Создание фирменного стиля для центра здоровья и красоты 'Лотос'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,86 Мб
  • Опубликовано:
    2012-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Создание фирменного стиля для центра здоровья и красоты 'Лотос'

Оглавление

Введение

Глава 1. Фирменный стиль как инструмент маркетинговой коммуникации

.1 История возникновения фирменного стиля

.2 Задачи и функции фирменного стиля

.3 Элементы фирменного стиля

Глава 2. Особенности использования фирменного стиля в сфере здоровья и красоты на примере SPA-салонов

.1 Основные типы фирм-конкурентов

.2 Общая характеристика SPA

.3 Анализ рынка SPA-услуг

.4 Выявление особенностей формирования фирменного стиля в сфере spa-центров

Выводы

Глава 3. Разработка фирменного стиля для центра здоровья и красоты «Лотос»

.1 Информация о компании. Целевая аудитория

.2 Разработка фирменного стиля для центра «Лотос»

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Ритм современной жизни в большом городе выматывает, почти не оставляя времени на отдых. Постоянные стрессы, загрязненная атмосфера, отсутствие нормального питания - все отражается на здоровье, а значит, и на внешности. В такой обстановке SPA-салон - это оазис в пустыне, где можно ненадолго забыть о проблемах, расслабиться, восстановить свои жизненные силы для новых побед. Наверное, этим и объясняется обилие таких салонов в любом достаточно большом городе. Среди такого разнообразия довольно трудно выбрать свой салон. Кому-то важно, чтобы SPA-оазис находился недалеко от дома, для кого-то важнее набор процедур, проводимых в салоне, кто-то ценит сервис и обстановку, уютный интерьер, а для кого-то важны и все эти аспекты.

Немаловажную роль в выборе салона играет реклама. Набор процедур, предлагаемых в одном салоне, обычно не сильно отличается от спектра услуг в другом. Отсюда вывод - нужно уметь подать услугу так, чтобы у клиента появилось желание пройти ее в нужном нам салоне, то есть, разрекламировать все плюсы салона и самих процедур. Нужна грамотная подача вашей фирмы, выделяющая ее среди множества других.

Одним из главных инструментов рекламы является фирменный стиль.

В условиях современной рыночной экономики и конкурентной среды, в ситуации, когда только в одной стране существует более 500 тысяч предприятий, для каждого из них вопрос о фирменном стиле становится наиболее острым, поскольку разработка фирменного стиля - длительный и сложный процесс. Сегодня разработка и использование собственного фирменного стиля становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа компаний.

Кто-то разрабатывает фирменный стиль по принципу «иметь фирменный стиль - модно и современно». Другие действуют по принципу «и я тоже». Кому-то фирменный стиль может понадобиться в предпродажной подготовке по требованию инвесторов. Но настоящая потребность в разработке фирменного стиля возникает лишь тогда, когда осознаются выгоды от его использования.

Фирменный стиль нужен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и др. констант, выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым (идентификация) и хорошо запоминаемым. Из-за хорошей узнаваемости уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие хорошего фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы.

Тема исследования:

Разработка эффективного фирменного стиля для оздоровительного центра «Лотос»

Объект исследования:

Фирменный стиль

Предмет исследования:

Особенности создания фирменного стиля для предприятий в сфере здоровья и красоты на примере SPA-салонов России

Цель исследования:

Создание эффективного фирменного стиля для Оздоровительного Центра «Лотос»

Задачи исследования:

Выяснить, что значит понятие «фирменный стиль»

Определить основные признаки фирменного стиля для SPA-салонов

Выявить инструменты дизайна и рекламы, которые можно эффективно использовать для создания фирменного стиля SPA-салона

Актуальность темы:

Фирменный стиль на данный момент - один из главных инструментов рекламы и маркетинга, это способ идентификации определенной фирмы на рынке услуг. Фирменный стиль может отражать характер фирмы, вызывать симпатию - или отталкивать, показывать деловые качества фирмы, вызывать уважение партнеров и доверие потребителей. Это своеобразное «лицо» фирмы, первое, что видит потребитель и на основе чего формируется его первое впечатление о компании. Любая уважающая себя компания не может существовать без атрибутов фирменного стиля - логотипа, товарного знака, фирменных шрифтов и цветовой гаммы. Хороший фирменный стиль делает компанию узнаваемой среди конкурентов на рынке товаров и услуг, оказывает психологическое влияние на потребителя при выборе компании, с которой он впоследствии будет сотрудничать.

Степень разработанности темы:

По вопросам создания и разработки фирменного стиля уже написано немало книг и научных трудов, проработаны основные принципы создания фирменного стиля, изучены способы воздействия на потребителя через фирменный стиль посредством дизайна и рекламы. Однако время не стоит на месте, и с каждым днем появляются новые тенденции развития фирменного стиля, формируются и разрабатываются новые способы подачи бренда. К тому же, в подаче каждой из сфер услуг и товаров есть своя неповторимая специфика, свои принципы и особенности. В этой работе я постараюсь выявить конкретные особенности и принципы, по которым создается фирменный стиль в этой отрасли.

Глава 1. Фирменный стиль как инструмент маркетинговой

коммуникации

.1 История возникновения фирменного стиля

Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет, но еще в древности отдельные элементы фирменного стиля использовались довольно часто. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.

В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы складываются предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов.

В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для организаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования наличие фирменного стиля является жизненно необходимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как Coca- Cola, McDonalds, Nike, Nivea, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ.

Первым официальным дизайнером, который создал фирменный стиль, считают Петера Беренса, архитектора, который в начале ХХ столетия, занимая должность художественного директора компании в Германии, создал определенное художественное лицо фирмы, которое соответствовало основным законам стилеобразования. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна - деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции.

Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций - формирование фирменного стиля.

.2 Задачи и функции фирменного стиля

Фирменный стиль - это совокупность приемов, обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.

Среди основных функций фирменного стиля выделяют:

Идентификация. Фирменный стиль позволяет потребителю без особых усилий узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам.

Доверие. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию фирмы. Кроме того, наличие фирменного стиля само по себе вызывает доверие.

Реклама. Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой.

Цель фирменного стиля - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.

Фирменный стиль обеспечивает организацию следующими преимуществами, выполняя следующие функции:

Повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщенности к общему делу, воспитывает фирменный патриотизм;

Позитивное влияние на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений фирмы;

Помощь потребителю ориентироваться в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму;

Указывает потребителю на взятие фирмой ответственности за произведенный товар или услуги.

Указывает обществу на стабильность и долговременность работы компании.

Сокращает затраты на рекламу и РR, одновременно усиливая ее эффект и создавая сильный брэнд.

Если же подытожить все преимущества, которые дает использование фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.

Фирменный стиль на предприятии имеет большое значение и наряду с другими важными компонентами маркетинга, составляет отдельную сферу деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга.

.3 Элементы фирменного стиля

Система фирменного стиля включает в себя следующие основные элементы:

Товарный знак;

Фирменная шрифтовая надпись (логотип);

Фирменный лозунг (слоган);

Фирменный цвет (цвета);

Фирменный комплект шрифтов;

Корпоративный герой;

Постоянный коммуникант (лицо фирмы);

Фирменная одежда;

Другие фирменные константы.

Товарный знак.

Товарный знак (другие используемые названия: знак обслуживания, фирменный знак; англ. trade mark) является центральным элементом фирменного стиля. Не совсем корректным является определение торгового знака как “торговой марки”.

Торговый знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем товарного знака для идентификации своих товаров. [4, с.208] Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства.

Основные функции товарного знака следующие:

облегчать восприятие различий или создавать различия;

давать товарам имена;

облегчать опознание товара;

облегчать запоминание товара;

указывать на происхождение товара;

сообщать информацию о товаре;

стимулировать желание купить;

символизировать гарантию.

Логотип.

Логотип - это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа. Как и любой другой нормальный идентификатор, логотип - уникален. Что, кстати, имеет и юридическую поддержку. Например, при регистрации знак проверят на предмет уникальности.

Фирменный блок.

Фирменный блок представляет собой традиционное, часто упоминаемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего, это изобразительный товарный знак и логотип. Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, его почтовые и банковские реквизиты (например, на фирменных бланках). Иногда фирменный блок включает в себя и фирменный лозунг.

Фирменный слоган.

Фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый фирмой оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки.

Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, Nike: “Just do it!»; Philips: «Изменим жизнь к лучшему!».

В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиентах, например Johnson&Johnson: «Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!».

Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы (Rank Xerox: «Мы научили мир копировать!») или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: «Это - Sony!»).

Фирменный цвет.

Фирменный цвет также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно. При этом можно назвать стойкие ассоциации всей деятельности, связанной с морем и водой, с голубым цветом; авиации - с серебристым; растениеводства и продуктов его переработки - с зеленым и т.п. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать сеть ресторанов McDonald’s - красный и желтый; Kodak - желтый и золотистый.

Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако необходимо учесть, что если товарный знак в цветовом исполнении, то только в этом цвете он будет защищен. При регистрации же товарного знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.

Фирменный комплект шрифтов.

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля.

Корпоративный герой.

Корпоративный герой - важная часть формируемого имиджа фирмы. Коммуникатор как бы персонифицирует сам себя, разрабатывая постоянный, устойчивый образ своего представителя.

Очень часто корпоративный герой наделяется некоторыми чертами, которые коммуникатор стремится включить в свой имидж. Шумный кролик Квики призван смешить маленьких любителей какао. Клоун Роналд Макдоналд должен олицетворять в глазах маленьких посетителей ресторана дух веселого праздника с подарками и представлениями.

Постоянный коммуникант.

Постоянный коммуникатор, в отличие от корпоративного героя, является реальным лицом. Это конкретный человек, который избран фирмой в качестве посредника при ее коммуникации с адресатом. Более распространены определения этого понятия как «лицо фирмы», «брэнд-имидж», «икона фирмы».

Фирменная одежда.

Фирменный стиль в современной спецодежде указывает не только на принадлежность работника к фирме, но и соответствует параметрам профессии.

Если говорить про банковских служащих, работников торговли, педагогов или врачей, то к их внешнему виду применяются требования, отличные от требований для производственных рабочих.

Деловой костюм должен соответствовать ряду требований: использование в одежде фирменного цвета, эмблем; соответствие современным тенденциям моды; цвет одежды выбирается не слишком светлым и не черным.

В ряде американских фирм пишут специальные кодексы какую одежду можно носить. Главное требование - элегантность, консерватизм и чувство меры. При этом следует помнить, что элегантность - понятие интернациональное. Достижение единства в разнообразии и разнообразия в единстве - путь развития фирменного стиля в одежде.

Внедряя принципы корпоративной культуры необходимо быть очень осторожным. Нельзя нарушать проявление индивидуальности сотрудника, особенности его личности. Поэтому попытка одеть всех в униформу и даже в строгие классические костюмы может привести к активному противостоянию сотрудников и снижению продуктивности труда. Прежде всего это касается творческих организаций и ряда других.

Другие фирменные константы.

Перечень других фирменных констант постоянно растет, включая такие экзотические элементы, как фирменное знамя, фирменный гимн, корпоративная легенда («байка») и многое другое. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, которые характеризуются постоянством, играют настолько важную роль в формировании ее образа, что могут быть отнесены к элементам фирменного стиля. Среди таких констант - различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарными знаками.

Элементами фирменного стиля можно также назвать фирменные особенности дизайна. Например, рисунок радиаторной решетки автомобилей фирмы BMW остается неизменным уже длительное время, хотя внешний облик машин этой фирмы постоянно меняется.

Итак, мы выяснили основное определение фирменного стиля, его назначение и функции, основные составляющие фирменного стиля. Теперь можно перейти к особенностям формирования фирменного стиля в сфере SPA-услуг.

Глава 2. Особенности использования фирменного стиля в сфере

здоровья и красоты на примере SPA-салонов

.1 Основные типы фирм-конкурентов

Для проведения анализа рынка нужно разобраться, кто является конкурентами нашей фирмы.салоны.

Нынешние spa-салоны способны предоставить широчайший спектр услуг по оздоровлению организма - обертывания, различные виды массажа, пилинг, водные процедуры, талассотерапия, стоунтерапия, косметические и имиджевые услуги, различные виды бань, составление индивидуальных диет, и еще очень много всяких приятностей. По сути, это маленький курорт в городе. SPA-программы часто так и называют - «курорт», и делают их тематическими - восточный курорт, балийский курорт, и т.д. Немаловажную роль играет сама атмосфера салона - расслабляющая, комфорт и уют, приветливый персонал.

Салоны красоты.

Салоны красоты специализируются на имиджевых услугах - парикмахерская, уход за волосами, ногтевой сервис, солярий, - и косметологии. В более крупных салонах могут предложить некоторые виды SPA-услуг - обертывания, массажи, и т.д. Но эти услуги носят разовый характер, тогда как настоящие SPA-программы рассчитаны, как правило, на несколько дней, то есть это курс оздоравливающих процедур. В центре «Лотос» оказывается более широкий спектр услуг по сравнению с салонами красоты: консультации по аюрведе, составление индивидуальных программ по оздоровлению организма, различные виды массажа, обертывания, водные процедуры, фито-бочки.

Фитнес-центры.

В фитнес-центрах, как правило, тоже оказываются некоторые услуги SPA-программ, однако большее внимание уделяется спорту, физической нагрузке. Сюда чаще всего приходят для того, чтобы сбросить лишний вес, подкачать мышцы. А в spa-салоны люди приходят расслабиться, снять с себя груз забот, забыть о проблемах и просто отдохнуть.

Бани, сауны.

Бани по результату схожи со спа-процедурами - здесь и снижение веса, и избавление организма от шлаков, и расслабление, и массаж, и общее оздоровление. Но в банях и саунах клиенты по большей части предоставлены сами себе - ты сам подбрасываешь воду на каменку, регулируя температуру и влажность, сам себе делаешь массаж веником, сам себе делаешь мыльный пилинг, и так далее и так далее. Тогда как в СПА клиент - это царь и властелин, которого ведут по этапам СПА программы за ручку, ухаживают, по сути - прислуживают, стараясь угодить чаяниям.

Медицинские центры.

Да, во многих медицинских центрах есть и душ Шарко, и подводный массаж, и простой массаж, и гидроколонотерапия, и озокеритовые аппликации, да и вообще - медицинская составляющая как правило намного сильнее, чем в обычном СПА. А значит, зачастую даже результативнее. Казалось бы - чего не хватает клиенту? А клиенту не хочется называться «пациентом», находиться среди больных людей, ему не нравится белая плитка, ему не хватает уюта, располагающей к отдыху атмосферы, и многих других «мелочей» отличающих СПА от лечебницы.

Итак, можно сказать, что по спектру оказываемых услуг центр «Лотос» ближе всего к spa-салонам. Что же такое SPA?

2.2 Общая характеристика SPA

Есть несколько вариантов происхождения этого названия.

. Spa - название деревни в Бельгии. Эта деревня была известна еще в средние века благодаря своим целебным источникам. Между Францией и Бельгией шли военные действия, и войска каждой стороны старались, чтобы деревня Spa находилась у них в тылу, потому что ночью раненых и уставших по приказу загоняли в эти источники часа на три-четыре, и к утру к ним возвращалась боеспособность.

. В Бельгии на целебных источниках гостил Петр I - именно он, якобы порекомендовал построить здесь лечебницу. В пользу этой версии говорит то, что бюсты Петра стоят там до сих пор в большом количестве в знак благодарности от бельгийцев. И название «Spa» («Спа») произошло от русского слова «спасибо», сказанного Петром. Именно он внес идеи «спа» в российскую жизнь. Царь-строитель неоднократно бывал на курортах Бельгии, Германии и Франции. Возвратившись в Россию, он издал указ о планомерных поисках минеральных и термальных вод на территории страны, а также набросал собственноручно несколько проектов водного курорта.

. Ну и совсем современный вариант: spa - это аббревиатура латинской фразы «Sanus per Aquam», или «Sаnitas pro Aqua», что в переводе с латыни означает «здоровье с помощью воды» или «здоровье через воду». Это понятие известно со времен Древнего Рима, где для исцеления недугов использовали термальные источники и термальные ванны.

В современном понимании SPA - это оздоровительный комплекс физиотерапевтических процедур с использованием воды - и минеральной, и морской, и пресной, а также морских водорослей и соли, лечебных грязей и целебных растений. SPA-процедуры направлены на оздоровление и релаксацию всего организма в целом. Воздействуя через кожный покров, SPA-компоненты активизируют процессы обмена веществ, улучшают кровообращение, выводят токсины из организма и улучшают общее самочувствие. После процедур кожа становится необыкновенно мягкая и упругая, приобретает тонус и насыщается жизненной энергией. Конечно такой комплекс процедур в полной мере дает свой эффект только в специальных центрах на морских курортах или курортах с минеральными водами. В таком случае натуральные компоненты, используемые для процедур, сочетаются с лечебным климатом и благоприятной психологической обстановкой, необходимой для достижения наилучшего результата. Так или иначе, система SPA была придумана и в полной мере реализована именно в наше время. Хотя ее чудесные рецепты оздоровления и омоложения были известны еще «отцу медицины» Гиппократу, который прописывал своим пациентам ванны с травами и ароматическими маслами, и поощрял соотечественников к посещению парных бань. Оду купаниям и омовениям пели и древние индусы. А эффективность талассотерапии проверила на себе сама Клеопатра.

Современной SPA-медицине удалось собрать самые действенные методы оздоровления, проверенные временем. Здесь вам и экзотика пряной Индии, и мудрость Китая, своеобразие Таиланда, таинственность Бали, и непредсказуемость России (Да-да! Изюминкой американских SPA-центров все чаще становится русская баня с хлестким березовым веничком, ледяной купелью и квасом). Но традиции SPA пришли все-таки с Востока. SPA в Иордании «настояно» на дарах Мертвого моря - богатейшего собрания полезных солей и микроэлементов. Таиланд славится древнейшими методиками, такими как тайский массаж, йога, медитация и ароматерапия. А на Шри-Ланке царствует самая древняя и всеобъемлющая медицинская дисциплина - аюрведа.

Особое место здесь занимают обертывания с морскими водорослями. Сначала SPA-терапевт выявит ваши слабые места и выслушает пожелания. Исходя из этого, к традиционным водорослям он добавит глину, целебную грязь, лечебные травы. Особенно это интересно для женщин: после проведения курса из 10 процедур происходит уменьшение объемов на 3-4 сантиметра, а кожа превращается в шелк. Кому же этого не захочется? А есть еще и аромаобертывание, при котором вас нежными обволакивающими движениями заворачивают в кокон из ароматных масел, «вылупившись» из которого, вы будете взирать на мир глазами прекрасной бабочки.


.3 Анализ рынка SPA-услуг

Емкость российского рынка SPA-услуг аналитики оценивают на уровне 1 млрд долларов. Ежегодно оборот этого рынка увеличивается на 25-30%, показатели роста соответствуют показателям роста рынка бутилированной воды в России. SPA-центры, которые представлены на российском рынке, ориентируются преимущественно на премиум-сегмент (данные на 2008 год). «У нас посещение SPA-салонов ассоциируются с чем-то дорогим и недоступным, в то время как на Западе они входят в повседневные расходы среднестатистического потребителя, - сказала генеральный директор УК Else Group Ирина Стрельникова в эфире РБК-ТВ, - По данным Гильдии SPA, стоимость SPA-процедур в Европе составляет 70 евро, в США - 75 долл. в России - от 100 долл. В действительности, средняя стоимость процедур на столичном рынке выше. Средняя стоимость проведения одного дня в SPA-центре обходится примерно в 350-400 долларов».

Перспективы развития SPA в России в отличие от Запада «отягощает» отсутствие внятных критериев, стандартов, по которым определяются SPA-объекты. Сегодня аббревиатура SPA используется практически в каждом салоне, где есть джакузи. И таких игроков на отечественном рынке SPA-услуг около 90-95%. Реальных же SPA салонов единицы. На столичном рынке около четырех, в других крупных городах не более одного-двух салонов. Но в принципе SPA-культура не дошла до регионов. Успех и достоверность SPA зависит от множества нюансов. Для удачного существования SPA на рынке недостаточно иметь очищенную воду и квалифицированных мастеров, которые делают первоклассный массаж или обертывание, здесь речь идет о целостной философии SPA, считают специалисты. Даже если взять отделку помещений, идея SPA не приемлет в дизайне пластик, тут должны быть только натуральные материалы - дерево, камень. Реализация этих непростых идей также требует немалых вложений. По словам директора УК Дмитрия Киселева, бюджет SPA-центра начинается от 7-8 млн. евро. При безошибочном позиционировании на рынке можно говорить о трехлетнем сроке возврата инвестиций.

Считается, что русские специалисты более продвинутые, чем европейские коллеги. Особенность работы наших специалистов в том, что они привносят свои наработки, личные методики помимо того, что написано в технологической карте по оказанию определенной процедуры. В Европе «самодеятельность» запрещена. Если ты попал на процедуру, то она будет полностью соответствовать технологической карте, рассказывает И. Стрельникова. Основную целевую аудиторию SPA-услуг представляют женщины, но последние данные Международной ассоциации SPA опровергают эти утверждения. Например, в США более трети всех клиентов SPA-салонов составляют мужчины. По оценкам наших экспертов, в России клиентами SPA салонов являются 60% женщин и 40% мужчин. При этом посещение мужчинами SPA-салонов увеличилось вдвое по сравнению с предыдущими годами.

Аналитики считают, что будущее развитие рынка SPA-индустрии за бизнес-сегментом, с точки зрения ведения бизнеса и окупаемости проектов. Что касается месторасположения, то сегодня для развития этого рынка считаются привлекательными мегаполисы с их активным деловым ритмом жизни и регионы, обладающие уникальными водными источниками.

Рынок СПА услуг, как форма развития индустрии Красоты и Здоровья, сформировался в России за очень короткий промежуток времени. Благодаря нашей национальной особенности устраивать все на свой лад, наше СПА получилось отличным от аналогов «чистых кровей» - и в этом его шарм и привлекательность. Фактически, Русское СПА представляет собой гремучую смесь традиционных методов натуротерапии народов мира и современных технологий, замешанных на Российских традициях и высокой квалификации наших специалистов. Тот факт, что рынок СПА услуг формировался сугубо рыночными методами, позволяет предположить его востребованность и последующее устойчивое развитие. Если в конце 90-х годов инвестиции в СПА бизнес рассматривались как некая экзотика, на уровне покупки крокодильчика для домашнего бассейна, то в настоящее время СПА это реальный сектор экономики с достаточно привлекательными экономическими показателями. А там где появляются инвестиции, существуют достаточно жесткие правила их обслуживания. Так что же такое Русское СПА, как ответить на этот вопрос потенциальному инвестору, который оперирует языком цифр, графиков, фактов и т.д. Наиболее аргументированным ответом является демонстрация успешно действующих СПА структур. Какие же реально действующие модели, позиционирующиеся как СПА, появились на Российском рынке к настоящему моменту и в чем их особенности? Для ответа на этот вопрос имеет смысл рассмотреть основные «ингредиенты», заложенные в основу Русского СПА.

Американское SPA.

Конечно, Американцы большие любители делать деньги на всем, в том числе на мифах, которые они сами же и формируют. С большим энтузиазмом они наедают калории в фаст фудах, а затем с таким же рвением худеют и омолаживаются, делая деньги на том и другом. Так что главным «паровозом», который запустил маховик СПА в Европе и России, стали американцы, со своим неуемным желанием, что нибудь продать. Главным мифом середины семидесятых стал Фитнес, как стиль жизни, со своей атрибутикой, героями и стандартами. Джейн Фонда, Арнольд Шварценеггер и огромная индустрия производителей оборудования и аксессуаров для занятий фитнесом, по всем правилам Голливуда начали насаждать стандарты красоты и здоровья. Идея упаковать рутинные занятия физической культурой в красивый фантик оказалась настолько привлекательной, и настолько технологичной, что клоны фитнес клубов стремительно распространились по всему миру. Однако через какое то время, система стала давать сбои. Причиной стало то, что в определенный момент времени произошло постепенное насыщение рынка фитнес услуг и, кроме того, проявились некоторые системные недостатки фитнес индустрии. Во первых, все меньшее количество американцев стали удовлетворять заданным стандартам красоты и здоровья (фаст фуд не дремлет). Фактически, фитнес идеология вошла в противоречие с социумом, формируя у значительной части населения комплекс неполноценности. Во вторых, существовал риск нанесения вреда здоровью, в случае отсутствия должного медицинского контроля или низкой квалификации персонала. И в третьих, проявился целый пласт потенциальных клиентов, которые осознанно считали занятия спортом глупой тратой времени. И вот в этот момент под пары встал следующий «паровоз», с не менее звучным названием Веллнес. Оказывается, стандарт 90*60*90, это совсем не то, что нужно американцам. Совсем не зазорно быть толстым, худым, высоким или низким (главное - быть платежеспособным). Не обязательно потеть в зале, сжигая нужное количество калорий. Главный враг - это стресс, вот с ним и надо бороться всеми доступными способами. Однако, если вы все же предпочитаете потеть в зале, то это тоже хорошо. В этой связи встал вопрос, если с технологией и инструментарием для фитнеса все предельно понятно, то как бороться с новой напастью - стрессом. Появилась новая идея - курорт одного дня, или Дэй СПА.

Смысл задумки был в том, чтобы перенести (или воспроизвести) основные натуральные лечебные факторы курорта в условиях мегаполиса. И вот на этом этапе возникла очень серьезная проблема. В Америке не существует понятия - курорт. Это сугубо европейское изобретение, которое американцы взяли на вооружение, создавая конструкцию Дэй СПА. Если Вы собираетесь создавать клинику в Америке и оказывать медицинские услуги, то это жесткий и конкурентный рынок с устоявшимися правилами и законами регулирования, который двигают другие «паровозы». Проблема была решена с гениальной простотой. Был взят термин СПА, как аббревиатура ассоциирующаяся с курортом на водах и главная тематика проблем, которые возможны для решения без медицинской лицензии - это борьба со стрессом и его последствиями (нарушение биоритмов, лишний вес, бессонница, синдром хронической усталости и т.д.). При этом подразумевается, но не утверждается, что это курорт, американский Дэй СПА не занимается лечением, а только профилактикой. Главным инструментом для американских Дэй СПА стали так называемые СПА капсулы (коконы), которые придумал Стивен Даффер, один из отцов основателей американского Веллнеса. Прочее оборудование и технологии американцы позаимствовали у Европейцев, прибавив к каждому аппарату, который работает на воде аббревиатуру СПА. В конечном итоге, на американском рынке сложилось несколько новых направлений, которые начали захват не охваченной идеей фитнеса клиентуры. Это Веллнес центры (модифицированная модель фитнес клуба со СПА), Дэй СПА (более компактная модель Веллнес центра), Веллнес отели со СПА (оздоровительный центр загородного типа). В свою очередь, специалисты фитнес индустрии с большим вниманием отнеслись к появлению новой идеологии, воспринимая новые возможности, которые предоставила на рынок идеология Веллнеса.

Европейское SPA.

В Европе много благодатных мест, которые с незапамятных времен использовались для оздоровительного отдыха. Изначально СПА - это курорт на водах, где основными лечебными факторами является сама природа, во всем ее разнообразии. Музыкой звучат магические названия - Баден-Баден, Карловы Вары, Марианские Лазни, Эвиан, Монте-Карло…Главной составляющей любого курорта являются натуральные лечебные факторы, которые в основном и влияют на специализацию того или иного курорта, а именно:

• Расположенные на источниках термальной воды.

• Лечебные галереи (климатические).

• Расположенные на источниках минеральной воды.

• Лечебный микро климат (пещеры, гроты)

• Расположенные на источниках лечебной грязи, соли и т.д.

• Расположенные в горной местности (климатические).

• Расположенные на морском побережье (талассотерапевтические).

• Расположенные в местах произрастания лечебных трав (фитотерапевтические).

Главной отличительной чертой классических курортов является приверженность традициям. Посещая известные курорты, удивляет скромность оборудования и некий налет архаичности. Можно с большой уверенностью констатировать, что многие Российские СПА по своему техническому оснащению превосходят Европейские на порядок. Однако в этой архаичности и заключается главная привлекательность Европейских СПА, так как они имеют громадный опыт работы и отработанные технологии, которые с благодарностью (в виде все более возрастающего объема закупок) были заимствованы у наших Европейских коллег. В частности, технологии талассотерапии, технологии использования горячей термальной воды и многое другое. В Европе давние традиции производства бальнеологического оборудования, которое в отличие от Америки, выполняется по медицинским стандартам и может применяться не только для профилактических процедур, но и для лечения. Идея Дэй СПА не нашла в Европе слишком большого отклика, хотя в крупных городах они существуют. Причина проста, Европа слишком « маленькая» территория, и в ближайшем окружении всегда можно найти полноценный СПА курорт. Однако Европейские производители с огромным удовольствием приняли идеи Дэй СПА (ну кто же откажется от новых рынков). Для большей привлекательности, некоторые производители даже пошли на смену дизайна, сделав его менее медицинским. Более того, многие Европейские специалисты двинулись на Российский рынок с идеями и технологиями строительства Медицинских СПА, Веллнес отелей, Кантри клубов, Терм.

Тайское SPA.

Тайское SPA первыми открыли американцы, а затем и Россияне оценили прелесть тайских массажей. Это целый культурный пласт, позволяющий ввести в состав любого СПА элемент экзотики с безусловным терапевтическим эффектом.

Индийское SPA.

Таинственная страна с вековой культурой врачевания. Многое из увиденного в Индии кажется слишком экзотическим, но несколько европеизированных технологий уже прижились в Российских СПА. Это йога, экзотическая ароматерапия, аюрведа. Итальянские дизайнеры уже начали выпуск специальной мебели и аксессуаров на индийские и тайские темы (почему не индийцы???).

Китайское SPA.

Нам еще предстоит осваивать чудеса китайской медицины. А пока, это ФэнШуй, иглорефлексотерапия, У Шу.

Японское SPA.

Японские бани, чайные церемонии, концепция минимализма в организации пространства СПА.

Античное SPA.

Римские Термы и их производные. Банные процедуры, это отдельный пласт технологий СПА. Дозированные тепловые нагрузки, в сочетании с контрастными, бальнеологическими, массажными процедурами - идеальный метод профилактики и лечения большинства заболеваний (хотя существуют и абсолютные противопоказания). Анализ услуг различных СПА показывает, что банные процедуры находятся в первой тройке рейтинга услуг.

На последней выставке «КосмоПроф» в Италии были представлены компании из Бразилии и Южной Африки. И хотя на стендах этих компаний не было представлено ничего экстра интересного, процесс обмена идет полным ходом и у нас есть уникальная возможность предложить нашим клиентам и мировому СПА сообществу собственные оригинальные решения и разработки. И так, мы рассмотрели основные «ингредиенты» Русского СПА. Каждая из описанных методик, процедур, технологий, нашла в свое применение в той или иной действующей модели СПА бизнеса. Однако главным фактором развития Русского СПА остаются национальные традиции, отечественная школа курортологии и высокий потенциал наших специалистов.

Прогнозы и тренды развития рынка косметических услуг на 2008-2012 гг.

.Конкуренция. Рост количества косметических салонов, остроты конкуренции и борьбы за клиента. Актуальность простоя площадей, окупаемости затрат на оборудование и функционирование салона. Необходим поиск изюминки, способной привлечь клиентов и увеличить оборот всего салона.

.Подорожание жизни. Даже обеспеченные люди вынуждены контролировать свои расходы. Подорожание жизни вызывает урезание семейного бюджета, поэтому и косметологам придется адаптировать цены к возможностям своих клиентов.

.Рост «среднего класса». До сих пор надежды косметических салонов связывались с высокообеспеченными людьми, а это всего около 3-5% населения. Растет средний класс, т.е. та часть населения, чье растущее беспокойство о своем внешнем виде и здоровье подкреплено определенными финансовыми возможностями. Актуальна не эксклюзивность, а массовость предложения.

.Рост количества и стоимости профессиональных серий.Большинству клиентов все равно, какими средствами косметолог будет решать его проблемы (ведь он изначально не получает ни рекламы, ни другой информации о препарате). Клиенту важен результат, поэтому только от косметолога зависит и используемая серия, и его финансовый доход (маржа между себестоимостью препаратов и стоимостью услуги).

.Юридическая и материальная ответственность за оказываемые услуги. Большая часть профессионалов косметологического рынка по сути не являются косметологами, т.е. врачами, - соответственно, не имеют права на проведение многих агрессивных манипуляций и инъекций. Соответственно - их проведение может караться административно и даже уголовно. Большая часть инъекционных и агрессивных препаратов не разрешены к медицинскому применению - гигиенический сертификат на косметическое средство не дает права его инъекционного введения, что ставит его использование на грань преступления. Необходима юридическая грамотность и осторожность каждого специалиста в использовании агрессивных и инъекционных методик.

.Стремление населения к здоровому образу жизни и природному оздоровлению. На фоне ухудшения общего здоровья на первый план выходит специалист, использующий природные технологии в своих интересах. Необходим минимум химии, максимум природных средств и препаратов для сохранения престижа салона. В косметологии это - «СПА».

.Рост популярности и интереса к СПА.Как и во всем мире, СПА-технологии вызывают бурный интерес. Широкий информационный поток со страниц женских журналов. SPA рассматривается как ВИП-сервис, недоступный среднему классу. В выгоде будут салоны и косметологи, использующие престижные и в то же время доступные СПА-технологии.

.СПА-экзотика. Пресыщенность вычурной экзотичностью поставит реальные, эффективные доступные косметические СПА-технологии в ряд стандартных услуг приличного салона и каждого профессионала косметического рынка.

Тренд косметологического рынка: в развитии и спросе престижные природные СПА-технологии, доступные среднему классу с максимальным оборотом и окупаемостью площадей и загруженностью персонала салона.

В качестве обобщения вышеизложенного, можно сказать следующее:- это оздоровительный комплекс физиотерапевтических процедур с использованием воды - и минеральной, и морской, и пресной, а также морских водорослей и соли, лечебных грязей и целебных растений. В современное понятие SPA входят разные виды массажа, обертываний, стоунтерапия, и т.д.

Мы рассмотрели виды spa-услуг, существующие в разных странах: Европейское SPA, Американское, Тайское, Китайское, Японское, Индийское, Античное и Российское SPA. SPA в России является как бы смесью всех традиционных процедур из перечисленных стран, и в то же время, привносит что-то свое, что делает его не похожим на SPA в других странах.

Рассмотрели тенденции рынка SPA-услуг в России. Российское SPA- это быстро развивающийся бизнес, занимающий довольно большой сегмент на рынке услуг в сфере красоты и здоровья, имеющий тенденции к дальнейшему развитию и довольно быстро окупающий все затраты и вложения.

Основные тенденции развития индустрии СПА. Внедрение: - новых методик с использованием камней (стоун терапия); - азиатских методик (восточные виды) массажа; - методов светотерапии (фотоэпиляция, фотоомоложение, свето- и цвето-терапия); - методов, основанных на лечебном питании и лекарственных растениях; - услуг косметологии и педикюра для мужчин; - методов восточной медицины; - антистрессовых программ; - процедур, замедляющих старение; - тепловых и охлаждающих процедур.

Создание:

центров СПА для детей;

центров СПА восстановительного и реабилитационного направления;

омоложение возрастной группы потребителей СПА услуг;

расширение предложений на СПА услуги в выходные дни;

рост числа СПА при гостиницах, наличие которых становится обычным требованием гостя при выборе гостиницы.

С каждым годом среди клиентов SPA растет доля потребителей-мужчин, и это, в свою очередь, может открыть новые тенденции в оформлении и фирменном стиле spa=салонов: появятся «мужские» салоны, с соответствующим «мужским» дизайном.

Мы выяснили, что такое SPA, рассмотрели особенности рынка spa-услуг. Теперь можно перейти непосредственно к фирменному стилю в сфере красоты и здоровья, и выявить основные характеристики, присущие данной области в рекламе.

2.4 Выявление особенностей формирования фирменного стиля в сфере центров

В ходе анализа и наблюдения фирменного стиля spa-салонов, были выявлены следующие особенности.

. Цветовая гамма.

В фирменном стиле салонов используются самые разные цвета, от светлых и воздушных гамм - голубых, розовых, бежевых, золотистых, светло-зеленых, до темных, глубоких тонов, таких как коричневый, черный, темно-синий. Тут, как говорится, кто во что горазд. Причем, зачастую, цветовые сочетания, использованные в дизайне, совсем не вызывают ассоциаций со spa-процедурами, хотя салон рекламирует себя именно как spa-салон.

Часто используется контраст яркого цвета и черного, например, красный на черном фоне в оформлении салона «Имидж Галерея», или ярко розовый на черном у салона «Mai Tai».

Рис. 1. Сеть Спа-салонов «Имидж-Галерея».

Рис. 2. Спа-салон «Mai Tai».

 

Рис. 3. Логотип Салона красоты и Велнес Центра Else club и Else style.

Рис. 4. Спа-центр Элен Стоун

Рис. 5. Салон красоты «Спа-студио».

Слово «spa», если говорить о цвете, у многих ассоциируется с холодными оттенками - синий, голубой, серый, - цвета водной стихии, глины, возникают ассоциации с термальными источниками, морем. Такие ассоциации хорошо выражены в оформлении салона Atlantic.


Однако же использование подобных оттенков в оформлении Центра здоровья и красоты «Довиль» навевает ассоциации, связанные с медициной, больницей, и производит немного тоскливое впечатление.


Еще spa вызывает ассоциации со светлой цветовой гаммой, пастельными оттенками - успокаивающими, гармонизирующими, легкими, невесомыми. Например, как в сети салонов Спа-философия.

Рис. 7. Логотип сети салонов Spa-Философия.

Рис. 8. Подразделение сети салонов Spa-Философия, Spa-Тибет.

Рис. 9. Подразделение сети салонов Spa-Философия, Spa-Марлен.

Та же легкость в цветовом решении есть в оформлении салона Spa-cocteil.

Рис. 10. Салон Spa-cocteil.

Цветовое решение фирменного стиля клуба красоты BontaBelle (в логотипе коричневый и оранжевый), хоть и не вызывает ассоциаций со spa-процедурами, но оставляет приятное впечатление, привлекает внимание, не раздражает глаз. За счет большого белого пространства возникает ощущение легкости и воздушности, гармоничности.

Рис. 11. Клуб здоровья и красоты BontaBelle.

Удивило преобладание в рекламе спа-салонов коричневой гаммы цветов, причем именно темных, шоколадных оттенков.

Рис. 12. Spa-салон AquaVita

Рис. 13. Спа-салон Terra dell Uomo

Рис. 14. Спа-салон Шангри-Ла.

. Уклон в восточную тематику.

Так как многие процедуры spa-салонов заимствованы на Востоке, в дизайне и оформлении часто используются восточные мотивы, чаще всего, азиатские, китайские, японские.

 

Рис. 15. Спа-салон «Сакура»

Рис. 16. Сеть спа-салонов ChinaSpa.

Рис. 17. Спа-салон Золотой Дракон

Наиболее приятное цветовое решение, на мой взгляд, у салонов «Азия-спа» и Клуба Гармонии Спа. Светло-коричневые, бежевые оттенки смотрятся естественно, не раздражают.

Рис. 18. Салон Азия-Спа.

Рис. 19. Клуб Гармония Спа.

Еще в фирменных стилях спа-салонов встречаются греческие и римские мотивы. В фирменном стиле салона «Анфея» четко читается греческий мотив - орнамент, лавровая ветка, шрифт, и т.д. Некоторый дискомфорт в восприятии вызывает цветовая гамма - темно-коричневый в сочетании с оливковково-бежевым смотрятся несколько тяжеловато, слова «Анфея» и «салон», выполненные светлым контуром, очень плохо читаются на темном фоне.

 

Рис. 20. Салон Анфея.

В логотипе салона «Янус», как и у «Анфеи», использован греческий женский профиль, но в отличие от дизайна «Анфеи», греческие мотивы больше нигде не поддерживаются.

Рис. 21. Лечебно-оздоровительный SPA центр Янус.

В стиле сети салонов «Паллада» также присутствуют Греко-римские мотивы - греческий орнамент, греческое начертание названия Паллада.

Рис. 22. Сеть салонов Паллада.

. Похожесть логотипов.

Иногда встречаются похожие по стилю логотипы, как например логотип T-Spa и First Spa, и спа-центра SpaSibo. Во всех этих логотипах стилизована буква S, что делает их похожими друг на друга. К тому же, у First Spa, и спа-центра SpaSibo в логотипе использованы одни и те же цвета - белый и темно-красный, только в логотипе First Spa красные буквы на белом фоне, у SpaSibo - наоборот.

 

Рис. 23. логотипы салонов T.Spa, First Spa, SpaSibo.

. Нецелесообразность логотипа.

Встречаются действительно «странные» логотипы. Логотип салона «7 красок» смотрится очень уж по-детски, несерьезно, совсем не вызывает ассоциаций со spa-процедурами и больше напоминает картинку с коробки с детскими красками.

Рис. 24. Салон «7 красок»

Салон «Блеск» в своем оформлении использовал антураж из драгоценностей, и нарисованные картинки, обозначающие разные направления в деятельности салона: салон красоты, spa, фотостудия, турбюро, и т.д. В итоге все это разноцветье смотрится немного аляписто, и не вызывает ощущения серьезности и компетентности фирмы, предлагающей все перечисленные услуги. К тому же, украшения и драгоценные камни наталкивают на мысль, что это реклама ювелирного магазина, а не салона красоты.

Рис. 25. Салон красоты «Блеск»

Салон «Дворянская усадьба» претендует на звание самого аристократичного клуба, но его реклама смотрится довольно простовато, невыразительно.

Рис. 26. Spa-салон «Дворянская усадьба».

. Совпадение в названиях.

Как говорится, все гениальное - просто, и вполне естественно, что такие простые и гениальные идеи приходят в голову сразу нескольким людям. Салоны красоты с названием «Лотос» есть чуть ли не в каждом городе, и при этом никак между собой не связаны, то есть это не сеть салонов с одинаковым названием, а просто совпадения.

Рис. 27. Салон красоты «Белый Лотос» в Санкт-Петербурге.

Рис. 28. Центр красоты и SPA в Санкт-Петербурге.

Рис. 29. Цветущий Лотос, Центр красоты и здоровья в Москве.

Рис. 30. Лотос, салон красоты и студия фитнеса в Москве.

Выводы

Итак, из проведенного анализа на основе наблюдения и сравнения, можно сделать следующие выводы:

. Использовать восточные мотивы (если это нужно), надо осторожно и обдуманно, так как дизайна салонов с восточным уклоном уже очень много.

. Стараться не повторяться в дизайне фирменного стиля, применять новые ходы и методы в рекламе. Похожий на существующую марку фирменный стиль может привести к неприятным последствиям - потребители будут путать вашу фирму с конкурентами.

. Фирменный стиль должен быть целесообразным по отношению к объекту, который он представляет. Логотип, и цвета, использованные в фирменном стиле, должны соответствовать общей идее, подавать объект рекламы так, чтобы он был узнаваемым, понятным потребителю.

. Проблема совпадения названий. Поскольку изменить название мы уже не можем - оздоровительный центр Лотос существует уже не первый год, и потребители привыкли к этому названию - следовательно, нужно найти новые решения в дизайне, чтобы отличаться от существующих фирм.

Глава 3. Разработка фирменного стиля для центра здоровья и красоты

«Лотос»

.1 Информация о компании. Целевая аудитория

Центр здоровья и красоты «Лотос» специализируется на оздоровительных индийских аюрведических процедурах, составлении специальных оздоравливающих диет, подборе лечебных травяных сборов (сборы составляются из алтайских трав), ароматерапии, различных видах массажа. Также в сферу услуг центра входят косметические услуги - маникюр, педикюр, различные пилинги и маски для лица и тела, услуги парикмахерской. Из рекламного буклета центра:

Аюрведа - (от санскр. «знание жизни») традиционная система индийской медицины, в основе которой лежат древние знания о природных средствах оздоровления и сохранения молодости и красоты. Мы предлагаем Вам широкий спектр аюрведических процедур - масляные массажи, очищение организма, косметологические процедуры. Консультация специалиста поможет Вам определить оптимальную систему питания и оздоровления.

Ароматерапия. Натуральные эфирные масла помогают справиться с плохим настроением, стрессами, кожными заболеваниями и даже целлюлитом. Мы поможем Вам создать аромадухи, косметические средства, учитывая Ваши предпочтения и индивидуальные особенности. А аромамассаж поможет Вам обрести гармонию и душевное равновесие.

Различные виды массажа помогут Вам приобрести красивую осанку, легкую походку, справиться с эмоциональным напряжением. Например, испанский лифтинг - массаж лица вернет сияние Вашей коже, блеск глазам и неповторимый шарм Вашему облику.

Название «Лотос» несет в себе не только воспоминание о красивом цветке. Лотос по индийским поверьям - символ чистоты и гармонии; считается, что лотос невозможно выпачкать в грязи - она не пристает к его лепесткам. В индийской культуре часто используется образ лотоса - в орнаментах, изображениях, в архитектуре зданий. В Индии есть храм в виде лотоса - храм Бахаи, он расположен рядом с Нью Дели. Архитектор Фариборз Сахба спроектировал этот храм в виде лотоса - универсального религиозного символа, символа чистоты духовной реальности. Вокруг лотоса дорожки с красивыми баллюстрадами, мостиками, лестницами, окружают девять прудов, изображая плавучие зеленые листья лотоса. Лепестки лотоса сделаны из белого бетона, а снаружи покрыты белыми мраморными плитами.

Целевая аудитория

Поскольку целевой сегмент потребителей - это в основном женщины, заботящиеся о своей красоте и здоровье, нужно привнести максимум женственности и теплоты в создание стиля, чтобы каждая приходящая в салон женщина могла почувствовать уют и заботу о ней. Ощущение мягкости и комфорта не отпугнет и мужскую категорию потребителей, несколько меньшую по количеству, чем женская - мужчины вообще не очень склонны заботиться о своем теле, хотя в последние годы эта тенденция меняется, появляется все больше мужчин, готовых расстаться с деньгами для поддержания своей молодости и красоты.

По возрасту женская аудитория довольно обширна - в салоны любят ходить как молоденькие девушки, так и женщины среднего возраста, и даже пожилые дамы. Значит, нужно создать ощущение легкости, простоты, и в то же время надежности и некоторой солидности, вызывающей уважение со стороны клиента.

Носители стиля.

В последнее время все большее количество спа-салонов переходит из мира реальной рекламы в мир виртуальной, то есть создают свои сайты или размещают рекламу о себе в Интернете. Существуют даже сайты, полностью посвященные индустрии SPA, где представлены целые каталоги всевозможных спа-центров и салонов красоты и перечислен весь спектр оказываемых услуг. Это очень удобно для потребителя, так как с развитием компьютерной сети все необходимое люди стали искать через Интернет, и выгодно для фирмы, так как по широко распространенному мнению потребителей, если у фирмы есть порядочный сайт, следовательно, она надежная и достаточно крупная. Но не все клиенты spa-салонов пользуются компьютером, к тому же, уходя из салона, хочется оставить у себя какую-нибудь информацию о нем - буклет с перечнем предлагаемых услуг, или визитку с телефоном понравившегося мастера. А наружная реклама всегда была хорошим способом привлечения внимания. Так что в данном случае, полезно будет употребить достаточно широкий круг носителей фирменного стиля, чтобы охватить максимально большую аудиторию, а именно:

сайт;

Деловая документация;

Рекламная продукция - буклеты, плакаты, каталоги, флаеры;

Наружная реклама - вывеска, штендер:

Сувенирная продукция

Фирменная одежда

Желаемый образ компании.

Наш центр поможет Вам восстановить жизненные силы, обрести гармонию и равновесие, вернет хорошее настроение и бодрость духа.

Анализ аналогов и конкурентов.

Услуги предоставляются на рынке b2c. Предварительный анализ аналогов и конкурентов выявил следующие особенности:

. Отсутствие корпоративного героя - возможно, его добавление внесет новое восприятие для потребителя

. Использование похожих образов и стереотипов - море, вода, пляж, небо, частое использование восточной - в основном китайской/японской тематики; в данном случае можно попробовать уклон в индийскую культуру и философию.

Недостатки.

Сложно выявить новый подход в дизайне среди многообразия spa-салонов, основные образы, несущие в себе смысл гармонии, релаксации, чистоты, - небо, вода, море, морские мотивы, все, что напрямую ассоциируется со словом SPA, уже было неоднократно использовано в оформлении других салонов. К тому же, открытых салонов с таким же названием уже очень много, и трудно будет сделать нечто новое, непохожее на уже существующие концепции.

Основные идеи и концепция стиля.

Центр специализируется в основном на процедурах, заимствованных из индийской культуры. Надо найти компромисс между восточным и европейским стилем, так как конечный потребитель товара - среднестатистический гражданин РФ, а не индус.

Индийская культура отличается большим количеством сложных орнаментов, чаще всего, это растительный мотив, стилизованные изображения цветов лотоса, граната. Для придания стилю индийского колорита можно внести небольшой элемент орнамента.

На текущий момент у центра «Лотос» уже сформировался некий свой стиль в оформлении, и розовый и белый цвета, как и логотип - неотъемлемая часть образа, созданного за год существования салона. Поэтому цвета мы менять не станем, возможно, добавим какой-нибудь дополнительный цветовой акцент.

.2 Разработка фирменного стиля для оздоровительного центра

«Лотос»

Логотип.

В качестве логотипа было разработано начертание названия - «Лотос», которое дополняют художественные элементы в виде стилизованных лепестков лотоса. В ходе доработки была добавлена волнообразная дуга, соединяющая последнюю букву с нижним лепестком - иллюзия цветка лотоса, покачивающегося на воде. К тому же, волна дает дополнительную динамику логотипу, и своеобразную завершенность линий.

Рис. 31. Разработанный логотип для Оздоровительного центра «Лотос»

Цветовая гамма.

Цветовое решение фирменного стиля центра - белый, оттенки розового цвета (от нежно-розоватого до глубокого розово-красного тона). Белый цвет используется и как дополнительный к розовому, и как основной при использовании логотипа на темном фоне. Со стороны символики белый цвет в данном случае использован как символ чистоты, очищения, обновления, гармонии и равновесия. Розовый цвет - цвет нежности, любви (например, к себе), заботы, теплоты, уюта и комфорта. Используется как основной цвет во всей рекламной продукции. Это так же и цвет цветка лотоса - лотосы бывают разных расцветок, но чаще всего встречаются белоснежные и розовые цветы.

Поскольку сочетание этих цветов - розовый и белый - уже использовалось ранее другими салонами с подобным названием (спа-салон Белый лотос, салон Цветущий лотос), я решила добавить дополнительные цвета - переливы золота.

Золото в оформлении - как знак роскоши, достатка, комфорта, изобилия, богатства. Золото близко к желтому, только теплее и плотнее по ощущениям, а желтый - цвет солнца, радости, тепла; близко оно и к коричневым оттенкам - цвету восточных пряностей.

Все сочетания цветовой палитры стиля заимствованы у природы - нежность белых и розовых лотосов, розово-золотые закаты, пряность цвета восточных специй…

В целом цветовая гамма получилась светлой, теплой, с достаточным количеством белого пространства, дающим ощущение легкости, «воздуха» в композиции. Переплетение розового и золотистого придает богатство стилю. Белый цвет уравновешивает и гармонизирует фирменный стиль.

Основной цвет для логотипа - розовый, но в отдельных случаях допускается замена розового на золотой или белый цвет. Например, на цветном и черном фоне допустимо использование белого цвета в логотипе, на светлом фоне можно применять розовый и золотой цвет.

Также были предусмотрены варианты использования логотипа в черно-белом и монохромном варианте.

Стилеобразующий элемент.

Для придания стилю индийского колорита были разработаны дополнительные стилеобразующие элементы - элемент орнамента, имитирующий цветок лотоса, при многократном повторении создающий красивый узор. Орнамент красиво дополняет стиль, усложняет фон.

 

Рис. 32. стилеобразующие элементы.

Шрифт.

Шрифт был выбран самый демократичный - Times New Roman, так как он довольно привычен для глаза, удобочитаем, может использоваться как в заголовках (Times New Roman Bold), в обычном тексте (Times New Roman Regular), так и в сносках и примечаниях (Times New Roman Italic).

Деловая документация.

Для удобства работы Оздоровительного центра были разработаны визитки, фирменные бланки (цветной вариант и черно-белый - для факса), папка для бумаг, набор фирменных конвертов, бейджи для персонала, обложки для дисков и фирменные подарочные пакеты.

Сувенирная продукция.

Для любимых и постоянных клиентов Центра «Лотос» была разработана сувенирная продукция - брелки, чайные чашки с логотипом, сувенирные блокноты, ручки и карандаши. А для оформления интерьера салона и поддержания общего стиля были сделаны примеры дизайна настенных часов, халатов и тапочек с фирменной эмблемой для клиентов, форма для персонала.

Атрибуты рекламы.

Для привлечения в салон новых клиентов были разработаны рекламные буклеты, плакаты, флаеры для распространения и рекламных акций.

Для оформления фасада салона была разработана вывеска и придуман штендер с рекламой салона.

Все правила и рекомендации по использованию разработанного фирменного стиля четко сформулированы, и изложены в брендбуке.

Заключение

В данной дипломной работе была поставлена цель - создать эффективный фирменный стиль для Центра здоровья и красоты Лотос. Для выполнения этой цели было проведено исследование и выведено определение понятия «фирменный стиль». Фирменный стиль - это совокупность приемов, обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов. Были обозначены основные функции фирменного стиля - идентификация, доверие, реклама, и обоснована значимость фирменного стиля в современном бизнесе.

Для лучшего понимания сути объекта - оздоровительного центра, - и его сферы услуг, было проведено исследование, в котором было определено понятие «SPA», история происхождения и развития spa-курортов, разновидности spa-услуг, отличия spa-услуг в России и за рубежом. Были выявлены тенденции развития spa-салонов на российском рынке, перспективы увеличения количества потребителей - клиентов spa-салонов.

Для определения основных тенденций в фирменном стиле SPA-салонов, был проведен сравнительный анализ оформления предприятий-конкурентов, и выявлены основные особенности и недостатки, определены возможные направления и ходы в дизайне фирменного стиля для spa-салонов.

На основе проведенных исследований был разработан фирменный стиль для Оздоровительного центра «Лотос». В ходе разработки были учтены особенности дизайна в сфере spa-услуг, выявленные в результате анализа фирменных стилей других spa-салонов, использован опыт дизайнеров и методистов, описанный в специальной литературе по дизайну и фирменному стилю. Были применены практические советы современных дизайнеров, опубликованные на специализированных сайтах по дизайну и рекламе, учтены рекомендации по работе в специальных графических редакторах - Adobe Illustrator, Adobe Photoshop.

Разработанный фирменный стиль отвечает всем параметрам, прописанным в концепции:

Цветовое сочетание белого и розового красиво дополняет золото, отличая таким образом разработанный стиль от конкурентов, добавляя акцент роскоши, усложняя цветовые отношения.

Логотип очень практичный в использовании - имеет три варианта цветового решения (розовый, белый, золотой), легко переводится в черно-белый вариант.

Идея связать стиль с индийской тематикой воплощена через стилеобразующий элемент, при помощи которого образуется узор, используемый в фоне.

В наше время в каждой отрасли рынка услуг для потребителей существует масса предложений. При таком огромном разнообразии трудно определиться с выбором, или хотя бы запомнить понравившуюся фирму. Фирменный стиль помогает потребителю узнавать полюбившуюся марку среди сотен других, а фирме дает возможность выделиться среди конкурентов, выразить свои характерные черты через оформление, придает свой неповторимый шарм и помогает создать нужный образ. Я надеюсь, что созданный мной фирменный стиль поможет Оздоровительному центру «Лотос» стать узнаваемым для клиентов, и привлечет много новых посетителей в салон.

маркетинговый стиль фирменный товарный

Список использованной литературы

1.        Азрикян Д., Щелкунов Д. О природе и функциях фирменного стиля. - Изд-во: «Техническая эстетика», №10, 1975.

2.       Андреев П. Время менять знаки. «Рекламный мир», № 2(53), февраль 1997.

.        Андреев П. Русский знак. «Рекламный мир», № 3(54), март 1997.

.        Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. Тольятти, 1995

.        Веркман К.Дж. Товарные знаки: cоздание, психология, восприятие. Изд-во: «Прогресс», М., 1986.

.        Гопьман И., Добробабенко Н. Практика рекламы. Новосибирск: СП «Интербрук», 1991.

.        Грин Н. Рекламные объявления. Какими они должны быть. - Oтраслевой бюллетень В/О «Внешторгреклама», № 61, 1985.

.        Дижур А. Фирменный стиль (обзор). М.: ВНИИТЭ, 1982.

.        Дижур А. У истоков промышленного дизайна. Петер Беренс. К 75-летию начала дизайнерской деятельности.- «Техническая эстетика», № 12, 1982.

.        Добробабенко Н. Фирменный стиль: принципы разработки, использования, оценки. М.: «Соверо», 1986.

.        Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

.        Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. Москва. Изд-во: «Эксмо», 2005.

.        Кузнецова Г. Эффективная ключевая фраза. - «Реклама», № 3, 1983.

.        Методические рекомендации для разработчиков товарных знаков. М.: ВНИИПИ, 1985, 60 с.

.        Наймушин А. Основы организации рекламы: На опыте рекламы продукции лесопромышленного комплекса. М.: Внешторгиздат, 1992.

.        Панкратов Ф., Серегина Т., Шахурин В. Рекламная деятельность. М.: «Маркетинг», 1998.

.        Соболева Т.А., Суперанская А.В. Товарные знаки.

.        Ученова В.В. История рекламы: детство и отрочество. М.: «Смысл», 1994.

.        Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - Цвет - Пространство. М.: «Стройиздат», 1973.

.        Холле К. Фирменные изделия в конкурентной борьбе на мировом рынке. - «Нойе Вербунг», № 6, 1983.

.        Щелкунов Д. Из истории фирменного стиля. - Отраслевой бюллетень В/О «Внешторгреклама», № 61, 1985.

22.     Duttweiler G. Dictionnaire pratique de la correspondence coltutlerciale et privee. Edition internationale, 1967.

23.     Corporate Communications. An international Journal, v. 2, 1997.

.        Ogilvy D. «The Image and the Brand: A New Approach of Creative Operations». Speech before the Central Region, American Association of Advertising Agtncies.Oct. 14, 1995.

.        Reynolds M., Thomas J., Gutman J. «Advertising in Image Management». Journal of Advertising Research, № 2, 1984.

26.     Ruwayama Y. Trade Marks and Symbols. Rainhold Company, v. 1, 1973.

27.     Wilcox R. Modern Advertising Methods. NY, 1986.

.        http://www.spa-expert.ru

.        http://www.artlebedev.ru/

.        http://www.demiart.ru

.        http://www.rosdesign.com/

.        http://deforum.ru/forum/

Приложение № 1. Классификация предприятий СПА

Виды предприятий СПА

Особенности предлагаемых услуг

Особенности расположения

Дневные СПА - Day Spa

Центры, где предлагаются разнообразные профессиональные СПА-услуги, включая питание и отдых, и рассчитанные на пребывание в них клиента от нескольких часов до полного дня.

Расположены в городе, как правило, без проживания.

Клубные СПА

клубы, специализирующиеся в области фитнеса и предоставляющие разнообразные профессиональные СПА-услуги.

Расположены, как правило, в городе. Без проживания.

Круизные СПА

Центры, предоставляющие широкий выбор профессиональных СПА- и фитнес-услуг, а также СПА меню.


Похожие работы на - Создание фирменного стиля для центра здоровья и красоты 'Лотос'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!