Сущность логистики как науки

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    541,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность логистики как науки

Сущность логистики как науки: история зарождения логистики, цель и задачи виды логистических потоков (материальный, информационный, финансовый, сервисный)

Логистика - одно из новейших направлений экономической науки. Оно активно развивается в последние несколько лет в связи с тем, что в условиях рыночных отношений особенно остро стоит вопрос повышения конкурентоспособности предприятий, а логистика указывает верный путь его решения.

Логистика - это и наука, и сфера практической деятельности. Как наука она тщательно изучает материальные, сервисные, информационные, финансовые, трудовые и другие потоки в различных экономических системах, управление ими в целях выработки практических рекомендаций по их совершенствованию. Как сфера практической деятельности логистика обеспечивает организацию и непрерывное движение таких потоков по всем стадиям процесса воспроизводства.

Упомянутые виды потоков сопровождают экономические, социальные и коммуникативные процессы в сфере создания, воспроизводства и потребления товаров и услуг в условиях функционирования и развития рыночных отношений. Поток - это находящийся в состоянии движения в определенном временном периоде материальный ресурс, незавершенное производство, готовая продукция

Объектом изучения логистики являются сквозные МП, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

Груз - нужный товар.

Качество - необходимого качества.

Количество - в необходимом количестве.

Время - должен быть доставлен в нужное время.

Место - в нужное место.

Затраты - с минимальными затратами.

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Функция логистики - это укрупненная группа ЛО, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Реализуют функции логистики следующие организации:

транспортные предприятия, выполняющие функции логистики;

торговые предприятия, выполняющие функции логистики;

коммерческо-посреднические организации, выполняющие функции логистики;

предприятия-изготовители, выполняющие функции логистики; специализированные внешние логистические организации, выполняющие функции логистики.

Приведенная классификация функций логистики позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

Логистика является относительно молодой и развивающейся наукой, и поэтому многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются. Логистика рассматривает управление материальными и сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т. е. охватывает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.

История становления логистики как науки

Существует несколько подходов к выделению исторических этапов развития логистики в ХХ веке, рассмотрим два основных.

Некоторые ученые выделяют четыре периода развития логистики:

. Период "фрагментаризации" (1920-1950), характеризуется формированием принципов логистики в области управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако, эти принципы небыли востребованы в полной мере, и применялись лишь отдельные логистические функции позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например в производстве, транспортировке или складировании.

Показательным в этом отношении является этап развития экономики США. В рассматриваемый период США имели быстро растущий рынок, характеризующийся внедрением новых производственных технологий (например, в автомобилестроении), высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики, т.е. имелась типичная ситуация рынка продавцов. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции.

В данный период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести такие факторы как: возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров; рост транспортных тарифов; появление и быстрое распространение концепции маркетинга; развитие теории и практики военной логистики.

В течение этого периода вышел ряд работ по маркетингу, в которых была раскрыта природа физического распределения как составной части маркетинга, указана его особая роль в организации и повышении эффективности сбыта товаров. Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка продавца к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе.)

. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950-1970), характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.

Философия маркетинга широко распространилась за рубежом. В то же время пришло понимание того, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, прежде всего с позиций снижения затрат.

Одним из ключевых факторов развития логистики явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что их общий уровень при продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Эта концепция явилась основой развития принципов логистики.

Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т.е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий уровень затрат в распределительной сети уменьшится. Данный пример подчеркивает внутренние взаимоотношения между двумя важнейшими логистическими функциями: управлением запасами и транспортировкой.)

Вместе с этим существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов, объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести: увеличение роли сервисных услуг,

Это наиболее ярко проявилось в 1960-х годах в США. Основными тенденциями на рынке стали: усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров), что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а так же методов лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Повышение разнообразия товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибьюции. Что потребовало находить новые пути совершенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения, а также применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий, способствовавших развитию логистического направления.

Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах т. п. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться бизнес с середины 1950-х годов.

. Период развития (1970-1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении.

Однако для большинства фирм применение логистического подхода для уменьшения затрат не стал очевидным. Попытки внедрить логистические принципы, встретили во многих фирмах противодействие. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции (например закупок, транспортировки, грузопереработки) часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат.

Отличительной чертой 1970-х годов стало усиление конкуренции, в связи с чем, основной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделии.

В этот период руководители фирм вплотную занялись поиском путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции на основе концепции бизнес-логистики. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ.

К концу 1970-х годов на Западе большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки.

Стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов. Значительный экономический эффект дало применение в распределительных логистических системах стандартизации тары и упаковки.

. Период интеграции (1980-1990), характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее партнеров в так называемую логистическую цепь (т.е.: закупка - производство - распределение и продажа).

В рассматриваемый период произошло усиление интереса к логистическому направлению. К основным факторам ставшими причинами данных изменений можно отнести: усиление внимания к уровню качества производимой продукции, структурные изменения в организациях бизнеса, но главная причина произошедших изменений связана с революцией в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК).

Современное программное обеспечение позволило использовать ПК начиная от процесса закупок материалов до распределения и продаж готовой продукции.

Определяющую роль в становлении логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, через спутниковые телекоммуникационные системы). Таким образом, революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными, необходимо управлять сопутствующими информационными и финансовыми потоками.

Потоки логистики

Материальные потоки логистики

Объектом изучения логистики как науки являются Материальные потоки логистики и соответствующие им ФП и ИП. При этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Понятие Материальных потоков логистики является ключевым в логистике.

Материальный поток логистики - это МР, незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью Материальных потоков логистики является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). Материальные потоки логистики могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Материальный поток логистики, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).

Параметрами Материальных потоков логистики могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие МР, продукции и операций с ними.

Информационные потоки логистики

Каждому Материальному потоку логистики соответствует некоторый ИП и ФП. Информационный поток логистики - это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным Материальными потоками логистики в рассматриваемой ЛС, между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций.

Между Материальными потоками логистики и ИП не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. ИП может опережать Материальные потоки логистики (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие нескольких ИП, сопровождающих Материальные потоки логистики.

Финансовые потоки

Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного МП. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей

Поток услуг

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.

. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.

. Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

. Покупатель никогда не становится собственником услуги.

. Сервис - деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.

. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги. Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).

Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе, в частности в сфере дистрибьюции товаров. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу». При этом могут возникнуть две ситуации: 1) если особых проблем при «доставке» сервиса нет, то поставщик может действительно убедить покупателя в высоком качестве сервиса; 2) если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить уже нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.

На основании следующих данных провести расчет рейтинга поставщиков. Проанализировать рейтинг поставщиков, выбрать оптимального поставщика, если критерием выбора наилучшего поставщика является наивысшее значение набранных баллов поставщика.

Таблица 1 - Расчет рейтинга поставщиков

Критерий выбора поставщика

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по десятибалльной шкале поставщика 1

Оценка значения критерия по десятибалльной шкале поставщика 2

Произведение удельного критерия на оценку по поставщику 1

Произведение удельного критерия на оценку по поставщику 2

Надежность поставки

0,30

9

6

2,7

1,8

Цена

0,25

7

8

1,75

2

Качество товара

0,15

7

10

1,05

1,5

Условия платежа

0,15

4

5

0,6

0,75

Возможность внеплановых поставок

0,10

7

6

0,7

0,6

Финансовое состояние поставщика

0,05

9

8

0,45

0,4

Итого

1,00

-

-

7,25

7,05


Решение:

Рейтинг определяется суммированием произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг разных поставщиков и сравнивая полученные результаты, определяют наилучшего партнера. Расчет, приведенный в табл. 7, показывает, что таким партнером является поставщик 1 и именно с ним следует пролонгировать (продлить срок действия) договор. В данном примере более высокий рейтинг поставщика 1 свидетельствует о его предпочтительности. Однако для расчета рейтинга может использоваться и иная система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большом уровне негативных качеств поставщика. В этом случае следует отдать предпочтение тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг.

На основании следующих данных рассчитать размер ущерба из-за недопоставки материалов для предприятия.

Из-за недопоставки материалов потерпевшая сторона не изготовила 120 ед. изделий А, 100 ед.изделий В.

Экономические параметры изделий А:

Цена 400 руб.;

Полная плановая себестоимость -350 руб.;

Условно -постоянные расходы в полной плановой себестоимости- 240 руб.;

Прибыль от реализации изделия- 50 руб.;

Уплата штрафных санкций-5600руб.

Экономические параметры изделий В:

Цена 250 руб.;

Полная плановая себестоимость -200 руб.;

Условно-постоянные расходы в полной плановой себестоимости- 160 руб.;

Прибыль от реализации изделия- 50 руб.;

Уплата штрафных санкций-3500руб.

Наименование изделий

Потери в объеме выпуска изделий, ед.

Условно постоянные расходы в себестоимости продукции, руб.

Ущерб(убытки) по условно постоянным расходам, руб.

Прибыль от реализации единицы продукции, руб.

Ущерб(убытки по прибыли),руб.

Ущерб убытки по оплаченным санкциям, руб.

Ущерб(убытки) всего, руб.

1

2

3

4=2*3

5

6=2*5

7

8=4+6+7

Изделие А

120

240

28800

50

6000

5600

40400

Изделие В

100

160

16000

50

5000

3500

24500

Итого

-

-

44800

-

11000

9100

64900


Вывод: Общий ущерб понесенный предприятием в связи с недопоставкой материалов для производства составил - 64900 руб.

На основании следующих данных определить ЗПСПУ

Таблица 2 - Исходные данные для построения линии разграничения ЗПСПУ

Параметр

Предприятие А

Предприятие В

Цена за единицу продукции, руб/ ед.

8350

7900


Расстояние между предприятием -900 км.

Транспортный тариф- 8,0 руб./ км.

Таблица 3 - значение Cos B

В, градус

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Cos B

1

0,984

0,939

0,866

0,766

0,624

0,5

0,342

0,174

0

Определить зону потенциального сбыта продукции и услуг.

Решение:

Предположим, что в некотором регионе в населенных пунктах Р находится потребитель, а в точках А и В расположены предприятия- конкуренты, выпускающие однотипную продукцию или оказывающие однотипные услуги. Цена за единицу продукции предприятия А составляет Са руб., цена за единицу продукции предприятия В - соответственно Св руб.

Расстояние между предприятиями-конкурентами - Тав, расстояние от потребителя Р до предприятия В - tв.

В условиях выбора пункта приобретения продукта покупатель имеет два варианта совершения покупки. Для каждого из этих вариантов затраты с учетом транспортных расходов могут быть различными. Потребителю нетрудно выбрать наиболее экономический вариант совершения сделки. Иная ситуация складывается для предприятий А и В, которых интересуют места расположения множества потребителей, имеющих выгоду от приобретения продукции именно у этих предприятий. Эти места расположения входят в состав ЗПСПУ. Для определения размеров этих зон следует воспользоваться полярной системой координат. На рисунке 1 изображена полярная система координат.

Напоминаем, что полярные координаты - точки на плоскости, характеризуемые полярным радиусом r и полярным углом j (он так же называется фазой). Так например ось АВ является полярной осью, координаты точки В описываются на плоскости полярным радиусом tв и полярным радиусом b и поэтапно определяем зону.

Рисунок 1 - Полярная система координат

На первом этапе определения ЗПСПУ используем так называемый линейный показатель G использую формулу (1).

1)  (1)

где СА - цена за единицу продукции предприятия А (руб.);

СВ - цена за единицу продукции предприятия В (руб.);

р - транспортный тариф.

= (7900-8350)/8= -56,25 км.

На втором этапе используем формулу (2). Уравнение (2) представляет собой полярное уравнение конических сечений - линий пересечения конической поверхности плоскостями, не проходящими через ее вершину. Структура уравнения (2) такова, что секущая плоскость параллельна образующей конической поверхности, т.е. линии разграничения ЗПСПУ предприятий- конкурентов являются гиперболами.

2)  (2)

где ТАВ - Расстояние между предприятиями - конкурентами;- расстояние от потребителя Р до предприятия А; . - расстояние от потребителя Р до предприятия В

Используя формулу , вычисляем радиус векторы ЗПСПУ предприятия В, полученные значения заносив в таблицу 86:= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900*1)) =478,1 км;= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900* 0,9848)) =486 км;= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900*0,939)) =511,4 км;= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900*0,866)) =557,9 км;= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900*0,766)) =637,2 км;= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900*0,624)) =798,3 км;= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900*0,5)) =1024,6 км;= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900*0,342)) =1603,7 км= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900*0,174)) =4020,1 км;= (9002 -(-56,25)2) / (2 ((-56,25)+900*0)) =- 7171.9 км.

Результату расчетов заносим в таблицу 86

Таблица 4 - Определение длины радиус - векторов

в, градус

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

tB,км

478,1

486,0

511,4

557,9

637,2

798,3

1024,6

1603,7

4020,1

-7171,9


Так как известно значение расстояния между предприятиями- конкурентами ТАВ, G и совокупности переменных значений в от 0 до 3600 (при необходимости) с определенным шагом, например 100, определяется совокупность радиус-векторов tB в полярной системе координат.

Далее, принимая в =100, находим значение tB, которые следует отложить на осях, “повернутых» относительно нулевой оси на данные 100.





О 478,1 км

Конкуренты

Рисунок 2

Рисунок 3 - ЗПСПУ

Рисунок 4 - Определение ЗПСПУ на примере г. Оренбурга

Важно отметить, что полученные ЗПСПУ отражают чисто теоретическую оценку, дающую возможность перейти к оценке емкости рынка в их пределах и дальнейшему выявлению объемов сбыта той или иной продукции и услуг по результатам маркетинговых исследований. Тем не менее ЗПСПУ позволяет определить приоритетный контингент потребителей, взаимодействие с которым будет в наибольшей степени выгодным для данного предприятия.

На основании следующих примерных данных рассчитать общие издержки на доставку продукции различными видами транспорта.

Таблица 5 - Данные о затратах при доставке груза различными видами транспорта

Виды транспорта

Постоянные затраты, руб.

Переменные затраты на 1 кг груза, руб.

Общие затраты на доставку груза, руб. при весе груза в тоннах




500

700

1000

Жд.транспорт

80000

0,05

105000

115000

130000

Автотранспорт

60000

0,1

110000

130000

160000

Воздушный транспорт

20000

0,25

145000

195000

270000

Водный (морской) транспорт

10000

0,4

210000

290000

410000


Решение:

=gFi + gVi * Qi (3)

где gFi - постоянные затраты при перевозке (тыс. руб.);- переменные затраты на 1 кг груза (тыс. руб.);- масса перевозимого груза (тонн)

тонна = 1000 кг

Общие издержки при массе груза 500 тонн

Общие издержки по доставке железнодорожным видом транспорта при массе груза 500 тонн

+ 0,05 * 500*1000 = 105000 тыс.руб;

) общие издержки по доставке автотранспортом при массе груза 500 тонн

+ 0,01 *500*1000 = 110000тыс.руб ;

) общие издержки по доставке воздушным транспортом при массе груза 500 тонн

+ 0,25 *500*1000 = 145000 тыс.руб ;

) общие издержки по доставке водным транспортом при массе груза 500 тонн

+ 0,4*500*1000 = 210000 тыс.руб ;

Общие издержки при массе груза 700 тонн

) Общие издержки по доставке железнодорожным видом транспорта при массе груза 700 тонн

+ 0,05 * 700*1000 = 115000 тыс.руб;

) общие издержки по доставке автотранспортом при массе груза 700 тонн

+ 0,01 *700*1000 = 130000 тыс.руб ;

) общие издержки по доставке воздушным транспортом при массе груза 700 тонн

+ 0,25 *700*1000 = 195000 тыс.руб ;

) общие издержки по доставке водным транспортом при массе груза 700 тонн

+ 0,4*700*1000 = 290000 тыс.руб ;

Общие издержки при массе груза 1000 тонн

) Общие издержки по доставке железнодорожным видом транспорта при массе груза 1000 тонн

+ 0,05 * 1000*1000 = 130000 тыс.руб;

) общие издержки по доставке автотранспортом при массе груза 1000 тонн

+ 0,01 *1000*1000 = 160000 тыс.руб ;

) общие издержки по доставке воздушным транспортом при массе груза 1000 тонн

+ 0,25 *1000*1000 = 270000 тыс.руб ;

) общие издержки по доставке водным транспортом при массе груза 1000 тонн

+ 0,4*1000*1000 = 410000 тыс.руб ;

Вывод: При доставке груза весом 500,700 и 1000 тонн наиболее экономичным является использование ж/д транспорта, через складскую сеть.

Определить средний запас, время и скорость обращения товара отгруженной продукции на складе за год.

Таблица 6 - Данные о реализации товаров на складе

Наименование товаров

Реализация, т


I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого

Кетчуп «Балтимор»

20

35

37

29

121

Майонез «Махеев»

140

180

200

170

690

Майонез «Ява»

50

68

75

64

257

210

283

312

263

1068


Решение:

Определим средний запас отгруженной продукции за год на склад, по каждому наименованию продукции, применяя данные таблицы 88.


где Зср1 - средний запас за первый период

Зн - запас на начало первого периода

Зк - запас на конец первого периода

. 20+35+37+29 = 30,25 т (средний запас кетчупа «Балтимор»);

+180+200+170 = 172,5 т (средний запас майонеза «Махеев»);

+68+75+64 = 64,25 т (средний запас майонеза «Ява»);

+283+312+263 =267 т (средний запас груза за год);

Определим скорость товарооборота продукции за год, применяя данные таблицы 88.

 (6)

где Cто - скорость обращения i-го товара;

О - объем товарооборота;

Зср - средние товарные запасы.

/267= 4 раза в год скорость товарооборота продукции на складе.

Определить время обращения товаров, применяя данные таблицы

 (7)

где Зср - средние товарные запасы за период;

О - товарооборот за период;- число дней в периоде.

,25*365 =91,25 дней (время обращения товара, продолжительность 121 периода, в течение которого реализуется запас).

Ответ:

Наименование товаров

 

 

 


Средний запас отгруженной продукции на склад за год

скорость товарооборота продукции за год

время обращения товара

Кетчуп «Балтимор»

30,25

4

91,25

Майонез «Махеев»

172,5

4

91,25

Майонез «Ява»

64,25

4

91,25

Итого

267

4

91,25


На основе следующих данных рассчитать равномерность поставки ресурсов.

логистика поток поставщик рейтинг

Таблица 7 - Данные для расчета коэффициентов вариации V и равномерности р, тыс.ед.

Недели

Количество ресурсов в партии, ед.

Количество ресурсов нарастающим итогом

Отклонение от среднего уровня  (Хi-Х)

Квадрат отклонений от среднего уровня(Хi-Х)2

1

1000


138

19136

2

800


-62

3803

3

790


-72

5136

4

950


88

7803

5

760


-102

10336

6

870


8

69

Итого

5170



46283


Решение:

Для определения равномерности поставки, необходимо воспользоваться расчетом показателя равномерности. Кроме этого в практике статистического анализа поставок ресурсов широко используются методы расчета показателей колеблемости, в частности коэффициента вариации V (показателя равномерности р) поставок. Данные коэффициенты измеряются в процентах. Между ними существует следующая зависимость.

 (8)

где V - коэффициент вариации, (%)

Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:

 (9)

где хi - поставка продукции в i-том периоде;

- среднее значение поставок за весь период времени;- число интервалов времени.


Вывод: значение коэффициента равномерности недостаточно высокое. Оно должно стремиться к 100. Поставки продукции данным поставщиком осуществлялись на недостаточном уровне, необходимо пересмотреть график по объему поставки.

На основе следующих данных провести анализ, построить кривую АВС

Таблица 8 - Данные для проведения анализа АВС

№ позиции

Реализация по позиции, тыс. руб.

№ позиции

Реализация по позиции, тыс.руб

1

850

10

100

2

150

11

140

3

1600

12

6800

4

450

13

50

5

3500

14

410

6

8900

15

80

7

90

16

400

8

500

17

80

9

900

18

1200



19

100



20

800



Итого:

27100


№ позиции

Реализация по позиции, тыс. руб.

Доля позиции в общей реализации, %

Годовой объем реализованной продукции тыс. руб. (по убывающей)

Доля продукта в общей реализации, % (по убывающей)

№ строки упорядоченного списка

Кол-во позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом в % к общ. кол-ву позиций ассортимента (ось Х)

Доля продукта нарастающим итогом, % (ось Y)

Группа

1

850

3,14

8900

32,84

1

5

32,84

А

2

150

0,55

6800

25,09

2

10

57,93


3

1600

5,90

3500

12,92

3

15

70,85


4

450

1,66

1600

5,9

4

20

76,75


5

3500

12,92

1200

4,43

5

25

81,18

Б

6

8900

32,84

900

3,32

6

30

84,5


7

90

0,33

850

3,14

7

35

87,64


8

500

1,85

800

2,95

8

40

90,59

С

9

900

3,32

500

1,85

9

45

92,44


10

100

0,37

450

1,66

10

50

94,1


11

140

0,52

410

1,51

11

55

95,61


12

6800

25,09

400

1,48

12

60

97,09


13

50

0,18

150

0,55

13

65

97,64


14

410

1,51

140

0,52

14

70

98,16


15

80

0,30

100

0,37

15

75

98,53


16

400

1,48

100

0,37

16

80

98,9


17

80

0,30

90

0,33

17

85

99,23


18

1200

4,43

80

0,3

18

90

99,53


19

100

0,37

80

0,3

19

95

99,83


20

800

2,95

50

0,18

20

100

100


итого

27100

100,00

27100

100





Таблица 9 - Соотношение групп А, В, С

Группа

Доля в количестве объектов управления, %

Доля результата, %

А

20

70

В

15

5

С

65

25













Рис. 5

Вывод: В точке М заканчивается граница группы А, в точке N граница группы В, в точке D граница группы С.

В результате анализа сделан вывод о том, что на 20% продукции, находящейся на складе, приходится 70% вложенных в запасы средств. Это говорит о том, что большая часть капитала предприятия омертвляется при хранении на складе незначительного количества товаров, т.е. является напрасной тратой средств. Для того чтобы знать, приносят ли средства, вложенные в запасы, прибыль, не лежат без дела, необходимо вести учет запасов. Причем в зависимости от разделения всех изделий, хранящихся на складе, на три категории (АВС) должен различаться и контроль за этими изделиями:

изделия А должны находиться под строгим контролем. Необходим регулярный учет изделий. Изделия этой группы - основные;

изделия В требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания. Обычно это вспомогательные материалы;

изделия С нуждаются в самом объективном контроле, таком, как периодическая проверка уровней запаса.

Библиографический список

1.  Гаджинский А.М. Практикум по логистике / А.М. Гаджинский 5-е издю,- перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. - 284 с.

2.       Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.М. Гаджинский. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. - 432 с.

.        Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.М. Гаджинский. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. - 432 с.

.        Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов. / Ю.М. Неруш. - М.: ЮНИТИ, 2004 - 495 с.

.        Тяпухин А.П. Логистика: учеб. пособие для вузов / А.П. Тяпухин. - Оренбург.: ОГИМ, 2005. - 109 с.

Похожие работы на - Сущность логистики как науки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!