Психоанализ К. Юнга

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,19 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психоанализ К. Юнга

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра социологии и политологии






Контрольная работа по дисциплине

«Социальная психология»

на тему:

ПСИХОАНАЛИЗ К. ЮНГА


Студентка

Гармаш И.Ю.






Тула 2012

План

психоанализ юнг сновидение личность

Введение

. Модель психической структуры личности в аналитической психологии юнга

.1 Коллективное бессознательное в психоанализе К. Юнга

.2 Самость и четыре системы психики

. Психологические типы К. Юнга и функции личности

.1 Экстравертный и интровертный типы характера

. Проблема сновидений в творчестве К. Юнга

.1 К. Юнг о природе сновидений

.2 Подходы к анализу сновидений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Темой данной контрольно-курсовой работы является психоанализ К. Юнга. Рассмотрение данной темы является необходимым в подготовке социолога в силу фундаментальности исследований К. Юнга и связи его теорий с областью исследований микросоциологии.

Объект данной КР - психоаналитические теории, предмет - психоанализ Карла Юнга.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать основные положения психоаналитической теории К.Г. Юнга.

Для того, чтобы достичь поставленную цель, нам необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть взгляды К. Юнга относительно коллективного бессознательного

проанализировать самость и четыре системы психики в творчестве К. Юнга

сопоставить экстравертный и интровертный типы личности

разобрать психологические функции и ориентации личности

описать взгляды К, Юнга на проблему природы сновидений

выяснить подходы К. Юнга к анализу сновидений

В ходе написания данной контрольной работы использовались следующие методы: системный, биографический, аналитический.

Источниками для написания данной работы явились монографии К. Юнга и некоторые исследовательские труды, посвященные его научному творчеству.

1. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга

.1 Коллективное бессознательное в психоанализе К. Юнга


.2 Самость и четыре системы психики

Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как das Selbst - самость. Выступая как интегрирующее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта. Становление самости происходит в процессе индивидуации - такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным. По мнению Юнга, самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным. Поэтому, согласно Юнгу, самость объединяет четыре системы психики: Jch (Я), Persona (Маска), Schatten (Тень) , Anima и Animus (Образы женщины и мужчины). Система «Я» составляет самую малую часть психики как целого. Она выступает центром сознания и именно к ней стекает весь поток осознаваемых психических переживаний. Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание. Представляя в значительной своей части процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система «Я» способна нести в себе автономные комплексы психических данных. Эти комплексы включают определенные группы последовательно связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Образуя единство из множества сознаний органов чувств, система «Я» также представляет собой целостный автономный комплекс, который осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит. В содержание системы «Я» входят психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений. Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию «Я» ведомы только его осознанные психические содержания, но никак не бессознательные. Действительное психическое состояние «Я» остается большей своей частью сокрытой как от самой личности, так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении. Психические процессы, связанные с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив ее как «Персона» (Маска).

Если основными принципами первой системы «Я» являются отражение и рефлексия, то в системе «Персона» главным принципом выступает адаптация к внешнему социальному миру. В отличие от системы «Я», представляющей собой монистическую фазу развития сознания, «Персоне» присуща двойственность, дуалистическое состояние. По своему содержанию «Персона» слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому Персона всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами. Результатом этого компромисса становятся социальные роли, которые играет личность в обществе. В качестве психических элементов Персоны выступают персонифицированные аффекты, установки, идеалы, сентенции, которые в свою очередь «овладевают» личностью и могут привести ее к сильнейшим потрясениям. К таким потрясениям можно отнести «личностную инфляцию» (отчуждение личности путем ее «разбухания» - отождествления с группой), «синдром ригидности» (проявление избыточной защищенности личности), «диссоциацию» (нарушение связи осознанных психических процессов с бессознательными, которое может привести к фрагментированию личности на отдельные комплексы.

Существенное значение приобретают и неосознанные, спонтанные психические воздействия, исходящие из внутреннего субъективного мира партнеров. Их проявление связано с наличием в психической структуре еще одной системы, которую Юнг назвал «Тень». Она является первичным уровнем бессознательных психических процессов, представляя собой личностное бессознательное. По своему содержанию она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались забытыми, либо из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания.... При этом они несут в себе не только негативное содержание, но и такие дремлющие психические силы, которые обладают большой динамикой и могут привести личность либо к росту, либо к катастрофе. Все зависит от подготовленности и установок сознания. Юнг считает, что личность никогда не может «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для осознания собственного несовершенства. А такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет «завышенные идеалы», считая себя более совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение. По мнению Юнга, «показать» человеку его Тень очень полезно. Тогда он лучше осознает и светлую сторону своей личности. Находясь между этими двумя противоположностями, воспринимая одновременно свою Тень и свой Свет, личность неизбежно ощущает и собственную самость. Тень, входящая в личностное бессознательное, неразрывно связана с коллективным бессознательным - самой глубинной системой психики личности.

Эта система включает многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины). Выступая как архаичные формы психических феноменов, образы Анимы и Анимуса каждый раз воспроизводятся в индивидуальной структуре личности. Анима представляет собой автономный архетипический образ в мужской личности, воспроизводя в его психической структуре женское начало. Анимус - это первообраз мужчины в психике женской личности. Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражаются в нем. Так, Анима, накопленная в бессознательном в мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности. Тогда можно говорить о психическом синдроме «одержимости Анимой». Напротив, в женской личности, если прорывается наружу Анимус, это приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности. В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера-мужчины или в жесткой аргументации и ригидности партнера-женщины. В отличие от Фрейда, Юнг выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и придают определенную форму содержаниям психики. Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции» (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.

2. Психологические типы К. Юнга и функции личности

.1 Экстравертный и интровертный типы характера

Характер, согласно К. Юнгу, это сложившаяся, устойчивая индивидуальная форма человеческого бытия. Учение о характере представляет собой учение о признаках и физического, и психического свойства. При этом подчеркивается неразрывность психического и физического. По психическому можно делать выводы о физическом, по физическому - о психическом. Более доступен второй путь, поэтому им чаще и пользовались (астрология (в плане изучения знаков зодиака и характера связанного с ними), френология, хиромантия, графология и т.д.), но он не дает чёткой картины. Поэтому Юнг выбирает путь изучения всех феноменов психического.

С помощью аналитического метода стало возможно, по мнению Юнга, увидеть то, что лежит за возникающими психическими симптомами - знание о психических процессах, вызывающих симптомы (учение о комплексах - психических величинах, неподконтрольных сознанию и ведущих свою жизнь в «темной сфере бессознательного»).

Дальнейший путь приводит Юнга к необходимости найти источник возникновения комплексов как конфликтных бессознательных содержаний, проявляющихся неврозами. Комплекс, по его мнению, представляет собой область неисполненного в индивиде.

Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума. Ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Подчинены среде, мнению других, внушаемы. Бессознательное у экстраверта - сильная эгоцентрическая тенденция. Наиболее частое заболевание - истерия. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Типичная форма невроза - психастения. Обе ориентации сосуществуют одновременно в человеке, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам. В изолированном виде этих установок не существует, чистых типов нет. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, то другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной, становится компенсаторным механизмом. В норме они должны чередоваться.

.2 Психологические функции и ориентации личности

Так как с помощью этих двух установок невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру, то Юнг включает в свою типологию еще психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Мышление и чувство - рациональные функции, т.к. они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Интуиция и ощущение - иррациональные, так как пассивно схватывают, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их и не объясняя их значение. У каждого человека есть все четыре функции. Но только одна функция из пар рациональных или иррациональных доминирует и осознается. Интегрированная личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции. Две эго-ориентации и четыре функции, взаимодействуя, образуют 8 типов личности.

При преобладании сенсорной функции мы наблюдаем сенсорный характер, при преобладании мыслительной - мыслительный, при интуитивной - соответственно интуитивный и при преобладании аффективной функции формируется эмоциональный характер личности.

Окружающая среда, по Юнгу, не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено. В архетипах заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на текущий опыт.

Выделение этих функций Юнг и сам признает чисто эмпирическим - никаких строгих доказательств, что это именно так он не приводит: ощущение - восприятие с помощью чувственных органов, мышление - интеллектуальное познание и логические заключения, чувство - функция субъективной оценки, интуиция - восприятие бессознательных содержаний; восприятие, которое нельзя свести к сознательному опыту.

В борьбе за существование человек использует наиболее развитую функцию, которая постепенно становится критерием привычного способа реагирования.

Для полной идеальной ориентации эти четыре функции должны сотрудничать на равных, но в реальности такого практически не бывает - одна из функция выходит на первый план, остальные же остаются недифференцированными. Существует ощущающий тип (голое восприятие без размышлений и чувственных оценок), мыслящий тип, чувствующий тип и интуитивный тип (ни идей, ни чувств, ни ощущений реальности, а целиком «отдают себя во власть соблазнительных возможностей»). При этом существуют противоположности: мыслительный - чувствующий и интуитивный - ощущающий.

Экстраверсия/интроверсия построена следующим образом: существует сознательная установка (на людей/от людей) и бессознательная. Бессознательная уравновешивает сознательную, иначе происходила бы потеря психического равновесия.

При этом экстраверсия/интроверсия не проявляются сами по себе, а лишь в качестве специфики главенствующей сознательной функции. О типических бессознательных функциях, по мнению, Юнга, говорить невозможно.

И вот именно тут заключается основная сложность в диагностике типов, так как наблюдатель может видеть как проявления сознательной установки, так и противоположного ей бессознательного. Поэтому надо анализировать, какие явления связаны с сознательным выбором, а какие нет и отслеживать, какие адаптивны, а какие носят архаический характер.

Реально противоположение между бессознательным и сознанием не выходит в прямой конфликт до тех пор, пока сознательная установка не слишком односторонняя. Иначе бессознательное будет стремиться проявиться в неврозы.

Сознательная установка всегда является мировоззрением, поэтому столь важно изучение типов. Противоположение между типами - это не только конфликт между людьми, но и конфликт внутри человека, понимание его - ключ к лечению страданий и неврозов.

Цель работы Юнга - не классификация людей на категории, но обеспечение критической психологии возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала. Типология, по мнению Юнга, критический инструмент исследователя. Таким образом, это каркас для дальнейшего исследования многообразия личности, помощник в понимании широкого разнообразия индивидов и ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. Существенное средство для определения личностного уравнения практического психолога, для избежания серьезных ошибок в работе с пациентами.

Глава 3. Проблема сновидений в творчестве К. Юнга

.1 К. Юнг о природе сновидений

Карл Густав Юнг <#"justify">1.Гусельцева М.С. Феномен К. Юнга и современная постъюнгианская психология // Вопросы психологии. 2009. № 2.

.Кэлвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности», Москва, «КСП+»,

.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ.

А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. - СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с

.Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности» 2-е издание, Санкт - Петербург, 1997 г.

.Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Гуманитарное Агентство «Академический проект», 2001. - 244 с.

.Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев, 1994.

.Юнг К.Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное. - М.: ПРИОР, 1999. - 228 с.

.Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее; Пер. с нем.; Сост. В. Зеленский, В. Руткевич. М.: Мартис, 1995.

.Юнг К.Г. Дух и жизнь; Пер. с нем. // Под ред. Д.Х. Лахути. М.: Практика, 1996.

.Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: Вост.- Европ. ин-т психоанализа, 1994.

.Юнг К.Г. Психологические типы; Пер. с нем. // Под общ. ред. В. Зеленского. М.: Универс. книга, 1996.

.Юнг К.Г. Психология бессознательного; Пер. с нем. М.: АСТ - ЛТД; Канон+, 1998.

.Ярошевский М.Г. История психологии. Москва , 1976 г.;

Похожие работы на - Психоанализ К. Юнга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!