
академии (20), свидетельствуют, что успешность обучения курсантов на первом и
выпускном курсах опосредована различными профессионально-важными качествами
(ПВК). При этом на первых курсах успешность обучения на 65% определяется
уровнем развития интеллектуально-познавательных качеств курсантов, наличием
некоторых личностных характеристик, таких как коммуникабельность и моральная
нормативность, хороший контроль над эмоциями и отсутствие склонностей к
негативным психическим реакциям. На выпускном курсе ведущими
профессионально-важными качествами, обусловливающими успешность обучения,
являются уже социально-психологические характеристики.
Кроме того, курсанты с плохой успеваемостью
имеют более низкий уровень нервно-эмоциональной устойчивости и
характерологические акцентуации. Курсанты с хорошей успеваемостью достоверно
отличаются от недостаточно успевающих лиц по стилевым характеристикам
деятельности (в среднем на 31-48%). Такие курсанты ориентированы в основном на
показатели эффективности и надёжности деятельности, тогда как неуспевающие
курсанты - на продуктивность.
Известно, что успешность профессиональной
деятельности человека во многом определяется уровнем мотивации к ней. Выявлено
множество факторов, обусловливающих развитие тех или иных аспектов
познавательной и профессиональной мотивации студентов [8,10,22]. Высокий
уровень мотивации к деятельности может частично компенсировать недостаточную
выраженность некоторых профессионально важных качеств и существенно повысить
производительность труда [25]. Напротив, отсутствие должной мотивации к
конкретной деятельности делает этот труд малоэффективным, даже при наличии у
человека необходимых профессиональных качеств. Так, в исследованиях Р.И. Хмелюк
и З.Н. Курлянд [24] приводятся данные, свидетельствующие, что
неудовлетворённость профессиональной деятельностью приводит к понижению
работоспособности специалиста (уменьшаются скоростные характеристики, снижается
точность выполняемых действий, резко увеличивается число ошибочных действий),
появлению повышенной утомляемости и эмоциональной напряжённости. Они часто
жалуются на раздражительность, нервозность, подавленное настроение, головную
боль, плохой сон, склонность к конфликтам с окружающими.
Положение о том, что уровень мотивации
определяет эффективность деятельности, можно всецело отнести и к процессу
обучения. W. Sigetrt [26] приводит данные, которые свидетельствуют, что
заинтересованность студентов в обучении конкретной специальности и значительное
повышение эффективности обучения отмечается лишь в тех случаях, когда налицо
реальные перспективы, престижность и высокая оплата данной профессии.
В настоящее время под профессиональной
направленностью принято понимать побуждения к деятельности, связанные с
удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних и внутренних
условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность [14].
Курсанты с высоким уровнем военно-профессиональной направленности (ВПН) достоверно
отличаются от курсантов с недостаточной мотивацией более высоким уровнем общего
интеллектуального развития и способностью к длительному умственному напряжению.
Одновременно такие курсанты отличаются дружелюбием и коммуникабельностью,
стараются придерживаться социально-желательных форм поведения. В тоже время, у
курсантов с низким уровнем ВПН, отмечались признаки отклоняющегося поведения,
снижение общих адаптивных способностей на фоне повышенного нервно-психического
напряжения и излишней сензитивности. Указанные личностные качества не
способствуют успешной военно-профессиональной адаптации, что в ряде случаев
служит причиной отчислений курсантов по нежеланию учиться.
Некоторые учёные полагают, что устойчивость
мотивации к определённому виду деятельности определяется не только социальными
атрибутами, но и некоторыми личностными и нейродинамическими особенностями
индивида [7].
Результаты исследования [20] свидетельствуют,
что существуют тесные связи между уровнем ВПН и некоторыми
психофизиологическими характеристиками курсантов. В частности, курсанты,
имеющие высокий уровень ВПН, характеризуются как лица эмоционально устойчивые,
рассудительные и серьёзные, с определившимися ценностными ориентациями и
высокой моральной нормативностью, с низким уровнем нервно-психического
напряжения и отсутствием психопатических проявлений. Одновременно такие
курсанты отличаются адекватной самооценкой, хорошими межличностными
отношениями, отсутствием депрессивных и ипохондрических реакций. Такие лица
легко адаптируются к условиям учёбы в ВВУЗе, а их субъективные представления о
будущей профессии достаточно полно совпадают с объективной структурой реальной
профессиональной деятельности.
Все вышеперечисленные аспекты профессионального
отбора на обучение воинским специальностям изучались применительно к мужчинам.
Анализ доступной литературы показал, что вопросы соответствия требований
воинских специальностей психологическим особенностям женщин изучены
недостаточно.
Исследования, проведенные в ВМедА [15]
показывают, что к женщинам-военнослужащим, принимаемым для комплектования
личного состава в качестве авиационных специалистов должны предъявляться особые
требования для обеспечения успешности их деятельности. Критериями успешности
выполнения служебных обязанностей женщинами-военнослужащими этого профиля
являются показатели по некоторым шкалам методик 16-ФЛО (A, C, E, F, F3, F4, MD)
и «Адаптивность» (К, НПУ, СО, СП, ПК, ОО, МН, ЛАП), а также окружность грудной
клетки и количество лейкоцитов в периферической крови. К женщинам, принимаемым
для обучения в Санкт-Петербургский Авиационно-транспортный колледж Гражданской
авиации на факультет организации и обслуживания пассажиров на борту воздушного
судна по специальности «бортпроводник», предложено предъявлять следующие
требования: значения выше средних и значительно выше средних по личностному
потенциалу социально-психологической адаптации, высокий уровень коммуникативных
способностей (опросник МЛО «Адаптивность»), экстравертивный тип личности и
средний уровень нейротизма (методика Г. Айзенка), со среднестатистическими
показателями устойчивости внимания, с сильным и средне-сильным типом нервной
системы (теппинг-тест Е.П. Ильина) [16].
Аналогичных исследований применительно к
женщинам, принимаемым на замещение других воинских должностей, нами не найдено.
.3 Проблема адаптации человека
Проблема адаптации человека сейчас стала одной
из важнейших не только в теоретической, но и в прикладной физиологии. Без
знания природы и механизмов адаптационных процессов нельзя решить вопросы
обеспечения деятельности в изменяющихся условиях обитания, развития и
мобилизации зашиты организма от патогенных факторов как внешнего, так и
внутреннего происхождения, компенсации нарушенных в результате патологического
процесса связей и регуляций, прогнозирования трудовой деятельности.
Адаптация - это системный ответ организма на
длительное или многократное воздействие внешней среды, обеспечивающий
выполнение основных задач деятельности и направленный на достижение адекватной
первичной реакции и минимизацию реакции платы. Этот ответ связан с изменением
структуры гомеостатического регулирования (В.И.Медведев, 1983 г.) [11].
Основная задача процесса адаптации в большинстве
случаев - обеспечение гомеостаза, т.е. поддержание постоянства ряда показателей
внутренней среды, обозначенных как биологические константы, поддержание
энергетики, работоспособности [1, 2, 3, 5, 6, 23].
Концепция гомеостаза была выдвинута К. Бернаром
более 100 лет назад в виде положений о постоянстве внутренней среды организма.
Согласно этой концепции необходимым условием жизнедеятельности является
поддержание постоянства ряда показателей внутренней среды - констант, которые
характеризуют содержание ряда веществ, определяющих уровень обменных реакций, а
так же уровень актуализации некоторых функций.
В структуре гомеостаза можно выделить три
основных элемента: воздействующий фактор (внешние элементы адаптации или
адаптогены), механизмы регулирования и регулируемый фактор (внутренняя среда).
Механизмы регулирования имеют несколько уровней:
. Уровень клетки - ферментативные клеточные
системы.
.На уровне органа к ним подключаются
нейрогуморальные механизмы.
.Уровень организма - вегетативное обеспечение,
механизмы нервно-рефлекторной и гуморальной регуляции. На этом уровне
реализуются все формы поведенческой регуляции в виде избегания и преобразования
среды [1, 2, 3].
Вовлечение в процесс адаптации указанных
механизмов происходит по определённым программам. Программа -
последовательность, выраженность и длительность ответной реакции организма при
взаимодействии с внешней средой. Существуют два типа этих программ:
. Программы, определяющие реакции организма на
длительные, постоянно существующие цели (генотипические, жесткие).
. Программы, определяющие текущие реакции на
разные ситуации, не свойственные виду в целом (фенотипические, менее жесткие).
В процессе адаптации выделяют несколько фаз:
фазу срочной адаптации, переходную фазу, фазу стабильной адаптации.
Начальное и обязательное звено в цепи реакций
приспособления - реакция первичного ответа. В ней можно выделить несколько
периодов:
латентный период (от начала воздействия фактора
до ответной реакции);
собственно реакция первичного ответа, состоящая
из трех стадий: начальной, когда малая величина ответа постепенно возрастает и
переходит во вторую стадию - гиперответа, и, наконец, стадия адекватной
реакции.
Величина и продолжительность реакции первичного
ответа обусловлены с одной стороны характеристиками адаптогенных факторов, с
другой - состоянием внутреннего фактора адаптации, т.е. состоянием
физиологических структур, обеспечивающих саму реакцию.
В фазе срочного ответа организмом используются
готовые программы (генотипические или те из фенотипических, которые уже
проверены в процессе индивидуального опыта). Поскольку реакция первичного
ответа требует биохимических и физиологических затрат, перестройки функций, то
за этой реакцией развивается реакция платы за первичный ответ, основная задача
которой - обеспечить восстановление энергетических и функциональных затрат.
Реакция первичного ответа и реакция платы за
ответ - обязательные компоненты любого процесса приспособления, который дальше
развивается либо как привыкание, либо как адаптация.
Для привыкания характерно, что после некоторого
отклонения функций происходит их возврат к исходному уровню, т.е.
восстановление, которое сопровождается напряжением системы гомеостатического
регулирования, снижением величины функциональных резервов, увеличением
физиологической стоимости деятельности.
Для адаптации обязательна перестройка системы
гомеостатического регулирования, которая имеет целью выполнение деятельности с
наименьшими физиологическими затратами.
В переходной фазе адаптации выделяют два
основных процесса: разрушение старых программ гомеостатического регулирования и
создание, постепенное усложнение и максимальная мобилизация новых программ. Эта
фаза может быть длительной, программа совершенствуется и наступает последняя
фаза - стабильной адаптации.
Военно-профессиональная адаптация - это процесс
социально-биологического приспособления человека к особенностям военной службы.
Она включает в себя физиологическую адаптацию, профессиональную адаптацию
(освоение специальности и формирование ПВК), социально-психологическую
адаптацию, обусловленную вхождением в воинский коллектив [4].
Начальный период военно-профессиональной адаптации
занимает 2-3 месяца службы. Его сущность - знакомство с новой средой. Для этого
периода характерны дисциплинированность, старательность, высокий уровень
интереса, полное доверие к внешней информации, стремление ориентироваться на
принятые в среде нормы поведения.
На этом этапе наиболее выражены проявления
стресс-реакции, что может приводить к возникновению заболеваний, связанных со
скрытой недостаточностью физиологических систем и органов.
Второй этап военно-профессиональной адаптации
совпадает с переходной фазой физиологической адаптации (4-6 мес.). Наступает
критический период социально-психологической адаптации - период переоценки
своих возможностей в новой среде, мысленного обращения к прошлому, внутренней
неуверенности и неудовлетворенности, возобновление отдельных привычек,
стереотипов поведения. Растет число проявлений вспыльчивости,
недисциплинированности, конфликтности.
Третий этап военно-профессиональной адаптации
приходится на вторую половину первого года. Происходит закрепление в
самостоятельной деятельности тех навыков, которые сложились в процессе
разрешения противоречий второго этапа.
Начальный период военно-профессиональной
адаптации, совпадающий по времени с фазой срочной адаптации, характеризующийся
высокой нормативностью с одной стороны и перестройкой биохимических и
физиологических функций - с другой, рассматривается в представленной работе.
В «Проекте государственной программы создания
систем интенсивного обучения в ВВУЗах» [10], предложенном Ассоциацией
исследователей и разработчиков непрерывного образования «КАДРЫ», один из
разделов посвящён созданию системы диагностики и коррекции значимых для
обучения и профессиональной деятельности качеств личности и состояний человека.
Комплексный подход к созданию системы медико-психологического и
социологического обеспечения интенсивного обучения предусматривает изучение
характерологических черт личности, её установок, волевых качеств, структуры
мотивационной сферы и других психофизиологических особенностей, имеющих
непосредственное отношение к направленному формированию познавательной
активности обучаемого.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ИССЛЕДУЕМОГО КОНТИНГЕНТА
Для решения поставленных задач исследование было
проведено в два этапа.
На первом этапе в период проведения профессионального
психологического отбора кандидатов для поступления в Военный университет связи
обследовали 55 девушек (экспериментальная группа) и 60 юношей (контрольная
группа).
В ходе мероприятий профессионального
психологического отбора решали задачу сравнительной оценки познавательных
психических процессов и характерологических особенностей девушек и юношей,
поступающих в ВУС.
Познавательные психические процессы изучались
методиками: «Установление закономерностей» (УЗ), «Арифметический счет» (АС),
«Вербальная память» (ВП), Образное мышление» (ОМ), «Зрительная память» (ЗП),
«Числовые ряды» (ЧР), «Аналогии» (АН).
Изучение адаптационных возможностей индивида на
основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических
характеристик личности, отражающих интегративные особенности психического и
социального развития, проводили с использованием методики Многоуровневый
личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А.Г. Маклаков). Методикой выделяется
ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и
во многом определяют успех процесса адаптации в самых различных условиях
деятельности. К таким характеристикам относятся: уровень нервно-психической
устойчивости и поведенческая регуляция; коммуникативные качества; степень
ориентации на общепринятые морально-нравственные нормы поведения.
Методикой 16-факторный личностный опросник
(16-ФЛО) форма «С» (R.B. Cattell) определяются некоторые черты личности
(характерологические особенности), объединенные в 16 функционально связанных
факторов, обусловливающих поведение человека в разнообразных ситуациях: А -
общительность - замкнутость, В - интеллектуальность (конкретность мышления), С
- эмоциональная уравновешенность, Е - покорность-доминантность, F
-рассудительность-беспечность, G-нормативность поведения, Н-
застенчивость-уверенность, смелость в общении, J - жесткость-мягкость, L -
доверчивость-подозрительность, М - практичность-мечтательность, N -
наивность-хитрость, О - спокойствие-тревожность, Q1 - консерватизм-радикализм,
Q2 - зависимость от группы - самостоятельность, Q3 - самоконтроль, Q4 -
расслабленность-напряженность, F1-тревожность, F2-интаверсия-экстраверсия,
F3-чувствительность, F4-конформность.
Личностные и характерологические особенности
изучали также стандартизированным многофакторным методом исследования личности
(СМИЛ) по Л.Н. Собчик. Интерпретацию проводили по базисным шкалам СМИЛ: 1 -
невротического сверхконтроля, 2 - пессимистичности, 3 - эмоциональной
лабильности, 4 - импульсивности, 5 - мужественности-женственности, 6 - ригидности,
7 - тревожности, 8 - индивидуалистичности, 9 - оптимистичности, 0 - социальной
интроверсии.
Оценку коммуникативных и организаторских
способностей личности, умение чётко и быстро устанавливать деловые и
товарищеские контакты с людьми, стремление к расширению сферы контактов и
участию в общественных и групповых мероприятиях, умение влиять на людей,
стремление проявлять инициативу проводили по методике «Коммуникативные и
организаторские склонности».
Второй этап исследования проводили через два
месяца после начала обучения. При этом было обследовано 10 девушек
(экспериментальная группа) и 19 юношей-курсантов (контрольная группа) Военного
университета связи. Сравнивали динамику индивидуальных психологических
особенностей юношей и девушек-курсантов в начальный период адаптации.
Исследование проводили методиками МЛО «Адаптивность», 16-ФЛО, СМИЛ по Л.Н.
Собчик. Использовали метод наблюдения в процессе деятельности (опрос экспертов,
сбор данных по физической подготовке, медицинскому наблюдению за испытуемыми,
текущей успеваемости, оценка командирами их профессиональных и личностных
качеств).
Обработку результатов исследования проводили на
персональном компьютере IBM PC/XT с Excel 8,0. Использовали следующие методы
статистического анализа:
. Определение числовых характеристик переменных
- с целью определения близости распределения, наблюдавшихся значений параметров
к нормальному, обнаружения аномальных результатов наблюдения и их исключения из
последующей процедуры статистической обработки, оценки достоверности различий
между групами.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
.1 Сравнительная характеристика
профессионально-важных психофизиологических качеств девушек и юношей,
поступающих в Военный университет связи
При проведении профессионального
психологического отбора кандидатов, поступающих в ВУС, выявлено, что
достоверных различий в уровне развития понятийного (вербального) мышления,
зрительной памяти, внимания (устойчивости, концентрации, переключаемости),
оперативной и кратковременной памяти, способностей к преобразованию цифровой
информации, аналитического мышления в экспериментальной (девушки) и контрольной
(юноши) группах нет (Рис. 1).
Статистически достоверные различия (при p <
0,05) имеются по методикам «Аналогии» и «Образное мышление», что
свидетельствует о том, что для девушек в большей степени характерно
конкретно-логическое, а для юношей - абстрактно-образное мышление (Рис. 2)
Интегральная характеристика интеллектуального
развития (суммарный показатель по 7-ми методикам) не выявила достоверных
различий между девушками и юношами (Рис. 3).
При изучении личностных особенностей методикой
СМИЛ по Л.Н. Собчик отмечено, что у юношей достоверно выше показатели по шкалам
пессимистичности и эмоциональной лабильности. У девушек отмечен выраженный пик
по шкале мужественность-женственность (Рис.4). Следует отметить, что все
значения распределяются в пределах принятых за норму показателей. Исключение
составляют высокие значения по шкале мужественности у девушек, являющиеся
практически границей нормального распределения [21]. Следовательно, для юношей
в большей мере свойственны аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность.
Для девушек, так же как и для юношей, характерны выраженные морально-волевые
качества, целеустремленность, смелость, мужество, выносливость.
При сравнительном анализе личностных
особенностей девушек, зачисленных на обучение в военное учебное заведение, и
девушек, не прошедших по конкурсу, достоверных различий по результатам данных
методик не выявлено. Исключение составляет шкала мужественности-женственности
(по СМИЛ), по которой показатели у поступивших девушек достоверно выше, чем у
непоступивших (Рис.5), что характеризует зачисленных на обучение девушек как
более мужественных, целеустремленных, выносливых, стремящихся к эмансипации.
Именно у этих девушек показатели нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной
мотивации и другие показатели, влияющие на распределение по группам пригодности
к обучению в ВВУЗах, были гораздо выше. Но по данным Л.Н. Собчик показателями
нормы для женщин являются 30Т-70Т. Показатели выше 70Т часто встречаются у женщин,
занимающихся «мужскими» видами спорта, изматывающих физически, сказывающихся на
нормальном гормональном развитии, у лиц с нечеткой половой самоидентификацией
[21]. У девушек, принятых для обучения в ВВУЗ этот показатель составил 73Т.
Можно предположить, что такие качества являются профессионально важными для
девушек, поступающих в военные учебные заведения. Но проведенный корреляционный
анализ показал, что если при поступлении этот показатель был определяющим для
получения положительного результата (в нашем случае - это прием на обучение),
то в начальном периоде адаптации к учебному процессу он оказывает отрицательное
влияние на успеваемость и нервно-психическую устойчивость девушек-курсантов.
3.2 Динамика индивидуальных личностных
особенностей юношей и девушек-курсантов в начальном периоде адаптации
На втором этапе исследования велись в двух
направлениях: во-первых, сравнивались показатели личностных методик,
проведенных в период сдачи вступительных экзаменов и в острый период адаптации,
а, во-вторых, проводился сравнительный анализ адаптационных возможностей
девушек и юношей-курсантов.
При сравнительной оценке среднестатистических
показателей, полученных у девушек в период приёма и в начальном периоде
обучения, по базисным шкалам СМИЛ достоверных различий не выявлено (Рис.6).
Отмечена тенденция к снижению показателей по 6-ой (ригидности) и по 5-ой
(мужественность-женственность) базисным шкалам (методика СМИЛ). Отсутствие
динамики может свидетельствовать об устойчивости характерологических
показателей, оцениваемых методикой СМИЛ.
При сравнении личностных особенностей девушек и
юношей-курсантов, оцененных методикой СМИЛ, у юношей отмечаются более высокие
показатели по 2-ой (пессимистичности), 3-ей (эмоциональной лабильности), 6-ой
(ригидности), 7-ой (тревожности), 8-ой (индивидуалистичности) шкалам. Таким
образом, юношам-курсантам в большей, чем девушкам, степени присущи такие
качества как скептицизм, самокритичность, аналитический склад ума,
неустойчивость самооценки, яркость эмоциональных переживаний, стеничность
установок, трезвость взглядов на мир, неуверенность в себе,
обособленно-созерцательная личностная позиция (Рис. 7).
Достоверных различий характерологических
особенностей девушек и юношей (определяемых методикой 16-ФЛО) не выявлено.
Прослеживается разница в показателях
нервно-психической устойчивости (Методика МЛО «Адаптивность). При поступлении
основная масса девушек была отнесена ко второй группе НПУ, одна - к третей и
одна - к четвёртой группе НПУ. При обследовании в начальном периоде обучения
численность второй группы уменьшилась в два раза, причем у одной девушки
отмечено снижение НПУ до 4 группы. У троих этот показатель увеличился, что
может свидетельствовать о благоприятном течении у них адаптационного процесса.
У юношей значительных изменений показателей не произошло (Таблица 2).
Таблица 2
Распределение курсантов по группам
нервно-психической устойчивости при поступлении и в острый период адаптации (в
%)
Группы
НПУ
|
Девушки
|
Юноши
|
|
При
поступлении
|
Через
два месяца
|
При
поступлении
|
Через
два месяца
|
1
|
-
|
37,5
|
28,5
|
28,5
|
2
|
80
|
37,5
|
36
|
43
|
3
|
10
|
-
|
35,5
|
28,5
|
4
|
10
|
25
|
-
|
-
|
Адаптационные способности девушек и юношей
(методика МЛО «Адаптивность»), оцененные в острый период адаптации значительно
различаются. При разделении испытуемых на группы в зависимости от характера
адаптационного потенциала установлено:
в группу с высоким потенциалом
социально-психологической адаптации входят одна девушка и двое юношей. Лица
этой группы сохраняют нормальное функциональное состояние и работоспособность
даже при значительных нагрузках;
в группу с неустойчивым характером протекания
процесса адаптации вошли пять девушек и все оставшиеся юноши. При благоприятных
условиях компенсация может приобрести устойчивый характер. При отсутствии таких
условий адаптация может закончиться срывом;
одна девушка имеет заниженный адаптационный
потенциал. Процесс адаптации у лиц с таким потенциалом во многом обусловлен
внешними факторами. Наличие механизмов компенсации способно обеспечить неполную
адаптацию. У таких людей самооценки занижены, они нуждаются в постоянной
поддержке и внимании со стороны окружающих, стремятся к общению. И в тоже время
слабо ориентируются на соблюдение существующих морально-нравственных норм
поведения. К мнению коллектива прислушиваются весьма относительно.
Психологические особенности указывают на наличие определённого внутреннего
конфликта, который и обусловливает проявление признаков акцентуаций и осложняет
адаптацию. Лица этой группы требуют постоянного контроля;
низкий потенциал адаптации имеется у одной
девушки. Отличительные черты лиц, имеющих такой потенциал: крайне низкий
уровень поведенческой регуляции, отсутствие опыта широкого общения,
агрессивность, низкий уровень социализации. Адаптация сопровождается
дезадаптивными нарушениями. Успех адаптации этой группы в основном зависит от
внешних условий.
Таким образом, психофизиологические показатели,
характеризующие адаптационные процессы девушек в непривычных условиях военной
службы, подвержены большим изменениям, чем у юношей (Таблица 3). К сожалению,
ограниченность исследуемой выборки (10 девушек) не позволяет сделать более
точные выводы о характере и динамике адаптационного процесса у девушек.
Таблица 3
Распределение курсантов по типовым группам
социально-психологической адаптации при поступлении и через два месяца после
начала обучения (в %)
Наименование
типовой группы
|
Девушки
|
Юноши
|
|
При
поступлении
|
Через
два месяца
|
При
поступлении
|
Через
два месяца
|
Группа
оптимальной адаптации
|
20
|
12,5
|
14
|
14
|
Группа
устойчивой адаптации
|
-
|
7
|
-
|
Группа
неустойчивой адаптации
|
70
|
63
|
79
|
86
|
Группа
заниженной адаптации
|
10
|
12,5
|
-
|
-
|
Группа
низкой адаптации
|
-
|
12,5
|
-
|
-
|
Оценка заболеваемости показала, что в целом за
истекшие два месяца обучения девушки болели в 6,2 раза больше, чем юноши.
Среднее количество обращений среди девушек-курсантов составило 3,7 раза, а
среди юношей - 0,6 раза.
Текущая успеваемость в исследуемых группах и
оценка командиром юношей и девушек статистически значимо не различаются, хотя и
имеется тенденция к более высокой успеваемости у девушек-курсантов. Командиром
выше оцениваются юноши (Рис. 8,9).
Данные корреляционного анализа показывают, что
при увеличении показателей по 5-ой шкале СМИЛ (мужественности-женственности) у
девушек ухудшается успеваемость (R= - 0,62), увеличивается заболеваемость (R=
0,29), ухудшаются коммуникативные (R= 0,75) и морально-нормативные (R= 0,31)
качества. Успеваемость улучшается при увеличении показателей по шкалам
индивидуалистичности (R= 0,76), ригидности (R= 0,51) и тревожности (R= 0,68).
Наблюдается обратная зависимость успеваемости от значений по шкале социальной
интроверсии (R= - 0,79). У юношей успеваемость зависит от выраженности
ригидности (R= - 0,42) и невротического сверхконтроля (R= 0,39).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что
успешность обучения в ВВУЗе у юношей и девушек может быть обусловлена разными
характеристиками, по-разному включенными в систему военно-профессиональной
деятельности. Стоит подчеркнуть, что приведенная структура корреляционных
связей (из-за ограниченности выборки обследуемых) не расценивается нами как
строго установленная. Ее изучение, несомненно, потребует дополнительных
исследований. По всей видимости, успешность военно-профессиональной
деятельности и обучения на другие группы военных специальностей может быть
обусловлена другими профессионально-важными качествами.
ВЫВОДЫ:
. Девушки, поступающие в военные образовательные
учреждения высшего профессионального образования, по своим психологическим и
психофизиологическим показателям отличаются от юношей-абитуриентов. Для них
характерно развитое конкретно-логическое, в то время как для юношей - образное
мышление. Для поступающих юношей в большей, чем для девушек, мере свойственны
аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность. Для девушек характерны
выраженные морально-волевые качества, целеустремленность, смелость, мужество,
выносливость.
. Степень выраженности «мужественности» у
девушек явилась определяющим фактором, обусловившим успешность при поступлении.
Более выраженные «мужские» качества являются профессионально-важными для
девушек, поступающих в военные учебные заведения. Вместе с тем в начальном
периоде адаптации этот фактор может отрицательно влиять на успеваемость,
заболеваемость и нервно-психическую устойчивость девушек-курсантов.
. Начальная фаза адаптации юношей-курсантов к
процессу обучения в целом протекает более благоприятно, чем у девушек, о чем
свидетельствуют стабильность показателей нервно-психической устойчивости,
адаптационного потенциала, более низкая заболеваемость. Личностные
характеристики остаются неизменными как у девушек, так и у юношей.
. В исследуемой группе успешнее обучаются
девушки с более высоким уровнем тревожности, ригидности, индивидуалистичности.
Пассивность, обращенность интересов в мир внутренних переживаний
(итровертированность) способствуют снижению успеваемости. Вместе с тем
ограниченность выборки не позволяет считать эти данные статистически
установленными закономерностями. Установление таких закономерностей -
несомненная задача дальнейших исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - М., 1990. - 239 с.
.
Агаджанян И.А. Адаптация человека и животных к экстремальным условиям внешней
среды. - М., 1985. - 184 с.
.
Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям.
Опыт прогнозирования. - Л., 1988. - 124 с.
.
Алдашева А.А. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям
деятельности /Автореф. дисс. док. психол. наук. - Бишкек, 1995.-28с.
.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
- 267 с.
.
Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность
организма. - Ростов н/Д., 1990. - 223 с.
.
Крыленко И. В. Чудо воображения. - Новосибирск: Б.и., 1975. - 224с.
.
Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в
процессе обучения // Вопросы психологии - 1984. - №5. - С. 41-44.
.Макаренко
Н.В., Пухов Б.А. Основы профессионального психофизиологического отбора. -
Киев.1987. -287с.
.
Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников //
Вопросы психологии - 1980. - №5. - С. 47-59.
.
Медведев В.И. Адаптация к профессиональной деятельности //Физиология трудовой
деятельности. - СПб., 1993. - С.209 - 283.
.
Методы исследования в физиологии военного труда / Под ред. В.С.Новикова. - М.:
Воениздат., 1993. - 235с.
.
Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в
Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказ МО РФ № 50 - 2000 г.- 46 с.
.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М. : Политиздат., 1990. - 29с.
.
Пешков В.В., Боченков А.А. Профессиональный психологический отбор
военнослужащих-женщин на должности авиационных бортовых специалистов: Материалы
научно-практической конференции. ВМедА, 2002.-С.69-71.
.
Пешков В.В., Кувшинников А.В. Индивидуальные психологические и психофизиологические
особенности курсантов Санкт-Петербургского Авиационно-транспортного колледжа
государственной службы Гражданской авиации: Материалы научно-практической
конференции. ВМедА, 2002.-С.71-72.
.
Проект государственной программы создания системы интенсивного обучения в
ВВУЗах. - М.: Б.и. - 1992. - 54с.
.
Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения
министерства обороны Российской Федерации: Методические рекомендации / МО РФ .
Главн. воен.-мед. упр.; сост. Глушко А.Н., Дьяконов Н.Ф., и др. - М.: Б.и.,
1994. - 296с.
.
Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных
специалистов: Учебное пособие / МО СССР. Центр. воен.-мед. упр.; Подгот.:
Кулагин Б.В. и др. - М.: Воениздат., 1988. - 263с.
.
Разработка методических основ и методик профессионального психологического
отбора кандидатов для обучения на факультетах подготовки врачей в ВМедА
им.Кирова, изучение психологического статуса курсантов и слушателей и его
динамика в период обучения в академии: Отчет НИР / МО СССР, Центр. военно-мед.
упр., Воен.-мед. акад; Науч. руководитель М.М.Решетников; Отв. исполн.
С.В.Чермянин. - Л., 1991. - 174с.
.Собчик
Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности.- СПб:
Речь, 2001.С. 53-57.
.
Сухобская Г.С. Психологические аспекты проблемного обучения и развития
познавательной активности взрослых учащихся // Вопросы психологии - 1984. - №5.
- С. 45
.
Физиология летного труда. Учебник / Под ред. В.С.Новикова. - СПб.: Наука, 1997.
- 411 с.
.
Хмелюк Р.И., Курлянт З.Н. Удовлетворенность деятельностью учителя как один из
показателей его эмоционального состояния. - М.: АН СССР, 1990. - С. 87.
25.
Ford R. Motivation through the Work itsolf. AMA, - N.Y., 1979.- 334 p.
.
Sigert W. Fuhren ohne konflikte. - Berlin, 1986.- 133
p.
1.