Психологические особенности леворуких людей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические особенности леворуких людей

Содержание

Введение

Глава 1. Феномен леворукости в психологии

.1 Определение леворукости, ее признаки и виды

.2 Теории возникновения леворукости

.3 Психологические особенности леворуких людей

Глава 2. Исследование психологических особенностей леворуких людей

.1 Программа и методика исследования

.2 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Леворукость как самостоятельная проблема является объектом внимания со стороны медицины, нейробиологии, психологии, других научных дисциплин. Данный факт связан с тем, что подавляющее большинство теоретических представлений базируется на исследовании праворукой популяции человечества.

С древних времен люди - левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан [5,с. 26].

В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни) и т. д. [5, с.27].

Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось во 2 - й половине ХХ столетия. В 1970-е - 2000-е годы, как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться многочисленные публикации по проблеме левшества (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симерницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).

В результате изменились подходы к обучению письму леворуких детей. Раньше при обучении письму леворуким детям прививали доминирование правой руки. Это объяснялось, тем, что отсутствовали методики обучения письму левой рукой.

В 1980-е годы стали появляться данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой для выполнения повседневной деятельности (М. М. Безруких; А. П. Чуприков). Показано, в частности, что «традиционное» переучивание в раннем детском возрасте может привести к так называемому дистрессу, который оказывает негативное влияние на детскую психику. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным. В 1924 году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки.

В лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО, разработана методика обучения письму леворуких детей, под руководством М.М. Безруких [4, с. 12].

Несмотря на то, что в последние десятилетия обозначился кардинальный поворот к феномену леворукости в рамках различных подходов, нельзя назвать ни одного окончательно решенного вопроса, связанного с данным явлением.

Вместе с тем накопление фактического материала свидетельствует о необходимости дальнейших разработок в этом направлении. Актуальным является изучение психологических особенностей леворуких людей.

Актуальность исследования связана с тем, что леворукость, как и праворукость, является одной из важнейших и постоянных характеристик индивидуально-психологических различий людей, которую необходимо учитывать при решении широкого круга социальных и клинических проблем. Кроме того, отмечается повсеместный рост внимания к охране здоровья и воспитанию леворуких детей, у которых значительно чаще встречаются указания на перенесенные вредности в период беременности и родов, а также нарушения и искажения хода нормального развития.

Объект исследования: леворукие люди.

Предмет исследования: психологические особенности леворуких людей.

Цель исследования: выявить психологические особенности леворуких людей

Гипотеза исследования: Леворукие люди имеют психологические особенности, отличающие их от праворуких.

Задачи исследования:

1) изучить литературу по проблеме леворукости;

) выделить понятие леворукости;

) раскрыть причины леворукости и ее виды;

) провести исследование психологических особенностей леворуких людей.

Методы:

- анализ литературы;

беседа;

опросник Кеттелла.

Глава 1. Феномен леворукости в психологии

1.1 Определение леворукости, ее признаки и виды

В различных источниках по-разному трактуются понятия «левшество», «леворукость».

Традиционно, в обыденной жизни мы называем людей, предпочитающих использовать левую руку в различных действиях, левшами. Слова "левша" и "леворукий" употребляются зачастую как синонимы. Однако «леворукость» и «левшество» не всегда являются синонимами.

По мнению известного российского нейропсихолога, профессора А. В. Семенович, леворукость - это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений [11,с. 28]. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда.

Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семенович, это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги [11, с. 31].

Все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действиями каждой руки «ведает» контлотеральное полушарие: у правшей - левое, а у левшей, наоборот, правое. Около 90% людей имеют ведущую правую руку, и лишь примерно 10% левую или одинаково хорошо владеют обеими руками. Таких людей называют оберукими или амбидекстрами [6, с.57].

Асимметричное использование рук (право- или левостороннее мануальное предпочтение) является видовым признаком человека. У животных этот феномен видовым не является. У них может наблюдаться мануальное предпочтение, но оно является индивидуальным для данной особи, подвижным показателем, связанным с характером решаемой задачи.

Обзор данных по СССР, США, Великобритании, Западной Европе, Японии, ряду народностей Азии и Африки указывает на то, что примерно 80% населения Земли является праворукими. Показатели встречаемости левшей колеблются от 8% до 16-30% [11, с. 39].

Подобная разноречивость данных свидетельствует о неоднородности изучавшихся популяций по ряду важных признаков. Так, например, леворуких меньше среди сельского населения по сравнению с городским, что объясняется их миграцией и поисками приемлемых социально-профессиональных ниш.

Обнаружилось накопление левшей среди лиц, связанных с промышленным производством, среди артистов, математиков, художников, архитекторов, бухгалтеров, спортсменов отдельных видов спорта и т.д. Неодинаково количество левшей в зависимости от того, какой географический регион охвачен исследованиями.

За последние 50 лет удельный вес леворуких в европейской популяции возрос в 3-4 раза, что связывается с повсеместным прекращением переучивания левшей, созданием специальных технических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированным [11, с. 39].

Вместе с тем накопление левшей в последние десятилетия во всем мире связано с резким возрастанием числа детей с врожденной или приобретенной в раннем младенчестве мозговой недостаточностью, обусловливающей в огромном числе случаев возникновение патологической леворукости.

Что касается естественных левшей, то их число на всем протяжении истории человечества удивительно постоянно: 20-25%. Учёные считают, что «эта неизменность показателей является самым веским аргументом в пользу понимания феномена «леворукости » как исключительного по своей важности эволюционного пути развития человечества, эксперимента эволюции, направленного на формирование принципиально отличного от «праворукой» субпопуляции мозгового каркаса, призванного актуализировать специфические, качественно иные формы и уровни адаптации» [11,с.41].

Одним из наиболее важных моментов при оценке мануального предпочтения считается возраст испытуемых; детская популяция содержит меньше правшей, чем взрослая - число праворуких возрастает постепенно. Так, количество правшей и левшей составляет соответственно 52% и 47% в возрасте одного года, к двум годам эти показатели изменяются до 70% и 29%, а к семи годам достигают 80% и 20% соответственно. Таким образом, соотношение правшей и левшей в человеческой популяции является подвижным показателем, зависящим от возраста, средовых, культурных и ряда других факторов [10,с. 34].

Анализ исторического развития мануального предпочтения позволил ряду авторов высказать предположение о том, что процент левшей в человеческой популяции от австралопитека до наших дней не изменился. И если в допалеолитический период число право - и леворуких было примерно одинаковым, то развитие орудий труда и более высокоорганизованных навыков привели к отчетливым проявлениям мануальной асимметрии.

Тенденция к закреплению право - и леворукости как двух базовых видовых (истинно человеческих) категорий в ходе исторического развития подтверждается современными исследованиями, проведенными на первобытных народностях. При изучении образцов изобразительного искусства от Древнего Египта до наших дней выяснилось, что на картинах в 76-80 % случаев изображены правши, и это положение не меняется на протяжении последних тысячелетий [10, с. 34].

Леворукость может быть различных видов. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

Врожденная леворукость может быть естественной (генетической) или возникнуть в период внутриутробного развития.

Кроме явной леворукости бывает скрытая леворукость. Лица с такой леворукостью приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычной ситуации, действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой.

Существует и еще один вариант проявления леворукости - компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной могут быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте [4, с. 63].

Таким образом, леворукость - это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

1.2 Теории возникновения леворукости

Выделяются три основных направления, в рамках которых разрабатывается проблема возникновения феномена леворукости: «генетическое», «культурное» и «патологическое».

Начиная с 1871 года, когда была установлена высокая частота семейного левшества среди леворуких испытуемых, обсуждается модель генетического детерминирования леворукости. Постулировался факт наследования левшества, сформулировано правило о подчиненности леворукости рецессивному распределению по Менделю, то есть 1:4. Генетические модели и в настоящее время являются наиболее распространенными при обсуждении происхождения левшества [11, с. 83].

Другая группа ученых выдвигает концепцию, согласно которой левшество рассматривается в широком общебиологическом аспекте. Т. А. Доброхотова предполагает, что «развитие мозга находится под влиянием лево-правого градиента, существующего во Вселенной. Это приводит к более ранней дифференцировке и созреванию в онтогенезе специфических систем левого полушария, которые оказывают тормозящее влияние на правое - в результате возникает доминирование левого полушария по речи и праворукость. По трудно объяснимым причинам, которые только сегодня начинают обсуждаться в недрах квантовой физики, определенная когорта представителей природного мира демонстрирует обратную картину. Леворукость - одно из проявлений этого космического феномена» [5, с. 59].

В широком общебиологическом аспекте рассматриваются различия между право - и леворукими в связи с особенностями биохимической основы их мозговой организации, обсуждается вопрос о связи леворукости со специфическим биохомическим, гормональным, иммунным статусом. Ряд исследователей выдвигают гипотезу о том, что левшество характеризуется не столько особенностями морфологической или нейронной организации, но сравнительной равнозначностью полушарий мозга вследствие симметричного активирующего влияния на них со стороны стволовых структур мозга, в то время как правши в этом отношении - асимметричны [5, с. 62].

Альтернативными генетическому и общебиологическому подходам являются теории, базирующиеся на признании детерминирующей роли культурных условий в формирования рукости. «Культурно-социальные» концепции рассматривали левшество не как результат расположения внутренних органов, кровоснабжения или других физиологических факторов, но как следствие социального давления и тренировки.

Наряду с упомянутыми концепциями происхождении левшества широко распространено представление о его патологической обусловленности. Эта позиция разделяется различными авторами частично или полностью. Согласно крайней точке зрения, любое проявление леворукости есть следствие родовой травмы; это одно из объективных доказательств врожденной энцефалопатии. Подтверждением подобных взглядов считается факт значительного увеличения числа левшей среди близнецов, особенности внутриутробного развития которых предрасполагают к развитию церебральной недостаточности.

Промежуточной позиции придерживаются ученые, считающие, что лишь часть леворуких являются таковыми вследствие пре - и перинатальных мозговых поражений, а остальные становятся таковыми под влиянием генетических или иных (естественных и \ или социальных) факторов.

Патологическая леворукость может возникать вследствие «периферической» и «центральной» недостаточности [5, с. 64].

Таким образом, изучение вопроса о происхождении левшества до настоящего времени протекает по трем основным направлениям, развивающимся в рамках принципиально различных парадигм. Обилие фактов, нередко противоречащих друг другу, показывает, что каждая из этих гипотез требует дальнейшего своего обоснования и развития. Вместе с тем, очевидно, что основные положения перечисленных теорий не во всем противоречат друг другу. Они во многом комплементарны, что составляет основу для дальнейшего междисциплинарного исследования.

1.3 Психологические особенности леворуких людей

Еще в библейские времена было отмечено, что люди различаются по тому, правой или левой руке они отдают предпочтение при выполнении различных функций. Так, в Книге Судей говорится о том, что в 1406 году до н.э. в армии сынов колена Вельяминова было отобрано 700 левшей, которые «могли метать камни из пращи и не промахиваться». В Библии впервые, вероятно, прозвучало и негативное отношение к левшам при описании картины Страшного Суда [2, с. 31].

С тех пор можно проследить две линии в отношении к левшам.

Подавляющее большинство исследований специфики психической деятельности леворуких связано с изучением патологических феноменов. При этом установлено, что у них существенно чаще, чем у правшей, возникают специфические формы дизонтогенеза, связанные с недостаточностью речи, чтения, письма, счета, оптико-пространственных, психомоторных функций и т.д.

Признан факт накопления леворуких среди больных эпилепсией, неврозами, алкоголизмом, различного рода токсикоманиями; показана связь между наличием левшества и иммунными расстройствами, хроническими мигренями, нейроэндокринной патологией, тенденцией к генеалогическому накоплению синдрома Дауна, раннего детского аутизма. Известно, что у леворуких существенно изменяется протекание психопатологических состояний; они склонны к парадоксальным реакциям на различные препараты. Обширный и необычайно интересный материал на эту тему представлен в работах Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной [6].

Описывая левшей, нельзя не подчеркнуть ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Можно с большой долей вероятности говорить о том, что становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей формируются естественно, независимо от их произвольно желания, просто по определенным психологическим законам.

Исследования взрослых леворуких подтверждает тот факт, что привлечение произвольных, осознанных средств в ходе протекания многих видов психической деятельности - специфическое свойство левшей как популяция и не зависит от их возраста.

У них в отличие от правшей не простраивается стабильно тот психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет функционировать во внешнем мире, в значительной мере не задумываясь: “А как это сделать?”, не привлекая дополнительных осознанных средств. Именно поэтому, воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни [9, с. 83].

Очень много действий правши осуществляют автоматически. У левшей природа не всегда стабилизирует этот уровень психической жизни. Конечно, опора на богатый арсенал внешних, осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы для достижения той или иной цели. Но тот же феномен свидетельствует о слабости их адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы в целом: ведь все “пропускается через голову”. Последствия - частые эмоциональные срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям. Леворуких отличает своеобразие эмоционального статуса, уязвимость в отношении различного рода внутренних и внешних факторов [9, с. 64].

Г.Г. Аракеловым и Е.К. Шоттом были выявлены особенности стрессовых реакций у правшей и левшей. Определенные различия между правшами и левшами как на эмоциональном и на поведенческом уровне, так и на уровне организации мозговых процессов позволяют предположить, что и стрессовая реакция у них будет развиваться по-разному. Исходя из данных о большой эмоциональной неустойчивости левшей и подверженности их различным психическим и невротическим заболеваниям, можно предположить, что они менее стрессоустойчивы, чем правши, что объясняется различными механизмами стрессовой реакции на уровне ЦНС [1, с. 64].

Левшам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляции на другой в рамках одного процесса). Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, и в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п.

Вместе с тем, ребенок практически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней [10, с. 35].

У левшей очень слабы динамические компоненты движений. Особенно недоступны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук (особенно если эти движения несинхронны

У левшей нет стойких представлений о том где, например, правая и левая рука. В их мире прочитать и написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку, оказывается, можно начать с любой стороны. Когда необходимо рассматривание большого поля, на пространственную недостаточность накладывается хаотичность и фрагментарность, т.е. выхватывание отдельных элементов целостного изображения [9, с. 67].

Наряду с отставанием от правшей по целому ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, большую общую информированность и эрудицию, более высокие достижения в математике. Среди них много артистически и художественно одаренных.

При исследовании креативности (способности к творческим решениям) мышления ее показатели оказались значимо более высокими в популяции леворуких по сравнению с правшами [7, с. 29].

Наконец, нельзя не отметить основное «преимущество» истинных, естественных левшей - необычайно высокую степень компенсаторных возможностей их мозга. Наиболее ярко этот факт обнаруживает себя при оценке протекания и спонтанной положительной динамики речевых расстройств при локальных поражениях мозга. Очевиден он и при рассмотрении необычайных качеств леворуких детей (и детей-правшей с семейным левшеством) в плане компенсации различного рода дизонтогенетических явлений [12, с. 47].

Левши представляют собой специфическую группу в плане их онтогенеза, общих закономерностей протекания психической деятельности в норме и патологии. Многие из приписываемых им «патологических» черт связаны с недостаточным вниманием к процессу их воспитания и обучения. Это обстоятельство приводит к выводу о необходимости выработки специальных психолого-педагогических подходов к детям-левшам.

Атипия психического развития - одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества

Многие авторы расценивают ее как свидетельство изменения у левшей характера межполушарных взаимоотношений.

Последние годы усиленно отстаивается точка зрения, что в функциях различных полушарий отражаются различные способы познания. Учёными было обнаружено, что левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно - база для логического мышления. Левое полушарие обеспечивает речевую деятельность: ее понимание и построение, работу со словесными символами. Функции левого полушария отождествляются, таким образом, с аналитическим мышлением.

Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и активному распознаванию предметов. С правым полушарием связаны музыкальные способности.

У правшей имеет место отчетливо асимметричный тип церебрального межполушарного обеспечения психических функций.

У левшей мозговая межполушарная организация психической деятельности приобретает более симметричный и менее упорядоченный характер. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна [12, с. 48].

Таким образом, атипия психического развития - одна из базовых особенностей людей с наличием фактора левшества. Левши имеют ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна.

. Леворукость - это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

. Изучение вопроса о происхождении левшества протекает по трем основным направлениям, развивающимся в рамках принципиально различных парадигм: «генетической», «культурной» и «патологической».

. Атипия психического развития - одна из базовых особенностей людей с наличием фактора левшества. Левши имеют ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна.

Глава 2. Исследование психологических особенностей леворуких людей

.1 Программа и методика исследования

Объект исследования - леворукие люди.

Предмет исследования - психологические особенности леворуких людей.

Цель исследования - выявить психологические особенности леворуких людей

Гипотеза исследования - Леворукие люди имеют психологические особенности, отличающие их от праворуких.

Методы:

Тест Р.Б.Кеттелла (16 PF - ОПРОСНИК).

Характеристика выборки:

В исследовании принимали участие 10 чел. левшей (взрослых) и 10 человек правшей.

Описание методики

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности, как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений [8].

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Опросник предназначен для измерения 16 факторов личности - личностных черт (форма А).

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет, какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.

Инструкция испытуемому: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует "верных" и "неверных" ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. Вначале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть, не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример:

Я люблю смотреть командные игры:

а) да в) иногда с) нет

Я предпочитаю людей:

а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

Деньги не могут принести счастья:

а) да в) не знаю с) нет

Женщина находится в таком же отношении к ребенку как кошка к:

а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало.

Если Вам что-нибудь не ясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора. Отвечая, помните следующих четыре правила:

У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о "командных играх". Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о "средней игре", о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.

Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех - пяти вопросов.

Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личными, но помните, что результаты не разглашаются и не - могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.

Отвечайте так честно, как возможно то, что верно для Вас. Не пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Таблица переводов из сырых оценок в стандартные (стены).

Факторы

Стены


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Низкие

Средние

Высокие

A

0-4

5

6

7

8

-

9

10

11

12

B

0-2

-

3

-

4

-

5

6

-

7-8

C

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

E

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10-12

F

0-1

-

3

4

5

6

7

8

9

10-12

G

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

H

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

L

0-1

2

-

3

4

-

5

6

7

8-12

M

0-3

-

4

5

6

7

8

9

10

11-12

N

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10-12

О

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10-12

Q 1

0-4

5

6

-

7

8

9

10

11

12

Q 2

0-2

3

-

4

5

6

7

8

9

10-12

Q 3

0-2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12

Q 4

0-1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

11-12

МD

0-2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12


Интерпретация результатов.

Фактор А

А+

А-

Открытость Готовый к сотрудничеству, приветливый, уживчивый, внимательный к людям, естественный в обращении.

Замкнутость Холодный, замкнутый, скептичный, негибкий в отношениях с людьми, твердый, бескомпромиссный



Фактор B

В+

В-

Абстрактное мышление Сообразительный, умеет анализировать ситуации, способен к осмысленным заключениям, интеллектуальный, культурный

конкретное мышление Конкретность и ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления


Фактор С

С+

Эмоциональная стабильность Спокойный, зрелый, уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций, эмоционально неустойчив

Эмоциональная неустойчивость Нетерпимый, нетерпеливый, раздражительный, склонный к озабоченности и огорчениям, откладывает решение сложных вопросов


Фактор Е

Е+

Е-

Независимость Пробивной, самоуверенный, твердый, серьезный, неуступчивый, оригинальный, неподатливый, сам для себя является "законом"

Податливость Мягкий, уступчивый, зависимый, ласковый, мягкосердечный, дает волю чувствам, легко впадает в смятение, застенчивый, конформный


Фактор F

F+

F-

Беспечность Беззаботный, импульсивный, разговорчивый, веселый, радостный, живой, готовый реагировать, проявлять чувства

Озабоченность Серьезный, углубленный в себе, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под самоконтролем


Фактор G

G+

G-

Сознательность Выдержанный, решительный, обязательный, ответственный, всегда готовый к действию, основательный, упорный в достижении цели, социально-нормированный, выраженная сила "супер-ЭГО"

Беспринципность Небрежный, легкомысленный, ненадежный, непостоянный, легко сдается, столкнувшись с трудностями создает помехи и трудности, с претензиями, не связывает себя правилами


Фактор H

H+

H-

Смелость Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый

Застенчивость Нерешительный, уходит в себя


Фактор I

I+

I-

Чувственность Нетерпимость, зависимый от других, ищущий помощи, приветливый, с богатой фантазией, требующий внимания других, ипохондрик, боязливый мечтательный, утонченный, непрактичный

Твердость Реалист, надеется на себя, берет на себя ответственность, суровый, жесткий, действует по практическим соображениям, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, скептик, самоуверенный


Фактор L

L+

L-

Подозрительность Ревнивый, замкнутый, задумчивый, твердый, раздражитель, излишнее самомнение, направленный на "себя", независимый

Доверчивость Дружеский, прямодушный, открытый, понимающий, снисходительный, мягкосердечный, спокойный, благодушный, не завистливый, умеет ладить с людьми


Фактор M

M+

M -

Практичность Углубленный в себя, интересующийся искусством, теорией, смыслом жизни, богатое воображение, беспомощный в практических делах, преимущественно веселый, не исключены истерические аномалии, в коллективе конфликтный, не обусловленный обстоятельствами

Практичность Интересующийся фактами, обусловленный обстоятельствами, живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех, спонтанно ничего не делающий, реалистический, надежный, серьезный, заботливый, но очень постоянно ориентирован на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяет внимание мелочам, но иногда не хватает творческого воображения



Фактор N

N+

N-

Утонченность Изысканно-утонченный, рафинированный, под самоконтролем, эстетически разборчивый, светский, понимает себя, понимает других, честолюбивый, несколько неуверенный, неудовлетворенный

"Простота" Простой без "блеска", открытый, горячий, спонтанный в поведении, в обществе, простой вкус, отсутствует самоанализ, не анализирует мотивы поведения других, доволен тем что имеет


Фактор О

О+

О-

Тревожность Боязливый, неуверенный, тревожный, озабоченный, депрессивный, чуткий, легко впадает в растерянность, сильное чувство долга, чересчур заботливый, полон страхов, подвержен настроению, частые плохие предчувствия

Спокойствие Беспечный, самонадеянный, жизнерадостный, безмятежный, хладнокровный, не испытывающий чувства вины


Фактор Q 1

Q 1 +

Q 1 -

Радикализм Интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление посмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям

Консерватизм Стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен


Фактор Q 2

Q 2 +

Q 2 -

Самостоятельность Предпочитает собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным решениям и действиям

Зависимость от группы Конформен, зависим от чужого мнения, предпочитает принятие решения вместе с другими людьми, ориентирован на социальное одобрение



Фактор Q 3

Q 3 +

Q 3 -

Самоконтроль, сильная воля Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации

Недостаток самоконтроля, индиффирентность Внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчиненность своим страстям


Фактор Q 4

Q 4 +

Q 4 -

Внутренняя напряженность Возбужденный, взволнованный, напряженный, раздражительный, нетерпеливый, избыток побуждений, не находящих разрядки

Флегматичность, релаксация, вялость, лень, расслабленность, недостаточная мотивация, не вполне оправданная удовлетворенность


Шкала "мотивационного искажения" (MD) введена для выявления случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD выше 9 баллов, возможно испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, при приеме на работу) или испытуемого очень беспокоит вопрос о том, как он выглядят в глазах окружающих.

2.2 Результаты исследования

В ходе данного исследования были получены результаты, которые представлены в виде таблицах в Приложении 1.

Результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным - 10 баллов и средним - 5.5 балла. Низким значениям соответствуют 1 - 3 стены, средним значениям соответствуют 4 - 7 стены, высоким значениям соответствуют 8 - 10 стены.

Исследование показало, что и леворукие, и праворукие люди в целом имеют средние баллы по шкале А (открытость - замкнутость). Среди леворуких 10 % имеют высокие баллы по данной шкале, 10 % - низкие. Среди праворуких людей 40 % имеют низкие баллы по данной шкале. Леворукие люди в целом более открыты (ср. балл 5,7),то есть готовы к сотрудничеству, приветливы, уживчивы, внимательны к людям, естественны в обращении, чем праворукие (ср. балл 4,3).

Леворукие и праворукие люди в целом имеют средние баллы по шкале B (абстрактное - конкретное мышление). Леворукие люди имеют более высокий уровень абстрактного мышления (ср. балл 6,4), чем праворукие (ср. балл 5,5). Среди леворуких 30 % имеют высокие значения по данной шкале. Среди праворуких 10 % имеют высокие значения, 10 % - низкие. См. диаграмму в Приложении 2.

Леворукие люди имеют в целом низкие баллы (ср. балл 3,5) по шкале С (эмоциональная стабильность - эмоциональная неустойчивость), то есть они эмоционально неустойчивы. Среди леворуких 60 % имеют низкие баллы по данной шкале, остальные - средние. Праворукие люди в целом имеют средние баллы по этой шкале (ср. балл 5,8), то есть они отличаются большей эмоциональной стабильностью. Среди них 10 % имеют высокие баллы по данной шкале.). См. диаграмму в Приложении 2.

Обе группы имеют в целом средние баллы по шкале E (независимость - податливость). Леворукие люди более независимы (ср. балл 5,4), чем праворукие (ср. балл 4,5). Среди праворуких 10% имеют низкие баллы по данной шкале.

Обе группы имеют в целом средние баллы по шкале F (беспечность - озабоченность). Леворукие люди более озабочены, углубленны в себя, задумчивы (ср. балл 4,1), чем праворукие (ср. балл 6). Среди праворуких 30% имеют низкие баллы по данной шкале, среди праворуких 10 % имеют низкие баллы.

Обе группы имеют средние баллы по шкале G (сознательность - беспринципность). Различия в группах по данному фактору не наблюдается (ср. балл в группе леворуких - 5,4; в группе праворуких - 5, 6).

Также не выявлено заметных различий по фактору H (смелость - застенчивость). В обеих группах выявлены в целом средние показатели по данной шкале. Ср. балл в группе леворуких - 5,1, среди них 10 % имеют низкие баллы по шкале; ср. балл в группе праворуких - 5, 8.

Леворукие и праворукие люди имеют средние баллы по шкале I (чувственность - твердость). Леворукие люди более нетерпимы, зависимы от других, мечтательны, непрактичны, с богатой фантазией (ср. балл 6,5), чем праворукие (ср. балл 5,2).

Обе группы имеют средние баллы по шкале L (подозрительность - доверчивость). Различия в группах по данному фактору не наблюдается (ср. балл в группе леворуких - 5,1; в группе праворуких - 5, 3).

Леворукие и праворукие люди имеют средние баллы по шкале М (мечтательность - практичность). Леворукие люди в большей степени углублены в себя, интересуются искусством, смыслом жизни, имеют богатое воображение, беспомощны в практических делах (ср. балл 6,2), чем праворукие (ср. балл 5).

Обе группы имеют в целом средние баллы по шкале N (утончённость - прямолинейность). Леворукие люди в большей степени утонченны, эстетически разборчивы, честолюбивы (ср. балл 5,8), чем праворукие (ср. балл 4,5). Среди леворуких 20 % имеют высокие баллы по данной шкале.

Леворукие и праворукие люди имеют в целом средние баллы по шкале О (спокойствие - тревожность). Леворукие люди в большей степени тревожны, озабоченны, депрессивны, чутки, легко впадает в растерянность, подвержены настроению (ср. балл 6,2), чем праворукие (ср. балл 4,2). Среди праворуких 20 % имеют низкие баллы по данной шкале.

Не выявлено заметных различий в группах по фактору Q1(радикализм - консерватизм). Ср. балл в группе леворуких - 5,4; в группе праворуких - 5, 8). В обеих группах выявлены средние показатели по данной шкале.

По фактору Q 2(самостоятельность - зависимость от группы) выявлены незначительные различия в группах. Леворукие люди немного более самостоятельны, независимы во взглядах (ср. балл 5,3), чем праворукие (ср. балл 4,6). В обеих группах выявлены в целом средние показатели по данной шкале. Среди леворуких 10 %имеют низкие показатели.

Почти не выявлено различий в группах по фактору Q 3(самоконтроль, сильная воля - недостаток самоконтроля, индиффирентнность. Ср. балл в группе леворуких - 4,7; в группе праворуких - 4,8. В обеих группах выявлены средние показатели по данной шкале.

Леворукие люди имеют более высокие баллы (ср. балл 6,2) по шкале Q4 (расслабленность - напряжённость), то есть они чаще взволнованны, напряжены, раздражительны, нетерпеливы, чем праворукие (ср. балл 4,2).

В обеих группах выявлены средние показатели по данной шкале.

И леворукие, и праворукие люди имеют адекватную самооценку - средние показатели по шкале MD (ср. балл 4,8 у леворуких, 4,4 - у праворуких).

Таким образом, подтвердилась гипотеза нашего исследования о том, что леворукие люди имеют психологические особенности, отличающие их от праворуких. Особенно это касается эмоционально-волевого блока. Леворукие люди обладают меньшей эмоциональной устойчивостью, большей тревожностью, менее развитым чувством самоконтроля.

Различия проявились и в особенностях интеллектуального блока качеств. Леворукие люди имеют более высокий уровень абстрактного мышления, более развитое воображение.

В меньшей степени различия проявились в коммуникативный сфере. Леворукие люди в целом более открыты, независимы.

Леворукие люди имеют психологические особенности, отличающие их от праворуких.

Наибольшие различия выявлены в эмоционально-волевой сфере леворуких и праворуких людей. Леворукие люди обладают меньшей эмоциональной устойчивостью, большей тревожностью, менее развитым чувством самоконтроля.

Различия проявились и в особенностях интеллектуального блока качеств. Леворукие люди имеют более высокий уровень абстрактного мышления, более развитое воображение.

В меньшей степени различия проявились в коммуникативный сфере. Леворукие люди в целом более открыты, независимы.

Заключение

леворукость физиологический мозг мануальный

Леворукость - преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий. Выделяются три варианта леворукости: генетически закрепленная, компенсаторная (патологическая), вынужденная (механическая). Доказана генетическая зависимость леворукости. Однако механизм наследования до конца неясен. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

Помимо генетической леворукости отмечается и патологическая (компенсаторная), обусловленная пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга и вынужденная, связанная с потерей, повреждением или заболеванием правой руки.

Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения. Учитывая все эти факты, более корректным является представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости.

Можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность или наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере пре - и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

У леворуких людей действиями левой руки "руководит" преимущественно правое полушарие. Однако роль правого полушария не абсолютна.

Атипия психического развития - одна из базовых особенностей людей с наличием фактора левшества. Левши имеют ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна.

Исследование психологических особенностей леворуких людей показало, что наибольшие различия между леворукими и праворукими выявлены выявлены в эмоционально-волевой сфере. Леворукие люди обладают меньшей эмоциональной устойчивостью, большей тревожностью, менее развитым чувством самоконтроля.

Различия проявились и в особенностях интеллектуального блока качеств. Леворукие люди имеют более высокий уровень абстрактного мышления, более развитое воображение.

В меньшей степени различия проявились в коммуникативный сфере. Леворукие люди в целом более открыты, независимы.

Список литературы

1. Аракелов Г.Г., Шотт Е.К. Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей. - М., 2006.

. Безруких М.М., Князева М. Г. Если ваш ребенок - "левша". - Тула: Актоус, 1996.

. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Просвещение, 1995.

. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.Л. Функциональная ассиметрия человека. - М, 1988.

. Доброхотова Т.А. Загадка неправорукого меньшинства человечества - М., 2004

. Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Книга, 1994.

. Заводная Ж. Н. Педагогическая подготовка студентов к работе с леворукими детьми. - Кубань: КубГУ, 1999.

. Капустина А. Н. Многофакторный опросник Р. Кеттелла. Спб: Речь,2001.

.Калягин В.А. Некоторые особенности становление пространственной ориентации при леворукости. - М.: «Медицина», 2002.

. Москвин В.А. Проблема леворукости в нейропсихологии и педагогике // Актуальные проблемы гуманизации образования. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2006. С. 34-35

. Семенович А. В. Эти невероятные левши. - М.: Генезис,2007.

. Сердюковская А.В. Охрана здоровья детей и подростков и психогигиена леворуких. - М.: Медицина, 2007.

. Симерницкая Э.Г., Московичюте Л.И., Семенович А.В Письмо у переученных левшей. - М., 2004.

. Членов Л. Г. Леворукость. - М.: Медицина, 2003.

Приложения

Приложение 1 Многофакторный опросник Кеттелла

Таблица 1 Леворукие люди

A

B

С

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

MD

1

5

8

3

6

4

6

6

7

5

6

8

6

5

4

5

4

4

2

8

8

3

5

5

5

4

6

6

5

6

5

7

6

5

6

4

3

5

6

2

6

3

6

5

4

4

7

5

7

4

5

4

7

5

5

7

5

5

5

4

4

6

7

5

7

6

7

6

4

5

5

6

5

4

7

4

4

6

5

5

6

4

5

4

5

6

6

5

7

4

6

6

5

6

7

4

5

6

8

5

7

6

7

4

4

5

6

5

7

3

6

3

5

3

5

5

6

5

6

4

6

6

6

4

7

5

8

7

4

4

4

4

7

3

8

7

7

8

7

5

7

4

6

6

9

6

7

3

5

5

5

4

8

4

5

5

5

6

4

4

7

5

10

6

8

2

7

3

6

7

5

6

7

6

7

5

7

6

7

4

Ср. балл

5,7

6,4

3,5

5,4

4,1

5,4

5,1

6,5

5,1

6,2

5,8

6,2

5,4

5,3

4,7

6,2

4,8


Таблица 2. Праворукие люди

A

B

С

E

F

G

H

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

MD

1

3

7

5

6

5

5

5

4

7

5

7

4

6

4

5

3

5

2

7

5

7

4

7

4

4

5

6

4

4

3

4

5

4

4

4

3

5

9

6

5

3

5

8

5

5

5

3

2

4

7

6

5

6

5

7

3

5

4

6

6

6

9

4

6

5

4

5

4

4

4

4

5

3

5

7

4

5

7

5

4

5

5

4

5

4

5

6

5

3

6

4

5

5

5

7

5

7

5

6

4

5

4

6

3

5

3

4

7

3

6

5

4

6

6

5

4

4

6

4

7

5

4

4

4

5

8

5

5

4

4

8

5

7

6

3

4

5

4

7

5

6

5

5

9

3

6

6

3

6

6

5

4

6

6

4

5

4

4

4

5

4

10

3

4

8

6

7

7

6

6

7

5

4

4

5

5

4

4

4

Ср. балл

4,3

5,5

5,8

4,5

6

5,6

5,8

5,2

5,3

5

4,5

4,2

5

4,6

4,8

4,2

4,4



Приложение 2

Абстрактное мышление


Эмоциональная устойчивость

Приложение 3

Ключ к тесту Кеттелла (форма С, 105 вопросов)

bc

12Л

2AA

1B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1


a

b

c



a

b

c



a

b

c



a

b

c



a

b

c



a

b

c



a

 

1

2

1

Л


18

Л

1

2


35

Л

1

2


52

2

1

Л


69

Л

1

2


86

Л

1

2


103

Л

 

2

A

1

2


19

2

1

A


36

A

1

2


53

2

1

A


70

2

1

A


87

A

1

2


104

1

 

3

1

B


20


B

1


37


1

B


54


B

1


71

1

B



88

B

1



105

B

 

4

2

1

C


21

2

1

C


38

G

1

2


55

2

1

C


72

C

1

2


89

C

1

2




 

5

E

1

2


22

E

1

2


39

E

1

2


56

2

1

E


73

E

1

2


90

1

E




 

6

F

1

2


23

2

1

F


40

F

1

2


57

2

1

F


74

2

1

F


91

F

1

2




 

7

2

1

G


24

G

1

2


41

2

1

G


58

G

1

2


75

2

1

G


92

G

1

2




 

8

2

1

H


25

H

1

2


42

H

1

2


59

2

1

H


76

2

1

H


93

H

1

2




 

9

2

1

I


26

2

1

I


43

I

1

2


60

2

1

I


77

I

1

2


94

I

1

2




 

10

2

1

L


27

L

1

2


44

L

1

2


61

L

1

2


78

2

1

L


95

2

1

L




 

11

M

1

2


28

M

1

2


45

2

1

M


62

2

1

M


79

2

1

M


96

M

1

2




 

12

N

1

2


29

N

1

2


46

2

1

N


63

2

1

N


80

N

1

2


97

N

1

2




 

13

O

1

2


30

2

1

O


47

O

1

2


64

2

1

O


81

O

1

2


98

2

1

O




 

14

2

1

Q1


31

2

1

Q1


48

Q1

1

2


65

Q1

1

2


82

Q1

1

2


99

2

1

Q1




 

15

2

1

Q2


32

Q2

1

2


49

2

1

Q2


66

2

1

Q2


83

Q2













Приложение 4

Вопросы опросника Кеттела

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем раньше:

а) Да в) Трудно сказать с) нет

. Я мог бы счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник:

а) Да в) Иногда с) Нет.

. Если бы я говорил, что небо "находится снизу", и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника.

а) Гангстером в) Святым с) Тучей

. Когда я ложусь спать, я:

а) насыпаю мгновенно в) нечто среднее с) засыпаю медленно, с трудом.

. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я чувствовал себя удовлетворенным:

а) Если бы остался позади других машин б) Не знаю

с) Если бы я обогнал все идущие впереди машины

. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Для меня важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка

а) верно в) трудно сказать с) неверно

. Большинство людей, которых я встречаю на вечеринке, рады меня видеть.

а) Да в) Иногда с) Нет.

. Я бы скорее занимался:

а) Фехтованием и танцами в) Затрудняюсь сказать с) Борьбой и ручным мячом.

. Про себя я смеюсь над тем, что существует такая большая разница между тем, что люди делают и тем, что они рассказывают о том.

а) Да в) Иногда с) Нет

. Когда я читаю о каком-нибудь происшествии, я точно хочу выяснить, как это все случилось.

а) Всегда в) Иногда с) Редко

. Когда друзья подшучивает надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и совсем не огорчаюсь.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно.

. Когда кто-нибудь грубо говорит со мной, я могу быстро забывать об этом.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно.

. Мне нравится "изобретать" новые способы в выполнения какой-либо работы больше, чем придерживаться испытанных, приемов.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

. Когда я обдумываю что-нибудь, я люблю делать это без посторонней помощи, один.

а) Да в) Иногда с) Нет

. Я думаю, что реже говорю неправду, чем большинство людей.

а) Верно в) Нечто среднее с) Нет

. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

. Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим родителям.

а) Да в) Не знаю с) Нет

. Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим друзьям в) Не знаю с) В своем дневнике

. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова "неточный" будет:

а) Небрежный в) Тщательный с) Приблизительный

.Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

. Меня больше раздражают люди, которые:

а) Своими непристойными шутками вгоняют других в краску

в) Не знаю

с) Опаздывают на условленную встречу и заставляют меня волноваться

. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать;

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

. Я думаю, что…

а) Некоторые виды работ невозможно выполнить так же тщательно, как другие

в) Затрудняюсь сказать

с) Любую работу следует делать тщательно, если Вы вообще за нее взялись

. Мне всегда приходится бороться со своей робостью.

а) Да в) Возможно с) Нет

. Мои друзья чаще:

а) Спрашивают моего совета

б) Делают то и другое наполовину

с) Дают мне советы

. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его.

а) Да в) Иногда с) Нет

. Мне нравится друг, который…

а) Имеет действие и практические интересы

в) Не знаю

с) Серьезно обдумывает взгляды на жизнь

. Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

а) Верно в) Затрудняюсь ответить с) Неверно

. Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел:

а) Играть в шахматы в) Затрудняюсь сказать с) Играть в городки

. Мне нравятся общительные кампанейские люди.

а) Да в) Не знаю с) Нет

. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше неприятностей, неожиданностей, чем с другими людьми

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) Да в) Иногда с) Нет

. Мне трудно признать, что я не прав.

а) Да в) Иногда с) Нет

. На заводе было бы интересно:

а) Работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

в) Трудно сказать

с) Беседовать с другими и принимать их на работу

. Какое слово не связано с другими двумя:

а) Кошка в) Близко с) Солнце

. То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание:

а) Раздражает меня в) Нечто среднее с) Не беспокоит

. Если бы у меня было много денег, я:

а) Я позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависть

в) Не знаю

с) Жил бы не стесняя себя ни в чем

. Худшее наказание для меня:

а) Тяжелая работа в) Не знаю с) Быть запертым в одиночестве

. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали

а) Да в) Иногда с) Нет

. Мне говорили, что ребенком я был скорее:

а) Спокойным и любил остаться один

в) Не знаю

с) Жизнерадостный и всегда активный

. Мне нравится практическая повседневная работа с различными установками и машинами

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

.Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это затрудняет их.

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

. Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее:

а) Обсуждал бы с ним политические и общественные взгляды

в) Не знаю

с) Хотел бы услышать от него несколько новых анекдотов

. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей

а) Верно в) Не знаю с) Нет

. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать.

а) Верно в) Не знаю с) Нет

. В музыке я наслаждаюсь:

в) Не знаю

с) Типичное соло

. Я быстрее предпочел провести два летних месяца

а) В деревне одним или с двумя друзьями

в) Не знаю

с) Возглавляя группу в туристических лагерях

. Усилия, затраченные на составление предварительных планов

а) Никогда не лишне в) Трудно сказать с) Не стоит этого

. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей не обижают меня и не делают несчастным.

а) Верно в) Иногда с) Неверно

. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

а) Верно в) Иногда с) Неверно

. Я предпочел бы скорее работать:

а) В учреждении, где мне бы пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

в) Затрудняюсь ответить

с) Архитектором, работая над своими проектами в тихой комнате

. "Дом" так относится к "комнате", как "дерево" к:

а) Лесу в) Растению с) Листу

. То, что я делаю, у меня получается:

а) Редко в) Иногда с) Часто

. В большинстве дел я:

а) Предпочитаю рискнуть в) Не знаю

с) Предпочитаю действовать наверняка

. Некоторые люди считают, что я громко говорю:

а) Скорее всего это так в) Не знаю с) Думаю нет

. Я восхищаюсь больше:

а) Человеком умным, но ненадежным и непостоянным

в) Трудно сказать

с) Человеком со средними способностями, но умеющим противостоять всяческим соблазнам

. Я принимаю решение:

а) Быстрее, чем многие люди в) Не знаю с) Медленнее, чем многие люди

.На меня производит большое впечатление:

а) Мастерство и изящество в) Не знаю с) Сила и мощь

. Я считаю, что я человек склонный к сотрудничеству:

а) Да в) Нечто среднее с) Нет

. Мне нравиться говорить с изысканным, утонченным человеком, чем с откровенным и прямолинейным:

а) Да в) Не знаю с) Нет

. Я предпочитаю:

а) Решать вопросы, касающиеся лично меня сам

в) Затрудняюсь ответить

с) Обсуждать с моими друзьями

. Если человек не отвечает сразу же, когда я что-нибудь говорю ему, то я чувствую, что должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

. В школьные годы я больше всего узнал:

а) На уроках в) Трудно сказать с) Читая книги

. Я избегаю работы в общественных организациях, и связанной с этим ответственностью:

а) Верно в) Иногда с) Неверно

. Когда вопрос очень труден, который надо решить, и требует много усилий, я стараюсь:

а) Заняться другим вопросом

в) Затрудняюсь ответить

с) Еще раз попробовать решить этот вопрос

.У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без определенной причины:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Иногда мой ум работает не так ясно, как в другое время:

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

. Я счастлив сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже это немного неудобно для меня

а) Да в) Иногда с) Нет

. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,4,5,6,…

а) 10 в) 5 с) 7

. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты т головокружения без определенной причины:

а) Да в) Не знаю с) Нет

. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

а) Да в) Не знаю с) Нет

. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

. На вечеринке мне придется:

а) Принимать участие в интересной беседе

в) Затрудняюсь ответить

с) смотреть как, люди отдыхают и, отдыхать расслабившись самому

. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел встретиться

а) с Колумбом в) не знаю с) с Шекспиром

. Я вынужден удерживать себя от того , чтобы не улаживать чужие дела:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) Оформлять витрины

в) Не знаю

с) Быть кассиром

. Если люди обо мне плохо думают, это меня не волнует:

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) Сразу же думаю: "У него плохое настроение"

в) Не знаю

с) Беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

. Все несчастья происходят из-за людей:

а) Которые стараются во все внести изменения, хотя уже существует удовлетворительный способ решения этих вопросов

в) Не знаю

с) Которые отвергают новые, многообещающие предложения

. Я получаю большое удовлетворение, рассказывая местные новости:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной:

а) Верно в) Иногда с) Неверно

. Я думаю, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

а) Верно в) Иногда с) Неверно

. Я могу легче не считаться с людьми, чем они со мной

а) Верно в) Иногда с) Неверно

.Бывает, что все утро у меня возникает нежелание с кем-либо говорить:

а) Верно в) Иногда с) Никогда

. Если стрелки часов встречаются каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) Отстают в) Идут правильно с) Спешат

. Мне бывает скучно:

а) Часто в) Иногда с) Редко

. Люди говорят, что мне нравится делать все своим собственным способом:

а) Верно в) Иногда с) Неверно

. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют меня:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Дома в свободное время, я:

а) Болтаю и отдыхаю в) Затрудняюсь ответить с) Занимаюсь интересующими меня делами

. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с другими новыми людьми:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Я считаю, что-то, что говорят люди стихами, можно также точно выразить прозой:

. а) Да в) Трудно сказать с) Нет

. Я подозреваю, что люди, которые относятся ко мне по-дружески, могут оказаться предателями за моей спиной:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Я думаю, что даже самые драматические события через год, уже не оставляют в душе никаких последствий:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Я думаю, что интереснее было бы быть:

а) Натуралистом и работать с растениями

в) Не знаю

с) Страховым агентом

. Я подвержен беспричинному страху и отвращению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Я люблю думать над тем, как можно было бы улучшить мир:

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

. Я предпочитаю игры:

а) Где надо играть в команде или иметь партнера

в) Не знаю

с.) Где каждый играет сам за себя

. Ночью мне снятся фантастические сны

а) Да в) Иногда с) Нет

.Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Я могу обмануть людей своим дружеским расположением, когда на самом деле они мне не нравятся:

а) Да в) Иногда с) Нет

. Какое слово не принадлежит двум другим

а) Думать в) Видеть с) Слышать


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!