Розничная торговля по образцам

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    167,37 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Розничная торговля по образцам













РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ ПО ОБРАЗЦАМ

Розничная торговля по образцам как альтернатива "классической" торговле либо дополнение к ней приобретает все большую популярность. Среди конкурентных преимуществ такой формы торговли - снижение расходов на реализацию товаров, мобильность совершения сделок, возможность совмещения торговых операций и рекламы, оптимизация логистических схем доставки и т.д.

Рассмотрим основные вопросы деятельности организаций, реализующих населению товары по образцам.

Общие положения

Торговля по образцам представляет собой форму торговли, при которой покупатель выбирает товары по их образцам или описаниям (ст. 11 Закона Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З "О торговле" (далее - Закон о торговле)). Такая торговля осуществляется по установленным правилам (Правила осуществления розничной торговли по образцам, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 (далее - Правила N 31)).

Розничная торговля по образцам проводится путем демонстрации образцов (описаний) товаров в торговых объектах либо распространения информационных источников, содержащих описания товаров (каталогов, проспектов, буклетов, фотографий и т.д.). Покупатель изучает образцы или описания, выбирает и оплачивает необходимые товары (п. 3, 4 Правил N 31).

Торговля по образцам может вестись как в торговом объекте, так и вне его способами, представленными на схеме.

Рис. Способы торговли по образцам

Торговля по образцам в торговом объекте

Образцы товаров демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, размещение которого позволяет покупателям ознакомиться с товарами (п. 12 Правил N 31). При этом торговым объектом следует считать не только торговый зал магазина, но и любое помещение (офис, склад, павильон, демонстрационный зал), в котором с целью продажи товаров демонстрируются их образцы (описания), происходит консультирование покупателей, заключаются договоры розничной купли-продажи.

Ассортимент товаров, реализуемых по образцам, продавец определяет самостоятельно, если иное не установлено законодательством (п. 6 Правил N 31). При этом для торгового объекта необходимо разработать и утвердить ассортиментный перечень и согласовать его с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения торгового объекта (п. 5 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384 (далее - Правила N 384); Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 15.01.2009 N 4 "Об ассортиментных перечнях товаров"). Товары, включенные в ассортиментный перечень, должны быть в продаже постоянно (ст. 3.4.12 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28.04.2003 N 22).

Для ознакомления покупателей предлагаются образцы товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров. Выставленные образцы в целях предупреждения потери их качества необходимо периодически обновлять.

Если товары требуют ознакомления с их устройством и действием, образцы демонстрируются персоналом продавца в собранном, технически исправном состоянии (п. 12 Правил N 31).

Торговля по образцам вне торгового объекта

Покупатель знакомится с описаниями товаров без доступа в какие-либо помещения продавца. Информацию о товарах продавец помещает в информационные источники (каталоги, буклеты и т.д.), которые доводятся неопределенному кругу лиц путем рассылки по почте, размещения на информационных стендах, сайтах сети Интернет и другими не запрещенными законодательством способами (п. 3, 13 Правил N 31).

Широкое распространение получили интернет-магазины - сайты с информацией о товарах, продавце, позволяющие выбрать, заказать и приобрести товар (п. 2 Правил N 31). Следует отметить, что не любой сайт, содержащий описания товаров, считается интернет-магазином: ключевым моментом является возможность с его помощью заказать и приобрести товар. Например, рекламный сайт не признается интернет-магазином, если представленные на нем товары реализуются только через торговый объект.

Перечень товаров, реализуемых по образцам вне торгового объекта, определяет продавец (п. 6 Правил N 31). При этом не требуется наличия ассортиментного перечня (ч. 5 п. 5 Правил N 384).

Вместе с тем при продаже товаров по образцам вне торговых объектов действуют определенные ограничения: таким способом запрещено продавать изделия из драгоценных металлов и камней, пиротехнические изделия, лекарственные и ветеринарные средства, БАДы, а также оружие и патроны к нему (ч. 3 п. 6 Правил N 31).

Скоропортящиеся продовольственные товары и кулинарную продукцию можно продавать по образцам вне торгового объекта только при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется реализация таких товаров.

Информация, которую нужно довести до покупателя

Потенциальный покупатель вправе получить необходимую информацию о товарах, реализуемых по образцам, и их продавце.

Таблица. Информация о продавце и способы ее доведения до покупателя <*>

Информация

Способы доведения


в торговом объекте

вне торгового объекта

Наименование продавца (фирменное наименование)

Вывеска, информационная табличка, расположенная на входных дверях или фасаде торгового объекта

Информационные источники (каталоги, буклеты, интернет- сайты и т.д.)

Наименование торгового объекта (если оно не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца



Режим работы



Информация о месте нахождения продавца, если им является организация, филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации

Иной доступный способ, принятый в торговом обслуживании потребителей


Информация о лицензии (при продаже товаров, розничная торговля которыми подлежит лицензированию)




Покупатель имеет право получить от продавца сведения как о товарах, так и об их изготовителях, а продавец обязан своевременно в доступной форме довести до покупателя необходимую и достоверную информацию (п. 1 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей); п. 9 Правил N 31).

До заключения договора покупателю предоставляются сведения о наименовании товара, цене, условиях оплаты и доставки, количестве или комплектности и другая информация о товаре с учетом его специфики (подп. 9.2 Правил N 31).

При доставке товаров покупателю продавец должен предоставить необходимые сведения об их использовании и иную предусмотренную законодательством или договором информацию, а также штриховой идентификационный код товаров, маркируемых таким кодом (абз. 3 подп. 9.2 Правил N 31; п. 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2005 N 862 "О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. N 748"; п. 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 N 748). Одновременно с товаром покупателю передаются относящиеся к нему документы: технический паспорт, инструкция по эксплуатации и др. (п. 24 Правил N 31).

Договор купли-продажи товаров по образцам

Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом (п. 1 ст. 467 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Причем организация, которая тем или иным способом предлагает к продаже товар по образцам, обязана заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести такой товар (ч. 3 п. 11 Правил N 31).

Способы заключения договора разнообразны и зависят в первую очередь от формы торговли по образцам. Классический вариант - договор заключается путем составления документа, подписанного сторонами.

Возможны и другие способы, например покупатель сообщает о своем намерении приобрести товар после ознакомления с его образцом (описанием). Сообщение может быть передано при помощи почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что оно исходит от покупателя, а также в иной форме, не запрещенной законодательством (п. 14 Правил N 31).

В общем случае договор признается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего факт приобретения товара (например, кассового или товарного чека) (п. 15 Правил N 31). Исполненным договор, как правило, считается с момента передачи покупателю товара, доставленного:

в место, предусмотренное договором;

по месту жительства покупателя или иному указанному им адресу (если место передачи товара договором не определено) (п. 20 Правил N 31).

Оказание услуг в связи с продажей товаров по образцам

Продавец может предложить покупателю товаров сопутствующие услуги:

доставку;

сборку, установку, подключение, наладку;

сервисное обслуживание (п. 5 Правил N 31).

Услуги в связи с продажей товара, предлагаемые продавцом при заключении договора, могут оказываться только с согласия покупателя, который вправе отказаться от них (п. 27 Правил N 384, ч. 2 п. 6 Правил N 31).

На практике нередко возникает вопрос: является ли для торговой организации оказание на возмездной основе услуг, сопутствующих реализации товаров, отдельным видом деятельности?

Закон о торговле определяет торговлю как предпринимательскую деятельность, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. Иными словами, доставку, сборку, установку, подключение и прочие аналогичные услуги (работы) следует относить к торговой деятельности, если они непосредственно связаны с продажей товаров, т.е. являются обязательным условием договора купли-продажи и включены в цену товара.

Если же такие услуги (работы) оказываются на основании отдельного договора с покупателем (перевозки, подряда, сервисного обслуживания и др.) и оплачиваются сверх установленной цены товара, их нужно рассматривать как отдельные вспомогательные виды деятельности торговой организации.

Проанализируем варианты доставки товара в зависимости от договорных условий оказания и оплаты такой услуги. Товар можно доставить покупателю нарочным (курьером) либо воспользоваться своим автомобилем или услугами сторонней организации (почта, перевозчик и т.д.) При этом бухгалтерский учет данных операций зависит от того, включены ли услуги по доставке товара в его розничную цену.

Бесплатная доставка товара покупателю

В этом случае доставка является частью договора купли-продажи товара и не оплачивается покупателем дополнительно, поскольку уже учтена продавцом в цене товара.

Затраты, понесенные продавцом в связи с такой доставкой, следует относить к расходам на реализацию. Сюда включаются расходы по оплате услуг перевозчиков, почтовых отделений, а если доставка осуществляется собственными силами продавца - расходы по оплате труда курьера, водителя, покупке горюче-смазочных материалов, амортизации автомобиля и т.д.

В бухгалтерском учете данные расходы обобщаются на счете 44 "Расходы на реализацию" и впоследствии включаются в себестоимость реализации (Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89 (далее - Инструкция N 89)). При этом составляются бухгалтерские проводки:

Д-т 44 - К-т 60, 23, 70, 69, 02, 10-3 - затраты по доставке товаров покупателю учтены в составе расходов на реализацию;

Д-т 90-2 - К-т 44 - связанные с реализацией расходы включены в себестоимость реализации.

Включенные в цену расходы на доставку возмещаются за счет торговой надбавки в розничной цене товара.

Доставка товара за отдельную плату

Если по условиям договора купли-продажи доставка товаров не предусмотрена либо предлагается в качестве дополнительной услуги, покупатель может воспользоваться таким предложением, оплатив ее стоимость сверх цены приобретаемого товара.

У продавца соответствующие затраты не включаются в расходы на реализацию товаров, а отражаются:

как возмещение услуг, оказанных сторонними субъектами хозяйствования (перевозчиками, почтовыми отделениями и т.п.), - если доставка товара осуществляется с привлечением третьих лиц;

как оказание транспортных или курьерских услуг - если товар доставляется силами продавца.

Если доставка производится третьими лицами и возмещается покупателем дополнительно к цене товара, в бухгалтерском учете составляются записи:

Д-т 76 - К-т 51 - оплачено сторонней организации за услуги по доставке;

Д-т 62 - К-т 76 - предъявлена к возмещению покупателю стоимость услуги по доставке;

Следует иметь в виду, что если продавец сам оказывает услугу по перевозке товара в адрес покупателя на автомобиле и взимает за это плату, он осуществляет транспортную деятельность (код 60240 "Перевозки грузов автомобильным транспортом" Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Виды экономической деятельности" ОКРБ 005-2006, утвержденного Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 N 65). В данном случае он должен формировать тарифы на автоперевозку и отражать в бухгалтерском учете доходы и расходы по транспортным услугам в общеустановленном порядке.

Ценообразование и отражение в бухгалтерском учете

Организация, торгующая товарами по образцам, вправе самостоятельно или по согласованию с покупателем устанавливать цены на товары и тарифы на сопутствующие работы, услуги, если в отношении них согласно законодательству о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование (ст. 12 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З "О ценообразовании" (далее - Закон о ценообразовании)). Такое регулирование в настоящее время осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) только в отношении товаров, включенных в соответствующие перечни (приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь"; Постановление Советом Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 N 495 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь").

На остальные товары (работы, услуги) устанавливаются свободные цены и тарифы, т.е. сформированные под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (абз. 5 ст. 3 Закона о ценообразовании).

Продажная цена товара в розничной торговле складывается из цены его приобретения, торговой надбавки и НДС (за исключением фиксированных (регулируемых) розничных цен) (п. в) ч. 2 разд. 1.3.1 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных Приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 09.04.2007 N 74 (далее - Методические рекомендации N 74)).

Для учета товарных операций Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89, предусмотрены следующие основные балансовые счета: 20 "Основное производство", 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 44 "Расходы на реализацию", 90 "Реализация" (ч. 11 разд. 1.3.1 Методических рекомендаций N 74).

Пример 1.


Расчеты за товары, реализуемые по образцам

Оплачивать приобретаемые по образцам товары покупатель может в наличной и безналичной форме (п. 15 Правил N 31).

По общему правилу наличные денежные средства и банковские пластиковые карты принимаются к оплате с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем (далее - кассовое оборудование), платежных терминалов (подп. 2.1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 N 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее - Постановление N 18/1)).

Однако этот порядок приема наличных не является обязательным для торговли с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место (подп. 2.2.13 Постановления N 18/1). В подобных случаях прием наличных денежных средств может оформляться первичными учетными документами, информация о бланках которых занесена в электронный банк данных (ч. 2 подп. 2.2 Постановления N 18/1). Из установленного перечня таких документов (Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.04.2002 N 43 "О бланках первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках") для приема наличных денег подходят приходный кассовый ордер формы КО-1, талон формы 20-ФС и квитанция формы КВ-1.

Следует отметить, что с 1 апреля 2011 г. существенно изменились требования, предъявляемые к формам первичных учетных документов (Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 N 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов"). Так, в качестве первичных теперь применяются документы, составленные по формам, содержащимся в Перечне первичных учетных документов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360 (далее - Перечень)). В настоящее время данный Перечень включает только одну обязательную к использованию форму документа для приема наличных денежных средств - приходный кассовый ордер. Квитанция формы КВ-1 и талон формы 20-фс в Перечень не вошли, однако организации вправе применять их до 01.07.2011 (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 N 37 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь").

Безналичные расчеты осуществляются путем внесения покупателем денежных средств на расчетный счет продавца через банк, отделение связи или с помощью банковских пластиковых карточек.

При оплате покупателями товаров в бухгалтерском учете организации составляются следующие проводки:

Д-т 50 - К-т 62 - получение от покупателя наличных денежных средств в оплату за товар;

Д-т 51 - К-т 62 - поступление оплаты за товар на расчетный счет.

В определенных случаях покупатель может рассчитаться за товар, используя электронные платежные системы (например, EasyPay, WebMoney) (Правила осуществления операций с электронными деньгами, утвержденные Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 N 201).

Покупатель может оплатить товар предварительно либо по факту его получения. Принимая от покупателя предоплату, продавцу нужно учитывать возможные последствия нарушения срока передачи товара покупателю.

Выплата процентов за просрочку передачи товара

Если покупатель не получил в оговоренный срок оплаченный им товар, он вправе согласовать с продавцом новый срок доставки либо требовать возврата уплаченной суммы. При этом продавец должен выплатить покупателю проценты на сумму предоплаты в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за период со дня доставки товара, указанного в договоре, до дня:

фактической доставки (в случае согласования нового срока);

возврата суммы предоплаты.

Договором может быть установлен и более короткий срок для начисления процентов (п. 2, 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей, п. 26 Правил N 31).

Следует также помнить о том, что уплачиваемые покупателю проценты за просрочку доставки облагаются подоходным налогом, при этом организация-продавец выполняет функции налогового агента (подп. 1.1 ст. 154, п. 1 ст. 175 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Пример 2.

товар торговля покупатель розничный

Документальное оформление приобретения товара

По общему правилу в момент расчета покупателя за товар и выдачи ему продавцом документа о приобретении товара происходит заключение договора купли-продажи (п. 15 Правил N 31).

Какой документ продавец должен выдать покупателю? Ответ на этот вопрос содержится в абз. 4 ст. 1 Закона о защите прав потребителей и Положении о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утвержденного Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 N 23 (далее - Положение N 23)).

Если денежные средства принимаются с использованием кассового оборудования, в подтверждение покупки продавец выдает покупателю кассовый чек (ч. 1 п. 1 Положения N 23).

При продаже товаров без использования кассового оборудования документом, подтверждающим факт покупки, может быть в том числе квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя.

Похожие работы на - Розничная торговля по образцам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!