Общая характеристика особенностей общения подростков
Курсовая
работа
По дисциплине
«Психология развития и возрастная психология»
На тему
«Общая характеристика особенностей общения подростков»
Семушева Татьяна Гафиятовна
№ контракта 09200080701042
Содержание
Введение
. Особенности общения в подростковом возрасте особенности
общения в подростковом возрасте
.1 Психология общения в подростковом возрасте
.2 Особенности общения мальчиков и девочек в подростковом
возрасте
.3 Общение со сверстниками. Юношеские группы
. Трудности общения и их преодоление в подростковом возрасте
.1 Общение со значимым взрослым
.2 Общение с родителями
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Подростковый возраст характеризуется наиболее контрастными
психофизиологическими, социальными переменами, которые, сплетясь в тугой узел,
создают весьма противоречивый социально-психологический портрет сегодняшнего
подростка. Это время, когда совершается перестройка отношений к окружающему,
бурно формируется самооценка, нередко неадекватная реальным возможностям
подростка, резко возрастает критичность в оценках при явном недостатке
самокритичности. С 12 до 15 лет ведущим видом деятельности подростка является
интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и
свои возможности; пытается занять свою нишу в среде сверстников, часто
игнорируя мнения родителей и педагогов. Общение в подростковом возрасте
претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших
школьников. Приоритетным для подростка становится общение со
сверстниками.
Общение мы рассматриваем как форму социального взаимодействия людей, в
котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями
посредством знаковых (языковых) средств, в целях взаимопонимания и согласования
совместной деятельности. В процессе общения раскрывается весь спектр
многообразных форм обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями,
обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.
Интерес к проблемам общения велик, и если ранее его проявляли руководители,
преподаватели, для которых общение - составная часть их деятельности, то в
настоящее время это необходимо каждому. Мы живем в эпоху значительной
интенсификации общения. Общение, как и деятельность, является одной из основных
форм преобразующей активности людей. В этой связи повышается актуальность
исследования проблем общения, проблем эффективного обмена информацией между
людьми, возможностей достижения взаимопонимания в контактах между ними.
Компетентность в сфере общения занимает все большее место в сформированности
личности человека.
Данная курсовая работа рассматривает специфику и особенности общения
подростков со взрослыми и со сверстниками. Актуальность темы заключается в том,
что изучение специфики и особенностей общения подростков очень важна в
возрастной психологии.
Используя конкретные знания можно решить различные проблемы и конфликты,
возникающие у детей подросткового возраста в процессе общения. Углубленное
изучение данной темы позволит получать новые знания для того, чтобы найти
нестандартные способы выхода из конфликтных ситуаций, возникшими между
подростками и взрослыми, а также между подростками и сверстниками.
Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на
специфику и особенности общения подростков.
В процессе работы мной были использованы работы следующих
ученых-психологов Д.Б. Эльконина, Б.С. Волкова и Н.В. Волковой, Д.И.
Фельдштейна, Л.И. Уманского, а также А.И. Захарова.
Объектом исследования является изучение общения как психологической
категории.
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом
возрасте.
Задачи курсовой работы:
исследовать общую характеристику общения;
раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;
изучить особенности общения подростков со сверстниками.
1. Особенности общения в подростковом
возрасте особенности общения в подростковом возрасте
.1
Психология общения в подростковом возрасте
Следует отметить, что при определении ведущего вида деятельности в
подростковый период среди ученых-психологов нет однозначного мнения. Одни
отдают роль ведущей деятельности общению, имеющему интимно-личностный характер.
При этом предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и
является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения
придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. Другие в качестве
ведущего типа деятельности подростка рассматривают общественно полезную
деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм
взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает
Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к
обществу".
Все исследователи психологии подросткового возраста признают огромное
значение для подростков общение со сверстниками. Поэтому в подростковом
возрасте происходит переориентация общения с родителей, учителей и вообще
старших на ровесников.
По мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина ведущая деятельность, в
которую включены подростки взрослыми напрямую влияет на психологический облик
подростка. По мнению Д.Б. Эльконина, ориентировка на себя как основное
условие решения всех жизненных задач, в том числе и задач из школьных учебников
является основой перестройки внутреннего мира подростка. В этом возрасте
при построении отношений с другими людьми ребенок выделяет как наиболее важное
условие - себя, свои качества, умения, пристрастия.
В подростковом возрасте возникают сильные, иногда гипертрофированные
потребности в самостоятельности и общении со сверстниками. Самостоятельность
подростки выражают, в основном, в стремлении к эмансипации, освобождении от
опеки взрослых, а также в разнообразных увлечениях. Эти потребности так ярко
проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях». Увлечения -
сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для подросткового возраста.
Именно в этом возрасте у ребенка появляется возможность самостоятельного выбора
занятий, что способствует удовлетворению потребности в самостоятельности, и
познавательной потребности, и некоторых других.
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на
учение, и на занятия-увлечения, и на отношения с родителями. Собственный опыт
взаимоотношений с другими людьми дает возможность реализации новых
способностей.
Здесь очень важную роль играет развитие социального интеллекта подростка,
от которого напрямую зависит способность подростка адекватно строить
интимно-личностное общение. Социальным интеллектом называется тот “инструмент”
психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной
действительности. По мере развития социального интеллекта ориентация на
внешние, несущественные, чисто поведенческие характеристики поступков сменяется
ориентацией на внутренние, не всегда осознаваемые мотивы поступков.
Роберт Селман в своей работе «Социальное познание» выделяет четыре
основных этапа развития социального интеллекта. Подростковому возрасту он
отводит третий этап развития. По его мнению подросток «может видеть свою
перспективу, перспективу своего партнера и строить предположения о точке зрения
нейтрального третьего лица. Он может видеть себя как в роли объекта, так и в
роли субъекта, наблюдая за собой с третьей точки зрения. Он может понять и еще
более обобщенную перспективу, которая возникает в восприятии «осредненного»
члена группы. Дружба теперь воспринимается не в качестве источника взаимных
удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного
периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных
характеристиках их участников». [10].
Проанализировав фактические данные, собранные другими психологами, и
материалы своих сотрудников, Д.Б. Эльконин выдвинул предположение, что в
подростковом возрасте ведущей деятельностью становится личное общение. Оно выступает как
особая практика действий подростков в коллективе, направленная на
самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений
взрослых. Внутри личного общения у подростков возникает такое центральное
психическое новообразование, как чувство взрослости. Тщательное изучение показало, что это
чувство - определенная форма самосознания подростков, позволяющая им сравнивать
и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для
подражания, строить по ним свои отношения с людьми.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего
подросткового возраста, а ближе к юности, происходит еще один шаг в личностном
развитии ребенка. Пройдя через поиски себя, личностную нестабильность,
подросток переходит на следующую ступеньку - формирование «Я-концепции» - системы
внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Отечественный психолог В.И. Слободчиков, в созданной системе периодизации
развития человека, ставит подростковый возраст на четвертую ступень
«персонализации», и рассматривает подростка как субъекта общественных отношений
спосбного принять персональную ответственность за свое будущее. В этот период
партнером подростка становится общественный взрослый, т.е. человек, воплощенный
в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, мастере,
наставнике, вместе с которым подрастающий человек постепенно принимает правила,
понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания - в науке,
искусстве, религии, праве, морали.
1.2
Особенности общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы.
Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее
вступая в контакты с другими детьми, уровень общительности мальчиков и девочек
в подростковом возрасте отличается скорее качественно, чем количественно.
Содержание совместной деятельности, собственный успех в ней значат для
мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Общение девочек более пассивно, при этом оно более дружественно и
избирательно. По данным психологических исследований, мальчики сначала
вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового
взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга
друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто
им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно
второстепенно.
Меняются и отношения между мальчиками и девочками.
В подростковом возрасте возникает интерес к другу противоположного пола,
стремление нравиться, происходит половая идентификация: «Я как мужчина, Я как
женщина». На первый план выходит осознание личной привлекательности - это имеет
первостепенное значение в глазах сверстников.
Проявление интереса к человеку другого пола на протяжении подросткового
периода имеет неодинаковый характер. При исчезновении непосредственности у
подростков межполовые отношения становятся сложнее. Характер отношений
мальчиков и девочек меняется от несколько задиристого поведения до появления
застенчивости, скованности и робости, или даже показного равнодушия,
презрительного отношения к сверстнику противоположного пола и т.п.
Неравномерное развитие мальчиков и девочек могут вызвать ряд переживаний.
Чувство неполноценности может вызвано как большим ростом у девочки, так и
низким ростом у мальчиков. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.
Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается,
однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность.
На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому
нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о
собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и
группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения
проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть
собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и
поддразниванию со стороны сверстников.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится
более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, появляются
более романтические отношения. Эти отношения вызывают потребность в
самосовершенствовании, желание стать лучше.
Вместе с половой зрелостью к подросткам приходит лучшее понимание
противоположного пола. Наступает такой период, когда подросток удовлетворяет
свои потребности в общении с представителями противоположного пола. В
разнополых группах приобретается психологический опыт, стереотипы мужского и
женского поведения. Друзья противоположного пола способствуют их самопознанию и
самоутверждению. Видят , что мужское и женское дополняют друг друга, и
становятся более лояльными к представителям противоположного пола.
При этом важным фактором формирования процесса общения мальчиков и
девочек является грамотная стратегия поведения взрослых. Шаги, которые
необходимо предпринять взрослому в целях нормализации общения мальчиков и
девочек младшего подросткового возраста разработаны Б.С Волковым и Н.В.
Волковой. (Приложение №1)
1.3
Общение со сверстниками. Юношеские группы
Как говорилось выше, с общением в подростковом возрасте происходят
значительные качественные изменения в сравнении с общением младших школьников.
Оно становится многообразнее и более содержательным. Первостепенное
значение приобретает общение со сверстниками. В области близких дружеских
отношений осуществляется взаимный обмен личностно значимыми содержаниями.
Российский ученый-психолог Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения
подростков:
. интимно-личную,
. стихийно-групповую,
. социально-ориентированную
Интимно-личностное общение Фельдштейн рассматривает как взаимодействие,
основанное наличных симпатиях - "я" и "ты". Оно основано на
соучастии собеседников в проблемах друг друга, которое обеспечивается
пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, симпатией и возникает при
условии общности ценностей партнеров. Высшими формами интимно - личностного
общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных
контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер
общения подростков доминирует в том случае, если неорганизованна
общественно-полезная деятельность подростков и способствует появлению разного
рода подростковых компаний, неформальных групп.
Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на
совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и
"общество". Социально-ориентированное общение обслуживает
общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию
форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т. д.
Для подростков, участвующих в социально - ориентированной форме общения,
личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.
Подростковая дружба определяется в основном половым признаком, но через
определенное время в подростковые объединения включаются и ребята
противоположного пола.
Чтобы понять сущность подростковой дружбы, обратимся к исследованиям А.В.
Петровского, начатым им еще в середине 60-х гг. XX в. Речь идет о сплоченности
людей в процессе совместно выполняемой деятельности. Ученый пишет: «В
общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой
деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями».
Привлекает в такой позиции указание на то, что отношения в процессах общения
зависят от деятельности, которую люди выполняют.
Определяя, жизненно важные для его поведения ориентиры, подросток,
постоянно сверяет, свои действия с ожиданиями других. Для него важно привести в
соответствие свои мнения, чувства или поступки с уже принятыми группой. Удовлетворяя
свою потребность в других людях, человек отражается в них. Важно и то, что в
группе (или в диаде) возникает феномен возложения ответственности. Это
устойчивая позиция личности, связанная с признанием правомерности другого
наложить санкции в форме одобрения либо наказания за успех или неудачу
совместного мероприятия. Если в группе сплоченность низкая, то неудача
приписывается другому, если же высокая, то личность становится причастной к
успеху, которого добились все.
Дружба с конкретным другим возникает по разным причинам. Если в значимой
группе, с которой общается мальчик, ценится сила, выносливость, ловкость и пр.,
то он объединяется с ребятами, имеющими эти физические качества. Дружба в этом
случае будет иметь как бы «пристройку снизу вверх».
При общении с друзьями, у младших подростков идет активное усвоение норм,
целей, средств социального поведения, вырабатываются критерии оценки себя и
других, активно, занимаются самовоспитанием.
Среди особенностей общения подростков отечественные психологи выделяют
противоречивость внешнего проявления коммуникативного поведения. С одной
стороны, в общении со сверстниками подростки стремятся быть похожими на
товарищей, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой.
Противоречивой является и подростковая дружба. С одной стороны подросток
стремиться иметь верного друга, а с другой стороны очень часто меняет друзей. В
содержании общения происходят изменения. Первостепенным для подростка
становится личностное общение и развитие индивидуальности.
Круг общения подростков достаточно широк. Расширяя круг знакомств, дети в
это время собираются в неформальные группы или компании. При этом подростки
объединяются в группы не только по взаимной симпатии, но и общим интересам,
занятиям, способам развлечений, месту проведения свободного времени. То, что
получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития
группы, в которую он входит.
Л.И. Уманский выделил следующие критерии развития малой группы: 1)
единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы, определяющее ее
нравственную направленность; 2) организационное единство; 3) групповая
подготовленность в определенной сфере деятельности; 4) психологическое единство.
Диффузная группа, имеющая самый низкий уровень развития, существует только
формально и не обладает ни одной из этих характеристик. Примером может служить
класс в новой школе, набранный из детей, еще не знающих как следует друг друга.
Более развитая группа - ассоциация, она имеет общую цель и структуру.
Группе-кооперации присуще единство целей и деятельности, здесь есть групповой
опыт и подготовленность.
Высокий уровень социального развития группы благотворно влияет на
развитие личности подростка. Если внутригрупповые отношения не отвечают
запросам подростка, он ищет себе другую группу. Психологическое состояние
подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь
референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и
оценки он ориентируется.
2. Трудности общения и их преодоление
в подростковом возрасте
.1 Общение
со значимым взрослым
общение подросток
Как уже отмечалось, в подростковом возрасте общение со взрослым уходит на
второй план. Для развития личности подростка важно понимание и доверие со
стороны взрослого. Подросток не перестает уважать взрослого, если тот
«считается с ним». При неправильном подходе к подростку, без учета его
возрастных особенностей, приводят к конфликту и кризису, проявлению
негативизма, своеволия, непослушания. Стремясь быть и считаться взрослым,
подросток протестует против излишнего контроля и опеки, требования
безоговорочного послушания и подчинения без учета желания самого подростка.
В общении со взрослыми подростки, с одной стороны, сохраняют черты,
присущие младшему школьному возрасту: потребность в поддержке, авторитетность
взрослого, некритичность в подражании некоторым проявлениям взрослых, с другой
- стремление быть независимым, повышенное требование уважительного и серьезного
отношения со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка. Общение
подростков со значимыми людьми носит противоречивый, неоднозначный,
рассогласованный характер.
Между тем, позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам -
это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это
ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той
обособленности родителей и подростков, при которой они живут разными
интересами, одни - командуют , другие - выполняют команды.
Общение со значимыми людьми является источником возникновения различных
переживаний. При этом происходит компенсация негативных переживаний, полученных
при общении подростка с одними людьми, позитивными переживаниями, возникшими в
ходе общения с другими. Отсутствие возможности компенсаторного общения
увеличивает вероятность возникновения невротического расстройства у подростка.
Способность близких взрослых изменить ролевые позиции влияют на форму и
содержание взаимоотношений подростка со значимыми взрослыми. Смена
системы взаимоотношений с подростком, с учетом появившегося у него чувства
взрослости, значительно облегчает подростку поиск его места в этой системе,
помогают оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная
деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать
сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие
эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Неумение взрослого своевременно корректировать свое отношение к подростку
ведет к возникновению сопротивления со стороны подростка по отношению к ранее
выполняемым требованиям, болезненной реакции на реальные или кажущиеся
ущемления своих прав, попыткам ограничить претензии взрослых по отношению к
себе.
Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения.
На протяжении небольшого промежутка времени оно может полярно измениться, что
может привести к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации,
проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать
под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со
стороны взрослых зачастую ведут к “уходам” из ситуации. Поведение подростка
также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных
ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при
уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции,
характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание,
переключить его с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо
поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего
определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю
сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой
образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.
Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда
определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца.
2.2
Общение с родителями
В этом возрасте для подростка свойственно двойственное отношение к
взрослым. С одной стороны стремление к эмансипации, с другой остается очень
острой нужда в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают
сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Важнейшим
фактором сложившихся отношений в этот трудный для обеих сторон период, является
стиль воспитания, сложившийся в семье, и возможность родителей перестроиться -
принять чувство взрослости своего ребенка.
При общении с ребенком подросткового возраста важно соблюсти баланс
контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и доверием к
подростку. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи -
жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное
отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе,
безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно
указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но
родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может
принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей,
родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решения часто
принимает сам ребенок; ребенок сам решает, подчиняться ему родительским
решениям или нет.
Немало важную роль в семейных отношениях играют ожидания родителей,
забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему
предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений - любовь,
принятие ребенка или его непринятие. Демократичные родители ценят в
поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами
предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни;
не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль,
основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает
подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать
одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях
проходит без особых переживаний и конфликтов.
А.И. Захаров выделяет несколько типов семей по реакции на взросление
подростка:
. Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок
взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К
подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости.
Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его
проблемы. Взрослые из хорошо рефлексирующих семей выражают готовность к
сотрудничеству с подростком. Главное в такой семье - сохранение столь желанного
для отрочества чувства самоуважения.
. Семья отчужденная, в которой к подростку относятся так же, как и в
детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на
расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера
своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и
обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной
неполноценности.
. Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять
подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было
принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве -
шлепали, теперь могут “врезать”). В авторитарной семье подросток так же одинок,
несчастен и неуверен в себе, как и в детстве.
. Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает
господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно освоил способы
манипулирования родителями. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные
характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив
вдвойне: сам по себе возраст - уже кризис личностного развития плюс еще
недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями
вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.
. Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным
вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем,
возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С
подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но
стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в
детстве, не уверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и
не может сам построить позитивные отношения.
Естественно в семье чаще всего бывают одновременно несколько
разнообразных стилей общения, обусловленных неоднородностью культурных уровней
ее членов. Подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но
может занимать и отчужденную позицию.
Отношения подростков с родителями интенсивно перестраиваются. Все большее
место занимает критика образа жизни родителей, их установок и образа действий.
Марк Твен по этому поводу выразился метко: «Когда мне было пятнадцать, мои
родители были очень глупыми, а когда мне стало тридцать, они поумнели». Но,
несмотря ни на что, относительно крепкими остаются эмоциональные связи
подростка с родителями. Стремление освободиться от эмоциональной привязанности
у мальчиков больше, чем у девочек. Тем не менее общение родителей и подростка
весьма конфликтно, сложно, противоречиво и значимо. Обвиняя другую сторону в
неправоте, и родители и подростки увеличивают протестные реакции - кто когда
уступит, кто настоит на своем, кто выиграет, кто проиграет. Своеобразное поле
боя без победителей и побежденных - выигрывают испорченное настроение и
бессонница.
Конфликты между родителями и подростками приводят к появлению очень устойчивой
личностной тревожности, которую трудно корректировать, о чем свидетельствуют
исследования А. М. Прихожан. Однако значимость для подростка своей семьи
обнаружилась и при социологическом обследовании: 61,8 % воспринимают дом как
свою важную базу для успешного жизненного старта, 92,6 % отметили необходимость
взаимопонимания с родителями. Мальчики в большей степени при семейных
неурядицах ориентируются на свободу в своих действиях и стремятся к
независимости, обращаясь к группе сверстников. Девочкам нужны эмоциональные
связи с подругами для того, чтобы те поняли их переживания при ссорах с
родителями.
Исследования семейного воспитания подростков выявили следующие факторы:
принятие подростков родителями, эмоциональное отвержение, директивность со
стороны родителей, психологическую автономию, последовательность в воспитании,
непоследовательность.
Под принятием понимается положительное отношение к подростку вне
зависимости от конкретных успехов ребенка. Эмоционально принимающие своих детей
родители всегда сочувствующие. Они создают у подростка уверенность в своей
нужности. Эмоциональное отвержение - отрицательное отношение к
подростку, отсутствие ласки и уважения, враждебность к нему. Это отношение
формирует у подростка агрессивность, недоверие к миру, неуверенность в себе. Директивность
родителей состоит в том, что они управляют подростком, внушают ему чувство
вины. Директивные родители показывают свою жертвенность, что впоследствии
вызывает у подростка протест, негативизм, отрицание родительских ценностей, стремление
к независимости и самостоятельности, которые слабо связываются с
ответственностью за свою жизнь. Автономность родителей возникает при
отсутствии внимания к потребностям подростка, погруженность в собственные дела
и переживания. В таких семьях подростки излишне самостоятельны. В основе этой
самостоятельности - безразличие родителей. Автономность родителей становится
причиной дезадаптации подростка и ранней алкоголизации. Непоследовательность
тактики родителей проявляется в резкой смене стиля отношений - от принятия
подростка к резкому эмоциональному
Заключение
Задачами моей курсовой работы были:
исследование общей характеристики общения;
раскрытие особенностей общения подростка со взрослыми;
изучение особенностей общения подростков со сверстниками.
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что я раскрыла
все поставленные передо мною задачи.
В первой главе общение рассмотрено как психологическая категория. Понятие
общение имеет несколько определений. Под общением следует понимать форму
социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и
чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между
общественными субъектами и играет огромную роль в психическом развитии
человека. Развитие личности зависит от уровня общения вначале с членами
семьи, а затем и со сверстниками. Роль общения еще велика, потому что это
первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря
которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Следующая глава посвящена раскрытию особенностей общения подростка со
сверстниками. В подростковом возрасте общение со сверстниками меняется
качественным образом, оно активизируется и углубляется. При этом становятся
явными гендерные отличия общения мальчиков и девочек. Для мальчиков становится
важной принадлежность к группе сверстников, девочки же дружат по двое или трое,
ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. В более
поздний подростковый период возникает потребность в близком друге
противоположного пола, желание нравится друг другу.
Следующая глава посвящена изучению особенностей общения подростков со
взрослыми. Особенностью подросткового возраста является смена значимых лиц и
перестройка взаимоотношений со взрослыми.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится
потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а
также от установленных ими правил и порядков. Чувство протеста, неподчинения,
непослушания являются ответом на недопонимание со стороны взрослого человека.
При психологически грамотном подходе к перестройке взаимоотношений подростка и
взрослого этот период проходит без конфликтов. Конфликты между подростками и
взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях
детей и взрослых, взрослых и детей. Качество общения между взрослыми и
подростками зависит от стиля воспитания в семье, от заложенных семейных устоев.
Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то
ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье
происходят какие-либо конфликты.
По моему мнению, углубленное изучение этой темы поможет и подросткам и
окружающим их людям выстроить стратегию общения наиболее бесконфликтно и
миновать кризис. При этом взрослым необходимо умение анализировать, чтобы
изменять отношения с детьми в соответствии с учетом возрастных особенностей
развития подростка. Задача родителей понять изменения своих детей и по
возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к
нему как взрослому человеку.
Глоссарий
№ п/п
|
Понятие
|
Определение
|
1
|
«Я-концепция»
|
относительно устойчивая, в
большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система
представ-лений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои
взаимоотношения с другими людьми и относится к себе
|
2
|
Возрастные особенности
развития
|
типические особенности
возраста, определяющие основное развитие человека в онтогенезе.
|
3
|
Дружба
|
вид устойчивых,
индивидуально-избирательных межлич-ностных отношений, характеризующихся
взаимной привя-занностью их участников, усилением процессов аффилиации,
взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочти-тельности
|
4
|
Идентичность
|
субъективное чувство
непрерывной самотождественности
|
5
|
Личное общение
|
обмен неофициальной
информацией
|
6
|
Общение
|
форма социального
взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами
|
7
|
референтная группа
|
реальная или условная
социальная общность, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей
мере разделяет индивид. Обычно у каждого индивида имеется значительное
количество референтных групп.
|
8
|
самооценка
|
оценка человеком самого
себя, своих возможностей, своего места среди других людей в системе
межличностных отношений.
|
9
|
Социальный интеллект
|
“инструмент” психики,
который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности.
|
10
|
Чувство взрослости
|
новообразование сознания,
через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами),
находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми,
перестраивает свою деятельность
|
Подражание
|
Самореализация
|
Взаимонаблюдение и
взаимооценивание
|
Усвоение знаний, навыков,
умений Усвоение особенностей общения, подражая сверстникам
|
Общественно-полезная
деятельность Самоотдача Стремление понравиться (самоутвердиться) Осознание
хорошо выполненного дела Ощущение эмоциональной защищенности Формирование
«Я»-концепции через идентичность личности.
|