Товароведение потребительских товаров

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    293,85 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товароведение потребительских товаров

Введение

товароведение потребительский товарный знак

Товароведение - это наука о товарах. Товар - это продукт материальной деятельности, созданный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности.

Предметом товароведения является как единичная потребительная стоимость, удовлетворяющая потребности отдельного человека и/или семьи и характеризуемая в товароведении через категорию «качество», так и совокупно-общественная потребительная стоимость, призванная удовлетворять потребности специальных групп и характеризуемая через категорию «ассортимент». Она обусловлена физическими, химическими, биохимическими и другими природными свойствами вещи, а также свойствами, которые приданы в результате целесообразной деятельности человека.

В целом эти свойства получили название потребительных.

Предметом товароведения является изучение потребительских свойств товаров определенного качества и ассортимента, удовлетворяющих потребности людей.

Целью товароведения является формирование необходимых знаний о теоретических основах товароведения, необходимых при коммерческой деятельности.

Товары обладают свойствами, благодаря которым они становятся полезными для человека и являются потребительскими. Потребительские свойства товаров (предметов потребления) можно подразделить на три класса:

удовлетворяющие материальные потребности (эргономические, утилитарные);

удовлетворяющие нематериальные потребности (культурные, эстетические и т.д.);

удовлетворяющие потребности в продолжительности (например, надежность).

Цель данной работы: ответить на вопросы: методы научного познания в товароведении; товарный знак; пищевая ценность продовольственных товаров.

1. Методы научного познания в товароведении

Товароведческая деятельность осуществляется с помощью различных методов.

Метод (от греч. methodos) - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Методы товароведения - это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели.

В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности.

Методы научного познания направлены на исследование товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения.

В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы.

К эмпирическим относят методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

Они подразделяются на измерительные (определение показателей качества с использованием технических средств: физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические (определение показателей качества с помощью органов чувств).

Аналитические методы базируются на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

К ним относятся методы управления (анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование) и систематизации (идентификация, классификация, обобщение, кодирование).

Анализ - разделение исследуемого объекта на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций (базируется на изучении экспериментальных данных).

Сравнение - метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними. Для сравнения отдельных элементов необходимо их выделение с помощью анализа, поэтому достаточно часто эти два метода применяются совместно в форме сравнительного анализа или комплексного метода.

Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно связаны с синтезом.

Синтез - объединение составных элементов объекта в единое целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обусловливающие целостность объекта.

Диагностика - метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий (тождественности) или несоответствий и причин их возникновения.

Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов товароведной деятельности, как распознавание признаков недоброкачественности товаров, установление градаций качества, дефектов, ассортиментной принадлежности, а также идентификация и др.

Результаты диагностики, анализа и синтеза могут быть использованы для прогнозирования.

Прогнозирование - метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, и рационального ассортимента.

Программирование - метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих товароведных характеристик товаров или рационального товародвижения.

Планирование - разработка долгосрочных и краткосрочных планов или проектов по дальнейшему улучшению свойств товаров, ассортиментной политики и др. Этот метод используется при управлении ассортиментом и качеством товаров, их закупках и размещении на хранение, установлении периодичности реализации отдельных товарных партий.

Систематизация - упорядочение однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам, путем расположения их в определенном порядке. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.

Метод систематизации положен в основу таких широко применяемых в товароведении методов, как классификация и кодирование.

Классификация - разделение множества объектов товаров на подмножества по сходству и различию в соответствии с принятыми методами.

Кодирование - образование и присвоение товару или классификационной группировке соответствующего кода.

Идентификация - метод установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация устанавливает соответствие наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.

Группировка (обобщение) - метод обобщения объектов по общим признакам. Применяется для выделения ассортиментных групп.

Классификация требует подразделения на подмножества по определенным признакам, является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара.

2. Товарный знак

Согласно Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», товарный знак (ТЗ):- обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Товарный знак (торговая марка) и знак обслуживания - это обозначение, содержащее буквенные, словесные и/или изобразительные элементы, которое используются в качестве средства индивидуализации товаров и услуг для их продвижения на рынке. Товарные знаки помогают различать товары и услуги разных производителей.

Обязательные компоненты товарного знака: указание его производителя и определенное сочетание букв или символов, из которых и складывается товарный знак. Если товарный знак определяет индивидуальность производителя, он становится фирменным знаком.

Право на товарный знак охраняется законом. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Охрана товарных знаков также препятствует попыткам осуществлять недобросовестную конкуренцию, в частности, использованию сходных до степени смешения или поддельных товарных знаков с целью сбыта товаров и услуг более низкого качества или не соответствующих оригинальному знаку по другим показателям.

Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать другим лицам использовать товарный знак. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно нанесен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Система позволяет предприимчивым и талантливым людям производить и сбывать товары и услуги на наиболее справедливых условиях, что способствует развитию международной торговли.

На зарегистрированный товарный знак выдается специальное свидетельство. В соответствии со ст. 5 указанного Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

Зарегистрированный товарный знак обозначается с помощью знака R, означающего, что знак уже используется и прошел регистрацию. Существуют и иные обозначения: С - товар является собственностью фирмы, Е - Европейские нормативы, ТМ - знак находится на регистрации.

Товарный знак является символом ответственности за исключительное право располагать данным товаром, получать прибыль, но и гарантировать качество продукции. Товарный знак дает его владельцу ощутимую финансовую выгоду, создавая высокую репутацию фирме.

Основные функции товарного знака:

вызывать доверие потребителей благодаря репутации владельца товарный знак, осуществлению контроля качества товара и сопровождающих его услуг;

создать основу для рекламы товара, обеспечивая запоминание продукта.

Товарный знак является составной частью более широкого понятия - фирменный стиль.

В настоящее время существует множество видов и групп товарных знаков.

Виды товарных знаков по форме выражения: словесные; изобразительные; объемные; звуковые; комбинированные;

Виды товарных знаков по объектам: фирменные, ассортиментные;

Виды товарных знаков по праву собственности владельца: индивидуальные; коллективные.

Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

Словесные товарные знаки являются самыми распространенными, к ним можно отнести буквы, слова, предложения и проч., например названия компаний Panasonic, Microsoft, Apple, Coca-Cola, Facebook.

Обычно данный вид знаков называют логотипами. В качестве логотипов могут использоваться уже существующие слова («Любимый сад») или придуманные («Макфа»). К словесным знакам можно отнести лозунги компаний или их слоганы. Например, у компании Nokia вместе с названием размещен лозунг Connecting People и др.

Рис.

Изобразительные товарные знаки представляют собой изображения различных геометрических фигур, линий, предметов, животных, людей, географических, природных объектов и др. Как правило, данный вид знаков называют эмблемами.

Рис.

Звуковые товарные знаки - фрагмент музыкального произведения или короткий оригинальный звук, звук природы, быта, промышленных предприятий и проч. Примерами звуковых товарных знаков являются мелодии мобильных телефонов, позывные радиостанций (например, «Европа плюс», «Русское радио»), радиопрограмм («Бригада У»), мелодии и заставки популярных телепередач (например, «Поле чудес», «Большая разница», «Спокойной ночи, малыши!»), аудиологотипы «Макдоналдс».

Объемные товарные знаки - оригинальные упаковки или сам товар, позволяющий определить его изготовителя. Такие товарные знаки обычно используют парфюмерно-косметические компании, а также производители алкогольной продукции.

Комбинированные товарные знаки представляют собой смесь перечисленных выше знаков. Сейчас они используются очень часто.

Рис.

Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации непосредственно предприятий-изготовителей. Они могут быть обыкновенными, которые разрабатываются дизайнерами по поручению изготовителей, и престижными, которые присваиваются предприятиям за участие в выставках, ярмарках и т.п.

Рис.

Ассортиментные товарные знаки предназначены для ассортиментной идентификации товара по виду, торговой марке или наименованию.

Торговая марка - знак или имя, присущие конкретному товару с определенными потребительскими свойствами, позволяющие отличить данный товар от других. Как правило, известная компания, имеющая свой логотип, производит несколько групп товаров с разными торговыми марками. Например, компания «Юнилевер» выпускает огромное количество разных товаров под известными торговыми марками.

Рис.

Индивидуальные товарные знаки - изображения, принадлежащие одному юридическому или физическому лицу.

Коллективные товарные знаки - знаки, предназначенные для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в объединения лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Рис.

При регистрации товарного знака в международном реестре рядом с ним ставятся знаки - буквы R, С, ТМ в кружке.

. Пищевая ценность продовольственных товаров

Пищевая ценность - это комплексное свойство продовольственных товаров, включающее энергетическую, биологическую, физиологическую и органолептическую ценности, усвояемость и доброкачественность.

Энергетическая ценность (калорийность) определяется количеством энергии, которая высвобождается из пищевых веществ продукта в процессе биологического окисления и используется для обеспечения физиологических функций организма. При окислении 1 г белков образуется 4 ккал (16,7 кДж) энергии, 1 г углеводов -3,75 ккал (15,7 кДж), 1 г жиров - 9 ккал (37,7 кДж). Таким образом, энергетическая ценность пищевого продукта зависит прежде всего от его химического состава. Наиболее высокой энергетической ценностью обладают такие продукты, как сливочное масло, пищевые жиры, сахар, шоколад, конфеты и другие кондитерские изделия. Данные об энергетической ценности указываются на упаковке пищевых продуктов. Норма энергетической ценности суточного рациона для взрослого человека составляет 2800 ккал, однако она может изменяться в зависимости от возраста, пола, характера работы, климата и других факторов.

Под биологической ценностью продукта понимают сбалансированность содержания в его составе биологически активных веществ: незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и минеральных веществ. Фактору биологической ценности уделяется повышенное внимание при разработке новых продуктов питания, продуктов для детского и диетического питания, продуктов специального назначения (для спортсменов, космонавтов и др.).

Физиологическая ценность продукта обусловлена содержанием веществ, оказывающих активное влияние на физиологические системы организма: нервную, сердечнососудистую, пищеварительную, иммунную. Так, например, алкалоиды чая и кофе (кофеин, теобромин, теофиллин) оказывают возбуждающее действие на нервную и сердечнососудистую системы, балластные вещества (пектин, клетчатка, гемицеллюлозы) вызывают перистальтику кишечника и благоприятно воздействуют на пищеварительную систему, многие витамины активно влияют на иммунную систему организма.

Органолептическая ценность - это комплексное сочетание свойств продукта, определяемых органами чувств: вкус, запах, цвет, внешний вид, консистенция и др. Эти свойства являются определяющими при выборе продовольственных товаров потребителями и формировании потребительских предпочтений. Для кондитерских и вкусовых товаров органолептические свойства имеют первостепенное значение при характеристике их пищевой ценности.

Усвояемость - это степень использования составных компонентов пищи организмом человека. Усвояемость зависит от химической природы и физического состояния веществ, входящих в состав пищевого продукта (температуры плавления, степени дисперсности и др. факторов), а также от сочетаемости веществ между собой. При смешанном питании средняя усвояемость белков составляет 84,5%, жиров - 94%, углеводов - 95,6%.

Доброкачественность - сохранение первоначальных свойств продукта без признаков порчи.

Период времени, на протяжении которого можно сохранить доброкачественность, характеризуется другим потребительским свойством продовольственных товаров - сохраняемостью.

Важный показатель пищевой ценности продукта - содержание питательных веществ и их соотношение. Оптимальное соотношение между белками, жирами и углеводами в пищевых продуктах для взрослых и детей старшего возраста 1 : 1 : 4, для детей младшего возраста 1 : 1 : 3.

Однако питательность пищевых продуктов определяется не только их энергетической ценностью, но и биологической полноценностью, т. е. Сбалансированным содержанием незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, фосфолипидов, витаминов, минеральных веществ, полифенольных соединений.

Таким образом, пищевая ценность пива во многом зависит и от химического состава.

Заключение

Таким образом, товароведение представляет собой естественно-техническую дисциплину, предмет которой - потребительная стоимость товаров.

Метод - это способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или действие, обеспечивающий достижение поставленной цели. В товароведении применяются две группы методов: методы практической товароведческой деятельности и методы научного познания.

Методы научного познания направлены на исследование товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы. К эмпирическим относят методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Они подразделяются на измерительные (определение показателей качества с использованием технических средств: физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические (определение показателей качества с помощью органов чувств). Аналитические методы базируются на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. К ним относятся методы управления (анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование) и систематизации (идентификация, классификация, обобщение, кодирование).

Товарный знак - зарегистрированное обозначение, которое присвоено конкретному товару для его идентификации и отличия от других товаров. Это название, фраза, символ, образ или любая их комбинация, позволяющая связать продукт с конкретным производителем или поставщиком и отличить его от товаров конкурентов. Товарный знак, в сочетании с коммерческой рекламой он является средством конкуренции. Для потребителей товарный знак является мотивом приобретения товара, обозначенного маркой, поскольку рассматривается им как гарантия качества. Товарный знак и фирменный стиль - ключевые элементы рекламной кампании.

Пищевая ценность - это комплексное свойство продовольственных товаров, включающее энергетическую, биологическую, физиологическую и органолептическую ценности, усвояемость и доброкачественность.

Список используемой литературы

.Данилина Е.А. Правовая охрана средств индивидуализации / Е.А.Данилина. - М.: ОАО ИНИЦ «Патент», 2008. - 455 с.

.Жиряева Е.В. Товароведение / Е.В.Жиряева. - СПб.: Питер, 2002. - 416 с.

.Кирова А.В. Товарный знак. Регистрация и защита товарного знака / А.В.Кирова // Журнал «Финансовый Юрист». - 2009. - №4.

.Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов / М.А.Николаева. - М.: НОРМА, 2007. - 283 с. С.48.

.Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С.239.

Похожие работы на - Товароведение потребительских товаров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!