Название неблагоприятного
эмоционального состояния
|
Причины появления
|
1. Печаль
|
- разлука с близким
человеком; - разочарование; - не реализация поставленной цели; - сложившаяся
жизненная ситуация.
|
2. Гнев
|
- ограничение физической и
психической свободы; - препятствия в достижении цели, ее не достижение; -
чувство несправедливости; - аффективная стимуляция.
|
3. Презрение
|
- недовольство действиями
других людей; - ощущение собственного превосходства.
|
4. Отвращение
|
- недовольство собственными
действиями, действиями других людей; - неприязнь к окружающим,
несовместимость с другим человеком.
|
5. Страх
|
- одиночество; - социальное
заимствование («научение» страху чужим опытом); - внешняя негативная
стимуляция (боль и пр.); - ожидание опасности; - биологическая
предрасположенность к фобиям.
|
6. Тревога
|
- комплексное переживание страха,
стыда, вины, печали.
|
7. Смущение
|
- неадекватность требований
к себе со стороны других.
|
8. Стыд
|
- ощущение собственной
несостоятельности; - ощущение одиночества; - ощущение ошибочности совершенных
действий.
|
9. Вина
|
- переживание нарушения
принятых стандартов.
|
На более примитивном уровне причинами появления отрицательных
эмоциональных реакции некоторые авторы, в частности Ю.Е.Алешина, В.Ю.Меновщиков
[2], называют:
различного рода конфликты и взаимное недовольство, связанные с
распределением супружеских ролей и обязанностей;
конфликты, проблемы, недовольство супругов из-за различий во взглядах на
семейную жизнь и межличностные отношения;
сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере и
их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;
сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями
одного или обоих супругов;
болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и
трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным
отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи;
проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;
отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и
доверительности, проблемы общения.
При всем внешнем различии эти проблемы схожи: трудности возникают в сфере
отношений с другим человеком. Однако эти проблемы - лишь маркер неблагополучия
во внутреннем мире человека (это могут быть искаженные представления о мужчине
и женщине, их обязанностях и желаемом поведении, расхождение между желаемым и
реальным отношением, негативное отношение к себе и партнеру, саморазрушающие
чувства вины, обиды, страха, гнева и др.).
Анализ литературы позволяет говорить нам о специфике причин возникновения
эмоций. Эмоции возникают как реакция на реальное или возможное событие. Эта
реакция выражает оценочное отношение человека к событию. Сила эмоционального
проявления разнится в зависимости от степени важности этого события для
человека. Но не любое событие может «запускать» эмоцию. Эмоциональная оценка
возможна тогда, когда событие пересекается с потребностями человека, с его
ожиданиями о качестве и специфике удовлетворения этой потребности. Так
требовательный супруг при своем возвращении с места работы будет недоволен
отсутствием на столе его любимого блюда, и будет разозлен при отсутствии
приготовленной еды вообще.
Негативные эмоциональные состояния вызываются невозможностью человека
удовлетворить свои потребности. Собственно негативные эмоциональные состояния
супругов вызваны неудовлетворенностью потребностей, которые по их ожиданиям
должна «удовлетворять» семейная жизнь. В связи с этим обратимся к исследованию
ожиданий супругов от брака.
В подобных исследованиях обращается внимание на возрастные и половые
особенности супругов. Обратимся к «усредненным» вариантам исследований, к
примеру, исследования брачных ценностей супругов Э. Тийта [24]. Автор выделяет
следующие брачные ценности - побудители вступления человека в брак:
реализация потребности в любви;
реализация потребности в общении;
реализация потребности в совместной деятельности;
реализация сексуальных потребностей;
реализация потребности в бытовом благополучии, собственной безопасности;
реализация потребности в материальном благополучии и др.
В целом неоднократно подчеркиваемые многими психологами потребности
человека, реализуемые в семье, составляют собой блок духовной близости, блок
социальной стабильности, блок биологических потребностей. Человек - существо со
своим собственным набором индивидуальных особенностей. Иерархия потребностей
внутри каждого блока у каждого человека разная. Вследствие чего выраженность
эмоциональной реакции на неудовлетворение той или иной потребности у каждого
разная. Но у каждого реакция на неудовлетворение потребности будет
отрицательной.
Что объединяет перечисленные блоки потребностей? Общим как раз и будет
индивидуальность процесса ранжирования этих потребностей человеком для самого
себя. Ведь именно благодаря такому ранжированию человек и строит свои действия
относительно различных сфер жизни. Все это подходит под определение «ценностной
ориентации», как о способности личности представлять, что является для него
ценным, а что нет.
Понятия "ценностные представления" и "ценности" в
психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как
зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые
сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению
ценностей, мы обосновали ошибочность понимания ценностей как порождений
сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные
ценностные представления, присутствующие в сознании; последние не вполне
соответствуют реально значимым ценностям. Проанализировав множество различных
пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, социологии,
этике и психологии, мы пришли к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия
с тремя различными группами явлений. Было сформулировано представление о трех
формах существования ценностей, переходящих одна в другую 1) общественных
идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных
представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2)
предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей
и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"),
побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных
ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.
Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности
индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в
сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию,
так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений
субъекта о собственных ценностях. [5]
Определим ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о
собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых
вербальных методов, как социологических, так и психологических. Ценностные
представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным
ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными
ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет
увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями (ЦО)
присутствуют и другие самые различные ценностные представления. Назовем
наиболее существенные из них, не претендуя при этом не полноту классификации.
[4]
Прежде всего, исходя из очевидного факта несовпадения систем ценностей
индивида и социальной группы, к которой он принадлежит (даже если речь идет о
референтной группе, и эти две системы ценностей отличаются в целом хорошей
согласованностью), а также из способности индивида репрезентировать нормативные
(социально желательные) ценности группы или общества, выделим такую категорию
ценностных представлений, как ценностные стереотипы (ЦС). ЦС отражают, по сути,
ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или
обществом в целом и осознаваемые им. Следует учитывать, что в сознании одного
человека может отражаться одновременно несколько систем ЦС разных социальных
групп. Вместе с тем очевиден большой индивидуальный разброс в степени
дифференцированности восприятия систем ценностей разных социальных групп: от
единого недифференцированного "они" работника физического труда со
слабо развитой рефлексией до подробной карты ценностного ландшафта всего
общества в сознании профессионального социолога или политолога.
В качестве еще одной категории ценностных представлений мы выделяем ценностные
идеалы (ЦИ). Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд
напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как
таковой мы опирались на понятие "идеал". Смысл понятия ЦИ состоит в
том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной
регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и
проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к
ценностям, отличающимся от сегодняшних.
ЦИ, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных
ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные
конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении). Наряду с
ЦИ можно также говорить о ценностной перспективе, которая отражает представления
человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и
является своеобразной промежуточной точкой между ЦО и ЦИ. Существует и
ценностная ретроспектива - представления субъекта о своих ценностях какое-то
время тому назад. Выделение разновидностей ценностных представлений основано не
только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических исследованиях
автора, часть из которых приводится в данной статье. Эти разновидности возможно
эмпирически дифференцировать с помощью различных инструкций к заполнению одних
и тех же вербальных методик, в частности методики прямого ранжирования
ценностей М.Рокича. В категорию ценностных представлений входят также
представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические
лидеры или просто знакомые. Как показывает опыт, задача воспроизведения системы
ценностей другого человека не вызывает больших затруднений, хотя степень
адекватности этого воспроизведения может существенно различаться. Так или
иначе, многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных
представлений, и их разновидностей делает весьма интересным эмпирическое
изучение.
«Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе
всего периода воспитания и социализации». При вступлении людей в брачные
отношения будущие супруги должны иметь определенные представления о ценностных
ориентациях будущего мужа или жены. На это в частности указывает Д.Я.
Райгородский [24]. Таким образом, намечается некоторое противоречие.
Предсказать развитие ценностных ориентаций для каждого супруга абсолютно точно
невозможно. Но полноценная супружеская жизнь (по определению с низким уровнем
присутствующих в ней конфликтных ситуаций) требует или постоянства в
определении ценностей (и наличии постоянных общих ценностей), или чуткого
понимания супругом изменений в ценностных ориентирах партнера. Наличие
разногласий в определении ценностей приводит к появлению противоречий в
отношениях между супругами.
1.3 Методы психологической диагностики видов и причин
неблагоприятных эмоциональных состояний супругов
«Одна из острых проблем семейного консультирования, указывает А.Н.
Волкова - получение полной, объективной, достаточной информации о
брачно-семейной ситуации клиента». Сложность заключается еще и в большом
количестве подходов как к определению специфики составляющих семейной
психологии, так и к природе возникновения проблем внутри семейной жизни.
Способы диагностики видов и причин неблагоприятных эмоциональных
состояний супругов:
. Тесты («это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во
времени испытания, предназначенные для установления количественных и
качественных индивидуально-психологических различий между людьми») [19, 20,
23]:
Метод прямого ранжирования ценностей М. Рокича в методике диагностики
ценностей М. Рокича и др.;
Методика диагностики психических состояний Г. Айзенка;
Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов и др.);
Методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова.
. Опросники («опросниками называют такую группу психодиагностических
методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены
для получения данных со слов обследуемого»):
Опросник «Анализ семейной тревоги» Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса;
Шкала определения уровня тревожности В. Зунга;
Опросник «Интересы-досуг» Т.М. Трапезниковой.
. Проективные техники («это группа методик, предназначенных для
диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к
оценке личности, а не выявление отдельных ее черт»):
Метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга;
Тест семейных отношений Ховельса.
. Метод наблюдения;
. Беседа (это метод сбора первичных данных на основе вербальной
коммуникации);
. Контент-анализ (количественно-качественный анализ документальных и
материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой
деятельности);
В диагностике важно наличие следующих характеристик:
надежность («означает относительное постоянство, устойчивость,
согласованность результатов диагностики при первичном и повторном его
применении на одних и тех же испытуемых» [19]);
валидность («комплексная характеристика, включающая, с одной стороны,
сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была
создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность,
практическая полезность» [10]);
релевантность («смысловое соответствие диагностического инструмента
независимому жизненно важному критерию» [19]).
Проанализировав список существующих техник и методик обследования
семейных отношений, ценностных установок человека, эмоциональных проявлений
поведения человека в совокупности можно определить следующие методы работы с
неблагоприятными эмоциональными состояниями супругов:
. Определение уровня благополучия отношений. На этой стадии с помощью
специальных методик исследователь определяет наличие или отсутствие какого-либо
отклонения от понятия «благополучная семья»;
. Оценка отдельных феноменов супружеских отношений (досуга, интересов,
ценностей и пр.). Этот шаг непосредственно связан с принадлежностью
исследователя к определенной научной школе. Эта принадлежность и определит
направление его дальнейших исследований;
. Исследование индивидуальности супругов (эмоциональные проявления,
личностные особенности и пр.). Основным здесь является выявление высокого
уровня отрицательных эмоций и определение связи этого показателя с наличной
проблемой в отношениях (этим занимается семейный консультант).
Иными словами диагностика включает этап выявления проблемы, поиск природы
возникновения этой проблемы, конкретных проявлений проблемы (в нашем случае,
эмоциональных состояний).
1.4 Методы работы с причинами неблагоприятных эмоциональных
состояний супругов
Основным видом работы с проблемами в семейных отношениях является
семейное консультирование.
Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов. В
чем суть процесса, возникающего между человеком (или семьей), оказавшимся в
трудной ситуации и обратившимся за помощью (клиентом), и человеком, ее
оказывающим (консультантом). Какие функции должен выполнять консультант, и
какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного
выполнения своих функций? Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть
актуализированы в ходе консультирования? Какие особенности налагает на процесс
консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента? Какие приемы и техники
могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи?
В последнее десятилетие наметилась тенденция расширительно использовать
термин «психологическое консультирование» (В. А. Бинас, Б. М. Мастеров и др.
[22]) как синоним психологического сопровождения клиента (личности или семьи) в
сложные периоды жизни.
При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная
ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи - то это
вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»;
главное в кризисной ситуации - помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не
исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои
отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою
жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.
По сути, консультирование помогает решить клиенту следующие задачи:
определить, в чем сущность семейного благополучия;
выявить то идеальное состояние, которого хочет достичь семья;
помощь в достижении этого состояния.
Первая задача решается посредством диагностической работы, вторая - через
совместное обсуждение, диагностику и выявление базовых ценностей.
На решение третьей задачи направлены методы:
интервью (терапевтическая беседа, направленная на
социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей);
диалогическое общение;
ролевое моделирование;
анализ истории семьи;
гемограмма;
групповая терапия и пр.
Наибольшей популярностью сейчас в семейной терапии пользуются:
системный подход Боуэна;
структурный подход С. Минухина;
системный подход Дж. Хейли и др.;
психоаналитический подход Н. Аккермана;
когнитивно-поведенческий подход А. Эллиса и пр.
Долгое время большое количество подходов и методик в семейной психологии
приводило к стагнации развития семейной психологии и психотерапии. Опыт
показал, что поиск общих универсальных способов работы не продуктивен. К каждой
семье, к каждому случаю нужно подходить обособленно, комплексно применяя все
имеющиеся в багаже специалиста методы и техники работы. Е.Г. Силяева очень
точно подметила, что, несмотря на все различия в подходах к консультированию,
работа специалиста - консультанта предстает как:
работа на авторитете: семья выступает здесь, как «ребенок», которому нужна
помощь опытного «взрослого»;
работа на реакции: здесь консультант пытается нивелировать недостаток
семейных отношений за счет активизации того положительного, что еще есть в
семье;
работа «чистильщика»: консультант проводит «ревизию» семейных отношений,
обращая внимание на недостаток правил, принципов семейной жизни или подчищая
их;
работа с индивидуумом.
На последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее.
Мы определяем образ мира как индивидуальный миф человека о себе, других
людях, мире и своей судьбе во времени его жизни и историческом времени. Это
целостное образование самосознания, картина, которая существует на когнитивном
и образно-эмоциональном уровне и регулирует жизненные отношения, поведение,
бытие человека в мире. В качестве центрального компонента образа мира выступает
«образ Я» - система представлений и отношений человека к себе (и всему, что он
считает своим) во времени жизни и историческом времени. В качестве других
структурных звеньев образа мира выступают образ другого человека (близкого и
дальнего; мужчины и женщины), образ мира в целом, который на глубинном уровне
проявляется в чувстве онтологической уверенности или неуверенности человека в
мире. Этот миф изменяется с духовным и психическим развитием личности и служит
внутренней основой для регуляции поведения и осуществления жизненных выборов.
Именно реконструкция субъективного образа мира личности становится
основной стратегией консультирования. Это предполагает оказание помощи на всех
этапах формирования новой системы отношений семьи и каждого из ее членов к
себе, другим, миру во времени своей жизни от момента обращения за
психологической помощью до формирования позитивных отношений членов семьи к
себе, другим, миру в целом. Консультант сопровождает семью в ее нелегком пути
от неблагополучия к благополучию. Он помогает одному или обоим супругам
осознать не только внешние, но и внутренние причины нарушения отношений;
осознать свой образ мира или те его фрагменты, которые связаны с нарушением
взаимодействия; обеспечивает психологическую поддержку; содействует
самопознанию и познанию другого человека; развивает эмпа-тию (умение встать на
место другого человека и почувствовать его как самого себя) и рефлексивные
способности (способность мысленно выйти за пределы непосредственной ситуации
взаимодействия и посмотреть на нее как бы со стороны). В результате такой
работы клиент получает возможность пройти по обеим сторонам улицы
взаимодействия, увидеть и понять не только свои переживания, но и переживания
другого человека, начинает лучше понимать мотивы, чувства, конфликты (свои и
другого человека). Все это дает возможность реконструировать свой образ мира и
освоить новые, более продуктивные модели взаимодействия и поведения.
Именно индивидуальная работа помогает вычленить разногласия в ценностных
ориентациях супругов, увидеть связь этого противоречия с неблагоприятными
эмоциональными состояниями.
Основу консультационной работы здесь составляет просвещение, как способ
расширения знаний культурных человека и рефлексия, как универсальный способ абстрагироваться
не только от семейного конфликта, но и от собственной жизни вообще, увидеть
ситуацию со стороны и самостоятельно и взвешенно принять правильное решение.
Серьезные наработки в этой области имеют Е.Г. Силяева, Н. Пезешкиан и др.
Основным методом работы они видят терапевтическую беседу с клиентом, в ходе
которой:
идет обобщение и конкретизация проблематики, с которой обратился к
консультанту клиент;
выстраивается список причин возникновения проблемы, выявляется положение
клиента относительно этих причин (как он на эмоциональном, поведенческом уровне
ведет себя в ней);
происходит совместный поиск действий, которые может предпринять клиент
для ликвидации проблемы;
консультантом указывается на возможные ресурсы в самом человеке, вокруг
него, которые он может применить для ликвидации проблемы сейчас и в будущем;
консультант активизирует выход в надпредметный план для осознания
человеком собственных действий, действий своего партнера, возможности иных
действий.
В данной главе удалось рассмотреть основные характеристики
неблагоприятных эмоциональных состояний супругов. Разделение этих состояний на
отдельные элементы достаточно условно, ведь даже непродолжительные
эмоциональные проявления составляют собой целый комплекс различных эмоций,
которые зависят от конкретной ситуации в семейных отношениях.
Психологи выделяют множество субъективно наблюдаемых причин появления
неблагоприятных эмоциональных состояний. Более объективным кажется мнение С.В.
Ковалева, Д.Я. Райгородского и др. о том, что основной причиной конфликтных
ситуаций, проявления отрицательных эмоций в семейных отношениях выступает
наличие противоречий в ценностных ориентациях обоих супругов.
Для выявления причинно-следственной связи используются различные методики
диагностики, направленные на определение ценностных установок и ориентиров
супругов, уровня проявления отрицательных эмоций и комплексов эмоций. В числе
наиболее популярных «Морфологический тест жизненных ценностей», «Методика
диагностики психических состояний» Г. Айзенка, «Измерение установок в семейной
паре» Гозмана и пр.
Результаты диагностики - предмет работы семейных консультантов. Среди
множества техник консультирования выделяется индивидуальный подход, основанный
на опыте работы отечественных и зарубежных психологов, сочетающий в себе
наработки различных психологических школ и ставящий во главу угла
индивидуальные особенности человека, его опыт социализации, способы
формирования ценностных ориентиров. Основа работы здесь - использование скрытых
от человека собственных ресурсов, таких как способность к обучению и
рефлексивному анализу, активизация которых способна перевести отрицательные
проявления семейной жизни в продуктивное русло, к способности быть терпимым к
другим ценностным установкам и ориентирам, сознательно относиться к ним,
определяя степень их важности для себя.
В тоже время сейчас существует дефицит исследований, которые бы напрямую
указывали на связь между неблагоприятными эмоциональными состояниями супругов и
противоречиями в их ценностных ориентациях. На преодоление этого дефицита
направлена вторая глава данной работы.
2. Эмпирическое исследование проблемы неблагоприятных
эмоциональных состояний супругов и работы с ними
.1 Цель, гипотеза и задачи исследования
Целью экспериментального исследования является определение влияния
ценностных ориентаций супругов на неблагоприятные эмоциональные состояния
супругов.
Задачами, позволяющими достичь цели, являются:
. Постановка альтернативной (экспериментальной) гипотезы.
. Определение выборки испытуемых.
. Тестирование испытуемых с помощью опросника «Измерение установок в
семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман и др.), опросника «Анализ семейной
тревоги» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис [34]), методики определения уровня
депрессии (в ред. Т.Н. Балашовой).
. Обработка
полученных результатов.
. Написание
качественной интерпретации результатов.
.Подтверждение, либо опровержение поставленной экспериментальной
гипотезы.
Экспериментальная гипотеза:
1: Чем менее значима сексуальная сфера, тем более супруг (супруга)
склонен испытывать состояние тревоги;
: Чем более супруги склонны делать выбор между удовольствием и чувством
долга, в пользу чувства долга, тем более они склонны к депрессии.
2.2 Методика исследования
Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие
методики:
. Для измерения ценностных ориентаций супругов обоего пола была
использована методика «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина,
Л.Я.Гозман и др.).
Опросник (см. Приложение №1) дает возможность выявить взгляды человека по
десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии: 1) отношение
к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к
детям; 4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно
раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от
друга; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7)
оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности
секса»; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10)
отношение к деньгам.
Методика представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию
по десяти вышеперечисленным значимым для людей сферам. Респонденты должны
оценить степень своего согласия с каждым из утверждений.
Все суждения группируются в 10 установочных шкал.
шкала: отношение к людям (позитивность отношения к людям): суждения №1,
2, 4, 6;
шкала: альтернатива между чувством долга и удовольствием: суждения №3, 5,
7, 8;
шкала: отношение к детям (значение детей в жизни человека): суждения № 9,
11, 13, 16;
шкала: ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно
раздельную деятельность, автономность супругов или же зависимость супругов друг
от друга: суждения № 10, 12, 15, 35;
шкала: отношение к разводу: суждения № 14, 18, 21, 24;
шкала: отношение к любви романтического типа: суждения № 20, 25, 28, 29;
шкала: оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни: суждения № 20,
25, 28, 29;
шкала: отношение к «запретности секса» (представление о запретности
сексуальной темы): суждения № 23, 27, 30, 31;
шкала: отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи
(ориентация на традиционные представления): суждения № 32, 33, 34, 36;
шкала: отношение к деньгам (легкость трат - бережливость): суждения № 37,
38, 39, 40.
По каждой шкале считается среднее арифметическое значение четырех
ответов; альтернативам приписывается следующие значения: 4 («да, это так»); 3
(«вероятно, это так»); 2 («вряд ли это так»); 1 («нет, это не так»), т.е.
обработка по шкалам ведется следующим образом:
шкала (-1-2+4+6):4 - чем выше балл, тем более оптимистичное представление
респондента о людях вообще;
шкала (3-5-7+8):4 - чем выше балл, тем выраженнее ориентация респондента
на долг по сравнению с удовольствием;
шкала (9+11+13-16):4 - чем выше балл, тем более значимой представляется
респонденту роль детей в жизни человека;
шкала (10+12+15-35):4 - чем выше балл, тем выраженнее у респондента
ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни;
шкала (-14+18-21+24):4 - чем выше балл, тем менее лояльное отношение
респондента к разводу;
шкала (17+19+22+26):4 - чем выше балл, тем выраженнее ориентация на
традиционно представляемую романтическую любовь;
шкала (20-25+28-29):4 - чем выше балл, тем менее значимой представляется
сексуальная сфера в семейной жизни;
шкала (23+27-30+31):4 - чем выше балл, тем более запретной представляется
респонденту сексуальная тема;
шкала (-32-33+34-36):4 - чем выше балл, тем менее традиционно
представление респондента о роли женщины;
шкала (-37+38-39+40):4 - чем выше балл, тем более бережливое отношение
респондента к деньгам, чем ниже - тем легче он считает возможным их тратить.
Опыт применения методики показал возможность обсчитывания результатов
совместно для респондентов обоего пола, высокий уровень устойчивости,
валидности и надежности.
Для измерения уровня проявления неблагоприятных эмоциональных состояний
были использованы методики, комплексно подходящие к обследованию отрицательных
эмоций. В силу сложности измерения фундаментальных эмоций в чистом виде в
ситуации семейных взаимоотношений, в настоящее время большее распространение
получают методики измерения стрессовых проявлений, тревожности, депрессивных
состояний и пр.
. Опросник «Анализ семейной тревоги» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
Цель методики - изучение общего фона переживаний индивида, связанного с
его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.
Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или
нескольких членов семьи, нередко плохо осознаваемые и трудно локализуемые.
Характерным признаком данного типа тревоги является наличие сомнений, страхов,
опасений, касающихся, прежде всего, семьи - здоровья ее членов, их отлучек и
поздних возвращений, стычек и конфликтов.
В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая
неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни.
Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, в себе. Нередко
подобные переживания, противоречащие представлениям о себе, вытесняются, что может
проявиться в семейных отношениях в виде тревоги.
Важными составляющими «семейной тревоги» являются также ощущения
беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в
нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым
действующим лицом в семье, в независимости от того, какую позицию он в ней
занимает и насколько активную роль играет в действительности.
Опросник состоит из 21 утверждения. Человек может с ним согласиться или
нет. За согласие начисляется 1 балл. Сумма баллов подсчитывается по трем
шкалам:
. Шкала В - вина (семейная вина) - ощущение индивидом ответственности за
все отрицательное, что происходит в семье. К шкале относятся следующие
утверждения: 1,4, 7,10,13,16, 19. Наличие семейной вины диагностируется при
пяти согласиях.
. Шкала Т - тревожность (семейная тревожность члена семьи) - ощущение,
что ситуация в семье не зависит от собственных усилий обследуемого. К шкале
относятся утверждения: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. Семейная тревожность диагностируется
при пяти согласиях.
. Шкала Н - напряженность (семейная напряженность) - ощущение, го
выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную задачу для
индивида. К шкале относятся утверждения: 3, 6, 9,12,15,18, 21. Наличие семейной
напряженности диагностируется при пяти согласиях.
После подсчета баллов по отдельным шкалам вычисляется сумма баллов по
обобщенной шкале (вина + тревожность + напряженность), на основании чего
делается вывод об уровне общей семейной тревожности.
. Методика определения уровня депрессии (в ред. Т.Н. Балашовой).
Назначение методики - диагностика сниженного настроения (субдепрессии) и
депрессивного состояния.
Методика состоит из 20 утверждений, характеризующих проявление сниженного
настроения. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, заполняя бланк
протокола.
Уровень депрессии рассчитывается по формуле: УД = П + О, где П - сумма
баллов по «прямым» высказываниям: 1,3,4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; О - сумма
баллов по «обратным» высказываниям: 2, 5,6,11,12, 14,16,17,18, 20.
При подсчете баллов по «прямым» высказываниям зачеркнутая цифра
соответствует количеству баллов (1 - 1 балл, 2 - 2 балла и т. д.). В «обратных»
высказываниях цифре 1 соответствует 4 балла, цифре 2-3 балла, цифре 3-2 балла и
цифре 4 - 1 балл.
Показатель УД колеблется в пределах от 20 до 80 баллов. Его значение
менее 50 баллов указывает на отсутствие депрессивного состояния. Если величина
УД составляет от 51 до 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии
ситуационного или невротического характера. При показателе от 60 до 69 баллов
диагностируется субдепрессивное состояние, или маскированная депрессия.
Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.
2.3 Результаты исследования
В исследовании участвовало 20 семейных пар (20 мужчин и 20 женщин) в
возрасте от 20 до 45 лет. Супружеский стаж колеблется от 2 до 25 лет. 16
человек имеют средне-специальное образование. 24 человека - высшее
профессиональное образование. Количество бездетных пар - 4. Характеристики
состава испытуемых представлены ниже в виде диаграмм.
Рис. 1. Диаграмма показателей возрастного состава испытуемых
Рис. 2. Диаграмма показателей уровня образования состава испытуемых
Рис. 3. Диаграмма показателей количества детей у испытуемых
. Результаты исследования по методике «Измерение установок в семейной
паре».
По результатам исследования (см. Приложение3) удалось определить, что
значительные разночтения в ценностных ориентациях и установках наблюдаются у
35% от всех опрошенных испытуемые 9, 10, 11, 12, 19, 20, 27, 28, 35- 40). Также
было установлено, что разночтения эти касаются определенных ценностных
областей: альтернативы между чувством долга и удовольствием, отношения к детям
(значение детей в жизни человека), отношения к любви романтического типа,
оценки значения сексуальной сферы в семейной жизни (шкалы 2, 3, 6, 7).
Ниже представлена информация по выборке испытуемых, показавших высокий
уровень расхождений в ценностных установках в паре.
Таблица 2. Выборка испытуемых с высоким уровнем расхождений в ценностных
установках в паре
|
Мужчины
|
Женщины
|
Кол-во испыт. всего / от
общего числа
|
7/17,5%
|
7/17,5%
|
Возраст
|
|
|
20-25
|
57%
|
28%
|
25-30
|
28%
|
43%
|
35-40
|
14%
|
28%
|
40-45
|
0%
|
0%
|
Высокие показатели / низкие
показатели по шкалам
|
|
|
Шкала 2
|
3% / 97%
|
88% / 12%
|
Шкала 3
|
15%/ 85%
|
95% / 5%
|
Шкала 6
|
10% / 90%
|
92% / 8%
|
Шкала 7
|
94% / 6%
|
15% / 85%
|
. Результаты исследования по методике «Анализ семейной тревоги»
Семейная тревожность (показатели ≥15) была выявлена у 37,5 % от
общего числа испытуемых (испытуемые №9-14, 19-22, 27,28, 35-40). Конкретизация результатов
представлена ниже.
Рис. 4. Диаграмма показателей высокого уровня семейной тревожности
. Результаты исследования по методике Т.Н. Балашовой
Исследование показало отсутствие депрессивного состояния у 47,5% испытуемых,
легкое депрессивное состояние у 32,% опрошенных (испытуемые № 6-9, 11, 15, 27,
28, 30, 34, 35, 37, 40), субдепрессивное состояние у 15,5% испытуемых
(испытуемые № 10, 19, 20, 36, 38, 39) истинно депрессивного состояния выявлено
не было.
Рис. 5. Диаграмма показателей депрессивности
2.4 Обсуждение результатов
На первом этапе были определены шкалы, в показателях которых было
обнаружено значительное число отклонений в ориентациях супругов. Это шкалы
2,3,6,7.
На следующем шаге определялась значимость связи в отклонениях в
ценностных ориентациях супругов, исходя из поставленной гипотезы, и уровней
депрессии и тревожности. Наличие связи определялось с помощью вычисления
коэффициента корреляции Спирмена с помощью карточек Спирмена. В результате были
выявлены пары с наибольшим уровнем разнонаправленности ценностных ориентаций:
пара 1 (испыт. 9, 10), пара 2 (испыт. 11, 12), пара 3 (испыт. 19, 20), пара 4
(испыт. 27,28), пара 5 (испыт. 35, 36), пара 6 (испыт. 37, 38), пара 7 (испыт.
39,40), показатели коэффициента у которых обнаружили значительное положительное
отклонение от нуля (что доказывает наличие статистически значимой связи).
В дальнейшем проверялась значимость связи показателей первой методики с
показателями тревожности и депрессивности. Значимость оценивалась с помощью
формулы вычисления коэффициента корреляции Манна-Уитни: U= (n1+n2) + nх*( Тх +1) - Тх, где
n1 -
количество испытуемых в выборке 1;
n2 -
количество испытуемых в выборке 2;
Тх- большая из двух ранговых сумм;
nх -
количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
В первую очередь определялась связь между отклонениями в ценностных
ориентациях супругов, касающихся сексуальной сферы, и показателями уровня
тревожности. Показатели вычислений представлены в Приложении 3, Таблице 3.
Произведем вычисления:
U= (n1+n2) + nх*( Тх +1)
. ∑Ri=N(N+1) = 820 - ранжирование проведено верно
. Гипотезы:
Н0: Малая значимость сексуальной сферы не соответствует высокому уровню
тревожности (корреляция не отличается от нуля)
Н1: Малая значимость сексуальной сферы соответствует высокому уровню
тревожности (корреляция значительно отличается от нуля)
. Высчитываем коэффициент. В нашем случае U=74
. Так как показатель найденного коэффициента меньше критического,
принимаем гипотезу Н1.
По такому же принципу высчитываем статистическую значимость для проверки
второй экспериментальной гипотезы. Показатели, используемые в вычислении,
представлены в Таблице 3.2 Приложения 3.
Произведем вычисления:
U= (n1+n2) + nх*( Тх +1)
. ∑Ri=N(N+1) = 820 - ранжирование проведено верно
. Гипотезы:
Н0: Большая значимость чувства долга не соответствует высокому уровню
депрессивности (корреляция не отличается от нуля)
Н1: Большая значимость чувства долга соответствует высокому уровню
депрессивности (корреляция значительно отличается от нуля)
. Высчитываем коэффициент. В нашем случае U=68
. Высчитываем критические показатели. U (0,05)=91, U(0,01)=76
. Так как показатель найденного коэффициента меньше критического,
принимаем гипотезу Н1.
Результаты позволяют говорить о следующем:
у супругов, для которых сексуальная составляющая семейной жизни менее
значима, наблюдается повышение тревожности;
у супругов, для которых чувство долга значимее достижения удовольствия,
наблюдается повышение уровня депрессивности.
Проведенный эксперимент указывает, что расхождения в ценностных
ориентациях супругов способствуют увеличению уровня тревожности и инициируют
развитие депрессивного состояния.
До эксперимента не было ясно, в каком качестве может проявляться связь
между неблагоприятными эмоциональными состояниями и ценностными ориентирами.
Применение диагностических методик показало, что именно отсутствие или слабая
выраженность ценностной ориентации относительно таких составляющих, как чувство
долга или удовольствия, сексуальной составляющей семейной жизни ведут к
развитию таких неблагоприятных эмоциональных состояний, как депрессия и
тревожность.
В ходе диагностического исследования удалось доказать обе экспериментальных
гипотезы. Полученные данные показали наличие связи между неблагоприятными
эмоциональными состояниями (НЭС) и ценностными ориентациями супругов.
Результаты методик психодиагностики показали, что наличие невысокого
уровня значимости сексуальных отношений у одного из супругов при высокой
значимости этой составляющей у второго, влекут повышение уровня тревожности у
первого. Значимость чувства долга у одного из супругов влечет к развитию у него
депрессии при малой значимости чувства долга у второго супруга.
Заключение
В данной работе в первой главе удалось провести анализ научной и
методической литературы. По его результатам удалось выделить основные
неблагоприятные эмоциональные состояния супругов, а также факторы,
способствующие их появлению. Кроме того удалось собрать диагностический
инструментарий, с помощью которого можно достаточно объективно оценить характер
появления неблагоприятных эмоциональных состояний.
Во второй главе в результате диагностики удалось проследить наличие
причинной связи между неблагоприятными эмоциональными состояниями и ценностными
ориентациями супругов. Был выявлен характер этой связи: расхождения в
ценностных ориентациях супругов ведут к развитию депрессивности и тревожности у
обоих супругов.
Конкретизация результатов исследования показала, что расхождения в
ценностных установках касаются:
отношения супругов к понятию «долг»;
взглядов супругов на секс в семейных отношениях.
В большинстве случаев разногласия возникают:
из-за стремления молодых мужей к ценности «удовольствие» при высоком
уровне ценности «долг» у женщин;
из-за высокой оценке значимости сексуальных отношений в браке у мужчин
при невысоком оценивании этой составляющей женщинами.
Измерение коэффициента Спирмена у пар, в которых наблюдались расхождения
в ценностных установках, касающиеся чувства долга / удовольствия и отношения к
сексу, показало наличие статистически значимой связи между разночтениями
супругов относительно ценности понятия «долг» и уровнем тревожности, между
разночтениями в понимании ценности сексуальных отношений и уровнем
депрессивности.
Результаты методик психодиагностики показали, что наличие невысокого
уровня значимости сексуальных отношений у одного из супругов при высокой
значимости этой составляющей у второго, влекут повышение уровня тревожности у
первого. Значимость чувства долга у одного из супругов влечет к развитию у него
депрессии при малой значимости чувства долга у второго супруга.
Анализ различных подходов к семейному консультированию показал, что
большинство из них нацелено на коррекцию видимых отрицательных проявлений
семейных отношений. Противоречия между супругами, вызванные несовпадением
ценностных установок и ориентаций требует другого подхода. Такой подход был
предложен Н. Пезешкианом. Но чтобы доказать успешность применения его методики
в случаях по ликвидации различий в ценностных ориентациях и влияние на
неблагоприятные эмоциональные состояния требуется проведение дополнительных
исследований.
Данная работа может быть интересна с точки зрения собранного в ней
систематизированного теоретического и методического материала, который может
быть полезен в изучении влияния отрицательных эмоциональных проявлений на
целостность семейных взаимоотношений. В дальнейшем работа может быть продолжена
на практическом уровне, в том числе по измерению влияния на супружеские
отношения агрессии, стрессовых состояний супругов и др.
Список литературы
.Алешина
Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как показатель межличностных
отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1989. - № 2 -
С. 44-53.
.Алешина, Ю.
Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.
.Алешина,
Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования
супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: МГУ, 1987.
- 120 с.
.Андреева,
Г.М. Социальная психология: Учебник для высш. шк. - М.:Аспект-пресс, 1998. -
373 с.
.Антонов, А.
И. Микросоциология семьи (методология структур и процессов). Учебное пособие
для вузов. М: Издательский Дом «NOTA BENE», 1998.
.Битянова
М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учеб. пособие. -
М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 576 с.
.Витек, К.
Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск. /Под ред. М.С. Мацковского. -
М.: Прогресс, 1988. - 144 с.
.Волкова,
А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дисс. …канд.
психол. наук. - Ленинград, 1979. - 141 с.
.Гозман, Л.Я.
Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в
группе. - М.: МГУ, 1981. - 294 с.
.Гозман,
Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и
перспективы // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1985. - № 4. - С. 10
- 20.
.Гурко, Т.А.
Становление молодой семьи в крупном городе: (условия и факторы стабильности):
Дисс. …канд. филос. Наук. - М., 1983. - 141 с.
.Дмитренко,
А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы
супружеской жизни: Дисс. …канд. психол. наук. - Киев, 1989. - 177 с.
.Дружинин,
В.Н. Психология семьи. - 3-е изд., испр. и доб. Екатеринбург: Деловая книга,
2000. - 208 с.
.Елизаров,
А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник Моск.
Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1996. - № 1. - С. 42-49.
.Елизаров,
А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи // Вестник
Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. - № 3. - С. 59-68.
.Жигалова
И.В. Конфликты в молодой семье // Актуальные проблемы семьи и детства сегодня:
Сб. диплом. работ выпускников Высш. шк. коммерции и упр. ПГУ со спец. «Социал.
работа». - Петрозаводск: ПГУ, 1994. - С. 25-37.
.Изард, К. Э.
Психология эмоций. - СПб: «Питер», 1999. - 464 с.
.Коттлер Дж.
Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
.Майерс, Д.
Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
.Мацковский
М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики /Под ред. Г.С.
Батыгина. - М.: Наука, 1989. - 112 с.
.Московичева,
Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента: Дисс. …канд.
психол. наук. - СПб, 2000.-155с.
.Пезешкиан,
Н. Семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. - М.: Смысл,
1993. - 332 с.
.Психологическая
диагностика / под ред. Акимовой М.К. - М., 2000.
.Психологические
тесты: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 247 с.
.Психологический
словарь / под ред. Кондакова И.М. - М., 2000.
.Психологический
словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- 8-е изд., перераб. и доп. -
М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.
.Психология
семейных отношений с основами семейного консультирования / ред. Е. Г. Силяева.
- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
.Психология
семьи: хрестоматия / под ред. Райгородского Д.Я. - С: «Бахрах-М», 2007.
.Пэйдж С.
Супружеская жизнь: Путь к гармонии /Пер. с англ. - М.: МИРТ, 1995, - 416 с.
.Райгородский,
Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие -
Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
.Резников,
В.Е. Социально-психологическая типология конфликтного взаимодействия супругов:
Дисс. …канд. психол. наук - Минск, 1991. - 224 с.
.Сатир В. Как
строить себя и свою семью /Пер. с англ. - улучш. изд. - М.: Педагогика - Пресс,
1992. - 192 с.
.Сатир, В.
Психотерапия семьи. - СПб.: Ювента, 1999. - 281 с.
.Семья -
глазами психолога : сборник методик /Сост. С.Ф. Спичак. - М.: ЦНИИЭ Псельстрой,
1992. - 100 с.
.Сермягина,
О.С. Эмоциональные отношения в семье: Социально - психологическое исследование.
- Кишинев: ШТИИНЦА, 1991. - 86 с.
.Столин, В.В.
Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. - 1982. - № 4.
С. 104-115.
.Сысенко,
В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений. Научно-методическое пособие
в помощь работникам социальных служб. - М., 1998. - 109 с.
.Титаренко,
В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
.Торохтий
В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. - М.: Типография купца
Тарасова, 1996. - 64 с.
.Федотова
Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии - 1983. - № 5. - С.
87-94.
.Харчев, А.
Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
.Ходаков Н.М.
Молодым супругам. - 6-е изд., стереотипное. - М.: Медицина, 1990. - 176 с.
.Хрестоматия
по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки
Т. Кутасовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
.Шерман Р.,
Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии:
Руководство /Пер. с англ. А.З. Шапиро.- Класс, 1997. - 336 с.
.Шнейдер,
Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель - Пресс, ЭКСМО -
Пресс, 2000, - 512 с.
.Эйдемиллер,
Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656
с.
Приложение 1
. Методика «Измерение установок в семейной паре»
Инструкция
«Просим оценить степень Вашего согласия с предлагаемыми ниже суждениями,
выражающими ту или иную позицию человека в жизни. Нет и не может быть
правильных или неправильных ответов, важно, чтобы выбранный вариант наиболее
полно отражал Вашу личную точку зрения».
Текст опросника
2. Методика «Анализ семейной тревоги» (Э. Г. Эйдемиллер и В.
Юстицкис)
Инструкция
«Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии
дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в бланке,
прилагающемся к методике. Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в
общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы
в целом не согласны - зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то
поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было
больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье.
В опроснике нет "правильных" и "неправильных"
утверждений. Отвечайте так, как чувствуете».
Текст опросника
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.
2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
. Я многого не успеваю сделать.
. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во
всем что случается в нашей семье.
. Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной).
. Дома мне часто приходится нервничать.
. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким
(неловкой).
. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
. Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много
сделать.
. Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома.
. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
. Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого
не заметил.
. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило,
приходится делать совсем другое.
. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.
. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед
друзьями и знакомыми.
. Часто бывает так: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло
плохо.
. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.
3. Методика определения уровня депрессии (в ред. Т.Н.
Балашовой)
Инструкция
«Прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните
соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в
последнее время».
Таблица. Текст опросника
Суждение
|
Никогда или изредка
|
Иногда
|
Часто
|
Почти всегда или постоянно
|
1. Я чувствую подавленность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2. Утром я чувствую себя
лучше всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3. У меня бывают периоды
плача или близости к слезам
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4. У меня плохой ночной сон
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5. Аппетит у меня не хуже
обычного
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6. Мне приятно смотреть на
привлекательных представителей другого пола, разговаривать с ними, находиться
рядом
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7. Я замечаю, что теряю вес
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8. Меня беспокоят запоры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9. Сердце бьется быстрее,
чем обычно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10. Я устаю без всяких
причин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
11. Я мыслю так же ясно,
как всегда
|
1
|
2
|
3
|
4
|
12. Мне легко делать то,
что я умею
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13. Чувствую беспокойство и
не могу усидеть на месте
|
|
2
|
3
|
4
|
14. У меня есть надежды на
будущее
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15. Я более раздражителен,
чем обычно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16. Мне легко принимать
решения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17. Я чувствую, что полезен
и необходим
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18. Я живу достаточно
полной жизнью
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19. Я чувствую, что другим
людям станет лучше, если я умру
|
1
|
2
|
3
|
4
|
20. Меня до сих пор радует
то, что радовало всегда
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Приложение 2
Методика консультационной работы Е.Г. Силяевой, Н. Пезешкиана
Модель «Набор рекомендаций по выстраиванию эмоционально положительного
взаимодействия с супругом»
Инструменты преодоления межличностных конфликтов:
) дистанцирование (наблюдение) - отказ от критики, от стереотипных
оценок;
) инвентаризация (описание) - оценка способностей партнера, как
негативных, так и позитивных, характерных для самого пациента или желательных
для него;
) ситуативное ободрение - подкрепление хорошего и правильного, с точки
зрения пациента, поведения партнера;
) вербализация - выбор соответствующей ситуации и стратегии обсуждения
проблемы с партнером;
) расширение целей - выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером
с учетом его позитивных качеств и без переноса негативного опыта.
Для вербализации проблемы рекомендуется ряд конструктивных правил:
) предлагайте партнеру обсуждение в удобное для него время и в отсутствие
посторонних;
) начинайте беседу с упоминания о достоинствах партнера и положительных
аспектов его поведения;
) перейдя к проблеме, не повышайте голос, говорите от первого лица;
) избегайте смещения обсуждения самой проблемы на личностные особенности
партнера;
) помните, что выявляющиеся различия во мнениях и взглядах - это
показатель доверия и искренности;
) старайтесь ограничить длительность обсуждения 1 часом;
) напоминайте себе и партнеру, что конструктивное разрешение проблемы -
выигрыш для вас обоих;
) при интенсивных, но неудачных попытках прийти к откровенному диалогу с
партнером обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту как к
посреднику.
Приложение 3
Таблица 3. Результаты диагностического исследования по методике
«Измерение установок в семейной паре»
№
|
Испытуемый /Шкалы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Алехин И.
|
1
|
0,5
|
1,5
|
2,75
|
0
|
4
|
0
|
0,5
|
-1
|
-0,75
|
2
|
Алехина Е.
|
0,5
|
0,75
|
2,25
|
1,75
|
0,25
|
3
|
-0,5
|
0,5
|
0,5
|
-1
|
3
|
Амбарников С.
|
-0,75
|
0,5
|
1,25
|
1,25
|
0,25
|
2,25
|
-0,5
|
0,5
|
-0,25
|
-0,75
|
4
|
Амбарникова Е.
|
-1
|
0,75
|
2
|
2
|
-0,25
|
3,5
|
-0,
|
0,5
|
0,5
|
-0
|
5
|
Антонов К.
|
1,25
|
0,25
|
1,75
|
2,25
|
2
|
2,25
|
0,5
|
0,75
|
0,5
|
1,5
|
6
|
Антонова К.
|
1
|
0
|
1,25
|
2
|
0,25
|
2
|
0,5
|
0,75
|
-0
|
1
|
7
|
Бурмакин В.
|
-1,5
|
0,75
|
1,25
|
2
|
-0,5
|
2,5
|
-0,
|
0,25
|
0,5
|
-2
|
8
|
Бурмакина А.
|
0
|
0,75
|
1,5
|
2
|
-0,5
|
3,5
|
-0,
|
0,25
|
0,5
|
-2,2
|
Воробьев В.
|
-0,75
|
-0,75
|
0
|
-0,75
|
0,5
|
1,75
|
1,5
|
0
|
0,25
|
0,5
|
10
|
Воробьева А.
|
-0,25
|
0,5
|
1,75
|
2,25
|
-0,25
|
1
|
0,75
|
0,5
|
0
|
0,25
|
11
|
Захарченко И.
|
-0,75
|
0,75
|
2
|
2,5
|
0
|
3
|
-0,75
|
0,5
|
-2,25
|
-0,5
|
12
|
Захарченко Л.
|
0,25
|
0,75
|
2,25
|
2
|
0,25
|
2,5
|
0,25
|
1,25
|
-0,75
|
0
|
13
|
Илюхин Р.
|
-0,5
|
0,25
|
1,5
|
2
|
-0,5
|
3,25
|
-0,75
|
0,5
|
-0,5
|
-1
|
14
|
Илюхина К.
|
-1
|
0,25
|
2
|
2
|
0,5
|
1,25
|
-0,75
|
0,5
|
-1,25
|
-0,75
|
15
|
Койнов В.
|
-0,5
|
0
|
0,5
|
1,25
|
0
|
2,5
|
0,25
|
-0,75
|
-0,5
|
0
|
16
|
Койнова О.
|
0
|
0,25
|
1
|
0,75
|
-0,75
|
2,5
|
-0,25
|
0,5
|
-1,5
|
-1
|
17
|
Кондрашов С.
|
-1
|
-0,2
|
1,25
|
2
|
-0,75
|
1,75
|
0
|
0
|
-1,5
|
-0,75
|
18
|
Кондрашова О.
|
-0,25
|
0,5
|
2
|
1,5
|
0,25
|
1,75
|
-0,75
|
0,75
|
-1,75
|
0
|
19
|
Матюха М.
|
-0,75
|
0,25
|
1,25
|
1,5
|
-1,5
|
1,25
|
-0,75
|
0,5
|
-0,5
|
0,5
|
20
|
Матюха П.
|
-1,25
|
0,25
|
-1,25
|
1,5
|
0
|
4
|
0
|
0,5
|
-1
|
-0,75
|
21
|
Миронович Е.
|
-1,25
|
0,75
|
1,75
|
2,75
|
-0,75
|
1
|
-0,5
|
0,5
|
-1,5
|
0,5
|
22
|
Миронович О.
|
1
|
-0,5
|
1,5
|
1,25
|
0,75
|
1
|
0,2
|
-0,2
|
-1
|
0,25
|
23
|
Патрушев К.
|
0
|
0,5
|
2
|
1,5
|
0
|
1,75
|
0,75
|
0,5
|
-0,75
|
0,75
|
24
|
Патрушева Ю.
|
-0,5
|
0
|
1,75
|
1
|
-0,75
|
1
|
-1
|
1,75
|
-1,25
|
-0,75
|
25
|
Плотников Д.
|
0
|
0
|
1,5
|
0,75
|
-0,5
|
3,25
|
-0,25
|
0
|
-0,75
|
0,75
|
26
|
Плотникова Ж.
|
-0,5
|
0,5
|
1,5
|
1,5
|
1,25
|
2,75
|
0
|
0,75
|
-1,5
|
-0,25
|
27
|
Погорелов О.
|
0,5
|
0,25
|
2,5
|
1,5
|
0,25
|
0,75
|
-0,25
|
2
|
-2
|
-0,5
|
28
|
Погорелова Т.
|
0
|
0
|
1,5
|
1
|
-0,75
|
4
|
1,25
|
1,25
|
-2
|
-1
|
29
|
Разумовская М.
|
-0,75
|
-0,5
|
0,75
|
2,5
|
-0,75
|
1,75
|
1,5
|
2
|
-2
|
-0,25
|
30
|
Разумовский П.
|
-1,5
|
0
|
0
|
2
|
-0,5
|
2,25
|
-0,5
|
0,5
|
-2
|
0,5
|
31
|
Русая А.
|
-0,5
|
0,75
|
0,75
|
1,5
|
-0,5
|
2,5
|
-0,25
|
0,75
|
-2,5
|
1
|
32
|
Русый И.
|
0
|
0,75
|
2
|
2,5
|
-0,75
|
1
|
-1
|
-0,25
|
-0,75
|
0,25
|
33
|
Сергомасов С.
|
1
|
0,75
|
1,25
|
1,75
|
-0,75
|
1
|
0,25
|
0,25
|
-1,5
|
0,25
|
34
|
Сергомасова Т.
|
-0,75
|
0,75
|
1,5
|
2
|
-1,25
|
3
|
-1,25
|
0,75
|
-1,5
|
0
|
35
|
Спелая М.
|
1
|
0
|
0,5
|
1,75
|
0
|
2,5
|
-0,75
|
0,75
|
0
|
0,5
|
36
|
Спелый П.
|
-0,5
|
0,25
|
2,25
|
1
|
2
|
3,75
|
-1,25
|
1,75
|
0,75
|
1
|
37
|
Тириков Д.
|
0,25
|
0,25
|
1,5
|
2
|
2
|
-0,5
|
0,25
|
0
|
1,25
|
1,25
|
38
|
Тирикова Е.
|
1,5
|
1,75
|
2
|
3
|
2,25
|
0,75
|
1,5
|
0
|
0,5
|
39
|
Чагин И.
|
-0,25
|
-0,25
|
0,5
|
1
|
0,25
|
-0,25
|
0,75
|
0,75
|
-1,25
|
1,25
|
40
|
Чагина З.
|
1
|
1,25
|
1,5
|
1,25
|
0,25
|
1,25
|
0,5
|
1
|
-0,25
|
0,25
|
Таблица 3. Соотношение значимости сексуальной сферы для супругов и уровня
тревожности
№ испыт
|
Показатель значимости секс.
сферы (мет-ка 1, шкала 7)
|
Ранг
|
Уровень тревожности
|
Ранг
|
d1
|
d2
|
1
|
0,5
|
13
|
2
|
25
|
-4,5
|
-4
|
2
|
0,75
|
2
|
1
|
33
|
-4
|
22
|
3
|
0,5
|
28
|
3
|
17
|
-4
|
2,5
|
4
|
0,75
|
13
|
1
|
33
|
22
|
-4
|
5
|
0,25
|
28
|
2
|
25
|
2,5
|
-4
|
6
|
0
|
2
|
2
|
25
|
-4
|
-4,5
|
7
|
0,75
|
19
|
1
|
33
|
-4
|
-4,5
|
8
|
0,75
|
28
|
2
|
25
|
-4,5
|
-4,5
|
9
|
-0,75
|
2
|
6
|
3
|
-4,5
|
-4,5
|
10
|
0,5
|
2
|
4
|
13
|
-4,5
|
-4
|
11
|
0,75
|
39
|
6
|
3
|
-4,5
|
2
|
12
|
0,75
|
13
|
4
|
13
|
-4
|
-14
|
13
|
0,25
|
2
|
3
|
17
|
2
|
2
|
14
|
0,25
|
2
|
3
|
17
|
-14
|
-4
|
15
|
0
|
19
|
2
|
25
|
2
|
5,5
|
16
|
0,25
|
19
|
4
|
13
|
-4
|
2
|
17
|
-0,2
|
28
|
3
|
17
|
5,5
|
-4,5
|
18
|
0,5
|
19
|
3
|
17
|
2
|
-4
|
19
|
0,25
|
35
|
7
|
1
|
-4,5
|
4,5
|
20
|
0,25
|
13
|
6
|
3
|
-4
|
2
|
21
|
0,75
|
19
|
5
|
8
|
4,5
|
-6,5
|
22
|
-0,5
|
19
|
3
|
17
|
2
|
2,5
|
23
|
0,5
|
2
|
1
|
33
|
-6,5
|
19,5
|
24
|
0
|
37
|
3
|
17
|
2,5
|
-21
|
25
|
0
|
13
|
1
|
33
|
19,5
|
17
|
26
|
0,5
|
28
|
1
|
33
|
-21
|
33,5
|
27
|
0,25
|
28
|
5
|
8
|
17
|
-42,5
|
28
|
0
|
13
|
7
|
1
|
33,5
|
-25,5
|
29
|
-0,5
|
19
|
3
|
17
|
-42,5
|
33,5
|
30
|
0
|
28
|
2
|
25
|
-25,5
|
-14
|
31
|
0,75
|
37
|
0
|
40
|
33,5
|
2
|
32
|
0,75
|
28
|
1
|
33
|
-14
|
-4
|
33
|
0,75
|
2
|
2
|
25
|
2
|
-9,5
|
34
|
0,75
|
2
|
2
|
25
|
-4
|
17
|
35
|
0
|
2
|
4
|
13
|
-9,5
|
17
|
36
|
0,25
|
2
|
6
|
3
|
17
|
-4
|
37
|
0,25
|
28
|
5
|
8
|
17
|
-4,5
|
38
|
-0,75
|
19
|
5
|
8
|
-4
|
40,5
|
39
|
-0,25
|
19
|
6
|
3
|
-4,5
|
8,5
|
40
|
1,25
|
39
|
5
|
8
|
40,5
|
-4
|
Итого
|
|
820
|
|
820
|
3524
|
|
Таблица 3.2 Соотношение значимости чувства долга для супругов и уровня
депрессивности
№ испыт
|
Показатель значимости
чувства долга (мет-ка 1, шкала 2)
|
Ранг
|
Уровень депрессивности
|
Ранг
|
d1
|
d2
|
1
|
0
|
19
|
31
|
28
|
-4,5
|
-4
|
2
|
-0,5
|
19
|
42
|
13
|
-4
|
22
|
3
|
-0,5
|
2
|
44
|
-4
|
2,5
|
4
|
-0,
|
37
|
31
|
2
|
22
|
-4
|
5
|
0,5
|
13
|
45
|
19
|
2,5
|
-4
|
6
|
0,5
|
28
|
51
|
28
|
-4
|
-4,5
|
7
|
-0,
|
28
|
53
|
2
|
-4
|
-4,5
|
8
|
-0,
|
13
|
54
|
2
|
-4,5
|
-4,5
|
9
|
1,5
|
19
|
56
|
28
|
-4,5
|
-4,5
|
10
|
0,75
|
28
|
61
|
2
|
-4,5
|
-4
|
11
|
-0,75
|
28
|
52
|
19
|
-4,5
|
2
|
12
|
0,25
|
13
|
50
|
28
|
-4
|
-14
|
13
|
-0,75
|
28
|
44
|
2
|
2
|
2
|
14
|
-0,75
|
2
|
35
|
2
|
-14
|
-4
|
15
|
0,25
|
19
|
51
|
19
|
2
|
5,5
|
16
|
-0,25
|
28
|
48
|
19
|
-4
|
2
|
17
|
0
|
2
|
42
|
28
|
5,5
|
-4,5
|
18
|
-0,75
|
2
|
38
|
19
|
2
|
-4
|
19
|
-0,75
|
28
|
61
|
35
|
-4,5
|
4,5
|
20
|
0
|
2
|
62
|
13
|
-4
|
2
|
21
|
-0,5
|
19
|
50
|
19
|
4,5
|
-6,5
|
22
|
0,2
|
28
|
47
|
19
|
2
|
2,5
|
23
|
0,75
|
2
|
41
|
2
|
-6,5
|
19,5
|
24
|
-1
|
2
|
38
|
37
|
2,5
|
-21
|
25
|
-0,25
|
19
|
47
|
13
|
19,5
|
17
|
26
|
0
|
19
|
37
|
28
|
-21
|
33,5
|
27
|
-0,25
|
28
|
51
|
28
|
17
|
-42,5
|
28
|
1,25
|
19
|
55
|
13
|
33,5
|
-25,5
|
29
|
1,5
|
35
|
50
|
19
|
-42,5
|
33,5
|
30
|
-0,5
|
13
|
51
|
28
|
-25,5
|
-14
|
31
|
-0,25
|
19
|
44
|
37
|
33,5
|
2
|
32
|
-1
|
19
|
48
|
28
|
-14
|
-4
|
33
|
0,25
|
2
|
47
|
2
|
2
|
-9,5
|
34
|
-1,25
|
37
|
51
|
2
|
-4
|
17
|
35
|
-0,75
|
13
|
52
|
2
|
-9,5
|
17
|
36
|
-1,25
|
28
|
60
|
2
|
17
|
-4
|
37
|
0,25
|
28
|
58
|
28
|
17
|
-4,5
|
38
|
0,75
|
13
|
62
|
19
|
-4
|
40,5
|
39
|
0,75
|
19
|
62
|
19
|
-4,5
|
8,5
|
40
|
0,5
|
37
|
57
|
39
|
40,5
|
-4
|
Итого
|
|
820
|
|
820
|
3524
|
|
Приложение 4
Таблица 4. Результаты опроса по методике «Анализ семейной тревоги»
№
|
Испытуемый /Шкалы
|
Вина
|
Тревожность
|
Напряженность
|
Семейная тревожность
|
1
|
Алехин И.
|
1
|
2
|
2
|
5
|
2
|
Алехина Е.
|
2
|
1
|
1
|
4
|
3
|
Амбарников С.
|
1
|
3
|
1
|
4
|
4
|
Амбарникова Е.
|
2
|
1
|
4
|
8
|
5
|
Антонов К.
|
3
|
2
|
2
|
7
|
6
|
Антонова К.
|
2
|
2
|
1
|
5
|
7
|
Бурмакин В.
|
4
|
1
|
3
|
8
|
8
|
Бурмакина А.
|
2
|
2
|
3
|
7
|
9
|
Воробьев В.
|
4
|
6
|
5
|
15
|
10
|
Воробьева А.
|
3
|
4
|
5
|
12
|
11
|
Захарченко И.
|
4
|
6
|
5
|
15
|
12
|
Захарченко Л.
|
5
|
4
|
6
|
15
|
13
|
Илюхин Р.
|
4
|
3
|
4
|
14
|
Илюхина К.
|
5
|
3
|
2
|
10
|
15
|
Койнов В.
|
4
|
2
|
1
|
7
|
16
|
Койнова О.
|
3
|
4
|
2
|
9
|
17
|
Кондрашов С.
|
2
|
3
|
4
|
9
|
18
|
Кондрашова О.
|
1
|
3
|
3
|
7
|
19
|
Матюха М.
|
6
|
7
|
6
|
19
|
20
|
Матюха П.
|
6
|
6
|
5
|
17
|
21
|
Миронович Е.
|
5
|
5
|
4
|
14
|
22
|
Миронович О.
|
3
|
3
|
4
|
10
|
23
|
Патрушев К.
|
2
|
1
|
1
|
4
|
24
|
Патрушева Ю.
|
2
|
3
|
1
|
6
|
25
|
Плотников Д.
|
4
|
1
|
1
|
6
|
26
|
Плотникова Ж.
|
1
|
1
|
2
|
4
|
27
|
Погорелов О.
|
6
|
5
|
5
|
16
|
28
|
Погорелова Т.
|
7
|
7
|
5
|
21
|
29
|
Разумовская М.
|
2
|
3
|
4
|
9
|
30
|
Разумовский П.
|
1
|
2
|
2
|
5
|
31
|
Русая А.
|
2
|
0
|
1
|
3
|
32
|
Русый И.
|
2
|
1
|
1
|
4
|
33
|
Сергомасов С.
|
4
|
2
|
1
|
7
|
34
|
Сергомасова Т.
|
2
|
2
|
0
|
4
|
35
|
Спелая М.
|
5
|
4
|
6
|
15
|
36
|
Спелый П.
|
5
|
6
|
6
|
17
|
37
|
Тириков Д.
|
6
|
5
|
5
|
16
|
38
|
Тирикова Е.
|
4
|
5
|
7
|
16
|
39
|
Чагин И.
|
5
|
6
|
7
|
18
|
40
|
Чагина З.
|
5
|
5
|
6
|
16
|
Приложение 5
Таблица 5. Измерение уровня депрессивного состояния (по методике Т.Н.
Балашовой)
№
|
Испытуемый
|
Уровень депрессии (УД)
|
1
|
Алехин И.
|
31
|
2
|
Алехина Е.
|
42
|
3
|
Амбарников С.
|
44
|
4
|
Амбарникова Е.
|
31
|
5
|
Антонов К.
|
45
|
6
|
Антонова К.
|
51
|
7
|
Бурмакин В.
|
53
|
8
|
Бурмакина А.
|
54
|
9
|
Воробьев В.
|
56
|
10
|
Воробьева А.
|
61
|
11
|
Захарченко И.
|
52
|
12
|
Захарченко Л.
|
50
|
13
|
Илюхин Р.
|
44
|
14
|
Илюхина К.
|
35
|
15
|
Койнов В.
|
51
|
16
|
Койнова О.
|
48
|
17
|
Кондрашов С.
|
42
|
18
|
Кондрашова О.
|
38
|
19
|
Матюха М.
|
61
|
20
|
Матюха П.
|
62
|
21
|
Миронович Е.
|
50
|
22
|
Миронович О.
|
47
|
23
|
Патрушев К.
|
41
|
24
|
Патрушева Ю.
|
38
|
25
|
Плотников Д.
|
47
|
26
|
Плотникова Ж.
|
37
|
27
|
Погорелов О.
|
51
|
28
|
Погорелова Т.
|
55
|
29
|
Разумовская М.
|
50
|
30
|
Разумовский П.
|
51
|
31
|
Русая А.
|
44
|
32
|
Русый И.
|
48
|
33
|
Сергомасов С.
|
47
|
34
|
Сергомасова Т.
|
51
|
35
|
Спелая М.
|
52
|
36
|
Спелый П.
|
60
|
37
|
Тириков Д.
|
58
|
38
|
Тирикова Е.
|
62
|
39
|
Чагин И.
|
62
|
40
|
Чагина З.
|
57
|