наличие специальных структур и процедур выявления признаков использования способов скрытого психологического воздействия и защиты от них. От эффективности деятельности этих структур и используемых защитных процедур зависит информационно-психологическая безопасность и нормальное функционирование социальных субъектов.
В качественно иных условиях находится большинство людей в обществе. У них нет ни аналитических центров, ни советников и консультантов. Нет возможности обратиться к специалистам. Они предоставлены самим себе и вынуждены сами заботиться о своей информационно-психологической безопасности и обеспечивать собственную защиту от скрытого психологического принуждения, ведя зачастую неравную борьбу в неблагоприятных для себя информационно-коммуникативных условиях.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что манипулирование - это процесс, который сопровождает каждого человека в течении всей жизни, изменяются лишь его форма и цели. Необходимой основой для возможности проведения манипулятивных действий является бессознательное человека, в нем заложены базовые установки манипуляции.
Принципы и современные методы манипулирования
Принципы и методы манипулирования являются основами механизма психологического воздействия. Знакомство с ними позволит более глубоко рассмотреть вопрос манипуляции в социальной политике.
Первым и основным принципом манипулирования является принцип сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта, предполагает непрерывное достижение целей психологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь в том случае, когда необходима его корректировка исходя из специфического проявления конкретных психологических особенностей людей, осмыслить которые заранее не представлялось возможным.
Следующим, важным основанием манипуляции является опора на положительное или отрицательное в личности и группе ориентирует на изучение и учет того, что может способствовать или препятствовать психологическому воздействию. Те или иные положительные или отрицательные характеристики личности или группы могут, как затруднять его, так и повышать его эффективность, что необходимо заранее принимать во внимание.
Принцип психологического воздействия в группе и через коллектив требует:
определять приоритеты во влиянии на неформальных лидеров и руководителей группы (сообщества);
определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех ее членов и именно на них сосредоточивать фокус основного влияния субъекта воздействия;
умело использовать силу группового мнения в интересах повышения эффективности воздействия;
заставлять всех членов группы подчинять личные интересы общим;
обеспечивать единство и сплоченность активных людей в действиях, способствующих воплощению целей осуществляемого на группу психологического воздействия.
Принцип единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии требует:
наличия единства взглядов всех субъектов психологического воздействия на его задачи;
достижения единства во всех элементах и во всем содержании психологического воздействия; использования достижений современной науки в интересах повышения эффективности общего воздействия на различных людей и их группы;
согласования линии психологического воздействия по отношению к отдельным людям; обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в психологическом воздействии в различных социальных условиях.
Далее рассмотрим основные методы манипуляции. Отметим, что методов психологического воздействия (манипулирования) очень большое количество. Некоторые из них доступны для овладения только после долгой практики (например, НЛП), какими-то свободно пользуется большинство людей в жизни, замечая этого; о каких-то приемах манипулятивного воздействия достаточно иметь представления, чтобы уже защититься от них.
Рассмотрим методы психологического воздействия (манипуляции), реализуемые в социальной политики.
Метод психологического воздействия - совокупность психологических приемов и операций по осуществлению воздействия на сознание и подсознание человека или групп лиц. Выделяют такие методы психологического воздействия, как убеждение, внушение, принуждение, заражение, подражание и др.
Различают прямые и косвенные методы воздействия на сознание. Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы, обращенной к разуму людей, был учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, проводить научный анализ. Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.
«Метод закрепления установок (положений). В основе метода лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать массив данных и его оперативная память ограничена, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений.
Метод синхронизации индивидуума с группой. Метод основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, коррелирующее поступки отдельных лиц, «стадное» чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества определенного «образа жизни» и т.п.
Метод рекламы. Применяется при нецелесообразности посылки заведомо ложной информации. Суть метода: «Всегда говорите правду, говорите много правды, говорите гораздо больше правды, чем от вас ожидают, но никогда не говорите всю правду».
Метод опосредованного воздействия средств массовой информации на общественное сознание через межличностные неформальные каналы информации. Основан на подаче нужного материала с вопросительным знаком и предложении обсудить, отзвонить, прокомментировать и т.д».
Политические и оперативные игры, специальные и тайные операции, психологические операции и психологическая война, пропагандистские и рекламные кампании являются понятиями, отражающими устойчивые организационные формы целенаправленного комплексного применения различных способов и средств скрытого принуждения людей, включающих:
сокрытие истинных целей действий, суть которых заключается, как правило, в получении односторонней или большей выгоды для инициатора этих действий;
использование приемов, маскирующих истинные цели и побуждающих совершать действия, выгодные для инициатора их применения.
Основные источники информационно-психологического воздействия на человека включают в себя (в обобщенном виде):
государство (в том числе иностранные государства), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;
общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);
различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);
отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).
Из выше изложенного можно сделать вывод, о том, что принципы манипулятивного воздействия можно разделить на принципы постоянного действия и принципы учета изменений внешней среды. Принципы манипулирования позволяют в полной мере увидеть механизм реализации манипулятивного процесса. Методы манипулирования - это следствие анализа и корреляции принципов. Методы манипуляции раскрывают содержание манипулятивного действия.
Манипуляция в социальной среде. Социальная среда как фактор формирования бессознательного и субъект манипулятивного воздействия
Социальная среда оказывает важнейшее влияние на формирование бессознательного психики индивида и, как следствие, на манипуляции психикой. Отметим, что говоря о манипуляции, подразумевается манипуляция бессознательным. Потому как именно в бессознательном зарождаются те импульсы, которые в последующем перейдут в мотивы поведения, и будут в своем ключе влиять на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию.
Рассмотрим подобный вопрос подробней. Известно, что главенствующую роль в психике индивида играет подсознание. В подсознании (бессознательном) зарождаются все мысли, поступки, желания индивида, которые в последующем переходят в сознание, а значит уже так или иначе отображают след индивида в окружающем мире. Окружающий мир состоит из социальной среды. Социальная среда представляет собой некий срез общественной жизни индивида, заключающейся во взаимодействии индивида с различными социальными институтами. Под социальными институтами следует понимать возможности формирования личности индивида путем непосредственного взаимодействия личности с социумом. Социум в данном случае - есть совокупность факторов, окружающих индивида при его контактах с внешней средой, т. е. соотношение внутреннего мира индивида - с миром внешним.
В социальной среде «доформировывается» все то, что получил индивид от рождения. Причем фактор наследственности, заметим, играет весьма важную роль в вопросе формирования психического уклада индивида. Г. Лебон, в своем труде «Психология народов и масс», писал: «Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключается бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно душу расы. Кроме открыто признаваемых нами причин, руководящих нашими действиями, существуют еще тайные причины, в которых мы не признаемся, но за этими тайными причинами есть еще более тайные, потому что они неизвестны нам самим. Большинство наших ежедневных действий вызывается скрытыми двигателями, ускользающими от нашего наблюдения. Элементы бессознательного, образующие душу расы, именно и являются причиной сходства индивидов этой расы, отличающихся друг от друга главным образом элементами сознательного, - тем, что составляет плод воспитания или же результат исключительной наследственности».
Рассматривая вопрос влияния социальной среды на формирование бессознательного и последующие манипуляции, отметим, что социальная среда в иных положениях как ничто иное оказывает влияние на весь характер поведения индивида, формируя те мотивы поведения, которые в последующем будут влиять как на жизнь самого индивида, так и на его взаимосвязь с микросоциумомом. Характер поступков индивида только внешне кажется абстрактным и ни от чего не зависимым. Любой поступок и даже любая мысль индивида зависит от бессознательного его психики. Поэтому уже отсюда нетрудно проследить связь между накоплением информации в бессознательном (влияющей в последующем на бессознательное) - и социальной средой, в той или иной мере формирующей индивида.
Основная категория индивидов, проживающих в обществе, вынуждена подчиняться законам такого общества, бессознательно понимая, что иначе попросту не выжить.
Марксизм определял общественно-экономическую формацию - как исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующуюся свойственным только ей способом производства, и характеризующейся связанными с этим способом общественными отношениями.
Рассмотрим философское трактование понятия «общественно-экономическая формация - исторически определённый экономический строй общества и соответствующая ему надстройка. Каждая общественно-экономическая формация имеет свои особые исторические законы возникновения и развития. В то же время существуют общие законы, действующие во всех формациях и связывающие их в единый закономерный процесс мировой истории, Переход одной формы общества в другую совершается не случайно, а строго закономерно, в силу развития в недрах старого общества противоречий, которые приводят его к упадку, отмиранию и создают базу для возникновения и победы нового, более прогрессивного строя. В основе смены одной общественно-экономической формации другой лежит объективный закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил…».
В настоящее время, индивид для проживания в обществе вынужден подстраиваться под существующие нормы поведения и задаваемые обществом законы. Соблюдение этих законов продиктовано условием существования индивида в обществе, не соблюдение нор и правил может привести к изоляции индивида.
Рассматривая вопрос внушаемости в обществе как фактора манипуляций и следствия приверженности тем или иным социально-экономическим отношениям, следует обратить внимание на высокую восприимчивость индивида к подобного рода воздействию извне. Когда индивид (как и индивиды, объединенные в массы) являя собой членов общества, в большинстве случаев подчиняют себя воздействиям на них излучений, исходящих от руководящих органов и лиц, которым по долгу служебных обязанностей «поручено» заботиться о других. В социалистическом обществе подобная роль целиком и полностью лежала на коммунистической партии Советского Союза, в капиталистическом обществе - нормы зависят от мнения обладателей денежных средств на Западе, или от неформальных лидеров партии большинства в современной России.
О роли социальной среды в вопросе формирования бессознательного индивида и последующего воздействия бессознательного (подсознания) на сознание - говорят и авторы «Проекта Россия» - «не только книги и фильмы формируют наше миропонимание. Этим занимаются эстрада, мода и прочее. Множество областей, не считающихся источниками информации, на самом деле несут огромный информационный поток. На подсознание помимо нашей воли воздействует не только прямая реклама, но и любое изображение, звук и даже дизайн. Вы заходите в магазин одежды, меряете, выбираете. Ни о какой политике, идеологии и мировоззрении думать не думаете. Но ваше сознание получает информацию от формы, дизайна, рисунков, цвета, этикеток и прочее, и ваше мировоззрение формируется. Вы заходите в столовую, кафе, ресторан и любое иное заведение общепита. В формировании вашего подсознания участвуют дизайн заведения, музыка, видеоряд и прочее. Вы идете по улице, и архитектура зданий несет определенную информацию. Дизайн предметов, от ручки до автомобиля, несет информацию, формирующую ваше подсознание. Кажется, это такой бред! При чем тут ручки с дизайном, если человек на это и внимания-то не обращает. Оказывается, очень даже при чем. Сознание личности формируется исключительно благодаря информации, получаемой из внешней среды. Сам в себе человек никакой информации образовать не может. Отсюда такая страсть людей к подражанию. Если человека с детства поместить в информационный вакуум, человека не будет. Будет просто растение, туловище человека, в котором нет личности. Чтобы сформировалась личность, необходимо поступление информации извне. Какая информация будет поступать, такая личность будет формироваться».
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная среда, являющаяся частью того общества, в котором пребывает все время индивид, оказывает на него мощнейшее манипулятивное воздействие, вынуждая совершать определенные поступки. Над человеком довлеет как бессознательное его психики, сформированное в результате проживания в социуме так и манипуляторы, воздействующие на архетипы его бессознательного в своих целях.
Психологическое воздействие как средство управляющего воздействия в социальной политике
В социальных системах функции управления осуществляются посредством оказания информационно-психологического воздействия на объект управления.
Психологическое воздействие - это способ оказания влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с использованием различных способов явного и скрытого психологического принуждения (манипуляции). Психологическое воздействие часто применяется в форме технологий тайного принуждения личности. Комплексное использование различных способов скрытого психологического принуждения людей в виде системы психологических операций, разнообразных пропагандистских акций и рекламных кампаний выступает как распространенное средство политической борьбы не только во внешнеполитической деятельности и в условиях международных конфликтов, но и как присущее внутриполитической деятельности. Процесс тайного принуждения личности выступает как вид деятельности, осуществляемый с использованием разнообразных специфических способов и средств, скоординированных во времени, пространстве и реализуемых как отдельными лицами, так и различными социальными организациями в широком смысле понимания данного термина. Технология тайного принуждения личности включает как сам процесс скрытого психологического принуждения людей, так и процедуры, комплексы применяемых способов и средств психологического воздействия.
Выделяют три основных этапа психологического воздействия.
. Операционный, когда осуществляется деятельность его субъекта.
. Процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия его объектом.
. Заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.
Перестройка психики под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т.е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т.е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными.
Психологическое воздействие в социальной среде может осуществляться различными методами и основными инструментами, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей:
.собственно психологическими методами (убеждением, внушением, информированием, поощрением, принуждением, наказанием, методом примера);
.психологическое воздействие может осуществляться с использованием военных средств;
.для психологического воздействия может использоваться система торговых и финансовых санкций, направленных на экономический подрыв потенциального противника;
.психологическое воздействие может осуществляться с использованием чисто политических средств.
Психологическое воздействие является результатом методов манипулирования рассмотренных в п.1.2.
Выделяют следующие формы психологического воздействия:
- воздействие вербальными средствами;
- воздействие печатными и изобразительными средствами;
- воздействие с помощью радио, телевидения и компьютерной техники.
При выборе форм психологического воздействия необходимо учитывать их специфические особенности. Устное (вербальное) воздействие очень продуктивно, но не всегда возможно. Воздействие с помощью радио, телевидения и компьютерной техники обеспечивает одновременный охват большой аудитории, но требует специальной аппаратуры для приема информации и обеспечения возможностей для ее прослушивания (просмотра). Печатные и изобразительные материалы проигрывают в оперативности, не воспринимаются неграмотными людьми и требуют специальных средств доставки к объекту. Однако их можно изучать неоднократно, передавать из рук в руки, хранить длительное время.
Психологическое воздействие в социальной сфере оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:
- потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);
- интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);
- эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);
- коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).
Рассмотрим понятие социальной политики и проанализируем ее механизмы психологического воздействия. Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Таким образом, социальная политика - это механизм, который формирует социальную среду, следовательно, формирует основу для дальнейших манипулятивных действий над человеком.
Психологическое воздействие в социальной политике имеет свои механизмы. Обычно различают механизмы трансформации: убеждений, стереотипов, установок людей.
Психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.
Различают следующие принципы психологического воздействия: индивидуального и дифференцированного подхода; воздействия в группе и через коллектив; воздействия в процессе деятельности; сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта; опоры на положительное или отрицательное в личности и группе; единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии.
Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии предполагает:
глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей объектов воздействия;
определение конкретных задач влияния на конкретных людей и группы (сообщества) с учетом их личностных и групповых характеристик;
постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенностей каждого конкретного человека.
Психологическое воздействие в процессе деятельности предполагает, что влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно.
Закономерности психологического воздействия:
если оно направлено, в первую очередь, на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются, в первую очередь, на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;
когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;
сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;
влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;
в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу человека изменяются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его картина мира.
Из выше изложенного можно сделать вывод, социальная политика - основная сфера, формирующая социальную среду, следовательно, опираясь на выводы п.2.1., создающая бессознательное каждого человека. Манипулятивные технологии в данной среде направлены на воссоздание устойчивой системы норм и ценностей современного общества, на его дальнейшую репродукцию.
Заключение
Анализируя содержание работы, можно сделать следующие выводы:
.Манипулирование - это процесс, который сопровождает каждого человека в течении всей жизни, изменяются лишь его форма и цели. Необходимой основой для возможности проведения манипулятивных действий является бессознательное человека, в нем заложены базовые установки манипуляции.
.Социальная среда, как общества, в котором пребывает индивид, оказывает на него мощнейшее манипулятивное воздействие, вынуждая совершать определенные поступки. Над человеком довлеет как бессознательное его психики, сформированное в результате проживания в социуме так и манипуляторы, воздействующие на архетипы его бессознательного в целях соблюдения индивидом норм и правил жизнедеятельности общества.
.Социальная политика является основным средством формирования социальной среде, следовательно, именно через нее создается бессознательное каждого человека. Манипулятивные технологии в социальной политике направлены на воссоздание устойчивой системы норм и ценностей современного общества, на его дальнейшую репродукцию.
.Психологическое воздействие (манипуляция) в социальной сфере (реализуемое социальной политикой) оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом: потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания); интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление); эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы); коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия). Таким образом, вся жизнь человека в обществе, пронизана манипулятивными действиями, реализующимися через механизмы социальной политики.
Список литературы
.Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
.Богуш Д.А., Шевченко В.А. Механизмы и методы современных манипулятивных воздействий на большие массы людей // #"justify">.Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000. 344 с.
.Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства: возвращение к классической психиатрии // #"justify">.Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия // #"justify">.Доценко Е.Л. Психологические манипуляции. М.: ЧеРо, 1997. 344 с.
.Зелинский С.А. Анализ массовых манипуляций в России. Анализ задействования манипулятивных методик управления массами в исследовании деструктивности современной эпохи на примере России. Психоаналитический подход. СПб. Скифия. 2008. 280 с.
.Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды - как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. - СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. 280 с.
.Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами (Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс) // #"justify">.Зелинский С.А. Психологические приемы манипулирования психическим сознанием человека и масс // #"justify">.Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. М., 2007. 864 с.
.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. М., 2000. 608 с.
.Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: Системно-экологический анализ. М.: РАУ, 1989. 320 с.
.Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. М., 2001. 464 с.
.Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.:ПЕРСЭ; Логос, 2002. 640 с.
.Краткий философский словарь. М. 1954. С. 411.
.Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ. ред. А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 1999. 354 с.
.Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново: Пед. ин-т., 1978. 172 с.
.Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект, 2011. С.138
.Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. 388 с.
.Мертенс В. Психоанализ и аналитическая психотерапия // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 224-232.
.Мордачев В. Д. Манипулирование людьми. Играем на слабостях. Ростов-на-Дону. Изд-во: Феникс. 2007. 246 с.
.Проект Россия. Книга вторая. М. 2007. С. 178-179.
.Ранк О., Закс Г. Бессознательное и формы его проявления // Зарубежный психоанализ / Под ред. В. М. Лейбина. СПб., 2001. С.58-82
.Севрюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздействия и влияния на людей. Челябинск: Обл. изд-во, 1996. 416 с.
.Сухов А.Н. Психология больших социальных групп и движений // Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. М., 1995. С. 228-245.
.Техника дезинформации и обмана / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Мысль, 1978. 248 с.
.Хорни К. Невроз и развитие личности // Хорни К. Собр. Соч. в 3 т. Т.3. М., 1997. С.235-684.