Психологические стратегии преодоления одиночества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,71 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические стратегии преодоления одиночества














Психологические стратегии преодоления одиночества

ОГЛАВЛЕНИЕ

одиночество возрастное копинг поведение стратегия

Введение

ГЛАВА 1. Проблема копинг-поведения в зарубежной и отечественной психологии

.1 Подходы к пониманию копинга

.2 Классификация копинг-стратегий

ГЛАВА 2. Проблема одиночества в психологической науке

.1 Проблема определения одиночества

.2 Особенности переживания одиночества в разные возрастные периоды

.3 Возрастные особенности преодоления одиночества

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современном российском обществе все более актуальной становится проблема одиночества. Социальная ситуация нестабильности разобщает социальные и возрастные группы и их представителей. В условиях отчуждения людей друг от друга в больших городах проблема одиночества становится еще острее.

Обзор исследований показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества. В научном рассмотрении одиночества можно выделить две тенденции: его негативное и позитивное рассмотрение. Такое противоречие в оценке влияния одиночества выражается тем, что, с одной стороны, оно понимается как деструктивное для личности, с другой, считается необходимым этапом самопознания и самоопределения. Большинство исследователей одиночества связывают его с резко негативными эмоциональными переживаниями, разрушительным образом влияющими на личность.

Также обзор научных работ показывает, что, несмотря на разные направления исследования данной проблемы в психологии, до сих пор недостаточно изученным остается одиночество как возрастной феномен. В обществе распространена не только психическая, эмоциональная изоляция пожилых людей, но и подростков, молодежи. В силу вышесказанного возрастные особенности преодоления одиночества являются актуальным и недостаточно изученным полем психологического исследования.

Изучением одиночества как социально-психологического феномена занимались К.А. Абульханова-Славская, С. Г. Корчагина, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова. Явления, близкие одиночеству (изоляция, уединение, обособление, отчуждение) изучали О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш.

В отечественной психологии одиночество также рассматривается в аспекте проблем общения (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Амбраумова, Г.П. Орлов, И.С. Кон).

Возрастные психологические особенности одиночества (в подростковом и юношеском возрасте) изучали И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина. Для нас важны исследования одиночества в возрастных группах (подростки и др.), где причины нарушения межличностных отношений, одиночества, изоляции личности обусловлены как их возрастными, так и личностными особенностями (Н.Д. Левитов, С.Г. Корчагина, И.С. Кон и др.).

Проблема совладающего (копинг) поведения, поставленная в контексте соответствующих психологических исследований, является важной для личности: копинг может способствовать овладению ситуацией, ослаблять или смягчать ее воздействие.

Среди зарубежных работ наиболее важны: концепция адаптационного синдрома Г. Селье, когнитивно-феноменологическая теория Р. Лазаруса, С Фолкмана.

В отечественной психологии активное изучение проблематики копинг (совладающего) поведения началось сравнительно недавно, изучением копинга и копинг-стратегий занимались Л.И.Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Т.Л. Крюкова, К.И. Корнев, С.К. Нартова-Бочавер, К. Муздыбаев, И.В. Шагарова и другие. Отечественные подходы к преодолению трудной жизненной ситуации, совладанию со стрессом, кризисом (потери работы, утраты и др.) представлены в работах Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, Т.Л. Крюковой, С.К. Нартовой-Бочавер, В.И. Корнева, И.В. Шагаровой и др. Исследованиям ситуационных особенностей, детерминации и ресурсов копинга посвящены работы Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, Л.И. Дементий, Т.Л. Крюковой, И.В. Шагаровой.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

.1 Подходы к пониманию копинга

Актуальность изучения копинга и стратегий преодоления стрессовых ситуаций связана с тем, что в процессе их преодоления человек может приобрести новый опыт по овладению трудными жизненными ситуациями.

Понятие «копинг» происходит от анг. «to cope» - справляться, преодолевать. В зарубежной психологии понятие «копинг» первоначально использовалось в психологии стресса и определялось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. Наиболее знамениты работы Р. Лазаруса. Р. Лазарус определяет его как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека» [8, с.182]. Р. Лазарусом были предложены и развиты идеи о копинге как процессе. Согласно представлениям автора, «копинг изменяется во времени в соответствии с контекстом ситуации, в которой он реализуется» [цит.по 13. С.18]. Р. Лазарус отметил в овладении стрессовой ситуацией две последовательные стадии процессов познавательной активности: первичной оценки того, насколько ситуация угрожающа, и вторичной оценки возможностей с ней справиться. Для этого может быть применена одна из двух стратегий: либо прямые действия, сопровождаемые соответствующей эмоциональной активацией, например нападение (гнев), бегство (страх), пассивность (депрессия), либо переоценка, выставляющая ситуацию менее опасной, в более благоприятном свете, и, в свою очередь, понижающая уровень связанного со страхом эмоционального возбуждения [цит. по:1, с.56].

В отечественной психологии используются, кроме термина «копинг», термины «совладание», «совладающее поведение», «преодоление». С.К. Нартова-Бочавер отмечает: «…В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление» [17, с.20]. В.А. Бодров пишет: «Понятие «coping behavior» («совладающее поведение», «поведение по преодолению») используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях» [3, с.122]. По мнению Л.И. Анцыферовой «в отечественной психологической литературе до сих пор нет терминологического единообразия, - при обозначении как данной области исследований, так и самой феноменологии используются слова и «совладание», и «совладающее поведение», и «психологическое преодоление», и просто калькированное «копинг» (от английского «to cope» - преодолевать)» [цит. по 1, с.40].

Действительно, данное понятие копинг (совладающего) поведения используется для описания характерных способов поведения в стрессовых, кризисных ситуациях. И зарубежные, и отечественные исследователи в своих специальных работах отмечают, что психологическое значение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, уменьшить действие последней, обеспечить и поддержать благополучие человека (В.А. Бодров, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.В. Шагарова и др.).

С.К. Нартова-Бочавер характеризует копинг следующим образом. Копинг - это «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [17,с.20]. Психологическое предназначение копинга, по С.К. Нартовой-Бочавер, состоит в том, чтобы «как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и т.о. погасить стрессовое действие ситуации»[17,с.20]. Цель копинга, с точки зрения С.К. Нартовой-Бочавер - это «обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья» [17, с.20].

Конкретизируя понятие копинга, И.В. Шагарова пишет следующее. « В широком смысле копинг включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера - попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. От простого приспособления копинг отличают дополнительные условия (внешние - характеризуют саму задачу, внутренние - представляют собой психологические характеристики субъекта)» [27, с.135].

Т.Л. Крюкова в своем исследовании совладающего поведения определила его как «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий [7, с.50]. Основными положениями психолога являются следующие. Человек рассматривается как субъект, активно противостоящий неблагоприятным воздействиям и обстоятельствам посредством копинг - поведения. Последнее позволяет человеку справиться со стрессом, трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и среде способами. Итогом копинг - поведения может стать устранение трудной жизненной ситуации, ее преобразование или адаптация к ее требованиям. Стратегиям совладания можно научиться, возможна целенаправленная выработка навыков конструктивного и эффективного копинг - поведения для психического здоровья личности. Т.Л. Крюкова рассматривает совладающее (копинг) поведение как сознательный и целенаправленный способ разрешения трудностей (в качестве одной из форм проявления субъектности). С точки зрения психолога совладающее поведение - это сознательное поведение, «зеркало субъективной активности человека», а не пассивное отражение качеств личности и особенностей жизненной ситуации. Оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией и представляет не только приспособление, если ситуация поддается контролю, но и на изменение ситуации [7].

Сложный вопрос о соотношении понятий совладающего (копинг) поведения и психологической защиты. До сих пор у исследователей нет единства по этому вопросу. Так, А.Н. Фоминова пишет: «Что касается группы защитных форм преодоления, выражающихся в искаженном понимании действительности, то их эффективность оценивается неоднозначно. Часть зарубежных и отечественных психологов считают эти формы дезадаптивными, некоторые, напротив, полагают, что иллюзии и фантазии помогут человеку сконцентрироваться и преодолеть жизненные сложности, а тактика отрицания способствует дозированному принятию сложной ситуации» [цит. по 7. с.51] . Р.М. Грановская и И.М. Никольская отмечают, что понятие копинга по своему содержанию близко к понятию психологической защиты, и основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых [4, с.26].

Подводя итог, отметим следующее. Понятие копинг (совладающего) поведения используется для описания характерных способов поведения в трудных, кризисных ситуациях. И зарубежные, и отечественные исследователи в своих специальных работах отмечают, что психологическое значение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, уменьшить действие последней, обеспечить и поддержать психическое здоровье человека.

Действительно, копинг - поведение обязательно, по нашему мнению, должно быть эффективным. Для этого исследователи выделяют и находятся в поисках стратегий копинга.

Подводя итог, отметим, что понятие копинг (совладающего) поведения используется для описания характерных способов поведения в трудных, кризисных ситуациях. И зарубежные, и отечественные исследователи в своих специальных работах отмечают, что психологическое значение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, уменьшить действие последней, обеспечить и поддержать психическое здоровье человека. Копинг-поведение - это сознательный и целенаправленный способ разрешения трудностей, форма проявления субъектности.

.2 Классификации копинг-статегий

Копинг - поведение реализуется посредством применения копинг - стратегий и стилей копинга.

Р. Лазарус, С. Фолкман предложили классификацию копинг-стратегий, ориентированную на два основных типа - проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused) [8].

Лазарус отметил в овладении стрессовой ситуацией две последовательные стадии процессов познавательной активности: первичной оценки того, насколько ситуация угрожающа, и вторичной оценки возможностей с ней справиться. Для этого может быть применена одна из двух стратегий: либо прямые действия, сопровождаемые соответствующей эмоциональной активацией, например нападение (гнев), бегство (страх), пассивность (депрессия), либо переоценка, выставляющая ситуацию менее опасной, в более благоприятном свете, и, в свою очередь, понижающая уровень связанного со страхом эмоционального возбуждения [8].

Копинг-стратегии, отмечает С.К. Нартова-Бочавер - это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания [17]. Т.Л. Крюкова определяет стратегии копинг - поведения следующим образом: «Под стратегией совладания понимаются основанные на осознаваемых усилиях действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам» [7, с.29]. Согласно мнению Л.И. Анцыферовой, «совладание- это процесс, в котором на разных этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их» [1, с.16]. Как отмечает В.А. Бодров, «понятие «стратегия» применительно к проблеме преодоления стресса характеризует определенные способы поведения человека в стрессовых условиях на основе анализа признаков развития» [3, с.106. В.И. Голованевская считает, что для поиска ответа на вопрос о причинах предпочтения стратегий совладающего поведения необходимо включить в данный анализ категорию Я-концепции. «Ситуации, - пишет она, - требующие совладания, традиционно определяются как более сложные, следовательно, для их преодоления необходимо прикладывать усилия и реализовывать свои возможности на более высоком уровне, задействовать весь свой потенциал, активизировать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях, т.е. ведущее влияние оказывают такие компоненты Я-концепции, как возможное Я и идеальное Я» [цит. по 7, с.23].

Существует большое число попыток классификации стратегий копинг - поведения. Как отмечает С.К. Нартова - Бочавер, «классификации стратегий построены вокруг двух основных модусов совладания: стратегии, направленные на изменение или разрешение проблемы, а также стратегии, связанные с изменением собственных установок в отношении ситуации (эмоциональные или избегающие)» [цит. по 27, с.155].

Согласно Р.Борневассеру в проблемной ситуации человек может демонстрировать два типа поведения по ее преодолению: поведение, сосредоточенное на проблеме, и поведение, сосредоточенное на субъективных переживаниях личности [цит. по 27, с.155].

К. Паркс выделяет: 1) прямое преодоление, 2) психологическое подавление, вытеснение фрустрирующих факторов [цит. по 53]. П. Виталиано выделяет проблемно - ориентированное и эмоциональное преодоление. Эмоциональное преодоление делится на: 1) самообвинение, 2) избегание, 3) предпочитаемое истолкование [цит. по 53]. Карвер и коллеги выделяют 15 методов копинга: «Активный копинг», «Планирование», «Поиск активной и эмоциональной общественной поддержки», «Подавление конкурирующей деятельности», «Обращение к религии», «Положительное истолкование и личностный рост», «Сдерживание», «Принятие», «Фокус на эмоциях», «Отрицание», «Ментальное и поведенческое отстранение», «Использование алкоголя и наркотических веществ», «Юмор» [цит. по 27].

П. Тойс выделяет две группы копинг - стратегий: поведенческие и когнитивные. Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы: 1. Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации. 2. Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон). 3. Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис; сдерживание и контроль чувств [цит. по 27].

Л.И. Анфыферовой была предложена классификация стратегий совладания, которая построена с учетом когнитивного и поведенческого уровня регуляции данного процесса и своеобразия трудных жизненных ситуаций. Она выделяет преобразующие стратегии, приемы приспособления к ситуации, вспомогательные приемы самосохранения [1].

С.К. Нартовой-Бочавер выделены следующие виды копинга [17] : 1) ориентированность или локус-копинг (на проблему или на себя); 2) область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства); 3) эффективность (дает желаемый результат по разрешению затруднений или нет); 4) временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней); 5) Ситуации, провоцирующие копинг-поведение (кризисные или повседневные).

Наиболее часто применяемые стратегии исследователи объединяют в стили, или по Т.Л. Крюковой, «более устойчивые обобщенные личностные (структурные) образования» [цит. по 53].

Согласно В.А. Бодрову, [3] стили преодоления стресса - это индивидуально - своеобразный стереотипный, привычный или предпочтительный способ действий по решению проблемы, купированию кризиса конкретным человеком. Выделяют проактивные и реактивные стили. Когнитивные стратегии также делятся на три группы. 1. Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации. 2. Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва. 3. Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств. К дополнительным стратегиям автором были отнесены такие, как написание дневников, писем; слушание музыки; стратегия ожидания [3].

Важно отметить, что личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта.

Резюмируя сказанное, отметим следующее. В основном исследователями выделяются три базовых стиля копинга: 1) проблемно-ориентированный стиль, 2) эмоционально-ориентированный стиль, 3) избегание как стиль совладания (проявляется в виде ухода от проблемы).

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

.1. Проблема определения одиночества

Проблема определения oдиночества связана с разным определением этого понятия у разных исследователей: В самом общем понимании различают два различных явления- позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие oдиночества имеет негативную окраску. «Одиночество, - пишет в своем эссе Н. Хамитов, - почти всегда воспринимается нами как трагедия. И мы бежим с его вершины вниз, не в силах вынести общение с собственным Я» [19, с.11].

Г. Зилбург опубликовал, вероятно, первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество - это непреодолимое, постоянное ощущение. Согласно Г. Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности, направленную как вовнутрь, так и вовне. Г. Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Г. Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарциссистической ориентацией[11, c. 239].

В зарубежных социально-психологических исследованиях распространено феноменологическое понимание понятия одиночества. Так, К. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.Согласно К. Роджерсу, уверенность в том, что истинное «Я» индивида отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве». Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных «фасадов» (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность [цит.по 22, c. 5].

Р. Вейс развивает интеракционистский подход к проблеме одиночества. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество - продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. Во-вторых, Р. Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности Р. Вейс установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой, как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неспокойствие, тревогу и пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности [9].

Энн Пепло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Определяя указанную роль познания, Э. Пепло обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени. Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов [9, c. 94]. Как и Р. Вейс, Э. Пепло интересовалась явлением одиночества среди «нормального» населения. Важную роль в ее теоретических формулировках играли эмпирические данные обследований и экспериментов. Э. Пепло исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие возникновению одиночества, а также влияние как прошлого, так и настоящего на формирование личности [9].

У. Садлер рассматривает одиночество через внутренний мир личности как динамический процесс. Он считает, что этот процесс обусловлен переживаниями человека в различных жизненных ситуациях, социальных связях. Утрата этих связей, значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества [9]. Феноменологический поход отграничивает одиночество от физической изоляции. «Одиночество, - пишут У.А. Садлер и Т.Б. Джонсон, - не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека» [9]. Несмотря на то, что одиночество - это «остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание», - однако, считают А. Садлер и Т.Б. Джонсон, при всей уникальности этого переживания у одиночества есть элементы, общие для всех его проявлений, они заключены в самом понятии одиночества: это «особая форма самовосприятия, острая форма самосознания» []. Второй момент в понимании одиночества в феноменологическом подходе: одиночество рассматривается как нарушение социальных связей. «Часто одиночество, - пишут У.А. Садлер и Т.Б. Джонсон, - это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего- то, чувство потери и крушения. Одинокие люди чувствуют себя одинокими, покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, ненужными..» []. При одиночестве происходит разрыв социальных связей вплоть до их полного отсутствия. Комплексное определение одиночества у У.А. Садлера и Т.Б. Джонсона: «Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» [9].

В отечественной психологии одиночество рассматривается в различных контекстах в рамках авторских подходов.

Понимание одиночества как состояния предлагает Р.С. Немов, который пишет: «Одиночество - тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями» [15, c. 516]. В этом определении одиночество оказывается одним из множества психических состояний, возникающих и развивающихся в эмоциональной сфере личности и может переживаться по-разному, вызывать разные психические состояния.

В отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и другие) одиночество рассматривается в аспекте проблемы общения. Сущность понимания одиночества может быть сведена к следующему: человек не может найти необходимый ему эмоциональный отклик в процессе общения и, как следствие, испытывает одиночество. Наиболее остро личность ощущает одиночество в ситуациях вынужденного общения. Большое количество поверхностных связей не является показателем подлинности общения, соединения с другими людьми. Увеличение контактов составляет лишь внешнюю сторону общения, внутренней же содержательной стороны лишено это «общение», перегруженное контактами и поверхностными связями, что, по мнению вышеуказанных авторов, ведет к одиночеству.

Тему общения также развивает А.У. Хараш, у которого одиночество - естественное состояние человека, которое дарит ему возможность общения с самим собой. А.У. Хараш приходит к выводу о том, что "одиночество - это индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт бытия независимо от того, сознается он индивидом или нет» [23]. Н. Хамитов, осмысляя одиночество как проблему общения с собой и людьми, в своем эссе пишет: «…только в одиночестве мы можем понять свое существование как нечто нужное близким и заслуживающее небезразличия и общения» [24].

Исследователь проблемы одиночества С.Г. Корчагина рассматривает его как разноплановый психический феномен. С ее точки зрения, «можно говорить о нем в разных категориях, например, таких, как чувство, процесс, отношение, потребность» [6]. Тогда одиночество как чувство /«обусловливается переживанием человеком своей непохожести на других, «инаковости», вследствие чего возникает определенный психологический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми» [6, с.2]. Чувство одиночества связано также «с осознанием невозможности иметь близкие отношения с кем-либо» [6, с.2]. Одиночество как процесс, согласно С.Г. Корчагиной, предполагает «постепенное утрачивание способности личности воспринимать и реализовывать имеющиеся в обществе нормы, принципы, ценности в конкретных жизненных ситуациях» [6, с.2]. В ходе процесса одиночества «происходит утрата личностью статуса субъекта социальной жизни» [6, с.2]. Одиночество как отношение - это, по мнению С.Г. Корчагиной, «невозможность принятия мира как самоцели и самоценности. При этом индивид, анализируя свои отношения с другими людьми, не интегрирует себя в окружающее социальное пространство» [6, с.2]. Одиночество как жизненная позиция - это осознанное нежелание поддерживать близкие отношения с кем бы то ни было..[6, с.2].

Одиночество, с точки зрения Е.В. Неумоевой, является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Одиночество «как психический феномен отражается в особенностях самоотношения, самовосприятия и поведения личности» [16].

Е.В. Неумоева выявляет объективный и субъективный аспект одиночества, объективный - «те условия, которые располагают к одиночеству», - субъективные - «переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности» [16, с.2]. Объективная сторона одиночества - это «общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (аномия, отчуждение, изоляция)» [16, с.2]. Субъективная сторона одиночества (или - собственно одиночество) - переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативным потенциалом. Позитивный смысл одиночества, по мнению Е.В. Неумоевой, «заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека» [16, с.2]. Позитивный потенциал одиночества реализуется в функциях: самопознания, становления саморегуляции, творчестве и самосовершенствовании. Позитивный потенциал одиночества заключается, по Е.В. Неумоевой, в том, что одиночество является фактором низкой самопривязанности, «своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей личности» [15, с.2]. Негативное влияние одиночества заключается в том, что оно является детерминантой деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий контекст социальных отношений. Когда одиночество, рассуждает Е.В. Неумоева, связано с деформацией различных отношений личности, оно сопровождается ощущением «не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение» [16, с.2]. Одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности [16]. Что касается позитивного потенциала, то, с точки зрения Е.В. Неумоевой, одиночество - это феномен, позволяющий погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах, оно несет в себе возможность глубокого духовного развития личности [16].

В структуре одиночества исследователи выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Подводя итог, отметим, что одиночество является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно, подчас, связано с деформацией различных отношений личности и, в этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение. То есть, одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности.

2.3 Возрастные особенности переживания одиночества

Сегодня доказано, что одиночество - спутник не только пожилых и старых людей, оно имеет место в любом возрасте, остро переживается в подростковом, юношеском возрасте.

Подростковый возраст имеет свою специфику, так, подростки отличаются дезадаптированностью, психологической незащищенностью. Им, отмечает О.А. Третьякова, свойственны такие качества, как неуверенность, импульсивность, беспечность и тревожность, общительность и замкнутость, конформность и конфликтность, зависимость и самостоятельность [22]. Отношения подростков характеризуются в ряде ситуаций напряженностью, конфликтностью, проводя подростка к одиночеству.

Проблема одиночества в подростковом возрасте заключается в том, что часто в силу особенно субъективных причин подросток оказывается в изоляции от сверстников. Она вызывает негативные переживания, нарушает межличностные отношения. Одиночество в подростковом возрасте - это состояние фрустрации, изоляции, тревожности и в ряде случаев депрессии, психической реактивности.

Юношеский возраст является важным для социализации и развития личности, и проблема одиночества молодых людей имеет большую важность.

Г. Салливан усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству [цит. по: 22].

Е.С. Неумоева, изучая проблему одиночества в юношеском возрасте и его преодоления, отметила следующее. Одиночество в юношеском возрасте связано с основными процессами самосознания, оно оказывает влияние на формирование отношения к себе (эмоциональные проявления одиночества), представлений о себе (когнитивные проявления одиночества), на характерологические особенности и выбор способов поведения (поведенческие проявления одиночества). Одиночество связано с основными жизненными событиями личности, ими могут быть: отделение от родительской семьи, расширение контекста социальных отношений, планирование своего будущего, установление интимно-личностных отношений [16].

Е.С. Неумоева на основе разработанной типологии одиночества обозначила юношеское одиночество как потенциально интернальное положительное: «юноша, в отличие от подростка, начинает понимать или интуитивно угадывает значимую положительную роль одиночества в становлении своей личности и может сознательно выбирать одиночество» [16]. Активность юноши по отношению к одиночеству, отмечает Е.С. Неумоева, носит конструктивный, мотивированный характер. К такому выбору располагают интересы, предпочтения и потребности, свойственные юношескому возрасту: потребность в самопознании и самоисследовании, в самоопределении. Однако, считает Е.С. Неумоева, молодому человеку может недоставать внутренних ресурсов для полного использования положительного потенциала одиночества, а мотивы его выбора могут быть ошибочными, и в связи с этим ему необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь в актуализации позитивного потенциала одиночества [16].

В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти [19].

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов [20].

Старость - период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, которая нужна, приходят к противоречию. Надо отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь награда за такой отказ - отсутствие одиночества и продление жизни.

Хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми, пожилые могут быть одиноким и в кругу семьи. Женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.

Подводя итог, отметим, что одиночество - спутник не только пожилых и старых людей, оно имеет место в любом возрасте, остро переживается в подростковом, юношеском возрасте. Подростки болезненно переживают одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывают обиду, грусть, печаль, страх. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества.

2.3 Возрастные особенности преодоления одиночества

Человек может рассматриваться как субъект, активно противостоящий неблагоприятным обстоятельствам и стрессорам посредством копинг-поведения.

Основными признаками субъектности как условия преодоления одиночества в подростковом возрасте выступают (по О.А. Третьяковой): актуализация потребности в общении, вовлеченность в межличностные отношения, разделение групповых норм, эмпатия, самоутверждение в группе через множественную ролевую идентичность, включая лидирование, подчинение, зависимость, конформизм и обособление [22]. Эти проявления субъектности позволят нейтрализовать, компенсировать, трансформировать состояние одиночества подростка [22].

В юношеском возрасте внутренними условиями актуализации позитивного потенциала одиночества являются: осознание одиночества, формирование положительного восприятия одиночества (отношения к нему); формирование положительного самоотношения, повышение ценности своей личности; формирование положительного самовосприятия личности, принятие ответственности за свою жизнь, формирование активной позиции по отношению к одиночеству; повышение коммуникативной компетентности старшеклассников, оптимизация отношений с группой сверстников и получение опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями; понимание позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождение мотивов выбора одиночества [16].

Личностные ресурсы копинга необходимы в любом возрасте. Наиболее значимые ресурсы копинг (совладающего)поведения, согласно психологам, следующие.

В.А. Бодров выделят: уверенность в себе, чувство собственной значимости, оптимизм, веру в собственные силы и управляемость внешним миром, самоуважение, самоэффективность, хорошее самочувствие и саморегуляцию [3].

А.Н. Фоминова под личностными ресурсами копинга понимает «сильные стороны личности», которые на разных этапах увеличивают вероятность преодоления кризиса. Она пишет: «Система навыков, умений и знаний обеспечивает репертуар поведенческих возможностей человека, поэтому любой навык или знание добавляет помехоустойчивости человеку, оказавшемуся в трудной ситуации» [цит. по:14, с.66].

Подводя итог, отметим следующее. Человек может рассматриваться как субъект, активно противостоящий неблагоприятным обстоятельствам и стрессорам посредством копинг - поведения. Актуализация субъектности и позитивного потенциала одиночества способствует совладанию в возрастными проявлениями одиночества. Полное преодоление одиночества невозможно, и в этом нет необходимости, поскольку оно в положительном аспекте является личностным ресурсом, способствующим развитию личности, ее самосознанию.

ВЫВОДЫ

.Человек может рассматриваться как субъект, активно противостоящий неблагоприятным обстоятельствам и стрессорам посредством копинг-поведения. Копинг позволяет человеку справиться со стрессом, трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и ситуации способами. Итогом копинг-поведения может стать устранение стрессовой ситуации, ее преобразование или адаптация к ее требованиям.

. В основном исследователями выделяются три базовых стиля копинга: 1) проблемно-ориентированный стиль, 2) эмоционально-ориентированный стиль, 3) избегание как стиль совладания (проявляется в виде ухода от проблемы).

. Несмотря на разнообразие подходов к определению феномена одиночества, в нем можно выделить объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона одиночества - это общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (аномия, отчуждение, изоляция). Одиночество является детерминантой деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий контекст социальных отношений.

Субъективная сторона одиночества (или - собственно одиночество) - переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативным потенциалом.

. Одиночество имеет место в любом возрасте, оно остро переживается в подростковом, юношеском возрасте. Подростки болезненно переживают одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывают обиду, грусть, печаль, страх. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества.

. Актуализация субъектности и позитивного потенциала одиночества способствует совладанию с возрастными проявлениями одиночества. Полное преодоление одиночества невозможно, и в этом нет необходимости, поскольку оно в положительном аспекте является личностным ресурсом, способствующим развитию личности, ее самосознанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы изучили формирование представлений о копинге и возрастных особенностях копинг (совладающего) поведения в условиях и при состоянии одиночества.

Состояние одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, себя.

Человек может рассматриваться как субъект, активно противостоящий неблагоприятным обстоятельствам и стрессорам посредством копинг-поведения. Копинг позволяет человеку справиться со стрессом, трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и ситуации способами. Итогом копинг-поведения может стать устранение стрессовой ситуации, ее преобразование или адаптация к ее требованиям.

Актуализация субъектности и позитивного потенциала одиночества способствует совладанию в возрастными проявлениями одиночества. Полное преодоление одиночества невозможно, и в этом нет необходимости, поскольку оно в положительном аспекте является личностным ресурсом, способствующим развитию личности, ее самосознанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т.15. № 1. С.3 - 19.

. Бодров В.А. Проблема взаимосвязи стресса, адаптации и личности // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно - практической конференции \ Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2007.

. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть1. «Coping stress и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 122 - 133.

. Грановская Р.М. Система психологической защиты и копинг-стратегий // Психология совладающего поведения: Материалы Международной научно - практической конференции // Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома: КГУ и. Н.А. Некрасова, 2007. С. 26 - 28.

. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии, 2004, № 3, с. 20-25.

. Корчагина С.Г. Психология одиночества. М.: Эксмо-пресс, 2008. - 288с.

. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография.- Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аванттул», 2007 - 60с.

. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - Л.: Лениздат, 1970. - С. 178-200.

. Лабиринты одиночества / Пер. с англ. Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989.

. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Экзамен, 2008. - 355с.

. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ.// Журнал социологии и социальной антропологии, 1998, т. 1, №2, с. 102-111.

. Максимова С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 99 с.

. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе. Московский психологический журнал. №12. -С. 34-38.

. Никольская И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека // Психология совладающего поведения: материалы Межд. Науч. - практ. конф. / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2000.

. Неумоева Е.В.Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / institute.smyle.ru

. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, 1997, т. 18, № 5, с. 20-29.

. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Политиздат, 1990.

. Сонин М.Л., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. - М., 2006.

. Страшникова К.А., Тульчинский М.М. Социально-психологическая помощь и поддержка пожилых в культурной среде - М.: Академия, 2005.

. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2006.

. Третьякова О.А. Субъектность личности как условие преодоления одиночества в подростковом возрасте. / Автореферат. М., 2009. - 152 с.

. Хараш, А.У. Наедине с собой: Краткое введение в психогигиену одиночества Текст. / А.У. Хараш // Урания. - 1994. - № 4. - 12 - 19.

. Хамитов Н. Философия и психология пола. М.: Эксмо-пресс, 2008. - 288с.

. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб.пособие. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

. Шкуратова И.П., Анненкова Е.А / Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями / Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4, с. 17-23.

27. Шагарова И.В. Личностные детерминанты и типы копинг-поведения в ситуации потери работы: дис. канд. психол. наук / Шагарова И.В. - Омск, 2007. - 174 с.

.Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.

. Щербатых Ю.В. Психология страха. - М.: Эксмо-пресс, 1999.-416 с.

. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2009. - 224 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!