Общение как творчество, творчество как общение

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,71 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общение как творчество, творчество как общение

Московский Гуманитарный Университет












Предмет: Профессиональная этика в

психолого-педагогической деятельности

Реферат

Общение как творчество, творчество как общение


Студент: Артемьева Л.Н.

Преподаватель: доц. Кузьмина Л.М.






Введение

Тема «Общение как творчество и творчество как общение» является для меня чрезвычайно интересной, так как я по роду своей деятельности веду творческие занятия с детьми и подростками. Можно сказать, Творю и общаюсь, общаюсь и творю. Кроме того, общение и творчество пронизывает жизнь, практически, каждого человека.

Всякая деятельность предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если - не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

1. Творчество

Сущность творчества - в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик <#"justify">Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Самый главный «враг» творчества - страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества - это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность - фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки - обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества - лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.

Носителем творческого начала как явления социо-культурного выступает человеческая личность. Она - свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое.

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…» Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С.Л. Рубинштейном <#"justify">Сама суть искусства есть общение. Зритель, читатель, созерцатель - это пассивная роль, то есть роль того, кто слушает, воспринимает в данном общении. А роль творца - это активная роль, это роль того, кто повествует, рассказывает, кто делится своим опытом, опытом постигнутого, выраженного либо в мыслях (в тексте), либо в гармониях (музыка, картины). Почему творчество это общение? Потому что это опосредованное общение. Можно ведь непосредственно поделиться некой мыслью, неким опытом постигнутого (и в этом близость искусства к передаче мудрости то есть к философии и религии), а можно опосредованно, через произведение искусств. Творчество самодостаточно, поскольку сам процесс творения есть обретение мастерства - МУДРОСТИ, целостности сознания, опыта осознанного. Если же ты излагаешь свой опыт постигнутого, то ты им делишься, то есть выступаешь в роли учителя... ты вдохновляешь других на поиск красоты, на поиск гармонии, на обретение собственного опыта...

. Общение. Виды общения

Общение является важнейшим «средством производства» человеческого фактора и одновременно важнейшим механизмом его бытия. Однако вездесущность общения часто заслоняет его сущность, маскируя глубокое и определенное своеобразие общения его отличие от других видов человеческих взаимодействий. Философский анализ человеческой деятельности приводит к различению общения как межсубъектного взаимодействия и коммуникации и как простой передачи информации, даже если приемником является человек и если при этом возникают обратная связь и информационный обмен. Основанием для этого является различение субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, порождаемое различием субъекта и объекта, которое понимается не в узком гносеологическом, а в широком деятельностном плане. Человек является субъектом постольку, поскольку обладает сознанием и самосознанием, детерминирующими свободный выбор целей и необходимых для их осуществления действий обладая свободой, субъект оказывается уникальным, неповторимым, непредсказуемым в своей активности; еще одной характеристикой субъекта является его ценность, которая приписывается ему другим человеком или им самим. Человек же, поставленный в позицию объекта, приравнивается тем самым к другим объектам и берется в тех своих качествах, которые делают его взаимозаменяемым с другими людьми в пределах той или иной группы или всего человеческого рода. Разумеется, позиции человека как субъекта или объекта релятивны: это не безусловные характеристики того или иного лица, но диспозиционные свойства, которые проявляются им в одних ситуациях и которых он лишается в других своих ролях.

Общение является такой совместной деятельностью людей, участники которой относятся друг к другу и к самим себе как к субъектам. В психологическом плане из такого понимания общения следует комплекс его когнитивных, эмоциональных и поведенческих параметров: восприятие уникальности партнера, переживание его ценности и предоставление ему свободы являются определяющими факторами общения, а их отсутствие ведет к превращению общения в какой-то иной вид межличностных взаимодействий.

Общение есть взаимодействие, участники которого относятся друг к другу как к целям, а не как к средствам; но существуют и такие варианты человеческих взаимодействий, в которых целью оказывается только один из партнеров, а другой выступает как средство удовлетворения его потребностей: таковы управление и обслуживание. Для интерпретации подобных взаимодействий существенно, какой из участников взаимодействия - активный или пассивный - является целью, а какой - средством данного действия; кроме того, следует учитывать и такой вариант, в котором оба партнера являются средствами по отношению к некоей цели, лежащей вне их: речь идет о коммуникации.

Из такого понимания общения следует еще один важный вывод, не акцентировавшийся до сих пор ни философами, ни психологами, - его творческая природа. Ибо если общение это не коммуникация, не обмен информацией, а результат взаимодействия субъектов, порождающего их общность, новую целостность - мы, совокупного субъекта, то по самой своей природе оно оказывается творческой деятельностью. Общение имеет творческий характер и на внутриличностном, и на меж- и сверхличностном уровне. Если душевная цельность личности - цель внутреннего диалога (вспомним поучительные описания внутреннего диалога у В. Шекспира и Ф.М. Достоевского, у З. Фрейда и М.М. Бахтина, у некоторых современных писателей и психологов) - есть именно творческий итог ее духовной активности, то диалог культур проявляется, скажем, в прочтении классического произведения (пьесы, оперы, романа) его современными исполнителями или иллюстраторами, в творческом синтезе одной культуры с мировоззрением интерпретирующих его представителей другой культуры, в «народной дипломатии» и т.д.

Наивной и утопической является часто высказываемая в западной философской и психотерапевтической литературе мысль о том, будто все человеческие отношения могут и должны стать отношениями общения; этого не было, нет и, видимо, никогда не будет. Сложность организации, функционирования и развития человеческого общества такова, что необходимыми являются и другие связи человека с человеком, основанные на отношении к другому как к объекту, а не субъекту. Простейший пример тому - передача знаний, которая ставит ученика в положение объекта, обязанного усвоить, например, таблицу умножения или таблицу Менделеева независимо от того, нравится ему это или нет. Регламентацией исполнения социальных ролей, взаимозаменяемостью их исполнителей общество лишает человека его уникальности, а разнопорядковые иерархические структуры общественной жизни - экономическая эксплуатация, социальное принуждение, психологическое манипулирование - лишают человека его конечной ценности, делают его не целью, а средством. И, вместе с тем, одна и та же ситуация может вовлекать разных людей в разные типы взаимодействий, которые друг в друга перетекают, образуя гибридные формы, конкурируют друг с другом и т.п. Тонкая структура социального взаимодействия определяется самими партнерами; именно от них - от их потребностей, целей, понимания ситуации - зависит, относятся ли они друг к другу как к субъекту или как к объекту, как к цели или как к средству. Вот почему ключевым психологическим фактором, влияющим на характер взаимодействия между людьми, является фактор мотивации.

Действительно, персонализация - процесс, по своему смыслу асимметричный, имеющий вполне определенное направление, вектор. Это - направление от более «богатой» личности к менее «богатой»; от личности, готовой внести духовный вклад, к личности, готовой его принять. Общение же - процесс симметричный: это деятельность, разворачивающаяся между людьми, но не деятельность, которую один из них производит с другим. Хотя в одних отношениях партнеры по общению могут быть сколь угодно различными (как различными могут быть по своему духовному уровню мать и дитя, художник и зритель, психотерапевт и пациент), в одном принципиальном отношении они равны - равны как свободные, уникальные и ценные друг для друга субъекты. Поэтому, хотя и во многих конкретных своих выводах концепции персонализации и общения достаточно близки друг к другу, в силу внутренней логики своих центральных понятий они описывают разные по уровню общности и смысловой нагрузке срезы проблемы.

Именно в творческой деятельности, направленной на создание нового продукта, на принятие решения в условиях неопределенности и т.д., общение способствует организации совместных действий индивидов лучше, чем коммуникация, управление или обслуживание. Поэтому если в материально-практическом творчестве группы людей общение является важнейшим и необходимейшим его механизмом, то в иных типах совместной деятельности оно может оказаться либо нейтральным, никак не пересекающимся с целенаправленностью предметной деятельности, либо даже вредным, нарушающим функциональные структуры необходимых ей коммуникаций, управления или обслуживания: вспомним жизненные ситуации типа «служебного романа». Отсюда же проистекают вред семейственности в структуре управления или те трудности, которые вызывает у учителей или врачей обслуживание собственного ребенка.

Если общение порождается отношением к другому как к свободному, уникальному и ценному для тебя субъекту, если участники общения далеки как от своекорыстного использования другого в своих интересах, так и от самоотречения, отказа от собственных потребностей, если цели участников сосредоточены в самом их взаимодействии, значит, общение содержит в себе такие механизмы, которые мотивируют взаимодействие людей друг с другом вне или помимо того продукта, который производит их совместная деятельность. Иначе говоря, мотивация общения может не сводиться к мотивации совместной предметной деятельности. Что же ее, эту мотивацию, порождает?

Независимо от того, в какой мере это осознается человеком в каждом конкретном случае, потребность общения - это исторически сложившееся и каждый раз заново формирующееся в онтогенезе стремление приобщиться к действиям, ценностям, переживаниям Другого и раскрыть ему свои собственные; это стремление разделить моменты своей жизни с Другим, разорвать узкие рамки своего Я, слив его с Я другого человека; это стремление создать социальное качество человеческого существа - качество Мы. Известные слова А. Сент-Экзюпери о «роскоши человеческого общения» справедливы только с точки зрения отдельного индивида: для социальной структуры общение является первейшей необходимостью, ибо только оно, а не коммуникация, управление или обслуживание способно формировать сплоченные и творческие, обладающие самосознанием и ценностно ориентационным единством, совокупные субъекты - общности, семьи, коллективы.

Важнейшее психологическое значение имеют такие формы общения, в которых предмета деятельности, внешнего по отношению к взаимодействию партнеров, нет вовсе или же предмет этот играет лишь инструментальную роль. Движущей силой такого общения является та ценность, которую его партнеры представляют друг для друга, а объекты, которые вовлечены в данный процесс, играют роль посредников или знаков, на языке которых субъекты раскрывают себя друг другу. Такое общение можно назвать личностным. Жизнь семьи, дружеская беседа, любовное свидание, встреча с родственниками, праздничное застолье - эти и многие другие ситуации личностного общения составляют значительную часть полноценной человеческой жизни.

Существует и еще один вид общения, возникающий тогда, когда доминирующее значение для участников имеет сам процесс взаимодействия, а не продукт их совместной деятельности, и не уникальность и самоценность партнера, и не раскрытие собственного Я. Таково игровое общение. По отношению к иным видам общения игра имеет либо символическую, либо вырожденную природу. Превращение в игру, придание основной ценности процессу взаимодействия, «спортивный интерес» к этому процессу лишают человеческие отношения таких определяющих характеристик, как атрибутируемые партнеру ценность, уникальность, незаменимость: в игре партнер может быть заменен другим, но не любым, а такого же класса. Игра как особый тип деятельности, противостоящий практически-созидательному творчеству, тем от него и отличается, что является самоценным действием, осуществляемым ради наслаждения от самого его процесса, а не ради получения некоего продукта.

Виды общенияМотивацияТворческое Личностное Игровоена продукте, партнере, процессе на партнере и процессе на процессе

Самоценность партнера и/или процесса взаимодействия с ним - основной конструкт психологии общения, и он должен не только дополнить сложившиеся объяснительные схемы функционального (различающего орган и функцию) и семиотического (различающего знак и значение) плана, но и приобрести решающее значение. Тогда реальная слитность целей и средств, знака и значения, ценности и ее носителя, являвшаяся камнем преткновения для традиционных подходов к общению, окажется краеугольным камнем для адекватного его понимания.

Будучи самоценным, внутренне мотивированным, общение несет в себе те самоподкрепляющие механизмы, которые делают возможным неограниченное и творческое развитие человеческих отношений. Если говорить о личностном общении, то именно самоценность партнера, внутренняя мотивация отношений с ним являются условием их неисчерпаемости, а значит, и стабильности. Инструментальное отношение к другому человеку как к средству достижения собственных целей, равно как и отношение к себе как к средству удовлетворения потребностей партнера, делает . связь с ним функциональной, ролевой, временной. Лишь видение терминальной ценности себя и другого человека придает межличностному взаимодействию тот внеролевой и вневременной характер, который является нормой личностного общения.

Внешняя мотивация взаимодействия, когда оно базируется на любых иных мотивах, кроме потребности в общении с данным партнером, будь то потребность в одобрении, в достижении, в эмоциональном обладании и т.д., водит субъекта по замкнутому кругу состояний нужды, удовлетворения и пресыщения. Если внешне мотивированное взаимодействие занимает место подлинного, внутренне мотивированного общения, закономерным итогом являются колебания настроения, смена партнеров, поиск суррогатного общения разной природы. Именно в этом видится общий механизм нарушений общения - проблема, имеющая огромное значение для практической психологии.

Адекватное представление о своеобразии общения, его месте в ряду межличностных взаимодействий, его внутренней мотивации является необходимым для различных прикладных областей психологии. Прежде всего, это относится к педагогической психологии. Органическая связь воспитания, понимаемого как процесс приобщения личности к ценностям, в отличие от образования как процесса передачи знаний, с общением объясняется именно тем, что ценности нельзя передавать так, как передаются знания.

Ценностное сознание - нравственное, политическое, эстетическое, религиозное - формируется у входящего в жизнь молодого человека только тогда, когда воспитатель видит в нем принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психологически уникального субъекта, с которым он, старший и более опытный и мудрый, стремится поделиться своими ценностями, дабы они стали общими для них, а значит, вобрали в себя и особенности духовной позиции воспитанника; в этом смысле говорят (и глубоко справедливо!), что воспитывает не только учитель ученика, но и ученик учителя. Но это и означает, что воспитание есть одновременно и общение, и творчество, а не коммуникация, не управление и не обслуживание, в которых реципиент, исполнитель или клиент являются пассивными объектами, не участвующими в совместном творческом акте.

Развитие психологии общения всегда шло параллельно развитию медицинской психологии, иногда опережая, а иногда отставая от последней. Оценивая их опыт, можно выделить две области, в которых общение приобретает особую значимость для медицины. С одной стороны, все большее число заболеваний трактуется сейчас не только в их связи с нарушениями общения, но и как прямое следствие этих нарушений. С большей или меньшей определенностью это можно сказать о неврозах, об алкоголизме, наркомании, о бурно расширяющейся группе психосоматических болезней. Несформированность внутренней мотивации общения, неготовность относиться к себе и другим как к свободным, ценным и уникальным субъектам разрушает не только духовную жизнь человека, но и - в точно такой же степени - его здоровье. И хотя конкретные механизмы этих взаимовлияний еще далеко не ясны, вывод о решающем значении нарушений общения для клиники может быть сделан с достаточной уверенностью.

С другой стороны, значительное большинство методов психотерапии и психологической коррекции - это специализированные методы общения. Будучи творческим процессом, направленным на совместное достижение внешнего результата, психотерапия прежде всего является общением и требует от терапевта безусловного, а от клиента - условного соблюдения определяющих его норм. Сложность этого процесса «лечения общения общением» вряд ли стоит недооценивать: возможный лишь в общении процесс коррекции его мотивов сам испытывает на себе все те особенности нарушенной мотивации, на которые он призван воздействовать. Наличие такого, очень значимого для практики «круга» и необходимость размыкать его каждый раз заново лишь подчеркивают важность проблематики общения для профессиональной подготовки медицинского психолога.

Понимание творческой природы общения существенно важно и для психологии искусства. Не случайно те литературоведы и эстетики, которые рассматривают искусство как чисто познавательную деятельность, сводят его восприятие к простому коммуникативному акту и отрицают правомерность истолкования восприятия художественных произведений как формы «сотворчества». И напротив, те ученые, которые видят в художественной деятельности своеобразную модель человеческого общения - общения художника с миром и с созидаемыми им образами, общения этих образов друг с другом, общения читателей, зрителей, слушателей и с образами, которыми населена художественная реальность, и с их творцами-художниками,- заключают, что художественное восприятие, в отличие от научного или технического, есть процесс сотворчества и что художественная информация является поэтому результатом совместной деятельности художника и читателя (зрителя, слушателя)

Очень актуальной является такая область социальной практики, в которой именно общение оказывается приоритетным видом человеческих взаимодействий. Имеется в виду организацию досуга. Современные подходы к клубной работе, туризму, санаторно-курортному делу, проектируемые сейчас досуговые центры должны включать в себя научно обоснованные и организационно отлаженные формы оптимизации общения в разных его видах, фазах и на разных уровнях. Разработка, обоснование, исследование эффективности методов такой работы - задача психологов. Практика показывает, что задача эта, к сожалению, далека не только от своего решения, но и от признания профессиональным сообществом. На наш взгляд, пути достижения таких важных социальных целей, как оздоровление образа жизни, формирование реальной альтернативы алкоголизму и наркомании, борьба с разнообразными формами духовной деградации, лежат через развитие культуры человеческого общения. Методы практической психологии могут и должны сказать здесь свое слово, возможно решающее.

общение творчество психологический

Заключение


Список литературы

1. М.С. Каган, А.М. Эткинд «Общение как ценность и как творчество» Журнал «Вопросы психологии» 1986 г.

2. А. Пуанкаре «Математическое творчество // Адамар Ж. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80,_%D0%96%D0%B0%D0%BA> Исследование психологии процесса изобретения в области математики.» М., 1970. Приложение III.

. В.Н. Дружинин «Психология общих способностей.» СПб.: Питер, 2002. С. 166.

Похожие работы на - Общение как творчество, творчество как общение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!