Основы изучения ощущений и восприятия

  • Вид работы:
    Книга / Учебник
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    412,21 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы изучения ощущений и восприятия












ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ

(КУРС ЛЕКЦИЙ)

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности

восприятие зрительный ощущение слуховой

Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности могут быть рассмотрены только в контексте проблемы развития психики в целом.

С точки зрения философии вопрос зарождения психики коренится в вопросах: Что первично? Что есть объект отражения? Что есть субъект? Что такое отражение вообще? Основные направления философии - материализм и идеализм. Идеализм и все школы идеализма приводили систему аргументации, которая доказывала, что первичен сам субъект, отраженный объект - вторичен. Материализм утверждает обратное. Компромиссные решения этой проблемы находят другие школы.

Существует целый ряд учений, предлагающих принципиальное решение проблемы возникновения психики:

1.           Антропопсихизм - Психика существует только у человека.

2.       Панпсихизм - Всеобщее одушевление. Процесс отражения
един как в живой, так и в неживой материи.

3.           Биопсихизм - Как только появляется раздражимость у живого
существа - уже можно говорить о психике.

4.       Нейропсихизм - Психика появляется только там и тогда, где
есть нервная система и аналог мозга.

Отечественная психология придерживается материалистической идеи о том, что психика - это такое свойство материи, которое возникает лишь на высших ступенях ее развития.

Наличие раздражимости у биологических объектов является одним из важнейших элементов отличия процессов отражения в живой и неживой природе. Раздражимость позволяет сохранять целостность живого организма в окружающей среде. По мере эволюционного усложнения биологических систем раздражимость преобразуется в чувствительность, в дифференцированные ощущения и восприятие. Появляется психика. Изменяется роль самого процесса отражения во взаимоотношениях с окружающей средой, от непосредственных реакций, связанных с поддержанием жизнедеятельности организма, к их опосредованию.

Ощущения возникают там, где есть органы чувств, где есть психика. Ощущения обеспечивают адекватное реагирование на раздражители, которые не являются в данный момент необходимыми. На этой основе сегодня проведена грань между раздражимостью и ощущениями. Ощущения присущи высшим животным и человеку, так как они обуславливаются не только безусловно-рефлекторными, но и условно-рефлекторными действиями. Возможно, ощущения схожи у человека и животных. Процесс ощущений обусловлен деятельностью коры головного мозга, уровнем его сложности. У человека существуют такие процессы, как мышление, память. У высших животных в акте ощущения включено так называемое интеллектуальное поведение. Уровень развития психики человека выше, чем уровень интеллектуального поведения животных. Человек обладает сознанием, что обеспечивает ему еще более высокий уровень отражения, который выступает в чувственной форме, т.е. в форме ощущений и восприятия.

ОЩУЩЕНИЕ - есть активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ - активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств, т.е. отражение образа в целом.

Долгое время считалось, что субъект отражения есть пассивное начало, и все воздействия на него есть не что иное, как запечатление в субъекте этих воздействий (рецепторные теории), более того, некоторые исследователи полагали, что человек реагирует не столько на специфические воздействия, сколько на специфические энергии органов чувств, которые и являются ощущениями (Й. Мюллер. Закон специфических энергий органов чувств).

Исследования И.М. Сеченова раскрыли важнейшую особенность психического отражения - его активный характер. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь; таким образом, орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Ощущение и восприятие возникают в процессе рефлекторной деятельности.

С этой точки зрения, ощущения и восприятие являются процессами активными, что обуславливается сенсорной и моторной деятельностью. Это прослеживающие движения глаз, ориентация поворотом головы, микродвижения глаз, движение руки при осязании и т.д.

Многие авторы полагают, что генетически ощущения первичны, а восприятие вторично и представляет собой более высокую ступень. Но с точки зрения реально отражаемого мира, ощущения и восприятие переплетены в одно целое. Процесс ощущений так же включен в систему анализа и синтеза. Таким образом, оба процесса взаимно дополняют друг друга. Ощущения и восприятие, в отличие от других психических процессов, создают первичный образ, т.е. они работают тогда, когда на нас непосредственно действует раздражитель. Мы с помощью своих ощущений и восприятия создаем этот мир. Таким образом, мир объективно существует вне нас, но ощущается и воспринимается нами субъективно.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Аристотель выделял пять типов ощущений, в основе которых, по его мнению, 5 видов «внешних чувств»:

1.       зрительные

2.       слуховые

.         обонятельные

.         осязательные

.         вкусовые.

Э. Вебер расширил данную классификацию. Он предложил разделить осязание на:

чувство прикосновения

чувство веса

температурное чувство

чувство боли

чувство равновесия

чувство движения

чувство внутренних органов, объединив их под названием «общих ощущений».

Г. Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности, фактически эта классификация - также расширение классификации Аристотеля. Поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств, например, ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные со слухом - к слуховой модальности, и т.д. В современной модификации этой классификации используется дополнительное понятие субмодальности, например, в такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично, внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений

В. Вундт считается родоначальником классификации ощущений на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов:

1.       физические (зрение, слух);

2.       механические (осязание);

.         химические (вкус, обоняние).

Классификация ощущений И.П. Павлова также опирается на физико-химические характеристики раздражителей:

1.       световые

2.       звуковые

.         кожно-механические

.         запаховые и т.д.

Х. Хэд предложил генетический принцип классификации. Разделял:

·        протопатическую чувствительность (низшую)

·        эпикритическую чувствительность (высшую).

Под протопатическими ощущениями он подразумевал те наиболее древние формы ощущений, которые не носят дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира. Интероцептивные ощущения являются наиболее ярким примером протопатической чувствительности (например, боли в сердце).

Под эпикритическими ощущениями понимаются наиболее высокие (молодые) виды ощущений, они имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира. Ярким примером таковых являются зрительные ощущения.

Исследования показали, что в работе всех органов чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, но в разных соотношениях.



А.А. Ухтомский также применял генетический принцип классификации. Самой древней, по его мнению, и поэтому диффузной сигнализацией является кожно-болевая, и сопряженные с ней аффективные состояния страдания, страха и т.д. Более поздней по генезису, и весьма дифференцированной, является тактильная рецепция, которая является источником познания внутренних свойств объекта - упругости, плотности и т.д. Высшие реакции - слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том, что сначала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем - в чисто зрительную рецепцию.

Ч. Шеррингтон разработал классификацию, учитывающую место расположения рецептирующих поверхностей и выполняемую ими функцию:

1.       Экстероцепция (внешняя поверхность):

а)       контактная

б)       дистантная.

2.       Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т.д.):

а)       статическая

б)       кинестетическая.

3.       Интероцепция (рецепция внутренних органов).

Современные авторы используют дополненную классификацию Аристотеля, различая ощущения: прикосновения и давления, осязания, температурные, болевые, вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее классификацией Ч. Шеррингтона.

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

ОЩУЩЕНИЕ - есть активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

1.            Качество - основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и варьируемая в пределах данного ощущения (модальность).

2.       Интенсивность - характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3.       Длительность - определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием рецептора.

4.       Латентный период - скрытый период ощущения. Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения.

5.       Инерция ощущения - сохранение ощущения при отсутствии раздражителя. Ощущения не исчезают сразу по окончании действия раздражителя. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.

Чувствительность измеряется или определяется силой раздражителя, которая в данных условиях оказывается способной вызвать ощущение. Минимальной силой раздражителя, способной вызвать ощущение, определяется нижний абсолютный порог ощущения. Раздражители меньшей силы называются подпороговыми. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Е = 1/Р где Е - чувствительность, Р - пороговая величина раздражителя.

Величина абсолютного порога зависит от возраста, характера деятельности, функционального состояния организма, силы и длительности действующего раздражителя.

Верхний абсолютный порог ощущения - определяется максимальной силой раздражителя, вызывающей характерное для данной модальности ощущение. Существуют надпороговые раздражители. Они вызывают болевые ощущения и разрушение рецепторов анализаторов, на которые действует надпороговая стимуляция. Минимальное различие, вызывающее различные ощущения, между двумя раздражителями, лежащими в данной модальности, определяет разностный порог, или порог различения. Разностная чувствительность обратно пропорциональна порогу различения.

Закон Бугера-Вебера:

∆I / I = const

где ∆I - разностный порог, I - исходный раздражитель.

Отношение разностного порога к величине исходного раздражителя является величиной постоянной и называется относительным разностным или дифференциальным порогом. Величина, обратная дифференциальному порогу, называется дифференциальной чувствительностью. Исследования показали, что величина дифференциальной чувствительности не одинакова для различных модальностей.

Закон Фехнера:           S = К lg i + С

где S - интенсивность ощущения, i - сила раздражителя, К, С - коэффициенты.

Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы действующего раздражителя, то есть ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения.

Закон Фехнера получил в психологии название основного психофизического закона.

АДАПТАЦИЯ

Адаптация - приспособление организма к действиям окружающей среды благодаря изменению чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Различают три вида адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе довольно продолжительного воздействия. В случае достаточно долгого
действия раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Это
явление характерно практически для всех анализаторов, кроме зрительного. Для зрительного это возможно путем полной остановки глаза.

2. Адаптация как притупление ощущения под действием сильного раздражителя. Резкое снижение ощущения с последующим восстановлением - охранная адаптация.

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (снижение порога). 1, 2 - негативные, 3 - позитивный виды адаптации.

Исследования этого феномена показали, что одни анализаторы адаптируются быстро (тактильные), другие - медленно (зрительные, обонятельные, вкусовые).

Биологическое значение адаптации заключается в том, что адаптация органов чувств помогает улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения и разрушения.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при воздействии на него раздражителя. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных ядрах анализаторов. При длительном раздражении рецепторов кора отвечает охранным отражением, что и снижает чувствительность.

Развитие торможения иногда вызывает усиление возбуждения других очагов или соседних ядер анализатора, что может способствовать повышению чувствительности - явление последовательной взаимоиндукции.

ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АНАЛИЗАТОРОВ

Слабые ощущения вызывают повышение, а сильные - понижение чувствительности анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности при взаимодействии анализаторов носит название сенсибилизации.

Физиологические механизмы, лежащие в основе сенсибилизации. - это процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где и представлены центральные отделы анализаторов. По Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации повышается чувствительность других анализаторов. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, вызывающий, наоборот, процесс концентрации, что приводит к торможению чувствительности других анализаторов.

Изменение чувствительности анализатора может быть вызвано и воздействием второсигнальных раздражителей. Например: изменение электрической проводимости глаз и языка в ответ на слова «кислый лимон», что в действительности и происходит при непосредственном воздействии сока лимона. Под влиянием сенсибилизации могут возникнуть межмодальные связи. Примером этому явлению может служить факт возникновения панического страха при воздействии звука низких частот. Это же явление подтверждается, когда человек чувствует воздействие радиации или чувствует взгляд в спину.

Синестезия - явление возникновения под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например: холодный свет, теплые цвета). Явление синестезии характеризует постоянную взаимосвязь анализаторных систем организма и целостность чувственного отражения мира.

ЛЕКЦИЯ 2. Основные свойства и феномены восприятия

ВОСПРИЯТИЕ - активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств, т.е. отражение образа в целом.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

1. Предметность. Предметность связана с актом объективации (знания, получаемые нами из окружающего мира, мы относим к этому миру). Без такого смысла восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека.

Предметность не есть врожденное свойство. Существует определенная система действий, которая обеспечивает человеку' предметную действительность мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение (Сеченов). Предметность формируется на основе процессов, обеспечивающих контакт с самими этими предметами. Без участия осязания и движений (действий) наше восприятие было бы беспредметным (зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметности).

2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные, воздействующие в данный момент на органы чувств, свойства
предмета, восприятие есть целостный образ, складывающийся на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета или явления.

Объект, а тем более, пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

Целостность - центральное свойство восприятия.

3.  Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает
нашим мгновенным ощущениям и их сумме. Мы воспринимаем абстрагированную от этих ощущений, обобщенную структуру, которая
формируется в процессе взаимодействия с предметами и явлениями окружающего мира, и состоит в том, что объект воспринимается как совокупность устойчивых внутренних связей между множеством его компонентов, то есть в единстве с его внутренним содержанием.

4.  Константность (неизменность). В виду множества степеней
свободы, положений окружающих нас объектов и бесконечного многообразия условий их появления, эти объекты непрерывно изменяют свой облик. Однако, благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем предметы окружающего мира неизменными по форме, величине, цвету. (Например: известно, что изображение предмета, в том числе и изображение на сетчатке глаза, увеличивается, когда расстояние до предмета сокращается). Константность - не врожденное свойство, а приобретенное на основе взаимодействия с окружающим миром.

Свойство константности обеспечивается корой головного мозга.

Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи, подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования, формирующееся в процессе чувственной деятельности.

Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов и условий их существования.

5.  Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии предметного мира на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, отнести к определенной группе предметов и обобщить их в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами (двусмысленные рисунки).

6.  Обобщенность. Процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене ряда моментов или ступеней, причем каждая последующая ступень представляет психическое состояние менее конкретно, более обобщенно, но более четко и дифференцированно. На основе выделенных ранее признаков мы воспринимаем обобщенное представление предмета.

Свойство обобщенности и свойство осмысленности тесно связаны.

7.  Активность. Восприятие - активный процесс, в ходе которого
человек производит много различных перцептивных действий для
формирования адекватного образа предмета. Свойство активности
состоит в участии эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия.

8.  Апперцепция. Восприятие зависит не только от специфики
действующего на нас раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а сам человек). Поэтому в восприятии сказываются особенности личности воспринимающего по отношению к воспринимаемому. Зависимость восприятия от содержания
психической жизни человека, от особенностей его личности и прошлого опыта называется апперцепцией. При восприятии предмета всегда активизируются следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься разными людьми.

Восприятие зависит и определяется поставленной перед человеком задачей и мотивом его деятельности. Существенным фактором восприятия является установка.

. Историчность (социальная обусловленность). Восприятие, как сознательный процесс, включено в процесс исторического развития. Восприятие у человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физической природой рецепторов. Восприятие есть только относительно непосредственный акт познания. Восприятие действительности опосредовано всей прошлой общественной практикой человечества.

10.Избирательность (селективность). Это свойство определяется
потребностной сферой человека и доминирующими в момент акта
восприятия потребностями.

ЛЕКЦИЯ 3. Слуховая перцептивная система

ПРИРОДА СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия механических колебаний окружающей среды, которые преобразуются и по проводящим путям поступают в слуховые центры коры. Таким образом, слуховые ощущения - субъективное психическое отражение воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются колеблющимся телом и порождают собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.

ЗВУК

Звуковые волны распространяются в воздухе от колеблющегося тела. Расстояние между соседними областями уплотнения или разрежения называют длиной волны. Величину максимального сжатия или разрежения называют амплитудой волны. Интервал времени между моментами максимального сжатия или разрежения называется периодом звуковой волны. Число, показывающее, сколько длин волн «пробежало» в одну секунду, называют частотой. Частота и период - обратно пропорциональные величины. Давление звуковой волны на единицу поверхности измеряют в децибелах. В зависимости от сложности акустического сигнала, воспринимаемые звуки могут быть простыми и сложными. Простые - синусоидальные колебания, физическими характеристиками которых являются амплитуда, частота, интенсивность. Сложные представляют собой комбинацию колебаний различной формы. Диапазон воспринимаемых частот: 20 - 20000 Гц в среднем. Зависит от возраста (младенец: 1б - более 20000 Гц) и от особенностей организма. Звук по частоте ниже границ слышимости - инфразвук, выше границ - ультразвук. Нижний (верхний) звуковой порог определяется частотой и амплитудой.

Субъективные качества слуховых ощущений.

1.Высота тона - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от низких до высоких. Высота
тона зависит от частоты и интенсивности.

2.Громкость - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от тихих до громких. Громкость зависит главным образом от интенсивности.

3.Объемностью называется ощущение полноты звука, в большей
или меньшей степени заполняющего пространство.

4.Плотность - качество звука, позволяющее различать плотный,
сгущенный или диффузный рассеянный звук. Звук чем выше, тем кажется плотнее. Плотность возрастает и с увеличением громкости.

5.Тембр. Определяется как такое качество слухового ощущения,
пользуясь которым мы можем судить о различии двух звуков при
одинаковой громкости и высоте. Тембр зависит от амплитуд гармоник сложного звука.

Гармонические колебания.

Сложность состава звуковых колебаний выражается в том, что к основной частоте, обладающей определенной амплитудой, примешиваются дополнительные колебания, имеющие меньшую амплитуду. Дополнительные колебания, частота которых превышает частоту основного колебания в кратное количество раз, называются гармониками и дают ощущение музыкального тона, т.е. создают тембральную окраску звука.

Особый класс звуков образуют щелчки, продолжающиеся иногда всего лишь тысячные доли секунды.

В музыке одновременный комплект звуков называется аккордом. Если частоты колебаний составляющих акустических сигналов кратны по частоте, то аккорд воспринимается как консонанс. (Обратное - диссонанс).

Пороги слуховых ощущений:

1.   Нижний абсолютный

2.   Верхний абсолютный

3.   Порог различения.

КРИВАЯ СЛЫШИМОСТИ

 

Частота в герцах

ТЕОРИИ СЛУХА

Периферические теории

В основе рассматриваемых теорий лежит проблема места звуковысотного различения - периферия или центр анализатора.

. Резонансная теория Г. Гельмгольца.

Согласно этой теории отдельные волокна основной мембраны представляют собой физические резонаторы, каждый из которых настроен на определенную частоту звукового колебания. Высокочастотные раздражители вызывают колебание участков мембраны вблизи овального окна, где она наиболее узка, а низкочастотные - вблизи улитки, на участках с максимальной шириной основной мембраны. Волосковые клетки и связанные с ними нервные волокна передают в мозг информацию о том, какой из участков мембраны возбужден, а следовательно, о частоте колебания.

В пользу этой теории говорят факты хирургического удаления частей мембраны и возникающая при этом избирательная глухота. Однако невозможно найти участка мембраны, который бы отвечал за восприятие низких тонов.

. Теория Г. Флетчера.

На звуковые волны отвечают не отдельные волокна, а пре- и эндолимфа улитки, и резонансные свойства присущи не только волокнам, а всей механической системе улитки в целом. Под действием звука колеблется вся мембрана в целом и та или иная масса жидкости. Высокие тона приводят в движение лишь небольшую массу жидкости вблизи основания улитки. Низкие - большую массу вблизи вершины улитки. Громкость определяется суммарным числом нервных импульсов, приходящих к мозгу от всех возбужденных нервных волокон основной мембраны. Нервные волокна (из эксперимента) резонируют на частоты свыше 60-70 Гц. Флетчер предположил, что восприятие более низких тонов определяется ощущением комплекса гармонических составляющих.

4. Теория Г. Бекеши.

Колебания перепонки овального окна передаются эндолимфе и распространяются по основной мембране в виде бегущей волны, вызывая ее максимальное смещение на большем или меньшем расстоянии от вершины улитки, в зависимости от частоты.

Таким образом, в этой теории было выдвинуто предположение о том, что существует принцип связи высоты звука и места воздействия.

Принцип места характерен для всех периферических теорий.

Телефонные теории или теории центрального анализатора

В основе всех этих теорий: звуковые колебания превращаются улиткой в некие синхронные волны (биоэлектрические колебания) и передаются коре, где собственно и происходит анализ высоты тона звукового колебания.

1. Теория звуковых образов И. Эвальда.

При действии звука в улитке образуются стоячие волны, длина которых определяется частотой звукового колебания. Высота тона определяется восприятием формы узора стоячих волн. Ощущению определенного тона соответствует возбуждение одной части нервных волокон, другого - другой. Анализ высоты тона осуществляется в корковых отделах мозга.

2. Теория Э. Уивера.                                   «

В экспериментах Э. Уивера непосредственно от улитки слухового анализатора включались провода усилителя низкой частоты. Оказалось, что в диапазоне 20-1000 Гц рисунок нервной активности полностью воспроизводит частоту раздражителя. Уивером был выдвинут принцип частоты.

В настоящее время большинство исследователей считают, что высокочастотные колебания воспринимаются по принципу места, а низкочастотные - по принципу частоты. В средних частотах работают оба механизма.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Слуховая перцептивная система способна дифференцировать направление источника звука. Способность определять направление, от которого исходит звук, обусловлена биноуральным характером слуха. Биноуральный параллакс - есть различие физических параметров акустических сигналов, достигающих левого и правого уха. Эти различия связаны:

1)            со временем прихода одинаковых участков волн в оба уха -
фазовый биноуральный эффект;

2)       со сравнительной интенсивностью волн, приходящих в оба
уха - амплитудный биноуральный эффект.

Локализация звука на основе фазового биноурального эффекта возможна лишь в отношении звука невысоких частот, не выше 1500 Гц. Определение направления, из которого идет звук, обусловлено разностью прихода одинаковых фаз волны к двум ушам.

Для высоких частот локализация звука совершается на основе различия громкости в одном и другом ухе. Определение направления обусловлено разностью громкостей, ощущающихся в двух ушах.

Таким образом, для низких частот особое значение имеет различие во времени прихода волн, для высоких частот - различие интенсивности.

РЕЧЕВОЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

Человеческий слух, естественно, не сводим к проблеме вычленения высоты тона, а также абстрактно взятым реакциям слухового анализатора. Он неотрывен от восприятия в целом. Таким образом, говоря о феноменах восприятия музыки и речи, мы говорим не только о работе слухового анализатора, но и отводим ему роль непосредственного контакта с раздражителем. Музыкальный (неречевой) слух - способность ориентироваться вне речевых звуков, которыми являются музыкальные тоны, шумы. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи. Речевой слух - прижизненное образование, образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой речевой среды. Речевой слух - это фонематический слух, т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков, которые позволяют различать слова данного языка - различительные единицы строя языка.

Каждый язык имеет свою фонематическую систему. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, другие - как несущественные. В русском языке фонемы - все гласные и их ударность. Такие признаки, как длительность гласного звука, открытость пли закрытость его, высота тона не важны для понимания русской речи. В русском языке пять гласных звуков, каждому из которых соответствуют определенные форманты (У - 250, О -500, А - 1000, Э - 2000, И - 4000 Гц). Во-вторых, фонемами являются согласные звуки русского языка, которые противопоставляются по звонкости, мягкости. Таким образом, смена гласных или их ударности, смена согласности по их звонкости и твердости меняют смысл русского слова. Помимо фонематического слуха, речь характеризуется интонационными компонентами, специфическими для каждого языка. Интонационная характеристика имеет много общего с музыкальным слухом.

Речевой слух формируется у ребенка в процессе его обучения и воспитания, в процессе специфической деятельности - речевой деятельности.

Музыкальный слух.

Музыкальный слух - сложное психическое явление, которое не сводится к опознанию звуков по их высоте. В музыкальном слухе слиты восприятия высоты, силы, тембра, формы, ритма и т.д. Многие отмечают, что музыкальный слух выходит не только за пределы ощущений, но и восприятия в целом, опирается на деятельность сознания человека и социально обусловлен. Таким образом, музыкальный слух понимается как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, которая неразрывно связана с памятью, воображением и другими высшими психическими процессами.

Музыкальный слух разделяют на:

1.       Абсолютный, который диагностируется с помощью возможности определять высоту тона без сравнения с камертоном. Абсолютный музыкальный слух делят на:

1) активный - воспроизведение звука,

2) пассивный - узнавание звука.

Абсолютный музыкальный слух принято считать врожденным.

2.       Относительный музыкальный слух - воспроизведение и узнавание звуков соотносительно звукоряда - прижизненное образование.

Относительный музыкальный слух разделяют на:

1) внешний - как способность воспроизводить мелодию;

2) внутренний - способность слышать и представлять мелодию
мысленно.

Музыкальный слух разделяют на:

1.   Мелодический - восприятие простых мелодий (Дети).

2.   Гармонический - восприятие музыкальных звуков как гармонии (Взрослые).

Музыкальный слух - явление весьма сложное, является итогом культурно-исторического развития, представляет собой своеобразную психическую способность, отличимую от простого различения у животных.

ЛЕКЦИЯ 4. Зрительная перцептивная система

В XVII веке были сформированы оптические закономерности формирования изображения в глазу. Й. Кеплер (1615), затем Р. Декарт (1664). Молино - первый трактат по оптике. В нем было несколько схем оптической системы глаза.

Физические характеристики света.

Белый цвет - набор колебаний с различной длиной волны - 380-770 нм. Синий цвет - 500 нм. Зеленый - 550 нм. Желтый - 600 нм. Оранжевый - 625 нм. Красный - 660 нм. По частоте ниже красного цвета лежит инфракрасный цвет. Выше синего по частоте лежат фиолетовый и ультрафиолетовый цвета.

Хроматические цвета вызывают цветовые ощущения. Существуют ахроматические цвета - белый, черный и все оттенки серого. Они отличаются светлотой, а не частотой. Светлота зависит от свойств поверхностей. Физическое свойство поверхности, соответствующее воспринимаемому нейтральному цвету, - есть ее отражающая способность. Поверхность белого цвета отражает 80% падающего на нее света, черного - 5%. Большую роль в восприятии цвета играет интенсивность, зависящая от силы света источника и отражающей способности поверхности. Субъективная характеристика хроматических цветов - цветовой фон, зависящий от доминирования отдельных длин волн в спектре цвета.

ГЛАЗ

Сферическая аберрация - искажения, связанные со сферической формой оптической системы глаза. Строение некоторых структур глаза помогает компенсировать эти искажения:

1)  роговица имеет по краям меньшую кривизну, чем в центре:

2)  хрусталик в центре обладает большей плотностью, чем по
краям.

Хроматическая аберрация (ошибка по цвету).

Для устранения хроматической аберрации служит хроматическая окраска (желтая) хрусталика глаза. Т.е. он пропускает только те лучи, которые составляют видимую часть спектра. Подстилающая хрусталик поверхность (ретина) также окрашена в желтоватый цвет.

Люди к старости начинают хуже видеть синюю часть спектра.

Кроме коррекции, которая присутствует в оптике, еще существует коррекция в центральных структурах. Ретинальное изображение корректируется окончательно в коре головного мозга.

В ретине присутствуют пять родов клеток:

1. Клетки рецепторы (палочки, колбочки)

2. Биполярные клетки

3 Горизонтальные клетки

4. Амокриловые клетки

5. Ганглиозные клетки.

К одной биполярной клетке присоединяется множество и несколько (или одна) колбочек. При попадании света на сетчатку идет обесцвечивание пигмента, содержащегося в палочках или колбочках. От палочек или колбочек идет информация в биполярную клетку, которая отзывается генерацией импульсов нервной активности, которые передаются ганглиозной клетке.

БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ

Мы видим мир двумя глазами, т.е. посредством двух сетчаточных изображений, которые не одинаковы. Это явление носит название сетчаточной диспаратности.

Аккомодация - изменение кривизны хрусталика.

Конвергенция - сведение зрительных осей.

Эта регуляция вокруг точки фиксации взора происходит автоматически и позволяет нам получить два изображения одного объекта, т.е. точки фиксации.

Бинокулярное соревнование - эффект, связанный с резко отличимым друг от друга изображением на каждой ретине двух глаз. В этом случае либо воспринимаются оба изображения (слегка сдвинутые по глубине), либо части одного комбинируются с частями другого. В любом случае восприятие остается неустойчивым и неточным.

Слияние двух разных сетчаточных изображений одного объекта связано с проблемой, решение которой предложил Гюйгенс: природа позаботилась о том, чтобы мы не видели двоящегося объекта. Каждая точка глазного дна имеет корреспондирующую точку на другом глазном дне, так что когда некая точка объекта проецируется на какую-либо из этих двух точек, она кажется нам простой, какова она есть на самом деле.

Мюллер высказал и постарался обосновать предположение, что такими точками являются те точки сетчатки, одновременное раздражение которых дает единое или слитное изображение. Если же проекция осуществляется на не корреспондирующие точки сетчатки, то имеет место диплопия - двоение.

Эксперименты показали, что существует диплопия двух видов:

1.   Перекрестная.

2.   Омонимная.

Гороптер. При данном положении глаз гороптером называется такое место точек объектов, изображение которых проецируется на корреспондирующие точки сетчатки.

Все точки сетчатки, не являющиеся корреспондирующими, называются диспаратными точками сетчатки. Если взять сетчатки и сложить их, то корреспондирующие точки сойдутся. Т.е. корреспондирующие точки симметричны.

Теоретический продольный гороптер (круг Вьет-Мюллера).


Этот круг проходит через точку фиксации и центры зрачков глаз. Круг Вьет-Мюллера является частным случаем общего гороптера.

Реальный продольный гороптер, измеряемый отсутствием диплопии, не совпадает с ним. Его определяют следующим образом: испытуемый фиксирует точку F или точку М. Экспериментатор двигает нить вперед или назад, тем самым определяя момент исчезновения диплопии или линию гороптера. Вычленяется ряд омонимных или перекрестных порогов диплопии. Реальный продольный гороптер при малых расстояниях имеет вид эллипса, проходящего через центры зрачков глаз. При больших расстояниях, чем дальше линия гороптера, тем более она выпрямляется, где-то она становится прямой и далее выгибается в обратную сторону.

Линия гороптера - линия, на которой находится точка фиксации.

Стереоскопия.

1.       Базовая линия - воображаемая линия, соединяющая центры
зрачков глаз. Ее длина определяет межзрачковое расстояние (60 мм в среднем).

.         Венечная плоскость - плоскость, перпендикулярная к оси тела,
проходящая через голову. Особую роль играет венечная плоскость,
проходящая через базовую линию.

3. Медиальная плоскость - вертикальная плоскость симметрии головы. Базовая линия к ней перпендикулярна и делится на равные ей части.

. Фронтальная плоскость - вертикальная плоскость, перпендикулярная к медиальной плоскости и параллельная базовой линии.

СЕТЧАТОЧНАЯ ДИСПАРАТНОСТЬ И СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ ОСТРОТА

Монокулярное изображение представляет собой плоскую проекцию реального трехмерного объекта, расположенного в точке фиксации на некотором расстоянии от субъекта. Несмотря на наличие монокулярных признаков глубины, основную информацию об объемах, глубине, рельефе воспринимаемого нами мира дает минимальное различие в этих плоских проекциях. Это минимальное различие носит название сетчаточной диспаратности.


Пусть точки А и В расположены неподалеку друг от друга, по обе стороны от медиальной плоскости, причем точка А находится на расстоянии d от глаз, а точка В на расстоянии равном d-∆d. Отрезок АВ виден левым глазом под углом U2. а правым - под углом U1. Если точки А и В не располагаются на одном гороптере, то их изображения будут формироваться на не корреспондирующих точках сетчатки. Возникает бинокулярная диспаратность или стереоскопический параллакс, определяющийся разницей U1-U2. Можно измерить воспринимаемый порог параллакса - стереоскопическую остроту - в среднем 5 угловых секунд. Это означает, что человек способен воспринимать изменение глубины 0,4 миллиметра на расстоянии одного метра. Объект, расположенный на расстоянии 2600 метров, воспринимается как один объект, стоящий впереди другого.

Экспериментальные исследования диспаратности. Наилучшие доказательства роли сетчаточной диспаратности были получены при использовании специальных аппаратов, которые были названы стереоскопами. Диспаратность с помощью этих аппаратов варьировалась от 0 до бесконечности (формироватось изображение либо на корреспондирующих, либо на диспаратных точках). Получали изображение от плоского до бинокулярного соревнования.

Первый стереоскоп был сконструирован Уинстоном в 1831 году и в дальнейших опытах с различными модификациями получил широкое распространение.

СТЕРЕОСКОПЫ


Призматический стереоскоп (рис. 1). Две призмы А и В и два предъявляемых объекта F1 и F2. Призмы расположены так, что преломление лучей от двух разных объектов создает иллюзию единого объекта. Если призмы фокусируются на корреспондирующие точки сетчатки - объект видится плоским и единым; если на диспаратные и корреспондирующие - объемным и единым.

Зеркальный телестереоскоп (рис. 2). Зеркала М и N. При изменении угла зеркал можно добиться максимальной степени диспаратности (от некоторой величины до бесконечности).

Иконоскоп (рис. 3). Этот аппарат позволяет изменять степень диспаратности от некоторой величины до нуля. (Икона - плоское изображение).

Зеркальный псевдоскоп (рис. 4). Левый глаз видит то, что должен видеть правый глаз и наоборот. Этот эффект носит название обратная диспаратность (мы видим картинку, перевернутую наизнанку. То, что ближе - кажется дальше, то, что дальше - кажется ближе). Но часто при работе с псевдоскопом прошлый опыт берет верх над диспаратностью. Это объясняется двумя свойствами восприятия: контрастностью и апперцепцией.

МОНОКУЛЯРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Наиболее важным при монокулярном восприятии рельефа является параллакс движений головы. Двигая головой справа налево или сверху вниз мы получаем различные изображения объекта. Таким образом, восприятие рельефа возникает из быстрой последовательности смены изображений на сетчатке одного глаза.

Другими явлениями такого рода являются изменение аккомодации и хроматическая аберрация. Глаз приспосабливается к средней зоне спектра частот, поблизости от желтого. Когда глаз фиксируется на объекте и аккомодируется так, чтобы видеть его как можно отчетливее, то всякое светлое пятно, расположенное немного впереди от точки фиксации, будет иметь красный ореол, позади - зелено-голубой. (Полак, 1923).

К монокулярным признакам глубины также относятся признаки, которые имеет действительность:

1. Перекрытие объектов

2. Иллюзия сужения рельсов

3. Относительные размеры объектов и т.д.

Эффект Пульфрика.

Вызывание искусственной диспаратности. Одному глазу предъявлялся объект через ровное чистое стекло, другому через затемненное. Маленький предмет на ниточке двигался по прямой вправо и влево во фронтальной плоскости. В обычных условиях это так и воспринималось, но стоило приставить к одному глазу темное стекло, как испытуемому начинало казаться, что предмет проходит перед фронтальной плоскостью, а затем за ней. Механизм этой иллюзии основан на том, что возникает разность латентных периодов световых ощущений в каждом глазу. Затемненный глаз воспринимает объект с запозданием. Два изображения одного объекта в один и тот же момент не попадают на корреспондирующие точки сетчатки, и эта диспаратность вызывает смещение объекта в глубину.

ЛЕКЦИЯ 5. Восприятие формы и перцептивная организация

Объект, который мы воспринимаем, имеет определенную форму, и его проекция создает ретинальное изображение той же формы. Нейронная активность, вызванная этим изображением, передается в мозг и приводит к восприятию соответствующих объекту очертаний. Одно и то же ретинальное изображение может вести к различным возможным результатам восприятия. Прежде чем ретинальное изображение приведет к ретинальному восприятию, оно должно быть определенным образом организовано. В самом общем виде ретинальное изображение - мозаика, меняющая свою яркость, цвет и т.д. Перцептивная группировка.

Группировка - это объединение в единое целое определенных частей изображения. Законы группировки были выделены И. Вертгеймером.

1.       Хорошее продолжение.

Когда прямая или кривая продолжается из любой точки не меняя
значительно своей кривизны, то можно сказать, что она имеет плавное продолжение. Существует предпочтение воспринимать отрезки
линий с плавным продолжением друг друга как одну линию или
форму.         

2.         Близость.

При прочих равных условиях элементы, находящиеся ближе друг к другу, будут восприниматься как части единого целого.

3.       Сходство.

Объединяются элементы, сходные по цвету, форме,
величине.

.         Замкнутость.

При прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру, с большей готовностью будут организовываться вместе в отдельные образы и именно так восприниматься.

5.       Единая судьба.

Элементы, движущиеся в одном направлении и с одинаковой скоростью, стремятся организоваться в группу.

6.       Установка.

Соответствующий опыт, который предшествует предъявлению стимульной конфигурации, создает ожидание того, какой эта конфигурация будет.

7.       Влияние прошлого опыта.

·        Когда принципы организации способствуют определенному восприятию, то прошлый опыт не приводит к другой перцептивной
организации.

·        Когда стимульное изображение неоднозначно, то прошлый опыт
влияет на его организацию.

·        Когда предъявляемое стимульное изображение узнается, то прошлый опыт, приводящий к узнаванию, будет влиять на последующее восприятие, причем стимульное изображение будет организовываться так, чтобы подтвердить его.

Таким образом, кроме объективных стимульных (периферических) факторов, определяющих перцептивную организацию, существуют и центральные факторы: установка, прошлый опыт, смысл.

ФИГУРА И ФОН

Форма - один из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие же форм требует выделения предмета из фона (фигуры из фона), что в свою очередь требует выделения контура. Эдгар Рубин установил тот факт, что любая из двух прилегающих частей может восприниматься и как фигура и как фон.

Феноменальные характеристики, различающие фигуру и фон:

1. Фигура подобна вещи.

2. Фигура кажется находящейся над или перед фоном. Фон, в
свою очередь, воспринимается аморфно и как бы продолжается под
или за фигурой.

3. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону.

Выводы Рубина получили подтверждение и развитие в работах Уивера.

. Фигура имеет определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности. Фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки.

Принципы организации фигуры и фона:

1. Принцип окруженности. Внутренняя или окруженная область
воспринимается как фигура.

2. Принцип специфического цвета. Может восприниматься либо
светлая, либо темная область как фигура, однако есть слабое предпочтение темной, потому что мы привыкли видеть рисунки темного
цвета. Т.е. при прочих равных условиях в качестве фигуры воспринимается привычная нам часть фигуры.

4. Принцип размера. При прочих равных условиях в качестве
фигуры воспринимается меньшая часть.

5. Принцип симметрии. В качестве фигур предпочитаются симметричные.

Транспозиция фигуры.

Для вычленения из ретинального изображения объекта, информация об очертаниях перцептивного образа должна сосредоточиться на геометрических соотношениях между частями изображения фигуры. Когда происходят различного рода изменения в предъявлении той или иной фигуры, узнавание не нарушается: фигура может быть представлена в другом цвете, размере, другом ретинальном положении - и всё же будет восприниматься как та же самая фигура.

Прегнантность.

Принцип прегнантности является ведущим в перцептивной организации. Наши восприятия стремятся быть «хорошими», «простыми», «стабильными», «внутренне не противоречивыми», «симметричными». Прегнантность также используется для обозначения отличительного признака переменного стимульного фактора; из всех углов - прямой отличителен, из всех кривых - прямая отличительна. Присутствие или отсутствие отличительных свойств важно для внешнего вида фигуры. Слегка искривленная линия будет восприниматься как прямая, не совсем перпендикулярные линии будут восприниматься как образующие прямой угол.

Эти эффекты не имеют прямой связи с группировкой, но М. Вертгеймер приводит пример, где эта связь есть:

…….

Расстояние между 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 точками чуть меньше, чем расстояние между точками 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7. Наблюдатель либо будет видеть все точки на одинаковом расстоянии, либо будет стремиться усилить различие и воспринимать пары точек. Равномерное распределение точек отличительно, но если наблюдатель группирует точки на основе близости, то лучшая группировка наблюдается, если он усилит различие в расстоянии в своем восприятии. И то, и другое может быть названо прегнантностью.

Маскировка.

Маскируют фигуру те направления, которые продолжают фигуру
в прежних направлениях. Замкнутость фигуры - способ маскировки
смыслообразующих частей.                                 ,

Изменчивость перцептивной организации.

Возможна различная перцептивная организация одного и того же ретинального изображения. В каждом случае могут существовать различные факторы, нарушающие равновесие восприятия фигуры в ту или иную сторону. Лежащий в основе восприятия фигуры нейрофизиологический процесс подвержен самонасыщению. Обращение же фигур основано на процессе физиологического утомления, который, в свою очередь, приводит к изменению уровней активностей в различных долях коры. Возбуждение одной ассоциации нейронов приводит к одному восприятию, другой - к другому. Если удерживать один из двух возможных вариантов неоднозначного изображения, то это облегчит обращение. Большинство испытуемых увидят в этом альтернативный вариант, который будет восприниматься более продолжительное время, чем то. что воспринималось при предварительном обращении. Таким образом, существует конфликт прошлого опыта, способствовавшего организации, которая только что воспринималась, и насыщением, которое способствует новой организации. Обращению фигур также способствует фактор знания о неоднозначности фигуры. Как только наблюдатель осознает возможность двух или более организаций, обращение становится неизбежным, т.е. действует сознательная установка на обращение. Когда каждая из организаций одинаково хороша и правдоподобна, происходит сознательное обращение.

В том случае, когда достигается организация с высокой вероятностью верного решения, происходит стабилизация. Стабилизация также происходит, если в неоднозначной фигуре мы находим организацию знакомую или значимую для нас. Стабилизация означает предпочтение одной, более правдоподобной, более узнаваемой или значимой для нас организации.

ЛЕКЦИЯ 6. Зрительное восприятие движения

Восприятие движения имеет жизненно важное значение. Фактически, вероятно только глаза высших животных могут давать мозгу информацию о неподвижных объектах.

Такие глаза, как наши собственные, подвижные относительно головы, могут давать информацию о движении двумя различными способами.

Система восприятия движения изображение / сетчатка.

Различного рода рецепторы сетчатки названы соответственно рецепторами «включения», рецепторами «выключения» и рецепторами «включения-выключения». Предполагается, что эти рецепторы чувствительны только к изменениям освещения и ответственны за сигнализацию движения; т.о. глаза являются, прежде всего, детекторами движения. Эти рецепторы, сигнализирующие только об изменении освещенности, будут отвечать на движущиеся края изображения, но не будут реагировать на неподвижные изображения до тех пор, пока сами глаза не начнут двигаться

Система восприятия движения глаз / голова.

Нервные аппараты, обеспечивающие восприятие движения посредством перемещения изображения по сетчатке, существенно отличаются от другого способа сигнализации движений с помощью поворота глаза. Каждый глаз имеет шесть внешних мышц, управляющих его движениями; любое движение глаз сигнализируется в мозг и используется в качестве индикатора движения внешних объектов. Почему мир остается стабильным, когда наши глаза двигаются?

Итак, существуют две нервные системы сигнализации движений. Очевидно, что во время нормальных движений глаз эти системы тормозят друг друга, в результате чего и возникает стабильность зрительного мира.

Идея взаимного торможения этих систем как средства стабилизации зрительного восприятия рассматривалась Ч. Шеррингтоном (афферентная теория), а также Г. Гельмгольцем (эфферентная теория). Согласно первой - сигналы движения, поступающие от сетчатки (от системы изображение / сетчатка), тормозятся сигналами, идущими от глазных мышц (афферентными). Согласно эфферентной теории, сетчаточные сигналы движения тормозятся сигналами команды, управляющими самими движениями глаз, сигналами (эфферентными), которые, в свою очередь, регулируются внутренней замкнутой системой мозга. Факты свидетельствуют в пользу эфферентной теории.

ИЛЛЮЗИИ ДВИЖЕНИЯ

Стробоскопический эффект

Как мы уже знаем, все сенсорные системы могут быть обмануты, однако наиболее устойчивый обман чувств возникает во время просмотра кинофильма. Это связано с двумя довольно различными зрительными явлениями. Первое состоит в инерции зрения, второе - в так называемом фи-феномене.

Инерция зрения представляет собою просто неспособность сетчатки отвечать на частые колебания яркости света и сигнализировать о них. Если свет включается и выключается сначала медленно, а затем все чаще, мы будем видеть мелькание света до тех пор, пока его частота не достигнет приблизительно 30 вспышек в секунду, после чего он будет казаться непрерывным. Если свет яркий, критическая частота слияния изображений, или критическая частота мельканий значительно выше и может достигнуть порядка 50 вспышек в секунду.

Итак, в кино отдельные картины проецируются с частотой 24 кадра в секунду, однако, это значительно ниже критической частоты слияния изображений; можно спросить, почему же мы не видим мелькающих картин. В ранних фильмах это было действительно так, но современные кинопроекторы снабжены специальным перекрывающим устройством, благодаря которому каждое изображение показывается трижды в быстрой последовательности, так. что хотя показывается всего 24 изображения в секунду, частота мельканий составляет 72 вспышки света в секунду. Эта величина превышает критическую частоту мельканий для всех, кроме ярких участков изображений, попадающих на периферию сетчатки. Здесь могут быть видны отдельные мелькания.

Другое важное зрительное явление, на котором основано кино - это кажущееся движение, известное как фи-феномен. Имеется обширная литература, посвященная экспериментальному исследованию этого явления. Обычно оно изучается в лабораторных условиях с помощью очень простого приспособления - двух источников света, выключение одного из которых вызывает включение другого. При точном соблюдении определенного расстояния между источниками света и определенного временного интервала между включением одного и другого можно видеть, как единое световое пятно движется от места первого источника света к месту второго.

Аутокинетический эффект

Этот эффект света, движущегося в темноте, известен как аутокинетический феномен. Для объяснения этого феномена привлекались самые различные теории. Важно уяснить себе следующее различие. То, что правильно для мира вещей и его наблюдения, не обязательно справедливо для ошибок наблюдения или иллюзий. Любой орган чувств может давать ложную информацию: давление на глаз может вызвать в темноте ощущение света, электрическая стимуляция окончаний чувствительных нервов вызовет ощущения, которые в обычных условиях возникают при адекватном раздражении органов чувств. Точно так же, если определенные нервные аппараты ответственны за восприятие движения, мы вправе ожидать появления иллюзий движения, если работа этих аппаратов нарушается.

Иллюзорные блуждающие движения при аутокинетическом эффекте (самовозбужденном эффекте) возникают, видимо, в результате командных сигналов, поддерживающих фиксацию, несмотря на легкие спонтанные флуктуации в работе мышц, приводящих глаза в движение. Т.о. не движение глаз, а корректирующие сигналы, которые предотвращают это движение, являются причиной иллюзорного блуждания светового пятна в темноте.

Индуцированное движение

Когда мы смотрим на Луну или звезды во время езды на машине, нам кажется, что они движутся вместе с нами, но несколько медленнее. Мы видим, что Луна движется медленнее нас, однако она продолжает находиться рядом с нами, никогда не оказываясь позади. Это удивительное явление.

Луна находится так далеко, что мы можем считать это расстояние бесконечным. Когда машина движется, угол, под которым видна Луна из машины, остается практически неизменным, он не изменится, хотя мы движемся относительно Луны. Нам кажется, что Луна находится на расстоянии всего нескольких сот метров. Мы делаем такой вывод на основании ее видимой величины. Она видна под углом 1/2□, но, как нам кажется, по размерам соответствует объекту, который виден под таким углом и находится в нескольких сотнях метров от нас. И поскольку Луну невозможно обогнать (потому что она фактически очень отдалена от нас), то единственный способ для перцептивной системы совместить эти факты - это интерпретировать Луну, как некий объект, движущийся параллельно с машиной. Т.о. видимая скорость движения Луны определяется кажущейся удаленностью ее от нас.

Интересное описание этого механизма можно встретить в гештальт-теории. В описанной выше ситуации Луна воспринимается нами как фигура, а облака - как фон. При этом, интерпретация движения фигуры (Луна) наиболее вероятна, так как фигура всегда движется по отношению к фону.

Аналогичная ситуация возникает, когда мы находимся в купе неподвижно стоящего поезда, а напротив, за окном, начинает двигаться соседний поезд. У нас складывается впечатление, что движение начал наш состав.

Эффект водопада

Логично ожидать, что сходные иллюзии возникают и вследствие дефектов системы изображение / сетчатка, и, действительно, такие иллюзии существуют. Они не ограничиваются ощущением движения всего поля: различные части поля могут казаться движущимися в различных направлениях и с различной скоростью; эти явления странны и логически парадоксальны. Наиболее существенно это нарушение демонстрируется в так называемом эффекте водопада.

Очень легко доказать, что этот эффект обусловлен исключительно нарушениями в системе изображение / сетчатка. Убедиться в этом можно, быстро пробегая глазами из конца в конец движущуюся ленту с поперечными полосами, причем, проделывая это несколько раз подряд. В этом случае непрерывное движение воспринимается с помощью системы глаз / голова, а не с помощью системы изображение / сетчатка Когда движущаяся лента останавливается, последействия не возникает, следовательно, этот эффект не связан с работой системы восприятия движения глаз / голова.

Своеобразная особенность «эффекта водопада» заключается в том, что он вовсе не возникает, если движущийся объект закрывает целиком всю сетчатку и движется в виде сплошного поля. Эффект возникает лишь при относительном движении, т.е. при движении изображения лишь в одних частях сетчатки относительно других.

ЛЕКЦИЯ 7. Теории восприятия

1. Г. Гельмгольц. Теория бессознательных умозаключений

Г. Гельмгольц определил восприятие как создание образов и представлений о внешнем мире в результате действия объектов на нервную систему и сознание. Чтобы объяснить это свойство, Гельмгольц разработал два понятия о бессознательных умозаключениях как мышечных действиях, посредством которых образ объекта локализуется во внешнем пространстве, и об ощущениях, как знаках объектов.

Органы чувств и соответствующие нервные механизмы в нормальных условиях функционируют согласно постоянно действующим законам. Однако в необычных условиях возникают иллюзии в интерпретации содержания чувственных ощущений (например, люди после ампутации испытывают фантомные ощущения). Из этого Гельмгольц заключает, что психическая деятельность, заканчивающаяся выводом о том, что перед нами в определенном месте находится определенный объект с определенными свойствами, - есть, как правило, деятельность неосознанная. Представления вызываются воздействиями внешних объектов, а не самими объектами. Далее Гельмгольц говорит, что если в сознательной деятельности мы используем некие символы тех или иных понятий, то в акте восприятия все происходит по той же схеме, но неосознанно - путем бессознательных умозаключений. Гельмгольц нашел структуру бессознательного вывода. Интересен вопрос: не имел ли в виду Гельмгольц под бессознательными умозаключениями то же самое, что Павлов имел в виду под условным рефлексом? Вторая особенность чувственного восприятия состоит в том, что мы постольку обращаем внимание на наши ощущения, поскольку они полезны для восприятия объектов, и, напротив, мы привыкаем отвлекаться от деталей ощущений, которые имеют малое значение для восприятия внешних объектов. Так, восприятие направления объекта зависит от комбинации ощущений, с помощью которых мы оцениваем положение глаз, отличаем участки сетчатки, на которые падает свет и сравниваем два перцептивных образа, проецирующихся на двух сетчатках. Но эти ощущения мы воспринимаем комплексно, как единое целое. Наши представления о предметах не могут быть не чем иным, как символами, т.е. определенными знаками предметов. Если мы научимся правильно читать эти символы, то сможем с их помощью так организовать свои действия, чтобы они привели к желаемому результату, т.е. к ожидаемому ощущению.

Учение Гельмгольца является чрезвычайно важным шагом в сторону преодоления разрыва между сенсорными и интеллектуальными компонентами познавательного процесса, ибо содержат идею бессознательных умозаключений. Гельмгольц показал, что восприятие является деятельностью взаимодействия субъекта с объектным миром.

2. Структуралистская теория

Структурная психология считала предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции. Основной метод исследования - аналитическая интроспекция.

Хохберг: в виду чрезвычайной сложности структуры коры головного мозга объяснение восприятия, как мозговой активности, связано неизбежно с использованием аналогий и моделей.

Хэбб. Теория клеточных ансамблей.

Процесс восприятия - следствие возбуждения биоактивного нейрона или целой структуры нейронов. Некоторые из нейронов возбуждаются стимуляцией сенсорных органов, другие же просто стимулируют друг друга. Восприятие раскладывается на последовательное возбуждение клеточных ансамблей или организацию их в фазовые последовательности. Т.е. объективная реальность составляется из фрагментарных объектов, которые есть не что иное, как элементарные ощущения в различных комбинациях. Основной тезис структуралистов:

Каждый раз, когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть того же самого сенсорного органа с помощью тщательной аналитической интроспекции, могут быть обнаружены одни и те же чистые ощущения.

Согласно этому тезису огромное множество воспринимаемых объектов внешнего мира представляет собой различные комбинации элементарных ощущений. Мир восприятия состоит из:

1.ощущений, вызванных раздражением отдельных рецепторов;

2.образов памяти, составившихся из следов прежних ощущений.

Правильная компоновка этих ощущений объясняет все явления и вещи. Для этого структуралисты предлагают закон комбинаций, состоящий в том, что ощущения просто суммируются, а восприятие
группы простых стимулов состоит из суммы тех ощущений, которые
возникали бы при изолированных представлениях каждого стимула,
плюс образы, ассоциированные с ними. Например, структуралистская
теория восприятия пространства состоит в том, что наши пространственные ощущения не являются зрительными, а состоят из кинестетических образов памяти, ассоциированных со зрительными стимулами
в прошлом опыте.

3. Теория восприятия в гештальтпсихологии

Метод исследований - феноменология. Гештальттеория в основном исследует восприятие в зрительном поле. Под зрительным полем подразумевается пространственная структура, в которой могут быть упорядочены феномены зрительного поля. Гештальтпсихологи пытались физиологически объяснить процессы зрительного восприятия, указывая, что перцептивные процессы ведут себя подобно току в электролитах. Нервные импульсы, возникающие при восприятии, действуют на сенсорные волокна, которые выделяют нейрогуморальные химические вещества, образующие электродвижущие силы, которые вызывают ток вокруг контура воспринимаемой фигуры. Гештальттеория утверждает, что сознательно воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в коре в форме квадрата

Несмотря на сомнительность установки данной теории, сторонники гештальттеории открыли много законов перцептивной организации, восприятия фона и фигуры и т.д.

4. Теория Дж. Брунера

Эта теория относится к когнитивно-ориентированным теориям восприятия. Суть восприятия заключена не столько в деятельности сенсорных аппаратов, а в деятельности коры, которая позволяет воспринимать объект. В теории категоризации Брунера восприятие рассматривается как процесс категоризации - движение от признаков к категориям. И чем более адекватна система категорий, построенная для кодирования признаков, тем более истинно восприятие.

Брунер определил общие свойства восприятия, как:

1) процесс принятия решения;

2) который основан на использовании отличительных признаков;

3) который содержит операцию умозаключения;

4) который содержит набор правил, определяющий класс, характер признаков, способ их комбинирования - т.е. категорию.

Наряду со свойствами Брунер рассматривает механизм восприятия:

. Группировка и интеграция, базирующаяся на нейрофизиологических факторах.

. Упорядочивание готовности, которая вытекает из свойства восприятия «стимул-готовность».

3.  Установление соответствий. Механизм этого процесса основан
на умозаключениях.

Теория Брунера - попытка исследовать механизм восприятия с точки зрения нейрофизиологической работы мозга. Эта теория несколько перекликается с теорией Гельмгольца.

5. Дж. Гибсон. Восприятие как функция стимуляции

Под словом «восприятие» Гибсон имеет в виду процесс, с помощью которого индивид поддерживает контакт с окружающей средой. Под словом «стимуляция» имеются в виду различные виды и переменные физической энергии среды, на которые отзываются органы чувств индивида. Стимуляция - это нечто такое, что возбуждает сенсорный орган целиком, а не клетку; мозаику рецепторов, а не единичный рецептор. Упорядоченная стимуляция намного богаче и намного информативнее, чем представляли себе психологи.

Восприятие является функцией стимуляции, а стимуляция есть функция окружающей среды, следовательно, восприятие является функцией среды. Восприятие основано на ощущениях, которые зависят от стимуляции. Восприятие же включает в себя дополнительный процесс, природа которого должна быть раскрыта. Согласно теории Гибсона, не нужны никакие процессы для превращения сенсорных данных в образы восприятия. Предполагается, что не только качественные характеристики объектов, но и сам их объективный характер, их реальность, вещественность и тому подобное раскрываются в стимуляции.

Таким образом, Гибсон делает вывод, что ощущения - случайные отголоски восприятия, а не причины его. Можно выделить цепь причинных связей, ведущих к восприятию. Эту последовательность можно представить как ряд преобразований, сохраняющих неизменным определенное соответствие или специфическое качество:

. В начале этого ряда лежит внешняя среда воспринимающего, рассматриваемая на экологическом уровне.

. Энергия на поверхности тела, рассматриваемая с точки зрения пространственно-временных конфигураций, которые могут специфически охарактеризовать источник данной стимуляции и которые могут возбудить данный рецептор.

. Сенсорный аппарат воспринимающего - анатомические и физиологические свойства рецепторных поверхностей вместе с механизмами настройки органов, которые дают возможность регистрировать описанные выше конфигурации.

Восприятие точно соответствует окружающей среде только в том случае, если вышеописанная цепь причинных связей остается ненарушенной. Нет никаких других путей для поддержания контакта с окружающей средой и получения знаний о ней.

Цепь причинных связей можно рассматривать как состоящую из двух частей, одна из которых находится вне организма, а вторая - внутри него. Первая часть имеет дело с биофизикой стимуляции, т.е. с природой окружающей среды и связью между объектом и стимулом. Вторая часть касается переменных свойств стимуляции, а также связи между ними и восприятием или того, что может быть название психофизикой восприятия. Восприятие является функцией стимуляции. Это значит, что оно оказывается исключительно функцией стимуляции всякий раз, когда это допускается условиями стимуляции. Т.е. можно сказать, что для каждого аспекта или свойства феноменального мира индивида, поддерживающего контакт с окружающей средой, как бы неуловимо это свойство не было, существует переменная потока энергии, воздействующей на его рецепторы, как бы сложна эта переменная не была, которой это феноменальное свойство оказалось бы соответствующим, если бы удалось организовать психофизический эксперимент.

Эта гипотеза скорее предполагает разработку новой теории, чем завершение старой:

1. Это - теория о поддержании контакта с окружающей средой, а
не о том, что вызывает отсутствие такого контакта.

2. Гипотеза не отрицает наличия фактов воспоминания, представления или их важности. Гипотеза лишь противоречит классическому утверждению, что память, точнее актуализация образов памяти, является существенной для адекватного восприятия.

3. Гипотеза исходит из понимания стимуляции как непрерывно
го потока энергии, в который погружен организм.

4. Гипотеза не считает, что одной феноменальной переменной соответствует только одна переменная потока энергии. Однако в повседневной жизни стимулы согласованы друг с другом в соответствии с принципом избыточной стимуляции. Этот принцип сводится к тому, что множественность стимуляции дает многократную гарантию правильного восприятия.

5. Гипотеза не отрицает, что сенсорные аппараты, свойственные
данному виду или индивиду, определяют тип восприятия.

6. Гипотеза не отрицает, что восприятие зависит от внимания
или «установки» индивида. Гипотеза только утверждает, что поток
энергии для двух индивидов, находящихся в идентичных ситуациях,
является одним и тем же, и что, следовательно, любое различие в их
восприятии есть различие в том, на что реагирует индивид.

7. Гипотеза не отрицает, что восприятие включает научение, и не
утверждает, что восприятие является врожденным. Индивид может
отвечать на переменные, на которые раньше не отвечал. Гибсон говорит, что необходимо выделить физиологию восприятия, отличающуюся от физиологии чувствительности.

6. Теория А.Н. Леонтьева

Рассматривая осязание, Леонтьев делает вывод, что специфическая особенность процесса механизма осязания заключается в том, что это есть механизм уподобления динамики процесса в рецептирующей системе свойствам внешнего воздействия.

Леонтьев ставит вопрос о том, может ли быть распространено это понимание также и на такие органы чувств, деятельность которых не включает в свой состав двигательных процессов, контактирующих с объектом? Иначе говоря, главным является вопрос о возможности рассматривать уподобление процессов в рецептирующей системе как общий принципиальный механизм непосредственно чувственного отражения природы, воздействующих свойств действительности.

Выдвигаемая гипотеза представляет собой попытку ответить на наиболее трудный вопрос теории ощущения: как возможно детектирование сигналов, приходящих от чувствительных экстероцептивных приборов, в результате которого происходит воспроизведение специфического качества раздражителя? Ведь первоначальная трансформация внешних воздействий в рецепторах есть их кодирование. При этом «частотный код» нервных процессов сохраняется на всем их пути, что составляет необходимое условие деятельности коры. При этом условии механизм воспроизведения специфического качества воздействия должен включать в себя также и такие процессы, которые способны выразить собой природу взаимодействующего свойства. Таковы, например, процессы ощупывания предметов, слежения взором, интонирование звуков, осуществляющиеся при участии мышц. Гипотеза Леонтьева рассматривает ощущения как процессы, которые, опосредствуя связи с воздействующей предметной средой, выполняют ориентирующую, сигнальную и, вместе с тем, отражательную функции. В гипотезе Леонтьева остается ещё много открытых вопросов, в частности вопрос об общебиологическом смысле и о происхождении самой функции уподобления.

7. Теория А.В. Запорожца

Восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера деятельности. Развитие как деятельности в целом, так и входящих в ее состав перцептивных процессов, происходит не спонтанно. Оно определяется условиями жизни и обучения. В частности, специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существования, но и усвоение выработанных обществом систем сенсорных процессов.

Согласно теории Запорожца, перцептивные действия не только отражают наличную ситуацию, но в известной мере предвосхищают те её преобразования, которые могут произойти в результате практических действий. Необходимо изучить зависимость восприятия от характера деятельности:

1.в плане онтогенетического развития ребенка;

2.в ходе функционального развития (в процессе формирования
тех или иных перцептивных действий под влиянием сенсорного обучения).

Исследования онтогенеза восприятия свидетельствуют о том, что между восприятием и действием существуют сложные и изменяющиеся в ходе развития ребенка взаимоотношения:

. Первые месяцы жизни. Развитие сенсорных функций опережает онтогенез соматических движений и оказывает существенное влияние на формирование последних. На данной стадии ориентировочные движения достигают относительно высокого уровня, но выполняют лишь ориентировочно-установочную функцию. Ещё не происходит формирования константных, предметных образов, которые необходимы для управления сложными формами поведения.

2.3-4 месяц жизни. Сенсорные функции включаются в обслуживание простейших практических действий, перестраиваются на их основе и сами приобретают постепенно характер своеобразных ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

3.Начиная со 2 года жизни ребенок овладевает простейшими орудиями. В связи с этим изменяется его восприятие. Образы восприятия
теряют глобальность и фрагментарность и приобретают более четкую и
адекватную воспринимаемому предмету структурную организацию.

4.От 3 до 7 лет дети начинают овладевать некоторыми видами
специфически человеческой продуктивной деятельности, направленной на создание новых объектов. Продуктивная деятельность ставит
перед ребенком новые перцептивные задачи.

Естественно, развитие ребенка происходит не спонтанно, а под влиянием обучения:

1. На первом этапе формирования новых перцептивных действий процесс начинается с того, что проблема решается при помощи
внешних материальных действий с предметами. На данном этапе начинает складываться как бы внешний, материальный прототип будущего идеального перцептивного действия.

2. На втором этапе сенсорные процессы, перестроившись под
влиянием практической деятельности, сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые осуществляются с помощью
движений рецепторных аппаратов и предвосхищают последующие
практические действия.

3. На третьем этапе перцептивные действия свертываются, время
их протекания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются, и восприятие начинает производить впечатление пассивного, без
действенного процесса.

Предполагается, что на данном этапе внешнее ориентировочно-исследовательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия.

8. Б.Г. Ананьев. Концепция о сенсорно-перцептивном единстве

В своей концепции, на основе большого экспериментального материала, автор утверждает единство сенсорных и перцептивных процессов. Он говорит о том, что эти процессы взаимодополняют друг друга и существуют на паритетных началах. Кроме того, ни восприятие, ни ощущения не являются оторванными процессами от других психических процессов. Также отмечается взаимное проникновение этих процессов друг в друга. Ананьев рассматривает симметрию и асимметрию перцептивных процессов. Кора разбита на левое и правое полушария, и существует как симметричное, так и асимметричное перераспределение сигналов между полушариями. Ананьев в своей работе рассматривает проблемы восприятия с этой точки зрения. Он говорит об этой проблеме как в рамках одной модальности. так и в интермодальном плане. Здесь он приходит к выводу о целостности сенсорно-перцептивной организации человека. В этой целостной системе образуются межфункциональные сенсорные структуры и сложно разветвленные сенсорные цепи. Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а всеобщим эффектом - зрительное восприятие. К таким цепочкам относятся:

·               Тактилыю-вибрацнонно-слуховые;

·        Тактильно-кинестетические;

·        Тактильно-температурно-болевые;

·        Тактильно-вкусо-обонятельные-интероцептивные.

Все эти цепочки представляют собой потоки разноуровневой информации о внешней и внутренней среде организма, которые сходятся в зрительных, кинестетических, гравитационных узлах единой сенсорной организации человека. В процессе исторического развития и на его основе образуются межанализаторные интро- и интермодальные сенсорные системы с высокими уровнями интеграции, переходящие в перцептивные системы, такие, как речеслуховая и зрительная. Изучение эволюции зрительной системы, речевого слуха, кинестезии показывают, что в пределах условий жизни и деятельности человека оптимумы этих функций, находящихся под постоянной нагрузкой, перемещаются в более поздние периоды жизни. При этом стабилизируются и противостоят процессам, которые могут вызвать дестабилизацию перцепции.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1   Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.:
Наука, 1977.

2   Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия.-М.: МГУ, 1973.

3. Восприятие. Механизмы и модели. - М.: МИР. 1974.

4. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. - М.: Прогресс, 1970.

5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -
М: Прогресс, 1988.

6 Кравков С.В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. - М. - Л: АН СССР, 1946.

7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - КПСС. - Т. 18.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1972.

9. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М.: МГУ. 1975.

10.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского, А.В. Брушлинского, В.П. Зинченко и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение. 1986.

11. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика. 1982.

. Психология ощущений и восприятия. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова и М.Б. Михалевской. - М: ЧеРо, 1999. - Серия: Хрестоматия по психологии.

. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

14.Психология. Словарь / Под ред. В.П. Зинченко. - М., 1999.

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989.

16. Сенсорные и сенсомоторные процессы / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1972.

. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. VI. - М.: Прогресс, 1978.

. Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. - М.: МГУ, 1975.

. Шиффман Харви (мастера психологии). Ощущение и восприятие. - Питер, 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Восприятие и действие / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976.

2. Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. - М: МГУ 1976.

. Исследования по психологии восприятия / Под ред. С.Л. Рубинштейна. - М. - Л.: АН СССР, 1948.

. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека / Введение в психологию. - М.: Мир, 1974.

6. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 1; Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980.

. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 2; Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980.

Похожие работы на - Основы изучения ощущений и восприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!