Оценка и рекреационное использование пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,06 Мб
  • Опубликовано:
    2012-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка и рекреационное использование пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей










Квалификационная работа по экономической географии

На тему:

Оценка и рекреационное использование пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей

Содержание

Введение

Глава 1. Эстетические свойства ландшафтов и их оценка

1.1 Основные понятия эстетического направления географии

1.2     Методика оценки эстетических ресурсов территории

Выводы по первой главе

Глава 2. Пейзажно-эстетические ресурсы п. Малиновка и его окрестностей

.1 Оценка пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей

.2 Рекреационное использование пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей

Выводы по второй главе

Глава 3. Использование материалов исследования в школьном курсе географии

.1 Место использования материалов исследования в школьном курсе географии

.2 Методика проведения экскурсии «Памятники природы окрестностей п. Малиновка»

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Актуальность. Поселок Малиновка находится в Кемеровской области. Сама Кемеровская область известна тем, что на ее территории развита угольная промышленность. Кемеровская область имеет два угольных бассейна, один из которых, Кузнецкий каменноугольный, располагается от п. Малиновка до районов Новосибирской области. В самом поселке работают два угольных предприятия - шахта «Алардинская» и разрез «Калтанский». А для работы на таких вредных предприятиях, нужно отличное здоровье и крепкие нервы. Каждому человеку необходим отдых для восстановления своих сил, но далеко не у каждого есть возможность хотя бы раз в год уехать к морю, либо в хороший санаторий и тем более на фешенебельный курорт, где мог бы в полной мере насладиться свободой и заняться релаксацией. И поэтому приходится пользоваться теми ресурсами, которыми располагает район, в котором проживаешь. А для этого необходимо, чтобы в районе были развиты рекреационные зоны.

Проблемы пейзажно-эстетических ресурсов поднимаются такими авторами, как Д.А. Дирин, В.А. Николаев, М.Ю. Фролова, М.П. Березин, Ю.А. Веденин и другие. Не мы первые так же были в описании п. Малиновка, поселок уже описывался авторами - И.И. Сальников, А.А. Мытарев, В.Е. Суслова и другие.

Однако нам не встретились работы, в которых п. Малиновка и его окрестности рассматривались бы с точки зрения пейзажно-эстетических ресурсов. Исходя из этого, нами были определены:

Объект исследования: поселок Малиновка и его окрестности.

Предмет исследования: пейзажно-эстетические ресурсы п. Малиновка и его окрестностей.

Цель: оценка и определение степени рекреационного использования пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей.

Задачи:

.   Рассмотреть основные понятия эстетического направления географии

2.       Изучить методику оценки эстетических ресурсов территории

.        Дать оценку пейзажно-эстетических ресурсов п.Малиновка и его окрестностей

.        Рассмотреть рекреационное использование пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей.

.        Определить практическое применение материалов исследования

Защищаемые положения:

.   Поселок Малиновка и его окрестности имеют определенные пейзажно-эстетические ресурсы.

2.       Пейзажно-эстетические ресурсы п. Малиновка и его окрестностей используются не в полной мере с точки зрения рекреации.

Практическая значимость:

Материалы исследования могут быть использованы, как в школьном курсе географии во внеклассных мероприятиях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Методы исследования: поисковый, картографический, иллюстративный.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе описаны эстетические свойства ландшафтов и их оценка. В главе два рассмотрены пейзажно-эстетические ресурсы п. Малиновка и его окрестностей. В третьей главе содержится практическое использование материалов исследования.

Глава 1. Эстетические свойства ландшафтов и их оценка

.1 Основные понятия эстетического направления географии

Эстетические свойства природы как объект изучения обратили на себя внимание ученых и мыслителей еще в античную эпоху. Свои идеи по поводу истиной сути красоты высказывали выдающиеся философы древности: Гераклид, Сократ, Платон, Аристотель и др. В большинстве своем они сходились в мысли, что прекрасное объективно и красота есть непременное внутреннее свойство природы. Античные авторы именно природу провозглашали идеалом красоты.

В эпоху Возрождения интерес к эстетике ландшафтов не угас, а еще более усилился. Красивый пейзаж непременно входил в представление людей о счастливой жизни. Однако, в это время идеалом красоты в большей мере признаются пейзажи не дикой природы, а очеловеченных, окультуренных, «домашних» ландшафтов.

В эпоху просвещения продолжалось философское осмысление феномена эстетической привлекательности ландшафтов. Этому вопросу уделяли внимание французские философы-просветители: В.М. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гальвеций и др. Позднее серьезные философские исследования красоты природы провели классики немецкой философии Кант, Гегель.

Но, не смотря на довольно продолжительную историю философского осмысления красоты природы, подлинно научное изучение эстетических свойств ландшафтов началось лишь в середине XIX в. Основа для формирования эстетического направления в географии была заложена в трудах блестящего немецкого естествоиспытателя, путешественника барона Александра фон Гумбольдта (1769-1859).

Он первый пытался связать науку с искусством, введя в географию ландшафтную (пейзажную) живопись. Пейзажная живопись и сегодня продолжает оказывать весьма значительное влияние на развитие эстетической географии и некоторых смежных научных направлений.

А.Ф. Гумбольдт призывал географов познавать географии во всех ее направлениях. Только это давало возможность приблизиться к истинному знанию, постичь суть исследуемого объекта.

После А.Ф. Гумбольдта интерес к научному изучению красоты природы в ее географических аспектах утих почти на 100 лет. Тем не менее, именно в немецкой географии в начале XXв. возобновились исследования эстетики ландшафтов. Истинным основоположником эстетической географии, как научного направления, по праву может считаться соотечественник А. Гумбольдта Альфред Геттнер (1859 - 1941). Он впервые использовал сам термин «эстетическая география», употребив его в своей известной книге «География. Ее история, сущность и методы». Геттнер призывал не путать эстетическую географию - науку с искусством ярких художественных географических описаний.

Практически одновременно с А. Геттнером к эстетическим свойствам ландшафтов обратился выдающийся русский ученый В.П. Семенов - Тян-Шанский. Один из разделов своего фундаментального произведения «Район и страна» он посвятил связи географии и искусства. Эти связи, по его словам, основываются на красоте природы и осуществляются через ее восприятие, дающее вдохновение и эстетическое наслаждение. Идеи ученого не были поддержаны. Советская география того времени имела кардинально противоположное направление. Она шла по пути индустриализации и интенсификации, а отнюдь не гуманизации.

Начиная с 1960-х гг., изучение ландшафтной эстетики занимались преимущественно географы англоязычных стран Запада, прежде всего Великобритании, а также США. В это время появляется (в США) такое научное направление, как поведенческая география, исследующее географические причины поведения людей (как индивидуального, так и группового).

Исследуя феномен пространственного восприятия, ученые очень быстро пришли к идее оценки привлекательности ландшафтов. Суть ее заключалась, с одной стороны, в непосредственном выявлении наиболее и наименее привлекательных для человеческого восприятия ландшафтов, а с другой стороны - в поиске объективных причин таких различий в восприятии. То есть, по сути, оценка восприятия ландшафтов и являлась, как правило, ничем иным, как оценкой эстетических свойств территории.

В России же до 1990-х годов этой тематике посвящались лишь единичные работы. Не было издано ни одной монографии в рамках ландшафтной эстетики.

Сегодня интерес к географическому изучению пейзажно-эстетических свойств ландшафтов резко возрос. Среди отечественных географов, занимающихся данной проблематикой, можно назвать В.А. Николаева, М.Ю. Фролову, М.П. Березина, Н.В. Бучацкую, Ю.А. Веденина, Д.А. Постникову и многие другие.

Однако, не смотря на сотни опубликованных работ, большинство авторов все - таки указывают на недостаточную теоретико-методологическую проработку данного научного направления. В существующих теориях нет стройности и согласованности. Много противоречий. Нет отлаженной универсальной методики изучения пространственного восприятия и оценки эстетических ресурсов территории. Все это указывает на необходимость серьезной работы в этом направлении.

Тем не менее, исследования в данной области различных авторов определили основные понятия и терминологическую базу, которыми оперируют при оценке привлекательности ландшафтов.

Под эстетичностью ландшафта, по определению Ю.П. Хрусталева понимается «красота местности, ее привлекательность для человека. Один из природных ресурсов, необходимый для сохранения психического здоровья и нормального отдыха людей» Красота природы, как убедительно доказывают многие ученые и философы, - это ее объективное свойство. Она определяется объективными законами гармонии, которым подчинено все устройство вселенной (в процессе естественного развития ландшафтной сферы или при вмешательстве человека, гармония природы может нарушаться). Но в то же время, красоту постигают люди. Человек является мерой прекрасного. Таким образом, выявляется фундаментальный дуализм ландшафтной эстетики: с одной стороны, красота природы, гармоничность, системная организованность есть ее объективное свойство, с другой стороны, сама категория красоты возможна лишь при появлении человека с его восприятием среды, осмыслением и субъективной оценкой эстетических свойств этой среды. Итак, эстетичность ландшафта - понятие субъект - объектное. Трудность выявления каких-либо закономерностей в этой области определяется сложностью, как объекта восприятия (территории), так и субъекта восприятия (человека), а также многообразием их связей (природные и социальные факторы, воздействующие на восприятие в разное время и определяющие его инвариантность).

Очевидно, что разные ландшафты производят неодинаковое эстетическое впечатление на человека. В связи с этим можно говорить о степени эстетичности ландшафта или о его эстетической ценности. Выявление объективных критериев эстетичности и закономерностей пространственной дифференциации ландшафтов по эстетическому признаку является главной задачей эстетической географии.

Следует также сразу разделить такие понятия как эстетические свойства ландшафтов (пейзажей), эстетические ресурсы и эстетический потенциал, часто и в различных контекстах используемые как синонимы.

Под эстетическими свойствами понимаются те объективные характеристики пейзажа, которые делают его привлекательным или непривлекательным, т.е. определяют степень его эстетичности. Эти свойства могут быть выявлены, конечно, только при появлении человека.

Эстетические свойства территории (пейзажей) превращаются в ресурсы, когда человек начинает их целенаправленно использовать (например, в рекреационной деятельности) или осознает возможность их использования. По определению К.И. Эрингиса и А.-Р.А. Будрюнаса, «природные эстетические ресурсы - это вся окружающая нас природная среда, вызывающая у наблюдающего ее человека эстетическое удовлетворение». Автор настоящей работы под эстетическими ресурсами территории понимает пейзажи, формируемые ландшафтами данной территории (как природными, так и культурными) и вызывающие у человека позитивные эмоции при их восприятии. И чем сильнее производимое пейзажем впечатление, и чем большие площади в пределах исследуемой территории занимают привлекательные пейзажи, тем о лучшем качестве и большем количестве эстетических ресурсов идет речь.

Эстетический (пейзажно-эстетический, эстетико-ресурсный) потенциал территории можно определить как степень возможного участия данной территории в удовлетворении духовно-эстетических потребностей общества.

Необходимо отметить, что эстетическая привлекательность ландшафта оценивается преимущественно по его визуальным качествам, по той видимой картине, которую образует данный природно-территориальный комплекс (ПТК). Поэтому ландшафт в аспекте восприятия и эстетичности рассматривается больше как пейзаж - видимое пространство, зримая и ощутимая картина. Соответственно, именно пейзаж выступает основной операционной единицей данного исследования.

Именно пейзаж - визуальная картина, открывающаяся из какой-либо точки географического пространства, может оцениваться наблюдателем с точки зрения красоты и гармонии. С этих позиций разделение территории по степени эстетичности представляется довольно трудной задачей, так как провести границы между реальными пейзажами практически невозможно. Трансформация пейзажной картины (иногда кардинальная) возможна при изменении местонахождения субъекта восприятия (наблюдателя) всего лишь на какой-нибудь десяток метров. Несмотря на то, что любой пейзаж обладает внутренней структурой и можно выделить его основные элементы, главное его свойство - целостность. Можно говорить об эстетической привлекательности только целой пейзажной картины, а не отдельных ее частей. Как слова, вырванные из предложения, не передают смысла всего предложения, так и отдельные природные объекты, компоненты ландшафта, представляют эстетическую ценность лишь в совокупности, когда являют собой единую гармоничную пейзажную картину на общем «холсте» территории.

Итак, ландшафт служит материальной основой пейзажа. И так как они, составляют один воспринимаемый пейзаж, отражаются в разуме человека в виде единого зрительного образа, то объективно оценить восприятие каждого отдельно взятого вида ландшафта, по-видимому, невозможно, а тем более отразить эти оценки на ландшафтной карте. Оцениваться должны целостные образы. В этом случае сама оценка, очевидно, должна присуждаться тому месту, из которого открывается данный пейзажный вид. В результате получается, что при картографировании эстетических ресурсов контуры пейзажных ареалов охватывают не ландшафты, собственно формирующие определенные пейзажи, а те урочища, из которых человек может наблюдать данные пейзажи.

Любая точка географического пространства обладает таким свойством, как пейзажность, так как из нее открывается тот или иной вид на окружающую действительность. Это свойство можно рассматривать, как некое ментально-информационное поле, присущее пространству и качественно изменяющееся от места к месту. В таком понимании степень эстетической привлекательности того или иного пейзажа есть качество ментально-информационного поля той точки пространства, из которой открывается данный пейзаж.

В целом пейзажи непрерывны в своем территориальном развитии. Они как бы взаимно проникают друг в друга. Однако визуальный облик пространства целиком зависит от географического ландшафта, который является материальной основой пейзажа. Поэтому связь ландшафтной и пейзажной структур территории не подлежит сомнению.

Известно, что ландшафты типологически повторяются в пространстве. При этом типологически идентичные ПТК (и их совокупности) образуют однотипные пейзажи, которые вызывают у воспринимающего человека схожие чувства, определяя схожую оценку этих разных в пространственном, но одинаковых в типологическом отношении ландшафтов. Данное обстоятельство открывает возможность использования метода экстраполяции данных при оценке эстетических свойств крупных территорий.

Учитывая типологическую сущность пейзажей и их неразрывную связь с ландшафтной основой, представляется возможным выделять на территории некоторые пейзажные ареалы, обладающие визуальной схожестью и, следовательно, одинаково оцениваемые. Проведение границ между такими ареалами, конечно, требует определенного абстрагирования, так как реальные пейзажи очень тесно взаимосвязаны и трудно провести разделительную линию между их различными видами.

Несмотря на то, что в реальности человек воспринимает геокомплексы таксономического ранга не выше местности, на которые и может распространяться непосредственная эстетическая оценка, о пейзажном пространстве в целом можно говорить, как об иерархической системе. Объективная причина этого кроется в механизме постижения человеком окружающей действительности и кодирования пространственной информации. Мир, как уже отмечалось выше, воспринимается людьми в виде образов, которые представляют собой ментальные модели геопространства, формирующиеся в их сознании. Эти образы полимасштабны. То есть «мелкие образы» (например, единичные пейзажи конкретных мест) «вкладываются» в образы более крупного таксономического уровня. Так, в виде единого географического образа «записывается» в сознании человека видеоряд, состоящий из однотипных пейзажей. Интересно, что образная иерархия точно соотносится с геосистемной. Пейзажные картины упорядочены внутри соответствующих геосистем: речных бассейнов, горных хребтов и т.д., которые даже обывателями интуитивно воспринимаются, как нечто генетически целостное.

.2 Методика оценки эстетических ресурсов территории

Оценка эстетических ресурсов территории

Оценка эстетических ресурсов территории являются завершающей и важнейшей стадией пейзажно-эстетического исследования. В дальнейшем данные этих оценок могут использоваться для определения общего природно-ресурсного потенциала исследуемой территории, выборе оптимального способа природопользования, дающего максимальный социально-экономический эффект при минимальных издержках (финансовых, экологических, социально-психологических и др.), режима охраны и т.д. В наибольшей степени результаты оценок эстетической привлекательности пейзажных видов территории применяются при рекреационном планировании. Ведь именно красивые пейзажи чаще всего и привлекают туристов и путешественников. В последнее время также широко применяется, так называемая ландшафтотерапия («лечение красотой природы») для духовного и физического оздоровления людей, снятия хронической усталости и депрессии, вызванной долгим воздействием стрессовой среды урбанизированных территорий. Следовательно, можно говорить о бальнеологических свойствах пейзажа.

Для малоосвоенных мест живописные пейзажи часто являются единственным козырем в конкурентной борьбе с известными туристическими центрами мира. И не обладающие транспортной доступностью, развитой сферой услуг и прочее, но сохранившие природное великолепие, удаленные от цивилизации кусочки планеты находят своего благодарного посетителя, а значит, возможность для развития. Таким образом, эстетические ресурсы имеют вполне очевидное экономическое выражение. И стоимость живописных мест со временем будет только возрастать.

Также не стоит забывать и то, что красивые пейзажи - это всеобщее достояние человечества, которое необходимо сохранить для будущих поколений. И в эпоху беспредельного наступления человека на природу очевидна необходимость разумного пользования ресурсами, в том числе такими малоосязаемыми, как эстетические.

Однако в современном мире господства рынка красота вынуждена бороться с бизнесом (например, когда ставится вопрос выбора: сохранение красивейших пейзажей или освоение недр этой территории). И зачастую только научная оценка эстетико-рекреационных ресурсов (при учете издержек) позволяет спасти ценнейшие пейзажи от уничтожения в угоду добывающим и другим компаниям.

Ввиду специфичности объекта (пейзаж), оцениваемого на предмет эстетической привлекательности, и сложностей, неизбежно возникающих при учете субъективного фактора, наибольшее распространение и признание получили методики качественной (обычно балльной) оценки эстетических ресурсов. При этом проводят ранжирование пейзажей исследуемой территории на группы по степени эстетичности. Обычно выделяют 3, 5 или 7 таких групп (от наиболее ценной к наименее).

Предпринимались также попытки количественной оценки привлекательности пейзажей, выражаемой в денежном эквиваленте.

Например, проводился опрос респондентов на предмет того, какую сумму они готовы заплатить, чтобы увидеть тот или иной пейзаж. Но большого развития подобные методики не получили.

.2 Методика оценки пейзажно-эстетических ресурсов ландшафтов

Несмотря на всю сложность и неуловимость такого феномена, как красота природы, накоплен уже немалый опыт ее оценки. Но для любой научной оценки необходимо выявление ее критериев.

Пейзажные картины складываются из объективных компонентов географической среды - из почвенного покрова, растительности, вод и т.д. Но при анализе эстетических качеств среды учитываются в основном визуальные характеристики формирующих ее компонентов, роль которых далеко не однозначна. Здесь, как нигде, отчетливо проявляется закон эмерджентности систем - целое больше совокупности своих частей. Оценка отдельных компонентов пейзажа с точки зрения их эстетической роли в общей картине часто бывает малоинформативной. Очевидно, необходимо использование системного метода исследования. В качестве оценочных критериев эстетичности желательно выявить системные показатели, т. е. характеристики, отражающие свойства всей системы в целом, а не отдельных ее компонентов.

Основные критерии пейзажно-эстетической ценности ландшафтов

В монографии Д.А. Дирина [11] рассматривается 10 критериев для оценки пейзажно-эстетических ресурсов территории. В этой работе за основу берутся только 6 главных критериев оценки.

. Пейзажное разнообразие. Большинство авторов сходятся во мнении, что одним из главных критериев эстетической привлекательности территории является пейзажное разнообразие. Яркие, визуально различные пейзажи, создаваемые множеством контрастных элементов, как правило, оказываются более предпочтительными, нежели монотонно однообразные виды. Однообразие утомляет.

Пейзажное разнообразие определяет потенциальное богатство зрительных образов, создаваемых ландшафтами. Данный показатель в основном зависит от разнообразия и мозаичности ландшафтной структуры территории. Однако нельзя забывать о том, что при оценке эстетических качеств территории мы имеем дело с реальными пейзажами - визуальными картинами, формируемыми относительно небольшими, как правило, пространствами и территориально ограниченными возможностями человеческого зрения, орографическими преградами, растительностью и т.д.

Необходима оценка визуального разнообразия конкретного пейзажа, открывающегося из той или иной точки географического пространства. Соответственно, пейзажное разнообразие определяется составом лишь тех визуально различимых ландшафтных выделов, которые попадают в зону видимости, открывающуюся из данной точки местности (пейзажного подступа), т.е. выделов, формирующих данный оцениваемый пейзаж. С точки зрения пейзажного разнообразия значение имеют количество пейзажеформирующих элементов, их соразмерность, мозаичность контуров, контрастность границ и пр.

Для оценки степени визуального разнообразия наблюдаемого пейзажа одним из показателей является - разнообразие структурно- и вещественно-разнородных элементов в ландшафте [11].

Этот оценочный показатель учитывает тот факт, что визуальные контрасты пейзажных компонентов возможны даже в пределах одного урочища и могут не отражаться на ландшафтной карте. Природные компоненты, составляющие ПТК, имеют различную физическую сущность, выражающуюся и в специфике визуальных свойств. В совокупности эти генетически разнородные компоненты определяют некий структурно-вещественный состав ландшафта и пейзажа. Вода, скальные обнажения, древесная и травянистая растительность, курумник и т.п. воспринимаются как отдельные, генетически различные элементы пейзажа, давая то самое визуальное разнообразие.

Очевидно, что при оценке привлекательности пейзажа первостепенную роль играет не оценка каждого структурно- и вещественно- специфичного компонента ландшафта (это важно при оценке «ближнего пейзажного плана»), а именно степень разнообразия этих компонентов в пейзаже, то есть их количество и соотношение.

По данному признаку выделено четыре группы компонентов ландшафтов, включающие в целом 12 таких структурно- и вещественно- разнородных элементов:

Геолого-геоморфологические:

1)   скалы и выходы коренных пород;

2)   морены и курумники;

3)   галечник;

Гидрологические:

4)   линейные водные объекты;

5)   площадные водные объекты;

Гляциологические:

6) ледники, снежники;

Биотические:

7) древесная хвойная растительность;

8) древесная лиственная растительность;

9) кустарники;

10) травянистая растительность;

11) мхи;

12) лишайники.

2. Цветовая гамма пейзажей. Исключительно значимым объективным параметром эстетичности ландшафта представляется его цветовая гамма (преобладающие в пейзаже цветовые аспекты). Человек воспринимает не только форму, но также и цвет, причем цветовая гамма воспринимаемой картины оказывает ничуть не меньшее влияние на формирование ментального образа и общую перцептивную оценку данного ландшафта. Несмотря на свою динамичность (например, в результате сезонной ритмики), это очень важный показатель, и его нельзя игнорировать. Наибольшее значение для восприятия имеют те цвета ландшафта, которые формируют общий цветовой фон пейзажа. Однако значительную роль играют и цветовые вкрапления в пейзаж, выступающие в качестве «фигуры на фоне».

Важно оценить не только количество (цветовое многообразие), но, прежде всего, и визуальные качества наличествующих в пейзаже цветов. Соответственно, не менее значимым показателем является соотношение различных цветовых аспектов в пейзаже. Влияние разных цветов на восприятие и в целом на человеческую психику довольно хорошо изучено в психологии и психофизиологии.

Каждый цвет воздействует на человека по-разному. Это воздействие объективно. Цвета влияют на организм человека психофизиологическим (ассоциативно) и биохимическим путем. Доказано, что цвет может воздействовать на частоту дыхания, пульс, артериальное давление, биоритмы, активность мозговой деятельности и др. Например, синий и зеленый цвета, воздействуя на гипофиз, вызывают образование серотонина, который действует успокаивающе; красный цвет, напротив, способствует образованию адреналина, действующего возбуждающе.

Считается, что наиболее благоприятный цветовой фон пейзажа создают светло-зеленый, бирюзовый, голубой цвета. Благоприятно воздействует присутствие в пейзаже желтых, белых, оранжевых, различных оттенков красного вкраплений. Наименее привлекательны черный и различные оттенки серого цвета.

. Композиционное устройство пейзажа. Гармоничность и общую эстетическую ценность пейзажа в значительной степени определяет его композиционное устройство. Здесь авторы выделяют три главных критерия: 1) наличие и количество композиционных узлов; 2) четкость кулис; 3) глубина перспектив; В данной работе берется в рассмотрение один из критериев - четкость кулис.

Четкость кулис, окаймляющих пейзаж. Кулисами, окаймляющими пейзаж, могут быть объекты, относящиеся к рельефу (склоны гор и т.д.), растительности, или же созданные человеком, если они четко определяют рамку пейзажа. Присутствие пейзажных кулис придает законченность наблюдаемой картине. Наибольший эстетический эффект создают кулисы, окаймляющие пейзаж с обеих сторон. Но даже наличие визуальной рамки лишь с одной стороны пейзажа оказывает благоприятное воздействие.

4. Лесистость ландшафта (участие леса в формировании пейзажа). Как указывается во многих работах, большую эстетическую роль имеет степень залесенности ландшафта. Здоровый и приятный для пребывания ландшафт подсознательно ассоциируется у большинства людей с наличием в нем воды и леса. Поэтому представляется необходимым ввести эти показатели в методику оценки эстетической ценности пейзажей.

Характерно, что при большой эстетической роли лесной растительности чисто лесные ландшафты обычно менее привлекательны, чем частично залесенные. В целом (с пейзажно-эстетической точки зрения) считается оптимальной степень лесистости территории 30-50%. Пейзажи с такими показателями залесенности не противоречат критерию обзорности, часто формируя обширные панорамы.

Породный состав леса имеет значение для его эстетической ценности лишь в ближней перспективе. При этом среди хвойных пород обычно наиболее привлекательными являются кедр и ель, менее живописна лиственница. Но все же предпочтительнее смешанный характер лесных массивов, причем с участием широколиственных пород. В дальней перспективе породный состав леса теряет свое значение и основную роль уже играют очертания леса и площадь, которую он занимает в пейзаже.

. Наличие водных объектов в ландшафте. Многие авторы считают, что при формировании эстетически, привлекательных пейзажей ведущее значение приобретают играют водные объекты, т. е. их наличие/отсутствие и характер. И это мнение небезосновательно. Действительно, для абсолютного большинства людей водные объекты (озеро, река, водопад, море и пр.) есть непременный атрибут эстетически привлекательного ландшафта. Водные объекты определяют своеобразный характер пейзажа. Так тихие лесные озера настраивают на романтический лад, бурная порожистая горная река, напротив, будоражит и внутренне активизирует.

Существует мнение, что красота - это подсознательное ощущение полезности объекта. С этих позиций пейзажи с участием водных объектов, безусловно, должны лидировать с точки зрения эстетической ценности. Вода как таковая является несомненным благом и необходимым ресурсом для жизни и любого вида деятельности человека. Практически вся рекреационная инфраструктура мира в своем территориальном размещении ориентирована именно на водные объекты. Это не только источники водоснабжения, но и ценный рекреационный ресурс, позволяющий заниматься различными видами рекреационной деятельности (рафтинг, пляжный отдых, дайвинг и подводная охота, рыболовный туризм, катание на водных лыжах, круизный отдых, прогулки на яхтах) и просто наслаждаться великолепными пейзажами.

С позиций эстетической роли водных объектов в пейзаже имеют значение их размер (лучше не очень большой, чтобы можно было охватить взглядом), удаленность от наблюдателя (чем ближе, тем лучше), а также очертания берегов, характер течения, цвет воды и пр.

Если водные объекты, имеющие горизонтальное простирание (реки, озера, водохранилища, каналы и пр.), несмотря на все различия (например, стоячая или текучая вода, характер течения и т.д.) могут быть признаны условно равными в вопросе их эстетической роли, то водные объекты, имеющие вертикальное падение воды (водопады), стоят особняком. Они в целом довольно редки и, несомненно, обогащают пейзаж, являясь своеобразными символами места. Их роль в привлекательности пейзажа, вероятно, нужно учитывать отдельно. Но водопады в большинстве своем - локальные объекты, сохраняющие эстетическую значимость лишь на небольшом расстоянии.

. Антропогенная трансформация пейзажа. Возможно, самым неоднозначным фактором, влияющим на эстетическую привлекательность пейзажа, является степень его измененности в результате человеческой деятельности. Преобразование человеком природных ландшафтов носит в последнее время всеобъемлющий характер. В.И. Вернадский уже в начале XX в. писал, что человек превратился в одну из глобальных геологических сил планеты. Ф.Н. Мильков, развивавший понятие «антропогенный ландшафт», говорил о том, что на Земле сегодня уже нет таких ландшафтов, которые можно было бы считать чисто природными, то есть те, которые не испытывают на себе человеческого воздействия. Действительно, люди преобразуют естественную среду в соответствии со своими потребностями, возможностями, представлениями, желаниями. Воздействие человека на ландшафт может быть как прямым (к примеру, вырубка участка леса), так и косвенным (например, выпадение кислотного дождя далеко за пределами источника загрязнения атмосферы), спланированным или случайным.

Безусловно, воздействие людей на природную среду отражается и на ее внешнем облике. Существуют все основания говорить об антропогенной трансформации не только ландшафтов, но и пейзажей. Но в отличие от ландшафтов о преобразовании естественных пейзажей можно говорить только в случае прямого вмешательства человека, при наличии визуальных следов человеческой деятельности (строения, карьеры, свалки, объекты инфраструктуры и пр.). В мире все еще остаются условно девственные пейзажи - те, в которых ничто не говорит о присутствии людей. К сожалению, их становится все меньше, экспансия человека на природу продолжается, распространяясь и на самые труднодоступные уголки планеты. В то же время растет и туристический спрос на нетронутые, девственные пейзажи. Власти многих стран, наконец, осознав духовную или просто коммерческую ценность таких территорий, всерьез задумались об охране и оптимизации использования своих эстетических ресурсов. Так, в ряде развитых стран (Франция, Великобритания, США и др.) есть законы, призванные сохранить наиболее привлекательные пейзажи неизменными. В США неосвоенные девственные территории официально возводятся в ранг национального достояния.

Не секрет, что вмешательство человека в пейзаж, как правило, оказывается негативным. Внося в созданную природой картину нечто, свое либо изымая что-то из нее, человек разрушает естественную, складывавшуюся тысячелетиями, гармонию.

Человек может сотворчествовать с природой, создавая великолепные, радующие глаз своей гармонией пейзажи культурных ландшафтов. Но почему это скорее исключение, чем правило?

Очевидно, все дело в модели восприятия природных ландшафтов и пейзажей населением, особенно людьми, принимающими решения в сфере природопользования. От отношения людей к природной среде зависят и их природопользовательское поведение, и особенности преобразования ландшафтов. Когда природа осваивается прагматически, утилитарно, когда ландшафт рассматривается лишь как средство удовлетворения своих первичных потребностей и, зачастую, алчности, появляются совершенно несуразные для естественной среды формы, уродующие пейзаж и отрицательно воздействующие на психику людей. И совсем другое дело, когда ландшафт и пейзаж представляются носителями некой духовной ценности, когда красота и гармония признаются важными факторами при планировании и проектировании хозяйственной деятельности [11].

В последнее время весьма популярной стала концепция культурного ландшафта, под которым понимают рационально организованную (пространственно и функционально) природно-хозяйственную территориальную систему. Необходимым свойством культурного ландшафта признается «высокое эстетическое достоинство пейзажного облика».

В соответствии с этим все современные ландшафты можно разделить на четыре категории по фактору антропогенной трансформации:

1)   девственные (условно неизмененные) - следов присутствия человека и его деятельности не видно;

2)   мало измененные - видны следы человеческой деятельности, но они не вызывают явной дисгармонии и отталкивающего эффекта при восприятии (например, тропинка в лесу);

3)   акультурные (нерационально преобразованные) - отчетливо выражены деструктивные следы человеческой деятельности; нарушена гармония пейзажа, как крайний случай - антропогенные пустоши, так называемые;

4)   культурные (рационально преобразованные) - следы человеческого труда ярко выражены, но преобразования естественной среды носят рациональный и щадящий характер, природная составляющая максимально сохранена, а изменения естественных ПТК осуществлены на основе ландшафтного проектирования и дизайна.

Итак, иногда воздействие человека может не только не портить естественные ландшафты, но и обогащает их. Поэтому при оценке эстетических ресурсов территории важно учитывать не только степень, но и характер антропогенной трансформации ландшафтов.

Тем не менее, по данным опросов населения, наибольшей эстетической привлекательностью обладают пейзажи девственных ландшафтов. Возможно, причина такого отношения - редкость данных пейзажей в современном мире на фоне естественной потребности людей в единении с природой.

Таким образом, несмотря на всю сложность оценки столь «неуловимого», но весьма значимого свойства геопространства, как эстетическая ценность, уже сегодня можно выделить некоторые объективные критерии, на основе которых возможно построение оценочной методики.

Что касается собственно оценки, то под ней подразумевается отношение кого-либо к свойствам объекта (при эстетической оценке рассматривается отношение людей, обычно потенциальных рекреантов, к визуальным свойствам ландшафтов, т. е. оценка выводится через изучение эмоционального воздействия ландшафта на человека).

Такое неосязаемое свойство ландшафтов, как красоту, не представляется возможным объективно оценить количественно. Поэтому оценки эстетических ресурсов - качественные. Они выражают дифференциацию пейзажей на группы, различающиеся степенью визуальной привлекательности. Форма выражения их может быть словесной (ландшафт привлекателен, непривлекателен, наиболее привлекателен и т.п.) или цифровой (баллы, категории, ранги). Все они достаточно сопоставимы между собой и могут быть взаимозаменяемы. Наиболее часто применяются балльные системы оценок.

Как показывает опыт, таких оценок вполне достаточно для территориального планирования природопользования.

При разработке оценочной методики изначально необходимо выявить критерии, определяющие эстетические свойства пейзажей и разработать оценочные шкалы для каждого из таких критериев (показателей). По этим шкалам значения измерений того или иного показателя могут быть переведены в оценочные категории (баллы). Таким образом, получаются частные оценки (отдельно для каждого выделенного критерия). Интегральная оценка пейзажа в целом выводится при обобщении частных. При этом нужно учитывать, что взаимосвязи между субъектом и объектом не всегда имеют линейный характер и не всегда действует закон «чем больше (меньше) - тем лучше». Некоторые характеристики пейзажа благоприятно сказываются на его эстетических свойствах лишь до определенного предела своего распространения, после чего их дальнейшее развитее, наоборот, снижает привлекательность пейзажа. Например, по исследованиям автора, оптимально живописному пейзажу соответствует лесистость 30-50 %. При увеличении этого показателя, так же как и при уменьшении его, эстетическая ценность пейзажа будет снижаться. То же самое можно сказать и о степени визуального разнообразия пейзажа. Эту особенность необходимо учитывать при разработке частных оценочных шкал.

После измерения всех выделенных значимых показателей и перевода их с помощью частных балльных шкал в оценочные категории (баллы) выводится единая интегральная оценка. Однако удельный вес отдельных оценочных показателей не одинаков. Он выявляется с помощью экспертных и опросных методов и закладывается уже в частные шкалы.

И наконец, на последнем этапе оценки нужно ранжировать интегральные балльные оценки пейзажей на группы эстетичности. Для этого создается шкала ранжирования. Для такой шкалы важно количество оценочных ступеней, включающих некоторый интервал баллов. То есть максимальное число баллов в интегральной оценке редко соответствует количеству оценочных ступеней. Так, для 50-балльной шкалы может быть выделено всего пять ступеней с балльными интервалами от 0 до 10, от 11 до 20... от 41 до 50. Чаще всего используют трех-, пяти- и семиступенчатые шкалы. Срединная ступень отражает среднюю характеристику, первая и последняя - крайние, остальные (если есть) - промежуточные. Например, в пятиступенчатой шкале третья ступень может соответствовать безразличному отношению к пейзажу, первая - крайне негативному, пятая - крайне позитивному, вторая - скорее негативному, чем позитивному, четвертая - скорее позитивному, чем негативному. Применение шкал с числом ступеней более семи вряд ли целесообразно, так как значительно усложняет и процедуру оценки, и дальнейшее ее применение в хозяйственном планировании

Наиболее оптимальна для отражения той или иной степени проявления оцениваемого критерия в общей привлекательности пейзажа четырехступенчатая градация (от 0 до 3) (Табл.1). Кроме того, малоступенчатая градация (небольшое количество начисляемых баллов) по каждому оценочному критерию не допускает необоснованного «перепрыгивания» оценки от ранга к рангу благодаря лишь одному-двум критериям.

Максимальное количество баллов, начисляемое ландшафту - 26.

По полученным суммам баллов ландшафты были ранжированы на пять групп (от наиболее ценных до наименее ценных). Каждый ранг эстетической ценности включает интервал в пять баллов. Балльные оценки также переведены в коэффициенты удельной эстетической ценности. При этом максимальное число баллов (26) взято за единицу (Табл.2). В дальнейшем удельные коэффициенты ценности высчитывались для каждого пейзажного комплекса района исследования.

Из разных точек делались фотоснимки пейзажных видов, а также ландшафтные и эколого-эстетические описания. Блок эколого-эстетического описания, включает в себя следующие сведения:

а) глубина открывающихся видов;

б) количество панорамных планов;

в) особенности цветовой гаммы ландшафта (преобладающие цветовые аспекты и примерное их соотношение, выраженное в процентах);

г) количество и качество структурно-вещественных элементов в ландшафте;

д) залесенность;

е) особенности пейзажно-композиционного устройства ландшафта;

ж) наличие и характер «символических» объектов;

з) степень антропогенной трансформации ландшафта.

По описанной методике были получены алгоритмизированные оценки эстетических свойств ландшафтов по объективным критериям. Однако, мерой прекрасного, так или иначе, является человек. Поэтому для проверки верности результатов оценки, использовались также методы экспертных оценок и социологического опроса.

Метод экспертных оценок представляется наиболее целесообразным для объективизации оценки эстетических ресурсов территории. В качестве экспертов привлекаются люди, получившие специальное образование и глубоко знающие сущность, особенности и качества ландшафтов. Таковыми являются, прежде всего, ученые - географы и биологи. Также экспертами могут и должны выступать люди, обладающие высокоразвитым и общественно-признанным художественным вкусом (причем вкусом в отношении природы) - художники-пейзажисты, профессиональные фотографы, путешественники.

Роль экспертов заключается в вынесении оценочных суждений (на основе собственного профессионального опыта) относительно эстетической ценности выделенных пейзажных комплексов исследуемой территории. При этом оцениваются пейзажные виды, отображенные на предоставленных автором фотографиях. Используются также эколого-эстетические описания ландшафтов. Помимо собственных компетентных оценок, эксперты выбирают наиболее показательные фотографии по каждому характерному для данной территории виду ландшафта для опроса респондентов.

После работы экспертов проводился опрос респондентов. Известно, что пространственные предпочтения людей подчиняются общим социально-психологическим законам. То есть объективно существуют группы людей, обладающих схожим стереотипом восприятия и поведения. Такие стереотипы формируются той социально-культурной и природной средой, в которой живет человек.

Современная наука пока еще не накопила достаточного эмпирического материала для глобального обобщения данных и классификации всех людей по типам ландшафтных предпочтений. Поэтому практические работы в этом направлении сегодня ведутся, как правило, на конкретных территориях и нацелены они на исследование особенностей восприятия конкретных групп людей (например, местных жителей, туристов внутренних и внешних и т.д.).

Однако уже можно назвать те основные формальные критерии, которые напрямую связаны с факторами формирования специфических групповых стереотипов восприятия и которые выступают основой при разделении людей на группы по типам пространственного восприятия. В первую очередь, к таким показателям относятся:

) этническая принадлежность

) место постоянного проживания

Эти параметры уточняются и детализируются показателями второго уровня: пол, возраст, образование, профессия, прошлый опыт и степень осведомленности о воспринимаемом ландшафте и др. Для получения более или менее однозначных и объективных результатов важно, чтобы все респонденты рабочей группы обладали одним стереотипом восприятия, т. е. относились к одной социально-психологической группе. В зависимости от целей исследования работа может проводиться с несколькими группами респондентов, относящихся к разным социально-психологическим типам.

Процедура опроса заключается в предоставлении респондентам отобранных экспертами фотографий с просьбой оценить степень эстетической привлекательности запечатленных на них пейзажей.

Фотоизображения оцениваются экспертами и респондентами по пятиступенчатой шкале с использованием тех же оценочных рангов (см. Табл. 2). Затем результаты опроса сравниваются с данными, полученными при объективированной оценке, и при необходимости вносятся коррективы.

Таким образом, в первой главе рассмотрены основные определения эстетического направления географии и методика оценки эстетических ресурсов территории, для определения которой были выделены шесть основных критериев (пейзажное разнообразие, цветовая гамма, композиционное устройство, лесистость ландшафтов, наличие водных объектов и антропогенная трансформация пейзажа).

оценка пейзажный эстетический рекреационный

Глава 2. Пейзажно-эстетические ресурсы п. Малиновка и его окрестностей

.1 Оценка пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей

Малиновка поселок городского типа административно подчинен Осинниковскому горисполкому. Расположен на реке Кондоме, в 32 км от города Осинники.

Возникновение поселения относится к 1927 году. Во время строительства железной дороги Новокузнецк - Осинники - Таштагол в 1932 году становится поселком.

В 1955 году здесь началось строительство угольных штолен. Население занято преимущественно в угольной промышленности. Занимаемая площадь - 2328 га. Численность населения - 12,5 тыс. человек.

Снабжение электроэнергией промпредприятий и населения производится от ЮК ГРЭС, а технической и питьевой водой с водозаборов, расположенных в пойме реки Кондомы.

Рельеф сильно расчленен за счет глубоко врезанных узких долин рек и ручьев. Максимальные отметки поверхности 475м, минимальные отметки 219-220м. Амплитуда колебания отметок достигает 250м. В долинах рек Кондома и Малый Теш прослеживается заболоченная надпойменная терраса, заливаемая водой в весенний период.

Гидрологическая сеть имеет перистый вид. Кондома - левый приток реки Томи длиной 392 км, площадь водосбора 8270 км2. Начало берет двумя истоками: Большая Кондома - с хранилищами Кондомы и г. Чарбы и Малая Кондома - с г. Уш-Сугрой. У Новокузнецка впадает в р. Томь. В средней части носит характер горной с порогами и скалистыми берегами, в нижнем течении становится спокойной, с широкой заболоченной долиной.

Наиболее крупные притоки с правой стороны Тай Мет (26 км), Бол Базас (12 км), Александровка (23 км), Тельбес (14 км), Бол Каменушка (12 км). Мал. Шалым (19 км), Уруш (14 км), Кыстак (18 км), Кабурчак (30 км), Каз (37 км), Качебай (1,8 км), Тазнас (14 км), Мундыбаш (120 км). Бол. Теш (33 км). Калтан (12 км), Кандалеп (10км).

С левой стороны - Кочура (22 км). Бол. Калтош (14 км). Сухой Уразан (20 км), Чешник (10 км), Антроп (130 км). Тапа (12 км). Теш (13 км), Кинерка (50 км), Сосновка (16 км) и др.

Климат района резкоконтинентальный, характеризуется холодной и продолжительной зимой, длящейся 5-6 месяцев с температурами до -45о и высотой снежного покрова до 2,5м. Короткое и жаркое лето с температурами до +38є. Колебания температур очень большие и могут достигать 83о (от -45 до +38). [21]

В системе реки расположены богатые запасы железных руд, золото, каменного угля, фосфоритов. Вдоль Кондомы от Новокузнецка до Таштагола проходит железная дорога, расположены индустриальные центры Горной Шории -Ташгагол, Мундыбаш, Калтан, Малиновка, Осинники.[13]

На базе лесозаготовительньгх участков Теш, Усть-Мигаш, Каз, Таз, образованы лесоторговые базы. В 1948 г. в Малиновку переводят лесозавод и другие предприятия из поселка Шушталеп, т.к. со строительством Калтанской ГРЭС перекрытием реки Кондомы проплыв древесины до Шушталепа стал невозможен.

При подземной разработке угольных месторождений значительная часть запасов оставалась в недрах. Не отрабатывались маломощные пласты, большое количество выбрасывалось со вскрышными породами в отвалы, отмечались потери при обогащении, транспортировке и др. Общие потери достигали 56%. [12]

В последние годы потери существенно сократились и составляют от 22,5 до 29,6% при подземной разработке и 9,1-10,5% на открытых выработках.

Переход на рыночные отношения привел к варварской разработке угольных месторождений. Погоня за хорошими пластами привела к невозможности отработки других пластов в будущем. В настоящее время наблюдается активизация использования отходов добычи угля. Для планировки территории под застройку, отсыпки дамб, под насыпи дорог, утилизированы значительные объемы пород терриконов шахт. Грунты вскрышных работ используют для рекультивации земель отработанных площадей. [25]

В начале 70-х годов в поселке с целью рекультивации земель посадили сосновые боры.

- открыт памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Обелиск проектировали, строили и монтировали коллективно. В этой работе самое активное участие принимали художники М.И. Митряйкин и В.Ф. Головкин, техник - строитель О.П. Ледвин, участник войны, электрослесарь Н.А. Вожанов, заместитель директора шахты В.А. Градов.

- в Международный год ребенка появился детский городок - деревянные теремки, старинная бревенчатая стена типа крепостной, тяжелые цепи у ворот. Огромная голова богатыря из пушкинской сказки «Руслан и Людмила». Но со временем от этого городка ничего не осталось.

Стандартный пивной павильон, грязноватый и холодный, превратился в детское кафе «Лесная сказка»: сова с горящими глазами, из чурок столы и стулья, фонари под потолком. От обрыва отделили глухой гравийной стеной, при входе установили больших деревянных медведей. Кафе не стало исключением, прошли годы и от него остались только воспоминания. [9]

- напротив Д.К. «Прогресс» открыт памятник В.И. Ленину в день 62-ей годовщины Великой Октябрьской Революции. В этом же году была открыта оранжерея «Флора». В этом же году был построен санаторий - профилакторий «Олимпия», по инициативе директора шахты А.И. Шундулиди. [7]

С 1995 года работает База отдыха, которая располагается в районе пос. Зеленый луг.

- была открыта церковь

- построен детский спортивный комплекс «Радуга» (построили сразу три спортивные площадки: волейбольную, футбольную, баскетбольную, установили большой теннисный корт; есть эстрадная площадка, для малышей установили качели, карусели и карусели) [24]

Близость к г. Новокузнецку способствует тому, что вся зона от Новокузнецка до Мундыбаша стала популярной рекреационной зоной. Здесь размещены многочисленные лагеря и базы отдыха взрослых и детей, садовые общества. Это создает большую антропогенную нагрузку на территорию и ущемляет интересы местных жителей. В районе перспективной левобережной застройки продолжается отвод земель под садовые общества. Сокращается площадь соснового бора, который в перспективе должен являться рекреационной территорией в черте города. Внутри городов и поселков имеются небольшие, но благоприятные территории для организации отдыха трудящихся: оборудование пляжей на реке и ее притоках, организация скверов и парков в отдельных микрорайонах, детские площадки.

Последние годы в качестве рекреационных территорий стали использовать левобережье реки Кондомы. Одной из сложнейших экологических проблем является проблема воздействия на население транспортных шумов. Развитие городов сложилось так, что осевой зоной является железная дорога Новокузнецк - Таштагол и территориально сближенная с ней автомагистраль. Многие улицы и проезды имеют минимальную ширину и достаточно большую транспортную нагрузку. Поэтому на отдельных улицах приведенные уровни шума достигают 90-95 децибелов, а в жилых кварталах санитарные нормы по шуму превышают в 2,5-3 раза. Положение усугубляется тем, что ширина улиц не позволяет создать локальные шумозащитные полосы зеленых насаждений. В связи с этим при корректировке генерального плана необходимо предусмотреть ряд градостроительных решений по разгрузке транспортного потока. [10]

Близ самого поселка всего в нескольких километрах от него находится место - разрез «Басмалинский», который является памятником природы.

Разрез «Басмалинский» - этот памятник природы расположен на правом берегу реки Кондомы ниже устья р. Басмала до о. п. 435 км и представляет собой скальное обнажение высотой 15 м. Здесь, на протяжении 1,5 км прослеживаются отложения острогской и мазуровской свит. Острогская свита. Разрез свиты сложен чередующимися слоями зеленовато-серых мелкозернистых песчаников, темных и зеленовато-серых слабоизвестковистых алевролитов и пачками переслаивания, включающими в подчиненном количестве углистые породы и угли. В алевролитах встречаются редкие отпечатки растений, двустворчатых моллюсков и следы ходов илоедов. Породы переслаивания ("слоенка") представляют чередование алевролитов, песчаников, иногда углистых пород мощностью 0,01-1,0 м, насыщенных растительным детритом. К этим пачкам приурочены пропластки угля (первые в верхнепалеозойских отложениях Кузнецкого бассейна) и остатки растений относительно хорошей сохранности. В острогской свите имеется до 13 мелких пласт угля мощностью от 2 до 50 см. Фауна бедна и представлена двустворчатыми моллюсками. Встречены плохо определимые остатки беззамковых брахиопод. Флора представлена сравнительно небольшим числом видов (лепидофиты, паракаламиты, папоротники), среди которых несколько типично "острогских" форм. Мазуровская свита выходит в почти сплошном обнажении, расположенном ниже устья р. Басмала. Нижняя часть свиты сложена преимущественно алевролитами, углистыми аргиллитами, верхняя - в основном песчаниками. Углистые аргиллиты залегают в виде сравнительно маломощных (до 2 м) слоев. К ним приурочены тонкие пласты угля и местонахождения растений хорошей сохранности. Мазуровская свита содержит 21 пласт угля мощностью от 2 см до 1,14 м. Только 3 пласта имеют рабочую мощность более 0,7 м. Фауна представлена двустворчатыми моллюсками, единичными брахиоподами. Остатки растений довольно многочисленны и в основном приурочены к алевролитам, залегающим в почве или кровле угольных пластов. Представлены паракаламиты, птеридоспермы, папоротники.

Проведя оценку пейзажно-эстетических ресурсов данного памятника природы по выделенным критериям в главе 1.2. получились следующие результаты, которые приведены в таблице:

№ п/п

Критерии эстетической привлекательности

Значения критерия

Баллы

1

Разнообразие структурно- и вещественно-разнородных элементов (СВЭ)

В пейзаже присутствуют 5 СВЭ (скальные обнажения, водные объекты, кустарники, древесная и травянистая растительность), при площадном преимуществе 2 элементов

2

2

Цветовая гамма (балл за каждый цвет умножается на процент его площади в пейзаже)

В пейзаже преобладают голубой и зеленый цвета

2

3

Наличие пейзажных кулис

Кулисы прослеживаются с обеих сторон

2

4

Всего 20%

2

5

Наличие водных объектов

Есть водные объекты в средней перспективе пейзажа

2

6

Антропогенная трансформация

Ландшафт мало изменен - проложена тропинка

1


Подведя итог этой оценке и соотнеся результат со шкалой ранжирования (см. приложение табл.2) данная территория имеет III ранг ценности и является среднеценным пейзажем в соответствии с оценкой эстетической ценности.

Двигаясь к югу от разреза «Басмалинского» находится не менее красивое место, которое является так же памятником природы с изысканным названием «Стрельный камень». Памятник природы находится в Новокузнецком районе, в 44 км к югу от г. Новокузнецка, в 5 км к югу от п. Малиновка, в 4 км к северу от с. Кузедеево, у о. п. Пионерский лагерь "Горное ущелье"

Южная граница проходит по ограде пионерского лагеря "Горное ущелье" (по правому берегу ручья Стрелка). Восточная - по прямой на север до лога. Северная - по логу до железной дороги. Западная - по железнодорожной канаве у основания скалы.

Расположен в окрестностях п. Малиновка и в полосе отчуждения Новокузнецкого отделения Западно-Сибирской железной дороги и занимает 12,5 га.

Памятник природы включает скальное обнажение высотой около 150 м, которое начинается от ручья Стрелка, и протянулось вдоль р. Кондомы на 500 м вниз по течению. У основания Стрельного камня проходит железная дорога Новокузнецк-Таштагол.

Памятник природы ценен с геологической точки зрения. Он является частью разреза, вскрытого вдоль железной дороги в виде сплошного скального обнажения протяженностью более километра. Это разрез турнейского и визейского ярусов морского карбона. Вскрываются фоминский, подъяковский и верхотомский горизонты. Здесь чередуются слои зеленых, зеленовато-серых, серых и темно серых мелкозернистых песчаников, зеленых, реже вишневых алевролитов и аргиллитов. Фауна представлена мшанками, отмечаются трубки червей, створки остракод и гастропод.

На скалах Стрельного камня произрастает ревень алтайский, можжевельник ложноказацкий, очиток, чабрец, полыни, карагана кустарниковая и др. Это одно из немногих мест, где сохранился ревень алтайский в большом количестве. Насчитывается более 100 цветущих особей. В других местах, более доступных, ревень активно заготавливается местным населением.

Вершина Стрельного камня, северный склон поросли мелколиственным лесом (осина, береза бородавчатая). Присутствуют пихта сибирская, сосна обыкновенная, рябина сибирская и др. Здесь растут растения, нуждающиеся в охране: кандык сибирский, анемоноидес алтайский, лилия кудреватая (саранка), купальница азиатская (огоньки).

Происхождение названия связано с историческим прошлым этих мест. В середине 19 века Василий Иванович Вербицкий записал легенду: "Когда джунгары шли воевать Кузнецкий острог, то проводником они взяли местного татарина (шорца) Кузедея, который кочевал в этих местах. При подъезде к "Камню" Кузедей, похваляясь своей силой, натянул лук и пустил стрелу на вершину скалы. С этих пор "Камень" стал называться Стрельным, а на склоне сохранилась рытвина от следов джунгарской конницы".

В следующей таблице представлены результаты оценки пейзажно-эстетических ресурсов памятника природы «Стрельный камень», по тем же 6 основным критериям (см. 1.2.), по которым производилась оценка «разреза Басмалинского»:

№ п/п

Критерии эстетической привлекательности

Значения критерия

Баллы

1

Разнообразие структурно- и вещественно-разнородных элементов (СВЭ)

Весь пейзаж состоит из 2 СВЭ ландшафта - скальные обнажения и кустарной растительности

1

2

Цветовая гамма (балл за каждый цвет умножается на процент его площади в пейзаже)

Преобладают такие цвета, как светло-серый, палевый и коричневый

1

3

Наличие пейзажных кулис

Кулисы прослеживаются с обеих сторон

2

4

Залесенность, %

Приблизительно составляет 5%

1

5

Наличие водных объектов

Водный объект присутствует в ближней перспективе

3

6

Антропогенная трансформация

Условно неизмененный ландшафт - следов присутствия человека и его деятельности не видно

3


Таким образом, в соответствии со шкалой ранжирования территория памятника природы «Стрельный камень» имеет III ранг ценности и по оценке эстетической ценности является среднеценным пейзажем.

.2. Рекреационное использование пейзажно-эстетических ресурсов п.Малиновка и его окрестностей

Эстетическая привлекательность - это важнейший ресурс, требующий не только строгой оценки, но и внимательного, бережного отношения. Дело в том, что пейзажная сфера еще более уязвима и чувствительна к внешнему воздействию, чем все остальные геосферы планеты. Если негативные последствия антропогенного воздействия на литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу проявляются лишь при определенной силе и продолжительности нагрузки, причем часто при снятии ее могут полностью восстанавливаться без постороннего вмешательства, то красота пейзажа, как видно, явление более хрупкое. Притягательность природных ландшафтов - проявление законов гармонии окружающего мира. Тысячелетняя история развития природы создала удивительно упорядоченные геосистемы, естественная гармония которых стала основой эстетической привлекательности.

Но любое, казалось бы, самое незначительное вмешательство может нарушить гармонию идиллической картины. Это вмешательство может быть связано как с деятельностью человека, так и с природными стихиями, вносящими дисбаланс в протекание природных процессов и нарушающими естественную пейзажную картину (сель, наводнение, пожар и т.д.). Однако антропогенный фактор здесь значительно преобладает.

Дисгармонию в пейзаж может внести любой элемент, чуждый его естественному состоянию. Конечно, наиболее типичными деструктивными элементами сегодня являются объекты антропогенного происхождения (свалки, строения, коммуникации т.д.). Но их дестабилизирующая роль различна. Если свалка однозначно и совершенно портит любой ландшафт, то добротная охотничья изба может вполне гармонично «вписаться» в пейзаж и даже несколько приукрасить, сделав его более «очеловеченным» в сравнении с окружающими дикими местами.

В настоящее время, главным методом сохранения природы является организация особо охраняемых природных территории (ООПТ). При планировании систем ООПТ сегодня используют несколько научно - обоснованных объективных критериев, основными из которых считают:

) уникальность ландшафтов;

) типичность ландшафтов для данной физико-географической провинции;

) условная неизменность (девственность) природных ландшафтов территории;

) ареалы расселения редких представителей флоры и фауны. [11]

Эстетические ландшафты могут выступать в качестве еще одного критерия, значимого при организации ООПТ.

Значение памятника природы «Стрельный камень»:

. Охрана генофонда (является местом обитания видов, нуждающихся в территориальной охране) - растения: ревень алтайский, можжевельник ложноказацкий, кандык сибирский, анемоноидес алтайский, лилия кудреватая (саранка), купальница азиатская (огоньки)

. Охрана ценофонда (охрана биогеоценозов: скальная растительность)

. Научное (ботаническое, геологическое)

. Учебное (образовательное)

. Рекреационное

На территории памятника заказной режим охраны, где запрещается:

отвод земель под любые виды пользования;

прокладывание через территорию любых новых коммуникаций (дорог, ЛЭП и т.д.);

рубки леса (кроме санитарных);

подсочка деревьев;

разработка любых полезных ископаемых;

загрязнение и захламление территории, складирование и захоронение любых отходов;

разбивка туристических стоянок и разведение костров вне специально отведенных для этого мест;

строительство.

На территории памятника разрешается:

сбор грибов и ягод;

научные исследования и учебные экскурсии.

На территории памятника природы - разрез «Басмалинский» так же заказной режим охраны, где запрещается: - отвод земель под любые виды пользования; - прокладывание через территорию любых новых коммуникаций (дорог, ЛЭП и т.д.); - загрязнение и захламление территории, складирование и захоронение любых отходов; - разбивка туристических стоянок и разведение костров; - строительство.

На территории памятника разрешается: - научные исследования и учебные экскурсии.

В ходе проделанной работы в шкалу ранжирования, приведенную в монографии Д.А. Дирина, были внесены изменения, в связи с тем, что за основу оценки пейзажно-эстетических ресурсов территории были взяты всего 6 основных критериев из десяти. В соответствии с этой шкалой оба памятника природы являются среднеценными пейзажами. На территории памятников природы разрешены только экскурсии и исследования, но специально оборудованных мест для отдыха нет.

Глава 3. Использование материалов исследования в школьном курсе географии

.1 Место использования материалов исследования в школьном курсе географии

Данные материалы исследования могут быть использованы в школьном курсе географии:

6 класс, Раздел I, От плана местности к географической карте (15 ч), тема: План местности. «Начальный курс географии»(68 ч, 2 ч в неделю, 5 ч - резервное время), программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной.

6 класс, раздел III, природа и население своей местности (4 ч). «Начальный курс географии» (68 ч, 2 ч в неделю, 5 ч - резервное время), программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной.

8-9 класс, раздел II,внутренние воды и водные ресурсы. «География России» (136 ч, 2 ч в неделю), программа для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной.

8-9 класс, раздел IV; Хозяйство. География отраслей и межотраслевых комплексов. «География России» (136 ч, 2 ч в неделю), программа для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной.

8-9 класс, раздел V; регионы России (40 ч). Азиатская часть России, Западная Сибирь. «География России» (136 ч, 2 ч в неделю), программа для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной.

8 класс, раздел III, население и трудовые ресурсы. Политико- административное деление России (4 ч). «География России» (136 ч, 2 ч в неделю); Программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.Я. Черниховой.

При изучении своей области:

8 класс, раздел VII, география своего субъекта Российской Федерации (14 ч); «География России» (136 ч, 2 ч в неделю); Программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.Я. Черниховой.

8-9 класс, раздел VI, география своего района (12 ч). «География России» (всего 136 ч, по 68 ч в каждом классе, 2 ч в неделю); Программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Н. Петровой. [26]

Так же данные материалы исследования могут использоваться в учреждениях дополнительного образования.

.2 Методика проведения экскурсии

В данной работе предлагается методика проведения экскурсии. Эту экскурсию можно использовать в учреждениях дополнительного образования.

Экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Она рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

методики разработки новой для данного бюро темы;

методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

методики проведения экскурсии;

методики послеэкскурсионной работы.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

Учреждение дополнительного образования детей- тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

.2 Экскурсия «Памятники природы окрестностей п. Малиновка»

Цель: Изучение памятников природы окрестностей п. Малиновка

Задачи:

. дать оценку пейзажно-эстетических свойств ландшафтов памятников природы окрестностей п. Малиновка

. расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по географии и краеведению;

. воспитать гуманное отношение к природе;

Продолжительность: 4 часа

Количество человек в группе: 15-20 человек

Возраст учащихся: 14-15 лет

Нить маршрута: школа - вокзал - о.п. Пионерский лагерь - Стрельный камень - Басмалинский разрез - школа

Расстояние маршрута: 7 км

Опережающее задание для учеников: класс разделен на 3 группы, каждой группе дано свое задание: 1группа - подготовить доклад о историю создания п. Малиновка; 2 группа - подготовить доклад о памятнике природы «Стрельный камень»; 3 группа - подготовить доклад о памятнике природы «Разрез Басмалинский»;

Ход экскурсии:

:00 - сбор у школы

:58 - отъезд на электричке Новокузнецк - Мундыбаш со станции Малиновка до о.п. Пионерский Лагерь

:15 - прибытие

:25 - расположение на месте первого объекта - Стрельный камень - изучение и оценка ландшафта. Определение ранга эстетичности

:10 - отправление на второй объект изучения

:30 - расположение на месте объекта - Басмалинский разрез - изучение и оценка ландшафта. Определение ранга эстетичности

:10 - обратная дорога

:00 - возвращение домой

Деятельность учителя: учитель перед началом экскурсии объясняет правила поведения и технику безопасности. Во время изучения памятников природы помогает в оценке пейзажно-эстетических свойств ландшафтов.

Деятельность учеников: на первом объекте изучения, первые две группы рассказывают свои доклады (об истории поселка Малиновка и о памятнике природы «Стрельный камень»). В это время остальные слушают и отмечают на карте место положения. Далее дают оценку памятнику природы. На втором объекте изучения 3 группа рассказывает доклад о памятнике природы «разрез Басмалинский», остальные так же слушают и отмечают второе место положения на карте.

Итог работы оформляется в виде раскладушки с фотографиями и оценкой в виде таблиц.

Заключение

Поселок Малиновка и его окрестности имеют определенные пейзажно-эстетические ресурсы. Среди них следует отметить два памятника природы - «Басмалинский разрез» и «Стрельный камень». Оба памятника расположены к югу от поселка Малиновка. Проведя оценку пейзажно-эстетических ресурсов изучаемых территории и соотнеся со шкалой ранжирования интегральных балльных оценок, и тот и другой памятники природы относятся к III рангу эстетической ценности и являются среднеценными пейзажами. Это говорит нам о том, что, конечно, поселок не является высококлассным местом для отдыха и туризма, но заслуживает внимания всех, кто стремиться к природному обогащению и в полной мере желает насладиться естественной красотой окружающей нас среды.

С точки зрения рекреации, пейзажно-эстетические ресурсы п. Малиновка и его окрестностей используются не в полной мере. Там разрешены только учебные экскурсии и научные исследования. Конечно же, и во время этих исследований можно заметить удивительный пейзаж, но, как бы ни захватывала красота окрестностей поселка Малиновка, специально оборудованных мест для отдыха нет. И в первую очередь это связано с целью охраны природных памятников. Возможно, в этих же целях и остаются нетронутыми пять сосновых боров, которые находятся на территории самого поселка. Там разрешены практически все вмешательства цивилизации, различные перестройки и благоустройства, но местные жители не торопятся нарушать естественность среды. Ведь, как уже говорилось выше, для полноценного здоровья человека необходим свежий воздух и естественные силы природы. На наш взгляд, желание сохранить самобытность местных природных ландшафтов, конечно же, является актуальным и ценным для жителей поселка. Но с другой стороны следует задуматься о проблеме отсутствия организованных мест отдыха. Ведь без парков, детских площадок и различных учреждений дополнительного образования просто невозможен духовный рост и развитие подрастающих поколений. Конечно, все это имеется в поселке, но в очень плачевном состоянии, под угрозой закрытия или разрушения. Мы считаем, что администрации г. Осинники все таки следует задуматься об использовании природных ресурсов поселка и заняться его благоустройством, не нарушая при этом естественной красоты местной природы.

Список используемой литературы

1.   Андреева О.С. и др - Памятники природы юга Кузбасса - CD - Новокузнецк, 2002г

2.       Андреева О.С. Лекции по экологии Кемеровской области: рукописи/ 2008г

.        Андреева О.С. Туризм в Кузбассе/ В.Я. Северный - Кемерово: Кузбасс: СКИФ, 2009 - 243 с.

.        Асташкина М.В., Козырева О.Н., Кусков А.С., Санинская А.А. География туризма - Учеб. пособие / М.В. Асташкина - М.: АЛЬФА - М: ИНФРА - М, 2008г. - 400с;

.        Болдырева Е.Ф., Селиванова А.П. 80 лет поселок Малиновка - брошюра / Е.Ф. Болдырева - Новокузнецк: Новокузнецкий полиграфкомбинат, 2007

.        Брошюра «45 лет безупречного труда. Шахта Алардинская» - ИД «Зеркало»

.        Вацко Н.Н., Кляшторная Е.М., Маслов М.М., Носов А.Н. Осинники - книга / Н.Н. Вацко - Кемерово: Издательство «Притомское», 1995г - 260с;

.        Газета «Кузбасс» - апрель 1982

.        Горкунова А.Ю. Северная Шория, как перспективный район для развития экологического туризма - квалификационная работа по экономической географии / А.Ю. Горкунова - Новокузнецк, 2006г

.        Дирин Д.А. Оценка и рекреационное использование пейзажно эстетических ресурсов Усть-Коксинского района Республики Алтай - монография / Д.А. Дирин; РАН, ИВЭП - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007 - 206с

.        Долженок В., Сальников И. Шахта «Алардинская» / В. Долженок - Кемеровское книжное издательство, 1982г

.        Зеленин Н., Хатунвев Л., Кондратенко Е., Балибалов И. Родная природа / Н. Зеленин - Кемерово: Кемеровское книжное издательство - 1969г

.        Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма - справочник / И.В. Зорин - М.: Изд-во: Финансы и статистика, 2003 - 368с

.        Ионов Ю.И. Туристские маршруты по Кузбассу / Ю.И. Ионов - Кемерово: кемеровское книжное издание, 1981г

.        Калишев Г.П. Легенды горы зеленой - устное творчество шорского народа / Г.П. Калишев - «СКИФ»; «Кузбасс», 2004г

.        Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Е.Ю. Колбовский - М.: Издательский дом «Академия» , 2006 - 256с

.        Косолапов А.Б. География Российского внутреннего туризма / А.Б. Косолапов - М.: 2008

.        Куприянов А.Н., Содовой А.Н. - Шорский национальный природный парк: природа, люди, перспективы / А.Н. Куприянов - Кемерово: Институт угля и углехимии СО РАН - 2003г

.        Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма / А.С. Кусков - М.: КНОРУС, 2008 - 400с

.        Мытарев А.А. Южный Кузбасс. - Экономико-географический очерк / А.А. Мытарев - Кемерово: Кемеровское книжное издательство - 1957г

.        Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек - учеб. пособие для ВУЗов, средних школ и колледжей - 2-е издание, испр. и доп. / Ю.В. Новиков - М., ФАИР-ПРЕСС, 2002 - 560с

.        Овсянникова Е.В. Программы для общеобразовательных учреждений:География. 6 - 11 классы / Е.В. Овсянникова - М.: Дрофа, 2008 - 128с

.        Рыбина О.С. 80-летию поселка Малиновка посвящается… - буклет / О.С. Рыбина, 2007

.        Сальников И.И. Шахта «Аларда» - научно-популярное издание / И.И. Сальников - Кемерово: АО Кемеровское книжное издание, 1997 - 160с

.        Сиротин В.И. Программно-методические материалы. География 6-9 классы. - 5-е издание, стереотип. / В.И. Сиротин - М.: Дрофа, 2002. - 288с

.        Соколова М.В. История туризма - учеб. пособие / М.В. Соколова - М.: Мастерство, 2002 - 352с

.        Суслова В.Е., Петрова А.И. Уголь Кузбасса / В.Е. Суслова - М.: Недра, 1984 - 191с., ил.

.        Теоретические основы рекреационной географии / Под ред. И.П. Герасимова, В.С. Преображенского - М.: Наука, 1975.-с.135-152

.        Торбонов С.С. Кай Комуса. Стихи / С.С. Торбонов - Кузбасс литературный

.        Торбонов С.С. Шория всюду со мной / С.С. Торбонов - ИПП «Кузбасс», Кемерово - 2006г

.        Юров Г. Труженица Томь - художественно-документальные страницы ее прошлое, настоящее и будущее / Г. Юров - Кемеровское книжное издательство, 1974г

33.     www.wikipedia.ru

Приложение

Карта-схема Осинниковского района (1987-1989 гг.)



Таблица 1

Шкала оценки пейзажно-эстетической ценности


Таблица 2

Шкала ранжирования интегральных балльных оценок по рангам эстетической ценности

Вид поселка Малиновка

Детский городок Радуга

р. Кондома

Зимний вид Малиновки

Родной поселок

Взойду на любую вершину,

Поверьте, нисколько не лгу,

Увижу такую картину

Что глаз оторвать не смогу.

И сразу же дышится легче,

А воздух струною звенит.

Расправив широкие плечи,

На сопках поселок стоит.

А в недрах грохочут машины,

И уголь несется рекой.

И запах созревшей малины,

Тайги величавой покой.

Вдоль улиц огней ожерелья

По тропкам воздушным бегут,

На склонах красавицы ели

Свидания с кедрами ждут.

Люблю свой рабочий поселок,

Квадраты уснувших окон,

Детишек у праздничных елок

И речки серебряный звон.

Аллей тополиные тени,

Людей разноцветный поток,

И площадь, на площади Ленин,

И сказочный наш городок.

Восторга сдержать не умею.

Журавлики, вытянув шеи,

Косяк улетающий ждут.

А женщины лебеди, птицы.

Походка! Глаза и уста!

Здесь сразу же можно влюбиться,

Что я на себе испытал.

С тобою навеки я слился

В одной неразрывной судьбе.

И что этот стих появился,

Во многом обязан тебе.

В каком бы я ни был отъезде,

Сердце сжимает тоской.

Ты рядом, с тобою мы вместе,

Рабочий поселок родной!

Л. Волошин

Похожие работы на - Оценка и рекреационное использование пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!