Организация и развитие электронной торговли в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,54 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация и развитие электронной торговли в России

Введение

Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. Подобные исследования красноречиво свидетельствуют о том, что компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов. «Он - лайновая» торговля стремительно развивается. Однако полноценное развитие этой области - это не только создание магазинов, это комплексный процесс, со своими законами и правилами.

Интернет - это технология будущего. И необходимо знать, как эффективно использовать эту технологию.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть организацию и развитие электронной торговли в России.

Исходя из цели, задачами работы являются:

изучить основные понятия электронной коммерции;

рассмотреть этапы становления электронной коммерции;

изучить правовую основу электронной коммерции;

рассмотреть основные направления электронной коммерции и уровень их развития;

охарактеризовать проблемы и перспективы развития электронной торговли в России.

1. Понятие и сущность, основные направления электронной коммерции

.1 Основные понятия теории электронной коммерции

Использование компьютеров, объединённых в сети для бизнес-сделок связанных с продажами, началось 30-40 лет назад. В то время как первые продажи через Интернет были зафиксированы в 1995 году, именно в это время был открыт один из первых Интернет-магазинов - Amazon. В настоящее время электронный бизнес входит в стадию нормального функционирования, а завершая этап взрывообразного развития. В том числе завершается трансформация понятий, и вводятся более-менее устоявшиеся определения

Опр.1: Электронная коммерция- это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным образом.

Опр.2: Электронная коммерция представляет собой любой процесс, который деловая организация производит посредством сети, связанных между собой компьютеров.

На самом деле, этим термином обозначаются любые формы бизнес-деятельности, использующие возможности информационных сетей, - маркетинг, продажи товаров, аренда приложений, предоставление услуг, информации и т.д. Здесь также необходимо выделить Интернет-коммерцию, как часть коммерции электронной, её особенность состоит в том, что все транзакции осуществляются посредством сети Интернет.

Опр.3: Электронный Бизнес представляет собой любую транзакцию, совершенную посредством сети, связанных между собой компьютеров, по завершению которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.

Опр. 4: Электронный бизнес - это преобразования основных бизнес-процессов компании путём внедрения Интернет-технологий, нацеленное на повышение эффективности деятельности. Т.е. электронным бизнесом является всякая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании.

Определения 2 и 3 даны в первом в мире официальном документе правительственного уровня, касающийся вопросов регулирования Электронная Коммерция и Электронный Бизнес.

Перечень товаров/услуг, которые могут являться предметом электронной торговли, чрезвычайно велик: интеллектуальный товар (программы, статьи, консультации, и т.д.); товары, которые входят в разряд "…легче ноутбука" (книги, CD-ROM, сами ноутбуки), т.е. то, что может быть отправлено почтой; и, наконец - все другое (продукция отечественных и зарубежных производителей: от мебели до многотонных КАМАЗов). Через Интернет торгуют сувенирами, офисными принадлежностями, автомобилями; занимаются бизнесом в сфере туризма, продавая билеты, туры, бронируя номера в гостиницах; оформляют доставку цветов и подарков; разворачивают предпринимательскую деятельность в сфере бизнеса развлечений, организуя казино и тотализаторы в интерактивном режиме, создавая музыкальные и эротические сайты.

При помощи электронной торговли удается добиться увеличения доходов за счет привлечения дополнительных заказчиков, снижения себестоимости продукции, сокращения цикла движения товара, улучшения качества услуг. Такие проблемы, как обработка электронных платежей, безопасность передачи коммерческой информации и конфиденциальность, могут быть решены с помощью уже наработанного в большом количестве стандартного программного обеспечения. У тех, кто работал в сети, не возникает сомнений, что Интернет становится жизненно необходимым для ведения бизнеса.

Развитие сети Интернет привело к резкому росту популярности этой технологии торговли среди всех торговых фирм и граждан. Интернет стимулировал развитие электронной торговли на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Малые предприятия и граждане получили возможность вести свои коммерческие сделки и другие операции в оперативном электронном режиме - в режиме реального времени (on-line). Режим on-line - это режим работы банкомата, когда обмен информацией между банком и процессинговым центром происходит постоянно, и все транзакции по счету выполняются в реальном масштабе времени.

Интернет позволяет снизить затраты на проведение торговых и прочих сделок, поэтому пользователи Интернета стали переводить свои данные в цифровую форму. Оперирование цифровой информацией в компьютерных сетях значительно расширяет возможности бизнеса. Любую информацию можно представить и сохранить в виде цепочки бит.

Ценность электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара. Виртуальный магазин, работая все 24 часа в сутки, способен быстро и адекватно реагировать на запросы покупателей, у которых поиск нужной информации может занять менее одной минуты.

Для продавца ценность электронной торговли заключается в потенциальной возможности охватить своей торговлей бесчисленное количество покупателей, поскольку при такой форме торговли в сферу деятельности фирмы попадает практически вся территория земного шара. Следовательно, электронная торговля через сеть Интернет означает для фирмы укрепление ее конкурентных позиций на рынке. Важным фактором укрепления интерактивного бизнеса в целом и электронной торговли в частности является оперативность сделки.

Итак, Интернет дает возможность продавцу:

а) прорекламировать свою продукцию и товар, как на региональном, так и на международном уровнях. При этом реклама может носить не только общий характер, но и быть последовательно детализирована до показа фотографий товара, описания упаковки, условий отгрузки и т. п., причем номенклатура может быть сколь угодно большой;

б) прорекламировать свою фирму (предприятие) с целью привлечения к взаимодействию отечественных и зарубежных партнеров;

в) оперативно следить за ценовой конъюнктурой рынка;

г) прорекламировать свои проекты для привлечения инвесторов; д) организовать систему заказов продаваемого товара, как своими торговыми представителями, так и покупателями;

е) организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров;

Как следствие:

расширяется рынок сбыта, поскольку огромное число людей у нас в стране и за рубежом познакомятся с фирмой, ее продукцией и услугами;

увеличивается объем продаж, так как создается дополнительная торговая точка;

уменьшаются производственные издержки, ибо затраты на продвижение и торговлю товарами в электронном магазине меньше, чем в обычном;

удается опередить конкурентов, потому что реклама о товарах в электронном магазине более оперативна и массова;

появляется возможность торговать с любыми странами, не открывая классического магазина в каждой из них;

можно работать в магазине, находясь в любом месте, например в домашнем офисе или в автомобиле;

можно работать в любое время дня и ночи.

покупателю:

а) найти фирмы, реализующие нужный товар;

б) оценить конъюнктуру рынка и выбрать подходящую фирму-продавца нужного товара;

в) сделать уточняющие запросы к фирмам-продавцам с помощью электронной почты и получить ответы;

г) заказать товар;

д) выбрать поставщика транспортных и экспедиторских услуг; е) заказать доставку груза;

ж) произвести платежи.

Электронная торговля имеет сетевую инфраструктуру. Под инфраструктурой (лат. infro - под + структура) электронной торговли понимается комплекс операций (процессов), имеющих по отношению к ней подчиненный и вспомогательный характер, который обеспечивает условия для нормального функционирования электронной торговли. Электронная торговля базируется на нескольких уровнях сетевой инфраструктуры.

Этими уровнями являются:

производственная инфраструктура;

инфраструктура перемещения;

инфраструктура сбыта;

инфраструктура обслуживания.

Производственная инфраструктура электронной торговли направлена на производственный процесс и создание продукции, а также условия, его окружающие. Она включает в себя товар и услуги, базу данных, мультимедийный продукт, информационный продукт и услуги.

Инфраструктура перемещения включает в себя Интернет, кабельное телевидение, телефонную сеть и защищенную сеть для электронного обмена деловыми документами между компьютерными программами разных фирм в стандартной форме - VAN (Value added network).

Инфраструктура сбыта имеет целью довести товар или услугу до покупателя. В эту инфраструктуру входят электронная почта, Web-сервер, открытые базы данных, электронные каталоги и др.

Инфраструктура обслуживания включает в себя такие операции, как платеж (банковские карты, цифровые деньги и др.), безопасность, электронная почта, Web-сервер, различные каталоги, послепродажное обслуживание и др.

Основные компоненты, составляющие электронную коммерцию Электронная коммерция, по сути, состоит из трёх тесно связанных компонент: бизнес-субъектов (участников), процессов, и сетей (посредством которых связываются участники и обеспечиваются процессы).


Преимущества и недостатки электронной коммерции

Если розничные электронные магазины для российского рынка это все еще экзотика, то преимущества ведения деловых операций через Интернет многие компании почувствовали уже сейчас. Это стало особенно актуальным в условиях экономического кризиса и связано с преимуществами, которые получит фирма после применения интернет-технологий.

Имеется множество преимуществ, вот лишь некоторые из них:

значительно увеличивается оперативность получения информации, особенно при международных операциях;

значительно сокращается цикл производства и продажи, т.к. больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;

значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;

использование интернет-технологий электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам;

позволяет легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах; - позволяет создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном сайте.

Товары, которые можно заказать из другой страны электронным способом должны доставляться по воздуху железной дороге автотранспортом либо морем. Таможенные сборы на такие товары удерживаются при пересечении границы точно также как и сборы на такие же товары, заказанные обычным путем.

Однако такие товары как книги, фильмы и музыкальные произведения можно оцифровать и непосредственно переслать потребителю. По мере расширения торговли по Интернету, что может привести к аномальной ситуации. Таможенный сбор может подлежать уплате с книги или CD-диска при пересечении границы, в то время как их оцифрованные версии, доставляемые непосредственно потребителям через Интернет, позволяют избежать уплаты таких сборов. Вероятно, с таких товаров при переводе через Интернет также трудно взимать и налоги (например, НДС и налог с продаж).

Применение электронных средств в торгово-коммерческой деятельности вызывает много вопросов правового характера. Например, таких как: Каково происхождение товаров электронной торговли? В каких случаях товар, доставленный с помощью электронных средств, является отечественным и в каких - импортным? Каким образом поступают торговцы использующие электронные средства в тех случаях, когда национальное законодательство либо международные правовые акты в отношении торговых сделок предписывают необходимость заключения контрактов в письменной форме, а также представления оригиналов документов или подлинных подписей? Каким образом можно сохранить аутентичность передаваемого сообщения с тем, чтобы каждая из сторон могла определенно судить об идентичности пославшего сообщение электронным способом или быть уверенной в том, что посланное сообщение не подверглось искажению при передаче? Существование неопределенности в применимости мер принуждения, и возможности возмещения в отношении контрактов, заключенных с помощью электронных средств может явиться препятствием на пути развития трансграничной электронной коммерции. Другими словами при использовании электронных средств, скажем для заключения контракта или доставки товара необходимы не только технические возможности, но и соответствующая правовая база.

1.2 Этапы становления электронной коммерции

год. В США был образован специальный комитет TDCC (Transportation Data Coordination Committee), задачей которого стало согласование 4-х уже сложившихся индустриальных стандартов для различных транспортных систем - авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта. Результаты деятельности этой комиссии легли в основу нового стандарта для организации электронного обмена данными между организациями - EDI (Electronic Data Interchange). Стандарт получил название - ANSI Х.12 (host-based).

-е годы. Примерно в то же время в Англии происходят такие же процессы - поиск стандартных решений для обмена данными. Но здесь главная ориентация была на торговлю. Появился набор стандартов Tradacoms для международной торговли. Именно его Европейская экономическая комиссия - UNECE (United Nations Economic Commission for Europe) принимает в качестве международных стандартов GTDI (General-purpose Trade Data Interchange standards).

Таким образом сложилась ситуация сосуществования 2-х систем стандартов - европейского и американского. Это не могло устроить торговый бизнес, который начал активное взамопроникновение через океан, поэтому началось движение по объединению EDI-стандартов.

, 90-е годы. На базе стандартов GTDI появляется международный стандарт EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport), принятый ISO (ISO 9735). В качестве транспортной среды EDIFACT использует стандарт электронной почты Х.400 (подмножество Х.435). Вехи развития самого стандарта Х.400 - версии 1984, 1988, 1992 годов, стали и этапами развития EDIFACT. Но в США Х.12 по прежнему основной стандарт для взаимодействия корпораций посредством EDI. В 1997 году было намечено окончательное объединение EDIFACT и Х.12, но реально это не произошло, т.к. на повестку дня для EDI вышла другая, более актуальная проблема - возможность проведения операций Электронной Коммерции через Интернет.

-е годы. Бурный рост Интернет, связанный с появлением Web-технологии, заставил аналитиков EDI кардинально пересмотреть свои планы по дальнейшему развитию Электронной Коммерции. Появился новый тип бизнеса - розничная торговля через Интернет. А так как Интернет был (и остается) более дешевой средой для передачи информации, чем концепция электронной почты через наложенные частные сети (VAN), то был создан стандарт EDIINT (EDIFACT over Internet) на базе стандартов для электронной почты Интернет - SMTP/S-MIME.

В 1996-1997 гг. сообщество CommerceNet (www.commerce.net) (очень известная и влиятельная организация по содействию развития бизнеса в Интернет) провела ряд тестов по проверке совместимости различных коммерческих реализаций EDIINT. Тестирование прошло успешно, но был выявлен целый ряд недостатков предлагаемого стандарта (в основном это связано с вопросами совместимости стандарта S-MIME) и пока он не принят.

В 1997 году появился еще один стандарт - OBI (Open Buying on the Internet). В стандарте декларируются принципы, которым должно соответствовать программное обеспечение для Электронной Коммерции, поддерживающее открытые Интернет-стандарты. OBI опирается на EDIINT, но затрагивает значительно больший класс вопросов стандартизации всех форм взаимодействия между организациями, вовлеченных в полный цикл покупки-продажи-поставки.

1.3 Правовая основа электронной коммерции

Интернет является универсальной технологией обмена данными и информацией между сотнями миллионов людей многих стран мира. Интернет как глобальное информационное пространство не имеет государственных границ и является не только эффективнейшим средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством, но и становится средством распространения массовой информации. Функционирование сети является мощным фактором развития и использования передовых технологий. С другой стороны, с использованием сети Интернет связаны: возможность бесконтрольного распространения вредной информации, проникновения в системы управления, нарушения прав человека и т.п. требует особого внимания к вопросам информационной защиты.

Бурное развитие Интернета в цивилизованном мире опережает процесс создания и совершенствования нормативных правовых актов, необходимых для регулирования возникающих проблем.

Правовое регулирование отношений в сфере электронной коммерции

Правовой основой регулирования отношений в области электронной коммерции являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите прав потребителей», Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон "О связи", Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», Федеральный закон “О техническом регулировании”, настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Федерации, правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Основные принципы правового регулирования в сфере электронной коммерции

. Правовое регулирование в сфере электронной коммерции основывается на принципах обеспечения равенства участников гражданско-правовых отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, а также гарантий судебной защиты прав субъектов электронной коммерции.

Ограничения прав и обязанностей субъектов в сфере электронной коммерции могут быть установлены только федеральным законом.

. Сделки и иные юридические действия сторон, независимо от места их фактического нахождения, совершенные и оформленные с помощью информационных систем, сети Интернет и иных открытых или корпоративных сетей при формировании, использовании и передаче по каналам связи электронных документов, признаются совершенными в простой письменной форме при условии соблюдения требований Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, а также соглашения сторон.

. Сделки не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они были совершены и оформлены посредством использования информационных технологий при обмене (передаче) по каналам связи электронных документов (сообщений), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет:

) обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в сети;

) правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности;

) защита персональных данных, в частности, тех данных, которые собираются в процессе деятельности операторов сети (в том числе адреса, телефоны и другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе "электронной коммерции");

) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов;

) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.;

) электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение подлинности информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;

) электронная коммерция;

) информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкционированный доступ к информации, взлом серверов и сетей, разрушение и подмена информации;

) применение средств криптозащиты;

) юрисдикция: законодательство какого государства необходимо применять для урегулирования действий, совершаемых в сети.

Основные правовые проблемы Интернета:

необходимость определения государственной политики по правовому регулированию отношений, возникающих в связи с использованием сети;

необходимость учета мирового опыта и тенденций;

необходимость поддержки всего положительного, что несет Интернет нашей стране; - необходимость предотвращения или нейтрализации негативных явлений, которые связаны с функционированием этой сети.

Вопросы правового регулирования, связанные с функционированием и развитием системы Интернет в России, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации.

1.4 Основные направления электронной коммерции и уровень их развития

Разделяют такие направления электронной коммерции:

бизнес - бизнес (business-to-business, B2B) - определяет взаимодействие компаний с компаниями в электронной среде;

бизнес - потребитель (business-to-consumer, B2C) - определяет взаимодействие компаний с конечными потребителями в сети;

бизнес - государство (business-to-government, B2A) - определяет взаимодействие компаний с государственными органами;

потребитель - государство (consumer-to-government C2G) - определяет взаимодействие потребителей с администрацией.

Система электронной коммерции В2С

В2С - система электронной коммерции (бизнес-клиент), в которой в качестве продавца выступает юридическое лицо (компания), а в качестве покупателя - физическое лицо, то есть это реализация товаров и услуг непосредственному потребителю, которому она адресована. По данной информационной схеме функционируют сегодня в России крупные производители товаров промышленного потребления.

Во многом успех "Бизнеса для клиента" (B2C) связан с развитием телекоммуникаций, поскольку позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Телекоммуникационные решения B2C являются одним из звеньев в цепи бизнес-процессов <http://www.vixett.com/select/marketing/telecom_operators/operators_bussiness-process> предприятия с использованием Интернет-технологий и инструментов с целью облегчения взаимодействия с клиентами. Одним из наиболее популярных инструментов "Бизнеса для клиента" (B2C) является Интернет-магазин <http://www.vixett.com/select/marketing/marketing_terms/terms_telecom_services>, содержащий электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возможностью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Интернет, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и он-лайновой помощи. Регистрация покупателя в Интернет-магазине производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара от покупателя требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему Интернет-магазина <http://www.vixett.com/select/marketing/marketing_terms/terms_telecom_services>. В торговой системе осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки. В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты <http://www.vixett.com/select/marketing/marketing_terms/terms_telecom_services> или по телефону. При возможности оплаты через Интернет, подключается платежная система <http://www.vixett.com/select/marketing/marketing_terms/terms_telecom_services>.

. Факторы, определяющие масштабы В2С в России.

Недостаточное количество пользователей Интернет

Слабая телекоммуникационная инфраструктура.

Малое распространение средств безналичных расчетов для физических лиц.

Низкий средний уровень доходов.

Отсутствие всероссийской системы экспресс-доставки.

Система электронной коммерции В2В

В2В - сокращение от английских слов «business to business», в буквальном переводе - бизнес для бизнеса. Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. Кроме продажи корпоративными клиентами друг другу сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий для нужд производства, этот сектор электронной коммерции занимается еще и разработкой и эксплуатацией специальных систем электронного сбора и передачи информации, обеспечивающих необходимую интеграцию партнеров по коммерции. В системах «бизнес-бизнес» реализуется схема полностью автоматизированного взаимодействия бизнес-процессов двух фирм, которые используют в своей работе сеть Интернет.

Задачи B2B систем

Основная задача систем В2В - повышение эффективности работы компаний на В2В-рынке за счёт снижения затрат на подготовку торговых процедур и расширения географии бизнеса до масштаба всего мира.

В задачи B2B систем также входит:

организация взаимодействия между предприятиями - быстро и удобно

построение защищённых надёжных каналов обмена информацией между фирмами

координация действий предприятий и совместное их развитие на основе информационного обмена

Взаимодействие может быть связано с торговлей, обменом технологиями, опытом, инвестиционной деятельностью и т. д.

Классификация B2B-систем

B2B-системы различаются по набору предлагаемых функций:

1.  корпоративный сайт компании: предназначен для общения с партнёрами и контрагентами, содержит информацию о компании, персонале, руководстве, продукции, описание услуг.

2.       интернет-магазин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD> - предназначен для сбыта продукции, может быть встроен в корпоративный сайт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82>. Он позволяет размещать заказы, проводить электронные платежи, обеспечивать доставку.

.        служба закупок снабжения ищет поставщиков, получает коммерческие предложения, осуществляет электронные платежи, контролирует выполнение заказов.

.        информационный сайт - предназначен для размещения информации об отрасли, входящих в неё компаний, параметров состояния рынка, отраслевых стандартов.

.        брокерские <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%80> сайты выполняют роль посредников между покупателями и продавцами.

.        электронные торговые площадки (ЭТП): предназначены для непосредственного осуществления торгово-закупочной деятельности. ЭТП, как правило, выполняются в виде отдельных сайтов, и на них создаются рабочие места для предоставления пользователям целого ряда услуг.

.        профессиональные b2b-медиа продукты - это продукты (газеты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0>, журналы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB>, отраслевые каталоги <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3>, информационные бюллетени <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C>), нацеленные исключительно на профессионалов работающих в определённой сфере либо отрасли. B2B-издания могут быть посвящены вопросам менеджмента, логистики, продажам, финансам, различным секторам экономики и т. д. Как правило, данные издания потребляются исключительно с целью получения информации, необходимой для работы. При этом, различные типы изданий (нацеленные на определённую профессию или отрасль) могут иметь общую аудиторию, ведь одни и те же профессионалы работают на разных рынках.

Основные различия между коммерцией В2В и В2С

. Механизм установления контактов. В коммерции В2С в качестве механизма установления контактов служит взаимодействие потребителя с системой, А в коммерции В2В одно коммерческое предприятие использует Web-браузер для взаимодействия с приложением на Web-сервере другого предприятия.

.Тип взаимоотношений. Для коммерции В2С характерен тип взаимоотношений, состоящих, главным образом, в размещении заказов и производстве оплаты. А тип взаимоотношений в коммерции В2В характеризуется закупкой в оперативном режиме, исполнением заказов и отслеживанием частично обработанных массовых деловых операций.

.Характер контроля. Механизм контроля в коммерции В2С носит односторонний характер. При этом продавец контролирует взаимоотношения с покупателем. А в коммерции В2В контроль может быть как односторонним, так и равноправным - в зависимости от характера взаимоотношений между обоими коммерческими предприятиями.

Система электронной коммерции В2GG (Business - to - Government, бизнес - правительство) - система электронного бизнеса между юридическим лицами и государственными структурами. Эта система в настоящее время достаточно успешно развивается и имеет значительные перспективы. Предполагается, что именно развитие этой системы позволит концептуально изменить деловую практику в глобальном масштабе.

В последнее время все чаще встречается понятие «электронное правительство», переход к которому начинается с использования Интернета различными государственными организациями. Направления развития этой модели предусматривают использование электронных технологий в налоговой, таможенной сферах (подача и обработка электронных налоговых и таможенных деклараций), системе государственных закупок (проведение тендеров на электронных торговых площадках), социальной сфере (мониторинг и осуществление социальных программ), информационном обеспечении деятельности государственных служб и некоторых других.

Система электронной коммерции C2G

Четвертая модель организации функционирования системы электронной коммерции - Consumer - to - Government (C2G), потребитель-правительство - в настоящее время интенсивно развивается. Ее реализация позволит расширить электронное взаимодействие физических лиц и государственных органов в таких областях, как социальное обеспечение. В качестве одного из наиболее кардинальных проектов в рамках данной системы рассматривается возможность проведения электронных выборов.

Ещё одной моделью электронной торговли является Consumer to Consumer - С2С. С2С имеет место в случае, когда одни потребители продают товары другим потребителям. Потребители могут легко заключать сделки между собой и развивать свое присутствие он-лайн с помощью третьего лица - провайдера. Таким ведущим провайдером в США является ebay.com, который революционизировал концепцию С2С, предоставив хостинг торговли напрямую между потребителями в формате аукциона в Интернете. Наиболее популярными продуктами при этом являются автомобили, предметы коллекционирования и подержанные компьютеры, а наиболее популярной формой осуществления сделок является аукцион.

Таким образом, электронная торговля в силу определенного ряда преимуществ по сравнению с традиционной достаточно успешно применяется во внешней и международной торговле как одна из перспективных организационных форм.

Электронные платежные системы

Электронные валюты различных платежных систем завоевывают все большую и большую долю рынка электронных платежей в Интернете. Электронные деньги становятся обычным делом, особенно для тех пользователей Интернет, что проводят немалую часть своего времени в сети - по работе, или в качестве развлечения.

В странах Запада, электронные платежные системы находятся в зените своей славы. Через такие системы, как Paypal и E-Gold, ежедневно проходят сотни тысяч долларов. С их помощью совершаются всевозможнейшие платежи - причем не только сугубо онлайновые, такие, как оплата хостинга или доменов, программного обеспечения, но и покупка вполне материальных товаров - домов, автомобилей, офисного оборудования, аренды офисов и жилья и т.п. электронный коммерция торговля развитие

У нас, в России, спектр применения электронных денег пока гораздо уже. Основные платежные системы, созданные и ведущие дела в России - это система WebMoney Transfer (WMT, WM, Вебмани) и Яндекс.Деньги. С их помощью можно совершить покупку практически в любом интернет-магазине. Стоит учитывать, что система Вебмани старше своего основного конкурента и имеет, в связи с этим более высокую популярность. Есть нарекания и на дизайн и удобство программы-кошелька Яндекс.Денег. Впрочем, поддержка крупного информационного портала значит многое, и у Яндекс.Денег, без сомнения, впереди блестящее будущее.

Платёжные системы отличаются от банков тем, что выпускают под денежные средства депонированные в банке или драгоценные металлы, помещённые в хранилище (резерв) собственные электронные платёжные средства, являющиеся обращающимися правами требования NOW. Банковские деньги обмениваются на платёжные средства системы и обратно.

Стремительное развитие сети Интернет привело к появлению огромного количества интернет-магазинов и других проектов оказывающих услуги конечному пользователю. Как следствие встал вопрос о способе оплаты этих товаров/услуг. Как наиболее простое и удобное средство были предложены так называемые цифровые (электронные) деньги - платежные средства, представленные и обращаемые в электронном виде, оборот которых гарантирует анонимность. К концу 90-х годов XX века электронная коммерция в Рунете охватила практически все сегменты рынка: от оплаты коммунальных услуг до приобретения недвижимости, что привело к бурному развитию электронных платежных систем. Наибольшее распространение получили кредитные платежные системы, позволяющие осуществлять переводы денежных средств с использованием банковских пластиковых карт. Однако, с конца 1997 года в сегменте электронных платежей наметились серьезные изменения, обусловленные появлением сразу нескольких крупных компаний, начавших оказывать услуги по осуществлению электронных платежей.

Началом отсчета развития платежных систем России можно считать начало 1998 года, ознаменованное появлением PayCash. Спустя год появилась самая известная и распространенная на данный момент система платежей WebMoney.

В середине 2002 года произошло еще одно знаковое событие: компанией Paycash было заключено соглашение с самой крупной поисковой системой Рунета Яндекс о запуске проекта Яндекс.Деньги - универсальной платежной системы.

К концу 2002 года группой российских и украинских экономистов и программистов была создана система RUpay.

Существующие на данный момент электронные платежные системы по типу доступа к электронному счету можно разделить на 2 большие группы:

требующие установки на компьютер пользователя дополнительного программного обеспечения;

платежные системы имеющие веб-интерфейс;

Преимущества электронных платежных систем

доступность - любой пользователь имеет возможность открыть собственный электронный счет;

мобильность - внезависимости от места своего нахождения пользователь может осуществлять любые финансовые операции со своим счетом;

безопасность - передача информации ведется с использованием SSL протокола с кодовым ключом 128-bit либо другими криптографическими алгоритмами;

простота использования - для открытия и использования электронного счета не требуется специальных знания;

оперативность - перевод средств со счета на счет происходит в считанные минуты.

2. Организация развития электронной коммерции в России

.1 Проблемные вопросы развития электронной коммерции в России

В настоящее время Россия значительно отстает от развитых стран в разработке и использовании современной инфраструктуры развития рынка товаров и услуг.

Из-за отсутствия соответствующих системно-рыночных преобразований Россия пока не в полной мере принимает участие в формировании нового экономического миропорядка, который образуется на основе новейших информационных технологий бизнеса, развития глобальных телекоммуникационных сетей, в том числе международной информационной сети Интернет, создания нового сектора торгово-экономического сотрудничества в области так называемой "электронной торговли".

При этом имеется в виду, что развитие электронной торговли не является самоцелью, она является средством для решения проблемы приведения в соответствие современным требованиям информационной инфраструктуры поддержки рынка в России.

Дело в том, что за последние несколько лет в сфере электронной связи произошла технологическая революция. Стремительное развитие электронного обмена данными, в том числе и на основе стандартов ЭДИФАКТ, электронной почты и Интернета радикально изменили способы осуществления торговых операций, которые, в свою очередь, еще более упростили процедуру внешнеторговой сделки и мы являемся свидетелями мощного вторжения в практику торговых операций нового процесса - электронной торговли. Преимущества электронной торговли в том, что она позволяет снизить издержки обращения на 20-30%, а в отдельных случаях - на порядок.

Объемы электронной торговли интенсивно растут. Торговля через Интернет по своей природе интернациональна. Пока наибольшее применение она получила между США, Японией и странами ЕС.

Расширение круга стран-участниц Всемирной торговой организации и принятие в рамках этой организации Соглашения по основным средствам связи (Agreement on Basic Telecommunications) создают реальные возможности для организации глобального рынка электронной торговли. В том же направлении действуют такие факторы, как разработка согласованного международного законодательства и ужесточение мер контроля за соблюдением прав интеллектуальной собственности.

Поскольку Россия стремится стать полноправным членом Всемирной торговой организации, то необходимо учитывать и существующие международные требования и рекомендации по этому вопросу. Основными органами, которые вырабатывают международные требования и рекомендации по процедурам и правилам торговли, являются Комиссия по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Центр по упрощению процедур международной торговли (СЕФАКТ) в рамках Европейской экономической комиссии. Кроме того, в апреле 1998 года в рамках СЕФАКТ создана специальная рабочая группа по вопросам электронной торговли.

Российская Федерация пока находится несколько в стороне от этого процесса, хотя и у нас уже функционирует несколько десятков виртуальных магазинов. Главная проблема, с которой столкнулись их хозяева, - неразвитость инфраструктуры для электронных платежей (в России практически нет банков, работающих с "электронными деньгами") и очень узкий круг людей, имеющих кредитные карточки.

В этих условиях представляется, что задача организации охвата России международной системой электронной торговли, может стать одной из приоритетных. Создание такой системы состоит в увязке в единый комплекс интересов клиентов (потребителей товаров и услуг) и торговых организаций, фирм, банков и процессинговых компаний, призванных на коммерческой основе удовлетворить запросы потребителей с учетом накладываемых государством ограничений. Направленность этих ограничений - исключение ухода от налогов и обмана потребителей. Главными инструментами системы ограничений являются лицензирование деятельности организаторов торговли и сертификация применяемых ими средств, прежде всего программных.

Опыт создания современной инфраструктуры рынка наиболее развитых стран показывает, что наиболее эффективно эта задача решается путем государственной поддержки. Например, в США в интересах развития электронной торговли Президент Клинтон еще в октябре 1993 года предписал всем государственным учреждениям переходить на электронный формат в целях экономии на административных расходах, а также для снижения издержек обращения при закупках для государственных нужд. В октябре 1994 года уже было одобрено соответствующее законодательство, а в июне 1998 года Госдепартамент официально объявил о запуске пилотного проекта электронной торговли. Этот проект позволяет государственным чиновникам, заключающим контракты, осуществлять сбор заказов и получать предложения в онлайновом режиме.

В этих условиях целесообразно разработать и реализовать федеральную целевую программу "Электронная торговля в России". Генеральным Заказчиком этой программы может стать Минэкономики России.

Содержание программы:

Определение цели и задач, решаемых электронной торговлей в России;

Формирование облика предполагаемых к развертыванию систем электронной торговли;

Состав мероприятий, сроки и этапы реализации программы;

Предложения по нормативно-правовому обеспечению программы;

Ресурсное обеспечение программы;

Механизм реализации программы и организация управления;

Оценка эффективности, социально-экономические последствия от реализации программы.

Говоря о цели развития электронной торговли, прежде всего, имеется в виду, что создание современной информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг в России, интеграция ее в мировые рынки обеспечит кардинальное снижение непроизводительных издержек в российской экономике, высвобождая значительные ресурсы для возобновления экономического роста без соответствующих затрат.

Естественно, что коммерческие возможности, вытекающие из электронной торговли, в значительной мере определяются спецификой сектора торговли, а также индивидуальными особенностями страны и зависят от структуры торговли, контингента пользователей Интернета на местном рынке и других факторов. Кроме того, использование электронной торговли позволяет обеспечить ряд выгод, непосредственно не связанных с повышением прибыльности, таких как создание условий для предотвращения криминализации рыночных процессов, утечки капиталов за рубеж и др.

Что касается облика предполагаемых систем электронной торговли, то при его формировании в настоящее время необходимо учитывать следующие требования:

безопасность обмена данными, в том числе за счет использования собственных защищенных каналов связи;

поддержание стандартов и следование признанным международным сообществом процедурам торговой сделки;

исключение "ухода" от налогов и создание дохода государству сборами с каждой сделки;

обеспечение возможности сбора информации о сделках для удовлетворения потребностей государственной статистики.

В мире сложились две области применения электронной торговли.

Первая - "бизнес-потребитель". Это электронная торговля с непосредственными потребителями товаров, т.е. розничная торговля. Вторая - "бизнес-бизнес", т.е. электронная торговля между бизнес - партнерами. Второе направление в рассматриваемых предложениях является приоритетным, так как оно в большей степени учитывает потребности государства, в частности организацию поставок продукции для государственных нужд.

Из анализа документов ЮНКТАД видно, что принимая решения относительно построения систем электронной торговли как для розничных, так и для оптовых операций, необходимо учитывать ряд факторов, включая следующие:

главный рынок сбыта, географическая концентрация торговых операций и предполагаемая форма этих операций;

товары и услуги, которые будут предлагаться для продажи в настоящее время и в обозримом будущем через разрабатываемую систему;

пригодность существующих систем торговли и снабжения на базе Интернет в качестве средств развития бизнеса;

наличие требуемых технических знаний у потенциальных участников торговли;

наличие и стоимость доступа к Интернет потенциальных участников торговли;

доступность и стоимость информации о товарных рынках и партнерах;

наличие альтернатив в области финансирования, управления рискам и организации платежей для разрабатываемой системы.

Первоочередными мероприятиями по организации электронной торговли должны стать:

разработка и формирование правовой базы для ведения торговых операций на основе использования информационно- телекоммуникационных технологий;

разработка и внедрение системы государственной поддержки электронной торговли в России.

Содержанием системы государственной поддержки электронной торговли, может стать:

формирование цели и приоритетов электронной торговли;

лицензирование деятельности в области электронной торговли;

сертификация средств, предлагаемых для организации систем электронной торговли;

участие в системе стандартизации в области информационного обмена, обеспечивающего банковские, торговые, таможенные и другие операции в электронной торговле;

создание условий для исключения уклонения от уплаты налогов, исключение обмана покупателей, предотвращение криминализации рыночных процессов, утечки капиталов за рубеж и др.

Таким образом, включение России в мировое информационно- экономическое пространство будет обеспечено созданием соответствующей нормативно-правовой базы для ведения коммерческих операций, внедрением в российские системы электронной торговли соответствующих международных процедур и правил торговых операций, а также международных стандартов в области информационного обмена.

Можно с уверенностью предположить, что аналогичная ситуация сложится и в России. Задачей Правительства, в этом случае, будет создание благоприятных условий для частного капитала по развитию электронной торговли и концентрация их усилий в нужном для страны направлении.

Стремительный рост объемов электронной торговли обусловлен теми выгодами и преимуществами, которые она обеспечивает.

Основные из них:

электронная торговля приводит к глобальному сокращению расходов на проведение торговых операций (трансакционные издержки) и позволяет частично решить проблемы, связанные с традиционно невыгодным географическим расположением, особенно проблемы, порожденные большими расстояниями;

электронная торговля создает условия для прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, она способствует появлению новых участников на растущем числе рынков. В этих условиях малые и средние предприятия могут успешно конкурировать даже на международных рынках;

поскольку в основе электронной торговли лежат информационные сети и потоки, она улучшает транспарентность рынков: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качеству и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами. Это обстоятельство особо важно при организации закупок для государственных нужд;

технология электронной торговли сама по себе способна к предотвращению ряда негативных явлений, таких как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов, утечка капиталов за рубеж.

2.2 Перспективы развития электронной коммерции в России

Электронная коммерция в России не стала пока еще достаточно широко распространенной формой совершения актов купли-продажи и заключения деловых сделок, осуществляемых с помощью Интернета. В настоящее время Россия значительно отстает от развитых стран в разработке и использовании элементов инфраструктуры системы электронной коммерции (по некоторым оценкам отставание от США составляет 7 лет).

Российская Федерация не уделяет достаточного внимания решению проблем, связанных с развитием и дальнейшим совершенствованием систем электронной коммерции. Однако и в России функционирует определенное количество электронных магазинов. Все отечественные электронные магазины сталкиваются с рядом проблем, которые требуют неотложного решения. Среди наиболее серьезных следует выделить такие:

1.       весьма ограниченное количество людей, владеющих электронными кредитными карточками;

2.       недостаточная развитость системы электронных платежей; поэтому в российской действительности пока еще контакт при оплате покупки «человек - человек» остается необходимым и преобладающим;

.        отсутствие практических рекомендаций, связанных с обеспечением наиболее целесообразного сочетания в использовании известных российских платежных систем с зарубежными платежными системами, что позволило бы обеспечить более высокую надежность и эффективность функционирования российских электронных магазинов;

.        невозможность обеспечения достаточно высокого уровня безопасности обмена данными между участниками электронной торговли;

.        отсутствие специальных методик, позволяющих сколько-нибудь достоверно оценить экономическую эффективность создания и функционирования Интернет-компаний (в том числе и электронных магазинов);

.        ограниченные возможности создания дополнительных рабочих мест из-за невысоких темпов развития систем электронной коммерции.

Заключение

Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Выделяют следующие основные направления электронной коммерции:

бизнес - бизнес (business-to-business, B2B) - определяет взаимодействие компаний с компаниями в электронной среде;

бизнес - потребитель (business-to-consumer, B2C) - определяет взаимодействие компаний с конечными потребителями в сети;

бизнес - государство (business-to-government, B2A) - определяет взаимодействие компаний с государственными органами;

потребитель - государство (consumer-to-government C2G) - определяет взаимодействие потребителей с администрацией.

Электронная коммерция в России не стала пока еще достаточно широко распространенной формой совершения актов купли-продажи и заключения деловых сделок, осуществляемых с помощью Интернета. В настоящее время Россия значительно отстает от развитых стран в разработке и использовании элементов инфраструктуры системы электронной коммерции (по некоторым оценкам отставание от США составляет 7 лет).

Существующие препятствия для развития электронной коммерции, могут быть преодолены. Можно создать специальный саморегулирующийся орган для отслеживания электронных подписей, можно заставить работать уже существующие законы, регулирующие защиту данных и т.д. Хотя чрезмерное регулирование продолжает вызывать обеспокоенность, проблемы правового характера, с которыми сталкиваются компании, занимающиеся электронной коммерцией, характерны для всех новых российских компаний. Новые компании в области электронной коммерции нуждаются в доступе к рынкам капитала. Для их успешной работы необходима правовая система, надежно защищающая права интеллектуальной собственности и права акционеров, не имеющих контрольного пакета акций. Появятся российские компании, которые в конечном итоге найдут доступ к западным рынкам, но свое настоящее развитие электронная коммерция получит лишь в том случае, если будут успешно разрешены все главные проблемы российской правовой системы.

Сегодня лишь немногие сомневаются в потенциале и перспективах развития межфирменной электронной коммерции (сферы «бизнес - бизнес», или В2В). Проведенный агентством «Эксперт РА» опрос показал, что 89% российских производителей либо уже осуществили значительные инвестиции в развитие информационных технологий, либо собираются это сделать в ближайшее время. Так что перспективы у электронной коммерции в России есть, и это не может не радовать.

Список использованных источников

1. Албитов, А. Нестандартные возможности использования Интернета / А. Албитов // Интернет-маркетинг. - 2009. - №2.

. Багрин, Ю.А. Интернет как новый маркетинговый канал / Ю.А. Багрин // Маркетинг и реклама. - 2008. - № 11.

. Баско Ф. А. В2В в России: проблемы и перспективы.- М, 2008

. Богдановская, И.Ю. Правовое регулирование электронной коммерции: зарубежная практика, по материалам конференции: «Интернет право» / И.Ю Богдановская.

. Галкин, С. Бизнес в интернет / С. Галкин - М.: Изд-во Центр, 2007 - 425 с.

. Денисюк, С. Мультимедийные технологии как инструмент интернет-маркетинга / С. Денисюк, М. Иванова // Интернет-маркетинг. - 2007. - №2.

. Крючков, М.Ю. Перспективы внедрения электронной коммерции в России / М.Ю. Крючков. - М.: Экспресс, 2007. - 236 с.

. Паршенцев, А.А. - Проблема и перспективы развития электронных магазинов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 3. - С. 84-89.

. Пьянченков В. П. Электронная коммерция - дорога в завтрашний день. - М.: «Мир Интернет», № 1, 2005,

. Серго А. П. Правовое регулирование электронной коммерции, - М.: «Мир ПК», № 4, 2007.

. Успенский И.В. Энциклопедия Интрнет бизнеса: электронная коммерция, - М.: «Эксмо», 2006.

Похожие работы на - Организация и развитие электронной торговли в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!