Водные жуки

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    283,44 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Водные жуки

Введение

Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В этом возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в это время. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки детей. Учащиеся, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка в классе.

Проблема самосознания чрезвычайно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих на разных уровнях развития, в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент; каким он мыслит идеал своего «Я»; каким это «Я» станет, если все задуманное сбудется; как это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает и как объект по отношению к самому себе.

Внутренний мир личности, ее самосознание и самооценка всегда находились в центре внимания таких психологов, как Мухина В.С., Квинн В.Н., Спиваковская А.С., Столяренко Л.Д. и другие.

На современном этапе развития психологической науки одной из наиболее актуальной является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь «ядром личности», самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.

В работах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Божович Л.И., И.С. Кона, и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознание решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы.

Согласно С.Л. Рубинштейну, процесс формирования самосознания протекает «от наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом».

Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого - педагогических исследований.

Тема исследования: Самосознание и самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение влияния самооценки на успешность учебной деятельности.

Объект исследования: самооценка младшего школьника.

Предмет исследования: формирование самооценки как фактора успешности учебной деятельности младшего школьника.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что успешность учебной деятельности взаимосвязана с самооценкой детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1.  Раскрыть теоретические аспекты формирования самооценки.

2.       Изучить структуру «Я - концепции».

.        Выявить самооценку у детей младшего школьного возраста в связи с успешностью учебной деятельности.

.        Разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки для учителей начальных классов.

Теоретическая значимость исследования определяется возможностями применения изученного знания о самосознании и самооценки как фактора успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и практические рекомендации использованы в учебной практике общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования представляет системный подход к развитию личности, что предполагает одновременное изучение всех сторон развития ребенка, а также помогает понять их взаимосвязь и взаимообусловленность (С.Л. Рубинштейн, А.А. Реан).

В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы: анализ и обработка психолого-педагогической литературы, психодиагностические методы (методики: Проба Де Греефе, «Лесенка»,), методы обработки данных.

Базой исследования выступила средняя общеобразовательная школа №1 г. Туймазы Республики Башкортостан, исследование проводилось с 30 января по 11 февраля 2006 года.


1. Психолого-педагогические аспекты самооценки

1.1 Понятие о самооценке


Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Она выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самопознании, и как процесс самооценивания. Основу составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я - концепции [7, с. 189].

Д. Робинсон подчеркивает, что самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню - высокая, средняя и низкая самооценка 2) соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная самооценка.

Для развития личности эффективным является такой характер само - отношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными оценками разного уровня. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте.

Степень самооценки - концепция, разработанная Альбертом Бандурой, она означает способность человека оценивать свои силы и умение справляться со специфическими проблемами. Уровень самооценки человека не всегда постоянен, он зависит от конкретных ситуаций.

Существует ряд фактов, влияющих на степень самооценки человека в определенной ситуации. Она зависит и оттого, что другие люди говорят о наших способностях [18, с. 140].

Таким образом, самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Квинн В. утверждал, что «Я» - концепция - это собственное представление о себе или образ самого себя, то есть совокупность ваших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку «Я» - концепция основана на вашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности.

Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием. Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возникающее в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания [5, с. 284].

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5-3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период носит название «кризиса непосредственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы: «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности, личности как периода открытия «Я» для самого себя. Ведь, думая о себе, мы крайне редко бываем, нейтральны, мы всегда каким-то образом относимся к себе. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми, в том, чего следует ждать от себя в будущем.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого личностного образования - «Я - концепции».

«Я - концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании установки человека по отношению к себе.

В «Я - концепции» обычно выделяют три основных компонента - когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

. Когнитивный компонент «Я-концепции» - «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединять с ними, а с другой - отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» характеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ведущее место в его «образе Я» будет занимать его представления о своей эрудиции, познавательных интересах - их разнообразии, глубине и т.п. Для другого - самым главным может быть то, что он отец. В этом случае центральными в «образе Я» будут характеристики, качества, связанные с отцовством. Это не означает, что этими характеристиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второстепенные.

. Второй компонент - эмоционально-ценностное отношение к себе - отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Фундамент эмоционально-ценностного компонента составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение - это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение - это принятие себя, любовь к себе.

В понятии самооценка, как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка - оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные, или парциальные самооценки). Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

Для развития очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуации препятствует и нормальному осуществлению деятельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчивость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие - как успех. [4, с. 287-290]

Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка =     Успех

                                               Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие? [17, с. 35-37]

Исследование уровня притязаний личности не только со стороны их эффективности, но и с точки зрения их содержания позволяет лучше понимать мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее позитивные качества личности.

В этих случаях можно говорить и об адекватности самооценки (приложение 1). Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности.

Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болезненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скорректировать свою самооценку, снизив ее и свои притязания, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано несправедливостью других людей, в особо сложных случаях человек как бы не замечает собственный неуспех, игнорирует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психологических механизмов.

При заниженной самооценке человек ставит перед собой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.

Важно помнить, однако, что о завышенной или заниженной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в которой могут быть точно определены и соотнесены с каким-либо образцом, эталоном. Применительно к общей самооценке эти определения следует использовать с очень большой осторожностью, поскольку критерии «правильности» такой самооценки обычно не выявлены.

Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюбленность, не критичность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения - это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, собственных усилий.

Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро - на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянная боязнь проявить свою несостоятельность в глазах других людей.

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явление было открыто известным психоаналитиком А. Адлером (1870-1937). Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы [4, с. 292-294].

Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Как ни парадоксально это звучит, именно они, а не люди с высоким самоуважением часто выглядят как самоуверенные зазнайки.

Однако на самом деле такие люди нуждаются в поддержке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случаях - в оказании специальной психологической и психотерапевтической помощи.

. Третий компонент «Я-концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятель-ные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуществления деятельности и развития необходим их разумный баланс. Вот как описывает внутреннее состояние каждого из этих типов американский психолог Э. Шостром: «Личность, полностью ориентированная на внешний контроль: «Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать», «Что нужно делать, чтобы правильно делать».

Личность, полностью ориентированная на внутренний контроль: «Чтобы я не решал, я должен принять собственное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».

Самоактуализирующаяся личность (наиболее оптимальный тип личности по Э. Шострому): «Я сверяюсь с теми, кто любит меня, и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по проблемам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю решение моим глубочайшим чувствам», «Я свободен от давления других людей, но, однако, же, меня интересует то, что они думают» [26, с. 35-36].

Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя. Вот что по этому поводу писал выдающийся русский актер и теоретик театра Михаил Чехов: «…одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах собственной личности… По опыту я знал только об одном виде творчества: вне себя. Мне представлялось, что творчество неподвластно воле человека и направление его зависит исключительно от так называемого природного предрасположения. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня естественно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя…» [25, с. 108].

Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я-концепция» выражает реальное Я (каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие). Выделяются также «динамическое Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «представляемое Я», «Я-маска», «фантастическое Я» и т.п.

Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-идеальное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В этом случае оно служит важным источником саморазвития. В тех случаях, когда Я-идеальное слишком оторвано от Я-реального, человек переживает невозможность достичь своего

Я-идеального. Это может явиться источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

«Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее влияние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием представлений о ребенке, отношения к нему любящих его людей, прежде всего родителей. Как правило, родители любят ребенка ни за какие-то его особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он - это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я-концепция» сама приобретает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собственное развитие.

Следовательно, в процессе жизни человека «Я-концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции» обеспечивает внутреннюю согласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени (Я-прошлое - Я-настоящее - Я-будущее). Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновременно и достаточно устойчивое, и динамично изменяющееся образование [4, с. 294,].

Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», то есть романтическую мечту о том, каким он хотел бы стать. Как правило, идеальное «Я» обладает качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Ваше идеальное «Я» может изменяться в зависимости от окружения.

1.2 Особенности развития самооценки у детей

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке. («Я хороший, потому что мама так говорит».)

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» - как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» - «Плохо». - «Почему он плохо сделал?» - «Потому что раздавил теремок». - «Тебе медведь нравится или нет?» - «Нравится. Я люблю мишек».

По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать.

Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки.

Старшие дошкольники в основном, верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают упрямство как нарушение норм поведения и проявляют его сознательно только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может подчеркивать свои детские черты, вызывающие у них любовь и умиление, и добиваться таким способом удовлетворения всех своих желаний.

В этом возрасте ребенок может нарочито лгать себе на пользу, завидовать и, сознавая зависть как недостаток, скрывать ее от окружающих. При всем том дошкольник не способен долго сосредоточиваться на своих недостатках, как, впрочем, и на достоинствах. Рефлексия ребенка хотя и развита в достаточной мере, но он обращен к внешнему миру в большей степени, чем к самому себе.

Особо надо указать на жизнь ребенка дошкольного возраста во времени. Уже в раннем детстве малыш, осознав себя как некую самоценную индивидуальность («Я - Петя - хороший - мальчик»), начинает активно интересоваться своей персоной в прошлом («Расскажи, как я был маленьким»), относясь к себе в этом прошлом с пониманием, симпатией и снисходительностью. Вместе с тем он стремится видеть себя и в будущем («Когда я буду большим…») в ореоле положительных качеств.

В старшем дошкольном возрасте интерес ребенка к себе во времени (прошлом, настоящем, будущем) возрастает и углубляется. Теперь ребенок не только обращается ко взрослому за рассказами о себе в прошлом, но и вспоминает о себе сам. О себе в прошлом он судит объективнее (ведь это было, когда он был маленьким), что позволяет ему высказывать и критические замечания. О себе в будущем он думает с надеждой, его будущее светло, ведь в нем он не успел совершить никаких проступков. Для ребенка его прошлое, настоящее и будущее начинают выступать как возможность осознать себя в настоящем, оценить себя в прошлом и представить в будущем. Перспектива, которая открывается перед ребенком в жизни, становится его достоянием и по-своему определяет развитие его личности. Ребенок совместно с близким ему взрослым строит планы для себя в будущем. Конечно, он будет хорошим, добрым. Будет сильным, волевым, умным, если он мальчик, и привлекательной (красивой), умницей - благоразумницей, если девочка. Он, безусловно, всегда будет заботиться о своих близких, всегда любить свою маму. Он сделает все, чтобы на земле был мир и не было бы войны, чтобы все были здоровы и счастливы. Он станет летчиком, врачом, садовником, удачливым охотником, хорошим оленеводом и даже всемогущим волшебником. Нормально развивающийся ребенок полон благих намерений, что дает ему, основание положительной самооценки в будущем и поддерживает стремление быть хорошим по отношению к окружающим людям уже сегодня [9, с. 232-234].

Человек с высокой самооценкой создает вокруг себя атмосферу чистоты, честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают, что благодаря его присутствию мир вокруг стал лучше. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи. Но он знает и то, что сам способен принимать решения. Он ценит себя, а поэтому готов ценить и окружающих. Такой человек просто светится доверием и уверенностью. У него нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть. Энергичные люди практически всегда обладают высокой самооценкой. Конечно, каждый из нас переживает такие моменты, когда хочется все бросить, когда переполняет усталость, жизнь постоянно разочаровывает, а проблемы кажутся неразрешимыми. Но энергичный человек воспринимает подобные ощущения именно так, как они того заслуживают, то есть как моменты кризиса, из которого можно выйти невредимым. Даже если что-то гнетет таких людей, они не пытаются этого скрыть.

Другие люди, наоборот, проводят основную часть жизни, страдая от низкой самооценки. Ощущая свою невысокую ценность, они все время думают, что их обманут, обидят, недооценят. Ожидая худшего, они как бы накликают на себя беду, и поэтому с ними действительно часто что-нибудь случается. Чтобы защититься, они выстраивают оборонительную стену - стену недоверия, из-за чего испытывают чувство одиночества и оказываются в полной изоляции. Они отдаляются от окружающих, становятся апатичными и индифферентными как к себе, так и к другим, теряют способность нормально видеть, слышать и думать. Порой они стараются побольнее задеть или унизить окружающих.

Быть в плохом настроении и иметь низкую самооценку - это не одно и то же. Иметь низкую самооценку - значит испытывать отрицательные эмоции и закрывать на это глаза. Нужно очень доверять людям, чтобы делиться с ними ощущениями, касающимися собственной низкой самооценки и отсутствия самоуважения [22, с. 232].

Таким образом, человек в депрессивном состоянии попадает в сложную ситуацию, из которой непросто выйти даже энергичному человеку, он сразу воспринимает ее как безнадежную. Он совершенно уверен, что не способен одолеть подобную проблему. Нет ничего удивительного в том, что, когда на такого человека одна за другой валятся неприятности, он нередко обращается к наркотикам, совершает самоубийство или даже убийство. Мы искренне верим, что вся боль, проблемы и грязь нашей жизни, даже войны, есть результат низкой самооценки.

1.3 Влияние самооценки на учебную деятельность младшего школьника

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Теперь уже именно это определяет его лицо и место среди других людей. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т.е. его самооценку. Психологи и педагоги специально изучают влияний, которое оценки учителя оказывают на ребенка.

Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

Результаты оказались следующими; лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учителя делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.

Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных [6, с. 400].

Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит глазным средством воздействия учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.

Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны безусловно соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

Исследования по изменению внутренних установок показали, что чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше самовосприятие. В этом одна из причин особо важной роли учителей и родителей в формировании «Я-концепции» ребенка. Если родители постоянно напоминают сыну о его безответственности, то, вероятнее всего, он так и будет воспринимать себя.

В конце концов, кто лучше родителей знает его характер? Подобным же образом ребенок будет высоко оценивать свои способности, если услышит о них лестный отзыв учителя [10, с. 352-353].

Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действий может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: «Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное» или «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой». Не существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения - ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе [13, с. 448].

Таким образом, важно отметить, что люди с высокой самооценкой в большинстве случае воспринимают и оценивают свой опыт так, что это помогает им сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения «Я-концепции». Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других, если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному.

Изучив психолого - педагогические аспекты самооценки можно

выделить 4 критерия самосознания:

1.       выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2.       сознание своей активности - «Я, управляю собой»;

.        сознание себя «через другого»;

.        моральная оценка себя.

К структуре самосознания относятся такие виды как:

1)      осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

2)      осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

)        познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

)        эмоциональное, чувственное представление о себе.

2. Эмпирическое исследование самооценки младшего школьника

Целью исследования является изучение самооценки как фактора успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

В соответствии с поставленными в исследовании задачами, нами была разработана программа исследования, состоящая из четырёх этапов:

1.       Изучение успеваемости учащихся и представление среднего балла успеваемости по предметам.

2.       Определение характера самооценки ребенка. На этом этапе была использована методика «Проба Де Греефе».

.        Определение особенности самооценки ребенка и представления ребенка о том, как его оценивают другие люди. На этом этапе была использована методика «Лесенка» В.Г. Щур.

.        Анализ результатов исследования.

Исследование проводилось в средней общеообразовательной школе №1 г. Туймазы Республики Башкортостан. Было исследовано 30 учащихся четвёртых классов.

Для решения заявленной проблемы в отечественной психологии используются следующие методики: «Методика исследования самооценки личности» по А.А. Реану, «Методика исследования самооценки личности» по Е.И. Рогову.

Все методики валидны и надежны, являются достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом.

2.1 Методики исследования самооценки личности у младших школьников

В исследовании нами были использованы следующие методики:

1. Проба Де Греефе. Данная экспериментальная процедура, предложенная французским психиатром Де Греефе, является простым и весьма остроумным приемом исследования самооценки у детей. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки. Ее рекомендуется использовать при работе со школьниками I-II класса.

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

Опишем процедуру исследования. В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй - тебя самого, третий - твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый, - самую короткую; от того, кто средний, - среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

2. Методика «Лесенка». Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования. Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает деревянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три - вниз. (В модифицированном варианте методики аналогичная лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги). При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем - средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке - самые плохие и т.д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто - на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.

По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).

Беседа с одним ребенком занимает примерно 20-30 мин.

Отметим, что описанные методики мы будем применять в эмпирическом исследовании.

2.2 Анализ и результаты исследования

На первом этапе исследования была изучена успеваемость учащихся 4 классов по итогам первого полугодия. Всего 30 учащихся, из них 4 ребят учатся на «4» и «5», у 3 учащихся имеются тройки по двум - трем предметам.

Проанализируем полученные результаты исследования по методике: 1. Проба Де Греефе в сопоставлении со средним баллом успеваемости, которые представлены в таблице: Результаты самооценки и учебной деятельности представим в таблице 1.

Таблица 1. Результаты самооценки и учебной деятельности

Фамилия

Средний балл

Самооценка

1

Б.Э.

3,5

Низкая

2

В.А.

3,8

Адекватная

3

И.Р.

4,2

Высокая

4

М.В.

3,5

Низкая

5

Ш.Т.

3,1

Высокая

6

И.Т.

4,1

Высокая

7

М.М.

3,2

Адекватная

8

Г.Э.

3,5

Низкая

9

Н.Р.

4,2

Адекватная

10

П.Ю.

3,1

Адекватная

11

О.К.

4,8

Высокая

12

С.И.

3,2

Низкая

13

Б.А.

3,8

Адекватная

14

К.Е.

3,1

Адекватная

15

И.Э.

4,5

Адекватная

16

В.А.

4,5

Адекватная

17

Р.Л.

3,5

Низкая

18

Г.Э.

3,8

Адекватная

19

Ш.А.

3,1

Адекватная

20

Л.Н.

4,2

Адекватная

21

Ш.И.

3,1

Высокая

22

Б.И.

3,2

Адекватная

23

Р.А.

3,5

Низкая

24

Я.А.

3,5

Адекватная

25

К.М.

2,9

Адекватная

26

Г.Ф.

3,5

Адекватная

27

И.И.

3,8

Адекватная

28

В.К.

4,6

Адекватная

29

Ф.А.

3,5

Низкая

30

З.Р.

4,5

Высокая


Из таблицы видно, что у 4 учащихся со средним баллом выше 4 и у2 - с баллами от 3 - 4 - высокая самооценка; у 17 детей - адекватная самооценка; у 7 ребят наблюдается низкая самооценка.

Представим данные в гистограмме 1: результаты самооценки и учебной деятельности.

Результаты самооценки и учебной деятельности

Гистограмма показывает, что у 23% учащихся - низкий уровень самооценки. К ним относятся следующие испытуемые: Б.Э., М.В., Г.Э., С.И., Р.Л., Р.А., Ф.А.

У 57% учащихся - адекватный уровень самооценки, к ним относятся: В.А., М.М..Р., П.Ю., Б.А., К.Е., И.Э., В.А., Г.Э., Ш.А., А.Н., Б.И., Я.А., К.М., Г.Ф., И.И., В.К.

У 20% ребят - высокий уровень самооценки: И.Р., И.Т., Ш.Т., О.К., Ш.И., З.Р.

Результаты самооценки и учебной деятельности

По графику видно, что дети с высокой самооценкой успешны в учебной деятельности они составляет 20% от общего количества учащихся. С адекватной - 57%, с низкой - 23% учащихся.

Результаты самооценки и учебной деятельности

2. Методика «Лесенка» в сопоставлении с самооценкой ребёнка (как общего отношения к себе) и представлении ребенка о том, как его оценивают другие люди. Результаты данной методики представлены в таблице: Каков я сам, отношение ко мне.

Таблица 2. Каков я сам, отношение ко мне

Фамилия

Самооценка

Оценка окружающих

1

Б.Э.

Низкая

Высокая

2

В.А.

Адекватная

Адекватная

3

И.Р.

Высокая

Адекватная

4

М.В.

Низкая

Высокая

5

Ш.Т.

Высокая

Адекватная

6

И.Т.

Высокая

Адекватная

7

М.М.

Адекватная

Адекватная

8

Г.Э.

Низкая

Высокая

9

Н.Р.

Адекватная

Адекватная

10

П.Ю.

Адекватная

Адекватная

11

О.К.

Высокая

Адекватная

12

С.И.

Низкая

Адекватная

13

Б.А.

Адекватная

Высокая

14

К.Е.

Адекватная

Адекватная

15

И.Э.

Адекватная

Адекватная

16

В.А.

Адекватная

17

Р.Л.

Низкая

Адекватная

18

Г.Э.

Адекватная

Адекватная

19

Ш.А.

Адекватная

Адекватная

20

Л.Н.

Адекватная

Адекватная

21

Ш.И.

Высокая

Высокая

22

Б.И.

Адекватная

Высокая

23

Р.А.

Низкая

Адекватная

24

Я.А.

Адекватная

Адекватная

25

К.М.

Адекватная

Высокая

26

Г.Ф.

Адекватная

Адекватная

27

И.И.

Адекватная

Адекватная

28

В.К.

Адекватная

Высокая

29

Ф.А.

Низкая

Адекватная

30

З.Р.

Высокая

Адекватная


Оценка окружающих не совпадает с самооценкой учащихся.

Из таблицы видно, что учащихся с низкой самооценкой не наблюдается. Оценка окружающих - адекватная, у 22 учащихся (В.А., И.Р., Ш.Т., И.Т., М.М., Н.Р., П.Ю., О.К., С.И., К.Е., И.Э., В.А., Р.Л., Г.Э., Ш.А., Л.Н., Р.А., Г.Ф., Ш.И., Ф.А., З.Р.), высокая у 8 (Б.Э., М.В., Г.Э.Б.А., Ш.И., Б.И., К.М., В.К.)

У учащихся с адекватной самооценкой наблюдается: у 13

адекватная оценка окружающих (В.А., М.М., Н.Р., П.Ю., К.Е., И.Э., В.А., Г.Э., Ш.А., Л.Н., Я.А., Г.Ф., И.И.). У учащихся с высокой самооценкой: Б.Э., М.В., Г.Э., Б.А., Б.И., В.К. - низкая или адекватная оценка окружающих.

Таблица 4. Результаты проведенных методик

Фамилия

Средний балл

Оценка окружающих

Самооценка

1

Б.Э.

3,5

Высокая

Низкая

2

В.А.

3,8

Адекватная

Адекватная

3

И.Р.

4,2

Адекватная

Высокая

4

М.В.

3,5

Высокая

Низкая

5

Ш.Т.

3,1

Адекватная

Высокая

6

И.Т.

4,1

Адекватная

Высокая

7

М.М.

3,2

Адекватная

Адекватная

8

Г.Э.

3,5

Высокая

Низкая

9

Н.Р.

4,2

Адекватная

Адекватная

10

П.Ю.

3,1

Адекватная

Адекватная

11

О.К.

4,8

Адекватная

Высокая

12

С.И.

3,2

Адекватная

Низкая

13

Б.А.

3,8

Высокая

Адекватная

14

К.Е.

3,1

Адекватная

Адекватная

15

И.Э.

4,5

Адекватная

Адекватная

16

В.А.

4,5

Адекватная

Адекватная

17

Р.Л.

3,5

Адекватная

Низкая

18

Г.Э.

3,8

Адекватная

Адекватная

19

Ш.А.

3,1

Адекватная

Адекватная

20

Л.Н.

4,2

Адекватная

Адекватная

21

Ш.И.

3,1

Высокая

Высокая

22

Б.И.

3,2

Высокая

Адекватная

23

Р.А.

3,5

Адекватная

Низкая

24

Я.А.

3,5

Адекватная

Адекватная

25

К.М.

2,9

Высокая

Адекватная

26

Г.Ф.

3,5

Адекватная

Адекватная

27

И.И.

3,8

Адекватная

Адекватная

28

В.К.

4,6

Высокая

Адекватная

29

Ф.А.

3,5

Адекватная

Низкая

30

З.Р.

4,5

Адекватная

Высокая


Из таблицы видно, что у учащихся со средним баллом выше 4 наблюдается у 4 учащихся - высокая самооценка.

У учащихся со средним баллом ниже 4 наблюдается у 2 учащихся - высокая самооценка, у 7 учащихся - низкая самооценка и у 17 учащихся - адекватная самооценка.

Оценка окружающих же не совпадает с самооценкой учащихся.

2.3 Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки младших школьников

самооценка школьник младший учебный

Анализируя литературу по изученной проблеме, мы составили рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников:

. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

. Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

. Предлагать слабоуспевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь успевающему младшему школьнику.

. В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

. Необходимо предлагать учащимся самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.

Нами проведены две методики: «Проба Де Греефе», «Лесенка».

Результаты первой методики показывают, что у 4 учащихся со средним баллом выше 4 и у2 - с баллами от 3 - 4 - высокая самооценка; у 17 детей - адекватная самооценка; у 7 ребят наблюдается низкая самооценка.

Результаты второй методики показывают, что оценка окружающих не совпадает с самооценкой учащихся.

У учащихся с низкой самооценкой не наблюдается. Оценка окружающих - адекватная, у 22 учащихся (В.А., И.Р., Ш.Т., И.Т., М.М., Н.Р., П.Ю., О.К., С.И., К.Е., И.Э., В.А., Р.Л., Г.Э., Ш.А., Л.Н., Р.А., Г.Ф., Ш.И., Ф.А., З.Р.), высокая у 8 (Б.Э., М.В., Г.Э.Б.А., Ш.И., Б.И., К.М., В.К.)

У учащихся с адекватной самооценкой наблюдается: у 13

адекватная оценка окружающих (В.А., М.М., Н.Р., П.Ю., К.Е., И.Э., В.А., Г.Э., Ш.А., Л.Н., Я.А., Г.Ф., И.И.). У учащихся с высокой самооценкой: Б.Э., М.В., Г.Э., Б.А., Б.И., В.К. - низкая или адекватная оценка окружающих.


Заключение

В процессе проведенного исследования было изучено влияние самооценки как фактора успешности учебной деятельности.

Раскрыв теоретические аспекты формирования самооценки мы можем определить, что самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Она выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самопознании, и как процесс самооценивания. Основу составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента «Я - концепции». Нами представлена «Я - концепция» автора И.Ю Кулагина.

Проведенная эмпирическое исследование по выявлению самооценки у детей младшего школьного возраста в связи с успешностью учебной деятельности показывает, что в процессе дети - «хорошисты» и «отличники» демонстрируют адекватную и высокую самооценку. Учащиеся с низкой самооценкой обнаруживают удовлетворительные знания по некоторым предметом.

Мы приходим к выводу о том, что дети с заниженной самооценкой учатся хуже, чем их сверстники, а дети с завышенной - наоборот.

Гипотеза исследования подтвердилась, доказано, что успешность учебной деятельности взаимосвязана с самооценкой детей младшего школьного возраста.

Выработанные рекомендации помогут учителям формировать адекватную самооценку младших школьников.

Литература

1.  Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с.

2.       Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. II / под ред. А.Т. Бодалева. - М.: Педагогика, 1990 - 288 с.

.        Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

.        Дубровина И.В. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.

.        Квинн В. Прикладная психология. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 560 с.

.        Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПУ «МОДЭК», 1996. - 400 с.

.        Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателя. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 188 с.

.        Данильченко В. Учитель и глобальное образование // Начальная школа. 2004. №4. С. 54

.        Липкина А.И. Самооценка Школьника. М., «Знание», 1996. - 37 с.

.        Морина Е.Ю. // Обучение воспитание. Особенности самооценки у детей с ЗПР, 2004. - №1. С. 53

.        Мухина В.С. Детская психология. М.: - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.

.        Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Данилова Е.Е.; Под.ред. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

.        Психологический словарь / Под ред. Зинчинко В.П., Мещерякова Б.Г. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 438 с.

.        Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание второе, дополнение. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М.», 2000. - 448 с.

.        Рахимов А.З. Психолого-педагогические рекомендации по развитию творческого мышления учащихся. - Уфа: 1988. - 35 с.

.        Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.

.        Робинсон Д. 101 ключевая идея: психология / - Пер. с англ. О. Перфильева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 224 с.

.        Рогов Е.И. Психология человека. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. -320 с.

.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

.        Сатир В. Вы и ваша семья. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 312 с.

.        Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с.

.        Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 672 с.

.        Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебные пособия». - 2-ое изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: «Фенекс», 2003. - 544 с.

.        Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 448 с.

.        Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 273 с.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!