Стресс на рабочем месте: понятие, причины, методы управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,14 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стресс на рабочем месте: понятие, причины, методы управления

Содержание

1 Введение 2

1.1 Актуальность работы      2

1.2 Цель работы  2

1.3 Задачи работы        2

1.4 Объекты работы     3

1.5 Предмет работы     3

1.6 Методика, рассматриваемая в работе          3

1.7 Степень изученности проблемы        3

2 Стресс на рабочем месте    5

2.1 Что такое стресс     5

2.2 Крайние формы реакции на стресс    8

2.3 Причины стресса    10

2.4 Стресс и показатели выполнения рабочих заданий       12

2.5 Методы управления стрессом  14

2.6 Психологические консультации работников        16

Заключение         19

Список литературы      21

1 Введение

 

1.1 Актуальность работы


Актуальность работы по теме «Стресс на рабочем месте» в рамках предмета «Организационное поведение» подтверждается, прежде всего, тем, что в современных условиях, когда экономика России, постепенно встает на путь социальной ориентации, что подразумевает учет в хозяйственной деятельности задач развития личности.

В то же время, между организациями и предприятиями усиливается конкуренция не только в области технологий и информации, товаров и услуг, но и в области организационной культуры и внутрифирменного управления. А это невозможно без образованных, инициативных, перспективно мыслящих, умеющих эффективно применять современные технологии управления менеджеров и управленческих команд. И создание на предприятии условий для достижения максимальных результатов трудовой деятельности, становится одной из главных задач.

 

1.2    Цель работы


Определить понятие стресса на рабочем месте, причины его возникновения, последствия и методы борьбы;

 

1.3 Задачи работы


·    выяснить разновидности стресса, симптомы и крайние формы реакции на стресс;

·    определить основные факторы воздействия стресса на показатели выполнения рабочих заданий;

·        определить пути управления стрессом;

·        выяснить степень участия руководителей и работников в решении проблем стресса на рабочем месте;

 

1.4 Объекты работы


·        поведение и взаимодействие работников и руководителей на предприятии;

1.5 Предмет работы


·        стресс на рабочем месте, причины возникновения и последствия, методы управления стрессом;

 

1.6 Методика, рассматриваемая в работе


·        работая с разнообразными источниками, студенты знакомятся с методическими указаниями, учебными пособиями, монографиями, печатными и интернет изданиями, статистическими данными и учатся находить в источниках главные положения, относящиеся к раскрываемой теме, логично и четко излагать свои мысли, анализировать и сопоставлять различные взгляды и точки зрения, делать выводы;

·        у студентов, при наличии такого большого количества исходных материалов есть возможность выработать творческий подход к овладению знаниями по теме «Стресс на рабочем месте», развить способности критического мышления и наклонности к научно-исследовательской работе.

 

1.7 Степень изученности проблемы


·        существует достаточное количество актуальных научных и публицистических материалов, в которых рассматривается организационное поведение в целом. В последнее время, стрессу, который получает человек, непосредственно на рабочем месте, уделяется все больше внимания. Среди ученых, социологов, врачей, кадровых работников, управленцев и журналистов существуют достаточно близкие оценки, причин возникновения стресса, его губительных последствий, методов контроля, предотвращения и борьбы со стрессами.

2 Стресс на рабочем месте

 

2.1 Что такое стресс


Стресс (от англ. stress - напряжение), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий (1, с-1156). В китайском языке понятие «стресс» состоит из двух иероглифов - опасность и возможность.

Некомфортное состояние для человека и негативное влияние на его эмоциональное и психологическое состояние создает именно предчувствие опасности. Когда мы говорим о стрессовых ситуациях на работе, такое ожидание, прежде всего, связано со страхом увольнения, невыполнения планов, демонстрации своей некомпетентности, конфликта с руководством или командой. (2)

Специалисты выделяют пять разновидностей стресса:

1.   физиологический стресс - результат физического переутомления, которое вызвано недосыпанием, недоеданием человека или тяжелыми нагрузками;

2.       психологический стресс - вытекает из неуверенности в будущем, неблагоприятных отношений с окружающими;

.        эмоциональный стресс - возникает из-за излишне сильных чувств - страха, радости. Данный вид стресса случается не только в случае, когда человеку грозит опасность смерти или потери дорогого ему человека, но и в результате неожиданной и большой радости;

.        информационный стресс - возникает у человека, обладающего слишком малым или слишком большим объемом информации. Отсутствие полной информации вынуждает человека строить догадки о возможных результатах интересующего его дела и держит его в постоянном напряжении. Излишне большое количество негативной информации о реальном положении дел так же держит человека в напряжении, заставляя его переживать;

5.       управленческий стресс - возникает, когда риск принимаемых решений или ответственность за действия слишком велика и не соответствует моральной устойчивости человека или его должности.

Стресс существенно снижает эффективность работы человека, поэтому руководителю необходимо создать такие условия для работы, в которых его сотрудники будут чувствовать себя спокойно и уверенно. (3,с-51) Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на достижение целей предприятия. Если действие стрессов оказывается слишком длительным, они приобретают реальную опасность.

Однако существует мнение, что стресс может иметь и положительное значение. Вызванный новой сложной ситуацией, стресс может дать импульс к мобилизации всех сил для ее решения и открыть новый этап в развитии человека, но только на протяжении строго лимитированного временного отрезка.

Человек в стрессовом состоянии проявляет признаки смятения и тревоги, после чего его поведение принимает либо атакующий характер по отношению к причинам стресса, либо защитный.

Для большинства людей характерны несколько признаков стресса:

·    ослабление памяти;

·        частые ошибки;

·        неспособность сосредоточиться на работе;

·        постоянная усталость;

·        частые головные боли, рези в желудке, не имеющие органической причины;

·        неестественно медленная или быстрая речь;

·        злоупотребление вредными привычками;

·        потеря чувства юмора;

·        постоянное ощущение голода или его отсутствие;

·        повышенная обидчивость и возбудимость.

Появление данных симптомов (даже по отдельности) могут повлечь за собой серьезные проблемы, например нервный срыв, что, может надолго вывести сотрудника из трудоспособного состояния. Для предотвращения нежелательных последствий, руководителю необходимо внимательно относиться к своим непосредственным подчиненным.

Для многих видов работ присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно. В то же время индивидуальные особенности людей приводят к широкому диапазону различных реакций на стресс: какое-то задание, интересное и трудное для одного человека, вызывает высокий уровень тревожности у другого.

Попытка человеческого организма самостоятельно преодолеть стресс, приводит к нарушению физического здоровья. Стресс, продолжающийся длительный период времени, приводит к заболеваниям кровеносных сосудов сердца, почек и других органов и систем. Большинство людей в состоянии справляться с действием стрессов, избегая серьезных эмоциональных или физических расстройств, но только в том случае, если уровни стрессов на работе и за ее пределами остаются достаточно низкими.

Организация, в некоторых случаях может нести юридическую ответственность за физическое и эмоциональное воздействие рабочего стресса на сотрудников. Травмы на производстве, неудовлетворительные условия работы, длительные конфликты вполне могут привести к моральным страданиям, неврозам и даже самоубийствам. Работники могут получить пособие, в случае, если установлена ответственность компании, а так же подать иск в суд по поводу возмещения экономического ущерба.

Рабочий процесс подвергался на протяжении последнего столетия интенсивным изменениям, изменения эти продолжаются, а в будущем их скорость можно сопоставить со скоростью урагана (9). Давление времени будет усиливаться, и так как уже установлено, что профессиональный стресс представляет угрозу не только для одного человека, но и влияет на здоровье всего коллектива, необходимо учиться управлять ситуацией.

2.2 Крайние формы реакции на стресс


Влияние стресса на работника, в первую очередь, зависит от длительности действия факторов стресса, степени воздействия и восстановительных возможностей работника.

Истощение сил - такое состояние, которое появляется при постоянном противостоянии стрессовым ситуациям, и ослабляет людей как психологически, так и физически. Согласно теории Ханса Сели, «истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению» (4,с-125).При истощении сил, эмоционально опустошенные работники ощущают беспомощность и постепенно отдаляются от выполнения своих профессиональных обязанностей.

Чаще всего истощение сил бывает у людей, занятых в профессиях, связанных с оказанием различных видов помощи (медицинские работники, социальные работники, спасатели и пр.) или в профессиях с постоянно высоким уровнем стресса (авиадиспетчеры, сотрудники, непосредственно работающие с клиентами, биржевые маклеры и др.). Работники, испытывающие истощение сил, склонны к постоянным жалобам, раздражительны, часто перекладывают свои промахи на других людей. Истощение сил приводит к увеличению текучести кадров, к повышению показателей невыхода на работу, снижению производительности труда.

В Японии понятию «истощение сил» соответствует термин «кароши», или «внезапная смерть» на работе, причиной которой являются перегрузки в процессе труда, и как следствие - сердечный приступ или паралич. Эта болезнь уносит руководителей, водителей автобусов и такси, продавцов, санитарок.(8,с-15) Когда число подобных смертей перевалило за 10 000 в год, японские корпорации пошли на применение серьезных профилактических мер - работников заставляют уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятие спортом и управление уровнем стрессов.

Предприятиям необходимо заранее выявлять как виды работ, ведущие к раннему истощению сил, так и сотрудников, подверженных такому состоянию.

Моральная травма - результат стресса, источником которого является непосредственная угроза безопасности работников (кризис организации, стихийное бедствие, оскорбление со стороны руководства или потеря работы). В современное время широко распространены три вида моральных травм:

·        моральная травма на рабочем месте - это разрушение самооценки работников, неуверенность в своих способностях, в результате дискриминации, предвзятого отношения, несправедливого увольнения. Признаки моральной травмы на рабочем месте - трудности с концентрацией, отчужденность, опоздания, прогулы, предрасположенность к несчастным случаям;

·        болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующаяся ощущение раздражения, неопределенности, вины и недоверия. Сотрудники одновременно испытывают чувство вины, перед уволенными сотрудниками, чувство радости оттого, у них есть работа, объем которой существенно увеличился, и чувство тревоги, не уволят ли их следующими;

·        насилие на рабочем месте - случается, когда находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, причиняющие ущерб имуществу компании или наносящие вред физическому здоровью сослуживцев и руководителей. Такие акты насилия могут включать не спровоцированные драки, разрушение имущества и применение оружия. Насилие на производстве является причиной того, что убийства занимают в США третье место среди связанных с работой причин смерти. Шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению синдромов стресса, требующих длительного лечения.

Любое из крайних проявлений стресса, и моральная травма и истощение сил, имеют очень серьезные последствия, вплоть до смертельного исхода и для сокращения негативных последствий необходим целый комплекс профилактических мероприятий.

 

2.3 Причины стресса


Важнее предотвратить стресс, чем выявить его, и первый шаг, направленный на предотвращение стресса - исследование причин стресса.

Стрессоры - условия или причины, которые вызывают стресс. Несмотря на то, что для возникновения серьезного стресса достаточно одной единственной причины, как правило, человек подвергается воздействию нескольких стрессоров.

То, что характер стресса определяется во многом индивидуальными реакциями на стрессоры, объясняется тем, что людей существую различия в опыте, мировоззрениях и внутренних факторах. Тем не менее, существует целый ряд внешних, относящихся к процессу труда факторов, которые являются причиной возникновения стрессов.

·        ролевые конфликты и неопределенность - происходят, когда работник не уверен в правильности своих действий или ожиданий коллег и менеджеров, к чему приводят расплывчатые должностные инструкции, вызывающие отсутствие у работника формальной модели ожидаемых действий;

·        различия систем ценностей предприятия и сотрудников - приводят к нервно-психическому стрессу, для избежания которого работнику необходимо достичь баланса ценностных систем;

·        организационные изменения любого типа - требуют умения быстро адаптироваться к новым условиям. Повышение уровня тревожности относительно финансового положения вызывают радикальные и необычные перемены

·        фрустрация - блокирование мотивации, которое не позволяет достичь желаемой цели. Наиболее типичные реакции на фрустрацию - агрессия, апатия, уход, регресс, появление навязчивых идей.

По результатам опроса, проведенного на сайте Работа.ру, в ноябре 2007г. (в опросе приняли участие 1567 пользователей), выяснилось, что только 10% голосовавших подвержены сильнейшим стрессам на рабочем месте, и данный вопрос является для них еще одним раздражителем. (рис.1)

Рисунок 1

Причины стресса на рабочем месте(2)

Таким образом, рассмотрев само понятие стресса, крайние формы реакции на него и причины возникновения, становится понятно, что проблема стрессов на работе, «не существовавшая» в Советском Союзе, в современной России является весьма значительной, требует к себе повышенного внимания специалистов из различных областей, и эффективных методов решения.

2.4 Стресс и показатели выполнения рабочих заданий

стресс напряжение рабочее место

Полное отсутствие стрессов означает, что работникам ставятся весьма простые задачи, и показатели их выполнения находятся на низком уровне. Показатели производительности возрастают по мере увеличения уровня стресса, который помогает мобилизовать «дополнительные ресурсы, необходимые для удовлетворения предъявляемых процессом труда требований» (4,с-132).

Конструктивный стресс является здоровым стимулом, который побуждает сотрудников отвечать на содержащийся в поставленной задаче вызов. В дальнейшем, стресс достигает уровня, приблизительно соответствующего потенциальной способности человека достигать максимальных показателей в ежедневном трудовом процессе.

Стресс переходит в деструктивную фазу, когда его уровень становится слишком высоким. После достижения определенной точки, показатели работы начинают падать, так как излишнее давление препятствует выполнению рабочих заданий. Работник теряет контроль над стрессом, утрачивает способность принимать решения. При дальнейшем нарастании стресса достигается точка срыва, и показатели работы стремительно достигают нуля.

Уместно сравнивать зависимость показателей работы от стресса со струнами музыкальных инструментов. Неправильное натяжение струны не позволяет достигнуть нужного звучания, струны необходимо настраивать в зависимости от изменяющихся условий. Аналогично, менеджер должен следить за уровнем напряжения сотрудников и перестраивать его в зависимости от условий работы.

Существует два основных фактора воздействия стресса на показатели выполнения рабочих заданий: внутренние (организационные) и внешние (внеслужебные). Порог стресса - уровень напряжения (амплитуда и частота), который сотрудник может перенести до начала негативных ощущений стресса, неблагоприятно отражающихся на показателях работы, - относится к внутренним факторам.

Одни работники имеют низкий порог стресса и быстро выбиваются из колеи, другие, с более высоким порогом стресса до тех пор, пока стресс не становится слишком продолжительным и сильным, демонстрируют высокие показатели производительности.

Уровень воспринимаемого контроля над работой и ее условиями - это второй внутренний фактор, влияющий на стресс работника. Более высокие трудовые показатели имеют работники, обладающие высокой степенью независимости и свободы принимать решения. Регулировать потребность работников в контроле можно при помощи участия работников в самоуправляемых командах, наделения их полномочиями в рамках участия в управлении, предоставления гибкого графика работы.

Существует два типа работников - А и В, у которых уязвимость перед стрессом проявляется по разному.

К типу А относятся склонные к конкуренции, нетерпеливые к себе и другим, достаточно агрессивные люди. Испытываемое давление создает им не окружающая среда, а они сами, предъявляя к себе повышенные требования. Некоторые представители этого типа более склонны к таким заболеваниям, как сердечные приступы.

Представители типа В не пытаются плыть против течения, а наоборот стараются принять складывающуюся ситуацию, адаптируясь к ней. Они спокойно принимают самые жесткие временные рамки и как следствие менее подвержены стрессам. Вместе с этим они демонстрируют высокую производительность, соблюдая требования графика работы.

Исследования особенностей поведения людей типа А и В, показали, что представители типа А, у которых слабо выражена враждебность и экспрессивность меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям. А многие люди этого типа настолько удовлетворены своими успехами, что не воспринимают постоянные стрессы и абсолютно здоровы.

 

2.5 Методы управления стрессом


Проблемами стрессов и их последствий озабочены и сами организации и отдельные специалисты. Решить вопрос управления стрессом возможно одним из предлагаемых способов - предотвращение и контроль над уровнем стрессов, уклонение от стрессов и их преодоление.

На снижение или исключение факторов стресса направлены такие организационные мероприятия, как участие сотрудников в управлении, улучшение коммуникативных навыков менеджеров.

Для отдельных работников уклонением от стресса является тренинг, обучающий противостоять факторам напряжения, переход на другое место работы или перевод в рамках организации, досрочный выход на пенсию.

Для преодоления стрессов необходимо объединить усилия руководителей и работников, и направить их на социальную поддержку, возможность релаксации, биологическую обратную связь и личные оздоровительные программы.

Социальная поддержка - система поддерживающих видов деятельности, взаимодействий и отношений, которые обеспечивают удовлетворение основных потребностей работников. Существует четыре типа такой поддержки - инструментальная (поддержка задачи), информационную, оценочную и эмоциональную. Социальную поддержку могут оказывать коллеги, непосредственный начальник, друзья и семья, и в ее основе могут быть только рабочие задачи или социальное общение в различных формах. Уровень стресса существенно снижает даже поддержка одного человека, а многие чувствуют себя более комфортно, оказывая такую поддержку другим. Развивать в себе способность поддерживать своих сотрудников необходимо, прежде всего, менеджерам, а как альтернативу можно использовать создание широких возможностей социальной поддержки и поощрение ее развития в группах

Релаксация - спокойные, направленные во внутренний мир человека размышления, которые способствуют физическому и эмоциональному отдыху организма, что позволяет отключиться от проблем внешнего мира и способствует снижению уровня стресса.

Биологическая обратная связь - одно из эффективных средств противодействия стрессам. Для начала необходимо исследовать реакции человека на стрессоры (головные боли или учащенное сердцебиение). Следующий этап - научить человека при помощи специальных техник, контролировать рефлекторную нервную систему, которая управляет такими внутренними процессами, как насыщение крови кислородом, сердцебиение, мозговые импульсы.

Дни отдохновения - программа, реализуемая работодателями, которую используют сотрудники для снятия стрессов и самообразования. В большинстве предприятий такие дни могут составлять в сумме от четырех до восьми недель (в компании «Xerox» - до одного года). У тех сотрудников, которые отдохнули, повышается самооценка и возрастает убежденность в значимости своего труда, они возвращаются с новыми идеями. Побочной выгодой таких отпусков является перекрестное обучение сотрудников, выполняющих обязанности отдыхающего.

Оздоровление - такая программа, при которой специалисты советуют сотрудникам конкретные методы изменения стиля жизни: мышечное расслабление, регуляция дыхания, позитивные мысленные образы, диетическое питание, спортивные нагрузки. Методы преодоления стрессов могут способствовать адаптации работников к факторам напряжения, которые находятся вне зоны их непосредственного влияния. Основная задача программ оздоровления - достижение соответствия сотрудников и рабочей среды (4,с-137).

2.6 Психологические консультации работников


Психологическое консультирование - это обсуждение с сотрудником какой-либо проблемы с целью ее устранения и улучшения психического здоровья.(4,с-137).

Начало практики психологического консультирования и использования термина «психологическое консультирование персонала» в отношении консультационных услуг сотрудникам организации связано с первым опытом применения этого метода компанией «Western Electric» в 1936г.

Психологическое консультирование является коммуникативным актом, так как предполагает обмен чувствами и идеями между людьми. Его следствием становится повышение показателей деятельности организации, поскольку работник, устранив личные проблемы, активно сотрудничает с другими людьми, менее озабочен личными делами и больше времени уделяет совершенствованию других показателей.

Проводить психологическое консультирование могут как профессионалы, так и непрофессионалы. Это может быть специалист по консультированию из отдела персонала, непосредственный начальник, доктор из оздоровительного центра или друзья.

Обычно, психологическое консультирование проводится конфиденциально, что бы сотрудник мог свободно говорить о рабочих проблемах и личных проблемах, в той мере, в какой они оказывают влияние на показатели труда.

Определяется потребность в психологическом консультировании возникшими у работников различными проблемами, включая стресс, и большинство этих проблем имеют эмоциональный контекст. Выходя из-под контроля, эмоции заставляют человека совершать поступки, противоречащие и собственным интересам и потребностям организации (увольнение с работы из-за незначительного конфликта, ухудшение морального климата в коллективе). Руководители должны стремиться к тому, чтобы эмоции сотрудников носили конструктивный характер, а психическое здоровье было на высоком уровне.

Целью психологического консультирования является укрепление психического здоровья сотрудников, поощрение их уверенности в себе и проявление понимания. Эта цель согласуется с высшим уровнем иерархии потребностей по А. Маслоу и потребностями роста по К. Алдерферу (самоактулизация и самоуважение). А так же с поддерживающей и коллегиальной моделями ОП, поощряющими профессиональный рост работников и самостоятельную постановку цели.

Цель психологического консультирования достигается при помощи функций психологического консультирования (таблица 1)

Таблица 1

Функции психологического консультирования (4, с-138)

Советы

Советы по поводу возможных действий

Подбадривание

Вселение мужества и уверенности, необходимых, что бы противостоять проблемам

Коммуникации

Предоставление информации и понимание

Освобождение от эмоционального напряжения

Оказание помощи, направленной на освобождение человека от напряжения

Прояснение мыслей

Поощрение последовательного, рационального образа мыслей

Переориентация

Поддержка внутренних изменений целей и ценностей


За исключением переориентации, все эти функции могут успешно осуществляться менеджерами, которые ежедневно взаимодействуют с сотрудниками, и не имеют права закрывать глаза на эмоциональные проблемы работников и отказываться обсуждать их. Менеджерам всех уровней организации необходимо обучаться методам оказания эффективной помощи работникам. И даже при появлении штатных консультантов, перекладывать на них все обязанности по консультированию, менеджеры не должны.

Для достижения наилучших результатов в работе, менеджер должен четко разделять фактическую и эмоциональную сторону каждой управленческой проблемы. И только при понимании проблемы стресса на рабочем месте, постоянном контроле ситуации, и объединении усилий руководителей и сотрудников можно создать оптимальные условия для достижения наилучших результатов трудовой деятельности.

 

Заключение


Ознакомившись в процессе написания работы «Стресс на рабочем месте», с методическими указаниями, учебными пособиями, печатными и интернет изданиями, изучив зарубежный опыт и результаты опроса российских работающих граждан, можно сделать следующие выводы:

1.   существует пять разновидностей стресса, длительное воздействие которых, может привести к реальному осложнению здоровья;

2.       кратковременный стресс с невысоким уровнем давления может дать импульс к мобилизации всех сил и стимулировать трудовую деятельность;

.        симптомы стресса, даже по отдельности, могут надолго вывести сотрудника из трудоспособного состояния;

.        попытка человеческого организма самостоятельно преодолеть стресс, приводит к нарушению физического здоровья (заболевания кровеносных сосудов сердца, почек и других органов и систем);

.        организация непосредственно заинтересована в создании благоприятной рабочей атмосферы, так как в некоторых случаях предприятие может нести юридическую ответственность за физическое и эмоциональное воздействие рабочего стресса на сотрудников;

.        количество стрессовых ситуаций будет только увеличиваться, и так как уже установлено, что профессиональный стресс представляет угрозу не только для одного человека, но и влияет на здоровье всего коллектива, необходимо учиться управлять ситуацией;

7.   к крайним формам реакции на стресс относятся истощение сил и моральная травма (моральная травма на рабочем месте, болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, насилие на рабочем месте) Любое из крайних проявлений стресса имеет очень серьезные последствия, вплоть до смертельного исхода и для сокращения негативных последствий необходим целый комплекс профилактических мероприятий;

8.      
к причинам, которые вызывают стресс - стрессорам, относятся: рабочие перегрузки и жесткие временные рамки, ролевые конфликты и неопределенность, различия систем ценностей предприятия и сотрудников, организационные изменения любого типа, фрустрация;

.        проблема стрессов на работе, «не существовавшая» в Советском Союзе, в современной России является весьма значительной, требует к себе повышенного внимания специалистов из различных областей, и эффективных методов решения;

.        существует два основных фактора воздействия стресса на показатели выполнения рабочих заданий: внутренние (организационные) и внешние (внеслужебные);

.        люди, принадлежащие к различным типам А и В, по разному реагируют на стресс, и эту информацию можно использовать при организации рабочего времени и распределении нагрузок;

.        решить вопрос управления стрессом возможно одним из предлагаемых способов - предотвращение и контроль над уровнем стрессов, уклонение от стрессов и их преодоление;

.        целью психологического консультирования является укрепление психического здоровья сотрудников, поощрение их уверенности в себе и проявление понимания;

.        только при понимании проблемы стресса на рабочем месте, постоянном контроле ситуации, и объединении усилий руководителей и сотрудников можно создать оптимальные условия для сохранения физического и психического здоровья и достижения наилучших результатов трудовой деятельности.

Список литературы


1.     Большой Энциклопедический словарь / под редакцией А.М. Прохорова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2002. - 1456С;

2.       Материалы сайта www.rabota.ru., статья http//www. rabota.ru./guide/tehniki/stress_na_rabota.html

.        Организационное поведение / учебное пособие - Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Частухина Ю.Ю., - Пенза: издательство университета, 2004.- 142С;

.        Организационное поведение / МУ - Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., , - Пенза: издательство университета, 2005.- 56С;

.        Организационное поведение / учебное пособие - Карякин А.М., - Иваново: РИО ГОУ ВПО ИГЭУ, 2004. - 218С;

.        Сборник методических материалов по курсу «Организационное поведение» - М.:ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2005. - 27С.

.        Стресс-менеджер: Дэвид Льюис / Пер. с англ. Серия «Технологии управления и менеджмента» - М.: Рефл-бук, ООО «Фирма «Издательство АСТ». 2000. - 266С;

.        Электронная версия журнала «Кадры предприятия», №5 от 2004г. - Менеджмент стресса на рабочем месте - В. Сердюк.;

.        Электронная версия Медицинской газеты № 43 от 08 июня 2005г. конспект врача «Синдром эмоционального выгорания» П. Сидоров;

Похожие работы на - Стресс на рабочем месте: понятие, причины, методы управления

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!