Особенности понимания и переживания террористической угрозы молодежью города Саранска

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    178,36 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности понимания и переживания террористической угрозы молодежью города Саранска

Содержание

 

Введение

1. Проблема террористической угрозы в психологии

1.1 Сущность террористической угрозы как особой экзистенциальной ситуации

1.2 Психологические последствия террористической угрозы

1.3 Влияние средств массовой информации на формирование представлений о террористической угрозе

1.4 Проблема исследования террористической угрозы в отечественной психологии

Выводы по главе 1

2. Эмпирическое исследование особенностей переживания и понимания террористической угрозы молодежью г. Саранска

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Особенности переживания террористической угрозы молодежью г. Саранска

2.3 Личностные особенности молодежи, связанные с переживанием террористической угрозы

2.4 Особенности понимания террористической угрозы современной молодежью

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение


В настоящее время проблема терроризма изучается с различных сторон. Если за рубежом исследования по психологии терроризма проводятся достаточно интенсивно, то в России они только начинают привлекать психологов.

В отечественной психологии изучением проблемы переживания террористической угрозы занимаются такие авторы, как Ю.В. Быховец [3; 5], В.В. Знаков [10], Т.А. Нестик [27], В.А. Соснин [26], Н.В. Тарабрина [28; 29], С.В. Цыцарев [35] и др.

Психологов интересуют не столько правовые или этические, сколько психологические, личностные и социально-психологические аспекты этой проблемы.

Психология терроризма - одна из наиболее значимых отраслей современной психологической науки. Она включает в себя несколько направлений: психологию терроризма, психологию посттравматических стрессовых расстройств у людей, ставших прямыми и косвенными жертвами терактов, роль средств массовой информации в проблеме терроризма. По мнению В.В. Знакова, одним из важнейших направлений психологии терроризма является изучение переживания и понимания людьми террористической угрозы [11].

Под переживанием и пониманием террористической угрозы понимается субъективная оценка риска стать жертвой теракта [5]. Важными социально-психологическими характеристиками террористической угрозы как социального феномена являются, прежде всего, публичность теракта и его направленность на устрашение широких масс населения. Терроризм без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует. Террористы принимают в расчет общественный резонанс, вызванный их действиями, за которым следует обвинение в адрес правоохранительных и властных органов, якобы неспособных защитить граждан. Терроризм - это всегда вызов обществу. С другой стороны, терроризм - средство психологического воздействия. Его отличительной особенностью является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности. Сам термин "террор" переводится как "страх", "ужас". Создание обстановки страха есть выражение терроризма, проявление его сути. Его главный объект - не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель - не убийство, а устрашение и деморализация живых [27].

Кроме того, современный терроризм самым тесным образом связан со средствами массовой информации, которые существенно усиливают косвенное воздействие террористических акций. Как пишут В.А. Соснин и Т.А. Нестик, "без средств массовой информации не было бы современного терроризма". Он не знает никаких границ в пространственном отношении, а имеет только политико-психологические границы. Средства массовой информации создают терроризму "виртуальное пространство", через которое можно добиться политических и психологических воздействий на реальный мир [27].

В исследованиях В.В. Знакова установлено, что молодежь значительно больше, чем взрослое население, переживание террористическую угрозу, проявляет большую тревожность, ниже оценивает доброжелательность мира [11].

В связи с этим изучение особенностей переживания террористической угрозы именно молодежью является достаточно актуальной проблемой, связанной с решением практической задачи профилактики негативных эмоциональных и личностных последствий такого переживания.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению психологических особенностей понимания и переживания террористической угрозы молодежью города Саранска.

Актуальность исследования обусловлена ростом террористической активности в современном мире, многочисленностью жертв террористов и огромным материальным и психологическим ущербом, наносимым терроризмом.

Объект дипломной работы - психологические особенности молодежи.

Предмет исследования - психологические особенности понимания и переживания террористической угрозы молодежью.

Целью исследования является изучение особенностей понимания и переживания террористической угрозы молодежью г. Саранска.

Задачи исследования:

1) Теоретически проанализировать проблему террористической угрозы в психологии;

) Экспериментально изучить особенности понимания и переживания террористической угрозы молодежью;

) Выявить личностные особенности, связанные с пониманием и переживанием террористической угрозы молодежью.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

) Установлено, что характер понимания и переживания террористической угрозы у людей, проживающих там, где не было терактов, связан с такими личностными характеристиками как уровень макиавеллизма, личностная тревожность, способность контролировать ситуацию;

) Показано, что женщины сильнее переживают и иначе понимают террористическую угрозу, чем мужчины.

Методы исследования:

теоретические (анализ научной литературы, системно-структурный анализ и обобщение);

эмпирические ("Шкала базисных убеждений" (Р. Янофф-Бульман), "Опросник Спилбергера на личностную тревожность" (Ч.Д. Спилбергер), "Методика исследования макиавеллизма личности" (Р. Кристи, Ф. Гейз), "Тест смысложизненных ориентаций" (Дж. Крамбо, Л. Махоли), "Опросник переживания террористической угрозы" (Н.В. Тарабрина, Ю.В. Быховец), "Шкала танататической тревоги" (Д. Темплер), Опросник понимания террористической угрозы (В.В. Знаков), "Личностный дифференциал" (НИИ им.В.М. Бехтерева);

математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) Данные, полученные в исследовании, могут применяться при разработке профилактических мероприятий, обучающих программ и рекомендаций по работе с разными возрастными группами населения в ситуациях совершенных террористических актов;

) Результаты исследования могут послужить основой для разработки новых, современных технологий профилактики и предотвращения терактов, поскольку именно адекватное понимание может быть положено в основу коррекционного вмешательства в вопросах предотвращения террористической угрозы;

) Результаты исследования могут быть использованы при разработке тренингов-семинаров и лекционных курсов при преподавании психологии экстремальных ситуаций и других психологических дисциплин.

Работа состоит из введения, двух глав, выводам по ним, заключения и списка использованных источников.

1. Проблема террористической угрозы в психологии


1.1 Сущность террористической угрозы как особой экзистенциальной ситуации


По определению Министерства обороны США, терроризм - это "преднамеренное использование насилия или угрозы насилия для того, чтобы внушить страх, предназначенный для запугивания (принуждения) правительства или общества, достижения целей, которые, как правило, являются политическими, религиозными или идеологическими" [49].

В психологической науке к настоящему моменту накоплено немало данных, свидетельствующих о стрессогенной природе террористической угрозы. Показано, что террористические акты способны вызывать различные формы психической дезадаптации [45] как у непосредственных, так и у косвенных их жертв [28; 13; 8; 3; 5].

Под косвенными жертвами подразумевают получавшую информацию о терактах из СМИ и других форм межличностной коммуникации часть населения, у которой определяется психопатологическая симптоматика, возникшая после терактов.

Переживание террористической угрозы оказывает непосредственное влияние на психику человека, подвергая испытанию его эмоционально-личностную устойчивость [5].

Психологическая структура переживания угрозы, согласно нашему представлению, состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

Когнитивный компонент - это репрезентация осознаваемого уровня реальности угрозы, ее вероятности и возможных последствий. Эмоциональный компонент заключается в восприятии внешней среды и оценке субъективной значимости для человека отдельных компонентов ситуации, непосредственно связанных с вовлеченностью эмоций.

Поведенческий компонент включает в себя те особенности поведения, которые субъективно оцениваются человеком как реакции на теракт [5].

Таким образом, переживание террористической угрозы интерпретируется как обобщенное и относительно устойчивое переживание, которое для некоторой части людей приобретает особую значимость, становясь важной составной частью актуального психического состояния.

Террористическая угроза отличается от других стрессоров тем, что переживание угрозы жизни относиться к будущему человека и формируется, как правило, после того, как человек стал жертвой или свидетелем терактов и их последствий [29]. Рассмотрим особенности критической, кризисной и экзистенциальной ситуаций с ситуацией террористической угрозы.

Экзистенциальный кризис по В. Франклу - это состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования [33].

Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, использование психоделиков типа LSD <#"555086.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Особенности переживания террористической угрозы современной молодежью (по методике ОПТУ)

Как видно на рисунке 1 полученные показатели значительно ниже максимально возможных по методике ОПТУ. Общий индекс ОПТУ составляет почти 50% от максимального уровня - 53 балла. По шкале "Признаки посттравматического стресса" показатель составляет 17 баллов; по шкале "Устойчивость" - также 17 баллов; по шкале "Антиципация" - 19 баллов. Это достаточно оптимистичная ситуация, что вполне понятно, так как ни сами испытуемые, ни члены их семей или их близкие не были жертвами терактов.

Таблица 1 - Особенности переживания террористической угрозы современной молодежью (баллы)

Шкалы ОПТУ

Показатели (n=292)

Максимальный уровень негативного переживания по шкале

Общий индекс ОПТУ

53

101

Признаки ПТС

17

41

Устойчивость

17

30

Антиципация

19

30


Проведенное исследование позволяет говорить о различном переживании террористической угрозы мужчинами и женщинами. Данные, представленные ниже в таблице 2 и на рисунке 2 отражают результаты, полученные с помощью опросника ОПТУ. Они позволяют говорить о том, что женщины переживают террористическую угрозу сильнее, чем мужчины. Причем статистический анализ с применением критерия T Стьюдента показал наличие значимых различий между ответами мужчин и женщин по всем четырем шкалам методики. Полученные эмпирические значения Tэмпир больше табличных значений Tтеорет при р≤0,01, что удовлетворяет принципу критерия (таблица 2).

Это позволяет говорить о том, что женщины и мужчины 19-21 года по - разному переживают террористическую угрозу.

Рисунок 2 - Значимые различия показателей переживания террористической угрозы мужчинами и женщинами (19-21 год) (по методике ОПТУ)

Таблица 2 - Значимые различия показателей переживания террористической угрозы мужчинами и женщинами (19-21 год) (по методике ОПТУ)


Мужчины (n=155)

Женщины (n=137)

Значимость различий Tэмпир Tтеорет = 2,592 при р≤0,01

Общий индекс ОПТУ

48,6

56,3

6,846

Признаки ПТС

15,6

18

4,262

Устойчивость

15,3

18,8

7,611

Антиципация

17,6

19,5

3,997


Общий индекс переживания террористической угрозы у женщин выше на 7,7 баллов. В остальных шкалах ОПТУ ситуация повторяется - показатели женщин выше чем у мужчин. Самые большие различия между мужчинами и женщинами наблюдаются по шкале "Устойчивость" (3,5 балла), что означает, что девушки менее чем мужчины этого возраста устойчивы к информационному воздействию терактов, они менее успешно, чем мужчины справляется со своими переживаниями данной угрозы. По шкале "Признаки посттравматической ситуации" показатель женщин выше на 2,4 балла, что означает, что у женщин выше, чем у мужчин степень травматического воздействия информации о терактах, т.е. степень выраженности посттравматических реакций в связи с террористическими нападениями. По шкале "Антиципация" результаты женщин также вывшее, чем у мужчин (на 1,9 баллов). Это означает, что у женщин значимо выше, чем у мужчин уровень предвосхищения терактов, которое возникает до реального восприятия этого события. То есть женщины чаще, чем мужчины рассматривают вероятность совершение теракта, прогнозируют возможность наступления этого события.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что полученные показатели значительно ниже максимально возможных по методике ОПТУ, что является достаточно оптимистичной ситуацией, т.к. ни сами испытуемые, ни члены их семей или их близкие не были жертвами терактов.

Проведенное исследование также позволяет говорить о том, что женщины в возрасте 19-21 года сильнее переживают террористическую угрозу, менее устойчивы к информационному воздействию терактов, менее успешно справляются со своими переживаниями по сравнению с мужчинами этого же возраста. У женщин выше степень выраженности посттравматических реакций в связи с террористическими нападениями, уровень предвосхищения терактов, которое возникает до реального восприятия этого события.

2.3 Личностные особенности молодежи, связанные с переживанием террористической угрозы


Проведенный анализ позволяет говорить о связи особенностей переживания террористической угрозы с некоторыми личностными особенностями молодежи.

Экспериментальная выборка была поделена на две части по медиане результатов, полученных с помощью методики ОПТУ (общий индекс переживания террористической угрозы).

Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента позволил сделать вывод о том, что существуют значимые различия некоторых личностных особенностей у испытуемых с низким и с высоким уровнем ОПТУ (результаты всей выборки были разделены по медиане на 2 группы, Ме=52,7).

Статистически значимые различия выявлены по некоторым базисным убеждениям личности (методика ШБУ) и макиавеллизмом личности (методика Мак-шкала). Полученные эмпирические значения Tэмпир больше табличных значений Tтеорет, что удовлетворяет принципу критерия, следовательно, каждая выборка данных независимая и имеет право на содержательный анализ и сравнение (рисунок 3, таблица 3).

Рисунок 3 - Значимые различия по личностным особенностям испытуемых в зависимости от общего индекса ОПТУ

Таблица 3 - Значимые различия по личностным особенностям испытуемых в зависимости от общего индекса ОПТУ

Личностные особенностиНизкий показатель ОПТУ n=125Высокий показатель ОПТУ n=167Значимость различий, Tэмпир для Tтеорет = 2,592 при р≤0,01




Самоценность (ШБУ)

16,3

15,2

4,071 для Tтеорет = 2,592 при р≤0,01

Способность контрол. ситуацию (ШБУ)

12,1

12

2,254 для Tтеорет = 2,592 при р≤0,01

Мак-шкала

76,8

73,2

2,219 для Tтеорет = 2,592 при р≤0,05


Для изучения личностных особенностей испытуемых был применен опросник ШБУ (шкала базисных убеждений). Базисные убеждения - это имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека. Людям свойственно истолковывать происходящие с ними события так, чтобы поддерживать стабильность субъективной картины мира, обеспечивающей необходимую опору в постоянно меняющейся реальности.

Переживание террористической угрозы связано с таким базисным убеждением личности, как самоценность. В соответствие с методикой ШБУ это убеждение содержит представления индивида о себе, как о человеке достойном любви и уважения, порядочном, соблюдающем требования морали. По результатам таблицы 3 мы видим, что низкие показатели переживания террористической угрозы связаны с более высоким показателем самоценности, составляющим 16,3 балла. Высокие показатели переживания террористической угрозы, напротив, связаны с более низким показателем самоценности равного 15,2 балла. Отсюда можно сделать вывод о том, чем выше самоценность, тем меньше человек переживает террористическую угрозу.

Еще одна шкала методики ШБУ, по которой выявлены значимые различия у испытуемых с низкими и высокими показателями переживания террористической угрозы - это "способность контролировать ситуацию". Это базисное убеждение отражает убеждение индивида в том, что он может контролировать происходящие с ним события и поступать так, чтобы ситуация складывалась в его пользу. По результатам таблицы 3 мы видим, что разница между двумя показателями этой шкалы практически нет: 12, 1 и 12 баллов. Однако у испытуемых с низкими показателями ОПТУ показатель "спо-собности контролировать ситуацию" немного выше.

Учитывая наличие значимых различий, можно сделать вывод о том, что чем меньше убежденность в своей способности контролировать происходящие события, тем выше степень переживания террористической угрозы.

Значительно различаются у испытуемых показатели макиавеллизма личности. Фундаментальная характеристика мировоззрения макиавеллистов - представление о необходимости и универсальности манипуляции в общении. Как отмечает В.В. Знаков, они понимают теракты, прежде всего, как способы решения задач, достижения определенных целей самими террористами и теми, кто за ними стоит [11].

У испытуемых с низкими показателями ОПТУ данный показатель составляет 76,8 баллов, у испытуемых с высокими - 73,2 балла (таблица 3). Это означает, что чем выше макиавеллизм личности, тем меньше она переживает террористическую угрозу. Этот вывод вполне согласуется с предыдущим, поскольку манипулирование - это осознанное представление личности о том, что она может управлять другими людьми по своему произволу.

В целом можно говорить о том, что личности, уверенные в том, что они могут манипулировать людьми и контролировать происходящие с ними события, меньше переживают террористическую угрозу, чем люди, не уверенные в этом.

Поскольку проделанный выше анализ выявил половые различия переживания террористической угрозы, то и при обработке результатов личностных опросников был проведен статистический анализ результатов мужской и женской выборок. Использован критерий Т Стьюдента. Из всех результатов методик СЖО, ШБУ и теста Спилбергера, значимыми оказались различия только по одной шкале методики ШБУ "Справедливость" (Tэмпир=2,561 для Tтеорет=2,596 при р≤0,01) и по тревожности (Tэмпир=6,894для Tтеорет=2,596 при р≤0,01). Полученные эмпирические значения Tэмпир больше табличных значений Tтеорет, что удовлетворяет принципу критерия, следовательно, каждая выборка данных независимая и имеет право на содержательный анализ и сравнение. Для содержательного анализа данным личностных особенностей у мужчин и женщин были подсчитаны среднеарифметические показатели.

Справедливость отражает убежденность в том, что распределение событий, которые происходят с людьми, осуществляется по принципу справедливости, т.е. каждый получает то, что заслуживает, а тревожность - видение опасности, угрозы во внешнем мире. По данным, представленным в таблице 4 и на рисунке 4, можно сказать, что убеждения у женщин о справедливости сильнее, чем у мужчин (18,1 баллов и 16,8 баллов).

Рисунок 4 - Значимые различия по шкале методики ШБУ "справедливость" у мужчин и женщин 18-21 года (при р≤0,01)

Опросник Спилбергера позволил выявить степень личностной тревожности испытуемых. Статистический анализ с применением Т критерия Стьюдента выявил наличие значимых различий по показателям тревожности у женщин и мужчин (таблица 4).

Таблица 4 - Значимые различия личностных особенностей мужчин и женщин (18-21 год)

 Показатели шкал

Группы испытуемых

Значимость различий, Tэмпир для Tтеорет = 2,592 при р≤0,01


женщины (n=137)

мужчины (n=155)


Справедливость

18,1

16,8

2,596

Тревожность

47,6

41,6

6,894


У женщин этот показатель составил - 47,6 баллов, у мужчин - 41,6 баллов. Это означает, что женщины значимо больше мужчин проявляют тревожность. Возможно, именно по причине более высокой личностной тревожности, женщины сильнее мужчин переживают террористическую угрозу.

Таким образом, статистический анализ позволил сделать вывод о том, что существуют значимые различия личностных особенностей у испытуемых с низким и с высоким переживанием террористической угрозы:

чем выше самоценность, то есть чем больше человек убежден в том, что он порядочен, соблюдает требования морали, достоин любви и уважения, тем меньше человек переживает террористическую угрозу;

чем больше человек убежден в своей способности контролировать ситуацию, тем меньше он переживает террористическую угрозу;

чем выше макиавеллизм личности, то есть уверенность в своих способностях управлять другими людьми по своему произволу, тем меньше человек переживает террористическую угрозу.

Проведенный статистический анализ результатов (критерий Стьюдента) позволил выявить значимые различия между мужчинами и женщинами по тревожности и базисному убеждению личности в справедливости. Женщины в большей степени убеждены в справедливости событий и проявляют высокую тревожность по сравнению с мужчинами. Именно с этим может быть связана высокая степень переживания террористической угрозы женщинами.

2.4 Особенности понимания террористической угрозы современной молодежью


Особенности понимания террористической угрозы современной молодежью рассматривались на втором этапе исследования. Экспериментальная выборка составила 50 человек, из них 26 человек - мужчины, 24 человека - женщины. Для решения задач исследования была проанализирована степень согласия испытуемых с содержанием и степень новизны для них пяти специальных текстов, затрагивающих различные аспекты терроризма. Испытуемые в специальных бланках отмечали степень новизны информации каждого текста, а также выражали степень своего согласия с содержанием каждого текста (Приложение А).

Ниже на рисунке 5 и в таблице 5 приведены показатели степени новизны прочитанной в текстах информации, обобщенной по шкалам. Необходимо учитывать, что в соответствии с методикой максимальная степень новизны соответствует 4 баллам: "Полная неожиданность - я ничего этого не знал".

Рисунок 5 - Степень новизны информации о терроризме, содержащейся в текстах

Таким образом, мы видим, что прочитанные тексты содержали новую информацию для молодежи. Степень новизны по шкале "Российские" составляет 2,9 балла, по шкале "Западные" - 2,94 балла. Эти шкалы раскрывают специфику ведения переговоров с террористами в нашей стране и за рубежом. Степень новизны по обеим шкалам приближается к трем баллам, что в соответствии с методикой интерпретируется как "Эти конкретные события мне не известны, но я примерно представлял, что там происходило что-то подобное".

Таблица 5 - Степень новизны информации о терроризме, содержащейся в текстах

Показатели шкал

Степень новизны, баллы

Западные (новизна)

2,94

Российские (новизна)

2,9


Кроме того, проведенный статистический анализ с использованием критерия U Манна-Уитни позволил выявить значимые различия в новизне информации у испытуемых разного возраста: от 18 до 20 лет, от 20 до 21 года. Степень новизны в этих возрастных группах значительно различается, как по информации о российских террористических событиях (шкала "Российские"), так и о западных (шкала "Западные") (таблица 6). Полученные эмпирические значения Uэмпир меньше табличных, что удовлетворяет принципу критерия, следовательно, различия достоверны. Средние показатели по значимым шкалам приведены ниже в таблице 6. Максимальная степень новизны в соответствие с методикой - 4 балла.

Рисунок 6 - Новизна информации о терроризме

Таблица 6 - Новизна информации о терроризме

 Показатели шкал

Группы испытуемых

Значимость различий, Uэмпир для Uтеорет = 191 при р≤0,01


От 18 до 20 (n=26)

От 20 до 21 (n=24)


Западные (новизна)

3,3

2,7

175

Российские (новизна)

3,3

2,6

187


Эти две шкалы отражают степень новизны информации о том, как ведутся переговоры с террористами в России и на Западе. В таблице видно, что показатель новизны текстов выше у испытуемых в возрасте от 18 до 20 (3,3 балла против 2,7 и 2,6 балла). Ответ на уровне 3 баллов означает следующее: "Эти конкретные события мне не известны, но я примерно представлял, что там происходило что-то подобное". Ответ на уровне 2 баллов означает: "Я уже слышал, что во время двух чеченских войн такое случалось". Это позволяет говорить о наличии возрастных различий: группа от 18 до 20 менее осведомлена о том, как ведутся переговоры с террористами в России и за ее пределами, чем группа от 20 до 21 года. Такая ситуация была вполне ожидаема.

Рассмотрим особенности понимания террористической угрозы у мужчин и женщин на основе результатов методики "Понимание террористической угрозы" (В.В. Знаков). Максимальная степень согласия с каждым утверждением методики составляет 6 баллов. Средние результаты по 12 вопросам методики приведены ниже в таблице 7.

Таблица 7 - Особенности понимания террористической угрозы мужчинами и женщинами (18-21 год)

 Вопросы

Степень согласия


мужчины

женщины

всего

1

2

3

4

1. Вероятность того, что я стану жертвой теракта довольно высока.

3,59

3,78

3,68

2. По вопросу переговоров с террористами российское правительство в отличие от западных стран занимает очень жесткую позицию: мы никогда не будем вести переговоров, с террористами нужно не договариваться, а уничтожать их. Вы согласны с такой точкой зрения?

3,22

3

3,12

3. Мусульмане составляю очень значительную часть населения России. Они имеют такое же право на свою религиозную веру (в том числе на исполнение религиозных обрядов в мечетях), как православные христиане.

 4,89

 4,96

 4,92

4. Террористами становятся только бедные, необразованные люди, происходящие из неблагополучных семей.

2,26

2,96

2,58

5. Я стараюсь избегать находиться в местах, потенциально опасных с точки зрения террористической угрозы.

3,3

3,89

3,62

6. Теракты, осуществленные на территории Российской Федерации, стали возможными в основном вследствие неэффективной работы правоохранительных органов.

4,15

4,65

4,38

7. Русским людям трудно так же хорошо относиться к мусульманам, как к православным христианам.

2,81

2,13

2,5

8. Террористы - это психически неуравновешенные религиозные фанатики, не способные контролировать свои действия из-за психологического или материального воздействия на них.

3,78

3,74

3,76

9. Обычно я контролирую происходящее со мной и способен предотвращать нежелательные последствия событий. По этой причине я думаю, что обладаю такими качествами, которые помогут мне не стать жертвой теракта.

4,48

4,57

4,52

10. Государство должно бороться с террористами правовыми методами: не уничтожать их, а арестовывать и судить. Например, если боевики засели в окруженном правоохранительными органами доме, то не расстреливать и разрушать дом, а предпринять длительную осаду (пока у них не закончатся продукты).

3,96

4,17

4,06

11. Мусульманин вполне может быть хорошим другом и православного христианина, и неверующего человека.

5

5,4

5,18

12. Типичный террорист-смертник - это человек религиозный, нормальный, вежливый, серьезный.

3,85

3,6

3,74


Наибольшая степень согласия молодежи выявлена по вопросам №3 и №11. Степень согласия по вопросу №3 приближается к 5 баллам (4,92 балла), а в вопросе №11 - даже превышает 5 баллов (5,18 балла). В соответствии с методикой это означает "согласен". Это означает высокую степень толерантности молодежи к мусульманам: молодежь согласна с тем, что мусульмане имеют такое же право на свою религиозную веру (в том числе на исполнение религиозных обрядов в мечетях), как православные христиане, а также, что мусульмане вполне могут быть хорошими друзьями, как православных христиан, так и неверующих людей. Такая ситуация для Мордовии, где исторически уживаются в мирном соседстве русские, мордва и татары, христиане и мусульмане достаточно традиционна.

Меньше всего испытуемые были согласны с вопросами №4. Степень согласия не превысила 3 баллов (2,5 бала), что означает "скорее не согласен, чем согласен. То есть, молодежь города Саранска скорее не согласна, чем согласна, что русским людям трудно также хорошо относиться к мусульманам, как к православным христианам. Это вполне соотносится с отношением к мусульманам.

В данной методике три вопроса отражают представление молодежи об образе террориста - вопросы №4, №8, №11. Степень согласия на вопрос №4 составила 2,58 балла, что означает не согласие молодежи с тем, что террористами становятся только бедные, необразованные люди, происходящие из неблагополучных семей.

Однако в других двух вопросах выявлены большие расхождения: степень согласия составляет 3,76 балла и 3, 74 балла. Такой результат находится между тремя баллами - скорее не согласен, чем согласен - и четырьмя - скорее согласен, чем не согласен. Это означает разброс мнений о том, каковы же террористы - это психически неуравновешенные религиозные фанатики, не способные контролировать свои действия из-за психологического или материального воздействия на них или же это люди религиозные, нормальные, вежливые, серьезные.

В обыденном представлении достаточно распространены стереотипные не соответствующие действительности представления о террористах как необразованных, психически неуравновешенных агрессивных фанатиках, для которых чужая жизнь ничего не стоит. Однако западные исследователи отмечают, что такой психологический портрет террориста совершенно не соответствует многочисленным научным данным. Согласно исследованиям, у исполнителей терактов нет высокого уровня психопатологии, они психически нормальны, религиозны, вежливы, серьезны, спокойны, целеустремленны, отчужденны и немногословны. [41; 46]

Испытуемые выразили свое отношение к государственной политики в сфере терроризма. Они скорее не согласны, чем согласны с тем, что российское правительство в отличие от западных стран занимает очень жесткую позицию в переговорах с террористами (в вопросе №2 степень согласия составила 3,12 балла). Молодежь скорее согласна, чем не согласна с тем, что государство должно бороться с террористами правовыми методами: не уничтожать их, а арестовывать и судить (в вопросе №10 степень согласия составила 4,06 балла). В то же время молодежь скорее согласна, чем не согласна (4,38 балла) с тем, что совершенные в России теракты стали возможными в основном вследствие неэффективной работы правоохранительных органов.

Исходя из данных таблицы 7, можно сделать вывод, что мужчины и женщины практически одинаково понимают террористическую угрозу, за исключением 4, 5, 6, 7 и 11 вопросов. Судя по ответам на вопрос 4, мужчины в отличие от женщин с большей уверенностью отрицают, что террористами становятся только бедные, необразованные люди, происходящие из неблагополучных семей. Проанализировав ответы на вопрос 5, стало ясно, что женщины в большей степени стараются избегать мест, потенциально опасных с точки зрения террористической угрозы. Из ответов на вопрос 6 можно сделать вывод, что женщины считают, что теракты, осуществленные на территории РФ, стали возможными вследствие неэффективной работы правоохранительных органов РФ. Из вопроса 7 стало понятно, что женщины больше проявляют несогласие с тем, что русским людям трудно так же хорошо относиться к мусульманам, как к православным христианам. Женщины в большей степени считают, что мусульманин вполне может быть хорошим другом и православного христианина, и неверующего человека.

Одной из задач эмпирического исследования было исследование влияния новых знаний о терроризме на понимание террористической угрозы. Для решения задач исследования была проанализирована специфика изменения ответов респондентов на вопросы о понимании террористической угрозы.

Статистический анализ с применением критерия Вилкоксона позволил выявить статистически значимые различия между пониманием террористической угрозы молодежью вначале эксперимента и после него. Поскольку были выявлены значимые различия в новизне прочитанной о терроризме информации, степень согласия с ней анализировалась по двум возрастным группам (таблица 8). Полученные значения Тэмпир меньше табличных значений Ттеорет на уровне р≤0,01 и р≤0,05, что удовлетворяет принципу критерия, следовательно различия данных, полученных вначале эксперимента и после него достоверны. Это означает следующее:

) прочитанная информация имела для молодежи определенную новизну;

) новое знание изменило понимание террористической угрозы молодежью.

Таблица 8 - Статистический анализ достоверности различий между пониманием террористической угрозы молодежью в начале эксперимента и после него

Сравниваемые шкалы

18-19 лет

20-21 год


Тэмпир

Ттеорет для р≤0,01

Тэмпир

Ттеорет для р≤0,05

Ттеорет для р≤0,01

Исп

70,95

84

56,8

91

69

Гос-во

22,5

84

69,8

91

69

Мусульм

68,5

84

70,22

91

69

Террор

70,9

84

86,7

91

69


Рассмотрим средние значения по шкалам в каждой из возрастных групп. Как видно из данных, приведенных в рисунках 10 и 11, таблице 9, вне зависимости от возраста, молодые люди после прочтения текстов повышали степень своего согласия с утверждениями методики. Это означает, что понимание террористической угрозы зависит от осведомленности о ней.

Исключение составляет лишь шкала "Мусульманство". Отношение к мусульманам, достаточно толерантное, как уже отмечалось, незначительно понизилось в группе 18-19 лет (0,08 балла), а в группе 20-21 год - не изменилось совсем. Можно говорить о том, что прочитанная в текстах информация не повлияла на толерантное отношение Саранской молодежи к мусульманам. то есть молодые люди и после эксперимента сохранили мнение о том, что мусульмане имеют такое же право на свою религиозную веру (в том числе на исполнение религиозных обрядов в мечетях), как православные христиане, а также о том, что мусульманин вполне может быть хорошим другом как православного христианина, так и неверующего человека.

Рисунок 8 - Значимые различия понимания террористической угрозы молодежью в возрасте 18-19 лет до и после эксперимента (значимость различий на уровне р≤0,01и р≤0,05)

Рисунок 9 - Значимые различия понимания террористической угрозы молодежью в возрасте 18-19 лет до и после эксперимента (значимость различий на уровне р≤0,01и р≤0,05)

Таблица 9 - Значимые различия понимания террористической угрозы молодежью до и после эксперимента (значимость различий на уровне р≤0,01и р≤0,05)

 Шкалы

Возрастные группы


18-19 лет

20-21 год


До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Испытуемый

9,84

9,96

9,17

9,58

Государство

10,46

11

11,21

11,46

Мусульманство

11,34

11,26

11,21

11,21

Терроризм

9,85

9,73

9,42

9,46


Шкала "Испытуемый" выявляет отношение человека к угрозе террористического акта, боится ли он, что станет жертвой теракта, способен ли он контролировать происходящие с ним события. По этой шкале показатели немного повышались после эксперимента в обеих возрастных группах. Можно сделать следующий вывод: в обеих возрастных группах немного, но статистически значимо, повысилось опасение стать жертвой теракта и снизилась уверенность в способности контролировать происходящие события.

Средние показатели по шкале "Государство" увеличились после прочтения текстов в обеих группах. Это означает, что у испытуемых еще прочнее стало мнение о том, что государство неправильно ведет политику в отношении террористов. Это сказывается на неудачных переговорах с террористами, большим количеством жертв во время операций по освобождению заложников и т.д. Можно отметить, что по этой шкале выявлены самые высокие показатели согласия в ответах после эксперимента в старшей возрастной группе: при максимально возможном уровне в 12 баллов - 11, 46 баллов.

Шкала "Террористы" выявляет то, какими испытуемые видят террористов; нормальные ли они люди или психически неуравновешенные; бедные и необразованные или вполне благополучные. По шкале "Террористы" средние показатели не изменились, что означает, что они не поменяли свое мнение о террористах как о психически неуравновешенных людях, фанатиках.

Выводы по 2 главе


Таким образом, можно сделать общие выводы об особенностях понимания террористической угрозы молодежью г. Саранска. Понимание террористической угрозы обусловлено высокой степенью толерантности молодежи к мусульманам, большим разбросом мнений о том, являются ли террористы нормальными людьми или психически неуравновешенными фанатиками; молодежь скорее согласна, чем согласна с применением правовых методов борьбы с терроризмом, а не агрессивной государственной политики. Мужчины и женщины практически одинаково понимают террористическую угрозу.

Информация о терроризме, прочитанная испытуемыми в текстах, оказалась достаточно новой для них. Средний ответ о новизне таков: "Эти конкретные события мне не известны, но я примерно представлял, что там происходило что-то подобное". Выявлены значимые различия новизны предложенных текстов у испытуемых разных возрастов: группа от 18 до 20 менее осведомлена о том, как ведутся переговоры с террористами в России и за ее пределами, чем группа от 20 до 21 года.

Выявлены значимые изменения в понимании теругрозы молодежью вначале и в конце исследования, что свидетельствует о том, что новое знание изменило понимание террористической угрозы молодежью. В частности, под влиянием новой информации, в обеих возрастных группах немного, но статистически значимо, повысилось опасение стать жертвой теракта и снизилась уверенность в способности контролировать происходящие события. У испытуемых еще прочнее стало мнение о том, что государство неправильно ведет политику в отношении террористов, что сказывается на неудачных переговорах с террористами, большим количеством жертв во время операций по освобождению заложников и т.д.

Заключение


Исследования психологии терроризма актуальны и на теоретическом и на практическом уровнях, однако в отечественной психологии значимые исследования не так многочисленны (Ю.В. Быховец, В.В. Знаков, Т.А. Нестик, Д.В. Ольшанский, В.А. Соснин, Н.В. Тарабрина, Е.М. Турок, С.В. Цыцарев).

Проблематика терроризма в отечественной психологической науке начала интенсивно исследоваться с начала 1990-х гг. прошлого века. Сегодня налицо явное доминирование теоретического подхода к феномену терроризма и крайняя скромность в изложении базового фактологического материала.

Можно выделить три основных подхода в отечественных исследованиях психологии терроризма. Первый - фундаментальный подход (интегрирующий представления самых разных наук) понимает природу терроризма независимо от социально-экономического контекста в качестве некоего онтологического инварианта. Второе направление использует средства отдельных наук - социологии, права и психологии. Третий подход - тактическое противостояние конкретной террористической активности на основе анализа фактологического материала и участия самых разных лиц (граждан, ставших объектами террористической деятельности, сотрудников силовых министерств и т.д.).

В последние годы проблема терроризма начала привлекать все большее внимание исследователей и приобретать междисциплинарный характер. Суть социального заказа психологической науки на данный момент распадается на два основных направления: объяснить природу терроризма; предложить обществу (конкретным структурам) эффективные средства противостояния терроризму.

Под террористической угрозой понимается преднамеренное использование насилия или угрозы насилия для того, чтобы внушить страх, предназначенный для запугивания (принуждения) правительства или общества, достижения целей, которые, как правило, являются политическими, религиозными или идеологическими.

В ходе теоретического анализа проблемы террористической угрозы в психологии рассмотрена сущность террористической угрозы как особой экзистенциальной ситуации, поскольку ситуация утраты вследствие террористической атаки может стать своеобразным условием возникновения экзистенциального кризиса.

Особое внимание в теоретическом анализе было уделено психологическим последствиям террористической угрозы, так как террористическая угроза характеризуется сверхэкстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, который в крайнем своем проявлении выражается в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР).

Современный терроризм самым тесным образом связан со средствами массовой информации, создающие терроризму "виртуальное пространство", через которое можно добиться политических и психологических воздействий на реальный мир. В ходе теоретического анализа рассмотрены основные проблемы освещения терроризма в СМИ: "эффект заражения", "спираль насилия" и "баланс террора".

Эмпирическое исследование 342 человек в возрасте от 18 до 21 года позволило сделать некоторые выводы об особенностях переживания и понимания террористической угрозы молодежью г. Саранска.

Полученные показатели переживания террористической угрозы значительно ниже максимально возможных по "Опроснику переживания террористической угрозы". Общий индекс ОПТУ составляет почти 50% от максимального уровня. Это достаточно оптимистичная и ожидаемая ситуация, так как ни сами испытуемые, ни члены их семей или их близкие не были жертвами терактов.

Проведенное исследование позволяет говорить о значимых различиях в переживании террористической угрозы мужчинами и женщинами: женщины переживают террористическую угрозу сильнее, чем мужчины. Женщины в отличие от мужчин этого возраста менее устойчивы к информационному воздействию терактов, менее успешно справляются с переживаниями данной угрозы. У женщин выше, чем у мужчин степень травматического воздействия информации о терактах, то есть степень выраженности посттравматических реакций в связи с террористическими нападениями. Женщины чаще, чем мужчины рассматривают вероятность совершения теракта, прогнозируют возможность наступления этого события

Проведенный статистический анализ позволил сделать вывод о том, что существуют значимые различия личностных особенностей у испытуемых с низким и с высоким переживанием террористической угрозы:

чем выше самоценность, то есть чем более человек убежден в том, что он порядочен, соблюдает требования морали, достоин любви и уважения, тем меньше человек переживает террористическую угрозу;

чем более человек убежден в своей способности контролировать ситуацию, тем менее он переживает террористическую угрозу;

чем выше макиавеллизм личности, то есть уверенность в своих способностях управлять другими людьми по своему произволу, тем меньше человек переживает террористическую угрозу.

Статистический анализ результатов позволил выявить значимые различия между мужчинами и женщинами по тревожности и базисному убеждению личности в справедливости. Женщины в большей степени убеждены в справедливости происходящих событий и проявляют высокую тревожность по сравнению с мужчинами. Именно с этим может быть связана высокая степень переживания террористической угрозы женщинами.

При исследовании особенностей понимания террористической угрозы выявлена высокая степень толерантности молодежи к мусульманам: молодежь согласна с тем, что мусульмане имеют такое же право на свою религиозную веру (в том числе на исполнение религиозных обрядов в мечетях), как православные христиане, а также, что мусульмане вполне могут быть хорошими друзьями, как православных христиан, так и неверующих людей. Кроме того, молодежь города Саранска скорее не согласна, чем согласна, что русским людям трудно также хорошо относиться к мусульманам, как к православным христианам. Такая ситуация для Мордовии, где исторически уживаются в мирном соседстве русские, мордва и татары, христиане и мусульмане, достаточно традиционна.

Молодежь не согласна с тем, что террористами становятся только бедные, необразованные люди, происходящие из неблагополучных семей. Однако, что касается образа террориста, то можно отметить большой разброс мнений о том, кто такие террористы - это психически неуравновешенные религиозные фанатики, не способные контролировать свои действия из-за психологического или материального воздействия на них или же люди религиозные, нормальные, вежливые, серьезные.

Испытуемые выразили свое отношение к государственной политике в сфере терроризма. Они скорее не согласны, чем согласны с тем, что российское правительство в отличие от западных стран занимает очень жесткую позицию в переговорах с террористами. Молодежь скорее согласна, чем не согласна с тем, что государство должно бороться с террористами правовыми методами: не уничтожать их, а арестовывать и судить. В то же время молодежь скорее согласна, чем не согласна с тем, что совершенные в России теракты стали возможными в основном вследствие неэффективной работы правоохранительных органов.

Одной из задач эмпирического исследования было изучение влияния новых знаний о терроризме на понимание террористической угрозы. Испытуемым были предложены 12 вопросов на понимание террористической угрозы, тексты, раскрывающие различные аспекты терроризма. Затем испытуемые еще раз отвечали на 12 вопросов о террористической угрозе.

Информация, содержащаяся в текстах, была достаточно новой для испытуемых, средний ответ о новизне таков: "Эти конкретные события мне не известны, но я примерно представлял, что там происходило что-то подобное". Выявлены значимые различия новизны предложенных текстов у испытуемых разных возрастов: группа от 18 до 20 менее осведомлена о том, как ведутся переговоры с террористами в России и за ее пределами, чем группа от 20 до 21 года. Такая ситуация была вполне ожидаема.

Подводя самые общие итоги исследования, можно говорить о том, что существуют половые, возрастные и личностные особенности переживания террористической угрозы. Лица с высокой самоценностью и убежденностью в том, что они могут управлять людьми и событиями в их жизни, менее других переживают террористическую угрозу. Понимание террористической угрозы обусловлено высокой степенью толерантности молодежи к мусульманам, большим разбросом мнений о том, являются ли террористы нормальными людьми или психически неуравновешенными фанатиками; молодежь скорее согласна, чем согласна с применением правовых методов борьбы с терроризмом, а не агрессивной государственной политики; молодежь скорее согласна, чем не согласна с тем, что борьба правоохранительных органов с терроризмом ведется неэффективными методами.

Данные, полученные в исследовании, могут применяться при разработке профилактических мероприятий, обучающих программ и рекомендаций по работе с разными возрастными группами населения в ситуациях совершенных террористических актов. Результаты исследования могут послужить основой для разработки новых, современных технологий профилактики и предотвращения терактов, поскольку именно адекватное понимание может быть положено в основу коррекционного вмешательства в вопросах предотвращения террористической угрозы;

Результаты исследования могут быть использованы при разработке тренингов-семинаров и лекционных курсов при преподавании психологии экстремальных ситуаций и других психологических дисциплин.

Список использованных источников


1. Абаринов В. Г.127 дней переговоров и 16 минут штурма [Электронный ресурс] / В.Г. Абаринов // Совершенно секретно. - Режим доступа: http://www.sovsekretno.ru.

. Автоматический расчет Т-критерия Вилкоксона [Электронный ресурс] // Психологическая помощь. - Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru.

. Быховец Ю.В. Психотравмирующее воздействие террористической угрозы / Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина // Материалы XIV съезда психиатров России. - М.: Изд-во Рос. о-ва психиатров, 2005. - 158 с.

. Быховец Ю.В. Представления о террористическом акте и переживание террористической угрозы жителями разных регионов РФ: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13/Ю.В. Быховец. - М., 2008. - 129 с.

. Быховец Ю.В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы / Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2010. - 84 с.

. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Московского университета, 1984. - 200 с.

. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 176 с.

. Ениколопов С.Н. Терроризм и агрессивное поведение / С.Н. Ениколопов // Национальный психологический журнал. - 2006. - No.11. - С.28-32.

. Зауха А. Москва. Норд-Ост / Перевод с польского В. Когана. - М.: Права человека, 2009. - 316 с.

. Знаков В.В. Психология понимания / В.В. Знаков. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2005. - 226 с.

. Знаков В.В. Понимание и переживание террористической угрозы / В.В. Знаков, Е.М. Турок. // Вестник Московского университета. - 2010. - № 1. - С.58-69.

. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 832 с.

. Кекелидзе З.И. Принципы оказания психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс] / З.И. Кекелидзе // Психиатрия и психофармакотерапия. - Режим доступа: http://old. consilium medicum.com.

. Китаев-Смык Л.А. Психология стресс / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 370 с.

. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ.И.Ю. Авидон / К. Левин. - СПб.: Речь, 2000. - 407 с.

. Максина С.В. Терроризм: криминологические и уголовно-правовые аспекты): дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08/С.В. Максина. - СПб., 2003. - 222 с.

. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) [Электронный ресурс] // HR-PORTAL. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru.

18. Методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА) [Электронный ресурс] // Центр практической психологии. - Режим доступа: http://www.psyholog-911.ru.

. Нуркова В.В. Эхо взрывов: Сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью - Йорк) / Д.М. Бернштейн, Е.Ф. Лофтус // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - № 1. - С.64-72.

. Оганян Р. Театр террора / Р. Оганян. - М.: Грифон, 2006. - 336 с.

. Ольшанский Д.В. Психология террора / Д.В. Ольшанский. - М.: Академический проект, 2002. - 320 с.

. Падун М.А. Модификация методики исследования базисных убеждений личности / М.А. Падун, А.В. Котельникова // Психологический журнал. - 2008. - Т.29. - №4. - С.98-106.

. Политковская А.С. Вторая Чеченская / А.С. Политковская. - М.: Захаров, 2003. - 294 с.

. Психологи о терроризме: Конференция "Психология терроризма" [Электронный ресурс] // Наука и образование против террора. - Режим доступа: http://scienceport.ru.

. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.

. Соснин В.А. Психологи о терроризме / В.А. Соснин // Психологический журнал. - 1995. - Т.16. - №4. - С.37-48.

. Соснин В.А. Современный терроризм: Социально-психологический анализ / В.А. Соснин, Т.А. Нестик - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. - 240 с.

. Тарабрина Н.В. Психологические последствия террористических актов/ Н.В. Тарабрина // Сборник 2-й Международной конференции "Мировое сообщество против глобализации, преступности и терроризма". - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. - 84 с.

. Тарабрина Н.В. Представления о теракте у населения различных регионов России / О.А. Ворона, Ю.В. Быховец // Психологический журнал. - 2007. - Т.28. - №6. - С.40-50.

. Тест Смысложизненных Ориентаций (СЖО) [Электронный ресурс] // Персональный сайт Бруннера Е.Ю. - Режим доступа: http://brunner. kgu.edu.ua.

. Т-критерий (табличные значения коэффициента Стьюдента) [Электронный ресурс] // Six Sigma Online. - Режим доступа: http://sixsigmaonline.ru.

. Турок Е.М. Терроризм в современном мире / Е.М. Турок // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - №4. - С.5 - 18.

. Франкл В. Теория и терапия неврозов / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.

. Хоффман Б. Терроризм взгляд изнутри / Б. Хоффман. - М.: Ультра. Культура, 2003. - 264 с.

. Цыцарев С.В.  <http://irbis.samiit.ru/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBBD&P21DBN=IBBD&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A6%D1%8B%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2,%20%D0%A1.%20%D0%92.> Социальная психология и психопатология терроризма / С.В. Цыцарев // Философские науки. - 2005. - №8. - С.35-44.

. Экзистенциальный кризис [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа: http: // dic. achademic.ru.

. Ястребов В.С. Терроризм и психическое здоровье (масштаб проблемы, толерантность населения, организация помощи) / В.С. Ястребцов // Журнал неврологии и психиатрии. - 2004 - №6. - С.4-8.

38. Alexander Y. The Media and Terrorism / Y. Alexander // Contemporary Terror: Studies in Sub-State Violence. - London, 1981. - P.1-147.

. Brosius H. B. The Contagiousness of Mass-Mediated Terrorism / H. B. Brosius, G. Weimann // European Journal of Communication. - 1991. - Vol.6. - P.63-75.

. Cherif Bassiouni M. Problems in Media Coverage of Nonatate-Sponsored Terror-Violence Incidents / M. Cherif Bassiouni // Perspectives on Terrorism. - Wilmington, 1983.

. Grimland M. The Phenomenon of Suicide Bombing: A Review of Psychological and Nonpsychological Factors / M. Grimland, A. Apter, A. Kerkhof // Crisis. - 2006. - Vol.27. - №3. - P.107-118.

. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications о the schema construct / R. Janoff-Bulman // Social Cogn. - 1989. - V.7. - №2. - P.113-136.

. Jenkins B. M. The Psychological Implications of Media-Covered Terrorism / B. M. Jenkins // RAND Corporation. - Santa Monica (Cal), 1981. - 120 p.

. Killian L. M. Collective behavior / R. N. Turner. - New Jersey, 1972.

. Marshall R. The psychology of ongoing threat: Relative risk appraisal, the September 11 attacks, and terrorism-related fears / R. A. Bryant, L. Amsel, E. J. Suh, J. M. Cook, Y. Neria // American Psychologist, 2007. - Vol.62 (4). - P.304-316.

. Moghaddam F. M. From The Terrorists' Point of View / F. M. Moghaddam. - 2005. - P.167.

. Picard R. J. News Coverage as the Contagion of Terrorism: Dangerous Charges Backed by Dubious Science / R. J. Picard // Paper Presented at the 69th Annual Meeting of the Association for Education in Journalism and Mass Communication. - University of Oklahoma, 1986. - 21 p.

. Ruth E. P. Christman Is Television Traumatic? Dreams, Stress, and Media Exposure in the Aftermath of September 11, 2001/E. P.ruth, R. Stickgold, R. Keeley // Psychological Science, 2001. - Vol.18 - Number 4. - P.334-340.

. Todd A.comparing British and Australian Fear of Terrorism Pre and Post the Iraqi War [online] / Wilson, J. Clare and Casey, N. Sharon // Psychiatry, Psychology and Law. - Vol.12. - №1. - P.184-193.

. Weimann G. The Newsworthiness of International Terrorism / G. Weimann, H. - B. Brosius // Communication Research. - 1991. - Vol.18. - №3. - P.333-354.

Приложения


Приложение А

 

Методический инструментарий

1. Бланк методики ОПТУ.

Ниже приведены утверждения (таблица А.1) о том, как разные люди могут воспринимать и переживать угрозу терактов. Пожалуйста, читайте каждый пункт внимательно. Обведите кружком номер того ответа, который наиболее точно соответствует тому, как Вы лично переживаете террористическую угрозу. Выделяйте только один из номеров в каждом пункте. Не пропускайте ни одного пункта.

Исследование анонимно, а его результаты будут использоваться исключительно в целях разработки наиболее эффективных способов психологической помощи жертвам терактов.

Благодарим за участие!

Возраст________ Пол_______ Профессия _______________ Семейное положение ____________

Дата заполнения ___________________

Таблица А.1 - Бланк методики ОПТУ

Оцените, пожалуйста, насколько верны для Вас следующие утверждения:

Совершенно верно

Верно

Неверно

Совершенно неверно

1

2

3

4

5

1 У меня появилось желание не выходить из дома, потому что в общественных местах я подвергаюсь опасности теракта

 1

 2

 4

 5

2 Громкие неожиданные звуки (например, звуки сирен, летящих самолетов, автомобильные выхлопы, пиротехнические эффекты и пр.) наводят меня на мысли о теракте

 1

 2

 4

 5

3 В любых ситуациях, связанных с угрозой теракта, я сохраняю спокойствие

1

2

4

5

4 Я спокойно отношусь к возможности повторения терактов

1

2

4

5

5 Я сам (а) легко справляюсь со всеми своими переживаниями

1

2

4

5

6 Я чувствую уверенность в своих силах

1

2

4

5

7 У меня возникает беспокойство, когда я вижу в общественных местах бесхозные вещи

1

2

4

5

8 У меня появляются различные физиологические реакции (учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, дрожь в руках, потливость, головная боль и пр.) при мысли о том, что теракты могут повториться

 1

 2

 4

 5

9 У меня появился страх из-за того, что я могу стать жертвой теракта

1

2

4

5

10 Выходя из дома, я всегда обращаю внимание на двери подвалов и чердаков

1

2

4

5

11 Ночью я просыпаюсь от того, что мне снятся страшные сны о возможных терактах

1

2

4

5

12 Иногда мне хочется позвонить в службу психологической помощи из-за моих переживаний угрозы терактов

 1

 2

 4

 5

13 У меня появилось желание застраховать свое имущество из-за угрозы его потерять в результате теракта

1

2

4

5

14 Я теряю самообладание и взрываюсь, когда слышу о террористической угрозе

1

2

4

5

15 Каждый человек должен высказать свой протест против существующей угрозы теракта

1

2

4

5

16 В общественных местах я стараюсь обращать внимание на подозрительных лиц, похожих на террористов

1

2

4

5

17 Угроза теракта не снижает мою уверенность в себе

1

2

4

5

18 Угроза теракта не влияет на моё эмоциональное состояние

1

2

4

5

19 В общественных местах я обращаю внимание на поведение окружающих меня людей

1

2

4

5

20 У меня возникают мысли о том, что теракты будут повторяться

1

2

4

5

21 Из-за угрозы терактов лучше не строить планы на будущее

1

2

4

5


Пол_____ Возраст______

Образование (специальность) __________________________

Перед Вами набор утверждений. Каждое утверждение представляет собой распространенное мнение и поэтому не может быть верным или неверным. Вероятно, Вы согласитесь с одними утверждениями и не согласитесь с другими. Внимательно прочитайте все высказывания, затем отметьте степень Вашего согласия или несогласия с каждым из них. (таблица А.2)

1. Вероятность того, что я стану жертвой теракта довольно высока

. По вопросу переговоров с террористами российское правительство в отличие от западных стран занимает очень жесткую позицию: мы никогда не будем вести переговоров, с террористами нужно не договариваться, а уничтожать их. Вы согласны с такой точкой зрения?

. Мусульмане составляют очень значительную часть населения России. Они имеют такое же право на свою религиозную веру (в том числе на исполнение религиозных обрядов в мечетях), как православные христиане

. Террористами становятся только бедные и необразованные люди, происходящие из неблагополучных семей

. Я стараюсь избегать находиться в местах, потенциально опасных с точки зрения террористической угрозы

. Теракты, осуществленные на территории Российской Федерации, стали возможными в основном вследствие неэффективной работы правоохранительных органов

. Русским людям трудно так же хорошо относиться к мусульманам, как к православным христианам

. Террористы - это психически неуравновешенные религиозные фанатики, не способные контролировать свои действия из-за психологического или материального воздействия на них

. Обычно я контролирую происходящее со мной и способен предотвращать нежелательные последствия событий. По этой причине я думаю, что обладаю такими качествами, которые помогут мне не стать жертвой теракта

. Государство должно бороться с террористами правовыми методами: не уничтожать их, а арестовывать и судить. Например, если боевики засели в окруженном правоохранительными органами доме, то не расстреливать и разрушать дом, а предпринять длительную осаду (пока у них не закончатся продукты)

. Мусульманин вполне может быть хорошим другом и православного христианина, и неверующего человека

. Типичный террорист-смертник - это человек религиозный, нормальный, вежливый, серьезный

Таблица А.2 - Опросный лист

Номер утверждения

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

111

112

Полностью согласен

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

Согласен

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Скорее согласен, чем не согласен

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Скорее не согласен, чем согласен

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Не согласен

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Совершенно не согласен

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Похожие работы на - Особенности понимания и переживания террористической угрозы молодежью города Саранска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!